автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Развитие жанра фортепианного дуэта в австро-немецкой романтической музыке
Полный текст автореферата диссертации по теме "Развитие жанра фортепианного дуэта в австро-немецкой романтической музыке"
Министерство культуры РоооийоиоА-Федерации
Санкт-Петербургокая государственная коноорватория им. Н.А.Римок'ого-Короакова
в австро-ншецкш романтической МУШКЕ
Специальность - 17.00.02 - му¡школьное искусство
автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
На правах рукояиои
ПОЛЬСКАЯ Ирина Ильинична
развитие каира фортепианного дуэта
С.-1Тетер5ур1 1992 .
/
/
Ребога выпажена на кафедре музыкальной критики и;ыеТ'одики Санкт-Петерьургакой гооудвротвенной консерватории шеи и 'Н-.'А.Рим скйго-Корсакова
Научный руководатель
Социальные олсояеяты
Ведущая организация
- кандидат нокуоотвсведения, десент Шяитке А.Б.
- доктор иокуоствсведения, профеооор Сорокине Е.Г.
кандидат искуоствоведедия Михайлов И.Д.
- Воеросаийокий научно-исследовательский инотитут искусствознан!
/Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., 5 /.
Защита состоится \ 1992 г. в чесов на
завещании спепволизиревенного совета К 092.09.01 по присуждению ученой степени кандидата наук в Санкт-Петербургской государствен ной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова /Санкт-Пете рбург, 190000, Театральная пл., 3/.
С диссертащей можно ознекомлться б' читальном зале Санкт-Петербургской консерватории.
Автореферат разослан " 22г Х992 г.
Ученый секретарь специализированного совета, кандидат искусство- ^ ведения </<=
Т.А.ЗаГыеьа
¡"'зТШ— гуаль'1ссть теын. Проблемы становления жанров кшюрно-пнс-
труыент зльной музыки,1' их эстетической спенлфисл и социальной роли
.:вдидле1-Л'Т в последнее время серьезное внимание ыузыксведсю. Это :врт«ций
Ч5бутиоялэно как знащтелыш возросшим интереса,! к совместному музицировании, трк а огромным недостатком теоретических исслздо-ваяий в области истории и жанровой спсцпфпкц' различных шдоз ап-самбля. Глубокая потребность в анализе целого круга вопросов, возникающих в подобной ситуаши, ощущается сегодня все более остро. '.■'.'"•."
Одним из наиболее популярных и любимых жанров камерного музицирования уже более двух столетий остается четырехручный фортепианный дуэт. Его звездным час ал;' прекраснейшей кульминацией стала эпоха ралантиала. Кристаллизация семантики четырехручного ансамбля происходит под моещым воздействием романтической фшо-со'йш и эстет шел1, а таюке идиллического мировосприятия, присущего культуре бидермайера. В ралаятаческал искусстве австро-пемец-кой традиции расцвет жанра связан о'творчеством блестядей плеяды Еелшшх композиторов - Бебе^у. Шуберта ; Мендельсона,Шумана , Брамса. Их четырехручная музыка концентрирует в себе характернейшие свойства эстетической и пелхологачео.чой природа дуэта, его этические и социальные качества. •"'•■■■"■.
Жанровую специфику фортепианного дуэта отличает удивитель-нг.я эмоциональная отзывчивость, общительность, сердечное взаимопонимание. Дуэт становится сиоего рода олицетворением идеального созвучия дуй, живш воплощением рашнтпческой грезы, образом гагионичного ннзнеиного сосуществования во взаимном ос ют сии, Дру::бе и люиьи.
Гл1ц;к1П!е сопкестаосгл бытия как вкстюго блзта, колоссальная конссл:ш!р;''1 гя способность, пос:,сл!,1!сс стреилотю к е:к>:г.юдей-;; с:'рог;;гя с:-.'а угич?сгого всз,т йегтмя, ъ мпкеи-
- 2 -
малыюй мере свойственные четырехручнсму ансамблю, представляется'диссертанту зяякегшо необходимы!,■ш для современной эпохи с ее трагической разобщенностью и неиошуникабелыюегьв. Эти качество дуэтной эстетики киут явиться одним из факторов духовного возрожденЕп общества, способствуя восстановлению нарушенной связи времен, енцущенюэ пеповторзаюстп каядоЁ человеческой личности и со значения в аккорде битая.
Б последние года практике дуэтного исполнительства распространяется в со аире и сире. Четырехручные сочинения украшают концертные программы многих езвостных пишшстов. Сестгвали фортепианных дуэтов проводятся па различных уровнях - вплоть до международного. Создана Ассоциация фортенигкных дуэтов, объединяодая многих музыкантов - пргзеркепцев этого чудесного жанра.
В то ке время глрдкнзльпие проблемы, касапциеся эстетики и социологии жанра, его генезисе п эволгада, до сих пор почти /за редкими псклвчшпянп/ не подвергались серьезнсму изучаит. Назрела насущная необходимость'б исолсдстанки как общей специфики жанра, его художесгвенньа, нравственных, социально-психологических основ, так и отдельна* наиболее значимых этапов его исторического отаповления в аспекте национальных музыкальных традиций.
Все это определяет актуальность настоящей лиссертаиши.
Цели и задачи диссертавди. Основная цель работы - выявление жанровой специфики фортепианного дуэта в целом и прежде всего -в авотро-немецкой романтической музыке. Автор особо акцентирует внимание на (эстетическом и сошологкческал аспектах исследования, обращаясь при этом, в частиоотя, к лите ж ту роведческим методам анализа. • . '
Научая новизна исследования. В диссертации впервые осуществлена попытка создания общей теории дуэтного жанра на основе
- 3 -
изучения его генезиса, типологии, эстетики п гоихо-ооциодогиче-ских особенностей. Автор рассматривает рад проблем, ранее не анв-лизпроваьсихоя в музыковедении, и ввдвптает в связи о этим некоторые собственные гипотезы /двойствеиный характер дуэтной коммуникативности, дуот как отрааение пспхо-социологической модели "вдвоеи на лвдях", акустическая специфика дуэта как ыонотембро-вого ансамбля, многообразие путей становления жанра в оргаполо-гнчвскш аспекте, типологическая классификация фортепианных ансамблей и др./. Наиболее значительными среда них предотавлявгся разрабатываемые в диссертации концепции художествешого хронотопа фортепианного дуэта и специфика дуэтного пнсьна. Автором работы предложен также свой вариант классификации дуэтов в зависимости от избранного ракурса исследования.
Практическое значение пастояцей работы. Материалы диссертации могут быть исгользованн в вузовских курсах истории зарубежной музыки, истории фортепианного искусства, а также в лвкшоп-но-просшетительокой деятельности.
Удивительные свойства занра, охарактеризованные в исследовании, способны привлечь внимание копцертируицих исполнителей, преподавателей музыкальных учебных заведений, композиторов, работников издательств л, копечю, музпцирущих любителей, - тех, для кого и создавалось большинство - дуэтов.
I
Вывода диссертации представляют иятерео для социологического изучения природы музыкального общения в ансамбле и могут явиться основой последующих музыковедческих исследований по проблема! специфики ансамблевых жанров. ' ,
Нотогртфнческий указатель, приложенный к диссертации, мо&ат послужить справочным аппаратом для различных научных трудов.
- 4 -
Структура и объем диооорташи. Дисоертация изложена на
страницах машинописного текста. Она соотгат из введения, четырех
ц.
глав, вакятеннл я ошока литера ту рц ,-^клтающэ го в оебя 166 на-званей / 145 - га дгсоксм и 21 - на иностранных ганках /. Креме' того, в даосертадаю входят нотные примеры н лва Приложения. Приложение I оодерешт псмацоннне отдельно от оонензного текста примечания автора / -i-í отр., 52 пункта/. Прилояшие 2 вклшает в оебя нотографяю ш тема роботы / /О стр., ISO названий/.
• Anoodaimg тоботы Важнейшие результаты доследования послужили ооновой разработанного автором лекционного вуроа теории, иоторав и вотетикл фортепианного дувтв дам олушаздлей факультета новывепия квалификации Харьковского государственного япотитута культуры. Материалы диосертации были использованы при пздготевке ряда статей и доклндйв т научанх конференциях»
Диооертацияобсуждвлась ю кафедремузыкальной критики Санкт-Петербургской гооуцаротвв!ной консерветории им.Н.А.Римско-го-Корбаксва.
, Оси шное оолв шавие лисоеотаыия
Вверениевклшеат ваебя обоснование темы, а та rate обзор овязанной о ней литературы.
Очерчивая границы иоояедованяя, автор првдлага ет типологи-чеокую клаоси^каций фортепианных ансамблей в ааваоимооти от onoooda: кополвеййгвв одасм aim jesaiix аяохрумеигах ш ооотаьа учаотников^ С^отвуе? 2, основных типа фортепианных дуэтов /на . одном или деухфортепйано/ а ряд близких к каждему из них ансамблевых модификаций /в 3, б, б рук на одасм фортепиано; ансамбль 3-х к более, пианнотса на 3-х а более фортепиано/, в тем чиолв -синтезирующего характера /в 5, б, 8 рук на 2-х фортепиано и т.п./ В центре внимания диссертанта находится проблематика, свя-
- 5 -
зашшя о особенностями ванра четырехручного дуэта 1ш одном фортепиано. К жапру фортепианного дуэта примыкают и разнообразине . ансамбли, в оостав которых он непосредственно входит, - например, концерте для фортепиано в четыре руга с оркеотрсм пггн да вокальные сочинения о фортепиано в четыре длен.
Автор подчеркивав? акустическую специфику четырехручного дуэта как наиболее однородного - монотег.йрового - вида ансамбля, отшиюто от всех прочих ансамблевых яанров и во шсгсы близкого солыюиу исполнительству /что обусловлено пнтошциошша единством звуковысотяшс и тембровых зон в обеих дуэтных партиях/.
Во введении намечаются оснсшгше паправяения и цели исследования, а кц ел тируется особая значшооть эстетического и социологического аспектов анализа, определяется, еяруктура диссертации.
Первая глава диссертации - "Проблемы гепезпеа, социологии и эстетики фортепианного дуэта" - состоит из гпти разделов. Б первом разделе - "Основные формы бытования фортепианного дуэта рассматриваются социологические проблемы, овязаяпые о функционированием жанра.
Бытование .четирёх1увдого ансамбля происходит в 3-х основных форлах, каковыми являютоя битовое дснашнее музицирование, концертное исполнительство и музыкальная педагогика. В их взаимодействии отражается двойственноогь жанровой природы дуэта, сэдест-
I
вующего в качестве как прикладюй деятельности, так и вида профессионального иокуоства.
Автор харектериаует специфику каядой из оащальных форд функционирования дуэта, баланс между- которыми зо многом предопределяет особенное™ исторического развитая четырехручной музыки, его родьемов и спадов, причины расцвета и кризисов жанра.
Второй {взлел 1-й глзвы - "Спецл|«лея дуэтной комцуникативно--сти" - поов^дена проблемам эмошюнэльно-психологического обчеиия
- 6 -
в дуэте. Автор подчеркивает, .что роль такого общения возрастает в четырехручном'ансамбле до уровня особой (¡илооосрии духовных, личностных взаимоотношений. При этом меяад партнерами возникает сщущепие удивительной психологической 06151 ооти, сердечного единения, "сродства душ". Интишоа душевное общение двоих за роялем основано на взаимопонимания, обовдпом сопероапваапи, чувство совместности, созвучности бытия. Немалую роль играет здесь и (физическое. сближение /нередсо - скрещивание/ рук пграввдх. Гармония душовного, жизненного аяракбля создает неповторимую ауру четырехручного дуэта.
Специфика дуэтной кошунЕкатсзпоста основана на сложном взаимодействия центростремительной /исполнитель —>• исполнитель/ п центробежной /исполнители—9- слушатели/ тенденций. Дуэтншу музицирования в огромной мере свойственна первая из них, связанная с психологической нацеленностью исполнителей ддгг на друга, с их шутреннпм взаимодействием замкнутого типа, пе зависящим от наличия или отсутствия возможных слушателей. В то хв время немалую роль нграет п центробежная направленность музыкальной коммуникативности в сторону слушательского восприятия, обусловленная особенкоотши конпеотноЦ аисташи.
Подобная двойсгвшнооть хврактера общения в дуэте способствует возникновению психо-ссаиологической модели "вдвоем на лишах". отракахщей своеобразие, двуплановость бнтия ввнра. Автор очитает, что именно действие этой модели, нредполвгапцей диффе^ищащю двойственного субъекта от скруяэгцего мира как объекте .^явилось одной из важнейшихпредпосылок колоссальной популярности .дуэта т* XIX в., отмечая типологическую близость.данной ситуации, и триум-Цельного, взлета вальоа.. Родство манду да званнымипршессагш вин чает в себя и сугубо жанровый аспект: происходят ^обновление -искус ства посредстЕШ обрвсрния к "низки:,;" б'ытовш г.ащач'^ постепенно
- 7 -
му перемещению их в центр культурной га зли.
Третий раздел I главы - 'Теаеззо жанра четирехручного дуэта" - раскрывает оподфису становления наира в органологичеекоц и эотетичвскш аспектах.
Авгор ввдвигает гипотезу, по которой генезис жанра в орга-нологаческом аспекте связан о развитием трех ооновпцх шправле-ний: горпзоптальпое расширение объемов клавиатуры клавишных инструментов /двойное/ вирддинал/, вертикальное расширение объемов клавиатуры /двухмануалъпый клавесин/ и взанмозамеяяемооть инструментальных составов /трио с клавесином сопгапио - клавесинный дуэт/. Различия между ними во мпогсм определяют специфику раннего дуэтного творчества композиторов Англии /Т.Топкпнс , II.Чарльстон/, Гершши /Г.Ф.Гендзль, И.Кр.Фр.Бах/, йраиции /Ф.Ку-нереп/.
В 3-м разделе диссертант кратко освацает исторический про-цеоо эстетического осшсления дуэтной специ|шщ в искусстве Х7П-Швь.
Автор отмечает таете проявление в дуэте черт диалектического мышления, отрааакщое единство общих тенденций, духовного развития. В частности, здесь сказывается действие целого рнда антиномий /свойства прикладной и автономной иузшш, стремление обеих дуэтных партий к независимости и ах функциональное неравноправие; свойственная сольному исполнительству монотембровость инструмента , - и ансамблевый тип исполнения; баланс между центростремительной и центробежной тенденциями; дуэтное письмо диалогического и интегрирущего типа; черты камерности дли не кощертпостп, сим-фоничяости; эстетика преуменьшения, литотичности в дуэтах "дсмаш-пей" ориентации - и эстетика преувеличения, ошепнепности н дуэтах концертной ориентации.
- в -
Диссертант подчеркивает резкую дифференциацию позиций композиторов классического и романтического направлений на уровне отношения к рола четырехручного дуэта и его'меоту в иерархии музыкальных жанров.
Центральное место в I главе занимает четвёртый шздел -"Эстетика сбортешгааното дуэта и проблема худогяственного хронотопа" .
. Автор шдчеркзвгеу мноль о топ, что различные жанры в искусстве пе существуют изолированно. Постоянно происходит прсцеоо их оложпого взаимодаЁотвяЯг Одлго пэ наиболее мощных жанровых влияний такого рода является устойчивая тенденция романизации художе отвешгкх жанров, отмечаемая, в частости, в литературоведческих трудах И.Епхтива, Н.Берковского, В.Шкловокого и др. Подобная ршанизадня парзллельвк жанров ощущает ся не только в литературе, но в в других искусствах, сказываясь па розных аспектах жанрсвой вроблвиатазш /в музыке - отсодержательного до исполнит ельоких/. Ншболее заиеппыи этот пр спасс становится в твортеотве романтиков, провозгласивших, что эстетика одного "искусства есть вотетика в другого; только материал различен"^-пршцип, лежащий в основе центральной романтической идеи синтеза искусств. Романизация фортепианного дуэта способствовала сво еобразной концентрации в семантике жанра характернейших черт обще романтической эстетики.
Исследование эстетической специфики дуэтного жанра потребовало привлечения литературоведческого понятия "хронотоп", отражающего неразрывность художественного времени и пространства и являющегося' важнейшим жанрообразущим фзгсгора.! и искусстве. Автор подчеркивает, что изучение спецлфцш музыкальных хроното-
* Шуман -Р. Избранные статьи. - М.; 1956. - С. 273.
- 9 -
нов в их взаимосвязях с хрсногопе^я литератур/паи проливает сзет на природу га н ров их различий. Именно воздействием определенных хронотопов обусловливаются гигодогачеокне особенности каждого из двух основных видов дуэта, их ориентация ш дал а шло а музицирование пли на концертность, обрадение к целому ряду характерных обрядных сфер. Для. романтических дуэтов это прежде всего детская ориентация - экзотическая, битовая, бальная тематика, лирические, танцевалыше, шорзстпчесгае мотивц.
Первостепенное зпачениз дан кристаллизации дуэтной эстетики имеет, по мпешгв автора, влияние идиллии, овойств идиллического хронотопа. Важнейшими'качествами идиллии, приоущшя дуэту, предоташшптоя поэтическая идеализация повседневности, ротного дшелшего бита, сердечного общения, пантеистическая общность человека и природы, -отграннченпость этого локальпого .существования от остального мира. Воздействием идиллического хронотопа обусловлено, в частности, претворение в дуэтах рсы антиков образов детотва, играющих первостепенную роль в общершантичес-кой встетине.
Удивительнш сходством отличаются проявления идиллического хронотопа в ршане и четырехручном дуэте /папример, доминирование более частных хронотопов оемейного Дома как некоего оазаса задушевности п теплд, места нереплбтеняя сугубо приватного н соципль-но-иоторячеспого начал/. Дпооертанг также обращает внимание на близость трактовки теш разрушения идиллия в эстетике Гете, Жан-Поля, игерна - и Шумапа, сетовавшего на исчезновение романтической доверительности я задушевности, лиричеакой интимности, - связанное с расцветом виртуозного концертирования и снижением интереса к четырехручному рлузицированию.
Среди прочих хронотопов наиболее существенными для ¡апвлтия ^етьфех^учсюя муэнкя, по мнении ялгора настоящей работы, прялись
- 10 -
хронотопа автобиографический, фольклорный, "чргого чудесного-мира", дорога, народной площади, карнавала, бальной залы, театральных подмостков, есствея. .
Ромапвзагшя капрз Сказывается н -в вамегном ореобладапип дуэтов пргаатво-кнттшого характера над овнсшненно-нубличпыма, а тагосе в возникновения особой "зоны непосредственного контакта о неготовой совршенпоотью" /Бахтин/, отсутствии временной и ценностной дшовэвднп, глубина эмоционального оопережгаанпЯ, оин-тезв черт "высоких" п "нгзкпх" жанров.
В последнем, пятом разделе I главы - "Эстетика рсмантпчео-кого фортепганлого дуэта австро-немецкой традиции" - локализуется сфера вауэого исследования, специфические качества австро-ненецких'рсыаничесюа дуз»ов, реоскэтрзвшэтоя черты сходства п отличия вотехшешк конотаат в- обеих ветвях немецкоязычной культуры, обусловленные близостью/но не идентичностью мента льно-оти.'-:.:.
' На отавовлеете опиифякн дуэтаого творчества немецких романтиков огромное влияянеоказали философия к эстетика немецкого рсыантизма. В обор очередь,;эстетика; фортепианных дуэтов австрийских ксмгоззторовв.значительной мере обусловлена воздейст-виемобщейкуль7урыВеныс праоуцшией чертами шнтетичнооти, многообразия в единстве,• взаимосвязи "высоких" п "низких" жанров, одухотворенности ж развлекательноотн, удивительным сшивом рез-лгшйс ввцнов^в« од •;'•'••-
Автор акцецмруетвнлнанмева том, что дуэтная'дотетика Австрия и Германии 'неотделимакультури-бидерлайера в общерсман-тической философии я эстетики; средоточием мироощущения которых являютоя Ьсновополагащие понятия и 1ппвг11еЫсв1Л .
представляющие ообой квинтэссенцию романтического понимания искусства в целал и сущности дуэтного жанра в частности. Четырех-
- II -
{учный дуэт оказался идеально пригодным для музыкального воплощения духа Gemüt • что способствовало превращению его в доми-нирупций жанр битового музицирования ршдатпческой эпохи»
Исследовании типологии взстро-немецких романтических форт& , гшшших дуэтов проистекает в диссертации в нескольких важнейших аспектах - социологическом,, .оотетическом, стилистическом. На этал основании диссертант в заключении I главы предлагает следу ющий вариант жанровой классифпкаппи: по оошгологичеоким признакам /дуэты, связанные с бытовым музицированием, концертным нс-шшительствоц и (фортепианной педагоппсой/, по эстетическим признакам /дуэты, воплощающие приватную эстетику бидерлайера и интимно-идиллическую оферу романтического Sentit и ориентированные на публичность и эффектную оснащённость/ и обусловливающим их хронотопическим признакам /отрааенпе статического хронотопа идиллии, динамических хронотопов пути, странствия пз родному краю шш по "чужому чудесному миру"; народной площади и связанных с пей хронотопов карнавала, дасгвия, театральных подростков, концертного зала, хронотоп светского салона, бала и т.д./, по стилистическим признакам /дуэты камерпого, концертного, сшлфэ-нического и театрального характера/.
П глава - "Фортепианные дуэты немецких ряд антиков /Вебер, Мендельсон, Шуыап/"(- посвящена анализу дуэтного творчества композиторов немецкого рсмштизма, вершина!.« которого-являются четырехручные оочинения К.М.Вебера, Ф.Мендельсона, Р.Шумана. Дуэты этих авторов являются важнейшими вехами ролачтичеокого этапа в иотории рассматриваемого канра. ' ' ■
В I разделе П главы - "Фортепианные дуэты К.Юебера" - ио-следуются характерные черты дуэтного TBopiecrrsa K.M.Вебе ра - ае-рвого коппозитона-ро/гятика, обратившегося к данному жанру. Ва-бероиск.се д^лтиоп наследие рклтэет в себя три штклз миниатюр,
- 12 -
ярко отражащях черта раннего немецкого музыкального романтизма, индивидуального стиля композитора, особенности его дуэтного гнезда и фактуры, -. Шесть пьео- ор. 3, 1801; Шесть пьео ор. 10, 1809 и пьесн ор. 60, 1818. • ,
Значительную часть материала первого раздела составляет музыковедческий анализ названных циклов.
Пьеон ор. Э принадлежат к чиолу первых в иотории цузыки циклов четнрехцучикх фортепианных миниатюр. Б них оотро ощущается воздействие- характерного для веберавского твортества теат-" ралыюго хронотопа и оперной стшшотики мышления.
Пьеон ор. 3 принадлежат к одним из1 первых известных в истории музыки циклов, чевнр&хручшх фортепианных миниатюр. Шесть пьес ор. 10 были вписаны специально для Обучения детей герцогн Вюртембергскога; здесь об^едаютоь задачи инотруктивной педагогики и любительского' бытового музицирования. Пьесы онграли важную роль в процессе разшгтия жанра' гдузнки для детей в творчестве МегздельоЬна-, Шумана и1 других романтиков.
: , Пьеоы ор. 60 представляют собой гаиболее зрелое дуэтное . творение Вебера. ;
' Б них возникает сопоставление1 хронотопов родаого края /в оочетании о фольклорный/' и "чужого чудесного мира" - как некий вариант романтического двоеииргог или,, возможно, претворение хронотопа странствия, дороги, приводящей героя в конце концов к родасцу дому /юдвфгкация'идиллического хронотопа/. Сфера романтической действенности взаимодействует со оферой жанровой танцевальнооти, ыаршвости, фантастической скерцозносги. Харак-" тер последней предвосхищает гояетение образов, киептияНс в оимфониче ских произведениях Вебера и Мендельсона. Проникнутая духом рсиантичеокого Сет(П. » лирическая сфера ор. 00 пррлз-рывно овязана с проявлением идиллического хронотопа. В то же
- 13 -
время ощутимое воздействие театрального хронотопа придает всему содержанию цикла прзвкуо некоего "действа", а чужие экзотичеолие три приобретает легкий налег оцсяичпооти, зрелищгости опорного свойства, еохрозяя ща этот» всю яркость и сочность овоего колорита. /Нчя^олег xapemepTtws а)ямбрш подобного "экзотичеокогр" образа, связаяяото с сирзжепазя веягережо-пыгенокого начала, стили-сттг'.и вербуихош, является mees & 4 singar«.
Воэдайотше оггеря№-теб7]2ш.я(уго хронотопа сказалооь и.на. npirojtitект музыкальней даштургкк веберовских дуэтов способе' фортепианной шггйгдагтшл и "оркестровки" фактуры, диалогическое ■ таго? ярюшотъ письма» . ^
Заяровая оанова ввберовоких дуэтов непосредственно связана оо сферой городского музыкального быта, традициями йытового музицирования, национального фольклора, демократического музыкального театра,-Она , соответственно, опираетоя на взаилодействие нескольких основных хрсиотопов - идиллического, фольклорного, театрального и воспринятого сквозь призму театральности хронотопа "чужого чудесного мира". Эти дуэта - интерэонейгая глава твор чеокого ннолэдия великого немецкого кемпоззтора, далеко не в полном объеме известная пга гагатам-исполнителям, »музыковедам и широкому кругу слушателей.
Эотетико-отилевой анализ их (музыкального содержания, формы, фактурных особенностей дает определенной представление о характере раннерсмантической немецкой м/зыки, становлении романтического ».музыкального языка в целом и дуэтного письма в чаотно-оти, взаимодействии $оль кл орп о-быт ов о го и профессяопатьного тчал. •
Второй раздел второй главы - "Фортепианные дуэты ф.Мендельсона" - госвяцеи дуэтному творчеству ф.Мендельсона, отражающему развитие обоих основных направлений жанра /камерное музи-
- 14 -
дарование и концертносгь/ на стадии их гармонического сосуществования в состояпш) определенной сбалансированности и стабильности. В творчеотве Мендельсона жанр фортепианного дуэта представлен Анданте о вариациями ор. 83-а и Блеотяцим аллегро ор. 32, оозданцши в 1841 году, а танке Блестящими вариациями на Цыгав-окий марш из "Прециозы" Вебера ор, 83-6, вашшшыми в соавторстве о И.Мошелесом - аервотчалшо для 2 фортепиано с оркестрш. Для фортепиано в, 4 руки создав и аервоначалышй вариант зкаыешн
,той увертюрц -Сон в леишв ночь". Проникновенное Анданте о вара- г -
видят ор. 83-а - прекрасный образец немецкого романтического четырехручного дуэта, отракаодзго встетшсу Овшщ и связанного о традацишн бытового ыузгадарования эпохи бвдермайера.
В музыке Анданте явственно ощущается воздействие идиллического хршотош в его взаимосвязях о хропотоцоы жизненного цути. В этом'ошеле содержание цикла приближает ал к романам идиллического типа, в которш герой пооле долгого жизненного пути познания себя и мира, отмеченных отолкповениями добра и зла, возвращается, подобно блудншу онцу, в родной дом, являющийся вечным оазисом тепла и душевной гармонии. Для подобной ' трактовки жанра ашаштельяо,и обращение к тематизму рапсового типа, доторсму идиллические черти приоуци изначально.
В противовео этшу характер ыузшш Блестящего аллегро ор. 92 чреввычавно близок обраности . Е1Гевлтв1к ( ярко вопло-• ценной в сиыфоничеоких сочинениях Мендельсона. Воздушная фантастическая скерцознооть является ьажнейи.'ей сферой ее. Здесь взаимодействуют хронотопы "чуного чудесного мира" и театральных подмостков; цузыке приозвдп эффектная концергнооть, виртуозный блеск. Соотношение дуэтных партий - совершенно равноправное, обусловленное самой, спецификой событийности, сценичности драматургии.
-15 -
Посвященное Кларе Шуман, Блестящее аллегро представляет собой одно из наиболее масштабных п сложных сочпкепий в истории четырехручного ганра, четко ориентированное на концертную эстраду. По типологии фактуры, уровню виртуозгооти оно приближается к концертным дуэтам-дет дэуЗс фортепиано. /Анализ Анданте о вариациями и Блеотящего аллегро предлагай в тексте раздача/.
В конца раздела автор, отмечая значение дуэтного творчества Мендельсона п его опсцпфэтеокие качества, особо шдчеркива-. от, что четырехручпкз дуэты, составляя малую *исть нагаедия великого 1салгазатора, в то га время необыкновенно сально, глубоко . и своеобразно'прелетляют эстетику ланра, сочетая в себе оба полюса его существования - камерность и концертность.
В 3-м разделе П глпвн— "фортепианные дуэты Р.Шумана" -анализируются проблемы, связанные, о ролью четырехручного г.^узи-цирсвания з гззнп к творчестве Роберта Шумана.
Страстный псзлоннпк четырехручной игры, Шум га бил убозден, что а самой природе дуэта азгтальяо' залоаэно некое нравственное гачало. Он неоднократно подзсрклгал особую этическую и коммуникативную роль этого ланра в своей музыкально-цублщпотиче- ' окой деятельности. Трактуя в псояодшз года ¡зпзнп фортепиано как инструмент дат сугубо лпчного .друт.осгого п оемейюго цузи-цлротация, как неотъемлемый атрибут Дома в ого символическом значении, Шуман сознательно,обратился к четырехручной музыке о присущим .ей.дятЕмпо-доверлтельшгм xapskrepc¿s соперзЕиввнкя и вбзпикавдим в прсцессе ансамблевого общения;чувством эмоциональной оболооти близких людей;,';'.
•В дуэтных циклах ксмпозлтора /Восемь полонезов, "Восточные картины", "Двенадцать 1ьес для маленьких и больших датой", "Бальные сцены", "Детский бал"/ прелсмляютоя типичные черта немецкой ршантпческой эстетики, рси-чнтпческие художествен низ хроно-
- 16 -
топы. Основные образные, оферы этих оо411 нений связаны с претворением детской, бальной и ориентальной тематики.
Детальный анализ названных сочинений заншает доминирующее место в тексте третьего раздела второй главы.
В конце раздела шдводатоя итога исследования шумановского дуэтного творчества, отмечается его историческая роль в прсцес-ое эволюции жанра. Фортепианные дуэты композитора - это музыка для дружеского общения, поэтизирующая его как нетто самое даго-ценное для человеческого сердца, необходамеГшве условие бипш
г
души. Диссертант подчеркивает, что этическая направленность дуэтной эстетики Шумана во многш предвосхитила проблематику "потребительского музицирования", занимащув одно из центральных мест в творческих иоканиях П.Хипдешта.
Фортепианные дуэты Шумана оказали колоосальное воздействие на судьбу Еанра и.характер ого дальнейией эволюции, специфику дуэтного письма и фактури, хронотопические свойства художественного содержания. Шушковские идеи особой значимости дуэтного общения, его этической насыценнооти и месте в системе духовных ценностей способствовали кристаллизации черт романтической музыкальной эстетика. С претворением щумановских дуэтных традиций в значительной мере связано последующее развитие жанра в творчестве немецких, русских, французоких ксыпоэи торов, музыкантов других национальных пкол. Это позволяет о полной ответ-стьеннсетью говорить об огромной роли шушновсвдго этапа истории фортепианного дуэта, отличающегося глубоким осознанием эти-чеокой миссии яанра и его социальной функции.
Третья глава диссертации - "Фортепианные дуэты австрийских романтиков /Шуберт, Бршлс/" - с»стсмт из двух разделов, по-свяценпых специфике дуэтного творчества Франца Шуберта и Иоганнеса Браадея. Творческие эпохи этих гечиких мЛстероВ пр^-ктиче-
- 17 -
ски обрамляют весь ршянтический этап эволюции жанра.
В нервен разделе - "Фортепианные дуэты в творчество Фтшпа . ШуЗерта" - иоследуетоя роль дуэтного гапра в жизни и тзорчестве композитора в контексте «музыкальной культуры Веян с ее трдиция-ш демчшнего музицирования." Огрошоо значение диссертант прдает лролсмлотго в шубертовской четырехручной музыке мироощущения эпохи бйдермайера и романтической эотетики 0 присущим ей куяьтсм дружбы. Важнейшую роль в дуэтнш наследил Шуберта играют хронотопы идаллии и автобиографии, преоблвдахщио в большинстве сочинений, хронотоп города - Дсма Вены; хронотопы площади, тзетвил, • сочетание овнешпенвость форды с личноотнш, чаотнш характера« содержания. Благодаря подобному взаимодействию происходит, в частности, самообновление кон ров. Так, результата* смехового, шо-рютического снижения мершевобти стало возникновения жанра мл рта-скерцо, одним из творцов которого явился Шуберт.
Другая ипостась шубертовской маршзвооти - офера возвнпеп-ной героики - близка классическому /прежде всего - бетховенскому/ типу трактовки кайра. Свое обр зный синтез маршевости и танцевально сти, связанный о воздействием хронотопа шествия, возникает в полонезах ор. 61 и ор. 75, являющихся непосредственными пред-иествсннюсзми полонезов Шумана и Шопена.
Диссертант обращает особое внимание на опецифику претворе-нияв1пубертозскшс дуэтах экзотического начата, ориентальных мотивов, органичность их творческой ассимиляции композитора. Удивительная чуткость иубертовского гения к характернейшим свойствам чухой для него музыки ярко сказывается в знаменитом "Венгерском иинертлементе ор. 54. Здесь господстзупт хронотопы "чужого чуде оного г.шра" и ^юшелергшй, позншеппт к хронотопы народной площа-ii.ii, к'ос'.'шя; лз'к'тно опуцлется тппмодоЗсггпие эпических и ромян
Жемчужиной луэшого творчества Шуберта, да и воей романтической четырехручной музыки является Фантазия t - moll ср. 103, высокая лирика которой своей поэтичеокой иоповедальностьп и духом трагической обреченнооти близка последним вокальным циклам композитора; В теме Фантазии концентригуютоя идеальные черты р(ман-тичеокого образа прекрасной, хрупкой и педоогижимоЯ мечты. Содержание фантазии, по мнению автора, раскрывается во многом благодаря своеобразной-сюжетности романизации, основанной на развитии интонационной фабулы сочинения, музыкальной драматургии.
Черты програмыдооти и те ат роли за иди приоущи и ддггсыу крупнейшему четырехручному сочинению Шуберта - Аллегро ор. 144 /"Жи-зненнш бури"/, отличающемуся особым драматизмом и масштабностью и являющемуся /наряду о Фантазией ор. 103 и оольной фантазией "Скиталец"/ одним из первых образцов романтической одночастной симфоничеокой поэмы, '
В музыке пубертовоких дуэтов чрезвычайно возрастает роль »фонизма фактуры. Характерная для четырехручных сочинений композитора оркестровая установка /обусловившая, в частности, шумановскую гипотезу, о "скрытой овыфонии" в Большом дуэте ор. 140/, оим-фонизация жанра сочетается о удивительной форте шанностыэ колорита. .
Дуэтное наследие Шуберта представляет собой уникальное явление в истории жанра. Именно у Шуберта четырехсотый яуэт становится важнейшим, сущностным жанром творчества, а характер ансамблевого общения вырастает до уровня высокого духовного ритуала, создавая удивительную атысоферу доверительной близости и единения. Шубертовокие традиции лежат в основе воей дальнейшей эволюции дуэтного жанра. Их воздейотвда сказывается в четырехручном творчестве практически всех композиторов XXX века. Шубе ртовский этап развития фортепианного дуэта представляет собой своего рода
- 19 -
вертпу - источник всей романтической четырехручной музыки.
Во вторш разделе П главы - "<5ор?етш1Пне дуэта Иоганнеса Брамса" - совещаются проблемы дуэтпого творчества Брапса в его взаимосвязях с эстетикой ршантизма, ггагсгогалышет худо.тзствеа-нши традицпшп, культурой дгаатего музицирования. В дуэтах Брамса синтезируются характерные черты немецкой п австрийской музыкальной культуры, романтической п классической со готики, твортоекп преломляется иубертовокпо и щугзигоокпв традиции кап-рз.
С воплощением идиллического хропотопэ л хронотопа Вены всецело связаны чудесные Вальс» ор. БЭ, "Песни любвп" ор. 52-а и "Новга песни любви" ор. 65-а. Б них господствуют образы лирпчео-кого и паптеиотичеокого характера.
Диссертант обнаруживает наличие в ор. 65 своеобразной тональной строфичности, тональных п ладовых рифм.
Значительное место в диссертации уделено проблеме воплощения Брамсом образности, связанной о инонациональным /венгерским, русским/ музыкальным фольклором. /"Венгерские танцы", "Русский сувенир"/. В знаменитых "Венгерских танцах" обращение к "экзотическому" вепгерско-дыганскому кругу образов предопределило дош-нирование хрсяотопа "чужого чудесного мира",-и наряду о ним -хронотопа Вены, вбирающий в себя венгерокое начало как Неотъемлемую часть.
Вакнеймэе место в дуэпюм наследии Брамса занимает его единственное кдгпное циклическое четнрехигчное сочинение - Вариации на тему Роберта Шумана, представляющие собой философское размыгп-пание в форте вариаций" о жизни и судьбе художника, его смерти и
б 04?, ал о ртяи."
/Рее дазвглпые дуптн анализируются в далнгм разделе работы''.
- 20 -
' Фортепианные дуэты Брамоа вшчают лини» развития зеаира в авртро-немецкой романтической музыке. Выступая как завершите л». целого этапа еги эволюции, Брамс в то же время дал мощный импульо
г
развертыванию новейших тенденций в искусстве конца XIX - начала XX вв., последующему этапу эволюции дувшого мышления.
Четвертая глава - "К вопросу об аволтии дуэтного пи см а и ¿шстщы"- состоит из двух разделов. В первом - "Основннз типы дуэтного письма и дуэтной фактуг«" - автор расстятрпвает вопрооы пространствешо-звукового воплощения дуэта в двух аспектах /типы дуэта о го письма'и типы фактурц/. Подчеркивается, что основопола-гапцее значение в процессе эволпцщ яапра имеют прежде всего изменения ролевых соотношений дуэтных партий, а .чисто фекгуриые трансформации нооят скорее обще пианистический, неспецирческий характер.
Существует два основных типа дуэтного письма: ансамбль как равноправный диалог двух индивидуальностей н ансамбль, основанный да стремлении к интеграции, изображении двумя иоволнителдаи одаого. Диалогический тип дуэта связан со стремлением обеих партий к равноправию и независимости /пооредотвоы сю ли фони за иди фактуры, использования принципа эха, вопросно-ответных структур/. Его осуществление иногда приводит к своеобразной театрализации ' ансамбля /драматургия парных персонах ей в "Костшированном бале" А.Рубинштейна/. Интегрирувдий тип дуэта основа« на функциональном неравноправии дуэтных партий, иерархическом годчинении одаой из них ддугой /по принципу "мелодия - аккомпанемент" или же их ролевой нерасчлеяеннооти /хоральная аккордика, фактурное дублирование мелодической линии/.
Исследование собственно дуэтной фактуры вклгнает в себя рассмотрение ее эволюции в двух аспектах - функциональном и фоническом. В функциональная отношении дуэт;ия фок* ура пр_дотавля-
- 21 -
ет ообой одно из проявлений обя^х фактурных закономерностей, обусловленных художбственно-иогоричеошга отилнми и пианистической спецификой. Между типами дуэтного пиоша и функциональной стороной дуэтной фактуры возникают определенные взаимосвязи, . обуслопжнныо опсцифакой коммуникативности в дуэтах каждого вида, преобладанием в них центробежных ила центростремительных тенденций. ■ /
Развития фонотескпх свойств дуэтной фактуры овязано, оод^ ной отороны, о преломлением черт оркеотрзльности, имитацией инструмента лышх( тембров ^ оимфопиаацяей жанрп, а.о ддггой, - о осознанием т-гйрлствческях возможностей рояля, обусловленным рао-цветом рсмантичвокого пяаниэла.
Во втором раздале главы р "Основные атепн это лиши дуэтного письма и фактуры" - диссертант сотпнаггагвпетоя на проблемах периодизации яоторического раээйтяя прострсногвенных качеств япн-ро и дает краткую хараисеряотяку важнейших.его этапов. Таковыми, по мнению эвтбра, являютояг •
форлировашга я толе дующее закрепление оснсвянх пространственных функций дуэтных сартв? '/койец Ш -лгачаяо ХШ вв./. На этсм этапе опеци$пк.1'дуэтных взяшоотнойемтй еще. сляб о выражена;
кряоголлиййцяя аанревой сшеиифаки, функциональных, закономерностей ооовдошэния дуэтных партий, гоогвдотвующизс типов фактуры /вторая Головина ХУШ в./; ' ' !
наивысшай расцвет йанра - эгоха романтизма;, многообразие разнонаправленных тенденций, связапрых как Со стремлением к максимальпшу равабпрзвию й йамоотоятель» ости партий, так и с интеграционна,«I тяготениями й аноем5левом исполнительство /XX в./.
Автор подробно Останавливается па вопросах, связанных со •
спецификой дуэтного письма и факхуры австро-немецких комшзаторов романтической эпохи, творчество которых анализировалось в предыдущих гдавах диссертации. Среди опецпфичЕоких приемов дуэтного письма особое внимание автора привлекает перекрещивание рук и опят ит елей, усиливающее напряженность ансамблевого диалога, с одной стороны, и способствующее эмоциональному сближению участников ¿уэта /так, в Рондо ор. р0в№, 133 Шуберта годобное скрещение рук буквально физически, на уровне ритуального жеста , символизирует дружескую клятву верюоти/,
т
В Заключении тдводятся основные итоги исследования гшнро-вой специфики дуэта, его эстетики п социологии; намечаются перспективы дальнейшего развития четырехручного ансаийля. Автор подчеркивает огромное значение исследуемого жанра, его этических и социально-психологических свойств для современной эшхп, пред-оцре делящее'за колшерность'ндаешего возрождения "дуэта.
Основные положения диссертации отражены в оледгащх работах:
1. -Четырехручный дуэт а творчестве Иоганнеса Брамса. Харьковский институт культуры. - X., 1991. - 21 о, / Деп,: НИО Информ-культура / Гос. б-ки СССР им.Ленина. 24.01.92 г. & 8487.
2. Эволюция фактуры фортешанногр четырехручного дуьта. Харьковский институт культуры. - X., 1991, - 18 о. /Деп.: НИО Ин-форикультура/ Гос. б-ки им.Ленина. 24.01.92 г. № 8487.
3. Функционирование четырехручного фортепианного дуэта в музыкальной педагогике. Тезиоы доклада на рвспубликшпкой научно-методической конференции. Тирасполь, 1990. - 4 с. ■
4. Проблемы паидр'Цально-цатриотичоскаго и интернационального воспитания в аспекте бытового музицирования. /Четырехручный фортепианный ,яуэт/. Тезиоы доклада на республиканской научно-теоретической конференции. Харьков: ХГИК, ЗЭ89.