автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Развитие академического хорового исполнительства в Кемеровской области
Полный текст автореферата диссертации по теме "Развитие академического хорового исполнительства в Кемеровской области"
ПОМОРЦЕВА Нина Владимировна
РАЗВИТИЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ХОРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ (В КОНТЕКСТЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ИНДУСТРИАЛЬНОГО РЕГИОНА)
Специальность 17.00.02 - Музыкальное искусство
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
2 8 НОЯ 2013
Новосибирск 2013
005540765
005540765
ПОМОРЦЕВА Нина Владимировна
РАЗВИТИЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ХОРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ (В КОНТЕКСТЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ИНДУСТРИАЛЬНОГО РЕГИОНА)
Специальность 17.00.02 - Музыкальное искусство
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Новосибирск 2013
Диссертация выполнена на кафедре истории музыки ФГБОУ ВПО «Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки»
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Дрожжина Марина Николаевна,
доктор искусствоведения, профессор кафедры музыкального образования и просвещения ФГБОУ ВПО «Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки»
Кыргыс Зоя Кыргысовна,
доктор искусствоведения, директор ГБУ } , Международного научного центра «Хоомей» Республики Тыва, г. Кызыл
Ведущая организация:
Белоносова Ирина Владимировна,
кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой звукорежиссуры ФГБОУ ВПО «Красноярская государственная академия музыки и театра»
ФГБОУ ВПО «Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского»
Защита состоится «20» декабря 2013 г. в 16 часов 30 минут на заседании совета Д 210.011.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук при ФГБОУ ВПО «Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки» по адресу: 630099, г. Новосибирск, ул. Советская, 31.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки».
Автореферат разослан «_»_2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета доктор искусствоведения
Н. П. Коляденко
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Об актуальности проблематики, связанной с отечественным хоровым исполнительством, красноречиво свидетельствует возобновление деятельности Всероссийского хорового общества (ВХО; существовало с 1959-го по 1987 годы), на Первом съезде которого (15 мая 2013 года) была принята Концепция сохранения и развития хоровой культуры в России. Среди задач, обозначенных в данной Концепции, значится: «Проведение научных исследований в области хоровой культуры, в том числе научно-методических исследований, исторических, музыковедческих, культурологических исследований». Настоящая диссертация, выполненная в русле музыкально-исторической науки, соответствует поставленной задаче. Она посвящена изучению истории академического хорового исполнительства в Кемеровской области и определению своеобразия путей его развития в условиях музыкальной жизни региона с индустриальным социальным укладом.
Известно, что российская провинция всегда играла существенную роль в отечественном музыкальном искусстве. На протяжении многих столетий здесь активно и самобытно развивались различные виды творчества. В связи с этим тема музыкальной жизни провинциальных регионов занимает в исследованиях все более прочное место, с каждым десятилетием открываются ее новые грани и перспективы.
Это согласуется с установками отечественного краеведения как современной отрасли знаний, направленной, в том числе, и на формирование целостного представления о художественной культуре той или иной территории и об искусстве и творчестве, неотделимых от нее. Поэтому одним из интенсивно развивающихся направлений отечественного музыкознания второй половины XX века является музыкальное краеведение, в рамках которого активно исследовалась музыкальная жизнь сибирских регионов. Во многом это связано с использованием комплексного подхода, поскольку панорама развития отечественного музыкального искусства может сложиться лишь при достаточной изученности бытования музыки в регионах. Об этом свидетельствует увеличение количества работ по данной тематике, исследовательские векторы которых направлены на расширение географии анализируемых объектов, выявление типологических и индивидуальных параметров музыкальной жизни провинциальных регионов, открытие ее новых граней и перспектив.
Кемеровская область, несмотря на статус (молодой индустриальный регион России), имеет богатое историческое прошлое и является важным звеном в панораме российской культуры. На ее территории сформировалась благодатная почва для развития традиций в художественной культуре провинциального региона в XX - начале XXI веков. Однако в научных исследованиях, посвященных формированию культурного облика Кемеровской области, практически не затрагивались вопросы становления и развития хорового исполнительства вообще и академического в частности, представляющего собой старинную и основополагающую сферу музыкального искусства России. Целесообразность его рассмотрения в контексте музыкальной жизни региона обусловлена важно-
стью развития этого искусства, как наиболее значимого и показательного среди других видов художественного творчества в условиях индустриального уклада. Подобный подход нацелен на выявление закономерностей и причинно-следственных связей в функционировании элементов музыкальной культуры в конкретной социальной среде.
Актуальность проблематики данной диссертации предопределяется и отсутствием трудов, посвященных дореволюционному этапу музыкальной жизни региона. Практически до рубежа XX - начала XXI века оставался невостребованным значительный корпус документов, позволяющий составить представление о нем.
Таким образом, неполнота введенных в научный обиход архивных материалов, нечеткая систематизация сведений о музыкальной жизни провинциального региона, невнимание к проблемам хорового искусства как одного из главных ответвлений музыкально-культурного процесса ставят задачу изучения академического хорового исполнительства в контексте музыкальной жизни индустриального региона в разряд актуальных.
Степень разработанности темы исследования. Постановку проблемы изучения хорового исполнительства Кемеровской области подготовили вышедшие к настоящему времени работы. Начало было положено сборниками очерков хормейстера А. П. Мохонько «Кузбасс музыкальный» (1996), «Музыкальная летопись родного края» (2010), освещающими отдельные стороны музыкальной жизни региона 30-90-х годов прошлого века и начала XXI века. В диссертационном исследовании О. В. Гусевой (2003) рассматриваются процессы становления системы музыкального образования в Кемеровской области в послереволюционный период. В статьях И. Г. Умновой акцентируется внимание на проблемах бытования форм музыкальной жизни в условиях нарастающей коммерциализации, характеризуется творчество ряда композиторов региона.
Определенную помощь в работе оказали исследования в сфере фольклора. Труды историка-этнографа В. Ф. Похабова (2004), рассматривающего особенности развития традиций переселенческого календарно-обрядового фольклора на территории Мариинского уезда, филолога В. Г. Богомоловой (2005), изучающей особенности песенных традиций на территории Кузнецкого и Мариинского округов, культуролога Е. М. Бородиной (2004), характеризующей национальные и жанровые особенности переселенческого фольклора, а также формирование его новых видов регионального типа («фабрично-заводской» фольклор), способствовали созданию представлений об истоках и предпосылках хорового исполнительства в регионе.
В этом же плане интерес представляет диссертация Л. Р. Фаттаховой, посвященная традициям духовного пения старообрядцев Кузбасса (2002)'. Цер-
1 Автор исследования дает исторические сведения о становлении культурной жизни Кузнецкого уезда, о развитии старообрядчества на территории Томской губернии. В аспекте проблематики настоящей диссертации особый интерес представляют наблюдения, связанные с перерождением певческих традиций старообрядцев под влиянием индустриализации, что привело к стиранию граней между певческими традициями сельских и городских староверов.
ковнопевческие традиции (преимущественно в практическом аспекте) рассматриваются в статьях композиторов-хормейстеров К. В. Туева и С. Б. Толс-токулакова. Помощь оказали также труды историко-краеведческого характера
B. И. Бедина, О. Н. Вилкова, Н. П. Гавриловен, А. Н. и С. А. Герасимовых,
C. А. Ковалевского, М. М. Кушниковой, В. В. Тогулева, Н. П. Шуранова и другие, с помощью которых сформирован социокультурный контекст.
Таким образом, несмотря на наличие определенной исследовательской базы, в изучении музыкальной жизни Кемеровской области наблюдаются существенные пробелы, а хоровое исполнительство до настоящего времени не стало предметом специального исследования.
Объектом данного исследования выступает музыкальная жизнь индустриального региона - Кемеровской области - с середины XIX века по настоящее время (именование анализируемой территории Кемеровской областью применительно к периоду до 26 января 1943 года, даты официального создания Кемеровской области, является условным).
Предметом исследования явились процессы и механизмы становления и развития академического хорового исполнительства в регионе.
Основная цель исследования - определить исторические пути становления и развития хорового исполнительства в Кемеровской области в контексте музыкальной жизни индустриального региона.
Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
1. Определить индивидуальные особенности становления и развития музыкальной жизни индустриального региона.
2. Выявить этапы становления хорового исполнительства и исторические пути формирования хоровой инфраструктуры (1920-1970-е годы).
3. Охарактеризовать условия и процессы развития академического хорового исполнительства в Кемеровской области с 1970-х годов по настоящее время.
4. Представить летопись музыкальной жизни Кемеровской области.
Научная новизна исследования обусловлена самой постановкой проблемы и задач. Она проявляется в следующем:
- впервые представлено комплексное исследование, обращенное к истории и современности академического хорового исполнительства в Кемеровской области;
- впервые процессы становления хорового исполнительства рассматриваются с учетом влияния индустриального социального уклада на музыкальную жизнь региона;
- вводится рабочее понятие «фактор индустриальности», фиксирующее особенности воздействия социально-экономических условий индустриального региона на ход развития хорового исполнительства;
- выполнена историческая периодизация становления музыкальной жизни в индустриальном регионе с характеристикой специфики стадий;
- впервые представлен исторический процесс формирования региональной хоровой исполнительской школы;
— впервые рассматривается дореволюционный этап музыкальной жизни региона;
— выявлены особенности хорового творчества композиторов Кемеровской области;
— уточнены конкретные даты и звенья в общей фактологии становления хорового исполнительства и музыкально-образовательной системы Кемеровской области;
— впервые на основе архивных материалов создана музыкальная летопись Кемеровской области, охватывающая период с середины XIX века по настоящее время;
— впервые вводится в научный оборот подавляющее большинство материалов, извлеченных из архивов.
Теоретическая и практическая значимость. Материалы и результаты исследования, посвященные рассмотрению академических традиций хоровой культуры Кемеровской области, способствуют более глубокому осознанию причинно-следственных связей в развитии музыкальной культуры индустриального региона, позволяют дать объективную оценку современному состоянию хоровой культуры.
Результаты работы будут интересны исследователям различных специальностей -музыковедам, культурологам, хормейстерам, историкам искусства и культуры, певцам-исполнителям. Исследование может стать методологическим основанием для дальнейшего комплексного изучения хорового исполнительства в Кемеровской области в соотношении с другими регионами России, а также использоваться в лекционных курсах по учебным дисциплинам «Музыкальная культура Кузбасса», «История хорового исполнительства», «Хороведение», «История музыки». Положительные результаты организации хорового исполнительства, зафиксированные в диссертации, могут послужить наглядными материалами в предстоящей работе по возрождению деятельности Всероссийского хорового общества в Кемеровской области.
Методология и методы исследования диссертации основаны на комплексном подходе, который складывался на пересечении методов, присущих различным областям исторического и теоретического музыкознания, а также дополнен культурологическими, социологическими и музыкально-педагогическими аспектами. Так, при формировании ракурса, позволяющего отразить зависимость процессов развития хорового исполнительства от социокультурных условий индустриального региона, были приняты во внимание положения, приведенные в социально-экономических исследованиях А. Маршалла, Г. М. Федорова, В. С. Ерасова, а также М. А. Усковой, предлагающей регионализм в качестве принципа интерпретации русской культуры Сибири. Кроме того, задействованы наблюдения В. И. Юдиной в сфере музыкальной ре-гионалистики, позволяющие рассматривать явления художественного творчества как результат музыкальной деятельности, осуществляемой в пределах конкретного локального пространства.
При этом подобное пространство, расположенное на периферии культурного поля страны, не находится в изоляции, самыми различными способами оно взаимодействует и с окружающими регионами, и с культурным центром. Показать данные способы взаимодействия помогла концепция культурной ротации в отношениях центр-периферия М. Н. Дрожжиной и И. П. Козловской, уже апробированная в трудах ряда музыковедов-краеведов. Она дает возможность сочетать демонстрацию синхронического среза музыкальной жизни с отражением ее динамики и включает в себя собственно ротацию, или кадровую ротацию, репертуарную ротацию, или диффузию (формирующую звуковой тезаурус), ротационную диффузию - смешанную форму, объединяющую две первые и наглядно представленную в форме гастрольной деятельности. При этом в диссертации (в соответствии со спецификой сибирских реалий) расширена трактовка понятия «центр» и обозначены новые пути формирования звукового тезауруса.
В целом, изучение академического хорового исполнительства в Кемеровской области осуществлено в русле проблем отечественного музыкального краеведения. Важную роль для осознания задач диссертационного исследования сыграли высказывания Б. В. Асафьева о необходимости изучения музыкального быта провинции и идеи А. Н. Сохора, определившего профессиональную музыку, фольклор, любительство, организованную самодеятельность, творчество, исполнительство, восприятие, музыкальное образование, науку, критику, деятельность всех музыкальных учреждений центральными сферами музыкального краеведения. Включение М. А. Этингером и Б. С. Штейнпрессом в сферу краеведческих исследований вопросов, связанных с пребыванием в провинции деятелей искусства, обусловило введение аспектов деятельности любительских и профессиональных коллективов, творчества местных композиторов, системы музыкального образования в круг проблем, значимых для полновесного анализа. Необходимыми при изучении педагогической проблематики стали положения, представленные в трудах Л. А. Тарасовой и Н. Р. Туравец, в которых подчеркнута важность образовательной структуры для более действенного развития музыкального, следовательно и хорового, искусства.
Исторический метод, ведущий в работе, способствовал акцентуации внимания на трудах сибирских ученых: А. А. Асиновской, С. С. Гончаренко, Т. Ю. Куперт, Т. А. Роменской, О. Ф. Турчиной, И. Ю. Харкеевич и др. Представленные в них положения позволили выявить логику процессов и конкретный путь, пройденный хоровым исполнительством Кемеровской области, проследить этапы его возникновения, становления и развития.
Упомянутый выше метод задействован и в своем сравнительно-историческом варианте, позволяющем оценить отдельные явления музыкальной культуры региона в сравнении с общероссийскими тенденциями. С этой целью на всех этапах работы принималась во внимание информация из работ музыкально-краеведческого характера, связанных с изучением сибирских реалий: масштабного труда «Музыкальная культура Сибири», монографии И. В. Белоносовой и др. В этом же плане полезными оказались диссертацион-
ные исследования О. П. Новоселовой, Т. А. Роменской, С. И. Мирошниченко, С. Б. Чулковой, Б. П. Хавторина и др.
При освещении вопросов хорового исполнительства были использованы методологические установки, изложенные в трудах Е. В. Щаповой (о функционировании Всероссийского хорового общества), Т. В. Манько (об особенностях становления отечественной хоровой школы), С. И. Хватовой (о православных певческих традициях в России на рубеже XX-XXI веков) и др.
При выявлении особенностей хоровых произведений применялся аналитический метод, сочетающий музыковедческий подход с наблюдениями из области хорового исполнительского анализа.
Материалом для исследования послужили разноплановые источники, содержащие фактический и аналитический материал, позволяющие выявить основные тенденции становления и развития академического хорового исполнительства в Кемеровской области. Их можно разделить на несколько групп: 1) документы архивных фондов — опубликованные и неопубликованные материалы Государственных архивов Тобольской области (ТФ ГАТО), Томской области (ГATO), Кемеровской области (ГАКО), Новосибирской области (ГАНО), Новокузнецкого и Кемеровского краеведческих музеев, краеведческие и периодические материалы Кемеровской областной научной библиотеки им. В. Д. Федорова, Томской государственной библиотеки им. А. С. Пушкина, Новокузнецкой библиотеки им. Н. В. Гоголя, Новосибирской государственной областной научной библиотеки; 2) партитуры хоровых произведений кемеровских композиторов, аудио- и видеозаписи этих произведений; 3) статьи периодической печати Кемеровской области и других регионов России и зарубежья, охватывающие период с 1875-го по 2013 год.; 4) справочные и статистические материалы: разнообразные путеводители, описи, указатели фондов областных архивов; 5) произведения мемуарной литературы - В. Ф. Булгакова, Н. Г. Гарина-Михайловского, И. С. Конюхова, А. Н. Тужиловой и др.; 6) документы из личного архива автора диссертации: интервью с руководителями хоровых коллективов, хоровых подразделений музыкальных учебных заведений, композиторами.
Положения, выносимые на защиту:
1. Становление и развитие академического хорового исполнительства протекало в условиях музыкальной жизни, специфика которой обусловлена индустриальным укладом региона и культурной политикой государства, ориентированной на массовость любительского творчества.
2. Формирование хоровой инфраструктуры - длительный процесс, состоящий из ряда периодов, границы которых определяются не только конкретными историческими событиями, но и решенными на их протяжении задачами. Решению этих задач способствовали: сохранение традиций музыкальной жизни, сложившихся в доиндустриальный период; приоритетность хорового пения в музыкальном воспитании и образовании; фактор культурной ротации; деятельность Кемеровского отделения Всероссийского хорового общества; самоотверженный труд хормейстеров.
3. Академическое хоровое исполнительство, первые ростки которого возникли в конце 1930-х годов, достигло своего расцвета к началу последнего десятилетия XX века. Признаками расцвета являются: интенсивность хорового движения, формирование исполнительской школы, высокий профессиональный уровень коллективов, завершение формирования хоровой инфраструктуры.
4. Несмотря на кризисные явления конца XX столетия, академическое хоровое исполнительство в Кемеровской области сохранило свой потенциал, сменив парадигму развития от массовости к профессионализму.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений на 15 научно-теоретических и научно-практических семинарах и конференциях международного, всероссийского, межрегионального значения. Среди них: II и III Международные конференции аспирантов и студентов «Искусство глазами молодых» (Красноярск, 2010, 2011); Международная научно-практическая конференция «Личность и искусство» (Минск, 2012); Международный научно-практический форум «Христианство и славянское культурное наследие» (Кемерово — Омск — Щецин — Бургас, 2013), VII Всероссийская научно-практическая конференция «Г.В.Свиридов и современность» (Курск, 2011). Данные диссертационного исследования были использованы также на лекционных занятиях студенческого клуба «Ars Nova» ФГБОУ ВПО «КемГУКИ» -«Композиторы Кемеровской области: С. Б. Толстокулаков и К. В. Туев», «Хоровое исполнительство в Кемеровской области» и др.
Автор диссертации выражает искреннюю благодарность заведующему отделом истории Новокузнецкого краеведческого музея П. П. Лизогубу за предоставление ценных неопубликованных исторических документов, композиторам и хормейстерам Кемеровской области за сведения о сочинениях и хоровых коллективах.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во Введении обоснована актуальность темы диссертации, определены предмет и объект исследования, ее цель и задачи, охарактеризованы степень изученности проблемы и источниковедческая база, выявлены методологические основания, научная новизна исследования, раскрыта теоретическая и практическая значимость работы.
В Главе 1. «Особенности становления и развития музыкальной жизни индустриального региона» представлена характеристика этого процесса как основы формирования хорового исполнительства будущей Кемеровской области в дореволюционный и послереволюционный периоды в контексте социокультурных условий.
В разделе 1.1 «Музыкальная жизнь Кузнецкого и Мариннского уездов (до 20-х годов XX века) и предпосылки к становлению хорового исполнительства» рассматриваются условия формирования истоков хорового исполнительства в контексте музыкальной жизни Кузнецкого и Мариинского округов в дореволюционный период. Здесь наглядно просматривается действие принципа ротации (М. Дрожжина, И. Козловская) во всех его проявлениях: от перенесения народного песенного репертуара переселенцами из Украины, Белоруссии и
европейской части России до расширения музыкального тезауруса региона с помощью образцов академической музыки (музыкальные произведения европейских и отечественных композиторов, городских песен и романсов). При этом в диссертации (в соответствии со спецификой сибирских реалий) расширена трактовка понятия «центр» (в роли которого может выступать европейская часть России в целом) и обозначены новые пути формирования звукового тезауруса (нотные издания и технические новинки). Подчеркивается, что на данном этапе ротация носит односторонний характер: от центра к периферии.
Особенно наглядно признаки ротации проявляются в виде творческих индивидуальностей, на длительный срок включившихся в музыкальную жизнь уездов. Это представители управленческого аппарата приисков и заводов (Н. П. Лифлянд — управляющий алтайскими предприятиями Горного общества, горный инженер, управляющий заводом «Гурьевский» и его супруга М. Н. Лифлянд); чиновник Половодов, привлеченный к работе в качестве преподавателя пения; духовенство (Е. И. Тюменцев, В. Т. Минераллов); представители интеллигенции — преподаватели и музыканты (Черепанов - учитель музыки и хорового пения, П. Пятакович и А. Ф. Беспамятова - учителя церковного пения, А. Л. Бехтерева — преподаватель фортепиано, П. Г. Шукшин -капельмейстер военного оркестра); ссыльные (Л. В. Кох — пленный австриец) и др. Осуществлению репертуарной ротации, или диффузии, а также ротационной диффузии помогал бесконечный приток гастролирующих музыкантов, приисковиков, ссыльных, которые временно включались в процесс формирования музыкальной жизни будущего индустриального региона, а также обновляли и обогащали звуковой тезаурус провинции. Интересным явлением в Кузнецком округе был немецкий оркестр бродячих музыкантов (баварцы, вюртембержцы и саксонцы), за небольшое денежное вознаграждение развлекавший горожан заграничными музыкальными сочинениями (вальсами, польками, мазурками). Благодаря перечисленному в регионе звучали те же мелодии, что и в европейской части России (и даже непосредственно в Европе), а также бытовали постановки музыкальных спектаклей и водевилей, музыкальные вечера и концерты, инструментальное исполнительство.
Это проявлялось и в сфере хорового пения, звуковой тезаурус которого складывался различными путями. Один из них - устная форма передачи песен из европейской части России (народных, городских, светских). Другой путь -письменная трансляция нотных изданий: популярных песен, хоровых партитур светских и богослужебных песнопений. Ярким примером может служить оперативная репертуарная ротация (диффузия): «Торжественная кантата к столетию А. С. Пушкина» А. К. Глазунова для солистов, хора и оркестра на слова К. Р. прозвучала в сибирской глубинке буквально вскоре после своего создания в столице (при праздновании в Кузнецком уездном училище столетия со дня рождения А. С. Пушкина, под руководством преподавателя И. С. Шункова). Третий путь - трансляции произведений с помощью звукозаписывающих устройств (гирофон, фонограф).
При этом в диссертации отмечается некоторое отставание культурной жизни территории Кемеровской области от культурной жизни других регионов Сибири, в том числе и ближайших районов Томской губернии. Так, в 1907 году в Новоииколаевске уже существовало несколько театров, в Томске сформировано Томское музыкальное общество, уделявшее большое внимание хоровому исполнительству. На территории же будущей Кемеровской области первые музыкальные коллективы (фольклорного направления) начинают появляться только с середины 1900-х годов, когда при помощи меценатов Кузнецкого уезда открываются народные дома просвещения, клубы и кинозал.
Непосредственно истоки хорового академического исполнительства прослеживаются в любительском музицировании интеллигенции (хоровые номера вокальных и музыкальных вечеров, любительских музыкальных спектаклей и водевилей), в обучении церковному пению учащихся Кузнецкого уездного училища и мужской, женской гимназий, а также певчих и прихожан в храмах. Из документов следует, что присланные епархией священнослужители и члены их семей нередко были достаточно компетентны в области церковного пения. Оно исполнялось самими священнослужителями, количество которых не превышало трех-четырех человек, и собственно прихожанами. Даже пение на крестных ходах, проводимых в честь православных празднеств, осуществлялось силами прихожан и священнослужителей. Из-за немногочисленности населения и отсутствия подготовленных певцов в регионе долгое время не было хоровых коллективов при церквях и храмах. Неудивительно, что в Кузнецком и Мариинском уездах проводились упрощенные службы, основанные на одноголосном (монодийном) исполнении церковных песнопений. Единственный выдающийся коллектив в Кузнецком крае, профессионально выполнявший свою роль в процессе православного ритуала, был организован Е. И. Тюменце-вым - настоятелем Богородице-Одигитриевской церкви, одновременно являвшимся учителем Закона Божия в уездном училище, приходских мужской и женской гимназиях.
Уже на данном этапе формирования истоков хорового исполнительства можно выделить специфические черты, обусловленные признаками промышленного уклада социальной жизни. Наличие на территории региона фабрик и заводов, формирующих специфическое население, привело к возникновению особого вида фольклора - «фабрично-заводского», а инженерно-технические работники, направленные в регион с целью налаживания производства, одновременно осуществляли вклад в развитие любительского хорового исполнительства. Обозначенные тенденции получили интенсивное развитие на следующем, индустриальном этапе развития региона.
В разделе 1.2 «Фактор индустриалыюсти: его влияние на процессы музыкальной жизни Кемеровской области» выявлены особенности становления и развития музыкальной жизни в условиях идеологии «город при заводе» или «человек при производстве». Уже в конце декабря 1922 года регион обладал территориально-производственным комплексом - Автономной индустриальной колонией (АИК) «Кузбасс», продемонстрировавшим пример воз-
действия промышленного предприятия на ход музыкальной жизни через ее сознательную и успешную организацию в условиях интенсивной индустриализации.
Поступательное движение этого процесса было прервано событиями перестройки 1990-х годов, экономическим и политическим кризисом и стабилизировалось лишь к концу XX столетия. Пресса и документы советского периода свидетельствуют, что основные очаги музыкальной жизни формировались на крупных промышленных предприятиях, их деятельность финансировалась и осуществлялась под четким контролем профсоюзных структур. Это Дворец культуры (ДК) Кузнецкого металлургического комбината (Новокузнецк, 1930), клуб завода им. Ф. Дзержинского (Новокузнецк, 1933), клуб инженерно-технических работников (поселок Куйбышево, 1936), ДК угольщиков (Кисе-левск, 1936), ДК шахтостроителей (Прокопьевск, 1936), клуб Беловского цинкового завода (Белово, 1937), Дворец культуры Кировского района (Кемерово, 1940), ДК «Шахтер» (Осинники, 1952), Дворец культуры шахтеров (Кемерово, 1956), клуб «Горняк» (Новокузнецк, 1959), ДК шахтеров (Прокопьевск, 1965), ДК шахты «Распадская» (Междуреченск, 1981) и др.
В диссертации обозначены два фактора, обеспечивающих своеобразие музыкальной жизни в условиях индустриального региона: индустрия как организационный принцип (О. Е. Басин) и формирование индустриальной ментальное™ (И. Г. Тютюнник). Эти факторы складывались под влиянием культурной политики страны/региона, социально-экономической среды и индустриального культурного ландшафта. С целью фиксации результатов этого влияния в диссертации сформулировано рабочее понятие «фактор индустриальности», составлена схема действия этого фактора, представлены все элементы музыкальной жизни региона, складывавшейся под воздействием фактора индустриальности. Это массовое самодеятельное искусство, появление любительских, а затем по уровню вполне профессиональных инструментальных и хоровых коллективов, деятельность отдельных исполнителей и композиторов. В аспекте действия фактора индустриальности в работе рассматриваются события в музыкальной жизни: массовое открытие кружков, студий, их финансирование и даже выпуск (1956) собственных музыкальных инструментов - пианино «Кузбасс», а затем (на мебельной фабрике рабочего поселка Яшкино) - и струнных инструментов.
В работе зафиксированы конкретные результаты этой деятельности, обозначена специфика, возникающая непосредственно в результате проявлен™ «фактора индустриальности». Одним из таких проявлений можно считать очень ранние факты организации небольших симфонических оркестров, обусловленные наличием массового пласта инженерно-технической интеллигенции: на Кемеровском коксохимзаводе (1921) такой оркестр создали инженеры И. И. Лоханский и И. В. Ревердатго; симфоническим оркестром при клубе ИТР «Кузнецкстроя» (Новокузнецк, 1929) в разное время руководили инженеры-любители В. М. Маригеровский, Э. Черкасский, А. М. Поляков, Б. А. Галыгин; в ДК Кузнецкого металлургического комбината (Новокузнецк, 1930) был са-
мый крупный симфонический оркестр того времени, состоявший из 40 музыкантов (руководитель А. А. Кобрин).
Обозначенные процессы протекали в русле культурного строительства советской Сибири в целом. Искусство рассматривалось как одно из средств идеологического воспитания. Отсюда в музыкальной жизни индустриального региона ориентированность на массовость, всеохватность, определившие процессы ее развития вплоть до 80-х годов прошлого столетия. В данном контексте отчетливо высвечивается интерес рабочего населения именно к хоровому исполнительству.
Раздел 1.3 «Роль культурной политики страны и местной администрации в формировании фундамента хорового исполнительства» характеризует процессы формирования этого фундамента под воздействием «фактора ин-дустриальности». Отмечается направленность государственной пропаганды на распространение хорового исполнительства по всей территории области. По опубликованным в прессе отчетам смотров художественной самодеятельности и архивным документам можно судить о внимании к успехам самодеятельных коллективов, об их материальном и моральном поощрении. В 1945 году было принято решение о профессиональной переподготовке работников шахт и заводов, активно участвующих в клубной жизни, в руководителей хоровых коллективов. В масштабе региона в распространении хорового исполнительства выделились центры и периферия. Наиболее ярко в количественном и качественном отношении хоровое исполнительство проявилось в Сталинске (Новокузнецке), что было обусловлено общим уровнем культуры этого города. Затем следует назвать Кемерово, Прокопьевск, Киселевск, Ленинск-Кузнецкий, Осинники и т. д. Администрация региона принимала меры к тому, чтобы не допускать снижения уровня хорового исполнительства в крупных городах: поощрялся интенсивный рост числа хоровых коллективов, их составов, проводились городские и областные смотры.
Задача Главы 2 «Этапы становления академического хорового исполнительства и пути формирования хоровой инфраструктуры (19201970)» - рассмотреть процесс развития хорового исполнительства с целью выявления специфики становления хоровой инфраструктуры в условиях музыкальной жизни индустриального региона.
В разделе 2.1 «Периодизация процесса развития хорового исполнительства» предварительно обозначено рабочее понятие «хоровая инфраструктура», подразумевающее совокупную деятельность всех хоровых коллективов и композиторов, сочиняющих для этих коллективов, предложена схема вариантов функционирования хорового исполнительства Последние избраны в качестве критерия периодизации - «от хоров общего типа» (Л. В. Шамина) до профессионального академического коллектива. На основании анализа конкретных фактов выделены периоды:
1. До 1920-х годов - доиндустриальный подготовительный период. Хоровое пение функционирует вне академического поля: в быту сельского населения (фольклорный вариант), в храмовом богослужении, а также в образова-
тельной системе и в городском быту («общие типы хоров» любительского ис-полнител ьства).
2. 1920-1930-е годы - начальный период. Хоровое пение - важный инструмент в формировании идеологии. Курс на массовое развитие любительского хорового пения благодаря вкладу администрации региона и промышленных предприятий: создание хоровых кружков, студий при шахтах и заводах; открытие детских музыкальных школ с обязательным наличием хоровых коллективов; среди «хоров общего типа» — первые ростки академического исполнительства.
3. 1940-1950-е годы - интенсивное развитие хорового исполнительства в результате прибытия эвакуированных творческих коллективов и профессиональных хормейстеров - выпускников вузов; активизация хорового исполнительства в общеобразовательных школах. Появление первого среднего специального музыкального учебного заведения (Кемеровское областное музыкальное училище (1944)). Создание условий для академизации хорового пения.
4. 1960-е - середина 1970-х годов - завершение формирования учебной основы хоровой инфраструктуры: открытие Прокопьевского музыкального училища (1962), Кемеровского государственного института культуры (1969) и Новокузнецкого музыкального училиша (1974). Деятельность Кемеровского отделения ВХО, положившая начало хоровому движению; упрочение традиций академического хорового искусства.
5. Вторая половина 1970-х - середина 1990-х годов - период расцвета академического хорового исполнительства, формирование исполнительской школы. Массовое хоровое движение, появление первых коллективов с официальным профессиональным статусом, выход на международную арену, создание музыкальных учебных заведений инновационного типа (эстетические гимназии с хоровой профилизацией, хоровая школа). Начало возрождения традиций церковного пения.
6. Середина 1990-х - 2007 год - период кризиса. Сокращение численности и количества академических хоровых коллективов в связи с отсутствием финансирования, ликвидация часов по хоровому пению в общеобразовательных школах, закрытие эстетических отделений (с хоровым циклом) в инновационных школах, сокращение числа фестивалей и смотров, сопровождающееся снижением их массовости и статуса. Позитивные факторы - успешная трансляция достижений за пределы региона (преимущественно профессиональных коллективов) и интенсивное развитие церковного хорового пения.
7. С 2008 года и по настоящее время - период постепенного выхода из кризиса. Активная концертная деятельность сохранившихся любительских и новых профессиональных хоровых коллективов, активное и успешное участие последних в международных конкурсах; проведение международных конкурсов на территории региона; возникновение нового вида хорового исполнительства — хорового театра. Тенденция к элитарности академического хорового исполнительства. Активизация хорового творчества композиторов. Успешное развитие церковного хорового пения.
В разделе 2.2 «Сохранение традиций, сложившихся в доиндустриаль-ный период» рассматриваются тенденции, сложившиеся на дореволюционном этапе, но продолженные в хоровом исполнительстве в период строительства индустриального региона и формирования хоровой инфраструктуры. К ним относятся традиции церковного пения, новая форма отражения производственной тематики (берущая начало от фабрично-заводского фольклора) в авторском любительском композиторском творчестве.
Еще одна тенденция, начало которой положено в доиндустриальном периоде, заключается в том, что специалисты технического профиля вносили заметный вклад в развитие хорового исполнительства. Яркий пример - судьба Т. В. Белоусовой, маркшейдера, выпускницы Вологодского политехнического института (1962), получившей высшее хормейстерское образование и связавшей свою жизнь с хоровым искусством. Ее главные достижения в области хорового искусства: открытие первой в Кемеровской области и по настоящий день единственной хоровой музыкальной школы (Междуреченск, 1977) и создание Междуреченского муниципального академического смешанного хора (1996), в настоящее время имеющего статус профессионального коллектива.
В разделе 2.3 «Роль музыкального образования в становлении академического хорового исполнительства» выявлены четыре периода развития музыкального образования в аспекте становления хорового исполнительства:
1. 1930—1944 годы (до открытия Кемеровского областного музыкального училища) — формирование начального звена системы музыкального образования в виде детских музыкальных школ. Активное участие хоровых коллективов музыкальных школ в культурных мероприятиях (смотры, фестивали, праздники), выезд с концертами в рабочие клубы, на посевные работы. Практикуется обязательное сотрудничество ДМШ с общеобразовательными школами.
2. 1944-1969 годы (до открытия Кемеровского государственного института культуры - КГИК) - реформа и развитие начального и среднего профессионального музыкального образования, открытие Кемеровского областного музыкального училища (1944), Прокопьевского музыкального училища (1962). В средние специальные учебные заведения приезжают профессиональные педагоги-хормейстеры, происходит количественный и качественный рост детских хоровых коллективов. Академизация исполнительства. Хоры учебных заведений участвуют в работе филармонии.
3. 1970-е - начало 1990-х годов - этап интенсивного развития хорового образования и его расцвет. Открытие Кемеровского государственного института культуры (1969), Новокузнецкого музыкального училища (1974). Формирование учебных академических хоров профессионального уровня. Открытие первой детской музыкальной хоровой школы в Кемеровской области (1977). Появление хоровых студий при ДМШ и ДШИ.
4. С середины 1990-х и по настоящее время — спад интенсивности развития хорового образования. Устранение хорового пения из учебного плана общеобразовательных школ. Закрытие хоровых студий при эстетических гимна-
зиях. Сокращение количества участников хоровых коллективов в учебных заведениях всех уровней. Но при этом - введение новых программ и специальностей в КемГУКИ, направленных на подготовку хормейстеров для работы с профессиональными коллективами.
В разделе 2.4 «Фактор культурной ротации в формировании хоровой инфраструктуры» на примере двух факторов, сыгравших важную роль в строительстве хоровой инфраструктуры Кемеровской области, показана специфика культурной ротации, которая просматривается достаточно отчетливо, по-прежнему обнаруживая при этом свой односторонний характер — регион выступает исключительно в роли принимающей стороны. Эти факторы - деятельность эвакуированных в годы Великой Отечественной войны коллективов (специфический, долгосрочный вариант проявления гастрольной формы ротации) и прибывших по распределению квалифицированных специалистов (кадровая ротация).
Эвакуированные коллективы (украинские музыкально-драматические театры из Чернигова и Николаева, Московский театр (ансамбль) оперетты, Харьковский театр оперы и балета им. Н. В. Лысенко (1943), Новосибирский театр музыкальной комедии (1945)) и приехавшие в их составе специалисты сыграли большую роль в развитии музыкальной жизни индустриального региона. Они способствовали (в плане обеспечения кадрами) открытию первого в регионе профессионального учебного заведения (Кемеровское областное музыкальное училище), росту уровня хорового исполнительства, появлению Концертно-эстрадного бюро (будущая филармония), первого областного музыкального театра. На основании архивных документов и публикаций СМИ были установлены имена приехавших артистов и исполняемый репертуар.
Ведущую роль в становлении хоровой инфраструктуры сыграло и направление в Кемеровскую область (по распределению) квалифицированных специалистов. Процесс этот отчетливо проявился в конце 1940-х годов, когда для развития хорового искусства (и, в частности, преподавания в Кемеровском областном музыкальном училище) в область были направлены специалисты-хормейстеры из Уральской государственной консерватории (в 1948-м -П. И. Арбузов, Л. М. Фомичева, И. А. Зайдентрегер, Г. М. Зубарева, в 1950-м — Э. А. Савченко, Б. А. Галыгин, в 1957-м — П. А. Бурнашов).
В работе проанализированы результаты деятельности хормейстеров, обеспечивших весомый вклад в академизацию и профессионализацию хорового пения. Среди них Н. Р. Зданевич (1929-1998), председатель Кемеровского отделения ВХО (1958-1978), руководитель нескольких ярких хоровых коллективов в области, организатор первого церковного смешанного хора Знаменского собора (1991) в области; Э. А. Савченко (1924-1998) - член и председатель Кемеровского отделения ВХО (1978-1987), преподаватель Кемеровского областного музыкального училища и заведующая кафедрой дирижирования Кемеровского государственного института культуры; Прокопий Алексеевич Бурнашов (1932-2011) - заведующий хоровым отделением и руководитель учебного хора в Кемеровском областном музыкальном училище. Таким образом, в результате
действия принципа ротации в регионе закладывался фундамент профессионального академического хорового исполнительства.
В разделе 2.4 «Деятельность Кемеровского отделения Всероссийского хорового общества» рассматриваются условия создания и деятельности в регионе отделения ВХО, созданного в 1958 году, постепенно обеспечившего контроль и поддержку всего хорового исполнительства в Кемеровской области -от его любительских проявлений в самодеятельном творчестве до профессиональных по уровшо звеньев высших учебных заведений. В соответствии с планами, намеченными на пленуме оргкомитета ВХО (1958) и учредительном съезде, были обозначены следующие цели в работе отделения:
1. обеспечение массовости музыкального образования и самодеятельного творчества;
2. улучшение организации хорового и музыкального воспитания и образования детей в общеобразовательной школе;
3. подготовка руководителей хоровых коллективов;
4. обеспечение доступа к сочинениям хорового репертуара.
В диссертации отмечаются трудности, характерные для начального этапа работы Кемеровского отделения ВХО, фиксируются успехи и достижения. На основании архивных документов, материалов прессы и воспоминаний хормейстеров его деятельность рассматривается по следующим направлениям: интенсивное развитие художественной самодеятельности, организация смотров, фестивалей, работа по эстетическому образованию и внешкольному воспитанию детей и юношества под девизом «Запоет школа - запоет вся страна!» (проведение семинаров, создание инновационных форм детского массового хорового воспитания — хоровые студии при шахте им. М. И. Калинина г. Прокопьевска (А. П. Мохонько, 1978), «Уголек» - на базе общеобразовательной школы № 6 г. Междуреченска (Т. В. Белоусова, 1977) и др.); активное сотрудничество с хоровыми отделениями музыкальных учебных заведений; повсеместная организация самодеятельных хоровых коллективов преподавателями начальных и средних профессиональных музыкальных учебных заведений. За десять лет — с 1960-го по 1970 год число хоровых коллективов в Кемеровской области увеличилось с 323 до 397. В результате в регионе сформировалось масштабное хоровое движение, подразумевающее под собой интенсивное и хорошо организованное протекание процессов функционирования хорового исполнительства в условиях развитой хоровой инфраструктуры.
В Главе 3 «Академическое хоровое исполнительство в Кемеровской области (1970-е годы — начало XXI века)» выявлены особенности процессов функционирования академического хорового искусства в данный период.
Раздел «Расцвет академического хорового исполнительства в регионе (70-е - середина 90-х годов XX века» показывает, что в целом этот период проходил под знаком роста мастерства и профессионализации хорового исполнительства и завершился созданием первого (1994) профессионального коллектива. Выделены два фактора, в основном обеспечивших динамику процесса: целенаправленная методическая (теоретическая и практическая) работа и разви-
тие профессионального хорового образования. Отмечается организующая роль Кемеровского отделения ВХО, под эгидой которого осуществлялись творческие встречи с выдающимися хормейстерами (Г. А. Струве (1987), В. В. Емельяновым (1987, 1988), Г. П. Стуловой (1993) и др.), мастер-классы и семинары с участием хормейстеров Новосибирской государственной консерватории -С. К. Мусина, Б. С. Певзнера, Ю. А. Брагинского. Подчеркивается ведущая роль преподавателей дирижерской кафедры КГИК, проводивших научно-практические конференции, семинары, курсы повышения квалификации для руководителей самодеятельных коллективов. Выделяется проблема формирования репертуара, раскрываются пути ее решения.
В диссертации вводится рабочее понятие «полупрофессиональный коллектив», подразумевающее профессиональный исполнительский уровень при отсутствии официального статуса «профессиональный коллектив». К таким коллективам отнесены учебные хоры музыкальных училищ, детские коллективы: хор «Утро», созданный на базе ДМШ № 2 г. Кемерово (руководитель Н. Л. Фомичева); «Юность» - старший хор ЦДМШ № 1 (Л. В. Коваленко); концертный хор девочек и хор учителей (позднее переросший в смешанный хор учителей и выпускников школы) ДМХШ № 52 г. Междуреченска; академический хор КемГУ (Д. С. Шабалин) и др.
В начале 1990-х годов возобновили деятельность церковные хоровые коллективы. Среди них хор Кемеровского Знаменского собора (регенты Н. Р. Зданевич, 1990, Ж. В. Чеботарева, 1992) и хор Новокузнецкого Спасо-Преображенского собора (регент А. А. Толстокулакова, 1994). В целом на данном этапе завершился процесс формирования хоровой инфраструктуры, откристаллизовалась система статусов хоровых коллективов: самодеятельные, полупрофессиональные (учебные хоры музыкально-образовательных учреждений, самодеятельные хоры с высоким исполнительским уровнем, нередко имеющие звание «Народный коллектив», церковные хоры) и профессиональные.
В разделе 3.2 «Становление исполнительской школы» представлена попытка обозначить истоки и традиции, лежащие в основе формирования мастерства кемеровских хормейстеров, послужившие базой для академического хорового исполнительства в регионе. Ввиду отсутствия универсальных параметров, позволяющих сделать выводы о современной отечественной академической хоровой школе как о сложившемся феномене (что во многом обусловлено наличием мощного фундамента в лице дореволюционных отечественных школ хорового пения — Петербургской придворной певческой капеллы и Московского Синодального училища, на фоне которых современные достижения академического хорового исполнительства выглядят в определенной степени производными), в работе обозначены параметры, характеризующие школу в искусстве: наличие художественной и хронологической парадигмы; локализация в культурном пространстве (личном, региональном, национальном и т.д.); преемственность как способ существования явления во времени (Т. В. Манько, А. Б. Бородин). Отмечен также ведущий признак сформировавшейся школы — трансляция и признание ее достижений за пределами собственного культурного
пространства школы (по М. Н. Дрожжиной). На этом основании анализируются конкретные факты и явления, выстраиваются линии преемственности традиций.
Истоки кемеровского профессионального академического исполнительства связаны с приездом в 1948 году Г. М. Зубаревой - выпускницы Уральской (Свердловск/Екатеринбург) государственной консерватории, ученицы А. В. Преображенского, который в свое время обучался (и впоследствии работал) в Синодальном училище, в классе знаменитого Н. М. Данилина. Традиции этой школы получили свое развитие и явились основой для профессионального образования хормейстеров Кемеровской области. Они были продолжены в деятельности учеников Г. М. Зубаревой - П. А. Бурнашова, Т. М. Фроловой и др. Опосредованные традиции петербургской школы привезли другие выпускники Уральской государственной консерватории, среди них Э. А. Савченко, О. И. Шабалина, Ю. М. Молоков (класс профессора 3. Ф. Ишутиной, выпускницы Ленинградской государственной консерватории по классу профессора А. А. Егорова). С 1964 года в регион стали прибывать педагоги из Горьковской/Нижегородской (Г. М. Казак, Н. Н. Барсукова) и Новосибирской (Л. И. Ветрова, Д. С. Шабалин, Г. В. Винокуров, С. В. Руденок, В. И. Иоаки-манская, Н. П. Бредихин, Н. А. Полушкин, Г. Е. Гринчак, В. Е. Панько) государственных консерваторий. В работе подчеркивается, что питомцы кемеровских музыкальных учебных заведений воспитаны на синтезе основополагающих традиций, обновленных индивидуальными творческими поисками каждого хормейстера. Как элементы региональной школы рассматриваются церковная ветвь и композиторское творчество. В аспекте функционирования элементов хоровой инфраструктуры отмечено, что светская и церковная ветви находятся в постоянном взаимодействии, в той или иной степени обогащая друг друга. Раздел завершается выводом о соответствии регионального академического хорового исполнительства параметрам, характеризующим исполнительскую школу.
В разделе 3.3 «Академическое хоровое исполнительство на современном этапе (конец 1990-х - начало XXI века)» освещаются причины и последствия негативных изменений в функционировании академического хорового исполнительства в результате социальной перестройки, нивелирования позитивной роли «фактора индустриальности» и прекращения деятельности ВХО. Резко сократилось число хоровых коллективов (с 2000 года - 259 коллективов), исчезают хоры в общеобразовательных школах, сократился контингент поступающих в детские музыкальные школы и школы искусств, уменьшилось количество конкурсов и фестивалей. Среди выстоявших - академический хор КемГУ (руководитель Н. В. Степанова), киселевский академический хор клуба «Шахтер» (руководитель Т. И. Трегубова), Прокопьевский хор ветеранов войны и труда ДК им. В. Маяковского (руководитель А. Л. Арыков), кемеровский хор ветеранов им. В. Алексеева (руководитель В. И. Кобышев) и др. Каждый из них прошел полосу серьезных испытаний и сумел проявить себя в новых социально-культурных и экономических условиях.
Реформа регионального высшего музыкального хорового образования (1994) вывела подготовку хормейстеров на консерваторский уровень. Она предшествовала политическим изменениям в жизни индустриального региона -в 1997 году на пост губернатора Кемеровской области был назначен А. Г. Тулеев, обеспечивший поэтапное возрождение всех сфер социальной жизни, в том числе и хорового исполнительства. Сформировался новый элемент хоровой инфраструктуры — коллективы, имеющие официальный профессиональный статус и широкие возможности в сфере конкурсно-гастрольной деятельности. Статус «губернаторского коллектива» присваивается кемеровским коллективам: юношескому хору «Утро» (1998), камерному хору (1998). Возникают и муниципальные коллективы: Новокузнецкий камерный хор (1992, получивший в 1996 году статус профессионального, руководитель С. А. Липовой), Между-реченский смешанный хор (1996, получивший в 1998 году статус профессионального, руководитель Т. Ф. Белоусова, с 2009 года - Е. Е. Боровкова), Молодежный муниципальный хор (2007) на базе Новокузнецкой хоровой студии «Надежда» (руководитель Н. К. Курихина). Активная трансляция достижений за пределы региона и страны свидетельствует о полноценном (разнонаправленном) действии принципа ротационной диффузии, проявляющего себя в этой форме музыкального взаимообмена и формирования звукового тезауруса.
В этот период в Кемерове появляется и новый любительский хор советской песни (руководитель А. П. Мохонько), появление которого благотворно сказалось на музыкальной жизни региона.
Расширение и усложнение репертуара хоров, стремление к его систематизации, поиску новых принципов концертирования и т.д. приводит к созданию первого в Кемеровской области хорового театра «Академия» (руководитель И. В. Шорохова) на базе кафедры «Дирижирование академическим хором» КемГУКИ (2007). Многогранности облика «Академии» способствуют творческие связи с новосибирскими коллективами: камерным хором под управлением заслуженного деятеля искусств, профессора И. В. Юдина, студенческим хором «Мегаполис» под руководством Е. В. Рудзей, камерным ансамблем «Viva la música» А. А. Паримана, а также с вокальным ансамблем заслуженного артиста России П. В. Шаромова.
Возобновление (конец 1990-х годов) областных конкурсов и фестивалей, появление новых — международных фестивалей (с конца 2000-х годов), а также фестивалей духовной музыки позволяет говорить о постепенном подъеме академического хорового исполнительства. При этом сравнение процессов, протекавших в различных сегментах функционирования хорового исполнительства, показывает, что светское хоровое пение в течение определенного времени находилось в полосе кризиса, а возникшие на пороге кризисной ситуации церковные хоровые коллективы постепенно, в сложных социальных и материальных условиях наращивали свой профессионализм.
В разделе 3.4 «Хоровое творчество композиторов Кемеровской области» это творчество рассматривается как продукт музыкальной деятельности, осуществляемой в пределах данного локального пространства.
Здесь выделен ряд тенденций, сложившихся, с одной стороны, в русле процессов, протекающих в музыкальной жизни страны, с другой — под влиянием специфики индустриального региона. Подчеркивается ведущая роль массовой хоровой песни, наиболее чутко реагирующей на пульс времени и социальные запросы общества, а также стремление композиторов к непосредственному взаимодействию с хоровыми, чаще детскими коллективами. Так, С. Б. Толсто-кулаков работает во взаимодействии с детским хором «Консонанс» (хормейстер С. А. Липовой), А. Ф. Ляпин тесно сотрудничает со всеми хорами музыкальных школ города.
Региональная топонимика, отраженная в ряде сочинений, указывает на индустриальный характер региона через обращение к теме созидательного труда рабочего человека: «Мы — дети Кузнецкой земли» (музыка Н. Зданевича, стихи И. Ляхова, 1964), «Родной Новокузнецк» (музыка С. Толстокулакова, стихи И. Агафонова, 1998), «Кузнецкий край» (музыка В. Пипекина, 2002). В процессе анализа выяснилось наличие семантической функции у тональности Ми-бемоль мажор (у Н. А. Римского-Корсакова - «серо-синеватая тональность крепостей и градов», у А. Н. Скрябина — «стальной цвет с металлическим блеском») в группе песен, связанных с гимническим воспеванием промышленного угольно-рудного региона или его отдельного города («Кузнецкий край» В. Пипекина, изначально задуманный как гимн Кемеровской области, гимн Мариинска Е. Шеховцовой и др.).
В сочинениях более крупных и сложных жанров превалируют два направления: церковно-певческие и связанные с народными отечественными традициями сочинения.
Показательно, что в хоровом жанре наиболее успешно трудятся авторы, имеющие высокий уровень профессиональной подготовки в сфере хорового искусства и совмещающие композиторскую деятельность с хоровым исполнительством (светским и церковным) - Н. Р. Зданевич, С. Б. Толстокулаков, К. В. Туев. В этом - продолжение традиций русской хоровой практики, свидетельствующее о наличии региональной исполнительской школы. Выполненный в диссертации анализ ряда светских и духовных сочинений позволяет сделать выводы о тонком понимании хоровой специфики, самобытности музыкального языка. Эти сочинения востребованы исполнителями и пользуются популярностью у слушателей не только в родном регионе. Они исполняются коллективами Новосибирска и Омска, Хабаровска и Краснодара, Орла и Перми, Тобольска и Тюмени, Санкт-Петербурга и других городов.
В Заключении подчеркивается, что академическое хоровое исполнительство Кемеровской области претерпело долгий путь становления и развития в условиях социокультурных особенностей индустриального региона. Его специфика во многом была обусловлена действием «фактора индустриальности», демонстрирующего особенности воздействия социально-экономических условий индустриального региона на этот процесс. Несмотря на возникающие проблемы и некоторое отставание от соседних регионов, оно сохраняет свои устоявшиеся к концу XX века традиции, свою исполнительскую школу (уступив
в плане массовости ведущую роль коллективам, придерживающимся народной манеры исполнения). Оптимизм внушают успехи профессиональных и любительских академических хоровых коллективов на всероссийской и международной арене.
Хоровое исполнительство в Кемеровской области, достигнувшие расцвета в 70—80-х годах XX столетия, продолжает свое развитие и имеет шансы пережить еще не одну волну подъема. Залогом этому служит возрожденное в феврале 2013 года Всероссийское хоровое общество и открытие (сентябрь 2013 года) его Кемеровского отделения.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
Публикации в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК:
1. Медведева, Н. В. (Поморцева, Н. В.) Кантата «Казачьи песни» С. Б. Толстокулакова / Н. В. Медведева (Поморцева) // Музыка и время: ежемесяч. науч. критико-публицист. журн. - М.: Научтехлитиздат, 2011. -№6.-С. 34-39. (0,8 п. л.).
2. Медведева, Н. В. (Поморцева, Н. В.) Особенности становления музыкальной культуры Кемеровской области / Н. В. Медведева (Поморцева) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: науч.-теорет. и приклад, журн. - Тамбов: Грамота, 2012. — № 2 (16). - С. 126-128. (0,5 п. л.).
3. Медведева, Н. В. (Поморцева, Н. В.) Ранние инструментальные и хоровые произведения К. В. Туева / Н. В. Медведева (Поморцева) // Музыка и время: ежемесяч. науч. критико-публицист. журн. - М., 2012. - № 6. - С. 26-41. (0,8 п. л.).
4. Медведева, Н. В. (Поморцева, Н. В.) Развитие хорового исполнительства в условиях индустриального региона (на примере Кемеровской области) / Н. В. Медведева (Поморцева) // Вестник КемГУКИ: журн. теорет. и приклад, исслед. - Кемерово, 2013. - № 23. - С. 183-189. (0,5 п. л.).
Публикации в сборниках материалов международных конференций
5. Медведева, Н. В. (Поморцева, Н. В.) Творчество детской хоровой студии «Касталия» г. Междуреченска / Н. В. Медведева (Поморцева) // Актуальные проблемы музыкального и художественного образования: материалы II Международ. интернет-конф. (декабрь 2009 г.) - Екатеринбург, 2010. - С. 142145. (0,3 п. л.).
6. Медведева, Н. В. (Поморцева, Н. В.) Светские и духовные тексты в хоровом творчестве С. Б. Толстокулакова / Н. В. Медведева (Поморцева) // Русское слово в культурно-историческом контексте: материалы Российской науч.-практ. конф. с международ, участием. - Кемерово: КемГУКИ, 2010. -С. 463-469. (0,4 п. л.).
7. Медведева, Н. В. (Поморцева, Н. В.) Становление традиций хорового искусства в Кемеровской области / Н. В. Медведева (Поморцева) // Искусство глазами молодых: материалы II Международ. (VI Всерос.) науч. конф. студентов и аспирантов. - Красноярск: КГАМиТ, 2010. - С. 229-233. (0,4 п. л.).
8. Медведева, Н. В. (Поморцева, Н. В.) Слово и образ в сочинении К. В. Туева «Диалог с природой» / Н. В. Медведева (Поморцева) // Коллективная монография по материалам Международ, науч.-практ. форума «Слово и образ в русской художественной культуре» (Кемерово - Далянь, 12-28 мая 2011 г.) / кол. авт.; редкол.: Е. Л. Кудрина [и др.] - Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2011. - С. 178-183. (0,5 п. л.).
9. Медведева, Н. В. (Поморцева, Н. В.) Культурно-исторические подходы в исследовании хорового искусства региона / Н. В. Медведева (Поморцева) // Искусство и личность: сб. науч. ст. по материалам Международ, науч.-практ. конф. (Минск, 22-23 февраля 2012 г.) / ред.: Т. С. Багданова [и др.]. -Минск: 2012. - С. 194-198. (0,3 п. л.).
Ю.Медведева, Н. В. (Поморцева, Н. В.) Духовно-просветительская деятельность церковных хоров Кемеровской области / Н. В. Медведева (Поморцева) // Христианство и славянская культура: сб. науч. ст. по итогам Между-нар. науч.-практ. форума (Кемерово — Омск — Щецин — Бургас, 24 мая 2013): в 2 ч. / под ред. Е. Л. Кудриной [и др.]. - Кемерово: КемГУКИ, 2013. -Ч. 2. - С. 103-109. (0,5 п. л.).
Другие публикации
П.Медведева, Н. В. (Поморцева, Н. В.) Развитие традиций хорового движения в Кемеровской области 40-90-х годов XX века / Н. В. Медведева (Поморцева) // Искусство и искусствоведение: Теория и опыт: Традиция в истории искусств: сб. науч. тр. / Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. - Кемерово: КемГУКИ, 2010. - С. 272-282. (0,9 п. л.).
12.Медведева, Н. В. (Поморцева, Н. В.) Инфраструктура хоровой культуры: к постановке проблемы / Н. В. Медведева (Поморцева) // Актуальные проблемы социокультурных исследований: межрегионал. сб. науч. ст. / Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. - Кемерово: КемГУКИ, 2010. - Вып. 6. — С. 158-165.(0,4 п. л.).
1 З.Медведева, Н. В. (Поморцева, Н. В.) Влияние деятельности хоровых коллективов на развитие культурных традиций Кемеровского региона / Н. В. Медведева (Поморцева) // Актуальные проблемы социокультурных исследований: межрегионал. сб. науч. ст. / Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. - Кемерово: КемГУКИ, 2011.-Вып. 7.-С. 150-158. (0,4 п. л.).
М.Медведева, Н. В. (Поморцева, Н. В.) Хоровое творчество композиторов Кемеровской области (С. Б. Толстокулаков - К. В. Туев) / Н. В. Медведева (Поморцева) // Искусство и искусствоведение: Теория и опыт: Традиция в истории искусств: сб. науч. тр. / Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. -Кемерово: КемГУКИ, 2010. - С. 258-272. (0,8 п. л.).
15.Медведева, Н. В. (Поморцева, Н. В.) Роль хоровых коллективов в формировании культурной среды провинциального промышленного города / Н. В. Медведева (Поморцева) // Г. В. Свиридов и современность: сб. науч. ст. по материалам VII Всерос. науч.-практ. конф. (23-24 ноября 2011 г.) / ред.: А. С. Белоненко [и др.] -Курск: РАСТР, 2011. - С. 309-318. (0,5 п. л.).
16.Медведева, Н. В. (Поморцева, Н. В.) Отражение традиций русского песенного мелоса в творчестве С. Б. Толстокулакова (на примере кантаты «То-
больские песни») / Н. В. Медведева (Поморцева) // Искусство и искусствоведение: Теория и опыт: Искусство регионов: сб. науч. тр. / отв. ред. Н. Л. Прокопова. - Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2012. - Вып. 10. - С. 243-249. (0,3 п. л.).
17.Медведева, Н. В. (Поморцева, Н. В.) Предпосылки возникновения музыкальной культуры Кузнецкого уезда / Н. В. Медведева (Поморцева) // Искусство и искусствоведение: Теория и опыт: Искусство регионов: сб. науч. тр. / отв. ред. Н. Л. Прокопова. - Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2012. - Вып. 10. - С. 319-332. (0,9 п. л.).
18.Медведева, Н. В. (Поморцева, Н. В.) Формирование музыкальной культуры Кемеровской области в первой половине XX века / Н. В. Медведева (Поморцева) // Актуальные проблемы социокультурных исследований: межрегио-нал. сб. науч. ст. / Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. - Кемерово: Кем-ГУКИ, 2012. - Вып. 8. - Ч. 1. - С. 260-270. (0,4 п. л.).
19.Медведева, Н. В. (Поморцева, Н. В.) Традиции хорового исполнительства в г. Новокузнецке Кемеровской области на рубеже ХХ-ХХ1 веков / Н. В. Медведева (Поморцева) // Искусство и искусствоведение: Теория и опыт: Искусство в культурно-историческом контексте: сб. науч. тр. / под ред. Н. Л. Прокоповой. - Кемерово: КемГУКИ, 2013. - Вып. 11. -С. 258-270. (0,5 п. л.).
Подписано к печати 18.11.2013. Формат 60х84У]б. Бумага офсетная. Гаршпура «Тайме». Уч.-изд. л. 1,6. Усл. печ. л. 1,4. Тираж 120 экз. Заказ № 1026
Издательство КемГУКИ: 650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 19. Тел. 73-45-83. E-mail: izdat@kemguki.ru
Текст диссертации на тему "Развитие академического хорового исполнительства в Кемеровской области"
Министерство культуры Российской Федерации Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки Кафедра истории музыки
На правах рукописи
04201454447
Поморцева Нина Владимировна
РАЗВИТИЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ХОРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ (В КОНТЕКСТЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ИНДУСТРИАЛЬНОГО РЕГИОНА)
Специальность 17.00.02 - Музыкальное искусство
Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Руководитель: Дрожжина Марина Николаевна, доктор искусствоведения, профессор
Новосибирск 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.......................................................................................4
Глава 1. Особенности становления и развития музыкальной жизни индустриального региона.................................................................16
1.1. Музыкальная жизнь Кузнецкого и Мариинского уездов (до 20-х годов XX века) и предпосылки к становлению хорового исполнительства.........16
1.2. Фактор индустриальное™: его влияние на процессы музыкальной жизни Кемеровской области................................................................43
1.3. Роль культурной политики страны и местной администрации в формировании фундамента хорового исполнительства....................................62
Глава 2. Этапы становления академического хорового исполнительства и пути формирования хоровой инфраструктуры (1920-1970).............75
2.1. Периодизация процесса развития хорового исполнительства.............75
2.2. Сохранение традиций, сложившихся в доиндустриальный период......82
2.3. Роль музыкального образования в становлении академического хорового исполнительства.......................................................................86
2.4. Фактор культурной ротации в формировании хоровой инфраструктуры...........................................................................99
2.5. Деятельность Кемеровского отделения Всероссийского хорового общества..........................................................................................109
Глава 3. Академическое хоровое исполнительство
в Кемеровской области (1970-е годы — начало XXI века)..................120
3.1. Расцвет академического хорового исполнительства в регионе
(70-е - середина 90-х годов XX века).................................................120
3.2. Становление исполнительской школы.......................................138
3.3. Академическое хоровое исполнительство на современном этапе (конец 1990-х - начало XXI века).............................................................153
3.4. Хоровое творчество композиторов Кемеровской области................175
Заключение...............................................................................208
Принятые сокращения..................................................................213
Список литературы.....................................................................214
Приложения..............................................................................247
Приложение 1. Некоторые факты из музыкальной жизни Кемеровской области (середина XIX - начало XXI века)...........................................247
Приложение 2. К истории формирования региона...............................261
Приложение 3. Фотографии представителей хорового исполнительства...279 Приложение 4. Перечень сельских клубов и районных домов культуры Кемеровской области, в которых существовали хоровые коллективы (по состоянию на 1953 год). Из архивных источников Кемеровского областного управления культуры...................................................................281
Приложение 5. Динамика изменений количества академических хоровых коллективов в Кемеровской области на основании архивных документов -отчетов областного управления культуры и департамента культуры с 1950-
го по 2010 годы...........................................................................289
Приложение 6. Список методических пособий, распространявшихся
Кемеровским отделением ВХО......................................................290
Приложение 7. Выдающиеся хормейстеры и хоровые коллективы Кемеровской области....................................................................................................291
Приложение 8. Копия фрагмента письма Г. М. Зубаревой, адресованного Т.
М. Фроловой.............................................................................305
Приложение 9. Партитуры духовных сочинений Н. Р. Зданевича
(автограф; из архива И. А. Петровой)..............................................307
Приложение 10. Хоровые сочинения С. Б. Толстокулакова....................310
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Об актуальности проблематики, связанной с отечественным хоровым исполнительством, красноречиво свидетельствует факт недавнего возобновления деятельности Всероссийского хорового общества (ВХО; существовало с 1959-го по 1987 годы), на Первом съезде которого (15 мая 2013 года) была принята Концепция сохранения и развития хоровой культуры в Российской Федерации. Среди задач, обозначенных в данной Концепции, значится: «Проведение научных исследований в области хоровой культуры, в том числе научно-методических исследований, исторических, музыковедческих, культурологических исследований» [169]. Настоящая диссертация, выполненная в русле музыкально-исторической науки, соответствует поставленной задаче. Она посвящена изучению истории академического хорового исполнительства1 на территории современной Кемеровской области и определению своеобразия путей его развития в условиях музыкальной жизни индустриального региона.
Известно, что российская провинция всегда играла существенную роль в отечественном музыкальном искусстве. На протяжении многих столетий здесь активно и самобытно развивались различные виды творчества. В связи с этим тема музыкальной жизни провинциальных регионов занимает в исследованиях ученых все более прочное место, с каждым десятилетием открываются ее новые грани и перспективы.
Это согласуется с установками отечественного краеведения как современной отрасли знаний, направленной, в том числе, и на формирование целостного представления о художественной культуре той или иной территории и об искусстве и народном творчестве, неотделимых от художественной культуры. Поэтому одним из интенсивно развивавшихся направлений отечественного музыкознания второй половины XX века является музыкальное
1 Хоровое исполнительство предполагает постановку голоса и следующие приемы звукоизвлече-ния: высокая вокальная позиция, высокий купол (высокое небо), объемное звучание чистого голоса без лишних шумов, хрипа, без форсирования звука.
краеведение, в рамках которого активно исследовалась музыкальная жизнь сибирских регионов. Во многом это связано с использованием комплексного подхода, поскольку панорама истории развития отечественного музыкального искусства может сложиться лишь при достаточной изученности бытования музыки в российских регионах.
Об этом свидетельствует увеличение количества работ по данной тематике, исследовательские векторы которых направлены на расширение географии анализируемых объектов, на выявление типологических и индивидуальных параметров музыкально-культурной жизни провинциальных регионов, на открытие ее новых граней и перспектив.
Кемеровская область, несмотря на свой статус (молодой индустриальный регион России), имеет богатое историческое прошлое и является важным звеном в панораме российской культуры. На ее территории сформировалась благодатная почва для развития в XX - начале XXI веков традиций в художественной культуре.
Однако в научных исследованиях, посвященных формированию культурного облика Кемеровской области, практически не затрагивались вопросы становления и развития хорового исполнительства вообще и академического в частности, представляющего собой старинную и основополагающую сферу музыкального искусства России. Целесообразность его рассмотрения в контексте музыкальной жизни региона обусловлена важностью этого искусства, как наиболее значимого и показательного среди других видов художественного творчества населения. Подобный подход нацелен на выявление закономерностей и причинно-следственных связей в функционировании элементов музыкальной культуры в конкретной социальной среде.
Актуальность проблематики данной диссертации предопределяется и отсутствием трудов, посвященных дореволюционному этапу музыкальной жизни индустриального региона. Практически до рубежа XX - начала XXI веков оставался невостребованным значительный корпус документов, позволяющих составить представление о нем.
Таким образом, неполнота введенных в научный обиход архивных материалов, нечеткая систематизация сведений о музыкальной жизни провинциального региона, невнимание к проблемам хорового искусства как одного из главных ответвлений музыкально-культурного процесса ставят задачу изучения хорового исполнительства в контексте музыкальной жизни индустриального региона в разряд актуальных.
Степень разработанности темы исследования. Постановку проблемы изучения хорового исполнительства в Кемеровской области подготовили вышедшие к настоящему времени работы. Начало было положено сборниками очерков хормейстера А. П. Мохонько «Кузбасс музыкальный» (1996) [34], «Музыкальная летопись родного края» (2010) [35]2, освещающими отдельные стороны музыкальной жизни региона 30-90-х годов прошлого века . В диссертационном исследовании О. В. Гусевой (2003) [61] рассматриваются процессы становления системы музыкального образования в Кемеровской области4. В статьях И. Г. Умновой [151-153] акцентируется внимание на проблемах бытования форм музыкальной жизни в условиях нарастающей коммерциализации, характеризуется творчество ряда композиторов региона.
Определенную помощь в работе оказали исследования в сфере фольклора. Труды историка-этнографа В. Ф. Похабова (2004) [68], рассматриваю-
2 Данные труды сыграли важную роль в изучении музыкальной культуры региона, однако некоторые из приведенных в них сведений неоднозначны. Так, в процессе работы над настоящей диссертацией мы не смогли найти документального подтверждения утверждению о наличии в дореволюционном Кузнецком уезде обилия церквей, при которых существовали «специальные певческие школы, в которые набирали детей церковнослужителей и где готовили певчих и регентов (дирижеров) для хоров местных церквей (см.: [34, с. 77]). Изучение архивных документов, представляющих собой отчетные ведомости губернатору по церквям Кузнецкого и Мариинского уездов (вплоть до 1917 года), а также отчеты штатных смотрителей [182-189; 192; 193; 196-214; 276-283] показало, что в графе «хор, певчие» стоят записи «нет». Исключение - хор Богородице-Одигитриевской церкви Кузнецка.
3 В этой последней книге А. П. Мохонько хронологический диапазон изучения музыкальной жизни захватывает и первое десятилетие 2000-х годов, но представленный материал характеризует только Промышленновский район Кемеровской области.
4 Автор диссертации раскрывает особенности системы музыкального образования в Кемеровской области, сложившейся во второй половине XX века. При этом исследователь в качестве показателя индустриальной культуры выделяет отсутствие у нее корневой связи с предшествующим культурным развитием региона [61, с. 167].
щего особенности развития традиций переселенческого календарно-обрядового фольклора в Мариинском округе, филолога В. Г. Богомоловой (2005) [58], изучающей особенности песенных традиций на территории Кузнецкого и Мариинского округов, культуролога Е. М. Бородиной (2004) [10; 59], характеризующей национальные и жанровые особенности переселенческого фольклора, а также формирование его новых видов регионального типа («фабрично-заводской» фольклор), способствовали созданию представлений об истоках и предпосылках хорового исполнительства в регионе.
В этом же плане интерес представляет диссертация JI. Р. Фаттаховой [67], посвященная традициям духовного пения старообрядцев Кузбасса (2002)5. Церковнопевческие традиции (преимущественно в практическом аспекте) рассматриваются в статьях композиторов-хормейстеров В. В. Пономарева [172; 173], С. Б. Толстокулакова [177] и К. В. Туева [179].
Помощь в процессе исследования оказали также труды историко-краеведческого характера Д. В. Арзютова, В. В. Боброва, И. А. Свиридова, 3. П. Галаганова, С. В. Макарчук, Н. П. Шуранова [22], В. И. Бедина, М. М. Кушниковой, В. В. Тогулева [6; 7; 8; 28-33], О. Н. Вилкова [117], Н. П. Гав-риловой, С. А. Ковалевского [15], Л. Ю. Галкиной [16; 118], А. Н. и С. А. Герасимовых [18], Г. Седых [42] и другие [5; 43; 49; 54], с помощью которых в работе сформирован социокультурный контекст.
Таким образом, можно констатировать: несмотря на наличие определенной исследовательской базы, в изучении музыкальной жизни Кемеровской области наблюдаются существенные пробелы, а хоровое исполнительство до настоящего времени не стало предметом специального исследования.
5 Автор исследования дает интересные исторические сведения о становлении культурной жизни Кузнецкого уезда, о развитии старообрядчества на территории Томской губернии. В аспекте проблематики настоящей диссертации особый интерес представляют наблюдения, связанные с перерождением певческих традиций старообрядцев под влиянием индустриализации, что привело к стиранию граней между певческими традициями сельских и городских староверов (см.: [67, с. 27]).
Объектом данного исследования выступает музыкальная жизнь индустриальной Кемеровской области с середины XIX века по 2000-е годы (именование анализируемой территории Кемеровской областью применительно к периоду до 26 января 1943 года, даты официального создания Кемеровской области, является условным).
Предметом исследования явились процессы и механизмы становления и развития академического хорового исполнительства в регионе.
Основная цель исследования: определить исторические пути становления и развития академического хорового исполнительства в Кемеровской области в контексте музыкальной жизни индустриального региона.
Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
1. Определить индивидуальные особенности становления и развития музыкальной жизни индустриального региона.
2. Выявить этапы становления хорового исполнительства и исторические пути формирования хоровой инфраструктуры (1920-1970-е годы).
3. Охарактеризовать условия и процессы развития академического хорового исполнительства в Кемеровской области с 1970-х годов по настоящее время.
4. Представить летопись музыкальной жизни Кемеровской области.
Научная новизна исследования обусловлена самой постановкой проблемы и задач. Она проявляется в следующем:
- впервые представлено комплексное исследование, обращенное к истории и современности академического хорового исполнительства в Кемеровской области;
- впервые процессы становления академического хорового исполнительства рассматриваются с учетом влияния индустриального социального уклада на музыкальную жизнь региона;
- вводится рабочее понятие «фактор индустриальности», фиксирующее особенности воздействия социально-экономических условий индустриального региона на ход развития хорового исполнительства;
- выполнена историческая периодизация становления хорового исполнительства в регионе с характеристикой специфики стадий;
- впервые рассматривается дореволюционный этап музыкальной жизни региона;
- выявлены особенности хорового творчества композиторов Кемеровской области;
- впервые на основе архивных материалов создана музыкальная летопись Кемеровской области, охватывающая период с середины XIX века по настоящее время (прил. 1);
- уточнены конкретные даты и звенья в общей фактологии становления хорового исполнительства и музыкально-образовательной системы Кемеровской области;
- впервые вводится в научный оборот подавляющее большинство материалов, извлеченных из архивов.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты работы будут интересны исследователям различных специальностей - музыковедам, хормейстерам, историкам искусства и культуры, культурологам, певцам-исполнителям. Исследование может стать методологическим основанием для дальнейшего комплексного изучения хорового исполнительства в Кемеровской области в соотношении с другими регионами России, а также использоваться в лекционных курсах по учебным дисциплинам «Музыкальная культура Кузбасса», «История хорового исполнительства», «Хороведение», «История музыки». Положительные результаты организации хорового исполнительства, зафиксированные в диссертации, могут послужить наглядными материалами в предстоящей работе по возобновлению деятельности Всероссийского хорового общества в Кемеровской области.
Материалы и результаты исследования, посвященные рассмотрению народных и академических традиций хоровой культуры Кемеровской области, способствуют более глубокому осознанию причинно-следственных связей в развитии музыкальной культуры индустриального региона, позволяют дать критическую оценку современному состоянию хоровой культуры.
Методология и методы исследования диссертации основаны на комплексном подходе, который складывался на пересечении методов, присущих различным областям исторического и теоретического музыкознания, а также дополнен культурологическими, социологическими и музыкально-педагогическими �