автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.01
диссертация на тему:
Разработка проблем культуры в трудах отечественных социологов

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Петрова, Лариса Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.01
Диссертация по социологии на тему 'Разработка проблем культуры в трудах отечественных социологов'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Петрова, Лариса Юрьевна

Введение

Раздел 1. Исследование культуры в России: историко-методологические аспекты.

Раздел 2. Основные подходы к пониманию культуры отечественных социологов конца 19 - начала 20-х веков

Раздел 3. Проблема и тенденции развития социологии культуры на современном этапе.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по социологии, Петрова, Лариса Юрьевна

Актуальность теш исследования. В настоящее время понятие культура имеет чрезвычайно широкий диапазон использования. Она изучается многими науками - социологией, философией, культурологией, этнографией и др. Выделяя культуру как социальный феномен, социология ставит своей задачей выяснить влияние культуры на все общественные системы, а также раскрыть особенности ее функционирования и развития в той или иной социальной среде.

Изучая культуру в качестве регулирующего механизма, можно выявить закономерности, способные оказать воздействие как на общество в целом, так и на отдельного человека. Огромное значение приобретает выявление внутренних возможностей культуры, ее потенциала.

Именно поэтому в социологии обострилось внимание к культуре как к фактору социального развития. Актуализируется целый ряд аспектов, по которым ведется социологический анализ культуры - культура и социальная структура, культура и личность, культура и цивилизация и т.д.

В этой связи большой интерес вызывают взгляды на культуру отечественных социологов. Имена дореволюционных ученых были незаслужено забыты в советское время и только сейчас получают все большее внимание в обществе, хотя при этом крупных, обобщающих работ по изучению проблем культуры отечественными мыслителями нет.

Изучение истории отечественной социологии 19-начала 20-х веков только начинается, это связано, во-первых, с современной доступностью к первоисточникам, и во-вторых, с переоценкой устоявшихся мнений и стереотипов. Поэтому современный "ренессанс" социологических исследований прошлого весьма важен. Отечественные социологи видели в культуре один из главных Факторов социального развития, основной центр регулирования социальных отношений и усовершенствование личности. Один из центральных вопросов, рассматриваемый отечественными мыслителями -взаимосвязь человека и культуры, культуры и общества. Его анализ имеет важнейшее значение для разработки современной социологии культуры, так как позволяет по-новому взглянуть на решение многих ключевых проблем современности. 9же в 19 веке русские социологи утверждали, что право каждого народа на культурно-историческую самобытность реализуется только при условии многообразия культурно-исторических типов, и навязывание "единства" носит деструктивный характер. И разве не предельно актуально звучат для нас, например, слова Н.Я.Данилевского о том, что необходимым условием для развития культуры является ее политическая независимость. Поэтому нынешнее духовное возрождение немыслимо без "возвращения" имен прошлого, в том числе и выдающихся мыслителей-социологов. Культура, как мы видим, имеет вневременной аспект, и уже это служит доказательством ее актуальности.

Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на бесспорную значимость и актуальность проблем истории анализа культуры в отечественной социологии, исследований ее явно не достаточно. После 191? года многие труды отечественных ученых, в которых ставились и решались проблемы культуры, были забыты, но й те, которые рассматривались, как правило, подвергались критике (1). И только в последнее время стали появляться рабо

1.Кон И.С. Позитивизм в социологии. Л.,1964; Нарский И.С. ты, посвященные исследованию трудов русских мыслителей (1), хрестоматии, содержащие тексты из монографий, статей отечественных и зарубежных социологов (2), а также сами работы отечественных мыслителей (3).

Определенный материал мы найдем в ряде работ, посвященных истории русской социологии, где большое внимание уделяется ос

Очерки по истории позитивизма. М.,1960. Нткина Н.Ф. Позитивизм, антропологический материализм и наука в России. М.,19?5; Чесноков Г.Д. Критика буржуазных культурологических теорий циклического развития. М.,1973.

1. Антология русской классической социологии. М.,1995; Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М.,1993; Пивоваров Ю.С. Очерки истории русской общественно-политической мысли XIX- первой трети XX столетия. М.,1997.

2.Социология в России Х1Х-н.ХХвв.: История социологии. Социологическое образование.Тексты.- М.,1997; Социология в России Х1Х-ХХвв. Социология как наука. Тексты.- М.,1997; Антология исследований культуры.Т.1.СПб,1997; Американская социологическая мысль.Тексты.- М.,1994.

3.Кареев Н. Основы русской социологии.- СПб.,1996; Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство: Философская и политическая публицистика.- М.,1996; Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки; Статьи. М.,1995; Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права. М.,1991.Сорокин П. Социологические теории современности.- М.,1992; он же. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.,1994 и др.

- а новным течениям социологической мысли и ее представителям (1).

Любое исследование культуры невозможно без определения ее сущности. Многозначность такого понятия как культура, в свою очередь определяет множественность подходов к понятию и объясняет разнообразие существующих дефиниций,в связи с чем следует назвать работы, где осуществлен этот подход. Это работы Ф.Ке-фели, Гуревича П.С. 6.Е.Давидовича и Ю.А.8данова, М.С.Кагана, Вишневского Ю.Р. Э.С.Маркаряна, В.М.Межуева и др.(2).

Сюда же примыкают работы, исследующие общие вопросы культуры, ее историю и теорию. К таким работам относятся труды А.И.Арнольдова, С.Н. Артановского, Н.С.Злобина, Л.Н.Когана и др.(З). Отдельные суждения о социологии культуры мы найдем в

1.Голосенко И.А. История русской социологии Х1Х-ХХвв.- М.,1995; История буржуазной социологии Х1Х-Н.ХХ вв.М.,1979; Кукушкина Е.И. Русская социология Х1Х-Н.ХХ века.- М.,1993; Медушевский А.Н. История русской социологии. М.,1993; Икуринов П.С. Позитивизм в России Х1Хв. - М., 1980.

2.Гуревич П.С. Культура как объект социально-философского ана-лиза//Философия и культура. М.,198?; Давидович В.Е., Мданов И.Я. Сущность культуры.- Ростов н/Д, 1979; Каган М.С. Философия культуры.- СПб.,1996; Культурология. Основы теории и истории культуры. Под ред. И.Ф.Кефели; Коган Л.Н.,Вишневский Ю.Р. Очерки теории социалистической культуры. Свердловск, 1972; Маркарян З.С. Теория культуры и современная наука.- М.,1983; Межуев В.М. Культура и история. М.,1977.

3.Арнольдов А.И. Введение в культурологию.- М.,1994; Артановс-ский С.Н. Некоторые проблемы теории культуры. Ленинград, 1977; Коган Л.Н. Теория культуры.- Екатеринбург, 1993.

- 7 современной учебной литературе (1).

Итак, история становления и развития социологии культуры в России еще не получила должного освещения в литературе, нет ни одной монографии по этой проблеме, ее изучение только начинается. Особая актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность и побудили диссертанта к ее исследованию.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является анализ процесса возникновения и развития взглядов отечественных социологов на культуру.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие исследовательские задачи:

- выявить основные подходы в современной научной литературе к понятию "культура";

- проанализировать процесс зарождения предсоциологических установок на культуру в отечественной науке;

- проанализировать работы виднейших отечественных социологов, в которых ставились и решались проблемы культуры;

- выявить социологические концепции культуры русских ученых как теоретическую основу социологии культуры;

- раскрыть влияние дореволюционных социологов на совре

1. Общая социология. Под ред. Г.В.Дыльнова.- Саратов, 1998; Основы социологии: Курс лекций. 4.1. под.ред.Эфендиева А.Г.-М., 1994; Фролов С.С. Социология.- М., 1994; Социология под ред. В.И.Добренькова.- М.,1998; Тощенко 8. Социология: Общий курс.- М.,1998; йонин Л.Г. Социология культуры.- М., 1996; Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992. менную отечественную социологию культуры и выявить перспективы ее развития.

Объектом исследования является теоретическая и историческая мысль отечественных социологов.

Предмет исследования - анализ социологических взглядов на культуру отечественных ученых.

Методологической основой исследования послужила концептуальная схема методологического плюрализма. В работе используются труды многих классиков социологической и философской мысли. В качестве ориентира при решении исследовательских задач выступали методы структурно-функционального, конкретно-исторического и сравнительного анализа, а также системный подход. С помощью генетического метода была рассмотрена эволюции понятия "культура". Теоретической и методологической основой исследования, обобщения полученной информации послуяили также теории современного общества и социального развития. При изучении проблем социологии культуры автор опирался на конструктивные предложения и обобщения, представленные в материалах дискуссий и обсуждений, развернувшихся в научной литературе и периодической печати последних лет.

Научная новизна диссертационной работы.

- впервые на диссертационном уровне предпринята попытка воссоздания процесса возникновения, становления и развития такой отрасли социологического знания, как отечественная социология культуры;

- доказано, что проблемы культуры находились в центре внимания ученых с момента возникновения отечественной социологии;

- проанализирована специфика воззрений на культуру представителей различных направлений отечественной социологии;

- показаны основные направления и итоги социологических исследований культуры отечественными социологами конца 19 -начала 20-х веков;

- определены направления дальнейшего социологического исследования проблем культуры в отечественной науке в современных условиях.

Положения, выносимые на защиту:

1.Культура - одно из самых сложных и многозначных понятий. Она изучается многими науками, и в настоящее время область ее изучения очень широка и границы четко не обозначены. Исходной точкой построения социологической теории культуры, выявление отдельных ее проблем является определение самого понятия "культура". Но этому понятию присуща многозначность. Основное социологическое содержание культуры сводится к тому, что она выполняет роль поддержания целостности общества, обеспечивает хранение и передачу социального опыта.

2.Являясь общечеловеческим феноменом, она пережила довольно долгую эволюцию, прежде чем стала восприниматься не в переносном смысле, типа культура ума, а как вполне самостоятельное значение, характеризующее процесс развития, что привело к универсализации этого термина.

3.Как объект изучения, культура всегда находилась в центре внимания социологии. Поэтому в ранних социологических работах мы находим попытки объяснения феномена культуры через выявление различных ее элементов. Изучая культуру во всех ее многообразных проявлениях, отечественные социологи заложили основу для формирования особой отрасли социологии - социологии культуры.

4.Зарождаясь в недрах философской мысли, проблема культуры получила дальнейшее свое развитие в отечественной социологии и не только соответствовала европейскому уровню, но и опережала своих зарубежных коллег, таких как Шпенглер, Ясперс.

5.Современный этап развития социологии культуры обусловлен ее гуманистическим значением, приоритетным развитием культуры в обществе. Выражаясь как индивидуализация личности, как средство социализации, культура в то же время нормативна. Обращение к социологии культуры, до сих пор невостребованной в полной мере, может быть продуктивно для современного теоретического осмысления места и роли культуры в нашем обществе.

6.В современных условиях подлинно научный процесс исследования культуры только разворачивается. Социология культуры выступает составной частью социологического знания и является учебной дисциплиной.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что полученные в ней результаты будут способствовать углублению и расширению знаний о сущности и содержании социологических концепций культуры отечественных социологов, и создадут необходимые предпосылки для дальнейшей разработки категории культуры. Фактический материал, научно-теоретические положения диссертации могут быть использованы для дальнейших исследований истории отечественной социологии, в учебном процессе при изучении соответствующих тем по истории социологии.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации излагались автором на ежегодных научных конференциях кафедры социологии и массовой коммуникации СГН ( 1997-1999гг.) и отражены в двух публикациях. Диссертация обсуждена и рекомендована кафедрой социологии и массовой коммуникации Саратовского государственного университета к защите.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Разработка проблем культуры в трудах отечественных социологов"

- 117 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный в рамках диссертационного исследования анализ возникновения, становления и развития отечественной социологии культуры позволяет сделать следующие выводы.

Первое это то, что атмосфера в дореволюционной России благоприятствовала развитию самой социологии, которая возникла сначала в недрах передовой журналистики и публицистики, что позволило ей в течение короткого времени получить широкий доступ к широкой читательской аудитории. Далее отметим и то, что идеи позитивизма упали на благодатную почву, которая была подготовлена философскими раздумьями славянофилов и западников, Чаадаева и декабристов, которые в своих трудах уже затрагивали проблемы культуры.

Второе это то, что социология культуры как неотъемлемая часть отечественной социологии пережила тот же процесс расцвета и забвения, что и сама социология в целом. Она знала взлеты и падения и развивалась как часть общемировой социологической науки.

Третий вывод связан с тем, что социология культуры, как и сама социология, служила практическим задачам общества, интересам его развития.

Четвертый вывод касается того, что основы социологических знаний о культуре закладывались одновременно с формированием социологии в России во второй половине 19 века. И сам процесс становления социологии просто был немыслим без обращения ученых к острейшим для той России проблемы - проблемы культуры и общества. Отечественная социология имела ряд направлений, отличающихся друг от друга по разным основаниям. Но неизменным было внимание их к вопросам культуры, пусть и специфические, своеобразные.

Еще один вывод константирует то положение, что при наличии множества взглядов на культуру у различных мыслителей, говорить о формировании специальной отрасли социологического знания - социологии культуры, тогда не приходится. Это связано в первую очередь с тем, что только шел процесс институционали-зации самой социологии, отпочковывание ее от других обществоведческих дисциплин, не сформировались четко ее отдельные отрасли и специализации. Не в последнюю очередь это связано и с тем, что проблемами культуры стали заниматься не профессионалы-социологи, их еще тогда не было, а литераторы, критики, историки и т.д. По существу, это был подготовительный период, в который, однако, были сделаны важные открытия по культуре, заложившие фундамент отечественной социологии культуры.

Следующий вывод касается того, что несмотря на сложнейшую социально-политическую ситуацию, множественность научных направлений, формирование взглядов на культуру сопровождалось многообразием точек зрения, плюрализмом мнений.

Это характерно и для первых лет советской власти, в начале которых социология была представлена немарксистской традицией академической социологии с приоритетом теоретических исследований (Кареев Н.И., Сорокин П.А., К.М.Тахтарев и др.) и марксистской традицией с приоритетом радикализации социологии в политической борьбе (В.И.Ленин, А.А.Богданов и др.). Именно в этот период активно развернулись массовые социологические опросы, появилось много работ по социальным вопросам, в том числе и по культуре, затем социология была запрещена.

Еще один вывод заключается в том, что преемственность в развитии социологии была оборвана и начинать приходилось заново. Отметим и то, что очень долго под культурой понималась ду

- 119 ховная жизнь общества, индивида и преобладали эмпирические исследования в данной области. Б дальнешем, вместе с возрождением отечественной социологии и ее развитием в 50-80-х годах происходил процесс становления и институционализации социологии культуры. Стали разрабатываться различные аспекты теории культуры, используя достижения мировой социологии.

Подчеркнем, что этот процесс опосредовался идеологической заданностью, господством тоталитаризма в обществе, отсутствием подлинной демократии, что прежде всего сказалось на объекте изучения социологии - на самой культуре, которая носила идеологическую окраску.

Следует отметить и то, что история дореволюционной социологи в советский период почти не была разработана. В условиях жесткой дихотомии "марксистское-немарксистское" преобладало мнение, что знакомство с немарксистской социологией не нужно, так как она не содержит научного понимания общественного развития.

Итак, подведем итоги. во-первых, весь смысл преобразований, реформ должен быть подчинен одному - созданию условий для духовного развития человека. во-вторых, нужно создать условия для более успешного развития социологии, всех ее отраслей и теории социологии как науки и учебной дисциплины. Необходима кропотливая работа по социологическому образованию, формированию у людей социологического мышления. Поэтому необходимо увеличение часов на ее изучение в вузах, введение изучения ее основ в школе, средних учебных заведениях. Актуальной задачей является и создание учебников и учебно-методических пособий по социологии. При этом нужно осторожно обращаться к опыту западной социологии,

- 120 учитывая собственный менталитет.

Что же касается собственно социологии культуры, то здесь, по нашему мнению, можно выделить следующее:

Во-первых, необходимо усилить изучение истории отечественной социологии, для чего необходимо глубоко продуманное и систематическое издание трудов отечественных социологов как досоветского периода, так и находившихся в изгнании, создать своего рода отечественную социологическую антологию. Сегодня сделаны лишь первые шаги свидетельствующие, к сожалению, об отсутствии системности и плановости. Появляются лишь отдельные работы отдельных авторов или хрестоматии с отдельными текстами опять-таки произвольно взятых отдельных ученых. Кроме этого, пришло время создать научную историю отечественной социологии. В 1997 г. появились первые тома 4-х и 5-ти томных изданий "Истории теоретической социологии", издается ряд книг по западной теоретической социологии. Наверно, наступило время и для такого рода изданий по отечественной социологии.

Во-вторых, нужно и издание особой истории социологии культуры. Нет необходимости доказывать, что это не только дань уважения предшествующим ученым, это одновременно и закладка фундамента нового этапа развития этой отрасли социологического знания.

И, наконец, последнее. Новый этап в развитии социологии культуры связан со становлением ее нового объекта, не должен повторять печальную историю отечественной социологии - начинать все с нового листа, отрицать все достигнутое. Наука сильна своими традициями, историей, конкретными именами ученых. Не рвать нити традиций, связь поколений ученых, брать на вооружение все положительное, достигнутое ранее - залог крупных научных достижений в будущем.

- 121

 

Список научной литературыПетрова, Лариса Юрьевна, диссертация по теме "Теория, методология и история социологии"

1. Аксаков И. Сочинения. М.,1886. Т.1.

2. Актуальные проблемы культуры XX века. М.,1993.

3. Алексеева Г.Д. Народничество в России в XIX в.: Идейная эволюция. М.,1990.

4. Антология исследований культуры. Интерпретация культуры. СПб.,1997. Т.1.

5. Антология русской классической социологии. М.,1995.

6. Антонович И.И. Буржуазная социологическая теория. Критический очерк основных направлений, концепций, категорий. Этапы эволюции. Мн.,1980. 4.1.

7. Артановский С.Н. Некоторые проблемы теории культуры. Л.,197?.

8. Баллер Э.А. Коммунизм. Культура.Человек. М.,1984.

9. Баллер Э.А. О культуре и культурности. М.,1966.

10. Баллер Э.А. Что такое культура. М.,1964.

11. Баткин Л.М. Пристрастия: Изб.эссе и статьи о культуре. М.,1994.

12. Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. И., 1993.

13. Бетяев Я.Д. Общественно-политическая и философская мысль России в первой половине 18в.Саранск, 1959.

14. Богатов В.В. Философия Лаврова. М.,1972.

15. Боголюбова Е.В. Культура и общество: Вопросы истории и теории. М.,19?8.

16. Болгов В.И. Социология культурного уровня жизни. Кишинев, 1991.

17. Бороздин А. Данилевский//Русский биографический словарь. СПб., 1905. Т.6.

18. БСЭ. Изд. 2-е. М.,1953. Т.24.19