автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.19
диссертация на тему: Реализация концепта "страх" в сценариях городской легенды
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Никитин, Максим Владимирович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЛЕГЕНДЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЙ КОНЦЕПТОСФЕРЫ
1 1. Лингвокультурологический и когнитивный подходы в исследовании легенды.
1.2. Основные направления в изучении легенды.
1.3. Соотношение легенды и основных видов мифологических повествований
1.3.1. Соотношение легенды и сказки, легенды и мифа.
1.3.2. Соотношение легенды и былички, легенды и слуха.
Выводы
ГЛАВА 2. ГОРОДСКАЯ ЛЕГЕНДА КАК РЕЗУЛЬТАТ ЭВОЛЮЦИИ ЛЕГЕНДЫ.
2.1. «Городская» или «современная» легенда.
2.2. Психологические источники городской легенды.
2.3. Особенности городской легенды.
2.4. Роль города в формировании городской легенды.
2.5. Интернет городская легенда как развитие городской легенды.
Выводы.
ГЛАВА 3. КОНЦЕПТ «СТРАХ» В СЦЕНАРИЯХ ГОРОДСКОЙ ЛЕГЕНДЫ
3.1. Страх как основа сценариев «городской легенды».
3.2. Сценарий «Убийца на заднем сиденье».
3.3. Сценарий «Крюк».
3.4. Сценарий «Захвати и не мешайся под колесами».
3.5. Сценарий «Кровопускание».
3.6. Сценарий «Случай в супермаркете».
3.7. Сценарий «Подавившийся Доберман».
3.8. Сценарий Интернет-ГЛ «Стянутые ремнем».
3.9. Сценарий Интернет-ГЛ «Ценный совет».
Выводы.
Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Никитин, Максим Владимирович
Диссертация посвящена проблеме изучения лингвистических особенностей городской легенды (в дальнейшем - ГЛ) как трансформации традиционной легенды и мифологического мышления в современных условиях. ГЛ рассматривается в работе также и с позиций влияния базовых концептов мышления на язык, проблемы их отражения в обыденном массовом сознании в результате глобализации языка в целом.
Современная лингвистика немыслима без комплексного подхода к решению основных проблем. В зависимости от конкретного языка, культуры, традиций варьируются способы языкового выражения, но в своей основе они реализуют концепты мифологического мышления как составляющей концептосферы национальной картины мира. Исследовать процессы актуализации базовых концептов в сознании человека представляется весьма актуальной и интересной задачей. При рассмотрении чисто лингвистических проблем необходима интеграция достижений лингвистики, истории, этнографии, фольклористики, диалектологии, социологии, философии. Выполнение этого условия с большой степенью вероятности обеспечит всестороннее и всеобъемлющее рассмотрение того, как в массовом сознании реализуются базовые концепты, а именно, концепт «страх».
Теоретической базой исследования послужили работы видных представителей лингвистики, этнолингвистики, философии и культурологии Н.Д.Арутюновой, А.Н.Афанасьева, А.П.Бабушкина, Р.Барта, В.В.Иванова, В.Н.Топорова, Д.С.Лихачева, А.Ф.Лосева, Ю.М.Лотмана, М.М.Маковского и многих других. Изучение мифологической картины мира как составной части концептосферы выводит исследование в сферу когнитологии и когнитивной лингвистики. В связи с этим, в работе применяется понятие «концепт», несколько по-разному трактуемого в работах А.П.Бабушкина, А.Вежбицкой, В.З.Демьянкова, Е.С.Кубряковой, Дж.Рассела, Ю.С.Степанова и других известных исследователей.
Поскольку понятия «миф», «легенда», «мифологическое мышление» являются очень важными в настоящей работе, то считаем целесообразным рассмотреть как данные понятия трактуются такими учеными, как: Я.Х.Бранванд, Р.Дорсон, А.Ф.Косарев, К.Леви-Строс, Е.М.Мелетинский, К.Хюбнер, М.Элиаде и другими.
Актуальность исследования определяется необходимостью теоретического осмысления репрезентации мифологического мышления на примере рассмотрения концепта «страх», а также выявления возможностей когнитивного, семантического и культурологического описания такой формы существования несказочной мифологической прозы, как ГЛ.
Целью настоящей работы является изучение особенностей актуализации концепта «страх» в обыденном массовом сознании на примере анализа Г Л как важной составляющей национальной картины мира, оказывающей влияние на формирование мифологического мышления в общекультурном и национальном срезе.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- Определить место легенды в национальной концептосфере и показать взаимозависимость ГЛ и традиционной легенды.
- Охарактеризовать и описать ГЛ, причины ее появления и популярности.
- Установить актуализацию концепта «страх» в обыденном массовом сознании как базу стереотипного сценария ГЛ.
Научная новизна работы заключается в том, что проблемы соотношения языка и культуры впервые рассматриваются на примере актуализации одного из базовых концептов в нетрадиционных формах существования несказочной мифологической прозы. Впервые тексты данного типа повествований, имеющие общекультурный и универсальный характер, изучаются в лингвокультурологическом аспекте. Изучается феномен Интернет-ГЛ и влияние современных технологий на процессы глобализации в обществе.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что она вносит определенный вклад в изучение легенды, охватывает принципы организации ГЛ при актуализации концепта «страх», а также выявляет основные составляющие данного концепта, что позволяет считать такой подход вкладом в разработку теории концептуального анализа.
Комплексное описание феномена ГЛ как формы существования мифологических повествований и регулятора человеческого поведения, а также отображения основных страхов человека, плюс выявление основных стереотипов человеческого мышления, организующих появление сценария ГЛ, позволяет вынести на защиту следующие основные положения:
1. Мифологическое мышление является составной частью мышления. Оно осуществляется путем формирования в сознании особой мифологической концептосферы, одной из реализаций которой является легенда.
2. Легенда является отражением коллективного обыденного сознания, она содержит нравственные нормы существования человека в мире, а также коллективные верования и опыт людей, приобретая, тем самым, символический характер.
3. ГЛ, формируясь на основе традиционной легенды, обладает большинством ее особенностей. Отображая ценности каждого конкретного человека и группы людей, она выступает регулятором человеческого поведения.
4. Являясь одной из базовых эмоций человека, «страх» предстает организующим концептом ГЛ. Концепт «страх» в ГЛ выражен набором стереотипных сценариев.
5. Стереотипы человеческого мышления ведут к появлению схематичного знания о действиях в проблемной ситуации. Сценарий ГЛ предлагает некую последовательность действий, которая должна помочь избежать опасности.
6. Стремительное развитие технологии Интернета ведет к тому, что ГЛ приобретает глобальный характер, а ее языковая репрезентация имеет универсальный характер.
Материалом диссертационного исследования послужили данные картотеки, насчитывающей около 200 ГЛ, с вариантами количество текстов составляет 1000 примеров, полученных в результате сплошной выборки из работ известных исследователей ГЛ, а также источников, посвященных данной проблематике, собранных в Интернете.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается общей методологической и теоретической базой исследования, представленной положениями о соотношении языка и культуры, мифологическом мышлении и его особенностях, языковой картине мира и ее концептуализации, схемах представления знаний.
Методологический инструментарий исследования характеризуется системным принципом. В зависимости от поставленных задач использовались следующие методы исследования: семантический, компонентный и когнитивный анализ материала. В качестве дополнительных приемов применялись отдельные методы описательного, концептуального анализа, а также перевод на русский язык. Вышеперечисленные методы позволяют считать сформулированные в диссертации положения и полученные выводы достоверными.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что ее теоретические положения и практические результаты могут быть использованы для дальнейшего развития теории этнолингвистики и когнитологии. Полученные выводы могут найти реализацию в разработке конкретных вопросов, связанных с особенностями обыденного мышления, а также при разработке некоторых аспектов теории межкультурной коммуникации и культурологии. Результаты работы могут быть использованы при создании лекций и спецкурсов по общему языкознанию и межкультурной коммуникации. Материалы исследования нашли отражение в ряде статей и публикаций автора.
Апробация работы. Основные научные результаты исследования отражены в 4 публикациях, докладывались на научных и научно-практических конференциях различного ранга в Челябинске (2000, 2001), международных конференциях в Челябинске (2001), межвузовской конференции в Перми
2002), Житниковских чтениях (2001), научных семинарах кафедры английского языка Челябинского государственного университета.
Структура и объем работы определены поставленной целью и задачами исследования. Настоящая диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Реализация концепта "страх" в сценариях городской легенды"
выводы
ГЛ представляет собой способ регулирования поведения человека. Для достижения данной цели в ГЛ актуализируются основные человеческие страхи.
Если рассматривать культуру как систему дополнительных ограничений, накладываемых на естественное поведение человека, то именно страх становится основным регулятором поведения человека, являясь одной из базовых эмоций.
Реагируя на проблемную ситуацию, в массовом сознании формируются стереотипы поведения, которые соответствуют стереотипам человеческого мышления. Предлагается некая последовательность действий, которая должна помочь избежать опасности, описанной в проблемной ситуации. В результате возникает сценарий ГЛ, концептуализирующий страхи и предлагающий вариант единственно возможного поведения.
ГЛ в современных условиях перестает быть явлением только американской культуры (ср. ГЛ «Крюк» и Интернет-ГЛ). Сценарии ГЛ просты и понятны каждому т.к. в них отражены стереотипы массового сознания. В текстах сценариев ГЛ доступным языком описывается проблемная ситуация и страхи, актуальные для человека в современном обществе.
Концепт «страх» как основной концепт, организующий ГЛ, объединяет в себе интегрированную информацию, полученную на протяжении всей истории развития социума.
При анализе различных сценариев ГЛ мы установили, что в них актуализируются такие основные страхи человека, как: страх перед преступлением, с которым тесно связаны страх перед насилием и страх за свое имущество и здоровье; страх перед смертью; страх перед опасностями окружающего мира; страх перед психически неуравновешенными людьми и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение реализации концепта «страх» обыденном массовом сознании, определение основных составляющих данного сложного концепта на примере анализа типичных сценариев ГЛ позволяет сделать следующее заключение.
Коллективное, обыденное сознание ярко проявляется в традиционных формах повествований, среди которых выделяются легенды. Легенда представляет собой художественное народное творчество, использующее повествовательные фреймы для структурирования рассказа.
Несомненно, что изучать легенду необходимо многоаспектно, объединяя достижения этнолингвистики, когнитивного направления в лингвистике, семантики, фольклористики, литературоведения, культурологии и других наук.
Легенда обладает определенными особенностями, которые выделяют данный тип повествований в особый жанр. Высокая степень правдоподобия повествования легенды достигается благодаря сочетанию нескольких факторов. Во-первых, легенда является «историческим» повествованием. Во-вторых, легенда является отражением коллективного опыта, т.е. передает традиционное знание. Кроме того, ссылки на факторы реальности, в сочетании с ее разговорным характером, сильно повышают степень ее достоверности.
Легенда обладает символическим характером в силу того, что отображает опыт людей и нравственные нормы существования человека в мире. По этой же причине легенда всегда несет актуальное знание, подтверждая или опровергая верования и взгляды отдельных индивидуумов.
Существует зависимость легенды от природы сообщения, т.е. структура легенды зависит от ее функции. Данная особенность ведет к тому, что у легенды нет определенной формы. Форма легенды пересоздается с каждым новым рассказчиком. Поэтому легенда обладает гибкой повествовательной формулой, и приобретает еще одну особенность - «эластичность» повествования. Эпизодический характер легенды объясняется необычайностью и однократностью описываемого события.
Мы полагаем, что город как социальная общность формирует свою культуру, которая выражается в современных мифологических концептах, что наиболее отчетливо проявляется в ГЛ.
Культура города формирует особые легенды, в которых подтверждаются предрассудки современного общества. Таким образом, происходит развитие нового типа легенд - «современных» или «городских» легенд, являющихся, на наш взгляд, очередной ступенью развития традиционных повествований.
Отображая ценности человека в частности, или группы людей в целом, ГЛ является способом формирования и регулирования поведения человека.
Психологические причины становятся основными причинами, влияющими на появление ГЛ. Она обладает развернутой фабулой и отличается от слуха и новости степенью долговечности обращения в традиции, а также наличием основной сюжетной линии.
ГЛ выполняет развлекательную и дидактическую функции, существует в нескольких вариантах, что свидетельствует о ее популярности, а также выходе за пределы одной культуры (американской) и проникновении в другие культуры при помощи СМИ и особенно Интернета Несомненна ценность изучаемого материала для теории языка в целом и когнитивной семантики в частности.
Каждая ГЛ сохраняет типичные характеристики: она звучит как правда, вариативна, повествует о реалиях сегодняшней жизни, выполняет развлекательную функцию и функцию предупреждения. Распространение новых технологий (в частности - Интернета) ведет к тому, что ГЛ эволюционирует, и образуется Интернет-ГЛ, которая теряет некоторые особенности, характерные для традиционных ГЛ. В то же время она приобретает собственные характеристики, которые позволяют классифицировать ее как следующую ступень развития ГЛ. На наш взгляд, данный вопрос требует дополнительного и отдельного изучения. Интернет-ГЛ менее долговечна, вариативна и экспрессивна по сравнению с традиционной ГЛ.
Однако, учитывая глобальный характер Интернета и распространение данной технологии во всех сферах человеческой деятельности, ГЛ приобретает всеобщее значение, проникая во все культуры и в массовое сознание в целом.
Для достижения цели регулирования поведения человека в ГЛ актуализируются основные страхи, которые свойственны людям. Отметим, что при рассмотрении культуры как системы дополнительных ограничений, накладываемых на естественное поведение человека, именно страх, будучи одной из базовых эмоций, является основным регулятором поведения человека.
В ГЛ часто присутствует человеческое впечатление о враждебности окружающего мира. Для того, чтобы избежать враждебности, массовое сознание формирует определенные стереотипы поведения, т.е. в ГЛ описывается некая последовательность действий, которая должна помочь избежать опасности, возникающей из-за проблемной ситуации. В результате возникает сценарий ГЛ, концептуализирующий страхи и предлагающий вариант единственно возможного поведения. ГЛ реализует четкие, типичные сценарии, прослеживающиеся во всех вариантах ГЛ. Сценарии ГЛ выполняют своеобразную дидактическую функцию, поскольку предостерегают людей от опасностей современной городской жизни.
Таким образом, концепт «страх» становится организующим концептом ГЛ. Он объединяет в себе интегрированную информацию, полученную на протяжении всей истории развития человеческого общества, т.е. в семантике слова откладывается множество признаков, регистрирующих все добытое человеком знание о соответствующем объекте.
Выявить составные компоненты концепта «страх» в языковой картине мира можно с помощью перечисления свойств о предмете, знание о которых можно рассматривать как когнитивное наследство, получаемое языковой личностью. Слово как поверхностная языковая форма или знак представляет собой средство сжатия или компрессии обобщенной информации, в то время как содержание концепта объемнее данной языковой сущности.
Анализ сценариев ГЛ позволяет нам говорить, что человеку свойственно актуализировать такие страхи, как: страх перед преступлением, страх перед насилием и страх за свое имущество и здоровье; страх перед смертью; страх перед опасностями окружающего мира; страх перед психически неуравновешенными людьми. Каждый страх может конкретизироваться, так, например, страх перед насилием может включать в себя страх перед уличной преступностью (жестокой без причины), или страх орудия убийства (например, острых колющих предметов).
Сценарии ГЛ представляются актуальным и перспективным материалом для исследования в плане теории языка, поскольку нами предпринята лишь первая попытка его изучения с точки зрения реализации базового концепта.
Список научной литературыНикитин, Максим Владимирович, диссертация по теме "Теория языка"
1. Агаркова Н.Э. Исследование концепта money в языковой картине мира // Когнитивный анализ слова / Отв. ред. Л.М.Ковалева. Иркутск: Из-во ИГЭА, 2000.-282 с.
2. Алпатов С.В. Повествовательная структура легенды: (Кн. Источники и поэтика фольклорных сюжетов об искушении): Дис. . канд. филол. наук / МГУ им. М.В.Ломоносова. Филол. фак-т. М., 1998. - 192 с.
3. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка. Изд. 2-ое, перераб. Л.: Просвещение, 1981. - 295 с.
4. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Яз. рус. культуры, 1999. - 896 с.
5. Ахманова О.С. и др. Основы компонентного анализа: Учеб. пос. / Под ред. Э.М. Медниковой. М.: Из-во МГУ, 1969. - 98 с.
6. Афанасьев A.M. Народ-художник. Миф. Фольклор. Литература. -М.: Сов. Россия, 1986. 366 с.
7. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная и национальная специфика: Автореф. дис. . д-ра филол. наук. Воронеж, 1998. - С. 1-41.
8. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Ред. Г.К.Косиков. М.: Прогресс, 1994. - 616 с.
9. Барт Р. Мифологии. М.: Из-во им. Сабашниковых, 2000. - 320 с.
10. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Наука, 1979. -423 с.
11. Бахтина В.А. Художественная функция фантастики в русской народной сказке: Дис. . канд. филол. наук. Саратов, 1973. - 178 с.
12. Виноградов В.В. Стилистика: Теория поэтической речи: Поэтика. -М., 1963. -256 с.
13. Вежбицкая А. Язык, культура, познание. М.: Рус. словари, 1997. -412 с.
14. Воробьев В.В. Лингвокультурология: Теория и методы. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1997. - 331 с.
15. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Америка в сравнении с Россией и славянством. М.: Раритет, 1997. - 676 с.
16. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Космо-психо-логос. М.: Прогресс. Культура, 1994. - 480 с.
17. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987. - 2 17с.
18. Гольц Г.А. Проблемы духовной сферы города в систематике и основных направлениях урбанистики // Город и искусство: субъекты социокультурного диалога / Сост. Т.В.Степугина. М.: Наука, 1996. - С.64-74.
19. Город в современном афро-азиатском мире: Реф. сб. / Ред. Ю.В.Комар / АН СССР. ИНИОН М., 1990. - 267 с.
20. Город в средневековой цивилизации Западной Европы / Рос. акад. наук. Ин-т всеобщ. истории. — М.: Наука, 1999. — Т.1. Феномен средневекового урбанизма / Ред. А.А.Сванидзе и др. 1999. - 389 с.
21. Город и государство в древних обществах: Межвуз. сб. / Отв. ред. В.В.Мавродин. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.- 162 с.
22. Город и искусство: субъекты социокультурного диалога // Сост. Т.В.Степугина М.: Наука, 1996. - 286 с.
23. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Наука, 1985. - 449с.
24. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967.-317 с.
25. Дубровская О.Г. Лингвокультурологический аспект сопоставительного исследования русских и английских пословиц об «уме и глупости»: Дис. . канд. филол. наук. Екатеринбург, 2000. - 259 с.
26. Ерофеева Н.И. К реконструкции архетипа исторического прототипа города // Город и искусство: субъекты социокультурного диалога / Сост. Т.В.Степугина. М.: Наука, 1996. - С.269-280.
27. Жирмунский В.М. Народный героический эпос. М.-Л.: Гослитиздат, 1962. - 435 с.
28. Зарубежные исследования по семиотике фольклора / Сост. Е.М.Мелетинский; С.Ю.Неклюдов. М: Наука, 1985. - 516 с.
29. Загидуллина М.В. Город // Достоевский: эстетика и поэтика: Слов.-справ. / Сост. Г.К. Щенников, А.А. Алексеев Челябинск: Металл, 1997. - 272 с.
30. Землянова Л.М. Современная американская фольклористика: Теоретические направления и тенденции. М.: Наука, 1975. - 312 с.
31. Зиновьев В.П. Быличка как жанр фольклора и ее современные судьбы: Дис. . канд. филол. наук. Иркутск, 1975. - 137 с.
32. Иванов В.В. О некоторых принципах современной науки и их приложении к семиотике малых (коротких) текстов // Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора / Тезисы и предварительные материалы к симпозиуму. Часть 1.-М., 1988. С.5-10.
33. Иконников А.В. Город утопии и реальное развитие // Город и искусство: субъекты социокультурного диалога / Сост. Т.В.Степугина. - М.: Наука, 1996.-С.75-84.
34. Кириченко Е.И. Сакральный, государственный и социальный аспекты в градостроительстве // Город и искусство: субъекты социокультурного диалога / Сост. Т.В.Степугина. М., Наука. 1996. - С.92-103.
35. Колесов В.В. Язык города. М.: Высшая школа, 1991. - 192 с.
36. Косарев А.Ф. Философия мифа: мифология и ее эвристическая значимость. М.: Университетская книга, 2000. - 304 с.
37. Криничная Н.А. Легенды, предания, бывальщины. М., Современник, 1989.-286 с.
38. Криничная Н.А. Персонажи преданий: Становление и эволюция образа. Л.: Наука. Лен. отд-ние, 1988. - 191 с.
39. Кубрякова Е.С. Прагматика и когнитивная лингвистика // Прагматические аспекты функционирования языковых единиц / Тезисы докладов и выступлений на совещании. М., 1991. - С.5-6.
40. Кубрякова Е.С. Проблемы представления знаний в языке // Структуры представления знаний в языке. М., 1994. - С.5-31.
41. Кубрякова Е.С. Типы языковых значений: Семантика производного слова. -М: Наука, 1981.-200 с.
42. Леви-Строс К. Деяния Асдиваля: Зарубежные исследования по семиотике фольклора: Сб. статей. М.: Наука, 1985. - 516 с.
43. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983. - 536с.
44. Лихачев Д.С. Избранные работы: в 3 тт. Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-е, 1987.-Т.1.-653 с.,т.2.-493 е.,т.З. - 519 с.
45. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Известия РАН. Сер. лит-ры и язык. 1993. - Т.52. - N 1. - С.3-9.
46. Логический анализ языка: Культурные концепты. М.: Наука, 1991. -204 с.
47. Лосев А.Ф. Знак, символ, миф: Труды по языкознанию. М.: Изд-во МГУ, 1982.-479 с.
48. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.- 525 с.
49. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин: Александра, 1992. - 479 с.
50. Лотман Ю.М. О разграничении лингвистического и литературоведческого понятия структуры // Вопросы языкознания. 1963. -№3. - С.44-52.
51. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2000. - 704 с.
52. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.-384 е.
53. Магнес Н.О. Структура устного бытового повествования и специфика ее тендерной реализации: Автореф. дис. .канд. филол. наук. -СПб., 1999.-С. 1-22.
54. Маковский М.М. Язык миф - культура: Символы жизни и жизнь символов / Ин-т рус. яз. им. В.В.Виноградова РАН. - М., 1996. - 329 с.
55. Маслова В.А. Лингвокультурология: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2001. - 208 с.
56. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. М.: Изд. Вост. Лит., 1958. - 264 с.
57. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1994. - 133 с.
58. Мелетинский Е.М. Миф и сказка. В кн.: Фольклор и этнография. -Л.: Наука, 1976.-256 с.
59. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. - 408 с.
60. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М.: Аспект Пресс, 2000.-206 с.
61. Миф фольклор - литература: Сб. статей / Отв. ред. В.Г.Базанов. -Л.: Наука, 1978.-250 с.
62. Мифы древнего мира: мифы, легенды, предания / Сост. Н.Г.Фефелова. СПб.: Издат. Дом «Светлячок», 2001. - 557 с.
63. Мостовая А.Д. Лексическое значение и языковая интуиция: Язык и когнитивная деятельность. М.: 1989. - С.52-58.
64. Никитина С.Е. О концептуальном анализе в народной культуре: Логический анализ языка. Культурные концепты. М.: Наука, 1991. - С. 117123.
65. Никулин Н.И. Сказки народов мира. М.: Дет. литература, 1987. -734 с.
66. Общее языкознание: методы лингвистических исследований / Под ред. Б.А.Серебренникова. М.: Наука, 1978. - 318 с.
67. Одинцов В.В. Стилистика текста. М.: Наука, 1980. - 263 с.
68. Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью / Отв. ред. В.А.Успенский. -М.: Наука, 1985. 271 с.
69. Падучева Е.В. О семантике синтаксиса. М.: Наука, 1974. - 292 с.
70. Падучева Е.В. Семантические исследования. М.: Яз. рус. культуры, 1996. - 464 с.
71. Панюков А.В. Структурно-семантические особенности поздних мифологических текстов: Дис . канд. филол. наук. Сыктывкар, 1998. - 162 с.
72. Пелипенко А.А. Городской миф о городе // Город и искусство: субъекты социокультурного диалога / Сост. Т.В.Степугина. М.: Наука, 1996. -С.39-48.
73. Петренко О.А. Этническая ментальность и язык фольклора / Кур. гос. пед. ун-т. Курск, 1996. - 118 с.
74. Питина С. А. Концепты мифологического мышления как составляющая концептосферы национальной картины мира. Челябинск, ЧелГУ, 2002.-191 с.
75. Попова В.Д., Стеблин И.А. Язык и национальная картина мира. -Воронеж: Изд-во ВГУ, 2002. 59 с.
76. Попова Н.Б. Эволюция информативности поэтического текста: вопросы стилистики и интерпретации текста: Автореф. дис. .д-ра филол. наук. -М, 1994.-С.1-48.
77. Почепцов О.Г. Языковая ментальность: способ представления мира // Вопросы языкознания. 1990. - №6. - С. 110-123
78. Пропп В.Я. Поэтика фольклора. М.: Лабиринт, 1998. - 352 с.
79. Пропп В.Я. Морфология (волшебной) сказки. М.: Лабиринт, 1998. -512с.
80. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976. - 324с.
81. Рафаева А.Н. Исследование семантических структур традиционных сюжетов и мотивов: Дис. . канд. филол. наук. -М.: 1998. 162 с.
82. Рейли М.В. Жанр былич ки: Комплекс запретов: Дис. . канд. филол. наук. СПб.: 1999. - 139 с.
83. Соболев А.Н. Мифология славян. СПб.: Лань, 2000. - 271 с.
84. Стародубцева JI.В. Поэтика воображаемого города в реальном мире духовных поисков // Город и искусство: субъекты социокультурного диалога / Сост. Т.В.Степугина. М.: Наука, 1996. - С.48-59.
85. Стеблин-Каменский М.И. Миф. -М.: Наука, 1976. 103 с.
86. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М.: Академпроект, 2001. - 990 с.
87. Структурализм: за и против / Сб. ст. под ред. Е.Я.Басина, М.Я.Полякова. М.: Прогресс, 1975. -468 с.
88. Структурная типология языков: Сб. статей / Отв. ред. В.В.Иванов -М.: Наука, 1996.-263 с.
89. Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре. Смоленск: Русич, 2000. - 623 с.
90. Типологические исследования по фольклору: Сб. статей памяти В.Я. Проппа. М.: Наука, 1975. - 320 с.
91. Телия В.Н. Первоочередные задачи и методологические проблемы исследования фразеологического состава языка в контексте культуры // Фразеология в контексте культуры. -М.: 1999. С. 13-24.
92. Телия В.Н. Русская фразеология: Семантические, прагматические и лингвокультурологические аспекты. М.: Яз. рус. культуры, 1996. - 287 с.
93. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000.-624 с.
94. Толстой Н.И. Язык словесность - культура - самосознание // Избранные труды: в 2-х тт.: Славянская литературно-языковая ситуация. - М.: Яз. рус. культуры, 1998.-С. 10-21.
95. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исслед. в обл. мифопоэтического. М-.: Прогресс, 1995. - 624 с.
96. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 245 с.
97. Успенский Б.А. Поэтика композиции: структура художественного текста и типология композиционной формы. М.: Искусство, 1970. - 223 с.
98. Фрейд 3. Тотем и табу //Я и оно: Сочинения. М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 1998. -С.363-528.
99. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности / Сост., подгот. текста, коммент. и послесл. Н.В.Брагинской. 2ое изд. испр. и доп. - М.: Вост. лит., 1998.- 800 с.
100. Фрумкина P.M. Психолингвистика. М.: Academa, 2001. - 3 16 с.
101. Хренов Н.А. Картины мира и образы города // Город и искусство: субъекты социокультурного диалога / Сост. Т.В.Степугина. М.: Наука, 1996. -С.26-38.
102. Хюбнер К. Истина мифа. М.: Республика, 1996. - 448 с.
103. Цурикова J1.B. Социально-культурная обусловленность знания и анализ дискурса в межкультурной коммуникации // Вестник ВГУ / Лингвистика и межкультурная коммуникация. №2. 2001. - С. 13-19.
104. Человек в контексте культуры: Славянский мир / Ред. И.И.Свирида. М.: Индрик, 1995. - 236 с.
105. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор: очерки теории. Л.: Наука. Лен. отд-ние, 1986. - 303 с.
106. Шелховская Н.И. Отглагольное словообразование в когнитивном аспекте: Автореф. дис. .канд. филол. наук. Челябинск, 2001.-С. 1-20.
107. Шуклина Ж.И. Прилагательные со значением «обычный/необычный» как средство актуализации категории обычного в современном английском языке: Автореф. дис. .канд. филол. наук. СПб., 1999.-С.1-20.
108. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Академпроект, 2000. - 224 с.
109. Этнолигвистика текста. Семиотика малых форм фольклора: Тез. и предварит, материалы к симпоз. / Редкол.: В.В.Иванов и др. М.: Ин-т славяноведения и балканистики, 1988. - 203 с.
110. Яковенко И.Г. Художественное сознание и городская среда // Город и искусство: субъекты социокультурного диалога / Сост. Т.В.Степугина. М.: Наука, 1996. - С.20-25.
111. Aarne A., Thompson S. The types of the folktale: a classification and bibliography. Helsinki: Suomalainen Tiedeakatemia, 1961. - 588 p.
112. Allport G. The psychology of rumor. NY: Russel and Russel, 1965. -247 p.
113. Baker R.L. Jokelore: humorous folktales from Indiana. Bloomington: Indiana University Press, 1986. -234 p.
114. Baer F.E. Give me. your huddled masses // Western Folklore. 1982. - V.41.-P.275-291.
115. Baughman E.E. Black Americans: a psychological analysis. NY: Academic Press, 1971. - 113 p.
116. Baughman E.W. Type and motif index of the folktales of England and North America. The Hague: Mouton & Co., 1966. - 607 p.
117. Bennet G. Problems in collecting and classifying urban legends: A personal experience // Perspectives on contemporary legends 2 / ed. Bennet G., Smith P., and Widdowson D.D.A. Sheffield: CECTAL, 1987. - P. 15-30.
118. Bennet G. What's "modern" about the modern legend? // Fabula. 1985. -№26.-P.29-229.
119. Bronner S.J. Piled higher and deeper: the folklore of campus life. Little Rock: August House Publishers, 1990. - 256 p.
120. Brunvand J.H. The Choking Doberman and other "new" urban legends. -NY: Norton, 1984.-240 p.
121. Brunvand J.H. The Vanishing Hitchhiker: American urban legends and their meanings. NY: Norton, 1981. - 208 p.
122. Brunvand J.H. The Mexican Pet: More "new" urban legends and some old favorites. NY: Norton, 1986. - 221 p.
123. Brunvand J.H. Curses! Broiled again! The hottest urban legends going. -NY: Norton, 1989.-335 p.
124. Brunvand J.H. Readings in American folklore. NY: Norton, 1979. -466 p.
125. Brunvand J.H. The study of American folklore: an introduction. NY: Norton, 1986.-620 p.
126. Brunvand J.H. Bystander apathy // Western Folklore. 1990. - V.49. -№1. - P. 104-122.
127. Brunvand J.H. The baby train and other lusty urban legends. NY: Norton, 1993.-367 p.
128. Brunvand. J.H. Too good to be true: the colossal book of urban legends. NY: Norton, 1999. - 480 p.
129. Bryce H.J. Urban governance and minorities. NY: Praeger Publishers, 1976.-220 p.
130. Buchan D. The modern legend. Paper given at annual conference of British sociological association // Language, Culture and Tradition / eds. A.E. Green and J.D.A Widowson. University of Leeds and Sheffield, 1985. - P. 1-15.
131. Butler G.R. Participant interaction, truth and belief in the legend process // Culture and Tradition. 1980. - №5. - P.67-78.
132. Cohen D. The beheaded freshman and other nasty rumors. NY: Avon Books, 1993.- 116 p.
133. Contemporary legend: a reader / Ed. by G.Bennett, P.Smith. NY: Garland Pub., 1996.-382 p.
134. Clay C.G.A. Economic expansion and social change. Cambridge-New York: Cambridge University Press, 1984. - 2 v. People, conditions and towns. - 268 P
135. Christiansen R. The migratory legends. NY: Arno Press, 1977. - 221 p.
136. Crane B. The structure of value in "The roommate's death": a methodology for interpretive analysis of folk legends // Journal of the Folklore Institute. 1977. -№14.- P. 133-151.
137. Darley J. Psychology. Pretence Hall, 1988.-797 p.
138. Degh L., Vazsonyi A. The memorate and the proto-memorate // Journal of American folklore. 1974. - №87. - P.225-239.
139. Degh L. The "belief legend" in modern society: form, function and relationship to other genres // American Folklegend: A Symposium / Ed. W.D. Hand. Berkley: University of California Press, 1971. - P.55-68.
140. Degh L. The legend and the sparrow // Volkskunde. 1975. - №76. -P. 177-1 89.
141. Degh L. Process of legend formation // Laographia. 1965. - №22. -P.77-87.
142. Degh L. Folktales and society: story-telling in a Hungarian peasant community. Bloomington: Indiana University Press, 1969. - 430 p.
143. Degh L. Legend and belief: dialectics of a folklore genre. -Bloomington: Indiana University Press, 2001. 498 p.
144. Dickson P., Goulden J.C. There are alligators in our sewers and other American credos: a collection of bunk, nonsense and fables we believe. NY: Delacorte Press, 1983. - 172 p.
145. Donaghey J. The Chinese restaurant story again. An antipodean version // Lore and Language. 1978. - V.2. - P.24-26.
146. Dorson R.M. America in legend: Folklore from the colonial period to the present. NY: Pantheon Books, 1973. - 336 p.
147. Dorson R.M. Folklore and fakelore (Essays towards a discipline of folk studies). London: Harvard University Press, 1976. - 391 p.
148. Dorson R.M. Folklore and folklife: an introduction. Chicago-London: University of Chicago Press, 1972. - 561 p.
149. Dorson R.M. Handbook of American folklore. Bloomington: Indiana University Press, 1983. - 584 p.
150. Duhl L.J. The urban condition // Urban condition: people and policy in metropolis / Ed. L.J. Duhl. NY: Basic Books, 1969. - 410 p.
151. Dundes A. Analytic essays in folklore. The Hague: Mouton, 1975. -265 p.
152. Dundes A. The morphology of North American Indian folktales. -Helsinki: Suomalainen Tiedeakatemia, 1964.- 134 p.
153. Dundes A. The study of folklore. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1965.-481 p.
154. Ellis B. Why are verbatim transcripts of legends necessary? // Perspectives of contemporary legend 2 / ed. G. Bennet, P. Smith, and D.D.A. Widdowson. Sheffield: CECTAL Conference Papers Series 5, 1987. P.3 1-60.
155. Ellis B. Foreword//Western Folklore. 1990. - V.49. - №1.-P. 1-10.
156. Ethics and personality: essays in moral psychology / Ed. by J.Deigh. Chicago-London: Univercity of Chicago Press, 1992. 267 p.
157. Fiery A.The completely and totally true book of urban legends. -Philadelphia: Running Press, 2001. 128 p.
158. Fine G.A. The Kentucky fried rat: Legends and modern society // Journal of the Folklore Institute. 1980. - №17. - P.222-243.
159. Fine G.A. The third force in American folklore: Folk narratives and social structures // Fabula. 1988. - №29. - P.342-353.
160. Fleming R.L., Boyd R.F. The big book of urban legends: adapted from the works of Jan Harold Brunvand. NY: Paradox Press, 1994. - 223 p.
161. Folklore in America: tales, songs, superstitions, proverbs, riddles, games, folk drama, and folk festivals / Edited by T.P.Coffin and H.Cohen from the Journal of American folklore. Lanham-MD: University Press of America, 1986. - 256 p.
162. Gans H.J. Effects of the move from city to suburb // Urban condition: people and policy in metropolis / Ed. L. J. Duhl. NY: Basic Books, 1969. - 410 p.
163. Genge N. Urban legends: the as-complete-as-one-could-be guide to modern myths. NY: Three Rivers Press, 2000. - 328 p.
164. George R.A. The general concept of legend: Some assumptions to be examined and reassessed // American Folklegend: A Symposium / ed. W.D. Hand. -Berkley: University of California Press, 1971. P.1-20.
165. Greig F. Heads, you lose, and other apocryphal tales. NY: Crown, 1982.-210 p.
166. Gordon S. The book of curses. True tales of voodoo, hoodoo and hex. -Ebbw Vale: Brockhampton Press, 1997. -241 p.
167. Halpert H. Definition and variation in folk legend 11 American Folklegend: A Symposium / ed. W.D. Hand. Berkley: University of California Press, 1971. P.47-54.
168. Hand W.D. Status of European and American legend study // Current Anthropology. 1965. - №6. - P.439-446.
169. Hoosier folk legends / Ed. by R.L.Baker. Bloomington: Indiana University Press, 1982. - 264 p.
170. Jahoda G. The psychology of superstition. L.: Penguin, 1969. - 158 p.
171. Jansen W.H. Legend: Oral tradition in the modern experience // Folklore Today: A Festshrift for Richard Dorson / ed. L. Degh. Bloomington: Indiana University Press, 1976. P.265-272.
172. Jason H. Concerning the "historical" and the "local" legends and their relatives // Journal of American folklore. 1971. - №84. - P. 134-144.
173. Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. Chicago: University of Chicago Press, 1980.-242 p.
174. Language and social identity / Ed. by J.Gumperz. Cambridge-NY: Cambridge University Press, 1982. - 272 p.
175. Language and space / Ed. P.Bllom. Cambridge-Mass.: MIT Press, 1996.-597 p.
176. Language change and variation / Ed. by R.W.Fasold and D.Schiffrin. -Amsterdam-Philadelphia: J.Benjamins Pub. Co., 1989. 451 p.
177. Language, gender and society / Ed. by B.Thorne, C.Kramarae, N.Henley.- Rowley-Mass.: Newbury House, 1983. 342 p.
178. Marris P. The culture of slums // Urban condition: people and policy in metropolis / Ed. by L.J. Duhl. NY: Basic Books, 1969. - 410 p.
179. McConnell B. Urban legends in Fleet Street // Folklore. 1982. - V.93.- P.226-228.
180. Modern American cities / Ed. by R.Ginger. Chicago: Quadrangle Books, 1969.-242 p.
181. Tangherlini R.T. It happened not too far from here // Western Folklore. -1990. V.49. - №4. - P.371 -390.
182. Thompson S. The folktale. NY: AMS Press, 1979.-510 p.
183. Toelken B. The dynamics of folklore. Boston: Houghton Mifflin, 1979.- 395 p.
184. Toropov B. The complete idiot's guide to urban legends. Indianapolis: Alpha Books, 2001.-308 p.
185. Urban anthropology: cross-cultural studies of urbanization // Ed. by A.Southole. NY: Oxford University Press, 1973. - 489 p.
186. Urban economy / Ed. by H.M.Hochman. NY: Norton, 1976. - 296 p.
187. Urban societal research: problems and prospects / Ed. by V.Pons and R.Francis. London-Boston: Routledge & K.Paul, 1983. - 194 p.
188. Vansina J. Oral tradition as history. Madison-Wis.: University of Wisconsin Press, 1985. - 258 p.
189. Wachs E.F. The crime victim narrative as a folkloric genre // Journal of Folklore Institute. 1982. - V.19. - P.17-30.
190. Wachs E.F. Crime victim stories: NY City's Urban Folklore. -Bloomington: Indiana University Press, 1988.- 138 p.
191. When East met West: sociolinguistics in the former socialistic bloc // Ed. by J.Harlig. Berlin-NY: Mouton de Gruyter, 1995. - 207 p.
192. Williams N. Problems in defining contemporary legends // Perspectives on contemporary legends / ed. P. Smith. Sheffield: CECTAL Conference Papers Series 4. 1984,-P.216-228.
193. Wolf-Knuts U. Modern urban legends seen as migratory legends // Arv.- 1987. -№43. p.i67-179.
194. Список использованных словарей
195. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. М.: Рус. яз., 1978-1980. - Т.1. - 699 е.; Т.2. - 779 е.; Т.З. - 555 е.; Т.4. - 683 с.
196. Достоевский: эстетика и поэтика: Слов.-справ. / Сост. Г.К. Щенников, А.А. Алексеев. Челябинск: Металл, 1997. - 272 с.
197. Краткий словарь когнитивных терминов / Ред. Е.С.Кубрякова. М., 1996.-225 с.
198. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н.Ярцева. М.: Сов. энцикл., 1990. - 685 с.
199. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М.: Владос, 1996.-416 с.
200. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М.Мелетинский. М.: Сов. энцикл., 1991.-736 с.
201. Мифы народов мира: Энциклопедия (в 2-х тт.) / Гл. ред. С.А.Токарев.-М.: Сов. энцикл., 1988. Т. 1. - 671 е.; Т.2. - 720 с.
202. Новейший философский словарь / Сост. А.А.Грицанов. Минск: Изд. В.М.Скакун, 1998. - 800 с.
203. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Екатеринбург: Урал-Советы (Весть), 1994.-800 с.
204. Словарь мифов / Под ред. П.Бентли. М.: Фаир-Пресс, 1999. - 432с.
205. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1979. -1600 с.
206. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4-х тт. М., 1986-1987. Т.1. - 576 е.; Т.2. - 672 е.; Т.З. - 832 е.; Т.4. - 864 с.
207. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М.: Кроонпресс, 1996. - 656 с.
208. Энциклопедический словарь. Славянская мифология. М.: Эллис Лак, 1995.-416 с.
209. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / Сост. В.Андреева и др. -М.: Локид: Миф, 1999. 576 с.
210. Этимологический словарь русского языка / Сост. Н.М.Шанский, Т.А.Боброва. М.: Прозерпина: ТОО Школа, 1994.-400 с.
211. Этнолингвистический словарь славянских древностей. Проект словника. Предварит, материалы / Отв. ред. Н.И.Толстой. М., 1984. - 172 с.
212. A dictionary of non-classical mythology / Ed. by M.Edwardes. -London: J.M. Dent & sons ltd., 1929. 215 p.
213. American folklore: an encyclopedia / Ed. by J.H.Brunvand. NY: Garland Pub., 1996.-794 p.
214. Encyclopedia Encarta 1995, 1998 CD.
215. Encyclopedia Britannica 1998 CD.
216. Encyclopedia of urban legends / Jan Harold Brunvand; artwork by Randy Hickman. Santa Barbara, Calif.: ABC-CLIO, 2001. - 524 p.
217. Jones A. Larousse dictionary of world folklore. Edinburgh-NY: Larousse, 1996. - 493 p.
218. Laffal J. A conceptual dictionary of English language. Essex: Connecticut Gallery Press, 1973. - 305 p.
219. New Larousse encyclopedia on Mythology. L., NY, Sydney, Toronto: The Hamlyn publishers group Ltd., 1974. - 700p.
220. Roget's thesaurus of English national words and phrases (abridged). -England: Penguin Books, 1996. 712 p.
221. Standard dictionary of folklore, mythology and legend / Ed. by M. Leach, J.Fried. NY: Funk and Wagnalls, 1997. - 1236 p.
222. The encyclopedia of myths and legends of all nations / Ed. by Robinson H.S. London: Kaye and Ward, 1972. - 893 p.
223. The Wordsworth dictionary of phrase and fable based on the original book of E.C. Brewer, revised by I.H. Evans. Ware.: Wordsworth Editions Ltd., 1993.- 1175 p.