автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему: "Райхан ал-хака'ик ва-бустан ад-дака'ик" Мухаммада ад-дарбанди как памятник мусульманской историографии (конец Y/XI в. )
Полный текст автореферата диссертации по теме ""Райхан ал-хака'ик ва-бустан ад-дака'ик" Мухаммада ад-дарбанди как памятник мусульманской историографии (конец Y/XI в. )"
АКАДЕМИЯ НАУК СССР
СВДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ
Санкт-Петербургский филиал
На правах рукописи
АЛИКБЕРОВ Аликбер Калабекович
"РАЙХАН АЛ-ХАКА'Ж ВА-БУСТАЯ АД-ДАКА'ИК" МШШАДА ДЦ-ДАРБАНДИ КАК ПАМЯТНИК МУСУЛВШСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ (КОНЕЦ У/П В.)
Специальность 07.00.09 - Историография, источниковедение в
методы исторического исследования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Санкт-Петербург 1991
Диссертация выполнена в Секторе Бликнего Востока Санкт-Лэтербургского филиала Института Востоковедения АН
Научный руководитель - кандидат исторических наук
С.М.ПРОЗОРОВ
Официальные оппоненты - дсктор исторических наук
М.Б.ПИОТРОВСКИЙ
кандидат исторических наук А.Д.КНЫШ
Ведущая организация - Санкт-Петербургский государственный
университет. Восточный факультет.
Защита состоится п££г 1991 г. в а
на заседании специализированного совета Д 003.СИ .03 по за диссертаций на соискание ученой степени доктора исгоричес наук при Санкт-Петербургском филиале Института востоковед АН СССР по адресу: 191065, Санкт-Петербург, Дворцовая наб Зеленый зал.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт Петербургского филиала Института востоковедения АН СССР.
Автореферат разослан 4« Аул'/'/?Х1991 г#
Ученый секретарь специализированного совета кандидат исторических наук
С.А.ШКШ
3.
СШЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Предлагаемая диссертационная работа посвящена изучению уникальной рукописи сочинения Абу .¡акра Мухашада дЛусы ад-Дарбанди "Paibcait ал-хака'ик т-дустаи ад-дака»ик" ("Базилик ист1ш и сад тонкостей") (конец У/П в.). По существу, речь идет о введении в научный оборот материала неизвестного ранее исследователям памятника мусульманской историографии Xt в. и ценнейшего источника по истории ислама на Кавказе, в Иране, Ираке, Хорасане и других регионах Аббасидского Халифата.
Актуальность исследования. Среди современных исламоведов утвердилось прочное представление о XI-ХП вв. как об "эпохе трансформации" мусульманского мира, эпохе, породившей многие характернейше признам того, что впоследствии стали называть "мусульманской цившшзяцией" В.В.Бартольд же называл XL столетие периодом наивысшего расцвета мусульманской культуры. Создашшй на рубеже XI-ХП вв., труд ад-Дарбанди отразил в себе не только все многообразие идеологических проблем важнейшего пориода в истории мусульманам ой ролигаозно-философской мысли, но и в значительной степени религиозно-политические и культураие реалии своего иремени. На фоне того небольшого количества писылопник памятников, сохранившихся от раннего, формативного пориода суфийской литератури, к которому относится "Paitxan ал-хака'ик" ад-Дарбанди, сведения этого источника приобретают особую значимость для исследователя, тем более, что они по многом уникальны. Это обстоятельство даст редкую возможность конкретизировать и уточш!ть сведения других истошшков эпохи, а также обогатить историческую науку новнш фактами региональной истории. Наибольшую значимость источник продстшзляет для изучения истории ислама на Кавказе. Как будет показало л иже, (]орш!! распространения и укоренения ислама в Закавказье и па Северном Кавказе, а впоследствии -формой ого реального битолания бил суфизм. Истоки этих про* Наумкш B.D., Пиотровский М.Б. Х-ХЯ вв. в истории народов Ближнего и Сродного Востока - "эпоха транаТорыацпи"?// Мусульмански!! мир, S50-1150, П., 1981. С.З.
цессов я отражена в сочинении од-Дарбанди, которое представляет собой cavt:"- рашшй из всех известных: по сей день памятников суфизма в данном регионе. Вот почему изучение этого источника представляется актуальным и значшдш.
Степень изученности. История изучения обширного фонда арабских рукописей в России, насчитывающая уже не одно столетие, по большей части носила спорадический характер. К планомерному его исследованию советские ученые приступили лишь сравнительно недавно. Ведущая роль в этом по праву принадлежит ЛО ИВ АН СССР, сотрудники которого подготовили целый ряд научных изданий важнейших арабских рукописей. Однако с силу известных причин многие редкие источники арабо-мусулыланской культуры до сих пор но только не исследосанн, но и не описаны и даже не учтены. "Райхан ал-хака»ик" ад-Дарбанда относится к числу все еще не изученных источников, о значимости которого, однако, неоднократно писалось т исследовательской литература«^
Выявленная еще в XIX в., рукопись сочинения ад-Дарбанда была утеряна, пока ее вновь не обнаружили в 1934 г. в библиотеке мечети селения Гашпима Дагестана. С i960 г. над ней работал ¡í.-С.Саадов, материалы исследования которого хранятся в рукописном фонде ШЩ.^ Первая публикация, посвященная сочинению ад-Дарбанди, принадлежит М.А.Абдуллаову.^ Важнейшей предпосылкой для начала систематического изучения рукописи явилось включение ее в план издания востоковедческой литературы в
2 Гамзатов Г.Г., Саидоз 1Л.-С,, Шихсаидов А.Р. Сокровищница памятников письменности // Ежегодник и6ерийско-кавказ ск ого языкознания. Вшт«1Х. Тбилиси, 1982. С.205; Шихсаидов А.Р. Археографическая работа в Дагестане.// Изучение истории и культуры Дагестана: археографический аспект, Махачкала, 1988. С.8; История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца ХУШ в./Под ред. . Б.БЛиогровского. II., 1988. C.I79 и др.
" Саидох. М.-С. Дагестанская литература на арабском языке. Творчество дербентского ученого ХГ в, Абубакра Мухаммеда б .Мусы б.ал-Фарадаа //РФ ШЯЛ. Ф.З. Ец.хр.94.
^ Абдуллаев U.A. Важный источник средневекового суфизма.. //08. 1986. /5 7. С. 82-90.
1984 г. Настоящая диссертация представляет собой первый этап этой работы.
Цель и задачи исследования. Главная цель предлагаемого исследования - изучение "Ра('¡хат ал-хака'ик" ад-Дарбавди как памятника мусульманской историографии. Задачи исследования вытекают из предложенной формулировки его цели:
- введение с научный обиход уникального источника по истории средневекового ислама как памятника мусульманской историографии;
- установление письменных и устных источников сочинения;
- выявление круга лиц, причастных к разработке принципиальных пояокешгй суфийского учения, изложенных в сочинении ад-Дарбанди;
- определение кадрового своеобразия сотзюшя,- его места в мусульманской историографии и суфийской традиции;
- изучение тоорш и практики суфизма п трактовке ад-Дар-бавди (догматика, ритуал, этика) в плане соотношения общеисламских и суфийских приоритетов;
- изучение конфессиональных структур ал-Баба - родины автора;
- выявление духовшж связей автора и местных религиозных авторитетов с ученпш других регионов Халифата;
- определение значения сочинения ад-Дарбанди.
Предлагаемое исследование, допаппепноэ впоследствии изданием текста, комментированным переводом, глоссарием и указателями, может иметь вэшое значение для адекватного понимания процесса распространения ислама в средневековье и его функционирования как идеологической системы, а также для целого ряда других проблем.
ЭДэгодсяогичесчой основой исследования язляются фундаментальные теоретические положения современной исторической науки о средневековом мусульманском Востоке.
Цстодщос^оп. оеддвой диссертации послужил выработанный арабистами ЛО ИВ АН СССР и апробированный во многих исследованиях комплексный подход к изучению разнородных источников, позволяющий наиболее объективно воссоздать формы реального бытования ислама в различных регионах мусульманского мира.
Новизна исследование заключается во введении в научный
оборот нового источника по истории ислама, позволяющего но многих случаях уточнить, дополнять или извлечь неизвестные ранее факты по истории ислама, в первую очередь, в Дагестане.
Научно-практическая значимость исследование заключается в том, что результаты его могут быть использованы исламоведами и историками стран мусульманского Востока. Большую значимость они представляют и для дальнейших историографических и источниковедческих исследований по Северному Кавказу и Закаыазыо, а также Ирану, Ираку и другим регионам мусульманского мира. На основе материалов диссертации могут быть подготовлены специальные курсы по истории ислама вообще и в Дагестане в частности, а также по смежным дисциплинам в педагогической практике.
Арробация работы. Ряд основных пслокешй диссертации изложен в докладах, прочитанных на Л Всесоюзной конференции по историографии и источниковедению стран зарубежного Востока (Ленинград, 1929), ежегодной сессии ленинградских арабистов (Ленинград, 19®), УП Межвузовской конференции молодых ученых (Ленинград, 198Э), региональной научной конференции по источниковедению Дагестана и Северного Кавказа (Махачкала, 1989), Всесоюзной научной конференции по национально-освободительной борьбе горцев под руководством Шамиля (Махачкала, 19®), У-ой Всесоюзной шксяе молодых востоковедов (Москва, 1990), ХПУ-ой годичной сессии Л0 ИВ АН СССР (Ленинград, 1990), Всесоюзной конференции востоковедов "Бартодьдовские чтения" (Ыоскьа, 1990), Всесоюзных среднеазиатско-кавказских "Лавровские чтениях" (Ленинград, 1990), Международном диссертационном семинаре исламоведов, организованном Американским советом научных обществ и Центром исследований по общественным наукам США (Каир, 1990). По теме диссертации опубликованы лве статьи и тезисы четырех докладов, сданы в печать две статьи и три сообщения.
Диссертация обсуждалась на заседании Сектора Ближнего Востска Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения АН СССР, где поучила рекомендацию к защите.
Стр/кттоа диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и приложения, в которое входят примечания к главам, генеалогические таблицы династий правителей, ра'исов в ученых ал-Баба, список сокращений и список использованных источников и литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
Во введении обосновывается выбор теш исследования и ее актуальность, раскрывается степени ее изученности, формулируются основные цели и задачи диссертации.
Пепвая глава исследования "Ад-Дарбанди и его время" состоит из двух разделов.
Пет пазлвл главы посвящен изучению истории Баб ал-аб-ваба или ал-Баба (соврДербента) - родтшы автора - во второй половине У/Х1 в., т.е. в период, предшествовав™?! появлению "Ра1Ьсан ал-хака'ик". Тщательно изучены исторические реалии, со-дораащиеся з сочинении ад-Дарбанди, в комплексе с другими запиши источниками эпохи, и преяде всего с местной исторической хроникой XI в. "Га'рих ал-Баб". Источниковедческий анализ "Ряй-хан ал-хака'ик" позволил установить новые факты региональной истории. В частности, впервые установлено, что в конце У/Х1 в. при посредничестве Сельдкукидов в ал-Бабе произошла полная смена правящей династии: Хаыиг.шдоз заменяли Аглабида. В середине 70-х гг. XI в. ал-Баб оказался в вассальной зависимости от Сельдкукидов. В эпосу ад-Дарбанди власть в ал-Бабе от имени военачальника (хадаиб) Сельдкукидов - Сау-Тегяна - осуществлялась Аглабидом ал-Муфаррцдаем б.Хаяифой, названным в "Райхан ал-хака'ик" "правителем" (аз-засим). Установленный факт как нельзя лучше объясняет драматические события, происходившие в ал-Бабе с 70-х гг. ХГ в. и вызвавшие коренные изменения не только в политической, но и в конфессиональной и этнокультурной ситуации в городе. Речь идет прежде всего о массовых замещениях официальных должностей в городе, важных перемещениях в религиозной злите и резком усилении процесса тюркизации региона.
Во втопоц раздеод главы на основе сведений "Райхан ал-хака'ик" воссоздается биография его автора. Абу Бакр Мухашад бЛуса б.ал-Фарадж ад-Дарбанди аш-Ша$иси ас-Суфи родился мевду 450ДС58 и 460Д068 гг. в ал-Бабе, в квартале Химс, населенном главным образш арабскими переселенцами, в семье суннитского богосяова-шфисита. В родном городе он получил не только традиционное шафиситсков образование, но и приобщился к суфизму. В середине 80-х гг. ХГ в. ад-Дарбанди отправился в длительные
а.
странствия з поисках знаний. Побывал в Ардабиле, Амуле, Рее, Казвине, Абивар. ,е, Заедкане, Абхаре, Динаваре, Хамадане, Иофа-х&че, Хулване, Асадабаде, Багдаде, Куфе, Мекке, Медине, других городах Халифата, обучался у многих известных ашсаритов и суфиев. К началу 90-х гг. XI в. он возвратился в ал-Баб и организовал в городе собственный маджлис. Б начало 492/1098 г. в связи с политическими событиями в ал-Бабе ад-Дарбанди был вынужден покинуть его и пуститься в новые странствия. В 492-493/
1098-1099 г. в Табаристане и ал-Дхшбшш он пишет отдельные части "Райхан ал-хака'ик", затем в Багдаде в течение 493-495/
1099-1101 гг. создает основную часть сочинения. Работу над главным труде..! своей кизни автор завершил лишь в 498/1104 г. в Мекке. В следующем году ад-Дарбавди возвратился на родину. О дальнейшей судьбе автора ничего не известно.
Вторая главз диссертации "Райхан ал-хака'ик ва-бустад ад-дака'ик" ад-Дарбанди - энциклопедия раннего суфизма" также состоит из двух разделов.
Петанй раздел главы, посвященный общей характеристике "Райхан ал-хака'ик", включает в себя описание уникальной р¿ко-пяси сочинения, анализ стиля сочинения, его структуры и содержания. В основе структуры сочинения лежит алфавитный принцип. Оно состоит из 28 глав (абваб, ед.ч. баб), названных буквами арабского алфавита,и более чем 100 разделов (фусул, ед.ч. фасл). "Райхан ал-хака'ик" мовшо охарактеризовать как крупную энциклопедию суфийских терминов, морально-этических категорий, важнейших с точки зрения теософии религиозно-правовых установок и ритуальных предписаний, а также общеисламских понятий в суфийской интерпретации."
Во втором разладе главы предпринимается попытка определения места "Райхан ал-хака'ик" в мусульманской историографии. При анализе сочинения в связи с местной богословской и исторической литературой XI-начала ХП вв. удалось установить имена более чем десятка авторов из ал-Баба, писавших труды по комментированию Корана и хадасов, фикху, суфизму и суфийской поэзии, и т.д. Сделана попытка определения круга вероятных авторов местной исторической хроники "Та'рих Аби Муслим" (или т.н. "Псовдо-Дарбанд-нама") и персонификации личности самого Абу Муслима аз-Захида, который был, судя по сведениям "Райхан ал-
хака'ик", странствующим проповедаиком-шафиситом из Табариотана. Установлены авторы трех известных исторических хроник рзглояа: "Ахгы-нама" (Абу сАбдаллах Муса б.Иусуф ал-Лакзи), "Та'рих Баб ал-абваб ва-Ширван" (или "Та'рих ал-Баб") (Абу сАбдаллах ТЛагл— мус б.ал-Хасан ал-Лакзи ад-Дарбанди) и "Дарбанд-нама", точнее, протографа последуют: компиляций с одноименными названиями (Абу Йаскуб Йусуф б.ал-Хусайн ад-Дарбанди). Объяснены причины, по которш повествование "Та'рих ал-Баб" оборвалось на 468/ 1075 г.: в результате смени правящей династии в ал-Бабе историографы прежних правителей били разогнаны и наняты новые. Первоначальная редакция "Дарбанд-нама" била создана в 80-х гг. П в. по заказу пришедших к власти Аглабвдов, старавшихся подвести под свои претензии фундамент традиций. Установленный факт подводит черту под многочисленными дискуссия».«! по поводу про-тогрпфа сочинения и объясняет многие его неточности и намеренные фальсификации.
Несмотря на то, что Танхан ал-хака'ик" обнаруживает большую жанровуи схожесть с доктринальными сочинениями суфизма, суфийскими биографическими сочинениями типа "табакат" и практическими пособиями по мусульманскому мистицизму, ни один из указашшх жанров полностью его не характеризует. Применяя доктринальную и техническую новации, ад-Дарбанди не только обогатил инструмонтпрцЛ суфийского автора, но и создал новый своеобразный яанр суфийского учебного пособия, составленного в виде энциклопедического словаря.
Тпотья т.тавд диссертации "Источники "Райхан ал-хака'ик" состоит из трех разделов.
В порпом разделе главы рассматриваются традиционные источники (Коран, хадисы, тафсиры), использованные ад-Дарбанди в своем сочинения. Будучи суфиом-ашсаритом, аптор интерпретировал кораническио выражения символико-агаегорически. Из таф-сиров использовали и традиционалистские, и шиитские, и суфийские, ток ко как и в случао со сборниками хадисов. В подборе материала эд-Дарбэдди придерживался традиций суфийской литературы своего времени.
Во втором.разлете, главы рассматриваются труды идейных предшостпо;шиков ад-Дарбанди (в основном суфиев), послужившие
источниками его сочинения. Как показал анализ, основными источниками сочш.эния были "Китаб ал-лумас" Абу Насра ас-Саррад-жа (ум. в 378/988 г.), "Табакат ас-суфийа" Абу °Абд ар-Рахмана ас-Сулами (ум. в 412 Д021 г.), "Хилйаг ал-аулийа'" Абу НусаЙма ал-Исфахани (ум. в 430/1038 г.), но в большей степени - "ар-Рисала" Абу-д-Касима ал-Кушайри (ум. в 465Д072 г.). Выявлены довольно близкие текстуальные совпадения "Райхан ал-хака'ик" с сочинениями ас-Сулами и ал-Кулайри, а также поставлен вопрос о существовании распаренной редакции дошедшего до нас текста "ар-Рисала" ал-Кушайри. Ваино отметить, что ад-Дарбанди приспосабливал традиции, которш следовали его идейные предшественники, к местным условиям, наполняя их местным домусульманск-им духовным субстратом.
В третьем разделе главы анализируется основная группа источников "Райхан ал-хака'ик" - труды современников автора. В сочинении зафиксированы имена более 100 современников, главным образом духовных наставников автора ("шайхи", "шайхуна"), его учителей ("устази"), коллег и сотоварищей. Среди информаторов ад-Дарбанди около 50 человек - суфии-шафиситы и ашсариты. Наиболее известные из них: Фахр ал-ислам ар-Ру'йани (ум. в 502/ 1108 г.), Тадж ал-ислам ас-Самсани (ум. в 510Д116 г.), Шамс ал-ислам сИмад ад-дин ал-Харраси (ум. в 504ДП0 г.), Ибн аз-Захра* ат-Турайтити (ум. в 497ДХ03 г.) и др. Датее следуют ханафиты - около 10 человек (в том числе Шамс ал-а'иьиа ас-Са-рахси (ум. около 500Д107 г.), Абу-л-сАббас ад-Дамагани (ум, после 492Д098 г.) и др.), ханбалиты, в основном суфии (Дкасфар ас-Саррада ал-Кари (ум. в 500Д106 г.), Карима ал-Марвазийа (ум. после 492Д098 г.) и др.), а также шииты и захириты. Среда последних учителяш ад-Дарбанди оыли такие известные ученые, как Ибн ал-Кайсэрани ал-Макдаси (ум. в Б07Д113 г.), Абу сАбдаллах ал-Хумайди (ум. в 483Д095 г.) и др. Под руководством своих учителей ад-Дарбанди изучал также и труды идейных предшественников. Сведет:л о многих шформаторах ад-Дарбанди в "Райхан ал-хака'ик" уникальны, так же как и сведения об их сочинениях.
В четвертой главе диссертации рассматривается проблематика сочинения ад-Дарбанди. В первом разделе главы представлены общеисламские доктряналыше понятия ("единобожие" (ат-тау-хид) и др.), морально-этические категории и ритуальные предпи-
сания ("правила поведения" (хвдмат ал-адаб), "поведение в странствиях" (ал-адаб Ш-с-сафар), "ритуальное очищение" (ат-тахара) и др.). Ад-Дарбанди не просто признавал обценсламские духовные ценности, ко и считал их основой суфийского знания, его начальной ступенью. Вместе с тем он опирается главным об-азом на те общеисламские предписания, которые близки су£иям и давно ими практикуются.
Второй пазлел главы дает предстаалониа о геосорш суфизма в трактовке ад-Дарбанди. Будучи последователем ал-Джунапда ал-Багдади (ум. в 298/910 г.), родоначальника рационалистического течешь в мусульманском мистицизме, ад-Дарбанди в принципи: :ь-ных вопросах тооса£ш слодует восходящай к ач-Джуиайду традиции, однако вместо с тем привносит в эту традицию новое осмысление устоявшихся понятий. В частности, это касается ученая о "стоянках" и "состояниях" (ал-макашт ва-л-ахвал) мистического гносиса. В классификация ад-Дарбанди 10 "стоянок", многие из которш: в этом качестве в суфизм введена впервые, а такие большое число "состояний", рассматривавши в двух плоскостях: гносеологической и практической. Важное место в тоосаТии ад-Дарбанди занимает признание недостижимости мистического познания, не поддающегося рациональному объяснению.
В третьем раздел главы речь идет о суфийском ритуале в интерпретации ад-Дарбанди. Следуя традициям, находившим от его идейных предшественников, автор в то ае врешч пнтачся письменно закрепить те обычаи, которые бытовали в суфийских кругах ал-Баба. Таким образом он объективно обогащал суфийский ритуал, привнося в него элементы местного своеобразия.
Пятая глава исследования "Значение сочинения ад-Дарбанди" состоит из трех разделов.
В пеппоц разделе главы анализируются некоторые уникальные сведения "Райхан ал-хака'ик" по истории мусульманской религи-озно-филоссфской мысли. В частности, речь идет о крупнейших религиозных волнениях в Багдаде в правление Малик-шаха (465-485Д072-1092), известных в мусульманской историографии как "фитна Ибн ал-Кушайри", идейной борьбе рибата Абу Сасда ас-Су-фи и рибата аз-Заузани в Багдаде, за которой стояли реальные идеологические противоречия мезду ашсаритаыи и традиционалистами и т.п. Приведенные в разделе факт свидетельствуют, на
наш взгляд, об условности границ между традиционалистами и "ра-циоиалистачи" как двумя противоборствующими течениями мусульман ской религиозно-философской мысли.
Второй раздел главы посвящен изучению "Райхан ал-хака'ик" как источника ао истории ислама в регионе (Дагестане, а в более мирском смысле - Северном Кавказе и Закавказье). Выявлена специфика и механизм исламизация региона, которая в широких рамках проходила в русле суфизма. Анализ "Райхан ал-хака'ик" позволил идентифицировать упоминавшиеся в различных источниках "исламские центры" (ад-маракиз ал-исламийа) с пограничными постами арабов. Проелокон процесс эволюции этих постов в суфийские центры обучения а практики, т.е. в суфийские рибаты. Отсюда становится понятным статус и роль гази, населявших эти Центры", в процессе ислш.шзацил.
Выявлены конфессиональные структуры ал-Баба XI в., в той числе и формы организационных структур суфизма, а также иерархия духовной власти в городе. Зафиксированы имена около 60 ученых из ал-Баба с их духовными связям и наглейшими биографическими данными; выявлены влиятельные династии ученых ¿мг-Баба: ач-Гада'при, ал-Л окай, ая-Баккаяа-и др. Как явствует из материала "Райхан ал-хака'ик", местные богословы не были оторваны от остального мусульманского мира, активно взаимодействовали с духоенши центрами Халифата и известными авторитетами мусульманской религии.
В ттюгьом паздачр главы сочинение ад-Дорбанди анализируется с точки зрения развития суфийских традиций. Доказывается, что, привнеся а суфийское учение новые элементы к реалии местной духовной жизни, ад-Дарбанди таким образом обогатил суфизм, приблизил его теоретические положения к духовным запросам сов-ремошшкоз. Идой, зопожешше в "Раздан ал-хака'ик", явились закономерным результатом всего предшествовавшего периода развития суфизма. Точно так ке не было случайным и появление философии ал-Газали. Изученный материал позволяэт утверждать, что вряд ли правомерно говорить о "примирении" суфизма с суннитским традиционализмом, якобы осуществленном ал-Газали: скорее всего, фактическое упрочение позиций суфизма привело к тому, что имам все больше и больше олицетворялся одним из его мощных
13.
течений - суфизмом, в развитии которого активное участие принимали и традиционалисты (суфии-ханбалиты, суфии-захирити и др.).
В заключении подводятся итоги исследования, которые можно сформулировать как положения, выносимые на зачдату:
1. Введение в научный оборот материала неизвестного ранее источника средневекового суфизма дает возмакность несколько шире судить об одном из наиболее перелегших этапов развития суфийских традиций п более адекватно воспринимать тенденцию развития суфизма на рубеже XI-ХП вв., которая определялась главным образом суфиями-ашсаритами, принадлежащими к шафисигскому г. ханафитскому мазхабам. Ф:шоссфия ал-Газали являлась логическим продолжением и в какой-то степени завершением предшествовавшего развития суфизма. В сложном процессе накопления и перераспределения идей внутри ислама, следствием которого стало фактическое упрочение позиций суфизма, важную роль играли не только суфийские теоретика и практикующие суфии, но и факихи, богословы-ашсариты, мухаддиси. Влиянию суфизма в той или иной степени были подвержены представители самых разных шкед, течений и направлений ислама.
2. Материал "Райхан ал-хака'ик" убедительно свидетельствует о том, что границы между "рационалистами" (асхаб ар-ра'й) и традиционалистами (асхаб ал-хадис) как двумя противоборствующими течениями мусульманской религиозно-философской мысли, так ке, как и го, что называлось границами "истинной веры", были довольно условными. Разумеется, существовали враждовавшие друг с.другом богословские школы, религиозно-право-вне течения, но место конкретной личности в этой борьбе на практике определялось не столько принадлежностью ее к тому или иному толку или школе, сколько реальной позицией, занимаемой ею по обсуждаемой проблеме. В обществе, в котором не было канонизированных норм, взгляды ученого, как правило, были эклектичными.
3. Будучи важнейшим источником, отражающим идеологические реалии мусульманской периферии, "Райхан ал-хака'ик" позволяет на примере процессов исламизации одного региона проследить действие более общих закономерностей развития ислама. В частности, подтверждается вывод о том, что широкое внедрение
мусульманской идеологии на окраинах "дар ал-ислам" происходило в форме суфизма. Выявленный на основе сведений источника механизм исламизации региона показывает, что процессы, происходившие на периферии Халифата на ранней стадии мусульманской экспансии, во многом были схсиш.
4. Материал, содержащийся в "Райхан ал-хака'ик", во многом показателен с точки зрения развития мусульманской историографии, и особенно жанров суфийской литературы. Само сочинение ад-Дарбацци представляет собой новый своеобразный жанр практического пособия по мусульманскому мистицизму, составленного в виде энциклопедического словаря.
5. Сочинение ад-Дарбанди свидетельствует о существовании в ал-Бабе в Х-Н вв. устойчивых традиций хадисоведения, фикха, суфийской и исторической литературы. В этот период город ухе находился в орбите активно функционирующей духовной казни Халифата. С 70-х гг. XI в. в связи с включением региона в сферу влияния Сельдкукидов духозные контакты местных ученых с остальным мусульманским миром значительно расширились. Последнее обстоятельство благоприятно сказалось на развитии местных историографических традиций.
6. Сведения "Райхан ал-хака'ик" ценны для понимания не только сугубо суфийских традиций, но и процессов формирования специфических форм бытования регионального ислама, диалектического взаимодействия общеисламских и суфийских приоритетов на периферии мусульманского мира, а в конечном счете - самого механизма функционирования ислама как целостной идеологической системы.
В прялокенид нходят:
- примечания к главам;
- генеалогические таблицы династий правителей, ра'исов и ученых ал-Баба;
- список сокращений;
- список использованных источников и литературы.
Основные пояснения диссертации отражены в следующих публикациях:
I. К толкованию категорий "асйан ас-суфуф" и "а°йан мин ахл ао-сагр" хз исторической хронике XI в. "Га'рих ал-Баб"
// У Всесоюзная школа молодых востоковедов / Тезисы. ЧД. История, литературоведение. М., 1989. С.3-6.
2. К изучению источников "Райхан ал-хака'ик" ад-Дарбанди
// Источниковедение истории и культуры Дагестана и Северного Кавказа и методы исторических исследований / Тезисы докладов и сообщений. Махачкала, 198Э. С.17-19,
3. Два арабских источника ХЕ в. по истории суфизма в Дагестане // Бартолвдовские Чтения 1990 / Тезисы докладов и сообщений. М„ 1990. С.9-10.
4. О протографе "Дарбанд-нама" и его авторе // Восток: прошлое и будущее народов. 1У Всесоюзная конференция востоковедов
/ Тезисы докладов и сообщений. Т.2. М.,1991. С.63-65.
5. О некоторых особенностях заровдения и становления книжной культуры Дагестана // Рукописная и печатная книга в Дагестане. Махачкала, 1991. С.52-65.
6. Об авторе исторической хроники XI в. "Та'рих Баб ал-аб-ваб ва-Шпрван" // Рукописная и печатная книга в Дагестане. Махачкала, 1991. С .119-121.