автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Распространение католицизма в Грузии и его современное положение

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Менабдишвили, Вахтанг Лаврентьевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Автореферат по философии на тему 'Распространение католицизма в Грузии и его современное положение'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Распространение католицизма в Грузии и его современное положение"

ТБКЖЛ'КИЙ Г(ХЯГДАРСТШШЯ 7ШШЕРСИТВТ юши КВЛНЭ дошшвике

На права): рукописи

ШЯЖДШЭМЛИ Рахтанг Лаврантьавлч

РАСПРОСТРАНЕНИЕ КАТОЛИЦИЗМА В ПУЗШ И ЕГО СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Специальность 09.00.06 - Научный атеизм, история религии и атеизма

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Тбилзсз - 1990

Работа выполнена на кафедре этики и религиоведения Тбилисского государственного университета имени Иванэ Джавахимвили,

Научный руководитель - кандидат философских наук,

профессор О.Д.ГАВДЗАШВИПИ Официальные оппоненты - доктор философских наук,

профессор Г. ЦИНЦДЦЗЕ, доктор исторических наук, профессор И.М.ТАБА1УА Ведущая организация - кафедра философии Тбилисского

государственного педагогичес-1 кого института иы.Сулхан-

Саба Орбелиани

Защита состоится "9.4 " Осмм^ЬЪ 1990 года в

н 1 Ь V ^ —

" '1М " часов на заседании специализированного совета К С57.03.20 по присуждению ученой степени кандидата философских наук при Тбилисском государственном университете по адресу: 380028, г.Тбилиси.пр.И.Чавчавадзе,1.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тбилисского университета. *

Автореферат разослан " 94 " ¿'Э'ткуап 1990 года.

—ту

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат философских наук,

доцент >..¡1 '¡чиЛоО'^-' р- ШВАДЗЕ

i.общая характзже:^ ь&ьст

Актуальность исследования. В Грузки функционируют многочисленнее религиозные объединения различного направления, что объясняется сложной многовековой историей грузинского народа. Изучение л научный анализ этих религиозных объединений и конфессий представляют интерес во многих отношениях и на современном этапа,в условиях обострения межнациональных разногласий, приобретают особую актуальность. К сожалению,в нашей страна в течение десятков лег прочно утвердился односторонний подход к религий а церкви.когда она рассматривалась как отрицательное социальное явлзние,якоба тормозящее общественный прогресс и развитие культура. Это повлекло за собой мЕОЕвстао пагубных последствий.Огульная критика религии, разрунаниа церквей а монастырей нанесли величайший вред истории нашего народа, обеднили духовную яазнь лвдай.

Процесс перестройки и дзпжрагязации общества, проходящий в страна в течение пята лег, непосредственно затронул ралага». Яркий пример этому - принятие Верховный Советом СССР нового законодательства о свобода совести,которое отвергав* односторонний подход к религии и провозглашает свободу человека в выбора взры и отправлении культа."Этот закон обеспечивает право граззща на олрадзланае и внрага-нде овоаго отногаэнля к релагяи а соответствую^!!? взрокс-повадашш.на беспрепятотвзнноа прлзнаявз религии и отправление религиозных обрядов, а тает защяту социальной справедливости н равноправия' ,нраз а кнтервеов граддаа ааза-висамо от откоеоиля к религии и упорядочивает отпопзнгя.

связанные с деятельностью религиозных организаций"*.

В новых исторических условияхш-новому ставится вопрос ' об отношении к различным религиозна кснфессияи.Ех истории, роли и современно« пологании. В этом плане особую актуальность приобретает научное исследование проблема распространения католицизма в Грузии и его маета в истории грузинского народа.

Несмотря на то,что по указанной проблсша существует достаточно обширная литература,она не теряет своей злободневности и сегодня,поскольку многие Еоцросы.саязаЕша с историей католицизма в Грузии, трабуш уточнения и нового осмысления.

В современных условиях особий интерес представляет изучение полоаания действу щей в республике католической церкви,анализ специфики ее функпхоакровааш, выявлэшгя ее отношения к другим религиозным объединениям и глубокий сотгиальныы пропессам, ироиеходшщы в расцублике.

Актуальность изучения этих вопросов усиливается и тек,что она связаны с национальными проблемами .которые приобрели сегодня небывалую остроту. В борьбе за независимость Грузии важнейшую роль играют различные религиозные объединения. Не является исключением и католическая церковь, которая может быть использована современным национальным движением для укрепления экономических .политических и культурных связей с другими странами,с католическим миром в Щ_

I. Газ."Конуиисти" ,10 октября 1990 г. 233.

Наряду с """-У.указагшал проблэка ккаег большое заачанвз ум zz'j-.v.v'.i пропитого грузинской вдлкуры, выявления иэсга •дто.чзшязиз з лсюрлз Грузст д рола учанше.когорыз васедя щой хилая в ясслэиозешм этой прсблзлм.

Pcao-rm, галь я &ггт:япозюяоваяяцг Цель диссаргаця-аней 'рабогн иояно саори7Дп:роЕагь следувдяü образом:прздда сего, позазагь субиктгшааа а обвзЕтнване праодны р::с-рсстранеигл :.ц?ол:г:зоп?э в Грузии, озарактеразоза^ь совре-эзкоа подэззядз кагодщкзкэ. aro огаоэзнвэ к дауггу раля-юзтм обгзягкзшм я роль в проасдодяадах в распуйшка жпсяьаыз: процессам, Для досяканяя э?ой сгадя в рзбого Саха »ставлены д рзпвнч слздущзз ссзобгщэ задачи:

- а"'?чить ВЗаиг<.с0220езн2я кзют Грузией к йшои в пз-юд, прздасадгкшй рзопросгрансняю католзнвзма, ибо дкзвао я в еопзчзсй сто га стали щявдвой ввпадвдог в Грузии пзр-•х кясз^оязроз католпяоз;

- яокпаазь негша рззульгаго распространения католадяз-

з 1£узла, взразл&ззея о раезтрзшш ипсовояарской дсяхоль-сга, основангл католгаспях кзрхвзй а ковастарвйлвдаогва. аосзняА .'„-эгду грузяясзша царя/л я ряпжкми папа"л;

- дагь объект лплуп сповд распространения аатолягшзгд в ?зиа на основа исяользозанпя ергшшх п астсрвчвсиах изто-}лов и кратпчзского анализа сущзствдвдай литзратурц;

- охаргзтэрязоиать созрег.згшоа полосе ana каголшхазга ?pj3Ea,aro роль в экунавическои двпганил.аго иэдарвястс-I тенденции, нашвдшиа отргияапз в социальной доктравз »рэкзнпого католицизма.

Нлучнпя новизна даосергацаонкой работа состой? в оса-

дущам:

I. На основе анализа существующих ¡материалов установлены первоисточники, содархащиа сввдания о попытках Рима распространить в Грувии кат о липазы, о появлении в стране паевых миссионеров католиков л о деятельности в ней первых католических перквей и монастырей.

2. В работе впервые обосновывавтся,что появление в Грузии миссионеров католиков шало целью на столько обращала грузин в католическую вару»сколько использование страны в качестве плацдарма распространения католицизма на Влшшеы Востоке. Что ха касается грузинских царей.то они искали в липа Рила могущественного политического сошника.

3. £ работе установлен ареал распространения католшшз-иа в Грузии, доказано«что католичество первоначально проникло в страну через Константинополь,из Мзсхат-Дкавахети,откуда шел путь на Тбилиси, а у га затеи расвюострагшлось г других регионах Грузни.

4. Со ссылкой на богатые архивные материалы в работе показаны те острие противоречия, которое шали место в Грузии ыозду католиками армянами и грузинами и привали к обар-ияаиваши) значительной части грузинского населения и усилению претензий армян на Ыесхет-Дкавахвта.

5. В диссертационной работе впервые охарактеризовано современное положение католицизиа в Грузии, показана его роль в экуменистическом движении .его отношение к происходящим в мире глубоким социально-политическим и идеологический процессам.

- 5 -

Дрзкгдчдскоа значение иссдедопамм. Основные материалы, положения л вывода исследования нога о использовать в процесса изучения в бысеих учебных заведениях вопросов истории и теории религии. Работа также окажет поыощь исследователя« и широкой общественности, интерэсупцимся вопросаш религии вообще и католицизма в частности.

Ашгойепия работе. Основные положения диссертации были обсуздзны на кафедра философии Кутаисского политехнического института. В полном виде работа была рассмотрена на кафедре этика и религиоведения Тбилисского государственного университета. Отдельные вопросы исследования были доложены на научных конференциях, проводикгахея в разное вреда в г.Кутаиси.

0б5ам и сттэухттса работы. Диссертационное исследование состоит аз везд8н2я,двдх глав и списка использованной литературы. Работа содэшат страниц машинописного текста.

П. ОСНОВНОЕ СОДЕЕКАНИЕ РАБОТЫ

- Во введении обоснована актуальность исследования,сформулированы. его цель и.задачи, определены научная новизна и практическое значение.

. • В ташой г лярд - "Условия распространения католичества в Грузил" - дан анализ сопиальаой, экономической и политической обстановка в Грузии в Л1-НУ веках, рассмотрены взаимоотношения,установившиеся в этот период ыевду Грузией и Римом.. Этим отношениям .посвящен первый параграф главы. -"У истоков взаимоотношений Грузинской и Римской церквей".

В названной параграфе изучен период первоначального

- 6 -

распространения в Грузии христианства,на фактической материала показано,что конкретная дата проникновения в Грузию христианства на поддается установлению. Указано.что христианство проникает в страну в 1У веке, в частности между 326-337 годами. Обосновано такая .что пешие ваяния христианства проникали в Грузил еще в I веке через апостолов Андрея Первозванного, Симеона Хааанайсжого и Варфоломея,однако в ту пора христианство еще не обрело в стране статуса государственной религии. Отаюче но, что ухе "с первого вежа Грузия именуется уделом Богородицы"*.

Здесь хв рассмотрен вопрос об автокефалии Грузинской православной церкви, о том,что уяе в У веке она освобождается от влияния Антдохии.хотя полную автокефалию получает в УШ веке.

Христианство»зародившееся в Римской империи, проникает в Грузию из Константинополя. Раздал Римской ядшарди на два части вызвал постепенное формирование в лоне христианства двух направлений. Это был результат перерастания политического спора в религиозный. Неусыпная вражда между Восточной Рамсюой империей (позднее - Византией) и собственно Римским государством не изменила ориентацию Грузинской христианской церкви, сохранившей близость как в одной,так и к другому.

I. См.: ЕУрн."Джвари вазиса" ("Крест из виноградной лозы"), 1981 г..» 1,с.7.

В названном параграфе указано,что,хогя Грузинская православная церковь близка стояла к Восточной христианской церкви,нежели к Римской,оаа проявила твердость и не.дала вовлечь себя в политическую борьбу мааду двумя странами. В силу этого вопрос Грузинской царквн на Западе остался нерешенным. До XI века заладаоевропейскиа писатели упоминают грузин как "грузинских католиков". Это объясняется тем.что даже в 1054 году, когда произошл окончательный раскол мадцу двумя главными направления?,® христианства, Грузинская христианская церковь не приняла однозначного решзния. Поэтому можно смело утверждать,что почти до Ж вака христианская религия в Грузии на являлась ни чисто правоеланиой,на чисто католической и поддерживала отношения с обоими направлениями.

Материалы, подана рздаетдаа близкие отношения мваду Грузинской и Римской церквами, хранятся в Риме,в архивах Ватикана,а такжа в архивах других западноевропейских государств, з частности Франции. Тем не менее цравильный анализ отношений ыэаду Грузией и Римом в ранний период затрудняется тем, но Ватикан фактически наложил запрет на архивные материалы ^о Ж века и "никто не имеет права работать или хотя бы знакомиться с ними"1. Несмотря на это, некоторые документы зсе аа получили известность и там самым пролили сват на шогиа неизвестные явления. Например,в конце У1 вака римской папа Григорий I (590-601) направил послание епископу Сартли Кирнону.человеку просвещзнноыу и образованному.что

Табагуа И. Грузия в архивах и книгохранилищах Европы,

Ш-Ш вв.,с.29.

- а -

свидетельствует о близких отношениях с Грузией. Любовь не знает расстояний, отмечает в своем послании папа Григорий I. Как отмечает исследователь Ы.Тамаришвшщ.это послание доставил в Грузию .по-видимому .грузда, прибывший в Рш из Грузии и затем возвратившийся на родину. На эгои основании модно заключить,что грузины издревле ишли обикновениз отправляться в Рим на богомолье*.

Как отмечает И.Табагуа.Климентий Галлоа в своей книга (У-У1 вв.) упоминает иберийцев и колхов как добрых христиан. Это свидетельствует о том.что уяа в этот период в Европе знали о грузинских христианах.

Во втором параграфе первой главы - "Основные ¿спакта противостояния Грузинской церкви католичеству"- отмзчено.что в ХШ веке грузинские цари считались и главами цзрква. Именно поэтому римские паш при обсуждении вопросов религии непосредственно обращались к светскнк властям.

В этом аса параграфе рассмотрены и вопроси взаимоотношений Грузинской и Римской церквей,поднимающихся в 2111 веке на новую качественную ступень,что имело свои предпосылки.Речь идет о содержании понятий "раскол" и "единство" на примера взаимоотношений Грузинской и Римской церквей, в частности о том,что оживлению отношений медцу Римом и Грузией способствовала выдвинутая западными священнослужителями идея "крестовых походов", направленных на освобождение гроба господня из рук невевных.Как известно, "крестовые походы" про-

I. См.: Тамаришвшш М. История католичества среди грузин, 1903,с.26

ходили с конца XI до конца НО веков. В этих походах принимали . участие и грузднн, своим геройством приводившие в дзу-шганиа крестоносцев. Именно отсюда берат начало интерес церковных иерархов западных стран к грузинам и к Грузии в целом.

Исследователь III вака П.Иоселиани отмечает,что грузинский царь Давид Строитель якобы не раз отправлял войско в помощь крестоносцам для освобождения христианских святынь. В его работе указано,что эти сваданш могут быть и не вполне достоверными. Тем на менее известно,что Давид Строитель воевал на Востока о там ®з врагом ,что и крестоносцы. Поэтому вряд ла он мог посылать специальное войско в помощь красто-шсцам.Однако поскольку а Грузия и крестоносцы воавали в Ж века на Восгоке против одного и того га врага,сражения,данные Давидов Строителей,модно считать равноценными покоси крестоносцам. Известно такзе,что в сражении у Дидгора, данном, царэя Давидом в 1121 году „приникала участие 100 католиков. Что жа касается борьбн грузин в рядах крестоносцев,то, по-вдджлоуу, это была грузины, жившие за пределами Грузии* которых, как отмечено в указанном.труда, было напало в со- . прэлальпнх Грузии христианских странах а которые вполне ыог-ли прингкэть участка в священной война с навернша.

И.Табагуа отмечает: "Крзстовне походы прославила Грузия п привлекла к ней вшшанио всего хргстианокого иира. С зсиленазы крзстового воинства в борьбе за святые звши аа Востока растет л .интерес рллоглго папы и яравиталоЭ эапад-" них огрга к Грузди"1.

I. Табагуа И. Указ.соч., с.7?.

Начинается переписка меж® рииеквиа шлама-и грузинскими го су навями. В накала Ж взка римский дяпя Оноре Ж направил в Грузив на имя царя lama Георгия первое послание, но .поскольку к этому вравзвд Jama Георгия уса не бало в живых,ответ на это послансз отправляет в Рш его сестра,царица судан. Здесь возникает вопрос,с кого начинается оживление грузияо-риаских взашюоэдошевай, дайсгвагвльно лн послание папы Оноре Ш бало пэрвызз и т.д. В работе указаао, что,поскольку крестоносцы была восхищай гарсизаоьз грузил, гляциатором возобновления прерванные отошет® с Грузкай бил лично папа Оноре 1. При этой на осаове церковных документов обосновано,что послание Оноре Ш б Грузию было действительно первым.

В Грузии откликнулись на призов папы .собрали 40-знегч-ное воIcko.назначили военачальников и приготовились к походу;' Этот факт свидетельству а г как о лривэрженносга грузен христианской вере «так и об уважении к папе. Однако грузинскому войску на пришлось принять участие в крестовом походе, поскольку в это время ва Грузив напал ьовый враг-гагаро-монголн. Они впервые появились па территории Грузии в 20-х годах Ш века, но тогда иы на удалось покорить страну. Второе же их нашествие завершилось покорением Грузии. Ба помощью Грузия обратилась к ршсковд папе ,но он ограничился тем,что отправил царице Грузив послание и призвал грузинский народ к стойкости духа. Поскольку же и в соседних странах грузинские правители не ввдели потенциальных союзников, им приходилсоь рассчитывать только на себя. Но враг был сущиком многочислен,и,несмотря; ва ожесточенное сопротивле-

- II -

пие, Грузия на устояла в неравной борьба.

Б третьем параграфе названной глава - "Практические по-пыткп распространения католичества в Грузии" - показано,как постепенно католичество утвзрядаатся в Грузии. С опорой на архивные материалы, обнаруввнше з архивах Европы М.Тама-ришвили п И.Табагуа, освещен вопрос о появлении в Грузии нервах миссионеров, распоостраяенет католичества в разных регионах етраш, строительства ■ пэтеих католических церквей,объявления Тбилиси епископальным городом, о культурно-шэосветитель-ской деятельности католических миссионеров и т.д.

В работе показано,что,по данным М.Тамарипвили,первые миссионеви начинают прибивать в Грузив с 1230 года. Однако, если глубоко проанализировать события предшествующего перио-,тга,станет ясно »что гореиз миссионера появляются в Грузии не с 1230,а с 1224 года, поскольку именно этим годом датируется последнее послание в Грузна лат Оноре III, а затем никаких слзяов переписки не обнаруживается до 1233 года.Трудно прэдполоэгть.'что после такого интереса,какой Рим проявил по отяовашш к Грузил, и поело столь интенсивного обмена вос-дзнпяма переписка прервалась на целых девять дет. Кроме . того .появлении первых миссионеров должно было бы предшествовать согласование этого вопроса с царицей Грузии. Это такке свидетельствует о тон,что это собнтие произошло значительно раннзз 1230 года;

В работе ставится вопрос - с какой целью прибыли в Грузию первые католетэскяе миссионзра ? Исходя из того .что

- 12 -

Грузия в этот период была страной многонациональной и ее кители исповедовали различные религии, в работе высказано соображение, что первые миссионеры прибыли в Грузию для обращения неверных в христианство, поскольку в это время западные католики вели в восточных странах интенсивную работу по окатоличиванию населения. Кроме того, одной из ¡целей римских миссионеров было достижение соглашения с царицей Грузии об использовании территории страны в качестве плацдарма для продвижения на Восток, поскольку в западных странах грузины были известны как католики. В указанной работе отмечено,что целью появления в Грузии первых миссионеров не могло быть обращение в католичество грузин, и это предположение ванзло дальнейшее подтверждение. Римские миссионеры столкнулись в Грузии с совершенно шой ситуацией. Они убедились в том,что грузины исповедуют православную веру. Это становится известно папе, и он посылает в Грузию сначала монахов францисканцев,а затем доминиканцев. Это происходит в 30-х-40-х годах ХШ века. Они основывают в Грузии первые католические монастыри и начинают просветительскую деятельность по обращению грузин в католичество.

Интенсивная переписка мевду Римом и Грузией возобновляется только с 30-х годов ХШ века.

Попытки римских первосвященников привлечь грузин в лоно своей церкви впервые потерпели крах тогда,когда в ответ на просьбу терпящей бедствие страны о военной помощи они ограничились моральной поддержкой.

- 13 -

3 работа отмечено,что попытки Ватикана обратить в католичество вое новые страны имели своей годспзвко:! скорее политические и экономические цели. Как показано в работе, первые результаты миссионерской деятельности в Грузия были вполне успешными. В 1240 году доминиканцы основала первый монастырь, ставший центром деятельности членов ордена сз. Доминика. С этого же периода начинается совместная, согласованная деятельность в Грузии доминиканцев и францисканцев.

В работе ставится вопрос о том,как восприняла эту деятельность грузинская православная церковь. Указано,что .первосвященники грузинской православной церкви: не оказала ей сколько-нибудь значительного сопротивления. Е прстк^коа случае это нашло бы отражение в посланиях римского папы. Поскольку в этот период во глвве грузинской православной церкви стояла светские власти, ьзожно предполоащть.что духовенство не пользовалось в стране сильным влиянием,чем и объяснялась его примирительная позиция по отношению к деятельности католических миссионеров. Впрочем, следует отметить, что эта позиция вызвала протест православных стран Востока.

В названном параграфе поставлен и вопрос о том,как встретила грузинская общественность основание в Тбилиси первой католической церкви. Учитывая,что это событие произошло, скорее всего,с согласия царя Грузии и что католические монастыри вскоре превратились в видные культурные центры,а также тот факт,что в Грузию в качестве миссионе-

- 14 -

роз отравлялись наиболее влиятельные, объективные а просвеченные служители церкви, можно преЕполо.чить.что грузинская сйгдоствэнность такие не оказала их действиям сколько-нибудь серьезного сопротивления. Католические пастыри актил-но г-в общественную жизнь Грузии, начали способствовать разпдтгео культура страны. В работе отмечено,что грузинские ягркзп а мояаотьгаи ещэ до прибытия римских миссионеров веля культурно-просвегатэльокув деятельность. В подтверждение этого приведены соответствующие материалы. В часткэста, Т.Ратианя отмечает,что "в специальной литература давно доказало,что з средневековых монастырях (имеются з 2иду грузинские монастыри- Б.И.наряду со слуае-нпо.ч культу, велась оаязленная хозяйственная и культурная деятельность"1.

Римский папа увеличивает число францисканских и доминиканских монахинь в Грузии. Призывает Грузинский народ к об-ьединеклю с римско-католической церковью и намеревается офоржть это объединение на Вселенском церковном соборе, чтобц его признала 'мировая общественность.

Римский папа просит грузинского царя со вниманием отнестись к католическим миссионерам и оказывать им всяческое содействие.

Римзкей папа Григорий II направил послание и патриарху Грузка,но йе как розне себе, а как главе грузинской церкви,чтобн наставить его и предостеречь о тог,1,что распы-

I. Ратиани П. Тбилисские монахи.- Тбилиси,1989,с.57

- 15 -

ление христианской веры, отклонение от ее основных догматов есть велики! грех. В послании содержался прдзиз -/.а* ¡;.о-.&:о быстрее вернуться в лоно истинной церкзк. В работе от:.'.зче:ю, что ответное послание патркарха Грузии д»бо не било отправлено вообще, либо хе затерялось .поскольку в Ватикана оно кз обнаружено.

Постепенно в Грузии увеличилось число гл'ге.-и;-:;. ;: аг'-'о-личееких монастырей. В 80-х годах ХШ века з Грузи:: узе насчитывалось пять католических монастырей,в том числе два в .Тбилиси и одш в Ахалцахе1.

В втот период с&радиш предприняли атаку на хростоизс-цев г ргмсяий папа вновь обратился к Грузли иа помощ-п.

В работе рассматривается вопрос о тс:,!,насколько лива была действия римского папа. Указываемся,что устре/яле-ния его были субъективны,поскольку православно пользовалось в Грузии большим уважением.

Что же мешало католицизму распространиться по всей Грузии ? Ведь грузинские пари всегда проявляли готовность к его признанию. Однако в значительной часта грузинского общества и речи не могло Снть о смене вероиспогедання. Там же,где католичество все же получило распространение, ему способствовала подчас политическая слабость.

В 1329 году Тбилиси был объявлен епископальный город;..:. Сада была перенесена епископская кафедра из г. С;.—рны. ¿¡то означало повышение авторитета Грузии,но при втом было декст-зием вынужденным,поскольку на Смирну напали османх; и Рка

[. См. :Табагуа И. Указ.соч. ,т.Ш,с.19.

- ¿6 -

был вынужден пойти на этот шаг. Пзрвым епископом грузинской католической церкви был назначен Иоанн флорентийский. Римский папа специальной грамотой подтвердил превращение Тбилиси в епископальный город и назначение Иоанна Флорентийского первым тбилисским епископом. В Х1У столетии цроизоало еще много важных событий,но католицизм так и не стал главной конфессией в масштабах всей Грузии. Тем не менее вторгшиеся в Грузию турки-османы на доверяли в этой стране никому кроме католиков, поскольку глава римско-католической церкви заключил с османами соглашение о неприкосновенности католиков, в случае нарушения которого грозил навлечь на них гнев всей Западной Европы. Османы были вынуждены щадить тех,кто исповедовал католичество. Это была последняя попытка обращения Грузии в католичество,но и она оказалась тщетлой. Тем не менее упошвутое. соглашение. спасло от " гибели многих грузин, особенно в Юзной Грузии.

Во второй глазе диссертации - "Процессы,происходившие в католгцкзме, и грузинская католическая церковь"- показано положение в Грузии католической церкви ж ее отношение с римско-католической церковью. В частности, на .$онз постановлений, нрянятнх вторым церковным собором римско-католической церкви, освещена деятельность тр^зтокой католической азрквп, ее отношение к различиям процессам,происходят; в «прозой католической церкви.

Вторея глава содержит 6 параграфов. В перзоа параграфе - "Модернизм в католицизме и грузинская католическая цзрковь" - речь идет о вопросах отношения рслЕгпЕ и паука,

- 17 -

религии и марксистского ученая. Высказана мысль,что религиозное учение,подобно марксизму,также претерпевает из.м.зпения и нуждается в модернизации. Утверждать иное означало бы отдавать необоснованное преимущество одному из нал.

В работе указано,что б истории человечества еще не создавалась теория общественного развития, совершенная до такой степени, чтобы раз я навсегда во всех деталях отразить возиоЕное развитие общества. Конкретное теоретической учение,каюш бы совершенным око ни представлялось, с течением времени и с изменение:,! условий ■ оказшзаетея ошибочным. Поэтому созданные человеческим разумом теории общественного развития всегда требуют изменения и обновления.

В работе указано,что этой закономерности,наряду с научными положениями, должно подчиняться и релагдосное учение.

Здесь ге ставится вопрос о том,людет ли религия быть формой общественного сознания. Приводится ¡/.цель Гегеля о том,что человек конечное существо мира и создан природой для познания всего сущего. Человеческий разум стоит на пути познания реальной действительности, но сумеет лш он выполнить эту гигантскую работу и окончательно реашть проблему ? Ведь общественное сознание измеряется степенью осознания обществом реальной действительности. Вопрос в том.уместится ли религиозное сознание, претендующее на объяснение реальной картины мира,в рамки, достигнутые человеческим духом.

Здесь же ставится вопрос о том,можно ли считать религию идеологией. Поскольку в идеологии всегда отражены

- 18 -

признака л особенности той или иной эпохи,она представляет собой обобщенна конкретной эпоха,подтверждает иди отрицает ее. Кроме того, зачастую идеология несвободна от определенных оаабоЕ. Еоотоку нельзя ограначЕвать религиозный воззрения леиь рамками идеологии.

В это:.', параграфа рассмотрен таете вопрос о иодернкза-цкя католицизма,который стоял на втором вселенском церковном соборе (1952-65 гг.). Отмечено,что на этом соборе консерватизму праиось устушть разуму. Результатом етого. яам лись те вазные постановления,которые принял собор, в част. пости постановления о литургия,которое фактически снимает старые ограничения относительно обязательного отправления службы на латинском азыкз и дает священнослужителям право вести богослужение на родном для прихожан языка. В результате этого постановления сегодня в католических монастырях Грузии богослуаение соверааетоя на грузинском языке.

П церковный собор Ватикана осуществил эмансипацию' кенщин и счел возможным их присутствие ка соборе.

Бали внесена изменения и в отношении церкви с рабочим классом,т.е. с простыми трудяцишея. Определенная часть рабочих отступилась от релипщ,возникла необходимость возобновить контакты, поэтому Д церковный собор Ватикана принял вааше постановления .касающиеся эмансипации положения рабочего класса.

Во втором параграфе второй главы - "Грузинская католическая цзрказь и экуменистическое движение" - определяются цели экуменистического движения: I. Преодоление

- 19 -

догматических и канонических различай мезду различными течениями христианства; 2. Совглещенае христианского учения с .проблемами современности"''. Здесь ке освещено отношение католической церкви к экуменистическому движению. На упомянутом соборе против единства христианства выступила кардинал Отавиан и его последователи, проявившие себя как противники новшеств в церковной аизни. Если раньше католика заявляли,что единство христианства возмогло только путей возвращения в лоно римско-католической церкви, то на П церковном соборе Ватикана было принято специальное постановление об экуменизме. Следует та юге отметить,что на соборе была снята анафема 1054 года.

В работе показано,что экуменизм пока ещз не получил широкого отклика,и это при том,что объединение христнанс-ких сил не только необходимо,но и обязательно.

Распыление религиозных сил оставило заметный след и в жизни грузинских католиков. Факт отсутствия широкого сотрудничества между различными течениями в христианства способствовал их разобщению, незаинтересованности в судьбе друг друга.

В работе широко освещена жизнь грузинских яатоликса в условиях стремления к объединению.Католяческие священники в Грузии широко знакомят паству с материалами,связанными с экуменизмом. Следует сказать,что в этом направлении

С. См.: Пандаикидзе Т. Православие.- 16. ,1985,с.28.

- 20 -

в Грузин угз сделаны конкретные шаги, в частности большая часть грузинских католиков требуют введения единого христианского 'календаря, совмещения церковных праздников православия и католичества. Ведь Христос родился не два раза, говорит один из грузинских католиков. Замечание справедливое. Здесь имеется в виду празднование Роядества Христова к других праздников, выпадающее у православных и католиков на разные дни.

В работе показано,что события,имевшее место в юшю грузинском селе Узе .когда католикос патриарх всея Грузии Илкя П восстановил в католической церкви богослужение и назначил туда православного священника, является примером ■ стремления к экуменизму.

3 третьем параграфе этой главы - "Статус человека,свобода совести, образованна" - рассмотрены вопросы свободы совести человека ,как особого феномена,его сущности и др.

Главкой целью многих действий человека является свобода. Стремление к свободе - врожденное свойство человека. Ведь совершенствование человеческого сознания пропорционально росту свободы. Поэтому современный человек чувствителен к социальному равенству в большей степени,чем к другим ценностям.

Человеком движет интерес. Его цель- удовлетворение материальных и духовных потребностей. П церковный собор Ватикана потребовал ответа на все проблемные вопросы,стоящие перед человечеством,выявления истинных причин нище. ты,голода,несправедливости,насилия,провозгласил свободу

- 21 -

человека для достижения мира и прогресса.

В работе рассматриваются отношения грузинской католической церкви с римско-католической церковью,с католическими церквами Прибалтики. Освещена проблема подготовки священниказ для грузинской католической церкви. К;,ат речь о богатствах Ватикана и о тем,что он располагает возможностью помочь грузинской католической цзркзи з резеыш этой проблемы.

В четвертом параграфе этой главы - "Соццатьнаа доиграна католицизма и грузинская католическая церковь" - отмечено,что П церковный собор в Ватикане признал валкой га-дачей современности стремление к свободной лизни,, к защите достоинства человека.

Католическая церковь заявляет,что считает частную собственность меркой человеческого достоинства. Ь Конституции, принятой П церковным собором з Ватикане, говорится,что частная собственность представляет собой необходимое продолжение свободы человека. В работе показана роль частной собственности в жизни общества. Рассмотрен вопрос свободы человека относительно общественного бытия.

Здесь зе идет речь о современном положении грузинской католической церкви, о возобновлении ее ■Ьуташонировакия, о развлекательных зрелищах,сопровождали богослужение в церквах Западной Езропы, и о проблеме достижения такого же уровня в католических церквах Грузии и т.д.

Показаны требования грузинских католиков "в вопросе укомплектования церквей католическими св.'^енникам:;.

- 22 -

Отмечается,что Ватиканский собор признал за рабочим классом празо на забастовка, как на необходимую,хотя и крайнюю меру. Тем самым религия официально выразила сочувствие рабочем/ классу. П церковный собор в Ватикане выразил сочувствие также тем, кто не имеет права на владенко землей.

В пятом параграф второй главы - "Проблема мира и вопрос об отношении к коммунизму " - рассмотрены вопросы войны и ».ища, будущего общества, отношения к ним католической религии. Согласно христианской морали война и насилие суть зло. На П церковном соборе в 1953 году римский папа Иоанн ХЭШ! в своей энциклике "Мир на земле" отметил,что мир на земле додкен быть укреплен только путем полного соблюдения христианских заповедей.

а работе отызчено,что о течением времени Ватикан все больше откликается на социально-политические проблему современности.

далеко не всегда иерархи католической церкви проявляли одинаковый подход к существующим проблемам. Например,папа Иоанн ХШ (.1253-1963) не сщэывал своей ненависти к демократии и социализму,тогда как Павел I и Иоанн Павел П поддержали московский договор о частичном ограничении испытаний термоядерного оружия.

Отношение II церковного собора Ватикана к проблеме мира было позитивным и заинтересованным, термоядерная война была оценена как преступление перед лэдыя и перед Богом.

В работе указано,что грузинские католика хорошо пони-~мают,какие уаси несет с собой война. Враги пытались пол-

- 23 -

ностью выкорчевать в Грузии веру. Грузинские католики понимают такие и то,что означает коммунизм. Сегодня уне нельзя по-старому утверждать,что религия не приемлет общественного богатства, повышения уровня культуры и знаний народа. Об этом свидетельствует процесс сближения католичества и христианства вообще с наукой.

Здесь ке рассмотрена возмознооть более тесного сотрудничества между наукой и религией, вдет речь о вечности материи и отношении к богу.

В шестом параграфе второй главы - "Некоторые аспект веры грузинских католикоз" - речь идет о деятельности некоторых грузинских католиков. Высказано предположение,что на сегодняшний день в Грузии проживают около 70 тысяч католиков, хотя по непонятным причина;-] перепись веруших не производится.

Здесь же речь идет о том,что в XIX веке широкие масштабы прянет процесс строительства новых церквей на месте старых. Отмечена недостаточность молельных домоз и священнослужителей. Показаны близкие отношения грузинских католиков с папой римским, внимание, проявляемое главами римско-католической церкви к проживающим в Грузии католикам.Идет речь о деятельности Тбилисской католической церкви,а также о некоторых аспектах веры грузинских католиков.

По теме диссертации опубликованы следующие работы автора:

I. Субъективные и объективные предпосылки распространения католичества в Грузии.- Кутаисский политехнический институт, 198?, с. 37.