автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему: Религиозно-философские аспекты современного дзэн-буддизма
Полный текст автореферата диссертации по теме "Религиозно-философские аспекты современного дзэн-буддизма"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВООДИИ И ОРЯЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М. В. ЛОМОНОСОВА . .
: Кафедра философии религии и религиоведения
на правах рукописи
Д Е М Ь Я Н Е Н К О Сергей Петрович
РЕЛИГИОЗНО - ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ДЗЭН-БУДДИЗМА
Специальность 09.00.06 - теория в история религии,
: свободомыслия и атеизма
АВТОР Е Ф Е РА Т
диосертапии на соскаЕие ученой степени кандидата философских наук
Москва - 1ууЗ
Диссертация выполнена на кафедре философия религии и рель ведения философского факультета Московского государственного ун версптета имени М. В. Ломоносова
Научный руководитель - кандидат философских наук,
доцент ПОПОВ A.C.
Официальные оппоненты - доктор философских наук,
профессор КИШЕВ В, А. кандидат философских наук Хомутку О.М.
Ведущая организация - Пермский государственный технически!
университет
Завита состоится " " 1993 г, в ■•■■■■■ часов на заседании специализированного совета Д.053.05.84 по философ наукам при Московском государственном университете имени М.В.Л< носова по адресу: Мооква, Деншокие горы, 1-й корпус гуманитар! факультетов МГУ, фшюсофашй факультет, П этах, аудитория ^_
С диссертацией uosho ознакомиться в библиотеке 1-го корпу< гуманитарных факультетов МГУ имени М.В.Ломоносова. .
Автореферат разослан " ", . 1993 года
Ученый секретарь специализированного совета, доктор философских наук, профессор'
Никонов К. И.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАБОТЫ
Актуальность теш исследования. Буддизм - самая древняя из существующих мировых религий. Возникла она в 6 веке до н.э. и за две с половиной тысячи лет прошла долгий путь развития. К традиционным регионам ее распространения - странам Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии теперь должны быть причислены США и страны Западной Европы. Интерес к буддийскому мировоззрению на Западе связан с определенными кризисными чертами традиционных рационалистически ориентированных мировоззренческих систем, поисками альтернативных путей решения философских, жизненно вааных для человека вопросов.
В последние десятилетия на Западе наблюдается бурный рост нетрадиционной религиозности, так называемых "новых культов", или "религий нового века". К этой теме уже обращались отечественные религиоведы /Балагуашш Е.Г., Григулевич И.Р., Гуревич П.С., Тимошин Л. и др./. Одним из характерных признаков этих культов является наличие-среди них разнообразных восточных мистических учений, в том числе - буддизма, особенно такой его формы, каик дзэн/чань/-буддизм.
Дзэн-буддизм представляет из себя сложный социокультурный комплекс. Он включает в себя .мировоззренческую систему,'в-которой можно'ввделить религиозные и философские аспекты, специфический образ яизни, искусство и другие элементы. Кроме того, дзэн как мироощущение может пронизывать любые стороны обыденной и практической яизни.: . ;
Дзэн оказал и продолжает оказывать влияние на определенные те чения в культуре Европы и Северной Америки, на видных деятелей кул туры Запада. Так, творчество писателя Дж.Сэлзщдяера, философа и психоаналитика Э.Фрсыманесет. в себе явные черты дзэнского мировоззрения, и им же в значительной мере подаитьвалась адеалогвд даихе-
кия битнгасов.
Процессы, сходные с теми, которые происходят на Западе, имеют место и в нашей стране. Действующая в настоящее время тенденция к проникновению буддизма в западное общество в условиях идеологического плюрализма становится заметным фактором современной сотщокультурной ситуации.
Таким образом, выбор темы.исследования объясняется распространенностью дзэн-буддизма в традиционных ареалах /Восточная и иго-Восточная Азия/, его растущей популярностью в определенных социальных слоях западного общества, особенно, среди интеллигенции, остротой постановки и оригинальностью решения многих философских, "вечных*1 проблем, в том числе, проблемы человека, личности, гуманизма.
Необходимость осмысления всех этих явлений делает актуальным систематическое исследование дзэн-буддизма, его идеологии и мировоззрения.
Степень разработанности проблемы. Исследование религиозно-философских аспектов дзэн-буддизма, представляет в настоящее время обширное поле для работы. Множество трудностей технического и содержательного характера, связанных с интерпретацией буддийских терминов в понятийной системе категорий европейской философии, в Значительной степени преодолены благодаря трудам В.П.Васильева, Г.Ольденберга, С.Ф.Ольденбурга, О.О.Розенберга, Ф.И.Щербатского и др. ■ ■ • ■
В работах советских религиоведов Г.С.Померанца, В.В.Мантато-ва, А.Н.Игнатовича, Л.Е.Янгутова, В.Й.Корнева, Г.Б.Дагданова, Л.С. Васильева и др. рассмотрены отдельные аспекты дзэн-буддизма в связи с его тестом з буддийской традиции, его соотношение с другими направлешыпли.-будазгаыа," с условиями его возникновения а раз-
-=■;. а-г' ■.".'■■•
steh. В то se время, исследований, специально посвященных дзэну ж специфицескому феномену культуры, не тале много.
В работах Н.В.Абаева подробно рассмотрены психические и пси-элогические аспекты дзэн/чань/-будя;из№ в связи с культурой, тра-щиями, религиозной и общественной практикой, особенно в Средке-зковье. ■.
Взаимоотношения дзэна с литературой, искусством, чайной це-эмонией, положение его в традиционной японской культуре, а так-з место дзэна в современном шре, его влияние на традиционную за-зднуи ментзльноегь, проявление этого влияния в творчестве круп-юс западных художников, в идейных гиканиях молодежных движений, г сто дзэн-буддизма во взаимовлиянии к взаимопроникновении восто-*ой к западной культур рассмотрена в работах Т.Д. Григорьевой, .В.Завадской, Е.¿.Скворцовой,
В трудах С.П.Нестеркика, С.Н.Лебедева, Е.С.Сафроковой, А,И. )бзева и др. рассматриваются особенности различных направлений акал/дзэна, анализируются отдельные аспекты дзэн-буддизма: ж->воззрение, обрйз лизни, эстетика и т.д.;комплексный яа анализ ще имеет характер лингвистический, историографический, искусст->ведческий.
В работах достаточно широко известных на Западе популяриза->ров дзэна, таких как Д.Т.Судзуки, К.Хэи|рис, А. Уотте и других, штся изложение дзэн-буддизма как оригинальной мкровоззренческой гстемы. Но для этих авторов характерно апологетическое отяоьшняе дзэну, без критического анализа достоинств я недостатков докт-
ШЫ. ■.:
При общем признании перспективности философского и религио-здческого анализа мировоззрения дзэн-буддизма, необходимость змплексного исследования данного социального и культурного фе-
номена, недостаточная разработанность и дкскуссионность многих вытекающих огсада теоретико-познавательных и практических проблем предопределили выбор темы диссертационной работы, цель л основные напрашгзккя исследования.
Цель и задачи исследования. Основной целью диссертационной работы автор ставит анализ и раскрытие содержания религиозно- фи лософских аспектов мировоззрения современного дзэн-буддизма. При этой дзои рассматривается как сложый социокультурный комплекс, развившийся в средневековых Китае и Японии на базе индийского бу дкзма махаяны и местных религиозно-мировоззренческих традиций. О влекаясъ от внутридзэнских различий и дифференциаций, автор иссл дует наиболее общие,: сущностные черты учения. Поставленная цель предусматривает реиеиие следующих задач:
- анализ происхождения основных теоретических компонентов а практических рекомендаций дзэнского миросозерцания; :
- рассмотрение проблем личности, человека, сознания в мировоззрении дзэна;
- анализ концепши"спаоения" и ее взаимосвязи с психологическим учением дзэн-буддизма;
- раскрытие взаимообусловленности религиозных и философски идей в учении дзэна;
. - выявление взашосвязк религкозно-философски: аспектов дз: на с другими сторонами дз энского комплекса /ка примере искусств;
Метотюлогичеокой к теоретической основой диссертационного ] следования являются научные принципы анализа. сохщокультурных фез кенов. Всесторонность и объективность исследования долкна бнт: обеспечена использованием валЩёКшпх методов научного дознания: исторический и логцчёсхщй .цетоды в их единстве,. метод абстрак-• дай, каузальность, сразшлолько-кс'хорнческай анализ, соцно-
. - 5 - .;
логический метод, критичность в использовании и опенке материала. При аа писании диссертации использована труда отечественна! и зарубежных религиоведов и . философов, текста священных буддийских книг и патриарховдзэн-буддизма, сборники научных статей, посвященных дзэн-будциз^ и сие*тмлро<^^
Научная новизна работы. В результате .проведенного исследования в работе обоснован ряд положений, содеряащих элементы научной новизны:
- раскрыто содержание религиозно-философских аспектов дзэн-буддизма, как имманентной части всего дзэнского комплекса, вклю-чавдего также психологические, встетическио, мороально-этическив и другие коменты; -/
- рассмотрена пройдет человека в религиозно-философской антропологии дзэн-буддизма;
- выявлено содержание сотериологической концепции дзэна в сравнении с теистическими религиями и другими направлениями буддизма;
- проанализирована взаимосвязь и .взаишобусловлевносгь религиозных и философских идей в мировоззрении дзэн-будаизш;
- раскрыто значение специфических моментов дзэнского мировосприятия /антвдогматизы, антиинтеллектуализм, хуьвнизм, принцип естественности и т.д./, его широки адаптивных возможностей в иной социокультурной среде. ' • • '
" Теоретическая и птактическая значимость работа. Значение диссертации определяется содериадимися в ней материалами и выводами, имепцши научное значение и выхсд в сферу обучения и воспитания. Основные-положения работы позволяют получить более полное представ^ ленив-'О шровоззре^, дзэн-буддизма, глубже понять тевденцни и перспективы эволюции процессов в религиозной психологии, в развитии нетрадиционной психотерапевтической практики, удовлетворить потребность некоторых социальных групп общества в конкретном знанка к
. - & -
объективной оценка восточных религий. Теоретические вопросы и материалы диссертации иозут быть использованы в учебных курсах и спецкурсах по историк религии, истории культуры, философии в вузах, колледжах, средних специальных учебных заведениях, общеобразовательных школах., V
Дпробапия работы. Основные яаяааенгя исследования излагались и обсуждались на семинарах аспирантов кафедрифиаософаи религии и : религиоведения МГУ им. ИВ.Ломоносова в 1991,1992 гг., на научно-практической ковференлии в Красноярске /1988 г./. Результаты диссертационного исследования нашли отрааекиа в научных публикациях автора. Диссертация хЗьша обсувдева на заседании кафедры философии религии и религиоведения ШУ мм. Й.В.Ломоносова и рекомендована к защите.
ОСНОВНОЕ ССЩЕЕШМЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении выделяется объект исследования, обосновывается актуальность его изучения. Рассмотрена степень разработанности проблемы. Сфорцуляровапы цель и задачи исследования, освещена его методологическая и теоретическая основа. Во введении также приводятся соображения автора о ваучной новизне диссертации, ее творе-' течвской и практической значимости и апробации.
Еесвая глава - ГДсоиехояианиа лазн-будявамз. яакмировоззган-ческой састеш" - дает опшсание проникнования индийского буддизма в страшгВосточной Азии /Катай, Япониг/ и формирования дзэн/чань/-Лу япццыя на основа учения шхаявн во взаимодействии с местными религиозными системами к мировоззренческими традициями.
■ - 7 -
Первый параграф первой главы - "Дзэн как буддийское учение восточно-азиатского средневековья". Начало дзэну было положено индийским монахом-буддистом Бодасидхармой, пришедшим проповедовать свое учение в Ки^ай в 520 г. н.э. и остановившемся в монастыре Шаолиньсы /провинция Хэнань/. Бодхвдхарма /Бодайдарума/ явился в Китай особым посланцем, кр&тко формулирующим сущность всего .у. мировоззрения дзэна. Послание это заключалось в следующих строках: ■■
; Особая форма передачи истины, ' ' Не связанная-с какими-либо трактатами. Независимость от всякого рода буквы. Прямой контакт с духовной сущностью человека.
. Проникновение в глубивн внутренней природы человека И достижение совершенства Будды*
В действительности, это высказывание, достаточно точно отражающее методы и задачи дзэн-буддийского учения, появилось позже прихода в Китай Бодхидхармы д не принадлежало ему, но мояно сказать с уверенностью, что доктрина дзэн-буддизма получила свое распространение в результата его деятельности. Конечно было бы явной ошибкой считать создателем дзэн-буддизма одного лишь Бодхидхарцу. Возникновение столь слоаной по своим направлениям школы буддийской философии вообще неправомерно приписывать творчеству одной какой-либо личности. Дзэн-буддизм концентрирует в себе взгляды и доктрины многих буддийских школ и направлений. Совершенно очеввд-
1S uzu,ki b.T. Clt> Jhlroofu.ci'ioti to fa* fWi//i<si*i -li..Kicltrt
-иу?. - 9.4.
но воздействие на это учение философских положений ыадхямики, йога-чары, школы Хуаянь-цзун. Кроме того,'традиционные религиозно-философские учения Китая, несомненно, оказали значительное воздействие , тл формирование и дальнейшее развитие основных положений дзэн-буддизма. Так, очень заметное влияние на первоначальную доктрину дзэн-буддизма оказал даосизм, в некоторых аспектах похожий на философию индийского буддизма. По мнению А.Уоттса, даосизм и дзэн являются ни религией, ни психологией, ни наукой, а представляют из себя, так называемый "путь спасения"}-
Один из крупных отечественных исследователей философии чань-.
буддизма М.А.Абаев полагает, что "мадхьямики и йогачары заложили о
основы школы чань". С чем трудно не согласиться, так как данные школы индийской философии действительно являются создателями тех ^глософскюс пояснений, на которых основывается учение чань/дзэн/. Бодхидхзрма, как основатель чань-буддизма развил те характерные . стороны зто©э учения, которые видимо, наиболее отвечали национальному духу Китая, где он начал свою миссионерскую деятельность. Отказ от изучения метафизики, от опоры на письменные источники буддизма, а таюке отсутствие необходимости детального, кропотливого изучения сутр и мантр, замена всего этого определенными практическими усилияш - все это сделало чань доступным для многих последователей.
Автор диссертационной работы отмечает, что нравственно-духовные положения буддизма всегда считались одним из главных путей самосовершенствования. Тем не менее психологические аспекты постепенно стали играть все более заметную роль в буддийской практике.
1 Л^й.«.^ Л. ТЬ«. у/ау о{ 2ем,- МУ., Йаг>Шог>. У«"?.- Р.лт-лв.
2 Абзев_М,В. Чэнь-буддизм я пскхологические традиции Китая,- М. ,И
- 9 - ,
Эта тенденшя достигла своей кульминации в оформлении- и поледую-цем развитии доктрины дзэн.
.. В ходе исследования автор показывает, что начиная с Бодхид-кармы к его ученика Эки /второго патриарха чань/ формируется оригинальное учение, основанное на самостоятельном постижении истины, посредством внутреннего сознания, которое не считается ни с чем, даае'с.сутрами канонического буддизма. В этом было нечто "недоступное пониманию большинства буддистов того времени, ограничивающихся абстрактной метафизикой, упражнениями, успокаивающими ум или только моральными аспектами самоусовершенствования . Одним из главных этапов эволюция дзэн-буддизма была деятельность шестого патриарха Хуэй-нэна /638-713/, автора "Сутры помоста", Основателя Саной школы, вццвннувшэй концепцию внезапного, моментального /юга-оад/ "просветления".
В работе отмечаются особенности распространения, начиная с 12 века, буддизма в Японии, анализируются взгляды и деятельность японских патриархов дзэна, в том числе Эйсая /1141-1215/, родоначальника направления Рнндзай-сю, и Догэна /1200-1253/, основателя другого крупного направления дзэн-буддизма - Сото-сю.
Второй, параграф первой главы -"Махаяна как ралигиозно-фшо-сомская основа {мировоззрения дзэн-буддизма" - посвящен анализу некоторых основных положений махаянн, отличающих ее от хинаяны /тхера-, вады/, которые леаат в йгадаменте дзэаского мировоззрения.
Главными объектами анализа являются учение Нагардкуны о пустоте /шуньявада/ и учение йогач&ры, разработанное Асангой и Васу-бандху. При этой, основное вникание уделяется пониманию терминов "бодхисаттва", "татхата" /таховость/, "прадяня" /мудрость/, "кару на" /сострадание/. Обычно донимают бодхисаттву как потенциального будду, достигшего "просветления", но оставшегося в шре ради
^-Suiutj D.T. The 7an ßoc+r ine ъ{ Ja - n»;nd¿.■• l$72. - P
содействия спасению людей« В махаяне бодхисаттва - нечто большее чем потенциальный будда, ибо отказавшись от нирваны и дав четыре клятвы*, он достигает более высокого уровня, чем тот, кто вступи в нирвану и покинул "мир ровдений-и-смертей". В махаяне бодхисат тва виступает объектом поклонения в качестве бхахти /спасителя мира/, который готов забыть о собственном спасении до той лоры, пока все чувствупцие существа не достигнут нирваны. Этот идеал бодхисаттвы противостоит архатаи /"достойным"/ палийского канона достигшим нирваны для себя, и показывает недостаточность ю упрощенность расхозмах представлений о глубокой ■ индивидуалистичности, эгоизме буддийской религии.
Здесь ае автор указывает на параллели из индийского буддизма, дослужившие предпосылками развития дзэна. Мирянин /а не монах/ Вималакирти превзошел всех учеников Будды Гауташ, когда не вопрос о природе недуалистичной реальности ответил "громовым moj чанкем". Значение se "Вималакирти сутры" для дзэна в том, что ci вершенное просветление не противоречит занятиям каждодневной ш ни, что высшее достижение человека - вступить в просветление /б< дхи/, не истребив омраченность /клеша/.
Учение о шунье /пустоте/, туньяте /пустотности/, татхате
ta •..■.*.■ .....
/природе будды/, каруне /сострадании ко всему/, основанной на '
пралине /мудрости/ также послужили источниками дзэнских предста влений о недвойственности, о снятии оппозиций: нирвана - санса-ра, бодаси - клеша, субъект - объект, а также всех оппозиций вообще/верх - низ, свет - тьма, белое - черное, правое - левое и т.д./ Цель буддизма махаяны, в конечном счете, состоит в том, ч
1 Четыре клятвы: 1/ привести к"просветлению" бесчисленное шоке тво лвдей; 2/ уничтокить бесчисленные заблуждения тех, кто не л светлен верой в закон Будды;3/изучыть все бесчисленные учения I ди;4/самому стремиться к совершенному "просветлению", т.е.::coca янш будды. - См. Игнатович Л.Н. Концепция бытия школы тяньтай/ сб. 'Зилософскь'е вопросы буддизма,- Новосибирск: Наука,1984.- С.
бы остановить деятельность сознания, вернуться в состояние "таковос-ти". Когда это происходит, пробувдается каруна, бодхисаттва слива- 1 ется с бесцельной природой шуньятн.
-Этот процесс, описанный в учении махаяны как определенная динамическая взаимосвязь основополагающих категорий буддийской метафизики, выступает как абстрактная и универсальная схема дзэнской практики, а сама махаяна как наиболее глубокое метафизическое основание дзэн-буддизма.
ртогая глава - "Религиозно-филосос|окая антропология дзэн-буддизм" имеет два параграф: §1 - "Проблема человека в дзэн-буддизме? §2 - "Сотериологичесхсая концепция и психологическое учение дзэна". В этой главе автор анализирует центральные в дзэнском мировоззрении философские и религиозные проблемы, тесно связанные между собой.
Отправным моментом первого параграфа второй главы является утверждение о том, что в основе всех дзэнских построений находится человек, живая личность. Все поучения, наставления, расеуадения, "мондо" и "коаны", направлены на то, чтобы освободить личность. Человек, личность , "Я" - для дзэна творческая активная субстанция,пребывающая в царстве абсолютной субъективности , и противостоящая как объективной причинности природы, так а моральной причинности карт. Правда в буддизме иахаявн явно прослезшваеггся тенденция считать иллюзией существование отдельной личности. Строго говоря, дзэн утверждает «^не то, что личности нет, а то, что она неуловима для дискурсивного мышления, что невозможно дать облеченное в логическую форму
ясное определение личности,"объективно его сфокуссировать",по выражению Д.Судзуки.
Психологическая концепция дзэн-буддизма, будучи оригинальной и самобытной по своим практическим методам, в теоретическом отношении восходит к онтологической концепции "классического" буддизма.
Исходным моментом психологической концепция дзэна слуяит представление о наличии в человеке двух уровней сознания. В "¡«¡ахаяна-
. - 12 - ■ ■ ■■
шраддхотпада-шастрв" говорится, что сознание /синь/ обычного человека /фаньаэнь/ содержит в себе два основных аспекта или формы существования. Первый из этих аспектов представляет собой "чистое . сознание" /цзинсинь/, определяемый в литературе дзэн-буддизма как "неомраченный", "незагрязненный" вид сознания, второй ае представляет собой "загрязненное сознание" /таньсинь/. Эти два аспекта "единого сознания" /исинь/ определяются также относительно друг друга как абсолютная и относительная форш единого феномена, сознания, причем каздая из форм обладает способность» охватывать все стороны бытия, отражая, все многообразие дхарм,, составляющих "вещи, и явления"?-
Категория "единого сознания" , под которой в буддизме махаяны понималась общая основа сознания всех зшвых существ, в "Махаяна-шраддхоивда-шастре" фигурирует в качестве "татхагата-гарбха", то есть "зародыша и чрева" Натхагата /БудвдЛ Данное определение "еда ного", то есть "истинного" сознания призвано подчеркнуть тот факт, что сущность, а следовательно, и потенциальная возможность "просветления" наличествует в хаддон яивом существе. ^
Суть идеи чистого, до своей внутренней природе сознания и ее значение в общей конлегши философской антропологии буддизма сос.тс ит в том," что она содержит в себе'достаточно аргументированное основание возможности "просветления" для человека, чье сознание при« надлежит лрофаническому, феноменальному уровни бытия, тем не мене< имеет шансы перейти в иную, качественно более высокую ступень "неомраченного сознания". Исходя из посылки, что эта возможность "яр| светлзния" существует в каждом человеке и даже в каждом живом существе, в буддизме .махаяны делался вывод о том, что "просветленно^ состояние оознаная является истинйш состоянием любого человека. Немаловажной деталью в мировоззрении дзэн-буддизма было представ-
1 Да-чэн-ци-синь лунь Д&хаяш-ырапдхотпада-шастра/. - Сянган: 1926. - С.
V-:....-13 -■■•■:■■'.■■ ленке о том, что природа Будды скрыта в'любом человеке, и задачей последнего должно быть выявление этой неомраченной феноменальным миром, чистой сущности его лодлшшого "Я". Эту мысль хорошо иллюстрирует высказывание одного из известнейших учителей'дзэн-буддизма Д.Судзуки: "Мастер дзэн сказал бы: "Убейте Будду! Убейте Будду, если он существует где-то в другом месте. Убейте Будду, потому что вы должны восстановить свои собственную природу Будды!"*
В соответотвга! с этой концепцией природы сознания буддийской философией делается вывод о том, что целью практических усилий человека по совершенствованию своего существа доляно стать стремление к выявлению в себе этого истинного, фундаментального аспекта сознания. Зто и является задачей и основной целью состояния, именуемого в дзэн-буддизме "сатори", то есть "просветление". Освободить, очистить сознание от состояния "омраченности", выявив тем саыым его подашную, природную сущность, это и является целью всей системы психологической практики и этических предписаний дзэн-буддизма. . ■ ■ ■ ;
Буддийское освобождение связано с кармой, которая понимается как своеобразная нравственная причинность. Но в махаяне вообще, а в дзэне в особенности, чаще подчеркивается другая сторона этого единого процесса - активность личности, и акцент делается чаще на устремленности личности к просветлению, которое само по себе способно менять модальность поступков. Вообще западные исследователи часто обращают внимание на видимое отсутствие в буддизме различ-■ного рода догматов. Однако,автор в ходе исследования отмечает, что в дзэне, как и в буддизме в целом» есть определенные, фиксированные, общепринятые нормы поведения. Но они не имеют такого явстхо закрепленного характера, как в иудаизме, исламе, традиционном хри-
■ ^ Судзуки Д.Т. Наставления по теории и практике дзэн-буддизма.//:,: дзэн/.- Киото, 1а7и,- С.15-16.
■ . - 14 - -•■:.■■. стианстве. Зо всяком случае, пунктуальное соблюдение обрядов и норм ничего не гарантирует последователю дзэна. По духу к дзэну, в каком-то смысле, блике протестантизм, с его обращением к мирской /обыденной/ жизни в противопоставленность.ее сакральным формам. Подобно тому, как в кальвинизме, предызбранность к спасении ' проливает особый "свет".на всю жизнь человека, гак и в дзэне, "просветленный" во всех своих делах, словах и мыслях является примером морального бытия. Причем эта моральность не может быть достигнута простым поведенческим подраяанием поступкам и словам Учителя. .Она достигается проникновением в дух учения дзэн, когда снимаются все оппозиции, в том числе оппозиция доведения /феномен мира сансары/ и моральных норм /принадлежащих миру абсолюта/. Снятия противоречия невозможно достичь логическим путем, оно происходит интуитивно. Одинаковый на внешний взгляд, поступок, совершенный "просветленным" и "непросветленным" имеет абсолютно противоположный смысл и противоположную моральную оценку. Учитель дзэн Танка мскет позволить себе сжечь. деревянную статую Будды, чтобы обогреться, а упрекнувший его в богохульстве.хозяин гостиница позже наказан за это по причине непонимания истинного духа дзэн-буддизма, неспособности дать адекватную моральную оценку тому или иному действию или событии, что автоматически ведет кухудаенизэ кармы! . ' ..■
'Дзэн по-своему.ориентирует личность на самые высокие образцы поведения, значимые в системе данного учения не только в преходящем мире сансары, но и в мире Абсолюта, нирвалы. Его гуманистическая направленность проявляется в приоритете жьвой моральной личное ти-над мертвым словом, догматом. Дзэнская мудрость утверадает: "Ко: да добрый человек проповедует ложное учение, оно становится истинным. Когда дурной человек проповедует истинное учение, оно-стако-
Судзуки Д.Т. Основы дзэн-буддизма.Книга 1.- Нью~аорк,1962. С.242
.,7 - 15 - ' . •
вится лсшным"*
■ В моральной области дзэнского мировоззрения ключевым понятием является каруна /сострадание/, причем оно начисто лишено личной заинтересованности. Если в христианстве требование выполнения заповедей изрядно напоминает сделку со всевышним /на что не преминули указать многочисленные критика христианства/^ то в дзэне "поступок не может считаться истинно добродетельным, если в нем содер- ■ жится хоть крупица эгоизма", даае в том случае, если мы, объектав-но говоря, делаем нечто доброе и приносящее пользу всем"? Идеалом
в этом отношении являются будды и бодхисаттвы, толерантность буддизма в том и состоит, что ддеал этот практически доставим для любого индйвада, ибо он обладает природой будды. Гаутама проявляет подлинный гуманизм, когда в "Сутре Лотоса" утаерЕдает: ^Бодхисаттва никогда не вступит в конечную нирвану. Он будет находиться среди живых существ - сарвасаттва и трудиться, чтобы просветлять их. Он должен заботиться и о том, чтобы не избегать страданий, если через них лежит путь ко всеобщему благоденсйзию"? .
В работе отмечается, что прооветаюнив — это не самоцель дзэна, это лишь средство выражения истинной природа ваздого человека. Достижение "просветления", следовательно, представляет собой не какое-то насилие над сознанием обычного* феноданальнохч», т.е. "омраченного" уровня» а возврат в его первоначальное, "чистое" состояние. Что касается онтологического статуса "омраченного" сознания, то данный вид сознания после достижения просветления нельзя считать уничтоженным, так как его, собственно говоря; нелвая было считать истинным с точки зрення дзэн-буддизма; ."оыраченноеп сознание иллюзорно, неистинно по самой своей природе; Поэтому главным мето-
■ Афоризмы старого Китая.- М*, 1988. С.89. ^ Судзуки Д.Т. Основы дзэн-буддизма. С.312.
3 Судзуки Д.Т. Лекции до дзэн-буддизму. - М., 1990. С.98.
дом изменения, просветления "омраченного" сознания в практике дзэн являлась установка на "отстранение", неидентификацию себя с ним, а не какие-либо, кардинальные меры по искоренению омраченноети". Следствием подобной тактики является исчезновение внеиних признаков "омраченности", скрывающих в своей глубине истинную, просветленную природу сознания. "То, что говорится об уничтожении, есть лишь уничтожение внешних признаков сознания,- но не уничтожение его сущности",- подчеркивается в "Махаяна-шраддхотпадачпасоре"}'
Интересно отметить, что. наряду с необходимостью уничтожения внешних признаков "омрачешюго"сознания, в этом важнейшем источнике указывается и на необходимость уничтожения привязанности рассудка к признакам "просветленного" сознания, которые также являются иллюзией. В подобном противопоставлении " просветленного" и ' "непросветленного" уровня сознания просматривается стремление показать их относительпость друг к другу и отсутствие возможности абсолютного, независимого друг от друга существования. При этом каким бы ни было соотношение внешних признаков "лросвеглешого" и "омраченного" аспектов сознания, само выделение этих признаков представляет собой, согласно философско-психологическим представлениям дзэн-будцазш, лтаный, ашззорный взгляд на вещи.
Путь практики, избегающей умозрительных спекуляций и излишнего теоретизирования по поводу »стенной сущности предметов и явлений, - это, з сущности, и есть главшАметод дээн-будцйзш, поставившего во главу угла чисто практический, интуитивно-целостный подход к достикенив "просветления". Отсвда и установки дзэн-буддизма на недуальность мышления, отрицание дихотомического мировосприятия , свойственного интеллектуальному, осмыслению окрукающей действительности.
1 Да-чэннп-синьлунь /Ь1ахаянандраддхотпада-шастра/. С.27.
. . - 17 - .■■■■■■
Появление лоясных; идей и представлений в сознании человека обусловливается непониманием того факта, что все объекты окружающего мира, а также его' собственное восприятие их нереальны, иллюзорны. Это и является "омрачением", "неведением", затемняющим истинную природу сознания. Это же неверное представление человека об окружающем его мире провоцирует его на иллюзорное восприятие явлений и предметов действительности, следствием чего является вдея о существовании субъекта и объекта. Вера в существование реальных объектов, ведет в формированию ложных представлений о наличии "Я" и "ие-Я". сто и является основным фактором, обуславливающим состояние "неведения". Последнее-же, в свою очередь, служит источником возникновения всех остальных клеша, еще более привязывающих сознание к "чуственному", "омраченному" бытию^
^Единственной альтернативой подобному дуалистическому восприятию действительности, по мнению дзэн-буддизма, может стать принципиально иной ме«год тзнаыи о1фужавдего кира и своего собственного "Я", т.е. своей истинной природа» Данная цель познания совладает и. с задачами согериояогаческого характера установок дзэн-буддизма: так называемое "просветленно":созв2Нкя является ничем иным, как достижением истинного, то есть "неомраченного" сдастоя-ния сознания, прадднк.
Таким образом» проблеиа. человека в дзане тесно связана с его сотерисшокгабской концепцией, которая имевч ярко выраженный психологический характер.
Второй параграф второй главы посвящен анализу специфики соте-риологического учения дззн-будцпзма. В нем автор отмечает, что учение ©"спасении", о "просветлении" является центральной проблемой всех школ буддийской философии. Идея необходимости "спасения" очень четко выражена в псюсологической практике-дзэн-буддизма. •
- 18 -
Исходной установкой данной идеи служит положение "классического" буддизав о том, что "омраченное" неведением сознание побуждает человека и вее живые существа испытывать иллюзорные желания, привязанности к "чувственному", феноменальному бытию,: что в свою очередь, является причиной страданий, преследующих все живущее на протяжении многих воплощений земного существования. Сущность спасения, нирваны заключается в том, чтобы разрушить иллюзорные мысли и желания,. порождаемые неведением, уничтожить само неведение и осознать истинную, объективную картину мира, искаженную "омраченным" сознанием. Поскольку неведение является следствием неправильного, дискурсивного и концептуализированного подхода ко всем явлениям и объектам ваеннего мира, то способом освобовдения от неведения, иными словами, способом "просветления" долины стать принципиально иные психологические установки индивида. Первое, что надлежит сделать стремящемуся к освобождению, согласно философии дзэн-буддизма > это освободиться от экстравертивного подхода к окружающей его реальности, понять истинную "пустотную", т.е. иллюзорную сущность всех окруваицих его предметов , и таким- образом, исключить привычное сознанию рассмотрение мира в качестве субъектно-объектнш отношений. .
Одним из центральных аспектов религиозно-философской практики буддизма всегда были его нравственно-этические установки. Но в учении о достижении просветления немаловажную роль играл психологический аспект буддизма, направленный на корректировку индивидом своего мировосприятия и на выработку правильных взглядов относительно природы бытия. Именно данный подход к проблеме "спасения" /просветления/: имеет .наибольшую значимость в учении школы чаыь /дзэн/. Чаньишй /дзэнский/: буддизм сделал основной акцент б выработке практических методов достижения просветления на психологи-
- 19 -
ческую областьлизнедеятельности индивида.
В практическом смысле синонимом "просветления" /самбодхи/ в дзэн-буддизме является "сатори", новый взгляд адепта на свое отношение к аизни и миру. Д.Т.Судзуки считает, что "не может быть дзэна без "сатори", которое поистинне является альфой и омегой дзэн-буддизмаПо его мнению* которое хорошо согласуется о высказываниями патриархов дзэна, "сатори" предшествует любым словам, догматам, концепциям, учениям и системам философии; и если бы не было просветления под деревом Бодхи вблизи Найрандааны, то ни один человек не смог бы ни написать ни единой строчки, ни произнести ни единой проповеди по философии дзэна. Объективно, "сатори" представляет из себя определенное психическое состояние. Советский исследователь В. В. Налимов рассматривает его как деавтоматиза-шш привычных вам психических структур, при которой медитирующий выходит за рамки логически структурированного сознания. Происхо-дат слияние с объектом медитации, расстворение в нем, потеря границы собственной личности. Возникает ощущение целостности. В этом состоянии нарушаются законы аристотелевской логики, противоречия не вызывают больше удивления, нарушаются причинно-следственные упорядочивания явлений, изменяются представления о пространственной структуре шра^ парадоксальность перевиваемого воспринимается как нечто естественное.
Для достиаения этого состояния в дзэне используются три основных приема: дзадзэн - специфическая дзэнская форма медитации, коаны - краткие, абсурдно звучащие загадки, не имеющие логических решений и моадо - "беседа огневой скорости". Большинство коанов имеют историческую основу .именно в таких импровизированных обменах информацией об интуитивном опыте между наставником дзэна и его
Г...... ......
Судзуки Д.Т. Основы дзэн-буддизма.- С.141. 2 Налимов В.В. Вероятностная модель языка. - М. ,1979. С.227.
■ - 2Q - ■■.■•.;;■..■
ученшпм. Примеры коанов:
A. - Что означает приход Бодосидхармы с Запада?
- Кипарис во дворе.
Б. - Что такое Будда? . ;
- Три цзиня льна. -,
B. - Каков твой первозданный образ, который ты имел еще до ровде-
. ник? ■ ■ ._■■
Г. - Куда девается кулак, когда разжимаются пальцы?
По существу, это специфическая парадоксальная дзэнская форма постановки "вечных" философских проблей, которые в западной философской мысли формулируются как вопросы о смысле существовав; бессмертии душ, соотношении бога и мира, бога и человека, творения и т.д. Напряженное размышление над коаном должно подготовить сознание адепта' к внезапному просветлекшз. . <
Той зе цели служит н дзадзэн. Причеи дзэнская медитация отш чается двумя характерными признаками: во-первых, медитацией считается не только время свдения в позе лотоса, но к обычные повседневные занятия могут быть практикой дзадзэна. Важно ара этой, а то, что человек делает, а то, как он к этому относится. Другими словами, дзэн - это образ жизни, а просветленный1 отличается толь ко тем, что он просто живет, не создавая кармы, ни плохой, ни. хо роией. ■ . " - "
В работе описываются пять видов медитации /дзадзэн/, среди них наиболее полно выражающие дух дзэна - дайдзе-дзэн и сайдзедз дзэн, а также три пели дзэна:' развитие способности сосредоточена /йоршш/, сатори /кенсе-годо/ и реализация возвышенного Пути в повседневной лизни /ыудзедо-но^тайген/, которые образуют неразрывное целое. ■ ■.'.....,. , . ,
Автор обмечает, что учение, дзэн-буддизма, о спасении носит, ч
ты психологичности, антидопиатизма, антиавторитаризма, утверждения самоценности любой, личности. Благодаря этому дзэн-буддизм оказал поразительное влияние на многие стороны искусства и культуры тра-дишонных стран своего распространения, и проникая в чуддую этнокультурную среду, легко находит там возможности для своей органичной адаптации.. . _ ■
Третья глава - "Дз энские мотивы в искусстве" посвящена анализу взаимоотношений дзэн-буддизма, как оригинальной системы мировоззрения, мировосприятия и миросозерцания с культурой в делом и с ее отдельными элементами. Автор отмечает, что дзэнскими мотивами пронизаны многие традиционные восточно-азиатские /в особенности - японские/ жанры искусства и элементы культурной зизни: яивопись "сумие" поэзия "хайку", чайная церемония, икебана, боевые искусства /фехтои ние, стрельба из лука, единоборства/, В главе анализируется проявление фундаментальных метафизических принхшпов и представлений дзэна в сфере культуры на примере искусства.
Создание произведения искусства, по представлению дзэна, должно исключать приложение сознательных усилий художкка. Произведение искусства не может быть создано, оно роадается-естественным образом, тагсге как растет трава, летит птица, восходит солнце. В соответствии с общей дзэнской. установкой на устранение, противоположности, мезду. субъектом и объектом, худош^ш' дсщен полностью слиться в своем здохЕовекии с окружающей действительностью й материалом. Отсюда, специфика техники и содерзания "сутяге": основные моменты ее создания - это спонтанность, непроизвольность, кратковременность. калл!:граф:1Чкость /в смысле ггелользования минимально необходимых линий для. выранекия. образа/. Еркчем.картпна или; эскиз ланра' "сумие" не является подобием действительности, это сама действитель*
. - 22 - •
кость, сотворенная художником в порыве вдохновения. Внешняя дохо-кестъ не только не считается достоинством, но является недостатком. За ■ мпнимумом выразительных средств долано остаться достаточно времени и пространства для сотворчества со стороны воспринимающего картину, помимо логических объяснений и толкований. То же самое относится и к поэзии "хайку"/ стихотворение, состоящее; кз 17 слогов/. 3 них, как и в живошаси,'выражается момент самой жизни в его "та-ковостц",. .■■■■.■•■■■-■■■..-■■ ■.
Автор отмечает такие признаки проявления дзэнского ■миросозерцания в искусстве, как естественность, случейность и.бесцельность. Нет.прошлого и будущего, есть только настоящее;-ставить цель и добиваться ее - значит искажать свою истинную природу и нарушать естественный ход вещей. Это общее представление дззна о самоценности настоящего, тех мгновений, что уходят незаметно и безвозвратно, особенно ощущается в чайной церемонии.
В заключении диссертации подводятся итоги исследования в соответствии с задачами, поставленными во введении, формулируются выводы относительно дроисхоздения к функционирования основной рели-гиознс-фшософской проблематики дзэн-буддизш.
Обобщая результаты диссертационного исследования, автор от-' вгечает, что дзэн-буддизм, являющийся оригинальной мировоззренческой системой, расширяющей творческие способности л адаптивные вознести человеческой личности/ в условиях социального к идеологического плюрализма монет являться одним из факторов эвшиши современной культуры.
Зсновные положения диссертации изложен» в следующих публикациях :
[. Роль психологических особенностей дзэн-буддизма в его распространении на Западе / в сб. Молодые ученые - практическому здравоохранению. - Тезисы докладов научно-практической конференции.-Красноярск. 1983.- С.35-36.
2. Дзэн-буддизм в системе буддийского мировозрения / Лекции к курсу " Основы религиоведения? Изд-во НГУ. Новосибирск. 1993.- С.143-