автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Ранняя история института хентиуше в Египте эпохи Старого царства
Полный текст автореферата диссертации по теме "Ранняя история института хентиуше в Египте эпохи Старого царства"
Российская Академия Наук Институт востоковедения Санкт-Петербургский Филиал
РГб од
1 о
На правах рукописи
БОГДАНОВ Иван Валерьевич
РАННЯЯ ИСТОРИЯ ИНСТИТУТА ХЕНТИУШЕ В ЕГИПТЕ ЭПОХИ СТАРОГО ЦАРСТВА
специальность 07.00.03 - "Всеобщая история"
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Санкт-Петербург-2000
Работа выполнена в Секторе Древнего Востока Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
кандидат исторических наук, доцент Н.К. Тимофеева
Институт востоковедения РАН
доктор исторических наук А.О.Большаков доктор исторических наук Н.В.Козырева
Защита состоится »/г- 2000 г. в 11 часов на заседании
Диссертационного Совета по' адресу: 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., Институт востоковедения
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН.
Автореферат разослан " кххо}^ 2000 г.
Ученый секретарь ^ Диссертационного Совета, Кандидат исторических наук . ___ И.Ф.Попова
э-ъи
Введение
Актуальность темы. Эпоха Старого царства Египта - это время расцвета царского заупокойного комплекса, являвшегося частью двух систем экономики: государственной и храмовой. Исследование социально-экономического развития объектов царского заупокойного культа стоит на пересечении многих узловых проблем истории Старого царства. Аспекты этой проблемы получили отнюдь не полное освещение в историографии и даже появление ряда работ (П. Каплони, П. Познер-Криже, Т.Н. Савельевой, П. Андрасси), написанных на основе хозяйственного архива из заупокойного храма царя (2 половина V династии), не закрыло ее оконча-
тельно. К тому же публикации новых источников такого характера, а также результатов новых археологических исследований и музейных коллекций, прогресс в области комплексного исследования гробниц (работы А.О. Большакова, И. Харпур, Н. Шерпьон, М. Бода и др.), заставляют не только дополнять, но и пересматривать многие постулированные в науке положения. В связи с этим разработка любого конкретного аспекта проблемы социально-экономического развития культовых комплексов Старого царства представляется актуальной не только ввиду ее слабой исследованности, но в связи с насущными потребностями современной египтологии.
Постановка проблемы. Данное исследование посвящено проблеме развития социального института хентиуше (далее - Ипцы-О), которые жили на территории царского угодья, складывавшегося вокруг пирамиды, поминального храма и дворца. Институт /ш(/и>-.? стоял на грани социально-экономических отношений и социально-политических устоев староегипетского общества. В связи с этим выделяется два аспекта исследования: место института в социально-экономических отношениях внутри царского заупокойного комплекса и в государстве и статус \jntj \\>-$ в социально-политической системе.
Хронологические рамки работы охватывают преимущественно исторический период IV - V династий в соответствии с относительно-хронологической канвой, принятой в современной египтологии для периодизации истории Старого царства.
Типология источников. Первую группу источников по проблеме йлг/и'-.? составляют опубликованные материалы архива заупокойного храма А¡/г-//у'-£?-Лг и частично опубликованные - из храма N//\/-Лг (Абусир). Источники второй группы включают царские и частные
хозяйственные документы, затрагивающие проблемы социальной организации персонала и экономического развития храмов. Данные по титулатуре частных лиц образуют комплекс данных для просопо-графического анализа. Основная масса документов такого рода падает на вторую половину Старого царства (конец V династии - начало I Переходного периода). В качестве иллюстративного материала привлекаются и некоторые документы Среднего и Нового царств, а также иконографические материалы.
Общие методологические позиции. Первая глава содержит анализ материалов по проблеме этимологии термина ИпЦ-И. Это исследование основано на анализе социально-экономического терминологического лексикона Старого царства.
Вторая глава посвящена проблеме экономического статуса корпорации Ипф\>-$ в хозяйственной системе царского заупокойного комплекса. Исходная методологическая основа для изучения этих проблем интерпретации социально-экономической терминологии, содержащейся в текстах разного характера, базируется на принципе сопоставления данных источников сакрального содержания и "светских" документов, касающихся сакральной сферы. Использование в комплексе данных по использованию терминологии в текстах, относящихся как к сфере мировоззрения и идеологии, так и к сфере экономической жизни, позволяет прийти к новым выводам в рамках поставленной проблемы статуса кпуы-З в корпорации служащих культового комплекса путем сравнения экономических основ их существования с экономическим положением других социальных групп, связанных с культовыми сферами - Итуш-Мг, 1гтту-кЗ,
тг]1 и др.
Третья глава посвящена проблеме статуса Ая/уи'-.? в египетском обществе в ранний период существования этого института (IV - V династии). За основу ее берется комплексный анализ просопографи-ческих данных по титулатуре лиц, фиксировавших титул ИпЦ'-$ в своих памятниках. Эволюция социального статуса ранних /гл/ду-Я исследуется со следующих базовых показателей: дворцовый статус носителя титула, связь его с пирамидой, совмещение титулов разных степеней иерархии и разных фракций сферы место титула в
формуляре титулатуры, родственные связи между Ал(/и>-.?. Цель исследования - установить место должности /ш//'-.? в титулатуре в рамках системы ранжирования, существовавшей в резиденции в период IV - V династий.
Метод работы. Работа над проблемой в целом оформлена как монографическое исследование. В работе уделяется внимание не только отдельным аспектам данной проблемы, но и второстепенным вопросам. Применение такого подхода обусловлено не только состоянием источников и спецификой их исследования, но и отсутствием концептуальной базы, что сводит на нет всякую возможность принятия единой схемы для характеристики различных должностных групп староегипетского общества посредством нивелировки социального, имущественного или же правового положения их представителей.
Научная новизна. Данная диссертация является первым комплексным исследованием роли отдельной социальной корпорации царского заупокойного комплекса в экономике и социальной структуре египетского общества в рамках эволюции социально-экономической структуры Старого царства. Аспекты этой проблемы исследуются впервые с новых методологических позиций и с учетом максимального количества источников. Анализ этимологии термина 1ш]-$ также представляет собой первый опыт исследования сущности староегипетского титула с точки зрения лексикологии. Исследование статуса института /шг/ю-И во внутренней структуре пирамидного и дворцового комплексов позволяет раскрыть ранее не исследованные стороны функционирования и экономического положения социальных институтов в Египте Старого царства. Впервые рассматривается проблема социального состава культовых персоналов, истоки их формирования и основы взаимодействия. В целом результаты работы могут быть использованы при изучении как проблем социально-экономической и социально-политической истории, так и вопросов мировоззрения и идеологии эпохи Старого царства.
Структура. Диссертация состоит из трех глав, введения, заключения и списка сокращений. В заключении дается общая картина развития института по важнейшим аспектам проблемы. Спи-
сок литературы включен в общий список сокращений, состоящий из 446 наименований.
Апробация. Некоторые результаты работы были апробированы на XXXIII и XXXV Международных научных студенческих конференциях, состоявшихся в г. Новосибирске в 1995 и 1997 гг. соответственно, и XX конференции по историографии и источниковедению стран Азии и Африки, состоявшейся в г. Санкт-Петербурге в 1999 г.
Глава 1. Этимология термина ИпЦ-З
Сочетание Ьм]-$ состоит из двух элементов - /ш(/ (нисба от предлога Ипф и существительного В основном проблема этимологии термина акцентируется на многозначности элемента исследованию значения которого посвящен первый раздел данной главы.
В литературе выделялось несколько значений для термина ^ по источникам Старого царства: озеро, пруд; пастбище; сад; заливные луга (с вариантами); модель озера на жертвеннике; "рабочее место" или "рабочая корпорация"; ткацкая мастерская; "ареал".
' В результате исследования термина $ были сделаны следующие выводы: •
• В основе термина лежит понятие "священное озеро", известное еще в раннединастических текстах и в эпоху Старого царства вошедшее в состав сочетания г 1-5, которое обозначало весь царский хозяйственный организм, включавший пирамиду, храмы, дворцы, хозяйственные учреждения и т. п. Полемизируя с положениями концепции Р. Штадельмана, предложившего для термина перевод "ареал", в работе отдается предпочтение точке зрения Б. Геслер-Лёр, подчеркивавшей значение священного озера-.? для царского дворцового комплекса. На основании ряда свидетельств Анналов, Текстов пирамид и некоторых титулов делается вывод, что термин гЗ-$ обозначал экономическое пространство царского пирамидного владения и его буквальное значение - "ареал (округ) озера".
• Случаи детерминации слова $ знаком рг (дом) являются доказательством того, что при озере находилось сакральное помещение. Терминами 5 или тг с детерминативом рг (дом) также могли обозначаться низинные земли и пастбища.
• На основании свидетельств употребления термина 5 для обозначения полости жертвенника и параллельных им данных делается вывод, что значение "сад" для слова $ является одним из модусов понятия "озеро", поэтому перевод термина Ип^-Ё как "садовник" неправомерен.
• В экскурсе, посвященном исследованию значения термина $ / тг{ну) (рг-г1) в титулатуре сановников, подвергаются критике некоторые положения концепции X. Юнкера, предложившего для термина $ / отг(иу), в рамках исследования памятников карлика БпЬ, перевод "ткацкая мастерская". В результате повторного исследования памятников с привлечением новых данных делается вывод, что основное значение в карьере БпЬ играла должность и>г-с, функции ко-
торой состояли в учете полотна (производимого, видимо, еще с архаических времен, в ведомстве "дома" hts(w)t, функционировавшего в качестве ткацкой мастерской в Нижнем Египте) и последующем распределении ее по хозяйственным инстанциям Верховья в качестве эквивалента произведенному труду хозяйственной администрацией. Несмотря на специфическую связь титула wr-r с текстильным производством, с одной стороны, и с должностью jmj-ri 5 pr-Ч, с другой, квалификация S как "ткацкой мануфактуры" остается сомнительной. Это значение для термина S можно рассматривать лишь как вариант понятия "корпорация, отряд (трудящихся)", которое в староегипетском терминологическом лексиконе также обозначалось термином S. В близком значении он употребляется в титуле jmj-ri S представителей военно-экспедиционной сферы, где он обозначал "отряд, воинское/рабочее соединение", а также его "место работы". Он был тождествен термину S, относившемуся к сфере ремесленного производства и известному из титула jmj-ri $ и из гробничных надписей. Установленное значение этого термина было производным от понятия S- озеро .
• На основании анализа титулатуры Tp(.j)-m-rnh выдвигаются аргументы в пользу тождественности значений термина S в титулах hntj-S и jmj-ri Swj pr-ci. Вопрос о значении термина Swj и тождестве титулов jmj-ri Swj pr-ri и jmj-ri S pr-ri остается открытым.
• Ряд палеографических наблюдений позволяет предположить, что знак S (вар. St) в ряде титулов мог смешиваться со знаком spit (дистрикт). Исходя из этого, выдвигается мнение, что и чтение знака тг в титуле jmj-ri (mr) hmwt "начальник "рабочего места (?) ремесленников" неоднозначно, поэтому его связь с титулом jmj-ri S можно поставить под сомнение.
• Приводится ряд данных, свидетельствующих об особой роли каналов и озер в системе функционирования хозяйственной жизни, что нашло отражение также и в системе организации рабочих отрядов, которые его обеспечивали.
• Для решения вопроса о значении термина S в титуле hntj-S можно предложить две версии:
1. S - термин сугубо сакральный, значение которого -"священное озеро" как объект культовой службы hntjw-S.
2. S - рабочий термин, употребляющийся в рамках таких значений, как "дистрикт", "место службы", "подразделение", являющихся производными от понятия "водоем".
Обе этих версии не противоречат друг другу и вопрос о значении ^ в титуле ИпЦ-$ в целом можно считать решенным.
Во втором разделе разбираются вопросы палеографии термина $ в титуле Ьш}-$. В частности, подвергается критике мнение о невозможности традиционного понимания слова - "озеро" на основании примеров особого написания знака. Приводятся также соображения по поводу детерминации титула знаком (гпф) - "пустыня", что указывало на принадлежность ¡гп^ю-Х к некрополю и заупокойной сфере.
Третий раздел данной главы посвящен интерпретации нисбы Лл//' в титуле Ьпц-$. Анализируются примеры употребления элемента Ыц в составе жреческих титулов и подчеркивается условное значение предлога кш] - "в, на" применительно к сакральным объектам. Выявляется значение термина ьЫ (покой) Ип^ы-З, которым обозначалось специальное помещение на озере для совершения на берегу ритуалов возлияния. Оно являлось сакральным объектом и, вероятно, центром службы Ип^ы-З в царском дворцово-культовом комплексе. В итоге предлагается общий перевод титула - "тот, кто в (помещении на) озере".
Четвертый раздел главы посвящен сомнительным свидетельствам о
Первую группу составляют примеры из Текстов пирамид (Руг. 762Ь-с, Руг. 1098Ь, Руг. 1347а). Особенности детерминации имени под которым фигурируют боги, показывают, что знак 5 обозначает в указанных случаях скорее плодородную местность, чем озеро. В итоге целесообразность использования указанных свидетельств при интерпретации социального термина ¿тЦы-И ставится под сомнение.
Вторую группу составляют примеры употребления терминов /гг/и' и Им]-£ для обозначения Ливанского нагорья и кедра, начиная с раннединастических времен. Это слово является омонимом социального термина
Заключительный, пятый раздел главы посвящен вопросам орфографии титула Здесь особое внимание уделяется примерам инверсии некоторых знаков в его составе. Причины такой инверсии, по результатам полного обзора свидетельств, выделяется несколько:
• проявление неграмотности резчика.
• графическое средство подчеркивания должностного статуса в титулатуре.
• подчеркивание honoris causa значения элемента S, который являлся определяющим для понимания сакрального смысла титула.
Выводы, полученные в результате исследования данной проблемы, широко используются и в последующих главах диссертации, посвященных конкретным вопросам развития института hntjw-S в рамках социально-экономической истории Старого царства.
Глава 2. Место hntjw-S в социально - экономической структуре царского заупокойного комплекса
Первый раздел данной главы посвящен вопросу об экономических основах фракционной стратификации hntjw-S по местам их службы (при пирамиде и дворце) на материалах Абусирского архива. В результате делается вывод, что провести линию строгой дифференциации между двумя сферами службы hntjw-S затруднительно, поскольку обозначение рг-Ч (дворец) в титулах, зафиксированных в хозяйственных текстах, могло употребляться не только для указания объекта действительной службы их носителей, но и для выражения их принадлежности к дворцовой сфере вне зависимости от должностного положения. Приводятся соображения о принципах употребления титула pr(j)-c3 в папирусах Абусирского архива и отмечаются основы фракционной организации разных hntjw-S.
Второй раздел данной главы посвящен проблеме экономических основ деятельности социальных групп, составлявших обслуживающий штат заупокойного и божественного культа. В рамках данной темы рассматриваются следующие проблемы: формы условной собственности разных категорий жрецов и социальный аспект повинностных отношений храмов с государством.
На территории царского заупокойного комплекса действовали 3 группы (или корпорации) жрецов и служащих, которые сами египтяне определяли терминами hmww-ntr (так называемые жрецы-пророки), wrbw ("очищенные", так называемые низшие жрецы) и hntjw-S. Дифференциацию hmww-ntr - wrbw - hntjw-S можно провести по двум аспектам, тесно связанным между собой: функциональному и экономическому. По данным Абусирского архива социальная структура царского заупокойного комплекса слабо поддается градации на wcbw - hmww-ntr, как жреческих степеней, на основании данных по их функциям. Можно установить также, что основная роль в выполнении ритуалов отводилась hmww-ntr, а в хозяйственных и деловых операциях - wrbw и hntjw-S, причем wcbw в урочных культовых действах не были задействованы, а участие в них hntjw-S было огра-
ниченным. Т. о., сведения о функциях разных корпораций не раскрывают основ социальной градации в культовом пространстве пирамидного комплекса, поэтому главной задачей в ходе исследования этой проблемы является определение статуса wrbw, и /готн'уу-
Щг как собственников культового имущества. Этот путь отнюдь не претендует на получение объективных выводов, поскольку терминология для номинации культовых корпораций создавалась египтянами из чисто сакральных соображений. В связи с этим исследование экономического положения представителей различных социальных групп на территории царского заупокойного комплекса можно рассматривать лишь как метод к решению проблемы дифференциации ыцы-з и кпты-мг.
Структура землепользования в храмовых хозяйствах предусматривала наличие по крайней мере двух категорий земель, продукцией с которых пользовались /шн'и'-и/г: 1Ы-п{г (пашня бога) и 1Ы (пашня). Сущность Ш-п[г заключалась в том, что она искони принадлежала храму и освобождалась от всяких податей и повинностей. Другая категория "пашен" - Ш (собственно "пашня", чье категориальное определение формально и обусловлено здесь ее общим характером в сравнении с Ци-Щг) включала весь объем храмовой земли, в том числе дарения из фонда царских земель, наделение которой иммунитетом предусматривалось лишь в исключительных случаях. Учитывая то, что термин Ш-шг в текстах Старого царства употреблялся довольно редко (в основном, в декретах в качестве правовой категории), не исключено, что в некоторых случаях под Ш подразумевались все земли храма, включая Ш-мг.
Проблема жреческой собственности разбирается в специальном экскурсе, за основу которого взято исследование "Завещания гп}г". Здесь обсуждаются такие частные вопросы, как экономическая основа возникновения и функционирования культового объекта (храма), формирование персонала частного заупокойного и божественного культа и статьи дохода отдельных групп персонала, значение фактора наследственности в развитии социального состава культового пространства. Основные выводы по данной проблеме следующие:
1. Храм Нмн-Нг, объект культа N¡-к^пИ, был основан на землях сановника Нпы-к1{.}) по воле царя, что и определило в дальнейшем одновременное функционирование культов богини и частного лица. Заупокойный культ последнего получал в перспективе жизненную стабильность, поскольку персонал культа богини обслуживал и его.
2. Система арендных отношений в культовом аграрном секторе, согласно надписи 7л(/, предполагала следующие формы "ренты", которой служитель был обязан объекту культа: /уг ("место") - служебная, исполнитель которой являлся заместителем владельца имущества, которым считался сам объект культа, у которого оно "арендовалось"; /гг(/)г - соответствовавшая жреческому продовольственному доходу, который условно передавался объекту культа в виде жертвы. Состав жертв не определялся объемом земледельческой продукции, как основного дохода жрецов. Развитие культа зависело от соблюдения сакральных канонов, а порядок и состав служб определялся вне зависимости от порядка земледельческих работ.
3. Жреческая служба ыгЬ выполнялась Итуш-Шг за пользование урожаем с храмовой пашни и за поступления в храм в форме жертвенной провизии. В основе последней формы культовой службы лежал процесс передачи начальнику жрецов жертвы, являвшейся частью из основного дохода, который получали, благодаря трудовому вкладу, прихожане, жители местности, в которой был основан храм. Вероятно, эта доля с их дохода условно была предназначена мертвым в здешнем некрополе, который находился под покровительством объекта культа. Процесс "(жертвенного) прихода" имущества жрецу за исполнение им жреческих обязанностей (м>гЬ) обозначался глаголом гк] - "входить (на службу)", засвидетельствованный в этом терминологическом значении в ряде источников. Именно жертвенная провизия и являлась экономической основой службы жрецов и>гЬ\у. Термин и>ГЬ служил для обозначения не только категории жрецов, но и жреческой службы вообще. В узком смысле - "очищающий" - термин и>ГЬ обозначал "низшего жреца", в широком -"очищенный" - им обозначалось любое лицо (в том числе ктю-Мг) и любая вещь, имевшие отношение к культу.
4. В божественном, а также в частном и царском заупокойных культах соблюдались принципы наследования жреческой должности (в корпорациях Нггтъг-кЪ, являвшихся родственниками объекта культа, [иптм-Мг и ИпЦм-З). Для простых мгЬн> факты наследования должности не засвидетельствованы, поскольку "корпорация" №ГЬ\\> формировалась из случайных служителей ("прихожан") и термин \\>ГЬ не являлся обозначением должностной группы.
Отдельное внимание уделяется податной и повинностной системе на культовых землях. В результате исследование источников по проблеме сделаны следующие выводы:
1. Земли и храмовая продукция могли использоваться для государственных нужд (в частности, для обеспечения эмиссаров, чиновников) в том случае, если храм не был наделен иммунитетом. Постоянное значение государственной собственности сохраняли только природные экономические объекты, в связи с чем за их использование полагался налог (тМ у/лу / у/я) с персонала местного храма как с субъектов того дистрикта, в котором они находились. В результате освобождение храма от опеки областных государственных чиновников не освобождало его от податей в резиденцию. В системе перераспределения доходов от поставок и расходов на налогообложение как податная, так и жертвенная продукция носили сугубо экономическое содержание. Вероятно, вне зависимости от урожая с храмовых земель, объем податей не мог превышать объем жертвенных поставок.
2. Защита от повинностей культового персонала носила специфический характер, степень ее правомочности регулировалась в зависимости от определения объекта поставок либо места работы (области или резиденции), а также характера повинностей ("барщина" -Ы лу или "сосчитанное" - _//зн>///5/).
Исследованию Дахшурского эдикта царя Рру I (VI династия) третий раздел главы. Этот документ посвящен защите экономических интересов членов персонала пирамид Дл/гн' (прежде всего -!гпф\'-5), живущих в двух поселениях (лупри этих пирамидах. Он является важнейшим источником по проблеме экономического положения Ал//'
Часть пунктов эдикта касается положения исключительно этой корпорации, часть посвящена общим проблемам урегулирования социально-экономических отношений на территории поселений. Пункты, прямо адресованные ¿гл/у'и>-.?, ограничиваются §5-7, 15, 17, из которых собственно защите их прав посвящены 5-7 и 17 (т. е. 4 из 18). Прочие параграфы следует рассматривать как адресованные не только ¿¡лгу\v-Sj но и другим служащим культа (так называемым низшим жрецам ыгЬ\\>, а также, возможно, и кпмм-Мг). К их числу можно отнести следующие:
1. §16, направленный на сохранение гомогенной социальной структуры гуы^ 5л/пу.
2. §4 и 9-11, по которым персонал освобождается от государственных податей и повинностей - барщины и служебных обязанностей. Благодаря этим свидетельствам можно установить, что Лл/уи'-.? владели имуществом припирамидного поселения по меньшей мере за
3 формы государственной повинности: 1. профессиональная сверхурочная служба в резиденции; 2. служебные обязательства резиденции; 3. общие служебные повинности в дистрикте и по стране.
3. §14, распределяющий заливные, лучшие поля
4. §12 и 13, ликвидирующие возможность доступа "мирных нубийцев" (п^м-Шрм) к использованию довольствия из святилища и урожая с земель поселений.
§5-7 и 17 заслуживают особого внимания как свидетельства, касающиеся особенностей положения \mtjw-S в структуре храмового персонала припирамидного поселения (л/н'?). Оно являлось местом работы и кШ)(т. е. зависимым от государства экономическим владением заупокойного храма), в то время как пирамида - центром пирамидного комплекса и метрополией хозяйственного организма - гЗ-$. Земли кт\\'\\>-п{г занимали в нем особый статус, что, впрочем, в источниках не отражено. Возможно, это объясняется тем, что урегулирование экономических отношений на этих землях не требовалось, поскольку сохранение стабильной экономической структуры в аграрных секторах, имевших статус "божественных пашен", поддерживалось идеологически.
Термин \\>ГЬ применялся для обозначения особой категории служащих культа, не участвовавших в ритуалах и не обладавших поэтому правом пользования продукцией с земель припирамидного поселения. В качестве wrbw могли фигурировать как жители поселения, так и свободные "прихожане", служившие за продуктовый паек. Переход 1}пу-$ в категорию •мЪ осуществлялся посредством процедуры "очищения" (гЬм), которая в экономическом смысле предполагала и ликвидацию их статуса как условных земельных собственников. \V~bw, жившие на территории припирамидного поселения, занимались, в основном, ремеслом. "Прихожане"-и>г6и> участвовали в службе в составе подразделений. Претензии знатных ыгЬ\\> на продукцию с культовых земель впоследствии способствовали слиянию этой категории служащих с корпорацией \intjw-S в конце V династии. С I Переходного периода термином обозначались бывшие служители ИпЦ'м-З, а ныне жители города, преобразованного из припирамидного поселения в связи с упадком пирамидного культа.
§5 эдикта Дахшур раскрывает одну из основных обязанностей \xntjw-S в припирамидном поселении - транспортировки грузов и осуществления связи между экономическими объектами. Сущность запрета, сформулированного в данном пункте - не отягощать ¡гп^ю-З лишними заданиями при выполнении урочной службы. Особая роль.
перевозок в экономической и ритуальной сторонах жизни комплекса подчеркивает специфичный характер функционирования экономической системы в пирамидном комплексе.
§6-7 посвящены урегулированию земельных отношений на территории припирамидных поселений между [шуи'-Х, челядью-ш/у'г знатных лиц и "мирными нубийцами" (п^ш^ры).
Исходя из данных о статусе зависимых арендаторов тф, делается вывод о том, что земли, на которых они работали, были арендованы их хозяевами-сановниками. Т. о., для тф это была двойная аренда, в которой продуктовая рента в культовый фонд пирамиды и хозяину-арендатору вычиталась из всего произведенного ими с угодья урожая, что исключало путаницу при распределении дохода. Владение пашнями припирамидных поселений связывало сановных арендаторов служебными обязательствами в пользу храма. По материалам Абусирского архива известно, что для исполнения ритуалов знатные лица часто посылали вместо себя своих собственных слуг (ф). Свидетельствами того же плана являются, по-видимому, и §6, 13 об участии челяди (тф) знатных лиц и "людей" (гЗы) нубийских солдат в службе и хозяйственных работах в поселении. Не исключено, что и сами \xntjн»-.? могли возделывать эту пашню посредством рабочих рук тф.
§7, 12-13 декрета Дахшур направлены на упразднение деятельности нубийских наемников пЫ^-Ыры на территории припирамидных поселений Бп/т в Дахшуре. Меры, перечисленные в них, предприняты для того, чтобы закрыть нубийцам всякий доступ к использованию продукции с культовых земель. §7 лишает права пользования урожаем группу солдат, не занятых храмовой службой, но служивших с правом "кормления" на царских пашнях в месте временной дислокации в столичной области. Для предотвращения перспективного перехода наемников в статус "законных" арендаторов, связанных повинностями не только с государством, но и непосредственно с храмом, вводится пункт 12. Он сближает с кпум-Х и сановниками в рамках запрета, который налагался и на последних.
§13 раскрывает еще одну возможность легализации кормления п^ю-Шрю из храмовых ресурсов, посредством внедрения челяди в состав н>гЬы. Итак, льготное положение наемников в тех местах дислокации, которые входили в состав царских земель, избавляло их от иной службы за "кормление", кроме основной - военной. §8 эдикта Дахшур рассматривается как свидетельство о существовании иеро-
дулии на территории объекта царского культа. Корпорация иеродул формировалась из пленных, а их статус соответствовал статусу и,г/лу.
Итак, аграрный сектор [тфу-З в припирамидных поселениях был включен в сферу "дома царя", сохраняя при этом сакральный характер, поэтому номинальное владение пашнями припирамидного поселения сановниками и простыми служителями резиденции должно было входить в согласие с порядком работы в храме и окрестностях. Тем не менее, царь ликвидирует систему кормлений этой категории арендаторов земель на территории /1уи7у в пользу /г/г(/и'-^. Более того, он приказывает пополнить корпорацию /шГ/'и'-.? их же детьми, т. е. сохранить ее вследствие угрозы полного захвата арендных земель частными лицами. Т. о., несмотря на то, что проникновение сановников времен VI династии в среду ИпЦы-З / Иптам-Мг встало на легальные рельсы, пирамидный комплекс Бп/гы сохранил архаичную социальную структуру; более того, был предпринят ряд мероприятий по сохранению сакральной экономической зоны припирамидных поселений Бп/т, основой функционирования которых являлись их постоянные жители - /ш(/и>-$.
В четвертом разделе рассматривается вопрос о занятиях дворцовых йл/уи>-.?. В целом они соответствовали обязанностям пирамидных причем их сфера была гораздо шире; во всяком случае, в отличие от пирамидных, дворцовые \xntjw-i участвовали в экспедициях.
Глава 3. Социальный статус йлГун>-.? в период IV-V династий
Данная глава диссертации содержит исследование эволюции социального статуса /ш?уи>-.? в рамках административной истории Старого царства. Оно основано на комплексном анализе титулатуры носителей титулов / должностей сферы йл/ун'-.?, который базируется на просопографических данных по йл/ууу-.?. Аспекты исследуемой проблемы следующие: верхний и нижний пределы положения ранних /ш/упри дворце; этапы эволюции административной и фракционной систем организации кпфу-$. Для комплексного анализа было использовано ок. 400 титулов сфер йл(/и>-£ / /ш/уич? рг-Ч, зафиксированных в титулатуре более 300 лиц за период с I по IX династию. Глава состоит из трех разделов, их которых первые два носят вводный методологический характер.
Первый раздел главы посвящен определению принципов анализа просопографических данных, в основе которого лежит периодизация, принятая на основе данных относительной хронологии.
История развития института связана с определением на-
дежных критериев для датировки памятников носителей этого титула. Установление периодизации развития института /ш/уи'-.? имеет особую важность, поскольку этот титул занимал значительное место в титулатуре разных слоев чиновничества и, в частности, жреческого сословия. Вследствие своеобразного "универсального" положения титула в ранговой системе чиновничества, датировка памятников его носителей создает комплексную проблему. Принимая периодизацию М. Бода, историю института /¡л/ун'-.? можно разделить на 2 этапа: до и после правления Г)с1-кЗ-Кг. Следует привести исходные факторы, характеризующие в целом развитие института кпф\>-$ на двух этапах его функционирования: вне системы государственного административного ранжирования и в рамках развития структуры государственного аппарата управления. Период IV-V династий можно квалифицировать как время функционального определения института и формирования основ организации в этой сфере.
Учитывая сложность проблематики, связанной с датировкой памятников, предлагается ряд соображений методологического характера по проблеме "титул как критерий датировки". В состав титула-туры входили как ранговые ("почетные"), так и должностные титулы, которые не только показывали принадлежность сановника к соответствующему слою дворцового аппарата, но и могли играть роль ранговых показателей статуса сановника при дворе, что способствовало возникновению "формуляров титулатуры". "Формуляр титула-туры" - фактор, отражающий становление единой организационной структуры дворцового служебного аппарата, поэтому его стандартность может в ряде случаев выступать временным индикатором и способствовать выявлению ступеней карьеры сановника. Если сановник совершал карьеру при дворце благодаря продвижению по ступеням иерархии как конкретной должностной группы, так и по определенной служебной линии во дворце, то это приводило к смешению "формуляров титулатуры". Структурные нарушения в "формуляре" можно рассматривать и как хронологический показатель реальности должностного положения ее владельца в несовершенной ранговой системе, и как вневременной показатель ангажированности сановника в некую служебную сферу и фиктивности соответствующего ей титула.^Унификация данных с сомнительной датировкой в соответствии с результатами просопографического анализа становится правомерной только на том этапе исследования, когда удается установить безусловные причины возникновения стандартов
"формуляра титулатуры", как хронологических критериев. Исследование проблемы "реальности" и "фиктивности" должности в титулатуре усложняется из-за того обстоятельства, что институт /гпуы-З (единственный в своем роде в эпоху Старого царства) носил фракционный характер, т. е. формирование "формуляра" служащих, задействованных как в сакральной, так и светской сферах, могло происходить по разным причинам.
Важнейшее значение для выделения исходных датировочных критериев имеет исследование аспекта "титул ктм-щг как критерий датировки", поскольку он фиксирует конкретные имена царей, предоставляя, наряду с ономастическими данными, единственную основу для формулировки прочих критериев. Одним из главных исходных критериев для датировки памятников, выдвинутых Н. Шерпьон, является установление временной границы смены варианта титула кггт-п{г в сочетании с именем царя на вариант в сочетании с именем пирамиды. По картушам эта граница датируется временем правления ]г2]. Однако в ходе обзора этой проблематики был выдвинут ряд аргументов в пользу принципиальной невозможности временной фиксации этого явления.
Историческим показателем границы функционирования института жрецов ¡гтюю-Мг царей является время правления ДО/'-нпоэтому использовать его в совокупности с критерием, установленным по эпиграфическим данным (время Jzzj), методологически нецелесообразно, поскольку иначе мы вынуждены будем признать, что с конца V династии жреческие корпорации культов царей IV - середины V династий перестали функционировать, что не подтверждается многими источниками.
Снять это противоречие можно в том случае, если считать раннюю дату - правление А^'-и>$г-Яг - только за верхнюю границу функционирования корпорации жрецов ктюю-Щг в новом статусе -hmww-n.tr пирамиды. Поэтому перелом, происшедший при Лг/, является лишь инерцией процесса, начавшегося при \Vsr-kl.f и завершившегося при А^/'-н'зг-Яс. Анализ просопографических данных по титулам жрецов Лшнпу-л/г позволяет выделить ряд факторов развития жреческих корпораций, объясняющих причины возникновения указанного "критерия".
1. Смену варианта \imw-ntr + имя царя на вариант brrw-n.tr + имя пирамиды нельзя рассматривать как указание на смену статуса корпорации жрецов Иткы-мг или переходе его на новую стадию развития внутри определенного храмового комплекса. Этому противоре-
чат данные, свидетельствующие о том, что процесс перехода от одного статуса к другому носил перманентный характер и полностью завершился при Mn-kiw-Hr.
2. Исчезновение титула hmw-ntr + имя царя связано с изменением сущности культа царя в пирамиде и является лишь одним из показателей процесса эволюции социальной организации царского храмового комплекса, на который оказывали влияние идеологический, социально-политический и экономический факторы.
3. При выяснении причин смены вариантов титулов особое внимание следует обратить на такой формальный критерий, как местоположение памятников жрецов. Он позволяет выделить две тенденции - вариант hmw-ntr с именем царя на памятниках вне Гизы и других ранних некрополей встречается довольно редко, а вариант hmw-ntr с именем пирамиды, наоборот, представлен почти исключительно в саккарских гробницах. "Фактор Гизы" рефлектировал закономерности, связанные с изменением социально-политической обстановки в Египте в середине правления V династии.
Все отмеченные закономерности отражают инерцию процессов, начавшихся в период, "фиксирующийся" картушем царя - объекта культа. Установление этапов развития вариативности титулов жрецов и их смешения не может нам дать жестких оснований для выделения критериев датировки памятников. Инерционный процесс протекал в двух социальных сферах: культовой, развивавшейся в пределах определенного царского заупокойного комплекса, и дворцовой. В связи с этим правление Jzzj можно рассматривать лишь в качестве terminus post quem жрецы ранних царей (т. е. прежде всего те, чьи памятники происходят из Гизы) лишились формальных условий для проникновения в корпорации жрецов пирамид новых, "саккарских" владык. Причины этого явления заключаются, видимо, в том, что жрецы ранних царей происходили из старой знати, и доступ этих лиц в сакральные сферы царей конца V - VI династий ограничивался ввиду утраты ими влиятельности и высокого положения при дворе.
Т. о., исходный критерий Н. Шерпьон, основой которого в качестве хронологического индикатора выступает картуш в составе жреческого титула, не выдерживает критики. Исходя из этого, следует подчеркнуть, что датировки памятников, предложенные М. Бодом в ходе реконструкции ранней истории hntjw-S, также требуют ревизии, т. к. они во многом базировались на критериях Н. Шерпьон.
Второй раздел данной главы посвящен обзору вопросов относительной хронологии раннего периода истории института с целью вы-
явить продолжительность отдельных периодов в истории развития должностной системы в двух перспективах: в зависимости от числа правлений и в зависимости от общего количества лет, включаемых в какой-либо один этап. Обсуждается два вопроса: "проблема соотнесения "года счета" с годом правления" и "проблема соправлений в период правления V династии".
Обзор вопроса о системе соотнесения "гражданского" календаря и годов правления показывает, что отсчет "годов счета" начинался после воцарения царя, поскольку полный календарный год рубежа правлений включал в себя не только предшествующий, но и последующий год правления.
Далее приводятся соображения о сомнительности соправления /У/'-нс М/г-]г]-к]-Яг и приводятся данные в подтверждение версии о соправлении \Vnjs с Рс1-к^-Яг - двух последних царей V династии. В заключение рассматривается вопрос об эфемерных царях и так называемых узурпаторах, имена которых засвидетельствованы в единичных памятниках и которые могли править параллельно с "законными" царями.
Представленные данные позволят судить о продолжительности отдельных периодов развития староегипетской администрации, которые можно установить на основании существующих критериев датировки.
Третий раздел данной главы посвящен анализу данных по /ш(/и»-раннего периода (до Ос1-к?-Яг). За основу его принимается метод, который акцентируется не на проблематике, связанной с датировкой отдельных памятников, а на материале титулатуры, содержащемся в этих памятниках, что позволит исследовать весь объем данных про-сопографии по ИпЦы-З.
Выделение основ фракционной организации и принципов формирования иерархии внутри корпораций представляет сложности, поскольку имя пирамиды как объекта культовой службы в ранний период существования института изредка фиксировалось только в титулах рядовых Поэтому наименование объекта службы во
всех известных нам титулах ЬпЦы-З может восстанавливаться либо именем пирамиды, либо обозначением дворца - рг-г1, в зависимости от некоторых условных показателей. Можно предполагать также, что многие из Ипфу-$ были заняты в двух сферах службы, что особенно показательно для представителей администрации разных ветвей института, фиксировавших титулы либо с указанием дворца как объекта службы, либо не указывая его вообще. Т. о., фракционное деление
института прослеживается лишь по памятникам рядовых hntjw-S, в то время как данные по администрации hntjw-S могут показать степень и характер связи двух корпораций в зависимости от того, каким путем достигалась та или иная ступень в иерархии - по служебной или административной линии.
Данные по иерархическим группам анализируются по отдельности по ряду показателей: дублирование должностей, родственные связи и основные формуляры титулатуры представителей разных уровней иерархии. При этом привлекаются данные по поздним представителям данной структуры, с опорой на данные тех памятников, ранняя датировка которых устанавливается наиболее достоверно.
Ведущими в титулатуре ранних hntjw-S (pr-Ч) разных ступеней иерархии являлись титулы hrj-sSti, rh njswt и wcb njswt. Нет никаких оснований различать статус рядовых hntjw-S (pr-Ч) и их администраторов в дворцовом аппарате и считать продвижение по службе внутри фракции результатом внешней карьеры сановника, поскольку ее администраторы назначались по электорной системе, что, в свою очередь, должно было способствовать ротации в органах управления корпорацией.
Основные ранги в управлении корпорацией обозначались титулами shd и jmj-rl (ist) hntjw-S. Последний титул, как правило, обозначал администратора, назначенного "сверху", но функционально был близок первому титулу. Поэтому, вне зависимости от того, по какой линии сановник совершал карьеру и насколько реальное место в корпорации он занимал, титул jmj-ri часто употреблялся наряду с титулом shd.
Организм hntjw-S pr-Ч либо был идентичен корпорации pr(jw)-4, либо являлся неотъемлемой частью последней. Источники позволяют заключить, что ситуация менялась со временем, причем в ранний период корпорация pr-Ч объединяла всех мелких служащих дворца, однако к концу V династии руководство pr-Ч полностью перешло в руки начальства hntjw-S pr-Ч, которое позаимствовало тождественную иерархическую титулатуру у pr-Ч. Часто титул pr-Ч служил для пояснения ординарных дворцовых титулов, причем иногда целого блока, поэтому в качестве показателя принадлежности к фракции в некоторых случаях он может рассматриваться лишь условно.
Корпорация hntjw-S являлась организмом служащих, а не жрецов, поскольку их участие в культе было ограниченным, зато экономическая роль - ведущей. Однако принадлежность hntjw-S к культовой сфере диктовала свои условия, что находило отображение в
принципах оформления титулатуры благодаря фиксации в титуле объекта службы (или его омиссии), что зависело от следующих обстоятельств:
• если сановник начинал карьеру ЬШ]-$ внутри пирамидной корпорации, но впоследствии совершал успешную дворцовую карьеру, то изменений в титулатуре не требовалось, поскольку функционально должности ИпЦ'н>-$ разных фракций совпадали (этот момент карьеры был характерен, вероятно, лишь для представителей администрации пирамидных й/лгун'-.?;
• если сановник, служивший при дворце в качестве ИпЦ-$ рг-г3, являлся жрецом ¡гтю-Мг, он мог и совмещать функции /ш(/'-.? в обеих сферах службы, фиксируя этот титул на своих памятниках либо в двух вариантах, либо пропуская имя объекта службы;
• если сановник являлся жрецом йти>-л/г или вообще был неким образом связан со службой в пирамидном комплексе, то он мог опустить объект службы в титуле /ш/у-.? из почтения к объекту культа;
• если изначально занимал определенный статус во дворце и был задействован в обеих фракциях, то он мог опустить объект службы в титуле или заменить его на рг-Ч;
• сановник мог фиксировать титул с упоминанием имени пирамиды, как объекта службы, и в экстраординарных случаях: если он служил при пирамиде царствующего царя, т. к. при его жизни пирамидный и дворцовый комплекс были тождественны (эта практика получила дальнейшее развитие при царях VI династии, когда их пирамидные комплексы срослись с дворцовой структурой); если место службы ¡гп^-И являлось обособленной от дворцового экономического дистрикта хозяйственной инстанцией; если пирамидный комплекс, напротив, являлся местом службы Иткак представителя от дворца (что, впрочем, сомнительно).
В зависимости от этих показателей происходил и процесс слияния двух ветвей института. Именно в ранний период функциональные соответствия позволяли совмещать два варианта титула в рамках одного стандарта. В поздний же период происходит объединение административных структур обеих фракций под эгидой двор-
цового аппарата, а также их сфер службы под эгидой пирамидного комплекса. Позднюю систему организации института можно рассматривать исключительно как этап развития дворцового служебного аппарата в период VI династии, поскольку она некоторое время существовала параллельно с традиционной.
На протяжении ранней истории института [тЦм-И не нарушались ни экономическая целостность, ни консервативный уклад социальной организации в пирамидном комплексе. В титулатуре отражалась лишь узкая принадлежность к фракции, масштабность же их служебной сферы лишь подразумевалась. Титулатура служила одной цели - продемонстрировать достижения сановника в карьере, а обстоятельства его службы и функции оставались за ее пределами и могли быть отражены лишь в пространной автобиографической надписи. Фракция и сфера службы - разные вещи по существу и на основании данных титулатуры выяснить функции, социальное положение и даже реальное место занятости средних [т^ю-Х разных рангов чрезвычайно затруднительно. Большое число случаев совмещения должностей из разных фракций в титулатуре "ранних" ИпЦм-З -явление, параллельное тенденции к пропуску объекта в титулатуре "пирамидных". Учитывая тот момент, что "должность" кпЦ-З могла фиксироваться в титулатуре в качестве "экономического" титула (подобно "должности" и>ГЬ), следует подчеркнуть, что и оформление его в титулатуре могло диктоваться разными обстоятельствами в зависимости от того, был ли сановник тесно связан с определенной фракцией / фракциями (что давало ему основания для конкретизации объекта службы), или же он был лишь задействован в сфере экономического обеспечения разных инстанций на территории резиденции (вследствие чего он игнорировал показатели фракционной принадлежности). Примерно с середины V династии титул \intj-S все более приобретает фиктивный характер, а большинство поздних его носителей уже не выполняет тех функций, к которым обязывало должностное положение Л«//-.?. Исследование поздней истории института в эпоху Старого царства следует проводить в рамках общей проблематики развития сакральных социальных институтов в условиях их полного вливания в структуру государственной администрации.
Заключение
1. Общее значение термина - "тот, что в (помещении священного) озера". Элементом, определяющим сущность понятия, служит слово £ (озеро, водоем). Экономическое и сакральное содержание термина было тесно связано с понятием -"деятельность (в сфере) озера", обозначавшим экономический дистрикт царского заупокойного комплекса и центр жизнедеятельности живших на его территории.
2. Центром сферы деятельности ИпЦ'н>-$ как экономической инстанции, вероятно, изначально являлся дворец, а после смерти царя -пирамида. Вследствие этого институт \intjw-S предполагал деление на две фракции - дворцовых и пирамидных служителей.
3. Культовый персонал царского заупокойного комплекса четко делился на корпорации Итмы-щг, ИпЦм-И, wcbw, отличавшиеся по функциям и экономическому положению. Кроме того, персоналы Лл{/и>-1 пирамид и дворца еще в середине V династии сохраняли экономическую самостоятельность.
4. Экономические основы структурного деления социального организма царского заупокойного комплекса определялись правами на владение культовым имуществом и зависели от характера и сферы службы. Объекты условной собственности представителей различных групп клира распределяются по следующей схеме:
• - земли припирамидного поселения, жертвенный доход;
• ктум-Шг - культовые пашни (31и-п(г), жертвенный доход;
• \\>гЬы - возможность проживания на территории припирамидного поселения и потребление жертвенного дохода.
5. Доступ в корпорации Ит\уи>-п(г и для частных лиц был ограничен по причине культовой замкнутости социальной структуры царского заупокойного комплекса, поэтому их формирование шло по наследственному принципу.
6. Экономическое пространство царского заупокойного комплекса подразделялось на две сферы: культовую и служебную. Рабочие сферы ИпЦ'уу-.? и hmww-n.tr соответствовали их хозяйственным зонам; соответствующим образом устанавливались и условия пользования сельскохозяйственной продукцией, а также принципы повинностных отношений на этих землях.
7. Функции пирамидных \xntjзаключались, прежде всего, в осуществлении связей между дистриктом гЗ-$ и другими экономическими инстанциями. Кроме того, они участвовали в ритуалах и вахтах на территории пирамидного комплекса наряду со жрецами Лиши'-п{г.
8. Помимо службы в царском заупокойном комплексе, йл/уи'-.? выполняли также ряд внеурочных повинностей государству: служебные и рабочие обязанности в дистрикте припирамидного поселения, в резиденции и по стране, в том числе транспортировку продукции между инстанциями, не связанными с местом их службы экономическими взаимоотношениями.
9. Обслуживающий штат хозяйства пирамидного культа формировал инфраструктуру нового типа египетского города - условных владельцев государственного земельного фонда, собственность которых была обусловлена службой в "светских" административных структурах, реализовывавшейся через ренту.
10. Функции /шГ/н'-.? рг-Ч заключались в выполнении мелких дворцовых поручений и осуществлении связи между хозяйственными объектами и дворцом. Кроме того, они принимали участие и в экспедициях (в Нубию и Восточную пустыню).
11. До конца V династии господствовал замкнутый порядок доступа в сферу служащих пирамиды. Архаическая система формирования и функционирования социального организма Ипу'ю-Х продолжала существовать и в позднее время при пирамидах царей IV (возможно, и 1 половины V) династии ("гизехская" система).
12. В основе фракционной организации Лл//'нч? (дворцовые - пирамидные) в ранний период лежали их экономические возможности, поскольку обе корпорации выполняли сходные служебные функции. Это нашло отражение и в принципах их организации: пирамидные
зачастую выполняли функции I'\ntjw-S рг-Ч, но подчинялись администрации, назначавшейся из дворца.
13. Принадлежность 1)пЦи>-$ к пирамидной или дворцовой фракции определялась следующими обстоятельствами:
• Служитель ¡)Ш]-$ входил в инфраструктуру пирамидного комплекса или дворца со времени ее основания.
• Служитель АлуЧ? изначально являлся жрецом Ипт-Шг и вступал в персонал пирамидных служащих, руководствуясь экономическими интересами.
• Должность рг-Ч часто являлась первой ступенью в дворцовой карьере родственников сановников, особенно, если те являлись кпЦы-!!.
• Чиновник из служебных сфер, связанных со сферой деятельности \intiуу-^, мог приобрести ранг администратора в определенной фракции на формальных основаниях.
14. Иерархическая организация /гл(/и>-£ раннего периода формировалась несколькими путями:
• Назначением "сверху" на неопределенный промежуток времени (прежде всего - у'лу'-г? в дворцовой сфере службы).
• Избранием из среды персонала на время исполнения обязанностей подразделением (средние чины в организации Лл/ууу-^).
• Иерархические должности и титулы среди дворцовых могли получить и другие мелкие функционеры дворца (Иц'-рг, ]т]-г! \vpwt, ргЦн»-^)).
• В составе корпорации могли находиться неполноправные члены как правило, таковыми являлись служащие из числа челяди знатных вельмож.
1. Принципы формирования и развития фракций в ран-
ний период зависели от уровня сакральности объекта службы кпфу-$, что на ранних этапах тормозило процесс объединения рядового состава двух фракций в единую корпорацию, в то время как раздел администрации института не соответствовал потребностям государства в существовании единой системы аппарата.
Список опубликованных работ по теме диссертации
1. Образование и образованность в Египте Старого царства // История и социология культуры. Вып. 1. Новосибирск, Изд-во НГУ, 2000. С. 3-17.
2. Замечания к "текстам проклятий" Старого царства // Ассириология и египтология. Вып. 2. СПб., Изд-во СПбГУ, 2000. С. 29-42.
3. Замечания к "текстам проклятий" Старого царства (тезисы) // XX конференция по историографии и источниковедению стран Азии и Африки. Тезисы докладов. СПб., Изд-во СПбГУ, 2000.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Богданов, Иван Валерьевич
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ЭТИМОЛОГИЯ ТЕРМИНА HNTJ-S
1.1. Элемент л в составе титула.
1.1.1. s - священное озеро и проблема гЗ-s в эпоху Старого царства.
1.1.2. Детерминатив и идеограмма рг в рамках терминологии $.
1.1.3. s - сад и s - полость жертвенника.
1.1.4. Экскурс. Термин s (pr-Ч) в концепции X. Юнкера.
1.1.4.1. К проблеме термина hts(w)t (рг) / pr-hts(w)t С7^^!).
1.1.4.2. О некоторых особенностях титулатуры Snb.
1.1.4.2.1. Титулы hrp (dngw) sSrw и wr-c.
1.1.4.2.2. Титул jmj-r3 S pr-r3.
1.1.4.3. Выводы: занятия Snb и титул jmj-r3 s pr-Ч.
1.1.5. О связи титулов jmj-гЗ sm?j рг-с3 и hntj-s.
1.1.6. Термин s(wj) / тг в распространенных вариантах.
Введение диссертации2000 год, автореферат по истории, Богданов, Иван Валерьевич
Актуальность темы. С конца 80-х и по настоящее время в мировой египтологии наблюдается всплеск интереса к эпохе Старого царства - публикуются новые источники, разрабатываются новые критерии для датировки памятников, формируются новые концепции эволюции египетского мировоззрения и идеологии, резко возросло число публикаций по социально-экономической проблематике и т. д.
Для понимания роли непроизводственной экономической сферы в структуре государственной экономики Древнего Востока эпоха Старого царства Египта особенно интересна. Это время расцвета царского заупокойного комплекса, являвшегося частью двух систем экономики: государственной и храмовой. Исследование социально-экономического развития объектов царского заупокойного культа стоит на пересечении многих узловых проблем истории Старого царства. Аспекты этой проблемы получили отнюдь не полное освещение в историографии, и даже появление ряда работ (П. Каплони, П. Познер-Криже, Т.Н. Савельевой, П. Андрасси), написанных на основе хозяйственного архива из заупокойного храма царя /У/г-/7у-1<}-Мс (2 половина V династии), не закрыло ее окончательно. К тому же публикации новых источников такого характера (из заупокойного храма /у/г./-7?г), результатов новых археологических исследований и музейных коллекций, а также прогресс в области комплексного исследования гробниц (работы А. О. Большакова, И. Харпур, Н. Шерпьон, М. Бода и др.) заставляют не только дополнять, но и пересматривать многие постулированные в науке положения. В связи с этим разработка любого конкретного аспекта глобальной проблемы социально-экономического развития культовых комплексов Старого царства представляется актуальной не только ввиду слабой исследованности, но в связи с насущными потребностями современной египтологии.
Постановка проблемы. Данное исследование посвящено проблеме развития социальной группы хентиуше (далее - /ш/уи.'-лО, которые жили на территории царского культового комплекса, складывавшегося вокруг пирамиды, поминального храма и дворца. Организация /ш/уи'-1? предполагала раздел на две фракции - служителей дворца (рг-Ч) и служителей пирамиды, составлявшие две ветви этого соци5 ального института. Плоскости взаимодействия этих фракций, а также социальное и экономическое положение их представителей и предстоит выяснить в данной работе в рамках общей проблематики развития культовых комплексов в ранний период эпохи Старого царства (IV - V династии). Социальный институт \intjстоял на грани социально-экономических отношений и социально-политических устоев староегипетского общества, поскольку его представители были заняты в двух служебных сферах - сакральной и светской. В связи с этим выделяется два аспекта исследования:
• место института ¡гпфв социально-экономических отношениях внутри царского заупокойного комплекса и в государстве;
• статус /ш(/\у-л в административной системе.
Хронологические рамки работы охватывают преимущественно исторический период IV - V династий в соответствии с относительно-хронологической канвой, принятой в современной египтологии для периодизации истории Старого царства. Определение раннего этапа эволюции института /ш/уи'-у связано с проблемой выделения датировочных критериев памятников Старого царства. Следует отметить, что в последнее время развивается тенденция к пересмотру существующих принципов датировки староегипетских памятников (начало которой положили работы Н. Шерпьон), что, в свою очередь, приводит к серьезным методологическим проблемам при исследовании исторических процессов в эпоху Старого царства. В связи с этим хронологическому аспекту проблемы уделяется отдельное внимание в главе 3, основанной на анализе данных частных памятников.
Типология источников. Отсутствие классификации источников по проблеме \intj\v-s ограничивало их объективный анализ в историографии и приводило к заблуждениям, поскольку их данные использовались по большей части в одном исследовательском ключе - либо социальном, либо экономическом.
Источники по проблеме ЫЦследует разбить на три группы: храмовые хозяйственные ведомости, частноправовые документы, царские эдикты и памятники сановников заупокойного характера, предоставляющие комплексные материалы для просопографического анализа. Привлекается также изобразительный материал. б
Первую группу источников составляют архивы из заупокойных храмов царей Nfr-jrj-k3-Rc KU: !]1 и Nfr.f-Rc2, открытые в Абусире. В данной работе как источник привлекаются как полностью опубликованный архив поминального храма Nfr-jrj-k:!-Rc, датирующийся временем Jzzj - 77/'; Ppj II, так и частично опубликованный - из храма Nfr.f-Rc.
Источники второй группы включают царские и частные хозяйственно-правовые документы3, затрагивающие проблемы социальной организации персонала и экономического развития культовых учреждений.
Данные по титулатуре частных лиц, рассеянные по многочисленным памятникам, образуют комплекс материалов для просопографического анализа. Основная масса документов такого рода падает на вторую половину Старого царства (конец V династии - начало I Переходного периода). Сопоставительный анализ комплексных данных по титулам hntjw-s и жрецов исследуемой сферы, а также hntjw-s pr-r3 даст возможность пронаблюдать, на основании выявленных закономерностей, эволюцию в иерархии и статусе hntjw-s в разные периоды Старого царства и выяснить место этой социальной группы в структуре государственного аппарата.
В качестве дополнительных источников используются, правда, лишь как иллюстративный материал, и некоторые документы Среднего и Нового царств.
Этот принцип типологии источников составляет структуру основной части настоящего исследования. Следует отметить, что структура работы сложна, прежде всего, из-за слабой исследованности целого ряда аспектов в составе проблемы и специфики источников, типологические особенности которых не позволяют создать единую "методологическую схему". Поэтому основные источниковедческие подходы целесообразно было раскрыть в соответствующих разделах диссертации.
Общие методологические позиции. Первая глава содержит разбор материалов по проблеме этимологии термина hntj-s и носит вводный характер. Следует от ASP; исследования: Kaplony, 1972, 11-79; 180 ff.; Posener-Krieger, 1976, I-II; eadem, 1979, 133 sqq.; Савельева, 1992; Andrassy, 1994, 2 ff. Неопубликован; см. Posener- Krieger, 1985a, 195 sqq.; eadem, 1991, 16 sqq.
J В основном собраны X. Гёдике [KDAR; Goedicke, 1970]. Исследования: Mrsich, 1968; Edel, 1981: Савельева, 1992 и др. 7 метить, что этот анализ - первый опыт целенаправленного исследования сущности староегипетского титула с точки зрения лексикологии. Работа в этом направлении, которая, впрочем, уже давно ведется, как о том свидетельствуют многочисленные работы таких специалистов по языку и эпиграфике Старого царства, как X. Юнкер, Г.Дж. Фишер, Э. Эдель, П. Каплони, X. Гёдике, Н. Страдвик, и Среднего царства -О.Д. Берлева, У. Уорда, Д. Франке и других, является актуальной и перспективной. Лексикологический анализ не только позволяет определить, хотя бы приблизительно, то содержание, которое вкладывали египтяне в социальный термин, но и намечает пути для исследования сущности других титулов, понимание которых базируется на условностях. Причины этого - не только в том, что объект проблемы редко встречается вне иного контекста, кроме титулатуры, представляя собой либо закостеневший архаизм (с(п)4-тг, Ш, фгф-рЧ, Ш]-с и др.), либо энигматическую "формальность" (так называемые почетные титулы - хтг, г/г / {])г{])-!}{])-гщwt, Зряя-пяи т. п.). Существовали и титулы с достаточно конкретным значением. Все они, в совокупности и по отдельности, представляли собой часть египетского социального лексикона, формировавшегося из разных источников и по разным причинам, но с унифицирующих позиций. Пониманию сущности староегипетского титула препятствует не столько отсутствие пространного документального контекста, сколько сложности в определении контекста социального, что позволило бы унифицировать все известные данные, насколько это возможно, по титулам разных типов.
Исследование титула \ггй]-$ в этом ключе носит экспериментальный характер. Однако его важность заключается не только в том, что учет результатов этой работы может поспособствовать реализации интереса к специфике египетской социальной терминологии, но и в том, что его объект - титул - один из немногих титулов Старого царства, обозначавших должность с конкретными функциями, т. е. возникших непосредственно из реалий социально-экономической жизни.
Вторая глава раскрывает особенности экономического статуса представителей корпорации \intjw-s. Основные проблемы, возникающие при анализе хозяйственных и правовых документов, связаны с интерпретацией социально-экономической терминологии, содержащейся в текстах разного характера. Это ка8 сается специфики наименований сакральных объектов, служебных процедур, экономических операций и пр., так как в храмовых архивах их "профанное" значение могло игнорироваться в целях соответствия форме документа, а в правовых документах, напротив, выдвигаться вперед их чисто экономическое содержание. Так, в папирусах, регистрирующих порядок выполнения ритуалов, списки служебного персонала и другие рутинные факты внутренней жизни культовых корпораций, фиксируются по большей части рядовые исполнители необходимых культовых и служебных операций, данные же по иерархии персонала весьма скудны. Исходная методологическая основа для изучения этих источниковедческих проблем базируется на принципе максимально возможной унификации "противоречивых" данных источников разного характера, при учете того обстоятельства, что одну группу составляют документы чисто сакрального содержания, а другую - "светские" документы, касающиеся сакральной сферы. Использование в комплексе данных по использованию социально-экономической терминологии в текстах, относящихся как к сфере идеологии, так и к сфере экономической жизни, позволяет прийти к новым выводам в рамках поставленной проблемы - определения статуса hntjw-s в корпорации служащих культового комплекса. Основной метод ее исследования заключается в сравнении экономических основ существования hntjw-s с экономическим положением других социальных групп, связанных с культовыми сферами - hmww-ntr, wcbw, hmww-кЗ, mrjt и др.
Последняя, третья глава, посвящена проблеме статуса hntjw-s в египетском обществе в ранний период существования этого института (IV - V династии). За основу ее берется анализ данных по титулатуре лиц, фиксировавших титул hntj-s в своих памятниках. Впервые после X. Юнкера4 отдельное внимание этому аспекту проблемы уделила Э.М. Рот5. Впоследствии, в рамках поставленной проблемы "титул как критерий датировки", социальный статус ранних hntjw-s исследовал М. Бод6. Однако его работа носит довольно узкий характер, к тому же написана со спорных исходных методологических позиций, поэтому об эволюции социального
4JGVI, 17 ff.
5 Roth, 1991а.
6 Baud, 1996. 9 статуса судить по ней невозможно. Следует, впрочем, отметить, что статья
М. Бода является первым опытом такого рода исследования, к тому же то, что объектом его явился именно титул Л/Ц/'-.?, момент чрезвычайно показательный для понимания важности того места, которое отводится проблеме Ый]в современной египтологии.
Аспекты эволюции социального статуса ранних исследуются со следующих базовых показателей: дворцовый статус носителя титула, связь его с пирамидой, совмещение титулов разных степеней иерархии и разных фракций сферы Ат/уу-л', место титула в формуляре титулатуры, родственные связи между \intjич?. Просопографические материалы предоставляют сведения как о реальных ¡ий}\\>-$, так и о фиктивных носителях должности, так или иначе с нею связанных. Отсюда возникает необходимость осуществления компаративного анализа данных из разных типов источников по социальному положению Таким образом, основное внимание при подходе к такого рода источникам следует уделить учету возможности дифференциации "титула" (фикция) и "должности" (реальность); ведь сам принцип подобного разграничения может быть обманчивым. В связи с этим оказывается необходимой разработка ряда методологических аспектов в рамках предложенных показателей и анализ уже существующих в современной историографии.
Дискуссия о статусе \intjи^-.? {рг-г3) в служебных структурах дворца и пирамиды подчас заходила в тупик в связи с тем, что представители этой корпорации могли находиться на разных ступенях социальной градации. Между тем ошибка заключалась в подходе к как представителям одного социального слоя, так как они стояли на грани двух систем общественных отношений в связи со своей принадлежностью к сакральным службам. Высокое социальное положение кгП]и'-у, выявляющееся из многочисленных свидетельств титулатуры сановников, может объясняться лишь фиктивностью их службы, но не значимостью самой должности ¡\ntj-s. Таким образом, причины разобщенности мнений по вопросу о том, насколько реальной и значимой была связь "сановных" /ш//и'-.у и кпф\>-.\ рг-г1 с объектом службы и с государством, лежат в разнотипности источников, которые создавались в разных сферах жизни староегипетского общества и раскрывают различные его
10 стороны. Поэтому при комплексном анализе просопографических данных с целью установить место должности \intj-s в титулатуре в рамках системы ранжирования, существовавшей в резиденции в период IV - V династий, необходимо преодолеть и эту источниковедческую проблему.
Метод работы. Несмотря на сложную структуру, работа по проблеме в целом оформлена как монографическое исследование, разделы которого объединены не только общей темой. Уже в ходе предварительной обработки материала стало очевидно, что понять сущность социального института в широких рамках социально-экономического развития Египта эпохи Старого царства невозможно, не уделяя пристального внимания отдельным аспектам проблемы, поэтому даже самые незначительные вопросы требовали детального рассмотрения. По тем же причинам целесообразно было прибегнуть к анализу и некоторых смежных проблем, а также, по возможности, к тотальному учету данных по мелким вопросам. В результате многие замечания (в основном, по вопросам интерпретации социально-экономической терминологии) идут параллельно общему ходу исследования и не только иллюстрируют выводы, но и играют самостоятельную роль в качестве важных исследовательских экскурсов. Использование этого метода для комплексного анализа источников по данной проблеме обусловлено не только состоянием источников и спецификой их исследования, но и отсутствием концептуальной базы. Это делает невозможным принятие единой схемы для характеристики различных социальных или должностных групп староегипетского общества посредством нивелировки социального, имущественного или же правового положения их представителей. Данные источников слишком специфичны и не позволяют провести унификацию экономического состояния или социального статуса должностных лиц по указанным срезам до некого среднего стандарта. Именно поэтому детальный разбор всех аспектов проблемы невозможно осуществить вне общего контекста развития староегипетского общества, что заставляет обращаться к источникам разного характера и акцентироваться на дискуссионных вопросах их интерпретации.
Научная новизна. Данная диссертация является первым комплексным исследованием места и роли определенной социальной корпорации царского заупокойного комплекса в экономике и социальной структуре египетского общества. Аспек
11 ты этой проблемы, определяющие структуру работы, исследуются впервые с новых методологических позиций и с учетом максимального числа источников. Анализ этимологии термина представляет собой первый опыт исследования сущности староегипетского титула с точки зрения лексикологии. Исследование статуса института кп^м-З во внутренней структуре пирамидного и дворцового комплексов позволяет раскрыть ранее неисследованные стороны функционирования и экономического положения социальных институтов в Египте Старого царства. Впервые рассматривается проблема социального состава культовых персоналов, истоки их формирования и основы взаимодействия. Особо следует подчеркнуть, что исследование социального института в рамках эволюции социально-экономической структуры Старого царства в период IV - V династий, т. е. в его динамическом развитии, также предпринимается впервые. В целом же результаты работы могут быть использованы исследователями эпохи Старого царства широкого профиля - как проблем социально-экономической и социально-политической истории, так и вопросов мировоззрения и идеологии.
Структура. Первая часть диссертации посвящена проблеме этимологии термина /ш(/'-у; вторая - изучению места кпЦи'-у в социальной и экономической структурах царского пирамидного и дворцового комплекса и их значения в экономических взаимоотношениях культового учреждения и разных слоев его персонала с государством; третья - исследованию социального статуса в рамках проблемы влияния социально-политических изменений в государстве на развитие социальной структуры царских поминальных угодий. В заключении дается общая картина развития института кгйр^-^ по важнейшим аспектам проблемы.
Список использованной литературы включен в общий список сокращений, состоящий из 446 наименований.
Апробация. Некоторые результаты работы были апробированы на научных конференциях: XXXIII и XXXV Международных научных студенческих конференциях, состоявшихся в г. Новосибирске в 1995 и 1997 гг. соответственно, и XX конференции по историографии и источниковедению стран Азии и Африки, состоявшейся в г. Санкт-Петербурге в 1999 г.
12
Заключение научной работыдиссертация на тему "Ранняя история института хентиуше в Египте эпохи Старого царства"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История института /ш/уне только сложна и многогранна, но и слабо изучена. Поэтому в исследовании аспектов "проблемы кп^-х'\ составляющем основную часть диссертации, было уделено внимание и разработке новых методологических подходов, и смежным проблемам, без решения или рассмотрения которых нить исследования была бы упущена. Формулировка всех итогов работы представляет сложности ввиду обилия исследовательских выводов разной степени важности, без учета которых, впрочем, понимание проблемы в целом и отдельных ее аспектов затруднительно. Поэтому здесь резюмируются лишь самые основные выводы диссертации, демонстрирующие цельную картину функционирования института /ш(/н'-л\
1. Общее значение термина кгф-х - "тот, что в (помещении священного) озера". Элементом, определяющим сущность понятия, служит слово 8 (озеро, водоем). Этим термином обозначались также сфера службы кп^-х и организационная единица их рабочего коллектива. Экономическое и сакральное содержание термина /ш/у'-у было тесно связано с понятием гЗ-х - "деятельность (в сфере) озера", обозначавшим экономический дистрикт царского заупокойного комплекса и центр жизнедеятельности кп{ун'-.у, живших на его территории. Прочие толкования элемента (ареал, сад) в составе термина кпЦ-х следует признать неправильными.
2. Центром сферы деятельности \intjw-x как экономической инстанции, вероятно, изначально являлся дворец, а после смерти царя - пирамида. Вследствие этого институт кгфы-х предполагал деление на две фракции - дворцовых и пирамидных служителей.
3. Структура культового персонала царского заупокойного комплекса предполагала четкое внутреннее деление на корпорации hmww-n.tr, /ш(/и'-.?, wfbw, отличавшиеся по функциям и экономическому положению. Кроме того, персоналы кпры-х пирамид и дворца еще в середине V династии сохраняли экономическую самостоятельность, что являлось реальным признаком фракционного деления.
4. Экономические основы структурного деления социального организма царского заупокойного комплекса определялись правами на владение культовым
265 имуществом и зависели от характера и сферы службы. В целом объекты условной собственности представителей различных групп клира распределяются по следующей схеме:
• кгй]- земли припирамидного поселения (///и^), жертвенный доход;
• \mmw-ntr - культовые пашни (Ш-гйг), жертвенный доход;
• н'г/лу - возможность проживания на территории припирамидного поселения и потребление жертвенного дохода.
Доступ в корпорации hmww-n.tr и /ш(/п<'-у для частных лиц был ограничен по причине культовой замкнутости социальной структуры царского заупокойного комплекса, поэтому их формирование шло по наследственному принципу. Это подчеркивает сакральный характер должностного владения hmww-ntr и
5. Функции пирамидных /ш//'м>-.у можно разделить на рабочие и ритуальные Они заключались, прежде всего, в осуществлении связей между дистриктом гЗ-$ и другими экономическими инстанциями. Кроме того, участвовали в ритуалах и вахтах наряду со жрецами кттл;-тиг на территории пирамидного комплекса.
6. Помимо службы в царском заупокойном комплексе, кгй]м>-$ выполняли также ряд внеурочных повинностей государству:
• служебные и рабочие обязанности в дистрикте припирамидного поселения, в резиденции и по стране;
• профессиональные повинности по транспортировке продукции между инстанциями, не связанными с местом их службы экономическими взаимоотношениями.
7. О натуральных поставках /ш(/и.>-л в резиденцию прямых данных нет. Факты существовавшей практики поставок в резиденцию податной продукции whrt (объем которой полностью перекрывался жертвенными поставками) не свидетельствуют о том, что она формировалась из доходного фонда ¿тф\>-х.
8. Обслуживающий штат хозяйства пирамидного культа формировал инфраструктуру нового типа египетского города - условных владельцев территорий государственного земельного фонда, собственность которых была обусловлена службой в "светских" административных: структурах, реализовывавшейся через ренту.
266
9. Экономическое пространство царского заупокойного комплекса подразделялось на две сферы: культовую и служебную. Корпорации и кптю-гйг, составлявшие персонал обеих сфер, были функционально тесно связаны между собой, однако сохраняли формальное деление. Рабочие сферы кпф\>-$ и кптт-пЬг соответствовали их хозяйственным зонам; соответствующим образом устанавливались и условия пользования сельскохозяйственной продукцией, а также принципы повинностных отношений на этих землях. Уровень сакрализации этих секторов не только определил место кп$м?-$ в системе экономических отношений в царском заупокойном комплексе, но и повлиял на развитие их статуса в культовом социуме и в административных структурах резиденции в качестве кп^-Зрг-г3.
10. Экономические основы деятельности кп#уу-8рг-с3 по документам не проясняются. Отождествление их хозяйственной сферы с должностным владением пирамидных кШ]п>-И возможно провести только по источникам эпохи VI династии, что связано с реформированием института.
11. Функции кпХ}ю-$ рг-г3 заключались в выполнении мелких дворцовых поручений и осуществлении связи между хозяйственными объектами и дворцом. Кроме того, они принимали участие и в крупномасштабных экспедициях (в Нубию и Восточную пустыню).
12. До конца V династии господствовал замкнутый порядок доступа в сферу служащих пирамиды. По инерции архаическая система формирования и функционирования социального организма кп$м>-3 продолжала существовать и в позднее время при пирамидах IV (возможно, 1 половины V) династии ("гизехская" система).
13. В основе фракционной организации ¿тфп'-З (дворцовые - пирамидные) в ранний период лежали их экономические возможности, поскольку обе корпорации выполняли сходные служебные функции. Это нашло отражение и в принципах их организации: пирамидные Ая(/и'-л< зачастую выполняли функции кпЦ'ч>-$ рг-г3, но подчинялись администрации, назначавшейся из дворца.
14. Принадлежность к пирамидной или дворцовой фракции определялась следующими обстоятельствами:
267
• Служитель /ш(/-.у входил в инфраструктуру пирамидного комплекса или дворца со времени ее основания.
• Служитель /ш(/-.у изначально являлся жрецом к\mw~ntr и вступал в персонал пирамидных служащих, руководствуясь экономическими интересами.
• Родственники сановников, особенно, если те являлись Нп1]получали возможность служить при дворце в должности 1гп1]-$ рг-с3, которая являлась первой ступенью в их карьере.
• Чиновник из служебных сфер, функционально связанных со сферой деятельности /¿//1/>у-,у, мог приобрести ранг администратора в определенной фракции на формальных основаниях.
15. Иерархическая организация /ш^/и-чу раннего периода формировалась несколькими путями:
• Назначением "сверху" на неопределенный промежуток времени (прежде всего - ]Ш]-гТ). В ранний период эта система была распространена только в дворцовой сфере службы.
• Избранием из среды персонала на время исполнения обязанностей подразделением (средние чины в организации \xntjw-s).
• В корпорации дворцовых кп^уу-.у иерархические должности и титулы могли получить и функционеры из смежных сфер службы {кт'ррг, ]т]-гЗ щтХ, рг{]у\>-Ч)), но широких масштабов эта практика не приобрела.
• В составе корпорации могли также находиться лица, не имевшие возможности войти в нее в качестве полноправных членов (/>//./-/'у/~г(уу/)); как правило, таковыми являлись служащие из числа челяди знатных вельмож.
16. Принципы формирования и развития фракций кгй]м>-,у в ранний период зависели от уровня сакральности объекта службы /ш(/ичу, что на ранних этапах тормозило процесс объединения рядового состава двух фракций в единую корпорацию, в то время как раздел администрации института не соответствовал потребностям государства в существовании единой системы аппарата.
268