автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Религиозно-философские воззрения В. И. Несмелова
Полный текст автореферата диссертации по теме "Религиозно-философские воззрения В. И. Несмелова"
РГБ ОД
6' янз гто
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. Ломоносова
На правах рукописи
ДРЕМЛЮГИН ДМИТРИЙ МИТРОФАНОВИЧ
РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ В.И. НЕСМЕЛОВА
Специальность 09.00.03. - история философии
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Москва - 2000
Работа выполнена в Институте философии Российской Академии наук отделе логики, эпистемологии и философии науки.
Научный руководитель - доктор философских наук,
ведущий научный сотрудник Института философии РАН Никифоров А.Л.
Официальные оппоненты: доктор философских наук .... профессор Доля В.Е.
кандидат философских наук Алексеев В.А.
Ведущая организация: кафедра философии Московского
авиационного института (Технический университет)
Защита состоится "М."......2000 г. в .../¿Х.7"..часо
на заседании диссертационного Совета / по истори
философии при философском факультете Московского государственног университета им. М.В. Ломоносова по адресу: 119899, Москва, Воробьев] горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов, аудитория
С диссертацией можно ознакомится в читальном зале научно
библиотеки МГУ (1-й корпус гуманитарных факультетов).
12 г:^ С7 (?
Автореферат разослан''.А:У....гл.-..¿->....1999 г.
Ученый секретарь , диссертационного совета
кандидат философских наук, _ _ доцент Коровин В.Ф.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. В современных условиях, когда Россия переживает стрый политический, экономический, идеологический и духовный кризис, езко возрастает интерес к прошлому страны, в частности, к развитию ее уховной культуры.
До недавнего времени в духовном развитии русского общества XIX—XX в. выделяли и исследовали главным образом лишь одну линию мысли — ту инию, которая начиналась с Радищева и декабристов и была представлена елинским, Герценом, Чернышевским, революционными народниками и, аконец, российской социал-демократией. Все остальные течения философской общественно-политической мысли считались второстепенными и не заслужи-ающими историко-философского содержательного анализа. В последние годы
сложение изменилось. Изданы труды крупнейших русских философов XIX—
»
[X вв. — В. С. Соловьева, Н.Ф. Федорова, П.А.Флоренского, Н. А. Бердяева, С. [. Франка и многих других. Духовная жизнь России предстала во всем азнообразии многочисленных течений мысли, переплетавшихся между собой, лиявших друг на друга и вместе создававших ту неповторимую атмосферу, в оторой развивалось русское общество.
Большой вклад в духовную жизнь России внесли и представители уховно-академической философии в первой половине XIX — начала XX еков. Это Ф. А. Голубинский, Ф. Ф. Сидонский, В. Д. Кудрявцев (Платонов), [. М. Скворцов, В. Н.Карпов, П. С. Авсенев, С. С. Гогоцкий, И. Д. Юркевич, .рх.Бухарев, В. И. Несмелов, М. М. Тареев, М. И. Каринский, Митрополит лггошш (Храповицкий), Архиеп. Никанор и другие мыслители. Воссоздание уховного развития России и истории ее философской мысли делает весьма етуальным исследование и анализ взглядов этих мыслителей.
Несмотря на усилившуюся за последние десятилетия работу в этой
области, многое еще в понимании и истолковании идей и направлений русскс философской мысли остается неясным.
Так историк русской философии М.Н. Ершов связывал возникновеш философии главным образом с организацией высшего философски] образования в России. Существование философии в форме воззреш естествоиспытателей и представителей православного русского духовенсп Ершов оценивал негативно, поскольку эта тенденция, — по его мнению, -привносила субъективизм и произвольность в содержание умозрения и лишат философию самостоятельного значения" 1.
Г.Г. Шпет так же недооценивал профессиональный . философски потенциал духовно-академической философии, считая, что русская философ* носит подражательный и утопический характер 2.
Однако это утверждение является неверным. Думается, что последш рассматривается во взаимодействии различных аспектов: как общественно! - института, как специфической формы исследования мира и как продуктивно духовно- познавательной деятельности. В процессе познания духовш академической философии как феномена человеческой жизнедеятельности м: сталкиваемся с проблемами смысла, трансцедентальности ее субъекгавног бытия, ценности научного знания, роли познания в самоопределении само личности в мире. Духовно - академическая философия ориентируется и исторический и религиозный опыт и творческое наследие святоотеческо православной литературы. Именно религия создала и создае "...высоконапряженное метафизическое поле" 3 , "...которое вдохновляло
1 Философы России XIX—XX столетия. Биографии, идеи, труды. М., 1993, с. 66.
2 Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии. Ч. 1. П., 1922,
3 Вениамин (Новик), шумен. О православном миропонимании. (Онтологический аспект) - Вопрос философии. 1993. №4. с.27.
зажигало философскую рефлексию."4 Автор статьи игумен Вениамин, говоря о русских мыслителях, традиции которых продолжил В.И. Несмелов, говорит о том, что их труды подняли христианскую философию на новый экзистенциональный уровень, отвечающий глубинным запросам человеческой чичности.
В этой связи актуальность темы определяется насущной необходимостью изучения духовно-философского наследия, оставленного В.И. Несмеловым -фупнейшим представителем духовно-академической мысли России конца XIX • начала XX веков. Это прежде всего проблемы метафизики: проблемы гворчества, бытия, бытийности человеческого существования, бытийных основ тичности; антропология, гносеология, онтология, проблемы веры и разума, геодяцея. Осмысление этих проблем сделало отечественную философию ;амостоятельной и оригинальной. Русских философов больше интересовал не результат, а живой процесс мышления, сама эта философия - попытка выразить ,шсль в ее постоянном течении, беспокойстве, в ее трепетном духовном >блике. 5 Именно поэтому "русские мыслители, - писал В.Ф. Эрн, -...заняты :амой мыслью, а не ее искусственным обрамлением."6
Степень научной разработанности проблемы. Религиозно-философские воззрения Несмелова нашли выражение в его магистерской дассертадии "Догматическая система св. Григория Нисского" и , главным >бразом, в его двухтомном сочинении "Наука о человеке", первый том которого ; свое время получил премию митрополита Макар ия. Ему принадлежат так же 1аботы по богословским и философским проблемам, множество различных 1ецензий и отзывов, связанных с преподавательской и научной работой в стенах
Некрасова Е.Н. Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX века. М. 1998 с. 15
Там же. С. 17
Эрн В.Ф. Борьба за Логос. - Эрн В.Ф. Сочинения. М, 1991. С.86.
казанской духовной академии.
В дореволюционной литературе творчеству Несмеяова посвящены работа О. Туберовского "Воскресение Христово", критический отзыв Бурдина н второй том "Науки о человеке", , работы А.Соколова и Н. Бердяева1 , которьи писал, что в философии Несмелова центральное место занимает интуици свободной личности. Имеющаяся в настоящее время литература о Несмелов' включает в себя, во - первых, общие труды по истории русской философии i русского богословия. Особенно ценными являются вышеперечисленные работа его современников, а также В £. Зеньковского, Э.Л. Радлова, Г.В. Флоровского Н.О. Лосского, С.Л. Франка, В.А. Капранова, Ю.С. Комарова, М.М. Новикова Л.Н. Краснопольской.8 Из современных авторов можно отметить работы А.Б Черткова, Л.Е. Шапошникова, A.B. Добина, Й.В. Гальковской, Б.В. Емельянова Н.К. Гаврюшина,3 научная значимость которых определяется тем, что ош
7 См.: Туберовский О. "Воскресение Христово". - Сергиев Посад Тип. Св-Тр. Сергиевой Лавры, 1916 - IV, 340 с.; Бурдин Е.А. "Опыв о сочинении проф. Несмелова: "Наука о человеке". Т.П. (ЛСКДА за 1904 год ПС - 1908, июль - август, с. 159-239); Соколов A.A. "Библиографическая заметка о книге проф. В.И. Несмслоа "Наука о человеке"". Астрахань, Тип. В.Л.Егорова, 1903, 33 с. ; Духовный крюис интеллигенции. Статьи m общественной и религиозной психологии. СПб., 1910, с.32.
6 См.: Зеньховский В.В. История русской философии, т.2. Л., 1991; Радлов ЭЛ Очерк истории русской философии; Введенский А И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шлет Г.Г. Очерк! русской философии. Свердловск, 1991; Фроловский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс , 1991; Лоссио И.О. История русской философии. М., 1991; Франк СЛ. Сущность и ведущие мотивы русской философии. Философские науки, 1990, Ns5; Капранов В.А. Критика религиозно-антропологической концепции. Дясс. канд филос. Наук. Л 1976; Комаров Ю.С. Критика понимания свободы в современном русском православии. Казаш, Изд. Каз. Ун-та, 1976, 168 е.; Новиков М.П. Тупики православного модернизма. М., Политиздат, 1979, 167с. Краснопольская Л.Н. Религиозное учение В.И. Несмелова о человеке и его связь с современной религиозно) антропологией. - В кн. Проблема личности в религии и атеизме. М. Политиздат, 1969, с.154 - 175
9 См.: Чертков А.Б. Православная философия и современность. Рига, 1989; Шапошников Л.Е. Русска; религиозная философия XIX - XX веков. Нижний Новгород. 1992; Добин A.B. Проблема человека в философш В.И. Несмелова. Дисс. хавд. филос. наук, (ан KT' ÜiTefA Ч9С, Емельянов Б.В. Христианская антропология В.И
итисывают духовно-академическую философию и ее представителей в широкий :пектр русской философии.
Во-вторых, это работы, посвященные религиозной и православной шропологии, авторы которых анализируют в контексте теории познания аксиологические аспекты веры, ее гаггенциональные характеристики как пнеющие ценностные и смысложизненные духовшю ориентиры.10 Отметим, [то в начале девяностых годов вышли работы Б.В. Емельянова о христианской нтропологии Несмелова и Н.К. Гаврюшина о понятии смысла жизни в юлигиозной философии Несмелова. В 1995 году в Екатеринбурге И.В. альковской была защищена диссертация на тему "православная академическая нтропология: В.И. Несмелое и М.М. Тареев), а в 1996 году в Санкт-Петербурге ^.В. Добин защитил кандидатскую диссертацию по теме "Проблема человека в шлософзга В.И. Несмелова". Все это свидетельствует о росте интереса к ворчеству выдающегося русского философа и богослова. Однако, на наш згляд, прежде чем углубляться в тонкости различных сторон творчества В.И. [есмелова, целесообразно отдать себе отчет в его философско-богословских оззрениях в целом, дать систематический очерк его мировоззрения.
Цели и задачи исследования. В диссертации предпринята попытка дать кстематическое и цельное представление взглядов одного из крупнейших
гсмелова. - Рациональность иррационального. Екатеринбург,1991; Гаврюшин НК Русская философская [мфонйя (предисловие) - В кн.: Смысл жизни. М., 1994. С.7-19.
10 См.: Никонов К.И. Критика современной религиозной атропологии. М., 1979; Его «Современная >исгиаяская автропология ( Опыт философского критического анализа). М., 1983; Православие и временность. Киев, 1988; Пименов В.А. Образ человека в православной религиозно-идеалистической шософии кош» ХГХ - начала XX вв. - Концепции человека и истории в современной буржуазной философии их критика (тезисы докладов конференции). Рига, 1979; Фокина Л.А. Критический анализ некоторых обенностей православной антропологии в период развития капитализма в России. Л, 1986.
русских религиозных философов конца XIX начала XX вв. В.И. Несмелова. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
- проанализировать структуру философской системы Несмелова;
- выявить основные источники религиозных, гносеологических и антропологических построений Несмелова;
- раскрыть характер развития его философских взглядов и основную проблематику его исследований;
- раскрыть смысл основных понятий "Науки о человеке": "объективация", "живое знание" и "живое мировоззрение";
- рассмотреаъ гносеологию и антропологию Несмелова, а так же его истолкование соотношения веры и разума и его учение о теодицее;
- проследить влияние идей Несмелова на последующее развитие религиозной русской философии, а также на развитие русской философии в целом.
Научная новизна исследования. В процессе решения указанных выше задач были получены следующие результаты, выносимые на защиту:
1. Дано целостное представление о философских воззрениях В. И. Несмелова — крупнейшего русского религиозного философа конца XIX — начала XX вв.
2. Показано место идей Несмелова в общем русле духовно-академической традиции. Рассмотрены как истоки его философского творчества, так и то влияние, которое он оказал на других русских философов.
3. Дан анализ учения Несмелова о бытии, познании и о человеке. Его философская система квалифицирована как весьма оригинальная разновидность объективного идеализма, имеющего антропологическую направленность.
Методологическая и теоретическая основа диссертации. Проведенное исследование опиралось на труды самого В.И. Несмелова, а также на работы представителей духовно-академической традиции, в которой сформировался и
гворил Несмелое. В диссертации широко использовались как работы русских дореволюционных философов, так и исследования специалистов по истории русской философии послеоктябрьского периода.
Теоретическое и практическое значение диссертации заключается в гом, что ее положения могут быть использованы:
- в историко-философских исследованиях для более глубокого и зсестороннего понимания развития русской религиозной философии;
- для более точного определения специфики и места русской философии в цуховной культуре дореволюционной России;
- для чтения учебных курсов по истории русской и религиозной философии.
Апробация работы. Отдельные положения диссертации были изложены ! научных докладах и статьях общим объемом более 1,5 п.л., а также в докладе га международной научно-практической конференции Московского авто-(орожного института в 1998 году. Работа в целом была обсуждена на кафедре гстории русской философии философского факультета МГУ им. М.В. [омоносова в 1999 г.
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, аключения и Библиографии.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы исследования и степень её разработанности в современной литературе, формулируются цели и задачи диссертации, определяются теоретические и методологические основания исследования, показана научная новизна полученных результатов и их практическая значимость.
В главе 1 "В.И. Несмелое как представитель духовно-академической философии" описана и проанализирована та религиозная традиция в русской философской мысли, выразителем и продолжателем которой был Несмелое,
В параграфе 1 "В .И. Несмелов и духовно-академическая традиция в России" показано развитие философской мысли в духовных академиях России.
В России было четыре Духовных Академии - в Москве, Киеве, Санкт-Петербурге и Казани. Киевская и Московская академии имели более чем вековую предысторию, восходящую ко второй половине ХУЛ в. Киево-Мо-гилянская академия и Славяно-Греко-Латинская академия к началу XIX в. пришли в упадок и были возрождены в качестве Духовных Академий в Москве благодаря деятельности митрополита Платона (Левшина) и в Киеве усилиями епископа Иннокентия (Борисова). На основании академического устава 1809 г. первой была сформирована столичная академия, затем Московская (1814), Киевская (1817) и Казанская (1842).
Одним из крупных религиозных мыслителей, оказавших плодотворное влияние на развитие религиозной философии в России, был проф. Московской духовной академии Ф.АГолубинский (1797-1854), который создал философскую школу, наиболее ярким представителем которой был В.Д.Кудрявцев-Платонов. Несколько позже сложилась философская школа в Киевской духовной академии (В.Н. Карпов, арх. Феофан Авсеев, С.С. Гогоцкий, П.Д. Юркевич) и в Петербургской духовной академии (Ф.Ф. Си-донский, В.Н. Карпов, М.Н. Каринский и др.). Основные направления
исследований в этих философских школах определялись, с одной стороны, православной догматикой, святоотеческой литературой, с другой - богатой философской литературой Западной Европы. Именно в Духовных академиях впервые возникает идея национальной русской философии, опирающейся на учение Церкви и в то же время использующей традиции западноевропейской философии.11 На первом месте стояла проблема веры, определяя основные направления философских поисков. Вопрос о соотношении веры и разума получал такое же решающее значение для всех философских построений, какое он имел на Западе. Философия рассматривалась как учение о сущности, последнем основании и цели существующее Предполагалось, что она должна служить объединяющей связью всех наук и указать каждой из них её место в органичном и целостном познании мира. Персонализм, утверждение "нравственной самобытийности" также находился в центре внимания первых религиозных философов.
Говоря о традициях, сложившихся в Казани, следует отметить, что устав 814 года предлагал "уже в семинариях вводить учеников в разногласие павнейпшх философов", чтобы дать им "понятие об истинном духе ишософии,... приучить их самих к философским исследованиям и ознакомить х с лучшими методами таких изысканий".12 Преподавателям рекомендовалось е давать ученикам слишком подробных записок, отягощающих память и не
11 См.: Прот. Флоровский Г. Пути русского богослошм.Париж,1937. С. 328
12 См.: Прот. Флоровский Г. Пути русского богословгог.Паргок, 1937. С. 335 1
оставляющих места для самостоятельного упражнения "рассуждающей способности". Преподавателю философии рекомендовалось искать "высшую философию" в самом Откровении ("философию Иисуса", как выражался киевский профессор философии И.М. Скворцов). Наряду с Писанием в качестве учителя "истинной философии" в Уставе был рекомендован Платон и его последователи. В академическом преподавании широко использовались работы представителей немецкой философии, в частности, "Монадология" Лейбница. Русские религиозные философы видели в учении Лейбница творческую основу для обоснования подлинного и независимого существования личности человека. В отношении к миру, полагали они, Абсолютное выступает творцом "множества субстанций" - духовных существ, сверхпространственных и сверхвременных "конкретно-идеальных начал" (субстанциальных деятелей), образующих высшую сферу мира - Царство Духа, члены которого, "будучи свободными в своей деятельности... добровольно, по собственному почину остались жить" в Боге и для Бога и "обретать все большую и большую полноту бытия".13
Именно в кругу этих идей сформировался и работал В Л. Несмелое. В параграфе 2 "Творческий путь В.И. Несмелова" дан очерк жизни и деятельности замечательного русского религиозного философа. Он родился в 1863 году в семье священника села Курдюма Саратовской губернии. По окончании Саратовской духовной семинарии он в 1883 году поступил в Казанскую духовную академию, которую закончил в 1887 г. В следующем году Несмелов защитил магистерскую диссертацию на тему "Догматическая система святого Григория Нисского", и стал преподавателем {Казанской духовной академии. Наряду с изданиями научных трудов, переводов и миссионерской деятельностью, преподаватели Академии обычно выступали и с публичными
13 Лосскии Н, Обоснование интуитивизма. -Йзбранное.М.,1994,с. 92.
екциями. В 1895 г. и Несмелое прочел публичную лекцию "Вопрос о смысле сизни в учении Новозаветного Откровения" в пользу "недостаточных тудентов". В 1896 г. Несмелов был утвержден Святейшим Синодом в олжности экстраординарного профессора Академии. К тому времени он уже ользовался широкой известностью и уважением. Об отношении к Несмелову ыдающегося иерарха русской церкви митрополита Антония (Храповиикого) видетельствует следующий факт, о котором вспоминал архиепископ Никон: удучи ректором Казанской Духовной Академии, архимандрит Антоний почти аседневно устраивал чаепитие со студентами. И только в исключительных тучаях. когда у него бывал Несмелов, в витрине для объявлений ывешивалась карточка отца ректора с надписью: "Сегодня вечером я буду 1нят беседой с В. И. Несмеловым".14
В начале 1919 г. занятия в Академии были прекращены, а в следующем >ду Академия была вообще закрыта. С этого времени Несмелов нигде не 1ботал. Скончался он в 1937 г. от хронического воспаления легких и был эхоронен на Арском кладбище Казани. На могиле его стоит серый мраморный >ест с надписью "Профессор философии В.й. Несмелов". В настоящее время в азани живет и работает его внук Олег Владимирович Несмелов - доктор илософских наук, профессор.
В историю философской мысли В.И. Несмелов вошел, прежде всего, как зтор фундаментального труда "Наука о человеке", в котором рассмотрел ирокий круг философских проблем. В главе П "Теория познания .КНесмелова" дан анализ его гносеологических воззрений.
В параграфе 1 "Чувственное и рациональное" изложены представления есмелова о характере чувственного восприятия и его связи с формами
14 ЦГИА Республики Татарстан,ф.!0. д.№ 9398,л.2. Выписка.
рационального мышления. Начальный мир сознания образуется миром чувственных впечатлений - тех элементарных фактов объективно» действительности, которые не могут разлагаться на какие-либо другие факты, г непосредственно осуществляются как простые качества сознания. Однакс помимо коренного свойства простоты впечатлений они в начальный период своего естественного развития характеризуются еще другим основным признаком - безотносительностью их положения в сфере сознания: они не относятся ни к субъекту, ни к объекту. Основной мотив к определению впечатления как двустороннего факта, имеющего прямое отношение к бытию внутри и вне субъекта, заключается в ассоциации впечатлений с чувствованиями удовольствия или неудовольствия и через эти чувствования с волевыми процессами, направленными к устранению одних и задержанию других впечатлений. Установление этой ассоциативной связи совершается особым процессом ощущения, сущность которого в том и состоит, что оно связывает безотносительное состояние сознания с определенным возбуждением и чувствованием. Поэтому только с ощущения "начинается непрерывная работа мысли по определению мира сознания и мира бытия".15 Представление есть продукт соединительной деятельности сознания и мысли и поскольку, в нем выражается все содержание существующей для человека вещи, постольку представление необходимо ставится на место вещи и "весь мир вещей для человека есть собственно мир его представлений".16
Функция понятия, с точки зрения Несмелова, состоит в выделении по определенным признакам интересующих нас внутренних формальных структур в связи с объективированностью предметов. Именно благодаря этому понятия
• 15 Несмелое В.И. Наука о человеке; Казань,1994,с.37.
16 Там же.с.53.
связывают- слова- с определенными предметами, что делает возможным формирование устойчивых мыслительных структур и дальнейшее оперирование ши в процессе мышления. В процессе образования и объединения тредставлений создается все содержание и определяются все формы наглядной :вязи между единичными вещами и явлениями объективной действительности. 3 процессе развития и организации понятий создается классификация вещей и тлений и организуются все формы их мыслительных отношений друг к другу ¡а основании их представляемого содержания.
Во втором параграфе "Соотношение веры и знания как фундаментальная фоблема философии" рассматривается понимание Несмеловым оаимоотношений между знанием и верой. В особой работе "Вера и Знание с очки зрения гносеологии" Неемелов утверждает, что в пределах одной науки и гаучной философии человек навсегда обречен оставаться без законченного оззрения на мир и без цельного его разумения. Однако человеческий нтеллект организован таким образом, что по самой своей природе он «посредственно умеет и может рассматривать мир с совершенно разных двух очек зрения - с точки зрения времени и с точки зрения вечности. Во-первых, еловек рассматривает мир в чувственно-наглядном представлении его мпирического содержания. Именно поэтому он видит в мире бесконечное [ногообразие сосуществующих и сменяющих друг друга вещей и событий. Во-торых, "он рассматривает тот же самый мир вещей и событий в религиозном озерцании его безусловной основы, и поэтому с этой точки зрения мир редставляется ему уже не только механическим сцеплением преходящих ещей и событий, но и реальным осуществлением во времени вечных идей и отений Бога".17
Несмелое В.И. Вера и Знание с точки зрения гносеологии. Казань, 1913,с. 10.
Таким образом, Неемелов не противопоставляет веру и знание, ош образуют у него синтетическое единство, которое только и может дата истинно( представление и мире.
Это предопределяет и решение Несмеловым вопроса о соотношенш науки и религии. Этот вопрос рассматривается в третьем параграфе второ! главы "Наука и религия".
Основную задачу науки Неемелов видит в познании существующей высше* реальности с целью раздвижения горизонтов видения мира, природы, космоса 1 всей Вселенной, частью которой является сам человек. Однако наук; ориентирована не одну лишь технику, но и на самого человека, на создан® материальных и духовных предпосылок его всестороннего целостного развития Если прежде наука развивалась лишь как отдельная часть социального целого то в ХЗХ веке она начинает проникать во все сферы общественной жизни Выявляя глубинные причины существования религии в различных социально исторических условиях, Неемелов обращается к особенностям человеческой сознания, делающим возможным формирование религиозных представлений объективирующих религиозную действительность и существующие в не* отношения. Человек знает и может знать действительность только в факта? своего сознания и переступить за порог своего сознания он не может. Но есш это так, то весь процесс познания объективной действительности, очевидно есть только процесс верования человека в объективное значение свои> суждений о действительности, и поэтому все положения его знания на само.\ деле суть только различные выражения его веры".18 Именно поэтому знанш фактически есть не выражение действительности в положениях мысли, а толькс уверенность человека в согласии положений его мысли с содержание»
13 Неемелов В,И. Наукао человеке, е. 103.
действительности. "Следовательно, знание есть собственно вера, но только не вообще вера, а вера в высшей степени ее основательности .знание есть не иное что, как только достоверное положение мысли о предмете познания".19 Таким образом, у Несмелова наука оказывается разновидностью веры - это обоснованная вера. Наука и религия не противостоят друг другу, а дополняют одна другую: наука вырабатывает верное представление об эмпирической реальности, в то время как религия открывает нам истину о более глубокой -сверхэмпирической - реальности.
В главе Ш "Учение о человеке" рассматривается центральная тема философии Несмелова и вообще всей русской религиозной философии -понимание человека. В параграфе 1 "Антропологические построения в русской философии XIX века" дан очерк размышлений о человеке предшественников Несмелова. В 1836 т. в России появился анонимный "Опыт антропологии". В нем говорилось, что "... определение всего, не имеющего границ, иначе, всего беспредельного - невозможно. Невозможно было доселе составить определение чувствований, разума, прекрасного, Бога и ни одного из совершенств души, ибо эни беспредельны по своей натуре. При всем том, то, чего мы не можем эпределить, мы понимаем, постигаем умом и сердцем, согретым теплою верою. Это понятие есть таинственная звезда, озаряющая светом своим предел между зещественным и невещественным мирами, т.е. материальным и духовным'1.20 Троблемно-исторические аспекты христианско-антропологических древ-терусских текстов, соприкасаясь с "Шестодневом" Иоанна Экзарха Болгарского и через него - с Беседами на Шестоднев" Василия Великого как бы замыкаются ! круге идей христианского аристотелизма, отличительные черты которого
19 Там же, с. 104.
20 Опыт антропологии. СПб.,1836,с.67-68.
выявляются при сравнении с "Диоптрой" Филиппа Пустынника с предисловием Михаила Пселла.
Для русской религиозной философии наиболее характерен интерес именнс к человеку, к пониманию его сущности. Об этом свидетельствуют еще сочинения, относящиеся к XVI веку: "Аристотелевы врата", "Проблемата" "Тайная тайных", "Благопрохладные вертограды" и т.п. Большое влияние нг русскую религиозную мысль оказал перевод сочинения А. Попа "Опыт с человеке". Особым успехом у русского читателя пользовались перевода сочинений Иоанна Арндта и Иоанна Мейсона, основным мотивом которых были поиски "истинного христианства" с ориентацией на богословское наследие александрийской школы и родственные ей традиции стоицизма Следует отметить также влияние Л. Фейербаха, который, говоря словами Несмелова, "шел по верному пути, но дошел по нему только до середины".
В параграфе 2 "Двойственная природа человека" анализируются взгляда Несмелова на сущность человеческой личности. Человек, с его точки зрения, принадлежит одновременно двум мирам - миру физическому, эмпирическому и миру духовному, Божественному. Это является причиной противоречивости природы человека. Основное содержание человеческой личности заключается в сознании человеком себя самого как единственной причины и цели всей свою произвольных действий. Это сознание представляет собой неразрешимую загадку,. если смотреть на душевную жизнь человека как на механическое отражение физических состояний человеческого организма, потому что с точки зрения этого взгляда можно объяснить не единство сознания во всем разнообразии его действительных явлений, а только одинаковость объективно данных условий. Сущность человека, полагает Несмелое, заключена в активности его психической жизни. Именно потому, что человек психически активен он не только отражает в сознании ту действительность, которая непосредственно касается его, и не только приспосабливается к ней, а сам
лремится наложить на нее свой собственный отпечаток и придать ей значение :обственной жизни.
В параграфе 3 "Добро и зло в философских опытах теодицеи" рассматривается решение Несмеловым традиционной проблемы религиозной философии - совмещение представлений о Боге как воплощении блага и добра с гесчастъями и злом эмпирического мира. В несчастьях эмпирического мира, толагает Несмелов, виновен сам человек, который будучи причастен этому шпирическому миру, как существо материальное своей свободной деятельностью вносит зло в этот мир.
Наконец, в параграфе 4 "Антропологический дуализм В.И. Несмелова" осматривается целостное понимание Несмеловым сущности человека. 3 Заключении подведены итоги и обобщены основные результаты, полученные (ходе исследования крупного русского религиозного мыслителя. Основные результаты диссертации отражены в следующих публикациях автора: .. Дремлюгин Д.М. Онтология В.И. Несмелова. - // Научные труды международной научно-практической конференции ученых Московского государственного университета, Московского автомобильно-дорожного . института (Технического университета) и Луганского сельскохозяйственного
института. - Москва-Луганск, 1998. - 0,3 п. л. !. Дремлюгин Д.М., Савельев Ю.Е. О некоторых феноменологических аспектах национально-государственной духовности России. - // Научные труды международной научно-практической конференции ученых Московского государственного университета, Московского автомобильно-дорожного института (Технического университета) и Луганского сельскохозяйственного института. - Москва- Луганск, 1998. - 0,3 п. л. Учение о человеке В.И. Несмелова // Вече, Санкт-Петербург 1999 - 0,3 п. л. (принято к печати)
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Дремлюгин, Дмитрий Митрофанович
Введение.
Глава 1. В.И. Несмелов как представитель духовноакадемической философии.
1. В.И. Несмелов и духовно-академическая традиция в
России.10
2. Творческий путь В.И. Несмелова.
Глава 2. Теория познания В.И. Несмелова.38
1. Чувственное и рациональное.
2. Соотношение веры и знания как фундаментальная проблема философии.
3. Наука и религия.
Глава 3. Учение о человеке.81
1. Антропологические построения в русской философии
XIX века.
2. Двойственная природа человека.
3. Добро и зло в философских опытах теодицеи.
4. Антропологический дуализм В.И. Несмелова.
Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Дремлюгин, Дмитрий Митрофанович
Актуальность темы. В современных условиях, когда Россия переживает острый политический, экономический, идеологический и духовный кризис, резко возрастает интерес к прошлому страны, в частности, к развитию ее духовной культуры.
До недавнего времени в духовном развитии русского общества XIX— XX вв. выделяли и исследовали главным образом лишь одну линию мысли — ту линию, которая начиналась с Радищева и декабристов и была представлена Белинским, Герценом, Чернышевским, революционными народниками и, наконец, российской социал-демократией. Все остальные течения философской и общественно-политической мысли считались второстепенными и не заслуживающими историко-философского содержательного анализа. В последние годы положение изменилось. Изданы труды крупнейших русских философов XIX—XX вв. — В. С. Соловьева, Н.Ф. Федорова, П.А.Флоренского, Н. А. Бердяева, С. Л. Франка и многих других. Духовная жизнь России предстала во всем разнообразии многочисленных течений мысли, переплетавшихся между собой, влиявших друг на друга и вместе создававших ту неповторимую атмосферу, в которой развивалось русское общество.
Большой вклад в духовную жизнь России внесли и представители духовно-академической философии в первой половине XIX — начала XX веков. Это Ф. А. Голубинский, Ф. Ф. Сидонский, В. Д. Кудрявцев (Платонов), И. М. Скворцов, В.
Н.Карпов, П. С. Авсенев, С. С. Гогоцкий, П. Д. Юркевич, Арх. Бухарев, В. И. Несмелов, М. М. Тареев, М. И. Каринский,
Митрополит Антоний (Храповицкий), Архиеп. Никанор и другие мыслители. Воссоздание духовного развития России и истории ее философской мысли делает весьма актуальным исследование и анализ взглядов этих мыслителей.
Несмотря на усилившуюся за последние десятилетия работу в этой области, многое еще в понимании и истолковании идей и направлений русской философской мысли остается неясным.
Так историк русской философии М.Н. Ершов связывал возникновение философии главным образом с организацией высшего философского образования в России. Существование философии в форме воззрений естествоиспытателей и представителей православного русского духовенства Ершов оценивал негативно, поскольку эта тенденция, — по его мнению, — привносила субъективизм и произвольность в содержание умозрения и лишала философию самостоятельного значения"1.
Г.Г. Шпет так же недооценивал профессиональный философский потенциал духовно-академической философии, считая, что русская философия носит подражательный и утопический характер 2.
Однако это утверждение является неверным. Думается, что последняя рассматривается во взаимодействии различных аспектов: как общественного института, как специфической формы исследования мира и как продуктивной духовно- познавательной деятельности. В процессе познания духовно-академической философии как феномена человеческой жизнедеятельности мы сталкиваемся с проблемами смысла трансцедентальности ее субъективного бытия, ценности научного знания, роли познания в самоопределении самой личности в мире. Духовно -академическая философия ориентируется на исторический и религиозный опыт и творческое наследие святоотеческой православной литературы. Именно религия создала и создает ".высоконапряженное метафизическое
1 Философы России XIX—XX столетия. Биографии, идеи, труды. М., 1993, с. 66.
2 Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии. Ч. 1. П., 1922. с.25 поле" 3 , ".которое вдохновляло и зажигало философскую рефлексию." 4 Автор статьи игумен Вениамин, говоря о русских мыслителях, традиции которых продолжил В.И. Несмелов, говорит о том, что их труды подняли христианскую философию на новый экзистенциональный уровень, отвечающий глубинным запросам человеческой личности.
В этой связи актуальность темы определяется насущной необходимостью изучения духовно-философского наследия, оставленного В.И. Несмеловым - крупнейшим представителем духовно-академической мысли России конца XIX - начала XX веков. Это, прежде всего проблемы метафизики: проблемы творчества, бытия, бытийности человеческого существования бытийных основ личности; антропология, гносеология, онтология, проблемы веры и разума, теодицея. Осмысление этих проблем сделало отечественную философию самостоятельной и оригинальной. Русских философов больше интересовал не результат, а живой процесс мышления, сама эта философия - попытка выразить мысль в ее постоянном течении, беспокойстве, в ее трепетном духовном облике.5 Именно поэтому "русские мыслители, - писал В.Ф. Эрн, -.заняты самой мыслью, а не ее искусственным обрамлением."6.
Степень научной разработанности проблемы. Религиозно-философские воззрения Несмелова нашли выражение в его магистерской диссертации "Догматическая система св. Григория Нисского" и , главным образом, в его двухтомном сочинении "Наука о человеке", первый том которого в свое время получил премию митрополита Макария. Ему
3 Вениамин (Новик), игумен. О православном миропонимании. (Онтологический аспект) - Вопросы философии. 1993. №4. с.27.
4 Некрасова E.H. Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX века: Дисс. докт. филос. наук: М., 1998. с. 8
5 Там же, с. 9.
6 Эрн В.Ф. Борьба за Логос. - Эрн В.Ф. Сочинения. М., 1991. с.86. принадлежат так же работы по богословским и философским проблемам, множество различных рецензий и отзывов, связанных с преподавательской и научной работой в стенах Казанской духовной академии.
В дореволюционной литературе творчеству Несмелова посвящены работы О. Туберовского "Воскресение Христово", критический отзыв Бурдина на второй том "Науки о человеке", работы А.Соколова и Н. у
Бердяева , который писал, что в философии Несмелова центральное место занимает интуиция свободной личности. Имеющаяся в настоящее время литература о Несмелове включает в себя, во - первых, общие труды по истории русской философии и русского богословия. Особенно ценными являются вышеперечисленные работы его современников, а также В.В.Зеньковского, Э.Л. Радлова, Г.В. Флоровского, Н.О. Лосского, СЛ. Франка, В.А. Капранова, Ю.С. Комарова, М.М. Новикова, Л.Н. Краснопольской. Из современных авторов можно отметить работы А.Б. Черткова, Л.Е. Шапошникова, A.B. Добина, И.В. Гальковской, Б.В.
7 См.: Туберовский О. "Воскресение Христово". - Сергиев Посад. Тип. Св-Tp. Сергиевой Лавры, 1916. - IV, 340 с. ; Бурдин Е.А. "Отзыв о сочинении проф. Несмелова: "Наука о человеке". Т.П. ( ПСКДА за 1904 год; ПС - 1908, июль - август, с. 159-239); Соколов A.A. "Библиографическая заметка о книге проф. В.И. Несмелова "Наука о человеке"". Астрахань, Тип. В.Л.Егорова, 1903, 33 с. ; Бердяев H.A. Духовный кризис интеллигенции. Статьи по общественной и религиозной психологии. СПб., 1910 , с.32.
8 См.: Зеньковский В.В. История русской философии, т.2. Л., 1991; Радлов Э.Л. Очерк истории русской философии.2-е изд. П г., 1920; Введенский А. И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки русской философии. Свердловск, 1991; Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс , 1991; Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991; Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии. - Философские науки, 1990, №5; Капранов В.А. Критика религиозно-антропологической концепции. Дисс. канд. филос. наук.:Л. 1976; Комаров Ю.С. Критика понимания свободы в современном русском православии. Казань, Изд. Каз. Ун-та, 1976, 168 е.; Новиков М.П. Тупики православного модернизма. М., Политиздат, 1979, 167с.; Краснопольская Л.Н. Религиозное учение В.И. Несмелова о человеке и его связь с современной религиозной антропологией. - В кн. Проблема личности в религии и атеизме. М. Политиздат, 1969, с. 154 - 175
Емельянова, H.K. Гаврюшина,9 научная значимость которых определяется тем, что они вписывают духовно-академическую философию и ее представителей в широкий спектр русской философии.
Во-вторых, это работы, посвященные религиозной и православной антропологии, авторы которых анализируют в контексте теории познания аксиологические аспекты веры, ее интенциональные характеристики как имеющие ценностные и смысложизненные духовные ориентиры.10 Отметим, что в начале девяностых годов вышли работы Б.В. Емельянова о христианской антропологии Несмелова и Н.К. Гаврюшина о понятии смысла жизни в религиозной философии Несмелова. В 1995 году в Екатеринбурге И.В. Гальковской была защищена диссертация на тему "Православная академическая антропология: В.И. Несмелов и М.М. Тареев, а в 1996 году в Санкт-Петербурге A.B. Добин защитил кандидатскую диссертацию по теме "Проблема человека в философии В.И. Несмелова". Все это свидетельствует о росте интереса к творчеству выдающегося русского философа и богослова. Однако, на наш взгляд, прежде чем углубляться в тонкости различных сторон творчества В.И. Несмелова, целесообразно отдать себе отчет в его
9 См.: Чертков А.Б. Православная философия и современность. Рига, 1989; Шапошников Л.Е. Русская религиозная философия XIX - XX веков. Нижний Новгород. 1992; Добин A.B. Проблема человека в философии В.И. Несмелова. Дисс. канд. филос. наук.: Екатеринбург 1995; Емельянов Б.В. Христианская антропология В.И. Несмелова. - Рациональность иррационального. Екатеринбург, 1991; Гаврюшин Н.К. Русская философская симфония (предисловие) - В кн.: Смысл жизни. М., 1994. С.7-19.
10 См.: Никонов К.И. Критика современной религиозной антропологии. М., 1979; Его же. Современная христианская антропология ( Опыт философского критического анализа). М., 1983; Православие и современность. Киев, 1988; Пименов В.А. Образ человека в православной религиозно-идеалистической философии конца XIX - начала XX вв. -Концепции человека и истории в современной буржуазной философии и их критика (тезисы докладов конференции). Рига, 1979; Фокина A.A. Критический анализ некоторых особенностей православной антропологии в период развития капитализма в России. А., 1986. философско-богословских воззрениях в целом, дать систематический очерк его мировоззрения.
Цели и задачи исследования. В диссертации предпринята попытка дать систематическое и цельное представление взглядов одного из крупнейших русских религиозных философов конца XIX - начала XX вв. В.И. Несмелова. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
- проанализировать структуру философской системы Несмелова;
- выявить основные источники религиозных, гносеологических и антропологических построений Несмелова;
- раскрыть характер развития его философских взглядов и основную проблематику его исследований; раскрыть смысл основных понятий "Науки о человеке": "объективация", "живое знание" и "живое мировоззрение";
- рассмотреть гносеологию и антропологию Несмелова, а также его истолкование соотношения веры и разума и его учение о теодицее;
- проследить влияние идей Несмелова на последующее развитие религиозной русской философии, а также на развитие русской философии в целом.
Научная новизна исследования. В процессе решения указанных выше задач были получены следующие результаты, выносимые на защиту:
1. Дано целостное представление о философских воззрениях В. И. Несмелова — крупнейшего русского религиозного философа конца XIX — начала XX вв.
2. Показано место идей Несмелова в общем русле духовно-академической традиции. Рассмотрены как истоки его философского творчества, так и то влияние, которое он оказал на других русских философов.
3. Дан анализ учения Несмелова о бытии, познании и о человеке. Его философская система квалифицирована как весьма оригинальная разновидность объективного идеализма, имеющего антропологическую направленность.
Методологическая и теоретическая основа диссертации.
Проведенное исследование опиралось на труды самого В.И. Несмелова, а также на работы представителей духовно-академической традиции, в которой сформировался и творил Несмелов. В диссертации широко использовались как работы русских дореволюционных философов, так и исследования специалистов по истории русской философии послеоктябрьского периода.
Теоретическое и практическое значение диссертации заключается в том, что ее положения могут быть использованы:
- в историко-философских исследованиях для более глубокого и всестороннего понимания развития русской религиозной философии;
- для более точного определения специфики и места русской философии в духовной культуре дореволюционной России;
- для чтения учебных курсов по истории русской и религиозной философии.
Апробация работы. Отдельные положения диссертации были изложены в научных докладах и статьях общим объемом более 1,5 пл., а также в докладе на международной научно-практической конференции Московского автомобильно-дорожного института (технического университета) в 1998 году. Работа в целом была обсуждена на кафедре истории русской философии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова в 1999 г.
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, Приложения и библиографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Религиозно-философские воззрения В. И. Несмелова"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Почти столетие назад В. И. Несмеловым были сделаны решающие, мировой значимости открытия в науке о природе (сущности) человека — философской антропологии. К несчастью, вскоре эти открытия вместе с другими пластами культуры были надолго скрыты от взоров современников. Итог плачевен: наши знания о человеке оказались в состоянии, которое поэт, лидер отечественного верлибра, обозначил с безупречной точностью: "Человека, как такового нет. Есть более или менее смутные о нем представления, если угодно — легенда, передаваемая из уст в уста" И ныне наиболее глубокомысленные люди отчетливо представляет себе, что именно смутность этих представлений вызывает некоторые "попутные явления", которые сводят на нет усилия по реформированию нашего современного общества.
Запад, избежавший инквизиторской гарроты тоталитаризма, — пишет М. Н. Белгородский, — казалось бы, больше преуспел в комплексном изучении человека, но и там мыслители теряются перед лицом наступившего кризиса цивилизации, причина которого опять-таки коренится в человеке" . Вот почему и в современной России, и за рубежом начали все чаще вспоминать имя Виктора Ивановича Несмелова3.
Отметим, что сам Несмелов вначале своей научной деятельности отрицал возможность метафизики, скептически относился к "разумному" обоснованию религиозной веры. В дальнейшем направил свои усилия на соединение веры и науки. Готовя свою диссертацию "Догматическая
1 Джангиров К. Дом, в котором живут мысли / / Кн. обозрение, 1991, № 21.
2 Белгородский М. Н. Разгадавший тайну человека: О философе В. И. Несмелове // Сов. библиография, 1992, № 1, с. 113—121.
3 См.: Можно ли реформировать Православную Церковь. Неизвестное интервью А. Меня // Независимая газ. 1991, 10 сент. система Св. Григория Нисского", Несмелое углубился в проблемы философской антропологии. Как отмечает В. В. Зеньковский, замысел Несмелова очень приближался к тому, что ныне называют "экзистенциальной философией"4. У Несмелова его религиозное сознание своеобразно осветило ему проблему человека, — из этой основной характерной для мыслителя интуиции развилось все его религиозное и философское сознание. Несмелов строит систему, чтобы "научно" выразить свою основную интуицию, в которой и надо искать ключ ко всем его философским и богословским построениям; здесь как раз и заключено, по Зеньковскому, все наиболее важное и ценное, что дал Несмелов.
Особенно важным в его творчестве является то, что он пытался в философских понятиях выразить основные идеи христианского вероучения и то, что открывает нам христианство в человеке. Для него, как и для Константина Леонтьева, В. В. Розанова, М. М. Тареева, характерно положение о центральности духовного опыта человека, учение о том, чем живет человек, какова его реальность. Не только в том дело, чтобы "познать" человека, но и в том, чтобы соответственно этому осмыслить и направить свою жизнь. Процесс познания возникает собственно не из потребности мысли, а из потребности жизни5. Именно поэтому корни философии не в положительных знаниях о мире, а в познании человека о самом себе, задача философии в построении мировоззрения6. Философия есть наука о человеке как носителе разумных основ и выразителе идеальных целей жизни. Говоря о философском творчестве В. И. Несмелова, отметим, что его антропологические идеи в определенной степени предвосхитили экзистенциализм Н. А. Бердяева. А по идее персонализма созвучны идеям Л.
4 Философы России XIX—XX столетий. Биографии. Идеи. Труды. Изд-во "Книга и бизнес". М., 1993, с. 132.
5 См.: Никифоров А. А. Логика и методология научною познания. М., 1982.
6 Никифоров А. Л. Является ли философия наукой? // Философские науки, 1989, № 6.
Шестова, Н. О. Лосского и других философов России. В космологических идеях В. И. Несмел ова человеческая личность превращается в фундаментальную онтологическую категорию, основанием проявления бытия, в котором духовно-волевая активность сочетается с непрерывностью существования. Говоря словами Николая Бердяева, ". Несмелов — самое крупное явление в русской религиозной философии, вышедшей из духовных академий, и вообще один из самых замечательных религиозных мыслителей. По своей религиозной и философской антропологии он интереснее Вл. Соловьева."1.
Отметим, что В. И. Несмелое принадлежит к тем вышеназванным интеллектуально мыслящим личностям, которые более других склонны задумываться над запредельными, вопреки эмпирическим, вопросами Бытия и Космоса — вселенскими атрибутами Вечности. Их души, ум и сознания волнуют не проза жизни и частные проблемы, но великие, трансцендентные, вечно открытые вопросы смысла бытия отдельного индивида и неисповедимые судьбы всего российского этноса, страдания которого они переживают как собственные. В этом ряду философский труд В. И. Несмелова "Наука о человеке" занимает достойное место, как бы продолжая философское творение от первых летописцев до мучительных раздумий западников и славянофилов, указывая нам путь в третье тысячелетие новой эры.
7 Бердяев Н. А. Опыт философского оправдания Христианства: О книге Несмелова "Наука о человеке" // Рус. мысль, 1909, № 9, с. 55—72.
Список научной литературыДремлюгин, Дмитрий Митрофанович, диссертация по теме "История философии"
1. Несмелов В.И. Проблема знания. Опыт исследования природного начала иформы философского знания. В кн.: Протоколы Совета Казанской духовной академии. Казань, 1886 г.
2. Несмелов В.И. Догматическая система святого Григория Нисского. Казань,изд-во Казан, дух. академии. 1887.
3. Несмелов В.Н. О цели образования. Православный собеседник. М. 1998.
4. Несмелов В.И. Наука о человеке, т. I. Опыт психологической истории икритики основных вопросов жизни. 3-е испр. и доп. изд. Казань: Центр, тип., 1905.
5. Несмелов В.И. Наука о человеке. Т. 2. Метафизика жизни и христианское
6. Откровение. 2-е испр. и доп. изд. Казань: Центр. Тип., 1906.
7. Несмелов В.И. Вера и знание с точки зрения гносеологии. Лекции.-Казань: Изд во Казан, дух. академии. 1913.
8. Несмелов В.И. Отзывы о сочинении и.д. доц. Казанской духовной академии М.Н. Ершова " Проблема богопознания в философии Малъбранша предоставленного на соискание ученой степени магистра философии. Казань: Изд - во Казан, дух. академии. 1915.
9. Донесение комиссии, читавшей сочинения по начальным основаниям философии.// ПСКДА за 1910 г.// ПС. 1912. - Октябрь.
10. Заявление ординарного профессора В.И. Несмелова по поводу курсовогосочинения студента В. Орехова, представленное Ректору Академии. //ПСКДА за 1911 год.//ПС. 1913. - июнь.
11. Мнение комиссии из преподавателей Академии о новой программе преподавания философии в духовных семинариях.// ПСКДА за 1914 год.// ПС. 1916 - сентябрь - октябрь.
12. Несмелов В.И. Памяти Вениамина Алексеевича Снегирева.// ПС. 1889. -ч.2.
13. Несмелов В.И. Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного Откровения. Казань: Изд. Каз. ун-та. 1895.
14. Несмелов В.И. Несколько страниц из истории высшей духовной школы.// ПС. 1905. - декабрь.
15. Несмелов В.П. О сочинении Андрея Лозового: " Проблема нравственного воспитания у Гюйо / изложение и богословская оценка/". ПСКДА за 1911 год.//ПС. 1914 . - июнь.
16. Несмелов В.И. О сочинении студента Вельского Алексея : " Проблема теистического миропонимания в немецкой философии XX века ". // ППСКДА за 1913. // ПС. 1916 , - февраль - март -апрель.
17. Несмелов В.И. О сочинении студента Можжухина Николая: " Проблема христианского миропонимания в философии Шеллинга". // ППСКДА за 1913 год.// ПС. № 1916. февраль - март - апрель.
18. Несмелов В.И. О сочинении студента Прокопьева Лаврентия :" Проблема теодицеи в философии Шеллинга."// ППСКДА за 1912 год. // ПС. 1915. -март.
19. Несмелов В.И. О сочинении студента Сергея Лаврова: " Этические воззрения основателя субъективной социологии Н.К. Михайловского." // ППСКДА за 1911 год.
20. Несмелов В.И. Отзыв о сочинении А.И. Вознесенского:" Возможность богопознания. Опыт психологического и гносеологического оправдания христианского учения о Боге, как о личной творческой первопричине мира."// ПСКДА за 1897 год.// ПС. 1899 - март.
21. Отзыв ординарного профессора В.И. Несмелова о представленном бывшим профессорским стипендиатом при кафедре метафизики Иваном Сатрапинским отчете о его научных занятиях в течение 1909 1910 учебного года. // ПСКДА за 1911 год. // ПС. - 1913. май.
22. Отзывы о курсовых сочинениях студентов.// ПСКДА за 1910. // ПС. 1912, май - июнь.
23. Несмелое В. И. Св. Григорий Нисский. Творения. Ч. I, М., 1861
24. Несмелое В. И. Дмитрий Васильевич Гусев (некролог) // Православный собеседник. 1894. Ч. 3.
25. Годичный акт в Казанской Духовной Академии 1887. Казань, 1887.
26. Годичный акт в Казанской Духовной Академии за 1896 г. Казань, 1896.
27. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности// Новый мир, 1988, №7.
28. Авсенев П. С. Введение в психологию. Киев., 1896. Ч. I.
29. Алексеев (Аскольдов) С. А. Основные проблемы теории познания и онтологии. М., 1900.
30. Амосов Н. Как жить, чтобы выжить// Лит. Газета, 1990,18 июля.
31. Аничков Д. С. Рассуждение о бессмертии души человеческой. // Полезноеувеселение., М., 1751, июль, №4.
32. Антонов K.M. Философское наследие И.В. Киреевского ( антропо -логический аспект ): Дисс . канд. филос. наук: М., 1999.
33. Антоний ( Храповицкий ), епископ. Отзыв о сочинении проф. В.И. Несмелова " Наука о человеке ", Т.1// Протоколы. за 1889. Приложение 17.
34. Аристотель, Метафизика; кн. IV, гл. V. Соч. в 4-х т. М., 1975 1983.
35. Арнольди С. С. Современное учение о нравственности и ее история. Спб. 1903- 1904.
36. Архиепископ Антоний (Храповицкий). Сочинения. Т. 1-3.
37. Архимандрит Гавриил. История русской философии (ч. VI-я общей "Истории философии". Изд. 2-е. Казань. 1839).
38. Аскольдов С. А. А. А. Козлов. М., 1912.
39. Асмус В.Ф. Античная Философия. М.,1976.
40. Бакунин П.А. Основы веры и знания. Спб, 1886.
41. Банных С.Г. Географический детерменизм русских мыслителей второй половины XIX XX века: (истоки и смысл ): Екатеринбург, 1996. Дисс. канд. филос. наук.
42. Батюшков Ф. Д. "Спор души с телом в памятниках средневековой литературы. Опыт исторического исследования". Спб., 1891.
43. Белгородский М.Н. Разгадавший тайну человека: 0 философе В.И. Несмелове// Сов. Библиография, 1992, № I.
44. Бердяев H.A. Русская идея// 0 России И русской философской культуре. М., 1990.
45. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М., 1994.
46. Бердяев H.A. Русская Идея.// Вопросы философии. 1990. № 1-2.
47. Бердяев H.A. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация. Париж, 1947.
48. Бердяев H.A. Опыт философского оправдания Христианства: 0 книге В.И. Несмелова "Наука о человеке"// Рус. Мысль, 1909, № 9.
49. Бердяев H.A. Философская истина и интеллигентская правда// Вехи: Репринт, воспроизведение издания 1909 года. М.: Междунар. Ассоциация деятелей культуры "Новое время" и журнал "Горизонт", 1990.
50. Бердяев H.A. Философия свободы. М., 1911.
51. Бердяев H.A. Духовный кризис интеллигенции.//Вопросы философии и психологии. 1905. № 16.
52. Благовещенский А. История старой Казанской Духовной Академии.1. Казань, 1875.
53. Богомолов A.C. Античная философия. М., 1985.
54. Богословский Вестник за 1897 г. Статьи С. Глаголева и Алексея Введенского о Голубинском.
55. Бондарев П.Б. Философия истории В.С.Соловьева: Дис. канд. филос. наук: Краснодар. 1996.
56. Брянцев A.M. Слово о связи вещей во вселенной.// Изб. произведения русских мыслителей второй половины ХУ111 в., т.1. М.,1952.
57. Бугаев Н.В. Основы эволюционной монадологии. М., 1893.
58. Бурдин Е.А. Отзыв о сочинении проф. Несмелова: "Наука о человеке".тли/ ПСКДА за 1904 год.// ПС. 1908, - июль - август.
59. Бухарев А. М. ( в монашестве архимандрит Федор). О православии в отношении современности. Петербург. 1860.
60. Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Влет Г.Г. Очерки истории русской философии. Свердловск, 1991.
61. Введенский А.И. Философские очерки. Прага, 1924.
62. Ведин Ю. П. Познание и Знание. Рига, 1983.
63. Венгеров С.А. Критико библиографический словарь русских писателей и ученых. Спб., Т.1 - 6, 1886 - 1904.(2-е изд.:тг. 1-2, 1915 - 1916).
64. Вениамин (Новик), игумен. О православном миропонимании, (онтологический аспект). // Вопросы философии. 1993. № 4.
65. Вильнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
66. Возвращенные имена. Русская философская мысль конца XIX -начала XX вв. М., 1990.
67. Волкогонова О.Д. Философия русской истории в 20 50 гг. XX века: докт. филос.: М., 1998.
68. Восток-Запад. Исследования . Переводы. Публикации. М.,1982.
69. Вундт. Лекции о душе человека и животных. Спб. 1984; Вундт. Система философии Спб., 1902; "Воспоминания о Велланском". Журн. Русский Вестник, 1867.
70. Вышеславцев Б. П. Сердце в христианской и индийской мистике. Париж, 1929.
71. Гаврюшин Н. К. Б. П. Вышеславцев и его "философия сердца" // Вопросы философии, 1990, №4.
72. Гаврюшин Н.К. Русская философская симфония (предисловие) в кн.: Смысл жизни. М., 1994.
73. Галактионов A.A., Никандров П.Ф. Русская философия XI XIX вв. Л., 1989.
74. Галич А. Картина человека. Опыт наставительного чтения о предметах самопознания для всех образованных сословий. Спб., 1834.
75. Гальковская И.В. Православная академическая антропология: В.И. Несмелов и М.М. Тареев: Дисс.канд. филос. наук: Екатеринбург, 1995.
76. Гальперин П.Я. Разумность действия и предмет науки// Психологические исследования. Тбилиси, 1974.
77. Гессен С. И. Монизм и плюрализм в систематике понятий.// Труды Русского народного университета в Праге. Т. I. 1928.
78. Гоготский С. С. Философский лексикон. Киев., 1872.
79. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
80. Голубинский Ф. А. Лекции по философии. Вып. 1-3. М., 1884.
81. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретацииотечественной философии.//Вопросы философии. 1994.№ I. 82. Грот Н.Я. Психология чувствований в ее истории и гл. основах. Спб. 1879.
82. Гулыга А. Гегель. М., 1970.
83. Гусев Д. Отзыв о курсовом сочинении студента ( ХХУ111 курса ) Виктора Несмелова под заглавием "Догматическая система св. Григория Нисского".// ПСКДА за 1887 год.// ПС.- 1888. август-сентябрь.
84. Давыдовский JI. Рассуждение о истинном человеческом благе, выведенное и доказанное из самой человеческой природы. М., 1782.
85. Декарт Р. Соч. в 2 хтт., Т.1. М., 1989.
86. Джангиров К. Дом, в котором живут мысли.// Кн. Обозрение, 1391, №21.
87. Добин А.Р. Проблема человека в философии В.И. Несмелова: Дис. канд. филос. наук: Спб., 1996. 64. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 т., т.14. Л., 1976. 55. Добротолюбие. Т.1. М., 1998.
88. Древнекитайская философия. Т.1. М., 1972.
89. Дьяченко Г. Духовный мир. Репринтное издание. М., 1992.
90. Евстифеева Е.А. Феномен веры: Дис.докт. филос. наук. Тверь. 1995.
91. Емельянов Б.В. Христианская антропология В.И. Несмелова.// Рациональность иррационального. Екатеринбург. 1991.
92. Емельянов Б.В. Очерки русской философии начала XX в. Екатеринбург.1992.
93. Емельянов Б.В. У истоков религиозного ренессанса. ( В соавт. с В.М. Русаковым ).// проблемы русской философии конца XIX начала XX в. Екатеринбург. 1992.
94. Ермуратский В. Дмитрий Кантемир мыслитель и государственный деятель. Кишинев, 1973.
95. Ершов М. Н. К характеристике суждений о русской философии. Казань.1915.
96. Зеньковский В.В. Основы Христианской философии. М., 1992.
97. Зеньковский В.В. История русской философии. Т.1, т.2. Л. 1991.
98. Зернов Н. (сост.) Русские писатели эмиграции: биографические сведенияи библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре: 1921 -1972. Бостон, 1972.
99. Зернов Н. Русское религиозное возрождение XX века. Париж:. 1991.
100. Иваницкий В.Ф. Филон Александрийский. Жизнь и обзор литературной деятельности. К., 1911.
101. Ильин И. А. Семен Людвигович Франк и его место в русской философии //Вестн. РСХД, 1966, №172
102. История философии Архимандрита Гавриила. Ч. VI. Казань, 1840.
103. Кант И. Соч., т. 3, М., 1963.
104. Капранов В.А. Критика религиозно антропологической концепции русского неохристианства: канд.филос. наук. Л., 1976.
105. Кареев Н. И. Историко философские и социологические этюды. М., 1895.
106. Карпов В. Н. Философский рационализм новейшего времени. // Христианское чтение. 1860.
107. Карпов В. Н. Введение в философию. Спб., 1840.
108. Карпов В. Н. Христианское чтение. Ч. I. М., 1860.
109. Кириевский И. В. Полн. собр. соч. Т. 1. М., 1911.
110. Ковалевская П.Е. Зарубежная Россия. История и культурно просветительская работа русского зарубежья за полвека (1920-1970) Париж, 1971.
111. Козлов А. А. Философия действительности. К., 1884.
112. Козлов А. А. "Свое слово". Спб., 1895.
113. Колубовский Я.Н. Материалы для истории философии в России// Вопросы философии и психологии. 1890, № 4.
114. Комаров Ю.С. Критика понимания свободы в современном русском православии. Казань.: Изд. Каз. ун-та. 1976.
115. Комаров Ю.С. Общество и личность в православной философии.1. Казань. 1991.
116. Константин (Горянов) епископ. Жизнь и творчество Виктора Несмелова// Человек. М.: 1992. № 2.
117. Краснопольская J1.H. Религиозное учение В.И. Несмелова о человеке и его связь с современной религиозной антропологией.- В кн.: Проблема личности в религии и атеизме.- М., Политиздат. 1969.
118. Красиков Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее. М.,1981.
119. Краткий очерк учебной и ученой деятельности Казанской Духовной Академии за 50 лет ее существования 1842-1892 гг. Казань, 1892.
120. Крестинский Б. Вышеславцев и критики. // Грани., 1956.
121. Критическая монадология П. Е. Астафьева. Учеб. методич. пособ. по курсу "История русской философии". М.: изд-во РУДН, 1997.
122. Кувакин В. А. Религиозная философия в России: начало XX века. М., 1980.
123. Кудрявцев-Платонов В. Д. Введение в философию. М. 1889.
124. Кудрявцев-Платонов В. Д. Сочинения. М. 1894.
125. Лавров П. Л. Философия и социология. Избр. произв. в 2 т. М., 1965.
126. Левитский Д. Г. Премудрость и благодать Божия в судьбах мира и человека. М., 1885.
127. Леонтьев К. Собр. соч. Критические статьи. Т.VIII 1. М., 1912.
128. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
129. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии и общественной мысли. Франкфурт на - Майне, 1968.
130. Линицкий П. Идеализм и реализм.// Вера и Разум //Труды Киевской духовной академии. 1867. № 8.
131. Локк. О человеческом разумении. Кн. IV, ГЛ. 4, § 4. Соч. в 3-х т. М.: Мысль, 1985, Т. 2.
132. Лопатин Л. М. Аксиомы философии. // Вопросы философии и психологии. М., 1905.
133. Лопатин Л.М. Неотложные задачи современной мысли// Вопросы философии и психологии. Кн. 136, 1917.
134. Лопатин Л. М. Философские характеристики и речи. М., 1911.
135. Лопатин Л. М. Вопросы философии и психологии. 1890, №5, № 32, №62.
136. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М., 1975.
137. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.
138. Лосский Н. О. Обоснование интуитивизма. Избранное. М., 1994.
139. Лосский Н. О. Ценность и бытие. Париж., 1931.
140. Лурия A.M. Язык и сознание. М., 1979.
141. Любутин К.Н. От рассудка к разуму: Кант, Гегель, Фейербах.( в соавт. с В.Н. Володиным, И.О. Царским Екатеринбург, 1991.
142. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии, 1990, № 10.
143. Милюков П. Главные течения русской исторической мысли. 3-е изд. 1913.
144. Михайловский Н. К. Литературно-критические статьи. М., 1957.
145. Могульский К. Владимир Соловьев. Париж. 1936.
146. Можаровский А. Старая Казанская Академия. Казань, 1877.
147. Некрасова E.H. Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX века: Дне. докт. филос. наук:М.,1998.
148. Никифоров А.Л. Является ли философия наукой ?// Философские науки. М., 1989. № 8.
149. Никифоров А. Л. Логика и методология научного познания. М., 1982.
150. Николаев А. Богословские труды профессора В.И. Несмелова.// ЖМП.-1973. №8.
151. Никонов К.И. Критика современной религиозной антропологии. М., 1979.
152. Никонов К.И. Современная христианская антропология (опытфилософского критического анализа). М., 1983.
153. Опыт антропологии. Спб., 1836.
154. Отчет о состоянии Казанской Духовной Академии за 1883-87 гг. Казань 1883-87 гг.
155. Паульсен Ф. Кант, его жизнь и учение. Спб, 1906-10
156. Паульсен. Введение в философию. 2-е изд. М., 1899
157. Пименов В.А. Образ человека в православной религиозно -идеалистической философии конца XIX начала XX вв.// Концепция человека и истории в современной буржуазной философии и их критике ( тезисы докладов конференции ). Рига. 1979.
158. Покровский Н. Предисловие // Опыт о человеке господина Попе.
159. Переведено с франц. языка Академии наук корректором Николаем
160. Поповским 1754 года. М., 1757.
161. Потемкин А.Б. О специфике философского знания. Ростов н/Д., 1973.
162. Православие и современность. Киев. 1988.
163. Прохоров Г. М. Памятники переводной и русской литературы XIV-XV веков. Д., Наука, 1987.
164. Радлов Э:.Л. Очерк истории русской философии.// Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки русской философии. Свердловск. 1991.
165. Русская литература в эмиграции. Сб. статей под ред. Н.П. Полторацкого. Питтсбург, 1972.
166. Русские писатели. 1800 1917. Библиографический словарь. Гл. ред. П.А. Николаев. Т.1. М.,1989. т.2. М., 1992.
167. Русская религиозно философская мысль XX века. Сб. Статей под ред. Н.П. Полторацкого. Питтсбург, 1975.
168. Русские философы конец XIX середина XX века. Изд - во "Книжная палата". М., 1994.
169. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995.
170. Русская религиозная антропология, Т. I. Вступительная статья Н. К. Гаврюшина. М.: Московская Духовная Академия. Московский философский фонд. 1997.
171. Русский архив. Переписка Голубинского с Бартеневым. М., 1880.
172. Русская идея. Составитель и автор вступительной статьи Маслин М.А. М.,1993.
173. Сидонский Ф.Ф. введение в науку философии. Казань, 1915.
174. Словарь "Русская философия". Под. ред. Маслина М. А. М. 1994.
175. Смирнов Н.П. Терапевты и соч. Филона Иудея "О жизни созерцательной". К., 1909.
176. Снегирев В.А. Отзыв об отчете профессорского стипендиата В. Несмелова // Протоколы. за 1888.
177. Снегирев В.А. Науки о человеке // Православный собеседник. Казань, 1876, сентябрь.
178. Собрание писем Святителя Феофана. Вып. II. Киев. 1869.
179. Соколов A.A. Библиографическая заметка о книге проф. В.И. Несмелова "Наука о человеке".- Астрахань: Тип. В.Л. Егорова. 1903.
180. Соколов М.В. Очерки истории психологических воззрений в России в XI-XVIII веках. М., изд-во АПН РСФСР, 1963.
181. Соколов В. Московская Духовная Академия в 1891 г. М., 1891.
182. Соловьев B.C. Собр. соч. в Ютт. 2-е изд. Спб. 1911-1913.
183. Степин B.C. О прогностической природе философского знания // Вопросы философии. 1986. № 9.
184. Султанбеков Б. Меч под крестом и полумесяцем.// Сов. Татария, 1990, 14 нояб.
185. Трубецкой Е. Воспоминания.
186. Трубецкой К. Миросозерцание Вл. Соловьева. М., 1913.
187. Туберовский 0. Воскресение Христово. Сергиев Посад.: Тип. Св. - Тр. Сергиевой Лавры, 1916.
188. Федоров В. M. Обзор архива Ф.А. и Д.Ф. Голубинских. ОР РГБ, 1949, машинопись.
189. Фейербах JI. Лекции о сущности религии. Поли. собр. соч. М., 1995. Т.8.
190. Фейербах JI. Сущность христианства. Полн. собр. соч. т. 7. М., 1995.
191. Философы России XIX XX столетий. Биографии. Идеи. Труды. Изд-во "Книга и бизнес". М., 1993.
192. Фихте И.-Г. Назначение человека. Спб., 1906.
193. Фишер К. История новой философии. Т. 7. Спб., 1905.
194. Флоренский П.А. Из богословского наследия. В кн.: Богословские труды. Сб. 17. М. : Изд-во Московской Патриархии. 1977.
195. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс. 1991.
196. Франк С. Человек и Бог. М., 1992.
197. Франк C.JI. Духовные основы общества. М., 1922.
198. Халипов В.И. Модификации "монадологии" Лейбница в российском историко-философском процессе. Автореф. дисс.канд. филос. наук. М., 1965.
199. Хилл Т.И. Современные теории познания. Перев. с англ. М., 1965.
200. Царский И.О. Западно европейская философия XIX в. М., 1975.
201. Церковный вестник, 1892 г, №38.
202. ЦГИА Республики Татарстан, ф. 10, on. 1, д №8130; №8098, л. 17; №8255-а, л.З; №9290, л. 1,3,4; №9429 от 19.12.1894 г.; №9398.
203. Чертков А.Б. Православная философия и современность.Рига. 1989.
204. Чижевский Д.И. Гегель в России. П., 1939.
205. Шапошников JI.E. Русская религиозная философия XIX XX веков. Нижний Новгород. 1992.
206. Шапошников Л.Е. Концепция социальной активности личности в дореволюционном православном богословии.// Общественная жизнь и религия. М., 1976.
207. Швырев B.C. Огурцов А.П., Юдин Э.Г. Научное познание как деятельность. 1984.
208. Шмеман Александр, прот. Исторический путь Православия. М., 1993.
209. Шпет Г.Г. Явление и смысл. М., 1914.
210. Шпет Г. Очерк развития русской философии. Ч. 1. Петроград. 1922.
211. Щербатов М.М. Разговор о бессмертии души. // Соч. т. 2. Спб., 1898.
212. Эрн В.Ф. Разбор послания святейшего Синода об имени Божием. М., 1917.
213. Эрн В.Ф. Борьба за Логос.// Сочинения. М., 1991.
214. Яковенко Б.В. Очерки русской философии. Берлин. 1922.
215. Kant/ Prolegomena zu jeder künftigen Metaphysik., S.Werke, herausg. von1. Hartenstein, В. IV, S.79.
216. Fenelon F. Démonstration de 1' existence de Dieu, tiree de la connaissance de la nature, et proportionnée a la faible connaisance des plus simples. Amsterdam, 1713.
217. Справки о В.И. Несмелове в словарях.
218. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 2. СПБ: Изд. П. Сойкина, 1914.- с. 1629.
219. Новый энциклопедический словарь. Т. 28. ПГ.: Изд. Издательское дело / б. Брокгауз - Ефрон /, - с.364.
220. Философская энциклопедия. Т. 5. М.: Советская энциклопедия, -1970. - с. 626.
221. Энциклопедический словарь. Т. 40. СПБ.: Брокгауз - Ефрон. - 1897. -с. 915-916.
222. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ СОКРАЩЕНИЯ.1. БТ Богословские труды
223. ЖМП Журнал Московской Патриархии
224. ПСКДА Протоколы Совета Казанской Духовной Академии1. ППСКДА Приложение к ПСКДА
225. ЦГИА Центральный Государственный Исторический Архив