автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Региональные тенденции русского композиторского фольклоризма Сибири и Дальнего востока 1960-90-е годы

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Лескова, Татьяна Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Новосибирск
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Диссертация по искусствоведению на тему 'Региональные тенденции русского композиторского фольклоризма Сибири и Дальнего востока 1960-90-е годы'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Лескова, Татьяна Владимировна

Введение

Первая

глава. Композиторский фольклоризм в отечественной музыке 196090-х гг. и проблемы переинтонирования как сущности творческого воплощения фольклора

Вторая

глава. Ведущие жанрово-стилевые тенденции русского композиторского фольклоризма Сибири

Композиторский фольклоризм в музыкально-культурологическом контексте региона

Произведения на фольклорные тексты

Произведения для русских народных инструментов

Третья

глава. Ведущие жанрово-стилевые тенденции композиторского фольклоризма Дальнего Востока

Композиторский фольклоризм и региональный контекст формирования его специфики

Композиторский фольклоризм Н. Менцера

Произведения для русских народных инструментов

Произведения на народные тексты

Четвёртая

глава. Региональная специфика фольклорного направления в композиторском творчестве Сибири и Дальнего Востока

Центр — Сибирь - Дальний Восток: культурологические аспекты взаимодействия в музыкальной культуре и композиторском творчестве 132 Композиторский фольклоризм Сибири и Дальнего Востока в свете общероссийских жанрово-стилевых тенденций 1960-90-х гг.

Сибирь — Дальний Восток: общее и особенное в развитии региональных тенденций композиторского фольклоризма

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по искусствоведению, Лескова, Татьяна Владимировна

Композиторский фолыслоризм - особое направление авторского творчества, вобравшее жанрово-стилевые, образно-концепционные особенности фольклора. В русской и современной отечественной музыке оно является одним из корневых и устойчивых. В системе стилевых явлений второй половины XX в. композиторский фольклоризм представляет одну из важнейших линий стилевого контрапункта [5; 20; 34; 35; 38; 61; 62; 64; 66]'. В исследованиях, посвященных современной российской хоровой музыке [19; 48; 49; 50], музыке для оркестра русских народных инструментов [33], «фольклорные» произведения представляют самостоятельное направление творчества. Общероссийская (общесоюзная) тенденция «новой фольклорной волны» нашла свое отражение и на региональном уровне.

Основным объектом исследования является фольклорное направление творчества композиторов собственно Сибирской (Новосибирск) и Дальневосточной (Хабаровск, Владивосток) организаций, принадлежащих к русской национальной традиции. Национальные варианты композиторского фольклоризма автономных республик сибирского региона (Бурятия, Тува, Хакасия, Якутия и др. [96; 98 - 105]) и композиторских организаций (Омская, Красноярская) приняты во внимание как общероссийские контекстные явления, но не получают специального освещения. Уточняя хронологические рамки исследования, отметим, что за основу взяты произведения 1960-80-х гг., но привлекаются также материалы 1990-х гг. для полноты создаваемой картины русского композиторского фольклоризма регионов, имеющего в этот период (1990-е гг.) динамику развития-исчерпания.

1 Список литературы см. в конце работы. В квадратных скобках указан номер издания, курсивом — номер страницы.

2 «Фольклорные» произведения - те произведения профессиональной композиторской музыки, которые опираются на фольклорно-жанровые музыкально-поэтические прообразы.

Яркость, систематичность и регулярность проявлений композиторского фольклоризма, глубина и содержательность художественного обобщения, интерес исполнителей — всё это позволяет поставить «фольклорные» произведения композиторов русской национальной традиции Сибири и Дальнего Востока в ряд достижений современной отечественной музыки.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Региональные тенденции русского композиторского фольклоризма Сибири и Дальнего востока 1960-90-е годы"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представляя два региональных явления в музыкальной культуре России 1960-80-х гг., творчество сибирских и дальневосточных авторов олицетворяет собой два вида композиторскою фольклоризма. Отметим общность и отличия творческого результата.

Эстетические достоинства фольклора, его способность к обобщению играли значительную роль в приобретении образно-тематической самостоятельности, стилевой самобытности творчества композиторами регионов. Идея сохранения фольклора через композиторское творчество актуализировала композиторский фольклоризм и в социо-культурном плане.

Жанрово-стилевые отличия в развитии двух региональных тенденций обусловлены действием региональной инфраструктуры, включающей уровни «творцы — исполнители - зрители-слушатели». Развитие региональных исполнительских традиций, представлявших ориентир для творчества большинства композиторов, обусловило действие принципа жанрового рассредоточения (нередко жанровой уникальности) и жанровой поляризации. С одной стороны, характерно обращение одного композитора к специфичным для его творчества и региона одному-двум жанрам, с другой, - массовое обращение авторов к определенным жанрам, приобретающим вид стержневых для регионального фольклоризма, что не исключает относительности в действии обеих тенденций. Примерами первой тенденции является обращение Ю. Юкечева в Сибири к электронной музыке, Н. Менцера, А. Гончаренко на Дальнем Востоке к симфоническим жанрам, симфо-джазу. Примером второй тенденции является наличие ведущих жанров - обработки, хоровой музыки на народные тексты и музыки для ОРНИ в Сибири, обработки, музыки для ОРНИ на Дальнем Востоке. Иногда уникальные в жанровом отношении тенденции, например, преимущественное развитие симфонических жанров у Н. Менцера на Дальнем Востоке, становятся определяющими, стержневыми ввиду интенсивности творчества, совмещенного с благоприятным воздействием развитых региональных традиций исполнительства.

Рассмотрение композиторского фольклоризма Сибири и Дальнего Востока в стилевом аспекте выявляет общее и особенное в их развитии. Показателем первого служит стилевая множественность, разветвленность каждой из региональных тенденций, что приближает их к общероссийскому фону неофольклоризма. Показателем второго служит сам характер стилевого становления фольклоризма в регионах, обусловленного различием восприятия инновационных импульсов центра. В Сибири становление фольклорного направления протекало с внутренним вызреванием, стилевой эволюцией в рамках творчества одного композитора (например, А.П.Новикова, Г. Иванова, 3. Бляхера, А. Мурова, Ю. Юкечева) и когорты учеников/последователей, что образовало в этой региональной тенденции определенные стилевые линии. На Дальнем Востоке, возможно ввиду небольшой исторической дистанции развития композиторской организации, принцип внутренней стилевой эволюции фольклоризма отдельного автора (например, Н. Менцера, В. Наумова, А. Гончаренко, С. Москаева) не сочетался с дальнейшей передачей формирующихся тенденций. Это ассоциируется с принципом «скачка», образования стилевых сфер, подчас практически не взаимодействующих друг с другом (ориентализм Н. Менцера — полистилистика, авангард С. Москаева). Различная степень сформированности, цельности двух региональных тенденций устанавливает между ними отношения субординация^

Виды работы композиторов Сибири и Дальнего Востока с фольклорным материалом разнятся в зависимости от сложности, комплексности интертекстуальных аккультураций (заимствований) как фольклорного, так и нефольклорного характера, что связано с тем или иным историческим периодом становления регионального фольклоризма, а также с контекстом творчества отдельного композитора. Устремленность обеих региональных тенденций через развитие и преодоление классических форм отечественного фольклоризма (русского, ориентального типов) к сложным неостилевым, полистилистическим формам переинтонирования фольклорных истоков придает единонаправленность процессу развития и устанавливает соотношение координации между региональными тенденциями фольклоризма Сибири и Дальнего Востока.

Современное состояние двух региональных тенденций фольклоризма также отличается чертами общности и отличий. Объединяющим моментом является логика развития динамической волны, на данном этапе исчерпавшей энергию общероссийских и внутренних импульсов развития, что наблюдается в отечественном неофольклоризме в целом. Но возможная актуализация фольклоризма по принципу «волны», инверсии исторически сопровождает развитие музыкального искусства. В регионах она может быть связана с идеей духовного возрождения местных культур, на новом этапе обращенных к разработке своего национального наследия, что сообщает развитию регионального фольклоризма некую автономность, а отечественному фольклорному направлению в целом - полиморфизм. В этом определенную, базовую для новой «волны», роль могут сыграть достижения регионального фольклоризма Сибири и Дальнего Востока 1960-90-х гг.

Регионализация композиторского фольклоризма - процесс открытый и продолжающийся, имеющий свою историческую обусловленность и перспективы. Принцип «волн» не позволяет ставить заключительную точку в исследовании. Поэтому дальнейшее изучение русского композиторского фольклоризма Сибири и Дальнего Востока, на наш взгляд, связано с разработкой темы в нескольких направлениях, обусловленных координацией этого регионального жанрово-стилевого явления с определенными уровнями культурной инфраструктуры.

Первое направление, информативно-фактологического характера, предполагает дальнейшую работу по накоплению музыкально-культурологических материалов, касающихся проблем регионального композиторского фольклоризма. Разработка вопросов исторического становления композиторских организаций Сибири и Дальнего Востока способна высветить генезис различий фольклорного направления регионов, определяющих его дальнейшее развитие. Данный аспект особенно актуален для Дальнего Востока, анализ музыкально-художественных явлений которого только начат.

Второе направление, выступающее по отношению к первому как его конкретизация, предполагает рассмотрение «фольклорных» произведений в контексте творчества отдельного автора, что способно уточнить оценки и понимание самих этих произведений, обогатить представления о стиле, его единстве, многогранности. Особое значение приобретает вопрос именно о взаимосвязи фольклорной и нефольклорной областей творчества композитора (возможно, и об обратном влиянии фольклоризма на весь массив творчества).

Третье направление предполагает дальнейшее изучение комплексного действия социологических факторов, определяющих социальную эффективность инноваций, связанных с фольклорным направлением регионов. Одним из определяющих здесь может стать вопрос о соотношении фольклора и композиторского фольклоризма, ведь оба художественных явления, посылая разносторонние творческие импульсы, по принципу резонанс-фактора (Э.Алексеев) способствуют развитию музыкальной культуры регионов.

 

Список научной литературыЛескова, Татьяна Владимировна, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. Адигезалова Л. О принципе продления в мелодическом развитии // Вопросы теории музыки. Вып. 2. - М., 1970. - С. 173 - 195.

2. Алексеев Э. Раннефольклорное интонирование: Звуковысотный аспект. М.: Сов. Композитор, 1986. - 240 с.

3. Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. — М.: Сов. Композитор, 1988. 236 с.

4. Арановский М. Музыкальный текст: Струюура и свойства. — М.: Композитор, 1998.-343 с.

5. Арановский М. Симфонические искания: Исследовательские очерки. — Л.: Сов. композитор, 1979. 287 с.

6. Асафьев Б. О народной музыке. Л.: Музыка, 1987. - 248 с.

7. Байбурин А. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993. - 240 с.

8. Банин А. К изучению русского народно-песенного стиха (методологические заметки) // Фольклор. Поэтика и традиция. М.: Наука, 1982. - С. 94 - 139.

9. Банин А. Слово и напев. Проблемы аналитической текстологии // Образ и поэтическое слово в контексте. М.: Наука, 1984. - С. 170 - 202.

10. Берберов Р. Специфика структуры хорового произведения. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1981.-27 с.

11. Березовчук Л. О типологии межкультурных взаимодействий в музыке // Стилевые тенденции в советской музыке 1960-1970-х годов. — Л.: ЛГИТМиК, 1979.-С. 164-181.

12. Винарчик Л. Мелогеография Смоленского региона и проблемы реконструкции зтномузыкального ландшафта: Автореф. дис. канд. иск. М., 2000. - 29 с.

13. Гаврилова Н. К обсуждению проблемы национального // Московский музыковед. М.: Музыка, 1990. - С. 35 - 50.

14. Галицкая С. Теоретические вопросы монодии.—Ташкент: Фан, 1981.—92 с.

15. Гиппиус Е. Проблема ареалы юго исследования традиционной русской песни в областях украинского и белорусского пограничья // Традиционное народное музыкальное искусство и современность: Вопросы типологии.—М., 1982. С. 5—13.

16. Головинский Г. Композитор и фольклор: Из опыта мастеров XIX-XX веков: Очерки. М.: Музыка, 1981. - 279 с.

17. Головинский Г. Мусоргский и фольклор. М.: Музыка, 1994 - 220 с.

18. Горюхина Н. Методика анализа национального стиля // Горюхина H.A. Очерки по вопросам музыкального стиля и формы. — Киев: Музична Украина, 1987. — С. 81 -99.

19. Григорьева Г. Русская хоровая музыка 1970-80-х годоа—М: Музыка, 1991.—77 с.

20. Григорьева Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. — М.: Сов. композитор, 1989.—206 с.

21. Гусев В. Эстетика фольклора. JL: Наука, 1967. - 319 с.

22. Димитриади Н. Некоторые стилевые особенности русской музыки о Востоке // Вопросы теории и эстетики музыки. —Вып. 13.—J1., 1974.—С, 106- 125.

23. Друкт А. О натурально-ладовой гармонии кучкистов // Советская музыка. — 1986.-№9.-С. 103-106.

24. Еременко Г. Оппозиция «центр — периферия» в изучении стилевых течений XX в. // Периферия в культуре: Материалы межд. конф. — Новосибирск, 1994. — С. 44 47.

25. Ефименкова Б. Драматургия свадебной игры междуречья Сухоны и Юга и верховьев Кокшеньги (Вологодская область) // Проблемы музыкальной науки. -М., 1973.-С. 198 242.

26. Ефименкова Б. Севернорусская причеть. М.: Сов. композитор, 1980.392 с.

27. Жоссан Н. Проблема претворения русских народных жанров в сочинениях кантатно-ораториального типа (на материале отечественной музыки 60-80-х годов): Автореф. дис. канд. иск.—М., 1998.—28 с.

28. Земцовский И. Русская протяжная песня.—JL: Музыка, 1967. 195 с.

29. Земцовский И. Семасиология музыкального фольклора // Проблемы музыкального мышления. М., 1974. - С. 177 - 206.

30. Земцовский И. Фольклор и композитор. Л.: М.: Сов. композитор, 1978. -174 с.

31. Иванова Л. Решение проблемы народности в произведениях русских советских композиторов на фольклорные тексты (60-70-е годы) // Современные проблемы советской музыки.-Л., 1983.-С. 119-143.

32. Иванова Л. Типы музыкального воплощения русских поэтических текстов в произведениях советских композиторов 60-70-х годов: Автореф. дис. канд. иск.-Л., 1980.-20 с.

33. Имханицкий М. Новые тенденции в современной музыке для русского народного оркестра. М., 1981. — 80 с.

34. История современной отечественной музыки: Учебник. Вып. 1. М.: Музыка, 1995.-480 с.

35. История современной отечественной музыки: Учебник. Вып. 2. — М.: Музыка, 1999.-477 с.

36. Казурова А. Претворение элементов джаза в отечественной музыке академической традиции: Автореф. дис. канд. иск. М., 1996.20 с.

37. Каган М. Художественная культура как система // Вопросы социологии искусства. Л., 1980. - С. 76 - 97.

38. Конькова Г. Некоторые тенденции развития советской музыки 60-70-х гг. // Музыкальная культура братских республик СССР. Киев: Музична Украина, 1982.-С. 3-29.

39. Лаврентьева И. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений. М.: Музыка, 1978. - 77 с.

40. Лапин В. Русский музыкальный фольклор и история (к феноменологии локальных традиций): Очерки и этюды. М.: Русская песня, 1995. - 200 с.

41. Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. М.: Музыка, 1967.-752 с.

42. Малышев Ю. Синтез музыки и поэзии (некоторые проблемы изучения вокальной музыки) // Музыкальный современник.- М., 1987. Вып. 6. - С. 265 - 281.

43. Мелетинский Е. Поэтика мифа М.: Восточная литература, 2000. - 408 с.

44. Милка А. О двух принципах преломления фольклора (на примере творчества С. Слонимского) // Музыка в социалистическом обществе-Л., 1977. Вып. 3. -С. 156-169.

45. Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. - 319 с.

46. Несгьев И. О национальном и интернациональном в развитии современных музыкальных культур // Социалистическая музыкальная культура. — М.: Музыка, 1974.-С. 9-26.

47. Орлов Г. Русский советский симфонизм. М.: Музыка, 1966.—332 с.

48. Паисов Ю. Новый жанр советской музыки (заметки о хоровом концерте 70-80-х годов) // Музыкальный современник. М., 1987. - Вып. 6. - С. 201 - 236.

49. Паисов Ю. Современная русская хоровая музыка (1945 1980): Очерки истории и теории жанра - М.: Сов. композитор, 1991. - 280 с.

50. Паисов Ю. Хор в творчестве Родиона Щедрина М.: Композитор, 1992. - 234 с.

51. Попова Т. О песнях наших дней. М., 1969. - 490 с.

52. Пряшникова М. Национальное и интернациональное в музыкальной культуре некоторых народов Советского Востока // Вопросы теории и эстетики музыки. -Вып. 11.-Л.: Музыка, 1972.-С. 14-32.

53. Путилов Б. Фольклор и народная культура СПб.: Наука, 1994. - 238 с.

54. Рубцов Ф. Соотношение поэтического и музыкального содержания в народных песнях // Вопросы теории и эстетики музыки- М.-Л., 1967. Вып.5. — С. 191-229.

55. Ручьевская Е. О соотношении слова и мелодии в русской камерно-вокальной музыке начала XX века // Русская музыка на рубеже XX века М.-Л., 1966. — С. 65-110.

56. Сохор А. Друзья-соперники // Поэзия и музыка М., 1973. - С. 5 - 17.

57. Сохор А. Некоторые идейно-эстетические проблемы советской музыки 70-х годов// Вопросы теории и эстетики музыки.-М., 1977. Вып. 15. С. 3 - 15.

58. Сохор А. Капустин Ю. Социология и музыкознание // Вопросы социологии искусства-Л., 1980.-С. 123 133.

59. Сохор А. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М.: Музыка, 1971. — С. 292 - 309.

60. Страшникова К. Эстетические проблемы народности музыкального искусства // Вопросы музыковедения.—М., 1976. — С. 5 27.

61. Тараканов М. О русском национальном начале в современной советской музыке // Советская музыка на современном этапе. М., 1981.—С. 42 - 69.

62. Тараканов М. Музыкальная культура РСФСР. -М.: Музыка, 1987.-363 с.

63. Тевосян А. Современные проблемы хорового искусства (1965-1995 гг.): Дис. в виде научн. доклканд иск. М., 1995. - 51 с.

64. Холопова В. Типы новаторства в музыкальном языке русских советских композиторов среднего поколения // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М.: Сов. Композитор, 1982.—С. 158 - 205.

65. Холопова В. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие. — СПб.: Лань, 1999.-4% с.

66. Христиансен JT. Из наблюдений над творчеством композиторов "новой фольклорной волны" // Проблемы музыкальной науки М., 1972. - Вып.1. - С. 198-218

67. Художественный образ // Философский энциклопедический словарь. — М., 1983.-С. 760 761.

68. Шахназарова Н. О динамике национального в музыке // Интернациональное и национальное в искусстве. М., 1974. - С. 122 - 155.

69. Штерн А. К вопросу о вертикали в монодии // Вопросы музыки и эстетики. — Ташкент, 1980. С. 116 -124.

70. Штокмар М. Исследования в области русского народного стихосложения. — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1952.-423 с.

71. Щуров В. О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве // Музыкальная фольклористика — М.: Сов. композитор, 1986. — Вып.З.-C.l 1 -47.

72. Юсфин А. Некоторые потенции к симфоническому развитию в татарской народной музыке // Проблемы музыкальной науки. Вып. 4. - М.: Сов. композитор, 1979. - С. 109 - 116.

73. Проблемы регионализма в культуре

74. Аванесова Г. О проблемах культуры российского общества и культурной политике завтрашнего дня // Культура России: возрождение или упадок?: (материалы «круглого стола»), М., 1997. - С.44 - 49.

75. Ахиезер А. Россия: критика исторического опыта: (Социокультурная динамика России). Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. - Т. 1. От прошлого к будущему - 804 с.

76. Бурлина Е. Мифы о провинциальной культуре // Российская провинция. -1994.-№1.-С. 48-51.

77. Глазычев В. Культурный потенциал города // Земство. -1994. № 1. - С. 6 - 22.

78. Горлова И. Культурная политика, культурологическое образование: региональный аспект. — Краснодар, 1997.—200 с.

79. Горлова И. Региональная культура и культурная политика // Региональные факторы развития культуры: информационный аспект. — Краснодар, 1999. — С. 30-43.

80. Дрожжина М. Молодые композиторские школы и проблема периферии в культуре // Периферия в культуре: Материалы межд. конф. Новосибирск, 1994.-С. 38-44.

81. Едошина И. Провинция как феномен в русской культуре // Вестн. Костромского ун-та. — 1999. №2. - С. 7 -11.

82. Ерасов Б. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений.-М.: Аспект-пресс, 1997.-591 с.

83. Зенкин К. О чертах «всемирной отзывчивости» и «провинциализма» в русской музыкальной традиции // Периферия в культуре: Материалы межд. конф. -Новосибирск, 1994. С. 27 - 38.

84. Злотникова Т. Скука в парадигме провинциального бытия (на материале русской классической литературы) // Регионология. -1997. № 2. - С. 258 - 267.

85. Иконникова С. Культурное пространство России как ценность и национальное достояние // Региональные факторы развития культуры: информационный аспект. Краснодар, 1999. - С. 44 - 54.

86. Инюшкин Н. Провинциальная культура: специфика информационного поля // Региональные факторы развития культуры: информационный аспект. -Краснодар, 1999.-С. 116-123.

87. Каган М. Москва Петербург - провинция: «двустоличность» России - её историческая судьба и уникальный шанс // Российская провинция. -1993. -№ 1. -С. 16-27.

88. Лившиц Р. Столица и провинция// Дальний Восток.-1998. -№ 9.-С. 213 —222.

89. Павлова И. К вопросу о специфике Сибири в советский период её истории // Региональные процессы в Сибири в контексте российской и мировой истории. -Новосибирск, 1998.-С. 156-158.

90. Савенкова Л. Духовное возрождение как феномен культурной жизни региона: Автореф. дис. канд. иск. M., 1993. -17 с.

91. Тевосян А. Лопнувшая струна, или Почём нынче «Вишнёвый сад»? // Музыкальная академия. -1998. № 3-4. - Кн.2. - С. 178 - 186.

92. Хоруженко К. Провинциализм. Провинциализм в культуре // Хоруженко К. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. -С. 396.

93. Хугаев О. Судьбы культуры региона на пути к рынку // Социокультурное пространство: Структуры и процессы.—M., 1996. С. 107 - 122.

94. Чурбанов В. Столица и провинция // Российская провинция. — 1995. № 3. — С. 4-17.

95. Шулепова Э. Наследие как фактор регионального самосознания // Культурология и культуроведение: Концептуальные подходы, образовательная практика: Материалы науч.-практ. семинара.—M., 1998. С. 84 - 92.л ■

96. Проблемы музыкальной культуры и композиторского творчестварегионов

97. Айзенштадг А. Из истории русской советской музыкальной фольклористики Сибири и Дальнего Востока (40-60-е годы) // Славянский музыкальный фольклор. М.: Музыка, 1972. - С. 389 - 396.

98. Асиновская А. Музыкальная культура Хакасии (национальные традиции и современность): Автореф. диссканд. иск. Ташкент, 1988. - 23 с.

99. Виноградов В. Музыка Советского Востока. М.: Советский композитор, 1968.-236 с.

100. Головнева Н. Становление якутской профессиональной музыкальной культуры (1920 -1985). Новосибирск, 1994.-383 с.

101. Дулат-Апеев В. Методологические проблемы изучения национальных музыкальных культур // Музыкальная наука Среднего Поволжья: Итоги и перспективы: Материалы юбилейной научной конференции.-Казань, 1999.-С. 3-7.у

102. Куницын О., Лесовиченко А. Традиции русской музыки о Востоке в творчестве бурятских композиторов // Музыкальное искусство и культура: наблюдения, анализ, рекомендации. Вып. 3. - Новосибирск, 1997. - С. 69 - 81.

103. Маклыгин А. У истоков профессионализма // Музыкальная наука Среднего Поволжья: Итоги и перспективы: Материалы юбилейной научной конференции. Казань, 1999. - С.8 - 15.

104. Николаева Н. Эпос олонхо и якутская опера. Якутск, 1993. - 188 с.

105. Осипенко Г. Формирование тувинской симфонической музыки. Автореф. диссканд. иск.-Л., 1985.—21 с.

106. Покидько Е. Тойук и его претворение в творчестве композиторов Саха (Якутии): Автореф. дисс. канд. иск. Новосибирск, 2001. - 21 с1. НЬ 1

107. Роменская Т. История музыкальной культуры Сибири от походов Ермака до крестьянской реформы 1861 года.-Томск: Изд-во Томского ун-та, 1982.-411 с.

108. Соломонова Н. Музыкальная культура народов Дальнего Востока России Х1Х-ХХ вв: Автореф. дис. д-ра иск. М., 2000. - 48 с.

109. Янов-Яновская Н. Узбекская симфоническая музыка. Ташкент, 1979. - 220 с.1. Сибирь

110. Гончаренко С. О творчестве сибирских композиторов в 1990-е годы // Новосибирская область в контексте российской истории. Новосибирск, 2001. -С. 244 - 247.

111. Гончаренко С. Сибирская композиторская организация. 1942-2002: Справочник. Новосибирск, 2002. - 124 с.

112. Задерацкий В. Сверстникам по веку // Советская музыка. -1967. № 8. - С. 5 -10.

113. Калужский В. Композитор Г. Иванов: черты творчества // Творчество композиторов Сибири.-Новосибирск, 1983.-С. 129-141

114. Калужский В. Панорама сибирской музыки-87: (критические заметки) // Музыка России. М., 1991. - Вып.9. - С. 48 - 60.

115. Калужский В., Шейхот М. О музыке сибирских композиторов для оркестра народных инструментов // История музыкальной культуры Сибири (на рубеже XIX -XX веков): Межвузовский сборник трудов. М., 1978 - Вып. XXXVII. - С. 69 - 86.

116. Калужский В., Шиндин Б. Проблемы музыкальной культуры Сибири // Музыка России. М., 1986. - Вып.6. - С. 328 - 339.

117. Калужский В. Шиндин Б. Хоровая музыка композиторов Сибири 1960-х — 70-х годов // Прошлое и настоящее русской хоровой культуры: Материалы Всеросс. науч.-практ. конф. М., 1984. - С. 186 -188.

118. Леонова Н. Фольклористическая деятельность Сибирского отделения Союза композиторов // Новосибирская область в контексте российской истории. Новосибирск, 2001. - С. 231 - 233.

119. Мельников М. Региональное своеобразие фольклора сибиряков // Полевые исследования. / Русский фольклор Л., Наука, 1984. - Т. XXII. - С. 68 - 76.

120. Менткжов А. Основные направления в сибирской хоровой музыке // Современная тема в творчестве композиторов Сибири*. Тезисы науч.-практ. конф. Новосибирск, 1982. - С. 8 - 10.

121. Муров А. Заколдованный круг. Публицистические очерки. — Новосибирск, 1989.-104 с.

122. Оркестр русских народных инструментов Новосибирского телевидения и радио / дир. В. Гусев. М.: Мелодия, 1987. - 1 грп. (ок. 40 мин): 33 об/мин, стерео + Коммент. (1 е.). - С 20 25303 002.

123. Пыльнева Л. Симфония в творчестве Аскольда Мурова. Новосибирск, 2000 - 24с , . ^

124. Сабадаш И. Хоровое творчество композиторов Сибири 60-70-х годов. Дипломная работа. Новосибирск: НТК, 1980. - 86 с.

125. Файн Я. О времени и о себе (Исторический аспект современности в творчестве А.Мурова) // Современная тема в творчестве композиторов Сибири: Тезисы науч.-практ. конф.-Новосибирск, 1982.-С. 12-14.

126. Шейхот М. Композиторская организация Сибири (к 35-летию со дня основания) // Музыка России.—М.: Сов. композитор, 1980. Вып. 3. - С. 310 - 329.

127. Шиндин Б. Тема деревни в творчестве композиторов Сибири // Современная тема в творчестве композиторов Сибири: Тезисы науч.-практ. конф. — Новосибирск, 1982. С. 6 - 8.1. Дальний Восток

128. Абызова Е. Вступительная статья // Менцер Н. Мелодии Севера. -Хабаровск, 1993. С. 3-4.

129. Айзенштадг А. Вечный родник // Сов. музыка. -1973. № 12. - С. 15 - 22.

130. Айзенштадг А. Вопросы ладообразования в эвенкийской народной музыке // Проблемы музыкального фольклора народов СССР. М: Музыка, 1973. — С. 212-225.

131. Булгакова Т. Фольклоризм в нанайском селе // Народная музыка СССР и современность.-Л., 1982.-С. 160-166.

132. Вайман J1. Музыкальная культураВладивостока(1860-1914)//Музыкальная культура Дальнего Востока. Владивосток, 1994.—Вып. 1. - С. 54 - 70.

133. Вольхин П. Песни над Амуром // Дальней Восток. -1975. № 9. С. 128 - 134.

134. Вольхин П. Развитие вокально-хорового искусства на Дальнем Востоке: Период до 1980г.: Пособие по музыкальной литературе и хороведению для лицея искусств. Хабаровск, 1992. - 68 с.

135. Лескова Т. Интерпретация народных текстов в хоровых кантатах А. Мурова и С. Москаева // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток -Запад. Владивосток, 1995. — Вып.2. - Ч.2.- С. 265-268.

136. Лескова Т. Идеи просветительства в творческой деятельности Николая Менцера // Традиции просветительства на Дальнем Востоке в XXI век. -Хабаровск, 2001. С. 174-182.

137. Лескова Т. Национальные истоки песенного творчества Н. Менцера // Музыкальная культура Дальнего Востока. Хабаровск, 2001.-37-41.

138. Лескова Т. Некоторые жанрово-стилевые тенденции профессиональной музыки Дальнего Востока 1960-90-х годов. — Хабаровск: ХГИИК, 2003. 20 с.

139. Лыткин В. Новая жизнь новые песни: Современная национальная музыка Чукотки и пути ее развития. - Магадан, 1970. -160 с.

140. Менцер Н. Взять, чтобы вернуть // Сов. культура. 1974 - 6 авг - С. 5.

141. Менцер Н. Новые горизонты // Муз. жизнь. 1967. - № 21. — С. 8 - 9.

142. Напреев Б. Николай Менцер // Композиторы Российской Федерации. М., 1982. - Вып. 2. - С. 191 - 226.

143. Низовский Г., Романов В. Современное народно-инструментальное исполнительство на Дальнем Востоке // Проблемы культуры в условиях Сибири и перестройки. Кемерово, 1990. - С. 45 - 48.

144. Соловьёва Е. Из глубины. .(Очерк о композиторе Сергее Москаеве) // Музыкальная академия. -1994. № 5.—С.28 - 32.

145. Соломонова Н. Звуковой мир Дальнего Востока // Музыкальная академия. — 1998.-№3 -4,-Кн. 1.-С. 150-158.

146. Соломонова Н. Хабаровск: о творческой жизни Дальневосточной композиторской организации. // Музыка России. М., 1991. - Вып.9. - С. 326 - 328.

147. Соломонова Н. Юрий Владимиров // Композиторы Российской Федерации. М, 1987. - Вып. 4. - С. 98 - 119.

148. Тураев В. Национально-культурное строительство у народов Дальнего Востока: истоки кризиса // Проблемы культуры Дальнего Востока: Науч. конф.-Владивосток, 1993. С. 3 - 5.

149. Федотов В. Матвейчук В. Музыка во Владивостоке в годы Великой Отечественной войны // Культура, наука и образование народов Дальнего Востока России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона: история, опыт развитие.—Хабаровск, 1995. —Вып. 1 С. 99- 103.

150. Фетисова J1. Фольклор и культурная адаптация восточных славян на юге Дальнего Востока России // Проблемы культуры Дальнего Востока: Науч. конф Владивосток, 1993. - С. 6 - 8.

151. Шейкин Ю. Особенности развития музыки удэ и других народов Приамурья // Народная музыка СССР и современность. Jl., 1982. -С. 61 — 80.

152. Юсфин А. Об исследовании музыки народов Севера, Сибири и Дальнего Востока // Проблемы музыкального фольклора народов СССР. М: Музыка, 1973.-С. 188-194.

153. Источники народных песен и текстов

154. Былины. Русский музыкальный эпос.-М.: Сов. композитор, 1981. —614 с.

155. Материалы Алтайской фольклорно-этнографической экспедиции 1976 г. / Архив традиционной музыки Новосибирской государственной консерватории: А 0003, рукописи.

156. Материалы Тобольской фольклорно-этнографической экспедиции 1977 г. / Архив традиционной музыки Новосибирской государственной консерватории: А 0005, рукописи.

157. Обрядовые песни русской свадьбы Сибири. Новосибирск: Наука, 1981. - 319 с.

158. Песни Аграфены Оленичевой / Под общ редакцией Аксюка С. М.: Сов. композитор, 1960.-53 с.

159. Русские свадебные песни Сибири. Новосибирск: Наука, 1979. - 334 с.

160. Сибирские народные песни / сост. Левашов В., Новиков А. М.: Сов. композитор, 1963.- 125 с.

161. Скоморошины / сост. Зырянов И. Пермь: Кн. изд-во, 1983. — 163 с.

162. Традиционный фольклор Новгородской области: по записям 1963 — 1976 г. / Огв. редактор Горелов А. Л. : Наука, 1979. - 350 с.

163. Частушка / Вспуп. статья, подготт. текста и примеч. Бахтина В. М.-Л.: Сов. писатель, 1966. - 607 с.

164. Якушкин П.И. Записи народных песен // Собрание народных песен П.В.Киреевского. Т. 2. - Л.: Наука, 1986. - С. 142 -185.