автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему:
Реальное состояние и особенности формирования исторического сознания в современном российском обществе

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Немов, Дмитрий Анатольевич
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.04
Диссертация по социологии на тему 'Реальное состояние и особенности формирования исторического сознания в современном российском обществе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Реальное состояние и особенности формирования исторического сознания в современном российском обществе"

На правахрукописи

НЕМОВ Дмитрий Анатольевич

Реальное состояние и особенности формирования исторического сознания в современном российском обществе.

Специальность 23.00.04 социальная структура, социальные институты и процессы ( по социологическим наукам)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук

Москва - 2004

Работа выполнена на кафедре социологии Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации

Научный руководитель: - кандидат исторических наук,

доцент Меркушин Виктор Иванович

Официальные оппоненты:, - доктор социологических наук,

профессор Сгибнева Ольга Ивановна

доктор социологических наук, профессор Аверьянов Леонид Яковлевич

Ведущая организация: - Самарский государственный университет,

кафедра социологии

Защита состоится " 24 " июня 2004г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д-502.006.16 по социологическим наукам в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, Москва, проспект Вернадского, 84,2-й уч. кор., аудитория 2004.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Автореферат разослан "24" мая 2004 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

I. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. В переломные периоды жизни общества происходят интенсивные процессы переоценки существующих ценностей и исторического прошлого. Неудовлетворенность сегодняшним днем побуждает людей искать причины бедствий в минувшем, осмысливать прошлое, сравнивать его с настоящим, делать выводы на будущее. Все это обусловливает повышение роли исторического сознания. Оно становится фактором, непосредственно влияющим на все сферы жизни общества, социально-политическую обстановку в стране. Недооценка проблем формирования исторического сознания может, и нередко приводит, к негативным последствиям. Так, попытки ревизии истории страны дестабилизировали отношения между народами, которые в известном смысле представляли собой единую историческую общность.

Актуальность исследования исторического сознания диктуется и тем, что оно обладает большой потенциальной силой. С одной стороны, историческое сознание проявляется в гражданственности, патриотизме, в чувстве гордости за свою страну, с другой стороны, деформации исторического сознания могут отрицательно влиять на межэтнические, нравственные и иные отношения между людьми, на социальную адаптацию молодежи в обществе и т.д.

Важность исследования исторического сознания определяется заключенным в нем большим воспитательным потенциалом. Без него невозможно формирование у людей бережного, гуманистического отношения к культурно—историческому наследию своего народа.

Следует отметить, что историческое сознание у каждого из народов имеет свои особенности. Неодинаково ;ийской

Федерации. Следовательно, программа и технологии формирования исторического сознания не могут быть одинаковыми для всего населения.

Трансформация базисных оснований всех социальных сфер общества на фоне определенной потери управляемости происходящими процессами, породила неадекватность восприятия исторического процесса у большинства населения Российской Федерации. За последние десять лет, с целью формирования патриотических чувств, повышения ценности российского государства среди населения, Правительство РФ приняло несколько крупных социально-педагогических программ. Однако, как показывает анализ, ни одна из них не была выполнена в полном объёме.

Необходимость выявления основных источников формирования исторического сознания, обусловлена тем, что наряду с официальными учреждениями, формирующими историческое сознание, существует огромное количество неформальных, таких как молодежные сообщества, религиозные секты, клубы по интересам, националистические организации, политические объединения. Зачастую такие неформальные структуры и институты, освещая исторические события, трактуют их однобоко и тенденциозно, вследствие чего историческое сознание политизируется и в определенной мере утрачивает потенциал консолидации общества.

Актуальность социологического исследования исторического сознания обусловлена, во-первых, необходимостью уточнения и углубления научного понимания исторического сознания, его сущности и форм проявления; во-вторых, потребностью в определении тенденций его развития и детерминирующих факторов; в-третьих, целесообразностью более активного использования исторической памяти в решении задач воспитания молодежи и консолидации российского общества.

Состояние научной разработанности проблемы.

Проблема изучения исторического сознания народа многогранна и сложна. К его осмыслению научная мысль обращается вместе с изучением сущности исторического процесса и его движущих сил.

Интерес к историческому сознанию проявляется уже в трудах античных философов, историков в их взглядах на прошлое и будущее, в исследовании проблем человеческой памяти философами средневековья, в постановке проблемы «человек и история» в эпоху Возрождения и Просвещения, а также в немецкой классической философии1 Подход к истории как процессу смены общественно-исторических формаций был разработан К.Марксом и Ф.Энгельсом2. Различные аспекты проблемы подвергались осмыслению российскими мыслителями и исследователями на рубеже прошлого и нынешнего столетий.

В отечественной философии одним из первых употребил понятие «историческое сознание» А. И. Герцен3. Большое значение для изучения проблемы имеют труды и работы Н.Г.Чернышевского и В.О.Ключевского. Вопросы философии истории разрабатывали К.Д.Кавелин и С.М.Соловьев, проблемы, «наций и национальностей и их истории» - Н.Я.Данилевский, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, И.А. Ильин и другие4.

Историческое сознание как духовное явление стало целенаправленно исследоваться отечественными учеными с шестидесятых годов XX века. Современный этап (с середины восьмидесятых годов минувшего столетия), несмотря на всю свою противоречивость, характеризуется устойчивым

1 Герье В.И. Философия истории от Августина до Гегеля. -М.1915

2 Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство или критика критической критики. // Соч. 2-е. изд. Т.2. -С.3-230

л Герцен А.И. Избранные философские произведения. В 2 т. Т.1. -М., 1946

4 Чернышевский Н Г. Избранные философские сочинения. В 3 т. -М., 1950

вниманием к данному явлению и более глубокой теоретической проработкой некоторых аспектов проблемы. Так, в последнее время появились работы, посвященные анализу структуры исторического сознания1. В ряде работ была предпринята попытка проанализировать этнический и религиозный его компоненты2. Однако преждевременно говорить о единой системе, постоянном и комплексном изучении исторического сознания. Исследование исторического сознания проходит ещё стадию становления, решения общих концептуальных задач3. Существенный интерес для изучения данной проблемы представляют работы западных социологов, философов и историков, для которых характерен системный подход к методологии исторического познания, осмыслению проблем прошлого.4

Одно из первых целостных социологических исследований, посвященных изучению исторического сознания, было проведено в 1990 году под руководством Ж.Т. Тощенко, В.Э. Бойкова, В.И. Меркушина, А.И Афанасьевой.5 Его целью было выявление состояния реального уровня развития исторического сознания различных категорий населения. Авторы стремились исследовать уровень и глубину исторических знаний и представлений у различных групп населения, выявить степень сформированности исторического мышления, изучить интересы,

1 Каменев СВ. Вопросы методологии исследования структуры исторического сознания.// Современная наука и закономерности еб развития. Вып.4. - Томск, 1987; Самиев А.Х. Структура исторического сознания. -Душанбе, 1988; Французова Н.П. Историческое сознание и его структура.// Историзм и творчество: Материалы Всесоюзной Научно-теоретической конференции. Часть 1. -М., 1990. -С.6- 17

2 ЕЛьчаников В.О содержании и сущности исторического сознания. // Диалектика форм и уровней общественного сознания. -Барнаул, 1988.

J Антипов Г.А. Историческое прошлое и пути его познания. -Новосибирск, 1987; Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление патриотизма.-М. 1987

4 Brelssford V. Historical sociology. An Introduction to Societal Evolution and Culture. -L. 1944

5 Ж.Т. Тощенко, В.Э.Бойков, В.И.Меркушин, А.И.Афанасьева. «Историческая память.»//Информационный бюллетень №1(10),М1991 Исследование проводилось по общероссийской выборке.

ценностные ориентации к культурно-историческому наследию, проанализировать влияние исторического сознания на формирование взглядов и убеждений человека, его поведение и деятельность. Исследовалась проблема «белых пятен» и негативизма в историческом сознании, а так же их истоки. Исследование затронуло и такую проблему, как противоречия исторического сознания1. Подробно был изучен факт «Отчуждения в истории».2 Проведен анализ данных, оценивающих «десятилетие реформ в памяти российского народа». В последнее время появились работы, посвященные анализу тенденций изменения исторического сознания, а также влияющим на него факторам, исследовались особенности исторического сознания, исторической памяти в зависимости от социальной группы носителя памяти, этнической и религиозной принадлежности и другим характеристикам .

Практически все проведенные ранее исследования изучали либо содержание исторического сознания, либо отдельные его компоненты. Однако, до настоящего времени нет исследований, которые рассматривали бы реальное состояние исторического сознания, его характеристики, особенности состояния, пути (механизмы) и основные социальные институты формирования и корректировки исторического сознания.

Всё это и обусловило выбор цели, задач, объекта и предмета данной диссертационной работы.

1 В И. Меркушшин «Противоречия исторического сознания»// Информационный бюллетень №1(10), М 1991

2 Ю.А. Прозоров «Отчуждение в истории и историческое сознание // Информационный билллютень №1(10), М 1991.

3 В.Э. Бойков «Десятилетие реформ в памяти российского населения»//Соииология власти №5-6, М2001

4 Материалы «круглого стола» по теме: «Историческая память населения России: состояние и тенденции развития»// Социология власти, М.2002

Цель исследования - выявление состояния и тенденций формирования исторического сознания в современном российском обществе.

Задачи исследования:

- определить теоретико-методологические подходы к изучению исторического сознания;

- дать социологическую интерпретацию понятия «историческое сознание», определить его структуру и функции;

- выявить в массовом сознании ценности и социальные оценки, выражающие отношение различных групп населения к историческому прошлому;

- определить степень влияния различных социальных институтов на формирование исторического сознания;

- разработать рекомендации по оптимизации работы различных учреждений, направленной на развитие исторического сознания.

Объект исследования: историческое сознание населения России.

Предмет исследования: особенности исторического сознания россиян, пути и способы его формирования на современном этапе развития общества;

Теоретико-методологическая и методическая база исследования.

Исследование основано на работах отечественных и зарубежных философов, социологов, историков, политологов по проблемам диалектики общественного бытия и общественного сознания. Фундаментальные труды западных ученых (Гегеля, И.Г. Гердера, Г.Риккерта, П.А.Сорокина, А.Дж.Тойнби, О.Шпенглера) по философии истории позволили сопоставить различные точки зрения на восприятие субъектом исторического процесса и исторического времени. Теоретические

исследования отечественных ученных (Г.М.Гака, В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзона, В.И.Толстых, Ж.Т.Тощенко, А.К.Уледова) выделившие основные критерии структурирования общественного сознания, позволили применить их для определения структуры исторического сознания. Работы М.А.Барга, П.В.Волобуева, А.В.Гулыги, В.К.Егорова, И.С.Кона, Ю.А.Левады, А.И.Ракитова, Н.П.Французовой посвященные феномену исторического сознания, его особенностям, месту и роли в жизни общества, послужили основой для уточнения данного понятия, анализа его сущности, структуры и функций.

Методический аппарат исследования представляет собой сочетание качественных и количественных методов анализа полученной эмпирической информации, а так же результатов проведенного аспирантом социологического исследования методом экспертного опроса. Качественному вторичному анализу подверглись статистические и отчетные материалы, материалы опубликованных исследований.

Эмпирическую базу диссертации составили:

- результаты социологического исследования «Историческое сознание российского населения: состояние, тенденции развития» проведенного Социологическим центром РАГС в июне 2001 года (с участием автора). Опрошены 2401 человек в 12 субъектах РФ по квотной выборке;

- результаты социологического исследования «Историческая память российского населения: этнические и социокультурные особенности формирования», проведенного Социологическим центром РАГС в январе-феврале 2003 г. (с участием автора). Опрошены 1945 человек по однотипной методике. Выборка многоступенчатая, квотная с вероятностным отбором респондентов;

- результаты социологического исследования «Консолидация российского общества» проведенного Социологическим центром РАГС в декабре 2001 года (с участием автора). Опрошены 2400 человек в 25 субъектах РФ по репрезентативной общероссийской выборке;

- результаты экспертного опроса, проведенного автором в декабре 2003 г. - январе 2004г. Общая численность экспертной группы составила 65 человек. В группу вошли: ученные, профессионально изучающие историческое сознание, учителя школ и преподаватели ВУЗов, специалисты по PR, лидеры региональных отделений партий;

- результаты вторичного анализа социологического исследования «Историческое сознание: состояние, тенденции развития в условиях перестройки», проведенного АОН при ЦК КПСС 28 мая-5 июня 1990 года в 15 областях и городах СССР по репрезентативной выборке;

- доклады Государственного комитета по делам молодежи Правительства Российской Федерации;

- аналитические статьи и результаты социологических исследований, опубликованные в информационном бюллетене ВЦИОМ «Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения» (2000-2003 гг.); а так же других научных изданиях.

Основныерезультаты исследования, полученныелично автором и их научная новизна.

Диссертационная работа представляет собой новый шаг в исследовании исторического сознания населения России, механизмов его формирования и корректировки, в уточнении новых категорий с привлечением методов социологии и смежных наук. В процессе исследования автором получены результаты, содержащие элементы новизны.

1. Дана социологическая интерпретация понятия «историческое сознание». Историческое сознание- это совокупность транслируемых от поколения к поколению исторических знаний и представлений, ценностей и символов, идей и убеждений, традиций, норм и стандартов поведения. Оно образует ядро социально-культурной самоидентификации индивидов, социальных групп, этносов. Конкретизированы также понятия «историческая память», «историческое мышление» и др.

2. Определены функции исторического сознания: познавательная, интегративная, коммуникативная, аксиологическая, воспитательная, прогностическая, мировоззренческая, (содержание функций раскрывается в дальнейшем изложении).

3. Обоснованы и разработаны показатели и индикаторы изучения исторического сознания, наиболее общие из них: «ценностное отношение к историческим событиям», «отношение к образам власти и народа», «отношение к историческим личностям», «глубина интереса к истории», «уровень исторических знаний», «культурно-историческая идентификация», «отношение к переломным этапам в истории страны» и др.

4. Выявлено, что в реальном историческом сознании населения России на рубеже веков противоборствует старое и новое, разрушаются одни стереотипы и идеологемы, привносятся другие, не всегда свободные от искажений, иллюзорных представлений.

5. Изучено влияние социальных институтов на формирование исторического сознания. Наибольшее влияние на формирование и корректировку исторического сознания оказывают система образования и средства массовой информации. Школа - это, прежде

всего, социальный институт, формирующий основы исторического сознания (даёт исторические знания в системе, последовательности, учит подрастающее поколение анализировать исторические явления и факты, вскрывать причинно-следственные связи, ориентироваться в историческом пространстве и времени). Средства массовой информации вооружают людей новыми фактами, оценками исторических событий, порой субъективного характера.

6. Определены характерные черты современного исторического сознания россиян. 1. Радикальная переоценка ценностей, фактов и событий прошлого, оказавших решающее влияние на историческую судьбу страны, её населения и связанных с восприятием своего будущего; 2. Идеологизированность исторического сознания россиян, субъективизм в оценках прошлого. З.Противоречивость исторического сознания, проявляющаяся в переплетении научных знаний и мифов с легендами, оптимизма и пессимизма во взглядах на судьбу станы и её социума. 4. Поляризированность исторического сознания заключается в том, что восприятие и оценка исторических фактов и событий, а также перспектив относительно будущего страны неоднозначна среди различных социальных групп населения России. 5. Политизированность исторического сознания, проявляется в том, что восприятие и оценка прошлого и будущего страны, образа власти и народа координальным образом различаются у социальных групп с высоким и низким уровнем дохода.

7. Предложены рекомендации по формированию и корректировке исторического сознания населения РФ для органов государственной власти. 1. Необходимо определить позицию официальной власти по отношению к узловым, поворотным историческим событиям разных

эпох. 2. Разработать единую программу преподавания исторических дисциплин в системе школьного, специального и вузовского образования. 3. Ограничить негативизм в оценках исторического прошлого России, особенно в школьных курсах, в Средствах Массовой Информации. Надежность и достоверность результатов диссертационного исследования обеспечена:

- теоретической проработкой проблемы, широкой источниковедческой базой;

- опорой на научно-опробированную концепцию системного анализа, принципом преемственности знаний в социальных науках;

применением надежной, научно-обоснованной социологической методики сбора данных;

репрезентативностью, выборки социологических исследований, являющихся эмпирической базой;

- корректным применением статистических и логических методов обработки и анализа данных социологических исследований.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретические выводы диссертации являются определенным приращением знаний в области исследования формирования исторического сознания, способствуют более глубокому пониманию сущности исторического сознания населения России.

Основные положения диссертации могут быть использованы в качестве методологической и фактологической базы для продолжения изучения проблем исторического сознания; в деятельности институтов государственной власти и самоуправления при разработке комплекса мер, направленных на корректировку исторического сознания индивидов,

коллективов, социальных групп, социально-территориальных общностей, этносов и общества в целом.

Результаты диссертационного исследования доведены до практических рекомендаций при разработке программы патриотического воспитания молодежи Самарской области на 2004-2008 г.г.; использовались для консультирования представительных органов власти города Самары.

Методика и категориальная база исследования могут представлять основу для дальнейших социологических исследований данной проблемы.

Апробация диссертационной работы. Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, изложены в научных публикациях автора общим объемом 2 п.л.; в выступлениях на круглом столе «Историческая память российского населения» (г. Москва РАГС при Президенте РФ, 27 февраля 2003 года), обсуждены на заседании проблемной группы, методологическом семинаре и на заседании кафедры социологии Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Структура диссертации: работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

II. Основное содержание диссертации

Во введении обоснована актуальность темы, определены цель и задачи, объект и предмет исследования. Отражены степень научной разработанности проблемы, источниковедческая, теоретико-методологические основы и методический аппарат, эмпирическая база

исследования, изложены научная новизна и практическая значимость диссертационной работы.

В первом разделе: «Историческое сознание населения как объект социологического исследования», -определены подходы к изучению исторического сознания социологией, рассмотрены, функции исторического сознания, его структура, обоснованы показатели и критерии анализа реального сознания. Историческое сознание не является конкретно социологической теорией, его изучают история, психология, этнология, социальная психология, социология, философия.

На основании изучения форм общественного сознания как способов отражения различных особенностей, различных сторон объективной действительности были выделены основные критерии, по которым эти формы можно было бы разграничить: это прежде всего, объект, предмет, который они отражают; социальная основа их появления, общественные потребности; а так же особенности развития и роль в обществе.1

Автор рассматривает историческое сознание как относительно самостоятельную форму общественного сознания, так как, подобно другим, оно имеет свой объект, специфические формы и способы отражения, методы исследования и, наконец, существование данного явления обусловлено общественными потребностями, которые и определяют особенности развития, а так же роль той или иной формы общественного сознания.2 Следовательно, анализ исторического сознания как особой формы общественного сознания и с социологической точки зрения, позволяет рассматривать его как регулятив человеческой

1 Келле ВЖ. Ковальзон М.Я. Формы общественного сознания. М.1959.

2 Ельчанинов В.А. Историческое сознание. М. 1996. -С. 17.

деятельности, опосредующий отношение индивидов, социальных групп и общества в целом к историческому процессу.1

Для изучения данного явления необходим многоплановый подход. Его можно рассматривать в нескольких аспектах: гносеологическом, социологическом, психологическом, аксиологическом, семантическом и эстетическом. Это позволяет выявить в нем различные компоненты и структурные образования: теоретический и обыденный уровни, исторические знания и мышление, исторические чувства и стереотипы, историческую память, ценностные ориентации и идеалы, общезначимые символы, традиции, художественные образы и т.д.

Автор уточняет понятие исторического сознания, как совокупность представлений, присущих обществу в целом и составляющим его социальным группам в отдельности, о своем прошлом и о прошлом всего человечества. Историческое сознание- это результат познавательной деятельности, бесконечного процесса накопления исторических знаний.

Важность изучения исторического сознания, прежде всего, обусловлена его функциями. В диссертации выделяются следующие функции исторического сознания: познавательная функция- каждое общество заинтересовано в глубоком знании своего прошлого, закономерностей общественного развития; итеративная функция-познавая прошлое, люди осознают свое место в истории, свою идентичность, общность исторических судеб, что способствует их объединению в определенные социально-политические и этнические группы и общности; коммуникативная функция- историческое сознание обеспечивает связь поколений, их преемственность, передачу социального

1 Антипов Г.А. Историческое прошлое и пути его познания. -С. 157.

2 Ракитов А И. Историческое познание: системно гносеологический подхол.М, Политиздат, 1982.-С.9.

опыта, культурных норм и традиций, а также создает условия для общения, взаимопонимания и сотрудничества людей в различных сферах жизнедеятельности; аксиологическая функция- историческое сознание отражает прошлое с точки зрения определенной системы ценностей, способствует выработке отношений индивидов, социальных групп, народов и наций к действительности через призму этих ценностей; воспитательная функция- историческое сознание дает множество образцов социально значимого поведения; прогностическая функция-накапливая исторические знания и обнаруживая относительное сходство и повторяемость исторических событий, познавая закономерности общественного развития, можно с большей или меньшей степенью точности «предвидеть» ход будущих событий, «спрогнозировать» ту или иную ситуацию, определить тенденции общественного развития; мировоззренческая функция- даёт понимание исторического процесса, осознание своего места и роли в окружающей действительности, преемственности и связи времен и поколений.

В работе определено, что носителями исторического сознания являются индивиды, социальные группы, общество в целом. Следует отметить, что носители исторического сознания различны. Носителей исторического сознания можно поделить на основании: географического1 подхода (историческое сознание народов востока, запада), классового подхода (рабочего, крестьянина, предпринимателя и т.д.).

Автор делает вывод, что историческое сознание- сложное, постоянно и активно развивающееся духовно-практическое образование, которое может выступать в качестве обьекта социологического исследования.

1 НА. Бердяев. Утопический этатизм евразийцев.// Религиозно-философский журнал «Путь» (номер 8, С. 141 -144), основанный Бердяевым в 1925 году в Париже.

Автор выделяет основные критерии и показатели социологической оценки исторического сознания. Основными критериями являются: «ценностное отношение к историческим событиям», «отношение к образам власти и народа», «отношение к историческим личностям». В качестве показателей выступают такие переменные, как «глубина интереса», «уровень исторических знаний», «доверие/недоверие к источникам информации», «культурно-историческая идентификация», «ценностные ориентации», «оценка реформ», «оценка достижений страны», «оценка статуса России в мире» и т.д.

Во втором разделе: «Реальное состояние исторического сознания в Российском обществе на рубеже XX- XXI веков», проанализировано реальное состояние исторического сознания, тенденции его развития на основе результатов социологических исследований, проведенных с участием автора.

Историческое сознание определяется автором как реальное, практически функционирующее сознание личности, социальных групп, этносов, благодаря которому и посредством которого они осознают свое прошлое, место в историческом процессе, движение в пространстве и времени и на основе которого оценивает настоящее и прогнозирует будущее.

Современное состояние реального исторического сознания характеризуется, его способностью непосредственно отражать окружающую историческую действительность, то есть материальное и духовное наследие, проникать в сущность исторического процесса, осознавать связь «прошлого» и «настоящего» их преемственность, а также проецировать «будущее».

Историческое сознание представляет собой целостное образование. Целостность определяет те интегральные качества, которые присущи отдельным составляющим исторического сознания как компонентам системы. Другой стороной системного исследования сознания является учет того, что на его реальное состояние оказывают прямое или косвенное воздействие различные составляющие общественной системы в целом.

Представление об историческом сознании как некоторой целостности предполагает учет динамики исследуемого явления. В каждой конкретной ситуации наблюдения историческое сознание представляет собой синтез моментов формирования, функционирования и развития.

В структуру исторического сознания автор включил целостную совокупность когнитивных, ценностно-оценочных и аффективных составляющих. Когнитивные элементы- это знания исторического прошлого народа, страны, государства; ценностно-оценочные составляющие включают: ценностные ориентации, оценки исторических событий, реформ, роли исторических личностей; аффективные составляющие представлены эмоционально-чувственными компонентами сознания, к которым относятся устойчивые проявления настроений.

Автор определил, что подавляющее большинство населения 76,3% респондентов проявляют устойчивый интерес к историческому прошлому России, стремясь найти в отечественной истории ответы на злободневные вопросы современности. В то же время, по самооценкам опрошенных, только 28,5% знают достаточно хорошо историю русского народа: от 2,9% до 5,2% респондентов указали, что знают историю народов Севера, Сибири и дальнего Востока, народов Поволжья, Кавказа и других этнических общностей.

Единство российской истории, неразрывность исторической траектории движения, связь всех времен является главным условием поступательного развития страны.

Оценки населением роли радикальных преобразований в истории России свидетельствуют о разрыве связи между прошлым и настоящим, о прерывности прогрессивного развития страны в результате непродуманных реформ.

Так, почти половина населения (48,2%) считает, что экономические реформы 90-х годов ослабили народ, страну и государство. Только 13,5% респондентов считают, что реформы, начатые Б.Н. Ельциным, ускорили развитие страны.

Та б л и ц а 1

Оценки реформ в исторической памяти населения

(в % от количества опрошенных)

Оценки влияния реформ на

Реформы. развитие страны.

Ускорили Задержали

развитие. развитие.

2001 2003 2001 2003

Реформы Петра 1. 86.3 88.9 0.8 0.3

Октябрьская революция 1917г. 33.8 37.4 29.9 28.2

Перестройка, начатая М.С.Горбачевым. 21.1 20.4 40.7 46.0

Реформы 90-х г., начатые Б.Н.Ельциным. 14.5 13.5 45.0 48.2

Подавляющее большинство респондентов положительно оценивают петровские реформы (88,9%). Более трети опрошенных считают, что Октябрьская революция 1917 года ускорила развитие страны (37,4%). Позитивные оценки населением социалистической революции вступают в противоречие с оценками, которые дали этому событию профессиональные

историки, преподаватели ВУЗов, журналисты. 59,2% экспертов оценили революцию 1917 года негативно, как событие, вырвавшее страну из общеисторического процесса развития. За годы перестройки, демократических реформ историческое сознание обогатилось новыми знаниями, ценностными ориентациями, идеями. Гласность, плюрализм, свобода слова способствовали введению в историческое сознание новых источников и методов их анализа. Позитивная динамика исторического сознания сопровождается расколом и поляризацией мнений по отношению к прошлому. Так, на вопрос «Каково Ваше отношение к распаду СССР?» 69,2% опрошенных ответили «отрицательное», и 10,3% положительно оценили это событие. Роль Б.Н. Ельцина оценили «в основном отрицательно» 53,4% респондента, 13,2% оценили «в основном положительно». На вопрос «Как на Ваш взгляд, сказался распад СССР на положение России в мире?»- «в основном отрицательно» ответили 67,4%, а 10% респондентов оценивают «в основном положительно».

Полученные распределения ответов отражают поляризацию социально-экономической структуры общества. Население разделилось на «богатых» (10-13%) и «бедных» (62-69%), чьи интересы и ценностные установки отличаются коренным образом.

Данные социологических опросов (1990г., 2001г., 2003г.) свидетельствуют о политизации исторического сознания, влияние на оценки исторических событий и исторических деятелей политической конъюнктуры. Так, в 1990 году Сталин оценивался как крайне непопулярный деятель прошлого. Его роль в истории страны положительно оценили только 6% опрошенных. Положительная оценка Петра I составила 74%, Ленина 57%, маршала Жукова 55%. В 2001 году

деятельность Сталина положительно оценивали уже 32,9%, Петра I- 90,2%, Ленина- 39,9%, Жукова- 88,8%.

В 2003 году положительно оценили роль Сталина 34,7%, соответственно Петра I - 89,6%, Ленина- 42,1%, Жукова- 83,7%. За 13 лет произошла существенная переоценка личности. В конце 80-х годов XX века, Сталин был мишенью яростной критики СМИ, публицистов, политиков потому, что олицетворял коммунистическую державу. В начале XX века Сталин как символ той эпохи, ушел в прошлое, перестал быть политически опасным для идеологов «рыночного общества».

Экономический кризис, отсутствие четко сформулированных целей и ориентиров развития страны, разрушение нравственных традиций России, люмпенизация населения, демонстративная роскошь жизни олигархов и высших чиновников способствуют мифологизации прошлого, актуализируют воспоминание об утраченном порядке, «сильной руке» и процветающей державе. В историческом сознании противоречиво сочетаются рациональные знания и мифология.

По данным опроса населения, гордость у многих российских граждан вызывают прежде всего достижения СССР в сфере отечественной науки и техники 32,6%, разгром фашизма 34,6%, успехи в развитии культуры и искусства 13,6% и 15,7%, а так же индустриальная мощь, определявшие многие годы высокий авторитет страны в мире.

В то же время, следует отметить, что на протяжении последних десятилетий сохраняется предрасположенность значительной части российских граждан к эмиграции из страны.

Высокий удельный вес позитивных оценок свидетельствует о том, что в сознании людей сохраняется вера в возможность восстановления

страны и потенциала России. Эту веру питает историческая память трех поколений социалистического периода.

Таблица2

Доля положительных оценок исторически обоснованных характеристик русского народа в разных возрастных группах

(в % от количества опрошенных в каждой возрастной группе)

Характеристики > Возрастные группы.* В целом

Русског 18- 24 года 40-49 лет 50- 59 лет среди

о народа опрошенных

Народ- освободитель 74.2 80.1 79.4 78.9

Созидатель великой 78.4 77.7 80.6 78.2

культуры

Народ- строитель 63.8 70.0 71.6 69.1

Защитник народов 60.8 65.8 65.2 63.9

Технически 46.8 54.9 54.8 51.3

передовой народ

Народ- коллективист 43.4 48.0 51.4 48.2

Высоконравственный 39.2 45.5 42.2 44.8

народ

• Оценки возрастных групп от 25 до 29 лет и от 30 до 39 лет занимают промежуточные позиции между мнениями молодых и старших респондентов.

Как видно, из данных опросов, расхождения в доле положительных оценок различных ментальных качеств российского народа в различных возрастных группах невелики. Тем не менее, среди молодых людей относительно меньше высоких оценок созидательного и нравственного потенциала русского народа. Главное же состоит в расхождении представлений, с одной стороны, о великом культурном наследии и, с другой о недостаточном нравственном потенциале народа. Автор делает выводы о политизированности, противоречивости, поляризации, фрагментации реального исторического сознания.

В третьем разделе: «Роль социальных институтов, тенденции и особенности формирования и корректировки исторического сознания», анализируется роль социальных институтов в процессе формирования и корректировки исторического сознания населения РФ в современном обществе.

Историческое сознание является сложной категорией, процесс формирования которой обусловлен, с одной стороны- процессом формирования, проходящим одновременно с прохождением индивидом фаз своего развития (социализация индивида), с другой- корректировкой оценок и мнений индивида относительно ранее известных ему исторических фактах.

Каждый социальный институт по отношению к историческому сознанию обладает двумя функциями: с одной стороны передает и закрепляет историческую память, с другой стороны наделяет исторические факты собственными оценками и интерпретацией.

Автор определяет степень влияния каждого из институтов на формирование исторического сознания (рейтинг значимости). По данным исследования основными источниками получения исторической информации являются: учебники 77,1%, кинофильмы 70,3%, телепередачи 65,9%, журналы и газеты 44,9%,, мемуары, художественная литература 42,8%, музеи и экскурсии 36,3%, рассказы людей старшего поколения 35,1%, радиопередачи 24,1%, специальная историческая литература 22,5%, семейные архивы 5,9%, другое 2,5%.

Сопоставление данных массового и экспертного опроса позволило выявить, что наиболее значимыми, обладающими огромным потенциалом формирования и корректировки исторического сознания, являются школа и современные средства массовой информации. Следующими по значимости

социальными институтами являются семья и объединения по интересам (религиозные, исторические и т.д.). Высокой значимостью при формировании оценок исторических событий обладают кинофильмы.

В разделе приводятся результаты исследования, которые показывают реальное состояние институтов формирования исторического сознания.

Несмотря на то, что система институтов, формирующих историческое сознание в основном не изменила своей структуры, эксперты отмечают тенденцию ослабления роли государства в этом процессе.

Снижение уровня значимости школ в формировании исторического сознания, прежде всего, обусловлено отсутствием опыта у педагогов в преподавании нового взгляда на историю страны, а так же нехваткой учебно-методической литературы. Анализ учебной исторической литературы выявил её недостатки, заключающиеся в очернении отечественной истории, её стробировании, показом её как нетипичной, а зачастую неправильной по сравнению с историей других государств. Такое освещение исторического процесса вызвало протест среди многих учителей.

Реформы министерства образования проводимые в середине 90- х годов XX века по демократизации процесса преподавания исторических дисциплин, в силу недостаточного финансирования привели к неконтролируемому процессу выпуска учебных материалов и разработки курсов, отражающих точку зрения на историю, продиктованную финансирующей организацией. В большинстве случаев заинтересованными явились международные фонды и религиозные организации.

Попытки государства урегулировать процесс преподавания истории в школе в последние четыре года являются малоэффективными в силу

отсутствия комплексности подхода к формированию исторического сознания.

В диссертации отмечается, что все более весомую роль в формировании исторического сознания играют сегодня электронные средства массовой информации. Однако, возрастание степени значимости данного института зависит от двух тенденций: развития средств массовой информации и повышения профессионализма журналистов и специалистов в области РЯ. Исследователи утверждают, что высокая значимость этих источников, это своего рода заслуга советской эпохи, когда предлагаемая информация проходила специальную проверку на достоверность. Так же повышение значимости этих средств массовой информации- результат выросшего в целом интереса к этому источнику информации.

Значимым механизмом формирования исторического сознания, как отметили респонденты, являются кинофильмы. Показ хода исторических событий посредствам документального кино, через раскрытие художественных образов обладает большим воспитательным эффектом, способствует формированию ценностных ориентации у населения страны.

В диссертации исследуется также роль музеев, библиотек, театров в формировании исторического сознания. Отмечается, что все более заметную роль в этом процессе стала играть семья. Люди стали больше интересоваться историей своей малой Родины: города, села. При этом уровень образования существенно влияет на полноту и глубину знаний по истории города, села, в котором живет человек.

На вопрос «Знаете ли Вы имя и отчество Ваших предков?» - 28,4% лиц с высшим и незаконченным высшим образованием ответили: «да, знаю точно», а среди населения с неполным средним образованием так ответили лишь 16,9%.

В конце 80-х- начале 90-х годов XX века попытки радикально переосмыслить историю с «новых» идейных позиций приводят не только к разрушению многих мифов, но и к «очернению» событий истории советского периода. Стимулирование интереса к событиям досоветского прошлого и более ранней истории применялось с внедрением в массовое сознание нигилистических оценок событий недавнего времени. Потеря исторической ориентации в условиях духовного кризиса порождает потребность у населения в объединяющей идеи. Правящая элита так же испытывает «идеологический голод». Она нуждается в системе идей, обосновывающих законность её господства, её богатства, её лигитимность в российском обществе.1

Отдельные события, отдельные исторические личности, отдельные их поступки вырываются из исторического контекста, освещаются и интерпретируются в зависимости от идеологических предпочтений. Усиливается субъективизм и стробированность (фрагментарность) для целевого воздействия на историческое сознание, на принятие решений в государственных и общественных структурах. В учебники по отечественной истории входит та точка зрения, которая соответствует идеологическим конструкциям политических и экономических сил. На вопрос «Сохранились ли в Вашей семье следующие реликвии?». Ответы распределились в зависимость от образования следующим образом.

1 Д Т. Жовт) н Идеологизация исторического сознания// Социология власти Вестник социологического центра РАГС №2 2003-М РАГС, 2003, с 94

Таблица 3.

Ответы респондентов о наличии у них семейных реликвий.

Образование

Высшее или н/в Среднее специапь ное Полное Среднее Непол ное средне е

Фотографии бабушек, дедушек, более далеких предков 83,2 77,1 75,5 54,9

Старинные книги, журналы, газеты 23,4 18,2 15,6 10,2

Семейные письма, дневники, рукописи 20,3 15.2 12,8 9,0

Ордена, медали, почетные грамоты, награди, знаки родителей и др. родственников 63,9 50,9 44,1 34,9

Старинные вышивки, другие украшения 27,7 22,5 19,9 14,5

Старинные картины 7,8 5,4 4,1 3,1

Библия или Коран, иконы, лампадки и другие религиозные реликвии 23,6 25,6 21,7 20,0

Предметы домашней утвари 33,6 21,9 24,0 18,4

Ничего не сохранилось 8,8 17,6 22,4 29,4

Всё это- доказательство важности исторического образования и воспитания в семье школе, каждом трудовом коллективе.

В процессе эволюции историческое сознание наполняется элементами, формируемыми при участии различных социальных институтов и структур. Историческое сознание зависит от различных факторов общественной жизни. Это подтверждают реалии его состояния.

К вопросам формирования исторического сознания населения, и особенно у молодежи, необходим государственный подход,

сконцентрированность, целенаправленность и последовательность действий. Формирование подлинно научного исторического сознания населения становится актуальной практической и научной задачей дня, стратегической и тактической задачей государства российского, всех его социальных институтов.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, приводится краткий обзор рассмотренных проблем, обобщаются результаты, разрабатываются рекомендации.

Анализ исторического сознания населения РФ, проведенный на основе теоретико-методологических достижений и социологических исследований показал следующее: историческое сознание российского населения находится на этапе развития в соответствии с политической ситуацией. Историческое сознание характеризуется как неоднородное, поляризованное, фрагментарное, стробированное, противоречивое.

Реальное состояние исторического сознания населения РФ связано с отсутствием государственной позиции по отношению к отечественной истории.

Несмотря на то, что в данный момент российское общество фактически живет в нескольких формационных измерениях, следствием этого являются столкновения различных ценностных установок, представлений о должном и справедливом, полезном и вредном, в то же время сущностную часть исторического сознания составляют базисные элементы народной культуры, формирующие константные модели духовной жизни.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования основных выводов в практике разработки программ патриотического воспитания различных групп населения РФ,

формирования гуманного отношения к культурно-историческому наследию.

III. Основные публикации автора по теме диссертации

Немов Д.А. Социальные институты формирования исторического сознания в современном российском обществе.// Сборник научных трудов членов Российского Философского Общества. №7- 2004- М- 0,8 п.л

Немов Д.А. Историческое сознание как основа формирования духовно-нравственной культуры России.// Сборник учебных программ дополнительного образования в области духовно- нравственного просвещения. Самара 2002. - 0,3 п.л.

Немов Д.А. Фокусированное групповое интервью как метод изучения этнических и социокультурных особенностей формирования исторической памяти российского населения. // Вопросы гуманитарных наук. №3 М.2004 г. - 0.9 п.л.

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук Немова Дмитрия Анатольевича

Реальное состояние и особенности формирования исторического сознания в современном российском обществе.

Специальность: 22.00.04- социальная структура, социальные институты и процессы

Научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент Меркушин Виктор Иванович

Изготовление оригинал- макета Немов Дмитрий Анатольевич

Подписано в печать й,/. Тираж 80 экз.

Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации

Отпечатано ОПМТ РАГС. Заказ № -ЗгЯГ" 119606, Москва, пр-т Вернадского, 84

04- 1 36 3 6

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Немов, Дмитрий Анатольевич

Введение.

Раздел 1. Историческое сознание населения как объект социологического исследования.

Раздел 2. Состояние массового исторического сознания в Российском обществе на рубеже XX- XXI веков.

Раздел 3. Социальные институты формирования исторического сознания.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по социологии, Немов, Дмитрий Анатольевич

Актуальность исследования. В «эпохи потрясений и катастроф», переломные периоды жизни- общества, как правило, происходят интенсивные процессы переоценки? существующих ценностей и исторического прошлого. Неудовлетворенность сегодняшним днем побуждает людей искать причины бедствий в минувшем, осмысливать прошлое, делать выводы на будущее. Именно это обуславливает, в частности, повышение роли исторического сознания. Оно становится фактором, непосредственно влияющим на все сферы бытия общества, социально-политическую обстановку в стране. Недооценка, проблем формирования исторического сознания может, и нередко приводит к негативным последствиям. Достаточно отметить, что в условиях распада СССР, попытки переосмысления истории государства, повлекли за собой снижение уровня патриотизма и дестабилизировали отношения между народами, составлявшими единое государство.

Актуальность исследования исторического сознания диктуется и тем, что оно обладает большой потенциальной силой. С одной стороны, может повысить уровень патриотизма, гордости за свою страну, с другой стороны, как это происходит в настоящее время, взгляд на историю, который превалирует последние десять, пятнадцать лет, описывающий путь, пройденный страной, не только нетипичным, но и зачастую не правильным, приводит к негативному отношению к своему государству. Стабильное и поступательное развитие общества достигается не только тотальным сломом; старого, но и реформированием, адаптацией идей и институтов прошлого к современности. Традиция и новаторство должны сопутствовать друг другу постоянно.

Важность исследования данного явления определяется также и заключенным в нем большим воспитательным потенциалом. Без него невозможно формирование у людей бережного, гуманистического отношения к культурно - историческому наследию своего народа. В современном тесно взаимосвязанном мире неизмеримо повышается роль компетентных решений на основе прошлого • опыта, а познание исторической реальности > — важная предпосылка углубленного понимания современности и одна из основ прогноза перспектив общественного развития.

Следует отметить, что историческое сознание у каждого из народов имеет свои особенности. Неодинаково оно и у населения Российской Федерации. Главной его особенностью является огромное количество социальных групп имеющих свои традиции, свои ценности, свою культуру, свои исторические особенности, при чем группы следует выделять не только по вертикальной (на экономической основе, уровне интеллекта) или горизонтальной (принадлежность к определенному этносу, региональные: особенности) структуре, а по перекрестной, учитывающей множество факторов и особенностей • конкретной социальной группы. Очень важным является определение путей.формирования и корректировки исторического сознания Российского населения. Каждая социальная группа, постоянно получая определенный объем, информации по истории; своей страны,. истории1 народа проживающего на территории государства или за его пределами, а так же другой^ исторической информации интерпретирует её, пропуская, через призму особенностей собственного представления об истории того или иного явления, вследствие чего восприятие не может быть однозначным. Наиболее актуальной проблемой на; сегодняшний день является определение путей корректировки исторического сознания, и выявление наиболее эффективных из них.

С одной стороны, основной путь формирования исторического сознания, исторических представлении происходит совместно с этапом социализации и основными агентами формирования выступают, социальные группы, окружающие индивида, такие как семья, школа, «улица», и др. Необходимо отметить, что школа в большинстве случаев, является основным институтом формирования исторического сознания.

Однако агенты- преподаватели истории; как правило, при; подаче исторического материала, слабо учитывают особенности регионов, национальные особенности, а так же индивидуальные особенности: Появившиеся I в; последнее время учебные курсы * по краеведению проходят стадию апробации, не имеют высокой эффективности.

Анализируя учебники по истории, сталкиваешься» с проблемой} что, несмотря ?на;появление многовариантности рекомендованных учебников; по истории; они) практически не учитывают, на обучение индивидов из каких социальных групп они? направлены. О.Е.Барклаева проводя- исследование методом контент- анализа выявила, что «всё отличие современных уч ебников по истории заключается в том к каким из событий автор уделяет: больше, а к каким; меньше внимания»-. Обозначенное разнообразие показывает, что авторы учебников совершенно не учитывают многообразие путей формирования исторического сознания! тех на кого направлены их учебники.

Необходимость выявления основных источников? формирования исторического сознания, обусловлено так же тем, что наряду с формальными институтами; формирующими? и корректирующими; историческое сознание, существует огромное: количество неформальных, таких как молодежные организации, религиозные* организации, клубы по интересам, политические объединения и множество других. Зачастую такие неформальные объединения, освещая? исторические события; преподносят их с выгодной 1 для организации позиции; что? может привести к возникновению кризиса* не только у индивида, а в окружающих его социальных группах и как следствие в обществе в целом; Следовательно, выявление механизмов; формирования и корректировки исторического сознания, является основным этапом, для определения неформальной цели воздействия того или иного социального института:

1 О.Е.Барклаева. Безвариантный выбор новоявленных учебников.// Сборник образовательных программ для средней школы. Воронеж 2000. С.7-8

Актуальность выявления средств формирования и корректировки исторического сознания связана с необходимостью усиления формирования положительного отношения к государству в настоящее время. Для стабильного функционирования любого государства, необходимо наличие общих идей, ценностей, цели для каждой социальной группы составляющей государства. Основой для формирования таких категорий выступает историческое сознание. В России на переходном этапе, в силу изменении во всех структурах общества такие категории были утрачены, а создание новых возможно только через корректировку исторического сознания. Следовательно, выявление основных социальных институтов, формирования и корректировки исторического сознания так же является важным этапом формирования общегосударственной идеи, цели и ценностей.

2. Состояние научной разработанности проблемы.

Проблема исторического сознания имеет огромную историю. Ещё первые летописцы, описывая какое- либо историческое событие заметили, что разные авторы интерпретируют один и тот же факт по- разному. Как правило, среди нескольких описаний одного исторического события выбиралось одно, которое признавалось верным, все остальные считались ложными. К осмыслению исторического сознания общественная; мысль обращается только вместе с изучением сущности исторического процесса и его движущих сил. Интерес в этом плане представляют взгляды античных философов на прошлое и будущее,, исследование проблем человеческой памяти философами средневековья, постановка проблемы «человек и история» в эпоху Возрождения; и Просвещения, а также в немецкой классической философии!. Подход к истории как процессу смены, общественно — исторических формаций был разработан К.Марксом и Ф.Энгельсом2. Различные аспекты проблемы особенно активно

1 Герье В.И. Философия истории от Августина до Гегеля. -М.1915

2 Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство или критика критической критики. // Соч. 2-е. изд. Т.2. -С.3-230 подвергались осмыслению российскими мыслителями и исследователями ; на рубеже прошлого и нынешнего столетий.

В отечественной философии одним из первых употребил понятие «историческое сознание» А.И.Герцен1. Большое значение для; изучения проблемы имеют труды и работы Н.Г.Чернышевского и В.О.Ключевского. Вопросы философииî истории разрабатывали К.Д.Кавелин и С.М.Соловьев, проблемы «наций и национальностей и их истории» - Н.Я.Данилевский, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, И.А. Ильин и другие2.

Историческое сознание как духовное явление стало целенаправленно исследоваться отечественными учеными с шестидесятых годов) XX века. Современный этап* ( с середины восьмидесятых годов), несмотря на всю свою; противоречивость, характеризуетсяî устойчивым вниманием к данному явлению и более глубокой теоретической проработкой некоторых аспектов проблемы. Так в последнее время появились работы, посвященные анализу структуры/ исторического сознания?. В ряде работ была предпринята попытка проанализировать национальный и религиозный его компоненты4. Однако преждевременно говорить о единой системе, постоянном i и комплексном изучении исторического сознания. Исследование этого феномена проходит ещё стадию становления; решения общих концептуальных задач.5

Существенный интерес для изучения данной проблемы представляют также работы западных социологов, философов и историков; для многих из которых характерен системный подход к методологии исторического познания, осмыслению проблем прошлого.6

1 Герцен А.И. Избранные философские произведения. В 2 т. Т.1. -М.,1946

2 Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. В 3 т. -М., 1950

3 Каменев C.B. Вопросы методологии исследования структуры исторического сознания.// Современная наука и закономерности её развития. Вып.4. - Томск, 1987; Самиев А.Х. Структура исторического сознания. -Душанбе, 1988; Французова Н.П. Историческое сознание и его структура.// Историзм и творчество: Материалы Всесоюзной Научно- теоретической конференции. Часть 1. -М., 1990. -С.6- 17

4 Ельчанинов В.О содержании и сущности исторического сознания. // Диалектика форм и уровней общественного сознания. -Барнаул, 1988.

3 Антипов Г.А. Историческое прошлое и пути его познания. -Новосибирск, 1987; Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление патриотизма. -М.1987

6 Brelssford V. Historical sociology. An Introduction to Societal Evolution and Culture. -L. 1944

Одно из первых целостных социологических исследований изучающих историческое сознание было проведено в 1990- году под руководством Ж.Т. Тощенко, В.Э. Бойкова, В.И: Меркушина, А.И Афанасьевой. Исследование проводилось по общероссийской выборке.1 В проведённом исследовании оценивались такие критерии & исторического сознания, как отношение к историческим событиям, ценностям, личностям. Рассматривалась проблема «белых пятен» и негативизма в историческом; сознании, а так же их истоки. Исследование так же затронуло такой феномен, как противоречия исторического сознания^. В исследовании был подробно изучен факт «Отчуждения в истории»3 и значимости действительной основы, как главной задачи всякого исследования социальных вопросов4. Проведен анализ данных оценивающих «десятилетие реформ в памяти российского народа»5. В последнее время появились работы, посвященные анализу тенденций изменения исторического сознания, а так же влияющим на него факторам, исследовались особенности исторического сознания в зависимости от социальной группы носителя памяти, религиозной принадлежности и другим характеристикам6.

В настоящее время проходящая в России реформа образования определила как одну из ключевых задач разработку программы преподавания исторических дисциплин в учреждениях среднего, среднего специального и высшего образования. Обозначенная проблема обусловлена тремя! факторами. С одной стороны историческое сознание преподавателей очень часто отличается от предлагаемого системой; образования курса истории: Они, транслируя теорию, дополняют её своими индивидуальными

1 Ж.Т. Тощенко, В.Э.Бойков, В.И.Меркушин, А.И.Афанасьева. «Историческая память.»//Информационный бюллетень №1(10),М1991

2 В.И. Меркушшин «Противоречия исторического сознания»// Информационный бюллетень №1(10), М1991

3 Ю.А. Прозоров «Отчуждение в истории и историческое сознание // Информационный билллютень №1(10), М 1991.

4 Маркс К, Энгельс Ф, Сочинения, Т.2, С.581

5 В.Э. Бойков «Десятилетие реформ в памяти российского населения»//Социология власти №5-6, М2001

6 Материалы «круглого стола» по теме: «Историческая память населения России: состояние и тенденции развития»// Социология власти, М2002 оценками. С другой стороны проблема осложняется отсутствием единых утвержденных учебных пособий. Отсутствие утвержденной литературы, связано с низкой степенью изученности реального исторического сознания, неопределенностью оптимального исторического сознания и механизмов его формирования. Третий фактор обусловлен тем, что система образования является одним из институтов формирования исторического сознания. „ Оно так же формируется под воздействием семьи; СМИ; системы дополнительного образования; религиозных, международных организаций и множеством других социальных институтов. В настоящее время не построена единая система, учитывающая степень и направленность, влияния социальных институтов на формирование и корректировку исторического сознания.

Следует отметить, что практически все из проведенных ранее исследований изучали; либо содержание исторического сознания, либо результаты его воздействия, либо другие его компоненты. Однако нет ни одного специального исследования, которое рассматривало пути (механизмы) и основные социальные институты формирования и корректировки исторического сознания.

Цель и задачи исследования.

Цель исследования - выявление состояния и тенденций формирования исторического сознания в современном российском обществе.

Задачи исследования:

- определить теоретико-методологические подходы к изучению исторического сознания;

- дать социологическую интерпретацию понятия «историческое сознание», определить его структуру и функции;

- выявить в массовом сознании ценности и социальные оценки, выражающие отношение различных групп населения к историческому прошлому;

- определить степень влияния различных социальных институтов на формирование исторического сознания;

- разработать рекомендации по оптимизации работы различных учреждений, направленной на развитие исторического сознания.

Объект исследования: историческое сознание населения России. Предмет исследования: особенности исторического сознания россиян, пути и способы его формирования на современном этапе развития общества;

Теоретическая и методологическая основа диссертации.

Теоретико-методологическая и методическая база исследования.

Исследование основано на работах отечественных и зарубежных философов, социологов, историков, политологов по проблемам диалектики общественного бытия и общественного сознания. Фундаментальные труды западных ученых (Гегеля, И.Г. Гердера, Г.Риккерта, П.А.Сорокина, А.Дж.Тойнби, О.Шпенглера) по философии истории позволили сопоставить различные точки зрения на восприятие субъектом исторического (процесса и исторического времени. Теоретические исследования отечественных ученных (Г.М.Гака, В.Ж.Келле, М:Я.Ковальзона, В.И.Толстых, Ж.Т.Тощенко, А.К.Уледова) выделившие основные критерии структурирования общественного сознания, позволили применить их для определения структуры исторического сознания. Работы М.А.Барга, П.В.Волобуева, А.В.Гулыги, В.К.Егорова, И.С.Кона, Ю.А.Левады, А.И.Ракитова, Н.П.Французовой посвященные феномену исторического и сознания, его особенностям, месту и роли в жизни общества, послужили основой для уточнения данного понятия, анализа его сущности, структуры и функций.

Методический аппарат исследования представляет собой сочетание качественных и количественных методов анализа полученной эмпирической информации, а так же результатов проведенного аспирантом социологического исследования методом экспертного опроса. Качественному вторичному анализу подверглись статистические и отчетные материалы, материалы опубликованных исследований.

Эмпирическую базу диссертации составили:

- результаты социологического исследования «Историческое сознание российского населения: состояние, тенденции развития» проведенного Социологическим центром РАГС в июне 2001 года (с участием автора). Опрошены 2401 человек в 12 субъектах РФ по квотной выборке;

- результаты социологического исследования «Историческая память российского населения: этнические и социокультурные особенности формирования», проведенного Социологическим центром РАГС в январе-феврале 2003 г. (с участием автора). Опрошены 1945 человек по однотипной методике. Выборка многоступенчатая, квотная с вероятностным отбором респондентов;

- результаты социологического исследования «Консолидация российского общества» проведенного Социологическим центром РАГС в декабре 2001 года (с участием автора). Опрошены12400 человек в 25 субъектах РФ по репрезентативной общероссийской выборке;

- результаты экспертного опроса, проведенного автором в декабре 2003 г. - январе 2004г. Общая численность экспертной группы составила 65 человек. В группу вошли: ученные, профессионально изучающие историческое сознание, учителя школ и преподаватели ВУЗов, специалисты по РЯ, лидеры региональных отделений партий;

- результаты вторичного анализа социологического исследования «Историческое сознание: состояние, тенденции развития в условиях перестройки», проведенного АОН при ЦК КПСС 28 мая-5 июня 1990 года в 15 областях и городах СССР по репрезентативной выборке;

- доклады Государственного комитета по делам молодежи Правительства Российской Федерации;

- аналитические статьи и результаты социологических исследований, опубликованные в информационном бюллетене ВЦИОМ «Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения» (2000-2003 гг.); а так же других научных изданиях.

Научная новизна диссертации заключается в следующем.

1. Дана социологическая интерпретация понятия «историческое сознание». Историческое сознание- это совокупность транслируемых от поколения к поколению исторических знаний и представлений, ценностей и символов, идей и убеждений, традиций, норм и стандартов поведения. Оно образует ядро социально-культурной самоидентификации индивидов, социальных групп, этносов.

2. Диссертант уточняет понятия необходимые для изучения исторического сознания, прямо или косвенно связанные с ним. Исторические знания- результат познавательной, мыслительной деятельности людей, включенный в процесс общественно-политической и трудовой жизни людей и означающий усвоение исторических фактов, хронологии, понятий законов науки, отражающих объективные закономерности исторического процесса. Историческое мышление- рационально- логическая ступень познания исторической действительности, существенных, прежде всего причинно- следственных связей и отношений, исторических процессов и явлений; в творческом продуцировании идей, теорий, в прогнозировании событий и действий. Историческое мышление предполагает преемственность приобретаемых от поколения к поколению знаний, сохраняемых памятью и фиксируемых средствами языка, с которыми историческое мышление находится в неразрывной связи. Историческая память- способность индивида сохранять и воспроизводить в словесно- логической (устной и письменной), образной; эмоциональной, предметной форме исторические знания, полученные в системе образования и; культуре, в результате усвоения опыта старших поколений; путем самообразования и общения, через аудио, видео средства, а так же события, участником и свидетелем которых был ее обладатель. Коллективная память- память «совокупного субъекта»- историческая; память нации, народа, общества. Традиции- определенные элементы социального и культурного наследия; являющиеся продуктом общественных отношений, человеческой деятельности и образа жизни людей, возникающие исторически и передающиеся от поколения к поколению, и. которые сохраняются в определенных обществах или социальных группах на протяжении долгого времени;

3. Для анализа исторической памяти, как определенной формы массового сознания использовались как общие, так и частные методы познания-гносеологический,, социологический; аксиологический; психологический, семантический и эстетический:

- гносеологический? подход позволил выявить в данном феномене теоретический и обыденный уровни,. исторические знания и мышление;

- социологический аспект позволил выявить его субъектов, носителей идей, знаний, представлений, проанализировать общественную значимость данного феномена, его функции;

- аксиологический подход показал в данном феномене такие структурные образования; как ценностные ориентации и идеалы;

- психологический подход- обозначил наличие исторических чувств и социальных в том; числе этнических, авто- и гетеростереотипов. Обосновывал, что важным элементом исторического сознания выступает историческая (социальная) память;

- семантический аспект анализа- позволил выявить различные компоненты, такие как общезначимые символы: национальный язык, обряды, обычаи, традиции и т.д.;

- на основе эстетического подхода были выделены в историческом сознании художественные образы.

4. Определены функции исторического сознания: познавательная, интегративная, коммуникативная, аксиологическая, воспитательная, прогностическая, мировоззренческая, (содержание функций раскрывается в дальнейшем изложении).

5. Обоснованы и разработаны показатели и индикаторы изучения исторического сознания, наиболее общие из них: «ценностное отношение к историческим событиям», «отношение к образам власти и народа», «отношение к историческим личностям», «глубина интереса к истории», «уровень исторических знаний», «культурно-историческая идентификация», «отношение к переломным этапам в истории страны» и др.

6. Выявлено, что в реальном историческом сознании населения России на рубеже веков противоборствует старое и новое, разрушаются одни стереотипы и идеологемы, привносятся другие, не всегда свободные от искажений, иллюзорных представлений.

7. Изучено влияние социальных институтов на формирование исторического сознания. Наибольшее влияние на формирование и корректировку исторического сознания оказывают система образования и средства массовой информации. Школа - это, прежде всего, социальный институт, формирующий основы: исторического сознания (даёт исторические знания в ; системе, последовательности; учит подрастающее г поколение анализировать исторические явления и: факты, вскрывать причинно-следственные связи, ориентироваться в историческом пространстве и времени). Средства массовой информации вооружают людей новыми фактами, оценками исторических событий; порой субъективного характера. Определены характерные черты современного исторического сознания россиян. 1.Радикальная переоценка ценностей, фактов и событий прошлого, оказавших решающее влияние на историческую судьбу страны, её? населения и связанных с восприятием своего будущего; 2. Идеологизированность исторического сознания россиян, субъективизм в; оценках прошлого. ЗЛротиворечивость исторического сознания; проявляющаяся в переплетении, научных знаний и мифов с легендами, оптимизма и пессимизма во взглядах на судьбу станы и её социума. 4. Поляризированность исторического сознания заключается в том, что восприятие ш оценка исторических фактов и событий; а также перспектив относительно будущего > страны неоднозначна среди различных социальных групп населения России; 5. Политизированность исторического сознания, проявляется в том, что восприятие и оценка прошлого и будущего страны, образа власти и народа координальным образом различаются у социальных групп с высоким и низким уровнем дохода.

Выявлены тенденции в развитии и формировании исторического сознания в современных условиях:

- одной из главных тенденций остается противоречивость исторического сознания, которая выражается с одной стороны в стремлении освободиться от идеологической лакировки, украшения историю России, с другой стороны происходит пополнение новыми знаниями, которые не всегда получены из достоверных источников, именно на их основе происходит изменение отношения к войне, Сталину, коллективизации и другим' значимым историческим событиям и эпохам.

- для последних 15 — 20 лет характерна стихийность в формировании исторического сознания российского народа, неоднородное влияние всех социальных институтов на данную форму общественного сознания;

- возрастает роль исторического сознания как одного из ведущих консолидирующих факторов. Именно на его основе достигается толерантность всех российских народов. 10. Предложены рекомендации по формированию и корректировке исторического сознания населения РФ для органов государственной власти. 1. Необходимо определить позицию официальной власти по отношению к узловым, поворотным историческим событиям- разных эпох. 2. Разработать единую программу преподавания исторических дисциплин в системе школьного, специального и вузовского образования. 3. Ограничить негативизм в оценках исторического прошлого России, особенно в школьных курсах, в средствах массовой информации.

Надежность и достоверность результатов диссертационного исследования обеспечена: теоретической проработкой проблемы, широкой источниковедческой базой;

- опорой на научно - апробированную концепцию системного анализа, принципом преемственности знаний в социальных науках;

- применением надежной, научно-обоснованной социологической методики сбора данных;

- репрезентативностью выборки социологических исследований, являющихся эмпирической базой;

- корректным применением статистических и логических методов обработки и анализа данных социологических исследований.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретические выводы диссертации являются определенным приращением знаний в области исследования формирования исторического сознания, способствуют более глубокому пониманию сущности исторического сознания населения России.

Основные положения диссертации могут быть использованы в качестве методологической и фактологической базы для продолжения изучения проблем исторического сознания; в деятельности институтов государственной власти и самоуправления при разработке комплекса мер, направленных на корректировку исторического сознания индивидов, коллективов, социальных групп, социально-территориальных общностей, этносов и общества в целом.

Результаты диссертационного исследования доведены до практических рекомендаций при разработке программы патриотического воспитания молодежи Самарской области на 2004-2008 г.г.; использовались для консультирования представительных органов власти города Самары. Методика и категориальная база исследования могут представлять основу для дальнейших социологических исследований данной проблемы.

Диссертация состоит из введения, трех разделов и заключения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Реальное состояние и особенности формирования исторического сознания в современном российском обществе"

Результаты исследования показали; что заметную роль в процессе формирования исторического сознания в современный период стала играть семья. Люди стали? больше интересоваться- своей родословной; историей) своей семьи; своими «корнями».

Подавляющее большинство (77,4%) респондентов проявляют интерес к: семейной истории (знают своих дедов и прадедов), при этом уровень образования существенно влияет на полноту знаний своего рода.

Об устойчивом интересе к семейной истории свидетельствует и распределение ответов на вопрос об отношении к семейным реликвиям.

 

Список научной литературыНемов, Дмитрий Анатольевич, диссертация по теме "Социальная структура, социальные институты и процессы"

1. Специальная литература;а) книги на русском языке

2. Абдулатииов Р.Г. Человек. Нация. Общество. -М::Политиздат, 1991. -224с.

3. Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании. -М., 1982. -199с.1.3; Аверьянов Л:Я: В поисках своей идеи. Статьи и очерки. -М. 2000;

4. Американская социологическая мысль: тексты /Р.Мертон, Дж.Мид, Т.Парсонс, А.Шюц; Пер. М.: Изд-во МГУ, 1994.

5. Анисимов О.С. Методология: функция,- сущность, становление (динамика и связь времен) /Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М.: ЛМА, 1996.

6. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.: Мысль, 1988.-253с.

7. Аристотель. Политика. Соч. -Т.4. -Mi, 1984. -С.375-645.

8. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. -Mi 1992.

9. Афанасьев BiBi Историческая социология; Барнаул, 1995.

10. Афанасьев Ю.Н. Перестройка и историческое сознание. М. 1988.

11. Балибар Э.Раса, нация, класс : Двусмысл. Идентичности. Пер. И: Глущенко и др. Mi: JIoroc-Альтера: Ессе хомо, 2003

12. Баллер Э А. Социальный прогресс и культурное наследие. -Mi 1987.

13. Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. -М. 1987.

14. Барулин B.C. Социальная жизнь общества: Вопросы методологии: М.: Изд-во МГУ, 1987.1.15: Бахтин M.Bi Историческое мышление в эпохи катастроф. Саратов 2002i

15. Белова Т.В. Культура и власть. -М. 1991.

16. Бердяев Н. А; Судьба России. -М.: Изд-во МГУ, 1990. -256с.

17. Бердяев НА. Истоки и смысл русского коммунизма: -М.: Наука, 1990.-224 с.

18. Бобров М.Я. Законы исторической социологии и методы их исследования: Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та;, 1999:

19. Бовш В:И: Национальная безопасновть и историческое сознание нации. М. 1997.

20. Бойков В.Э., Иванов В.Н., Тощенко Ж.Т. Общественное сознание и перестройка. -М.: Политиздат, 1990; -287с.

21. Болотоков В-Х., Кумыков А.М: Феномен наций и национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья: Для вузов. М.: Логос, 1998

22. Бромлей Ю.В., Подпольный Р.Г. Человечество это народы. -М.: Мысль, 1990.-391с.

23. Буданцев Ю.П. Социологические образы: Методическое пособие. М.: Изд-во МНЭПУ, 1997.

24. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. В2т. -СПб. 1861.

25. Бутенко И^А. Социальное познание и мир повседневности. Горизонты и тупики феноменологической социологии /Отв. ред. ЛГ.Ионин. — М.: Наука, 1987.

26. Васильев A.B. На рубеже третьего тысячелетия: к 125-летию издания "Исторических писем" Петра Лаврентьевича Лаврова. М.Мариуполь. 1995.

27. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М; 1990.

28. Волова Л.А. Диалог культур: теория и реальность: (На примере Сев. Кавказа). Пятигорск: ПГЛУ, 2003

29. Гаврилова И.Н: Проблемы политической социализации молодежи России: (По итогам социологических исследований молодежи 1991-1993 гг.). — Молодежь России: 90-е годы. М., 1995

30. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н; История и рациональность: Социология М.Вебера и веберовский ренессанс. Мл Политиздат, 1991.

31. Гегель Г. Работы разных лет. -М., 1971. —Т.2. -320с.

32. Гегель Г. Философия права. Соч. -Т.7. -М.-Л.: Соцэкгиз, 1934. — 380с.

33. Гегель Г. Энциклопедия философских наук: Часть третья. Философия духа// Гегель Г. Соч: -T.IV. -М., -1956. -227с.

34. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. — М. 1977.

35. Гнатюк О.Л. П.Б. Струве как социальный мыслитель. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998.

36. Гольбах П. Система природы или о законах мира физического и мира духовного. -М., 1924. -578 с.

37. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации. -М.2000.

38. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии. -М., 1989. —317с.

39. Данилевский Н.Я: Россия и Европа. М. 1991.

40. Диалектическая сущность нового мышления/Отв. ред. Е.Ф. Солопов. -М;: Мысль, 1990. -318с.

41. Дианова В.М: Философия истории: преемственность, параллели, развитие. М.2000.

42. Добреньков В; И. Фундаментальная социология. В 15 т. Т. 3. Методика и техника исследования/ М.: Инфра-М; 2004

43. Драгоманов М. Собрание политических сочинений. -Париж, 1906. -Т.21 -325с.

44. Дудник С.И. История и историческое сознание. М.2003.

45. Егоров B.K. История в нашей жизни. -МЛ 990.

46. Ельчанинов В.А. Шайдуров В.Н. Ещё раз о национальных особенностях исторического сознания. Mi 1997.

47. Жовтун Д.Т. Противоречия социализма и пути их разрешения. -М.: АОН при ЦК КПСС. -1990. -256с.

48. Жовтун Д.Т. Синергетические интенции в современной философии образования // Синергетика и образование. М., 1997. - С. 119-122.

49. Жовтун Т.Д. Концепция коммуникативного опыта в философии образования XXI века // Философские проблемы образования. Ml, 1996.-С.66-73.

50. Жуков Ю.Н. Становление и деятельность советских органов охраны памятников истории и культуры. 1917- 1920 г.г. -М: 1989.

51. Здравомыслов Ä.F. Потребности, интересы, ценности: -М.: Политиздат, 1986.-222с.

52. Зоркальцев В:И. Духовное единение : (Духов, единение и плюрализм) М.: ИТРК, 2003

53. Иванов В.В1 Введение в историческую социологию. Казань, 1998

54. Из истории общественной мысли народов Центральной и Восточной Европы: Конец XVII 70-е годы XIX в./ РАН. Ин-т славяноведения и балканистики. М., 1995.

55. Информационный сборник республиканского центра военно-патриотического воспитания молодежи. — Севастополь: Политическое управление Черноморского флота. —1990.-60с.

56. Кандыба В. Золин П. История и идеология Русского народа. СПб. 1997,345с.

57. Капитонов Э.А. Социология XX века: история и технология. Ростов-на-Дону, 1996

58. Кареев Н.М. Введение в изучение социологии. -СПб:Тип. М.М; Стасюлевича,-1897.-418с.

59. Карлейль Т. Теперь и прежде. -М. 1994.

60. Карсавин Л.П .Введение в историю.-М.:АСТ,2002. -560с.

61. Карсавин Л. П.Философия истории.-М.2003'1631 Карсавин Л.П. Восток и Запад и русская идея. СПб. 1993.

62. Каутский К. Национальность нашего времени: Спб., 1905. 48с.

63. Каутский Национализм и интернационализм:-Петроград, 1918. — 107с.

64. Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. в 9-ти т. -Т III/ Под ред. В.П. Янина. -Mi: Мысль, 1989:-414с.

65. Коммисаров С.Н., Щендрик А.И: Возрождение идеала. -М.: Политиздат, 1990.—289 с.1681 Кон И.С. Позитивизм в социологии. Л., 1964.

66. Коновченко C.B. Общество- Средства массовой информации-власть. Ростов н/д, 2001.

67. Кузнецов, Вячеслав Николаевич Российская идеология XXI: Опыт социол. исслед. формирования рос. идеологии XXI в. М.: Кн. и бизнес, 2004

68. Левичева В:Ф. Молодежный Вавилон: Размышления онеформальных движениях.-М:: Молодая гвардия, 1989. -219с.

69. Ленин В.И: Воинствующий милитаризм и антимилитаристическая» тактика социал-демократии// Полн. собр. соч. -Т. 17. -С. 186-196.

70. Ленин В.И. О национальной гордости великороссов//Полн. собр. соч. —Т.26. -С. 106-110

71. Ленин В.И: Тезисы по национальному вопросу// Полн. собр. соч. -Т.23. -С.314-3221.75: Лисичкин В., Шелепин Л. Третья мировая информационная психологическая война. М. 1998.

72. Лихачев Д.С. Культура русского народа Х- XVII вв. -М: -Л: 19501983.

73. Ломоносов М:В: Избранные произведения. В 2 т. -М. 1986.

74. Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. -М:, 1989;-256 с.

75. Маркс К. Нищета философии// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. —Т.4. -С.65-185.

76. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -Т.4. -С.419-459:

77. Массовые информационные процессы в современной России: Очерки. Отв. Ред. A.B. Шевченко.- М!: РАГС, 2002:

78. Межуев В.Н. Культура и история. -М. 1997.

79. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. М 1991.

80. На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе/Под общ. Ред. В.В. Журавлева. -М.: Политиздат, 1990. -447с.

81. Никитин В.Е. Проблема исторической реальности. Mi 2000:

82. Общая и прикладная политология. Учебное пособие. Под общей ред. Б.И. Краснова.-М-: МГСУ, 1997.

83. Общество в разных измерениях: Социологи отвечают на вопросы: Сборник/Сост. В.Е. Гимпельсон, А.К. Назимова. -М.: Сборник трудов ученных социалистических стран. -М:, 1989. -255с.

84. Патриотическое сознание: сущность и формирование/А.С. Миловидов, П:Е. Сапегин, А.Л. Симонов и др. -Новосибирск: Наука, 1985. -254с.

85. Пиаже Ж. Психология интелекта.-СПб., -2003 .-192с.

86. Пиаже Ж. Психология ребенка.-СПБ., -2003: -160с.

87. Попов В.Д. Информациология и информационная политика. Mi: РАГС, 2001

88. Попов В.Д. СМИ и политика в России: -М.,2000.

89. Попов В:Д1 Экономическое сознание: сущность, формирование и роль в социалистическом обществе. -М/.Мысль, 1981. -239с.

90. Ракитов А.И: Историческое познание: Системно- гносеологический подход.-М: 1982.

91. Рерих Н.К. Берегите старину. -М. 1993.

92. Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьёв. -СПб;, 1991

93. Россия на рубеже веков. Отв. Ред. М;К. Горшков. -М.2000. 1.98: Русские просветители. T.I: —Mi,. 1966. —440с.

94. Соч. -2-е изд. -Т.39. -С. 174-177. 1.123. Энегльс Ф. Полю Лафаргу.27 июня 1893 г.// Маркс К., Энгельс.Ф.

95. Aldershot: E. Elgar Publication, 1994. 1.190.Shahlin D. Development of Soviet Sociology 1956-1976 // Annual