автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Религиозная политика либеральных тори в Англии, 20-е гг. XIX века
Полный текст автореферата диссертации по теме "Религиозная политика либеральных тори в Англии, 20-е гг. XIX века"
Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова Исторический факультет Кафедра новой и новейшей истории
I' ■ { С ( ■ ; и
■ На правах рукописи
Соловьева Татьяна Сергеевна
Религиозная политика либеральных тори в Англии (20-е гг. XIX в.)
Раздел 07.00.007 - Исторические науки Специальность 07.00.03 - Всеобщая история
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандитата исторических наук
Москва 1999
Работа выполнена на кафедре новой и новейиСей истории . стран Европы и Америки Исторического факультета Московского Государственного Университета им.М.В.Ломоносова
Научный руководитель -
доктор исторических наук, профессор Н.М.Мещерякова
Официальные оппоненты -
доктор исторических наук
I .С.ОСТаПСНКО
Ведущая организация -
кандитат исторических наук Л.Ф.Туполева Российский Государственный Гуманитарный Университет
Защита состоится 18 января 2000 г. в 16 час. на заседании диссертационного сове К.053.05.28 по всеобщей истории в Московском государственном университете и М.ВЛомоносова.
Адрес: 119899, Воробьевы горы, МГУ, 1-й корпус гуманитарных факультете исторический факультет, аудитория 551.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. Горько при МГУ (Воробьевы горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов).
Автореферат разослан декабря 1999 г.
Ученый секретарь Диссертационного совета
Кандидат исторических наук, доцент Т.В.Никитина
—г^-сСИИС*»" I
°^1^блиоте<а 1 Общая характеристика исследования
__-£$кцМ1М' исследования. Научное значение и актуальность
Проблема равноправия религиозных меньшинств в первые десятилетия 19 п. являлась одной из самых острых, беспокоивших английское общество. В это время протестантские диссентеры, т.е. те, кто отказывался принадлежать к государственной англиканской церкви, и католики (как и лица других вероисповеданий) еше не имели в полной мере гражданских и политических прав. Несмотря на то, что законодательство предоставляло им право религиозной свободы (все неангликане могли совершать богослужение сообразно своим верованиям), они были лишены тех возможностей, которые законодательство гарантировало другим подданным, и не могли принимать участия в политической жизни страны. Все неангликане без исключения были лишены права голоса и возможности политической карьеры. Что касается гражданских прав (право собственности, право на образование, право занимать общественные должности, семейное право и т.д.), то и в этой области они были ущемлены, причем католики страдали гораздо в большей степени, чем представители протестантских деноминаций.
Религиозные реформы 1828, 1829 гг. в Англии современники расценивали как эпохальные события. Реформу 1828 г., в результате которой гражданское и политическое полноправие было предоставлено диссентерам, назвали "революционной", так как она изменяла фундаментальные законы конституции1.. Реформу 1829 г., известную как "эмансипация католиков", многие англичане сочли самым важным событием после "Славной революции" 1688 г., последствия которого, как считали они, "будут весьма значительными"2.
Согласно появившейся еще во времена Реформации концепции о единстве церкви и государства обладать всеми законными правами могли лишь те, кто находился в лоне англиканской церкви, "церкви Англии", как ее называли. Однако с самого начала становления англиканства в 16 в. в стране, помимо приверженцев католицизма, было много диссентеров, т.е. несогласных с англиканством (от лат. с^егНне - быть несогласным), которых отличали как более радикальные религиозные взгляды, так и нежелание стать членом церкви, связанной с государством, по политическим мотивам. В первые десятилетия 19 в. религиозный статус-кво, ограничивший права неангликан, более не соответствовал новой исторической ситуации. В первую очередь, это было связано с тем, что численность диссентеров, или иначе - диссидентов (от лат. сНздс^ге -быть отдаленным, отступать) неуклонно возрастала и их социально-экономические
' Parliamentary Debates. Ser.II Vol.19 P. 170
2 The Morning Post 13.03.1829; The Annual Register 1830 Vol. 71 P. 335;
2 ; позиции становились все более весомыми. С другой стороны, в это время происходят значительные изменения в общественном сознании, выраженные в стремлении подвергнуть сомнению традиционные положения о целесообразности государственной церкви и необходимости религиозного освящения жизни государства.
В значительной степени острота религиозных противоречий в 1820-е гг. обусловливалась тем, что их разрешение было связано с изменением конституции и, таким образом, посягало на установления "Славной революции" (1688-89 гг.) Конституцию, законодательно закреплявшую англиканство в качестве государственной религии и ограничившую права неангликан, воспринимали как "основу мира и благосостояния страны"1.
Учитывая реалии новой исторической эпохи, в 20-е гг. 19 в. торийсксе правительство под давлением либеральных тори (так современники называли тех тори, которые выступали в поддержку реформ) пыталось проводить осторожные преобразования в интересах различных слоев населения и прежде всего буржуазии, крепнувшей в результате промышленного переворота. Однако разрешение религиозных проблем, предполагавшее отмену стародавних законов конституции, было неприемлемым и для либерального торизма. Тем не менее в 1828-29 гг. пришедшее к власти министерство Веллингтона - Пиля под влиянием обстоятельств вынуждено было провести религиозные реформы.
Некоторые историки упоминают реформы 1828,1829 гг. мимоходом, недооценивая их значения на фоне реформы избирательного права 1832 г., которую называют великой и нередко сравнивают с революцией2. Следует напомнить, что после реформы 1832 г. право голоса получили менее 1 миллиона англичан, а в результате изменения религиозного законодательства в 1828, 1829 гг. равные гражданские и политические права обрели 3 миллиона английских диссентеров и 7 миллионов английских и ирландских католиков!' Далеко не все из них могли воспользоваться своими правами из-за высокого избирательного ценза, но, тем не менее, юридически равноправными гражданами стали почти половина жителей Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии.
Научное значение исследования реформ 1828,1829 гг. трудно переоценить. Они принципиально важны для понимания особенностей эпохи, для осмысления происходящих в английском обществе на рубеже веков серьезных, глубинных перемен.
Ellenborough E.L. A Political Diary, 1828-1830. Vol.1. L., 1881 P. 336 'The Morning Post9.03.1828.
2 Brock M. The Great Reform Act. L., 1973; Brose O. Church and Parliament. L., 1959 P.l
Историки Англии нередко выделяют период конца 18 - первой трети 19 вв., считая его, с одной стороны, продолжением "старого порядка"2, т.е. общественного устройства "Славной революции" 1688 г., а с другой, - временем важных изменений, когда закладывались основы современной Англии'. Конец "старого порядка" символизируют отмена антидиссентерских статутов в 1828 г., эмансипация католиков п 1829 г. и избирательная реформа 1832 г.4 Именно религиозные преобразования, которые стали "смертным приговором англиканскому устроению революции 1688 г."', в немалой степени расшатали и сокрушили "старый порядок", оказав огромное влияние на дальнейшее развитие истории Англии. Все три реформы представляют собой, по меткому выражению историка Дж.Беста, "конституционную революцию"6.
Актуальность темы определяется тем, что религиозные противоречия не являются лишь достоянием английской истории. В современной Англии резкое увеличение численности католиков, "новые римские победы", критика католиками англиканской церкви приводят к тому, что некоторые ортодоксальные протестанты "призывают вернуться к положению до католической эмансипации 1829 г., когда католики не могли поступать в университеты, быть членами парламента и приобретать собственность"7. Много нареканий в свой адрес вызывает деятельность сект друидов и других неоязыческих культов8. Исследование религиозных проблем в 1820-е тт. имеет большое значение для анализа современных вопросов о веротерпимости и о правах религиозных меньшинств. Многое могут почерпнуть из английского опыта те, кто пытаются разобраться в религиозных проблемах современной России, ибо "главные действующие лица" в обеих странах одни и те же: государство, национальная церковь и представители религиозных меньшинств. Изучение реформ 1828, 1829 гг. также важно для понимания исторического пути англиканства, так как они открыли новый этап в истории национальной церкви, которая впоследствии смогла не только укрепить свои позиции в обществе, но и остаться государственной церковью и поныне.
Реформа 1829 г. имела огромное значение для Ирландии. Почти все исследователи соглашаются, что правительство вынуждено было провести эмансипацию католиков из-
' Parliamentary Debates. Vol.19 Р.170, Vol.20 P. 1246; Gash N. Aristocracy and People: Brit%h 1815 -1865. Camb., 1979 P. 364
2 Clark J. English Society, 1688 - 1832: Ideology, Social Structure and Politic Practicc during the
\ncient Regime. Camb., 1985
' Briggs A. The Age о flm prove meat, 1783 - 1867. L„ 1969
'Clark J. Op.cit. P. 409
1 Gash N. Mr. Secretary Peel. The Life of Sir Robert Peel to 1830. Camb.,1961 P. 582 Best G. The Constitutional Revolution, 1828-32 and its consequences for the Established Church.
'/Theology Vol.62 1959
The Guardian 25.02.1994; The Times 01.06.1999; The Agency France Press 03.09.1999 The Times 22.10.1999
за массовых волнений в Ирландии, стремясь любой ценой сохранить в этой стране свое владычество. Английский историк Ф.Хьюз считает католическую эмансипацию "зародышем будущих успехов ирландского освободительного движения'". В Ирландии религиозный вопрос, как и 170 лет тому назад, тесно переплетается с национальными и социальными противоречиями. Как ив первой трети 19 в. на севере Ирландии идут демонстрации протестантов под лозунгами "Нет папизму!", "Папа - антихрист!" и т.д.3 С другой стороны, ирландцы борются за объединение своей страны, прибегая даже к насильственным методам (показательна в этом отношении деятельность ИРА).
Кроме того, религиозные реформы 1828,1829 гг. представляют собой интерес с той точки зрения, что они раскрывают опыт консервативной партии в решении общественных проблем, и прежде всего способность английских тори провести в критический момент необходимые преобразования и избежать кризиса. Таким образом, последствия реформ 1828,1829 гг. имеют прямое отношение к жизни современной Великобритании и Ирландии.
Хронологические рамки
Диссертация исследует события второго десятилетия 19 в. - времени бурного обсуждения проблемы равноправия религиозных меньшинств, подготовки и принятия реформ 1828 и 1829 гг.
Цели и задачи исследования
Целью диссертации является изучение причин и обстоятельств реформирования религиозного законодательства в 1820-х гг., а также исследование следующих спорных проблем: в какой степени реформы были вызваны объективными предпосылками, т.е. изменениями в менталитете общества и социально-экономическими переменами в период модернизации в условиях промышленного переворота, в какой мере проведение реформ зависело от конкретных политических задач того времени и от позиции правительства, в чем заключалась особенность курса либерального торизма, как религиозные реформы были связаны с другими "горячими" вопросами времени, прежде всего с избирательной реформой и, наконец, каковы были их последствия.
Задачи исследования определяются поставленными целями и заключаются в том, чтобы изучить: 1) положение религиозных меньшинств в Англии в 1820-е гг. и те объективные предпосылки, которые предопределили неизбежность реформ религиозного законодательства; 2) условия формирования правительства Веллингтона - Пиля и планы министров, которые являлись тем субъективным фактором,
1 Hughes Ph. The Catholic Question, 1688 - 1829. L., 1929. P. 316
2The Observer 27.03.1994; The Times 16.10.1999
без которого проведение реформ вряд ли стало бы возможным; 3) анализ обсуждения религиозных вопросов в английском обществе и в парламенте в 20-е гг. 19 в, выяснение того, как сами современники понимали религиозные проблемы, какими принципами они руководствовались при их разрешении; 4) оценка сущности реформ 1828, 1829 гг. и значения их последствий.
Методологической основой исследования служит принцип историзма, согласно которому любое явление следует рассматривать в контексте конкретных обстоятельств и особенностей эпохи. Избранная методология предполагает принять во внимание и учесть различные факторы и их взаимодействие. Изложение материала в работе подчинено проблемно-хронологическому принципу.
Характеристика источников
В диссертации использованы разнообразные документы, как рукописные, архивные материалы, так и опубликованные. По своему характеру источники делятся на несколько групп.
В первую группу источников включены официальные документы, прежде всего протоколы парламентских дебатов. В нашем исследовании изучены публикации парламентских дебатов за 1820-е гг.1 Результаты жарких дебатов - сами законы 1828 и 1829 гг. - анализируются по специальным изданиям английских государственных законодательных актов2. Важные для исследования фактические сведения были почерпнуты в ежегодниках "Annual Register", носивших "полуофициальный" характер3.
Ко второй группе источников относятся малоизученные в научной литературе памфлеты и трактаты современников (более 30 небольших и сравнительно значительных по объему работ).
Третью группу представляют петиции в парламент, многие из которых использовались как воззвания к английскому народу4. В исследовании проведен также
1 Parliamentary Debates. Series II Vols. 11 - XXI L., 1820-1829
1 Great Britain, Laws and Statutes. A Collection of the Public General Statutes. Vol. IV. L., 1825 -1829; He Statutes. Vols. I - VI. L„ 1875; Select Statutes, Cases and Documents to Illustrate English Constitutional History, 1660- 1832. L„ 1919
'The Annual Register, or a View of the History, Politics and Literature. London, 1828-1829
4 An Address from the British Roman Catholics to their Protestant Fellow Countrymen. L., 1826 An Address of the Catholic Association to the Protestant Dissenters of England. L.,1828 Declaration of the Catholic Bishops, the Vicars Apostolic and their coadjutors in Great Britain. L., 1826
The Humble Petition of the Catholics of Ireland for Repeal of the Test and Corporation. // The Christian Reformer Vol. 14 PP.33,274 1828
Petition of the Elders, Deacons and Members of the Church of God meeting in London and known as Freethinking Christians presented in May 12, 1827 by Joseph Hume, Esq. to the Honourable the Commons of Great Britain and Ireland, in Parliament assembled. // The Christian Remembrancer Vol.11 PP.750 1827
анализ рукописных посланий в правительство в поддержку и против изменения религиозного законодательства, обнаруженных нами в государственном архиве Великобритании Public Record Office1.
Много ценного материала содержит британская пресса (четвертая группа источников): 8 изданий газет и журналов разных политических направлений, а также религиозная пресса1.
Исключительно важными для изучения деятельности диссентеров являются хранящиеся в архиве муниципальной библиотеки Лондона рукописные протоколы заседаний Комитета, специально созданного диссентерами для руководства кампании за равноправие'.
Пятую группу составляют мемуары, дневники и переписка министров правительства А.Веллингтона и Р.Пиля, короля Георга IV и государственных деятелей, находившихся в окружении главных политиков (Г.Арбатнот, Дж.Кроукер, Э.Эллинбэр, Ч.Гревилл, У.Гаскиссон, Дж.Рассел, Дж.Элдон, Д.Ливен)4.
Petition of the Minister, Elders, Deacons, and People, assembling themselves for the Worship of God, in the National Scotch Church... to the Right Honourable the Lords Spiritual and Temporal of the United Kingdom of Great Britain and Ireland in Parliament assembled. L., 1829
Petition of the Minister, Elders, Deacons, and People, assembling themselves for the Worship of God, in the National Scotch Church... to the King's Most Excellent Majesty. L., 1829
Petition of the undersigned Protestant Dissenters...to the Honourable the Commons of the United Kingdom of Great Britain and Ireland in Parliament assembled. L.,1828
Petition of the undersigned Protestant Dissenters...to the Right Honourable the Lords Spiritual and Temporal of the United Kingdom of Great Britain and Ireland in Parliament assembled. L.,1828 ' Public Record Office. Markland R., Mayor of Leeds An Address to the King on the question of Catholic Emancipation. 20 Dec. 1828 H044/18 ff.256-257; Rev. Jennings W. A Letter to R.Peel concerning a petition on Catholic Emancipation from the Protestant Congregation of Bayon. 16 Jan. 1829 H044 / 18 ff. 272-273; TrewceksS. A Letter to R.Peel reporting majority approval of Catholic Emancipation in Cornwall. 16 Febr. 1829 H044/181T.309-310
1 Times, Morning Post, British Critic, Edinburgh Review, Quarterly Review, Cobbett's Weekly Political Register, Christian Remembrancer, Christian Reformer
' Guild Hall Library. The Minutes of Meetings of the Committee Appointed to Conduct the Application
to Parliament for the Repeal of the Corporation and Test Acts, 1827-29. MS. 3084/2
4 Arbuthnot H. The Journal of Mrs. Arbuthnot. In 2 vols. L., 1950 The Croker Papers Ed. L.J .Jennings. 3Vols. L.,1884 Ellenborough E.L. A Political Diary, 1828 - 1830. In 2 vols. L„ 1881 George IV. The Letters ofKingGeorge IV, 1812 - 1830. In 3 vols. Camb., 1938 Greville Cb. A Journal of the Reigns of King George IV and King William IV. In 2 vols. L., 1888 Liven D. Letters of Dorothea Princess Liven during her Residence in London, 1812 - 1834. L., 1902 Melville L. The Huskisson Papers, 1792 -1830. L., 1931 Parker Ch. S. Sir Robert Peel from his Private Papers. In 3 vols. L., 1899 Peel R. Memoirs by the Right Honourable Sir Robert Peel. In 2 vols. L., 1856 Russell J. Recollections and Suggestions, 1813 - 1873. L., 1875 Russell R. Early Correspondence of Lord John Russell, 1805- 1840. In 2 vols. L., 1913 Stanhope P.H. Notesof Conversations with the Duke of Wellington, 1831 - 1851. L., 1888 Twiss H. The Public and Private Life of Lord Chancellor Eldon with Selections from His Correspondence. In 3 vols. L., 1844 Wellington A.W. The Dispatches. In 6 vols. L., 1871
Широкий круг разнообразных источников позволил многопланово подойти к исследованию избранной темы. Комплексное использование документов помогло всесторонне анализировать все аспекты интересующих нас проблем.
Религиозные реформы 1828, 1829 гг. в научной литературе
Литература, посвященная религиозной политике 1828-29 гг., обширна. К изучению этой важной проблемы обращались исследователи самых различных направлений. Прежде всего историков интересует вопрос о значении реформ.
Одним из первых фундаментальных исследований реформы 1829 г., интересным в концептуальным отношении является монография английского историка либеральных взглядов Ф.ХьюзаЗакон о католической эмансипации Хьюз считает исключительно важным, так как он отменял один из главных принципов "Славной революции" 1688 г. - незыблемость союза церкви и государства. Как пишет историк, 1688 год установил в стране господство земельной аристократии, которое базировалось на религиозной, экономической и политической привилегиях. 1829 год положил конец одной из этих привилегий, именно поэтому закон 1829 г. можно назвать предвестником избирательной реформы 1832 г.2
Среди историков, разрабатывающих проблемы отношений церкви и государства в Англии, выделяется Дж.Мэйчин 3. Лишь на первый взгляд, с точки зрения Мэйчина, религиозные законы составляют единство с реформой 1832 г., но в действительности католическая эмансипация - явление "совершенно противоположное духу реформизма" 1832 г." Историк убедительно доказывает, что эмансипация, проведенная вопреки желанию большинства населения, доказывала изолированность парламента от народа, о чем без преувеличения говорили радикалы. Мэйчни рассматривает эмансипацию как едва ли не последнее из деяний переформированного парламента. Тем не менее исследователь называет эмансипацию католиков "одним из величайших достижений Англии в деле свободы"5.
Другим специалистом, обстоятельно изучавшим религиозные преобразования 20-хгг. 19 в., стал историк Дж.Бест. В своих статьях он уделил много внимания анализу взглядов защитников "старого порядка", ревнителей неизменности конституции6.
1 Hughes Ph.Op.cit. L.,1929
2 Ibid. P.315
' Machin G. The Catholic Question in English Politics, 1820 - 1830 Oxf.,1964
' Ibid. P. 191
5 Ibid. P. 193
6 Best G.I.T. The Protestant Constitution and its Supporters, 1800-1829. U Transactions of the Royal Historical Society 5lh Ser. Vol.8 1958 Idea. The Mind and Times of William Van Mildert.
1/A Journal of Theological Studies N.S. Vol.14 1963
Английские консерваторы, пытается Бест убедить читателя, осуждены историками -вигами потому, что совершили самую серьезную ошибку в истории: они проиграли. Однако неправильно рассуждать о них, как об "отсталых людях прошлого" (по словам Ч.Гревилла, "worn-out set"). В их доводах в поддержку неизменности конституции и союза государства с англиканской церковью было много благородного и искреннего. Они чистосердечно служили на благо своего Отечества1. Бест вступает в спор с представителями "вигской истории", однозначно осудившими противников преобразований, в которых они видели прогресс человечества (в частности, ведет спор с Э.Галеви2). Бест большое значение придает субъективно-личностному к идейно-богословскому факторам.
Оригинально исследование Р.Хоула: историк считает религиозные реформы 1828, 1829 г. "шагом вперед гораздо большим, чем 1832 год"3. "Если что действительно потрясло старый порядок, так это эмансипация... признание того, что христиане всех исповеданий составляют одну нацию, было гораздо более значительным шагом вперед, чем ограниченное перераспределение мест и изменение избирательного ценза", -полагает автор4. Свои взгляды Хоул основывает на концепции другого историка -Дж.Кларка.
Кембриджский исследователь Дж.Кларк признан ведущим историком Великобритании консервативного направления. Подчеркивая, насколько значительна была роль религии в Англии 18-19 вв., Кларк считает религиозные реформы основными в крушении старого порядка. Он полагает, что "парламентская реформа играла подчиненную роль, она явилась следствием ослабления старого порядка, что было вызвано именно эмансипацией", "эмансипация создала великий прецедент"5. Кларк подчеркивает, что Англия долгое время продолжала оставаться "конфессиональной страной", и поэтому изучение истории исключительно с социально - экономических позиций, чем, с его точки зрения, "грешат" историки-марксисты, или придавая главное значение "политическому прогрессу", в чем заключается ошибка историков-вигов, неверно. Кларк призывает к переоценке "вигской" и "марксистской" истории и
Idem. The Constitutional Revolution, 1828-32 and its conséquences for the Established Church. //Theology Vol.62 1959
' Idem. The Protestant Constitution and its Supporters. PP. 100-110
2 Halevy E. History of England in the 19th Century. Vol.11 L„ 1949
1 Hole R. Pulpits, Politics and Public Order in England, 1760 - 1832 Camb.,1989 P.229
4 Ibid. P.230
5 Clark J.C.D. English Society, 1688 - 1832... P.409
прежде всего потому, что у истории нет заданного направления. Его позиция привела к интересным и плодотворным дискуссиям, которым посвящена статья Дж.Иннис1.
Во многих исследованиях легко заметить "крен" (вполне объяснимый) в сторону католической эмансипации. Закону 1828 г. о протестантских днссентерах уделяется меньше внимания. Более глубокое изучение этого закона находим в работах по истории английских диссентеров и англиканской церкви. Среди этих работ лучшим заслуженно признано обобщающее исследование М.Уоттса "Диссентеры"2. Исследование Уоттса, в основе которого лежит учет и анализ разных исторических факторов, является важным вкладом в историографию религиозных проблем Англии. Спорным является вопрос о том, насколько диссентеры реально страдали от ограничительных законов. Некоторые исследователи подчеркивают, что законы были действительно обременительны для нонконформистов3. Другие полагают, что фактически диссентеры мало страдали с/т своей юридической недееспособности и вполне могли сделать карьеру в английском обществе4.
Другой важный для историков вопрос - феномен либерального торизма. Известный историк либерального направления из Лондонского университета А.Бриггс видит парадокс истории в событиях 1828-29 гг., когда сами консерваторы нанесли первый удар по старой конституции, однако подчеркивает, что свойство "изменять свой цвет было присуще торизму во все времена"5.
Все историки консервативной партии признают, что уоИег-Гагсе (повороты кругом) - неотъемлемое свойство английского торизма6. Католическая эмансипация, по мнению Г.Хэнема, стоит в одном ряду с такими событиями, как отмена хлебных законов тем же Пилем в 1846г., избирательная реформа Дизраэли 1867 г., внесение Гладстоном билля о гомруле для Ирландии в 1886 г., провозглашение протекционизма Чемберленом в 1903 г.7
Одно из самых тщательных исследований политики тори в 20-е гг. 19 в. содержится в монографии У.Брока "Лорд Ливерпул и либеральный торизм"'. Брок выражает свое восхищение правительством либеральных тори, которые несмотря на
1 Innes J.Jonathan Clark, Social History and England's "Ancicnt Regime". //Past and Present Vol.115 1987
2 Witts M.R. The Dissenters Vol.1 Oxf„ 1978, Vol.11 Oxf., 1995
' llenrigues U. Religious Toleration in England, 1783 - 1833. L., 1961 P. 15-20
I Watts M.R. Op.cit. P.483, Moorman J.R. A History ofthe Church of England. L.,1961 P.329 ' Briggs A.A. The Age of Improvement... P.232
II Hanham H.J. The XIXth Century Constitution, 1815 - 1914. Documents and Commentary. Camb., 1969 P.200
' Ibid. P.201
" Brock W.R. Lord Liverpool and Liberal Toryism. Camb.,1941
разногласия смогли, с его точки зрения, блестяще провести необходимые преобразования1. Историк Дж.Эванс высказывает свое несогласие с рядом положений Брока, чья монография, написанная в довоенные годы, оказала большое влияние на историков последующих поколений. Прежде всего, считает Эванс, сам термин "либеральный торизм" всего лишь подчеркивает разницу между тем политическим курсом, которого правящие круги придерживались в 1815-22 гг., и политикой после 1822 г.2 Употреблять этот термин следует очень осторожно, чтобы не ввести читателя в заблуждение: ведь никакого резкого разрыва с прошлым не произошло, подчеркивает историк, Эванс не разделяет восхищение "либеральным торизмом" Брока, его оценка этому политическому курсу гораздо ниже.
В монографии Эванса затронут и другой спорный вопрос: означении реформ. Эванс пишет, что многие историки страдают "вигистским пониманием" истории, смотрят на исторические события как на неуклонный политический прогресс по пути к демократии5. Для них реформы 1828, 1829 гг. всего лишь первые уступки консерваторов, всего лишь прелюдия к такому действительно грандиозному событию, как парламентская реформа 1832 г. Однако религиозные реформы, подчеркивает Эванс, следует рассматривать не как "закуску перед главным блюдом", но как неотъемлемую и одинаково значимую часть "конституционной революции 1828-32 гг."4
Обобщая обзор научной литературы о религиозных реформах 1828, 1829 гг., следует заключить, что 1) несмотря на то, что проблема изучена английскими историками в ее разнообразных аспектах, в историографии отсутствуют работы, специально посвященные обеим, следующим друг за другом реформам, в которых отмена антидиссентерских статутов и эмансипация католиков рассматривались бы во взаимосвязи; 2) английские исследователи, как правило, ограничивают изучение избранной проблематики либо партийно-политическим, либо церковно-конфессиональным аспектом. Лишь в трудах таких историков, как Дж.Кларк, Дж.Мэйчин, Дж.Эванс сделана попытка подойти к изучению проблемы с учетом идейно-богословских, политических и других факторов; 3) оценки событий 1828, 1829 гг. различаются; порой исследователи существенно расходятся и в трактовке отдельных фактов, и в анализе событий в целом.
1 Ibid. P.76
2 Evans J. Britain before the Reform Act: Politics and Society, 1815-1832 L.,1989 P. 43
' Ibid. PP. 76-78, 94-96
4 Ibid. PP.94-95
структура английской религии представляла собой "сэндвич", верхним и нижним слоями которого были англикане, а в середине находились диссентеры1. Бурные изменения в экономике страны, рост индустрии вследствие промышленного переворота приводили к увеличению значимости среднего класса.
Что касается католиков (еще в 1605 г. была утверждена "Декларация против пресуществления", из-за которой католики не могли состоять на государственной службе), то после 1688 г. антикатолическое законодательство получило дальнейшее распространение. Жестокие и унизительные законы "Карательного кодекса" ("Penal Code", 1692 г.), введение которых продолжалось на протяжении конца 17 - первой половины 18 вв., чрезвычайно осложнили положение католиков (среди которых были представители древнейших родов королевства): они не только полностью исключались из политической жизни страны, но им запрещалось также получать образование в лучших школах и университетах, католические церкви и школы не могли иметь своей собственности, брак католиков считался недействительным, если не был оформлен протестантским священником2.
Законодательство "Славной революции", которое считалось основой английской конституции, оставалось неприкосновенным, в том числе и в области религиозных прав, вплоть до 1828 г. Однако историческая обстановка существенно изменилась уже к началу 19 и, Ограничительные законы против протестантских диссентеров не соответствовали новому социально-экономическому положению, при котором численность и финансовое состояние нонконформистов становились более значительными, многие из них были заняты в активно развивающихся отраслях экономики. Английские католики в сравнении с нонконформистами были малочисленной и изолированной группой. Тем не менее вопрос о католической эмансипации стоял еще более остро: католицизм исповедовало большинство населения Ирландии. Существующее законодательство в отношении католиков не соответствовало новой политической ситуации, когда после заключения унии 1801 г. в условиях тяготения ирландцев к враждебной Франции и напряженных отношений с другими государствами Англия вынуждена была считаться с требованиями Ирландии - своего "партнера" в составе Соединенного Королевства.
Во втором разделе первой главы речь идет об особенностях экономического и политического развития страны в изучаемый период. В условиях увеличения значимости и мощи среднего класса в экономической жизни страны правящая элита -
' Ibid. P.34
' An Address from the British Roman Catholics to their Protestant Fellow Countrymen. L.,1826
как виги, так и тори - должны были считаться с интересами буржуазии. Большую роль сыграли перемены в составе министерства. В состав правительства в 20-е гг. входили такие люди, как Дж.Каннинг, У.Гаскиссон, Р.Пиль, Г.Пальмерстон, Ф.Робинсон. Историки вслед за современниками называют их "либеральными" и "просвещенными" тори1. Под влиянием либеральных тори, идущих навстречу требованиям укрепившейся торговой и промышленной буржуазии, а также и других слоев населения, правительство провело ряд преобразований, которые и позволяют называть 20-е гг. 19 в. эрой либеральных торн (прежде всего реформы затронули область экономики, поэтому либеральный торизм нередко называют "экономическим либерализмом"2). Однако какой бы либеральной ни являлась политика тори в 20-е гг. 19 в., она прежде всего была направлена на сохранение законов, унаследованных от прошлого. Эта политика имела целью остановить атаки оппозиции на конституцию, демонстрируя, что и аристократическая система правления могла отвечать интересам всего общества и производить необходимые преобразования. Религиозные же реформы упирались именно в необходимость изменения конституции, что было слишком радикальным делом для правящих тори. Историческая ситуация предполагала возможность реформ, но их осуществление зависело от множества субъективных факторов.
Третий раздел главы содержит классификацию всех диссентерских деноминаций, которые существовали в Англии в 20-е гг. 19 в. с кратким описанием их особенностей. Английский нонконформизм (нонконформистами диссентеров стали называть после ' того, как они отказались подчиниться "Акту о единообразии" 1662 г.) являл собой достаточно "пеструю" картину. Во-первых, это были представители "старой" диссентерской традиции (Old Dissent), которая брала свое начало в 16-17 вв.: пресвитериане, конгрегационалисты, баптисты, квакеры и- унитарии. Во-вторых, "новые" диссентеры 18 в. (New Dissent), т.е. методисты. В-третьих, представители "особенного" диссиденства (Particular Dissent), немногочисленные, но известные секты - такие, как моравские братья, а также последователи учений Сандемана, Сведенборга, Джонсона, Ингэма. Религиозные взгляды диссентеров анализируются в диссертации по неоднократно переиздававшемуся "Катехизису протестантского диссентера"'. По данным группы, созданной руководителями Объединенного комитета диссентеров специально для подсчета числа нонконформистов, в Англии к 1828 г. было не менее
1 Peac& H. British History... L.,1968. P.139
2 Ayling S. The Gcogrian Century... L., 1966 P.416
3 The Protestant Dissenter's Catechism, containing 1. A Brief History of the Dissenters 2. The Reasons of Dissent from the National Church. The 19"1 Ed. By William Newman L., 1829
3 миллионов диссентеров1. Анализ источников убедительно показывает, что диссентеры являлись многочисленной'и важной группой в составе среднего класса. Как понимали сами современники, "они не только многочисленны, но часто представляют важные и влиятельные круги нашего общества"2. Дискуссионным в историографии является вопрос о действительном положении диссентеров, о том, в какой степени они страдали от сохранения ограничительных статутов, ведь с 1727 г. ежегодно издавался "Акт об освобождении от уголовной ответственности" за нарушение статутов 1661 и 1673 гг. Нельзя не признать, что диссентеры имели возможность "обойти" ограничительные статуты (некоторым из них удавалось даже становиться мэрами городов). Однако не приходится считать ограничительные законы "мертвой буквой" к 1828 г. На выборах в городское управление, советы графств или другие органы местного самоуправления, даже если человек из диссентерской среды способен лучше других справиться с должностью, на которую претендуют многие другие, диссентеру отказывали, и в первую очередь потому, что есть веский повод: из двух кандидатов всегда предпочитают англиканина. Главной причиной недовольства нонконформистов был "моральный фактор", они не желали больше считаться "аутсайдерами" только из-за своего отказа исповедовать англиканство. Начало новой кампании нельзя не связать с социально-экономическими изменениями, приводившими к укреплению среднего класса, который играл все более значимую роль в жизни общества. Новая историческая ситуация имела большое значение и способствовала диссентерам в достижении успеха.
В четвертом разделе речь идет о неудавшихся попытках разрешить проблему католиков в 20-х гг. 19 в. Католическая проблема была прежде всего ирландской проблемой, именно поэтому она занимала центральное место в политических дебатах. В разделе рассмотрены и проанализированы законопроекты 1820-х гг., которые предусматривали разные варианты полной или частичной эмансипации католиков. Предпринят анализ результатов выборов в парламент п 1826 г., когда по стране прокатилась волна выступлений под лозунгом "Нет папизму!", так как именно избранные тогда депутаты будут голосовать за реформы в 1828, 1829 гг.
В пятом разделе первой главы исследуются обстоятельства формирования в январе 1828 г. нового правительства, во главе которого встали "железный герцог" Веллингтон и "самый горячий защитник интересов церкви в палате общин" Р.Пиль, анализируются
1 Hie Minutes of Meetings of the Committee Appointed to Conduct the Application to Parliament for the Repeal of the Corporation and Test Acts, 1827-28. MS. 3084,1! fr.103-104
1 Rev. Merewether Fr. The Case between the Church and the Dissenters impartially and practically
considered. L„ 1827 P. 443
позиции по религиозным вопросам ведущих министров, которые и смогли вопреки ожиданиям и представлениям о них современников провести реформы.
Вторая глава "Отмена антидиссентерских статутов в 1828 г." посвяшена кампании диссентерских деноминаций за отмену ограничительных статутов в 20-е гг. 19 в., деятельности Объединенного комитета диссентеров, игравшего ведущую роль в этой кампании. В первом разделе анализируется тактика различных диссентерских общин (диссентерское руководство отвергало любые радикальные методы, настаивая прежде всего на борьбе в парламенте, на мирной пропаганде, публикации литературы, составлении петиций и сборе подписей1), исследуются также их отношения друг с другом и с католиками - "товарищами по несчастью". Готовность сотрудничать с католиками отличала далеко не всех диссентеров, рьяными антикатоликами выступали методисты, баптисты, конгрегационалисты и другие "убежденные протестанты"2. Однако в отношении католического вопроса диссентеров следует различать не столько по принадлежности к той или иной секте, сколько по социальному статусу и уровню образования. Как обнаружено в результате изучения, чем выше эти показатели, тем меньше антикатолицизма.
Источники предоставляют прекрасные доказательства союза английского вигизма и нонконформизма. Лидеры вигской оппозиции оказали существенную помощь диссидентам в их борьбе за равноправие3. Видное место отводится анализу петиций диссентеров в парламент.
Второй раздел главы посвяшен полемике религиозных диссидентов и представителей государственной церкви, которые приводили множество веских доводов в защиту привилегий апостольской церкви как оплота христианства в стране4. Современники бурно обсуждали вопросы о причинах существования множества сект, об условиях и последствиях веротерпимости5. Контраргументы диссентеров содержат факты о вопиющих недостатках англиканского клира и критику государственной религии6. Среди священства и мирян англиканской церкви были и те, кто одобрял предоставление равноправия нонконформистам'.
'The Minutes... MS. 3084/1. ff.1-10
1 Memoir of the Rev. Joseph Entwisle, by his son. L., 1848 // Nonconformity in the 19" Century. Ed. by
D.M. Thompson L.,1972 PP.436-437
' The Minutes... MS. 3084/1. ff. 25-26
4 Rev. Hodgson Cole W. The Claims of the Established Church. L.,1827; Rev. Irving E. A Letter to the King on the repeal of the Test and Corporation Laws, as it affects our Christian Monarchy. L., 1828 P.3
5 Rev. Cassan S.H. Considerations on the Danger of any Legislative Alteration respecting the Corporation and Test Acts. L., 1828
' Letters on the Church. By an Episcopalian. // The Edinburgh Review 1828 Vol. 44 P.491 ' On Religious Persecution. // The Christian Remembrancer 1827 Vol.11 P.757
Билль об отмене ограничительных статутов внес на обсуждение 26 февраля 1828 г. представитель вигской оппозиции Джон Рассел. Парламентские прения (третий раздел) рельефно выявляют разногласия между тори и вигами, а также внутри каждой из этих партий. Социальная подоплека религиозных противоречий (сохранение религиозного статус-кво для англиканской элиты лендлордов было делом сохранения своего привилегированного положения в целом) предполагала водораздел в этом вопросе между основными политическими группировками. Однако, с другой стороны, это все-таки был религиозный вопрос, вопрос о том, какое место в обществе подобает занимать национальной церкви, представляющей апостольское преемство и "умеренной" Реформации, и какие права могут иметь сектанты, не только отрицающие истинность этой церкви, но и активно выступающие против ее учения. Именно поэтому в вопросе о ■ религиозных реформах были отклонения от "нормального" положения, когда различные взгляды по вопросу о какой-либо проблеме соответствовали принадлежности к той или иной политической группировке. Исключения в большинстве случаев были вызваны либо личной искренней преданностью англиканской церкви и традиционному христианскому учению, как в случае с либеральным тори Пилем и некоторыми вигами, либо лишенным религиозных привязанностей практицизмом, как в случае с торн - сторонниками религиозных реформ.
Содержательны дискуссии депутатов об отношениях церкви и государства, что было принципиальным разногласием при обсуждении билля в парламенте, о прогрессе и о "новом времени", как депутаты называли свою эпоху1. Весьма примечательно, что парламентарии говорили не столько о реальных тяготах (которые действительно сохранялись), сколько о моральном унижении диссентерства. Нонконформисты, как явствует из источников, уже вполне осознавали себя значимой общественной группой и не желали мириться со "второсортным" гражданством3. В процессе анализа парламентских прений рассмотрены также позиции ведущих прелатов англиканской церкви, так как в значительной мере исход голосования зависел от позиции духовных пэров в верхней палате (как ни странно, ведущие прелаты англиканской церкви поддержали билль Рассела'). В результате голосования большинство парламентариев, что многими воспринималось как неожиданность, согласилось удовлетворить просьбы диссентеров. Решительного сопротивления предложенному Расселом биллю, кроме ультра-тори во главе с лордом Элдоном, никто не оказал. Отсутствие широкого
' РагИатет^агу ОеЫез. Уо1. 18. РР. 700, 1185, 1197, 1497. Уо1. 19. Р. 129
21Ыа. Уо1. 18. РР. 729, 744
сопротивления реформе 1828 т. нельзя не признать отличительным знаком времени, индикатором происходящих в английском обществе перемен.
Необходимым условием отмены антидиссентерских законов депутаты признали введение "Декларации о верховенстве англиканской церкви", всестороннему разбору которой посвящен четвертый раздел главы. В тексте Декларации подтверждалось, что государственной религией страны является англиканство и что "Протестантская Епископальная Церковь Англии и Ирландии, ее вероучение, обряды, иерархия установлены навсегда и нерушимо"2. Подписавшие Декларацию должны были брать на себя обязательство никогда не действовать в ущерб интересам церкви Англии.
Билль об отмене ограничительных статутов стал законом 9 мая 1828 г. ("An Act for Repealing so much of the several Acts as imposes the Necessity of Receiving the Sacrament of the Lord's Supper as a Qualification for Certain Offices and Employments"). В тексте закона оговаривалось, что ограничительные статуты 1661 и 1673 гг. отменяются прежде всего потому, что обязательное причащение в государственной церкви, требуемое в этих статутах, подрывает авторитет англиканской церкви и противоречит ее учению'. В работе проводится анализ закона, объясняются вновь приобретенные права и те ограничения, которые по-прежнему оставались в силе. В результате реформ диссентеры, как христиане-протестанты, так и люди неортодоксальных взглядов приобрели политическое полноправие, могли беспрепятственно поступать на государственную службу или состоять в органах местного самоуправления, не скрывая своих религиозных взглядов (при условии подписания "Декларации о верховенстве англиканской церкви"). Неслучайно реформу 1828 г., ставшую по сути официальным признанием того, что государство отныне не знает разницы между англиканами, представителями государственной церкви, и диссидентами, "Times" назвала "ошеломляющим" событием, имеющим для страны огромное значение4. Ведь эта реформа, как понимали современники, "изменила фундаментальные принципы конституции"5 и стала "первым со времен революции 1688 г. успешным ударом против государственной церкви"6. Источники предоставляют обширный материал для исследования общественного мнения о реформе 1828 г. (пятый раздел второй главы).
Историки склонны считать, что отмена антидиссентерских статутов привела к падению престижа правительства Веллингтона, которое было "сломлено"
'Ibid. PP. 495,1506
2 Ibid. Vol. 18. P. 1191
'Hie Statutes. Vol.VI L., 1875 P.492
4TheTimes 23.02.1828.
5 Parliamentary Debates. Vol. 19. P. 170
6 The Annual Register Vol. 70. P. 84
большинством палаты общин'. Тори открыто говорили Веллингтону об этом, упрекая его за податливость либералам и беспринципность2. Либералы же остались очень довольны, и "популярность герцога увеличивалась с каждым днем"3. Премьер-министр смог все же остаться "своим человеком" и для ультра-тори: когда в апреле 1828 г. во время парламентских дискуссий речь зашла о том, что католики смогут воспользоваться уступками диссентерам, герцог заявил, что "в парламенте нет другого человека, кто был 5ы настроен против католиков столь же решительно"4. Уступку диссентерам Веллингтон объяснял тем, что ведущие прелаты церкви Англии и многие политики не сочли нужным сопротивляться реформе. Проведение реформы, по замыслу премьер-министра, было обставлено как уступка правительства, цель которой заключалась в устранении компрометирующих государственную церковь законов, а не вынужденная мера. Веллингтон предпочел своевременно уступить либералам, сохранив при этом прочные позиции для англиканской церкви. Тори вскоре оценили маневр премьер-министра. "Герцог Веллингтон доказал, что достоин и способен управлять страной не хуже, чем командовать армией" s. Министерство Веллингтона стало еще более популярным за уменье добиться компромисса между оппозиционными партиями.
Третья глава "Вопрос о полноправии католиков в 20-е гг. 19 в." исследует обстоятельства проведения реформы законодательства в отношении исповедующих католицизм и полемику по этому вопросу, который, как писала "Times", волновал англичан в то время больше всего6. Первый раздел посвящен бурным баталиям между католиками и противниками их равноправия, которых - доказательство этого положения автор рассматривает как одну из своих задач - в Англии того времени было Зольшинство. Анализ многочисленных памфлетов, петиций, публикаций ведущих изданий страны помогает выяснить в чем заключались причины ненависти (это слово отнюдь не преувеличение) англичан к Римскому престолу. В какой-то мере, как показывает изучение источников, своей "живучестью" антикатолицизм обязан тому, что многие англичане не могли забыть злодеяний "Кровавой" Марии и якобитской угрозы, а также имели весьма смутные представления о деятельности современной католической церкви. Однако в большинстве случаев англичане выдвигали веские, тщательно обоснованные доказательства несогласия с католическим учением. Аргументов у антикатоликов было множество. Их можно разделить на две основные
' Brodrick G. History of England... P.235; Briggs A. The Age of Improvement... P.230
1 Parliamentary Debates. Vol. 18. P. 1582
'Ibid. P. 182
'Ibid. Vol. 19. P. 179
s The Morning Post 29.07.1828
"The Times 22.01.1828
категории: во-первых, богословские доказательства грубых ошибок и несостоятельности католической догматики, во-вторых, несовместимость католицизма с конституционным устройством страны по причине необходимого подчинения верующих власти папы, которая простиралась не только на духовные вопросы, но и на политику. Также рассматриваются "Обращения британских римо-католиков к их протестантским соотечественникам", в которых католики пытались убедить англичан в необоснованности их опасений'.
Предпринят анализ публикаций и дебатов, посвященных ситуации в Ирландии и тяжелейшим проблемам этой значительной части Соединенного Королевства. "Эмансипация католиков положит конец всем проблемам," - писал в своем памфлете один из полемистов Г.Найт2. Антикатолики думали совершенно по-другому. Напряженное положение в Ирландии, жалкое существование ее крестьян, считали противники эмансипации, не могло быть связано с законами британской конституции. "Эмансипация имеет такое же отношение к восстановлению порядка в Ирландии, как мелиорация земель по отношению к проблеме рабства в Вест-Индии. Ирландцам нужна работа, хлеб, просвещение и освобождение от влияния католического духовенства... Эмансипация станет камнем, который мы дадим людям, просящим хлеба," - писал "Christian Remembrancer"3. "Рецепт" наведения порядка в Ирландии был следующим: запретить субаренду, которая вела к разорению крестьянских хозяйств, обязать землевладельцев жить в своих имениях и развивать сельское хозяйство путем введения специальных налогов, расширить систему образования, ввести законы о бедных по примеру Англии4.
В мае 1828 г. радикалом Ф.Бердеттом вновь был представлен билль об эмансипации католиков. Отдельный раздел третьей главы посвящен рассмотрению парламентских диспутов, систематизации и характеристике всех аргументов за и против равноправия католиков.
В сложившейся ситуации, когда силы противников и поборников реформы уравновешивали друг Друга, судьба реформы зависела от позиции премьер-министра герцога Веллингтона, которого современники называли одним из самых влиятельных людей в Европе5. Премьер-министр провозгласил себя решительным "антикатоликом", билль был отвергнут. Автор пытается выяснить, почему через некоторое время
1 An Address from the British Roman Catholics to their Protestant Fellow Countrymen L.,1826,
Declaration of the Catholic Bishops, the Vicars Apostolic and their coadjutors in Great Britain L.,1826
1 Knight H. G. Foreign and Domestic view of the Catholic Question. L., 1828 P. 195 J The Christian Remembrancer 1829 Vol.1 P.240
4 Ibidem.
5 Charles-Edwards T. They Saw it Happen... Oxf.,1958 P.212
Веллингтон изменил свою позицию, какими принципами он руководствовался. Нет сомнений, что герцог решился провести реформу из-за критического положения в Ирландии.
Особое внимание в диссертации уделено ситуации в ирландском графстве Клэр, где в июле 1828 г. на выборах в парламент ошеломляющую победу одержал католик Дэниэл О'Коннел и деятельности созданной в 1823 г. Католической ассоциации Ирландии, которой суждено было играть ведущую роль в борьбе ирландцев за эмансипацию. Анализ источников (в третьем разделе) доказывает, что в тот момент недовольство ирландского народа могло принять форму открытого сопротивления английским "соотечественникам". Перед правительством стояла жесткая альтернатива: либо уступить требованиям католиков, либо остановить деятельность Католической ассоциации, что на этот раз было невозможным без применения военной силы. Гражданская война и кровавое подавление освободительного движения в Ирландии можно считать вполне возможным исходом событий лета 1828 г. На границе с Ирландией были сосредоточены войска, готовые в любой момент вступить на ее территорию'. В июле 1828 г. герцог "прокручивал" оба возможных варианта решения ирландской проблемы. Спустя много лет он признается, что думал о военном походе в Ирландию2. Он мог бы с легкостью навести там порядок с помощью войск. Но проблема все равно оставалась бы нерешенной и для Ирландии, и для Англии, где позиции сторонников эмансипации становились все сильней.
На основе изученных материалов прессы, мемуаров и рукописных документов министра внутренних дел в четвертом разделе главы предпринята попытка подробно восстановить последовательность событий в 1828 г., когда после закрытия сессии парламента Веллингтон и "оранжевый" Пиль (так его называли за стойкий антикатолицизм) продолжали убеждать население страны, что реформа не может быть проведена, и в то же время за кулисами, в строгом секрете подготавливали законопроект об эмансипации католиков. Не только "широкие слои", но и близкие к правительству политики не догадывались об истинных намерениях министров. Когда билль был внесен на обсуждение в парламент, министрам пришлось столкнуться с твердой оппозицией со стороны короля, палаты лордов, церкви и английского народа. Огромное большинство английской нации решительно выступило против эмансипации католиков. В "верхах", как показывают парламентские дебаты, либеральные настроения в защиту религиозного полноправия значительно укрепились. Но в "низах"
' Peel R. Memoirs... Vol.1. L.,1856 P.230
1 Stanhope P.M. Notes of Conversations with the Duke of Wellington, 1831 - 1851. L., 1888 P. 44
антикатолицизм был не менее силен, чем в 1778 г., когда в Лондоне вспыхнули "Гордоновы мятежи" из-за предоставленных католикам минимальных прав. На парламент обрушился настоящий шквал антикатолических посланий, присылаемых из каждого уголка Англии'. В феврале 1829 г. в парламент поступило 720 антикатолических петиций и 220 петиций в поддержку католиков, в марте антикатолических петиций было уже не менее 23002. В разделе анализируются петиции и выясняется, как на позицию населения в католическом вопросе влияли образование, социальное положение, религиозные взгляды. Как явствует из петиций, большинство англичан: фригольдеры, рабочие, ремесленники, торговцы, т.е. простой люд, поддержали антикатолическую кампанию, возглавляемую англиканским духовенством. Средний класс не был единым в католическом вопросе. Многие образованные лица: адвокаты врачи, преподаватели -. солидаризировались с либеральной аристократией и, отстаивая свободу совести, выступали за эмансипацию католиков. Торийская ультра протестантская аристократия в 1829 г. имела все основания ощутить свое родствс с английским народом, активно выступив против реформы. Видное место в работе уделено рассмотрению мощного движения оранжистов в Ирландии и Англии в 182829 гг., которое трудно не признать национальным движением.
Законопроект, представленный Р.Пилем 5 марта 1829 г., в сравнении с подобным! биллями 1820-х гг. выгодно отличался в лучшую сторону, что свидетельствует об искреннем желании авторов реформы успокоить Ирландию и потушить огош религиозных распрей. В основе реформы лежали два краеугольных принципа: отмен; гражданских ограничений в связи с принадлежностью к римо-католической церкви (бе: контроля над католическим духовенством со стороны государства, что предлагалоа ранее) и обеспечение безопасности протестантской церкви. В пятом разделе главы предпринят анализ закона 13 апреля 1829 г. ("The Roman Catholic Relief Act") предоставленных англиканской церкви гарантий безопасности и тех юридически ограничений против католиков, которые оставались в силе.
Отношению современников к реформе 1829 г. посвящен шестой раздел главы Англичане восприняли апрельскую реформу 1829 г. как важнейшее событие з последние 150 лет3. В парламенте часто можно было слышать слово "революция", когд речь шла об этой реформе4. Полноправие католиков означало прежде всего стремлени английского правительства разрешить ирландский кризис. Однако реформа затрагивал
' Parliamentary Debates. Vol.20. P.145
2 Ibid. PP. 150, 598
'Liven D. Letters of Dorothea Princess Liven... L.,1902 P. 180
"The Morning Post 13.03.29.;The Annual Register Vol.71. P.36
освященное веками религиозное устроение самой Англии и предоставила привилегии гражданского и политического полноправия столь ненавидимым многими англичанами 'папистам". Нет сомнений, что если бы не борьба ирландцев за свою национальную :амостоятельность,. жестоко подавляемую англичанами не только в политической, жономической, но и религиозной жизни, то английские католики, немногочисленные 1 презираемые, долго бы еще ждали своего освобождения.
В Заключении приводятся основные выводы диссертации.
Реформа религиозного законодательства стала возможной благодаря удачному ¡течению обстоятельств, когда субъективный фактор шел навстречу и взаимодействовал : объективными предпосылками реформ. Перемены в общественном сознании, 'готовность" многих членов английского общества к изменению религиозных устоев :траны, усиление позиций диссентеров - представителей среднего класса в условиях жономического прогресса и мощное национальное движение Ирландии в защиту сатолической веры стати главными причинами реформ 1828,1829 гг. Однако при фоведении реформ огромное значение имел субъективный фактор - согласие фавительства пойти на компромисс и способность провести преобразования, которым ¡дни старались всячески содействовать, а другие самоотверженно оказывали «противление. Реформы в значительной степени способствовали изменению религиозной карты" Англии и послужили прецедентом для многих преобразований в ¡альнейшем.
Политическое полноправие - наиболее важная привилегия полноценного ражданства. Добившись возможности влиять на политику государства, неангликане тныне могли напрямую отстаивать свои интересы, так как впереди предстояла отмена се еше сохранявшихся ограничений: диссидентов по-прежнему обязывали платить боры на содержание государственной церкви, и только там могли быть оформлены кты о крещении, браке и смерти, они не могли учиться в ведущих университетах траны и совершать богослужения на кладбищах. Успех борьбы против этих граничений стал лишь делом времени.
Изменения в сознании общества, выраженные в распространении идей о пользе и езопасности веротерпимости, в постепенном раскрепощении религиозного мышления ледует признать одним из основных объективных факторов, предопределивших еформу религиозного законодательства. Изучение дискуссий о религиозных реформах 828-29 гг. представляет богатый материал для анализа происходивших изменений в ознании общества. Свободу совести и виги, и либеральные тори считали
неотъемлемым правом каждого человека. Ссылаясь на прогресс разума - "the march о mind" - они требовали, по выражению современника, "free-trade в религии"1.
Другим, не менее важным фактором стало усиление позиций нонконформистов что было связано с промышленной модернизацией экономики и подъемом среднегс класса. Нонконформисты являлись значимой социальной группой, осознавал!» важность своей роли в новых экономических условиях и требовали достойного к себ< отношения, а также уважения своих взглядов. Недовольство диссентеров свои»-моральным унижением, их желание "влиться" в общество в качестве его равноправны? членов нашло понимание у большинства парламентариев. Именно готовност; английского общества к восприятию полноправия диссентеров, отрекавшихся от государственной церкви, но трудолюбивых предпринимателей и добропорядочны) граждан, предопределила успех билля Рассела в 1828 г.
Либерально настроенная общественность очень высоко оценивала религиозные реформы 1828-29 гг. Как писал вигский журнал "Edinburgh Reveiw", "дух терпимости, дух свободы является одним из самых прекрасных достижений нашего времени"2.
Однако до "free-trade в религии" было еще далеко. У эмансипации католиког защитников было гораздо меньше. Только из-за критической ситуации в Ирландии большинство парламентариев поддержало реформу. Эмансипация католиков в отличие от отмены антидиссентерских ограничений в 1828 г. была крупным успехом сторонников веротерпимости, но не победой их принципа. При проведении реформы 1829 г. главную роль сыграли чисто прагматические соображения.
Современники ясно осознавали, что реформами страна обязана правительству Веллингтона. Герцога назвали "самым влиятельным министром за всю историк Англии"'. Только Веллингтону с его уникальным авторитетом было под силу сломит! сопротивление короля, лордов, церкви и английского народа. Рассуждая о реформа? сейчас, спустя 170 лет и признавая естественную ограниченность "веллингтоновского' торизма, все же нельзя не отдать должное герцогу Веллингтону как политику Правительство Веллингтона стало тем субъективным фактором, без которого проведение реформ вряд ли стало бы возможным. Несомненно, реформы были обусловлены объективными предпосылками. Однако проведение реформ в 1828 1829 гг. осуществилось благодаря позиции правительства Веллингтона и Пиля, которое предпочло встать на путь компромисса. Реформы 1828,1829 гг. обнажили потенциальные возможности тори, которые в критический момент оказались способны
1 Parliamentary Debates. Vol. 20. P. 1261
J Edinburgh Review 1829 Vol.49. P. 227
гойти на радикальные изменения и остаться у власти, отказавшись от своих [ринципов, но уладив общественные конфликты. Религиозные реформы являлись «ним из первых свидетельств этой удивительной адаптационной способности тори. Сак следует из источников, после реформ Веллингтон и его правительство были все еще югушественны и популярны, хотя правительство герцога лишилось поддержки ультра-ори, которые называли Веллингтона и Пиля "отступниками" (дело дошло даже до ,уэли Веллингтона и лорда Уинчесли).
Герцог разрешил сложнейший вопрос о полноправии католиков, который долгое ремя "мучил" Англию, но тем самым на повестку дня была вынесена другая актуальная [роблема: вопрос об избирательной реформе. "Железный герцог" всегда решительно ыступал против реформы парламента и эмансипацию католиков рассматривал как [реграду на пути избирательной реформы (те католики, которые войдут в парламент, по амыслу герцога, должны были стать противниками парламентской реформы). Однако >бъективные последствия католической эмансипации и реформы 1828 г. оказались ильнее попыток министров блокировать дальнейшие преобразования. Полноправие тссентеров и католиков не могло не придать силы среднему классу, ведь многие 1еангликане принадлежали именно к нему, и тем самым приблизить реформу пбирательной системы. После законов 1828 и 1829 гг. избирательная реформа уже не [влялась первым радикальным изменением конституции, религиозные реформы оздали прецедент для дальнейших преобразований.
Нельзя не согласиться с теми историками, которые ставят религиозные законы 828, 1829 гг. и избирательную реформу 1832 г. в один ряд. Напомним, что эти реформы (редоставили политические права 7 миллионам католиков (в том числе по [риблтигельным данным 250 тысячам английских католиков) и 3 миллионам ;иссентеров2. Далеко не все из них могли воспользоваться своими правами из-за ысокого избирательного ценза, тем не менее, юридически равноправными гражданами тали почти половина жителей Соединенного Королевства Великобритании и 1рландин. Насколько радикальными являлись эти изменения, можно понять, только читывая силу консерватизма и антикатолицизма англичан. Все три реформы едины в ом смысле, что каждая из них внесла свой вклад в "революцию конституции".
Однако нельзя не признать, что реформа 1829 г. и избирательная реформа -вления разного характера. Эмансипация католиков была "верхушечной реформой", [роведенной вопреки требованиям английского народа. Разрешая ирландскую
Creville Ch. The Greville Memoirs...Vol. I. L., 1938 P.180
Gash N. Op. cit. P.364; Bossy J. The English Catholic Community, 1570 - 1850. P.304-306
проблему, Веллингтон по сути ловко обманул англичан, которые бурно выражали свое мнение по католическому вопросу и были готовы до конца защищать свои взгляды Реформа 1832 г., напротив, была уступкой "верхов" англичанам среднего класса. Католическая эмансипация "помогла" избирательной реформе не только тем, чтс послужила прецедентом возможности изменять конституцию, но и тем, что у реформы парламента стало больше сторонников после принятия закона о равноправии католиков. Английский консерватизм после эмансипации католиков повернулся неожиданной стороной: как писал "Annual Register", "последние события показали, насколько далек парламент от народа, от его чувств и взглядов'". Редакции журнала требовала "законодательных гарантий безопасности для сельского хозяйства, промышленности, торговли и особенно для протестантской религии", и прежде всего "ликвидации рынка "карманных" и "гнилых" местечек, услугами которого могут-воспользоваться католики"2. Как ни странно, самые ярые противники эмансипации -ультра-тори Элдон, Сидмаут, Нэчбал и другие - стали активно выступать за избирательную реформу. Министерство герцога оказалось в меньшинстве и была свергнуто только потому, что ультра - тори голосовали вместе с вигами против правительства3.
Католический вопрос с религиозной точки зрения был как будто бы разрешен. Но уже в 1829 г. многие понимали, что Ирландия по-прежнему будет доставлять Англии много хлопот. "Annual Register", желая принизить значение реформы, подчеркивал, что враждебность между партиями католиков и оранжистов по-прежнему сохраняется, и в будущем между ними возможны жестокие столкновения4. Действительно, уже в июле 1829 г. в Ирландии опять было неспокойно: по стране проходили демонстрации оранжистов, которые давали понять, что не позволят ущемлять свои права5. Тем не менее, значение реформы 1829 г. для Ирландии трудно переоценить. Эмансипация католиков усилила борьбу ирландцев за свою самостоятельность, окончившуюся в 20 в. достижением независимости страны.
Реформы 1828 и 1829 гг. стали первой крупной победой для сторонников веротерпимости. В 1836 г. диссентеры добились отмены "Акта об оформлении брака" и позже всех других законов, стесняющих неангликан, как протестантов, так и католиков.
1 The Annual Register Vol. 71. P. IIS
1 Ibidem.
' Machin G. The Duke of Wellington and Catholic Emancipation. // The Journal of Ecclesiastical History Vol. 14 1963 P.207
4 The Annual Register Vol. 71. P. 124
5 Senior H. Orangeism in Ireland and Britain, 1795-1836. L., 1966 P. 196
3 1858 г. был принят закон об эмансипации иудеев'. 1860-е гг. можно считать временем гриумфа сторонников веротерпимости. В 1868 г. были отменены обязательные выплаты з пользу англиканской церкви. В 1869 г. лишилась государственного покровительства и тривилегий Епископальная церковь Ирландии, что многие современники восприняли как начало отделения церкви от государства в самой Англии. Англиканство по-трежнему провозглашалось государственной религией страны, однако упразднение з 1866 г. "Декларации о верховенстве англиканской церкви", составленной в 1828 г., фактически означало полноправие атеистов3. Одни называли этот путь "победами :вободы"\ другие - "дорогой к безверию и богохульству"4. Очевидно одно: именно зеформы 1828 и 1829 гг. "открыли шлюзы", послужили основой успеха религиозных :вобод и преобразований законодательства в дальнейшем. Реформы 1828,1829 гг. значительной степени содействовали сокрушению "старого порядка", ознаменовали зажный этап в развитии общественного сознания.
Приложения к тексту диссертации включают перечень наиболее важных законов шглийского государства в отношении религиозных меньшинств, а также копии двух эукописных петиций 1828 и 29 гг. в поддержку и против эмансипации католиков из ■осударственного архива Public Record Office.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:
Закон о протестантских диссентерах в Англии 1828 г.: дискуссии о реформе, ее юдержание и значение.
'/ Статья депонирована в ИНИОН РАН № 52782. 3/07-1997. (2 п.л.)
Дискуссии о правах религиозных меньшинств и о привилегиях государственной кркви в английском обществе 1820-х гг. '/ "Альфа и Омега". Москва, 1999, № 2 (20) СС.340-365 (1,6 п.л.)
Закон об эмансипации католиков в Великобритании 1829 г. '/"Шэмрок". Воронеж. (1,3 п.л., в печати)
Norman E.R. Church and Society in England, 1770 - 1970. Oxf., 1976 P.214 Paterson J. The Liberty of the Press, Speech and Public Worship. L., 1880 P. 535 The Times 15.04.1829.
Public Record Office. The Public Inquirer. April,11,1829. The March of Atheism.
11044// 18 f.350
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Соловьева, Татьяна Сергеевна
ВВЕДЕНИЕ.
§1. Проблематика исследования.
§2. Характеристика источников.
§3. Религиозные реформы 1828, 1829 гг. в научной литературе.
Глава 1 ПРЕДПОСЫЛКИ РЕЛИГИОЗНЫХ РЕФОРМ.
§1. Английское законодательство о католиках и диссентерах к 20-ым гг. 19 в.
§2. Особенности политики либерального торизма.
§3. Протестантские диссентеры Англии в 20-е гг. 19в.
§4. Католическая проблема и попытки реформы религиозного законодательства в 1820-е гг.
§5. Министерство Веллингтона - Пиля.
Глава 2 ОТМЕНА АНТИДИССЕНТЕРСКИХ СТАТУТОВ В 1828 Г.
§1. Борьба диссентеров за отмену ограничительных статутов.
§2. Дискуссии в английском обществе о привилегиях государственной церкви и о правах диссентеров.
§3. Парламентские дебаты о билле Джона Рассела.
§4. Декларация о верховенстве англиканской церкви и закон о полноправии диссентеров.
§5. Реформа 1828 г. глазами современников.
Глава 3 ВОПРОС О ПОЛНОПРАВИИ КАТОЛИКОВ
В 20-Е ГГ. 19 В.
§1. Полемика по католическому вопросу в 1820-е гг.
§2. Билль Ф.Бердетта. Парламентские дебаты в 1828 г.
§3. Положение в Ирландии и позиция премьер - министра.
§4. Планы правительства об эмансипации католиков
Двойная игра" министров.
§5. Проект реформы и парламентские прения о билле Роберта
Пиля.
§6. Закон 1829 г. и реакция англичан на эмансипацию католиков
Введение диссертации1999 год, автореферат по истории, Соловьева, Татьяна Сергеевна
§1. Проблематика исследования
Религиозные реформы 1828, 1829 гг. в Англии современники расценивали как эпохальные события. Реформу 1828 г., в результате которой гражданское и политическое полноправие было предоставлено протестантским диссентерам, т.е. тем, кто отказывался принадлежать к государственной англиканской церкви, назвали "революционной", так как она изменяла фундаментальные законы конституции1. Реформу 1829 г., известную как "эмансипация католиков", многие англичане сочли самым важным событием после "Славной революции" 1688 г., последствия которого, как считали они, "будут весьма значительными"2.
Проблема равноправия религиозных меньшинств в первые десятилетия 19 в. являлась одной из самых острых, беспокоивших английское общество. В это время протестантские диссентеры и католики (как и лица других вероисповеданий) все еще были лишены полноты гражданских и политических прав. Несмотря на то, что им было предоставлено право религиозной свободы (все неангликане могли совершать богослужение сообразно своим верованиям), они не имели тех возможностей, которые законодательство гарантировало другим подданным, и не могли принимать деятельного участия в политической жизни страны. Все неангликане без исключения были лишены права голоса и возможности политической карьеры. Что касается гражданских прав (право собственности, право на образование, право занимать общественные должности, семейное право и т.д.), то и в этой области они
1 Parliamentary Debates. Ser.II Vol.19 P. 170
2 The Morning Post 13.03.1829; The Annual Register 1830 Vol. 71 P. 335; Ellenborough EX. A Political Diary, 1828-1830. Vol.1. L., 1881 P. 336 были ущемлены, причем католики страдали гораздо в большей степени, чем представители протестантских деноминаций.
Согласно появившейся еще во времена Реформации концепции о единстве церкви и государства обладать всеми законными правами могли лишь те, кто находился в лоне англиканской церкви, "церкви Англии", как ее называли. Англиканская церковь, призванная стать оплотом христианской веры в Англии, была утверждена как государственная и занимала в обществе привилегированное положение. С самого начала становления англиканства в 16 в. в стране, помимо приверженцев католицизма, было много диссентеров, т.е. несогласных с англиканством (от лат. слепите - быть несогласным), которых отличали как более радикальные религиозные взгляды, так и нежелание стать членом церкви, связанной с государством, по политическим мотивам. В первой трети 19 в., как пишет английский историк Дж. Кларк, "основное положение протестантской конституции о "союзе церкви и государства" продолжало оставаться убедительным лишь для тех, кого оно убеждало, но число таковых стремительно сокращалось"1. Религиозный статус-кво более не соответствовал новой исторической ситуации. В первую очередь, это было связано с тем, что численность диссентеров, или иначе - диссидентов (от лат. сН881с1еге - быть отдаленным, отступать) неуклонно возрастала и их социально-экономические позиции становились все более весомыми. С другой стороны, в это время происходят значительные изменения в общественном сознании, выраженные в стремлении подвергнуть сомнению традиционные положения о целесообразности государственной церкви и необходимости религиозного освящения жизни государства. Этот процесс серьезных перемен в менталитете английского общества проходил одновременно с модернизацией экономики в условиях промышленного переворота и, как покажет анализ религиозных дискуссий в 1820-е гг., набирал силу. Однако, важно подчеркнуть, Англия тогда продолжала оставаться "конфессиональным государством"2, "одной из самых религиозных стран мира"3.
Количество написанных современниками в 1820-е гг. статей, памфлетов, трактатов по религиозным вопросам, объем протоколов парламентских дебатов на эту тему чрезвычайно внушительны. Для исследователей очевидно: проблема полноправия религиозных меньшинств глубоко волновала современников. "Ничто на свете не может так раздражать англичан, как католический вопрос", - писала "Times" в январе 1828 г.4
Острые религиозные противоречия, которые нередко имели политическую и социальную подоплеку, занимали в английской истории видное место. Неприязненное отношение кдиссентерам и ненависть (вряд ли это слово будет преувеличением) к римо-католицизму сохранялись в английском обществе на протяжении веков. Даже признанные теоретики веротерпимости, как, например, Джон Локк, ставили католиков на одну доску с атеистами и считали их полноправие недопустимым5. Законодательство государства явно отражало последствия религиозных распрей. В значительной степени острота религиозных противоречий в 1820-е гг. обусловливалась тем, что их разрешение было связано с изменением конституции, утвержденной "Славной революцией" в 168889 гг. Конституцию, законодательно закреплявшую англиканство в качестве государственной религии и ограничившую права неангликан, воспринимали как "основу мира и благосостояния страны"1.
Учитывая реалии новой исторической эпохи, в 20-е гг. 19 в. торийское правительство под давлением либеральных тори (так современники называли тех тори, которые выступали в поддержку реформ) пыталось
1 Clark J. English Society, 1688-1832. Ideology, Social Structure and Politic Practice during the Ancient Regime. Carnb., 1985 P. 372
2 Clark J. Op.cit. P. 376
3 Elisor R.C.K. England, 1870-1914. L., 1960 P. 137
4 The Times 22.01.1828
5 Просветительское движение в Англии. М., 1991 СС. 95, 131-132 проводить осторожные преобразования в интересах различных слоев населения. Однако разрешение религиозных проблем, предполагавшее отмену стародавних законов конституции, было неприемлемым и для либерального торизма. Тем не менее в 1828, 1829 гг. пришедшее к власти министерство Веллингтона - Пиля под влиянием обстоятельств вынуждено было провести религиозные реформы. Проблема была разрешена предоставлением диссентерам и католикам гражданского и политического равноправия. Законы 1828, 1829 гг. стали прецедентом для проведения многочисленных реформ в дальнейшем. Спустя несколько десятилетий полноправие было предоставлено иудеям и атеистам. В 1880 г. в работе "Свобода печати, слова и вероисповеданий" историк английских законов Д.Патерсон писал: "Ни одна область законодательства не претерпела столь важных, столь значительных изменений, как та, которая относится к свободе слова и вероисповедания"2. Он не без гордости отмечает, что Англия является передовой в этом оношении3.
Некоторые историки упоминают реформы 1828, 1829 гг. мимоходом, недооценивая их значения на фоне реформы избирательного права 1832 г., которую называют великой и нередко сравнивают с революцией4. Следует напомнить, что после реформы 1832 г. право голоса получили менее 1 миллиона англичан, а в результате изменения религиозного законодательства в 1828, 1829 гг. равные гражданские и политические права обрели 3 миллиона английских диссентеров и 7 миллионов английских и ирландских католиков!5 Далеко не все из них могли воспользоваться своими правами из-за высокого избирательного ценза, но, тем не менее, юридически равноправными гражданами стали почти
1 The Morning Post 9.03.1828.
2 Paterson J. The Libery of the Press, Speech and the Public Worship. L., 1890 P. 10
3 Ibid. P. 14.
4 Brock M. The Great Reform Act. L., 1973; Brose O. Church and Parliament.L., 1959 P.l
5 Parliamentary Debates. Ser.II Vol. 19 P. 170, Vol.20 P. 1246; Gash N. Aristocracy and People: Britain 1815 - 1865. Camb., 1979 P. 364 половина жителей Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии.
Научное значение исследования реформ 1828, 1829 гг., на наш взгляд, трудно переоценить, так как они принципиально важны для понимания особенностей эпохи, для понимания происходящих в английском обществе на рубеже веков серьезных, глубинных перемен. Историки Англии нередко выделяют период конца 18 - первой трети 19 вв., считая его, с одной стороны, продолжением "старого порядка"1, т.е. общественного устройства "Славной революции" 1688г., ас другой, - временем важных изменений, когда закладывались основы современной Англии2. Конец "старого порядка" символизируют отмена антидиссентерских статутов в 1828 г., эмансипация католиков в 1829 г. и избирательная реформа 1832 г.3 Именно религиозные преобразования, которые стали "смертным приговором англиканскому устроению революции 1688 г."4, в немалой степени расшатали и сокрушили "старый порядок", оказав огромное влияние на дальнейшее развитие истории Англии. Все три реформы представляют собой, по меткому выражению историка Дж.Беста, "конституционную революцию"1.
Актуальность темы определяется тем, что религиозные противоречия не являются лишь достоянием английской истории, они существуют и в наше время, хотя, может быть, не в такой острой форме. В современной Англии резкое увеличение численности католиков, "новые римские победы", критика католиками англиканской церкви приводят к тому, что некоторые ортодоксальные протестанты "призывают вернуться к положению до католической эмансипации 1829 г., когда католики не могли поступать в университеты, быть членами парламента и приобретать
1 Clark J. English Society, 1688 - 1832: Ideology, Social Structure and Politic Practice during the Ancient Regime.
2 Briggs A. The Age of Improvement, 1783 - 1867. L., 1969
3 Clark J. Op.cit. P. 409
4 Gash N. Mr. Secretary Peel. The Life of Sir Robert Peel to 1830. Camb.,1961 P. 582 собственность"2. Много нареканий в свой адрес вызывает деятельность сект друидов и других неоязыческих культов3. Изучение религиозных проблем в 1820-е гг. имеет большое значение для анализа современных вопросов о веротерпимости и о правах религиозных меньшинств. Как нам кажется, многое могут почерпнуть из английского опыта те, кто пытаются разобраться в религиозных проблемах современной России, ибо "главные действующие лица" в обеих странах одни и те же: государство, национальная церковь и представители религиозных меньшинств. Также реформы 1828,1829 гг. важны для понимания исторического пути англиканства, так как они открыли новый этап в истории национальной церкви, которая впоследствии смогла не только укрепить свои позиции в обществе, но и остаться государственной церковью и поныне.
Реформа 1829 г. имела огромное значение для Ирландии. Почти все исследователи соглашаются, что правительство вынуждено было провести эмансипацию католиков из-за массовых волнений в Ирландии, стремясь любой ценой сохранить в этой стране свое владычество. Английский историк Ф.Хьюз считает католическую эмансипацию "зародышем будущих успехов ирландского освободительного движения"4. В Ирландии религиозный вопрос, как и 170 лет тому назад, тесно переплетается с национальными и социальными противоречиями. Как ив первой трети 19 в. на севере Ирландии идут демонстрации протестантов под лозунгами "Нет папизму!", "Папа - антихрист!" и т.д.5 С другой стороны, ирландцы борются за объединение своей страны, прибегая даже к насильственным методам (показательна в этом отношении деятельность ИРА).
Кроме того, религиозные реформы 1828, 1829 гг. представляют собой интерес с той точки зрения, что они раскрывают опыт консервативной
1 Best G.I.T. The Constitutional Revolution, 1828-32 and its consequences for the Established Church. // Theology Vol.62 1959
2 The Guardian 25.02.1994; The Times 01.06.1999; The Agency France Press 03.09.1999
3 The Times 22.10.1999
4 Hughes Ph. The Catholic Question, 1688 - 1829. L., 1929. P. 316
5 The Observer 27.03.1994; The Times 16.10.1999 партии в решении общественных проблем, и прежде всего способность английских тори провести в критический момент необходимые преобразования и избежать кризиса. Таким образом, последствия реформ 1828,1829 гг. имеют прямое отношение к жизни современной Великобритании и Ирландии.
Исследование освещает события одного десятилетия: 1820-е гг. (время бурного обсуждения проблемы равноправия религиозных меньшинств и подготовки реформ), в особенности 1828 и 1829 годы, когда и были приняты законы об отмене стеснительных мер против диссентеров и о католической эмансипации. В своем анализе темы мы следуем проблемно-хронологическому принципу.
В исследовании предпринята попытка решить следующие проблемы: в какой степени реформы были вызваны объективными предпосылками, т.е. изменениями в менталитете общества и социально-экономическими переменами в период модернизации; в какой степени проведение реформ зависело от необходимости решать конкретные политические задачи того времени и от позиции правительства, в чем заключалась особенность курса либерального торизма применительно к интересующей нас теме; как религиозные реформы были связаны с другими "горячими" вопросами эпохи, прежде всего с избирательной реформой и, наконец, каковы были их последствия. В работе также будут рассмотрены те вопросы, которые вызвали разногласия в историографии темы.
Задачи исследования определяются поставленными проблемами и заключаются в том, чтобы изучить:
1) положение религиозных меньшинств в Англии в 1820-е гг. и те объективные предпосылки, которые предопределили неизбежность реформы религиозного законодательства;
2) условия формирования правительства Веллингтона - Пиля и планы министров, которые являлись тем субъективным фактором, без которого проведение реформ вряд ли стало бы возможным;
3) дискуссии по религиозным вопросам в английском обществе и в парламенте в 20-е гг. 19 в, выяснение того, как сами современники понимали религиозные проблемы, какими принципами они руководствовались, разрабатывая планы их разрешения;
4) конкретные обстоятельства проведения реформ 1828, 1829 гг.
Представляется целесообразной следующая структура работы.
Для того, чтобы понять, насколько остро стояли религиозные проблемы в 1820-хгг., каково тогда было положение английских диссентеров и католиков, необходимо предпринять краткий экскурс в религиозную историю Англии. Также следует остановиться на политическом развитии Англии в 20-х гг. 19 в., выяснить особенности современной эпохи и курса либеральных тори, которые и сумели провести религиозные реформы. Дальнейшее изложение материала подчинено хронологическому принципу. Сначала исследуется реформа 1828 г., упразднившая ограничительные статуты против протестантских диссентеров, затем -католическая эмансипация. Так как католический вопрос был непосредственно связан с Ирландией, уместно уделить внимание событиям в этой стране, прежде всего деятельности Католической ассоциации ирландцев, повлиявшей на позицию правительства. В заключение мы попытаемся обобщить результаты исследования об особенностях реформ 1828,1829 гг., об их последствиях и связи с дальнейшими событиями английской истории.
В русской и советской исторической науке английские религиозные реформы 1828, 1829 гг. специально не изучались. Английские исследователи, разумеется, уделили этим важным событиям много внимания. Однако в настоящей работе - и в этом, как нам представляется, состоит ее особенность в сравнении с английскими исследованиями - будет сделана попытка 1) рассмотреть обе реформы в их взаимосвязи;
11
2) предпринять анализ темы с учетом совокупности разных существенных факторов:
- социально-экономического,
- партийно-политического,
- субьективно-личностного,
- церковно-конфессионального,
- идейно-богословского;
3) привлечь новые, еще не использованные или мало использованные в науке источники и уделить больше внимания восприятию религиозных преобразований самими современниками, выявлению их миропонимания, их аргументам за и против реформ.