автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Реформационные движения в восточно-славянских землях Речи Посполитой во второй половине XVI - первой половине XVII вв.

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Дмитриев, Михаил Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Реформационные движения в восточно-славянских землях Речи Посполитой во второй половине XVI - первой половине XVII вв.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Дмитриев, Михаил Владимирович

ВВЕЩЕНЙЕ.

§ I. Постановка проблемы и определение задач исследования.

§ 2. Историография проблемы.

§ 3. Обзор источников.

Глава I. РЕФОРМАЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ В ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИХ

ЗЕМЛЯХ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ В 50-е - 60-е ГОДЫ

§ I. Предпосылки, генезис и складывание рефор-мационных движений в восточнославянских землях Речи Посполитой в 50-е годы ХУ1 в.

§ 2. Реформационные движения в восточнославянских землях Речи Посполитой в 60-е гг. ХУ1 в.

Глава П. РЕФОРМАЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ В ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИХ

ЗЕМЛЯХ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ В 70-е ТОМ Ш - СЕРЕДИНЕ ХУЛ вв.

§ I. Реформационные движения в 70-е - начале

90-х годов ХУ1 в.

§ 2. Судьбы реформационных движений в конце

ХУ1 - первой половине ХУЛ века.

Глава Ш. ИДЕОЛОГИЯ РЕФОНЩИОННЫХ ДШЕНИЙ В ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИХ ЗЕМЛЯХ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ.

§ I. Религиозная программа восточнославянских реформаторов

§ 2. Рационалистические и гуманистические идеи в восточнославянских реформационных движениях второй половины ХУ1 - первой половины ХУЛ вв.

§ 3, Социальный идеал восточнославянских ре

Формационных движений второй половины

ХУТ - первой половины ХУЛ вв.

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по истории, Дмитриев, Михаил Владимирович

§ I. Постановка проблемы и определение задач исследования

Реформация была широким, слоеным и разнородным по составу участников социально-политическим и идеологическим движением, охватившим в ХУ1 веке большинство стран Западной, Центральной и, отчасти, Восточной Европы. Самые общие, глубинные причины, вызвавшие Реформацию в Западной Европе, были связаны с разложением феодального способа производства и зарождением в недрах феодализма новых, капиталистических по природе отношений, с обострением в этих условиях социальных, классовых противоречий. В силу религиозного характера средневековой идеологии Реформация была направлена еще не непосредственно против феодального государства и политической надстройки феодального общества, а против ее главного религиозного института - церкви, выступавшей ". в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя". Религиозная форгла этого движения была вызвана к жизни и тем, что "для того, чтобы возможно было нападать на существующие общественные отношения, нужно было сорвать с них ореол святости"*/.

Основы современной марксистской историографии рефорлации заложены трудами К.Маркса и Ф.Энгельса, составляющими методологическую основу данной работы. Классики марксизма-ленинизма всемерно подчеркивали социальное значение реформатт,ионного движения и его глубокое влияние на развитие духовной культуры Европы в Новое время. Их оценка рефорлации так даовной революции, которая "началась в мозгу монаха"2/, служит отправной точкой современной марксистской концепции реформации. В "Тезисах о М.Лютере", подготовленных историками Ш> к юбилею реформатора, говорится, что

М. Лютер создал теологические основы дня формирования такой ре-формационной идеологии, которая в тогдашних общественных условиях сыграла революционную роль. Реформация являлась не только реформой церкви, но и более или менее далеко идущим преобразованием общества"^/. Реформация, Возрождение, гуманизм - были явлениями одного ряда, знаками, ознаменовавшими коренную ломку европейской культуры и революционный перелом в развитии общественной мысли.

Конкретно-историческим выражением идеологического переворота, совершенного реформацией, было, во-первых, становление нового типа религиозности, который блестяще и глубоко охарактеризован К.Марксом в его известном высказывании о М.Лютере: "Лютер победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению. Он разбил веру в авторитет, восстановив авторитет веры. Он превратил попов в мирян, превратив мирян в попов. Он освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека. Он эманципировал плоть от оков, наложив оковы на сердце человека"^/. Вторым важнейшим следствием реформации было формирование таких течений общественной мысли, которые тяготели к выходу за пределы религиозной формы общественного сознания, вели в исторической перспективе к секуляризации духовной культуры. К.Маркс писал об этом: "Философия сначала вырабатывается в пределах религиозной формы сознания и этим, с одной стороны, уничтожает религию как таковую, а, с другой стороны, по своему положительному содержанию сама движется еще только в этой идеализированной, переведенной на язык мыслей религиозной сфере"5/.

Пристальное внимание марксистской историографии к реформации определяется громадным значением реформационной эпохи в истории европейского общества и культуры. Этим обусловлена и научно-идеологическая актуальность данной проблематики.

Реформация была явлением всеевропейским. Ф.Энгельс не только оценивал ее как революцию, но и отмечал, что эта революция "была более европейской, чем английская, и распространилась по Европе гораздо быстрее, чем французская"6/. Одним из театров ре-формационного движения стала Восточная Европа, в частности, Речь Посполитая. Здесь реформационная идеология стала находить приверженцев уже вскоре после выступления Лютера в 1517 г. - первоначально среди немецкоязычного бюргерства, позднее и в более широких слоях населения. К середине ХУ1 в. реформационное движение в Речи Посполитой достигло значительного размаха. Оно совпало по времени с подъемом т.н. "экзекуционистского" движения шляхты, которая стала основной социальной опорой Реформации в Польше и достигло своего апогея во второй половине 50-х - начале 60-х годов ХУ1 в., когда было приостановлено действие церковной юридикции, отменена выплата аннат и десятин, реформационные общины получили гарантии легального существования. Временем наибольших успехов реформации в Речи Посполитой была третья четверть ХУ1 в. Уже в конце столетия набравшая силы католическая контрреформация развернула активное контрнаступление и к середине ХУЛ в. фактически

7/ восстановила монополию католицизма в стране '.

Существеннейшей особенностью религиозно-общественной ситуации в Речи Посполитой было существование рядом с католической церковью многомиллионной массы последователей православия, составлявших подавляющее большинство населения украинско-белорусских земель Речи Посполитой®/. В какой степени православное население Речи Посполитой было втянуто в реформационное движение и в чем состояли его локальные особенности - вот тот основной вопрос, на который мы должны ответить и которому посвящена настоящая работа. Предмет нашего исследования - религиозно оформленная идейная оппозиция православию и православной церкви в восточнославянских землях Речи Посполитой во второй половине ХУ1 - первой половине ХУЛ вв. Сразу отметим, что носителями этой оппозиции наряду с местными вольнодумцами выступали участники польско-литовского ре-формационного движения, выросшего в недрах католицизма и против него в первую очередь направленного. Встает закономерный вопрос: как разграничить реформационную оппозицию, выросшую внутри православия и собственно польский протестантизм? В сущности, строгое различение здесь невозможно уже хотя бы потому, что конфессиональный барьер, отделявший католиков от православных, не являлся преградой ни дал польско-литовских, ни для восточнославянских реформаторов. Основным критерием дифференциации восточнославянских и польско-литовских, то есть антиправославных и антикатолических, реформационных движений является поэтому язык памятников, зафиксировавших антиклерикальные идейные выступления. Потому, говоря о восточнославянских реформационных движениях и используя для реконструкции их истории полемические произведения, написанные на церковнославянском и тогдашнем украинско-белорусском языке, мы исходим из того, что зафиксированное в данном восточнославянском памятнике явление общественного сознания было принадлежностью восточнославянского идейного обихода и относилось к истории восточнославянской же общественной мысли вне зависимости от того каков его генезис. Естественно, что такая проблема возникает при обращении лишь к анонимным произведениям религиозной полемики.

Исследование истории антиправославной религиозной оппозиции в восточнославянских землях Речи Посполитая во второй половине ХУ1 - первой половине ХУП вв. требует:

- продемонстрировать существование реформационных движений в восточнославянских землях Речи Посполитой в указанный период;

- установить, под воздействием каких факторов шло складывание реформационной оппозиции;

- определить основные этапы развития реформационных движений;

- проследить связи реформационных движений в восточнославянских землях Речи Посполитой с еретическими движениями в пределах Русского государства;

- показать, в чем :состояла специфика реформационных движений в восточнославянских землях Речи Посполитой;

- уяснить, какое место занимали реформационные движения в социально-политических и культурно-идеологических процессах второй половины ХУ1 - первой половины ХУЛ вв. и каково было их влияние на развитие восточнославянской общественной мысли.

Хронологические рамки исследования обусловлены, с одной стороны, временем возникновения реформационных движения в восточнославянских землях Речи Посполитой (середина ХУ1 в.), с другой национально-освободительной войной 1648-1654 гг., положившей начало новому этапу белорусско-украинской истории.

Ограничение предмета нашего исследования преимущественно идеологическими аспектами истории реформационного движения вызвано узостью существующего фонда источников, представленных в основном полемическими произведениями. Это, в свою очередь, объясняется тем, что реформационные движения в восточнославянских землях Речи Посполитой не приняли, как мы увидим, строгих и замкнутых организационных форм, но выражались прежде всего в реформационной проповеди, в идейном протесте против господствующего провославно-го вероучения и, соответственно, представляют наибольший интерес в плане истории общественной мысли восточнославянских народов.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Реформационные движения в восточно-славянских землях Речи Посполитой во второй половине XVI - первой половине XVII вв."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Энгельс Ф. Введение к английскому изданию "Развития социализма от утопии к науке" - Маркс К., Энгельс ф. Соч., г. 22, с. 306.

2. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., г. 7, с. 360.

3. Там же, с. 361.

4. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 361.

5. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., г. 21, с. 314.

6. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 362.

7. Подокшин С.А. Реформация и общественная мысль Белоруссии и Литвы. Вторая половина лУ1 - начало ХУП вв. Минск, 1970, с. 4244, 205.

8. См.: Клибанов А.И. Реформационные движения в России в Х1У - первой половине ХУТ вв. М., I960, с. 267 слл.; Зимин А.А. И.С. Пересветов и его современники. М., 1958, с. 182 слл.; Корецкий В.И. К вопросу о социальной сущности "нового учения" Феодосия Косого. - Вестник МГУ. Историко-филологическая серия, 1956, № 2, с. 105-124.

9. В последнее время А.А.Зимин и А.Л. Хорошкевич обратили внимание на факт активного участия дворянства в реформационном движении середины ХУТ в. (Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного. М., 1982, с. 73).

10. См., напр.: РИБ, т. 1У, стб. 1269, 1443; АЗР, т. 4, с. 205; РИБ, т. УП, стб. II6-II7; Акты ЮЗР, т. 2, с. 218.

11. См., например, Послание многословное. - Ч0ИДР, 1880, кн. 2, с. 276-279.

12. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 352.

13. См.: Абецедарский Л.С. Белоруссия и Россия. Очерки русско-белорусских связей второй половины лУТ-лУП вв. Минск, 1978, с. 48-94; Копысский З.Ю. Социально-политическое развитие городов Белоруссии в ХУ1 - первой половине ХУЛ вв. Минск, 1975, с. 180182; Копысский Б.З. Крестьяне Белоруссии в конце ХУ1 - первой половине Ш[ в. Автореферат диссертации . канд. ист. наук.

МИНСК, 1981. Horn М. Walka klasowa i konflikty spo/eczne w raias-tach Rusi Czerwonej w latach 1600-1647 na tie stosunkow gospo-darczych. Wroclaw etc., 1972.

14. Urban W. Ch^opi wobec Reforraac;ji w Ma^ej Polsce w drugiej poZowie XVI w. Krakow, 1959.

15. См.: Аверинцев С.С. Православие. - Философская энциклопедия, г. 4. М., 1967, с. 332-335; Keller J. PrawosZawie. W., 1982, Myendorff J. La signification de la Reforme dans l*his-toire du Christianisme. - In: Myendorff J. Orthodoxie et Catho-ПсШ. Paris, 1965, p. 109-129.

16. Некоторые советские исследователи допускают, что в пределах Русского государства существовали тайные общины вольнодумцев (см. Клибанов А.И. Реформационные движения в России, с. 270271; его же. Народная социальная утопия в России. Период феодализма. М., 1977, с. 69 слл.; Корецкий В.И. Указ. соч., е. III), но прямых доказательств этому мы не имеем. Правда, И.Утенхоу в своем письме Буллингеру, рассказывая о русских реформаторах, упоминает, что они принадлежали к ордену св. Василия (см. выше, с. 49). Б православии такого ордена, как и орденов вообще,не существовало. Но вряд ли речь шла об организации еретиков. Скорее всего, это неточное воспроизведение полученной от беглецов информации, которые, видимо, как и все феодосиане, при объяснении своих идей ссылались на Василия Великого, одного из немногих признавшихся ими авторитетов.

 

Список научной литературыДмитриев, Михаил Владимирович, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"

1. Маркс К. Теории прибавочной стоимости. Там же, т. 26, ч.1, с. 23.

2. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. Там же, т. 7, с. 352, 360-362.

3. Энгельс Ф. Из подготовительных работ к "Анти-Дюрингу".1. Там же, г. 20, с. 636.

4. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Там же, т. 21, с. 314.

5. Энгельс Ф. Введение к английскому изданию "Развития социализма от утопии к науке". Там же, т. 22, с. 306.

6. Энгельс Ф. К крестьянской войне. В кн.: Архив Маркса и Энгельса. В 15-ти томах. Т. X, М., 1948, с. 356.

7. Ленин В.И. Государство и революция. Полн.coop.соч., т.33, с. 43.

8. Использованные публикации источников

9. Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею. В 5-ти томах. Т. 3-5, СПб., 1848-1853.

10. Акты, издаваемые Виленскою археографическою комиссиею. В 36-ти т. Т. 6, 8, 23, Вильно, 1872-1896.

11. Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею. В 15-ти т. Т. 1-3. СПб., 1861-1863.

12. Артемий. Послания старца Артемия. РИБ, т. 1У, СПб., 1878, стб. I20I-I448.

13. Беседа преподобных Сергия и Германа, валаамских чудотворцев. ЛЗАК, вып. 10, СПб., 1895, отд. II, с. 1-32.

14. Будный С. Катихизис. АСД, т. 7, Вильно, 1870,

15. Дудный С. Катихизис, то ест наука стародавная христианская от светого писма для простых людей языка руского в пытаниах и отказах собрана. Несвиж, 1562.

16. Василий Великий. Книга еже во святых отца нашего Василиа Великого, архиепископа Кесариа Каппадокийския о постничестве. Острог, 1594.

17. Василий Острожский. О единой истинной православной вере и о святой соборной апостолской церкви, откуда начало приняла и ка-ко повсюду распростреся. РИБ, т. УП, СПб., 1882, стб. 633-938.

18. Вишенский И. Послания. Акты ЮЗР, т. 2. СПб., 1865, с. 205270.

19. Вновь открытые полемические сочинения против еретиков. СПб.,1907.

20. Вопросы и ответы православному с падежником. РИБ, т. 7. СПб., 1882, стб. I-II0.

21. Гармония Восточной церкви с костелом Римским. РИБ, т. 7, СПб., 1882, стб. 169-222.

22. Государственный архив России ХУ1 столетия. Опыт реконструкции. Подготовка текста и комментарии А.А. Зимина. Ban. 1-3, М., 1978.

23. Грек Максим. Сочинения преподобного Максима Грека. Часть I. Казань, 1859.

24. Донесение папского нунция И. Торреса, архиепископа андриано-польского о событиях в Польше во время восстания Богдана Хмельницкого. В кн.: Сборник статей и материалов по истории Юго-Западной России, вып. 2. Киев, 1916, с. 1-181.

25. Древнерусские полемические сочинения против протестантов. I. Ответ царя Иоанна Васильевича Грозного Яну Роките. Изд. А. Попов. ЧОИДР, 1878, кн. 2, о. I-6I.

26. Другий лист небесный, В кн.: I. Франко. Карпаторуська л1-тература ХУП-ХУШ bIkIb. - ЗНТШ, 1900, т. 37, с. 23-27. Евангелие учительное. Заблудов, 1569.

27. Ермолай Еразм. Книга Еразма о Святой Троице. В кн.: Попов А. Библиографические материалы. УШ. Книга Еразма о Святой Троице. - ЧОИДР, 1880, кн. 1У, с. 1-224.

28. Зизаний Ст. Казанье св. Кирилла, патриарха Иерусалимского. -В кн.: Пам'ятки полемХчного письменства. Льв1в, 1906, с. 31-199.

29. Зиновий Отенский. Истины показание к вопросившим о новом учении. Сочинение инока Зиновия. Казань, 1863.

30. Зиновий Отенский. Слово на открытие мощей архиепископа Ионы Новгородского. В кн.: Калугин Ф.Г. Зиновий, инок Отенский и его богословско-полемические и церковно-учительные произведения. СПб., 1894. Приложение П, с. 17-26.

31. Зиновий Отенский. Слово похвальное об Ипатии, епископе Ган-грском. В кн.: Корецкий В.И. Вновь найденное противоеретичес-кое сочинение Зиновия Отенского. - ТОДРЛ, т. 21, М., 1965, с.166-182.

32. Златоуст Иоанн. Книга иже во святых отца нашего Иоанна Зла-тоустаго архиепископа Костентина града Маргарит глаголемаа. Острог, 1595.

33. Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. Избранные произведения ХУ1 начала XIX вв. Минск, 1962. \

34. История о разбойничьем Флорентийском соборе, изданная клириком Острожским в 1598 г. РИБ, т. 19. СПб., 1903, стб. 43347£.

35. Кальнофойский А. Извлечения из "Тературургимы" А. Кальнофой-ского, изданной в 1638 г. Архив ЮЗР, ч. I, т. 8, вып.1, с.473

36. Катехизис албо вызнане веры святое апостолское воходнее церкви. ЧИОНЛ, 1890, кн. 4, с. 8-81.

37. Копыстенский 3. Книга о вере единой святой соборной апос-толской церкве, которая под розсудок церкве Всходнее подцается.-Архив ЮЗР, ч. I, т. 8, вып. I, с. 180-344.

38. Копыстенский 3. Омилиа, албо казане на роковую память . Елисея . Плетенецкого. там же, с. 345-385.

39. Коссов С. Извлечение из сочинения Сильвестра Коссова "Ра-terikon, abo zywoty swietych. oycow pieczarskich* там.же, С.448-472.

40. Кревза Л. Оборона унии. РИБ., т. 1У, СПб., 1878, стб. 157312.

41. Курбский А.М. Сочинения князя Курбского. РИБ., т. XXXI. СПб., 1914.

42. Курбский A.M. Предисловие князя A.M. Курбского на книгу Словес Златоустовых, глаголемую Новый Маргарит. В кн.: Жизнь князя Андрея Михайловича Курбского в Литве и на Волыни, т. 2. Киев, 1849, с. 303-313.

43. Могила П. Крест Христа Спасителя проповедь, произнесенная Киево-Печерским архимандритом П. Могилой в крестопоклонную неделю 1632 г. - Архив ЮЗР, ч. I, т. 8, вып. I, с. 386-421.

44. Незвисний :тв1р Клирика Острогського. В кн.: Пам'ятки полем1чного письменства. Льв1в, 1906.0 образах, о кресте, о хвале и молитве святых и о инных ар-тикулех веры единое правдивое церкве Христовы. В кн.: Архив ЮЗР, ч. I. Т. 8, вып. I, с. 59-123.

45. Пресвятей Тройци и о иных артикулах единое правдивое церкве Христовы. там же, с. 124-179.

46. Отпис Клирика Остожского Ипатию Потею 1598 г. РИБ, т. XIX. СПб., 1903, с. 377-432.

47. Отписание антиохийского патриарха Петра венецианскому архиепископу Доминику. там же, стб. 9-46.

48. Павел Иовий Новокомский. Книга о посольстве, отправленном Василием Иоанновичем Великим князем Московским к папе Клименту УП. -В кн.: Библиотека иностранных писателей о России, отд. I, т. I, СПб., 1836, с. 5-55.

49. Пам'ятки полем1чного письменства к1нця ХУ1 I поч. ХУЛ в. Видав д-р. К. Студинський. Т. I. Льв1в, 1906.

50. Памятники, изданные Киевской комиссией для разбора древних актов. Изд. 2-е. В 3-х томах. Т. 1-3. Киев, 1897-1898.

51. Памятники, изданные Временной комиссией для разбора древних актов. В 4-х т. Т. 4. Киев, 1859.

52. Перестрога зело потребная на потомные часы православным Христианом. АЗР, т. 4, с. 203-236.

53. Першодрукар Иван Федоров та його посл1довники на Укра1н1. (ХУ1 перша полова ХУЛ ст.). Зб1рн1к документ1в. Киев, 1975.

54. Полное собрание русских летописей. Т. ХШ. Вторая половина тома. СПб., 1906; т. XXIX, М., 1965; т. XXX, М., 1965.

55. Попов А. Послание многословное. Сочинение инока Зиновия. -ЧОВДР, 1880, кн. 2, с. 1-305.

56. Послание до латин из их же книг. РИБ, т. XIX, СПб., 1903,стб. II23-1148.

57. Послание к неизвестному против люторов. Творение Парфения Уродивого, писателя ХУ1 в. Сообщил архимандрит Леонид. ПДПИ, вып. 60. СПб., 1886.

58. Потей И. Антиризис или апология против Христофора Филалета. -РИБ, т. XIX, СПб., 1903, с. 477-982.

59. Потей И. Гармония албо согласие веры, са1фаментов и церемоний святое Восточное церкви с костелом римским. РИБ, т. УП. СПб., 1882, стб. 169-222.

60. Потей И. Лист Ипатия Потея князю Константину Константиновичу Острожскоцу. РИБ, т. XIX. СПб., 1903, стб. 98-1040.

61. Потей И. Уния албо выклад предднейших артикулов. РИБ, т. УП. СПб., 1882, стб. III-I68.

62. Потей И. Ответ Ипатия Потея Клирику Острожскому. РИБ, т. XIX. СПб., 1903, стб. I04I-II22.

63. Поучения на евангелие по Няговскому списку. В кн.: Петров А.Л. Памятники церковно-религиозной жизни угроруссов ХУТ-ХУП вв. Пг., 1921, с. 1-226.

64. Против повести нынешних безбожных еретиков . Архив ЮЗР, ч. I, т. 8, вып. I, с. 2-44.

65. Пчела почаевская. Изборник назидательных поучений и статей, составленных и сочиненных преподобным Иовом, игуменом Лавры По-чаевской (I58I-I65I) по собственной рукописи преподобного Иова. Почаев, 1884.

66. Розыск или список о богохульных строках и о сумнении святых честных икон дьяка Ивана Михайлова сына Висковатого. ЧОИДР, 1858, кн. II, отд. III, с. 1-42.

67. Соборник, называемый книга Кириллова. Москва, 1644.

68. Скарга П. Берестейский собор и оборона его. Сочинение Петра

69. Скарги. РИБ, т. XIX. СПб., 1903, стб. 183-328.

70. Скарга П. Новые статьи. РИБ, т. УП, СПб., 1882. Скарга П. О единстве церкви божей под одним пастырем и о греческом от этого единства отступлении. - РИБ, т. УП, СПб., 1882, стб. 223-526.

71. Укра1нська поезТя. К1нець ХУ1 початок ХУП ст. Ки1в: Науко-ва думка, 1978.

72. Филалет X. Апокризис. РИБ, т. УП, СПб., 1882, стб. 11031820.

73. Akty synodow roznowierczych w Polsce. Acta synodalia Ecclesi-arum Poloniae Reformatorum. T. 1. 1550-1559; t. 2. 15bO-1570. W-wa, 1966-1972.

74. Czechowic M. Rozmowy chrystyjanskie. W-wa, 1979.- 292

75. Pawejf G. zBrzezin. О prawdziwej sraierci, zmartwychwstaniu i zywocie wiecznym. Wroclaw etc. 1954.

76. Rej M. Postylla, cz. 2 . * ' -- WrocZaw etc., 1965.

77. Использованная научная литература

78. Абецедарский I.С. Белоруссия и Россия. Очерки русско-белорус ских связей второй половины ХУТ ХУЛ вв. - Минск: Вышэйшая школа, 1978. - 255 с.

79. Алексютович Н.А. Будный идеолог гуманизма и рефордации в Белоруссии и Литве. - В кн.: Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. Избранные произведения ХУ1 -начала XIX вв. Минск, 1962, с. 40-50.

80. Алексютович Н.А. Культурно-просветительская деятельность братьев Зизаниев. там же, с. 126-133.

81. Алексютович Н.А. Русские волнодумцы в Белоруссии. * Там же, с. 100-110.

82. Алексютович М.А. Скарына, яго дзейнасць I светопогляд. -Минск, 1958. 147 с.

83. Алексютович Н.А. Тяпинский и его предисловие к евангелию. -В кн.: Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. Избранные произведения ХУТ начала XIX вв. Минск,1962, с. 82-87.

84. Анушкин А.И. В славном месте Виленском. Очерки из истории книгопечатания. М.: Искусство, 1962. - 172 с.

85. Архангельский А.С. Очерки из истории западнорусской литературы ХУ1-ХУШ. Борьба с католичеством и западнорусская литература конца ХУ1 первой половины ХУП в. Ч. 1-2. - М., 1888. -137 + 166 с.

86. Батюшков П.Н. Волынь. Исторические судьбы Юго-Западного края. СПб., 1888. - 288 + 128 с.

87. Бегунов Ю.К. Кормчая Ивана-Волка Курицына .-ТОДРЛ, т. 12. М.-Л., 1956, с. 141-159.

88. Бегунов Ю.К. Соборные приговоры как источник по истории нов-городско-московской ереси. ТОДРЛ, т. 13. М.-Л., 1957, с. 214224.

89. Беднов В.А. Православная церковь в Польше и Литве. Екате-ринослав, 1908. - 512 с.

90. Бедржицкий Л. Литературная деятельность жидовствующих. -ШШ, 1912, № 3, с. 106-122.

91. Бедрицкий Н. Литературная полемика православных с протестантами в Юго-Западной Руси в ХУ1 и ХУП вв. Минские епархиальные ведомости, 1888, Jfe№ I, 2, 5, 7, 10-15, 18-21, 23; 1889, Ж 1-3.

92. Беляев И.Д. Латинская церковь в северо-западном крае Руси до Бресткой унии. Русский вестник, 1870, т. 90, № II, с. 5-39.

93. Беляновский А. Стефан Зизаний. Почаев, 1887. - 94 с.

94. Бодянский О.М. О поисках моих в Познанской публичной библиотеке. ЧОИДР, 1846, Л I, с. 1-45.

95. Боцян Й. Крех1вський Апостол. Укра1нсышй переклад ц1лого Апостола I Апокалипси з ХУ1 в. (Тимчасова в1стка). Стара Укра-1на, 1925, В 6, с. I09-III.

96. Брянцев П.Д. История Литовского государства с древнейших времен. Вильно, 1889. - 659 с.

97. Дудовниц И.У. Русская публицистика ХУТ в. М.* Л.: Изд-во АН СССР, 1947. - 311 с.

98. Быков Н.Н. Князья Острокские и Волынь. -Пг., 1915. 60 с.

99. Василенко Н.Н. Очерки по истории Западной Руси и Украины. -Киев, 1916. 589 с.

100. Викторовский П.Г. Западнорусские дворянские фамилии * отпавшие от православия в конце ХУТ и в ХУЛ в. Вып. I. Киев, 1912.273 с.

101. Вилинский С.Г. Послания старца Артемия. Одесса, 1906. -426 с.

102. Владимиров П.В. Франциск Скорина, его переводы, печатные издания и язык. СПб., 1888. - 351 с.

103. Владимирский-Буданов М.Ф. Очерки из истории литовско-русского права. У1. Церковные имущества в ©го-Западной Руси ХУ1 в. -Киев, 1907. 224 с.

104. Возняк М.С. 1стор1я укра1нсько1 л1тератури, т. 2. В1ки ХУ1-ХУШ. Ч. L Льв1в, 1921, - 416 с.

105. Востоков А.Х. Описание русских и^слвенских рукописей Румян-цевского музеума. СПб., 1842. - 899 с.

106. Говорений К. О введении, распространении и судьбе кальвинизма в Белоруссии. Вестник Юго-Западной и Западной России, 1864, № 4, с. 19-28.

107. Галенченка Г.Я. Василь Цяп1нск1й паслядоуник скарынинскай справи. - В кн.: 450-й год беларускага книгадрукаваня. MIhck, 1968, с. 171-178.

108. Псторыя Беларускай ССР. Т. I. Минск: Навука I Тзхника, 1972. - 632 с.

109. Голенищев-Кутузов И.Н. Гуманизм у восточных славян (Украина и Белоруссия) ( У Международный съезд славистов. Доклады советской делегации). М.: Изд-во АН СССР. - 93 с.

110. Голенченко Г.Я. Итоги Скоринианы. В кн.: Белороссика. Книговедение, источниковедение, библиография. Минск, 1980, с. 113116.

111. Голенченко Г.Я. Русские первопечатники и Симон Будный. В кн.: Книга. Исследования и материалы, сб. 10. М., 1965, с. 146161.

112. Голенченко Г.Я. Симон Будный. Книгоиздательская деятельность в Белоруссии. В кн.: Из истории книги, библиотечного дела и библиографии в Белоруссии. Минск, 1970, с. 168-193.

113. Голубев С.Т. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. Опыт исторического исследования. Т. I. Киев, 1883-559+ 576 с; Т. 2, Киев, 1898. - 524+498 с.

114. Голубев С.Т. Предисловие. Архив ЮЗР, ч. I, т. 8, вып. I. Киев, 1914, с. I-I2.

115. Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т. 2. Первая половина тома. М., 1900. - 919 с.

116. Голубцов А. К вопросу об авторе, времени написания, цели и составе "Изложения на лютори". В кн.: Прибавления к изданию творений св. отцов в русском переводе за 1888 г., ч. 42. М., 1888, с. 152-176.

117. Голубцов А.П. Прение о вере, вызванное делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны. М., 1891. - 384 с.

118. Горский А.В., Невоструев К.И. Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки. Отд. 2, ч. 3. М., 1859. -844 с.

119. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М.: Мысль, 1977. - 359 с.

120. Горфункель А.Х. Гуманизм Реформация - Контреформация. -В кн.: Культура эпохи Возрождения и реформация. Л., 1981, с. 7-19.

121. Грузинский А.С. Из истории перевода Евангелия в Южной России в ХУ1 в. Летковское евангелие. ЧИОНЛ, I9II, кн. 21, вып.1-2, с. 42-79; вып. 3, с. 87-124.

122. Грущевський М.С. Взливи чеського нац1онального руху Х1У-ХУ вв. в у1фа1нськом життю I творчост1 як проблема доелиду. ЗНТШ, 1925, тт. 141-143, с. I-I3.

123. Грушевсышй М.С. 3 1стор11 религ1йно1 думки на Укра1н1. -Льв1в, 1925. 160 с.

124. Грушевсышй М.С. 1стор1я Укра1ни-Руси. Т.У1, Ки1в-Льв1в, 1907. 667 с.

125. Грушевський М.С. 1стор1я укра1нсько1 л1тератури. Т. 5, чч. 1-2. Ки1в-Льв1в; Державне видавництво Укра1н1, 1926-27. - 515 с.

126. Дашкевич И. Один из памятников религиозной полемики ХУТ в. (Послание прота Афонской горы 1534 г.) ЧИОНЛ, 1902, кн. 15, вып. 1У, отд. III, с. I5I-20I.

127. Демьянович А.П. Иезуиты в Западной России в 1569-1772 г. -СПб., 1872. 226 с.

128. Добрянский Ф.Н. Описание рукописей Виленской публичной библиотеки, церковно-славянских и русских. Вильно, 1883. - 533 с.

129. Довнар-Запольский М.В. В.Н. Тяпинский, переводчик Евангелияна белорусское наречие. ИОРЯС, 1899, т. 17, кн. 3, с. 10311064.

130. Драгоманов М.П. Громада. 7кра1нська зб1рка. Передне слово. -Женева, 1878. 101 с.

131. Дышиневич В.Н. Франциск Скорине посвященные. Аннотированный указатель литературы и произведений литературы и искусства.-Минск: Государственная библиотека БССР, 1982. 162 с.

132. Дэже Л. Очерки по истории закарпатских говоров. Будапешт: Издательство Венгерской Академии наук, 1967. - 306 с.

133. Житецкий П.И. 0 пересопнвдкой рукописи. В кн.: Труды III Археологического съезда в России, бывшего в Киеве в августе 1874 г. Киев, 1978, т. 2, с. 221-230.

134. Жукович П.Н. Кардинал Гозий и польская церковь его времени. СПб., 1882. - 542 с.

135. Завитневич В.З. Палинодия Захарии Копыстенского и его место в истории западнорусской полемики ХУТ и ХУП вв. Варшава, 1883,400 с.

136. Зайцев В.К. Реформационное движение в Белоруссии и Литве. (Вторая половина ХУТ в.). В кн.: Философия и право. Доклады П-й конференции молодых ученых АН БССР и вузов БССР. - Минск, 1968, с. 391-403.

137. Зайцев В.К. Франциск Скорина и гуманистическая мысль в Белоруссии ХУ ХУТ вв. Автореферат , диссертации. доктора филологических наук. - Минск, 1970. - 64 с.

138. Зайцев В.К. Перадумовы гуманизму у Беларус1. В кн.: 450-год беларускага книгадрукавання. Минск, 1968. с. 41-67.

139. Зимин А.А. И.С. Пересветов и его современники. Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины ХУТ в. -М.: Изд-во АН СССР. 498 с.

140. Зимин А.А. Основные проблемы реформационно-гуманистического движения в России Х1У-ХУ1 вв. В кн.: История, фольклор, искусство славянских народов. Доклады советской делегации. У Международный съезд славистов. М., 1963, с. 91-119.

141. Зимин А.А. Первое послание Курбского Ивану Грозному (текстологические проблемы) ТОДРЛ, т. 31, М., 1976, с. 176-201.

142. Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного.-М.: Наука, 1982. 184 с.

143. Зубрицкий Д. Летопись Львовского ставропигийского братства. Львов; Издание Ставропигийского института, 1926. - 197 с.

144. Зубрицкий В.М. Рецензия на т. УШ Архива ЮЗР. В кн.: Украина, кн. 3. Ки1в, 1914, с. 85-94.

145. Исаевич Я.Д. Наследие Франциска Скорины на Украине. В кн.: Белорусский просветитель Ф. Скорина и начало книгопечатания в Белоруссии и Литве (Федоровские чтения, 1977). М., 1979, с. 170175.

146. Исаевич Я.Д. Першодрукар 1ван Федоров и виникнення друкарст-ва на Укра1н1. Изд. 2-е. - ЛьвГв: Издательство ЛГУ, 1983. -155 с.

147. Исаевич Я.Д. Преемники первопечатника. М.: Книга, 1981. -191 с.

148. История Белорусской ССР, т. I. Минск: Изд-во АН СССР, 1961. - 655 с.

149. История Белорусской ССР. Минск: Наука и техника, 1977. -630 с.

150. История Польши, т. I. М.: Изд-во АН СССР, 1954. - 583 с.

151. История СССР. С древнейших времен до наших дней. В 2-х сер., 12 т. Сер. 1-я, т. 2. М.: Наука, 1966. - 631 с.

152. Казакова Н.А. Западная Европа в русской письменности ХУ -ХУТ вв. Из истории международных культурных связей России. -I.: Наука, Ленинградское отделение, 1980. 278 с.

153. Казакова Н.А. Нестяжательство и ереси. В кн.: Вопросы научного атеизма, вып. 25. М., 1980, с. 62-79.

154. Казакова Н.А. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть ХУТ в. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1970.300 с.

155. Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси Х1У начала ХУТ в. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1955.544 с.

156. Калугин Ф.Г. Зиновий, инок Отенский и его богословско-поле-мические и церковно-учительные произведения. СПб., 1894. -364 + 26 с.

157. Каманин И.М. Дошло ли до нас в подлиннике Пересопницкое евангелие? ЧИОШГ, 1912, кн. 22, вып. 3, с. 83-85.

158. Каманин И.М. Заметки на полях Острожской Библии 1581 г. ее читетелей ХУЛ в. ЧИОШГ, I9II, кн. 22, вып. 1-2, с. 14-17.

159. Каманин И.М. Несколько черт для характеристики князя Константина Константиновича Острожского. В кн.: Сборник статей и материалов по истории Его-Западной России, вып. 2. Киев, 1916, с. 1023.

160. КаманГн I.M. Витв1цька 0. Водян1 знак1 на nanepl украГнсь-ких документ1в в ХУ1 ХУЛ вв. (I566-I65I). - Ки1в: Всеура1нсь-ка Академ1я навук, 1923. - 144 с.

161. Кареев Н.И. Очерк истории реформационного движения и католической реакции в Польше. СПб., 1886. - 192 с.

162. Карский Е.Ф. Западнорусские переводы Псалтыри в ХУ-ХУП вв. -Варшава, 1896. 444 с.

163. Карский Е.Ф. Белоруссы, т. Ш, ч. 2. Старая западнорусская письменность. Пг., 1921. - 246 с.

164. Каталог белорусских изданий кирилловского шрифта ХУ1-ХУП вв. Вып. I (1523-1600). (Сост.: В.И. Лукьяненко). Л., 1973, -196 с.

165. Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России. Период феодализма. М.: Наука, 1977. - 335 с.

166. Клибанов А.И. Некоторые идеологические формы социального протеста русского крестьянства. В кн.: Россия на путях централизации. Сб. статей. М., 1982, с. 239-250.

167. Клибанов А.И, Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М., 1973: Наука, 1973 - 256 с.

168. Клибанов А.И. Реформационные движения в России в Х1У первой половине ХУТ в. - М.: Изд-во АН СССР, I960. - 411 с.

169. Клибанов А.И. "Самобытийная ересь". (Из истории русского свободомыслия конца ХУ первой половины ХУТ в.). - В кн.: Вопросы истории религии и атеизма, вып. 4. М., 1956, с. 203-229.

170. Клибанов А.И. У истоков русской гуманистической мысли. -Вестник истории мировой культуры, 1958, В I, с. 22-39; № 2, с. 4563; 1959, № I, с. 33-48.

171. Колосова В.П. Виршовий полемГчний комплекс 80-х 90-х ро-к1в ХУТ ст. - В кн.: Укра1нська поез1я, КГнець ХУТ - початок ХУП ст. Зб1рка. Упор. В.П. Колосова, B.I, Крекотень. Ки1в, 1978, с. 25-55.

172. Копысский Б;3. Крестьяне Белоруссии в конце ХУТ первой половине ХУП в. Автореферат диссертации . канд. ист .наук. -Минск., 1981. - 18 с.

173. Копысский З.Ю. Социально-политическое развитие городов Белоруссии в ХУТ первой половине ХУП в. - Минск: Наука и техника, 1975. - 191 с.

174. Копысский З.Ю. Экономическое развитие городов Белоруссии в ХУТ первой половине ХУП в. - Минск: Наука и техника, 1966. -225 с.

175. Корецкий В.И. К вопросу о социальной сущности "нового учения" Феодосия Косого. Вестник МГУ. Историко-филологическая серия, 1956, Л 2, с. 105-124.

176. Корецкий В.И. Христологические споры в России (середина ХУТ в.). В кн.: Вопросы истории религии и атеизма, вып. П. М., 1963. с. 334-361.

177. Коялович М.О. Лекции по истории Западной России. М., 1864. - 393 с.

178. Коялович М.О. Отношение западнорусских православных к польским протестантам во время унии. Христианское чтение, I860, № 2, с. 225-256.

179. Крипякевич И.П. Льв1вська Русь в перш1й половин1 ХУ1 в. -ЗНТШ, т. 79, 1907, с. 14-41.

180. Крыловский А. Предисловие. Архив ЮЗР, ч. I, т. XI. Киев, 1904, с. I-I58.

181. Лапшина Р.Г. Феодосий Косой идеолог крестьянства ХУ1 в. -ТОДРЛ, т. IX, М.-Л., 1953, с. 235-250.

182. Лев В. Рец. на кн.: 0г1енко I. Укра1нська л1тературна мова ХУ1 ст. I Крех1вский апостол 1560-х р., т. 1-2. Варшава, 1930. -В кн.: Записки чина св. Василия Великого, т. 1У, вып. 1-2. Жовк-ва, 1932, с. 347-360.

183. Левицкий 0. Социнианство в Польше и Юго-Западной Руси в ХУТ и ХУП вв. Киевская старина, 1882, № 4, с. 25-57; № 5, с. 193224; В 6, с. 401-432.

184. Левицкий 0. Внутреннее состояние западнорусской церкви в польско-литовском государстве в конце ХУТ в. и уния. Архив ЮЗР, ч.1, т. У1. Киев, 1884, с. I-I82.

185. Лешпий К. Социальная программа плебейского крыла польского арианства. В кн.: Доклады и сообщения Института истории АН СССР, вып. 9. М., 1956, с. 153-166.

186. Липинский В. Арианский соймик в Киселине.-ЗНТШ, т. 96, 1910, с. 41-57.

187. Лихачев Д.С. Канон и молитва ангелу Грозному Парфения Уродивого (Ивана Грозного). В кн.: Рукописное наследие Древней Руси. По материалам Пушкинского дома. Л., 1972, с. 10-27.

188. Лурье Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца ХУ начала ХУ1 в. - М.-Л.: Изд-во АН СССР. - 532 с.

189. Лгобович Н.Н. История реформации в Польше. Кальвинисты и антитринитарии. Варшава, 1883. - 348 с.

190. Макарий (Булгаков).История Русской церкви, т. 9, кн. 1У. История Западнорусской или Литовской митрополии. 1458-1596. СПб., 1879. 690 с.

191. Малышевский И.И. Подложное письмо полоща Ивана Смеры великому князю Владимиру Святому. ТЕДА, 1876, № 6, с. 472-553; $ 7, с. 141-233.

192. Малышевский И.И. Подложное письмо половца Ивана Смеры к киевскому князю Владимиру Святому. В кн.: Труды Ш Археологического съезда, вып. 2. Киев, 1878, с. 307-316.

193. Материал1 для культурно1 и громадсько1 1сторИ Зах1дньо1 Укра1ни, т. I. Листування I. Франка I.M. Драгоманова. Ки1в: Вид-во Всеукра1нсько1 Академии навук, 1928. - 508 с.

194. Микитась В.Л. Давня л1тература Закарпаття. Льв1в, Изд-во Л1У, 1968. - 255 с.

195. Мицько 1.3. 1деолог1чна боротьба на Укра1н1 в ХУЛ ст. I фор-мування та склад б1бл1отекгВ кн.: Ыбл1ограф1чна 1нформац1я I сучасн1сть. Ки1в, 1981, с. I02-III.

196. Мицько 1.3. Нов1 стор1нки з життя першодрукаря. Жовтень, 1983, Jfc II, с. 99-106.

197. Морозова Л.Е. Вопросы атрибуции "Послания многословного", полемического произведения ХУТ в. История СССР, 1975, № I, с. 101-109.

198. Мицько И.З. Острожский культурно-просветительный центр и его борьба против идеологической экспансии католицизма и унии на Украине (1536-1636). Автореферат диссертации. канд. ист.наук.1. Львов, 1983. 24 с.

199. Назаревский А.А. Язык Евангелия 1581 г. в переводе В. Нега-левского. Университетские известия, I9II, №8, с. 1-40.

200. Немировский Е.Л. Иван Федоров в Белоруссии. М.: Книга, 1979. - 176 с.

201. Немировский Е.Л. Начало книгопечатания на Украине. Иван Федоров. М.: Книга, 1974. - 224 с.

202. Никольский А. Материалы для истории противолютеранской богословской полешки северо-восточной русской церкви 16 и 17 веков. ВДА, 1864, Я I, с. 3-35; № 2, с. I2I-I74.

203. Охрименко П.П. К вопросу о влиянии Г. Скорины на украинскую книжность ХУЪ®. В кн.: Ученые записки Гомельского педагогического института, вып. 2. Минск, 1956, с. 12-128.

204. Павлов С.Н. Критика Феодосием Косым догмата о Троице. В кн.: Атеистические традиции русского народа. Л., 1982, с. 110121.

205. Падокшин С.А. .?ус1зм I грамадскГ рух Беларус1 I ЛГтви ХУ -ХУТ ст. В кн.: 450-й год беларускага книгадруокаванна. Минск. 1968, с. 69-83.

206. Паславский И,В. Борьба против идеологии католицизма в общественно-политической и философской мысли Украины ХУП в. Автореферат диссертации. канд.философск.наук. Киев, 1979. - 24 с.

207. Пашуто В.Т., Фяоря Б.Н., Хорошкевич А.Л. Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства. М.: Наука,1982. 262 с.

208. Перетц В.Н. К вопросу об учительных евангелиях ХУ1 ХУЛ вв. - В кн.: Перетц В.Н. Исследования и материалы по истории старинной украинской литературы ХУ1-ХУШ в. JI., 1926, с. 5-14.

209. Перетц В.Н. Отчет об экскурсии семинария русской филологии в Житомир. Университетские известия, I9II, № 10, с. 57-110.

210. Перетц В.Н. Отчет об экскурсии семинария русской филологии в Полтаву и Екатеринослав 1-9 июня 1910 г. Киев, 1910. - 100 с.

211. Перетц В.Н. "Цросветитель" Иосифа Санина в украинском переводе начала ХУЛ в. В кн.: Перетц В.Н. Исследования и материалы по истории старинной украинской литературы ХУ1-ХУП вв., вып. 2. Л., 1928, с. 108-167.

212. Перфецкий Е.Ю. Религиозное движение в ХУ1 и начале ХУЛ веков в угорской Руси. ИОРЯС, 1915, № I, с. 24-77.

213. Петров А. Л. Отзвук реформации в русском Закарпатье ХУ1 в. Няговские поучения на Евангелие. Прага, 1923. - 123 с.

214. Петров Н.И. Западнорусские полемические сочинения ХУ1 в. -ТКДА, 1894, № 2, с. 154-186; Jfc 3, с. 343-383; № 4, с. 510-535.

215. Петров Н.И. Описание рукописных собраний, находящихся в г. Киеве, вып. 2. М., 1896, - 294 с.

216. Петров Н.И. Преподобный Иов Железо, игумен Почаевский, как духовный писатель. Странник, 1883, J£ 9, с. 3-22; Л 10, с. 179204; J& II, с. 373-381.

217. Шчэта У. Беларускае адраджэньне у ХУ1 сталецыда. В кн.: 400-лецьце беларускага друку. Менск, 1926, с. 132-156.

218. Пичета В.И. Возрождение Украины-Руси и Белой Руси в ХУ1 -начале ХУЛ в. В кн.: Пичета В.И. Белоруссия и Литва ХУ-ХУ1 вв. Исследования по истории социально-экономического, политического и культурного развития . М., 1961, с. 715-730.

219. Пичета В.И. Культура Белоруссии в ХУ1 в. там же, с. 633714.

220. Пичета В.И. Образование Белорусского народа. там же, с. 595-632.

221. Пичета В.И. Скориниана (1776-1926). там же, с. 731-788.

222. Платонов С.Ф. Древнерусские сказания о Смутном времени ХУПв. как исторический источник.-СПб., 1888. 372 с.

223. Плисс В.И. Исторический очерк проникновения и распространения Реформации в Литве и Западной Руси. Христианское чтение, 1914, Л 2, с. 199-234.

224. Плисс В.И. Симон Будний и его сектантская и литературная деятельность в Литве и Западной Руси. Христианское чтение, 1914, J6 9, с. II46-II68; № 10, с. I286-I3I6.

225. Подокшин С.А. Да пытання аб фармировання радакальнага рэфар-мацыйнага руху у Беларус1 I Л1тве у другой палавине ХУ1 стагод-дзя. Весц1 АН БССР, серия грамадских навук, $ I, с. 78-88.

226. Подокшин С.А. Идейное содержание Несвижского катехизиса 1562г. В кн.: Материалы к ХП конференции молодых ученых. Общественные науки. Минск, 1964, с. 32-37.

227. Подокшин С.А. К вопросу о взаимодействии радикального направления реформации в Белоруссии и Литве с еретическим движением во второй половине ХУ1 в. В кн.: Материалы конференции молодых ученых АН БССР. Отделение общественных наук. Минск, 1962, с. 8188.

228. Подокшин С.А. Реформация и общественная мысль Белоруссии и Литвы. (Вторая половина ХУТ начало ХУП в.). - Минск: Наука и техника, 1970. - 224 с.

229. Подокшин С.А. Франциск Скорина. М.: Мысль, 1981. - 215 с.

230. Подокшин С.А. Скорина и Будный. Очерк философских взглядов.

231. Минск: Наука и техника, 1974. 175 с.

232. Радо1ичи£ З.С. Друго "Послан1е светогорског проте Гаврила Угарскогу кральу J овану Запольи" (из 1534 год). В кн.: U ижнославенски филолог. Повремени спис за словенсву филологиде> . кн. ХХП, 1-4. Београд, 1957-58, с. 167-177.

233. Ржига В.Ф. Литературная деятельность Ермолая Еразма. ЛЗАК, т. 33. Л., 1926, с. 104-199.

234. Рогов А.И. Фрески Супрасля. В кн.: Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI-ХУЛ вв. М., 1980, с. 343-358.

235. Розов А. Отношение православных Западной и Юго-Западной Руси к протестанству в ХУТ и первой половине ХУЛ в. Вильно, 1881. - 96 с.

236. Рущинский Л.П. Религиозный быт русских по сведениям иностранных писателей ХУ1 и ХУЛ вв. М., 1871. - 337 с.

237. Савва В.И. Сочинения князя Ив. Андр. Хворостинина. В кн.: Ейовь открытые полемические сочинения против еретиков ХУЛ в. СПб., 1907, с. 7-32.

238. Савич А. Нариси з 1стор11 культурних рух1в на Вкра1н1 та Б1лорус1 у ХУ1-ХУШ ст. Ки1в: Всеукра1нська Академ1я навук, 1929. - 333 с.

239. Свенц1цький I. Опис рукопис1в Народного дому з коллевцИ Ант. Петрушевича, ч. I. Льв1в, 1906. - 242 с.

240. Светицкий И. Дерковно- и русско-славянские рукописи публичной библиотеки Народного дома во Львове. СПб., 1904. - 65 с.

241. Селедкий А. Остройская типография и ее издания. Волынские епархиальные ведомооти, 1884, т 29-35, 1885, Jg 7-II, 20-26.

242. Сербента А.А. К истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии ХУ1 начала XIX в. - В кн.: Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. Избранные произведения ХУ1 - начала XIX в. Минск, 1962, с. 5-22.

243. Скрынников Р.Г. Курбский и его письма в Псковско-Печерский монастырь. ТОДРЛ, т. ХУШ, М.-Л., 1962, с. 99-116.

244. Сметанин В.А. Борьба чешских утраквистов за "Сукцессио апос-толика" в середине ХУ в. В кн.: Узловые вопросы советского славяноведения. Ужгород, 1982, с. 240.

245. Соколов И.И. Отношение протестантизма к России в ХУ1 и ХУП веках. М., 1880. - 450 с.

246. Студинсышй К. Передмова. В кн.: Пам'ятки полемГчного письменства, Льв1в, 1906, с. 1-ХП.

247. Студинсышй К. Перестрога. Русышй памятник початку ХУП в1-ка. 1стор1чно-л1тературна студТя. ЛьвГв, 1895. - 193 с.

248. Тиховский. Ю.И. Малорусские и западнорусские учительные евангелия ХУТ и ХУП вв. и их место среди южнорусских и западнорусских переводов священного писания. В кн.: Труды ХП Археологического съезда в Харькове 1902 г., т. 3. М., 1905, с. 355-356.

249. Фет1сов I.I. Укра1нськ1 рукописи зб1рки Ю.А. Яворського. -В кн.: Науковий зб1рник Лен1нградського товариства досл1дн1к1в укра1нсько1 IcTopii, письменства та мови, вып. III. Ки1в, 1931, с. 17-31.

250. Филарет (1Умилевский). История Русской церкви. Изд. 5-е. - Период 3, от разделения митрополии до учреждения патриаршества (I4I0-I588). - М., 1888. - 262 с.

251. Философская мысль в Киеве. Историко-философский очерк.

252. Киев: Наукова даоса, 1982. 357 с.

253. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М.: Наука, 1983. - 583 с.

254. Флоровский А.В. Франциск Скорина и Москва. ТОДРЛ, т. ХХ1У, М., 1969, с. 155-158.

255. Фотинский О.А. Волынский религиозный вольнодумец ХУЛ в. -ЧИОНЛ, 1905, кн. 18, вып. 3-4, с. 71-102.

256. Фотинский О.А. Социнианское движение на Волыни в ХУ1-ХУП в. Волынские епархиальные ведомости, 1894, № 25, с. 709-717.

257. Франко I. Причинок до студий над 0строжсько1 Еиблиею.— ЗНТШ, т. 8, 1907, с. 5-18.

258. Франко I. Карпато-руська л1тература ХУ1-ХУП bIkIb. ЗНТШ, т. 37, 1900, с. I-9I.

259. Франко I. Студи1 на пол1 карпато-руського письменства ХУП-ХУШ вв. ШТШ, т. 41, 1901, с. 1-50.

260. Ф.С. Рец. на книгу: Грушевський М.С. 3 1сторП рел1г1йно1 думки на Укра1ни. Льв1в, 1925. В кн.: Запис1ш чина св. Василия Великого, т. II, вып. 1-2. Жовква, 1926, с. 459-461.

261. Хойнацкий А.Ф. Новооткрытый православный писатель апологет. - Исторический вестник, 1884, т. 17, с. 171-180.

262. Хойнацкий А.Ф. Преподобный Иов, игумен Почаевский, его жизнь и прославление. Подольские епархиальные ведомости, 1871, Ш 3-5, 7-8, II, 13.

263. Цветаев Д.В. Литературная борьба с протестантством в Московском государстве. М., 1887. - 178 с.

264. Цветаев Д.В. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. М., 1890. - 782 с.

265. Чижевсышй Дм. 1стор1я укра1нсько1 л1тератури, кн. 2. 1У. Ренессанс та Реформац1я. У. Барок. - Прага, 1942. - 144 с.- 311

266. Чиколини JI.С. Социальная утопия в Италии ХУ1 начала ХУП в.-М.; Наука, 1980. - 392 с.

267. Чистович И.А. Очерк истории Западнорусской церкви, ч. 1-2. -СПб., 1882-1884. 220+419 с.

268. Шевченко С.Ф. Повесть о бесе Зерефере, изданная в 1626 г. Киевско-Печерской лаврой. Варшава, 1915. - 8 с.

269. Шелестов Д.К. Свободоглыслие в учении Феодосия Косого. -В кн.: Вопросы истории религии и атеизма, вып. 2. М., 1954, с. 194-218.

270. Шляпкин И.А. Ермолай Прегрешный новый писатель эпохи Грозного. - В кн.: Сергею Федоровичу Платонову ученики, друзья и почитатели. СПб., I9II, с. 545-560.

271. Шульгин B.C. Религия и церковь. В кн.: Очерки русской культуры ХУП в., ч. П. М., 1979, с. 288-312.

272. Шапов Я.Н. Восточнославянские и южнославянские рукописные книги в собраниях Польской Народной Республики, вып. 1-2. М.: Институт истории СССР АН СССР, 1976. - 163+202 с.

273. Щеглова С.А. Вирши праздничные и обличительные на ариан конца ХУ1 начала ХУП в. - СПб., 1913 - 114 с.

274. Яворский Ю.А. К вопросу о литературной деятельности Ермолая Е1разма, писателя ХУ1 в. В кн.: siavia , т. IX. Прага, 1930-31, с. 57-80.

275. Янчук Н.А. Нарыси па г1сторы1 беларускае л1тературы. Менск: Адраджэньне, 1922. - 119 с.

276. Яременко П.К. Василь Суразький.-Укра1нське л1тературознавст-во, 1969, вып. 6, с. 81-88.

277. Яременко П.К. Герасим Смотрицький. Радянське л1тературо-знавство, I960, J& 5, с. 57-68.

278. Яременко П.К. Укра1нсышй письменник-полем1ст Христофор Филалет и його "Апокрисис". Льв1в: Вид-во ДНУ, 1964. - 109 с.

279. Яременко П.К. Степан Зизаний укра1нський письменник-по-лем1ст к1нця ХУ1 в. - Радянське л1тературознавство, 1958, № 2, с. 40-54.

280. Яременко П.К. Хто був автор "Апокрисиса". В кн.: Наукови записки Львовського педагогичного 1нст1туту. Серя $1лолог1чна. т. 13. Льв1в, 1958, с. 3-22.

281. Badecki К. Znaki wodne w ksifgach archiwum miasta Lwowa, 13821600. Lwow, 1928- 87 s.

282. Bardach J. Bractwa cerkiewne na ziemiach ruskich Rzeczypos-politej XVI XVII w. - Kwartalnik historyczny, 1967, r. 74, N 1, s. 77-82.

283. Barycz H. Budzynski St. In: Polski s/ewnik biograficzny, t. 3. W-wa, 1937, s. Ю5-106.

284. Benz E. Wittenberg und Byzanz. Zur Begegnung und Auseinander-setzung der Reformation und der ostlich-orthodoxen Kirche. -2-е Auflage. Munchen: Milhelm Pink Verlag, 1971- 288 S.

285. Bienkowski L. Organizacja kosciojta wschodniego w Polsce. -In: Koscioyf w Polsce, t. 2. Wieki XVI-XVIII. Krakow, 1969, s. 781-Ю34.

286. Brtlckner A. Roznowiercy polscy. Szkice obyczajowe i literac— kie. W-wa: PWN, 1962. - 219 s.

287. Ghodynicki K. KoscioX prawos^awny a Rzeczpospolita Polska. Zarys historyczny. 1379-1632. W-wa, 1934. - 632 s.

288. Dan R. "Judaizare11 the career of a term. - In: Antitrini-tarism in the second half of the 16th Century. Budapest - Leiden, 1982, p. 25-34.

289. Dzieje Polski. Pod red. J. Topolskiego. W-wa: PWN, 1976. -936 s.

290. Franko I. Charakterystyka literatury ruskiej XVI-XVIII w. -Kwarlalnik historyczny, 1892, zesz. 4, s. 693-727.

291. Franko I. Z dziejow synodu brzeskiego 1596 r. Kwartalnik historyczny, 1895, zesz. 1, s. 1-22.

292. Gierowski J.A. Historia Polski. 1505-1764. W-wa: FWN. -432 s.

293. Gorski K. Biblia i sprawy biblijne w "Postylli" Eeja. « In: Gorski K. Z historii i teorii literatury, seria 1. W., 1959, s. 7-67./

294. Gorski K. Grzegorz PawejL z Brzezin. Krakow, 1929. 296 s.

295. Gorski K. Studia nad dziejami polskiej literatury antitri-nitarskiea XVI w. Krakow: 1949. - 201 s.

296. Halecki 0. Prom Florence to Brest. Hamden: Archon books, 1968. - 456 p.

297. Hartleb K. Zagadnienia Eeformacji na ziemich litewskich. Problemy postulaty. - Lwow, 1955. - 17 s.

298. Hering G. Orthodoxie und Protestantismus. — In: Jahrbuch der osterreichichen Byzantynistik, Bd. 31/2. Wien, 1981, s. 823- 874.

299. Hernas Gz. Eozwoj ideologii Braci Polskich w XVI w. In: Z dziejow polskiej mysli filozoficznej i spo/ecznej, t. 1. Wieki XV-XVII. W-wa, 1956, s. 229-278.

300. Janow J. Jfzyk ruski w ewangeliarzach kaznodzieoskich z Troscianca, XVI w. In: Sprawozdania towarzystwa naukowego we1.owie, 1929, г. IX, N 3, s. 197-206.

301. Janow J. Problem klasyfikacji ewangeliarzy nuczytelnych"/kaz-nodziejskich/ Sprawozdania Polskiej Akademji Umieo^tnosci, 1947, N 8, s. 296-306.

302. Janow J. Przyczynek do zrode/ ewangeliarza popa Andrzeja z Jaros^awia (przek^ad ruski pasji z "Postylli»' M. Eeja). In: Prace filologiczne, t. XV, cz. 2. W-wa, 1931, s. 119-162.

303. Janow J. Tlumaczenia ruskie z Postylli M. Eeja w ewangelia-rzach kaznodziejskich XVI i XVII w. Sprawozdania Polskiej Aka-demji Umiej^tnosci, 1929, N 8, pazdziernikj s. 2-10.

304. Janow J. Wp^yw Ееда na Eus. (Notatka). In: Prace filologiczne, t. XIV. W-wa, 1929, s. 476.

305. Jobert А. Ашс origines de 1'union de Brest. Le protestantisme en Euthenie. In: Ksifga pamisfLtkowa 150-lecia Archiwum Glownego Akt dawnych w Warszawie, W-wa, 1958, s. 371-382.

306. Jobert A. De Luther a Mohila. La Pologne dans la crise de la chretient€. Paris, 1974. - 683 p. (Collection historique de l'Institut des 6tudes slaves, 21).

307. Jobert A. L*Etat polonais, la libert£ religieuse et l'Eglise orthodoxe au XVII siecle. In: Eevue internationale de l'histoire1. OSpolitique et constitutionelle, 1955, n 19-20, pp. 236-243.

308. Jorgensen K.E. J. Okumenische Bestrebungen unter den polnische Protestanten bis zum Jahre 1645. Kopenhagn, 1942. - 410 S.

309. Juszczyk J. 0 badaniach nad judaizantyzmem. Kwartalnik historyczny, 1969, N 1, s. 141-151.

310. Keller J. Prawosjfawie. W-wa: Iskry, 1982. 267 s. Klibanow A.I. Koscioyf prawosjfawny, sekciarstwo i walka klaso-wa w Eosji. - Kwartalnik historyczny, 1977, r. 84, zeszyt 4, s. 945-960.- 315

311. KZoczowski J. Chrzescijanstwo polskie XVI-XVIII w. In: KoscioZ w Polsce, t. 2. Wieki XVI-XVIII. Krakow, 1969, s. 5-56.

312. Kolbuszewski K. Postyllografia polska XVI i XVIII wieku. -Krakow: Polska Akademia umiejftnosci, 1921. 284 s.

313. Kosman M. Badania nad reformacj.^ w Wielkim ksi^stwie Litew -skim (1919-1969). In: Odrodzenie i Reformacja w Polsce, t. XVI, W-wa, 1971, s. 141-164.

314. Kosman M. Historia BiaJCorusi. Wroclaw etc.: Ossolineum, 1979. - 405 s.

315. Kosman M. Reformacja i Kontrreformacja w Wielkim ksi^stwie Litewskim w swietle propagandy wyznaniowej. Wroclaw etc.: Osso lineum, 1973. - 275 s.

316. Kopysski Z.I., Cepko V.V. Ohlas husitstvi na Bile Rusi. In: Mezinarodni ohlas husitstwi. Praha, 1958, s. 103-109.

317. Kormanowa Z. Arianie polscy. Nowe drogi, 1949, К 4, s. 107118.

318. Kossowski A. Zarys dziejow protestantyzmu na Wo/yniu w XVI-XVII w. Ins Rocznik wo^ynski, t. 3, Rowne, 1933, s. 233-260.

319. Kot St. Ideologia polityczna i spoXezna Braci polskich zwa-nych arianami. W-wa, 1932. - 160 s.

320. Ma/ej Polsce. Poznan, 1853. - XII+435 s.

321. Jfakaszewicz J. Dzieje koscio^ow wyznania helweckiego w Lit-wie. PoznatL, 1942. 414 s.

322. Hainka R.M. Zinovij von Oten». Ein russischer Polemiker und Theologe der Mitte des 16. Jahrhunderts. Roma, 1961. - XVI+ 226 S.

323. Martel A. La langue polonaise dans les pays ruthenes. Ukraine et Russie Blanche. 1569-1667. Lille, 1938. - 348 p.

324. Mathiesen E. 'The Making of the Ostrih Bible Harvard Library Bulletin, 1981, vol. 29, No. 1, p. 71-1Ю.

325. Medlin W.K., Patrinelis Ch. Renaissance influences and religious reforms in Russia, Western «nd Post-Byzantines impacts on culture and education. 16th 17th Centuries. - Geneve: Librairie Droz, 1971- - 181 p.

326. Merczyng H. Arianie polscy i Dymitr Samozwaniec. Przegl^L, historyczny, 1907, t. 4, s. 170-180.

327. Merczyng H. Zbory i senatorowie protestanccy w dawnej Ezeczy Pospolitej. W-wa, 1904. - 139 s.

328. Melchisedek E. Die Verehrung der heiligen Ikonen in der Eus-sischen Orthodoxen Kirche. Standpunkt, Jg. 10, H. 12. Berlin, 1982, S. 331-334.

329. Meyendorff J. La signification de la E6forme dans l*Histoire du christianisme. In: Meyendorff J. Orthodoxie et Gatholicit€. Paris, 1965, p. 109-129.

330. Miiller L. Die Zritik des Protestantismus in der russischem Theologie vom 16. bis zum 18. Jahrhundert. Wiesbaden, 1951. - 93S.

331. Murzynowski Zrod/a ewangelii peresopnickiej. In: Slavia. t. 5. Praha, 1927. s. 470-479.

332. Ochmanski J. Litewska granica etniczna na wshodzie od epoki plemennej do XVI w. Poznan: Wydawnictwo universytetu im. A.- 317 -Mickiewicza, 1981. 84 s.

333. Ogonowski Z. Antytrynitaryzm w Polsce. Stan badan i postulaty.- In: ¥окоД! dziejow i tradycji arianimu. W., 1971» s. 7-27.

334. Ogonowski Z. Filozoficzna i spo^eczna ideologia Braci Polskich- In: Z dziejow polskiej mysli filozoficznej i spo/ecznej, t. 1, Wieki XV—XVII. W-wa, 1956, s. 174-228.

335. Ogonowski Z. Socynianizm a Oswiecenie, Studia nad mysl^ filo-zoficzno-religijn^ arian w Polsce XVI w. W-wa: PWN. - 571 s.

336. Ogonowski Z. Z zagadnien tolerancji w Polsce XVII w. W-wa: PWN, 1958. - 351 s.

337. Olteanu P. Les origines; des plus anciennes collections d'ho-melies romaines. In: Romanoslavica, t. IX. Bucuresti, 1963, p. 163-195.

338. Onash K. Renaissance und Vorrcformation in der Byzantinisch-Slawischen orthodoxie. In: Aus der Byzantinischen Arbeit der DDR. Berlin, 1957, S. 288-302.

339. Puryckis J. Die Glaubensspaltung in Litauen im XVI. Jh. bis zur Ankunft der Jesuiten im Jahre 1569. Freiburg, 1919. - 24-5 S.

340. Sobieski W. Dymitr Sawozwaniec a Polska. In: Sobieski W. Studia historyczne. Lwow, 1912, s. 58-166.

341. Szczucki L. Martin Czechowic. Studium z dziejow antytrinitariz-mu XVI w. W-wa. PWN, 1964. - 322 s.

342. Tazbir J. Ajitytrinitarizm na ziemiach ukrainskich w XVII w.1.: Z polskich studiow slawistycznych. Seria 4. Historia. W-wa, 1972, s. 92-120.

343. Tazbir J. Ideologia arian polskich. W—wa: Ksi^zka i wiedza,1956. 55 s./ Tazbir J. Kisielinsko-bereski zbor Braci Polskcuch-Przegl^dhistoryczny, 1966, r. 57, zeszyt 1, s. 126-136.

344. Tazbir J. Mifdzy marzeniem a rezygnacjs^. W krfgu utopijnych oraz biblijnych legend XVI w. In: Odrodzenie i Reformacja w Polsce, t. 24. W-wa, 1979, s. 43-64.

345. Tazbir J. Miejsce Rakowa w ruchu arianskim. In: Woko'yC dziejow i ti*adycji arianizmu. W., 1971, s. 43-65.

346. Tazbir J. Spo^eczenstwo wobec Eeformacji. In: Polska w epoce Odrodzenia. Panstwo - spoyCeczenstwo-kultura. W-wa, 1970, s. 197-223.s /

347. Tazbir J. Stan badan i postulaty studiow nad arianizmem. In: Studia z dziejow ideologii religijnej XVI-XVII w. W-wa., 1960, s. 183-198.i

348. Tazbir J. Swit i zmierzch polskiej Reformacji. W-wa: Wiedza powszechna, 1956. - 207 s.

349. Thesen uber Martin Luther. Zum 500. Geburtstag. Zeitschrift fiir Geschinchtswissenschaft, 1981, Jg. 29, H. 10. S. 879-893.

350. Tworek St. Rakow os'rodkiem radykalizmu arianskiego. - In:

351. Rakow ognisko arianizmu. W-wa,. 1969, s. 51-81.

352. Tworek St. Rakow w okresie "nieustaj^cego synodu" (1569-1572).- In: WokoX dziejow i tradycji arianizmu. W., 1971, s. 67-75.

353. Tworek St. Zbo'r lubielski i о ego rola w ruchu arianskim w Polsce XVI—XVII w. Lublin: Wydawnictwo lubielskie, 1966. - 200 s.

354. Urban W. Chlopi wobec Reformacji w Ma^opolsce w drugiej po^owie XVI w. Krakow: PWN, 1959. - 320 s.

355. Urban W. Kosy T. In: Polski s^ownik biograficzny, t. XIV/3, zeszyt 62. Wroclaw etc., 1969, s. 369.

356. Urban W. Losy Braci polskich od za^ozenia Rakowa do wygnania z Polski. In: Odrodzenie i Reformacja w Polsce, t. 1. W-wa, 1956, s. 103-139.

357. Urban W. Miasteczko "panow aposto£ow". In: Odrodzenie i Re- 319 formacja w Polsce, t. 20. W-wa, 1975, s. 117-118.

358. Yasoli C. La critica umanestica e le origini dell1antitri ni-tarismo. In: Antitrinitarism in the second half of the 16th Gen-turie. Budapest-Leiden, 1982, p. 269-285.

359. Wolinski J. Polska a koscitfc prawos/Cawny. Zarys historyczny. -Lwow: Wydawnictwo zak/adu Narodowego im. Ossolinskich. 152 s.

360. Zarys historii Polski. Pod red. J. Tazbira. W-wa: Panstwowy Instytut wydawniczy, 1980. - 861 s.

361. Ziomek J. Eenessans. W-wa: РШ, 1980. - 554 s.- 320 -Ш. Список сокращений

362. АБАК Акты, издаваемые Виленскою Археографического комиссиею, Вильно.

363. АЗР Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею, СПб.

364. Акты ЮЗР Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею, СПб.

365. Архив ЛОИИ Архив Ленинградского отделения Института истории АН СССР, Ленинград.

366. Архив ЮЗР Архив Юго-Западной России, издаваемый комиссией для разбора древних актов, состоящей при Киевском, Подольском и Волынском генерал-губернаторе, Киев.

367. АСД Археографический сборник документов, относящихся к истории Северо-Западной Руси, Вильно.

368. ГИМ Государственный Исторический музей, отдел рукописей, Москва.

369. ЖНП Журнал министерства народного просвещения, СПб.

370. ЗНТШ Записки Наукового товариства Т.Г. Шевченка, Льв1в.

371. ИОРЯС Известия отделения русского языка и словесности Академии наук, СПб.

372. ЛЗАК Летопись занятий Археографической мысли, СПб.

373. ЛИМ Львовский исторический музей, Львов.

374. ЛМУМ Льв1вски музей укра1нського мистецтва, Льв1в.

375. ОР ЕАН Литовок. ССР Отдел рукописей Библиотеки Академии наук Литовской ССР, Вильно.

376. ОР ЕАН СССР Отдел рукописей Библиотеки Академии наук СССР, Ленинград.

377. ОР ГЕЛ Отдел рукописей Государственной библиотеки им. В.И.Ленина, Москва.- 321

378. ОР ШБ Отдел рукописей Государственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ленинград.

379. ОР ЛБАН Отдел рукописей Львовской библиотеки АН УССР им. Стефа-ника, Львов.

380. ОР ННБ Отдел рукописей Харьковской государственной научной библиотеки им. В.Г. Короленко.

381. ОР ЦНБ АН УССР Отдел рукописей Центральной научной библиотеки Академии наук УССР, Киев.

382. ЦЩШ Памятники древней письменности и искусства, СПб.

383. ПКК Памятники, изданные Киевской комиссией для разбора древ-ник актов, Киев.

384. ПСРЛ Полное собрание русских летописей, СПб., Москва.

385. РИБ Русская историческая библиотека, СПб.

386. Сб. ОРЯС Сборник Отделения русского языка и словесности Академии наук, СПб.

387. ТКДА. Труды Киевской духовной академии, Киев.

388. ТОДРЛ Труды отдела древнерусской литературы, М.-Л.

389. ЦГИА УССР Центральный государственный исторический архив УССР, Киев.

390. ЧИОНЛ Чтения в Историческом обществе Нестора-летописца, Киев.

391. ЧОИДР Чтения в императорском обществе истории и древностей российских, Москва.