автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Развитие утопической мысли в древней Греции на рубеже 5 - 4 вв. до н. э.
Текст диссертации на тему "Развитие утопической мысли в древней Греции на рубеже 5 - 4 вв. до н. э."
Санкт-петербургский государственный университет
На правах рукописи
МАСЛОВСКАЯ ТАМАРА ИВАНОВНА
Развитие утопической мысли в древней Греции на рубеже 5 - 4 вв. до н. э. (Возникновение рациональной теоретической утопии).
Специальность 09.00.11. - социальная философия
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание учёной степени кандидата философских наук
Научный руководитель: доктор философских наук,
П. Н. Хмылёв
Санкт-Петербург 1998 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение........................................................... 3
2. Глава I. Зарождение и развитие утопической мысли у древних греков ... 24
3. Глава II. Теоретическая утопия второй половины 5 в. до н. э............ 67
2.1. Проект Гипподама Милетского............................. 79
2.2. Проект Фалея Халкедонского............................... 93
2.3. Критические замечания Аристотеля......................... 96
4. Глава III. Отражение утопических идей и проектов в комедиях
Аристофана.............................................. 104
3.1. Древняя аттическая комедия как исторический источник. Социально-политические взгляды Аристофана.............. 110
3.2. Отражение утопических идей и проектов в комедии "Птицы" 119
3.3. Отражение утопической мысли в комедиях "Женщины в народном собрании" и "Богатство"..........................132
5. Заключение....................................................... 174
6. Приложение.......................................................180
Список сокращений.............................................. —
Список основных источников и литературы....................... 181
ВВЕДЕНИЕ
Для нас, граждан бывшего Советского Союза, тема утопии вообще и проблема возникновения античной рациональной утопии, в частности, имеет особое значение. Дело в том, что у нас простая человеческая жизнь постоянно подменялась да и подменяется по сегодняшний день какими-то периодическими истеричными движениями и стремлениями, погоней за всевозможными химерами и идеалами. Наша жизнь называлась то "революцией", то "строительством социализма", то "перестройкой". В настоящее время наш народ дружно ринулся в строительство капитализма, или, как это ещё принято называть, занимается строительством "нового демократического общества". Причём, начиная то или иное очередное строительство, население страны да и её правительство чаще всего имело весьма смутное представление о том, что предстояло построить, и неудивительно, что, когда строительство оказывалось законченным, очень трудно было понять и определить, что же именно удалось построить и что с этим построенным теперь делать. При этом очень интересно отметить, что, хотя вся жизнь населения страны была подчинена совершенно утопической идее строительства коммунизма, само слово "утопия" как-то недолюбливалось, а наиболее интересная и важная литература по истории утопической мысли находилась в спецхранах. В чём же причина такого странного противоречия? Почему на Западе, который является колыбелью современной утопической мысли, и где всегда существовало глубокое, развитое утопическое мышление, не произошло ничего подобного? Основная причина, пожалуй, заключается в том, что Запад создавал культуру утопии, не смешивая её с культурой реальности, и именно поэтому утопия осталась там союзницей цивилизации. Утопическая фантазия как бы стояла на страже нормальной жизни, не позволяя, с одной стороны, отождествлять фантазию с реальностью, с другой - сдерживая реализм, не допуская, чтобы он перешёл в
сверхреализм, в мир холодного расчёта, карающего равно и ностальгию и мечту. 1
Такое различное положение вещей в странах Запада и социалистического Востока стало причиной совершенно разных, порой противоположных мнений и оценок утопической мысли как явления: от её неимоверного восхваления до отчаянного порицания и страха. Кульминационный момент болезненного страха перед утопией в странах Запада пришёлся на 50-60 гг. нашего века. И это неслучайно, поскольку перед глазами всего человечества ещё стояли кровавые воплощения в жизнь некоторых утопических идей - фашизм и коммунизм в сталинской интерпретации. Конечно, неверным было бы сказать, что эти жуткие реалии истории явились прямым воплощением в жизнь тех или иных утопических произведений или проектов, но то, что существует определённая довольно тесная связь между отдельными элементами утопического мышления и жёсткими тоталитарными формами социальной организации, является вполне очевидным, и это будет, по возможности наглядно, показано в данной работе.
Следует, однако, подчеркнуть необходимость чётко различать саму утопию как явление теоретической мысли и литературный жанр от всяческих попыток её практического осуществления, то есть от деятельности своего рода "утопистов-активистов", организующих различные тайные общества, заговоры, пускающих в ход революции с целью увидеть торжество утопии собственными глазами. Сами утопические мечтания - это вовсе не стратегия к действию. И хотя отдельные попытки реализации утопических идей и проектов имели место уже в античности, переломным моментом в этом отношении стал 19 в., когда утопия практически полностью утратила свой
1 Чапликова В. Предисловие // Утопия и утопическое мышление. М., 1991. С. 4.
прежний смысл и значение. 2 Именно в это время "появляется целый ряд рационалистических, систематических утопий, где сферой воздействия становится весь мир, а средством к их достижению - переход от приключенческих историй, связанных с путешествиями, и традиционных сюжетов наподобие Елисейских полей к вопросам политической активности". 3 Именно с этого времени, когда утопия начинает привязываться к глобальным проблемам философии истории, она получает свои дополнительные значения, которые присущи ей в настоящее время: литературный жанр, образец для переустройства существующего государственного управления, состояние разума, тип мышления и так далее, что значительно усложнило возможность однозначного определения не только самого явления, но и термина "утопия".
Понятие это впервые было введено в литературный оборот знаменитым английским утопистом Томасом Мором (1478-1535), автором фантастического повествования о неведомой стране с наилучшим общественным и государственным строем: "Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии" (первое издание - Лувен, 1516). Слово "Утопия" было искусственно составлено Т. Мором из двух греческих корней: он - "не" и нотю^ -место (то-есть- "место, которого нет")4, - или же, по другой версии, при помощи другого греческого корня - еъ (хороший, добрый), то есть место, где все нужды человека не только удовлетворены, но и нашли примирение друг с другом и нуждами общества самым гармоничным и удовлетворительным образом. 5 В настоящее время, как отмечает Р. Труссон,
2 Manuel F. Е., Manuel F. P. Utopian Thought in the Western World. Cambridge, 1979. P. 9.
3 [bid.
4 Фролов Э. Д. Факел Прометея. JI., 1991. С. 350.
5 Kenneth J. Aristophanes Old-and-New Comedy. London, 1987. Vol. 1. P. 312.
толкование этого термина становится всё более проблематичным, так как он активно используется в политическом, социологическом, философском и литературном значении, что делает его слишком широким и слишком
В>» II ___» II
своем конечном итоге значение утопическии стало синонимом чего-то химерического, иррационального, оторванного от действительности. 6
Основная причина разнобоя в трактовке понятия "утопия" заключается в том, что его анализ ведётся с различных позиций и на основе различных методологий. "Одни исследователи сосредоточивают внимание на генетических особенностях утопии и выводят сущность последней из её происхождения, другие (они составляют большинство) определяют утопию, исходя из её социальных функций, которые опять-таки трактуются далеко неоднозначно; третьи рассматривают утопию, отталкиваясь от её структурных и формальных признаков. В итоге в современной социологии и философии отсутствует общепризнанная концепция утопии, а её генезис и структура по-прежнему остаются предметом разногласий." 7
По мнению Ф. Е. и Ф. П. Мэнюэлей, утопия стала предметом особо острого спора после того, как К. Маркс в "Коммунистическом манифесте" и Ф. Энгельс в "Анти-Дюринге", углубив свою доктрину диалектически, осудили утопию как изжившую себя, исторически замещённую фантазию, хотя, как отмечают далее эти исследователи, всякий, кто более глубоко вникнет в сочинения К. Маркса и Ф. Энгельса, сразу же заметит их постоянную связь с утопией прошлого. 8
Здесь не стоит, пожалуй, останавливаться подробно на проблеме утопичности теории марксизма, поскольку этот сложный и несколько болезненный для нашего общества вопрос не является предметом
6 Trousson R. Voyages aux Pays de Nulle Part. Bruxelles, 1975. P. 13-14.
7 Баталов Э. Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США. М., 1982. С. 12.
8 Manuel F. Е., Manuel F. P. Utopian Thought... P. 10.
исследования для данной диссертационной работы. 9 Важно лишь отметить, что именно К. Маркс и Ф. Энгельс положили начало тому отрицательному отношению к утопии в целом, которое затем получило широкое распространение в советском государстве, хотя, как уже отмечалось, вся его общественная жизнь была направлена на осуществление на практике самых что ни на есть утопических теорий и идеалов, которые были провозглашены очень научными и весьма реалистичными. Один из известных социологов нашего времени X. Десроше, указывая на отсутствие какой-либо разницы между "утопическим" и "научным" социализмом, как-то заметил, что "в настоящее время всевозможные мифы, доходящие до сумасшествия, и утопии приобрели огромный успех. И хотя все они совершенно нерационализируемы и даже скорее являются вообще иррациональными, это не мешает их успешному укоренению и даже принятию определённого типа реальности или "науки". Ю
С другой стороны, негативному восприятию утопии как социального явления способствовали и фашистские теоретики, которые высокопарно заявляли о создании своего собственного творческого мифа "динамической реальности", самопроизвольно используя при этом всё те же утопические отвлечения, которые они отвергали как фальшивые рационалистические конструкции. 11
В последние десятилетия нашего века, однако, многие исследователи стали несколько по-иному рассматривать утопическую склонность человека, пытаясь осуществить всесторонний анализ и определить её внутреннее
9 Подробнее об утопических аспектах марксизма см.: Bloch Е. Das Prinzip Hoffung. Frankfurt, 1950. S. 225-235; Desroche H. The Sociology of Hope. London, 1979; Manuel E E., Manuel F. P. Utopian Thought... P. 697-717; Поппер К. Открытое общество и его враги / Пер. В. Н. Садовского. М., 1992. Т. 2.
10 Desroche Н. The Sociology of Hope. P. 22.
11 Manuel F. E., Manuel F. P. Utopian Thought... P. 10.
значение вместо того, чтобы просто обвинять или восхвалять утопическую мысль. 12 Все эти исследователи рассматривают утопию с самых разных точек зрения: социологической, как Э. Блох или К. Мангейм 13, психологической, как Р. Рюйе 14, исторической или философской, как Р. Муччиелли и М. Ласки 15, или литературной, как, например, А. Петруччани 16. Несмотря на фундаментальность их трудов, сведение рассмотрения такого сложного явления, как утопическая мысль, лишь к одной из научных дисциплин, значительно сужает рамки исследования, оставляя при этом многие другие грани проблемы в тени.
Для данной диссертационной работы наиболее интересными являются общие обзоры истории развития утопической мысли, где первые разделы, как правило, посвящены античной утопии и рассматривают её в общем контексте европейской утопической мысли. Это труд Ж. Сервье 17 и уже упоминавшиеся работы Р. Труссона и Ф. Е. и Ф. П. Мэнюэлей, а также специальные сочинения по античной утопии, которых, к сожалению, не так уж много. Это, во-первых, труд Дж. Фергюсона "Утопии классического мира" и работа В. А. Гуторова "Античная социальная утопия" 18, где осуществляются попытки рассмотреть античную утопию во всей её
12 Подробный обзор современной историографии по проблемам изучения утопической мысли см.: Manuel F. Е., Manuel F. P. Utopian Thought... P. 10-12.
13 Manheim К. Ideologie und Utopie. Bonn, 1929.
14 Ruyer R. L'utopie et les utopies. Paris, 1950.
15 Mucchielli R. Le mythe de la cité ideale. Paris, 1961; Lasky M. Utopia and Revolution. London, 1976.
16 Petrucciani A. La finzione e la persuasione. L'utopia come genere letterario. Roma, 1983.
17 Servier J. Histoire de l'utopie. Paris, 1967.
18 Ferguson J. Utopias of the Classical World. New-York, 1975; Туторов В. А Античная социальная утопия. JI., 1989.
сложности и многообразии, начиная от её зарождения. Очень интересным является также исследование X. Флашара, затрагивающее многие проблемы древнегреческой утопической мысли 19, а также главы, посвящённые античной утопии, в трудах М. Финли и Э. Д. Фролова 20. При написании настоящей работы использовались также многие другие сочинения отечественных и зарубежных авторов, посвящённые отдельным проблемам, рассматриваемым в диссертации, которые будут приведены в соответствующих местах.
В качестве основного источника была использована "Политика" Аристотеля, во 2-й книге которой содержится изложение теоретических проектов переустройства общества Гипподама Милетского и Фалея Халкедонского, которые принято считать первыми образцами рациональной утопической мысли древних греков.
Однако, прежде чем перейти к теме нашего сочинения и обратиться к рассмотрению проблем, связанных с возникновением рациональной утопической мысли в древней Греции на рубеже 5-4 вв. до н. э., учитывая недостаточное исследование темы утопии в Отечественной литературе и практически полное отсутствие переводных трудов, не лишним будет, как кажется, кратко сформулировать основные достижения в этой области, которые были сделаны западными исследователями, и очертить круг ещё не решённых проблем. Дело в том, что, хотя большинство из них посвящено утопии как явлению в целом или даже утопизму нового времени, принимая во внимание общность утопических идей разных эпох и их преемственность, большинство из сделанных выводов вполне может быть применимо к античной утопии и помочь лучше понять проблемы, рассматриваемые в настоящей работе.
19 FlasharH. Formen utopischen Denkens der Griechen. Innsbruck, 1974.
20 Finley M. The Use and Abuse of History. London, 1975; Фролов Э. Д. Факел Прометея. С. 349-429.
При изучении утопии сложность начинается уже с самого определения. Можно сказать, что, сколько существует исследователей по этой проблеме, столько и определений. Чаще всего утопия определяется как "подробное и последовательное описание (или литературная фикция) воображаемого, но локализованного во времени и пространстве общества, построенного на основе альтернативной социально-исторической гипотезы и организованного - как на уровне институтов, так и человеческих отношений - совершеннее, чем то общество, в котором живёт автор" 21. Такое определение, однако, является, пожалуй, несколько упрощённым и относится лишь к литературным утопическим проектам нового времени в их классическом варианте, упуская из виду тот факт, что сама утопическая мысль появляется гораздо раньше литературных произведений этого жанра в виде так называемой народной утопии - всевозможных мечтаний о Рае, а также счастливой жизни в далёком прошлом, например, в век Кроноса, или Сатурна, в греко-римской традиции.
Кроме того, при таком определении из поля зрения совершенно изъяты производные формы утопической мысли - антиутопия, дистопия, а также различные сатиры и пародии на всевозможные утопические сюжеты, которые порой, как это будет показано на примере творчества Аристофана, очень сложно отличить от самой утопии. Поэтому, как кажется, более правильным будет, избегая каких-либо жёстких формулировок и определений, которые, пожалуй, и не следует давать такому сложному и неоднозначному явлению, отметить лишь то, что европейская утопия сама по себе - "это гибридное растение, появившееся на свет в результате скрещивания иудео-христианских верований о Рае и Царствии небесном с
21 Sargent L. British and American Utopian Literature 1516-1978. Boston, 1979. P. XIII.
Почти аналогичные определения дают В. Камала и X. Флашар: Kamalah W. Utopie, Eschatologie, Geschichtsteologie. Manheim, 1969. S. 17; FlasharH. Formen utopischen Denkens... S. 5.
эллинским мифом, повествующим об идеальном городе-государстве на земле" 22. Сама же эллинская утопия, в свою очередь, также состоит из двух составных частей: народных мечтаний о счастливой жизни в век Кроноса, сюжетов о Елисейских полях и Островах Блаженных и собственно рационального момента, связанного с поисками наилучшего государственного устройства, приведшего в конечном итоге к появлению рациональной теоретической утопии. Причины этого явления и будут, по возможности подробно, рассмотрены в данной работе.
Далее, одна из основных проблем - это взаимосвязь утопии с породившей её социальной средой, то есть с современным утописту обществом. Хотя утопия сама по себе как бы удваивает мир, надстраивая над реальным материальным миром ирреальный мир мечты, она в то же время имеет свои корни в определённом месте и времени, воспроизводя во многом обстановку реального мира и обнаруживая тесную взаимосвязь с современными ей социальными проблемами. В этом утопические мечтания имеют сходство со снами или фантазиями, свойственными определённым видам психических расстройств. Но утопия