автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Разработка методик проектного моделирования в дизайне изделий из металла

  • Год: 2008
  • Автор научной работы: Коротаева, Надежда Федоровна
  • Ученая cтепень: кандидата технических наук
  • Место защиты диссертации: Ижевск
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Разработка методик проектного моделирования в дизайне изделий из металла'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Разработка методик проектного моделирования в дизайне изделий из металла"

На правах рукописи

Коротаева Надежда Федоровна

РАЗРАБОТКА МЕТОДИК ПРОЕКТНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ДИЗАЙНЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ МЕТАЛЛА

Специальность 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

ии34530Э4

Санкт-Петербург 2008

003453094

Работа выполнена в ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» на кафедре «Дизайн промышленных изделий»

Научный руководитель: кандидат технических наук, доцент

| Исупов Владислав Сергеевич |

Научный консультант: кандидат технических наук, доцент

Ившин Константин Сергеевич

Официальные оппоненты: доктор технических наук, профессор

Жукова Любовь Тимофеевна

кандидат технических наук Матюшин Виталий Вавилович

Ведущая организация: Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «Ижевский государственный технический

университет»

Защита состоится 10 декабря 2008 г. в 1400 часов на заседании диссертационного совета Д 212.236.04 при ГОУВПО «Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна» по адресу: 191186, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 18, ауд. 241.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУВПО «СПГУТД». Автореферат размещен на сайте www.sutd.ru.

Автореферат разослан « 0? .» ноября 2008 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

С.М. Ванькович

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность работы. Интеграция российской экономики в международную (вхождение России во Всемирную торговую организацию) выявляет преобразования в промышленности и экономике. Данные преобразования поставили задачу применения накопленных научно-технических разработок в области дизайна изделий для повышения качества, уменьшения временных сроков проектных разработок и внедрения их результатов в производство.

Актуальной проблемой современного серийного производства изделий является совершенствование дизайна изделий. Решение данной проблемы непосредственно связано с развитием и применением инновационных технологий, в том числе - методов быстрого моделирования и прототипирования, уменьшающих временные сроки разработки, подготовки производства и воспроизводства готовых изделий. Повышаются требования и к качеству выпускаемой продукции, характеризующиеся повышенной конструкторской сложностью, большим количеством оригинальных и уникальных проектных решений. Усложнение технических процессов и задач выявило противоречие с традиционными принципами проектирования, которые увеличивают финансовую стоимость процессов и временные сроки их реализации, уменьшая эффективность традиционных методов проектирования. Существующая традиционная методология проектирования и изготовления изделий не учитывает возможности современных методов проектного моделирования, которые позволят повысить конкурентоспособность отечественных изделий из металла.

В условиях соответствия быстроизменяющегося спроса потребителей современного рынка посредством увеличения темпов смены ассортимента изделий необходимо постоянно обеспечивать выпуск новых высококачественных изделий в минимальные временные сроки разработок. Внедрение и применение инновационных технологий в процессе проектной деятельности обеспечит совершенствование методик дизайна. Этап разработки изделия закладывает высокие потребительские свойства конкурентоспособности изделия в целом (экономичность, качество и пр.).

В настоящее времд большинство зарубежных предприятий применяют технологии быстрого прототипирования (Rapid Prototyping - RP), основой которых является создание электронной геометрической модели изделия с последующей ее материальной реализацией на технологическом оборудовании. Данные технологии позволят изготовлять художественные изделия сложных форм в качественном и точном исполнении, уменьшая временной срок НИОКР посредством сквозного изготовления опытных образцов (прототипов), компонентов, технологической оснастки и пр. При художественной обработке металлов разработка и подготовка производства входит в сферу деятельности дизайнера (важный аспект при изготовлении малых серий проектируемых изделий).

В разработку и внедрение методологий проектного моделирования в дизайне изделий из металла внесли вклад ученые: Грашин A.A., Джонс Дж. К., Жукова JI.T., Зимин Ю.А., Куманин В.И., Лазарев E.H., Минервин Г.Б., Пузанов В.И., Соколова М.Л., Соловьев Ю.Б., Сомов Ю.С., Тьявле Э. и др.

Для воплощения проектной концепции при художественной обработке ме-

таллов дизайнер должен учитывать его технологические возможности. Традиционные методы художественной обработки металлов обладают малой производительностью при мелкосерийном изготовлении художественных изделий. Художественные задачи решались в том числе кустарными производственными технологиями. Современные производственные и информационные технологии для достижения художественной выразительности изделия требуют от дизайнера их правильной квалифицированной организации. Изложенное выявляет проблему систематизации и организации современных информационных технологий, средств моделирования и производства в проектном моделировании художественных изделий.

Выявляется необходимость в разработке новых методик проектного моделирования в дизайне изделий из металла с применением технологий быстрого прототипирования. В России НИОКР данного направления ведутся недостаточно интенсивно, отсутствуют методические рекомендации по их технологическим возможностям для дизайна изделий из металла, что и выявляет актуальность темы диссертационной работы.

Объектом исследования являются декоративные изделия из металла. Предмет исследования - методики проектного моделирования в дизайне изделий из металла.

Целью исследования является совершенствование процесса проектного моделирования изделий из металла с применением технологий быстрого прототипирования.

Задачи исследования:

- исследовать и систематизировать традиционные и инновационные формы проектного моделирования изделий;

- провести анализ технологий быстрого прототипирования и разработать методические рекомендации по их применению в дизайне изделий из металла;

- разработать методические рекомендации по проектному моделированию рельефа изделия из металла с применением пуансона растрового типа и современных информационных технологий;

- апробировать методические рекомендации в разработке и изготовлении декоративных изделий из металла с применением технологий быстрого прототипирования.

Границы исследования. Границы исследования определяются рамками его тематической направленности. Исследуются методические вопросы этапов проектного моделирования изделий из металла с применением технологии сте-реолитографии (технология быстрого прототипирования на основе фотополимеризации) и растрового рельефа изделий из металла для обеспечения формовки в аппликационных штампах для мелкосерийного производства.

Методы исследования. Теория анализа и синтеза систем; методы математической статистики; методы аналитической геометрии; теория принятия решений; теория системного подхода к проектированию.

На защиту выносятся:

- методические принципы выбора процесса проектного моделирования изделий из металла с применением технологий быстрого прототипирования и

аппликационного штампа растрового типа;

- требования к процессу проектного моделирования в дизайне изделий из металла с применением технологий быстрого прототипирования, современных информационных технологий и аппликационного штампа растрового типа;

- технология быстрого прототипирования стереолитография с толщиной слоя построения 0,05 мм (точность ± 0,005 мм) является рациональной при обеспечении прочной, надежной технологической оснастки для последующего изготовления художественных изделий из металла и качественного исполнения художественной модели для повышения эстетических характеристик.

Научную новизну исследования представляют:

- классификация технологий быстрого прототипирования для выбора процесса технологии прототипирования в дизайне изделий из металла;

- методика проектного моделирования в дизайне изделий из металла с применением технологии стереолитография, заключающаяся в подготовке производства изделий для технологий литья и рельефной формовки;

- методика проектного моделирования в дизайне растрового рельефа изделий из металла с применением современных информационных технологий, заключающаяся в модульном (модулем является окружность определенного диаметра) принципе набора и позволяющая учитывать технологические характеристики формального решения декоративного изделия на этапе дизайна.

Практическая значимость. Разработанные методики проектного моделирования позволяют дизайнеру и конструктору применять инновационные RP-технологии в проектировании и подготовке производства изделий из металла для увеличения качества проработки эстетических характеристик изделия.

Апробация работы и внедрение результатов. В период 2002-2008 гг. автор диссертации в Научно-производственном центре высокоточной техники «Ижмаш» (Центр быстрого моделирования) и ООО «Инженерный центр «i-дизайн» принимал участие в проектных работах по созданию новых моделей художественных изделий в соответствии с проектом «Онтология художественной культуры Западного Приуралья» в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» Министерства образования и наукн РФ (код рНП 2.1.3.7795). Материал и выводы исследования применяются в учебном процессе по специальности 052400 «Дизайн» в ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» и в Школе оружейного мастерства им. А.Ф. Дерябина при ДОАО «Ижевский оружейный завод», ГОУ «Машиностроительный лицей № 8» (Ижевск) по специальностям: 0514 «Дизайн», 12485 «Изготовитель художественных изделий из металла».

В процессе исследования выполнены в достаточном объеме поисковые и опытно-конструкторские работы по изготовлению художественных изделий (сувениров) к празднованию 200-летия Ижевского оружия, 450-летия добровольного вхождения Удмуртии в Россию, 500-летия добровольного вхождения Башкортостана в Россию, проводимыми в Научно-производственном центре высокоточной техники «Ижмаш» (Центр быстрого моделирования).

Основные положения настоящего исследования изложены в научных докладах на следующих конференциях: международная научно-техническая

конференция «Информационные технологии в инновационных проектах» (Иж-ГТУ, 2003); межрегиональная конференция «Проектно-технологические и социально-технологические аспекты современного производства» (ИжГТУ, 2004); региональная конференция «Графические технологии в дизайне среды» (СыктГУ, 2006), международный Северный социально-экологический конгресс «Горизонты экономического и культурного развития» (СыктГУ, 2006), всероссийская научно-практическая конференция «Информатизация и информационные технологии в устойчивом развитии региона» (СыктГУ, 2007); II всероссийская конференция «Теория динамических систем в приоритетных направлениях науки, технологии и техники» (ИжГТУ, 2007), II международная научно-практическая конференция «Развитие современного искусства: проблемы и перспективы дизайн-образования» (СПГУТД, 2008).

Подана заявка на полезную модель. По теме диссертации опубликовано 10 научных статей (3 входят в перечень научных журналов, рекомендованных ВАК РФ).

Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, 4 глав, основных выводов и результатов, списка литературы (214 наименований), приложения и содержит 145 страницы, 36 рисунков, 7 таблиц.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность работы, сформулирована цель и задачи, раскрыта научная новизна и практическая значимость исследования.

В первой главе проведены анализ и обобщение сведений, содержащихся в научных исследованиях разных аспектов художественной обработки металлов. Рассмотрены и классифицированы 11Р-технологии для выявления возможностей отдельных технологических процессов прототипирования в аспекте рекомендаций для дизайнера при выборе процесса прототипирования, применяемого материала и характера конечного продукта (рисунок 1).

Во второй главе исследованы формы моделирования в аспекте проектной деятельности и инновационные технологии в моделировании художественных изделий. Комплексное сквозное применение средств моделирования в дизайне художественных изделий обосновывается увеличением гибкости стратегии и тактики выбора проектных решений дизайнером.

Процесс проектирования художественных изделий состоит из отдельных взаимосвязанных, выработанных в результате длительного опыта и имеющих определенное теоретическое обоснование этапов (рисунок 2): предпроектное исследование (I); формирование художественно-конструкторского предложения (II); разработка художественно-конструкторского проекта (Ш); практическая реализация художественно-конструкторского проекта (IV). Каждый этап включает несколько стадий. В зависимости от сложности геометрии проектируемого художественного изделия и предполагаемого объема дальнейшего тиражирования, внутри структуры процесса проектирования художественных изделий (рисунок 2) предложен выбор разных путей проектного процесса.

Технологии быстрого прототилирования

Технологии на основе ф отопол и ме ри э а цн и

Твердотельное моделирование

Рисунок 1 - Классификация технологий быстрого прототнпирования

Формирование идеи, заказ на разработку изделия

Утверждение"^ эскизных | предложений^

Рунная график

-V-

Трехмерное макетирование

Создание электронных 20- эскизов

Создание рендеринга и 30- презентаций проектируемого изделия :

Ортогональные электронные эскизные проекции,созданные в _САР- системах_

ктроиш

-^-

Обмер и сканирование макета при помощи специализированного оборудований

^Создание 30 электронной геометрической модели в САО-\ системах

Утверждение

эскизных предложений

Создание 30 электронной геометрической мастер-модели

Проработка и детализация макета для изготовления оснастки

Изготовление мастер-модели

(К)

Производство опытного образца художественного изделия

Приемка художественного изделия -

Тиражирование художественного изделия

Рисунок 2-Блок-схема структуры процесса проектирования художественного изделия

На основе структуры процесса проектирования художественного изделия разработана общая методика дизайна изделий с применением технологий быстрого прототипирования (рисунок 3). Применение технологий быстрого прото-типирования в процессе проектирования художественных изделий является рациональным решением для мелкосерийного производства и обеспечивает уменьшение временных сроков и материальных затрат дизайнерских и конструкторских работ, процессов изготовления технологической оснастки, увеличение качества выпускаемых изделий.

Заказ на создание художественного изделия

Согласование объёмно -весовых параметров, материала и технологии изготовления

Приёмка художественного изделия

Р

Рукотворное эскизное моделирование

О

Двухмерное эскизное электронное геометрическое моделирование

Трёхмерное электронное геометрическое моделирование

Выращивание мастер - моделей составляющих элементов художественного изделия посредством технологий быстрого прототипирования

Изготовление оснастки для традиционной технологии изготовления художественного изделия(рельефиая формовка,лтьё и пр.)

Изготовление деталей из металла

Сборка действующего образца художественного изделий

Тиражирование художественного изделия

Рисунок 3 - Блок-схема методики проектного моделирования в дизайне изделий из металла с применением технологий быстрого прототипирования

Для обеспечения реализации изложенных методических рекомендаций в дизайне изделий из металла с применением технологий быстрого прототипирования разработаны требования:

- электронная геометрическая модель художественного изделия должна соответствовать ГОСТ 2.052-2006 «ЕСКД. Электронная модель изделия. Общие положения», ГОСТ 2.053-2006 «ЕСКД. Электронная структура изделия. Общие положения» и ГОСТ 2.051-2006 «ЕСКД. Электронные документы. Общие положения»;

- тип электронной геометрической модели художественной изделий -твердотельный (solid) и поверхностный (surface);

- применяемые программные системы для создания электронной геометрической модели - CAD/CAM-системы (Computer Aided Design/Computer Aided Manufacturing);

- параметры электронной геометрической модели:

- стандартное графическое отображение модели - модель формата системы, в которой создана модель и модель формата IGES, STP, STL (единые международные стандарты хранения электронной информации);

- единицы измерения - мм;

- рабочий масштаб -1:1;

- параметры точности модели - линейный допуск 0,005 мм и угловой допуск 0,1°;

- электронная геометрическая модель должна быть минимальной по объему файла:

- не допустимо применение геометрически совпадающих элементов построения в пределах линейных и угловых допусков;

- не допустимы включенные элементы анализа геометрии и закраска элементов геометрии в модели;

- модель должна содержать логичную топологию (иметь четкие основные образующие поверхности, скругления и фаски);

- топология электронной геометрической модели должна быть определенного качества:

- не допускать применение немонотонных поверхностей, имеющих изломы и негладкие образующие линии (за исключением специальных случаев);

- для моделей, описанных поверхностью, не допустимы разрывы между элементами и самопересечения элементов;

- в геометрии модели должны отсутствовать разрывы с линейным допуском 0,005 мм и угловым допуском 0,1°;

- максимальное расхождение модели с результатами обмеров - 0,02 мм;

- максимальное .расхождение установочных (контрольных) точек модели с имеющейся чертежной документацией - 0,02 мм;

- логичная топология модели (поверхности и скругления между ними) с отсутствием поверхностей со сложной геометрией;

- каждая деталь электронной геометрической модели изделия должна сохраняться в отдельном файле (типы расширения файлов - *.step, *.igs, *.stl);

- координатная сетка электронной геометрической модели в программной системе должна быть позиционирована относительно предполагаемой технологической оснастки (установки);

- возможные максимальные габаритные параметры электронной геометрической модели изделия - 500x500x500 мм (в случае превышения данных параметров изделие разделяется на части, которые в дальнейшем собираются).

В третьей главе представлена разработанная методика проектного моделирования в дизайне растрового рельефа изделий из металла с применением современных информационных технологий для обеспечения формовки в аппликационных штампах при изготовлении художественных изделий для мелкосерийного производства (рисунок 4). Процесс изготовления аппликационного штампа наборным способом осуществляется на основе выполненного проекта детальной композиции сюжета рельефного изображения. Для уменьшения вре-

менного срока выполнения этапа дизайна рельефного изображения рационально применять средства компьютерного (электронного) моделирования. Исходные дизайнерские эскизы для электронного геометрического моделирования необходимо применять в форме растровых электронных носителей, полученных на основе бумажных, для последующей разработки в электронной среде компьютерных программ геометрического моделирования формы. Электронная геометрическая модель (ЭГМ) формы обеспечивает объективное трехмерное представление о проектируемом художественном изделии, простое корректирование формообразующих частей, адаптируя изобразительный сюжет определенному способу изготовления художественного изделия и возможность электронного геометрического моделирования штампа. Компонентами штампа являются плоские пластины определенной геометрической конфигурации, которые методом послойного набора формируют изобразительный сюжет рельефа.

Разработка дизайн ♦ концепции рельефа изделия

Выбор рисуТнка рельефа

Адаптация (стилизация) геометрических параметров изображения под предлагаемую технологию изготовления рельефа изделия

Применение разработанного программного электронного средства

Выбор координатной системы распределения геометрических параметров изображения рельефа изделия

' Удовлетворяет^ , Нет,

Выбор параметров диаметра отверстий пуансона штампа | Удовлетворяет?! ^Нет

-Ой-

Электронное моделирование проекта

Электронная геометрическая модель формы художественного рельефа

Определение диаметров стальных шариков

Выбор материала

[ Удовлетворяет? | /Нет,

Утверждение проектных параметров

-^-

Подготовка штампа к работе

Набор изобразительного сюжета по разработанному проекту

Формовка рельефа изделия в выбранном материале -^-:-

(конец!

Рисунок 4 - Блок-схема методики проектного моделирования в дизайне растрового рельефа изделий из металла с применением современных информационных технологий

Применение аппликационных штампов в рельефной формовке листовых металлов и растрового принципа графического изображения (изображение представляет совокупность пикселов) выявили актуальность разработки методики моделирования художественного рельефа изделия на основе аппликационного штампа с координатными сетками (рисунок 5). В данном случае роль пикселов выполняют стальные шарики, устанавливающиеся в просверленные отверстия металлической плиты по разработанному и адаптированному рисунку для выполнения рельефного изделия. Данная методика определяет процесс моделирования изделия по определенным проектным этапам.

I - гладкая плита; 2 - резиновый или полиуретановый блок (матрица); 3 - заготовка для формовки; 4 - шарики для пуансона аппликационного штампа; 5 - пластинка для установления шариков; 6 - гладкая стальная плита; 7 - стол пресса Рисунок 5 - Схема рельефной формовки в аппликационных штампах

При разработке методики моделирования для проектирования аппликационного наборного штампа с координатными сетками на первом этапе осуществляется выбор принципиальных схем штампов с координатными сетками (применение декартовой и полярной систем координат). Рассчитывается рациональная величина диаметра (2,5 мм) для выполнения отверстий, находящихся на пересечении координатных линий. Выбор изобразительного сюжета проектируемого рельефного изделия должен осуществляться по следующим критериям: целостность характера формы, геометрический характер формообразования, способность к комбинаторике.

Данным критериям соответствуют орнаментальные изображения геометрического принципа стилизации форм зооморфного и растительного характера. В процессе графического моделирования выбранного изображения необходимо проанализировать линейные характеристики формы с целью выявления пластических особенностей выбранного объекта. На данном проектном этапе, со-

гласно линейному принципу, изображение разбивается на определенные толщины линий. Выбор вида стилизации необходимо согласовать с предполагаемой технологией изготовления изделия в материале для адаптации изображения сюжета.

Рационально применять линейные элементы изображения. Набор штампа рационально осуществлять с выявления характера линии силуэта изображения и последующего его заполнения внутреннего пространства. Повышение эстетической выразительности художественного рельефа изображения осуществляется цосредствам применения стальных шариков разных диаметров.

Для трансляции дизайнерских предложений линейных композиций рельефа под технологию рельефной формовки, основанную на модульном (модулем является окружность определенного диаметра) принципе набора, разработано электронное программное средство (рисунок 6).

Рисунок 6 -

Электронное программное средство для трансляции линейных композиций рельефа в растровую форму

Пуансоном в аппликационном штампе с координатной сеткой является прямоугольная стальная плита (рисунок 7), на поверхности которой на пересечении координатных осей просверлены отверстия определенного диаметра. В данные отверстия в зависимости от характера рисунка и степени уровня рельефа устанавливаются стальные шарики определенной величины диаметра.

Рисунок 7- Изготовленная плита пуансона с координатной сеткой установленными стальными шариками определенной величины диаметра

Необходимым условием моделирования рисунка рельефа изделия является рациональная сочетаемость величин диаметров шариков для согласованности и устойчивости их фиксации (таблица 1). Для выполнения данного условия проведены математические расчеты рациональной сочетаемости величин диаметров шариков (рисунок 8).

__а__

о2 \

' гч 0, \ / / п\ / X

\/

\А Е Ву .с г ОУУ ✓ / /{

уУ/ ■г У/1

С|

Рисунок 8 - Схема расположения шариков разной величины диаметра в соседних углублениях

Определение диаметров шариков:

1. Расчет высот соответственно:

(1)

Я = ^-(т)2)- (2)

2. Для определения математической зависимости между диаметрами шариков необходимо рассмотреть отрезок 0,0,, соединяющий центры шаров и проходящий через их общую точку касания (,)1. Величина отрезка 0,02 определяет прямую зависимость между диаметрами шаров, так как 0,0, = /• + /?. 0,0,-гипотенуза прямоугольного Д0,0,0, катет которого

ор = а; (3) межосевое расстояние углублений, величина постоянная, а

0,0, = г + й. (4)

На основе уравнения (4) можно выразить катет Ор из Д0,0,0 через высоты Л и Я дло.в и дсо,о соответственно:

СО, = Н - 1г . (5)

Таблица 1 - Рациональная сочетаемость диаметров шариков*

По горизонтали / вертикали плоскости плиты

D, [мм] 3 3,5 4 4,5 5 6 6,5

d, [мм] 3 - - - - - -

По диагонали плоскости плиты

D, [мм] 3 3,5 4 4,5 5 6 6,5

d, [мм] 3-6,5 3-5 3-4,5 3-4 3,3,5 3 3

*Примечание. Величины диаметров шариков согласно ГОСТ 3722-81

Посредством разработанной фиксированной плиты пуансона формируют набранный рисунок на тонких металлических листах (фольге). Второй половиной штампа является блок резины средней твердости или полиуретана толщиной 30-40 мм, по размерам в плане на 25-35 мм больше монтажной штамповой пластины.

Для обеспечения реализации изложенных методических рекомендаций в дизайне растрового рельефа изделий из металла с применением современных информационных технологий и аппликационного штампа растрового типа разработаны требования:

- тип композиций рельефа - линейный (не более 2 толщин линий) для их трансляции в разработанном электронном программном средстве;

- тип электронных носителей линейных композиций рельефа - растровый (разрешение изображения - 800x600, тип расширения файлов '".jpg) для их трансляции в разработанном электронном программном средстве;

- для обеспечения точности и качества рельефа изделия отверстия в плите пуансона необходимо изготавливать на станках с числовым программным управлением;

- материал плиты пуансона - инструментальная сталь с последующим закаливанием до твердости по Роквеллу не менее 37 единиц;

- сочетаемость величин диаметров соседних шариков (ГОСТ 3722-81) необходимо определять по разработанной таблице рациональной сочетаемости диаметров шариков (ГОСТ 3722-81);

- материал шариков (ГОСТ 3722-81) - ШХ15 или инструментальная сталь с последующим закаливанием до твердости по Роквеллу не менее 45 единиц;

- соотношение величин диаметра шарика к диаметру отверстия должно быть не менее 1,2;

- применение универсального штампа с эластичным блоком (резиновый или полиуретановый) и гидравлического пресса усилием до 100 т в зависимости от площади давления;

- листовой материал изделия - латунь Л68 с толщиной 0,2-0,5 мм.

Разработана методика проектного моделирования для обеспечения формовки в аппликационных штампах при изготовлении рельефа изделий для мелкосерийного производства. Данная технология обеспечивает свободное внесение дизайнером изменений в рельеф при воспроизводстве изделия. Штамп многоразового функционального решения может переналаживаться в малый вре-

менной срок. Малая финансовая стоимость аппликационной оснастки в условиях мелкосерийного производства при равных условиях с инструментальной оснасткой. Данная методика уменьшает временной срок на этапе подготовки производства.

В четвертой главе представлены разработанные методики проектного моделирования в дизайне изделий из металла с применением технологии сте-реолитографии. Приводится поэтапная характеристика (содержание, цель, задачи, особенности, рекомендации, указания) процесса проектирования с основными этапами разработки нового художественного изделия, адаптированная с учетом применения технологии стереолнтографии.

На основе общей структуры проектирования разработана методика процесса проектирования и изготовления изделия методом рельефной формовки от замысла до выполнения готового образца с применением технологии стереолнтографии (рисунок 9).

Рисунок 9 - Блок-схема методики проектного моделирования в дизайне изделий из металла с применением технологии стереолнтографии для технологии рельефной формовки

Разработана методика процесса проектирования и производства художественного изделия с применением с применением синтеза технологий литья и стереолнтографии (рисунок 10). В данном случае поставлена задача получения огливки сувенирного изделия, где применение ИР-технологий может помочь в быстром изготовлении опытных образцов литейных изделий, получения мо-

дели без изготовления специальной оснастки. В методике учитывается характер сложности формы проектируемого изделия (геометрический или скульптурный принцип формообразования) и соответственно предлагаются пути прохождения проектных этапов.

Согласование

объёмно •

весовых

параметров,

материала и

технологии

изготовления

Создание электронных 20 - эскизов в графических системах

Сканирование^4"^' возможностью масштабирования и коррекции формы

Создание набора контурных эскизов на основе дублирования образующих линий рисунка • подложки (2й - эскизы)

45=

Прямая трансляция электронных 20эскизов в файловый формат чертёжной документации\clxf, сЗУУ§)__

^^^Создание 3D- геометрических моделей составляющих элементов изделия в САР - систем!

Создание и анализ электронной сборки

Выращивание мастер - моделей составляющих элементов изделия при помощи Г^Р - технологий

Изготовление оснастки на составляющие элементы изделия

I Изготовление составляющих элементов из полимера

Изготовление оснастки для" центробежного литья |

Приёмка художественного изделия

Изготовление металлических деталии

•О

Сборка опытного образца

Тиражирование

Рисунок 10 - Блок-схема методики проектного моделирования в дизайне изделий из металла с применением технологии стереолитографии для технологии литья

Применение КР-технологий сокращает временной срок процесса изготовления опытных образцов литейных изделий, технологии быстрого прототи-пирования необходимы для получения модели без изготовления специальной оснастки. Методика проиллюстрирована материалами (рисунки 11, 12) по созданию конкретной художественной модели - юбилейного выставочного экземпляра сувенирного колокольчика.

Рисунок 11 - Этапы создания электронной геометрической модели

Применение в разработке художественных изделий трехмерного электронного геометрического моделирования и RP-технологий позволяет значительно сократить временной срок разработки художественного изделия, повысить точность его изготовления, качество поверхностей и отказаться от низкотехнологичных этапов проектирования (рукотворное изготовление объемных прототипов).

Выбранная RP-технология стереолитографин изготовления требует полной модернизации модели с целью ее адаптации к процессу производства. Адаптация сопровождается созданием вспомогательных технологических элементов. Полученная технологическая электронная геометрическая модель передается на прототипирующую установку, в которой выращивается прототип в соответствии с геометрией технологической CAD-модели. При моделировании и изготовлении художественных изделий применялись прототипирующая установка стереолитографии SLA 3500 и фотополимер Cibatool SL 5190. В таблице 2 приведены основные технические характеристики установки SLA 3500 и таблице 3 - физико-механические показатели фотополимера Cibatool SL 5190.

Таблица 2 - Основные технические характеристики установки стереолитографии SLA 3500

Наименование характеристики Значение

Длина волны лазера, [нм] 354,7

Мощность лазера, [мВт] 160

Зона построения модели (ХЧ7.), [мм] 350x350x400

Объем, [л] 99,3

Толщина слоя построения, [мм] 0,05

Точность построения, [мм] ±0,005

Максимальный вес модели, [кг] 56,8

Температура, [°С] 20-26

Диаметр луча, [мм] 0,02-0,03

Модельный материал Фотополимер Cibatool SL 5190

Таблица 3 - Физико-механические показатели фотополимера Cibatool SL 5190

Наименование свойства Значение

Плотность при 25°С, [r/cMJ] 1,15

Предел прочности при растяжении (ASTM D 638/DIN 53455/ISO R 527), [Н/мм21 55-57

Предел прочности при изгибе (ASTM D 790), [Н/ммг] 75-90

Удлинение при разрыве (ASTM D 638), [%] 9

Твердость (DIN 53505), [единиц по Шору] 80

Апробация разработанных методик проектного моделирования художественных моделей для мелкосерийного производства (рисунок 12) с применением КР-технологий была проведена на базе оборудования Научно-производственного центра высокоточной техники «Ижмаш» (Центр быстрого моделирования) в соответствии с проектом «Онтология художественной культуры Западного Приуралья» в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» Министерства образования и науки РФ.

Рисунок 12 - Результаты апробации разработанных методик проектного моделирования художественных моделей с применением технологий быстрого прототипирования для мелкосерийного производства

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Разработанная методика проектного моделирования в дизайне изделий из металла с применением технологии стереолитографии позволяет дизайнеру рационально применять на этапе подготовки производства изделия средства проектного моделирования (CAD/CAM-системы), обеспечивающие уменьшение временных и материальных затрат дизайнерских и конструкторских работ, процессов изготовления технологической оснастки, увеличение качества выпускаемых изделий и конкурентоспособность новой модели декоративного изделия.

2. Выявлено, что применение технологий быстрого прототипирования в проектном моделировании художественных изделий является рациональным решением для мелкосерийного производства и обеспечивает уменьшение временных сроков на 50-90 % (с 10-90 до 2-5 суток) и финансовой стоимости дизайнерских и конструкторских работ, процессов изготовления технологической оснастки, увеличение качества выпускаемых изделий.

3. В процессе опытных проектно-конструкторских работ выявлено, что технология быстрого прототипирования стереолитография с толщиной слоя построения 0,05 мм (точность ± 0,005 мм) является рациональной при обеспечении прочной, надежной технологической оснастки для последующего изготовления художественных изделий из металла и качественного исполнения художественной модели для повышения эстетических характеристик.

4. Разработанная методика проектного моделирования в дизайне растрового рельефа изделий из металла с применением современных информационных технологий и аппликационного штампа, основанная на модульном принципе набора, позволяет учитывать технологические характеристики при разработке композиции рельефа изделия на этапе дизайна для мелкосерийного производства и свободно вносить изменения в композицию рельефа при воспроизводстве изделия. Разработанная конструкция наборного пуансона с координатными сетками и отверстиями для установки стальных шариков (ГОСТ 3722-81) по определенному рисунку обеспечивает многоразовое функциональное решение в малый временной срок переналаживания и уменьшение финансовой стоимости аппликационной оснастки в условиях мелкосерийного производства. Рассчитана и предложена рациональная комбинация сочетаемости величин диаметров наборных стальных шариков (ГОСТ 3722-81) для повышения устойчивости их фиксации.

5. Разработано электронное программное средство для обеспечения трансляции дизайнерских предложений композиций рельефа под технологию рельефной формовки, основанную на модульном (модулем является окружность определенного диаметра) принципе набора.

6. Сформулированы конструктивно-технологические требования для обеспечения эффективной реализации дизайнером разработанных методик проектного моделирования художественных изделий из металла с применением технологий быстрого прототипирования и аппликационного штампа растрового типа.

Основные результаты диссертации опубликованы в следующих работах:

Статьи в журналах, входящих в «Перечень...» ВАК РФ:

1. Умняшкин, В.А. Разработка методики дизайна художественного рельефа изделия с применением аппликационных штампов / В.А. Умняшкин, Н.Ф. Коротаева, К.С. Ившин // Вестник ИжГТУ. - 2008. - № 1. - С. 47-52.

2. Ившин, К.С. Разработка методики дизайна художественных изделий с применением технологий быстрого прототипирования / К.С. Ившин, Н.Ф. Коротаева // Дизайн. Материалы. Технологии. - 2008. - № 4 (7).

3. Ившин, К.С. Разработка методических рекомендаций для проектного моделирования художественного изделия с применением технологии стереолитографии / К.С. Ившин, Н.Ф. Коротаева // Вестник МГХПУ. - 2008. -(в печати).

Статьи в научных сборниках:

1. Исупов, B.C. Инкрустация металлом / B.C. Исупов, Н.Ф. Коротаева // Сборник научных трудов аспирантов и преподавателей. - Екатеринбург-Ижевск, 2004. - С. 96-100.

2. Коротаева, Н.Ф. Традиции народного искусства в художественной обработке металла / Н.Ф. Коротаева // Вестник УдГУ. - 2006. - № 12. - С. 67-71

3. Коротаева, Н.Ф. Новые технологии в моделировании объектов промышленного дизайна / Н.Ф. Коротаева // Информатизация и информационные

технологии в устойчивом развитии региона: Мат-лы Всероссийской научно-практической конференции. - Сыктывкар, 2007. - С. 61-63.

4. Коротаева, Н.Ф. Экологический дизайн и бионика / Н.Ф. Коротаева // Горизонты экономического и культурного развития: Мат-лы международного социально-экологического конгресса. - Сыктывкар, 2006. - С. 54-58.

5. Применение технологий быстрого прототипирования в дизайнерском проектировании / С.Н. Зыков, К.С. Ившин, Н.Ф. Коротаева, Д.Н. Брагин // Теория динамических систем в приоритетных направлениях науки, технологии и техники: Сборник докладов второй Всероссийской конференции молодых ученых, преподавателей, аспирантов и студентов. - Екатеринбург-Ижевск, 2007. -С. 170-176.

6. Декоративно-прикладное искусство с применением технологий быстрого прототипирования / С.Н. Зыков, К.С. Ившин, Н.Ф. Коротаева, Н.С. Ворончихин // Вестник УдГУ. - 2007. - № 12. - С. 145-150.

7. Коротаева, Н.Ф. Исторический аспект развития способов моделирования художественных изделий из металла / Н.Ф. Коротаева // Вестник УдГУ. - 2007. - № 12. - С. 156-160.

ИПО СыктГУ Усл-псчл. 1,3 Тираж 100 экз Заказ Ла34б.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата технических наук Коротаева, Надежда Федоровна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННЫХ СПОСОБОВ

МОДЕЛИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ

ИЗ МЕТАЛЛА.;.

1.1. Исторический аспект развития методов моделирования художественных изделий из металла.

1.2. Анализ развития эстетического аспекта моделирования художественных изделий из металла.,.

1.3. Анализ способов моделирования художественных изделий из листового металла.

1.4. Анализ современных технологий прототипирования изделий

1.5. Выводы.

1.6. Постановка цели и задач исследования.•.

Глава 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ДЛЯ ПРОЕКТНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ДИЗАЙНЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ МЕТАЛЛА С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ БЫСТРОГО ПРОТОТИПИРОВАНИЯ.

2.1. Анализ й обобщение современных методов моделирования в дизайне.

2.2. Разработка.общей методики проектного моделирования художественных изделий из металла.

2.3. Разработка методики проектного моделирования художественных изделий из металла с применением технологий быстрого моделирования.

2.4. Выводы.;.

Глава 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРОЕКТНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ДИЗАЙНЕ РАСТРОВОГО РЕЛЬЕФА ИЗДЕЛИЙ ИЗ МЕТАЛЛА С ПРИМЕНЕНИЕМ

АППЛИКАЦИОННОГО ШТАМПА.

3.1. Анализ рельефной формовки в аппликационных штампах.

3.2. Разработка методики дизайна художественного рельефа изделия с, применением аппликационных штампов.

3.3. Выводы.

Глава 4. РАЗРАБОТКА МЕТОДИК ПРОЕКТНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

В ДИЗАЙНЕ ИЗ ИЗДЕЛИЙ ИЗ МЕТАЛЛА С ПРИМЕНЕНИЕМ СТЕРЕОЛИТОГРАФИИ.

4.1. Разработка методики проектного моделирования в дизайне изделия из металла с применением синтеза технологий рельефной формовки и стер'еолитографии.

4.2. .Разработка методики проектного моделирования в дизайне изделий из металла с применением синтеза технологий литья и , стереолитографии.

4.3. Разработка и изготовление художественного изделия из металла.

4.4. Выводы.

 

Введение диссертации2008 год, автореферат по искусствоведению, Коротаева, Надежда Федоровна

Актуальность работы. Интеграция российской экономики в международную (вхождение России во Всемирную торговую организацию) выявляет преобразования в промышленности и экономике. Данные преобразования поставили задачу применения накопленных научно-технических разработок в области дизайна изделий для. повышения качества, уменьшения временных сроков проектных разработок и внедрения их результатов в производство.

Актуальной проблемой современного серийного производства изделий является совершенствование дизайна изделий. Решение данной проблемы непосредственно связано с развитием и.применением инновационных технологий, в том числе — методов быстрого моделирования и прототипирования, уменьшающих временные сроки разработки, подготовки производства и воспроизводства готовых изделий. Повышаются требования и к качеству выпускаемой продукции, характеризующиеся повышенной конструкторской сложностью, большим количеством оригинальных и уникальных проектных решений. Усложнение технических процессов и задач выявило противоречие с традиционными принципами проектирования^ которое увеличивает финансовую стоимость процессов и временные сроки их реализации, уменьшая эффективность традиционных методов проектирования. Существующая традиционная методология проектирования и изготовления изделий не учитывает возможности современных методов проектного моделирования, которые позволят повысить конкурентоспособность отечественных изделий из металла.

В условиях соответствия быстроизменяющегося спроса потребителей современного рынка посредством увеличения темпов смены ассортимента изделий необходимо постоянно обеспечивать выпуск новых высококачественных изделий в минимальные временные ср.оки разработок. Внедрение и применение инновационных технологий в процессе проектной деятельности обеспечит совершенствование методик дизайна. Этап разработки изделия закладывает высокие потребительские свойства конкурентоспособности изделия в целом (экономичность, качество и пр.).

В настоящее время' большинство зарубежных предприятий применяют технологии быстрого прототипирования (Rapid Prototyping — RP), основой которых является создание электронной геометрической модели изделия с последующей ее материальной реализацией на технологическом оборудовании. Данные технологии позволят изготовлять художественные изделия сложных форм в качественном и точном исполнении, уменьшая временной срок НИОКР посредством сквозного изготовления опытных образцов (прототипов), компонентов, технологической оснастки и пр. При художественной обработке металлов разработка и подготовка производству входит в сферу деятельности дизайнера (важный аспект при изготовлении.малых серий проектируемых изделий).

В разработку и внедрение методологий проектного моделирования в дизайне изделий из металла внесли вклад ученые: Грашин А.А., Джонс Дж. К., Жукова JI.T., Зимин Ю.А., Куманин В.И., Лазарев Е.Н., Минервин Г.Б., Пузанов В.И., Соколова М.Л., Соловьев Ю.Б., Сомов Ю.С., Тьявле Э. и др.

Для воплощения проектной концепции при художественной обработке металлов дизайнер должен учитывать его технологические возможности. Традиционные методы художественной обработки металлов обладают малой производительностью при мелкосерийном изготовлении художественных изделий. Художественные задачи решались, в .том числе кустарными производственными технологиями. Современные производственные и информационные технологии при разработке художественной выразительности изделия требует от дизайнера их правильную квалифицированную организацию. Изложенное выявляет проблему систематизации и организации современных информационных технологий, средств моделирования и производства в проектном моделировании художественных изделий.

Выявляется необходимость в разработке новых методик проектного моделирования в дизайне изделий из металла с применением технологий быстрого прототипирования. В России НИОКР данного направления ведутся недостаточно интенсивно, отсутствуют методические рекомендации по их технологическим возможностям Для дизайна изделий из металла, что и выявляет актуальность темы диссертационной работы.

Объектом исследования являются декоративные изделия из металла. Предмет исследования — методики проектного моделирования в дизайне изделий из металла.

Целью исследования является совершенствование процесса проектного моделирования изделий из металла с применением технологий быстрого прототипирования.

Задачи исследования: исследовать и систематизировать традиционные и инновационные формы проектного моделирования изделий; провести анализ технологий быстрого прототипирования и разработать методические рекомендации по их применению в дизайне изделий из металла; разработать методические рекомендации по проектному моделированию рельефа'изделия из металла с применением пуансона растрового типа и современных информационных технологий; апробировать методические рекомендации в разработке и изготовлении декоративных изделий из металла с применением технологий быстрого прототипирования.

Границы -исследования. Границы исследования определяются рамками его тематической направленности. Исследуются методические вопросы этапов проектного моделирования изделий из металла с применением технологии сте-реолитографии (технология быстрого прототипирования на основе фотополимеризации) и растрового рельефа изделий из металла для обеспечения формовки в аппликационных штампах для мелкосерийного производства.

Методы исследования. Теория анализа и синтеза систем; методы математической статистики; методы аналитической геометрии; теория принятия решений; теория системного подхода к проектированию.

На защиту выносятся:

- методические принципы выбора процесса проектного моделирования изделий из металла с применением технологий быстрого прототипирования и аппликационного штампа растрового типа;

- требования к процессу проектного моделирования в дизайне изделий из металла с применением технологий быстрого прототипирования, современных информационных технологий и аппликационного штампа растрового типа;

- технология быстрого прототипирования стереолитография с толщиной слоя построения 0,05 мм (точность ± 0,005 мм) является рациональной при обеспечении прочной, надежной технологической оснастки для последующего изготовления художественных изделий из металла и качественного исполнения художественной модели для повышения эстетических характеристик.

Научную новизну исследования представляют:

- классификация технологий быстрого прототипирования для выбора процесса технологии прототипирования в дизайне изделий из металла;

- методика проектного моделирования в дизайне изделий из металла с применением, технологии стереолитографии, заключающаяся в подготовке производства изделий для технологий литья и рельефной формовки;

- методика проектного моделирования в дизайне растрового рельефа изделий из металла с применением современных информационных технологий, заключающаяся в модульном (модулем является окружность определенного диаметра) принципе набора и позволяющая учитывать технологические характеристики формального решения декоративного изделия на этапе дизайна. •

Практическая значимость. Разработанные методики проектного моделирования позволяют дизайнеру и конструктору применять инновационные RP-технологии в. проектировании и подготовке производства изделий из металла для увеличения качества проработки эстетических характеристик изделия.

Апробация работы й внедрение результатов. В период 2002-2008 гг. автор диссертации в Научно-производственном центре высокоточной техники «Ижмаш» (Центр быстрого моделирования) и ООО «Инженерный центр «1-дизайн» принимал участие в проектных работах по созданию новых моделей художественных изделий в соответствии с проектом «Онтология художественной культуры Западного Приуралья».в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» Министерства образования и науки РФ (код рНП 2.1.3.7795). Материал и выводы исследования применяются в учебном процессе по специальности 052400 «Дизайн» в ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» и в Школе оружейного мастерства им. А.Ф. Дерябина при ДОАО «Ижевский оружейный завод», ГОУ «Машиностроительный лицей № 8» (Ижевск) по специальностям: 0514 «Дизайн», 12485 «Изготовитель художественных изделий из металла».

В процессе исследования выполнены в достаточном объеме поисковые и опытно-конструкторские работы по изготовлению художественных изделий (сувениров) к празднованию 200-летия Ижевского оружия, 450-летия добровольного вхождения Удмуртии в Россию, 500-летия добровольного вхождения Башкортостана в Россию, проводимыми в Научно-производственном центре высокоточной техники «Ижмаш» (Центр быстрого моделирования).

Основные положения настоящего исследования изложены в научных докладах на следующих конференциях: международная научно-техническая конференция «Информационные технологии в инновационных проектах» (Иж-ГТУ, 2003); межрегиональная конференция «Проектно-технологические и социально-технологические аспекты современного производства» (ИжГТУ, 2004); региональная конференция «Графические технологии в дизайне среды» (СыктГУ, 2006), международный Северный социально-экологический конгресс «Горизонты экономического и культурного развития» (СыктГУ, 2006), всероссийская научно-практическая конференция «Информатизация и информационные технологии в устойчивом развитии региона» (СыктГУ, 2007); II всероссийская конференция «Теория динамических систем в приоритетных направлениях науки, технологии и техники» (ИжГТУ, 2007), II международная научно-практическая конференция «Развитие современного искусства: проблемы и перспективы дизайн-образования» (СПГУТД, 2008).

Подана заявка на полезную модель. По теме диссертации опубликовано 10 научных статей (3 входят в перечень научных журналов, рекомендованных ВАК РФ).

Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, 4 глав, основных выводов и результатов, списка литературы (214 наименований), приложения и содержит 145 страницы, 36 рисунков, 7 таблиц.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Разработка методик проектного моделирования в дизайне изделий из металла"

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Разработанная методика проектного моделирования в дизайне изделий из металла с применением технологии стереолитографии позволяет дизайнеру рационально применять на этапе подготовки производства изделия средства проектного моделирования (CAD/CAM-системы), обеспечивающие уменьшение временных и материальных затрат дизайнерских и конструкторских работ, процессов изготовления технологической оснастки, увеличение качества выпускаемых изделий и конкурентоспособность новой модели декоративного изделия.

2. Выявлено, что применение технологий быстрого прототипирования в проектном моделировании художественных изделий является рациональным решением для мелкосерийного производства и обеспечивает уменьшение временных сроков на 50-90 % (с 10-90 до 2-5 суток) и финансовой стоимости дизайнерских и конструкторских работ, процессов изготовления технологической оснастки, увеличение качества выпускаемых изделий.

3. В процессе опытных проектно-конструкторских работ выявлено, что технология быстрого прототипирования стереолитография с толщиной слоя построения 0,05 мм (точность ± 0,005 мм) является рациональной при обеспечении прочной, надежной технологической оснастки для последующего изготовления художественных изделий из металла и качественного исполнения художественной модели для повышения эстетических характеристик.

4. Разработанная методика проектного моделирования в дизайне растрового рельефа изделий из металла с применением современных информационных технологий и аппликационного штампа, основанная на модульном принципе набора, позволяет учитывать технологические характеристики при разработке композиции рельефа изделия на этапе дизайна для мелкосерийного производства и свободно. вносить изменения в композицию рельефа при воспроизводстве изделия. Разработанная конструкция наборного пуансона с координатными сетками и отверстиями для установки стальных шариков

ГОСТ 3722-81) по определенному рисунку обеспечивает многоразовое функциональное решение в мальш временной срок переналаживания и уменьшение финансовой стоимости аппликационной оснастки в условиях мелкосерийного производства. Рассчитана и предложена рациональная комбинация сочетаемости величин диаметров наборных стальных шариков (ГОСТ 3722-81) для повышения устойчивости их фиксации.

5. Разработано электронное программное средство для обеспечения трансляции дизайнерских предложений композиций рельефа под технологию рельефной формовки, основанную на модульном (модулем является окружность определенного диаметра) принципе набора.

6. Сформулированы конструктивно-технологические требования' для обеспечения эффективной реализации дизайнером разработанных методик проектного. моделирования художественных изделий из металла с применением технологий быстрого прототипирования и аппликационного штампа растрового типа.

 

Список научной литературыКоротаева, Надежда Федоровна, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"

1. Аведьян А. ЗБ-дизайн и гибридное параметрическое моделирование // САПР и графика. - 2003. - № 10. - С. 48.

2. Аверкиев Д.Ю. Методы оценки штампуемости листового металла. — М.: Машиностроение, 1985. 176 с.

3. Аверкиев Ю.А. Холодная штамповка: Формоизменяющие операции. -Ростов н/Д.: изд-во РГУ, 1984. 228 с.

4. А: Аверкиев Ю.А., Аверкиев А.Ю. Технология холодной штамповки. — М.: Машиностроение, 1989. 304 с.

5. Аронов В. Теоретические концепции зарубежного дизайна. М.: ВНИИТЭ, 1992. - 122.С.

6. Атрошенко А.П. Штамповка на молотах, фрикционных и гидравлических прессах. — JL: Машиностроение, 1981.

7. Бабаев Ф.В. Оптимальный раскрой материалов с помощью ЭВМ. — М.: Машиностроение, 1982. — 168 с.

8. Байер В.Е. Материаловедение для архитекторов, реставраторов, дизайнеров: Уч. пособие. М.: Астрель ACT, Транзиткнига, 2005. - 244 с.

9. Барташевич A.A. Основы художественного конструирования. — Минск: Выш. шк., 1984. 224 с.

10. Ю.Беккерт М. Мир металла. М.: Мир, 1980. - 152 с.

11. Бидерманн Г. Энциклопедия символов. М.: Республика, 1996. - 217с.

12. Бирбраер .Р. Больше не мечтайте о быстром прототипировании // САПР и графика. 2003,№2. С. 44-46.

13. Блаватский В.Д. Античная археология Северного Причерноморья. -М.: АН СССР, 1961.-230с. '

14. Богуславская И.Я. Северные сокровища. — Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1980. 79 с.

15. Бочаров Г.Н. Прикладное искусство Новгорода Великого. М.: Наука, 1969. -127 с.

16. Бочаров Г.Н. Художественный металл Древней Руси: X начало' XIII в. М.: Наука, 1984.-319с.

17. Бочвар A.A. Металловедение. -М.: Металлургиздат, 1945. 179 с.

18. Быстрова Д.Ю. Вещь. Форма. Стиль. Введение в философию дизайна.- Екатеринбург: УрГУ, 2001. 288 с.

19. Бюлов К. Коррозия меди и ее сплавов. Коррозия металлов: В 2 кн. -M.-JI.: Госхимиздат, 1952. •

20. Василенко В.М. Народное искусство. М.: Сов. художник, 1974. - 293с.

21. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление.- М.: Изобр. иск-во, 1977. 464 с.

22. Венецкий С.И. Рассказы о металлах. -М.: Металлургия, 1979.-240 с.

23. Винокурова Э.П., Молчанова О.В., Петрова Л.А. Медная пластика // Неизвестная Россия: Каталог выставки / Отв. ред. Е.М.Юхименко. М.: ГИМ, 1994. С.31-37.

24. Волкова Е.В. Проблема содержания и формы в искусстве. — М.: Знание,.1976. —37 с.

25. Волкотруб И.Т. Основы художественного конструирования. Киев: Выщашк., 1988.-191 с.

26. Воронов Н. Производственное искусство — предшественник дизайна // Дизайн. Вып. 2. М.: НИИРАХ, 1993. С. 3-55.

27. Воронов Н.В. Российский дизайн: Очерки истории отечественного дизайна: В 2 т. М.: Союз дизайнеров России, 2001. Т.1 - 423с; Т2 - 382с.

28. Высоцкая H.H., Иерусалимский A.M., Невельсон P.A., Федоренко В.А. Технические развертки • изделий из листового материала. М.: Машиностроение, 1968. - 272 с.

29. Гвишиани Д.М. Наука, дизайн и будущее // Техническая эстетика. 1970. №1.

30. Геллер Ю.А. Металловедение. М.: Металлургиздат, 1967. - 404 с.

31. Герчук Ю.А. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. М.: Галарт, 1998. - 326 с.

32. Глазычев В.'Л. Функция конструкция - форма // Декоративное искусство СССР. 1965. №7. с. 2-7.

33. Глазычев В.Л. О дизайне: Очерки по теории и практике дизайна на Западе. — М.: Искусство, 1970. 140 с.

34. Головня И. А. Учимся чеканить по металлу. Киев: Радянська школа, 1986.-53с.

35. Гольдберг Т.Г. Черневое серебро Великого Устюга. М.: изд-во ГИМ, 1952.-44 с. ,

36. Гольдберг Т.Г. Ювелирное искусство второй половины ХУШ века // История русского искусства. Т.7. М.: изд-во АН СССР, 1961.

37. Гончарова Л.Н. Металл в народном искусстве русского Севера: чеканка и медное литье. М.: изд-во ГИМ, 2000. - 96 с.

38. Гордиенко Э.А., • Трифонова А.Н. Каталог серебряных окладов Новгородского музея-заповедника // Музей: Художественные собрания СССР. 1986. Вып. 6. С.209-261.

39. Гореликов Н.С. Каслинское художественное литье // Русский художественный металл: Сб. ст. М.: б/и, 1958.

40. Государственная Оружейная палата Московского Кремля: Каталог. -М.: Искусство, 1969. 578 с.

41. Государственная Оружейная палата / Бобровницкая И.А. и др. М.: 1988.-430 с.

42. Грашин A.A. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды. М.: Архитектура-С, 2004. - 227 с.

43. Григорьев Л. JI. Автоматизированное проектирование холодной• листовой штамповки. Л.: Машиностроение, 1984. - 280 с.

44. Гримм Т. Вся правда о быстром прототипировании // САПР и графика. 2003. №11. С. 85.

45. Гуляев А.П. Металловедение.-М.: Металлургия, 1986.-542 с.

46. Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Художественный металл XI -ХУ веков / Под ред. И.А.Стерлиговой. М.: Искусство, 1996. - 513 с.

47. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник /Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, A.B. Ефимов и др.: Под общей редакцией Г.Б. Минервина и В.Т.• Шимко. -М.: Архитектура-С, 2004.- 288с.

48. Дитрих Я. Проектирование и конструирование: Системный подход / Пер. с польского. М.: Мир, 1981. 454 с.

49. Джонс Дж. К. Методы проектирования / Пер. с англ. Т.П.Бурмистровой, И.В.Фриденберга. -М.: Мир, 1986. 326 с.

50. Донова К.В. Русское художественное серебро ХУШ-начала XIX веков // Оружейная палата. М.: Искусство, 1964.

51. Драгунов М.Е;, Матюшин В.В. Взаимосвязь элементов проектирования при построении виртуальной модели // Сборник памяти Ф.Ю.Свитковского / Под общ. ред. Н.Ф.Ревенко, Т.Н.Ивановой. -Екатеринбург-Ижевск: изд-во ин-та экономики УрО РАН, 2004. С.92-96.

52. Древнерусское и народное искусство: Сообщения Загорского музея- заповедника / Отв. ред. Э.С.Смирнова. М.: Наука 1990. 140 с.

53. Древнерусское прикладное искусство / Сокровища Сергиево-Посадского государственного' историко-художественного музея-заповедника / Авт.-сост. Л.М.Спирина. Н.Новгород: ГИПП «Нижполиграф», 1994. 47 с.

54. Древний Новгород: История, искусство, археология. Новые исследования / Сост. С.В.Ямщиков. М.': Изобр. иск-во, 1983. 235 с.

55. Древний Новгород: прикладное искусство и археология / Сост. Б.А.Колчин, В.Л.Янин, С.В.Ямщиков. М.: Искусство, 1985. 167с.

56. Древности Прикамья в собрании Государственного исторического музея / Вст.ст. И.Белоцерковской, Н.Тухтиной. М.: изд-во ГИМ, б/г. 44 с.

57. Дубов И.В. И покланяшеся идолу камену. СПб.: ГПП «Печатный двор», 1995. — 102 с.

58. Евсеев В.А., Раскин А.Г., Шапошникова Л.Г. Вст. статья // Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда. Л.: Искусство, 1991. С.5-94. .

59. Ерлыкин Л.А. Послушный металл. М.: Научно-популярная литература, 1974.-176 с.

60. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей. М.: Книга, 1990. 312с.

61. Закономерности развития искусства народных художественных промыслов: Сб. научн. трудов / Отв. ред. Н.В.Черкасова. М.: НИИ ХП, 1991. -149 с.

62. Зотов Б.Н. Художественное литье: Учеб. пособие. М.: Машиностроение, 1988. — 304 с.

63. Зубцов М.Е. Листовая штамповка: Учебн. для вузов Л.: Машиностроение, 1980. — 432 с.67.3ыков О. Промышленная автоматизация: движение от САПР PLM // САПР и графика. 2005.

64. Иваницкий В.Ф. Орнамент всех времен и стилей. М.: изд-во «Арт-Родник», 2002.-345 е.

65. Иванов В.В. Птицы // Мифы народов мира: в 2т. Т.2. М.: Советская энциклопедия, 1982.

66. Ившин К.С., Русских A.B. Какое изделие можно считать «красивым»? // Сборник памяти Ф.Ю.Свитковского / Под общ. ред. Н.Ф.Ревенко, Т.Н.Ивановой. Екатеринбург-Ижевск: изд-во ин-та экономики УрО РАН, 2004. С.86-88.

67. Игошев В.В. Ярославское художественное серебро ХУ1-ХУШ веков. М.: Изобразительное искусство, 1997. 265 с.

68. Исаченков Е.И. Штамповка резиной и жидкостью. М.: Машиностроитель, 1967. 367 с.

69. Искусство скани / Вст. ст. М.Постниковой-Лосевой. М.: изд-во ГИМ, б/г.-36 с.

70. История русского искусства: Учебник / Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Акад. художеств СССР / Под ред. И.А.Бартенева, Р.И.Власовой / Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Изобр. иск-во, 1987. 400 с.

71. Иттен И. Искусство формы. Мой курс в Баухаузе и других школах / Пер. с нем. и предисл. Л. Монаховой. М.: Издатель Д. Анронов, 2001. — 136 с.

72. Исупов B.C., Сидельников С.Б. Технология листовой штамповки. Задачи, алгоритмы, программы, решения: Учеб. пособие. Красноярск: ГАЦиЗ, 1995.- 152 с. ' •

73. Исупов B.C. Изготовление книжных окладов // Металлург. 1997. №1. С.45-46.

74. Исупов B.C. Некоторые оригинальные технологии изготовления художественных изделий из металла // Металлург. 1998. №4. С.44-46.

75. Исупов B.C. Программное обеспечение графического изображения элементов флористики // Информационные технологии в инновационных проектах: Труды 1У Междунар. научно-технической конференции. Ижевск: изд-во ИжГТУ, 2003.

76. Исупов B.C. Технология художественной ' обработки листовых• материалов. М.: Метуллургиздат, 2004. 146 с.

77. Исупов B.C., Коротаева Н.Ф. Инкрустация художественных изделий // Сборник памяти Ф.Ю.Свитковского / Под общ. ред. Н.Ф.Ревенко, Т.Н.Ивановой. Екатеринбург-Ижевск: изд-во ин-та экономики УрО РАН, 2004. С.96-100.

78. Калязина НЗ., Комелова Г.Н. Русское искусство петровской эпохи. Л.: Художник РСФСР, 1990. 269 с.

79. Кантор K.M. Правда о дизайне. М.: АНИР, 1996. 284 с.

80. Канторович Л.В., Залгаллер В.А. Рациональный раскрой• промышленных материалов. Новосибирск: Наука, 1971. — 299 с.

81. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. М.: Высшая школа, 1980. 176 с.

82. Кафка Л.В. Искусство обработки металла. М.: б/и, 1925. 31с.

83. Кнорозов Б.В., Усова Л.Ф., Третьяков A.B. Технология металлов и материаловедение. М.: Металлургиздат, 1987.

84. Козлова Ю. Новая роль украшений в ансамбле современного костюма // Советское декоративное искусство: Сб.ст. М.: Сов. художник, 1978. С.61-71.

85. Композиция в промышленном и декоративно-прикладном искусстве: Сб. ст. / Сост. Е.Н.Лазарев Л.: изд-во «На страже Родины», 1993. 103 с.

86. Лазарев E.H. Дизайн: от формы вещи до духа человека // Дизайн для всех. Альманах. 1992. №1.

87. Ламан Н.К. Развитие техники обработки металлов давлением. М.: Наука,. 1990.-235 с.

88. Лапотышкин Н.М. В мире сплавов. М.: Просвещение, 1973. — 152 с.

89. Ледзинский B.C., Теличко A.A., Навроцкий A.C., Зимин Ю.А. Современная художественная ковка. М.: Металлургия, 1994. 480 с.

90. Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве. М.: Наука, 1974. 207 с.

91. Литейное производство / Под ред. А.М.Михайлова. М.: Машиностроение, 1987. 260 с.

92. Лобанева Т.А. Изделия накладного серебра.- Москва XIX в. М.: Госкультпросветиздат, 1956. — 34 с.

93. Лопухов Г.А. и др.- Толковый металлургический словарь. М.: Рус. яз., 1989.-446 с.

94. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М.: Просвещение, 1974.336 с.

95. Лямин И.В., Двойникова И.С. Художественная обработка дерева. М.: Трудрезервиздат, 1958. 232 с.

96. Лямин И.В. Художественная обработка металлов. М.: Машиностроение, 1988. 106 с.

97. Макарова Т.И. Перегородчатые эмали Древней Руси. М.: Наука, 1975. — 129 с.

98. Макарова Т.И. Черневое дело Древней Руси. М.: Наука, 1986. 153с.

99. Мардер А.П. Металл в архитектуре. М.: Стройиздат, 1980. — 232 с.

100. Материалы в машиностроении: В 5 т. / Под ред. И.В.Кудрявцева. Т. 4. М.: Машиностроение, 1969 248 с.

101. Медные изделия Уральских заводов (ХУП-Х1Х веков). М.: изд-во ГИМ, б/г. 28 с.

102. Методика художественного конструирования / Под ред. Ю.Б.Соловьева. М.: ВНИИТЭ, 1983.- 165 с.

103. Минервин Г.Б., Шимко В.Г. и др. Дизайн:. Иллюстрированный словарь-справочник. М.: Архитектура-С, 2004. — 288 с.

104. Мифы народов мира: в 2 т. Т.2. М.: Советская энциклопедия, 1982.718 с. •

105. Ш.Михайлов С.М., Кулеева JI.M. Основы дизайна. Казань: Новое знание, 1999.-240 с.

106. Михайлов С.М. История дизайна: В 2 т. М.: Союз дизайнеров России, 2002-2003.

107. ПЗ.Мипгуков Ф.Я. Техника декоративной обработки металла. М.: НИИХП, 1946.

108. Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда. Л.: Искусотво, 1991. 478 с.

109. Музей исторических драгоценностей Украинской ССР / Сост. О.Д.Ганина. Киев: Реклама, 1975. 48 с.

110. Музей народного искусства и художественные промыслы / Сб. трудов НИИХП. Вып. 5. М.: Изобразительное искусство, 1972. 286 с.

111. Назаров Ю.В. Постсоветский дизайн. Проблемы, тенденции, перспективы,"региональные особенности. М.: Союз дизайнеров России, 2002. — 416 с.

112. Назаров Ю.В., Ящок О.Г. Компьютерные технологии как средство художественного проектирования // Дизайн. Эргономика. Сервис. 2006. Выпуск №1. •

113. Небогатов Ю.Н.,-Тамаровский В.И. Специальные виды литья. М.: Машиностроение, 1975. — 168 с.

114. Неизвестная Россия: Каталог выставки / Отв. ред. Е.М.Юхименко. М.: ГИМ. 1994.-95 с.

115. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М.: Мол. гвардия, 1994.-354 с.

116. Николаева Н. Предметный мир и ритуал // Декоративное искусство СССР. 1980. №1.

117. Николаева Т.В. Прикладное искусство Московской Руси. М.: Изобразительное искусство,-1976. 288 с.

118. Новиков В.П., Мельситов И.П., Комягин Ю.П. Современные художественные изделия из металла. Л.: Машиностроение, 1990. 229 с.

119. Новикова Л. Художественное проектирование в системе дизайна // Декоративное искусство СССР. 1972. №8.

120. Одноралов Н.В. Гальванотехника в декоративном искусстве. М.: Искусство, 1974. 192 с.

121. Одноралов Н.В. Скульптура и скульптурные материалы: Учебн. пособие. М.: Изобразительное иск-во, 1982. 218 с.

122. Основы методики художественного конструирования. М.: ВНИИТЭ, 1970.-279 с.

123. Основы художественного ремесла/Под ред. В.А.Бородулина. М.: Просвещение, 1979. 318 с. 1

124. Паршин И.П., Каратин И.М. Выбивка, очистка и обрубка отливок. М.: Высшая школа, 1973. 191 с.

125. Пахомов В.А. Единая модульная координация в проектировании промышленных изделий // Техническая эстетика. 1973. №9.

126. Переверзев Л.В. Искусство и наука в дизайне // Техническая эстетика. 1969. №1.

127. Петриченко A.M. Книга о литье. Киев: Техника, 1978. 278 с.

128. Пешкова И.М. Искусство каслинских мастеров: В 2 кн. Челябинск: ЮжнотУральское кн. изд-во, 1983.- 159 с.13,5. Писарская Л. Оружейная палата. М.: Искусство, 1975.

129. Попов Е.А. Основы теории листовой штамповки. М.: Машиностроение, 1977.— 278 с.

130. Постникова-Лосева М.М. Мастера-серебряники Вологды в ХУШ и XIX веках // Музей народного искусства и художественные промыслы: Сб. трудов НИИХП. Вып. 5. М.: Изоб. иск-во, 1975. С.209-219.

131. Постникова-Лосева'М.М. Русское ювелирное-искусство, его центры и мастера. М.: Искусство,, 1974. — 374 с.• 139. Постникова-Лосева М.М. Русская золотая и серебряная скань. М.: Искусство, 1981. 287 с.

132. Проблемы развития современных народных художественных промыслов по обработке металла и камня. М.: ЕОИИХП, 1988. — 163 с.

133. Прогрессивные технологические процессы холодной штамповки / Под общ. ред. А.Г.Овчинникова. М.: Машиностроение, 1985. 184 с.

134. Проектирование и моделирование промышленных изделий*/ Под ред. С.А. Васина, А.Ю. Талащука. М.: Машиностроение-1, 2003,- 692с.

135. Пузанов В.И., Петров Г.П. Макеты в художественном конструировании. М.: Машиностроение, 1984. 128 с.

136. Пушкина Т., Петрухин В. Культура эпохи викингов // Декоративное искусство СССР. 1980. №11. С.43-44.

137. Рабинович М.Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. М.: Наука, 1988. 310 с.

138. Разина Т.М. Черневое серебро мастеров Великого Устюга // Русский художественный металл: Сб. ст. М.: б/и, 1958.

139. Рехачев Н. Северная чернь. Архангельск: Облгосиздат, 1952. 84с.

140. Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М.: Наука, 1981.- 207 с.

141. Романовский В.П. Справочник по холодной штамповке. Изд. 6-е, перераб. и дополн. JL: Машиностроение, 1979. 520 с.

142. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. М.: МЗ-Пресс, 2003. 252 с. •

143. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. Изд. 3-е, перераб. М.: МЗ-Пресс, 2005. 366 с.

144. Рунге В.Ф. Индустриальный дизайн постиндустриального общества и России: Тезисы докл. научно-практ. конф. «Дизайн-98». М., 1998.

145. Русское народное искусство Российской Федерации из собрания Государственного музея этнографии народов СССР. Л.: Художник РСФСР, 1981.-203 с.

146. Русские ювелирные украшения ХУШ-нач.ХХ века: Каталог Гос. музея Московского Кремля / Авт.-сост. СЛ.Коварская, И.Д.Костина. М.: Изобр. иск-во, 1988. 18 с.

147. Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. М.: изд. АН СССР, 1948. 791с.

148. Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство X-XIII веков. Л.: Аврора, 1970. 128 с.

149. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1987.- 782 с.

150. Рындина A.B. Грузинский чеканный оклад иконы «Богоматерь Одигитрия» ХШ-Х1У вв. в собрании Загорского музея // 1У Международный симпозиум по грузинскому искусству: Сб. докладов. Тбилиси: изд. Мин-ва культуры, 1989. T.l. С.541-551.

151. Рындина A.B. Художественный металл Москвы Х1У-ХУ веков: Типология, стилеобразование / Автореф. докт. дисс. М.: МГХПУ, 1990. 44 с.

152. Сборник памяти Ф.Ю.Свитковского / Под общ. ред. Н.Ф.Ревенко, Т.Н.Ивановой. Екатеринбург-Ижевск: изд-во ин-та экономики УрО РАН, 2004.255 с.

153. Свирин А.Н. Ювелирное искусство Древней Руси Х1-ХШ веков. М.: Искусство, 1972. 186 с.

154. Семерак Г.,.Богман К. Художественная ковка и слесарное искусство / Пер. с чешского О.М.Смирнова. М.: Машиностроение, 1982. 218 с.

155. Сидоренко В.Ф. Технологическая деятельность — одна из предпосылок формирования дизайна // Техническая эстетика. 1969. №12.

156. Скворцов К.А. Обработка металла как элемент художественного проектирования // Школа и производство. 2004. №1. С.22-24.

157. Смирнова Е.И. Оружейная палата в Кремле. М.: Изобр. иск-во, 1977.-95 с.

158. Смирнов. Б.А. Художник о природе вещей. Л.: Художник РСФСР, 1970.- 186с.

159. Советское декоративное искусство'76. М.: Сов. художник, 1978.-279 с. ' ■ .

160. Соловьев К.А. История художественного металла древнего мира. М.: МВХПУ, 1963.

161. Соловьев Ю.Б., Сидоренко В.Ф. и др. Методика художественного проектирования. М.: ВНИИТЭ, 1983. 166 с.

162. Соловьев Ю.Б. Советское художественное конструирование на современном этапе:- задачи и средства // Техническая эстетика. 1977. №9.

163. Сомов Ю.С. Художественное конструирование промышленных изделий. М.: Машиностроение, 1967. 175 с.

164. Сомов Ю.С. Композиция в технике. М.: Машиностроение, 1987.288 с.

165. Справочник технолога-машиностроителя: В 2 т. Т.2 / Под ред. А.Г.Косиловой и Р.К.Мещерякова. Изд. 4-е, доп. Минск: Беларусь, 1991.

166. Средства дизайн-программирования. М.: ВНИИТЭ, 1987. 83 с.

167. Стерлигова И.А. Драгоценный убор древнерусских икон Х1-Х1У веков. М.: Прогресс-Традиция, 2000.-264 с.

168. Сторожев М.В., Попов Е.А. Теория обработки металлов давлением. М.: Машиностроение, 1977. — 423 с.

169. Стэдэмэ Б. Пластика металла // Декоративное искусство СССР. 1976.6.

170. Сычева Н. Ювелирные украшения народов Средней Азии и Казахстана Х1Х-ХХ веков: Из собр. Гос. музея искусства народов Востока. М.: Сов. художник, 1984. — 179 с.

171. Теория пластических деформаций металлов / Под ред. Е.П.Унксова, А.Г.Овчинникова. М.: Машиностроение, 1983. 598 с.

172. Технологичность конструкций изделий: Справочник / Под ред. Ю.Д.Амирова. М.: Машиностроение, 1985. 368 с.

173. Титов Н.Д., Степанов Ю.А. Технология литейного производства. М.: Машиностроение, 1985. 399 с.

174. Толковый металлургический словарь. М.: Русский язык, 1989. 97с. 1'83.Тьялве Э. Краткий курс промышленного дизайна / Пер. с англ. М.:

175. Машиностроение, 1984. 192 с.

176. Федотов Г.Я. Чеканка, басма, насечка. М.: Знание, 1989. 31 с.

177. Федотов Г.Я. Звонкая песнь металла. М.: Просвещение, 1990. 207с. 1'87. Флеров A.B. Технология художественной обработки металлов. М.:

178. Высшая школа, 1968. 326 с.

179. Флеров A.B. Декоративная отделка художественной чеканки // Художник. 1971. №6.

180. Флеров A.B. Художественная обработка металлов. М.: Высшая школа, 1976.-220 с.

181. Флеров A.B. Материаловедение и технология художественной обработки металлов. М.: Высшая школа, 1981. — 288 с.

182. Флеров A.B., Демкина М.Т. Техника художественной эмали, чеканки и ковки. М.: Высшая школа, 1986. — 190 с.

183. Фридман Я.Б. Механические свойства металлов. М.: Оборониздат,• 1952.-556 с.

184. Ханзен Фр. Основы общей методики конструирования. Систематизация конструирования / Пер. с нем. В.В.Титова. Л.: Машиностроение, 1969. — 166 с.

185. Хан-Магомедов С.О. Конструктивизм концепция формообразования. М.: Стройиздат, 2003.

186. Хворостов A.C. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. М.: Просвещение, 1985. 176 с.

187. Холмянский JL, Щипанов А. Дизайн. М.: Просвещение, 1985. 151с.

188. Хохлова E.H. Художественные изделия из металла. М.: Знание, i960.- 29 с.

189. Художественное конструкторское образование. Вып.4 / Под ред. Г.Б.Минервина. М.: ВНИИТЭ, 1973. 216 с.

190. Художественное конструирование, проектирование и моделирование / Под ред. З.Н.Быкова, Г.Б.Минервина. М.: Высшая школа, 1986.

191. Художественные промыслы РСФСР: Справочник / Сост. В.Г. Смолицкий, З.С. Скавронская. М.: изд- во «Легкая индустрия», 1973. 303 с.

192. Художественный металл России: Мат-лы конф. памяти Г.Н.Бочарова• /Ред.-сост. С.В.Гнутов, Е.Я.Зотова, М.С.Шемаханская. М.: изд-во РГТУ, 2001. -398 с. '

193. Художественный металл России: Каталог. Вып.1. М.: Металлургиздат, 2002. — 88 с.

194. Художественный металл России: Каталог. Вып.2. М.: Металлургиздат, 2003. 96 с.

195. Цыганкова Э.Г. У истоков дизайна. М.: Наука, 1977. 112 с. "с

196. Черных E.H. Металл человек - время. М.: Наука, 1972. - 208 е.

197. Чирков Д.А. Художественная обработка металла // Основы художественного ремесла / Под ред. В.А.Бородулина. М.: Просвещение, 1979. С. 182-245. .

198. Чубиношвили Г.Н. Грузинское чеканное искусство УШ-ХУШ веков. Тбилиси: кн. изд-во, 1957.

199. Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. М.: ООО «Изд-во ACT»; Харьков: «Торсинг», 2003 591 с.

200. Шнейдер Г.А. Основы художественной обработки металла. Минск: Выш.шк., 1986.-158 с.

201. Штампы для листовой штамповки. М.: «Офиц.», 1984.

202. Шульгина E.H., Пронина JI.A. История Строгановского училища. М.: Русское слово, 2002. 334 с.

203. Шумилов Е.Ф. Искусство ижевских оружейников: Ижевск: Удмуртия, 1987.

204. Шухов Ю.В., Еленев С.А. Холодная штамповка. М.: Высшая школа, 1977.-208 с.

205. Пунтев П., Черкезова М., Стаменова Ж., Ковачева В. Българско народно изкуство. София: Септември, 1979. 247 с.