автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему: Путевой очерк: эволюция и художественно-публицистические особенности жанра
Полный текст автореферата диссертации по теме "Путевой очерк: эволюция и художественно-публицистические особенности жанра"
Санкт-Петербургский государственный университет
ПУТЕВОЙ ОЧЕРК: ЭВОЛЮЦИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА
Специальность 10.01.10—Журналистика
АВТОРЕФЕРАТ диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук
На правах рукописи
ПАНЦЕРЕВ Константин Арсеньевич
Санкт-Петербург
2004
Работа выполнена на кафедре современной периодической печати факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
доктор филологических наук, профессор Борис Яковлевич Мисоноюников доктор филологических наук Ростислав Юрьевич Данилевский
доктор филологических наук, профессор Алексей Дмитриевич Кривоносое
Ведущая организация:
Российский государственный Педагогический университет им. А. И. Герцена
Л
Защита состоится «¿0_» Л0><&<р>4] 2005 года в « » часов на заседании Диссертационного совета Д 212.232.17 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургском государственном университете (199034, Санкт-Петербург, В.О., 1-ая линия, д.26, факультет журналистики СПбГУ, ауд.303).
С диссертацией молено ознакомиться в библиотеке имени М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета.
Автореферат разослан «_» _2004 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
доктор политических наук, профессор Я. С. Лабуш
4&3,0 5
¿5-3 £216
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Путевой очерк прошел долгий путь становления и развития. При этом он проявил себя как жанр гибкий, быстро приспосабливающийся к внешним условиям.
В XIX веке к очерковому жанру прибегали многие известные русские писатели (А. С. Пушкин, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов и др.) Ведь именно путевой очерк является одной из «наиболее открытых форм выражения публициста-художника. Автор вступает в нем в непосредственное общение с читателем, свободно излагая материал. Он может соединять в одно элементы истории, статистики, естественных наук, высказывать взгляды по тем или иным вопросам политики, рассказывать о личных приключениях, чувствах и мыслях, столкновениях с встреченными людьми»1. Публицист может в любой момент остановить естественный ход повествования, связанный непосредственно с путешествием, вставить в ткань произведения какую-либо новеллу, использовать лирическое отступление и т. п.
Глубоким потрясением для очеркового жанра явилась революция 1917 г. После нее на первое место стали выходить иные ценности, нежели те, которые существовали в прежней России. Возникли и новые тематические разновидности жанра, например, очерк о советской деревне, очерк о социалистическом строительстве.
После распада Советского Союза в журналистике произошли новые качественные преобразования, следствием которых явилось ослабление внимания к художественно-публицистическим жанрам. Журналистика, которая пришла на смену партийной советской печати, сместила профессиональные приоритеты, сделав ставку на информационные жанры. Очерку на газетной полосе стали отводить значительно меньше места.
1 Колосов Г. В. Очерк и жизнь. Алма-Ата, 1966. С. 114.
Кризис очеркового жанра как такового привел к тому, что очерк остановился в развитии. Во многом этому способствовало и отсутствие серьезных теоретических работ, посвященных проблемам современного российского очерка.
Однако при этом мы не можем утверждать, что очерк является реликтом, «окаменелостью». Сегодня журналисты все чаще начинают обращаться к этому сложному и трудоемкому жанру. Современное российское общество остро нуждается в духовных ориентирах, в объективной социальной информации, и очеркист, поднимая острые животрепещущие проблемы, дает аудитории ответы на многие вопросы, причем делает это в яркой художественно-публицистической форме.
Объектом исследования диссертации выступают непосредственно путевые очерки публицистов, которые создавали произведения в различные исторические периоды.
Предметом исследования является специфика генезиса и эволюционирования путевого очерка как жанра художественной публицистики, особенности его содержательно-формальных характеристик и социально-профессиональной идентичности.
Степень разработанноспш темы. Определенную теоретическую базу для изучения интересующих диссертанта проблем создали классические исследования по вопросам художественной литературы. Особого внимания заслуживают труды М. М. Бахтина, Р. Барта, В. Г. Белинского, А. Л. Бема, В. В. Виноградова, Г. О. Винокура и 10. М. Лотмана2.
Наиболее подробно очерк как жанр художественной публицистики рассматривается в работах В. А. Алексеева, Е. И. Журбиной, В. Я. Канторовича, Г. В. Колосова, Н. М. Масловой, В. А. Михельсона, М. И. Стюфляевой3. Из современных исследований, посвященных очерку, можно отметить монографии М. Н. Кима и А. А. Тертычного4. Предметом самостоятельных
2 Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000; Барт Р. Семиотика. Поэтика. М., 1994; Белинский В. Г. Соч. Т. 3. М., 1948; Бем А. Л. Исследования. Письма о литературе. М., 2001; Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М., 1959; Винокур Г. О. Филологические исследования. Лингвистика и поэтика. М., 1990; Лотман 10. М. Статьи по семиотике искусства. СПб., 2002.
3 Алексеев В. А. Русский советский очерк. Л., 1980; Журбина Е. И. Теория и практика художественно-публицистических жанров: очерк, фельетон. М., 1969; Канторович В. Я. Заметки писателя о современном очерке. М., 1975; Колосов Г. В. 1) Очерк и жизнь. Алма-Ата, 1966; 2) Искусство публицистики. Алма-Ата, 1968; 3) Поэтика очерка. М., 1977; Маслова Н. М. Путевые заметки как публицистическая форма (становление и развитие жанра «путешествия» в публицистике). М., 1977; Михельсон В. А. Путешествие в русской литературе. Ростов н/Д, 1974; Стюфляева М. И. Поэтика публицистики. Воронеж, 1975.
4 Ким М. Н. Очерк. Теория и методология жанра. СПб., 2000; Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2000.
исследований выступает творчество наиболее ярких писателей-очеркистов5. Общетеоретические проблемы поэтики, композиции, языка и стиля очеркового жанра рассматриваются В. А. Ампиловым, А. П. Горбуновым, О. А. Мазневым, Л. М. Майдановой, А. А. Савенковым, Б. В. Стрельцовым, М. С. Черепаховым6. Наконец, в монографиях Т. А. Беневоленской, В. П. Вер-шель, Н. М. Масловой, Ю. А. Крикунова присутствует анализ отдельных разновидностей очеркового жанра7. Этические аспекты деятельности журналиста, а также вопросы, связанные с ответственностью автора, достаточно подробно разбираются С. Г. Корконосенко и А. А. Юрковым8.
При изучении особенностей композиционного построения очерка, а также при рассмотрении очеркового жанра в контексте современных культурных процессов, диссертант опирался на исследования в области текста, нарратологии, дискурса. В этой связи особенно следует отметить монографии И. В. Арнольд, М. Я. Дымарского, В. П. Конецкой, Б. Я. Мисонжникова, Е. В. Падучевой, А. В. Соколова, а также голландского ученого Т. А. ван Дейка'.
Научная новизна работы. Существует немало исследований, посвященных изучению различных аспектов теории и методологии художественной публицистики, очеркового жанра в целом и путевого очерка в частности. Однако эти работы не ставят перед собой цели рассмотрения путевого очерка как некоего культурного феномена. Все они сводятся к достаточно подроб-
5 Глушков Н. И. Художественные очерки Валентина Овечкина: Автореф. канд. дис. М., 1961; Пивоварова Л. М. 1) Шелгунов — очеркист. Казань, 1990; 2) Русский очерк 80-90 гг. XIX века. Казань, 1978; 3) Очерки А. И. Левитова: Автореф. канд. дис. М., 1966.
6 Ампилов В. А. Современный газетный очерк. Минск, 1972; Горбунов А. П. 1) Язык и стиль газеты. М., 1974; 2) Работа писателя над языком и стилем произведения. Иркутск, 1970; 3) Образные средства языка газеты. М., 1969; 4) Поэтика публицистического текста. М., 1978; Мазнева О. А. Структура газетного очерка. М., 1990; Майдано-ва J1. М. Структура и композиция газетного текста: средства выразительного письма. Красноярск, 1987; Савенков А. А. Очерк в газете. Л., 1963; Стрельцов Б. В. Основы публицистики. Жанры. Минек, 1990; Черепахов М. С. Работа над очерком. М., 1964.
7 Беневоленская Т. А. Портрет современника (очерк в газете). М., 1983; Вершель В. П. 1) Рабочий: грани социального портрета; JI., 1991; 2) Тема рабочего класса в современной советской публицистике. Л., 1985; Маслова Н. М. Путевой очерк: проблемы жанра. М., 1980; Крикунов 10. А. Проблема характера в очерке. Алма-Ата, 1966.
8 Корконосенко С. Г. 1) Право и этика СМИ. СПб., 1999; 2) Социальное функционирование журналистики. СПб., 1994; Юрков А. А. Этика журналистского творчества. СПб., 2003.
9 Арнольд И. В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. СПб., 1999; Дымар-ский М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст. СПб., 1999; Конецкая В. П. Социология коммуникации. М., 1997; Мисонжников Б, Я. Феноменология текста (соотношение содержательных и формальных структур печатного издания). СПб., 2001; Падучева Е. В. Семантические исследования (Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива). М., 1996; Соколов А. В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб., 1996; Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / Пер. с англ. М., 1989.
ному изучению какого-либо одного вопроса (история развития очеркового жанра, анализ творчества отдельных писателей-очеркистов, вопросы поэтики жанра и т. д.). В связи с этим в диссертации предпринимается попытка отойти от классической методологии рассмотрения и изучения путевого очерка, присущего многим работам на эту тему. Диссертант предлагает исследовать путевой очерк одновременно в трех аспектах: историческом, теоретическом и в контексте современной культуры. Первый необходим для уяснения основных этапов эволюции и становления очеркового жанра. Только затем мы получаем возможность приступить непосредственно к изучению поэтики очеркового письма. Наконец, на третьем этапе автор пытается связать этот жанр с современными культурными явлениями, рассматривая путевой очерк в системе общесоциального дискурса.
Цель исследования. В постсоветский период интерес к очерку заметно снизился, его стали считать, и совершенно несправедливо, пережитком прошлого. Рассматривая путевой очерк в общей системе современной культуры, диссертант видит цель исследования в необходимости подчеркнуть и доказать общественную и профессиональную важность очерка, его актуальность и уникальность.
Для поэтапного достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
— проследить основные этапы эволюции и становления очеркового жанра;
— на этой базе дать характеристику отличительных примет традиционного (классического) путевого очерка;
— рассмотреть тематическое разнообразие путевых очерков;
— показать и проанализировать содержательно-формальные новации современного путевого очерка, разобрать основные принципы корреляции содержания и формы, а также прояснить некоторые особенности поэтики очеркового письма.
Методологической основой диссертации выступают принципы типологического и историко-генетического анализа. Типологический анализ предусматривает установление обобщающих признаков определенного жанра, на основе которых осуществляется дифференциация произведений по соответствующим параметрам: форме, содержанию, стилю, функциям, проблематике и, наконец, по объекту. Особенности типологического анализа характеризуются в работах Г. Н. Поспелова, который утверждал, что жанры — это, скорее, явление типологическое, чем исторически конкретное10. Таким образом, результатом типологического анализа является произвольно выстроенная классификация, которая зависит от критерия отбора дифференцирующих признаков.
10 См. об этом: Поспелов Г. Н. Проблемы исторического развития литературы. М., ■* 1972. С. 155.
Однако автору важно не только четко выстроить типологическую структуру очеркового жанра, но еще и проследить его эволюцию от протоформ до современного очерка. Обусловлено это тем, что для появления любого жанра должны сложиться определенные предпосылки. Следовательно и появиться жанр может только на конкретном историческом этапе. Причем он не являет собой нечто статичное, неизменное. Жанры находятся в постоянном движении. И дело вовсе не в том, что одни жанры приходят на смену другим, а в том, что «меняются самые принципы выделения жанров, меняются типы и характер жанров, их функции в ту или иную эпоху»11. Проследить эти изменения возможно только при помощи историко-генетического анализа, в ходе которого «осмысляется весь процесс становления жанра как целостной и постоянно меняющейся системы, выявляются общезначимые уровни развития жанра, начиная от элементарных (тема, фабула, предмет изображения) и кончая высшими (форма, способы организации речевого материала, композиция)»12.
Эмпирический материал исследования образуют путевые очерки13. В методологических целях диссертант в истории очеркового жанра выделяет четыре периода:
1. Зарождение жанра путевого очерка в России (XVIII век). В особенности следует отметить «Письма из Франции» Д. И. Фонвизина; «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина; «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.
2. Период расцвета русской классической очерковой прозы (XIX — начало XX века). XIX век отмечен большим количеством известных произведений, среди которых — «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года»
A. С. Пушкина; «Фрегат „Паллада"» И. А. Гончарова; «Письма об Испании»
B. П. Боткина; «Парижские письма» П. В. Анненкова; «Письма из Франции и Италии» А. И. Герцена; «Очерки русской жизни» Н. В. Шелгунова; «От Урала до Москвы» Д. Н. Мамина-Сибиряка; «Письма с дороги» Г. И. Успенского; очерки А. И. Левитова; «Очерки Сибири» С. Я. Елпатьевского; «Остров Сахалин» А. П. Чехова.
3. Советский путевой очерк (1920-1990 гг.). Наиболее известными писателями-очеркистами советского периода российской истории являются Д. Фурманов, А. Серафимович, Б. Кушнер, В. Маяковский, М. Горький, М. Кольцов, М. Шагинян, Г. Эмин, М. Ауэзов, П. Лукницкий, В. Песков, Н. Михайлов, В. Сорокин.
4. Очерк новой России (начиная с 1991 г.). Изученный автором корпус
11 Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979. С. 55.
12 Подробнее см.: Ким М. Н. Очерк. Теория и методология жанра. СПб., 2000. С. 13.
13 На ранней стадии развития очеркового жанра мы можем говорить только о про-I изведениях, написанных в стиле литературы «путешествий», поскольку о путевом
очерке как таковом говорить было бы преждевременно.
современных газетных очерков14 свидетельствует о том, что путевой очерк продолжает оставаться в арсенале журналистов, к которым постепенно пришло осознание тех возможностей, которые предоставляет этот во многом уникальный жанр. И сейчас (начиная со второй половины 1990-х гг.) происходит процесс возрождения очерка.
Научно-практическое значение. В теоретико-познавательном плане ценность диссертации заключается в том, что предпринята попытка комплексного анализа путевого очерка, который ранее не изучался с позиций интегрированности в систему общесоциального дискурса.
В прикладном плане некоторые из положений и выводов, к которым приходит диссертант, могут быть использованы при составлении учебных и методических программ, пособий по теории журналистики для студентов вузов, обучающихся по специальности «журналистика».
Апробация работы. Содержание проделанного исследования излагалось в опубликованных работах и научных докладах на ежегодных научно-практических конференциях факультета журналистики СПбГУ. Кроме того, некоторые профессионально-методические положения, отстаиваемые в диссертации, отражены в статьях, которые вошли в научные сборники.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, каждая из которых делится на разделы, заключения и списка литературы, содержащего свыше двухсот источников.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Во Введении дается общая характеристика исследования, определяются его предмет и задача, анализируется степень разработанности темы, обосновывается ее актуальность, а также определяется новизна реферируемого диссертационного сочинения и его практическая значимость.
В первой главе «Путевой очерк: генезис, эволюция» прослеживаются основные этапы становления и развития очерка как самостоятельного жанра газетно-журнальной публицистики.
м См., напр.: Варсегов Н. 1) Заселят ли китайцы Сибирь и Дальний Восток? // Комсомольская правда. 2003. 10-14 нояб.; 2) В городе Деда Мороза власть «отморозков» царит // Комсомольская правда. 2003. 18-19 авг.; 3) Средь лесов, полей, болот мы вершили Крестный ход // Комсомольская правда. 2003. 24-25 июня; 4) На Вятке пышной нет экзотики, но много леса и эротики // Комсомольская правда. 2003. 8 янв.; 5) На Чукотке шибко пьют и народ суров и лют... // Комсомольская правда. 2001. 10 янв.; 6) Варсегов Н. Выйдешь поутру в народ — душу лепота берет!.. // Комсомольская правда. 2001. 19 мая; Радзишевский В. Пушкинские дни в Пушкиногорье //Литературная газета. 2000. 7 июня; Кузнецов И. Этим летом в Чулимске //Литературная газета. 2000. 12 июля; Степанов А. Петербург, Хельсинки, Таллин // Литературная газета. 2000. 11 окт.; Синявский Б. Люди дамбы // Общая газета. 2001. 31 мая; Киселев В. Ивановка — село русское // Общая газета. 2001. 14 фев.; Токарева Е. Дети золотого дна // Общая газета. 2001. 8 мая; Самарина А. Люди реки // Общая газета. 2001. 19 июля; Климонтович Н. Румяный город // Общая газета. 1998. 10-16 дек.
Принимая во внимание всю многовековую историю жанра, диссертант приходит к выводу о том, что очерк никогда не представлял собой нечто устоявшееся, статичное. Он постоянно развивался, эволюционировал, видоизменял форму.
Путевой очерк как жанр публицистики стал складываться еще в середине XVIII века. В XIX веке, который по праву может считаться веком расцвета очерковой литературы, стали появляться другие разновидности очеркового жанра. В XX веке все эти отдельные виды очерка обрели черты завершенности и определенные устойчивые формы.
В разделе 1.1. «У истоков жанра (от древнерусских «хождений» до писем путешественников ХУШ-Х1Х веков)» проводится анализ произведений наиболее известных писателей-очеркистов ХУШ-Х1Х веков, который позволяет диссертанту выявить основные этапы эволюции и становления очеркового жанра.
Первые произведения, близкие по своей сути жанру путешествий, появились на Руси задолго до того, как Н. М. Карамзин отправился в путешествие по Европе.
В Древней Руси существовал особый жанр — жанр «хождений», который представлял собой рассказы «бывалых людей» о приключениях за пределами родного княжества. Наиболее известным из них является «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина (XV в.). Древнерусские «хождения» следует отнести к так называемым «праочерковым явлениям».
Путевой очерк как жанр публицистики стал складываться и развиваться вместе с первыми периодическими изданиями и за длительный период своей эволюции претерпел ряд серьезных качественных изменений. Зачастую сами публицисты определяли характерные особенности жанра, его отличительные приметы.
В развитии литературы путешествий определяющая роль принадлежит «Письмам русского путешественника» Н. М. Карамзина, который «не только наблюдает и записывает подробности увиденного и услышанного — он обобщает, высказывает свое мнение, делится с читателем своими мыслями, своими сомнениями»15. Теперь стало возможным говорить о появлении нового жанра в русской литературе.
Анализ очерковой литературы XIX — начала XX веков16 позволил диссертанту выявить следующие основные тенденции:
15 Макогоненко Г. П. Николай Карамзин и его «Письма русского путешественника» , // Карамзин Н. М. Письма русского путешественника. М., 1988. С. 19.
16 Назовем, к примеру, «Путешествие в Арзрум» А. С. Пушкина, «Письма об Испании» В. П. Боткина, «Парижские письма» П. В. Анненкова, «Письма из Франции и Италии» А. И. Герцена, «Зимние заметки о летних впечатлениях» Ф. М. Достоевского,
I «Очерки русской жизни» Н. В. Шелгунова, «От Урала до Москвы» Д. Н. Мамина-Сиби-
ряка.
1. В XIX веке путевого очерка как самостоятельного жанра газетно-жур-нальной публицистики не существовало. Очерковый жанр долгое время развивался в рамках художественной литературы, зачастую просто сливаясь с ней. Это дало возможность многим исследователям выделять среди общей массы литературных жанров литературу путешествий17. Основными особенностями данного рода произведений являются точность, достоверность передаваемых автором сведений, которые, пройдя через внутреннее, авторское восприятие увиденного, доходят до читательской аудитории. Современный путевой очерк порожден литературой «путешествий».
2. На страницах русской литературы XIX века очень немногие произведения тяготеют по своей сути к той классической литературе «путешествий», основы которой были заложены еще Н. М. Карамзиным18. Постепенно к писателям приходит понимание тех колоссальных возможностей, которые содержит в своем арсенале литература «путешествий». Произведенный автором диссертации анализ разностороннего в тематическом плане корпуса очерков XIX века показал, что публицисты стали использовать этот жанр как средство для того, чтобы вскрыть насущные социальные проблемы современности. Так зарождался очерк проблемный, получивший в XIX веке достаточно широкое распространение.
3. Прогрессивное развитие литературы «путешествий» было прервано революцией. И только начиная с советского периода истории России можно говорить о появлении очеркового жанра как такового.
В разделе 1.2. «Творчество советских очеркистов как социокультурный феномен» освещаются основные этапы эволюции очеркового жанра за годы советской власти.
Революция оказала существенное влияние на дальнейшее развитие очерка. Связано это было, прежде всего, с появлением единой концепции развития советских средств массовой информации. Пресса должна была стать орудием партии, пропагандировать коммунистический строй и строительство мирового социализма. Очерк сделался «боевым жанром» советской партийной печати.
Советский период развития очерковой литературы можно разделить на несколько этапов:
1. Очерки первых лет становления советской власти (1917-1920 гг.). Это очерки о победоносном шествии по стране Красной Армии, о геройских подвигах солдат, о моральном разложении Белой Гвардии19.
" См. напр.: Маслова Н. М. 1) Путевые заметки как публицистическая форма (становление и развитие жанра «путешествия» в публицистике). М., 1977; 2) «Путешествие» как жанр публицистики: Автореф. канд. дис. М., 1973.
18 Пожалуй, одно из немногих произведений, которое по его идейному содержанию можно отнести к классической литературе «путешествий», — это «Фрегат „Паллада"» И. А. Гончарова.
" См. напр., очерки А. Серафимовича, Д. Фурманова, Л. Рейснер.
2. Очерки 1920-1930-х гг. После победы в гражданской войне перед советским руководством встала задача восстановления разрушенного хозяйства страны. В этой связи особенный интерес представляет очерк Б. Кушнера «Сто три дня на Западе», в котором писатель стремится дать руководству страны практические рекомендации по технической реконструкции СССР20. В целом большинство очерков рассматриваемого периода21 посвящены тем успехам, которые успела достичь за годы своего существования молодая советская власть.
3. Очерки военных лет (1941-1945 гг.)22.
4. Послевоенный очерк (1945-1985 гг.). Особое развитие в этот период получает очерк социалистического строительства23. Кроме того, на страницах советской очерковой литературы встречаются и очерки зарубежной жизни24.
5. Очерк эпохи перестройки (1985-1990 гг.). Ввиду того, что старые советские ценности и традиции полностью исчерпали себя, а новые сложиться еще не успели, очерк переживает глубокий внутренний кризис. Происходит частичный отказ от публицистики как от метода журналистского творчества.
В разделе 1.3. Традиционный (классический) путевой очерк диссертант, принимая в расчет всю сложность, противоречивость и неоднозначность деления очерка на виды и, опираясь на анализ очерковой литературы различных исторических периодов, пытается дать характеристику классическому путевому очерку.
Изучив различные определения очеркового жанра25, автор диссертации приходит к выводу, что очерк, являясь журналистским жанром, разновидностью художественной публицистики по стилю, по манере письма, по методологии изложения особенно тесно примыкает к области художественной литературы. Основная трудность заключается в разграничении очерка и
20 Очерки В. Маяковского, посвященные зарубежной жизни, носят иной характер. Их цель — показать, что западная цивилизация зашла в тупик, что и «во время изобилия можно умереть с голоду».
21 См. напр.: «Америка в Баку» В. Маяковского, «По Союзу Советов» М. Горького, «Семь песен об Армении» Г. Эмина, «По дорогам пятилетки» М. Шагинян.
22 В качестве примера можно привести очерки Б. Полевого, К. Симонова, Д. Кра-минова.
23 См. напр.: «Путешествие по Советской Армении» М. Шагинян, «Путешествие по Советскому Таджикистану» П. Лукницкого, «Большой порог» Е. Рябчикова, «Рельсы сквозь тайгу» В. Сорокина.
24 См. напр.: «Моя Индия» М. Ауэзова, «Круг земной» Н. Михайлова, очерки К. Паустовского.
23 См. напр.: Глушков Н. И. Особенности типизации в очерке. Стерлитамак, 1961; Журбина Е. И. Теория и практика художественно-публицистических жанров: очерк, фельетон. М., 1969; Ким М. Н. Очерк. Теория и методология жанра. СПб., 2000; Колосов Г. В. Очерк и жизнь. Алма-Ата, 1966; Маслова Н. М. Путевой очерк: проблемы жанра. М., 1980; Сорокин В. Теория литературы. М., 1960; Стрельцов Б. В. Основы публицистики. Жанры. Минск, 1990; Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2000.
рассказа, поскольку остается открытым вопрос коррелирования художественного и публицистического начал.
Принципиальное отличие между очерком (художественно-публицистическим жанром) и рассказом (жанром художественной литературы) заключается в том, что автор рассказа, наблюдая жизнь, воспроизводит ее на основе вымысла деталей и эпизодов. Разумеется, он создает обычно образы, которые содержат в себе черты многих реальных явлений, по-разному типичных и характерных. В этом и заключается фактологическая основа художественного произведения. А вот перед автором очерка стоит иная задача — описать жизнь в ее непосредственности. В этой связи он вынужден оперировать реальными фактами, которые выступают в очерковом произведении в роли наглядных примеров. Знакомство с умело отобранным и типизированным жизненным материалом всегда обогащает читателя, а порой даже и воспитывает его. Очеркист учит читателя на живых примерах26, «приемы художественные и исследовательские не выступают в очерке изолированно друг от друга, а составляют единый сплав, особый метод отражения жизни»27.
В этой связи можно определить следующую схему взаимодействия публицистического и художественного начал. Публицистическое начало проявляется в опоре на социально значимый факт. Однако в очерке важна не простая констатация факта, а его творческое осмысление. Задача эта решается при помощи различных художественных приемов.
Таким образом, очерк пребывает как бы в двойной методологической соотнесенности: с одной стороны, ему близки формальные императивы художественной литературы, а с другой — журналистики. И именно в этом, в неразрывном единстве эмоционально-образного и дискурсивно-логичес-кого как раз и заключается специфика очеркового письма28.
Во второй главе «Методологические аспекты создания путевого очерка» выявляются основные методологические принципы создания путевого очерка.
В основе любого журналистского произведения лежат определенные содержательные и формальные признаки. В этой связи диссертант, прежде чем перейти к непосредственному изучению путевого очерка как особого жанра публицистики, в разделе 2.1. «Содержание и форма (принципы коррелирования)» рассматривает проблемы соотношения содержания и формы.
Содержание и форма — парные категории: «Когда форма есть выражение содержания, она связана с ним так тесно, что отделить ее от содержания, значит уничтожить самое содержание; и наоборот: отделить содержание от формы, значит уничтожить форму»29.
26 См. об этом более подробно: Эвентов И. Вторжение в жизнь (заметки о послевоенном очерке) // Звезда. 1948. № 1.
" Росляков В. П. Советский послевоенный очерк. М., 1956. С. 233.
28 В этой связи см., напр.: Стрельцов Б. В. Проблемы модификации функции и предмета публицистики в газетных жанрах: Автореф. докт. дис. Минск, 1974. С. 12.
55 Белинский В. Г. Соч. Т. 3. М., 1948. С. 138.
Вопрос о соотношении содержания и формы является извечной проблемой. С точки зрения диалектики, ведущая роль отводится содержанию, поскольку форма должна соответствовать определенному содержанию. Форму не следует понимать как нечто внешнее по отношению к содержанию30. Нельзя, однако, и отождествлять форму с содержанием. «Форма любого конкретного художественного произведения композиционно целостна и образно уникальна в зависимости от своеобразия содержания данного произведения»31. Таким образом, внутренняя форма представляет собой скорее схему внутреннего построения произведения. Она настолько глубоко интегрирована в содержание, что приводит к следующей схеме их взаимодействия: бессодержательной формы не бывает, равно как и не бывает и бесформенного содержания.
Основная трудность, которая стоит перед писателем-публицистом, как раз и заключается в этом умении гармонично сочетать в своем произведении содержательно-формальные признаки. Образец высочайшего достижения в гармонии формы и содержания являет собой «Путешествие в Арзрум» А. С. Пушкина. Однако наряду с классическими очерками, которые рассматривались в настоящем диссертационном исследовании, в качестве примеров того, как автору удалось найти баланс между формой и содержанием, можно также назвать такие очерки, как: «На „Волге" по Франции» М. Шаги-нян, «Площадь Пигаль» Д. Гранина, «Париж без музеев» Р. Рождественского, «От Рейна до Атлантики» В. Седых, «Океан Парижа» И. Константиновс-кого, «Англия» И. Эренбурга, «Огни Ла-Манша» К. Паустовского, «От Гринвича до экватора» М. Озерова, «Вид с моста» Б. Стрельникова, «Англичане у себя дома» Т. Тэсс.
В содержательном плане все путевые очерки, в принципе, похожи друг на друга. Посетив тот или иной регион, страну, город публицист делится с читателем впечатлениями. Испания, Франция, Англия, Армения, Индия и многие другие страны и регионы в тот или иной исторический период посещались русскими писателями-публицистами. Другое дело, что акценты в каждом конкретном произведении будут расставлены свои. Один автор, например, снабдит очерк энциклопедическими сведениями о стране в целом и ее жителях, другой, наоборот, постарается поднять и должным обра-
30 Как известно, Аристотель в своей концепции устанавливает примат формы над содержанием, что, в конечном счете, приводит к отрыву формы от содержания. Так зарождается формализм, сторонники которого видят сущность вещей именно в форме, они переоценивают роль формы и забывают содержание, пренебрегают им. Сам по себе формализм выражается в различных проявлениях: в подчинении содержания форме, в отрыве формы от содержания и противопоставлении ее содержанию, в признании ее самостоятельной роли. Форма даже может отделяться от содержания в абстракции и становиться самостоятельным предметом рассмотрения. При этом одна форма может накладываться на различное содержание.
31 Тюхтнн В. С., Ларкин Ю. Ф. Содержание и форма в искусстве. М., 1984. С. 37.
зом раскрыть ту или иную социально-значимую проблему32. Каждое отдельно взятое произведение отличает самобытность внутренней формы, собственный инструментарий публицистической поэтики.
Основные принципы взаимоотношения формы и содержания были заложены еще Гегелем, который подразделил форму на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя форма — это структура содержания, а внешняя — способ его существования33. Простота же понятия внешней формы — обманчива. Она отнюдь не сводится к обозначению наружного вида того или иного предмета. «Внешняя форма — это материальная форма, но связанная с выражением идеального содержания образа. Ее базовая функция — коммуни-цировать содержание»34.
В разделе 2.2. «Выразительные средства в решении креативной задачи» на основании анализа русской и советской очерковой литературы проводится систематизация некоторых аспектов поэтики очеркового письма.
Проводя систематизацию приемов, которые находятся в арсенале автора путевого очерка, диссертант приходит к выводу, что все эти художественные приемы следует подразделить на описательно-выразительные и языковые средства.
К описательно-выразительным можно отнести пейзаж, художественную деталь, диалог, портретную характеристику. Пейзаж в путевом очерке играет функцию иллюстрации. При помощи пейзажных зарисовок журналист обрисовывает экзотическую местность, в которой он побывал, чтобы читатели могли познакомиться с красотами природы, лучше узнать условия проживания людей в этой местности. Кроме того, журналист может использовать пейзажные зарисовки в целях динамичного описания сменяющихся картин путешествия. Ведь истинное мастерство очеркиста как раз и заключается в умении в двух-трех емких фразах передать контрастные впечатления от увиденного35.
Определяющую роль в художественном изображении действительности играет деталь. Основными признаками детали являются ее изобразительная емкость и конкретность. Деталь — это средство художественной типизации, поскольку при помощи удачно найденной детали можно выпукло и зримо
32 Можно попытаться сравнить совершенно разные по своему характеру «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзин; «Путешествие из Петербурга в Москву»
A. Н. Радищева»; «Письма из Франции и Италии» А. И. Герцена; «Письма об Испании»
B. П. Боткина»; «Путешествие по Советской Армении» М. Шагинян. Каждый путевой очерк отличается самобытностью внутренней формы, отражающей, с одной стороны, те цели и задачи, которые ставятся перед обществом на том или ином конкретном историческом этапе, а с другой — авторские взгляды и воззрения.
33 См. об этом: Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Логика. М., 1974. С. 298.
34 Басин Е. Я. Психология художественного творчества. М., 1985.
35 В качестве примера приведем очерк В. Пескова «Белые сны», в котором публицист при помощи красочных пейзажных зарисовок воссоздает динамично сменяющиеся картины путешествия.
описать обстановку, место действия, какой-либо предмет, наконец, целое явление. Деталь показывает жизнь не в абстрактных, а в индивидуальных проявлениях36. При этом любые детали, даже самые интересные, имеют успех только в том случае, если их связывает сила обобщения с каким-то более общим явлением. Это та центральная мысль, которая проходит через все произведение. Таким образом, речь идет о художественной типизации. Однако тщательный отбор художественных деталей является только первым этапом работы над деталью. Второй этап связан с необходимостью интерпретировать деталь в тексте очеркового произведения.
К числу выразительных средств относят и диалоги, которые призваны «оживить» очерк, добавить определенного «динамизма». При этом прямая речь художественной публицистики отличается от прямой речи художественной литературы. Если в художественной литературе у прямой речи существует только одна функция — изобразительная, то в художественной публицистике к ней вплотную примыкает еще и информативная. Таким образом, в путевом очерке прямая речь несет в себе не только информацию, но и служит целям изображения персонажа, ситуации37.
Важное значение в путевом очерке имеет и портретная характеристика, которая призвана вскрыть типическое и особенное в характере героя повествования. Портрет дает возможность наглядно, зримо увидеть героя и в этом плане стимулирует читательское воображение. В путевом очерке портретные характеристики играют весьма специфическую роль. Рисуя яркие портреты встретившихся в пути людей, автор путевого очерка через их внешность пытается вскрыть типические и особенные черты их внутреннего мира, чтобы у читателя сложилось цельное представление относительно тех людей, которые окружали автора во время его творческого путешествия38. Поиск яркой личности — очень важная и трудная задача. Ведь именно благодаря умело подобранному типажу публицисту удается создать яркий образ целой социальной группы людей, среди которых жил автор. Ведь люди — это неотъемлемая часть всякого путевого очерка.
К языковым средствам относят эпитет, метафору, метонимию, гиперболу, литоту. Именно под воздействием языковых средств возникает художественный образ, под которым следует понимать иносказательную, ассоциативную, метафорическую мысль, раскрывающую одно явление через другое.
36 См. об этом: Колосов Г. В. Поэтика очерка. М., 1977.
" См. об этом: Коньков В. И., Краснова Т. И., Рогова К. А. Язык художественной публицистики. Л., 1983.
38 Признанным мастером портретных характеристик является А. И. Куприн. В очерке «Листригоны» он создает яркие образы балаклавских рыбаков, которые умело сочетаются с общей канвой всего произведения. Благодаря этим емким, красочным по содержанию портретным характеристикам у читателя складывается представление о целом социальном слое людей, среди которых вращался писатель. Именно подобную задачу призваны решать портретные характеристики в путевом очерке.
Однако в сегодняшних условиях приходится констатировать, что современному очерку чаще всего свойственна документальная насыщенность, обычно в ущерб художественности. Однако на самом деле именно сочетание строгого документализма и художественного обобщения рождает полноценный очерковый образ.
В разделе 2.3. «Тематическая составляющая очеркового произведения» рассматривается широкое тематическое разнообразие очерковых произведений.
Исторически первыми (в середине XVIII в.) возникают очерки зарубежной жизни39. Их появление было обусловлено необходимостью понять и изучить зарубежный образ жизни. В XIX веке зарождаются очерки русской жизни40. Их возникновение можно связать со сменой общественных интересов. Теперь русским людям захотелось лучше узнать жизнь собственной страны. В рамках этих разновидностей очеркового жанра, выделяются другие тематические направления.
Так, во второй половине XIX века были популярны очерки, посвященные проблема русского крестьянства41. Много было произведений, в которых рассказывалось об использовании на российских заводах передовых технологий. Это были очерки о промышленности42. В советское время особой популярностью пользовался очерк социалистического строительства43.
В географическом плане в очерковой литературе особняком стоят несколько тем: тема Сибири и острова Сахалин44; тема Англии45, тема Парижа46; тема Армении47.
Таким образом, в рамках жанра путевого очерка существует много различных по своему характеру тематических направлений, к которым писате-
39 Наиболее характерные примеры: «Письма из Франции» Д. И. Фонвизина; «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина; «Фрегат „Паллада"» И. А. Гончарова; «Сто три дня на Западе» Б. Кушнера.
40 См., напр.: «Очерки русской жизни» Н. В. Шелгунова; «От Урала до Москвы» Д. Н. Мамина-Сибиряка.
41 Об этом, в частности, писал А. И. Левитов; этому посвящены и «Письма с дороги» Г. Успенского.
41 См., напр., очерк «Владимирка и Клязьма» В. Слепцова.
41 Характерные примеры: «Америка в Баку» В. Маяковского; «По Союзу Советов» М. Горького; «По советской Армении» М. Шагинян; «По советскому Таджикистану» П. Лукницкого; «Рельсы сквозь тайгу» В. Сорокина.
44 «Рассказы о Сибири» А. А. Бестужева-Марлинского; «Очерки Сибири» С. Я. Елпа-тьевского; «Остров Сахалин» А. П. Чехова.
45 «Лондонские заметки» М. Михайлова; «Прогулка по Лондону» М. Шагинян; «Огни Ла-Манша» К. Паустовского; «Англичане у себя дома» Т. Тэсс.
46 «Письма из Франции и Италии» А. И. Герцена; «Парижские письма» П. В. Анненкова; «На „Волге" по Франции» М. Шагинян, «Площадь Пигаль» Д. Гранина, «Париж без музеев Р. Рождественского, «Необязательно любить только большие деревья...» Е. Евтушенко.
4' «Путешествие по Советской Армении» М. Шагинян; «Семь песен об Армении» Г. Эмина.
ли-очеркисты обращались в те или иные исторические периоды, исходя из особенностей своего времени.
Например, в советское время очерк — это «боевой жанр» партийной печати. Он должен был отвечать духу времени, воплощать веру в победу мировой революции. Публицисты, выезжавшие за границу, с яростной критикой обрушивались на западный, капиталистический образ жизни. Это отчетливо прослеживается в творчестве В. Маяковского, прежде всего, в циклах очерков, посвященных Парижу или Америке. Другое дело — очерки краеведческие. Их основная тема — подъем национальной экономики, строительство новых городов, производственных комплексов. Одним словом, в печати шла активная пропаганда тех успехов, которых удалось достичь советской власти за годы своего правления.
Подобный характер носят очерки М. Шагинян «По советской Армении» и «По дорогам Пятилетки», Г. Эмина «Семь песен об Армении», П. Лукниц-кого «По советскому Таджикистану» или В. Сорокина «Рельсы сквозь тайгу». А после распада Советского Союза стало модным критиковать все советское, что привело к тому, что об очерках советской эпохи почти забыли. Большинство же очерков современных, которые то и дело появлялись на страницах «Общей газеты» или «Комсомольской правды», посвящены актуальным российским проблемам, таким, как, например, бедственное положение людей в российской глубинке. В качестве примера приведем очерк Н. Климонтовича «Румяный город», в котором журналист бросает беглый взгляд на проблемы Осташкова. Или очерк А. Самариной «Люди реки», который повествует о тяжелой жизни населения Таймырского автономного округа. Эти очерки интересны именно сейчас. А что будет через 10-20 лет? Вполне возможно, что и они потеряют свою актуальность и злободневность.
В третьей главе «Человек, время, универсум — объекты познания в путевом очерке» диссертант предлагает рассматривать путевой очерк в контексте современных социокультурных отношений, поскольку именно очерк как никакой другой жанр газетно-журнальной периодики погружен в социальную сферу. Он — часть общесоциального дискурса.
В разделе 3.1. «Современный путевой очерк в системе социального дискурса» автор, опираясь на проведенные исследования в области дискурс-ного анализа48, пытается определить место путевого очерка в системе общесоциального дискурса.
Путевой очерк — это текст социально ориентированный. Это значит, что в нем всегда имеются признаки социального дискурса49. Особенно отчетливо это прослеживается в очерке Льва Митрохина «Американские миражи».
48 См., напр: Конецкая В. П. Социология коммуникации. М., 1997; Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / Пер. с англ. М., 1989; Соколов А. В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб., 1996.
49 См. об этом: Зснкин С. Н. Введение в литературоведение: Теория литературы. М., 2002.
В своем произведении публицист разбивает представления советского человека об Америке, которая предстает в очерке страной весьма противоречивой. «Америка — страна вызывающей роскоши и изнуряющей нищеты, филантропического славословия и неприкрытого цинизма; ее проклинают обожженные дети Хиросимы, а на ее долларах написано: „В Бога мы верим". Это страна великого, гордого народа и профессиональных атомных маньяков; здесь живут искренние, гостеприимные американцы и средневековые погромщики...»50.
Другой пример — очерки Н. Пальгунова, вошедшие в сборник «Тридцать лет». Н. Пальгунов — журналист и дипломат побывал в самых разных странах: Иране, Финляндии, Чехословакии. Его произведения носят яркую идейную окраску. Публицист противопоставляет странам Запада, т. е. «врагам мирового социализма», страны Восточной Европы, которые он называет «друзьями Советского Союза».
На основе анализа исследований в области дискурса и текстов путевых очерков, автор диссертационного сочинения приходит к выводу, что путевому очерку присущи, в принципе, те же определяющие признаки, что и дискурсу общесоциальному.
1. Тематическая связность. Путевой очерк — это текст, т. е. определенным образом структурированное речевой произведение. Среди исследователей бытует мнение, что именно тема выступает тем центром, вокруг которого разворачивается все повествование51. Применительно к путевому очерку это, возможно, будет не совсем корректно. По мнению диссертанта, более уместным было бы говорить об идее произведения и об идейной связности, поскольку именно идея делает повествование оригинальным и самобытным, темы же могут повторяться (тема Армении, тема Парижа, тема Сибири и т. д.).
2. Ситуативная обусловленность, присущая общесоциальному дискурсу, в полной мере идентична ситуативной обусловленности, присущей путевому очерку. Она зависит непосредственно от той конкретной коммуникативной среды, в которую попадает путешественник.
3. Динамичность. В принципе, это то, что делает каждый отдельно взятый путевой очерк интересным для восприятия. Наибольшим успехом пользуются произведения со сложными сюжетно-композиционными схемами построения, в которых одни темы, одни эпизоды наслаиваются друг на друга.
4. Социальная ориентация проявляется в том, что любой путевой очерк, поднимая животрепещущие проблемы современности и возможные пути их решения, выступает в роли определенного социального регулятора, призванного сигнализировать о существовании тех или иных проблемных ситуаций.
50 Митрохин Л. Американские миражи. М., 1962. С. 4.
31 См. напр: Конецкая В. П. Социология коммуникации. М., 1997.
5. Неоднородная структурированность в полной мере присуща путевому очерку, поскольку перед нами сложное речевое произведение, в котором находят свое выражение различные сюжетно-композиционные элементы52.
По справедливому утверждению С. Н. Зенкина, «в тексте всегда имеются следы социального дискурса — или даже дискурсов, если это сложный художественный текст, где основой для их сплетения как раз и служат повествовательные коды — они создают первичную формальную структуру текста, наполняемую конкретным социальным содержанием»53.
В разделе 3.2. «Профессиональная ответственность автора как этическая категория» путевой очерк рассматривается в срезе этических норм. Формируя взгляд читателя, путевой очерк оказывается вовлеченным в сложную систему общественных отношений. А там, где действуют социальные институты, вполне резонно возникает вопрос об ответственности.
«Объективную основу содержания категории „профессиональная ответственность" составляет реально существующая зависимость между результатом профессиональной деятельности и теми последствиями, которые он может иметь для общества, для конкретных людей»54.
Любая профессиональная деятельность должна строиться так, чтобы ее результат устраивал общество, поскольку целью такой деятельности является удовлетворение тех или иных общественных потребностей. Однако уровень профессиональной ответственности журналиста вовсе не зависит только от его морального согласия быть ответственным. Не менее важную роль в этом процессе играют также и такие факторы, как уровень гражданской зрелости журналиста, его профессионализм. Все это необходимо, поскольку журналист всегда должен учитывать то, как отзовется его выступление на печатной странице, какой общественный резонанс будет иметь его слово.
Подобное суждение делает вполне закономерным вывод о том, что «профессиональную ответственность надо не только воспитывать в себе, но и учиться ей. Быть профессионально ответственным — значит гарантировать обществу качественное исполнение своего профессионального долга и уметь находить возможности для этого в любых обстоятельствах»55.
В разделе 3.3. «Содержательно-формальные новации в эволюционировании путевого очерка» на примерах публикаций из «Общей газеты» и «Комсомольской правды» последовательно рассматриваются содержательно-формальные новации современного путевого очерка.
52 В данном случае речь идет о таких сложно структурированных многотемных произведениях, как, например, «Письма русского путешественника» Н. Карамзина, «Фрегат „Паллада"» И. Гончарова, «Остров Сахалин» А. Чехова, «Сто три дня на Западе» Б. Кушнсра, «Париж» В. Маяковского, «По Союзу Советов» М. Горького, «Путешествие по Советской Армении» М. Шагинян.
53 Зенкин С. Н. Введение в литературоведение: Теория литературы. М., 2002. С. 67.
54 Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. М., 2000. С. 116.
35 Там же. С. 122.
Очерк никогда не отличался устойчивостью форм, он постоянно находился в развитии. В современных условиях классическое деление очерка на путевой, портретный и проблемный постепенно исчезает и выкристаллизовывается совершенно иная очерковая форма — очерк-исследование, который призван аккумулировать в себе элементы различных разновидностей очеркового жанра.
В очерках журналисты поднимают различные проблемы современной России, которые только еще ждут своего разрешения. На первый план выходит бедность и нищета российской глубинки. Такими по своему характеру являются «Румяный город» Н. Климонтовича; «Люди реки» А. Самариной; «Дети золотого дна» Е. Токаревой, опубликованные в «Общей газете». Иным представляется очерк Б. Синявского «Люди дамбы». Посвящен этот очерк Голландии, уникальной стране, расположенной ниже уровня моря, жители которой на протяжении многих веков учились бороться со стихией. Причем и здесь, в этом, казалось бы, далеком от наших сугубо российских проблем материале, всплывает весьма актуальная тема, а именно — проблема наводнений и половодий, которые регулярно, каждую весну заливают наш Якутск.
В настоящее время мы можем встретить очерковые формы в ряде изданий («Литературной газете», «Известиях» и ряде других). В «Комсомольской правде» даже существует особая рубрика «Очарованный странник», автор которой, специальный корреспондент Николай Варсегов рассказывает о жизни в русской провинции, поднимая в своих интересных очерках весьма важные и актуальные проблемы современной России.
Наличие подобных произведений свидетельствует о том, что очерк продолжает существовать и развиваться. Однако пройти должно еще немало времени, прежде чем общество вернется к истинным человеческим ценностям. Именно тогда очерк окажется востребованным в несравненно большей степени.
В Заключении формулируются основные выводы проведенного исследования. Путевой очерк — один из наиболее ярких, живых, интересных, но в то же время и самых трудоемких жанров публицистики. Именно этот жанр отвечает «извечному стремлению человека проникнуть взором за пределы видимого глазом — раздвинуть горизонт, умножить опыт, доступный отдельному человеку за короткую его жизнь»56.
По теме диссертации были опубликованы следующие работы:
1. Путевой очерк: типология жанра // Средства массовой информации в современном мире: Тезисы науч.-практ. конф. (26-27 апреля 2000 года, С.-Петербург) / Отв. ред. В. И. Коньков. СПб., 2000. С. 43-44.
2. У истоков путевого очерка // Средства массовой информации в современном мире: Тезисы науч.-практ. конф. (25-26 апреля 2001 года, С.-Петербург) / Отв. ред. В. И. Коньков. СПб., 2001. С. 80-81.
56 Канторович В. Я. Заметки писателя о современном очерке. М., 1975. С. 163.
3. Путевой очерк: история и современность // Журналистика и связи с общественностью в гуманитарном измерении. Взгляд молодых исследователей: Межвуз. сб. статей / Отв. ред. Г. С. Мельник. СПб., 2002. С. 47-56.
4. Авторское «я» в путевом очерке // Методология прессы (идентичность творческой составляющей): Материалы науч.-практ. семинара «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов (журналистское творчество и действительность)» (3 апреля 2002 года, С.-Петербург) / Отв. ред. Б. Я. Мисонжников. СПб., 2003. С. 110-114.
5. Влияние западной литературной традиции на зарождение жанра путевого очерка в России // Жанры в журналистском творчестве: Материалы науч.-практ. семинара «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов» (19 марта 2003 года, С.-Петербург) / Отв. ред. Б. Я. Мисонжников. СПб., 2004. С. 177-181.
Лаборатория оперативной печати ф-та журналистики СПбГУ Объем I '/4 п. л. Тираж 100 экз. Заказ 179.
РНБ Русский фонд
2007-4 18309
п Q&ms
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Панцерев, Константин Арсеньевич
Оглавление.
Введение.
Глава I. Путевой очерк: генезис, эволюция.
1.1. У истоков жанра (от древнерусских «хождений» до писем путешественников X VIII-XIX веков).
1.2. Творчество советских очеркистов как социокультурный феномен.
1.3. Традиционный (классический) путевой очерк.
Глава II. Методологические аспекты создания путевого очерка.
2.1. Содержание и форма (принципы коррелирования).
2.2. Выразительные средства в решении креативной задачи.
2.3. Тематическая составляющая очеркового произведения.
Глава III. Человек, время, универсум - объекты познания в путевом очерке.
3.1. Современный путевой очерк в системе социального дискурса.
3.2. Профессиональная ответственность автора как этическая категория.
3.3. Содержательно-формальные новации в эволюционировании путевого очерка.
Введение диссертации2004 год, автореферат по филологии, Панцерев, Константин Арсеньевич
Путевой очерк прошел долгий путь своего становления и развития. При этом он проявил себя как жанр гибкий, быстро приспосабливающийся к внешним условиям.
В XIX веке к очерковому жанру прибегали многие известные русские писатели (А. С. Пушкин, А. П. Чехов, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский и др.) Ведь именно путевой очерк является одной из «наиболее открытых форм выражения публициста-художника. Писатель вступает в нем в непосредственное общение с читателем, свободно излагая материал. Он может соединять в одно элементы истории, статистики, естественных наук, высказывать свои взгляды по тем или иным вопросам политики, рассказывать о личных приключениях, чувствах и мыслях, столкновениях с встреченными людьми»1. Автор может в любой момент остановить естественный ход повествования, связанный непосредственно с путешествием, вставить в ткань своего произведения какую-либо новеллу, использовать лирическое отступление и т. п.
Первым глубоким потрясением для очеркового жанра явилась революция 1917 г. После нее на первое место стали выходить иные ценности, нежели те, которые существовали в прежней России. Возникали и совершенно новые тематические разновидности очеркового жанра, например, очерк о советской деревне, очерк социалистического строительства. Большое развитие получил портретный очерк.
После распада Советского Союза в журналистике произошли известные качественные преобразования, следствием которых явилось ослабление
1 Колосов Г. В. Очерк и жизнь. Алма-Ата, 1966. С. 114. внимания к художественно-публицистическим жанрам. Основную причину кризиса очеркового жанра мы усматриваем в частичном отказе от публицистики как метода журналистского творчества. Журналистика, которая пришла на смену советской, партийной печати, сместила профессиональные приоритеты, сделав ставку на информационные жанры. Очерку на газетной полосе стали отводить значительно меньше места.
Кризис очеркового жанра как такового привел к тому, что очерк остановился в своем развитии. Во многом этому способствовало и отсутствие серьезных теоретических работ, посвященных проблемам современного российского очерка. И только последние научные разработки М. Н. Кима и диссертационное исследование Е. Г. Фомичевой1 показывают возрождение исследовательского интереса к очерку, о котором в 1990-е годы все больше вспоминали на страницах учебных пособий по журналистике. В этом, на наш взгляд, и заключается актуальность нашего исследования.
Изученный нами корпус современных газетных очерков2 свидетельствует о том, что очерк не является реликтом, «окаменелостью». Сегодня все чаще журналисты начинают обращаться к этому сложному и трудоемкому жанру. Современное российское общество остро нуждается в духовных ориентирах, в объективной социальной информации, и очерк, поднимая острые животрепещущие проблемы, дает аудитории ответы на
1 См.: Ким М. Н. Очерк: теория и методология жанра. СПб., 2000; Фомичева Е. Г. Автор и герой в очерке: приемы портретизации: Автореф. канд. дис. СПб., 2003.
2 См. напр: Варсегов Н. 1.)3аселят ли китайцы Сибирь и Дальний Восток? // Комсомольская правда. 2003. 10-14 ноября; 2.)В городе Деда Мороза власть «отморозков» царит // Комсомольская правда. 2003. 18-19 августа; 3) Средь лесов, полей, болот мы вершили Крестный ход // Комсомольская правда. 2003. 24-25 июня.; 4) На Вятке пышной нет экзотики, но много леса и эротики // Комсомольская правда. 2003. 8 января; 5) На Чукотке шибко пьют и народ суров и лют. // Комсомольская правда. 2001. 10 января; 6) Варсегов Н. Выйдешь поутру в народ - душу лепота берет!. // Комсомольская правда. 2001. 19 мая; Радзишевский В. Пушкинские дни в Пушкиногорье //Литературная газета.
2000. 7 июня; Кузнецов И. Этим летом в Чулимске // Литературная газета. 2000. 12 июля; Степанов А. Петербург, Хельсинки, Таллин // Литературная газета. 2000. 11 октября; Синявский Б. Люди дамбы // Общая газета. 2001. 31 мая; Киселев В. Ивановка - село русское // Общая газета. 2001. 14 фев; Токарева Е. Дети золотого дна // Общая газета.
2001. 8 мая;Самарина А. Люди реки // Общая газета. 2001. 19 июля; Климонтович Н. Румяный город // Общая газета. 1998. 10-16 дек. многие вопросы, причем делает это в яркой художественно-публицистической форме.
Объектом исследования диссертации выступают непосредственно путевые очерки публицистов, которые создавали свои произведения в различные исторические периоды. Мы приводим эти очерки для иллюстрации своих выводов и суждений.
Предметом исследования является специфика генезиса и эволюционирования путевого очерка как жанра художественной публицистики, особенности его содержательно-формальных характеристик и социально-профессиональной идентичности.
Существует немало исследований, посвященных изучению различных аспектов теории и методологии очеркового жанра в целом и путевого очерка в частности. Однако эти работы не ставят перед собой цели рассмотрения путевого очерка как некоего культурного феномена. Все они сводятся к достаточно подробному изучению какого-либо одного вопроса (история развития очеркового жанра, анализ творчества отдельных писателей-очеркистов, вопросы поэтики жанра и т. д.). В связи с этим в диссертации предпринимается попытка отойти от классической формы рассмотрения и изучения путевого очерка, которая присутствует во многих работах на эту тему. В этом, на наш взгляд, и заключается научная новизна работы. Мы предлагает рассматривать путевой очерк одновременно в трех аспектах: историческом, теоретическом и в контексте современной культуры. Первый необходим для уяснения основных этапов эволюции и становления очеркового жанра. Только затем мы получаем возможность приступить непосредственно к изучению поэтики очеркового письма. Наконец, на третьем этапе мы производим попытку связать очерк с современными культурными явлениями, рассматривая путевой очерк в системе общесоциального дискурса.
Еще раз подчеркнем, что в постсоветский период интерес к очерку заметно снизился, его стали считать, и совершенно несправедливо, пережитком коммунистического прошлого. Рассматривая путевой очерк в общей системе современной культуры, мы видим цель нашего исследования в необходимости подчеркнуть и доказать общественную и профессиональную важность очерка, его актуальность и уникальность.
Для поэтапного достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- проследить основные этапы эволюции и становления очеркового жанра;
- на этой базе дать характеристику отличительных примет традиционного (классического) путевого очерка;
- рассмотреть тематическое разнообразие путевых очерков;
- показать и проанализировать содержательно-формальные новации современного путевого очерка, разобрать основные принципы корреляции содержания и формы, а также прояснить некоторые особенности поэтики очеркового письма.
Следует отметить достаточно высокий уровень разработанности темы. Путевой очерк обладает обширной теоретической базой. Вопросы истории становления очерка в той или иной степени нашли отражение в работах JI. М. Пивоваровой, В. А. Михельсона, Н. М. Масловой, В. А. Алексеева и др.1 Предметом самостоятельных исследований выступает творчество наиболее ярких писателей-очеркистов . Общетеоретические проблемы поэтики, композиции, языка и стиля очеркового жанра рассматриваются В. А. Ампиловым, В. Я. Канторовичем, Г. В. Колосовым, Е. И. Журбиной, Б. В. Стрельцовым, М. И. Стюфляевой, Т. А. Беневоленской, М. С. Черепаховым и
1 Пивоварова JI. М. Русский очерк 80-90 гг. XIX века. Казань, 1978; Михельсон В. А. Путешествие в русской литературе. Ростов н/Д, 1974; Маслова Н. М. Путевые заметки как публицистическая форма (становление и развитие жанра «путешествия» в публицистике). М., 1977; Алексеев В. А. Русский советский очерк. JL, 1980.
2 Пивоварова JI. М. Шелгунов - очеркист. Казань, 1990; Глушков Н. И. Художественные очерки Валентина Овечкина: Автореф. канд. дис. М., 1961; Пивоварова JI. М. Очерки А. И. Левитова: Автореф. канд. дис. М., 1966.
М. Н. Кимом1. Наконец, в монографиях Т. А. Беневоленской, Н. М. Масловой, Ю. А. Крикунова и В. П. Вершель присутствует анализ отдельных разновидностей очеркового жанра2. Этические аспекты деятельности журналиста, а также вопросы, связанные с ответственностью автора, достаточно подробно разбираются С. Г. Корконосенко и А. А. Юрковым 3.
Определенную теоретическую базу для изучения интересующих нас проблем создали классические исследования по вопросам художественной литературы. Особого внимания заслуживают труды М. М. Бахтина, Р. Барта, В. Г. Белинского, A. JI. Бема, В. В. Виноградова, Г. О. Винокура и Ю. М. Лотмана4.
Помимо перечисленных выше работ, мы также опирались на исследования в области текста, нарратологии, дискурса. В этой связи особенно следует отметить монографии А. В. Соколова, М. Я. Дымарского,
1 Ампилов В. А. Современный газетный очерк. Минск, 1972; Канторович В. Я. Заметки писателя о современном очерке. М., 1975; Колосов Г. В. Очерк и жизнь. Алма-Ата, 1966; Колосов Г. В. Искусство публицистики. Алма-Ата, 1968; Журбина Е. И. Теория и практика художественно-публицистических жанров: очерк, фельетон. М., 1969; Стрельцов Б. В. Основы публицистики. Жанры. Минск, 1990; Савенков А. А. Очерк в газете. JL, 1963; Колосов Г. В. Поэтика очерка. М., 1977; Горбунов А. П. Поэтика публицистического текста. М., 1978; Винокур Т. Г. Поэтика, стилистика, язык и культура; Томашевский Б. В. Поэтика. М., 1996; Стюфляева М. И. Поэтика публицистики. Воронеж, 1975; Беневоленская Т. А. Композиция газетного очерка. М., 1975; Майданова JI. М. Структура и композиция газетного текста: средства выразительного письма. Красноярск, 1987; Мазнева О. А. Структура газетного очерка. М., 1990; Черепахов М. С. Работа над очерком. М., 1964; Стюфляева М. И. Человек в публицистике. Воронеж, 1989; Горбунов А. П. Язык и стиль газеты. М., 1974; Горбунов А. П. Работа писателя над языком и стилем произведения. Иркутск, 1970; Горбунов А. П. Образные средства языка газеты. М., 1969; Виноградов В. В. О языке художественной прозы. М., 1980; Ким М. Н. Очерк. Теория и методология жанра. СПб., 2000.
2 Беневоленская Т. А. Портрет современника (очерк в газете). М., 1983; Маслова Н. М. Путевой очерк: проблемы жанра. М., 1980; Крикунов Ю. А. Проблема характера в очерке. Алма-Ата, 1966; Вершель В. П. 1) Рабочий: грани социального портрета; Л., 1991; 2) Тема рабочего класса в современной советской публицистике. Л., 1985.
Корконосенко С. Г. 1) Право и этика СМИ. СПб., 1999; 2) Социальное функционирование журналистики. СПб., 1994; Юрков А. А. Этика журналистского творчества. СПб., 2003.
4 Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000; Барт Р. Семиотика. Поэтика. М., 1994; Белинский В. Г. Соч. Т. 3. М., 1948; Бем А. Л. Исследования. Письма о литературе. М., 2001; Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М., 1959; Винокур Г. О. Филологические исследования. Лингвистика и поэтика. М., 1990; Лотман Ю. М. Статьи по семиотике искусства. СПб., 2002.
Е. В. Падучевой, И. В. Арнольд, В. П. Конецкой, Б. Я. Мисонжникова, а также голландского ученого Т. А. ван Дейка1.
Эмпирический материал исследования образуют путевые очерки2. В методологических целях в истории очеркового жанра мы выделяем четыре периода:
1. Зарождение жанра путевого очерка в России (XVIII век). В особенности следует отметить «Письма из Франции» Д. И. Фонвизина; «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина; «Путешествие из
Ш Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.
2. Период расцвета русской классической очерковой прозы (XIX -начало XX века). XIX век отмечен целой плеядой известных произведений, среди которых - «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» А. С. Пушкина; «Фрегат "Паллада"» И. А. Гончарова; «Письма об Испании» В. П. Боткина; «Парижские письма» П. В. Анненкова; «Письма из Франции и Италии» А. И. Герцена; «Очерки русской жизни» Н. В. Шелгунова; «От Урала до Москвы» Д. Н. Мамина-Сибиряка; «Письма с дороги» Г. И. Успенского; очерки А. И. Левитова; «Очерки Сибири» С. Я. Елпатьевского; «Остров Сахалин» А. П. Чехова.
3. Советский путевой очерк (1920-1990 годы). Наиболее известными писателями-очеркистами советского периода российской истории являются Д. Фурманов; А. Серафимович; Б. Кушнер («Сто три дня на Западе»); В. Маяковский («Америка в Баку», «Мое открытие Америки»); М. Горький («По Союзу Советов»); М. Кольцов; М. Шагинян («По дорогам пятилетки», «Путешествие по советской Армении»); Г. Эмин («Семь песен об Армении»);
1 Дымарский М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст. СПб., 1999; Арнольд И. В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. СПб., 1999; Накорякова К. М. Литературное редактирование материалов массовой информации. М., 1994; Падучева Е. В. Семантические исследования (Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива). М., 1996; Конецкая В. П. Социология коммуникации. М., 1997; Мисонжников Б. Я. Феноменология текста. СПб., 2001; Дейк Т. А. ван. Язык. Познание.
0 Коммуникация / Пер. с англ. М., 1989.
2 На ранней стадии развития очеркового жанра мы можем говорить только о произведениях, написанных в стиле литературы «путешествий», поскольку о путевом очерке как таковом говорить было бы преждевременно.
М. Ауэзов («Моя Индия»); П. Лукницкий («Путешествие по советскому Таджикистану»); В. Песков («Белые сны»); Н. Михайлов («Круг земной»)»; В. Сорокин («Рельсы сквозь тайгу»).
4. Очерк новой России (начиная с 1991 г.) С целью определить содержательно-формальные новации современного газетного очерка, в диссертации рассматриваются, на наш взгляд, наиболее примечательные и характерные очерки, опубликованные в «Общей газете» и «Комсомольской правде».
Методологической основой диссертации выступают принципы типологического и историко-генетического анализа. Типологический анализ «предполагает выявление обобщающих признаков того или иного жанра, на основе которых возможна дифференциация произведений по определенным параметрам (по форме, по содержанию, по стилю, по функциям, по проблематике, по объекту)»1. Типологический анализ представлен в работах Г. Н. Поспелова, который утверждал, что жанры - это, скорее, явление типологическое, чем исторически конкретное2. Однако нам важно не только четко выстроить типологическую структуру очеркового жанра, но еще и проследить эволюцию жанра от протоформ до современного очерка. Обусловлено это тем, что для появления любого жанра должны сложиться определенные предпосылки. Следовательно, и появиться жанр может только на конкретном историческом этапе. Причем он не являет собой нечто статичное, неизменное. Жанры находятся в постоянном движении. И дело вовсе не в том, что одни жанры приходят на смену другим, а в том, что «меняются самые принципы выделения жанров, меняются типы и характер жанров, их функции в ту или иную эпоху»3. Проследить эти изменения возможно только при помощи исторически-генетического анализа. Таким образом, «если результатом типологического анализа является произвольно
1 Ким. М. Н. Указ. соч. С. 12.
-у
См. об этом: Поспелов Г. Н. Проблемы исторического развития литературы. М., 1972. С. 155.
3 Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979. С. 55. выстроенная классификация, зависящая от критериев отбора дифференцирующих признаков, то в ходе историко-генетического исследования осмысляется весь процесс становления жанра как целостной и постоянно меняющейся системы, выявляются общезначимые уровни развития жанра начиная от элементарных (тема, фабула, предмет изображения) и кончая высшими (форма, способы организации речевого материала, композиция)»1.
Научно-практическое значение проведенного исследования, на наш взгляд, состоит в том, что в диссертации предпринимается попытка комплексного анализа путевого очерка, который ранее не изучался с позиций интегрированности в систему общесоциального дискурса. Кроме того, в прикладном плане некоторые из положений и выводов, которые отстаиваются в диссертации, могут быть использованы при составлении учебных и методических программ, пособий по теории журналистики для студентов вузов, обучающихся по специальности «журналистика».
Содержание проделанного исследования излагалось в опубликованных работах и научных докладах на ежегодных научно-практических конференциях факультета журналистики СПбГУ. Кроме того, некоторые профессионально-методические положения, отстаиваемые в данной работе, отражены в статьях, которые вошли в научные сборники.
1 Ким М. Н. Указ. соч. С. 13.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Путевой очерк: эволюция и художественно-публицистические особенности жанра"
Заключение
Путевой очерк - это один из наиболее ярких, живых, интересных, но в то же время и самых трудоемких жанров публицистики. Еще раз подчеркнем, что рассказ о путешествии является, быть может, древнейшей формой литературы. И это неудивительно, поскольку именно этот жанр отвечал «извечному стремлению человека проникнуть взором за пределы видимого глазом - раздвинуть горизонт, умножить опыт, доступный отдельному человеку за короткую его жизнь»1.
На Руси «запискам бывалых людей» также придавали огромное значение. В этой связи в литературоведении принято даже различать жанр древнерусских «хождений». Однако не в «хождениях» Афанасия Никитина следует искать истоки путевого очерка, который стал столь популярным в XVIII веке. Значительно больший вклад в развитие очеркового жанра внесла западная литературная традиция. У истоков очеркового жанра стоят произведения Свифта, Смолетта и Стерна.
Следует, вместе с тем, отметить, что зарождение путевого очерка в России было обусловлено также и насущной необходимость познакомить широкую русскую общественность с зарубежной жизнью. В принципе, это была та задача, которую успешно удалось решить Н. М. Карамзину в
1 Канторович В. Я. Заметки писателя о современном очерке. М., 1975. С. 163.
Письмах русского путешественника», которые можно поставить у истоков русского путевого очерка.
Путевой очерк прошел долгий путь своего становления и развития. При этом он явил себя как жанр гибкий, умеющий быстро приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям.
В XIX веке к очерковому жанру прибегали многие известные русские писатели (А. С. Пушкин, А. П. Чехов, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский и др.) Ведь именно путевой очерк является одной «из наиболее открытых форм выражения публициста-художника. Писатель вступает в нем в непосредственное общение с читателем, свободно излагая материал. Он может соединять в одно элементы истории, статистики, естественных наук, высказывать свои взгляды по тем или иным вопросам политики, рассказывать о личных приключениях, чувствах и мыслях, столкновениях с встреченными людьми»1. В этой связи автор в любой момент может остановить естественный ход повествования, связанный непосредственно с путешествием, вставить в ткань своего произведения какую-нибудь новеллу либо лирическое отступлени.
Многие писатели (А. Н. Радищев, А. И. Герцен, Ф. М. Достоевский), осознав в полной мере возможности очеркового жанра, стали прибегать к путевому очерку для того, чтобы поделиться с читателями своими мыслями относительно будущего России. Тем самым в своих произведениях они поднимали животрепещущие проблемы современности, которые будоражили умы просвещенной российской интеллигенции. Путешествию в таких произведениях места просто не оставалось. Так зарождался очерк проблемный.
Первым глубоким потрясением для очеркового жанра явился Октябрь 1917 г. И связано это прежде всего с тем, что после революции на первое место стали выходить иные ценности, чем те, которые существовали в дореволюционной России. Возникали и совершенно новые тематические
1 Колосов Г. В. Очерк и жизнь. Алма-Ата, 1966. С. 114. разновидности очеркового жанра, например, очерк о советской деревне, очерк социалистического строительства. Большое развитие получил портретный очерк.
Вторым глубоким внутренним потрясением для очерка явился распад Советского Союза, поскольку старые советские ценности и традиции полностью исчерпали себя, а новые сложиться еще не успели. Вот те проблемы, которые предстояло попытаться самостоятельно решить публицистам новой России. И в настоящее время эта задача решается.
Основную причину кризиса жанра мы усматриваем, в частичном, во временном отказе от публицистики как от метода журналистского творчества. Журналистика, которая пришла на смену советской, партийной печати, сместила приоритеты, сделав ставку на информационные жанры. Очерку на газетной полосе не нашлось достойного места.
Однако при всем этом мы не можем утверждать, что очерк является реликтом. Сегодня все чаще журналисты начинают обращаться к этому сложному и трудоемкому жанру. Современное российское общество остро нуждается в аналитике. И очерк, поднимая острые животрепещущие проблемы современности, предоставляет ему эту аналитику, но оформленную в яркую художественную форму.
Рассматривая путевой очерк в контексте современной культуры, мы предлагаем отойти от традиционных формулировок жанра, которые можно встретить практически в любом учебнике по журналистике. В этой связи справедливо замечание В. Я. Канторовича:
Определения - формулы, перечисляющие признаки жанров, как правило, неисторичны, ибо претендуют на то, чтобы быть действительными во все эпохи. Тем самым они похожи на рецепты, по которым якобы создаются художественные произведения. Но таких рецептов нет и быть не может хотя бы потому, что в искусстве постоянно ищут и создают новые формы; прежние, уже в силу повторности, пассивно воспринимаются человеческим сознанием и не способны раскрыть новое содержание жизни. А произведения искусства нет, если оно только повторяет пройденное и не добавляет к осознанной нами картине действительности ни единой новой черты, ни нового образа, ни характера, если оно не подымает проблем, волнующих современное общество»1.
Заметим, что только в советский период российской истории между жанрами газетно-журнальной периодики проходили четкие границы. Сейчас эти грани постепенно стираются. Что же касается путевого очерка, то он никогда не отличался устойчивостью форм. В этой связи подразделение его на отдельные разновидности (путевой, проблемный, портретный) всегда представлялось вполне условным.
Во все времена автор путевого очерка должен был показать себя незаурядным исследователем. При этом «многие писатели избирают для очерка непринужденную форму записи непосредственных впечатлений, размышлений и ассоциаций, рожденных встречей с той или иной действительностью. Однако они подчиняют свое повествование единой внутренней теме, единому образу, ясно выражая свое заинтересованное отношение к описываемому и давая ему свою оценку»2.
Изменились лишь цели и задачи, которые ставили перед собой публицисты. Так, если в эпоху Н. М. Карамзина первостепенной задачей было просто «познакомить» широкую русскую общественность с Западом; в эпоху Ф. М. Достоевского популярными стали размышления на тему будущего России; а в период советской власти основной акцент делался на строительстве новых городов и передовиках производства; то у современных очеркистов стоит куда более сложная задача - усмотреть, вскрыть и наметить основные пути решения тех или иных острых проблем современной России.
Так стал зарождаться очерк-исследование - своеобразный итог долгого процесса эволюции очеркового жанра, аккумулирующий в себе элементы очерка путевого, проблемного и портретного. В нем, наряду с
1 Канторович В. Я. Заметки писателя об очерке. М., 1975. С. 6.
2 Журбина Е. Е. Теория и практика художественно-публицистических жанров. Очерк. Фельетон. М., 1969. С. 153. традиционными публицистическим и художественным началами, выделяется начало исследовательское, суть которого заключается в направленности на исследование различных общественных отношений и проблем. Неизменным остается одно: основным стержнем, основной осью такого очерка является путешественник.
Качество же очерка, как и прежде, продолжает во многом зависеть от того, каким языком он написан. «Простой, точный, образный язык дает возможность даже сложную проблему, поставленную в очерке, сделать доходчивей, понятной для самого широкого круга читателей. И наоборот, самые яркие факты и явления становятся неинтересными, а самые простые мысли непонятными, если о них писать запутанно, неграмотно»1.
Сама по себе работа над очерком складывается из двух этапов. На первом этапе, журналист собирает, проверяет и осмысливает фактический материал. Второй же этап составляет непосредственно творческий процесс, который всегда сугубо индивидуален и каждый раз неповторим.
Первая стадия является наиболее ответственной. Очеркист фиксирует разносторонний фактический материал, из которого ему предстоит выбрать лишь наиболее зримые и яркие, с его точки зрения, факты. При этом журналисту не следует отказываться и от мелочей, которые умелая рука мастера способна превратить в яркие художественные детали, иллюстрирующие суть описываемого явления.
Очерк «представляет художественно-публицистическую модель реального мира. Причем окружающая действительность в нем должна не просто фиксироваться, а изображаться зримо, в образах. Очеркист, придерживаясь фактической основы, моделирует своим воображением картину "кусочка жизни"» . В этом как раз и заключается ценность очерка как жанра.
1 Колосов Г. В. Очерк. Алма-Ата, 1966. С. 14.
2 Стрельцов Б. В. Основы публицистики. Жанры. Минск, 1990. С. 207.
Создавая художественно-публицистическую картину действительности, автор очерка вскрывает актуальные проблемы современности, облекая их в яркую художественную форму. Тем самым очеркист формирует сознание читателя. В этой связи было бы ошибкой рассматривать путевой очерк в отрыве от социальных процессов, поскольку очерк оказывается погруженным в систему социальных отношений, он - составная часть общесоциального дискурса.
Это еще раз подтверждает одну простую истину, доказанную известным русским публицистом и литературным критиком Н. К. Михайловским:
Журналистика живет не на воздухе. Она живет, когда живет общество, и замирает - когда подрезаны корни жизни в обществе»1.
1 Жемчужина мысли / Сост. Жадан А. А. Минск, 1991. С. 181.