автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Пути становления контетно-ораториального жанра в Азербайджане

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Мирзоева, Наиля Агарагим кыз
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'Пути становления контетно-ораториального жанра в Азербайджане'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Пути становления контетно-ораториального жанра в Азербайджане"

л1инистерств0 образования азербайджанской республики

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ имени УЗЕИРА ГАДЖИБЕКОВА

0Д На пРавах рукописи

2 5 июл

МИРЗОЕВА НАИЛЯ АГАРАГИМ кызы

ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ КАНТАТНО-ОРАТОРИАЛЬНОГО ЖАНРА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

17.00.02—Музыкальное искусство

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

БАКУ — 1994

Диссертация выполнена в Институте архитектуры и искусства Академии Наук Азербайджана.

Научный руководитель^

—доктор философских наук, кандидат искусствоведения Б. О. Курбанов

Официальные оппоненты:

—доктор искусствоведения Р А. Мамедова. —кандидат искусствоведения, н. о. проф. 3. Г. Кафарова.

Ведущая организация: Азербайджанский Государственный Университет искусств и культуры им. А. Гусейн-заде.

Защита состоится . "__[.д-оп'Я^______1994 г.

в _часов на заседании Специализированного совета

(№ 0541001) по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук в Азербайджанской Государственной Консерватории им. Уз. Гаджибекова.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Азербайджанской Государственной Консерватории.

Автореферат разослан . 30 " с _1994г.

Ученый секретарь Специализированного совета,

кандидат искусствоведения

Ф. ХАЛЫКЗАДЕ

Актуальность исследования. Хоровая культура Азербайджана как одно из специфических "подразделений" общего потока культуры нации заслуживает пристального внимания и изучения.Идейная и социальная ориентация кантат и ораторий является качеством,имманентно присущим данным жанрам со Бремен их возникновения.Будучи перенесениями на национальную почву,они ко утеряли своей способности художественного осмысления важнейших событий общественной и духовной жпзни народа. Для жанров кантаты и ораторап характерно обращение к грандиозно-эпическим, гражданственные,высоко-зтическш темам. Социальная активность и установка на гуманизм,свойственные современной музыке,находят наиболее полное п всестороннее преломление в национальной хоровой музико. "Живое ощущение музыки,роя-дамцоеся из участия в коллективном музицировании,то подлинное осмысление музыкального произведения,которого нельзя добиться с помощью лииь различных пояснительных, речей,хороЕое пение становится, таким образом,ключом к пониманию музыки",- писал Б.Б.Асафьев . Такой же позиции в отношении к хоровому искусству придерживался и основоположник композиторской шкоды Азербайджана Узеир Гадо'бексв, явившийся также и основателем национальной хоровой культуры.Будучи инициатором создания первых хоровых коллективов б республике и автором первых сочинений ддя хора.Уз.Гадаябеков последовательно претворял в жизнь идею выработки кэенков восприятия многоголссных форм через освоение хоровой музнки и ее популяризации.

Особенностью развития азербайджанской профессиональной хоровой культуры,становление которой относится к началу XX века, является неразрывная взаимосвязь составляющих ее частей: хорового творчества,хорового исполнительства и организационных проб-лошЭто ставит перед исследователем ряд общих и специальных задач, что во многом определяет сложность,специфичность,а также и актуальность изучения азербайджанской хоровой культуры.

Особенное внимание притекают жанры кантаты и оратории -поскольку никто 08 азербайджанских композиторов не прошел мимо этих вершинных фор» хоровой музыки.Изученье глубоких социальных . предпосылок этого явления,возможность сквозь призму отнесения к хоровой культуре раскрыть многие закономерности иузыкально-Есторического ¡процесса также говорят в пользу актуальности денного исследования.

I Б.В.Асафьев.О хоровом искусство.-Л.:Цузыкэ,1580,о. 4.

Степень ватченнооти проблемы. Знакомство с азербайджанской хороведческой и музыковедческой литературой показывает,что хоровая кузыка Азербайджана,в частности,кантаты п оратор^:, созданные классиками я современниками,изучены чрезвычайно слабо и неравномерно.В качестве серьезных наугнюс 14удов, спещгольно посвященных хоровым проблемам, можно назвать лишь диссертационные исследования Ю.А.Габибовэ и М.Аскерова, где обьектом изучения является обработки народных песен и народная основа хоровых сочинений азербаТдаанских композиторов. Здесь впервые поставлена проблема методики исследования азербайджанской хоровой музыки,а в выводах намечены основополагающие черты национального хорового стиля,- что стало отправной точкой в выработке концепт;¡: данной работы.

О кантаих 1. ораториях в той или иной степени подробности писали в своих монографиях о жизни и творчество азербайджанских классиков Э.Абасова, Л.Карагичева, А.Таги-заде,С.Касимова, З.Ка-фзрова и др.

Изучение хороведческой литературы союзных коллег показало, что,в основном, хоровая музыка привлекает внимание о точки зрения особенностей исполнительства и интерпретации.Из гаожествз работ методического характера мы опираемся на труды И.Чеснокова, Усова, В.Ильина и др.

Вместе с тем, в становлении концепции данного диссертационного исследования сыграли труды таких исследователей,как Уз.Гадян-беков, Б.В.Асафьев, К.Кашпонис, Ю.А.Габибов.В работе, отмечается, что за основу рабочей гипотезы взяты некоторые положения диссертации К.Кашпон"са, где изучалось канта июе творчесгво литовских ког/лозиторов.

Новизна данного исследования определяется полно;; некзучен-ностыо азербайджанских кантат и ораторий, и соответственно, отсутствие;» исследовательских подходов к данной проблеме.Х.е сих пор ни национальные, особенности преломления какров кантаты и оратории, ни предпосылки их возникновения п особенности функционирования, ни индивидуальные черты чакдого образца этого канря не привлекали серьезного внимания исследователей.Изучение как изданных, тэк и в особенности рукописных кантат У з. Гадо-бвкова, Г..Карэева. д.ДжанглроБа.З.Гэдягкбековз и Р.Еагврова и др..позволило существенно дополннтъ представления о .стиле этих композиторов,я также . нарисовать более полную картину развитая эпорб^-лкакской кемпон:;-

топскон ¡.тузики, где канры кантаты и оратории занимают далеко не последнее гасто.Специальное исследование процессов,происходящих е херовой музыке, помокет заполнить некоторые белые пятна в нашем историческом музыкознании.

¿{ель и задачи исследования.Исходя из методологических установок Б.В. Асафьева и Уз.Гадобекова выдвинувших идею о сочетании ху~ докесхвенно-воспитательных функции хорового искусства с музыкально-социальными, формулируется цель данного исследования.Она состоит в изучении кантатно-ораториальных сочинешь. азербайджанских кокпо-зпторов в контексте социо-культурных задач,стоящих перед искусством Азербайджан^ в период с 30 по 60-е годы.Кантатно-ораториаль-ные сочинения рассматриваются как своеобразная призма,сквозь которую ярко высвечиваются этапы становления и развития профессиональной культуры нового типа,ее идеИныв ориентира,уровень худо-жествонно-технического оснацения пред..гавителей азербайджанской когаозпторской школы.Дта достижения данной цели в диссертации ста-ачтея и реиаются задачи систематизации и анализа изданных и рукописных образцов кангатно-ораториалтных сочинений азербайджанских композиторов в следующих направлениях: ' - изучение процесса становления жанров кантаты и оратории;

- установление периодизации и вскрытие черт,общих дам трак-' товки кантат и ораторий в каждом из периодов;

' - определение соотношения между индивидуальным стилем композитора и тилическоЯ трактовкой кантатно-ораториэльного жанра;

- выявление особенности врздействия социального заказа,пре- -ломленного в поэтическом тексте,на художественный уровень сочинеНИЙ* .¡фактическая целесообразность. Результаты проведаю, ^о исследования могут быть использованы в курсах "истории азербайджанской . музыки","хороведения",читаемых в Азгосконсерваторяи,в педагогическом университете и в средних музыкальных учебных заведениях. .

Апробация диссертации.Материалы исследования вкладывались, на конференциях АПН' им.Н. 1^си,Азгосконсерватории им.Уз.Гадаибекова, публиковались в виде статей и тезисов.Диссчртация обсуядена на ка-федро истории музыки Азгосконсорваторян.

Структура лиссептвции.Работа ссотоят из введения, двух глав, • заключения, огреха литературы я нотного приложения. ' ■

Первая глуза - "Каитэтно-оратсриальнов творчество азербайджанских композиторов в 30-40-а годы" - состоит из дьух парагра-

фов.В первом исследуются пути становления профессионально" хоровой культуры в Азербайджане,отмечается,что до начала XX века традиция группового пения не нашла в Азербайджане претворения в развитых профессиональных формах.Хоровые канры появились только в результате специально проводимой культурной политики, ориентированной гш создание всевозможных разновидностей классических музыкальных форм.

Ростки нового стали появляться в начале нашего века в Баку-городе с интернащюЕальнгми традициями,сближение которых сыграло немалую рель в освоении сищоклассачоских траднцмй.Наряду с концернами классической музьки,которую исполняли не эстрадах Баку приезжие гастролеры,стали появляться и свои любительские труппы и коллективы.Среди них следует отнотить выступление любительского хора при общественном собрании.

Наличие любительских и церковных хоров в Баку дало возможность основоположнику национальной классической музыки Узеиру Гадкибекову осуществить первые, постановки твоих опер.

Последовательностью в целеустрелшекносгьс в области создания национальной хоровой культуры отличалась кипучая деятельность Уз.ГаджпбекоЕЯ) - основоположника азербайджанской композиторской школы и классической музыкальной культуры.

Хоровая культура - это именно гот фронт работы композитора, где художественно-воспитательные функции неизбежно сочетаются с музыкально-социальными.Однако,хоровой коллектив для Уз.Гадкибеко-ва явился не только своеобразным оружием строительства новс;: музыкальней куль туры .Наряду с этим именно в хоровой музыке в-силу коллективности ее чеполнения естественнее всего было освоить ашт многоголосного музыкального мышления.

Решение этих и других,более частных творческих задач следовало начать с организации хоровых коллективов.Ценою болы» организаторских усилий,с преодолением огромных трудносм!! Уз.Гадят-бе:сову удалось в 1926 году создать первый многоголосный азербайджанский хор в стенах Азгоскснсерватории.Просуществовал он недолго.К лишь спустя 10 лет,г 1936 году Уз.Гаджибекову суждено было осуществить свою'мечту .При Азгосфилармскии имени К.Уагокзевз км был организован первый Азербайджане!«:!! государственный хор кз вокально одаренной,но не' пмепцей специальной подготовки молодо,-»?.

Р 193В году был создан Азербайджанский гссударетпогшй сэмбль песни к пляски, который был близск не::б'>.-«>г- тпит.-пьг- * гггдег

бытования азербайджанского народного искусства,повлиял ь дальнейшем ка трактовку ханрó кантат у первых азербайджанских кемпози-горов.

Немалое значение в дело приобщения слушательских масс к хоровоку искусству имели' гастроли в Баку во ьромя войны таких сложившихся уже коллективов,как Львовская хоровая капелла,Краено-знаменный ансамбль песня и лллски Закавказского военного округа, руководимый Ь.Шапоринык,Грузинский ансамбль народной иесш: и танца. В испслнекпн этих коллективов в Баку впервыо прозвучала русская и зарубежная херовая классика,лучшие образцы обработок народных песен для хора.Ники кс.'/лозиторы лорвого и второго поколения значительно обогатили опыт общеш;/ с хоровой музыкой.Наконец, в 1944 году при Азгссфилэрионии Сила организована свая херовая капелла,руководство которой било поручено двум приглашенным специалистам - М.Н.Ксксненко и Я.А.Абрам: су.

I? 1951 году при историко-теоретическом факультете Азербайджанской государственно/ консерватории било открыто отделение хорового дирижирования.Бозсй для этого стал студенческий хор,которой суиоствоьал в консерватории с I94G года.

К 60-м годам в Азербайджана'функционировала енозь созданная Государственная хсроЕзя капелла (руководитель Ь.Поврузов), хор телевидения и радио (руководитель Р.Мустафзев), ансамбль песни у. пляски (Дж.Джангиров), детский хор телевидения U радио (А.Дка- . Банкиров).Б конце 70-х годов бчло создано Хоровое общество п Ка-мэргл! хор при ней (руководитель Л.Атакишиев). В 80-о годы соз- . " даются херовые коллективы при Кировабадском (ныне Гяндялнском, руководитель Ш.Рзаев) и Сумгаитском музыкальном училищах (руко- ~ водитель Ф.Алиев),хор М'1ьчикоз (руководитель 3. Але—перова).Именно наличие достаточного количества хоровых коллективов я селе- * направленная работа в доле становления в развития азербайджанского хорового искусства привели к тому, что в республике,не Ецев-шей до революции собственных традиций многоголосного хорового : пения, в период с 1936 по 1980 год было создано болкзое количество хоровых сочинений канта тво-ораторвэ..ьного яанра.

Бо втором параграфе подробно освещаете процесс становления жанров кантаты и оратории в 30-е и 40-е годы.Наибольпео внимание уделяется анализу первых кантат, принадлежащих перу Узеира Гэдаибековэ. ■

Гйнр кантаты,к которое в 30-х годах впервко обращается .

- а -

Уэ.Гадаибеков вскоре становится ведущим в его творчестве.

Хронологически первым азербайджанским сочинением в этом кайре считается кантата Уз.Гаджибексва,написанная к 1000-летию великого иранского поэта Фирдоуси.Об этсм сообщала газета "Коммунист" в заметке от 12 августа 1133 годэ.В ней отмечалось,что произведение написано для солистов,хора и симфонического коллектива и,что музыка своими средствами живо, рисует жизнь той отдаленной эпохи.Главной особенностью в отношении композитора к кантате мы считаем трактовку ее ке как сугубо хорового,а как синтетического жанра.

Вокальная часть кантаты "чгирдоуси" представлена либо намоченными вкратце рольными номерами, либо же хоровыми фрагментами,с неразвитыми партиями голосов.Четырехголосие в его подлинно;.-; значении встречается липь в заключительном аккорде Преобладает ок-гагно-унктонное многоголосие, обычное двухголосна п двухголосое, образованное от удвоения вокальных партий (соирано-тенор, альты-баритони). При этом, явно господствует горизонтальный принцил мкт-ления, который прослушивается даже сквозь редко псиольэуогую аккордовую фактуру,

Следупцая кантата "Низами" писалась к 8С0-детию великого азербайджанского поэта,но сведевнй об ее исполнении в известной нам литературе нет. Кантата■состоит из двух частей,не очень связанных друг с другом единой драматургической китью.Иервая часть представляет собой гягл в честь позта,написании" на слова.С.Рус-тама для баритона соло,хора и оркестра. П часть чисто инструментальная,по Характеру, близка танцевальному £ш;улу.

Наиболее олькым а значительном сочинением Уз.ГадЕХбековз в ханре кантаты является произведение. названное автором "За Родину". Как и предадуииа вскадьно-кнструыенталыше сочиюнпя, оно предназначено для исполнения солистами,певцами,танцорами,хором и симфоническим оркестром.Первое исполнение состоялось апреля 1943 года на торжественном вечера, посвященном 23-й годовщине установления Советской власти в Азербайджане.

Спустя четыре месяца, 10 августа в Азгос$:;лзрг.юн;н: имени ¡«.Магомаева прозвучала кантата Уз.Гвджибекова под названием "Родина и фронт". В исполненаи участвовали ансамбль песни и пдяекп, ансамбль сазисток, солисты З.Адагезалов к С..КадамовЗ.

На рукописи, датированной уже 25 ноября 1943 году, гл.* встречаем оба названия. Слова "Бэтэн угрунда" ("За Родину") изписани

сворху над партитурой,а чуть нихе в скобках помочено "Бэтэн вэ ддебхе" Ц'Родииа и фронт")Это свидетельствует о том,что композитор продолжал работу нац своим .сочинением,явившимся в то время одним из монушнтальных произведений для хора.

Говоря о стиле этого произведения,в число его достоинств следует отметить демократизм музыкального языка,что находит вы-рэяениа но только в прозрачности фактуры,незатейливости хоровых партий,но а в опоре на принципы национального му.сального ¡.шшле-ния.Это чистая ладовая музыка .сугубо инструментально:-«) (в оркестровых эпизодах) и песенного (в вокальных разделах) характера, хорошо звучащая именно в тембрах, избранных композитором.Темб-ралыюе шиленио кошозитора выявляется такко в опоре на орнаментальную, "поицую" фактуру оркестра.Разнообразие фактурной аранжировки ведущего мелодического голоса является своеобразной замзкой аккордово-гармоническоад? сопровождении,и которому Уз.Гаджибеков обращается крайне мало.В этом п проявляется специфика трактовки национального у Гаджибекова.не желающего подчинять ладовый мелос законам европейской гармонии,которая как правило нивелируот специфику мелодического мышления.

Важно отметить,что автор стремится к слитност», внутри циклической формы кантаты, а объединяющим моментом выступает ладо- . интонациошюй развитие.Вместе с тем, экспозицию "лирических" образов автор преподносит в стройно завершенной формо,'. наиболее характерной для национального.мышления.

1 .tiiiU I 4,/W^.te moiio J] Ч. Хор Ш Ч. СОЛО

Рондальная структура типа А В С Б - одна пз самых харак- : тарных для формообразования азербайджанской народной музыки.

Необычайно тонко продумана логлкз ладо-гоггального развития. С точки зрения европейской .тональности - все четыре части звучат в ре махоро (при ключе стоят два диеза: фа, до). Однако никакого однообразия нет к в помине,поскольку трактовка тональнсс-

I Анализирует«: но рукописи: Узеир Гаддр.беков "Вэтэн уг-рунд-з" ("Вэтон вэ. джебхо").. Партизура. 25 ноября 1943 г. Хранятся з библиотеке Аэгосфяларконии. - . •„

А

ре-раст

В

девушек

'.С

тенора

В - ~

фа -if сегях ' • ля-шикостеи фарс фа оогях

те - ладовая. 1,1ягко меняя ладовые уст-ои (вначале ро, затем фа , зато;.: ля, ми, затеи фа/¡г и ля), моделируя из одного лада в другой, но оставаясь и одновременно в продолах тональности "ро", Гадкибоков создаст цельную картину.большое полотно,рисующее спокойствие и мир,царящие на родной земле.

1У номер кантаты - ("Рассказ раненного бойца") - вносит резкий контраст в мерное течение музыки.Тональный (в - ./юг ), динамически» и фактурный сдвиг словно пореносят слушателя в другую атмосферу.После краткого решительного вступления начинается монолог тенора.выдер&анньт-а патетических токах.

Б У номере ("Редд сл!"), судя по названию и по трактовке оркесгроьчх партии как аккомпенируших голосов,основное место должен был занять хор. Но, к сожалению,в имещойся у нас рукописи партия хора го '¿уписана.

Заканчивается кантата номером "Яйлы". Для Уз.Гаджибекова это становится ухо своеобразной приметен стеля.

Отлично зная зтог пласт азербайджанского фольклора, Гаг».ибо-ков в то х.е время не цитирует мелодии ялла.а создает на основе традиционного ритма ^ J { свой вариант.

Партия хора и-здесь восьми скромна,состоит из унисона-, оксавных дуб."ей к реддеих имитаций.Подобная трактовка хора очень близка трактовке народной песеп-пляски "Яллк",которая,как отмечалось, является одним из образцов традиционного группового пенек в азербайджанском фольклоре.Уз.Гпд£Ибеков мастерски претворяет этот канр в свое!! канта те, опираясь как ка его образную семантику, таг. и на языковпо особенности.

Кантата "Родина и фронт" это ярко- ллакатное произведение,где композитор добивается органичного синтеза инструментальной т, вокальной сторон.Кантата шшяезне с учетом восприятия этого произведения игроком демократической аудите :>::еИ.

Одно;; из инторосг.ьх особенностей кантаты "Родина и фронт" является ее предназначение для постановки на сцене.

• Еолсо слолпакк пс фактуре является проанализированные далее одночастные хоровые произведения "Гнет, победа", "Зл.Еэтэн", которые автор условно относу.т к смешанному кайру кантаты-песни.

Анализ кантат З.Гадашбокова и ЗЛ.агкрова, С-Алескерска, С.Рустачй&л позволяет автору утверждать, что они стоят далеко поза-,:: поддан?о новатс.роках хоровых сочевонг" учителя г молодого ¡С.Караева.Автор от;.-еч-}{-т,что К.^арс-зв Счч с.*нш .¡з пионеров хор.-,-

вогс искусства в республике.Его кантата "Песш сердца" была написана вслед за первой азербайджанской кантатой "Фирдоуси" Узекра Гадобзкова Ц934-36) и с упехоы исполнена на докпде азербайджанской литературы и искусства в Москве в 1930 году. Большой успех этого сочинения вдохновил Караева но создание второй кантаты "Песня счастья",премьера которой прошла в Баку а 1947 году. I! этот же период был создан и такой шедевр кар&рвекого искусства, как хор "Осень" на слова Низами из поэмы "Лейли и Меджнун".

Интонационной основой обеих кантат ярл ются ашыгская од зыка, в трактовке хора и оркестр? находят роалъноо претворение гармони!; ашгекого саза,фактура,лодсинтонационность,ритмические особенности ашгекпх песен н наигрыше?.

Анализ кантаты "Песня сердца" позволяет автору выдели!ь ряд признаков,спределящих свежесть,особый национальный колорит со-' чиненкя. Прежде всего,это использовгишг тембра тара,звонкостью ■ и особей, "щипковой" артикуляцией рапоыянапдой ашнгскил саз.

Очень оригинально применено фактурное остинато и разновидности органного пункта.Окидывая взглядом Есе дальнейшее творчество К.Кэраэво, можно наблвдать дальнейшее укоренение и осовременивание данных приемов. Это не случайно,потому что различные формы остинато обладают важным динамизирующим свойство;,В "Пес- ■ не сердца", например, партитура состоит из келодико-фактуринх "блоков" с спорой но разнообразные органные пункта и остинатше комплексы.

Свооооразной,чисто караевской чертой оркестрового языка можно считать трактовку большого симфонического оркестра (тройной состав) как соединение трех ансамблей - духового,вокального и струнного (квартет + т"р). Разделение на три груп—1 позволяет разнообразить тембровую подачу музыкальной мысли.При'такой последовательной "беседе" трех групп новой яркой краской звучит плотное сочетание всех групп в туттийных разделах.

Особого внимания заслуг.;вает трактовка хора. Это принципиально аккордовый склад о опорой на интервалику и принцип расслоения голосов,идущий от агаыгского саза.

Прежде всего,обращает на себя внимание реально звучащее двухголосие в четырехголосном хоре.Партии делятся на мелодический голос и на басовую опору.Точкой "отсчета" является квинта от верхнего голоса Бнкз.Шлодвчосксе двизекие внутри четырехтактного предложения заканчивается на "устойчивой" для ашгекого стиля т.тс-

той кварте.Если же прослушать обе партии в отдельности,тс выявляется сочетание двух ладов шур с тоникой "ля" и тоникой "ми"..Удивительно органично сочетается в хоровых отрывках аккордовая фактура с линеарной логикой движения голосов, опирающихся на мелодические модели лада Щур.

В конце х'лавы рассмотрены кантата "Песня счастья'1 К.Караева, вокально-симфоническая позыа "По ту сторону Аракса" Гл-.Дпангп-рова и части оратории "На страже мира" Д.Ггдг.нева.

1' заключении главы констатируется,что 30-е года знаменуют собой этап становления х~?овой культуры и освоения крупных хоровых £орм.0ти.\: объясняете: предпочтение "синтетическому ".вокалыю-танцевзльиому типу кантаты с малым удельным весом собственно хоровых фрагментов. к у Гаджибекова и у Караева хоровая фактура предельно скупа'г 'проста. Обращаясь к четырехголосному хору .композиторы, пользуясь октавнымп удвоениями и унисонами,реально используют двух- и трехголосие.Оркестровая партия дублирует хоровую. Основа музыки тадовая.но в некоторых случаях с опорой нг, традиционные гармонии.

Говоря о стилеЕсм направлении, обозначенном Уз.Гаджибекезым я развитом К.КараеБЫм в кайре кантаты,ответим преобладание адыгского начала.'¿ели в обработках народно;: песни Уз.Гадчи.еков ориентировался на яанр лпр';ческо;': песни и аранжировал ее.воспропз-еодя в хоровой "фактуре фактуру ыугемного трио, то танру кантаты с ее повествовательным началом и слазпльноп направленностью оказался ближе стиль музыки народных сяази-тзлой-аингов.

Вместе с тем,р конце 40-х годов отмечается обращение г мугаку в хоровом жанро.Честь открытия этой л;ш::п принадлап:: ;-:.Гад".и-еву.которы:: в "Колыбельной" ;;з оратории "На стране пира" и херовой газелле "Ой.гдяь" использует мугам::ую монодию ;; чо:г.о зованкый мугамный тесниф.Нсв'-ми был;: -'актсс л/ргчоск-ш трактовка патриотической тематики.

Таким образом, отмечается, что прсцосс первичного •. сгосисе жанра в 30-е годы быстро вялился в творчестве ко:поз;:гс-рсв годоз в процессе поясков своего стиля, еммобы'-кего опнюза национальных форм с возмокнссгаи« хороиого кштра ['.актаты.

вторая глава - "Развитие канроз кантаты i: оратор;:;; з 6060-е годы" - такго состоит из двух параграфов. Здесь аст;т> класс:: .;.;;ц;:рует сочинения, исходя из их текстового содирадния.Iгсгьуя группу составили кант^тпо-ораториальнне урэяэкидип'я кг» сб:цест-

- -

вонно-полппческую тематику,а в осново сочинений второй группа лошт свободно выбранные литорэтурно-художествонше тош.Подобное деление автор обосновывает подмеченной им зависимостью меаду поэтическим текстом и ого музыкальным претворением.

Рассмотрение кантат перво;; группы предваряется описанием общественно-политической хизна в 50-е и С0-е годы,что обусловило обращение коглознторол к патриотической тематике столь популярной в послевоенные годи. Одним из следствий этого автор считает необычайную популярность жанров хорового гкгаи и хорового марша и преобладание их над собственно кантагами.Вместе с тем,анализируя образцы гимнов,автор обозначает в них те черти,которые станут основными стилевыми признаками кантат этого периода: четкая гомофонная морчзвость, с одной, и подчинение всей хоровой партитуры ведущему мелодическое голосу- с другой. Наряду с оточенными, популярным становится жанр вокально-танцевальной сюиты, унэсле-дущий некоторые признаки гаднибековских и караевских кантат с танцевальными номерам!. ,

Б данном разделе работа автор'сосредотачивает внимание на таких кантатах,как "Гезел Вэтэн" АЛ^сейн-заде, "Знаменосоц эпохи" К.Караева, "Ленину" Л5.Дяангирова и С.Алескерова, "Во славу весны" С.ллескеронэ, "Великий вождь" С.Рустамова, "¡Ьснь о Москве" Т.Кулиева, "Цвети, родина" Э.Сабйтоглы и X. Мирза за до, "Родина" А.Меликова, ораториях "Октябрь" Р.Мустафаева, "Навеки вместе" Р.Гадаиевэ, "Азербайджан" Н.Мэмодова.

Одним из самых,популярных хоровых сочинений 50-х годов является одночастная кантата К.Караева на слова С.Вургунэ "Знаменосец эпохи" (1957). Этот хоровой плакат долгое время являлся неотъемлемой частью всех правительственных торжеств,поскольку музы- ■'■ ка Караева в скатой форме,яркими :•: доступными сре. ствами доносила содержание славильних стихов Вургуна.Размышляя о секрото популярности -сочинения, отметим, что композитор не злоупотребляет снеш-г:::';и эффектами, ко идет па поведу у вкусов малокультурной публики, а нзеборот, и в этом стадиальном сочинения остается верным сво;«м творчреким принципам.Караев пользуется принципом обобщенной трактовки аскгского стиля, он смело творит в ого рамках.

Создавая своп кантату-плакат, Караоо рационально- использовал хоровую фактуру.Здесь нот той перегрузки,которой -."решат многие и многие партитуры официальных кантат. Хор подеиейн,гибок, разнообразен.'!; туттпйних разделах преобладает'трех - четырехголосие с

бурдоисм - принцип,идущий от Ув.Гадобакова. Караев часто разбивает хор на группы, использует попеременно в разных голосах органные пункты,облегчает звучание штрихом стаккато,разнообразит его внезапными динамическими эффектами.

Выделив "Знямегосец эпохи" как наиболее.' удачное сочине^е среди "официальных" кантат, автор отмечает,что б цело;.;,в оС-60-о года канры кантат и оратории переживают сложный этап сЕоегс развития.

Возросшая потребность в жанрах хоревой музыки б 50-е годи связана с требованиям;, предъявляемыми к искусству того времени. Б двух словах их можно выразить так: доступность и идейная выдержанность. "Официальная" кантата становится обязательны!,: жанром на пути композитора к официальному признанию,к получению званий.'Именно в эти годы сложился свсего рода стереотип хороього сочинения, где. главным было обращение к славильиой тематике, затем профессиональное умение писать музыку для хора и оркестра и уже где-то на последнем месте стояли талант и искренность.

Наиболее монументальным сочинением рассматриваемой группы является ораторы; "Октябрь" на стихи Р.Рзы Р.Цустафяева. Отмечая, что композитор справился с поставленной задачей.автор в то же время из анализа данного сочинения выводит ряд черт, становящихся признаками стиля "официальных" кантат: а) намеренная гармоническая напряженность в начале произведения,призьвкьй характер которой подчеркивается квартовыми интонациями; б) контрастное чередование жестких, намеренно аэмоционалыш, лишенных национальной окраски интонаций во•фрагментах с "политизированным" текстом и мягких, национально песеишх в лирических фрагментах.

Отмечая во втором параграфе главы {акт количественного перевеса "официальных" кантат над кантатами.не свободную тематику, автор обменяет вто властью традиции, приводя примеры из зарубежной и русской музыки.В данном разделе рассматриваются такие яркие сочинения для хора,как кантата "Зяэули" Дж.Дкакгнрова и его же оратория "Сабир", кантагы "Грузил.Руставели" Ф.Ампрсва и "Голос земли" А.Маликова,вокально-хореографическая поэма "Покорители Каспия" Ф.Ашрова, а'капельные хоры "Бэя.тк-Шираз" Н.Аливерлк-бекова и "Баятылар" А.Ализзде.

Анализ кантаты "Фяеулй" предварен рассуждениями об ксторп-ч)Ской миссии поэта, о связи зосточной поэзии а музыкой.Своеобразный подход к азербайджанской классике проявляется в гем,что

- 15 - •

здесь была осуществлена смелая попытка воспеть великого азербайд- . .-капского поэта не традиционными средствами из арсенала му'гамного искусства, а при помощи симфонического оркестра,хора и солистов. Безусловно,самобытность сочинения обусловлена стихами самого <«";:зули,их возвышенностью,глубиной философской идеи,совершенство;« поэтической формы, клесте с тем,композитор,хорошо зная мугам, пироко пользуется козможностями азербайджанских' ладов,строит мелодии,исходя оз закономерностей ладового мышления.Очень умело претворены оркестровке средства,красочно воссоздающие восточный колорит. • - ,

^ анализе кантаты автор сосредотачивает внимание нэ ориги-нальпо.'! г.ретзереша: принципов адгамного мышления,которое проявляется ;; в тонально-ладовой основе произведения, и претворении арузного метра.Отмечается,что эта традиция восходит к гаджибеков- ■ еккм романсам-газеллам "Оенсиз" и "Севгкли дканан".

Очень ва^коп чертой стиля кантаты является трактовка многоголос.::-:. Композитор ке стремится насытить вертикаль красивы.«! созвучиями - он мыслит горизонтально. Дублирование голосов в октаву, частно органные пункты и вариантное дополнение ведущей мелодии вторяще;': партией - такой простой, но органичный для азербайджанского .музыкального стиля принцип трактовки хоровой фактура.

2 хоровых вокализах звучат чисто мугамные интонации,, интерпретированные в росечете нэ хоровое исполнение.Наконец, в инстру-:,;>знилънчх разделах такхе звучат "общие фор;,и движения" - пас-са.ук, другие вкргуознге приемы,которыми изобилует ."партитура"

Анэлизирул кантату "Оизули" и ораторам "Сабир", автор приходит к шведу о высоком' мастерсттзе Дк.Дквнгировй владения хоро-еыми средство!.-.!!, выбор которых всегда подчинен раскрытию драма-. ту;г:;чэского ззг.шелз.Говоря об отличиях двух сочинений,автор ука- . зывает на тонкое пронзкновеше композитора, в строй поэзии Физу-' ли I! Сабпрэ, что такие определяет .канрозуэ ориентации сочинений (газель в первом случае, мзйхана во втором).. Еолп в кантата "Оизули" ^¡дэнгиров рисует'философский облик поэта-классика,каким ; он предстает в всобрэ~.енип современников,то в ора^ эрии "Сабир" композитор пытается изобразить поэта-трнбунз в гостоком столкновении ого с действительностью.. Отсюда такйз качества драматургии оратории, как. ее коллйзпйность'п ккнематаграфпчность, принцип мок-.

тажа разделов-кадров, переключение с'крупного'плана на средний и наоборот, свободное манипулирование категорией времени, рассчет на ассоциативность восприятия слушателя, знакомого с жанрами азербайджанского устного народного творчества. Всо это в сочетании с крепкой опорой на национально-ладовый музыкальный язмс . определяет новаторство данного сочинения Дкангирова.

В заключении второй'главы отмечается, что в 50-о годы хоровой жанр стэноытся официально наиболее почетным. В этом его и сильные, и слабые, стороны. Трудно переоценить эмоциональную силу воздействия хора на широко-о слушателя в годы войны и первый год победы. ,

Вместе с-тем, очень скоро формы выразительности кантатного жанра со славильной тематикой стали консервироваться, превращаться, в' некий, стереотип. Открытия Уз.Гаджибекова и К.Караева в области хоровой фактуры, способной ярко преподнести национальную специфику азербайджанской музыки, либо стали механически повторяться в "официальных" кантатах других авторов, либо наоборот, были оттеснены более примитивными средствами выразительности. Это и чрезмерное ¿влечение унисонами в сочетании с пунктирным ритмом и прямолинейный перенос хрестоматийных гармонических последовательностей в хоровую фактуру, в произведениях композиторов первого послегаддибековского поколения.

Несмотря на то, что официальные кантаты количественно преобладали в этот период, качественный рост яанра шел за счет кантат на свободную тематику. Именно здесь были сделаны, художественные открытия, связанные с расширением арсенала вараз1г.ольных средств хоровой музыки за счет обращения к новым пластуй тради-циошой азербайджанской музыки.

13 заключении отмечаотся, что создание национальной хоровой культуры является большим достижением азербайдетнско!! когтози-. юрской школы.Автор приходит к вывода,что изучение кантат и ораторий необходимо вести, с одной стороны, с учетом стилевых тенденций, характерных для какдого деслтилотия (ЗО-е, 40-е, 'о0-и, 60-е годы), а с другой,с ориентацией на индивидуальный стил ком; позиторов.

Обобщая проанализированный материал с точки зрения нротво-' рения поэтической программы, автор ваделяет три типа вокэлъно-' инструментальных композиций:

1. Произведения, где программный замысел Передается не только и ¡-о столько хоровь-мп фрагментами, сколько средствами оркестра (кантаты Уз.Гадаибекова, вскалько-сихфоническая поэма "По ту сторону Аракса" Д. Дтангирова, ор-'тория "Октябрь" Р.Мустафаева, Ескалъ:.о-хореогрз$ическая поэма "Покорители Каспия" О.Амирова). Таких произведений немного, и они, как правило, принадлежат к

■ образцам "синтетических жанров".

2. Канюты и оратории, где содержание текста передается построчно: за каядым словом или фразой закреплен соответственный звуковой оборот, где дяотся вдзккзльньгй дубль содержания, оно как бы переводится на язык музыки синхронно ("Колыбельная" из оратории Дк.Гадгиева, оратория "Сабир" Дя.ДкакгироЕа, "Грузия. Руставели" Ф.Аштрова, "Азербайджан" Н.Мэмедова).

3. Кантаты и оратория, где содержание текста передается в музыке опосредованно, композитором воспринимается и запечатлевается глубинный, внутренний смысл текста, расиифровквается его эмоциональная тональность, рисуется общий настрой (кантата "5и-зулк" Дк.Джакгирсва, "Великий вождь" С.Рустамова, "Голос земли" А.Молякова и т.д.). •

По теме диссертации опубликованы следуидае работы:

1. Особенности становления хорового искусства Азербайджана// Материалы 3-й республиканской конференции молодях философов.- -Беку: олм, 1986.- 0,1 п.л.

2. Хоры из кантат азербайдаанских композиторов и использование их в учебном репертуаре студентов музыкально-педагогического факультета//Тазисы 50-й научной к'онференцдв,посвященной итогом научно-исследовательской работы АПИ ви.Ленина.-Баку,1909.-0,1п.л.

3. Использование кантат азербайдканскгх ксмгозлторов в учебном репертуаре на музыкально-педагогическом факультете//Тезисы 51-й научной конференции, посвященной итогам научно-исследовательской работы АПИ вм.Ленина.-Баку, 1990.- 0,1 п.л. .

4. Эстетическое воспитание колодого поколения//Гобустан, 1930, Я 3,- 0,6 п.л.

5. Путл развития кантатно-ораториального ганрэ в Азербайджане//!,й терн алы конференции "Спит исторического развития музыкальной культуры в Азербайджане"Баку,1991.- 0,3 п.л.

P?3Ytóü

JlniicepTßcnja Aaaptfajvan йастдкагтарннчн ЗО-ГО-мы яллаила ,)а-. рётпкглаок "">0 асарлапянян талгягаткня l.aop nivhvd. Хурала «я» лз -Фа haM алдаяма, Ьэм Да чап плунмут хпр агаолапянкн гяКлкля ала ja-Н£шм AnapßajvaH хлр мумгигинин талгзгатнннн мет^лл^и пп'-Слеми во

милли **»р yояуйунун xrcyraj jalapa аэтч&р ел™ лир.

Дисоертасизалэ »антвтв ва «pampijja «¡hdmivh jap'.nvacm Ачар-6ajvaH уусиги икиасанатянин ин»йша\1ь' ила снх оаглилирч ьеолляр.

30-му иллэрда Х"р мэдэн^атянин ¿прайма кпнт£!'.-"т.!ипа ири Ьэ«млиг *«р Ф^рмалаоннын ¿'аоанмягм rej п «лунур.

40-vf/ иллардэ х^о «ьнолворкла мялли му<--ягяк'*н 4-ypav,ai,Kr мусигипк/ зэнкин имчанларннлан иотч^ага^и ъуиг/ьачыр.

50-чи яллоола »аитата Ва "Пат-^pnja танплаон <*«л* яс^л^> тэ'саринэ мэ-'pva галмасы к«гтэовлир. Пунунла Сел;, rsy яллар.т, ■ ' таланмит "расми" »антата ua ^pa-rnpajaflapna j.чн.-м'и tvní.v-T к»кта-pw татйлг елан ири ур асаплапян japsHvacw га re- j л ~лунур. !" :><'■■■'■>-Ларин бэлии «fßj-twjjaTa л«La jY4ravnnp 4yhkh, супада лагтг.кзгт.ар ' ja pa nw«K лкрмнлй мухтэли4 н-ват^р пр^омлаплон гяопаот w-r e« -

мак 'íMvanMHa мал'лч-тфлэр.

ßO-4w яллэрла MYíi^íp мурягила je ни -ie и re мг- jí. лап jar.awp, бу да x^D тяноннпя рз а»сяня «нчпг ?0-60--:ы лля.-п тг.щ.т.

30-60-чн иялэола jaof.HW.Hti хпр асэр*арянян т al. л-для ««»тлолп :КИ, AsapöajvaH мусяги мэкэнОДати гпрП1кг"нлг. Г*ч-чу ядлг.пла r-v, ул -.. мут. классик Х"*р ан'анагиня japaTMar пр-блемн MYbafarstjjaiTia 1.»лл ллунуб,_