автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Религиозно-этнические общности маронитов и друзов в политической истории Сирии и Ливана (до 1861 г. )
Полный текст автореферата диссертации по теме "Религиозно-этнические общности маронитов и друзов в политической истории Сирии и Ливана (до 1861 г. )"
АКАДЕМИЯ НАУК СССР ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ
На правах рукописи
УДК /28+297/ (569.1+569.3)(091)
МАДО ИССА
РЕЛИГИОЗНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ МАРОНИТОВ И ДРУЗОВ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ СИРИИ И ЛИВАНА (до 1861 г.)
Специальность 07.00.03 - Всеобщая история
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Москва 1990
Работа выполнена в Ордена Трудового Красного Знамени Институте востоковедения АН СССР
Научный руководитель - доктор.исторических наук,
профессор Л.Р. ПОЛОНСКАЯ Официальные оппоненты- доктор исторических наук
Ведущая организация: Московский Государственный институт международных отношений МИД СССР.
дании специализированного совета по историческим наукам. /Д.003.01.01/ Института востоковедения АН СССР по адресу: 103777, Москва, ул. Роздественка, 12.
С диссертацией можно ознакомиться в Библиотеке Института востоковедения АН СССР по адресу: 103777, Москва, ул. Ровдественка, 12.
М.С. ЛАЗАРЕВ
кандидат исторических наук С.А. КИРИЛЛИНА
Защита состоится
Автореферат
Ученый секретарь Специализированного совета по историческим наукам,
кандидат исторических наук /> А.Г. ВОЛОДИН
(дсиояии-
7
© Институт востоковедения АН СССР, 1990 г
Актуальность проблемы. Среди множества проблем, которые стоят сейчас на пути мирного сосуществования стран и народов нашей планеты и политической стабильности отдельных государств, важное место по-прежнему занимают национальные и религиозные противоречия. В последней четверти IX века мир стал свидетелем резкого обострения этих противоречий, новой волны политизации религии, новых религиозно-общинных и религиозно-этнических конфликтов.
Обострение проблемы религиозно-общинных противоречий явилось неотделимой частью того возрождения религии, которое особенно отчетливо выступило на поверхность политической жизни на рубеже 80-х годов в странах традиционного распространения ислама. В этот же период стали все больше привлекать к себе внимание движения тех общин, члены которых рассматривают свою общность не просто как религиозную, но и как этническую.
Такие религиозные общности, обладающие отдельными чертами этносов (общей территорией, языком и т.д.), широко известны в научной литературе под названием этноконфессиональных общностей. К их числу относятся и общины маронитов и друзов, отношения между которыми играли и играют по сей день важную роль в политической жизни Сирии и Ливана.
Сирия и Ливан в религиозном плане всегда представляли и представляют пеструю картину. Ливан - классическая страна межобщинных противоречий, она отличается существованием большого количества христианских и исламских религиозных течений и общин (свыше 20 религиозных и этнорелигиозных групп), среди которых особое место в историческом плане всегда занимали и продолжают занимать маронитская и друзская общины.
Пестрота этнического состава и сложная религиозная ситуация дестабилизируют положение в стране, используются в эгоистических интересах внешних и внутренних реакционных политических
сил. Выражение социальных и политических противоречий в релит озной форме в Ливане проявляется особенно отчетливо.
Корни современных социально-экономических и политических противоречий между общинами следует искать в изучаемом в диссе; тации периоде. Именно тогда были заложены основы враждебности маронитов и друзов и их политического соперничества. Именно к концу этого периода марониты превратились в наиболее состоятел] ную и наиболее влиятельную в политической и административной сфере общину Ливана. Напротив, друзы к концу рассматриваемого периода утратили свои некогда господствовавшие позиции и в экономике, и в политике. Такое положение сохраняется и сегодня.
Прогрессивные силы Ливана видят надежный путь освобозденш от межобщинной отчужденности в сплочении всех патриотических сил для стабилизации политического положения страны. Однако власть секты и этноконфессиональных традиций все еще пронизывает жизнь современного Ливана. Комплекс традиционных взглядов, на протяжении многих веков помогавший религиозным общинам выжить, сейчас препятствует консолидации ливанского общества.
Все это и обуславливает особую актуальность изучения положения двух общин Сирии и Ливана: маронитов и друзов, играющих важную роль в современных религиозно-этнических отношениях в этом регионе.
Предмет исследования. Объектом исследования являются общины маронитов и друзов, их становление и их роль в истории Сирии и Ливана с момента их возникновения до 1861 г., когда статус Ливана как административно-территориальной единицы был впервые определен международным соглашением и в основу его деления на административные округа был положен религиозный принцип.
Диссертант считает, что применение к общинам маронитов и друзов термина этноконфессиональный правомерно потому, что они обладают развитым самосознанием и устойчивой традицией. Они объединены не только религиозным учением, но и идеализированным историческим прошлым, наличием первоначальной родины, которую они связывают с определенными географическими районами. Эти общины, возникшие изначально как религиозные секты, в процессе своего становления приобрели ряд черт новых этнических образований, причем процесс этого становления занял почти весь рассматриваемый период, но наиболее интенсивно протекал на его ранних этапах.
Важное место занимает изучение роли маронитов и друзов в
политической истории Ливана, их политического соперничества на путях создания собственной государственности, характера отношений между ними и влияния этих отношений на положение в стране на разных этапах политического развития.
В течение всего рассматриваемого периода местом расселения этих общин были районы Горного Ливана, входившего в состав Сирии (до 1861 года), в настоящее время марониты проживают в основном в северной и средней части Горного Ливана, а друзы - в Сирии и Ливане, прежде всего в горном районе Шуф. Численность друзов на 1960 г. составляла около 200-300 тыс. человек, маро-нитов на 1974 г. - 879 тыс. человек.
Цель и задачи исследования. Автор диссертации ставил своей целью на основе научного анализа первоисточников и специальной литературы западных, арабских и советских ученых, опираясь на их обобщения и теоретические разработки, исследовать причины возникновения и распространения в Сирии и Ливане вероучения ма-ронитов и друзов, определить этногеографический ареал распространения маронитства и друзизма на Ближнем Востоке, проанализировать общий процесс формирования и консолидации общин маронитов и друзов как этноконфессиональных общностей, рассмотреть взаимоотношения этих двух общин и выделить причины этноконфессиональных противоречий маронитской и друзской общин на разных этапах исторического развития и определить их характер.
Научная новизна теш. Научная новизна темы состоит в том, что проблемы зарождения, формирования и консолидации этноконфессиональных общин маронитов и друзов и их взаимоотношения изучены недостаточно. По вопросу этнорелигиозного генезиса маронитов и друзов и их роли в истории нет фундаментальных трудов ни западных, ни арабских, ни советских историков. Единственной специальной работой, посвященной этноконфессиональной истории маронитов, является книга М.А.Родионова "Марониты. Из этноконфессиональной истории Восточного Средиземноморья"1.
Научная, политическая и практическая значимость работы. Проведенный в диссертации анализ становления этноконфессиональных общин маронитов и друзов и их политической истории в течение длительного исторического периода имеет важное значение для понимания многих особенностей влияния религии на этнические про-
I. Родионов М.А. Марониты. Из этноконфессиональной истории Восточного Средиземноморья. М., 1982.
цессы, формирование общественного сознания и политического поведения членов этноконфессиональных общностей.
Изучение характера противоречий между маронитами и друзам позволяет лучше понять те трудности, которые стоят на пути политического сотрудничества мевду этническими, религиозными и этнорелигиозными общностями, отличаыцимися по своим историческим традициям, политической культуре и ориентации на различные религиозные, культурные и политические центры.
Наконец, изучение политической истории маронитов и друзов на разных этапах исторического развития позволяет понять, каки условия наиболее благоприятны для политического сотрудничества общин и при каких условиях на первый план выступают противореч между ними.
Приведенный в диссертации новый фактический материал и оп ранциеся на анализ этого материала выводы могут быть использованы при подготовке учебных пособий, курсов лекций по истории и религиоведению как в советских, так и в арабских высших учеб ных заведениях. Большой интерес исследование может иметь для специалистов, занимавдихся изучением истории стран Ближнего Во стока и духовной жизни и культуры населяющих их народов.
Теоретической и методологической основой диссертации явля ются труды К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина, посвященные различным аспектам и проблемам истории Востока, национального воп роса и религии. Диссертант учитывал в своей работе также материалы съездов КПСС и съездов компартий Сирии и Ливана.
Источники и литература. Работа написана на основе критического изучения источников, работ арабских историков, западной и советской литературы.
Общая постановка вопроса о влиянии религии на этнические процессы написана на основании трудов советских историков.
о
Ю.В.Бромлей в своих работах раскрывает вопрос об этносе и об этнических процессах, П.А.Грязневич^ исследует формирование
2. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1981; Этнос и этнография. М., 1973 и др.
3. Грязневич П.А. Формирование арабской народности раннего средневековья. - в кн.: Ислам, религия, общество, госуда£ ство. М., 1984.
арабской народности, Л.Р.Полонская4 рассматривает вопрос о месте религии в идейно-политической борьбе развивающихся стран.
Для написания истории формирования общины маронитов были использованы источники, описания путешественников и специальная литература.
Самосознание общины маронитов выражала и в определенной степени формировала традиционная маронитская историография ХУТ -начала XI веков. Первым маронитскую историческую концепцию сформировал Ибн аль-Киляи Джибраиль (ум. в 1516 г.) в книге "Мадиха иля Джебелъ Лубнан. Хуруб аль-мука дцимин, I075-I450"5, написанной на разговорном диалекте, распространенном в Ливане. Автор воспевал золотой век маронитов, когда ими правили собственные эмиры и мукадцамы, делившие власть с духовным руководством общины. Другой маронистский историк ад-Дувайхи Истифан (16291704) в книге "Гарих ат-таифа аль-марунийа"^ выдвинул два положения, которые в наши дни защищают ревнители маронитской исторической традиции: об изначальном и последовательном правоверии маронитской церкви и о мардаитском происхождении маронитов Ливана. ад-Дувайхи категорически отвергал обвинения маронитов в мо-нофелитстве или в других отклонениях от позиции римской курии.
Для аш-Шидийака Таннуса^ (I794-I86I) история родной общины составляет часть истории Ливана - поликонфессионального общества, политически объединенного властью эмира. Он выдвинул теорию о финикийском происхождении Ливана, которая является сейчас существенным элементом современной националистической концепции. Крупным выразителем маронитского самосознания был ад-Дибс Йусуф (ум. в 1907 г.), обобщивший в книге "Аль-даами аль-муфассаль фи
4. Полонская Л.Р. Традиционные религиозные формы мировоззрения и их место в современном идейно-политическом размежевании стран Востока. - в кн.: Место религии в идейно-политической борьбе развивающихся стран. М., 1978 и др.
5. Ибн аль-Киляи Джибраиль. Мадиха иля Джебелъ Лубнан. Хуруб аль-мукадцимин, 1075-1450. Бейт-Шехаб, 1937.
6. ад-Дувайхи Истифан. Тарих ат-таифа аль-марунийа. Бейрут,
1980.
7. аш-Шидийак Таннус. Китаб ахбар; аль-айян фи Джебель Лубнан. Бейрут, 1855-1859.
р
тарих ат-таифа аль-марунийа аль-муассаль" взгляды своих предшественников. Новым в его работе стало то, что принадлежность к маронитству он не всегда определял по конфессиональному признаку.
Как источники рассматриваемого наш периода маронитской ос щины можно рассматривать и сочинения Ибн аль-Ибри "Тарих мухта-сар аль-дуаль"^, Йусуфа Самани "Мактабат аш-шаркийа, Ибн аль Асира Иззадина "Аль-камиль фи-т-таварих""^.
К более современным историкам, изучавшим историю маронитм относятся Дау Бутрус*^, Матран Исхак Сака^, Бутрус Б.Карам^4.
Для написания глав об общине друзов важнейшими источниками явились такие сочинения историков, как труд Яхья йбн Сайд аль-Антаки (ок.980-1066) "Тарих"15, продолжение "Всемирной истории" Евтихия; эта книга содержит важнейшую информацию по Фатимидам, особенно периода правления аль-Хакима (996-1021). Ценным источником является хроника египетского историка Таки ад-Дина Ахмад ибн Али аль-Макризи "Китаб аль-муаиз ва-ль-хитат ва-ль-асар"*6, содержащая множество отрывков из сочинений предшественников, в том числе и из не сохранившихся трудов. Большой фактологический материал содержат хроники Абу аль-Махасин Джамаль ад-Дина ибн Тагри Барди (ок.1410-1470) "Ан-Нуджум аз-захира фи мулюк миср ва-ль-кахира"17, ученика аль-Макризи.
8. ад-Дибс Йусуф. Аль-джами аль-муфассаль фи тарих ат-таифа аль-марунийа аль-муассаль. Бейрут, 1905.
9. Ибн аль-йбри. Тарих мухтасар аль-дуаль. Бейрут, 1890.
10. Йусуф Самани. Мактабат аш-шаркийа. Рим, 1719.
11. Ибн аль-Асир Иззадин. Аль-камиль фи-т-таварих, Каир, 1303 г.х.
12. Дау Бутрус. Тарих аль-муарина ад-диний ва-с-сийясий ва-ль-хадарий мин мар Марун иля мар Йуханна Марун: 365-700. Бейрут 1870.
13. Матран Асхак Саха. Ас-Сурийян иман ва хадара.Халеб,1983,
14. Бутрус Б.Карам. Калаид аль-мурджан фи тарих Джебель Лубнан. Бейрут, 1932.
15. Яхья Ибн Сайд аль-Антаки. Тарих. Каир, б.г.
16. Таки ад-Дин Ахмад ибн Али аль-Макризи. Китаб аль-муаиз ва-ль-хитат ва-ль-асар. т.1-5. Каир, 1911-1927.
17. Абу аль-Махасин Джамаль ад-Дин ибн Тагри Барди. Ан-Нуджум аз-захира фи мулюк миср ва-ль-кахира. т.1-3. Бейрут, б.г.
Неоспоримый интерес представляют труда современных арабских историков: Асада Рустама "Канисат Антакийа"-'-8, Хусейна Мухаммеда Камиля "Таифат аль-исмаилина тарихухум нузумухи акаидухм"^®,
он
Гиза Анри "Бейрут ва Лубнан мунзу карн ва нисф карн" и других.
Общие и специальные труды по истории маронитов и друзов, принадлежащие перу западных ученых, исследуют различные вопросы их этногенеза, вероучения, традиций и быта. Здесь понятный интерес представляют разработки 'специалистов арабского происхождения. Указанные проблемы, связанные с маронитами, исследованы в труде А.С.Атийа , ливанского историка, преподающего сейчас
в Канаде. Оказались существенными для нас и работы американско-
рр
го ученого ливанского происхождения Ф.Хитти . Для изучения истории общины друзов и взаимоотношений их с маронитами представляют значительную ценность сведения, содержащиеся в работе
р-э
профессора Американского университета в Бейруте К.С.Салиби .
Проблемой друзской общины, ее истории, культуры, традиции исследованы в работах С.Селла24, В.Сибрука , В.Полка^ и других.
Большой и интересный материал об истории маронитской и друзской общины собран путешественником Б.Буркхардом^ и К.Вол-неем28. Начало научному исследованию религии друзской общины положил С. де Саси , издавший свод друзских религиозных текстов.
18. Асад Ростам. Канисат Антакийа. т.1-3, Бейрут, б.г.
19. Хусейн Мухаммад Камиль. Таифат аль-исмаилина тарихухум нузумухи акаидухм. Каир, 1962.
20. Гиз Анри. Бейрут ва Лубнан мунзу карн ва нисф карн. Бейрут, 1949.
'21. Atiya A.S. A History of Eastern Christianity.!.,1968.
22. Hitti Ph.К. Lebanon in History. L., 1957.
23. Салиби К.С. Очерки по истории Ливана. М., 1969.
24. Sell S. The Druses. Ь., 1910.
25. Seabrook W.B. The Mountain of the Druses. И.У., 1926.
26. Polk W. The Opening of South Lebanon 1788-1840.
Cambridge, 1963.
27. Burckhard T. Travels in Syria and the Holy Land.L.,1822.
28. Путешествие Волнея в Сирию и Египет в 1783, 1784, 1785 годах, т.1-2. М., 1873.
29. S.De Sasy. Expose de la religion des Druzes tire destivers religion de oette rect et precede dime istrodention et de laviedu na life Hakem Allah. P., 1938, T.1-2.
ЯП
Огромную работу проделал и другой ученый А.Мюллер .
Достоверные сведения о глубокий анализ общественно-политических событий 30-40-х годов XIX века содержатся в книге pyccKt го консула в Бейруте К.М.Базили^. Большой фактологический мате риал по истории маронитской общины можно найти в трудах русскю исследователей, таких как Петкович К.А.3^, Медников H.A., Успенский Ф.И.34, руппин Д.35и других.
Из советских историков, занимавшихся проблемами истории мг ронитской и друзской общин, их культурой, традициями, соотношением этнического и религиозного, необходимо выделить крупнейшего востоковеда Н.В.Пигулевскую . Хороший материал с интересными научными выводами, посвященный истории маронитской общины, обощен в уже упоминавшейся книге М.А.Родионова, научный анализ социально-экономической истории Сирии и Ливана содержится в монографии И.М.Смилянской .
Огромную помощь в написании данного исследования оказали общие работы по исследованию мусульманского сектантства - трудь Е.А.Беляева38, В.Б.Луцкого3^, К.И.Матвеева4® и других советских
30. Мюллер А. История ислама с основания до новейших времен. т.1-2. СПб., 1895.
31. Базили K.M. Сирия и Палестина под турецким правительст вом в историческом и политическом отношениях. М., 1962.
32. Петкович К.А. Ливан и ливанцы. СПб., 1885.
33. Медников H.A. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов, по арабским источникам, т.1-2. СПб., 1903.
34. Успенский Ф.й. История Византийской империи, т.1-2. СПб., 1892.
35. Руппин А. Современная'Сирия и Палестина. Пг., 1919.
36. Пигулевская Н.В. Культура сирийцев в средние века. М.,
1979.
37. Смилянская И.М. Крестьянское движение в Ливане в первой половине XIX века. М., 1965.
38. Беляев Е.А. Мусульманское сектантство. М., 1957.
39. Луцкий В.Б. Национально-освободительная война в Сирии. М., 1964.
40. Матвеев К.П. Ассирийцы и ассирийская проблема в новое и новейшее время. М., 1979.
юториков. Отдельных работ, посвященных изучению образования и )азвития друзской общины, в советской историографии, однако, ют.
Апробация диссертации. Диссертация была обсуждена и рекомен-девана к защите на заседании Сектора идеологических проблем От-1ела общетеоретических проблем социально-политического развития :тран Азии и Северной Африки Института востоковедения АН СССР.
Структура исследования. Диссертация построена по проблемно-сронологическому принципу. Она состоит из введения, четырех ллав, заключения и библиографии.
Во введении дается обоснование актуальности исследуемой темы, цель диссертации, обзор источников и литературы, использованных при написании работы.
В первой главе "Общая постановка вопроса о влиянии религии аа этнические процессы" диссертант формулирует базовые теоретические посылки, легшие в основу всего дальнейшего исследования.
Глава начинается с анализа основных позиций марксистской науки в отношении религии и ее функций. Показаны корни религии в человеческом обществе, подробно рассмотрены ее социальные функции. Автор поднимает вопрос о социологических характеристиках религиозной группы (общности) и специфике групп такого типа.
Далее в диссертации дается краткий обзор основных религий, распространенных в Восточном Средиземноморье, и ставится проблема буржуазной реформации религии, осуществившейся в Европе, но лишь в очень неполной, размытой и частичной форме происшедшей на Востоке. Особое внимание при этом уделяется европейскому влиянию на реформационные процессы в данном регионе, в частности, на эволюцию восточного христианства. Показано взаимовлияние импульса к реформации, пришедшего извне, и собственных устремлений восточных христиан к модернизации, связанных с зарождением местной буржуазии.
Исследуются также особенности реформационных процессов в исламе, происходивших существенно позже, чем в христианстве (восточном в том числе). Подчеркивается сравнительно высокая роль религии в культурной, общественной и политической жизни Востока.
Диссертант затрагивает проблему трактовки понятия "этнос" и критериев отнесения к этносам тех или иных групп населения. Рассматриваются такие понятия, как субэтнос и этнографическая группа, а также историко-этнографическая область.
Автор определяет, как он понимает такой важный для дан-
ной работы термин, как "этнические процессы", анализирует различные виды этих процессов и касается механизма их действия. Бс льшое внимание в работе уделяется влиянию религии на этнические процессы. Показано, что религия может выступать как консолидирз ющим, так и дезинтегрирующим фактором в ходе эволюции этносов, подчеркивается роль религии в установлении границ эндогамии, что является чрезвычайно важным моментом этнических процессов. Подробно сравниваются этнические и религиозные общности с точки зрения внегрулповых браков, перехода из одной общности в другу! роли территории и т.д. Обосновывается используемое автором пон* тие этноконфессиональной общности.
Далее в диссертации рассматривается влияние религии на этнические процессы на разных этапах исторического развития. Есл! при первобытнообщинном строе этническая и религиозная общности совпадали, то к концу раннеклассовой эпохи начали появляться пс ликонфессиональные народы (например, римляне в период распрост^ нения христианства), а чуть позже стали возникать и межэтнические конфессиональные общности (христианство, буддизм). В средня века религиозное самосознание доминировало над этническим как в Европе, так и на Востоке и только начиная с буржуазных револк ций этнический фактор начинает главенствовать над конфессионал! ним.
В конце первой главы дается также исторический контекст ш яния религии на этнические процессы в Сирии и Ливане и периодизация рассматриваемого исторического отрезка на три этапа: I) У - XI'вв., от возникновения общины маронитов до появления друзов; 2) ХП - ХУ вв., от крестовых походов до вхождения в состав Османской империи; и 3) 1516-1861 гг., период нахождения I составе Османской империи до выделения Ливана в качестве автономной провинции.
Здесь же рассматривается национальная ситуация в арабском мире. Автор считает, что народы, живущие в арабских странах, не верно считать просто частями единой арабской нации, но неверно также и говорить о них как о самостоятельных "египетской нации" "алжирской нации" и др. Видимо, оптимальный вариант - называть их "арабская нация в Египте", "арабская нация в Сирии" и т.д.
Во второй главе "Религиозно-этническая общность маронитов, ее становление и роль в политической истории Сирии и Ливана" исследуется возникновение маронитского вероучения, формирование общины маронитов и ее эволюция вплоть до включения территории
¡овременного Ливана в состав Османской империи.
В начале главы рассматривается история христианства в Си-щи и Ливане до арабского завоевания. Сирия, где христианство гачало распространяться еще в I веке н.э., была одной из первых :тран, в которых эта религия завоевала ведущее место. В то же ¡ремя, сирийцы оказались хорошо восприимчивы к различным неорто-¡.оксальным течениям - так в Сирии нашли поддержку монофизиты ^яковиты), отделившиеся от византийской православной церкви в 151 году.
Возникновение общины маронитов как раз связано с церковными расколами. Маронитство было создано в конце 1У века н.э. сирийским аскетом Мароном (Маруном), документальных свидетельств з жизни которого сохранилось очень мало. К У1 веку маронитство дсе вполне оформилось и представляло собой нечто среднее между гесторианством и яковитством, некий компромисс между ересями и зртодоксальной церковью. В дальнейшем марониты стали монофелита-ли, хотя некоторые историки и оспаривают это утвервдение.
В УП веке Сирия была отвоевана арабами у Византии и Ирана, 1ри этом сирийцы, следуя призыву патриарха несторианской церк-зи Ишуягва П, оказывали всяческую помощь арабам. После завоевали Сирия постепенно исламизировалась, а многие из наиболее /порных христиан переселялись в Горный Ливан, ставший христианским островком в море ислама. Значительное число среди них составляли приверженцы маронитского учения. Ливанские горные рай-эна Наарри, Батрун и Джебейль стали центром общины маронитов, формировавшейся как из местных, так и из пришедших из Сирии христиан . Первым патриархом общины стал византийский монах Кканн Маронитянин.
Союз маронитов с Византийской церковью, а также их искон-аая враждебность к арабам, привели к тому, что они оказали под-цержку крестоносцам, вторгшимся в Восточное Средиземноморье на рубеже XI - ХП веков. Небольшая часть крестоносцев ассимилировалась среди маронитского населения.
В ХП - Ж веках оформился формальный союз маронитской церкви с гатоличеством.и маронитское духовенство даже присягнуло на верность- папе римскому. Это сопровождалось некоторой латинизацией маронитского культа, в Ливан направлялись миссии из Рима, а ряду маронитов была предоставлена возможность получить образование в Ватикане. Вместе с тем часть маронитов активно выступала против тесных связей с Римом.
После того, как крестоносцы были изгнаны из Восточного Сре диземноморья, мусульманские правители организовали ряд карател! ных рейдов в Горный Ливан, направленных преимущественно против маронитов. Однако одновременно преследования друзов и нусайритс привели к тому, что они были вытеснены из Кисравана, а их зешц заняли маронитские крестьяне, в чем, возможно, заложена одна и: предпосылок дальнейших друзско-маронитских конфликтов.
К Х1У веку практически завершилась консолидация маронитов и уже стало можно говорить о сложившейся этноконфессиональной общности.
В третьей главе "История формирования друзской общины" под вергается анализу появление друзизма как секты, отколовшейся от исмаилитского течения в шиизме, исследуется процесс возникновения общины друзов в горах Ливана и ее эволюция.
История друзизма начинается в XI веке в Египте, где фати-мидский халиф аль-Хаким объявил себя живым богом. Однако эта идея встретила столь яростное сопротивление египтян, что каждое ее провозглашение вызывало немедленный мятеж и проповедникам ее приходилось спасаться бегством (не всегда успешным). Один из первых последователей аль-Хакима иранец ад-Дарази был вынужден уехать в Сирию, где в горах Южного Ливана он нашел поверивших ( и создал новую секту - секту друзов - основанную на почитании аль-Хакима.
Сам аль-Хаким таинственно исчез в 1021 году, а последующи« халифы обрушили репрессии против его последователей в Египте и тем самым вын2гдили их переселиться в Сирию.
Основы друзизма были заложены иранцем Хамзой, сначала находившимся на службе у аль-Хакима в Египте, а затем как и ад-Дарази бежавшим в Сирию. Хамза, однако, вскоре передал бразды правления сектой друзов своему ученику аль-Муктана Бахау-д-Ди-ну. Автор диссертации считает, что Бахау-д-Дин и халиф аль-Хаким - одно и то же лицо и что аль-Хаким, тайно скрывшись из Египта, сам перебрался в Юкный Ливан, где и возглавил общину своих последователей. Он, однако, не открылся им и в друзской историографии Бахау-д-Дин считается не более, чем выдающимся богословом и одним из первых лидеров друзов.
Друзы, поначалу жившие на юге Ливана, постепенно стали распространяться и на север страны. В период крестовых походов друзским стал район Шуф, а в ходе мамлюкского господства они овладели и Кисраваном, хотя затем карательные экспедиции выну-12
;или их уступить его маронитам.
Далее в работе рассматриваются основные положения учения [рузов, однако автор оговаривается, что тайный и эзотерический :арактер их доктрины приводит к тому, что по сей день невозмож-[0 быть уверенным в полноте наших знаний о ней. Характерными гертами их догматики является положение о воплощении божествен-юго духа в человеке (халифе аль-Хакиме) и признание переселения цпп. У друзов нет специальных культовых сооружений, религиозные собрания они устраивают в обычных помещениях, но право принимать з них участие имеют только посвященные. Ритуал друзов неясен.
Друзы не стремятся увеличить число своих единоверцев и не ведут религиозной пропаганды. Частые преследования их как еретиков привели к распространению среди них шиитского приема ложного отречения от своей веры, что позволяло им выдавать себя за правоверных мусульман или христиан. Иногда друзы участвуют в некоторых христианских обрядах.
Друзы - характерная этноконфессиональная общность, возникшая под действием религии как модуса этнообразования. Этнически друзами становились египтяне, иранцы, ливанцы, сирийцы, курды. Однако конфессиональная и этническая общность не смогли обеспечить единства друзской общины. Наличие в ее рамках двух противоборствующих феодальных группировок еще более усложняло политическую ситуацию в Ливане и Сирии.
В четвертой главе "Маронигы и друзы в составе Османской империи (до 1861 года)" речь идет об истории друзской и маронит-ской общин в период вхождения Ливана в состав Османской империи.
Несмотря на то, что в 1516 г. ливанские эмиры шиитов, друзов и т.д. заявили о своем подчинении турецкому султану Селиму I, а в 1588 г. экспедиция каирского паши сумела покорить маронитов, и та и другая общины сохранили высокую степень самостоятельности. Продолжалось распространение маронитов на юг, так к началу ХУШ века они уже составляли большинство населения Кисравана. В политической же сфере в этот период доминировали друзские шейхи, чей пик власти пришелся на правление Фахр ад-Дина П аль-Маани (1590-1635). Характерная для друзов феодальная системв владения и пользования землей была распространена на весь Горный Ливан, в частности и на маронитский север.
В ХУ1-ХУП веках происходило дальнейшее сближение маронит-ской церкви с Римом, завершившееся синодом 1736 года, который окончательно зафиксировал статус маронитов в католицизме и фак-
тически определил организацию маронитской церкви, существущу] до сего дня.
Постепенно, однако, власть друзов слабела, а влияние мар| нитов росло. Этому способствовали междоусобные распри среди д] зов. В то же время в ХУШ веке марониты северных районов Ливан; освободились из-под власти шиитских шейхов и стали подчинять^ маронитской знати. Важнейшую роль в истории маронитов сыграло обращение в христианство в середине ХУШ века правящей в Ливан« династии Шихабов, которые, впрочем, формально оставались мусу; манаш. Вообще, в этот момент наблюдается сдвиг в балансе сил на политической арене Ливана - марониты оттеснили друзов и саг заняли ведущее политическое положение. Происходит усиление ма] нитской общины - растет ее численность, расширяется территории увеличивается экономическое влияние.
Политическая гегемония друзов в период позднего средневе! вья, обладание ключевыми позициями в феодальной иерархии, зас1 ляли маронитов искать свободные социальные ниши. Их главным кс зырем стала возможность вести диалог с европейскими державами, а самым легким путем к успеху - торговля. Такое место в социы ной структуре сулило им блистательные исторические перспективь
Упрочению обособленности этноконфессиональных общностей и ронитоа и друзов способствовала политика турецкой администрацц закрепившей систему религиозных общин (миллетов). Эта система, в частности, существенно мешала появлению национального самосс знания и подчеркивала членство именно в религиозной группе.
В первой половине XIX века активизировались процессы обос бления этноконфессиональных общин и противостояние маронитов и друзов. Этому в значительной степени способствовала политика Франции, оказывавшей явное предпочтение маронитам, и Англии, ориентировавшейся на друзов. Большую роль сыграло также и то, что много марокитских крестьян жило на землях друзской знати. Результатом всего этого стали прямые маронитско-друзские столкновения осенью 1841 года, приведшие к ликвидации эмирата Шиха бов и введению прямого турецкого правления.
Военные действия между маронигами и друзами повторились в 1945 году, а в 1860 году произошла друзско-маронитская резня, ходе которой погибло до 10 тыс. христиан. Целью друзов здесь б ло вытеснение маронитов из смешанных районов. Однако эта резня в конечном итоге обернулась против друзских шейхов, так как он привела к высадке в Ливане фр&лцузской военной экспедиции и по-14
;ледующему административному переделу Ливана и отмене феодальной ¡истемы владения землей (икта). Управление Ливаном было постро-?но на конфессиональному принципу, что закрепило именно религл-)зную, а не этническую самоидентификацию населения.
В заключении резюмируются основные положения данной диссертации, подводятся итоги исследования.