автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Региональное сообщество и этнические мигранты

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Моталов, Юрий Геннадьевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Региональное сообщество и этнические мигранты'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Региональное сообщество и этнические мигранты"

На правах рукописи

Моталов Юрий Геннадьевич

РЕГИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО И ЭТНИЧЕСКИЕ МИГРАНТЫ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ СООТНОШЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Специальность: 09.00.11 - социальная философия

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

Москва 2013

005062320

Работа выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования Московской области «Международный университет природы, общества и человека «Дубна» на кафедре социологии и гуманитарных наук

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Багдасарьян Надежда Гегамовна

Официальные оппоненты: Ламажаа Чимиза Кудер-ооловна, доктор

философских наук, заместитель директора Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, выпускающий редактор журнала Московского гуманитарного университета «Знание. Понимание. Умение»

Гаврилина Елена Александровна, кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и культурологии МГТУ им. Н.З. Баумана

Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы «Московский государственный гуманитарно-экономический институт»

Защита состоится 27 июня 2013 года в 11.00 на заседании диссертационного совета Д. 212.141.12 по философским наукам в Московском государственном техническом университете имени Н.Э. Баумана по адресу: 105005, Москва, Рубцовская набережная, дом 2/18, УЖ, ауд. 720

С диссертацией можно ознакомиться в Научно-технической библиотеке МГТУ имени Н.Э. Баумана по адресу: 105005, Москва, ул. 2-ая Бауманская, д. 5

Автореферат разослан 21 мая 2013 года

Учёный секретарь диссертационного совета кандидат философских наук, доцент с

Власов С.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования

Одним из трендов динамики современного мирового развития стали общемировые миграционные процессы. Согласно оценкам ООН численность международных мигрантов только в 2010 году оценивается на уровне 214 миллионов человек по сравнению с 195 миллионами в 2005 году. Хотя экономический кризис замедлил темпы роста численности международных мигрантов в развитых странах, их общее количество продолжает расти: на 12,8 миллиона человек в период 2000-2005 годов и на 10,5 миллиона человек в период 2005-2010 годов1.

Этническая миграция является составной частью общемировых миграционных процессов, сегодня не только обслуживает объективные потребности существования и развития человеческого общества, но и создаёт эти потребности, формирует их, чем обеспечивает коллективный характер бытия людей.

Рост потока этнической миграции прямо связан с ростом трудовой миграции, а это уже оказывает воздействие на все сферы жизни общества. Она явно и имплицитно инспирирует создание сообществ с пока не известным и не исследованным культурным разнообразием, способствует появлению новых межнациональных сообществ, особых социальных групп, чья идентичность не определяется каким-либо конкретным административно-территориальным образованием.

Этническая миграция инициирует деятельность людей по удовлетворению возрастающих потребностей разного рода. Социальные формы, в которые облекается деятельность, становятся объективированными социальными

1 Бутрос-Гали Б. Международная миграция и развитие // Материалы 60-й сессии Генеральной ассамблеи ООН «Глобализация и взаимозависимость: международная миграция и развитие». Нью-Йорк, 16.05.2006 г. [Электронный ресурс]: URL:

http://mvw.un.org/esa/populatioiVmigration/hld/Text/Report_of_theSG_June06_Russian.pdf. (дата обращения 20.05.2009).

практиками акторов. Такие практики, заполняющие социальное пространство между этническими мигрантами и населением принимающего регионального сообщества сегодня не только развивают универсум, но проблематизируют социальную действительность региона, создают потенциал конфликтогенности. Ее основными причинами становятся столкновение потребностей местных жителей и этнических мигрантов, правовое и социальное неравенство между этими группами, их социокультурные и ценностные различия.

Эти обстоятельства существенно меняют вектор исторического развития регионов, его динамику, связанные с этим проблемы. Следовательно, сам феномен формирования взаимоотношений этнических мигрантов и регионального сообщества нуждается в серьёзном переосмыслении. В данном исследовании делается акцент на анализе типов этого взаимодействия по сферам жизнедеятельности общества.

Многие теоретические и методологические проблемы, возникающие в этом контексте, требуют переосмысления.

Степень разработанности проблемы Начиная с исследований античных философов, проблема взаимозависимости потребностей людей постоянно служила одним из объектов философских исследований: мы находим это в работах Фалеса из Милета, Демокрита из Абдер, Аристотеля, Эпикура2, однако теоретическую значимость социально-философские исследования отношений потребностей в различных сферах социума приобретают в 18 — 20 веках.

Взгляды французских материалистов были обобщены в труде П. Гольбаха «Система природы». Он пришел к выводу, что возрастание потребностей — бесконечный процесс, постоянно развёртывающийся в обществе и регулирующий поведение людей3. Гольбах и другие материалисты вплоть до

2 Материалисты Древней Греции / Под ред. М.А. Дынника. М. Государственное издательство политической литературы. 1955. С. 18.

3 Гольбах П.А. Система природы. М.: Государственное социально-экономическое издательство. 1940. С. 192.

Людвига Фейербаха развивали натуралистическую концепцию человека, природными свойствами объяснялись его потребности. Их изменение в ходе исторического развития общества ускользало от внимания просветителей. Это предложили Г. В. Ф. Гегель и К. Маркс. Они вскрыли диалектическую связь потребностей человека с пространством и развитием общества. Гегель ясно и чётко указал на источник удовлетворения и исполнения желаний - труд4. У Маркса, определяющую роль в развитии общества, играют материальные потребности человека5.

С несколько другой стороны подошло к объяснению природы потребностей человека научное направление, получившее название «русский космизм». В.И. Вернадский первым осознал, что расширение ноосферы в индустриальную эпоху, более глубокая переработка вещества природы в промышленности поставили цивилизацию в новые условия существования. У общества возникла необходимость соотносить свои потребности не только с потребностями других людей, но и с возможностями биосферы - иначе она может деградировать и ухудшить состояние человека.

Важным источником восполнения дефицита экономически активного населения и удовлетворения потребностей, и в перспективе, и в настоящее время является миграция. Основы теоретических концепций изучения миграционных процессов заложил английский учёный Э. Равенстайн6. Им сформулированы одиннадцать миграционных законов (правил). Большинство его подходов прошли испытания временем и остаются базовыми в работах современных российских и зарубежных исследователей. М. Кастельс в своих работах рассматривает миграцию не как единичное событие, а как динамический процесс, объём и направление которого определялись государственным

4 Гегель Г. Энциклопедия философских наук. (В 3 т.) Философия права (Т.П. М.: Мысль 1975.С.218.

^ Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.(в 39 т.) 2-е издание. М.: Госполитиздат. Т.2. С.189. Ravenstein T.G. The Laws of Migration: Jornal of the Royal Statistical Society. 1885. №48. Цит.

по Юдина Т.Н. Социология миграции. M.: Академический проект. 2006. С Л17.

регулированием и уровнем индустриального развития отдельных стран7. Дж. Госс и Б. Лидквист предприняли попытку вывести миграционную теорию из противоборства субъективного и объективного подходов, использовав для этого теорию структурирования. Проблема миграции становится одной из главных в исследованиях не только социологов, историков, политологов, экономистов, но и юристов, философов, биологов, психологов и др. В своих исследованиях российские учёные подтвердили высокую динамику степени влияния этнических мигрантов на экономическую, политическую, культурную сферы регионального сообщества, что настоятельно требует необходимость междисциплинарного подхода к исследованию заявленной проблемы.

Основой для такого подхода может служить вариант социальной теории познания, предложенный И.Т. Касавиным. Его подход предполагает социокультурную интерпретацию классических, теоретико-познавательных категорий, отдавая приоритет не только логическим способам анализа и методам истинностной оценки, но и феноменологическому описанию и типологическому анализу знания. Она связывает философское видение знания, с исследованием его, прежде всего, социального, а не предметного содержания. Этот подход объединяет элементы социальной теории познания, феноменологической культурологии и герменевтики с методами и результатами социальной и культурной антропологии, палеоантропологии, этносоциологии, когнитивной психологии, лингвистики, истории географии, регионоведения.

К. Ясперс, М. де Мойи, П. Штомпка, В. А. Ядов, характеризуя глобализационные процессы, отмечают, что между исследованиями макро и микро процессов образовался разрыв, получивший в социологической

7 Castles М., Kosack G. Immigrant workers and class structure in Western Europe. Oxford Oxford University Press.1973 and 1985. Цит. по Юдина Т.Н. Социология миграции. M.: Академический проект. 2006. С. 122.

литературе название макро микродилеммы8. Оценивая эту проблему с позиций диалектики социальной философии, Р.Х. Симонян отмечает, что диалектика противоречий между первыми, происходящими на макро-, и вторыми процессами — на микро уровне, порождает необходимость регулирования и разрешения этих противоречий на каком-то среднем, промежуточном уровне, например — регионального сообщества9. Однако очень многие исследователи ограничивают понятие регионального сообщества границами (административными, государственными, географическими и т.п.) считая, что, региональное сообщество может существовать только в рамках региона и в него могут входить люди, постоянно проживающие на территории региона. Учитывая глобализацию общества, возрастающую динамику миграционных процессов, а вместе с ними увеличение и усиление социальных связей, можно предположить, что в развитии региона сегодня всё больше и больше играют роль институты, люди находящиеся далеко за его пределами.

Для понимания общетеоретических вопросов по проблемам этнической миграции важны результаты исследований в области методологии изучения и теории этноса, как феномена социальной реальности, опубликованные в работах Ю.В. Арутюняна, Ю.В. Бромлея, JIM. Дробижевой, Ж.А. Зайончковской, С.А. Кравченко, З.И. Левина, Ю.Л. Платонова, Л.Л. Рыбаковского, В.А. Тишкова, A.B. Топилина, Т.Н. Юдиной, В.А. Ядова.

Изучение взаимодействия социальных практик, потребностей в системе «региональное сообщество - этнические мигранты» немыслимо в отрыве от более общей, широкой проблематики мотивации человеческого поведения, формирования потребностей. Эту тематику исследовали: П.К. Анохин, Н.Г. Багдасарьян, С.П. Баньковская, Н.М. Бережной, И.А. Гобозов, А.Н. Леонтьев, К.Х. Момджян, М.Л. Мчедлов, C.B. Орлов, С.Л. Рубинштейн, М.Р. Радовель,

8 Ясперс К., Бодрийяр Ж. Призрак толпы. М. 2003. С.7; Штомпка П. Социология социальных изменений. М. 1996. С. 32; Ядов В. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования трансформаций. Спб. 2009. С. 103 - 104.

Симонян Р.Х. Концепция мезоуровня применительно к региону // Социс № 5. 2010. С.61-64;

Н.Ф. Реймерс, Ю.М. Резник, П.В. Симонов, Т.Н. Юдина, К. Левин, А. Маслоу, Э. Фромм. В своих работах они обращают особое внимание на сущность экономических и социально-демографических предпосылок, определяющих и формирующих условия мотивации поведения этнических мигрантов, формирования принимающим региональным сообществом потребностей мигрантов, вопросы о соотношении объективных и субъективных факторов, сознательного и стихийного в миграционных процессах, на экономическую обусловленность форм и направлений миграции.

Стремительные изменения, происходящие в региональных сообществах в связи с увеличением роли этнических мигрантов в социально-культурной жизни региона, влечёт необходимость социально-философских исследований конкретных детерминант этого процесса.

Объектом исследования является система «региональное сообщество — этнические мигранты» как социальное явление современного социума.

Предметом исследования выступает взаимодействие социальных потребностей регионального сообщества и этнических мигрантов как фактор организации общественных отношений и форма воспроизводства социальности.

Цель исследования — построение социально-философской модели соотношения социальных потребностей регионального сообщества и этнических мигрантов в ходе этнокультурной самоидентификации в условиях глобализации.

Для достижения этой цели было необходимо решить следующие основные задачи:

уточнить особенности понятия «региональное сообщество» в условиях нарастания миграционных процессов в глобализирующемся обществе;

выяснить место и роль социальных потребностей во взаимодействии акторов системы «региональное сообщество — этнические» мигранты;

провести социально-философский анализ модели взаимодействия потребностей в системе «региональное сообщество - этнические мигранты»;

определить структуру и роль социальных практик в системе «региональное сообщество — этнические мигранты», установить их особенности;

проанализировать региональное сообщество, как социальную детерминанту формирования потребностей этнических мигрантов.

Методологическая основа исследования Диссертация представляет собой социально-философское исследование потребностей в системе «региональное сообщество — этнические мигранты» в условиях глобализационных изменений. Междисциплинарный статус данного исследования требует совмещения в методологической базе и категориальном аппарате идей и методов, выработанных как социальной философией, так и в рамках различных частных наук, вовлеченных в разработку проблематики, близкой объекту исследования диссертации. Для исследования феномена потребностей в системе «региональное сообщество - этнические мигранты» используются методы сравнительного анализа и философской рефлексии, метод ретроспективного анализа и корреляции, системный и конструктивный методы, а также метод экспертных оценок. Основными подходами исследования являются: компаративистский и комплексный, позволяющие, с одной стороны, охватить достаточно большое проблемное поле, связанное с исследуемым объектом, с другой стороны, вынести в центр рассмотрения ключевой момент миграции - каузальную модель взаимосвязей и взаимозависимостей этнокультурного процесса в системе «региональное сообщество - этнические мигранты», как одного из факторов взаимной адаптации и согласования потребностей.

В диссертации также используется системный подход, что обусловлено предметом исследования. Такой подход позволяет рассмотреть имманентность причин потребностей региональных сообществ и этнических мигрантов во всей социальной системе, что предполагает их определяющее взаимодействие с внешней социальной средой. Системный подход предполагает использование системно-структурного анализа, позволяющего изучать конкретный уровень

социальных практик региональных сообществ и этнических мигрантов в ходе реализации потребностей.

Теоретическая основа исследования Платон, Аристотель, Декарт, Кант, Гегель, Маркс и другие классики философии имплицитно или эксплицитно выражали своё отношение к тем или иным социальным феноменам и процессам, находясь на философской позиции мирообъяснения, т.е. для объяснения и подтверждения своих философских воззрений они обращались к достижениям конкретных наук.

Теоретическая база, категориальный аппарат, основные подходы данного социально-философского исследования формировались с опорой на работы: У. Бека, Э. Гидценса, А. Тоффлера, А. Тойнби, О. Шпенглера, Ю.В. Арутюняна, Н.Г. Багдасарьян, С.П. Баньковской, Н.М. Бережного, Ю.В. Бромлея, И. А. Гобозова, JI.M. Дробижевой, И.А. Ильина, Зайончковской Ж.А., И.Т. Касавина, С.А. Кравченко, К.Х. Момджяна, C.B. Орлова, JI.JI. Рыбаковского, П.А. Сорокина, В.А. Тишкова, Т.Н. Юдиной, В.А. Дцова.

Для исследования взаимоотношения потребностей в системе «региональное сообщество — этнический мигрант» автором взяты: теория социального действия М. Вебера, выделившего социальное действие индивида как причину и следствие системы взаимоотношений между людьми; теория социального взаимодействия Т. Парсонса, совместившего интересы действующего субъекта (его потребности и цели) с ситуацией, в которой оно разворачивается; концепции Дж. Мида, социологов Чикагской школы, теорию социального обмена Дж. Хомса, П. Блау; социально-философские теории повседневности Э. Гуссерля, А. Щюца, феноменологической теории общества П. Бергера и Т. Лукмана; теория социально-культурных полей П. Бурдье, концепция социальных сетей М. Грановеттера и Л. Фримана.

Особое место занимает теория культурного релятивизма М. Херсковица, которая позволяет понять роль этнокультурного процесса, как одного из

факторов и механизмов взаимной адаптации, согласования социальных потребностей регионального сообщества и этнических мигрантов.

Научная новизна

1. На основе анализа современных интерпретаций понятий «регион» и «регионализм» существенно уточнено понятие «региональное сообщество». В связи с динамичным ростом миграции границы государств, административно-территориальных образований перестали быть пределом только региональных интересов. Поэтому понятие «региональное сообщество» обретает свойства устойчивой социальной системы, выходящей за рамки административно-территориальных единиц, но действующей в интересах региона и влияющей на формирование общественных отношений в нём. Таким образом, региональное сообщество выступает как структурный элемент социального действия.

2. Аргументирован тезис о том, что учет и реализация потребностей обеих сторон в системе «региональное сообщество — этнические мигранты» придают положительную динамику развития отношений, тогда как их игнорирование может привести к напряжениям и конфликтам в обществе.

3. Предложена модель соотношения социальных потребностей регионального сообщества и этнических мигрантов, которая позволяет прояснить взаимосвязь между изменениями в социальных практиках и потребностями в системе «региональное сообщество - этнические мигранты». Модель наглядно демонстрирует форму всеобщности, т.е. взаимозависимости и взаимоположенности потребностей регионального сообщества и этнических мигрантов. В ней существуют зоны, где взаимодействие потребностей либо отсутствует вообще, либо сведено к минимуму. Анализ модели позволяет избрать наиболее «удобные» для обеих сторон виды социальных практик.

4. В ходе раскрытия этнокультурного процесса в системе «региональное сообщество - этнические мигранты» выявлена детерминирующая роль социокультурного пространства в структурной организации регионального сообщества.

5. Показано, что региональное сообщество через исполнение различных социальных практик способно оказывать влияние на развитие личности: с одной стороны, при определенных условиях может быть инициирована творческая активность человека, с другой - будучи принудительно навязанными, такие практики ограничивают свободу индивида, становясь преградой для его сбалансированного развития.

Положения, выносимые на защиту

1. В условиях нарастания глобализационных процессов понятие «региональное сообщество» обретает свойства устойчивой социальной системы, выходящей за рамки административно-территориальных единиц, но действующей в интересах региона и влияющей на формирование общественных отношений в нём. Таким образом, региональное сообщество выступает как структурный элемент социального действия.

2. Поскольку региональное сообщество оказывается единственным субъектом, реализующим полинациональное государственное строительство, постольку одной из основных задач регионального сообщества является выработка механизма формирования национальных потребностей с целью придания конкретного характера и направленности социальных ролей в среде этнических мигрантов.

3. Предлагаемая модель взаимодействия потребностей регионального сообщества и этнических мигрантов носит каузальный характер и, хотя основывается на принципах самоорганизации, но может корректироваться, что инициирует изучение этого феномена.

4. Многоуровневый и вариативный характер проблем соотнесения и взаимовлияния социальных практик регионального сообщества и этнических мигрантов стимулирует процессы формирования и развития их потребностей, ущемлённость которых может стать катализатором негативных социальных процессов.

5. Потребности являются важнейшей детерминантой социальных практик этнических мигрантов. Они формируются коллективно, онтологизируясь в массовом и индивидуальном сознании. Один из эффективных путей развития социокультурного пространства региона - это сближение социальных идеалов этнических мигрантов и коренного населения. Основным фактором здесь выступает единая доступная и открытая коммуникативная среда, позволяющая функционировать различным формам этнонационального диалога в этнокультурном взаимодействии.

6. Региональное сообщество формируется, порождая социокультурное пространство, включающее ценностные стереотипы и поведенческие паттерны, присущие коллективному сознанию.

7. Этнокультурный процесс в системе «региональное сообщество -этнические мигранты» формирует не только единые установки поведения для этнических мигрантов и составляет основу взаимной адаптации, но и согласует взаимные потребности, организуя коллективное сознание, ускоряя интеграционные процессы между региональным сообществом и этническими мигрантами.

Теоретическая значимость диссертации

Автору удалось систематизировать исследования, посвященные взаимодействию социальных потребностей акторов системы «региональное сообщество - этнические мигранты» и их влиянию на формирование социальных практик. Это позволило сделать вывод о том, что движение общества сегодня зависит не столько от самих акторов, сколько от результатов их взаимодействия, которые придают интегрирующий вектор развития социуму.

Систематизация теоретических знаний состоит:

в уточнении понятия «региональное сообщество», которое позволяет выявить новые интегративньге возможности данного термина связывающего различные исследовательские векторы, трансформируя их компоненты в единую систему региональных исследований;

• в предложенной автором модели соотношения потребностей в системе «региональное сообщество - этнические мигранты»;

• в рассмотрении звеньев общей структуры этнокультурного взаимодействия, как одного из факторов взаимной адаптации и согласования социальных потребностей регионального сообщества и этнических мигрантов.

Практическая значимость диссертации и апробация работы Практическое значение работы определяется тем, что результаты данного исследования могут быть использованы, во-первых, при разработке стратегий, концепций, положений, связанных с адаптацией этнических мигрантов к условиям нового для них регионального сообщества, их этнокультурной интеграции. Во-вторых, при чтении курса «Социология миграционных процессов», в преподавании курса социальной философии, политологии, этносоциологии и теории принятия решений. В-третьих, политические партии, общественные организации, органы государственного управления России могут использовать материал диссертации при оценке современной обстановки внутри страны.

Основные положения и выводы диссертации излагались автором в докладах на: Международной научной конференции «Будущее науки и образования в контексте глобализационных процессов» (Дубна, ГБОУ ВПО МО «Международный университет природы, общества и человека «Дубна», 17 апреля 2010 г.); Международной научной конференции «Образ России в кросскультурной перспективе» (Дубна, ГБОУ ВПО МО «Международный университет природы, общества и человека «Дубна», 15 апреля 2011 г.); IV Всероссийском социологическом конгрессе «Социология в системе научного управления обществом» (Москва, Российская Академия наук, Институт социологии РАН, 2-4 февраля 2012 года.); IX Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века» (Москва, Московский гуманитарный университет, 15 - 17 ноября 2012 г.).

Всего по теме исследования опубликовано шесть научных статей, с изложением результатов проведённого исследования, в т.ч. 2 в журналах, входящих в перечень ВАК РФ, общим объемом около 2 п.л.

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Основное содержание диссертации Во введении обосновывается актуальность темы и методологические основания исследования, объясняется цель, задачи и научная новизна работы, излагаются положения, выносимые на защиту, показывается теоритическая и практическая значимость исследования.

В первой главе «Региональное сообщество и этнические мигранты: система социальных отношений» анализируются понятия, используемые в целях настоящего исследования, уточняются их сущностные характеристики с точки зрения междисциплинарности темы исследования, исследуются взаимосвязи существующих в региональном сообществе национальных общностей, которые проявляются в результатах их взаимодействия - социальных практиках, предлагается модель, основанная на взаимозависимости и взаимоположенности потребностей регионального сообщества и этнических мигрантов.

В первом параграфе первой главы «Система «региональное сообщество - этнические мигранты»: междисциплинарные исследования и терминологическая неопределённость» для описания социально-философского значения и смысла процессов социального взаимодействия в рамках темы исследования уточнён понятийный аппарат, используемый для этих целей. Особую сложность здесь представляет именно многослойность темы, так как необходимо уточнить, дополнить и разъяснить некоторые понятия из философии, социальной философии, социологии, экономики, регионоведения, культурологии и т.д. Автор, основываясь на-классических определениях устоявшихся понятий, уточняет и дополняет категориальный аппарат, возникший в последние время в связи с глобализационными

процессами. Данные уточнения позволяют выяснить новые сущностные характеристики отношений регионального сообщества и этнических мигрантов.

Рассмотрены и проанализированы понятия: взаимодействие, социальное взаимодействие, регион, регионализация, мигрант, этнический мигрант, представлены различные подходы к трактовке этих понятий. Особое значение отведено уточнению понятия «региональное сообщество». Отмечено, что на первый план в нынешнем процессе развития социума выходит столкновение глобального и регионального, унификация и поликультурность. Конфликт общественных тенденций таков, что реакция первичной среды (региона) на глобальный вызов может вызвать (и вызывает) резонанс, импульс, который способен достигать общепланетарного масштаба.

Региональный уровень - это пространство, где пересекаются векторы социальных трендов. В этом пространстве глобализационный вектор задает движение сверху вниз, от макро (глобального) к микроуровню (первичному), а локализационный - снизу вверх. Встречаясь на региональном уровне, эти движения не просто пересекаются, они преобразуются: глобальные процессы как бы адаптируются к местным условиям, открывая путь наверх процессам локальным. На региональной ступени организации социума вырабатываются механизмы устойчивости системы, организации и упорядочивания встречных движений. Отдельно взятый в своих административно-территориальных границах регион не может эффективно развиваться, не учитывая векторы глобальных тенденций. Поэтому он организуется в региональное сообщество, решая проблему адекватной стыковки глобальных интересов и представлений с региональными. Таким образом, региональное сообщество функционирует как ядро глобального.

В условиях глобализирующегося мира и роста миграции границы административно-территориальных образований перестали быть пределом региональных интересов. Поэтому понятие «региональное сообщество» обретает свойства устойчивой социальной системы, выходящей за рамки 14

административно-территориальных единиц, но действующей в интересах региона и влияющей на формирование общественных отношений в нём. Таким образом, региональное сообщество выступает как структурный элемент социального действия. При этом, региональное сообщество может быть связано: во-первых, с различными по своему происхождению и характеру сложившимися этническими общностями в составе многонационального государства или за его пределами, либо различными субэтническими группами, сохранившими свою специфику в результате незавершенной этнической консолидации; во-вторых, наличием внутри и межгосударственных сообществ, специфические черты которых сформировались в результате освоения определенной социальной среды и соответствующего ей экономического уклада, специализации региона в рамках национальной или глобальной системы разделения труда, а также особенностями социальной структуры и локализованными вариациями национальной культуры. К основной задаче региональных сообществ автор

относит необходимость сосуществования наднациональных интересов,

/

вызванных к жизни интеграционными процессами, и интересов регионов, региональных сообществ, которые традиционно выступали как проявление дифференцированности картины развития.

Во втором параграфе первой главы «Статусная неопределённость этнических мигрантов в социальной структуре регионального сообщества: социально-философская интерпретация проблемы» рассматриваются социальные отношения как одна из сторон функционирования системы «региональное сообщество - этнические мигранты».

Отмечено, что взаимосвязь существующих в региональном сообществе национальных общностей отнюдь не статическая, а, скорее, динамическая и проявляется в результатах их взаимодействия, которое весьма активно, особенно в вопросах удовлетворения и реализации потребностей. Социальные отношения, возникающие при этом, являются одной из сторон функционирования социальной структуры. Речь идет об удовлетворении потребностей,

относящихся к социальной сфере общественной жизни, о самоутверждении в этой сфере той или иной общности этнических мигрантов. Реализация их потребностей рассматривается в работе через призму социального статуса обретаемого мигрантами в социальной структуре регионального сообщества.

Отмечая, что сферы регионального сообщества взаимоположены, т.е. могут существовать в рамках целого и в связи друг с другом, автор делает закономерный вывод, что, соответственно, и статусы социальных групп этнических мигрантов обладают таким же качеством, как и социальные статусы уже существующих социальных групп регионального сообщества. Формирование статуса социальной группы этнических мигрантов происходит, основывается на требованиях социальных норм регионального сообщества и статусного портрета каждого этнического мигранта, т.е. набора личностных статусов.

Анализ взаимосвязи в реализации потребностей современного этнического мигранта позволяет артикулировать его социально-психологическую характеристику, отличающуюся от подобных социально-исторических образов и стереотипов.

Рассматривая статусную определённость этнических мигрантов, необходимо учитывать их ролевые характеристики, которые включают, с одной стороны, образцы поведения из культуры той социально-этнической группы, с которой поддерживалась предшествующая идентичность, а с другой - содержат предписание осваивать и следовать культурным образцам, распространенным в принимающей среде. При этом складывается представление о допустимом или осуждаемом, а то и преследуемом сочетании этих образцов в процессах коммуникации и социального взаимодействия мигрантов и местных жителей.

В третьем параграфе первой главы «Потребности, социальные практики в системе «региональное сообщество - этнические мигранты», рассматривая социальные практики на определённом отрезке социального

времени, автор предлагает модель соотношения потребностей регионального сообщества и этнических мигрантов.

Автор выделяет три вектора. Первый предполагает принятие одного из распространённых для данного регионального сообщества образов жизни; второй - связан с внедрением в сложившуюся региональную систему жизнедеятельности новых форм поведения, привносимых этническими мигрантами; третий — представляет собой девиантную модель социальных практик и носит, по сути дела, антиобщественный характер.

Формирование социальных практик этническим мигрантом предопределяется выбором стратегии адаптации, а сам выбор проходит под влиянием регионального сообщества. Рассмотрение разных проявлений социальных практик в системе «региональное сообщество — этнические мигранты» позволило классифицировать их в зависимости от причин и последствий.

При построении социально-философской модели соотношения потребностей в системе «региональное сообщество — этнические мигранты» автор отмечает, что речь идет о способности явлений, раскрывающих субстанциальные свойства субъекта в одной ситуации, менять их на противоположные свойства объекта в другой ситуации, т.е. композиционное взаимопересечение.

Автор обращается к классическому пониманию того, что социальное пространство не существует без социальной материи, потому что возникает вместе с обществом. Поэтому анализ социального пространства предполагает изучение на определённом отрезке социального времени отношений, характерных для основных сфер жизни регионального сообщества.

Исследование показывает, что в основе социальных отношений лежат потребности этнических мигрантов и регионального сообщества - как в целом, так и отдельных индивидуумов, групп, классов. Согласование этих потребностей позволяет избрать наиболее «удобные» для обеих сторон формы

социальных практик. Таким образом, основная цель социальных практик, в частности, достижение оптимального соотношения между потребностями различных классов, групп, страт, консенсуса и сотрудничества между ними, -заключена в адекватном выражении потребностей всего регионального

сообщества, сохранении и повышении социальной стабильности.

Описывая предлагаемую модель, автор подчёркивает, что некоторые из социальных практик лежат в «зонах», где взаимодействие системы «региональное сообщество - этнический мигрант» либо отсутствует вообще, либо сведено к минимуму, но оно может находиться в «активных зонах», где интересы регионального сообщества и этнических мигрантов переплетаются.

Говоря о соотношении потребностей регионального сообщества и

этнических мигрантов в предлагаемой модели, подчёркивая её универсальность,

можно сделать «срез» этих потребностей, показать области, где формируются и

развиваются потребности, а, соответственно, и социальные практики по их

удовлетворению. Первые две области - это области «личных» потребностей

. регионального сообщества и этнических мигрантов, третья - «вариативная», где

возникает их многообразие, направленное на удовлетворение потребностей и интересов обеих сторон.

Именно в данных областях идут процессы, определяющие характер и конфигурацию модели, но главное - устанавливаются и определяются цели социальных практик акторов модели.

Предлагаемая модель позволяет рассмотреть три основных варианта развития соотношения потребностей регионального сообщества и этнических мигрантов: «идеальный», «миграционный» и «региональный» варианты. Это подтверждает выводы, о том, что реакция микросреды на глобальный вызов может вызвать резонанс на макроуровне.

Во второй главе «Социокультурное взаимодействие в ходе адаптации и согласования потребностей регионального сообщества и этнических мигрантов» рассмотрены функции, стратегии и характер участия регионального 18

сообщества в создании возможностей для этнических мигрантов по их интеграции в региональный социум, выделены факторы, составляющие этнокультурного взаимодействия.

В первом параграфе второй главы «Региональное сообщество как детерминанта формирования социальных потребностей этнических мигрантов» анализируется роль регионального сообщества как инструмента социального контроля. Отмечая изменения в структуре миграционного потока в Россию, автор конкретизирует задачи регионального сообщества по взаимной адаптации.

Рассмотрение принципиального решения этих задач проводится через призму этнической культуры, где необходимым условием ее развития является коммуникативная синзитивность, заимствование у других лишь того, что может прижиться на этой основе.

Раскрывая важную регулятивную функцию полиэтнического регионального сообщества, автор отмечает, что здесь происходит своеобразный общесоциальный консенсус, гармонизация энергетики двух встречных потоков, вырабатываются механизмы устойчивости системы. В отличие от постоянства основных уровней и форм социальной организации, уровень регионального сообщества, будучи производным от них, всегда вторичен, подвижен и изменчив, потому что является функцией многих переменных - времени, этнокультурных особенностей социума, организационного пространства. Поэтому институциональная динамика регионального сообщества является ключевым механизмом в адаптации и формировании потребностей мигрантов в новом для них региональном сообществе.

Процесс институционализации рассматривается на основе нескольких ключевых социальных потребностей. К ним автор относит потребность в коммуникации (язык, образование, связь); потребность в производстве продуктов и услуг; потребность в распределении благ (привилегий); потребность в безопасности граждан, защите их жизни; потребность в

поддержании системы нравственности; потребность в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право). Данные потребности этнический мигрант может реализовать, полностью или частично осуществляя процесс институционального взаимодействия с региональным сообществом. Осуществляется такой процесс, как правило, двумя путями: возникновением новых социальных институтов и изменением уже имеющихся.

Институционализация рассматривается как один из основных механизмов выработки стратегических подходов по формированию социальных потребностей этнических мигрантов. В работе обозначены три таких стратегии: отказ от стратегии, стратегия изоляционизма и стратегия направления развития процесса. В региональном сообществе должен формироваться и применяться инструментарий реализации стратегий, вырабатываться определённые принципы социальных образов, практик, институтов и т.д. Учитывая то, что региональное сообщество нуждается не просто в дополнительных рабочих руках, а в дополнительном населении - огромное значение приобретает социальная интеграция мигрантов. Такая интеграция должна мотивировать формирование социальных потребностей этнических мигрантов, в противовес педалированию этнической принадлежности. Автор акцентирует внимание на выведение этого процесса из состояния коммуникативной жёсткости, этнической дистанцированности и конфликтности.

Рассмотрение уровней межличностных и межгрушювых взаимодействий в системе «региональное сообщество - этнические мигранты» проводится на основе концепции динамической социальной организованности. Выделен её основной принцип - динамической институционализации, согласно которому упорядоченность социума - это не статичная равновесность, а когерентность движения компонентов и системы в социальном пространстве. При этом система под давлением обновления отношений и способа деятельности остается открытой для творчества социальных индиввдов, восприимчивой к возникающим инновациям, реагарующей на них структурными изменениями, 20

ведущими к новому, более высокому уровню упорядоченности и согласованности. Именно такую роль играет этническая миграция в региональном сообществе, которое, в свою очередь, являясь пересечением содержательно-сущностных, причинно-целевых и функциональных аспектов и кодификаций «своего» социума явно и имплицитно инспирирует взаимную институционализацию, оставаясь при этом социальной детерминантой.

Во втором параграфе второй главы «Этнокультурное взаимодействие в системе «региональное сообщество — этнический мигрант», как фактор формирования социальных потребностей» рассматривается возможность использования ориентиров культурной среды, её этническая составляющая в становлении отношений в системе «региональное сообщество - этнический мигрант».

Цель этнокультурного взаимодействия - это формирование человека, способного к эффективной жизнедеятельности в поликультурной среде, обладающего обострённым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. Исходя из данной цели процесса этнокультурной адаптации, автором выделяются основные его задачи: освоение культуры собственного народа, формирование представлений о культурном многообразии социальной реальности, создание положительного отношения к другим культурам и культурным различиям, организация условий интеграции культур, развитие поведенческих навыков межкультурных коммуникаций с представителями иных культур. Указываются условия, от которых зависит комфортность этнокультурного взаимодействия, анализируются факторы индивидуальные и групповые, характеризующие степень выраженности, продолжительности и результативности этнокультурной адаптации.

Полиэтничность современных региональных сообществ, в отличие от аксиологически устойчивой и иерархичной традиционной, умножает степень

смысловой граничности, а, значит, обостряет и усложняет проблему выбора индивидуума, группы, класса, этноса в процессе самоопределения.

Рассмотрена схема этнокультурного взаимодействия как одной из детерминант адаптации в системе «региональное сообщество - этнические мигранты». Выделены три основных контекста его функционирования: социально-исторический, системно-ценностный, субъективно-рефлексивный. Первый связан с культурно-цивилизационными обстоятельствами, в которых существует этнос; второй - с системой ценностных ориентиров, регулирующих поведение представителей этноса; третий - непосредственно проявляющиеся отношения, действия этносов по поводу друг друга. Соотношение этносов в социально-историческом контексте в определенной степени детерминирует не только субъектно-рефлексивный (культурно-этнические стереотипы), но и системно-ценностный контекст (культурно-этнические аттитюды, знание).

В параграфе на материале наукограда Дубна, имеющего свою специфику, обобщены практики адаптации этнических мигрантов к региональному сообществу.

В Заключении подводятся итоги исследования, формулируются его основные выводы, намечаются перспективы дальнейшей разработки темы.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях.

1. Багдасарьян Н.Г., Моталов Ю.Г. Региональное сообщество и этнические мигранты: модели социокультурного взаимодействия // Философия социальных коммуникаций. 2012. №4(21). С.70-76. 0,4п.л./0,3п.л.

2. Багдасарьян Н.Г., Моталов Ю.Г. Этнокультурная адаптация и проблема самоопределения в условиях культурного разнообразия: грани и границы // В мире научных открытий. Серия «Проблемы науки и образования». 2013. №3.2 (39). С.144-159. 0,7 п.л./0,5 п.л.

3. Моталов Ю.Г. Региональное сообщество и этнические мигранты: вариативное моделирование межэтнических отношений // Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 3. С. 101-113. 0,5 п.л.

22

4. Моталов Ю.Г. Фактор образования в процессах социальной адаптации этнических мигрантов // Будущее науки и образования в контексте глобализационных процессов: Материалы Международной научной конференции. 17 апреля 2010 года. Дубна: Международный университет природы, общества и человека «Дубна». 2010. С.185 - 190 / 0,3 п.л.

5. Моталов Ю.Г. Этнические мигранты в полиэтническом региональном сообществе: социально - философский аспект // Образ России в кросскультурной перспективе: Материалы Международной научной конференции. 15 апреля 2011 года. г. Дубна: Международный университет природы, общества и человека «Дубна». 2011. С. 188 - 193 / 0,3 п.л.

6. Моталов Ю.Г. Региональное сообщество - этнические мигранты: к вопросу терминологической определённости понятия региональное сообщество // Социология в системе научного управления обществом: Материалы IV Всероссийского социологического конгресса, секция 29 Социология миграции. 2 - 4 февраля 2012 год. Москва. Российская Академия наук. URL: http://all-russia-sc.ru/netcat_files/File/Part29_l.pdf/ 0,5 п.л.

7. Моталов Ю.Г. Этнокультурное разнообразие в процессах модернизации: обретения теории и проблемы практики // Высшее образование для 21 века: Материалы IX Международной научной конференции. Секция 1 Философия образования. 15 - 17 ноября 2012 г. М.: Московский гуманитарный университет. 2012. С.19 - 24 / 0,4 п.л.

Подписано к печати 14.05.2013 г. Формат 60x84 1/16 Ризография. Объём 1,0 п. л. Тираж 100 экз. Заказ № 484 Редакционно-издательский отдел ГБОУ ВПО МО «Международный университет природы, общества и человека «Дубна» 141980, Московская область, г. Дубна, ул. Университетская, д.

 

Текст диссертации на тему "Региональное сообщество и этнические мигранты"

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Международный университет природы,

общества и человека «Дубна»

На правах рукописи

04201358048

МОТАЛОВ ЮРИЙ ГЕННАДЬЕВИЧ

РЕГИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО И ЭТНИЧЕСКИЕ МИГРАНТЫ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ СООТНОШЕНИЯ

ПОТРЕБНОСТЕЙ

специальность 09.00.11 - социальная философия

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание учёной степени кандидата философских наук

Научный руководитель Доктор философских наук, профессор Н. Г. Багдасарьян

Москва 2013

Оглавление

Введение

Глава 1. Региональное сообщество и этнические мигранты: система социальных отношений

1.1. Система «региональное сообщество - этнические мигранты»: междисциплинарные исследования и терминологическая неопределённость

1.2. Статусная неопределённость этнических мигрантов в социальной структуре регионального сообщества: социально-философская интерпретация проблемы

1.3. Потребности, социальные практики в системе «региональное сообщество - этнические мигранты»

Глава 2. Социокультурное взаимодействие в ходе адаптации и согласования потребностей регионального сообщества и этнических мигрантов

2.1. Региональное сообщество как детерминанта формирования социальных потребностей этнических мигрантов

2.2. Этнокультурное взаимодействие в системе «региональное сообщество - этнический мигрант», как фактор формирования социальных потребностей

Заключение

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования

Этническая миграция, являясь частью общемирового процесса миграции населения, как обусловленное социально-историческими условиями специфическое явление социума, общественной системы и культуры, сегодня не только обслуживает объективные потребности существования и развития человеческого общества, но и создает эти потребности, формирует их, чем обеспечивает коллективный характер бытия людей. Этническая миграция, таким образом, есть проявление социальной диалектики и поэтому она становится предметом исследования в социальной философии.

С одной стороны, этническая миграция имеет самое непосредственное отношение к человеку: к проблеме его выживаемости, сохранению его социальности и единства его духовной культуры, осмысленности его индивидуального в коллективном характере социального бытия и его места в истории. А ведь именно человек и его потребности определяют специфику социального познания. С другой стороны, индивид не может быть понят вне социума и этническая миграция людей, постоянно проектирующих и практически оценивающих свои действия по перемещению в географическом и, как следствие, социальном пространстве самыми разными способами воздействует на все сферы общества. Более того, этническая миграция явно и имплицитно инспирирует создание сообществ с доселе неизвестным и неисследованным духовным и культурным, а порой и экономическим разнообразием, способствует появлению новых межнациональных сообществ как особых социальных групп, чья идентичность не определяется каким-либо конкретным административно-территориальным образованием.

Одно из характерных явлений нарастающей глобализации это стремительное перемещение людей по планете, постоянно растущая социальная мобильность. Если несколько лет назад шла речь о потоках

мигрантов, в большей мере, из стран со слаборазвитой или кризисной экономикой в благополучные государства «золотого миллиарда», то сегодня увеличиваются и потоки перемещения квалифицированных трудовых кадров. Кардинальные политические и экономические изменения конца 20 века в государствах Центральной и Восточной Европы, Кавказа и Средней Азии обусловили новые мощные миграционные потоки и особенно - этнической миграции. Сегодня она стала актуальной и трудно решаемой проблемой. Эти перемещения людей достигли такой интенсивности, что связанные с ними перемены можно характеризовать как самую настоящую революцию. Последствия этнической миграции проявляются во всех сферах социума.

В докладе Генерального секретаря ООН на шестидесятой сессии Генеральной ассамблеи ООН 16 мая 2006 года подчёркивалось «...Международные миграционные стратегии не существуют изолированно, все они имеют глобальные последствия. Особенно важным является то, что издержки и преимущества миграции распределяются неравномерно как между странами, так и между социальными группами в самих этих странах. Это ведет к возникновению трений, что следует открыто признать.

Решения по международной миграционной политики не должны приниматься лишь исходя из одних экономических соображений; миграция влечет за собой социальные, культурные и политические последствия, которые необходимо тщательно учитывать. В конечном счете, под миграцией следует понимать не одни богатство и бедность, а прежде всего, в каком обществе мы хотели бы жить...»1.

Российская Федерация - часть общепланетарного социума, поэтому последствия глобализационных процессов становятся неотъемлемой чертой развития нашего общества, характерной практически для всех субъектов

1 Бутрос-Гали Б. Международная миграция и развитие // Материалы 60-й сессии Генеральной ассамблеи ООН «Глобализация и взаимозависимость: международная миграция и развитие». Ныо-Йорк, 16.05.2006 г. [Электронный ресурс]: URL: http://\v\v\v.un.org/esa/population/migration/hld/Text/Report_of_theSG_June06_Russian.pdf. (дата обращения 20.05.2009).

нашей страны. Этническая миграция для России становится все более значимым фактором демографического, социально-экономического и культурного развития, и далее её влияние будет усиливаться. Динамику этих процессов сегодня в России детерминируют, главным образом, негативные политические и социально-экономические факторы: межэтнические конфликты и войны, экологические катастрофы, неблагоприятная социальная и экономическая ситуация в отдельных регионах. Согласно среднему варианту прогноза Росстата сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, начавшееся в 2007 году, к 2015 году достигнет примерно 8 млн. человек, а к 2025 - 14 миллионов. Максимальное сокращение численности населения трудоспособного возраста произойдет в период 2011-2017 годов, когда среднегодовая убыль населения этой возрастной группы будет превышать 1 млн. человек. Труд превращается в один из самых дефицитных ресурсов .

Фактически трудовая миграция уже сегодня становится условием функционирования российской экономики. Легальные иностранные работники составляли в 2007 г. около 3% занятого населения России, при этом в строительстве этот показатель составлял 13%. Соответствующие показатели по Москве составляли 7,6% и 19%. С учетом оценок нелегальной составляющей миграции цифры могут быть в 3 раза выше. Таким образом, реальную долю мигрантов в численности занятых можно оценить приблизительно в 10%, что соответствует уровню таких европейских стран, как Германия и Австрия3.

Это говорит о том, что труд иностранных работников уже стал структурообразующим фактором экономики, которая не в состоянии эффективно функционировать без привлечения мигрантов. Поэтому

Выступление Голиковой Т. Министра здравоохранения и социального развития на заседании правительства 27 апреля 2009 года [Электронный ресурс]: URL: hUp://www.minzdravsoc.ru/labour/employment/53 (дата обращения 29.09.2010).

3 Тюрюканова Е.В. Управление трудовой миграцией: долгосрочные тенденции и оперативные решения// Миграция в современной России: состояние, проблемы, тенденции. Сб. науч. ст. / Под общ. ред. К.О. Ромодановского, M.JI. Тюркнна. М.: ФМС России. 2009. С. 286.

процессы этнической миграции, как часть общей миграции, уже давно стали объектом государственной политики. Понимание степени влияния этнической миграции на все сферы социума нашло своё отражение в принятии государственных решений по данным проблемам. Сегодня не только в России, но и в мире в целом, есть силы, которые используют процессы этнической миграции в качестве дестабилизирующего фактора в регионах, государственно-этнических образованиях. Поэтому в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» среди основных угроз названа «...экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране...»4.

А среди основных направлений противодействия таким угрозам названо «...обеспечение баланса интересов коренного населения и трудовых мигрантов с учетом их этнических, языковых, культурных и конфессиональных различий, включая совершенствование миграционного учета, а также на обоснованное территориальное распределение трудовых мигрантов исходя из потребностей регионов в трудовых ресурсах.. .»5.

Рост потока трудовой миграции напрямую связан с ростом этнической миграции, а это уже обуславливает и рост влияния результатов деятельности этнических мигрантов на социокультурное состояние регионов, их принимающих.

Деятельность выступает ключевым понятием при рассмотрении взаимодействия региональных сообществ и мигрантов. В её рамках осуществляются взаимопереходы субъективности и объективности, происходят взаимопревращения внутренней и внешней сторон социальной

4 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 год, п.37, указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html (дата обращения 05.11.2010).

5 Там же.

активности индивидуумов. Субъектно-объектные отношения, как глубинный онтологический механизм, придающий человеческой деятельности динамизм и способствующий синтезу субъективного и объективного в органичную социальность, находят своё отражение в процессах, связанных с периодическими флуктуациями в социальном универсуме. Выделяемая при этом социальная энергия идет на поддержание равновесия между социальной нишей и целостным бытием человека. В результате этого в сфере объективности возникают социальные инновации, а в сфере субъективности — личностные новообразования. Социальные формы, которые носят выраженный деятельностный характер, являются перманентным процессом социального объективирования человеческой субъективности т.е. эти формы становятся социальными практиками. Под социальными практиками понимают такой вид отношений, когда человек взаимодействует не с другим целостным человеком, а лишь с социально отчужденной формой его субъективности (социальное Я) и сам в них представлен частичным и нецелостным социальным субъектом.

Социальные практики между этническими мигрантами и населением принимающего сообщества сегодня проблематизируют социальную действительность региона, создают потенциал конфликгогенности, основными причинами которой становятся столкновение потребностей и интересов местных жителей и этнических мигрантов, правовое и социальное неравенство между этими группами, их социокультурные и ценностные различия.

Эти обстоятельства резко изменили вектор исторического развития регионов, его динамику, связанные с этим проблемы. Следовательно, сам феномен формирования взаимоотношений этнических мигрантов и регионального сообщества на основе их потребностей и интересов нуждается в серьёзном переосмыслении и обновлении.

Процесс глобализации носит наднациональный характер, который ведёт к расширению взаимосвязей и взаимозависимостей различных стран,

народов, культур. Глобальные перемены охватывают практически все социальные формы, что находит в философском и общественно-научном знании неоднозначные, порой противоречивые оценки. Это связано с тем, что процессы глобализации формируют новые институциональные формы и отношения, предназначенные стать регуляторами социальных действий и процессов. С точки зрения Дж. Розенау, любая совокупность взаимодействий, которая имеет потенциал неограниченного распространения, способна легко преодолеть национальные юрисдикции и затронуть любую социальную общность в любом месте мира, должна рассматриваться как процесс глобализации. Это мир "транснациональных потоков" (транснациональной субполитики), сосуществующий с обществом государств6. Что приходит на смену привычной для нас национально-территориальной организации пространства? Множество локальных сообществ, неравновесно включенных в сетевые системы. Так, Ядов В.А. отмечает в качестве особенности российских реалий «анклавизацию страны», а мировое пространство он определяет как «гло-локал-анклавное». Тем самым, изучение феномена глобализации открывает опасность развития новых форм неравенства в трудно контролируемом сетевом пространстве, которое оказывается одновременно глобальным, индивидуальным и локальным. В результате происходит деление на тех, кто выигрывает от

т

глобализации, и на тех, кто оказывается в проигрыше .

Многие теоретические и методологические проблемы, возникающие в этом контексте, требуют нового переосмысления.

В данных условиях понятие «региональное сообщество» уже вышло за рамки «государственно-территориальных понятий» и нуждается в серьёзном уточнении. Определение понятия «региональное сообщество», как способа

6 Огий О.Г. Безопасность в системе социологического знания // Вестник Томского государственного университета «Социология и философия». [Электронный ресурс]: URL: http://www.khstu.ru/vestnik/articles/521.pdf (дата обращения 15.08.2011).

7 Ядов В. А. Некоторые социологические основания для предвидения будущего российского общества // Россия реформирующаяся. М.: Academia. 2002. С. 46 - 56.

организации государств, социальных групп индивидуумов, интегрирует в единую теоретическую систему структурные, содержательные и динамические особенности этих процессов в пределах жизненного цикла индивида, группы, социального цикла института. Причем теоретическому синтезу подлежат виды индивидуальных и групповых деятельностей, взаимодействия, общения, поведения во всех тех сферах социокультурного бытия, в которых человек или институты общества принимают участие в ходе реализации социальных практик.

Степень разработанности проблемы Платон, Аристотель, Декарт, Кант, Гегель, Маркс и другие крупные философы имплицитно или эксплицитно выражали своё отношение, к тем или иным социальным феноменам и процессам. Своё исследование мы будем вести, беря за основу классические понятия, категории, а также понятия и категории течений и школ, стоящих на позиции философии мирообъяснения. Учитывая, что исследуемая нами тема лежит в междисциплинарной области, именно такой подход наиболее полно может раскрыть имманентные свойства, присущие феномену социального взаимодействия потребностей в системе «региональное сообщество - этнические мигранты». Поэтому мы будем использовать не только достижения философии, социальной философии, но и других научных дисциплин для объяснения и подтверждения нашей точки зрения.

Несмотря на то, что начиная с исследований античных философов, проблема взаимозависимости и взаимоположенности потребностей постоянно служила одним из объектов философских исследований (мы находим это в работах Фалеса из Милета, Демокрита из Абдер, Аристотеля,

о

Эпикура ), теоретическую значимость социально-философские исследования отношений потребностей в различных сферах социума приобретают в 18 - 20 веках. Развёрнутая концепция потребностей появляется в трудах мыслителей

8 Материалисты Древней Греции / Под ред. М.А. Дынника. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955г. С. 18-31.

эпохи просвещения. Так, взгляды французских материалистов этого времени были обобщены в труде П. Гольбха «Система природы». Он приходит к выводу, что возрастание потребностей - бесконечный процесс, постоянно развёртывающийся в обществе и регулирующий поведение людей9. Гольбах и другие материалисты, вплоть до Людвига Фейербаха, развивали натуралистическую концепцию человека, фактически рассматривая его как материальное существо и часть природы. Природными свойствами объяснялись и его потребности. Их изменение в ходе исторического развития общества ускользало от внимания просветителей. И лишь Гегель и К. Маркс обратили внимание на эту проблему. Несмотря на то, что они стояли на диаметрально противоположных точках зрения связанных с различиями в их мировоззрениях (Гегель - идеалист, Маркс - материалист) оба они выявили диалектическую связь потребностей человека с пространством и развитием общества. Гегель ясно и чётко указал на источник удовлетворения и исполнения желаний, а именно: «Человеческий пот и человеческий труд добывают для человека средства удовлетворения его потребностью. Потребность в труде - неотъемлемый атрибут и важнейшее достижение цивилизации»10. У Маркса понятие потребности занимает це