автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.14
диссертация на тему: Религиозные аспекты социально-экономического развития арабских стран
Полный текст автореферата диссертации по теме "Религиозные аспекты социально-экономического развития арабских стран"
На правах рукописи
005535632
БАРКОВСКИЙ Анатолий Леонидович
РЕЛИГИОЗНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АРАБСКИХ СТРАН
Специальность: 09.00.14 — философия религии и религиоведение
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
г 4 ОКТ 2013
Москва - 2013
005535632
Работа выполнена на кафедре государственно-конфессиональных отношений Международного института государственной службы и управления Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Научный руководитель: Васильева Ольга Юрьевна,
доктор исторических наук, профессор
Официальные оппоненты: Силантьева Маргарита Вениаминовна,
профессор кафедры философии Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России, доктор философских наук, профессор
Мирошникова Елена Михайловна,
профессор кафедры философии, культурологии, прикладной этики, религиоведения и теологии им. A.C. Хомякова Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тульский государственный педагогический университет им. JI.H. Толстого», доктор философских наук, профессор
Ведущая организация: Институт философии РАН
Защита состоится «■/^» 2013 года в час. на заседании
диссертационного совета Д 504.001.11 при ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606, Москва, пр-т Вернадского, 84, •/ уч. корп., ауд.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (1-й учебный корпус).
Автореферат разослан 13 года.
Ученый секретарь диссертационного совета,
доктор философских наук, профессор С.А. Семедов
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования определяется тем, что судьбы арабских стран Ближнего Востока и Северной Африки все в большей степени попадают в прямую зависимость не только от демократизации их политической системы и ускоренного экономического роста, но также от выстраивания соответствующей социокультурной инфраструктуры.
Осуществление таких преобразований осложняется нерешенностью проблемы отставания этих стран от уровня и темпов развития европейских (западных) государств. Но ранее попытки ее решения увязывались с ориентацией на пример индустриально развитого Запада. В настоящее время в качестве лидера набирающей темпы глобализации утверждается наиболее продвинутая группа западноевропейских государств и США, где на основе инноваций в области науки, техники и образования сформировалось постиндустриальное общество. Соответственно увеличивается дистанция между этой группой государств и арабскими странами, где все еще значительная масса мусульманского населения сохраняет приверженность исламским стереотипам традиционно-средневекового мировосприятия, миропонимания и образа жизни.
Особую озабоченность в арабском мире вызывает то, что проблема отставания не решена даже небольшой группой стран, чье нынешнее благосостояние построено на солидных запасах углеводородного сырья и колоссальных валютных накоплений от его продажи. Модернизация многочисленных «бедных» стран сдерживается не только нехваткой финансовых средств, продовольствия, природных богатств, сырьевых ресурсов, зачастую остротой демографической проблемы и т.д. Именно там бытует воспроизводство отсталых форм хозяйствования и поддерживается особая психологическая субкультура, характеризующаяся сложным сочетанием неприятия нововведений и непредсказуемым взрывом протеста против
безысходной нищеты и обездоленности. Именно там велика отзывчивость бедного и бедствующего люда на пропаганду воинствующих исламистов.
Сравнительно недавние события «арабской весны», связанные^ падением ряда авторитарных правящих режимов, вспышками массовых протестных движений, со всей очевидностью высветили не только опасность воинствующего исламизма.
Бурную активность развили Саудовская Аравия, Катар и иные аравийские монархии, вознамерившиеся «развернуть процесс «переформатирования» арабских стран Ближнего Востока и Северной Африки по своему сценарию, в соответствии с которым на месте светских учреждаются религиозно-ориентированные режимы», чьи идеологические и политические установки были бы близки правящим аравийским режимам1.
Со всей очевидностью обнаружилось намерение правящих кругов США и их союзников напрямую или же опосредованно использовать массовые мусульманские антиправительственные и иные протестные выступления в выгодном для себя направлении, сочетая прямое вмешательство в жизнь отдельных стран с разворачиванием мощных информационных кампаний под девизом защиты прав человека и т.п.
В свете «арабской весны» и последующих событий вполне закономерен интерес к усиливающемуся накалу идейно-политической борьбы в арабском мире, различные участники которой существенно расходятся в планах относительно обустройства политической системы и социально-экономической структуры, но не приемлют (хотя и с разных позиций) навязываемых извне моделей модернизации и глобализации. Выдвигая неоднозначные проекты модификации арабского общества и экономики, они тем или иным образом связывают данный процесс с опорой на достояние духовной и материальной культуры, исторически сложившейся в мире исламской цивилизации.
1 Малышева Д. Монархии Персидского залива и «арабская весна» / Д. Малышева // Международная жизнь. -2012. 8. - С. 41-49.
За сложнейшими перипетиями такой борьбы просматривается комплекс причинно-следственных связей, преломляющих собой действие общих закономерностей мирового развития, а также проявление региональной (локальной) специфики, в том числе и той, которая связана с исламом.
Позволяя приблизиться к пониманию характера и глубинных истоков таких взаимосвязей, философско-религиоведческий анализ исламских аспектов современного социально-экономического развития арабских стран включает в себя постижение специфики, обусловленной их многовековым пребыванием в мире традиционного распространения ислама.
Проблематика диссертационного исследования весьма актуальна для России. Поскольку в ряде российских регионов с мусульманским населением сохраняется необходимость учета «роли социально-экономического фактора в политизации ислама»1, имеет смысл принимать во внимание арабский опыт применения и силовых, и религиозно-политических методов борьбы с воинствующими исламистскими группировками. России как субъекту мирохозяйственных связей, чья деятельность связана с конъюнктурой глобальных рынков энергоресурсов и углеводородного сырья, важно иметь должную осведомленность в том, что касается действия рыночных сил в арабских нефтедобывающих странах, а также динамики перемен в духовно-религиозной, интеллектуальной и социально-политической жизни в арабском регионе. Тем более что Российская Федерация активно участвует в деятельности ряда международных организаций, в которых представлены арабские государства Ближнего Востока и Северной Африки.
Объект диссертационного исследования — духовно-культурная составляющая современного процесса модернизации общества и экономики в ареале традиционного бытования исламской цивилизации.
1 Семедов С.А. Ислам в политике. Идеология и практика / С.А.Семедов. - М.: Экон-Информ, 2009. - С. 5,203.
Предмет исследования - исламские аспекты современного социально-экономического развития арабских стран Ближнего Востока и Северной Африки.
Цель исследования — формирование системно-целостного представления о той роли, которая отводится исламу и духовно-культурному достоянию исламской цивилизации в политике арабских государств, направленной на модернизацию экономики и общественного устройства, а также в тех проектах социально-экономических реформ, которые разрабатываются современными арабскими теоретиками; наконец, в реализации практических рекомендаций, выдвинутых создателями данных проектов.
Достижению поставленной цели служит решение комплекса задач, касающихся:
- определения роли ислама и наследия исламской цивилизации на разных этапах официальной разработки стратегии модернизации общества и экономики арабских стран Ближнего Востока и Северной Африки;
- выявления основных философско-методологических расхождений в подходе западных и арабских теоретиков к проблеме ислама в контексте социально-экономического развития этих стран;
- раскрытия логико-смыслового содержания тех проектов перевода экономики арабских стран на рельсы рыночного хозяйствования и соответственного обустройства социокультурной инфраструктуры, которые отмечены печатью преемственности с духовной и материальной культурой исламской цивилизации;
- установления степени и характера воздействия на государственную (региональную) политику арабских теоретических разработок по социально-экономической модернизации государств арабского региона;
- анализа теории и практики модернизации исламской культуры экономической и предпринимательской деятельности в условиях глобализации.
Соответствие темы и содержания диссертации паспорту специальности. Формуле специальности 09.00.14 «Философия религии и религиоведение» соответствует осуществленный диссертантом анализ той роли, которую представители различных направлений арабской мысли отводят исламу и культурному достоянию исламской цивилизации в современном социально-экономическом развитии арабских стран (п. 2). В точном соответствии с паспортом данной специальности находится рассмотрение проблематики, касающейся изучения того направления арабской мысли, в рамках которого складывался новый философско-методологический подход к проблеме такого развития (п. 1); осуществлялась критика западных теорий модернизации, а также традиционалистских и исламистских концепций; выдвигались рекомендации и меры, которые тем или иным образом находили практическое применение в сфере государственной и региональной политики, в области исламской финансовой деятельности (п. 8), в модернизации исламской экономической и предпринимательской культуры (п. 14).
Хронологические рамки диссертации охватывают собой вторую половину XX в. - первое десятилетие XXI века, т.е. период становления и последующего развития арабских стран в условиях современной государственности. Освещение некоторых особенностей социально-экономической модернизации этих государств требовало отсылок к событиям далекого и сравнительно недавнего прошлого.
Методологические и теоретические основания диссертационного исследования. В основу диссертации положены общенаучные методы системного, структурно-функционального и сравнительного анализа. При изучении исламских аспектов современного социально-экономического развития арабских стран применялся также феноменологический метод, что дало возможность приблизиться к пониманию логико-смыслового содержания современных арабских проектов переустройства общества и системы хозяйствования, тем
или иным образом связанных с исламом. С помощью метода категориального анализа определялась природа и область использования исламских терминов и категорий, предельно обобщающих и классифицирующих результаты арабской познавательной деятельности в эпоху средневековья и в последующие времена. Герменевтический метод имел место при работе с кораническими и иными исламскими текстами, при выявлении особенностей их интерпретации в прошлом и в настоящем.
Принимая во внимание то, что «одной из важных проблем методологии религиоведения является проблема форм и типов рациональности и возможности их реализации в ходе религиоведческих исследований»1, диссертант обращался к научным публикациям, в которых нашла отражение разработка проблемы генезиса и эволюции новоевропейского типа рационализма и его роли в становлении европейской техногенной цивилизации. Среди авторов этих трудов К.Х. Делокаров, П.П. Гайденко, В.И. Гараджа, A.A. Микешина, A.B. Панин, М.В. Силантьева, B.C. Степин, В.К. Шохин, И.Н. Яблоков и др.
Особенности зарождения и последующего развития рационалистического течения в арабской средневековой философии получили освещение в работах Н.В. Ефремовой, Т.К. Ибрагима, A.A. Игнатенко, Н.С. Кирабаева, A.B. Сагадеева, A.B. Смирнова, Е.А. Фроловой.
Для раскрытия темы диссертационного исследования принципиальное значение имела методология подхода к процессу общемирового развития как явлению целостному, но не однолинейному, различные направления которого отмечены цивилизационно-культурной спецификой. Одним из первых к такому осмыслению данного процесса подступился B.C. Соловьев. В очерке об учении Мухаммада, «сохраненном Кораном» (1896 г.), он поставил вопрос об изучении
1 Яблоков И.Н. Философия религии. Актуальные проблемы / И.Н. Яблоков. - М.: изд-во РАГС, 2007. - С. 67-68.
ислама в контексте философии и истории религии1, и не исключил перспективу грядущего * участия народов мусульманского Востока в «историческом действии». Подобная постановка вопроса шла вразрез с доминировавшими в западноевропейской научной среде европоцентристскими воззрениями на мировую историю, согласно которым единственным и абсолютным двигателем прогресса признавались культурные и научно-технические достижения Европы.
Теоретическая постановка «проблемы нового типа целостного, многоаспектного изучения исторического движения человечества» состоялась в нашей стране в первой половине 80-х годов XX века2. Последующие годы явились временем активного исследования характерных черт исламской цивилизации как одного из потоков этого «исторического движения», как интегральной части мировой цивилизации. Свой вклад в постижение специфики цивилизации, генетически связанной с исламом, внесли философы: Т.К. Ибрагим, A.A. Игнатенко, Н.С. Кирабаев, A.B. Сагадеев, A.B. Смирнов, М.Т. Степанянц, Е.А. Фролова, Г.Б. Шаймухамбетова; историки: Е.Ю. Барковская, А.Б. Борисов, A.M. Васильев, A.A. Грязневич, H.A. Иванов, Ю.М. Кобищанов, Г.Г. Косач, Р.Г. Ланда, З.И. Левин, A.B. Малашенко, М.С. Мейер, Г.В. Милославский, В.В. Наумкин, В.В. Орлов, М.Б. Пиотровский, С.М. Прозоров, Е.А. Резван, И.М. Смилянская, А.И. Яковлев; правоведы Р.И. БеккиН', Г.М. Керимов, Л.Р. Сюкияйнен; политологи и социологи: Л.А. Баширов, М.Ф.Видясова, В.А. Исаев, Д.Б. Малышева, Е.С. Мелкумян, Г.И. Мирский, М.А. Сапронова, С.А. Семедов, Б.Г. Сейранян; экономисты: В.А. Мельянцев, С.Л. Стоклицкий, A.A. Ткаченко, А.О. Филоник, Л.А. Фридман;
1 Соловьев B.C. Магомет, его жизнь и религиозное учение. Талмуд / B.C. Соловьев. - Алма-Ата: изд-во «Караван», 1991. - С. 5. Вслед за B.C. Соловьевым против европоцентристких воззрений выступил академик А.Е. Крымский, широко известный своими трудами по истории и литературе Арабского Востока.
2 См. Шаймухамбетова Г.Б. Философия и религия в историко-культурном развитии Востока (к постановке вопроса) / Г.Б. Шаймухамбетова // Философия и религия на зарубежном Востоке. XX век; отв. ред. M.T. Степанянц. - М.: Наука, 1985. - С. 30; Пантин И.К. Российские сюжеты в творчестве Маркса. История и современность / И.К. Пантин II Вопросы философии. - 1983. - № 5.
филологи и лингвисты: С.Х. Кямилев, Д.В. Микульский, И.М. Филыытинский, Д.В. Фролов, В.Э. Шагаль и др.
Методологически значимыми явились доказательства того, что специфика исламской цивилизации способна проявлять себя в виде логико-смысловой и содержательной «инаковости» процессов и явлений, в принципе имеющих аналоги в европейской цивилизации1.
При изучении роли, которая отводилась государством исламу в социальном развитии арабских стран, диссертант опирался на отечественные теоретико-методологические наработки, касавшиеся философско-правового и историко-религиоведческого анализа государственно-конфессиональных отношений. Речь идет об исследованиях, осуществленных О.Ю. Васильевой, Ю.П. Зуевым, В.В. Кравчук, P.A. Лопаткиным, Е.М. Мирошниковой, Ф.Г. Овсиенко, В.К. Пинкевичем, Е.С. Сафроновой, С.А. Семедовым, В.М. Сторчаком, H.A. Трофимчуком, М.О. Шаховым, В.В. Шмидтом и др.
Источниковая база диссертации включает в себя три основные группы источников.
Первую группу составляют первоисточники ислама - Коран и Сунна.
Вторая группа источников представлена официальными документами, а также текстами выступлений арабских государственных и мусульманских религиозных деятелей, в которых получили освещение исламские аспекты модернизации арабо-мусульманского мира. Особую ценность представляли: Устав Организации исламская конференция (ОИК); тексты Каирской декларации по правам человека и «Заявления относительно процесса развития и модернизации в арабском мире», принятого во время встречи министров
1 См.: Ибрагим Т.К. Калам и вопрос об «ортодоксальной философии» ислама / Т.К. Ибрагим // Религия в изменяющемся мире. - М.: изд-во Росс, ун-та дружбы народов, 1994. - С. 40-60; Смирнов A.B. Великий шейх суфизма. Опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби / A.B. Смирнов. - М.: Наука, 1993; Смирнов A.B. Логика смысла. Теория и ее приложение к анализу классической арабской философии и культуры / A.B. Смирнов. - М.: Языки славянской культуры, 2001; Смирнов A.B. Логико-смысловые основания арабо-мусульманской культуры. Семиотика и изобразительное искусство / A.B. Смирнов. - М.: Наука, 2005.
иностранных дел арабских стран (Тунис, май 2004 г.); материалы конференции по теме «Истинный ислам и его роль в современном обществе» (июнь 2005 г., Амман); книга видного иорданского государственного деятеля Марвана Муашера под названием «Арабский центризм. Надежда на умеренность».
Третья группа источников включает в себя работы арабских мыслителей, непосредственно занимавшихся проблемами социально-экономической модернизации арабских стран.
При выборе главных объектов научного анализа диссертант учитывал не только вклад, внесенный тем или иным теоретиком в осмысление данной проблематики, но и степень воздействия его идей на современную арабскую интеллектуальную и идейно-политическую жизнь. С этих позиций изучались труды Малека Беннаби, Мухаммада Абида аль-Джабири, Абдуллахи Ахмеда ан-Наима, Фуада Закария, Мохамеда Шарфи, Али А. Алави, Мохамеда Умера Чапры, а также Анри Т. Аззама, Фейсала Махмуда аш-Шавауры, Абдер-Рахмана Усри Ахмада, Али Амджида, Сами Бен Насера, Шираза Лабиди и др.
Степень научной разработанности темы диссертационного исследования характеризуется отсутствием отечественных и зарубежных научных публикаций, посвященных философско-религиоведческому анализу исламских аспектов современного социально-экономического развития арабских стран Ближнего Востока и Северной Африки с позиций определения той роли, которая отводилась исламу в данном процессе государством, с одной стороны, с другой стороны - различными представителями арабской мысли как светской, так и религиозной ориентации.
В поле зрения некоторых отечественных1, а также зарубежных1 исследователей попадали, в основном, социально-политические идеи отдельных
'См., например, Барковская Е.Ю. Современное государство и традиции культуры управления в исламе / Е.Ю.Барковская. - М.; изд-во РАГС, 2008. - С.131-153; Борисов А.Б. Исламский компонент общественной мысли в странах Магриба / А.Б. Борисов // Ближний Восток и современность. Сборник статей / отв. ред. А О. Филоник. - Вып. 29. - М., 2008. - С. 14-41; Кудрявцев A.B. Арабские ученые 70-х - 80-х годов XX века о проблеме совместимости ислама и секуляризма / A.B. Кудрявцев // Религия и секуляризм на Востоке; отв. ред.
арабских теоретиков модернизации, значительно реже их философские воззрения и мировоззренческие установки.
На этом фоне особое значение имело обращение к многочисленным и обстоятельным трудам Е.А. Фроловой, что позволило составить представление о развитии арабской философии в прошлом и настоящем, о современном арабском философском дискурсе2.
Исследованию отклика исламской правовой мысли на современные проблемы социокультурной организации арабских стран способствовало изучение ряда публикаций Л.Р. Сюкияйнена3. Важные сведения относительно традиционно-исламского механизма социального регулирования и
Л.Р. Полонская. - М.: Наука, 1993. - С. 108; Сапронова М.А. Политический процесс в арабских странах / М.А.Сапронова. - М.: изд-во «МГИМО-Уннверситет», 2008. - С. 20-21; Фурман Д. Реформа ислама по Мохамеду Тахе и Ахмеду ан-Наиму. Послесловие к книге Абдуллахи Ахмед ан-Наим. На пути к исламской реформации. (Гражданские свободы, права человека и международное право). - М.: Музей и общ. центр им. Андрея Сахарова, 1999. - С. 265-284.
1 Saeed Saeed. Islamic Thought. An Introduction / Saeed Saeed. - London; New York: Routledge, 2007. - P. 107-109; Hasan Hanafi. Reformist and moderated voices of Islam in the Arab East / Hanafi Hasan // Reformist voices of Islam. Mediatory Islam and modernity / ed. by Shireen T. Hunter. - New York; London: Sharpe, 2008. - P. 99; Khurshid Ahmad. Foreword / Mohamed Umer Chapra. Muslim civilization. The causes of decline and the need for reform. -Wiltshire: AntonyRowe Ltd., 2008. - P. XV; Muhammad Khalid Masud. Islamic modernism // Islam and modernity. Key issues and debates / ed. by Khalid Masud, Armando Salvatore, Martin van Bruinessen. - Cairo: The American University in Cairo Press, 2009. - P. 253-254; Seyyed Hossein Nasr. Islam in the modern world. Challenged by the West, threatened by fundamentalism, keeping faith with tradition. - San Francisco: Harper, 2007. - P. 262.
2 Фролова E.A. Предисловие / Е.А. Фролова // Средневековая арабская философия. Проблемы и решение / Росс, акад. наук; Ин-т философии. - М.: изд-во Восточной литературы РАН, 1998; Фролова Е.А. Рационализм в арабо-мусульманской философии (вместо введения) / Е.А. Фролова // Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток. - Росс. акад. наук; Ин-т философии. - M.: Наука; Фролова Е.А. Арабская философия. Прошлое и настоящее / Е.А. Фролова. - М.: Языки славянских культур, 2010; Фролова Е.А. Дискурс современной арабской философии / Е.А. Фролова // Философская мысль исламского мира. Исследования. Т.4. - М.: Языки славянских культур, 2012. 64 с. - http://iph.ras.ru/uplfile/smirnov /mysl/issled/4/froldisl.pdf.; Фролова Е.А. «Арабское возрождение» как проект модернизации. / Е.А. Фролова // Вопросы философии. - 2013. - № 5.
3 См.: Сюкияйнен Л.Р. Исламская концепция прав человека / Л.Р. Сюкияйнен // Права человека. Итоги века, тенденции, перспективы. - М.: Норма, 2002. - С. 280-318.; Сюкийянен Л.Р. Исламская политико-правовая культура и демократизация в мусульманском мире: конфликт или совместимость? / Л.Р. Сюкияйнен // Религия и конфликт. - М.:РОССПЭН, 2007. - С. 85-106; Сюкийянен Л.Р. Мусульманский опыт миростроительства: базовые цели и ценности, формы познания и социокультурной организации. Исторический опыт и российская ситуация / Л.Р. Сюкияйнен // Ислам: ценности, познание, миростроительство. Материалы постоянно действующего научного семинара. Вып.5. - M.: Научный семинар, 2007. - С. 28-32.
регламентации хозяйственной деятельности были почерпнуты из трудов Р.И. Беккина, Г.М. Керимова, JI.P. Сюкияйнена, Н.Е. Торнау.
Значительный интерес представляли исследования Р.И. Беккина, Е.В. Кузьмичевой и P.M. Шариповой, касавшиеся концепций «исламской экономики».
Формированию представления об исламской этике бизнеса и арабского делового этикета способствовали работы C.B. Жданова, В.Э. Шагаля, Г. Нуруллиной, а также английского ученого Ч. Триппа.
Изучение трудов A.B. Акимова, Р.И. Беккина, А.Ю. Журавлева, В.В. Павлова, А.О. Филоника содействовало ознакомлению с историей становления исламского банковского дела, с его организационно-технологическими первоосновами. Проблематика, касавшаяся участия арабских стран в межгосударственном сотрудничестве под девизом «исламской солидарности», постигалась при опоре на работы Н.В. Жданова, Т.П. Милославской, Г.В. Милославского и P.M. Шариповой.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем впервые:
- осуществлен философско-религиоведческий анализ исламских аспектов современного социально-экономического развития арабских стран Ближнего Востока и Северной Африки;
- проанализирована динамика поэтапных перемен в определении той роли, которая отводилась государством исламу в процессе модернизации арабских стран со времени начала данного процесса и до наших дней;
- сформировано целостное представление о том направлении современной арабской мысли, в рамках которого на протяжении последних пяти - шести десятилетий осуществлялся поиск новой модели социально-экономического развития арабских стран в условиях одновременной критики эпистемологических, гносеологических, аксиологических, онтологических
основ западных теорий модернизации стран Востока, а также традиционалистских и исламистских концепций;
-раскрыт механизм перевода отдельных наработок арабских теоретиков модернизации на язык практически значимых мер в сфере государственной (региональной) политики, в сфере преобразования на современный лад исламской экономической, в том числе предпринимательской культуры;
- в научный оборот введен комплекс новых источников, среди которых первоочередную ценность имеют труды ведущих арабских теоретиков модернизации.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В качестве движущей силы современной социально-экономической модернизации арабских развивающихся стран диссертант рассматривает не только государство, как это принято считать в отечественной науке1, но также деятельность той когорты арабских мыслителей, чьи представители за истекшие пять - шесть десятилетий прошли путь, отмеченный знаменательными вехами. Таковы - философское осмысление проблем преодоления отсталости арабо-мусульманского мира, формирование нового методологического подхода к решению данной проблематики, поиск способов вхождения арабо-мусульманского мира в современные глобальные процессы со своей духовно-культурной составляющей, в основе которой находится сочетание общезначимых для выживания всего человечества гуманитарно-рационалистических начал с духовно-культурным и этико-ценностным достоянием исламской цивилизации.
2. Становление и последующее развитие этого нового направления арабской мысли происходило на триединой основе, заложенной его первооснователями из числа видных философов. Она включает в себя:
' Крупные развивающиеся страны в социально-экономических структурах современного мира: колл. монография / Акад. наук СССР, Ин-т мировой экономики и международных отношений; отв. ред. и рук. авт. колл. В_П. Шейнис, А.Я. Эльянов. - М.: Наука; Гл. ред. вост. лит., 1990. - С. 247.
- поддержание преемственности с рационалистическим течением в арабской средневековой философии, в том числе — по линии «различения» сферы религиозного знания и сферы знания, основанного на апелляции к человеческому разуму в качестве важнейшего инструмента познания окружающего мира и совершенствования жизни человеческого сообщества;
- отстаивание того типа рациональности, когда признается ценностное значение не только научно-познавательной деятельности, но также вненаучных, в том числе религиозных способов духовно-практического постижения мира;
- отмежевание от той модернизационной парадигмы, в рамках которой мусульманскому Востоку надлежало следовать курсом «догоняющего» Запад развития.
3. К исходу XX века поначалу разрозненные усилия отдельных арабских философов стали получать поддержку со стороны специалистов в области юриспруденции, коранических исследований, теоретической и практической экономики и т.д. Новое поколение арабских теоретиков приняло от своих предшественников эстафету критического рассмотрения западных теорий модернизации, а также идейного противостояния «антимодернистким» выступлениям в его традиционно-исламском и в исламистском воплощении. Поиск решений, стратегически значимых для модернизации арабских стран, приобретал, таким образом, междисциплинарный характер, становился более основательным и более приближенным к переводу теоретических наработок на язык практических действий. Переход от теории к практике наиболее динамично осуществляется теми арабскими теоретиками, которые переключаются на формирование новой экономической, в том числе предпринимательской культуры, не порывающей с многовековыми традициями и этикой хозяйствования, сложившимися в мире исламской цивилизации.
4. Рассмотрение роли, которая отводилась государством исламу в социально-экономической модернизации арабских стран, дает основания
отметить, что эта роль претерпевала немаловажные изменения на этапе приоритетной ориентации на пример Европы (Запада), на последующем этапе, когда наметилась тенденция поиска национальной стратегии развития. Во всем том давало себя знать сложное переплетение разнообразных и неоднозначных факторов, многие из которых исторически нисходят к предшествующим эпохам и связаны со спецификой исламской цивилизации.
5. В оценке перспектив социально-экономического развития арабских стран и роли в том исламского фактора диссертант придерживается мнения, что развертывание данного процесса в решающей степени будет зависеть от позиции государства как политического института, определяющего цели, выбор направления развития, а также курс в религиозном вопросе, от характера перемен в политике правящих кругов.
Есть основания полагать, что арабские теоретики модернизации будут наращивать активность по линии усиления своего идейно-политического влияния на правящие режимы, деловую и интеллектуальную элиту в масштабах арабского региона. Будет продолжен курс на поиск понимания и поддержки со стороны научной среды и «мыслящей публики» и в этом регионе, и за его пределами.
Научно-теоретическое и практическое значение исследования
определяется тем, что оно подводит к глубинному проникновению в суть процессов, происходящих в самом арабском обществе, в его духовной (религиозной) жизни, через ту оценку, которую дают им видные арабские ученые - философы, правоведы, историки, экономисты и т.д. Тем самым открываются новые возможности для более основательного и многостороннего понимания проблематики, касающейся арабо-мусульманского мира. Некоторые из выводов диссертационного исследования с необходимыми корректировками могут быть спроецированы на процессы, которые происходят в религиозно-политической и интеллектуальной жизни других государств с мусульманским
населением. Выдвинутые в диссертации теоретические положения могут представлять практический интерес для российских государственных и частных структур, чья деятельность связана с развитием экономических и культурных отношений с арабскими и иными развивающимися странами.
Научная апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в статьях, которые опубликованы в ведущих рецензируемых научных изданиях ВАК, в иных научных публикациях, в выступлении на конференции, проведенной Центром изучения стран Ближнего и Среднего Востока (Институт востоковедения РАН, ноябрь 2010 г.). Общий объем публикаций по теме диссертации — 4 п.л.
Диссертация обсуждена на заседании кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы и рекомендована к защите.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
И. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обоснована актуальность темы, выявлена степень ее разработанности, определены объект и предмет, цели и задачи, методологические и теоретические основы, научная новизна, научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования, дана характеристика использованных источников и научной литературы,
В первой главе «Ислам и опыт развития арабских стран по европейской (западной) модели» анализируются особенности, динамика и последствия постепенного втягивания арабского мира в орбиту модернизации по примеру Европы.
Первый параграф включает в себя краткий обзор тех событий, которые предшествовали и сопутствовали вступлению отдельных арабских стран на
путь реформ по европейской модели. Во втором параграфе отмечены причины и обстоятельства, побудившие многие молодые арабские государства в 50-х -70-х годах XX века следовать стратегии «догоняющего развития». Рассмотрены философско-мировоззренческие аспекты западных теорий модернизации, чьи создатели принимали участие в разработке данной стратегии. Охарактеризована позиция, которую занимали в отношении ислама отдельные арабские государства, выступая в роли субъектов и объектов международно-правового процесса. В третьем параграфе исследован опыт участия арабских стран в межгосударственном сотрудничестве, осуществлявшемся под эгидой «исламской солидарности».
Глава вторая «Подступы к теоретическому обоснованию национальной стратегии социально-экономического развития арабского мира и «наследие ислама» посвящена зарождению и эволюции того направления арабской мысли, в рамках которого наметилась и со временем окрепла тенденция отмежевания от модели модернизации, ориентированной на пример индустриально развитого Запада.
В первом параграфе рассматривается вклад, внесенный Малеком Беннаби и Мухаммадом Абид аль-Джабири, затем их последователями (Фуадом Закария, Мохамедом Шарфи и др.) в философское осмысление проблемы преодоления отставания арабских стран, в разработку методологии нового подхода к ее решению. Во втором параграфе фиксируются перемены, которые происходили в развитии арабской мысли в условиях интенсивного втягивания арабских стран в систему мирохозяйственных отношений и были связаны с выходом на первый план нового поколения теоретиков модернизации. Третий параграф посвящен анализу основных направлений деятельности этих теоретиков.
В третьей главе «Исламские аспекты регионализма» показано, как в условиях глобализации налаживались взаимосвязи арабских государств на
региональном уровне, как в масштабах региона складывалась ситуация, которая объективно благоприятствовала ширящемуся отклику на отдельные идеи арабских теоретиков модернизации.
Первый параграф содержит анализ концепции «арабского центризма», предусматривающей выбор «срединного» пути, при котором исключаются «крайности» в виде традиционалистского или же исламистского отката к теократически оформленной государственности и образу жизни времен пророка Мухаммада, с одной стороны, в виде воспроизводства траектории модернизации по западному образцу - с другой. Во втором параграфе исследуется соотношение исламских и светских начал в формировании новой экономической культуры и культуры предпринимательства в арабо-мусульманском мире. В третьем параграфе охарактеризованы современные исламские подходы к модернизации коммерческой деятельности. Четвертый параграф включает в себя анализ нормативно-ценностных основ современной исламской финансовой культуры.
В заключении излагаются выводы, которые отвечают поставленным в начале исследования цели и задачам, а также обосновывают положения, выносимые на защиту.
1. Философско-религиоведческий анализ исламских аспектов современной социально-экономической модернизации арабских стран доказывает необходимость изучения данного процесса в контексте тех исторических событий, которые обусловили его возникновение, в контексте духовно-культурного своеобразия, которое свойственно миру цивилизации, генетически связанной с исламом. Наконец, с учетом действия закономерностей общемирового развития и их преломления в обществе и в экономике арабских стран.
2. Значение исторического экскурса определяется тем, что с осмыслением опыта прошлого времени различные участники идейно-политической борьбы в
арабо-мусульманском мире связывают поиск новой модели организации общественного и хозяйственного устройства. Уроки, извлекаемые разными, в том числе исламскими группировками из этого опыта, далеки от единообразия, особенно в том, что касается определения роли ислама и многовекового духовно-культурного наследия исламской цивилизации в настоящем и будущем.
3. Государство является главной движущей силой модернизации в арабских странах. Его модернизирующая функция проявляет себя по линии установления, определения целей, выбора стратегии социально-экономического развития, постепенного подтягивания национального законодательства к планке международно-правовых стандартов, по линии развития системы образования, здравоохранения и т.д. Однако та или иная степень официального признания значимости отдельных традиционно-исламских установлений при одновременном сочетании последних с современно-правовыми нормативами находила и находит отражение в законодательной активности различных арабских государств, в их позиции как участников международного гуманитарно-правового процесса, движения «исламской солидарности», наконец, в межгосударственном сотрудничестве на региональном уровне и т.д.
4. Арабский мир не обойден действием общемировой тенденции, проявляющейся не только в растущем обращении к науке в целом и к философии как «системе понятийного постижения сути бытия»1; как «способу объяснения сегодняшней реальности»2, но также в использовании ресурса
' Делакаров К.Х. Философия и цивилизационные трансформации / К.Х. Делf*еров // Ценности глобализирующегося мира. - М.: Scientific Press Ltd. 2002. - С. 33.
2 Фролова Е.А. Дискурс современной арабской философии / Е.А. Фролова // Философская мысль исламского мира. Исследования. Т.4. - М.: Языки славянских культур, 2012. - С. 26. ttp://iph.ras.ru/uplfile/smimov/mysl/issled/4/froldisl.pdf
философского цельного знания при разработке социогуманитарных технологий1.
Именно философы являлись первооснователями того направления арабской мысли, в русле которого:
- обозначен новый вектор движения арабских стран в «современность»;
- апробируется методология нового подхода к проблеме их модернизации;
- ставится вопрос о привнесении этико-ценностной составляющей в стратегически значимые решения данной проблемы, о мобилизации внутренних ресурсов саморазвития за счет наращивания интеллектуального (научного) потенциала и обращения к национальной культуре, к ее исламскому компоненту;
- концентрируются усилия на способах и методах реализации намечаемых мер, особенно тех, которые призваны приобщать мусульман к современному миропониманию и образу жизни;
- изыскивается ответ на вызовы глобализации в том варианте, который запрограммирован инерционным воспроизводством модели развития, исторически сложившейся в ходе становления европейской техногенной цивилизации;
- выдвигается и совершенствуется программа противодействия исламизму, основанная на сочетании силовых и политических (религиозно-политических) методов борьбы.
По теме диссертации опубликованы следующие работы автора:
1 Силантьева М.В. Философско-методологические аспекты изучения межкультурного взаимодействия / М.В. Силантьева // Мировая политика: взгляд из будущего. Материалы V конвента Российской ассоциации международных исследований. Том 3. Постсекулярные общества: перспективы и реальность / МГИМО (Университет) МИД России, Росс, ассоциация межд. исследований. - М.: МГИМО-Университет, 2009. - С. 11.
Статьи в ведущих рецензируемых научных изданиях, определенных Высшей аттестационной комиссией:
1. Барковский А.Л. Арабские страны в поиске национальной стратегии развития / А.Л. Барковский // Государственная служба: научно-политический журнал.-2011.-№5.-С. 102-104.
2. Барковский А.Л. Коран и коранистика в России: опыт междисциплинарного подхода к изучению Корана / А.Л. Барковский // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. — 2011. - № 3-4. - С. 247256.
Научные статьи:
1. Барковский А.Л. Современные исламские подходы к модернизации коммерческой деятельности / А.Л. Барковский // Мусульманское пространство по периметру границ Кавказа и Центральной Азии / Учреждение Росс. акад. наук, Ин-т востоковедения; отв. ред. В.Я. Белокреницкий, Н.Ю. Ульченко. - М.: ИВ РАН, КРАФТ+, 2012. - С. 273-286.
2. Барковский А.Л. Ислам и перемены в теоретическом обосновании стратегии модернизации арабских стран Ближнего Востока и Северной Африки / А.Л. Барковский // Евразия: духовные традиции народов. - 2012. - № 2. -С. 108-116.
3. Барковский А.Л. Инновации в исламском коммерческом праве -http://www.ivran.ru/conference/conf-ios/255
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Барковский Анатолий Леонидович
Тема
диссертационного исследования: Религиозные аспекты социально-экономического развития арабских
стран
Изготовление оригинал-макета А.Л. Барковский
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Подписано в печать: УС^^иС 2013 г. Заказ № Формат 60x90/16. Усл. печ. л. 4 . Тираж ■{СО экз. Отпечатано в типографии «Реглет» 119526, г. Москва, пр-т Вернадского, 39 (495)363-78-90, www.reglet.ru
Текст диссертации на тему "Религиозные аспекты социально-экономического развития арабских стран"
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской
Федерации»
Международный институт государственной службы и управления Кафедра государственно-конфессиональных отношений
На правах рукописи
П/. *ЭЛ-1 -»¿7С'1 4 и 4 4, и I I I
БАРКОВСКИЙ Анатолий Леонидович
РЕЛИГИОЗНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ АРАБСКИХ СТРАН
Специальность: 09.00.14 - философия религии и религиоведение
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Васильева О.Ю.
Москва - 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Сс.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................. 3
ГЛАВА I. ИСЛАМ И ОПЫТ РАЗВИТИЯ АРАБСКИХ СТРАН
ПО ЕВРОПЕЙСКОЙ (ЗАПАДНОЙ) МОДЕЛИ..............................23
§1. Исламская проблематика на начальном этапе модернизации........ 23
§2. Ислам и реализация стратегии «догоняющего развития»............. 29
§3. Арабские страны и социально-экономические аспекты
межгосударственного сотрудничества на платформе «исламской солидарности»................................................................ 38
ГЛАВА И. ПОДСТУПЫ К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ
НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ АРАБСКОГО МИРА И «НАСЛЕДИЕ ИСЛАМА».........53
§ 1. Формирование нового философско-методологического подхода к
проблеме модернизации.......................................................54
§2. Глобализация и «смена поколений»...........................................71
§3. Подступы к разработке новой модели социально-экономической модернизации арабских стран...............................................84
ГЛАВА III. ИСЛАМСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛИЗМА..............99
§ 1. Ислам в контексте межгосударственного сотрудничества на
региональном уровне.........................................................................101
§2. Проблемы формирования новой экономической культуры и культуры предпринимательства в арабо-мусульманском
мире.....................................................................................................108
§3. Современные исламские подходы к модернизации коммерческой
деятельности.......................................................................................118
§4. Этико-ценностные основы исламской финансовой культуры и их эволюция.............................................................................................125
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................137
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ... 144
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется тем, что судьбы арабских стран Ближнего Востока и Северной Африки все в большей степени попадают в прямую зависимость не только от демократизации их политической системы и ускоренного экономического роста, но также от выстраивания соответствующей социокультурной инфраструктуры.
Осуществление таких преобразований осложняется нерешенностью проблемы отставания этих стран от уровня и темпов развития европейских (западных) государств. Но ранее попытки ее решения увязывались с ориентацией на пример индустриально развитого Запада. В настоящее время в качестве лидера набирающей темпы глобализации утверждается наиболее продвинутая группа западноевропейских государств и США, где на основе инноваций в области науки, техники и образования сформировалось постиндустриальное общество. Соответственно увеличивается дистанция между этой группой государств и арабскими странами, где все еще значительная масса мусульманского населения сохраняет приверженность исламским стереотипам традиционно-средневекового мировосприятия, миропонимания и образа жизни.
Особую озабоченность в арабском мире вызывает то, что проблема отставания не решена даже небольшой группой стран, чье нынешнее благосостояние построено на солидных запасах углеводородного сырья и колоссальных валютных накоплений от его продажи.
Модернизация многочисленных «бедных» стран сдерживается не только нехваткой финансовых средств, продовольствия, природных богатств, сырьевых ресурсов, зачастую остротой демографической проблемы и т.д. Именно там бытует воспроизводство отсталых форм хозяйствования и поддерживается особая психологическая субкультура, характеризующаяся сложным сочетанием неприятия нововведений и
непредсказуемым взрывом протеста против безысходной нищеты и обездоленности. Именно там велика отзывчивость бедного и бедствующего люда на пропаганду воинствующих исламистов.
Сравнительно недавние события «арабской весны», связанные с падением ряда авторитарных правящих режимов, вспышками массовых протестных движений, со всей очевидностью высветили не только опасность воинствующего исламизма.
Бурную активность развили Саудовская Аравия, Катар и иные аравийские монархии, вознамерившиеся «развернуть процесс «переформатирования» арабских стран Ближнего Востока и Северной Африки по своему сценарию, в соответствии с которым на месте светских учреждаются религиозно-ориентированные режимы», чьи идеологические и политические установки были бы близки правящим аравийским режимам1.
Со всей очевидностью обнаружилось намерение правящих кругов США их союзников напрямую или же опосредованно использовать массовые мусульманские антиправительственные и иные протестные выступления в выгодном для себя направлении, сочетая прямое вмешательство в жизнь отдельных стран с разворачиванием мощных информационных кампаний под девизом защиты прав человека и т.п.
В свете «арабской весны» и последующих событий вполне закономерен интерес к усиливающемуся накалу идейно-политической борьбы в арабском мире, различные участники которой существенно расходятся в планах относительно обустройства политической системы и социально-экономической структуры, но не приемлют (хотя и с разных позиций) навязываемых извне моделей модернизации и глобализации. Выдвигая неоднозначные проекты модификации арабского общества и
1 Малышева Д. Монархии Персидского залива и «арабская весна» / Д. Малышева // Международная жизнь. - 2012. - № 8. - С. 41 -49.
экономики, они тем или иным образом связывают данный процесс с опорой на достояние духовной и материальной культуры, исторически сложившейся в мире исламской цивилизации.
За сложнейшими перипетиями такой борьбы стоит комплекс причинно-следственных связей, преломляющих собой действие общих закономерностей мирового развития, а также проявление региональной (локальной) специфики, в том числе и той, которая связана с исламом.
Позволяя приблизиться к пониманию характера и глубинных истоков таких взаимосвязей, философско-религиоведческий анализ исламских аспектов современного социально-экономического развития арабских стран включает в себя постижение специфики, обусловленной их многовековым пребыванием в мире традиционного распространения ислама.
Проблематика диссертационного исследования весьма актуальна для России. Поскольку в ряде российских регионов с мусульманским населением сохраняется необходимость учета «роли социально-экономического фактора в политизации ислама»2, имеет смысл принимать во внимание арабский опыт применения и силовых, и религиозно-политических методов борьбы с исламистскими группировками.
России как субъекту мирохозяйственных связей, чья деятельность связана с конъюнктурой глобальных рынков энергоресурсов и углеводородного сырья, важно иметь должную осведомленность в том, что касается действия рыночных сил в арабских нефтедобывающих странах, а также динамики перемен в духовно-религиозной, интеллектуальной и социально-политической жизни в арабском регионе. Тем более что Российская Федерация активно участвует в деятельности ряда
2 Семедов С.А. Ислам в политике. Идеология и практика / С.А. Семедов. - М.: Экон-Информ, 2009. - С. 5, 203.
международных организаций, в которых представлены арабские государства Ближнего Востока и Северной Африки.
Объект диссертационного исследования — духовно-культурная составляющая современного процесса модернизации общества и экономики в ареале традиционного бытования исламской цивилизации.
Предмет исследования - исламские аспекты современного социально-экономического развития арабских стран Ближнего Востока и Северной Африки.
Цель исследования — формирование системно-целостного представления о той роли, которая отводится исламу и духовно-культурному достоянию исламской цивилизации в политике арабских государств, направленной на модернизацию экономики и общественного устройства, а также в тех проектах социально-экономических реформ, которые разрабатываются современными арабскими теоретиками; наконец, в реализации практических рекомендаций, выдвинутых создателями данных проектов.
Достижению поставленной цели служит решение комплекса задач, касающихся:
- определения роли ислама и наследия исламской цивилизации на разных этапах официальной разработки стратегии модернизации общества и экономики арабских стран Ближнего Востока и Северной Африки;
- выявления основных философско-методологических расхождений в подходе западных и арабских теоретиков к проблеме ислама в контексте социально-экономического развития этих стран;
- раскрытия логико-смыслового содержания тех теорий и проектов перевода экономики арабских стран на рельсы рыночного хозяйствования и соответственного обустройства социокультурной инфраструктуры, которые отмечены печатью преемственности с духовной и материальной культурой исламской цивилизации;
- установления степени и характера воздействия на государственную (региональную) политику арабских теоретических разработок по социально-экономической модернизации государств арабского региона;
- анализа теории и практики модернизации исламской культуры экономической и предпринимательской деятельности в условиях глобализации.
Хронологические рамки диссертации охватывают собой вторую половину XX в. — первое десятилетие XXI века, т.е. период становления и последующего развития арабских стран в условиях современной государственности.
Освещение некоторых особенностей социально-экономической модернизации этих государств требовало экскурса к событиям далекого и сравнительно недавнего прошлого
Методологические и теоретические основания диссертационного исследования. В основу диссертации положены общенаучные методы системного, структурно-функционального и сравнительного анализа.
При изучении исламских аспектов современного социально-экономического развития арабских стран применялся также феноменологический метод, что дало возможность приблизиться к пониманию логико-смыслового содержания современных арабских проектов переустройства общества и системы хозяйствования, тем или иным образом связанных с исламом.
С помощью метода категориального анализа определялась природа и область использования исламских терминов и категорий, предельно обобщающих и классифицирующих результаты арабской познавательной деятельности в эпоху средневековья и в последующие времена.
Применение герменевтического метода имело место при работе с кораническими и иными исламскими текстами, при выявлении особенностей их интерпретации в прошлом и в настоящем.
Принимая во внимание, что «одной из важных проблем методологии религиоведения является проблема форм и типов рациональности и возможности их реализации в ходе религиоведческих исследований»3, диссертант обращался к научным публикациям, в которых нашла отражение разработка проблемы генезиса и эволюции новоевропейского типа рационализма и его роли в становлении европейской техногенной цивилизации. Среди авторов этих трудов К.Х. Делокаров, П.П. Гайденко, В.И. Гараджа, A.A. Микешина, A.B. Панин, М.В. Силантьева, B.C. Степин, В.К. Шохин, И.Н. Яблоков и др.
Особенности зарождения и последующего развития рационалистического течения в арабской средневековой философии получили освещение в работах Е.В. Ефремовой, Т.К. Ибрагима, A.A. Игнатенко, Н.С. Кирабаева, A.B. Сагадеева, A.B. Смирнова, Е.А. Фроловой.
Для раскрытия темы диссертационного исследования методологически важной являлась опора на отечественные исследования, где процесс общемирового развития осмысливался как явление целостное, но вместе с тем не однолинейное, различные направления которого отмечены цивилизационно-культурной спецификой.
Одним из первых к такому осмыслению подступился B.C. Соловьев еще на исходе XIX столетия, когда он трудился над построением философской системы, призванной сформировать «цельное знание» о мироздании и о месте в нем человека. Отстаивая принцип единства и целостности мира, российский мыслитель выражал несогласие с большинством современников из числа европейских философов и ориенталистов, которые полагали, что единственный и абсолютный путь мирового прогресса проторен исключительно Европой.
3 Яблоков И.Н. Философия религии. Актуальные проблемы / И.Н. Яблоков. - М.: изд-во РАГС, 2007. -С. 67-68.
Понимая, сколь велико значение источниковедческой базы для преодоления европоцентристских воззрений на мировую историю, в 1896 г. B.C. Соловьев опубликовал очерк о «сохраненном Кораном» учении Мухаммада. В этой публикации давалась высокая оценка провозвестнику ислама как религиозному деятелю, умевшему решать также исторически значимые политические и социальные задачи. В принципе не исключалась перспектива грядущего участия восточных народов в «историческом действии» и оговаривалась необходимость изучения ислама в контексте философии и истории религии4.
Из современников B.C. Соловьева его критическое отношение к европоцентристской концепции разделил А.Е. Крымский, автор многочисленных научных трудов по арабской истории и культуре. Не закрывая глаза на отставание мусульманского Востока от стран Запада, он выразил несогласие с теми западными учеными, которые твердили об окончательном и бесповоротном «упадке ислама», отказывая восточным народам в способности выйти на путь современного развития.
В годы, предшествующие первой мировой войне, общий ход политических событий в России и за ее пределами складывался не в пользу дальнейшего развития того подхода к изучению исламской проблематики, который был апробирован B.C. Соловьевым и поддержан А.Е. Крымским.
Однако в ходе изучения Корана, истории и культуры арабо-мусульманского мира, которое осуществлялось в 20-х - 30-х годах XX века отдельными западными, но главным образом отечественными востоковедами (академиками В.В. Бартольдом, И.Ю. Крачковским и их учениками) в науку вводился обширный фактический материал, который явно не согласовывался с европоцентристской концепцией.
4 Соловьев B.C. Магомет, его жизнь и религиозное учение. Талмуд / B.C. Соловьев. - Алма-Ата: «А.О «Каранан», 1991. С. 5
Тем не менее, для многих представителей европейской, а также американской ориенталистики отход от этой концепции оказался делом нелегким, долговременным и, в известной мере, не завершенным вплоть до настоящего времени.
Теоретическая постановка «проблемы нового типа целостного, многоаспектного изучения исторического движения человечества» состоялась в нашей стране в первой половине 80-х годов XX века5.
Этому событию предшествовал более чем десятилетний период заметной активизации отечественных исследований по истории философии в мировом и европейском масштабе, а также по истории и философии мусульманского Востока.
Одним из первых вопрос о «сопоставительном изучении понятий», которые бытовали в западных и восточных мировоззренческих традициях, поднял A.B. Сагадеев. «В основе любой мировоззренческой системы, -подчеркивал он еще в конце 70-х годов, - лежит определенный категориальный аппарат, знание которого служит ключом к пониманию данной философской или религиозной доктрины. Но обрести этот ключ, как правило, удается только тогда, когда изучаемая система понята и уяснена. Ибо от эпохи к эпохе, от одной системы взглядов к другой (и в пределах той же самой системы на различных ступенях ее развития) понятия наполняются различным содержанием, а семантическая эволюция обозначающих их терминов порой приводит даже к тому, что они на известном этапе приобретают смысл, прямо противоположный первоначальному».
Поэтому, полагал A.B. Сагадеев, большое значение имеет «контекстуальное исследование понятий, конкретизация их содержания и
5 См.: Шаймухамбетова Г.Б. Философия и религия в историко-культурном развитии Востока (к постановке вопроса) / Г.Б. Шаймухамбетова // Философия и религия на зарубежном Востоке. XX век; отв. ред. М.Т. Степанянц. - М.: Наука, 1985. - С. 30; Пантин И.К. Российские сюжеты в творчестве Маркса. История и современность / И.К. Пантин // Вопросы философии. - 1983. - № 5.
объема, выяснение тех изменений, которые они претерпевали в ходе своего развития»6.
К настоящему времени изучение характерных черт исламской цивилизации как интегральн