автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Развитие системы образования у арабов-бедуинов Израиля

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Абу, Агаг Джамиль
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Диссертация по истории на тему 'Развитие системы образования у арабов-бедуинов Израиля'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Развитие системы образования у арабов-бедуинов Израиля"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи 005000О'- /Л ^/р

АБУ АГАГ Джамиль

Развитие системы образования у арабов-бедуинов Израиля

Специальность 07.00.03 - всеобщая история (древность,

античность, средние века, новое время)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

2 5 ОКТ 2012

Санкт-Петербург 2012

005053813

Работа выполнена на Кафедре истории стран Ближнего Востока Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета

Научный руководитель доктор исторических наук

Михаил Анатольевич Родионов

Официальные оппоненты: доктор исторических наук

Семен Мордухович Якерсон (СПбГУ)

кандидат исторических наук Мария Ефимовна Резван (МАЭ РАН, Кунсткамера)

Ведущая организация

Библиотека Российской Академии наук

Защита диссертации состоится 25 октября 2012 г. в 16:00 на заседании Совета Д 212.232.43 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д.11, ауд. 175 Восточного факультета.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета (199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9).

Автореферат разослан

Ученый секретарь Диссертационного совета Т а Н.Н.Телицин

Общая характеристика работы

Актуальность и научная значимость темы. С конца 60-х годов прошлого века интенсифицировался процесс перехода бедуинского общества пустыни Негев (юг Израиля) от полукочевого образа жизни к оседлости. В 70-е - 80-е годы по инициативе израильских властей посреди пустыни были выстроены 7 бедуинских поселений, одно из которых (Рахат) уже получило статус города. Со временем бедуины перехватили у государства инициативу, и процесс перехода к оседлости вышел из-под контроля: в пустыне появляются и разрастаются непризнанные властями бедуинские поселки, застроенные каменными двухэтажными (подчас роскошными) домами. Палатки из козьей шерсти уступили место коттеджам. Кочевое хозяйство -заработкам в городах. Традиционная медицина - эффективной израильской системе здравоохранения.

Уникальный эксперимент привлекает внимание историков, социологов и антропологов. Изучается реакция бедуинского общества на инициированный извне процесс и его поведение в условиях оседлости. В этом контексте отдельного, глубокого исследования заслуживает система просвещения. Речь идет об одном из важнейших, но не изученных ранее аспектов модернизации. Этим и обусловлена научная значимость диссертации, посвященной внедрению в Негеве начального и среднего (в том числе - специального) образования.

Процесс становления системы образования продолжается до сих пор и проходит весьма сложно, но, как показывает накопленный опыт - успешно. Даже система специальной педагогики (образование для детей со специальными потребностями) в итоге начала приживаться в традиционном, племенном обществе с присущими ему суевериями и консерватизмом. Детей отдают в школы не только оседлые обитатели поселений, но и те, кто продолжают вести полукочевой образ жизни. Сложившаяся культурная

ситуация исключительна: в школах с детьми работают преподаватели из числа арабов-горожан, бедуинов, евреев, родившихся в Израиле, и тех, кто прибыл в страну относительно недавно. Ради общей цели жители современного Негева находят компромисс между культурами и поколениями, между традициями племенного общества и нормами Западного мира.

Описание беспрецедентного эксперимента — по-прежнему актуальная задача. Именно сейчас, пока живы те, кто стоял у истоков современной системы образования для бедуинов Негева, есть возможность зафиксировать их свидетельства и проанализировать их опыт.

Диссертация значима для изучения новейшей истории арабов Ближнего Востока, истории кочевых и полукочевых культур, а также для теории социальной модернизации. Представленное исследование — единственное в своем роде, поскольку на примере Негева впервые затрагивает не только общее, но и специальное образование в среде арабов-бедуинов. Особое внимание уделено тендерным вопросам (развитию образования для девочек). Кроме того, научная значимость работы обусловлена тем, что в ней сочетаются теоретический и практический аспекты.

Предмет и объект исследования. Предмет исследования - становление и развитие начального и среднего образования в бедуинском секторе израильского общества. Особое внимание уделяется системе образования для детей со специальными потребностями .

Объект исследования - арабы-бедуины пустыни Негев -организованное по племенному принципу общество, сохраняющее множество традиционных черт, но переживающее смену хозяйственно-культурного типа по мере перехода к оседлости.

Арабы Израиля представлены палестинцами-мусульманами, палестинцами-христианами, друзами, бедуинами Галилеи и бедуинами Негева. Бедуины Негева — наиболее традиционное и близкое к древним арабским корням общество, а потому их опыт особенно интересен в

контексте развития системы образования в арабской среде современного Израиля. Кроме того; именно по данному арабскому обществу автор обладает ценным фактическим материалом.

Специальному образованию уделено особое внимание по двум причинам. Во-первых, в этой сфере наглядно проявились предрассудки традиционного общества и трансформация старых взглядов в эпоху модернизации. Во-вторых, в сфере образования для детей со специальными потребностями у автора имеется личный опыт многолетней практической работы.

Кочевники обитали в Негеве еще в добиблейские времена, но общество арабов-бедуинов, о котором идет речь в работе, в основном сформировано племенами, переселявшимися из Центральной Аравии в период с XIV по XVIII века. В последние двести лет некоторые племенные союзы разрастались за счет присоединявшихся арабов-крестьян (феллахов) и бедуинских племен, происходящих из Центральной Аравии, но переселившихся непосредственно из Египта.

С исторической, этнической, языковой, культурной, общественной и экономической точек зрения бедуины Негева - часть арабского кочевого мира — континуума, включающего Аравию и простирающегося через юг Иордании и Синайский полуостров до Северной Африки. В течение последних веков бедуины Негева занимались традиционным полукочевым хозяйством. Оно предполагало передвижение группами из нескольких семей на 50 километров максимум (как правило, между двумя колодцами). Такой подтип кочевого хозяйства позволяет разводить черных коз и овец, которых, в отличие от верблюдов, невозможно перегонять на сотни километров через пустыню. В дополнение к скотоводству в Негеве распространено подсобное земледелие. Кроме того, традиционный образ жизни бедуинов определяли постоянные нападения различных групп друг на друга с целью добычи. Как правило, они заканчивались тем, что более слабое племя начинало платить дань сильным соседям. Кровь проливалась и в ходе войн за пограничные

рубежи. Они сказывались на жизни в Негеве до 1917 года, пока на закате Османской эпохи турецкие власти не закрепили существовавшие на тот момент межплеменные границы.

С начала второй половины XX века в Негеве выделяют 5 племенных союзов: тийаха (tiyaha, центр и восток Беэр-Шевской долины), гдират (gdirat, район к северо-востоку от Беэр-Шевы), зуллам (dullam, также к северо-востоку от Беэр-Шевы, и непосредственно к западу от Мертвого моря), тарабйн (tarabln, запад Беэр-Шевской долины) и азазме (cazazme, географический центр пустыни Негев - к югу от Беэр-Шевы). Существует также ряд племен, не относящих себя ни к одному из названных объединений.

Численность бедуинов Негева оценивается сегодня примерно в 180 тыс. человек. Около половины из них проживают в упомянутых выше 7 населенных пунктах. Вторая половина рассеяна в северной части Негева, обитая в непризнанных поселениях и временных жилищах. К этой группе относятся в основном бедуины, перемещенные со своей исконной территории после основания государства Израиль и отказывающиеся забыть претензии в обмен на участок земли в поселке. Многие не строят дома на отведенных для них государством участках, поскольку, по бедуинским законам, земля по-прежнему принадлежит исконным владельцам, и попытка освоить ее может привести к межплеменному конфликту. Сохраняется и небольшая группа бедуинов, продолжающая вести традиционный полукочевой образ жизни. Найти ее представителей можно на самом юге Израиля - в районе Эйлата.

Временные рамки, ограничивающие объект исследования - период, охватывающий конец Османской эпохи (вторая половина XIX - начало XX вв.), период британского мандата (1920-1948) и годы существования государства Израиль.

Цель и задачи работы. Основная цель работы — исследовать процесс развития системы образования в бедуинском обществе Негева. Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:

1) Собраны, обработаны и представлены документальные данные, свидетельствующие о вкладе основателей и сотрудников системы специального образования в Негеве в развитие педагогики в целом.

2) Изучено влияние, оказанное на формирование новой системы образования западными нормами с одной стороны и бедуинскими традициями — с другой.

3) Исследованы изменения, произошедшие в традиционном бедуинском обществе вследствие распространения новой системы образования.

Предпосылки исследования. Несколько исходных предположений, сделанных автором в ходе наблюдений и работы с источниками, легли в основу данного исследования. Автор исходил из того, что систему образования для бедуинов Негева в период становления государства Израиль не строили с нуля. Ее основы были заложены в Османский период, а затем были развиты в годы британского мандата. С другой стороны, в периоды, предшествовавшие становлению еврейского государства, у бедуинов Негева не было условий для обучения детей со специальными потребностями. Учреждения для таких детей появились на территории современного государства уже в период британского мандата, однако исключительно в крупных городах. Система специального образования в бедуинском секторе израильского общества начала формироваться лишь в 1980-е годы.

Традиции племенного общества оказывали серьезнейшее влияние на процесс и до настоящего времени определяют порядки в бедуинских школах. В итоге они не помешали внедрению современной системы образования, что, впрочем, не означает, что они не препятствуют ее развитию.

Новизна исследования. До настоящего времени в науке не было попыток сделать исторический обзор системы образовательных и вспомогательных воспитательных учреждений в бедуинском обществе. С этим связана новизна исследования. В работе впервые публикуются многие важные сведения о вспомогательной педагогике в Негеве. Исследуется система образования, существовавшая в бедуинской среде Палестины в конце Османского периода и в годы британского мандата (с 1920 по 1948 гг.). Составлен перечень бедуинских школ, существовавших в период с 1900 по 1948 годы .

Автору удалось понять, какие возможности получить образование были у детей со специальными потребностями в Негеве конца XIX — первой половины XX веков. Была сделана попытка проследить, как менялось отношение к таким ученикам по мере развития специальной педагогики .

В работе впервые сравнивается традиционное отношение арабского оседлого, бедуинского и еврейского обществ к людям со специальными потребностями. Это сравнение выявляет особые свойства культур и религий. Сравнивается политика турок, англичан и израильтян в Палестине в сфере образования. Характеризуется роль Израиля в развитии системы просвещения в бедуинском секторе Негева.

Данное исследование — первое еще и в том, что касается изучения опыта профессиональной подготовки учителей-бедуинов для работы в сфере специального образования. Изучается история развития системы колледжей, где занимались переквалификацией и обучением педагогов-дефектологов для бедуинского сектора.

Методологические принципы работы. В исследовании применен сравнительно-исторический метод, который в силу особенностей образа жизни и культуры бедуинов Негева применим к изучению процессов модернизации, протекающих в их обществе. Также использованы методики источниковедения, включающие установление информационных возможностей источника: полноту, достоверность и новизну данных.

Используется и структурно-функциональный метод. При этом системный объект - традиционная, этническая культура, реагирующая на изменение внешних условий. Все ее сферы - первичного производства, жизнеобеспечения, соционормативная и гуманитарная - переживают серьезную трансформацию, коррелируя между собой. Структурно-функциональный подход позволяет понять, что современная система образования (относится к соционормативной и гуманитарной сферам) не могла вытеснить традиционную, пока для этого не изменились в достаточной степени другие сферы традиционной культуры.

В работе с информантами применялись три основных подхода: 1) вопросник, посвященный личным данным и деталям профессиональной биографии; 2) интервью, в ходе которого автор просил собеседников рассказать о своем педагогическом опыте или иной работе в системе вспомогательной педагогики; 3) метод включенного наблюдения, пользуясь которым автор собирал данные об устройстве и работе школ в рамках системы специального образования в Негеве, получая представление о современной ситуации.

Структура исследования. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, приложений и списка использованной литературы.

Практическая значимость. Работа имеет практическую значимость для востоковедов, историков и этнографов, поскольку посвящена важнейшим аспектам развития полукочевого общества и обращается к новому и новейшему периоду истории одной из ключевых областей Ближневосточного региона. Исследование значимо также для общей и специальной педагогики. Оно важно для изучения этих дисциплин, а описанный практический опыт должен быть полезен тем, кто занят в области специального образования. Материалы и выводы диссертации могут использоваться в лекционных курсах и уже применяются при подготовке специалистов для работы среди бедуинов.

Апробация работы. Апробация работы была осуществлена в виде докладов и сообщений на научных конференциях, семинарах и симпозиумах сотрудников, занятых в сфере специального образования:

Март 2008 года — Международный симпозиум "Педагогика в арабских странах", педагогический колледж "Кей" (Беэр-Шева, Израиль).

С 2008 года - выступления на ежегодных «Педагогических чтениях» в Университете им. Бен-Гуриона (Беэр-Шева).

В начале октября 2009 года автор рассказал о результатах своей работы в эфире радиостанции «Голос Израиля» в программе, посвященной вопросам образования в арабском секторе.

Основное содержание работы

Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы, обозначаются географические и временные рамки исследования, его объект и предмет. Формулируются цели и задачи работы. Объясняются ее новизна и практическая значимость. Раскрываются методы систематизации и анализа исторического и этнографического материала. Характеризуются источники и использованная литература.

В первой главе («Традиционное воспитание в бедуинском обществе Негева») речь идет об исходных условиях, в которых предстояло развиваться привнесенной извне системе образования - условиях традиционного полукочевого общества. Рассматриваются хозяйственно-культурный тип арабов-бедуинов Негева и особенности их менталитета. Объясняется организация традиционной семьи.

Также делается обзор основных факторов, определяющих межплеменные отношения: необходимость делить пастбища и водные

ресурсы, избегать конфликтов, поддерживать друг друга и утверждать престиж. Внимание уделяется природным условиям и их влиянию на организм бедуинов. Изучаются религиозные представления кочевников-арабов, их суеверия и связанная с ними защитная магия.

Основная часть главы посвящена традиционному воспитанию. В контексте работы оно важно как элемент культуры, который современной системе образования предстояло дополнить и в значительной степени заменить.

Рассматриваются этапы традиционного воспитания в бедуинском обществе и внешние факторы, влияющие на него. Выделяются четыре этапа: 1) раннее детство (до 5 лет), когда мальчик находится под влиянием матери, братьев и сестер; 2) начало учебы (6-8 лет), когда мальчика постепенно отлучают от женской половины и вводят в круг мужчин, чтобы он привыкал к своей будущей роли и на подсознательном уровне усваивал обычай и этикет; 3) начало социализации (9-12 лет), когда происходит интенсивное отцовское воспитание. К 12 годам мальчик уже должен уверенно чувствовать себя в группе мужчин. Он должен научиться действовать от имени отца и использовать его авторитет. 4) Основная социализация (13 лет и старше). С 13 лет к мальчику относятся как к полноправному мужчине. Он должен уметь пользоваться оружием, чтобы в случае необходимости защищать семью и вершить месть.

Традиционное воспитание было направлено на прививание важнейших навыков, связанных с выживанием в пустыне и ведением кочевого хозяйства. Быт, основанный на верблюдоводстве, при внешней простоте связан с целым комплексом практических знаний, требующих опыта: верховая езда, ориентирование по небесным телам, умение читать следы и находить воду, знание законов, регулирующих отношения между племенами.

Традиционный уклад полукочевников совершенно не подходил для развития современной системы образования. Просвещение не представить

себе без школьной инфраструктуры, рассчитанной на оседлый образ жизни. Кроме того, учебе детей в школах должны были препятствовать племенной принцип социальной организации и отсутствие единой социальной территории (наличие межплеменных границ).

Во второй главе («Арабская система просвещения в Негеве: XIX век и период британского мандата (1918-1948)») делается обзор османской и британской систем образования на территории Негева. Рассматриваются типы школ и состояние учебных заведений. Показано, каким образом сочетались традиционное бедуинское воспитание и новшества, привнесенные османской и британской администрациями.

До конца XIX века турки не были заинтересованы в том, чтобы подвластные им народы получали образование. Лишь семьи богатых шейхов отправляли детей учиться в Стамбул. В результате реформы, проведенной в Османской империи в 1869 году, государство взяло на себя ответственность за образование. В больших городах были открыты школы, в которых дети из относительно состоятельных семей обучались до седьмого класса. Дети крестьян и ремесленников обучались в школах-четырехлетках. В Палестине в тот период государственных школ было крайне мало.

Лишь в 1913 году арабы получили право учиться в начальных и средних школах на родном языке. В Османской империи проснулся интерес к арабской культуре и ее наследию: литературе, наукам и искусствам. Турецкие власти начали заботиться об экономическом положении населения. Чиновники перешли от политики полного, намеренного пренебрежения просвещением арабских народов к новой образовательной политике. И все

же система народного образования была сосредоточена в основном в руках местных религиозных деятелей,- считавшихся лояльными Стамбулу. В 1918 году, когда англичане получили Палестину в наследство от турок, в большинстве районов существовало лишь по несколько школ, а во многих областях они отсутствовали вовсе.

Политика британцев в области образования в подмандатной Палестине была во многом похожа на политику турок. Они также рассматривали систему образования как средство продвижения идей, укрепляющих режим. Пособия для населения контролируемых территорий составлялись без учета местных культурных особенностей. Вместе с тем, в отличие от турок британцы стремились создавать новые школы. В Палестине было распространено четырехлетнее образование.

Основы будущей системы образования в Негеве складывались до провозглашения независимости Израиля. Обучение было в основном платным - в частных учебных заведениях в Беэр-Шеве. Бесплатные школы существовали при миссионерских приютах, но число их воспитанников было невелико. Для большинства бедуинов Негева образование сводилось к чтению Корана и овладению простейшей арифметикой.

В данной главе затрагивается вопрос о становлении системы образования для детей со специальными потребностями, поскольку в Палестине этот процесс начался еще до появления государства Израиль. Изучаются факторы, повлиявшие на развитие вспомогательной педагогики. Делается обзор организаций, административных и образовательных учреждений, занимавшихся детьми с ограниченными возможностями в период до 1948 года в разных районах подмандатной Палестины.

Большая часть специальных школ создавалась по частной инициативе и финансировалась филантропами или общественными организациями. Мест в этих школах не хватало. Миссионерские приюты также принимали участие в воспитании детей с ограниченными возможностями и развитии у них

трудовых навыков. Уже в 20-е, 30-е годы были заложены основы диагностики. Были определены основные типы патологий, в соответствии с которыми формировались профили вспомогательных школ.

Первые сотрудники системы специального образования (профессура, педагоги, воспитатели, врачи и психологи) изучали, обобщали и творчески обогащали мировой опыт. В отличие от школ для обычных детей, в специальных классах обучались вместе евреи, англичане и арабы.

Третья глава («Израильская система просвещения и арабское образование в Негеве в период становления государства») посвящена развитию системы воспитания и образования после провозглашения независимости Израиля в 1948 году. Государство взяло на себя ответственность за воспитание подрастающего поколения сразу же после окончания действия британского мандата на управление Палестиной. Для арабов были разработаны отдельные образовательные программы по родному языку, религии, истории. В 1950 году в Израиле был принят Закон об обязательном бесплатном образовании. Автор прослеживает, как он реализовывался в арабском секторе, и как в Негеве появлялись и развивались школы для бедуинов. Исполнение закона стимулировало развитие инфраструктуры просвещения. Государство старалось привести число школ и учителей в арабском секторе в соответствие с числом арабских детей школьного возраста.

Автор выделяет три этапа развития арабской системы просвещения в Израиле (с 1949 по 1968, с 1968 по 1990, и с 1990 до наших дней), объясняя характерные особенности каждого периода.

Попытки израильских властей внедрить современную систему образования поначалу были встречены с недоверием. Школы, противоречащие кочевому укладу, а значит и всему бедуинскому образу жизни, были восприняты как явление отрицательное. Бедуины, не понимавшие поначалу, что их традиционный уклад обречен, не видели

необходимости в том, чтобы их дети получали городское образование. С их точки зрения, оно могло лишь ■ испортить подростков, отвлекая их от приобретения по-настоящему необходимых навыков .

Организация системы образования натолкнулась на сложности, связанные не только с менталитетом, но и с законами традиционного общества. В частности, строительство школ было затруднено крайне ревностным отношением бедуинов к родовой территории. Никто не был готов жертвовать собственной землей, а общественной территории не было.

Отдельно рассматривается вопрос о том, как условия жизни в бедуинском обществе затрудняли развитие образования для детей со специальными потребностями. Детей с отклонениями традиционно прятали, поскольку они воспринимались как позор семьи. С другой стороны, трудно было заставить бедуинов, готовых стать учителями, пойти работать в специальные школы. В тех случаях, когда молодые выпускники были согласны на это, родственники зачастую заставляли их отказаться от принятого решения, считая подобную работу постыдной и опасной для психического здоровья.

Лишь тогда, когда школьное образование стало признанной ценностью, в бедуинском обществе возникло понимание того, что нужно дать каждому человеку возможность реализовать свой потенциал.

Включение женщин в систему образования также столкнулось с множеством сложностей. В традиционном полукочевом быту девочки выполняли всю вспомогательную работу в доме. Лишь после того, как бедуины перешли к оседлости, и отпала необходимость в детском труде, девочек начали отправлять в школы. Кроме того, обучение девочек было невозможно, пока не появилось достаточно школ на территории разных племен. Отпускать дочерей за пределы племенной территории, тем более без сопровождения родственника, бедуины долгое время не соглашались. Когда же девочки начали обучаться в школах, стоило большого труда убедить

бедуинов позволить им учиться в школе после 10-11 лет. Только до этого возраста в традиционной полукочевой среде мальчики и девочки из разных семей могут находиться вместе. Возможностей для раздельного обучения подростков поначалу не было - не хватало школ и учителей.

Когда бывшие полукочевники осознали ценность среднего образования, школа на территории племени стала восприниматься как свидетельство престижа. Каждое племя добивалось того, чтобы образовательное учреждение было построено и для его детей. Таким образом, племенной принцип социальной организации сыграл на руку развитию системы образования.

Автор приходит к выводу, что отношение к детям со специальными потребностями в бедуинских племенах изменилось лишь после того, как их представители согласились стать частью израильского общества и начали разделять многие его ценности.

В Заключении формулируются теоретические и практические выводы.

Принятие реалий современного израильского общества стало для бедуинов Негева неизбежностью. Под влиянием перемен, вызванных переходом к оседлости, в традиционном обществе полукочевников обновляются не только сферы жизнеобеспечения и первичного производства, но также гуманитарная и соционормативная сферы. Формируется новая система гуманистических ценностей - близкая к западной. Преодолеваются вековые заблуждения (особенно в тендерной сфере) и ломаются устойчивые стереотипы, связанные с древней традицией. Опыт бедуинского общества показал, что трансформация сфер социальной технологии невозможна, пока в нужной степени не трансформировались сферы технологии материальной.

Система просвещения в бедуинском секторе изначально была построена с учетом племенной структуры общества и в дальнейшем

развивалась под влиянием ее особенностей. На образовательный процесс решающее влияние оказывали бедуинские традиции и моральные ценности.

Сегодня, когда из-за смены образа жизни племен Негева их культурное наследие находится на грани исчезновения, система просвещения имеет первостепенное значение для его сохранения. Изучение культурного наследия должно быть включено в образовательные программы .

Не следует препятствовать формированию классов, администрации и педагогического коллектива школ по племенному признаку.

Образование в бедуинском секторе должно стать основным приоритетом. Опыт всего нескольких десятилетий показал, до какой степени оно определяет судьбу общества.

Необходимо увеличить степень участия родителей в воспитании и образовании детей. Родительские комитеты должны участвовать в принятии ключевых решений. Следует поощрять родителей учащихся к тому, чтобы они непрерывно следили за их успеваемостью и работой школ.

Необходимы новые детские сады в бедуинских поселениях и на территориях обитания племен, чтобы дети проходили серьезную дошкольную подготовку.

Число учащихся в классах необходимо уменьшить, чтобы подход к ученикам был более индивидуальным .

Следует позаботиться об одаренных детях в бедуинском секторе, стараясь видеть их таланты еще в дошкольном возрасте и дать им возможность развивать свои способности.

Источники и литература. Источниками при написании данного исследования стали личные свидетельства, полученные автором в ходе интервью, архивные документы Министерства просвещения и других учреждений и ведомств, историческая литература и научные статьи.

Автор опирается на информацию, полученную от учителей, воспитателей, методистов и директоров школ, работавших в системе образования в период ее становления. Также ценные сведения были получены в ходе изучения фотоархивов и кинохроники, газетных публикаций, дневников и личных записей.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

Статьи в рецензируемых научных журналах:

1) Развитие женского образования у бедуинов Израиля // Вестник СПбГУ. Вып. 1, март 2012. С. 118-123

В иных русскоязычных изданиях:

2) Специальное образование в Израиле и в бедуинском секторе Негева // «Инфо» (русскоязычное отраслевое издание г. Беэр-Шева), выпуск от 6 января 2010 года. С.3-5

Прочие публикации:

3) Уход за детьми со специальными потребностями в бедуинском секторе Негева: сочетая современную медицину с традиционной // Ан-Нагб (издание о региональном развитии Негева на арабском языке), выпуск от 12 марта 2009 года. С.7-8

4) Подготовка учителей-бедуинов для системы специального образования в Негеве и расширение рамок просвещения для детей со специальными потребностями // Ан-Нагб, выпуск от 22 июля 2010 года. С.7-8

5) Современная система образования как фактор способствующий сохранению и исчезновению традиционной культуры бедуинов Негева // Ан-Нагб. выпуск от 12 декабря 2010 года. С.6-7

Подписано в печать 21.09.2012. Формат 60X84'/,6 Объем 1,25 п. л. Тираж 100 экз. Заказ 103. Отпечатано в Лаборатории оперативной печати факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета 199004, Санкт-Петербург, В. О., 1-я линия, д. 26

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Абу, Агаг Джамиль

Введение.

Глава 1. Традиционное воспитание в бедуинском обществе Негева.

Глава 2. Арабская система просвещения в Негеве: XIX век и период британского мандата (19181948).

Глава 3. Израильская система просвещения и арабское образование в Негеве в период становления государства.

 

Введение диссертации2012 год, автореферат по истории, Абу, Агаг Джамиль

1.1. Актуальность темы

С конца 60-х годов прошлого века интенсифицировался процесс перехода бедуинского общества пустыни Негев (юг Израиля) от полукочевого образа жизни к оседлости. В 70-е - 80-е годы по инициативе израильских властей посреди пустыни были выстроены 7 бедуинских поселений1, одно из которых (Рахат) уже получило статус города. Со временем бедуины перехватили у государства инициативу, и процесс перехода к оседлости вышел из-под контроля: в пустыне появляются и разрастаются непризнанные властями бедуинские поселки, застроенные каменными двухэтажными (подчас роскошными) домами. Палатки из козьей шерсти уступили место коттеджам. Кочевое хозяйство - заработкам в городах. Традиционная медицина - эффективной израильской системе здравоохранения.

Уникальный эксперимент и вызванные им процессы привлекли внимание историков, социологов и антропологов. Изучаются реакция бедуинского общества д, на модернизацию и его поведение в новых условиях.2 Сегодня исследования в этой области своевременны и важны не только потому, что речь идет о беспрецедентном эксперименте и актуальных процессах. В первую очередь, описывается и изучается ценнейший человеческий опыт.

Данное исследование посвящено становлению системы начального и среднего (в том числе - специального3) образования в бедуинском секторе Негева. Речь идет об одном из важнейших, но до настоящего времени неизученных аспектов модернизации в бедуинском обществе, чем и объясняется актуальность работы. Процесс становления продолжается до сих пор и проходит весьма сложно, но, как показывает опыт - успешно. Система специальной педагогики начала приживаться в традиционном, племенном4 обществе с присущими ему суевериями и консерватизмом. Детей со специальными потребностями отдают в школы не только оседлые обитатели поселений, но и полукочевники. В школах с детьми работают преподаватели из числа арабов

1 Тель-Шева (1968), Рахат (1972), Сегев-Шалом (1979), Арара-в-Негеве (1982), Ксейфа (1982), Хура (1989), Лакийя (1990).

В Израиле издано немало книг и статей, посвященных различным аспектам перехода к оседлости и реакции бедуинского общества на модернизацию. См. например, монографии: БЬтиеН 1980, Науакоок 1986.

3 Здесь и далее термин «специальное образование» употребляется для обозначения системы образования для детей со специальными потребностями.

4 Племенное общество - общество, организованное по племенному принципу. горожан, бедуинов, евреев, родившихся в Израиле, и тех, кто прибыл в страну относительно недавно. Ради общей цели жители современного Негева находят компромисс между культурами и поколениями, между традициями племенного общества и нормами Западного мира.

1.2. Предмет и объект исследования

Предмет исследования - становление и развитие начального и среднего образования в бедуинском секторе израильского общества. Особое внимание уделяется системе образования для детей со специальными потребностями.

Объект исследования - бедуинское общество пустыни Негев -организованное по племенному принципу общество, сохраняющее множество традиционных черт, но переживающее смену хозяйственно-культурного типа по мере перехода к оседлости.1

Кочевники обитали в Негеве еще в добиблейские времена [Retsö 2006], но бедуинское общество, о котором идет речь в работе, в основном сформировано племенами, переселявшимися из Центральной Аравии в период с XIV по XVIII века. В последние двести лет некоторые племенные союзы разрастались за счет присоединявшихся арабов-крестьян (феллахов) и бедуинских племен, происходящих из Центральной Аравии, но переселившихся непосредственно из Египта. Бедуины, живущие в Негеве на несколько веков дольше, по сей день называют их «египтянами». В этом прозвище нет пренебрежения, и бедуины «последней волны» обозначают себя так же. Процесс формирования союзов в Негеве происходил постоянно. Одни исчезали с карты, другие, наоборот, появлялись, обособляясь в самостоятельные объединения после выхода из состава союзов, существовавших ранее.

С исторической, этнической, языковой, культурной, общественной и экономической точек зрения бедуины Негева - часть арабского кочевого мира -континуума, включающего Аравию и простирающегося через юг Иордании и Синайский полуостров до Северной Африки. В течение последних веков бедуины Негева занимались традиционным полукочевым хозяйством. Оно предполагало передвижение группами из нескольких семей на 50 километров максимум (как правило, между двумя колодцами). Такой подтип кочевого хозяйства позволяет

1 Свое знание современной истории бедуинских племен Негева, основанное на устной традиции, автор дополнял следующими источниками: cÄrif 1934, Marx 1967, Gal-Pe'er 1979, Abu-Rabi'a 2001, Grossman 2001, Kressel 2003 и Ben-David 2004. разводить черных коз и овец, которых, в отличие от верблюдов, невозможно перегонять на сотни километров через пустыню. В дополнение к скотоводству в Негеве распространено подсобное земледелие. Кроме того, традиционный образ жизни бедуинов определяли постоянные нападения различных групп друг на друга с целью добычи. Как правило, они заканчивались тем, что более слабое племя начинало платить дань сильным соседям. Кровь проливалась и в ходе войн за пограничные рубежи. Они сказывались на жизни в Негеве до 1917 года, когда на закате Османской эпохи турецкие власти закрепили существовавшие на тот момент границы.

Веками бедуины Негева сохраняли связи с арабами из деревень в областях Хеврона и Газы. Что интересно, получая от земледельцев необходимые товары и помощь, когда она требовалась, бедуины оставались закрытыми для влияний извне. Так, в отличие от деревенских и городских жителей, они не призывались в турецкую армию и практически не платили налогов. Культурное сближение с оседлым миром произошло лишь в начале XX века с развитием Беэр-Шевы.

С начала второй половины XX века в Негеве выделяют 5 племенных союзов: тийаха (tiyaha, центр и восток Беэр-Шевской долины), гдират (gdirat, район к северо-востоку от Беэр-Шевы), зуллам (dullam, также к северо-востоку от Беэр

Шевы, и непосредственно к западу от Мертвого моря), тарабйн (tarabln, запад

Беэр-Шевской долины) и азазме (cazazme, географический центр пустыни Негев - > к югу от Беэр-Шевы). Существует также ряд племен, не относящих себя ни к одному из названных объединений.

Численность бедуинов Негева оценивается сегодня примерно в 180 тыс. Около половины из них проживают в упомянутых выше 7 населенных пунктах. Вторая половина рассеяна в северной части Негева, обитая в непризнанных поселениях и временных жилищах. К этой группе относятся в основном бедуины, перемещенные со своей исконной территории после основания государства Израиль и отказывающиеся забыть претензии в обмен на участок земли в поселке. Многие не строят дома на отведенных для них государством участках, поскольку, по бедуинским законам, земля по-прежнему принадлежит исконным владельцам, и попытка освоить ее может привести к межплеменному конфликту. Сохраняется и небольшая группа бедуинов, продолжающая вести традиционный полукочевой образ жизни. Найти ее представителей можно на самом юге Израиля - в районе Эйлата.

Временные рамки, ограничивающие объект исследования - период, охватывающий конец Османской эпохи (вторая половина XIX - начало XX вв.), период британского мандата (1920-1948) и годы существования государства Израиль.

1.3. Цель и задачи

Основная цель работы - исследовать процесс развития системы образования в бедуинском обществе Негева. Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:

1) Собраны, обработаны и представлены документальные данные, свидетельствующие о вкладе основателей и сотрудников системы специального образования в Негеве в развитие педагогики в целом.

2) Изучено влияние, оказанное на формирование новой системы образования западными нормами с одной стороны и бедуинскими традициями - с другой.

3) Исследованы изменения, произошедшие в традиционном бедуинском обществе вследствие распространения новой системы образования. 1.4.

1.4. Предпосылки и новизна исследования

Несколько исходных предположений, сделанных автором в ходе наблюдений и работы с источниками, легли в основу данного исследования. Автор исходил из того, что систему образования для бедуинов Негева в период становления государства Израиль не строили с нуля. Ее основы были заложены в Османский период, а затем были развиты в годы британского мандата. С другой стороны, в периоды, предшествовавшие становлению еврейского государства, у бедуинов Негева не было условий для обучения детей со специальными потребностями. Учреждения для таких детей появились на территории современного государства уже в период британского мандата, однако исключительно в крупных городах. Система специального образования в бедуинском секторе израильского общества начала формироваться лишь в 1980-е годы .

Традиции племенного общества оказывали серьезнейшее влияние на процесс и до настоящего времени определяют порядки в бедуинских школах. В итоге они не помешали внедрению современной системы образования, что, впрочем, не означает, что они не препятствуют ее развитию .

1.5. Новизна исследования

До настоящего времени в науке не было попыток сделать исторический обзор системы образовательных и вспомогательных воспитательных учреждений в бедуинском обществе. С этим связана новизна исследования. В работе впервые публикуются многие важные сведения о вспомогательной педагогике в Негеве. Исследуется система образования, существовавшая в бедуинской среде Палестины в конце Османского периода и в годы британского мандата (с 1920 по 1948 гг.). Составлен перечень бедуинских школ, существовавших в период с 1900 по 1948 годы .

Автору удалось понять, какие возможности получить образование были у детей со специальными потребностями в Негеве конца XIX - первой половины XX веков. Была сделана попытка проследить, как менялось отношение к таким ученикам по мере развития специальной педагогики.

В работе впервые сравнивается традиционное отношение арабского оседлого, бедуинского и еврейского обществ к людям со специальными потребностями. Это сравнение выявляет особые свойства культур и религий. Сравнивается политика турок, англичан и израильтян в Палестине в сфере образования. Характеризуется роль Израиля в развитии системы просвещения в бедуинском секторе Негева.

Данное исследование - первое еще и в том, что касается изучения опыта профессиональной подготовки учителей-бедуинов для работы в сфере специального образования. Изучается история развития системы колледжей, где занимались переквалификацией и обучением педагогов-дефектологов для бедуинского сектора.

1.6. Методологические принципы работы

В исследовании применен сравнительно-исторический метод, который в силу особенностей образа жизни и культуры бедуинов Негева применим к изучению процессов модернизации, протекающих в их обществе. Также использованы методики источниковедения, включающие установление информационных возможностей источника: полноту, достоверность и новизну данных.

Используется и структурно-функциональный метод. При этом системный объект - традиционная, этническая культура, реагирующая на изменение внешних условий. Все ее сферы - первичного производства, жизнеобеспечения, соционормативная и гуманитарная - переживают серьезную трансформацию, коррелируя между собой. Структурно-функциональный подход позволяет понять, что современная система образования (относится к соционормативной и гуманитарной сферам) не могла вытеснить традиционную, пока для этого не изменились в достаточной степени другие сферы традиционной культуры .

В работе с информантами применялись три основных подхода: 1) вопросник, посвященный личным данным и деталям профессиональной биографии; 2) интервью, в ходе которого автор просил собеседников рассказать о своем педагогическом опыте или иной работе в системе вспомогательной педагогики; 3) метод включенного наблюдения, пользуясь которым автор собирал данные об устройстве и работе школ в рамках системы специального образования в Негеве, получая представление о современной ситуации.

1.7. Структура исследования

Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, приложений и списка использованной литературы.

1.8. Практическая значимость

Работа имеет практическую значимость для востоковедов, историков и этнографов, поскольку посвящена важнейшим аспектам развития полукочевого общества и обращается к новому и новейшему периоду истории одной из ключевых областей Ближневосточного региона. Исследование значимо также для общей и специальной педагогики. Оно важно для изучения этих дисциплин, а описанный практический опыт должен быть полезен тем, кто занят в области специального образования. Материалы и выводы диссертации могут использоваться в лекционных курсах и уже применяются при подготовке специалистов для работы среди бедуинов.

1.9. Апробация работы

Апробация работы была осуществлена в виде докладов и сообщений на научных конференциях, семинарах и симпозиумах сотрудников, занятых в сфере специального образования:

Март 2008 года - Международный симпозиум "Педагогика в арабских странах", педагогический колледж "Кей" (Беэр-Шева, Израиль.(

С 2008 года - выступления на ежегодных «Педагогических чтениях» в Университете им. Бен-Гуриона (Беэр-Шева .(

В начале октября 2009 года автор рассказал о результатах своей работы в эфире радиостанции «Голос Израиля» в программе, посвященной вопросам образования в арабском секторе. 1.10. Источники и литература

Источниками при написании данного исследования стали личные свидетельства, полученные автором в ходе интервью, архивные документы Министерства просвещения и других учреждений и ведомств, историческая литература и научные статьи.

Автор опирается на информацию, полученную от учителей, воспитателей, методистов и директоров школ, работавших в системе образования в период ее становления. Также ценные сведения были получены в ходе изучения фотоархивов и кинохроники, газетных публикаций, дневников и личных записей.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Развитие системы образования у арабов-бедуинов Израиля"

5.3. Общие выводы.

В заключение подведем общие итоги. Еще в период Британского мандата на территории обитания племен в Негеве и в городе Беер-Шева существовали школы для бедуинов. Система просвещения в бедуинском секторе была построена с учетом племенной структуры общества и поддерживалась племенами. На образовательный процесс решающее влияли бедуинские традиции и моральные ценности.

Культурное наследие кочевых племен Негева находятся на грани уничтожения в свете изменения образа жизни и включения бедуинов в современное израильское общество. Система просвещения имеет первостепенное значение для сохранения культурного наследия. Изучение ■* * -наследия следует включить в образовательные программы.

Следует поощрять племенную гомогенность учеников, учителей и других сотрудников в бедуинских школах.

Системе просвещения в бедуинском секторе необходим бюджет, рассчитанный на ее улучшение и на сохранение культурного наследия и традиций в школах. Образование в бедуинском секторе должно стать первоочередным приоритетом. Опыт всего нескольких десятилетий показал, до какой степени оно определяет прогресс общества.

Необходимо увеличить степень участия родителей в воспитании и образовании детей. Родительские комитеты должны участвовать в принятии ключевых решений. Следует поощрять родителей учащихся непрерывно получать отчеты об их успеваемости, поощрять участие родителей в работе школы на всех этапах воспитания и обучения.

Необходимо открыть детские сады в бедуинских поселениях и на территориях, где обитают племена, чтобы дети проходили серьезную дошкольную подготовку.

Число учащихся в классах необходимо уменьшить, чтобы подход к ученикам был более индивидуальным.

Следует позаботиться об одаренных детях в бедуинском секторе, обнаружить их таланты еще в дошкольном возрасте и дать им возможность развивать их способности.

5. Заключение.

5.1.1. Образование в бедуинском секторе и культурные традиции.По мере перехода бедуинов Негева к оседлости отмирают многие элементы традиционной культуры, в первую очередь, относящиеся к сферам первичного производства и жизнеобеспечения. Моральные ценности бедуинского общества -основа его культурного наследия - к настоящему времени сохранились полнее всего, но есть риск, что и они по мере вживания бедуинов в современное израильское общество будут утрачены. В сферах материальной культуры насущность элементов очевидна, и они не исчезают, а заменяются по мере необходимости. В том, что касается духовного наследия и, в первую очередь, моральных ценностей (социо-нормативная сфера), зачастую происходит безальтернативное исчезновение. Традиционно, бедуинам было крайне важно изучать историю своих племен, обычаи, этикет, племенное право. Необходимые знания передавались изо дня в день - по ходу кочевой жизни. Теперь, когда бедуины учатся в школах по современным образовательным программам, эти знания теряются. В последнее время усиливается требование включить в учебные программы изучение культурного и духовного наследия, особенно в начальных школах. Зачастую уроки, посвященные традиционной культуре, проводятся по инициативе директоров школ и учителей. В некоторых школах силами коллектива были организованы краеведческие уголки.

Традиции со своей стороны также влияли на школу в арабском секторе, поначалу - даже на внешний облик учащихся. По данным Мусы Абу-Аджаджа, в 50-е - 60-е годы учащиеся начальной бедуинской школы (речь о мальчиках, поскольку девочек в школах тогда не было) носили традиционную одежду. Среди учащихся средних и старших классов в арабских школах Израиля (в бедуинском секторе тогда средних школ не было) часть мальчиков носили традиционную одежду, а часть - современную. Влияние традиций проявлялось и на отношении учеников к учителям. Дети из племенной арабской среды, традиционно относящиеся к взрослым с большим почтением, относились с огромным уважением к учителям и во всем их слушались [Мйэа АЬй-сА]аЛ. В обычной израильской школе XXI века такого отношения не встретить.

По сей день немало проблем, возникающих в системе просвещения в бедуинском обществе (в том числе - проблемы с успеваемостью), связаны с сопротивлением государственным системам, навязывающим что-то свыше, и современному просвещению как таковому. Школа принимается бедуинским обществом терпимо, коль скоро она не вмешивается в традиционный общественный уклад и не затрагивает традиционные нормы и ценности. Тем не менее, к системе образования традиционное общество относится с подозрением. Порой кланы и племена пытаются влиять со своей стороны на происходящее в школе, и это мешает педагогической работе.

5.1.2. Влияние традиционного уклада. Традиционный семейный уклад оказывает на бедуинского ребенка сильное влияние. До поступления в школу он уже успевает получить традиционное воспитание, систему моральных ценностей и важнейших понятий в их бедуинской трактовке.

После поступления в школу традиционный уклад влияет на учебный процесс. Например, в большинстве бедуинских домов до недавнего времени не было письменных столов, к которым детей приучали в школах. Это влияло на подготовку домашних заданий - у бедуинов не было дома рабочих мест. К тому же у многих в домах не было электричества, и зимой, когда темнело рано, приготовить домашнее задание было невозможно. Кроме того, целое поколение родителей, не учившихся в школе, не могло следить за тем, как дети занимаются дома, и проверять то, что они сделали, как это происходит зачастую в обычных израильских или европейских семьях.

Тем не менее, родители осознавали важность того, что их дети учатся в школе, и всеми силами помогают им. Выше отмечалось, что школа стала предметом престижа племени. Вначале каждое племя боролось за то, чтобы и на его территории было среднее образовательное учреждение. Затем предметом престижа племени стало состояние школы. Успеваемость детей стала предметом престижа семьи.

Племенной фактор может и отрицательно влиять на жизнь школы. Например, в ситуации, когда школу делят два племени, они конфликтуют по поводу того, из какого племени будет назначен директор, откуда будут учителя.

В бедуинских поселках школьное образование заставило бедуинов задуматься о социальном неравенстве и об экономическом соревновании. Нередко родители не в состоянии обеспечить детей учебниками и необходимыми принадлежностями или школьной одеждой, что создает трудности в учебе. С другой стороны, родители в некоторых обеспеченных семьях недооценивают важность просвещения и не желают тратиться на образование детей.

Бедуинское общество неоднородно. Некоторые богатые семьи видят именно в своем высоком экономическом положении общественную и политическую силу, не считая необходимым давать детям школьное образование. В итоге их дети оказались куда менее образованными, чем сверстники из средних слоев, осознающих необходимость просвещения. Нередко далеко не самые обеспеченные семьи не жалеют средств, чтобы отправить детей в школы в центр или на север Израиля. Они связывают с этим надежды на более высокие баллы при сдаче экзаменов на аттестат зрелости.

В работе было уделено немало внимания влиянию традиционного уклада на образование для девочек. В прошлом бедуинское общество строго придерживалось традиционного взгляда на воспитание девочек, и только в редких случаях им разрешалось учиться. С ослаблением влияния традиционных факторов наблюдался существенный рост числа девочек, посещающих школу, и непрерывный рост числа девушек, обучающихся в колледжах и университетах.

5.1.3. Влияние племенной принадлежности на образование.

Сохраняющийся племенной строй, несомненно, оказывает влияние на просвещение в бедуинском секторе. Там, где директор школы и учителя происходят из того же племени, что и все ученики школы, они получают всестороннюю поддержку со стороны родителей. В школах со смешанным племенным составом (особенно, если вместе учатся представители конфликтующих племен) ситуация совершенно иная. Бедуинам трудно быть выше племенных интересов и превозмогать эмоции, связанные с племенной принадлежностью (гордость, мстительность). Межплеменные отношения зачастую губительно влияют на образовательный процесс.

5.2.1 Суеверия как фактор, препятствующий включению детей со специальными потребностями в общество. Рождение ребенка с физическими ограничениями воспринимается семьей как наказание родителям за их грехи или как проклятие, ниспосланное всей семье за зло, совершенное одним из ее представителей. Порой бедуины считают, что подобный ребенок -посланное семье испытание. Смерть ребенка-инвалида традиционно воспринималась как милость Всевышнего к самому ребенку и его родителям.

2. Наследственные заболевания. Рождение подобного ребенка связано с поврежденными генами со стороны отца и матери.

3. Небрежное отношение матери к беременности, неправильное питание, отсутствие прививок и медицинского ухода.

4. Нежеланная беременность. Мать наказывает себя или своего мужа тем, что не получает необходимого медицинского ухода, не следит за своим здоровьем и здоровьем будущего ребенка.

5. Браки между родственниками, членами одного племени или одной семьи. В этой ситуации бедуины обвиняют мать.

8. В определенных случаях связывают рождение ребенка с особыми потребностями с возрастом матери.

9. Смерть ребенка с особыми потребностями расценивается как проявление жалости и милосердия со стороны Б-га по отношению к ребенку и его родителям.

10. Брачные связи с семьями, имеющими детей с особыми потребностями, приводит к поражению здорового рода.

11.Отсутствие медицинского обслуживания в районе проживания семьи, особенно в местах рассеяния. Большие расстояния до мест медицинского обслуживания, особенно отсутствие поблизости женских и детских консультаций, препятствовало получению беременными женщинами необходимого медицинского ухода, в том числе необходимых прививок, что способствовало рождению детей со специальными потребностями.

12. Община обвиняла мать в том, что во время беременности она знала о дефекте ребенка и согласилась не прерывать беременность.

13. Некоторые родители не признавали наличие дефекта у их ребенка, особенно, если речь шла о дефекте, невидимом глазом, как трудности в обучении, недостаток внимания и концентрации.

Б. Степень соответствия лечения и ухода за ребенком и желания родителей и степень их удовлетворенности.

Из интервью с Доньей Абу-Хамад и ее коллегами, воспитательницами и помощницами воспитательниц.

1. Матери утверждают, что воспитательница в детском саду является фактором отставания ребенка; мать обвиняет воспитательницу.

2. Что касается дефекта ребенка и необходимого лечения, родители полагаются на заключение дервиша больше, чем на заключение врачей.

3. Родители просят воспитателей в детском саду помочь им ухаживать за ребенком и предоставить ему традиционный уход, рекомендованный дервишем или традиционным лекарем.

4. Родители ухаживают за умственно отсталыми детьми и верят, что есть возможность вылечить утственную отсталось; родители пытаются лечить припарками.

5. Родители пробуют и ищут альтернативное лечение медицинскому или пара-медицинскому лечению.

6. Родители посещают могилы праведников со своими детьми со специальнвми потребностями и просят помочь им в лечении детей, вылечить дефект, которым страдает ребенок.

7. Родители отвергают медицинское лечение и используют традиционное лечение как альтернативу.

8. Дети не посещают лечебные рамки ради посещения в течение нескольких дней традиционного лекаря для полученич лечения, предоставляемого дервишем.

9. Родители из всех слоев общества берут детей к дервишам и к традиционным лекарям.

10. В лечении детей используется китайская медицина.

11. Родители едут с ребенком со специальными потребностями за границу, чтобы получить медицинское или пара-медицинское лечение или консультацию либо традиционное лечение у дервишей [Abü-Hammad 2008 - интервью].

По словам д-ра Моше Ланзмана, когда рождается ребенок с каким-либо дефектом, родители примиряются с этим, полагая, что это перст судьбы. Судьба ребенка и их судьба определяются Богом. Подобное объяснение является и верой, и своего рода защитой, т.к. многие родители озабочены тем, что думают другие о них и об их ребенке. Ланзман также сообщает, что некоторые родители жалуются, что их ребенок проводит слишком много времени в специальном учебном заведении без улучшения, т.к они рассчитывают на быстрые изменения в умственном функционировании ребенка. Некоторые родители переводят ребенка с особыми потребностями в другое учебное заведение, надеясь, что там он получит соответствующие воспитание и уход. [Lanzman 2008 - интервью].

По словам Мусы Абу-Аджаджа среди родителей все еще сильны суеверия и предрассудки. Работники системы просвещения борются с этим, с поведением родителей в отношении детей и их воспитания. Он рассказывает, что будучи директором школы в течение многих лет,

Бедуины верят, что каждый ребенок-инвалид, страдающий дефектами моторики, не может учиться в обычной школе, а только в отдельных рамках специального образования. Бедуины не занимались одаренными детьми, но оставили их помогать учителю и другим учащимся, в результате этого создалась ситуация, что одаренные ученики превратились в постоянных помощников учеников, имеющих трудности в учебе, или других учеников, но совершенно не развивали свои способности [Al-Gashácala - интервью].

Ахмад Ал-Файуми рассказывает, что будучи бедуинским школьником, а потом учителем, он видел немало детей, носящих на шее различные предметы: бусины, кусочки ткани - "хаджаб". Некоторые из этих детей пытались спрятать эти предметы под одеждой, т.к. стеснялись их носить. Обычно бедуины скрывают от других свои болезни, наоборот, стараются скрыть свои дефекты от других. Поэтому некоторые дети, идя в школу, оставляли хаджаб дома и надевали его опять, когда возвращались домой. Детей с дефектами отвозили к дервишам для получения лечения, и днрвиши лечили их чтением отрывков из Корана и приготавливали для них хаджаб, который дети надевали на шею [AI-FayümT 2008 -интервью].

По словам д-ра Бадии Ал-Гашалы некоторые врачи сами рекомендуют родителям ребенка со специальными потребностями обратиться к дервишу. Этим они, с одной стороны, завоевывают доверие родителей, а с другой стороны, считая, что вмешательство дервиша не может повредить, советуют обратиться к нему, при этом назначая также и свое лечение, которое родители, отправленные этим врачем к дервишу, будут давать ребенку более охотно [Al-Gashácala - интервью].

5.2.2 Перспективы просвещения бедуинов и сохранения (или изменения формы) традиций. На систему просвещения в бедуинском секторе сильно повлиял тот факт, что она возникла и развивалась на фоне многочисленных трудностей и вынуждающих обстоятельств во многих направлениях, таких как географические трудности, непростой климат в Негеве, рассеяние населения, с другой стороны, речь идет о населении с низкими экономическими возможностями, у которых отсутствует осознание важности просвещения. В прошлом приходилось стоять лицом к лицу с такими проблемами, как нехватка или отсутствие квалифицированных педагогов и подходящих помещений, а с другой стороны, противоборствовать сопротивлению населения, продиктованному традициями, особенно, когда речь шла об обучении девочек или о принятии на работу в школы учителей не бедуинов. Предстояло изменить позицию родителей по отношению к школе и к современному образованию.

В концу 60-х - начале 70-х г.г. система просвещения столкнулась лицом к лицу с серьезными изменениями, происходящими в бедуинском обществе в Негеве, а именно: переходом в потоянные поселки и городки. Это было непросто, особенно переход из гомогенных школ в племенах в гетерогенные школы в поселковых кварталах, учитывая все общественные, экономические, политические и религиозные трудности, сопровождающие этот процесс. Система просвещения столкнулась также с изменениями в бедуинских обычаях и в отношении к просвещению вообще, а также с вмешательством родителей учащихся в жизнь школы. Так, в последние годы мы является свидетелями растущей готовности родителей отправлять детей в школу, как мальчиков, так и девочек, причем, не только в начальные школы, но и в средние. Эти перемены потребовали подготовку всей системы, т.к. помимо прочего, речь шла также и о серьезной нехватке классных помещений.

Системе просвещения в бедуинском секторе пришлось противостоять властям, родителям, различным ведомствам. Работники системы просвещения в своей борьбе за формирование и построение системы, за достижение стоящих перед ними целей столкнулись с противостоящими системами, например, проведение в жизнь государственных решений и директив столкнулось с противостоящими племенными установками и традициями.

По словам Мусы Абу-Аджаджа число учащихся к настоящему времени возросло, администрация обязана следовать политике в области просвещения, установленной Министерством просвещения и местными властями. Число учащихся велико в большинстве школ и классов, что должно измениться, чтобы позволить директору и коллективу школ более тесный контакт с учащимися и их родителями. Если не произойдут изменения, в функционировании системы просвещения не наступит улучшений. [АЬй-сА]а] Б. - интервью].

По словам Атвы ал-Гарма, в настоящее время в секторе имеется много образованной молодежи по сравнению с прошлыми годами, поэтому должны произойти изменения в политике по отношению к учителям. Министерство просвещения должно дать легитимацию учителю, поддержать его и позволить ему быть более самостоятельным, усилить у учителя чувство уверенности в себе и повысить его статус. Перспектива улучшения в системе просвещения в бедуинском секторе зависит в большой степени от повышения статуса учителя, от того, насколько высок авторитет учителя и какова степень подчинения ему учеников. В прошлом учитель пользовался большим непоколебимым авторитетом, ученики слушались его беспрекословно. В последние годы учителя следуют ученикам, что наносит ущерб, подчас непоправимый, авторитету и образу учителя, ослабляет его в глазах учащихся. Необходимо внести улучшения в систему взаимоотношений учителей с учащимися [°А^л/а аКВагт]. Министерство просвещения должно предпринять шаги для того, чтобы вернуть учителю его прежний статус, авторитет и уважение к нему, укрепить его самооценку и уверенность в себе, что будет способствовать тому, что учитель сможет внести гораздо больший вклад в дело воспитания и образования детей, что в свою очередь приведет к улучшению успеваемости, т.к. до тех пор, пока учитель чувствует беспомощность и слабость, его вклад в просвещение и повышение культурного уровня учащихся будет соответствовать его социальному и экономическому положению.

Сулейман Абу-Аджадж полагает, что будущее не будет легким ни для учащихся, на для системы просвещения. Недостаточная мотивация к учебе, что со дня на день только ухудшается, ситуация, когда ученик не готов слушать и уважать учителя, в результате чего учитель начинает относиться с пренебрежением к своей работе, т.к. он ощущает свою слабость перед учащимися и их родителями и опасается наказания, которое он может получить даже в результате пустой, неоправданной жалобы родителей или учащегося, боится потерять свой заработок в случае поступления на него жалобы [АЬй-А]а] Б. - интервью].

Подобная ситуация не предвещает ничего хорошего. Я считаю, что это в большой степени происходит в результате отхода от культурных традиций и обычаев, поэтому, возможно, следует вернуться к культурным корням, к лучшим положительным бедуинским обычаям и традициям, что может вернуть прежний высокий статус учителя, уважение к нему, что, несомненно, приведет к повышению успеваемости учащихся и улучшению всей системы просвещения.

 

Список научной литературыАбу, Агаг Джамиль, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"

1. Archive of the Tel-Aviv Municipality67.123 'ny .tvfi nxvm mo^nn .a'un-^n nn'y iioin

2. Archive of the Tel-Aviv Municipality1784 ¡7'n ,4 ra'on .D.'UN-'iri JI'TV |io-i?<

3. Archive of the Tel-Aviv Municipality2.5 ¡7'n ,4 ra'on .naN-^n nn'y |io"in

4. Archive of the Tel-Aviv Municipality409.1934 -n "in'n1? n^nnn nu'vy'io onn |i-or ,3 ¡7'n ,11 nn'on aa^ri nn'y |I'dik

5. Archive of the Tel-Aviv Municipality2112 p'Ji ,4 rni'on .naN-to nn'y

6. Archive of the Tel-Aviv Municipality33.36 'ny nn'nn myi nQ'vyn D^ipions .naN-to nn'y |i*d-»k

7. Archive of the Tel-Aviv Municipality125.67 'ny ,-yrnn myi nQ'vyn nio'inn .n'n.N-'jn nn'y j

8. Education and Culture 1941108 'ny ,3-7 # 1941 .ліаілпі -|із'пп пэо1. El-A'asem 1992 1992 ,15 # іп'їіє/ .D'-mNia op1? .w/тал maa іл9Ю2 Ъэ'оп :-¡ma .2xn ттл .QoytàK іма^о9.11 'ny

9. Kes, Miller, Abu-Agag 2004 -nmann'p dw/t3 onm ten'vixpnn ni'n2n wn .'an'ay-qn vki'a ,-ivn tin ¡7'tto ,op piidk2004 ,"ninK" -Jin-n1? JV)Q7j7Nn n^^Dnn .7111'10 ~)I3'P21. Kish 1982

10. Marx 1974.1974 a'nK-1?!! .d'dwi riN*in ,nu JTKii2n ni2nn ,opin ^Kimv

11. Petah-Tiqva Municipality 1920

12. D'DWa ППрЛ-ПЛЭ "ПП ЛІПШІЇ ЛТ70 Y^li? .П'ПУ1? Л'КІїрП nwmn .ПИ|7Л-ПЛЭ лп'у л*уіп41.42 'пу ,1920 ,ппрл-плэ лп'у лк*іп .лпппкп

13. Источники на английском языке

14. Abu-Rabi'a 2001 Abu-Rabi'a, 'Aref: A Bedouin Century: Education and Development among the Negev Tribes in the Twentieth Century. New York, Oxford: Berghahn Books, 2001.1. Abu-Saad 1991

15. Abu-Saad Ismail. Toward an understanding of minority education in Israel: The case of the Bedouin Arabs of the Negev. Comparative Education, # 27.1. Berman Yaniv 2005

16. Berman Yaniv. Bedouin Medicine Modernity vs. Tradition. The Media Line, 2005.

17. Center for Bedouin Studies & Development.

18. Demographic and Health Information on Negev Bedouin Arabs.

19. Kressel 2003 Kressel, Gideon M. Let Shepherding Endure. Albany, N.Y.: State University of New York Press, 2003.

20. Retsö 2006 Retsö, Jan: cArab" in Kees Versteegh et al. (eds.): Encyclopedia of Arabic1.nguage and Linguistics 1. Leiden: E. J. Brill, 2006, pp. 126-133.

21. Интервью, проведенные на иврите Anavi 20092009 ,'w'x .'кппп mm к"'лп л'упзп ,оч'д азу1.nzman 2008 ю .mw-iío. ,"7 л^зт. гтп ддза 'ктп mm |ivy>nn д^ююо ,гшп inn1?2009 ,'W'K