автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Религиозная ситуация как объект государственного регулирования

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Выдрина, Галина Антоновна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Религиозная ситуация как объект государственного регулирования'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Религиозная ситуация как объект государственного регулирования"

На правах рукописи

ВЫДРИНА Галина Антоновна

РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (на материалах Ханты-Мансийского автономного округа)

Специальность09.00.13—религиоведение, философская антропология, философия культуры

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва-2004

Диссертация выполнена на кафедре религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Научный руководитель: кандидат философских наук, профессор

Лопаткин Ремир Александрович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Нуруллаев Абдул Абдулвагапович

кандидат социологических наук Каргина Ирина Георгиевна

Ведущая организация: Сургутский государственный

университет

Защита состоится 24 июня 2004 г. в_часов на заседании диссертационного совета Д-502.006.12 в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606 г. Москва, пр. Вернадского, 84,1-й учебн. корп., ауд._.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАГС.

Автореферат разослан_мая 2004 года.

Ученый секретарь диссертационного совета

Пинкевич В.К.

2005-4 12262

\. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В начале XXI в. в России сложилась ситуация, которая потребовала оптимизировать общественно-практическую деятельность людей: усилить влияние субъектов гражданского общества, в число которых входят и религиозные объединения, на решение как общенациональных, так и региональных проблем, сделать более эффективной и ответственной роль государства в управлении общественными процессами, в формировании системы подлинной демократии.

Характерной чертой современной религиозной ситуации стали существенный рост общественного престижа религии и религиозных организаций, активизация деятельности практически всех конфессий в социальной сфере. Религиозные организации претендуют на легитимность своего участия в решении широкого круга социальных проблем, на свое присутствие во всех сферах общественной жизни, включая те, которые традиционно считаются светскими. Религиозный фактор вышел за пределы конфессиональной сферы, стал значимой составляющей этнокультурной идентификации различных групп населения. Многие российские конфессии разработали и обнародовали свои социальные концепции, стремясь тем самым обозначить свое место в формирующемся гражданском обществе.

Религия в ее мировоззренческом и институциональном проявлении показала, что может выполнять и выполняет функции инструмента социальной консолидации и политической мобилизации. Это привлекает к духовно-идеологическому потенциалу и практической деятельности религиозных организаций внимание государственных структур и различных политических сил. В то же время способность религии мобилизовывать об-

щественно-политическую активность людей делает ее потенциально кон-фликтогенным фактором социально-политической ситуации, особенно в сфере межнациональных отношений.

Будучи концентрированным выражением всего комплекса религиозных проявлений в определенном месте и в определенное время, в их взаимосвязи между собой и с социальной средой, религиозная ситуация оказывается существенным фактором общей социально-политической и духовно-идеологической ситуации в стране или регионе. Это делает актуальными дальнейшую разработку методологии философско-социологического исследования религиозной ситуации, обобщение опыта и совершенствование методов её государственного регулирования, что и предопределило выбор темы настоящего диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Избранная для исследования тема носит комплексный характер и находится на стыке ряда научных дисциплин и проблемных блоков современного религиоведения, философии, социологии, правоведения, психологии, культурологии, этно-социологии, политологии, социального менеджмента. Соответственно в каждом из этих научных направлений имеются теоретические исследования, методологические подходы и эмпирические материалы по изучению различных аспектов религиозной сферы жизни общества, социальных функций религии, религиозной ситуации как системного социального явления и проблем её государственного регулирования.

В философском и социологическом плане проблемам взаимоотношений государства, общества и религии, социальных функций религии посвящены фундаментальные труды Г.Ф.Гегеля, К.Маркса, М.Вебера,

Э.Дюркгейма, П.А. Сорокина, Р.Мертона, К.Ясперса, Р.Мертона, Т.Парсонса.

В отечественной философской, социологической и собственно религиоведческой литературе сложилась традиция рассмотрения религии как социального явления, что является необходимой методологической предпосылкой изучения религиозной ситуации. В трудах В.И.Гараджи, В.С.Глаголева, А.Н.Ипатова А.И.Клибанова, Т.А.Кудриной, Л.Н.Митрохина, М.П.Мчедлова, А.А.Нуруллаева Ф.Г.Овсиенко, А.Д.Сухова, Н.А.Трофимчука, Д.М.Угриновича, И.Н.Лблокова и др. всесторонне рассмотрены взаимосвязи религии и общества, религии и культуры, религиозного сознания, особенности эволюции религии в контексте изменения социально-политических условий в СССР в России, многие теоретические и методологические проблемы социологического изучения религии.

С 1990-х гг. в России активно ведется социологическое изучение религии, стимулированное процессами её возрождения в российском обществе, активизацией деятельности, ростом общественного престижа и влияния религиозных организаций. Крупные социологические центры, такие как ВЦИОМ, РОМИР, Фонд "Общественное мнение", Институт социально-политических исследований РАН, Центр "Религия и общество" Российского независимого института социальных и национальных проблем проводят социологические исследования проблем религии в режиме мониторинга, делая упор на измерение уровня религиозности, распределения населения по конфессиям, доверия к религиозным организациям, электоральных предпочтений верующих и т.д. Их результаты получили отражение в регулярно публикуемых статистических данных, в публикациях

Б.В.Дубина, В.В. Локосова, М.П.Мчедлова, С.В.Медведко, Э.Г.Филимонова, Е.С.Элбакян и др. Проблема взаимосвязи национального и религиозного на материалах социологических исследований получила глубокую разработку в трудах ученых Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая и Института социологии РАН (Л.М.Дробижева, Г.У.Солдатова и др.). Заслуживает внимания коллективный труд "Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России" под ред. К.Каариайнена и Д.Е.Фурмана (2000) Среди региональных исследований выделяется изучение религиозной ситуации в Пермской области, проводимое в режиме мониторинга коллективом исследователей под руководством М.Г.Писманика.

Собственно тема религиозной ситуации становится предметом рассмотрения в отечественной религиоведческой литературе в основном с середины 1990-х гг. В основном это были статьи, посвященные религиозной ситуации в отдельных регионах России и в странах ближнего зарубежья. Религиозная ситуация в них оценивалась, как правило, лишь по отдельным параметрам (увеличение числа религиозных объединений, деятельность зарубежных миссионеров, появление новых религиозных движений, факты обострения межконфессиональных отношений и т.п.). Становилась очевидной необходимость социологического изучения религиозной ситуации как целостного системного объекта. Именно такой подход был предложен Р.А.Лопаткиным (1995). В своих публикациях он сформулировал определение понятия религиозной ситуации, выделил уровни и параметры её социологического изучения.

Проблемы государственно-конфессиональных отношений, которые автор рассматривает в качестве одного из важных факторов формирования

и динамики религиозной ситуации, как в историческом, так и в современном плане рассматриваются в публикациях Л.А. Баширова, О.Ю. Васильевой, А.Г. Залужного, Ю.П. Зуева, И.Я. Кантерова, В.В. Кравчук, А.И.Кудрявцева, Г. А. Михайлова, М.И.Одинцова, В.К.Пинкевича, А.Е.Себенцова, М.О.Шахова и др. Глубокое раскрытие эти проблемы получили в коллективных трудах, изданных кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, в Информационно-аналитическом бюллетене "Государство, религия, церковь в России и за рубежом". В этих трудах большое внимание уделено теоретическому обоснованию государственной политики, законодательному регулированию сферы свободы совести и государственно-конфессиональных отношений, анализу практики взаимоотношений между государственными органами и религиозными объединениями.

Несмотря на значительное число публикаций, посвященных проблемам государственно-конфессиональных отношений, практически никто из авторов не рассматривал эти проблемы через призму современной теории государственного и социального менеджмента. Между тем такой подход позволяет усовершенствовать организацию и расширить арсенал методов государственного регулирования религиозной ситуации. Это определило интерес автора к рассмотрению проблемы религиозной ситуации именно в таком аспекте.

Объектом настоящего диссертационного исследования выступает религиозная ситуация как сложное системное социальное образование.

Предметом исследования является конкретная религиозная ситуация в отдельно взятом регионе (Ханты-Мансийском автономном округе), тенденции её развития и практика её государственного регулирования.

Целью диссертационного исследования является дальнейшая разработка концептуального подхода к изучению религиозной ситуации как специфического социального феномена и принципиальных основ государственного менеджмента религиозной ситуации.

Достижение данной цели предполагало решение следующих исследовательских задач:

- рассмотреть социально-философский статус понятия "религиозная ситуация"; уточнить содержание понятия "религиозная ситуация" в плане субъектного подхода;

- осуществить анализ религиозной ситуации в регионе на основе проведенного социологического исследования;

- рассмотреть проблемы государственного регулирования религиозной ситуации с позиций современной теории социального менеджмента;

- обобщить опыт государственного менеджмента религиозной ситуации в Ханты-Мансийском автономном округе.

Теоретической и методологической основой диссертации послужили труды российских и зарубежных ученых, содержащие социально-философский и общесоциологический анализ проблемы ситуации и возможностей управления ею. В основу концептуального рассмотрения религиозной ситуации как специфического социального и социокультурного феномена автором были положены системный подход к изучаемому явлению, исследование его в качестве целостного объекта, характеризующего -ся структурно-функциональным единством и взаимосвязью составляющих его элементов. Автор опирался на имеющийся в трудах отечественных религиоведов опыт рассмотрения религии как социального явления, методологию и методику социологического изучения религиозных феноменов.

Эмпирическую базу исследования составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации и ХМАО о свободе совести и о религиозных объединениях, другие официальные документы, определяющие общие принципы и порядок государственного регулирования межнациональных и межконфессиональных отношений; текущие материалы органов государственной власти и местного управления ХМАО, публикации средств массовой информации, труды историко-этнографического, этнокультурного и религиоведческого характера; содержащие данные о религиозной ситуации в округе, результаты социологических исследований проблемы.

Основные эмпирические материалы получены в результате социологического исследования "Состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в ХМАО и пути их гармонизации" (научный руководитель проекта Р.А.Лопаткин), проведенного в 2001 г. при участии автора. Исследование включало социологический опрос населения округа в возрасте от 18 лет и старше по репрезентативной выборке (N=930); опрос экспертов, в качестве которых выступили государственные и муниципальные служащие, работники учреждений образования и культуры, журналисты, ученые, лидеры этнических диаспор, национально-культурных и религиозных объединений, руководители хозяйственных структур (N=185). В диссертации использованы данные серии социологических исследований этнокультурной ситуации в ХМАО, выполненных под руководством В.В.Мархинина и Н.Г.Хайруллиной, в подготовке и проведении которых автор также принимал участие.

Существенное место в диссертационном исследовании занимают личные наблюдения и обобщенный опыт работы автора в качестве совет-

ника губернатора ХМАО по делам национальностей и общественных объединений, в том числе регулярного общения с представителями национально-культурных объединений и автономий, землячеств, религиозных общин различных конфессий.

Научная новизна исследования. Основные результаты исследования, полученные лично автором, заключаются в следующем:

• На основе анализа и сопоставления имеющихся в философской и социологической литературе подходов к исследованию ситуаций, складывающихся в различных сферах общественной жизни, автор предлагает в качестве концептуального подхода к исследованию религиозной ситуации рассмотрение её в качестве целостного системного социального объекта, включающего в себя религиозных и нерелигиозных субъектов, находящихся в тесной функциональной взаимосвязи.

• Автор диссертации определяет религиозную ситуацию как структурно-функциональное состояние и взаимосвязь её субъектов, обусловленные совокупностью внутренних и внешних факторов.

• В диссертации рассмотрены детерминанты динамики религиозной ситуации и в их числе такие, оказывавшиеся ранее вне поля зрения других исследователей, как религиозные потребности населения и интересы различных субъектов религии.

• На основе проведенного при участии автора комплексного социологического исследования в диссертации вводится в научный оборот большой объем социологической информации о современной религиозной ситуации в крупном северном регионе - Ханты-Мансийском автономном округе.

• В диссертации обосновывается правомерность применения к сфере государственно-конфессиональных отношений нового понятия "государственный менеджмент религиозной ситуации", анализируются возможности и границы государственного регулирования религиозной сферы общественной жизни.

Практическая значимость диссертации:

• Предложенные и обоснованные в диссертации концептуальное понимание религиозной ситуации и ее государственного менеджмента позволит органам государственной власти и местного самоуправления более компетентно подходить к управлению процессами, протекающими в сфере национальных и религиозных отношений в направлении их конструктивной стабилизации и гармоничного, позитивного развития, совершенствовать государственный менеджмент религиозной ситуации.

• Содержащиеся в диссертации материалы и выводы, предложенный концептуальный подход могут способствовать дальнейшему углублению теоретических и эмпирических исследований такого важного объекта как религиозная ситуация, проблем гармонизации межконфессиональных отношений, теории и практики государственного регулирования процессов, происходящих в религиозной сфере жизни общества. Результаты проведенного исследования позволяют в определенной степени расширить научные представления о сущности явлений, обозначаемых терминами "религиозная ситуация", "государственный менеджмент религиозной ситуации", укрепить научный статус этих понятий.

• Материалы проведенного исследования могут быть использованы в процессе преподавания религиоведческих дисциплин, курсов социальной философии, этносоциологии, социального менеджмента, теории и

практики государственно-конфессиональных отношений в высших и средних учебных заведениях, на курсах повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, ответственных за связи органов власти с религиозными объединениями, работников культуры, образования, средств массовой информации.

Апробация работы. Результаты исследования были апробированы в докладах и научных сообщениях диссертанта на Всероссийской научно-практической конференции "Социокультурная динамика ХМАО сегодня и в перспективе XXI века: федеральный и региональный аспекты" (Сургут, 1998); совещании "Состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в ХМАО" (Ханты-Мансийск, 2001); международном семинаре "Этносоциальные процессы в Сибири" (Улан-Удэ, 2001); региональной научно-практической конференции "Роль и место таможенной службы Сибири в обеспечении экономической безопасности государства" (Новосибирск, 2002); в ряде докладов и выступлений на семинарах и совещаниях ответственных работников администрации ХМАО, в практической деятельности автора в качестве советника губернатора ХМАО по делам национальностей и общественных объединений, в научных публикациях общим объемом около 11 п. л., а также в публикациях в средствах массовой информации.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры религиоведения РАГС и рекомендована к защите.

Структура работьь Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обоснована актуальность темы диссертации, рассмотрена степень её научной разработанности, определены объект, предмет, цели и задачи исследования, его теоретико-методологические основания и эмпирическая база, показаны научная новизна и практическая значимость полученных автором результатов исследования.

В первом разделе - "Методологические проблемы исследования религиозной ситуации" - рассматриваются теоретические основания общенаучного понятия "ситуация" и конкретнонаучного понятия "религиозная ситуация".

Понятие "ситуация" за последние десятилетия прочно вошло в понятийный аппарат общественных наук, концентрируя в себе представление о многообразии и взаимосвязи различных явлений и процессов в определенных областях общественной жизни, взаимодействия наличных субъектов и объективных условий их деятельности в данное время и в данном месте социального пространства. Оно стало одним из важных инструментов познания социальной реальности, особенно в аспекте социального управления этими процессами и взаимодействиями. Повышение методологической значимости понятия "ситуация" объясняется развитием системного подхода к изучению общества и отдельных его сфер, поскольку ситуация в сущности представляет собой системное образование. Начиная с 1990-х гг. в религиоведческой литературе, социально-политических обзорах и в документах государственных органов всё более широко используется понятие "религиозная ситуация".

Социально-философское обоснование категория "ситуация" получила в философии экзистенциализма. Под ситуацией, которую немецкий философ-экзистенциалист Карл Ясперс рассматривает как вызов времени, он понимает конкретную внешнюю действительность, означающую для бытия человека преимущество или вред, возможность или преграду. Другими словами, ситуация - конкретная действительность, ценностно определенная по отношению к субъекту. Экзистенциализм ставит в центр ситуации одинокого человека, ищущего смысл существования. Однако К.Ясперс допускал экстраполяцию понятия "ситуация" с существования отдельной личности на бытие групп, государств, институтов и т.д. Для исследования нашей проблемы важна также мысль К. Ясперса о возможности управлять ситуацией: "Ситуации могут быть либо бессознательными - тогда они оказывают воздействие так, что тот, кого это касается, не знает, как это происходит. Либо они рассматриваются как наличные для сознающей самое себя воли, которая может их принять, использовать и изменить. Ситуация, ставшая осознанной, взывает к определенному поведению... Увидеть ситуацию означает начать господствовать над ней1".

С позиций теории социального действия об активной роли субъекта (актора) в ситуации пишет американский социолог Т. Парсонс, что также свидетельствует о возможности управления ситуацией. Активная роль субъекта в ситуации возникает благодаря присущей ему программно-целевой ориентации. Таким образом, в структуру ситуации наряду с субъектом (актором) входит ряд объектов ориентации. Поведение субъекта в конкретной ситуации, и, следовательно, его воздействие на эту ситуацию

1 Ясперс К. Духовная ситуация нашего времени // Смысл и назначение истории. - М.: 1991.-С.301.

не однозначно, а определяется специфической комбинацией выборов, относящихся к объектам ориентации и доступных в данный момент актору.

Распространенным толкованием термина "ситуация" (от лат. -situatio, положение) является понимание ситуации как сочетания условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение.

Ситуация, ставшая объектом менеджмента, приобретает статус управленческой ситуации. Она характеризуется содержанием, местом возникновения, временными рамками, кругом причастных субъектов, количественными и иными параметрами. Алгоритм управления ситуацией включает в себя прогнозирование, оперативное и перспективное планирование, обоснование очередности управленческих действий, экспертную оценку результативности осуществленных мер, оценку возможностей развития ситуации и рычагов воздействия на нее, выбор критериев оптимальности состояния ситуации. Конечной целью управления ситуацией является нормализация её состояния, согласование и гармонизация интересов государства, различных социальных групп, частных лиц как взаимодействующих субъектов общественной ситуации.

При системном подходе ситуация рассматривается как открытая система, состоящая из нескольких взаимосвязанных подсистем; при этом выделяются ее элементы, фиксируются связи между ними и системным целым (входы и выходы, прямые и обратные связи и т.д.), определяются внешние связи данной системы с другими системами.

Обычно в поле зрения исследователя или государственного либо муниципального органа власти оказывается не отдельный, хотя бы и значительный религиозный факт, а всё их многообразие во взаимной связи и взаимовлиянии между собой и с социальной средой, т.е. некое комплекс-

ное, системное образование. Локализованное в пространстве и времени, зафиксированное в определенном месте и в определенное время на конкретном объекте (страна, регион, отдельный населенный пункт и т.д.), оно представляет собой данную религиозную ситуацию. Правомерно рассматривать складывающуюся религиозную ситуацию как часть общей социально-политической и духовно-идеологической ситуации в обществе или в регионе, способную оказывать на неё то или иное влияние. Именно в этом качестве религиозная ситуация представляет интерес для органов власти и

Принимая и разделяя в целом преложенный Р.А. Лопаткиным подход к социологическому изучению религиозной ситуации и данное им определение, автору диссертации представляется необходимым дополнить его указанием на субъектов религиозной ситуации, т.к. именно субъекты находятся в данной ситуации, в функциональной связи между собой, и именно из их взаимодействия складывается структура религиозной ситуации. Поэтому, несколько меняя ракурс рассмотрения проблемы, мы считаем возможным определить религиозную ситуацию как структурно-функциональное состояние и взаимосвязь её субъектов, обусловленные совокупностью внутренних и внешних факторов.

На институциональном уровне субъектами религиозной ситуации выступают, по мнению автора, с одной стороны, религиозные объединения, религиозные движения, конфессиональные СМИ, духовные учебные заведения, воскресные школы, благотворительные учреждения при церквах, различные фонды, производственные предприятия конфессий и т.д., а также конфессионально ориентированные политические партии и движения. С другой стороны, в религиозную ситуацию могут быть включены и нерелигиозные, светские субъекты: государственные и муниципальные ор-

ганы власти, органы и учреждения культуры, образования, силовые структуры, институты гражданского общества, политические партии и общественные движения, светские СМИ, этносы, семья, различные социальные и социально-демографические слои и группы населения.

На индивидуальном уровне субъектами религиозной ситуации выступают верующие, формальные и неформальные лидеры, священнослужители, пасторы, руководители, проповедники, миссионеры, разного рода активисты и т. д. Со светской стороны индивидуальными субъектами религиозной ситуации выступают представители органов власти (в том числе государственный служащий, ответственный за связи с религиозными организациями — менеджер религиозной ситуации), работники учреждений культуры и образования, силовых структур, эксперты, соседи, журналисты светских СМИ, неверующие, атеисты и др.

Религиозная ситуация представляет собой открытую систему. Это означает, во-первых, что состав её субъектов может меняться (пополняться, сокращаться), как в количественном плане, так и в плане изменения их "удельного веса", значимости, активности. Соответственно будет меняться и структура самой ситуации. Процессы, имманентные самой религиозной сфере, детерминируют её развитие изнутри, составляя внутренние факторы изменчивости или стабильности религиозной ситуации.

Во-вторых, открытый характер системы означает, что она взаимодействует с другими системами как в плане субординации, так и в плане координации. Религиозная ситуация как открытая система взаимодействует с внешним миром, получает оттуда импульсы, способные вызвать её изменение. Эти воздействия на религиозную ситуацию, поступающие извне, составляют внешние факторы её изменчивости или стабильности.

И, в-третьих, открытость религиозной ситуации как системы, с одной стороны, создает возможность её регулирования различными методами менеджмента, а с другой - делает не всегда предсказуемым её развитие, что усложняет задачу её регулирования.

В диссертации рассматриваются религиозные потребности, интересы людей, групп, институтов в качестве внутренних факторов динамики религиозной ситуации.

Таким образом, наличие субъектов религии, их функционального взаимодействия и детерминирующих эту деятельность факторов представляет собой специфическую систему - религиозную ситуацию, объект фи-лософско-социологического исследования и государственного регулирования.

Второй раздел - "Социологический анализ религиозной ситуации в северном регионе: состояние и тенденции развития" - в своей основе содержит результаты социологического исследования проблемы, осуществленного в Ханты-Мансийском автономном округе в 2001 г.

Современная конфессиональная структура населения округа является продуктом длительного исторического развития. В дореволюционный период подавляющее большинство жителей Сургутского и Березовского округов Тобольской губернии (русское старожильческое,население и подвергшиеся христианизации ханты и манси) исповедовало православие. Представителей других вероисповеданий насчитывались единицы. Начало в середине 1960-х гг. интенсивного хозяйственного освоения природных богатств Западной Сибири вызвало приток в ХМАО больших масс мигрантов из многих республик, краев и областей бывшего СССР и из-за рубежа. Это привело к существенному изменению этнонационального состава на-

селения, а с ним - и его конфессиональной структуры. Наиболее значительные изменения произошли уже в постсоветский период. За последние 12 лет число зарегистрированных религиозных организаций увеличилось в 8 раз и составляет 129. Среди них 53 православных, 45 протестанских и 25 мусульманских организаций. Часть объединений, в том числе представляющих т.н. новые религиозные движения, действуют без регистрации. Определенное влияние на увеличение конфессионального многообразия оказала деятельность зарубежных миссионеров. Усложняющаяся структура конфессионального пространства округа является одной из причин периодически возникающей напряженности в межконфессиональных отношениях.

Одной из основных характеристик религиозной ситуации является уровень религиозности населения. Как показало социологическое исследование, верующими считают себя 36,7% опрошенных и ещё 28,2% назвали себя колеблющимися между верой в Бога и неверием, но всё-таки ближе к вере. Это означает, что почти 2/3 населения округа в той или иной степени испытывают религиозные потребности и вправе рассчитывать, что их удовлетворение будет предметом не только непосредственной заботы религиозных объединений, но и внимания и уважения со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.

Другим показателем отношения населения к религии является конфессиональная самоидентификация, которая может не совпадать с идентификацией по признаку веры-неверия. В сознании части опрошенных она выступает своеобразным заместителем этнокультурной идентификации.

В целом по конфессиональной принадлежности опрошенные распределились следующим образом: 62,8% отнесли себя к православным, 1,3% — к разным направлениям протестантизма, 1,1% — к католикам,

0,4% - к старообрядцам, 8,3% определили себя как христиан, но ни к какой конкретной конфессии не отнесли ("христиане вообще"), т.е. в целом к христианской традиции отнесли себя 72,9% опрошенных; к мусульманам отнесли себя 7,7%, к последователям традиционных верований народов Севера - 0,5%,к другим вероисповеданиям - 1,3%; 4,0% считают себя верующими, но ни к какой конкретной конфессии, церкви или вероисповеданию себя не относят ("верующие вообще"). Доля православных (вместе со старообрядцами) - 63,2% вполне корреспондирует с долей представителей славянских этносов в составе населения округа, а доля мусульман - с представительством тюркских и кавказских этнических групп.

При сравнении полученных результатов с данными исследований советского периода обращает на себя внимание, что сейчас верующие более или менее равномерно представлены во всех группах населения по возрасту, образованию и занятости. Это позволило сделать вывод о том, что в современном российском обществе религиозность утратила характер признака маргинальности определенных общественных групп, а стала духовным качеством, присущим в приметно равной степени всем группам населения, в том числе и наиболее молодым, образованным, профессионально квалифицированным и социально активным.

Одновременно исследование выявило, что показатели степени религиозности (интенсивности проявления религиозности и участия в религиозной жизни) значительно ниже показателя уровня религиозности. Это позволяет заключить, что религиозность большей части верующих носит формальный, декларативный характер, не подкрепляется глубокими религиозными переживаниями, знанием догматических основ и культовых предписаний своей религии, соответствующим уровнем религиозного по-

ведения. В ней преобладает элемент традиционности, либо она выступает как ситуативная религиозность, которая не является проявлением глубокой и искренней веры в Бога, носит спонтанный характер, проявляется лишь время от времени в определенных, преимущественно неблагоприятных жизненных обстоятельствах и в основном сводится к формальному соблюдению некоторых традиционных религиозных обрядов, следованию этноконфессиональным стереотипам поведения.

Относительно низкой оказалась оценка религиозной частью населения общественного потенциала религии и религиозных организаций. Только 17,6% верующих и 12,8% колеблющихся считают, что религиозные организации способствуют преодолению межнациональных противоречий и конфликтов, лишь 18,5% верующих и 10,8% колеблющихся полагают, что религия и религиозные организации способны содействовать преодолению кризиса российского общества. Ещё ниже оценка роли православия в качестве идеи, которая могла бы консолидировать российское общество: 9,7% -все опрошенные, 17,3% - верующие, 8,5% - колеблющиеся.

Исследование выявило высокий уровень религиозной толерантности у населения округа. На вопрос "Как Вы относитесь к людям, исповедующим другую религию, веру?" 29,6% опрошенных ответили "доброжелательно, с пониманием", 57,9% - "безразлично" или "не задумывались об этом" (что также следует рассматривать как проявление толерантности) и только 2,7% опрошенных ответили "с неприязнью". Это позволяет заключить, что случаи межконфессиональной напряженности и конфликтные ситуации, которые временами возникают в населенных пунктах округа, инициируются не рядовыми верующими, а некоторыми духовными лица-

ми и лидерами отдельных религиозных объединений, а также конфессионально ангажированными или некомпетентными публикациями в СМИ.

В целом итоги исследования позволяют оценить религиозную ситуацию в Ханты-Мансийском автономном округе как относительно спокойную и управляемую, развивающуюся в рамках действующего российского законодательства о свободе совести и религиозных объединениях, хотя и небеспроблемную, содержащую в себе локальные проявления напряженности, главным образом в межконфессиональных отношениях, и возможность ситуативного обострения.

Раздел Ш - "Проблемы и опыт государственного регулирования религиозной ситуации". В данном разделе автор обосновывает правомерность применения к сфере государственно-конфессиональных отношений понятия "менеджмент" ("менеджер"). Употребляя в этой работе понятия "менеджмент (менеджер) в сфере государственно-конфессиональных отношений", "менеджмент (менеджер) религиозной ситуации", автор имеет в виду прежде всего сферу и характер деятельности государственных служащих, ответственных за связи органов власти с религиозными объединениями, уровень их профессиональной подготовки и квалификации, а не конкретное название должности.

Сопоставляя содержание понятий "менеджмент" и "управление", автор приходит к выводу, что применение в полном объеме понятия "государственное управление" к религиозной сфере неизбежно приходит в противоречие как с природой объекта, так и с существующими правовыми нормами, и российскими, и международными. Если исходить из того, что объектом управления выступает религиозная ситуация как система, основными элементами которой являются религиозные объединения (организа-

ции, группы) и массы последователей различных конфессий, то сразу встает вопрос о границах возможного вмешательства государства в их функционирование.

Дело в том, что религиозная сфера общества автономна. Она развивается по своим специфическим, имманентно присущим ей законам, регулируется вероучением, каноническими установлениями й нормами конкретных религий и конфессий и представляет собой исключительно внутреннее дело религиозных объединений (конфессий, церквей, деноминаций и т.д.) и интимную сферу внутренних убеждений и переживаний их последователей - верующих людей.

В обозначенной сфере общественной жизни, в каждой конкретной религиозной ситуации государство и религиозные объединения выступают в качестве партнеров, взаимодействующих строго в рамках законодательных норм. Поэтому на первый план выходят согласование интересов и регулирование деятельности религиозных объединений и других субъектов религиозной ситуации на основе действующего закона, контроль за соблюдением всеми субъектами норм закона и зарегистрированных в органах юстиции собственных уставов.

. В этой связи, по мнению автора, правильно называть управленческую функцию государства в данной сфере регулированием религиозной ситуации и деятельности её субъектов, как религиозных, так и светских. Это же содержание автор вкладывает и в понятия "государственный менеджмент в сфере свободы совести и взаимоотношений органов власти с религиозными объединениями (государственно-конфессиональных отношений)", "государственный менеджмент религиозной ситуации".

Государственный менеджмент религиозной ситуации представляет собой практический механизм реализации вероисповедной политики Российского государства.

В диссертации представлены организационные основы государственного менеджмента религиозной ситуации в Ханты-Мансийском автономном округе. Ему придана вертикальная структура. На региональном уровне эту функцию выполняет советник губернатора округа по делам национальностей и общественных объединений. Работники, ответственные за связи с религиозными объединениями, имеются в администрациях всех городов и районов округа. Независимо от названия и статуса должности фактически именно они выполняют функции менеджеров религиозной ситуации. Поэтому особое внимание внимание уделяется повышению их квалификации - религиоведческой и правовой, с ними регулярно проводятся семинары-совещания, научно-практические конференции, они обеспечиваются необходимой литературой.

Важным компонентом в структуре государственного менеджмента религиозной ситуации в округе является действующий на общественных началах Окружной экспертный совет, в состав которого входят религиоведы, юристы, работники органов государственной власти. В качестве консультантов при необходимости к его работе привлекаются ученые, не являющиеся его членами, а также представители конфессий. Совет в основном выполняет экспертизу уставов религиозных организаций на предмет их регистрации в органах юстиции.

Эффективность менеджмента в сфере государственно-конфессиональных отношений зависит от обеспечения администрации достаточно полной и достоверной информацией о религиозной ситуации в

округе или муниципальном образовании. Большую помощь менеджерам в этом оказывает Информационно-аналитический центр Администрации ХМАО, который проводит социологические исследования религиозной ситуации, осуществляет анализ и прогнозирование кризисных ситуаций в сфере этноконфессиональных отношений, организует научно-практические конференции и т.д.

При правительстве ХМАО создан Совет по вопросам взаимодействия с религиозными объединениями. На его заседаниях рассматриваются вопросы регулирования религиозной ситуации в округе, конкретные проблемы, возникающие во взаимоотношениях государственных и муниципальных органов с религиозными организациями. Важным направлением в деятельности совета является проведение обучающих семинаров менеджеров.

Заметное влияние на характер религиозной ситуации оказывает Окружной межконфессиональный совет, в состав которого входят руководители зарегистрированных религиозных объединений. Он работает в формате диалога, и главная его задача - предупреждение конфликтных ситуаций в этноконфессиональной сфере. В диссертации рассматриваются различные направления и проблематика диалога между субъектами религиозной ситуации, а также различные формы сотрудничества между органами власти и религиозными объединениями.

Важнейшей задачей менеджмента религиозной ситуации является формирование в общественном сознании установок толерантного сознания. Толерантное отношение к культуре, ценностям убеждениям и верованиям представителей других мировоззрений, религий и этносов - необхо-

димое условие межнационального и межконфессионального согласия, стабильности религиозной ситуации.

В Заключении подводятся итоги исследования, высказываются практические рекомендации по совершенствованию механизма государственного регулирования религиозной ситуации.

По теме диссертации следующие работы, общим объемом около 11

п.л.:

1. Выдрина Г.А. Ханты-Мансийский округ встречает 2000-летие Христианства // Северный регион: наука, образование, культура. -2000.-№ 1.-С. 144-146.

2. Выдрина Г.А Югра: рождение приполярной цивилизации. Север: полиэтническое общество? // Родина- 2001.-№4.- С. 229-231.

3. Выдрина Г.А. Управление этнонациональным развитием и межнациональными отношениями // Информационно-аналитический вестник Уральской академии государственной службы - Екатеринбург, 2002,№ 3 (19).-С. 33-35.

4. Выдрина ГА Культ Югры и формирование регионального межэтнического сообщества / Этносоциальные процессы в Сибири: Тематический сборник / Под. ред. Ю.В. Попкова. - Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2003.- Выпуск 5.- С. 194-197.

5. Выдрина ГА Состояние этноконфессиональной обстановки в Ханты-Мансийском автономном округе / Глобальная безопасность - региональное развитие: Сб. науч. ст. / НГУ, ИППКС ФСБ РФ. - Новосибирск, 2003.-Вып. 2.-С. 92-101.

6. Выдрина Г.А. Факторы нестабильности этнической ситуации // Северный регион: стратегия и перспективы развития. Сборник тезисов, докладов Всероссийской научно-практической конференции. Сургут, 2003. - С. 97-98.

7. Выдрина Г.А. От религиозной ситуации к государственно-религиозному менеджменту //Там же. - С. 98-100.

8. Выдрина Г.А. Некоторые аспекты формирования новой церковной политики государства. // Современные пути взаимодействия церкви и общества в сфере образования, науки и культуры. Сборник докладов Региональных Кирилло-Мефодиевских образовательных чтений. Ханты-Мансийск, 2004. - С. 5-14.

9. Выдрина Г.А. Отношение религиозных объединений к вопросам демографии // Там же. Ханты-Мансийск, 2004. - С. 91-97.

10. Варламова С.Н., Выдрина Г.А., Лопаткин Р.А., Малахов СП. Проблемы гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в северном регионе. - Ханты-Мансийск. Издательство ГУЛ "Информационно-издательский центр", 2004г. -197 с.

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

ВЫДРИНОЙ Г.А.

Тема диссертационного исследования: "РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (на материалах Ханты-Мансийского автономного округа)"

Научный руководитель -кандидат философских наук, профессор -Лопаткин Р.А. (Ф.И.О.)

Изготовление оригинал-макета

Выдрина Г. А. (Ф.И.О.)

Подписано в печать ^В. Тираж 80 экз.

Усл. п.л. - -¿3

Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации

Отпечатано ОПМГ РАГС. Заказ № .

119606, Москва, пр-т Вернадского, 84.

Р1 4 3 4 5

РНБ Русский фонд

2005-4 12262

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Выдрина, Галина Антоновна

ВВЕДЕНИЕ

Раздел I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ

РазделП. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Раздел III. ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по философии, Выдрина, Галина Антоновна

Актуальность темы исследования. В начале XXI в. в России сложилась ситуация, которая потребовала оптимизировать общественно-практическую деятельность людей: усилить влияние субъектов гражданского общества, в число которых входят и религиозные объединения, на решение как общенациональных, так и региональных проблем, сделать более эффективной и ответственной роль государства в управлении общественными процессами, в формировании системы подлинной демократии.

Характерной чертой современной религиозной ситуации стали существенный рост общественного престижа религии и религиозных организаций, активизация деятельности практически всех конфессий в социальной сфере. Религиозные организации претендуют на легитимность своего участия в решении широкого круга социальных проблем, на свое присутствие во всех сферах общественной жизни, включая те, которые традиционно считаются светскими. Религиозный фактор вышел за пределы конфессиональной сферы, стал значимой составляющей этнокультурной идентификации различных групп населения. Многие российские конфессии разработали и обнародовали свои социальные концепции, стремясь тем самым обозначить свое место в формирующемся гражданском обществе.

Религия в ее мировоззренческом и институциональном проявлении показала, что может выполнять и выполняет функции инструмента социальной консолидации и политической мобилизации. Это привлекает к духовно-идеологическому потенциалу и практической деятельности религиозных организаций внимание государственных структур и различных политических сил. В то же время способность религии мобилизовывать общественно-политическую активность людей делает ее потенциально конфликтогенным фактором социально-политической ситуации, особенно в сфере межнациональных отношений.

Будучи концентрированным выражением всего комплекса религиозных проявлений в определенном месте и в определенное время, в их взаимосвязи между собой и с социальной средой, религиозная ситуация оказывается существенным фактором общей социально-политической и духовно-идеологической ситуации в стране или регионе. Это делает актуальными дальнейшую разработку методологии философско-социологического исследования религиозной ситуации, обобщение опыта и совершенствование методов её государственного регулирования, что и предопределило выбор темы настоящего диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Избранная для исследования тема носит комплексный характер и находится на стыке ряда научных дисциплин и проблемных блоков современного религиоведения, философии, социологии, правоведения, психологии, культурологии, этно-социологии, политологии, социального менеджмента. Соответственно в каждом из этих научных направлений имеются теоретические исследования, методологические подходы и эмпирические материалы по изучению различных аспектов религиозной сферы жизни общества, социальных функций религии, религиозной ситуации как системного социального явления и проблем её государственного регулирования.

В философском и социологическом плане проблемам взаимоотношений государства, общества и религии, социальных функций религии посвящены фундаментальные труды Г.Ф.Гегеля, К.Маркса, М.Вебера, Э.Дюркгейма, П.А. Сорокина, Р.Мертона, К.Ясперса, Т.Парсонса.

В отечественной философской, социологической и собственно религиоведческой литературе сложилась традиция рассмотрения религии как социального явления, что является необходимой методологической предпосылкой изучения религиозной ситуации. В трудах В.И.Гараджи, В.С.Глаголева, А.Н.Ипатова А.И.Клибанова, Т. А.Кудриной, Л.Н.Митрохина, М.П.Мчедлова, А.А.Нуруллаева Ф.Г.Овсиенко,

A.Д.Сухова, Н.А.Трофимчука, Д.М.Угриновича, И.Н.Яблокова и др. всесторонне рассмотрены взаимосвязь религии и общества, религии и культуры, религиозного сознания, особенности эволюции религии в контексте изменения социально-политических условий в СССР и России, многие теоретические и методологические проблемы социологического изучения религии.

С 1990-х гг. в России активно ведется социологическое изучение религии, стимулированное процессами её возрождения в российском обществе, активизацией деятельности, ростом общественного престижа и влияния религиозных организаций. Крупные социологические центры, такие как ВЦИОМ, РОМИР, Фонд "Общественное мнение", Институт социально-политических исследований РАН, Центр "Религия и общество" Российского независимого института социальных и национальных проблем проводят социологические исследования проблем религии в режиме мониторинга, делая упор на измерение уровня религиозности, распределение населения по конфессиям, доверия к религиозным организациям, электоральных предпочтений верующих и т.д. Их результаты получили отражение в регулярно публикуемых статистических данных, в публикациях Б.В .Дубина,

B.В. Локосова, М.П.Мчедлова, С.В.Медведко, Э.Г.Филимонова, Е.С.Элбакян и др. Проблема взаимосвязи национального и религиозного на материалах социологических исследований получила глубокую разработку в трудах ученых Института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая и Института социологии РАН (Л.М.Дробижева, Г.У.Солдатова и др.). Заслуживает внимания коллективный труд "Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России" под ред. К.Каариайнена и Д.Е.Фурмана (2000). Среди региональных исследований выделяется изучение религиозной ситуации в Пермской области, проводимое в режиме мониторинга коллективом исследователей под руководством М.Г.Писманика.

Собственно тема религиозной ситуации становится предметом рассмотрения в отечественной религиоведческой литературе в основном с середины 1990-х гг. В основном это были статьи, посвященные религиозной ситуации в отдельных регионах России и в странах ближнего зарубежья. Религиозная ситуация в них оценивалась, как правило, лишь по отдельным параметрам (увеличение числа религиозных объединений, деятельность зарубежных миссионеров, появление новых религиозных движений, факты обострения межконфессиональных отношений и т.п.). Становилась очевидной необходимость социологического изучения религиозной ситуации как целостного системного объекта. Именно такой подход был предложен Р.А.Лопаткиным (1995). В своих публикациях он сформулировал определение понятия религиозной ситуации, выделил уровни и параметры её социологического изучения.

Проблемы государственно-конфессиональных отношений, которые автор рассматривает в качестве одного из важных факторов формирования и динамики религиозной ситуации, как в историческом, так и в современном плане рассматриваются в публикациях Л.А. Баширова, О.Ю. Васильевой, А.Г. Залужного, Ю.П. Зуева, И .Я. Кантерова, В.В. Кравчук, А.И.Кудрявцева, Г. А.Михайлова, М.И.Одинцова, В.К.Пинкевича,

А.Е.Себенцова, М.О.Шахова и др. Глубокое раскрытие эти проблемы получили в коллективных трудах, изданных кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, в Информационно-аналитическом бюллетене "Государство, религия, церковь в России и за рубежом". В этих трудах большое внимание уделено теоретическому обоснованию государственной политики, законодательному регулированию сферы свободы совести и государственно-конфессиональных отношений, анализу практики взаимоотношений между государственными органами и религиозными объединениями.

Несмотря на значительное число публикаций, посвященных проблемам государственно-конфессиональных отношений, практически никто из авторов не рассматривал эти проблемы через призму современной теории государственного и социального менеджмента. Между тем такой подход позволяет усовершенствовать организацию и расширить арсенал методов государственного регулирования религиозной ситуации. Это определило интерес автора к рассмотрению проблемы религиозной ситуации именно в таком аспекте.

Объектом настоящего диссертационного исследования выступает религиозная ситуация как сложное системное социальное образование. Предметом исследования является конкретная религиозная ситуация в отдельно взятом регионе (Ханты-Мансийском автономном округе), тенденции её развития и практика её государственного регулирования.

Целью диссертационного исследования является дальнейшая разработка концептуального подхода к изучению религиозной ситуации как специфического социального феномена и принципиальных основ государственного менеджмента религиозной ситуации.

Достижение данной цели предполагало решение следующих исследовательских задач:

- рассмотреть социально-философский статус понятия "религиозная ситуация"; уточнить содержание понятие "религиозная ситуация" в плане субъектного подхода;

- осуществить анализ религиозной ситуации в регионе на основе проведенного социологического исследования;

- рассмотреть проблемы государственного регулирования религиозной ситуации с позиций современной теории социального менеджмента;

- обобщить опыт государственного менеджмента религиозной ситуации в Ханты-Мансийском автономном округе.

Теоретической и методологической основой диссертации послужили труды российских и зарубежных ученых, содержащие социально-философский и общесоциологический анализ проблемы ситуации и возможностей управления ею. В основу концептуального рассмотрения религиозной ситуации как специфического социального и социокультурного феномена автором были положены системный подход к изучаемому явлению, исследование его в качестве целостного объекта, характеризующегося структурно-функциональным единством и взаимосвязью составляющих его элементов. Автор опирался на имеющийся в трудах отечественных религиоведов опыт рассмотрения религии как социального явления, методологию и методику социологического изучения религиозных феноменов.

Эмпирическую базу исследования составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации и ХМАО о свободе совести и о религиозных объединениях, другие официальные документы, определяющие общие принципы и порядок государственного регулирования межнациональных и межконфессиональных отношений; текущие материалы органов государственной власти и местного управления ХМАО, публикации средств массовой информации, труды историко-этнографического, этнокультурного и религиоведческого характера; содержащие данные о религиозной ситуации в округе, результаты социологических исследований проблемы.

Основные эмпирические материалы получены в результате социологического исследования "Состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в ХМАО и пути их гармонизации" (научный руководитель проекта Р.А.Лопаткин), проведенного в 2001 г. при участии автора. Исследование включало социологический опрос населения округа в возрасте от 18 лет и старше по репрезентативной выборке (N=930); опрос экспертов, в качестве которых выступили государственные и муниципальные служащие, работники учреждений образования и культуры, журналисты, ученые, лидеры этнических диаспор, национально-культурных и религиозных объединений, руководители хозяйственных структур (N=185). В диссертации использованы данные серии социологических исследований этнокультурной ситуации в ХМАО, выполненных под руководством В.В.Мархинина и Н.Г.Хайруллиной, в подготовке и проведении которых автор также принимал участие.

Существенное место в диссертационном исследовании занимают личные наблюдения и обобщенный опыт работы автора в качестве советника губернатора ХМАО по делам национальностей и общественных объединений, в том числе регулярного общения с представителями национально-культурных объединений и автономий, землячеств, религиозных общин различных конфессий.

Научная новизна исследования. Основные результаты исследования, полученные лично автором, заключаются в следующем:

На основе анализа и сопоставления имеющихся в философской и социологической литературе подходов к исследованию ситуаций, складывающихся в различных сферах общественной жизни, автор предлагает в качестве концептуального подхода к исследованию религиозной ситуации рассмотрение её в качестве целостного системного социального объекта, включающего в себя религиозных и нерелигиозных субъектов, находящихся в тесной функциональной взаимосвязи.

Автор диссертации определяет религиозную ситуацию как структурно-функциональное состояние и взаимосвязь её субъектов, обусловленные совокупностью внутренних и внешних факторов.

В диссертации рассмотрены детерминанты динамики религиозной ситуации и в их числе такие, оказывавшиеся ранее вне поля зрения других исследователей, как религиозные потребности населения и интересы различных субъектов религии.

На основе проведенного при участии автора комплексного социологического исследования в диссертации вводится в научный оборот большой объем социологической информации о современной религиозной ситуации в крупном северном регионе - Ханты-Мансийском автономном округе.

В диссертации обосновывается правомерность применения к сфере государственно-конфессиональных отношений нового понятия "государственный менеджмент религиозной ситуации", анализируются возможности и границы государственного регулирования религиозной сферы общественной жизни.

Практическая значимость диссертации:

Предложенные и обоснованные в диссертации концептуальное понимание религиозной ситуации и ее государственного менеджмента позволит органам государственной власти и местного самоуправления более компетентно подходить к управлению процессами, протекающими в сфере национальных и религиозных отношений в направлении их конструктивной стабилизации и гармоничного, позитивного развития, совершенствовать государственный менеджмент религиозной ситуации.

Содержащиеся в диссертации материалы и выводы, предложенный концептуальный подход могут способствовать дальнейшему углублению теоретических и эмпирических исследований такого важного объекта, как религиозная ситуация, проблем * гармонизации межконфессиональных отношений, теории и практики государственного регулирования процессов,. происходящих в религиозной сфере жизни общества. Результаты проведенного исследования позволяют в определенной степени расширить научные представления о сущности явлений, обозначаемых терминами "религиозная ситуация", "государственный менеджмент религиозной ситуации", укрепить научный статус этих понятий.

Материалы проведенного исследования могут быть использованы в процессе преподавания религиоведческих дисциплин, курсов социальной философии, этносоциологии, социального менеджмента, теории и практики государственно-конфессиональных отношений в высших и средних учебных заведениях, на курсах повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, ответственных за связи органов власти с религиозными объединениями, работников культуры, образования, средств массовой информации.

Апробация работы. Результаты исследования были апробированы в докладах и научных сообщениях диссертанта на Всероссийской научно-практической конференции "Социокультурная динамика ХМАО сегодня и в перспективе XXI века: федеральный и региональный аспекты" (Сургут,

1998); совещании "Состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в ХМАО" (Ханты-Мансийск, 2001); международном семинаре "Этносоциальные процессы в Сибири" (Улан-Удэ, 2001); региональной научно-практической конференции "Роль и место таможенной службы Сибири в обеспечении экономической безопасности государства" (Новосибирск, 2002); в ряде докладов и выступлений на семинарах и совещаниях ответственных работников администрации ХМАО, в практической деятельности автора в качестве советника губернатора ХМАО по делам национальностей и общественных объединений, в научных публикациях общим объемом около 11 п. л., а также в публикациях в средствах массовой информации.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Религиозная ситуация как объект государственного регулирования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возрастание роли религии как духовного фактора и религиозных организаций как активных социальных субъектов в жизни современного российского общества сделало актуальной для государственных органов проблему регулирования религиозной ситуации, которая при определенных условиях способна оказывать влияние на состояние общей социально-политической и духовно-идеологической обстановки в стране или регионе. Однако концепция религиозной ситуации сегодня еще не достигла необходимого уровня научной зрелости и находится в стадии своего становления, существуя как междисциплинарная проблема "пограничного" типа. В настоящем исследовании автором была предпринята попытка разработки ряда аспектов концептуального подхода к проблеме, которые в дальнейшем могли бы способствовать созданию целостной концепции религиозной ситуации. Исходным пунктом в исследовании стал анализ родовой макросистемы — ситуации, видом которой является ситуация религиозная.

К субъектам религии, формирующим структуру религиозной ситуации, относятся все, как индивидуальные, так и институциональные, носители религиозности. Религиозность, проявляющаяся в сознании или поведении субъекта, выступает конституирующим признаком субъекта религии и самой ситуации. Ее параметры определяются социологическими методами исследования. В структуру религиозной ситуации входят и нерелигиозные субъекты, выступающие либо в качестве детерминантов, либо в роли объектов воздействия субъектов религии. Факторы, детерминирующие формирование религиозной ситуации и её динамику простираются от внутренних (мотивации, потребностей, деятельности субъектов религии) и до внешних (государства, законов, различных международных структур, СМИ и т. д.). Вариативность сочетаний детерминантов, субъектов религии и объектов взаимодействия дает бесчисленное количество религиозных ситуаций, требующих конкретного анализа и выработки соответствующих управленческих решений.

Система религиозной ситуации предстает динамической, меняющейся. Это проявляется в ее определенных количественных и качественных изменениях, в актуализации и выдвижении на первый план тех или иных ее структурных элементов, усилении или ослаблении влияния тех или иных факторов, что подтверждает принципиальную управляемость данной ситуации.

Религиозная ситуация представляет собой, таким образом, не сум-мативное множество, а системное целое со своими подсистемами. Государственно-конфессиональные отношения составляют только часть религиозной ситуации, в связи с чем остальные элементы данной системы нередко оказывались вне поля научного исследования и государственного регулирования.

Поэтому вполне обоснованным является, на наш взгляд, вывод, что государственный менеджмент в сфере свободы совести и взаимоотношений государства с религиозными объединениями должен, в качестве своей адекватной методологической основы, опираться на концепцию религиозной ситуации, основные положения которой изложены в проведенном диссертационном исследовании. В свою очередь, это потребует дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы государственно-религиозного менеджмента в целом и государственно-конфессиональных отношений в частности.

Современная модель государственно-конфессиональных отношений должна базироваться на неукоснительном соблюдении конституционного права на свободу совести и свободу вероисповеданий, доверии между государственными органами, религиозными объединениями и общественными организациями.

В настоящее время структура государственного регулирования государственно-конфессиональных отношений и религиозной ситуации не соответствует вызову времени - отсутствует единый федеральный орган, ответственный за обеспечение взаимодействия государства с религиозными объединениями, на местах наблюдается организационно-структурный разнобой. До сих пор не выработана концепция вероисповедной политики Российской Федерации. Всё это серьёзно затрудняет осуществление эффективного менеджмента религиозной ситуации^ как в масштабах страны, так и в регионах.

В целом проведение продуманной политики государства в сфере свободы совести и религиозных отношений, т.е. менеджмент религиозной ситуации, нуждается не только в теоретическом обосновании, адекватной нормативно-правовой базе, но и в наличии единого информационного поля и базы данных, подготовленных специалистах, использовании новых методов и форм работы, в координации действий государственных структур по вертикали и горизонтали. Поскольку любая религиозная ситуация имманентно содержит конфликтогенный потенциал, весьма важным становится проведение ее опережающего регулирования. Поэтому ситуационным менеджментом религиозной сферы, по нашему мнению, должны заниматься профессионалы, чье мастерство проявится в умелом регулировании системных отношений субъектов религиозной ситуации.

Государственный менеджмент в сфере свободы совести и взаимоотношений с религиозными объединениями как развивающаяся отрасль государственного управления требует новых подходов к исследованию проблем управления, современных методов и технологий регулирования религиозных ситуаций. Приоритетными задачами в этой области на ближайшее будущее представляются следующие:

- создание структурно-функциональной системы государственного менеджмента религиозной ситуации;

- создание и официальное утверждение научно обоснованной концепции государственной вероисповедной политики как ориентира для менеджеров религиозной ситуации;

- выработка методики мониторинга религиозной ситуации.

Дальнейшая разработка и совершенствование теоретической концепции религиозной ситуации и государственного менеджмента в этой сфере должны опираться на междисциплинарные исследования проблемы и на накопленный опыт государственного регулирования религиозной ситуации в стране, регионах и муниципальных образованиях.

 

Список научной литературыВыдрина, Галина Антоновна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Аблажей A.M., Донских O.A. Православие и традиционные культуры народов Севера: проблемы взаимодействия //Этносоциальные процессы в Сибири: Тематический сборник. Вып. 2. Новосибирск, 1998. - С.225-234.

2. Авдеев В.В. Психотехнология решений проблемных ситуаций. -М., 1992.

3. Авдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М.,1994.

4. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 239 с.

5. Адлер Р. Миссионерские методы во времена апостола Павла и в наши дни. М., 1993.

6. Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1994.-496 с.

7. Андреева Л.А. Религия и власть в России. М., 2001.

8. Анцупов А .Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. М., 1996.

9. Айпин Е. Обреченные на погибель: Публицистика последних лет.-М., 1994. 111 с.

10. Айпин Е.Д. Как выжить коренным народам Югры? //Обские Угры на пороге Ш тысячелетия. Ханты-Мансийск, 1999. - С.9-21.

11. Аристотель. Политика // Аристотель. Соч.: В 4-х тт. Т.4. М., 1976.-С.375-644.

12. Бабаков В.Г. Кризисные этносы. М., 1993. - 182с.

13. Берзин Б.Ю., Гущина А.Э. Самосознание национальной (этнической) группы. Екатеринбург, 1993.

14. Бобнева М.И. Социальные нормы и регулирование поведения. -М.: Наука, 1978.-311 с.

15. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. - 270 с.

16. Блумер Г. Общество как символическая интеракция //Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М.,1984.

17. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. Философия существования. СПб.: Лань, 1999.-222 с.

18. Бромлей В.Ю. Очерки теории этноса. М., 1989.

19. Бражников Ю.М., Сущность и структура метода // Роль методологии в развитии науки. — Новосибирск, 1985. С.59-65.

20. Введение в общее религиоведение / Под ред. И.Н.Яблокова. М.: Книжный дом "Университет", 2001. 571 с.

21. Вебер М. Социология религии (Типы религиозных сообществ) //Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994. - С.78-446.

22. Вероисповедная политика Российского государства. Учебное пособие //Отв. ред. М.О.Шахов. М., 2003. - 207 с.

23. Верховский А. Ксенофобия и религия в России // Диа-Логогс: Религия и общество. 1998-99. М., 1999.

24. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Курс лекций. М., 1998.

25. Воропаева Т.С. Идентификация как психологический механизм формирования этнического самосознания // Мир психологии и психология в мире. 1995. - №1.

26. Варламова С.Н., Выдрина Г.А., Лопаткин P.A., Малахов С.П. Проблемы гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в северном регионе. г.Ханты-Мансийск. Издательство ГУЛ "Информационно-издательский центр", 2004. С. 197.

27. Гараджа В.И. Социология религии. М.: Аспект Пресс, 1996.238 с.

28. Главацкая Е.М. Классификация религиозных изменений среди хантов // Обские угры: Материалы П Сибирского симпозиума "Культурное наследие народов Западной Сибири" (12-16 декабря 1999 гг., Тобольск).- Тобольск-Омск, 1999.

29. Гормонов М.К. Общественное мнение. История и современность.-М., 1988.

30. Государственная власть и местное самоуправление в полиэтнических регионах: проблемы, концепции, практика решения. Ростов-на-Дону, 1999.-48 с.

31. Гудыма А.П. Социально-философские основы стратегии устойчивого развития малочисленных народов Севера. Екатеринбург, 2000. -343 с.

32. Гусева A.C., Козлов В.В. Конфликт: структурный анализ, консультативная помощь, тренинг. М., 1997.

33. Диев B.C. Интуиция в управленческих решениях. Новосибирск, 1993.

34. Дробижева Л.М. и др. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М.: Мысль, 1996. - 382 с.

35. Добрускин М.Е. О социальных функциях церкви (на материалах Русской Православной Церкви) // СОЦИС. 2002. - №4.

36. Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. К проблеме формирования северной идентичности: роль местных СМИ // Северный регион: экономика и социокультурная динамика. Сургут, 2000. - С.46.

37. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Наука, 1991.-572 с.

38. Дятлов В. Диаспора: попытка определиться в понятиях // Диаспоры.-1999.-№1.

39. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.-221 с.

40. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 1996. 318 с.

41. Зоркальцев В.И. Проблема законодательного обеспечения государственно-церковных отношений в свете социальной концепции Русской Православной Церкви // Церковь и время. 2001. - №4.

42. Зуев Ю.П. Религиозно-конфессиональные отношения и общественная стабильность в современной России //Религия и политика в современной России. М., 1997. - С.66-82.

43. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. — М.,1997.

44. Иларионов Т.С. Этническая группа: генезис и проблемы самоидентификации (теория диаспоры). М., 1994.

45. Интеллектуальная культура специалиста: Сборник научных трудов. Новосибирск, 1988.

46. Каргина И.Г. Динамика социальной деятельности христианских объединений России в 90-х годах XX века: сравнительно-социологических анализ. Автореф. дис. .канд. социол. наук. -М., 1998. -23 с.

47. Каргина И.Г. О динамике развития христианских конфессий в России и странах СНГ //СОЦИС. 1998. - № 6. - С. 111-118.

48. Каргина И.Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация//СОЦИС. 2004. - № 1.-С. 45-53.

49. Киселев Г.С. Новая религиозность как проблема сознания // Вопросы философии. 2002. - №5.

50. Классики теоретической социологии XX века. М., 2001!.

51. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.

52. Кокорев А.А. Психология межнационального общения.Автореф. дисс. д-ра психол. наук. -М., 1992.

53. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации //Национальные отношения. Отечественные и международные правовые документы. М., 1998. - С.48-67.

54. Конфликтология / Под ред. В.П.Ратникова. М., 20011

55. Конфликты и согласие в современной России. М., 1998.

56. Коренные малочисленные народы России на пороге XXI века: проблемы, перспективы, приоритеты: Материалы Всероссийского конгресса. СПб., 2000.-318 с.

57. Косиков И., Косикова Л. Ханты-Мансийский автономный округ. Модель этнологического мониторинга. М., 1998. - 136 С.

58. Кратов Е.В. К проблеме формирования региональной политики в сфере государственно-церковных отношений // От политики государственного атеизма к свободе совести: Материалы семинара-совещания (23-26 мая 2000 г., Москва). - М., 2000. - С.209-221.

59. Крицкий Е.В. Религиозный фактор в этнополитической ситуации на Северном Кавказе // Религия и политика в современной России. — М., 1997. С.39-47.

60. Кузьмин И.А. Психотехнологии и эффективный менеджмент. -М., 1994.

61. Кунц Г., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций: В 2-х тт. М., 1981.

62. Куриков В.М. Социально-экономические и культурные основы развития коренных малочисленных народов Севера //Этносоциальные процессы в Сибири: Тематический сборник. Вып.З. — Новосибирск, 2000. -С.42-49.

63. Логинов A.B. Религиозная ситуация в России и принятие закона "О свободе совести и о религиозных объединениях //Полития. 1997-1998.-№4.-С. 85-94.

64. Лопаткин P.A. Социологическое изучение религиозной ситуации и государственно-церковных отношений // Государственно-церковные отношения в России: Курс лекций. 4.1. М., 1995. - С.220-252.

65. Лопаткин P.A. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной ситуации. М., 2001. - 28 с.

66. Лопаткин P.A. Современная религиозная ситуация в России: социологический анализ //От политики государственного атеизма — к свободе совести: Материалы семинара-совещания (23-26 мая 2000г., Москва). М.,2000. - С.41-55.

67. Мальцев В.П. Государственный служащий современного типа. -Нижний Новгород, 1995.

68. Мархинин В.В., Удалова И.В. Этнос в ситуации выбора будущего (по материалам социологического исследования образа жизни хан-тов, ненцев, манси Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа). — Новосибирск, 1993. 208 с.

69. Мархинин В.В. Местное самоуправление в межэтнических сообществах (социологическое исследование в сельских районах Ханты-Мансийского автономного округа). Новосибирск, 2000. - 226с.

70. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями развитие организаций. - М., 1996.

71. Свобода совести и обеспечение межрелигиозного понимания. Материалы научно-практической конференции. М., 2001. -151 с.

72. Мазуров Б.Ф. Политическая культура и региональная идентификация как фактор оздоровления социокультурной политики Ханты-Мансийского автономного округа //Северный регион: экономика и социокультурная динамика. Сургут, 2000. - С.206-208.

73. Медведко C.B. Меконфессиональные отношения как диалог культур. Автореф. .канд.филос.наук. -М., 1997.

74. Мескон М.Х, Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М„ 1998.

75. Миграции и новые диаспоры в постсоветских государствах. -М., 1996.

76. Мировой опыт государственно-церковных отношений: Учебное пособие. М.,1999. - 383 с.

77. Митрохин Л.Н. Религиозная ситуация в современной России //СОЦИС. — 1995. № 11.-С. 79-81.

78. Михайлов Г.А. О религиозной ситуации и некоторых проблемах отношений государства и религиозных объединениях в Российской Федерации //Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Ин-форм.-аналит. бюллетень РАГС. М., 1997. - № 1(11). - С. 8-26.

79. Молданова Т.А. Деятельность ассоциации "Спасение Югры" по сохранению духовной культуры коренных народов // Коренные народы. Нефть. Закон. Сборник материалов международной конференции (23-25 марта 1998 г., Ханты-Мансийск). М., 2001. - С. 109-112.

80. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997. -448 с.

81. Мчедлов М.П., Нуруллаев A.A. Филимонов Э.Г., Элбакян Ч.С. Религия в зеркале общественного мнения //СОЦИС. 1994. - № 5. - С. 9-13.

82. Мчедлов М.П. Феномен религиозности в современной России (к постановке проблемы) //Обновление России: трудный поиск решений. -М., 2000.-С. 202-206.

83. Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. -М., 1988.

84. На пути к толерантному сознанию. М., 2000.

85. Народы Сибири: история и культура. Новосибирск, 1997.160 с.

86. Национальные отношения. Отечественные и международные правовые документы. М., 1998. - 245 с.

87. Национальный состав населения Ханты-Мансийского автономного округа. Ханты-Мансийск, 1994. - 14 с.

88. Нетерпимость в России: старые и новые фобии. М., 1999.

89. Нуруллаев A.A. Религиозная ситуация в России и проблемы совершенствования государственно-конфессиональных отношений //Лютеране в Сибири: Сб. науч. ст. Омск, 2000. - С. 6-9.

90. Обские Угры на пороге Ш тысячелетия. Сборник документов 1 Учредительного съезда коренных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа. Ханты-Мансийск, 1999. - 152с.

91. Одинцов М.И. Православные воззрения на отечество и патриотизм //Религия и национализм. М., 2000. - С.9-30.

92. Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. М.: Высшая школа, 1998. - 536 с.

93. От нетерпимости к согласию: Материалы международной конференции. М., 1999.

94. От политики государственного атеизма к свободе совести: Материалы семинара-совещания (23-26 мая 2000 г., Москва). - М., 2000. -312 с.

95. Павлючук В. Религия и идеологии современного мира //Диа-Логос: Религия и общество. 1997. Альманах.-М., 1997.-С.332-335.

96. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000.880 с.

97. Пасмор Дж. Философия //Природа философского знания. Ч. Ш. Аналитическая философия и структурализм (Критический анализ). Сборник обзоров. -М., 1978. С. 39-61.

98. Писманик М.Г. Религиозная ситуация в Прикамье и ее перспективы //Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Ин-форм.-аналит. бюллетень РАГС. М., 2000. - С. 95-104.

99. Питер Э. Ленд. Менеджмент искусство управлять. М., 1995.

100. Проблемы управления в сфере межнациональных отношений. -Саратов, 1998.-260 с.

101. Рагузин В. Роль религиозного фактора в межнациональных отношениях. -М., 1998. 100 с.

102. Рашимас А. Роль церкви в осуществлении процесса социализации // Актуальные проблемы современной социологии. 4.1. -М., 2001.

103. Религии народов современной России: Словарь. М.: Республика, 1999.

104. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика. М., 2001.

105. Религия и национализм/Под ред. А.А.Нуруллаева и др. М., 2000.-240 с.

106. Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной i России. СПб., 2002.

107. Религия и политика в современной России. -М., 1997. — 83 с.

108. Религия, национальное согласие и возрождение России. — М., 1993.-162 с.

109. Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.

110. Россия: социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах. М., 1996.

111. Рубан Л.С. Основные методологические подходы в этносо-циологии //Этносоциальные процессы в Сибири: Тематический сборник. Вып.4. Новосибирск, 2001. - С.9-15.

112. Рындина H.H. Эволюция религиозного самосознания в постсоветском российском обществе. Автореф. дисс. . канд.филос.наук. — Ставрополь, 2002. 22 с.

113. Рязанова Л.С. Сознание современного верующего: анализ религиозной практики и идентичности И Политая. 2002. - №4.

114. Саломатова Т.И. Проблема управления этнокультурными процессами у народностей Севера // Этносоциальные процессы в Сибири: Тематический сборник. Вып.1. Новосибирск, 1997. - С.206-210.

115. Свобода совести важное условие гражданского мира и межнационального согласия. Материалы международной конференции. - М., 2003.-396 с.

116. Северный регион: стратегия и перспективы развития: Сборник тезисов докладов Всероссийской научной конференции, 29-30 мая 2003 г. 4.1-2. Сургут, 2003.

117. Семенов А.ЬС. Современный менеджмент. Волгоград, 1997.

118. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. -М., 1998.

119. Сопочин Л. Кто нас спасет кроме Торума? // Новости Югры. 28 февраля 1995 г.

120. Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России. М., 1998. - 338 с.

121. Социальная философия и социальная инженерия. Новосибирск, 1998.

122. Социально-политическое измерение христианства. М., 1994. -406 с.

123. Социальный конфликт. Современные исследования. М.,1991.

124. Социокультурная динамика Ханты-Мансийского автономного округа сегодня и в перспективе XXI века: федеральный и региональный аспекты. Сборник тезисов к Всероссийской научно-практической конференции. Ч. I-III. Сургут, 1998. - С. 16-18.

125. Социокультурное исследование / Под ред. проф. Ф.И. Ми-нюшева.-М., 1994.

126. Социологический энциклопедический словарь. М., 2000.

127. Столяр А. Государство и церковь: по закону и "на самом деле" //Отечественные записки. 2001. - №1. - С. 140-143.

128. Тиллих П. Избранное: Теология культуры. М., 1995. - 479 с.

129. Тишков В.А. Как предотвратить этнические и религиозные конфликты? // Стенограмма семинара "Новые независимые государства: вступая во второе десятилетие" (3 декабря 2001 г.).

130. Толерантность: объединяем усилия. Материалы конференции.-М., 2002.-136 с.

131. Тощенко Ж.Т. Теократия как форма взаимодействия религии и власти // Философские науки. 2002. - №3.

132. Трофимчук H.A. Нравственная роль религии в гражданском обществе // Религия, национальное согласие и возрождение России. — М., 1993.-С. 35-42.

133. Туровский Р.Ф. Региональная идентичность в современной России // Российское общество: становление демократических; ценностей?-М., 1999.

134. Управление этническим конфликтом. Оренбург, 1994.

135. Фалмер Р. Энциклопедия современного управления. В 5-ти тт.-М., 1992.

136. Филипенко A.B. Интересы людей должны быть главными в действиях власти // Эксперт. 2002. - №13.

137. Фромм Э. Человеческая ситуация. М., 1995.

138. Хайруллина Н.Г. Социологическая диагностика этнокультурной ситуации в северном регионе. Дисс. .д-ра социол. наук. Тюмень, 2001.

139. Харамзин Т.Г., Хайруллина Н.Г. Традиционный уклад и образ жизни обских угров. М., 2002.

140. Холмогоров Е. Застенчивая иерократия. Заметки на полях "Основ социальной концепции РПЦ" //Отечественные записки. 2001. -№1.-С.176-184.

141. Черняк Я.С. Этносы и конфессии в социокультурном пространстве северного города. М.: ООО "Агент", 1999. - 141 с.

142. Шабуров Н. Религия и поиски "новой национальной идеологии" в России //Диа-Логос:Религия и общество. 1998-99. Альманах. М., 1999.

143. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М.: Мысль, 1980.326 с.

144. Шредер Г.А. Руководить сообразно ситуации. М.: Интерэксперт, 1994. -159 с.

145. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.-342с.

146. Этносы и этнические процессы. М., 1993.

147. Этноконфессиональный диалог: состояние, противоречия, перспективы развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Оренбург, 2002.

148. Этнокультурные процессы в национально-смешанной среде. -М., 1989.

149. Этносоциальная ситуация в Саратовском Поволжье и проблемы управления. 4.1,2. Саратов, 1996.

150. Юкаева. B.C. Управленческие решения. М.: Дашков и К, 1999.-291с.

151. Яблоков И.Н. Социология религии. М.: Мысль, 1979.182 с.

152. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994.-528 с.