автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему:
Развитие интеллектуального ресурса в процессе инновационной деятельности

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Карпова, Юлия Алексеевна
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.06
Диссертация по социологии на тему 'Развитие интеллектуального ресурса в процессе инновационной деятельности'

Текст диссертации на тему "Развитие интеллектуального ресурса в процессе инновационной деятельности"



;

Российский институт интеллектуальной собственности

На правах рукописи

Карпова Юлия Алексеевна

Развитие интеллектуального ресурса в процессе инновационной деятельности

Диссертация

на соискание ученой степени доктора философских наук

Специальность 22.00.06 -'Социология духовной жизни"

В А К Р о с с к. ч ! .Научный консультант -Маршак AJL, д.ф.н., профессор

14

' /

Рогова, I<>*»8

Введение

Актуальность проблемы. Современный этап общественного развития характеризуется стремительно разворачивающимися преобразованиями социального мира. Устранение барьеров торговли в масштабах планеты имело следствием зарождение глобального рынка. Национальные экономики приобретают характер интернациональный и транснациональный, на долю которых сегодня приходится более 1/4 средней величины валового национального продукта (ВНП). Глобальное перераспределение труда, международное разделение производства, мгновенно осуществляемые коммуникации свидетельствуют о зарождении единого мира. Вместе с тем именно многообразие языков и культур определяют стержень развития этого мира, состоящего из различных взаимодействующих частей. В этих условиях особое значение приобретают социальные механизмы, регулирующие духовное развитие общества, непосредственно воздействующие на формирование сознания современного человека.

Базовой составляющей общественного прогресса являются инновационные процессы и инновационное сознание. Инновации все более приобретают статус генерального индикатора цивилизационного процесса того или иного общества. Мерой инновационного потенциала, его жизнеспособности и жизнестойкости общества становится его способность обеспечивать социальное пространство для созидательной, творческой деятельности людей, адекватной оценки продуктов творчества, ассимиляции результатов этой деятельности.

Интеграция России в мировое сообщество делает актуальной проблему духовного обновления и развития общественного сознания, адекватно отражающего стремительно развивающиеся социальные изменения. Готовность общественного и индивидуального

сознания к социальным переменам, к участию в них, к принятию нового как ценности является условием их успешного осуществления.

Выход России из системного кризиса возможен лишь на пути инновационного развития, обеспечения социальной среды для воспроизводства инновационной способности нации. В Постановлении Правительства "О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг." именно инновационная политика определена как важная составная часть государственной социально-экономической политики. Успешность осуществления ее зависит от различного рода ресурсов, среди которых важнейшая роль принадлежит ресурсу интеллектуальному. Однако, как отмечает Вал.Ник. Иванов, ситуация в России осложняется тем, что существует глубокое противоречие между количеством, качеством и масштабностью социальных проблем и "отсталостью культурных, интеллектуальных ресурсов и архаичностью управленческих решений, принимаемых на пути их преодоления" (Иванов В.Н., 1996; 23).

Инновационные процессы все чаще становятся предметом научного осмысления. Широко используемая в современных научных исследованиях новая терминология (инновационный процесс, инновационная активность, инновационный характер, инновационный потенциал, инновационная деятельность, инновационная парадигма и другие) подчеркивает вектор общественного развития современной России.

В настоящее время общественное развитие анализируется социологами прежде всего с использованием понятия современности. Целый ряд исследователей считает, что современность уже не обозначает только отнесенность к какому-либо историческому периоду, но имеет вполне определенное качественное содержание, которое становится в настоящее время объектом тщательного социологического анализа (Дж. Нейсбит, 1990; Э. Гидденс, 1990; П. Штомпка, 1996). Примером такого анализа является работа П. Штомпки "Социология социальных

изменений", в которой он формулирует организующие принципы современности, особым образом проявляющиеся в экономике, социальной структуре, политике, культуре и духовной жизни. Такими принципами являются:

1 .Индивидуализм как окончательное утверждение в обществе ценности отдельного индивида. Человек освобождается от давления групповых связей, выбирает по своему усмотрению социальный коллектив, самостоятельно определяет свои действия и несет личную ответственность за собственные поступки, успехи и неудачи.

2.Дифференциация, которая наиболее значима в сфере труда, где появляется огромное количество специализированных, узких занятий и профессий, требующих особого уровня мастерства, компетенции и опыта, а также в сфере потребления с ее разнообразием возможностей и жизненных шансов.

3.Рациональность как расчет и деперсонализация управления, а также роль науки как средства познания.

4.Экономизм как доминирование в социальной жизни экономической активности, экономических целей и экономических критериев.

5. Экспансия / глобализация как расширение зоны охвата, особенно в пространстве, социальной жизни общества. Современность распространяется как вширь, так и вглубь, проникая в самые частные, интимные сферы повседневной жизни (религиозные убеждения, сексуальное поведение, вкусы потребителей, сфера досуга и т.д.) (Штомпка П.,1996).

Новый взгляд социологов на современность определяет иное видение места и роли человека в обществе, а именно - возможность его воздействия на социальное развитие. По мнению М.Н. Руткевича, личность также влияет на общество, являясь не только объектом, но и его субъектом (Руткевич М.Н., 1996). Решение проблемы взаимодействия объективного и

субъективного характеризует современную социологию. Человек создает посредством интеллектуальных усилий новое пространство жизни, духовный мир науки, религии, культуры, нравственные нормы, задает новые направления развития общества. Рассуждая об объекте социологии, П. Бергер и Т. Лукман пишут: "Этим объектом является общество, как часть человеческого мира, как созданное людьми, ими населяемое и в свою очередь - создающее людей в непрестанном историческом процессе" (Бергман П., Лукман Т., 1993; 302).

Такой взгляд развивается преимущественно в рамках гуманистической парадигмы социологии и все больше поддерживается учеными других общественных наук. Так, известный экономист Ю.В. Яковец в книге "Смена цивилизаций" считает, что в основе динамики общества лежит развитие человека, его духовного мира - науки, культуры, образования, материализующихся в средствах труда, преобразованных разумом и трудом людей, предметах природы, естественных сил, которые необходимо изучать в единстве и взаимосвязи (Яковец Ю.В., 1995). Социологи, исследуя творческую эволюцию мира, выделяют новый аспект анализа - субъектную детерминацию этого процесса. Социология творчества "призвана ответить на вопрос: как и каким образом творческое развитие личности вписывается в генеральную линию творческой эволюции и социального прогресса" (Венгеренко Н. В., 1982; 22).

Однако гуманистическая традиция в современной отечественной социологии представлена явно недостаточно. Возникший вместе с перестройкой интерес к роли человека в инновационном преобразовании мира, к сожалению, не был воплощен в адекватные теоретические констрз :.ты. Общество и другие традиционные социологические категории все еще остаются основным предметом и методологическим средством интерпретации в современных социологических исследованиях. Однако, исследование проблем духовной жизни общества невозможно осуществить без привлечения и разработки современных средств социологического

знания, базирующихся на гуманистической парадигме. Примером использования новых подходов в социологии является разработка теории развития человеческого потенциала. Традиционная теория экономического роста строится на базе валового национального продукта. Концепция же развития человеческого потенциала ориентирована на повышение качества жизни, расширение возможностей человека во всех областях (Жуков В.И., 1996). Именно развитие человеческого потенциала сегодня берется за основу оценки уровня развития той или иной страны. Главными критериями оценки являются (1) продолжительность жизни, (2) уровень образования, (3) валовый внутренний продукт, которые в совокупности образуют индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). В соответствии с этим индексом Россия попадает в группу не развитых, а развивающихся стран.

Международный статус ИРЧП, определяющего социальное состояние общества, подчеркивает роль образования в социальном прогрессе. Целый ряд ученых связывают прогресс общества с феноменом расширения и преобразования знания, доступа к нему. (Раджа Рой Сингх, 1993; Жак Аллак, 1993; Руткевич Е.Д., 1993; Манхейм К., 1994; Бергер П., Лукман Т., 1995; Риккерт Г., 1995; Зборовский Г.Е., 1997). Директор международного института планирования образования при ЮНЕСКО Жак Аллак признает, что экономический успех государства зависит от степени доступа к знаниям, поэтому все страны мира в той или иной степени стремятся к улучшению образования. Не случайно Жак Аллак считает развитие образования вкладом в будущее. Образование как важнейший социальный институт содействующий развитию демократии и равенству, развитию людских ресурсов, по мнению ученого, выполняет следующие важнейшие функции в обществе:

•как один из институтов, обеспечивающих права человека, образование развивает творческие способности человека, углубляя его

участие в экономических, социальных и культурных отношениях в обществе, обеспечивая более эффективный вклад в развитие человечества;

•способствует экономическому росту, оказывая решающее влияние на продуктивность экономики;

•играет ключевую роль в технологических преобразованиях; •обеспечивает уровень индивидуального соответствия современным требованиям, развитию рациональности абстрактного мышления и других качеств человека, необходимых ему в повседневной жизни;

•осуществляет передачу и трансформацию культуры, воспроизводит и создает социальные функции и статусы как основы для производства "более одаренного и разнообразного человеческого капитала";

•улучшает взаимоотношения между человеком и окружающей средой (Ж. Аллак, 1993).

Приоритетной задачей образования является развитие и формирование у человека таких способностей, которые позволили бы ему комфортно адаптироваться к быстро изменяющимся социальным условиям и создавать новое социальное пространство. Впервые эти задачи прозвучали в Докладе Римскому клубу "Нет пределов обучению" в 1979 г. (Во1кт Е1тапс1га М, МаНЬга М, 1979). Тогда же появился новый термин "инновационное обучение" как обучение, стимулирующее инновационные изменения в культуре и социальной среде, как реакция на проблемные ситуации, возникающие в жизни человека или общества.

Этот доклад констатировал состояние кризиса, в котором оказалась система современного образования. Попыткой преодолеть ситуацию явились реформы образования, которые были проведены в передовых странах мира: США, Великобритании, ФРГ, Японии.

Так, в реформировании профессионального образования в ФРГ существенное внимание было уделено пересмотру целей профессиональной подготовки, изменению дидактико-методической концепции образования и переосмыслению одного из базовых понятий профессионального

образования - "квалификация". В качестве глобальной цели реформированного профессионального образования постулировалась задача научить специалиста самостоятельно взаимодействовать с динамичным миром профессионального труда.

Квалификация рассматривается здесь как часть общей компетентности специалиста, которая означает общее интегральное качество личности, включающее специальные знания и умения, индивидуальные способности, отношение к труду и социальному окружению. Социальная компонента компетентности означает способность к групповой деятельности и сотрудничеству, готовность принять на себя ответственность за результаты труда, окружающую среду и другие "истинные ценности".

В профессиональной педагогике Германии широко используется термин "ключевые квалификации". К ним относятся: теоретическое мышление, способность к планированию, креативность, творческие и прогностические способности, способность к совместному труду, направленность на достижение успеха, психомоторные умения (концентрация внимания, готовность к кооперации, установлению контактов и др.).

Новые дидактические методы профессионального образования ориентированы на развитие ключевых квалификаций и формирование специалистов широкого профиля. Рассмотренный пример хорошо демонстрирует генеральную линию реформирования современного профессионального образования, выделение в нем наряду с развитием у специалиста профессиональной компетентности (способности самостоятельно выполнять профессиональные задания) - компетентности социальной (способности к групповой деятельности) и индивидуальной компетентности (способности к самомотивированию, рефлексии, саморазвитию личности, постоянному повышению квалификации) (А. БсИеПоп 1991).

Ученые, анализирующие особенности реформирования образования в англоязычных странах, также отмечают ее направленность на общеобразовательную подготовку, повышающую социальную и индивидуальную компетентность специалистов (Кузнецов B.C., Кузнецова В.А., 1994; Лизунова Н.М., 1996).

Российская система высшего образования, содержание и методы обучения в высшей школе по-прежнему находятся в состоянии кризиса и не выполняют функции формирования современного, инновационного сознания. Проведенное нами в 1995-1996 гг. социологическое исследование инновационных, творческих установок студентов показало, что из 403 опрошенных только 7,1% имели некоторое представление о понятиях инновации и инновационного процесса, 10 % привели лишь примерную формулировку понятия интеллектуальной собственности, 6,9 % респондентов смогли приблизительно объяснить понятие промышленной собственности. Свою готовность к творческой деятельности выразили 7 % опрошенных, остальные разделились на две группы: 34 % вообще не связали свою будущую профессиональную деятельность с возможностью творчества, 59 % сочли себя не готовыми к творческой деятельности.

Инновационное сознание профессионалов дает возможность соответствовать постоянным изменениям в сфере труда, которые выражаются в усложнении профессиональных задач, требующих творческого подхода к их решению, в исчезновении исчерпавших себя профессий и постоянном порождении новых, в необходимости уметь конструктивно работать в коллективе и с коллективом. Так, В.П. Зинченко и C.B. Попов отмечают неадекватность предметной и монопрофессиональной организации образования, поскольку специалисту нужны приемы и способы работы в условиях полипредметной и полипрофессиональной организации (В.П. Зинченко, C.B. Попов, 1988). И если данные авторы обращают внимание на профессиональную составляющую образования, то другие исследователи акцентируют

социальную составляющую образования посредством организации обучения как совместной продуктивной деятельности (Ляудис В.Я., 1980, 1984, 1986, 1995) или интерактивной деятельности (Болотов В., 1994).

Образование, являясь ведущим институтом социализации, качественно преобразует личность. Однако, образовательные средства развития личности, ее мотивационно-смысловой сферы, не представлены в общепрофессиональных программах российского образования. Таким образом, индивидуальная составляющая профессионального образования формируется стихийно, а имеющийся опыт реализации экспериментальных программ, ориентированных на личностное развитие, не обобщается, сохраняя статус частного опыта.

Индивидуальная составляющая профессионального образования неизбежно предполагает качественное изменение личности в процессе обучения: "В значительной степени, хотя и не исключительно, тип образования определяется нашими представлениями о будущем. Образование - процесс качественного изменения и предстает в свете того, что должно быть. Если оно не изменяет объекта воздействия, это не образование, а скорее просто база данных" (Раджа Рой Сингх, 1993, с. 8).

Философско-социологический анализ проблем инновационного развития общества позволил выявить противоречие между стремительным характером социальных изменений в жизни и профессиональной деятельности, задачами инновационного развития общества и отставанием социального института образования, который не обеспечивает адекватную времени социализацию личности профессионала.

Социальная п�