автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Развитие выразительных средств современной русской поэтической речи в 70-80-е годы под влиянием НТП

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Лесь, Валентина Самсоновна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
Автореферат по филологии на тему 'Развитие выразительных средств современной русской поэтической речи в 70-80-е годы под влиянием НТП'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Развитие выразительных средств современной русской поэтической речи в 70-80-е годы под влиянием НТП"

КИЕВСКИЙ ГООДЛРСТВШнЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Ж Л. М.ГОРЬКОГО

На прарах рукописи

ЛЕСЬ ВАЛЕНТИНА САМССНОВКА С//><Л\ '

разеитие выразительных средств современной русской поэтической речи в 70-80-е года под влиянием нтп

10.02.01 - Русский язык

А вт о р е ф е р а т диссертации на соисканяэ ученой стэпечи кандидата фыюлогичвс-' "ких науя

Няэв 1990

Работа выполнена в Киевском государственном педагогическом институте имени А.У. Горького

Каучньгй руководитель - доктор филологических наук,

црофессор Н.Н. Пилинский Официальные оппоненты - доктор филологических наук,

профессор Т.К. Черторчжгяая - кандидат филологических наук, доцент Н.В. Журавель Вгдутцая организация - Киевский государственнкй

университет им. Т.Г. Шевчеикс

Защита состоятся " ¿'Я/^* Р 1990 г. в Ч£СО! на заседании специализированного совета КЛ13.10.03 а Кь^всхом государственном педагогическом институте им. А.11. Горького (252( г. Киев - X, ул. Пирогова. 9).

С диссертациэг можно ознакомиться в библиотеке Киевского государственного педагогического института им. А.Н. Горского.

Автореферат разослан 9 ^ " года

Ученый секретарь О п

специализированного совета ь/ОШи^е^с^.П. Ъомвсжяя

Актуальность исс-чедоЁа'гГ-ш. Под влиянием .'лучта-техкического рогр-гсоа происходет интенск-5икшшя процесса лроютиовения т-зр-' инодэтаческоЗ лексики в чкцкошяько-стялеша раэновидасста сзрексниог-о русского литературного языка, что пркво.п-т к необходимости изучения новга языковых явлений, сзязаяжх с выходом пециа/п?знровгшкы:: единиц за пределы яаыка' науки. Особое значена приобрэтгдат исследования в области азгаа художестоенноа ливр* турк. Внимание лкнгэистоз нривлеяаыт особенности использована терминологической леке «си как в языке отдельна*, писателей, ■ах и I произведениях груша писателей. Используя тераикодоги-

гчсутт легсиг? а ууцо-ествешмх щелях, мазтера слова отражают юные яртеняг и тенденции в развиты» живых языковых' процессов, готорке подлежат лингвистическому анализу.

о связи с тем, что научно-техническая -терминология пред-.■тавляет есо'ой разряд левсяямг, .который на современном этапе раз-злваотск наиболее интенсивно, научно целесообразный является тученке ф^-нкцконально-отилистических особенностей терянологя-гескоЯ лексики в поэзии.

Срзда работ. посвжценккх проо'лейак стилистического фуиицис-шроваяия терминологической лексист в поэзии, привлекают зника-$ае исследований ученых Б.Б.Виноградова, И.К.Бело,седа, Ц.Н.Ко-£иной, ЗчЦ.АрттйРозой, А.Н.Кожина, В.Я.Григорьева, Ч.Н.Пзхинс'.. :о-

"с. В.Л.Карпоеой. З.Н.Твлия, Ю.М.ЛотманЕ и других, в которых р-,.сскатривзЕтса рглл:;чкыв аспекта этой проблема. Следует отбегать, что исследования отдельны*- ученых касаются осяовяой ггрсб-семы "НТП - худогзстэеыное слово".

Язык совреуекнпп русской поэзии, как и язнз худоязстЕег-гиой ситератури в делом, отрэхает сильное тяиянпе других футшцияталь-аых стилей. Влияние научного сталя проявляется прежде- зсего в проникновении в поэзию ьаучжх терминов непосредственно, чэре.з

средства массовой информации, разговорную речь. Определение пруг научной терминологии /специальной, общенаучной, иа>чно-популярно то есть опрощенной, общеязаковой, уже воиедшей в литературный язык ь цздоу, и т.д./ в современной поэзии к является одной из задач исследована:.

Творчзское, индивидуально-авторское использование тернинолс гической лексики каждым худогамкои слова - это отреление осчовнь характерных процессов кз только в языке поэзии, а я зо ьсем оба;? надооиалыкш языке:. Научно-техническая тзрюшолотия занимает на совреке.-шом этапе ведущее место в обогащении шразмтсльшлс среде языка., поэтоьгу в данной работе выделяем рес::о>1ь:;о наиболее актуальных аспектов. Преаде всего в плане вагимсдействия старей сев-рекеыюго русского языка, поскольку терчинологическал лексика Я1 лкется порождением неумного стиля. Исследование места и фулкций теротвлоютескоЯ лексики в поззьи заслуживает вникания и ь плш стилистики художественной рзчи.' Вахлак представляется установление определении закономерностей постепенного освоении термшсЕ поэзией - от их употребления в прямом значение до полног вкис-чения в поэтический лексикон, использования в тропах.

Цель исследования - проследить взаимодействие научной терк

иологки с поэтической речью вообще г. с так называемым поэтическ лексиконом.

В связи с этик работа предполагает спедукщче задачи:

1. «¿явить и охарактеризовать термины разни отраслей неук </ техники, наиболее часто кспользуеше в современной русской поэзии,

2. Проследить употребление терминов-в номинативной .функд/и ,'е более или менее явкой художественной образностью/ и в образы перекосной значении.

3. Рассмотреть широкое использование терминологической лен

;ики в системе тропов.

4. Показать активное вовлечение яаучро-твхкаческой терминологии в р?■•» поэтической сииволшя.

5- Выявить общле загономврноети поэтаяшзго освоения "'инород-хых гея" шэзней з зависимости от семантика, словообра£оватвл»ншс возможностей, сочетаемости с другими словами, фонетической и морфологической структуры, возможности быть рифмой.

6. В лингводидакгаческои шане проанализировать цаласообраз,-ность введения тгх ют» иных хошюнеязов в поэзию с учетом эстетики , чистота и общей культуры речи.

Материалом исследования служит русская поэзия 70-80-х годов XX века. Исследование ссуцеетвлеяги та -ьатериада гоззиа А.Вознесенского-, Р. Рождественского, Ё.Езтутаешсо, 0.4.хмадулиной, М.Акгурина, Е.Куковлетна, А-Уварова,' Т.Хярыулепой, Р.Ивнева, И.Знаменской, Л.Кунлияа, А.Николаева, Л.Озерова, Л.Вирты, М-Лисянсзюго, З.Чуг-5а, Я.Буроова, Т.Кузсвимюй, А-Аквидева, Ю.Уориц, Р.Ромь-нота, Г.Нгрпшюй» В.Пояторадкого, И.Угренгаова, Н.Ко«кго, С.Бобшюьа, Г.Горбогецага н др. поэтеа. Время-гной отрезок от ?0-гр - до 80-х годов вгыштательно дает возьожнйеть проследить леполъзовагзе терминологии в поэтическом азиате многих авторов, творчество которых является показательжа с точхи зрения иегггаьэования термгоодегл^

честой лексики.

Рае ото. основываетгя на хэвтогеъе, оодерх&щ1й 2 тыс. термтео-упстрайягеаий. 3 пряиявшяг * да*ялртацм!. приводится слоаякг заг-Зсле» употребителыдах, шотортищася-тврмазэв;.- Пря кряык,. ке-зосридстванно анмизнруеьдах з текста дгзечртацнз, гясзатк ¿иотв«!?-стзута^е страницы рай ста.

Научная рсвизка диссертант; состоит в том, что £Г5..гатерЕ?алв современной русской поэзии впераяв прослеживается влзгятаге г^ркг-" похогмг «а это'.' оооЗкй хеар- художественной личрагури Прсяггано- :

вение терминов в поэзию псдгзйрвдает положение Ф.Л.Филина о том, что терминология в наше времч становится одним из Егжнейшх ис-точнихгоа пополнения литературного языка в целой. Впервне на гаком обширном материале рассмотрены превращения терминов в поэта-чесхие символы,, последовательно проанализировано их употребление в комикатвьной фушщип, в составе стилистическюг. фигур и тропов.

Теоретическая значимость диссертации: заключается в том, что работа вносит определенный аняад в разработку основных проблем терминологии и функциональной стилистики. Исследование будет способствовать дальнейшему изучении функционально-етилисплчесюв: осо бенностей терминологической лексики в поэзии, Ешвяенте основных характерных процессов не только в поэть-чесхой речи, а и во всем современном общенациональном азьоге.

Методологической основой Исследо&анкя являются положения марксистско-ленинской теории и высказывания классиков ыарксизыа-

генинизиа об особенностях развития иггератушах языков, в частности, замечания Ф.Энгельса о неизбежности заиистваваннй в области терминологии, положения В.йЛенкиг. о многозначности слова ч силе его общественного воздействия.

. Метода: исследования. В работе применяются описательный, con ст&вительньй методы, элемента юагаонентного анализа, метод количественной характеристики, лексякограрической систематизации и обработки.

Практическая значимость работы. .Материалы и теоретические вывода настоящего исследования могут быть использованы в препода ваши курсов истории русского литературного языка, стилистики, лингвистического анализа текста, при составлении сборников упраг

нений по культуре речи, евазаяшх с анализом языка худ еже с тпе ннь

пргичве-'.епий.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании ка-[здрц русского языка Киевского государственного педагогического института им. А..'.(.Горького. Результате исследования излагались ча конференции научно-технического творчества молодых ученых Киевского государственного педагогического института ам.й.М. Горького /Киев, 1989/, на республиканской межвузовской каучно-практиччской конференции "Дитературко-обшественная деятельность Н.А.Островского и современность" /Ровно, 1983/, па. отчетной научной конференции преподавателей института за 1989 год /Винница, 1990/, на рзспубликанскоЯ яаучно-пр&ктической конференции "Актуальные вопросы изучения а вузе курса методики преподавания языка и литературы в школе" /Нежин, 1990/, на иежзузовско?, научно-практической конференции "£орьлрованИ8 мировоззренческих позиций учителя в процессе обучения и воспитания" /ДрогоО'ыч, 1990/. Основше положения диссертации отражены в четырех публикациях.

Структура работа. Диссертация вшютазт введение, две главы, заюшчение, список основной использованной литературы и слозник наиболее уаотребитеяышэгв поэзии теритмов.

На зациту выносятся следущие положения:

1. "Прираагяие скисла" при употреблении терминов в нскгка-тивчом значении является первой стадией детерягаслогизации,

2. Развитие образности у термине я, употребляемых в поззп в состава тропов, стилистических фигур и заголовков определяв г дальнейшие стадии освоения терчяков поэтической речью.

3. Детергянологазация и терминологизация общеупотребительных слов представляет собой характерное явление современного русского литературного язняа в целом.

4. Совреь-еннуг русскув поэзии характеризует окказиональное,

вкзетжг.'ально-авторсков употребление терминоз как обр'лно-худо-жествеаного средства.

Ссд^#йание забота.

Во звед<атги дается обоснование актуальности и новизш исслг довашш, показывается теоретическая и практическая значимость диссертегзга, обосновывается структур работы, определяется материал исследования.

В пеовой главе - "Иноеталевая, /научная/ лексика и фразеология как неот^емиеаац часть современной поэтической реад" - научно-техническая терминология рассматривается в нескольких аспзкт; с точки зрения ее проиьхоядения, структурных типов, их фуякцион ровгшия, сементической зьсяюцш.

Сравнительно большой удельный вес и современной, русской по зии имеет терминология исконно русская, уходящая езоиш корнями в прасл&вдиский перкод. К згой группе можно отнести следующие термины: яахотиа, кисть, струка., смычок, родина, свобода, река, зеияя, уголь,' сера, кедь, топор е др.

Большую группу еостаажязг тер.мнологическая лексика, в раг нее вреда заимствованная из разных языковых источников непосре> ствекяо либо через гюсредство других языков.

В современной русской поэави значительное количество Аушп онирущвй. гзикстврваЕюй терминологии^ базис, галактики., метал: азот я др./из греческого языка/, интеграл, вакуук, антика, инфаркт и др. /латинского/, латунь, арфа., мольберт, ракета и др. /немецкого/, рельс, боксер.ралгк, лазер и др./английского/, р шь, портрет, шок, фасад и др./французского/, флейта, барокко, сопрано, трио и др./итальянского/,

• Вй»нпе место в сээзик занимает «ятернационалыш' терминал геа. В современной русской поэтической речи особенно часто вот чвлзтея терйийп-интернгчионглизда - архитектура, астрономически математические, медощинские, терадщкззоб разительного искусств технические и др.: архитектура, фронтон, комзта. планета, таад

о

дт, куб, рзцепт, пульс, ркворэль, палитра, арматура, компьютер

др.

Пр.! определении структурных твпоз терминов, упзтре5ляен*х совоеаенкой русской поэзии, исходи»: из предио.кенной ь.П.Дани-енко .классификаций, которал вкличае? три структурных типа тер-янсв;. I.■ Тблюята-слова. I. Неирокзвсдкьге. 2. Произведите. о.Ком-гоз.лтн. 4. АббреЕиглуры. П. Термины-слоэсссчетакия. Г^злокииие:

свободные, гдз каедкй из компонентов термин, который может ютупать в двусторонняя слязь ; б/ несвободные словосочетания, в

.ОТОрНХ КОКПОН9КТ11, ЕЗЯ1КЗ ОТДаЛЬНО, КОГуТ бНТЬ и ЕВТвртНЯЮ.

Сйкроло-сяова. Особый нсквинироза'Жй структурный тип тершг-юлогической номина*дии, е состав которой, наряду со слэвзсными. макаки входят символу.

Тер.дшология, используемая в поззии, представлена тени зке :труктурньла1 типами: .1. Теркины-слова. I. Непроизводныз: танк, ¡обита, га? и др.; 2, Производные: музнкальний, коымчзскиД. фрок-'овик л др. ; 3. Композиты: автогонка, газосварочный, фотоэтад и »р. ; 4. Аббревиатуры. I. Инициальные: а/ ойразсвннчые от качаль-мх звуков слез, входясцих з полное наиьжнсаэниз: Щр . ТЗД,, ГАИ ц ;р. ; б/ образование от гачальках буяв слоз, входящих в полноэ !аименсвание: ЩК, ЗйМ, КТП и др. ; з/ аббревиатуры, образована : поиоиьв начальных звукосочетаний, исода^яс в лояное яаямоноса-мз: Габкрин 1 др., П. Термяньг-словосочетелия. Разлояжые: а/с-ло-юдкке: ядергеЛ заркд, термический процесс, саперняЗ в?вод и пр.; . еслооодные: косу-ическая пустота, пудеметнке деята. элеягричоскай :зет и др. Ш. Симьоло-сяова: Ту-104 , 707-Боинг' и др.

Русская поэтическая ргчь 70-80-х годов ХХ-веаа отразила об-;ий процесс снесения гр-лш! узкоспецизлы-й термииояоггго а стзрс->у общеупотребительной. 3 поэзии немаловаяиаг в плане итнкцкэна-■ьиом является противопоставление: оСпеупо!решительна?. и узкоспе-

цаальиая терминология. За последние десятилетия достаточно четкие ранее грастцы кехду этжи двумя: лексическими группами существенно сгестялись. Это явление непосредственно определяется влжшшгм.научно-технического прогресса. который в значите' льной кере'содзйствовал повьяению уровня всеобщей культура, расширение об:',кх рецептуальн-вс возможностей читателей научно-технической и худохес твенно?; литература. Если раньте узкоспециальные термины использовались толы» в среде специалистов, то на современном этапе огромное количество узкоспециальных терминов приобрело статус общеупотребительных. Например: ген, вакуум, радиус. шок, мажо£, аоте^я и др. Однако смешение гра ниц ь упомянутом противопоставлении, че с.тичная или полная детерминологизации общеупотребительных и узкоспециальных терминов в поэзии ни в леей мере не свидетельствует о тенденции к полному исчезновению таких границ.

Вторая глава - "Иноси.левая лексика и фразеология как ху-дожествекно-образное средство еовреме:-шой русской поэзии" - т свячена рассмотрении проблем, касающихся использования терма логической лексики в составе тропов, стилистических фигур и в символике, места терминологии в поэзии.

Все возрастающее проникновение научных понятий в повседк ну» жизнь оказывает влияние на общелитературный язык. В резул тате перехода термина в обв;ее употребление ряд его специфичес ких характеристик претерпевает изменения. 3 таких случаях оби но говорит о детерминологизации терминов. В поэзии утрата тер иииьмх своего точного, понятийного значения проявляется еще * етвенней.

Рассмотрим основные этапы дзтермкнологизации терминов в анализируемых поэтических текстах.

. Ь настоящее время ислользопаете термина в его прямом лж

ченки в готическом контексте - распространенный художественный npaev, который определяется творческой манерой автора. В языке произведений coec&mshhux поэтов научно-техническая торт.ганология используется разноаспеетно. Ьоспрсизводя колорит временн, поэта употребляет терьино^огическкз единица различных отраслей производства, науки, техники в и>. прямом значении! "— Служат делу полимеры, Лазер, плазма, ноб:й сплав Меатлакееткй телеграф.. /В.Симонелог/. Особо виделяются случаи употребления теряшов в дряиог/ значении, когда специальные слова, варажвя научно-тех«;-vecr/e понятие, служат средством характеристики бытовых явлений' или внутреннего аира человека. Значение таких терммнов раскр^васт-гя гг. тем частично?, реализации в контексте элеиентоз содержания и $ормк, но модет услсткяться Емсциснально-экспрессивной окраской. Это говорит об отличии содержания термита з поэтическом контексте от егс значения на страницах специальной литературы..Например: "...Уэй компьютер, мой пзс неценной, на излете двадцатого века -пусть он будет, как друг человека, сш на пег из разлучен со иной" /Б.Савельев/.

Следует отметить, что употребление терминов в прямо:/ значении з языке созременкой поззии вовсе не тождественно его употребление в' сшпяадьйом научном тексте. В яоэтаческоы конмкога 7<* -яи наряду с номинативной 'функцией1 выполняет и "определенную стаж; ~гл-ческ^ю яг.грузку. Стилистическая окраска reparar, наслаиваете на терминологическое значение, и термин, употребляясь в яззне поэта- ■ ческих произведений, получает своеобразное егмантичееког обогащение сисей еда еловой структур« в результате появления яовазс"асс'оци-аней»

.Употребление уермтаь з необычной для него связи свидетельствует с нагзлй семантических измопенкй, о i »явлении стилистический лоннотацаи. Начальный этап.детершнолс'гязации не няр^ает ааредяг-

матнческий ряд термина, он остается членом своей термгаосистеш. Однако окказиональное употребление термина в поэтическое лзяке в прямом значении £йзруиает зависимость теркннг. от той термико-систег/ы, в хотсру« он входит.

Другая большая сфера использования специальных тершчов в поэзии - это сфера, образного я переносного употребления, зедудеп. к значительна сдвига« в сжантичесхсй структуре Теркина.

. В новой, непривычной стилистической.среде сама сущность тер-кинологпчэскггх слов изменяется: их зкспрессивно-изобразителькне возможности резхо возрастам, они иогут, как любое другое слозо, стать материалом для образа,, приобретая смысловае или эмоционально-оценочные нганоы. которых нет и на бывает в их значениях при обнчшж употребления - в научной или технической речи. Яапримэр: "...и тегные липы, морозный лроЛдя злакт^оств, горят белизною...' . /С.Чухонцев/ ; "Есть драгоценного сплава олова..-/'/В .Полторацкий/ "5 заскпанье что-то бк.го от полета ч. с.цянокок космосе избл" /В.Евтушенхо/ и др. Широкое использование ¡»злачного рсда технических термлноз ,для создания дротх образов связано с рагр"тненины традиционкас приеме в художественного изображения, поисками свеж средств повествования. Ришмзуя новую стилистическую фунхцив, с.и ва тершиолег.ш в поэтических контекстах виступают на празах общ употребительны:; слов, активно включается в связи с различит«; рг дами льхеичзоких ?дьниц, проявляет богатые фуннционэльно-стилист) ческие особенности и возможности.

Черииноаогия в целом представляет собой особай лексический массив о точки зрения "сг-особкости" его элеконтоз к приобретению образно-пзреноешх значений: ".. . Кровь .зонте, живай, 'сгнзаая, ринулась, э артерии страны" /А.Уваров/ ; "Я наблюдал природу изнутри , йз атома с отудить' злектронной..." /Б.Авсарагов/ ; "Кад те хочется во всех сферах позтичесуо.й атмосфера!" /А.Возпесанский/и ДР.

Лризе.ьеганй материал из совремзкной поэзии свидетельствует о том, что пропзссн детерминологизации в современном литературном b3ksc интенсивны и охват-.шг.ют значительное количество терминологии различных о^вр науки, техники, искусства и т.д. Широкое вовлечение терминологической лексики з поэтические тексты - явление преику ественио советстой действительности, особенно эпохи ran.

Анализ язнка худотествэгтк?: произгедоний показывает, что система средств йзыяобой заразительности и изобразительности распирается благодаря вкляче.чию в иге терминов и техницизмов. Терминология становится важойшм источником пополнэк»!Я образньгх средств языка художественной литератутк.

Л согре^еиъо?' рузской поэыге термиш наиболее часто шсту-лаэт кгт образнье сравнения, анразеннке • твортгльнам падежом: "А пакли» глядит мед состою 2" /Г.Гопте/ ; сравнительными оборотам о различными союзами: "3- нропь отзывчива, гак бубен..." /Р.Рома-ноЕа/, "Ок сзои творенья, словно гтолк, Выстроил повзводно и по-ротоо" /йДелемядай/, "Звенит, заснет мех нет» нить тугая, будто медь./Г.ГорбоЕсгмВ/; придаточным предложенном: "В базой пене вслш катят, Как кувалдн в берег бъкт... УМ .¿удин/ и др.

Для создания художестве-шо!» выразительности слова научно-технических текстов широко используют э поэтической речи как образ къ.е зшгтегь., которке чаще всего зырахзнк именем прилагательным: "Притупите ракетные жала? Победим б этой светлой борьбе!" /Н.^леров/, "Компьютерным оком мерцает во тьме искуситель..." /М.Акчурин/. 3 качестве эпитетов могут употребляться также су-цзствительнь'з, в ряде приложений, далцих образнуа характеристику грэцквтс: '"Я ненавижу вас, лэди-резчнк, вы растяжим» яа все режима" /А.Вознесенский/, а также существительные, игречцис роль сказуемых: "Город - это массовый эскиз..."/С.ВельнусзцЛ.

Яр.мм показателем вхождения терминов ъ активное поотичьское употреблений является использование юс 5 составе художественной метафорц.

В современной русской поэзии наиболее часто встречаются: I/ мет&£ора.-сраЕнеиие: поззуя дорог, хирурги резеликта, пунктир лебедей и др. ; 2/ метафоры, приписывание описываемо!,rj объекту свойства другого обьекта: солнце стартует, тазнь буксует, пули почт и др.

По степени сложности структуры различают метафоры - одночлз ныч, двучленные и грзхчлекнке. Чаще зсэго метафоры реализуются

Ь дручхеннух сочетаниях, в ларах грамматически связанньх слов, ото в первую очередь найлэдается в соединениях прилагательных с существительными и глаголов с суцествателышш;"ЕМ стиль космический к лицу..."/0.Николаева/ ; "На зеаШ) пикируем ангел кзбес-шй!.. "/А. Ларин/. Йетафора употребляется тгяж« в сочетаниях дв/хсуществительных, причем, метафориэируется липа грамматически го^подстеущее слово:"FeaKrop согнца, синь позолотела''/С.Ясдел-коз/ ; "Силоиная алгебра забот..."/Н.йвакоза-гоманоЕа/.

Метафоры могут возникать'и в трехчленных сочетания;;? "... Родники хлорофилла взодач..." /Г.Угренинов/ "Горит кзоосинпм закат ...ч /й.Зяаыекская/ к др.

Кая средстпо художественной выразительности термкнологлчес-

кая лгксиг.а ьспсльэуется в состав« метонимии. Среди разновидностей иэтгсшыии наиболез часто встречается в современной русской аовзиа указание-'ва признаки лица или предмета вместо упоминания самогс лица или арвдаета. Наярккер: "К ictr/ Лоианкча т края Полны тяжелой гг-чвкози^й . ..'*/H.Ifcc:a:>jiCE/ ; "3 коридорчике пусто шдянотелай баритон..." /Р.1 лидественский/ -

Угдоре&енкв научай-техничёской ':ер«шнолггии' в' поэзии спо-соестзует активному ясвлочсшив .термчиодогячесуой декипп« в ряда

поэтической сиквоякки . • Например: "От атомных взрывов па гатей плане?« рожгаатся мертворожденные дети"/О.Шест:гаскиа/. Терикна-аиивоки спирается ка кошере оту» лизненну» основу и отражая? характерные черт. соврекеняостг.

Лсследовангя в области пэакмодеГотвия научно-технической терминологии с поэтической ~х;чьи в язнке аозрсыенной русской пос— зш; 70-80-х годов позволяют сделать следующие вывода.

1. Активное и широкое употребление терминологии является основным показателей тех лексических процессов, которые имеет место в ссвреуенной русской поэзии 70-60-х годов. Осуществленный анализ подтверждает, что науяо-техническая терминология, $игури-рукцея в современной поэтической речи, очень разнообразна с точки .зрения крича^летеостя к определенна! обдатеям'науки и техник». Лсзп в своем творчестве шроко используют литературсиедчаскуд,' тех;«чес::уп, астрономическую, спортивную, медицинскую, эвонши-ческул, ...шлическу», геогра^ическуь, общественно-политическую терминологию, а также терьашолоплп из области архитектура, музыки, живописи, театра и т.д. Наиболее частотной в поэтических текстах является терминологическая лексика из области медицины, военного дела, техники, жвописи, музыки и ароттехтура. Преобладание в 'поэзии терминов'из перечисленных областей знаний не является случайным, а гаракте ризуетек активностью развития соответствующих отраслей, позг пением интереса к ним в реальней яизни.

2. Научно-технический прогресс открыл широкие горизонты для активного использования н поззии элементов различных терминологических с£ер. Широта функционирования и распространения сло.ч-терютсв в поэтической речи достаточно велика: от окказионального употребления до пол1!огэ включения их в поэтический лексикон, от употребления темна г прямом значении до употреб-лешя его в составе тропов, ¿алое функционирование характерно

как для терминология, ихещэК большой удельный взс в современной поэтической речи, так и для менее употребительной терминологической лексики. Однако наряду с общей частотнсстьчэ употребления тетминалогичесхой лексики вал^оз значение приобретают особекнес-Ти индивидуельно-авторского использования терминов как поэта-чзс:-ких средств, стилистическая иррадиация этих •гершчов в гаир^ком контексте.

3. В тзчекае последних десятилетий наметила«» оби^я тенденция к активному использованию поэтам! че только обцеупстребитель-ной, в определенном смысле "традиционной1" терминологии /экскаватор, самосгал, рельс, самолет/, но а узкоспецчальной, гсссорар по-дучлда мрокое употребление в современной русоко;: поэзии, например, реактор, когаьотер, арматура /тех./.

4. Творчество поэтов 70-80-х годов, чьу произведения ан&ли-зируются е диссертации, представляют ссбсй качественно исБучз ступень в развитии русского литературного языка в иегог.-. Нескотрн на /шдивидуадьво-азторсксо своеобразие употребления теркшслопп: у А.Бсзкесзискою, Р.Рогдзствекского, Е.Евтушенко, Л.Кузина,

А.Уварова, Ю.Мориц, Г.Нерпиной, Р.йвнева, А. Ахчурина., И.^ирты, И.Барсова, б.Чуева и др. поэтов, их всех объэдинкет широкое и постоянное обращониэ я терминологической лексике, пополняйте* поэтический словарь не то.щ-о за использования об^аупотре-Сителърий, но и пирского привлечения узкоспециальной термгноло-гии, зэторад нередко становится осноисй их иетгЛорики.

5. Анализ функционирования тер^иколоточзсгой лексики в совре менной русской поэзии позволяет ввде^уть два наиболее сооих пути ее стилистического освоения: это ноюзативэое использование /когда термины не подвергается явному образно-поэтическому пе-реосшзлэнич> а четко ярослечиваатся 1-х связь с денотатом/ и упгтребле^те е составе трогов /то есть образно-перенссасе их

Й'нюдеонироваше а составе сравнений, ивтафор, • персонийияацвй, мегонжяй, использование терминов как сзитетов ; символическое, гатгерболкзкровгнное употребление и т.д./.

1£ан свидетельствует анализ, среди позмгческих тропов, со-Звряздяс термит:, наибольшей частотой употребления з современной русской поэзии опгечаятся сравнения, персонификации, кета-■йарк, использование терминов в качестве эпитетов. Гораздо реже встречается употребление терминов в состазе метонимии.

Исследование показало, что использование тэрмикоз в состаЕе тропов, стилистических фигур ж в качестае поэтических символов демонстрирует отдельные этапы развития образности те]-«иное.

Употребление теркьнологячеаких понятий а составе тропов является псказательпюд и в плане активности процесса их детер-м'нологизаши в поэтическом контексте-

6. Терминологическая лексика, употребляемая в современной русской поэзии, не является однородной с точки зрения происхождения. В поэзии-используется исконно русская терминология, уходящая своими корням ь праславянехий период, большую грушу составляет эамстЕ ованная тврмянологичеекчя лексика, наблюдается тен?.ештия к .активному исаояъзсваетго в поэтической речи тернинов-кнтернационализков.

Как показывает анал/з, процесс тергынообразования несмотря . на неоднородность терминологического массива с точки зрения прс-исхожденил. в современно»»' русском литературном язкаь подчиняется е основном тем де законам, что и процесс деривации обычных слов. ■Т" рашосбразовагае характеризуется наличием тех же продуктивных способов, с памащьв которых/пополняется запас общелитературного язкка.

В пелом словообразовательные тошгзаимствовашоЗ, интернациональной терминологии совпадают со ссовообрвзовательными ти-

пами собственно русской терминологии.

7. Терминология, употреблязкая в поэзии, представлена теми же струхтурнчии типам, которые свойственна русской терминологии вообще, что свидетельствует о шроте проникновения терминологической лексики в поэзчз.

Среди слов-тершноз наибольший удельный вес в поэтической речи ииеют йесрсизводше /пластика, артерия, радиус/ и производные /атомной, пластиковый, мажорный/ термины. Реже встречаются терыикк-койпозита /худсовет, комбат, военторг/. Наиболее редко употребляются теретны-аббревиатуры, однако извлечение их иллюстрирует расширение лексических возможностей современной поэзии.

Терииш-словоссчзгаккя в современной русской поэзии предста лены в основном разложимг-аш словосочетаниями, основными разновад

Костяки которых являются свободные /ядерный заряд, электрический ток, танковая атака/ и несвободные, /магнитное поле, сталь дал ал ка, космическая пустота/.

Наименее распространен ъ современной русской поэзии такой структурный иго терминологических единиц как симэоло-слсва. Использование символо-«лов /Ту-1С4, 707-Боинг/ является, однако, одной из характерных черт налего времени.

Анализ материала позволяет также сделать вывод о ток, что соотношение общеупотребительной к узкое пециаль но и терминологии в современной русской поэзии заметно изменилось. Большое количество терминов, которые были достоянием едних липь ученах-спе-циалисгов, выело за предала узкоспециального уподобления. Это явление непосредственно определяется влиянием »аучно- тежиче с к о ■ го прогресса, повыиениек уревня всеобщей культуры и образованности народа и г лучило широкое отражение в языке современной русской шизаи, где, наряду с тредиционной, общеупотребительной терминологической лексикой, органически сосуществует термкколо-

гая резных подсистем, которая имела еще недавне ограниченную сферу применения. Однако, говоря о количественном ееотно/пении общеупотребительной и узкоспециальной терминологии в поэзии, следует подчеркнуть, что, несмотря па значительное' расширение арсенала лг.-ссических средств за счет привлечении узкоспециальной терминологии, наибольшим удельный весом характеризуется общеупотребительная терминология. Поэзия 70-80-х годов является одним из основных видов искусства, икекцта-эстетическое значение, в котором зироксе употребление теркнологичеокоЯ лексики пргмо или косвенно обусловлено особенностями социально-экономических изменений, происходящих в жизни нашего общества.

Основное положения диссертации изложены в еяедущих публикациях: . •

1. Зоеняке теряна в произведении Н.Островспогс "Как закалялась сталь*'//Теэисн .республиканской нелвузовегой научно-прзгтнчес-яой конференции: Литературно-общественная деятельность П.А. Островского и современность. - Ровно, 196Э.-С.60-6Х.

2. Семантические изменения терминов в поэтической рэчи//Синхро-ничесйяй и диахронический анализ язккоеых единиц русского языка. - КиЗВ,1989.-С.155-162.

о. Изучение терминологии на факультативных занятиях в классах с углубдегакм изучением русского языка//Тезися республиканской научно-практической конференции: Актуальные вопроса изучения а вузе курса методики преподавания языка и лзтературя в сколе. - НекянД990.-С.66-67. 4. Презентация о€щественяо-поли"»ическсй. лексики э процессе профессиональной подготовки будущих учителеЗ-словссников ьак важное средство формирования их общественной актевноста//Тезисы межвузовской научно-практической конференции! 4оркированае мировоззренческих позиций учителя в процессе обучеюш в воспитании. - Дрогобкч, 1990. -С. 144-446.