автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Религия и молодежная субкультура

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Сошин, Юрий Андреевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Диссертация по философии на тему 'Религия и молодежная субкультура'

Текст диссертации на тему "Религия и молодежная субкультура"

I • оа......а / я/с _ ?

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАДЪШЗГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Диссертационный Совет К.063.52.14.

СОШИН ЮРИЙ АНДРЕЕВИЧ

РЕЛИГИЯ И МОЛОДЁЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА

Специальность 09.00=06. - Философия религии

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание учёной степени кандидата философских наук

по философским наукам

-авах рукопис

Научный руководитель-доктор Философских наук, профессор Капустин Н.О.

Ростов-на-Дону 1999

\

СОДЕРЖАНИЕ

Введение' . ,;,......7..,...... 7.......7,... 3

Глава , Молодежная религиозность в современном мире...10 Параграф 1. Особенности современной молодёжной религи-

' огности.'____'........'.................7.10

Параграф 2, Проявление молодёжной духовной автономности как выражение общего духовного кризиса.34 Глава 2. Молодежь и проблема духовности............55.

Парагоай 1. Специфика фоомиоования и оазвития молодвжнор-

субкультуры..............................89

Параграф 2. Место религии в молодёжной субкультуре.Л106

Заключение ......................................... 189

Список использованной литературы.................... Л18

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТУ

Актуальнооть' темы исследования» й современном обществе

г ч-х ^ ЛГ ~ 1 * - _ - -ч ~ -» -г-

л. ^ » 1 ^ - * с^х —!4. _ ^ * _ _ ^ _ .¿„'г

усилилось влияние религии на политические движения и культурные течения. ' На все эти процессы остро реагирует молодёжь. Убедительное подтверждение этому - участие молодёжи в акциях иАум Оенрикё" и "Белого братства Юомалоо", проявления молодёжного политического й культурного' экстремизма з ряде стран. Всё это коренится в неблагополучной духовной ситуации, в дисгармонии между индивидуальной и' общественной духовной жизнью, в забвении гуманистических ценностей в обществе.

оубкультурные и религиозные объединения/ При зтом новая система ценностей,предлагаемая молодежи, не даёт,, s большинстве случаев/ духовного освобождения, а приводит к ещё большему дуга- . , .i le ~ л в различных

Z -Тис-и: _ .чт: -б^зные формы автономиэма к

изоляционизма в социальной и духовной жизни, в различных'молодёжный.' субкультурах. Появление новых, религий, усиление фундаменталистских направлений в рамках традиционных, рост национа-

листических настроений,' агрессивных устремлений внутри " молодёжных субкультур - все это свидетельствует о кризисных явлениях духовной жизни молодёжи»

Для России, с её традиционным вниманием к духовным ценностям. sта проблема особенно важна.' Необходима новая, российская' идеология, противотоящая культу потребительства и гедонизма.

При исследовании молодёжной жизни зачастую экстраполируют явления, характерные'для шестидесятых годов ка период конца двадцатого века. Однако духовно-идеологическая ситуация ка рубеж« века двадцать первого, несмотря на реальную связь о идеями предшествующи!^: периодов, имеет свой специфический характер. Ее особенности» б значительной степени,, определяются таким понятием как "кибернетическая реальность". Эта "реальность" претендует ' на создание собственной иррационалистичесшй культуры. В -этой ситуации, возрождение целостной гушланиотическсй системы культуры, имеющей общечеловеческую значимость и ценность для всех слоев общества, как никогда актуально.

Степень разработанности проблемы. Молодёжная культура . и место в""ней" религии исследовались в современной западней и отечественной философской литературе. Поиск глубинных причин, порождающих мировоззренческий и социальный автономием молодёжи. является одним из направлений современной социологии. Различные аспекта молодёжной религиозности в контексте социокультурной среды исследовались в трудах Т.Маккены, Г.Маркузе, Т.Роозака. Ю.Хабермаоа, М.Элиаде и др. В отечественной философской мысли молодёжная проблематика широко представлена в работах В,К. Ароёнкина, Б.Г, Бадагушкина. П.С. Гуревича, A.A.

Игнатьева,О.Н. Иконниковой, Л.И. Митрохина, К,Г, Мяло и др.

Актуальная для современной духовной жизни проблема иррационально-мистического отношения к миру подробно освещалась в трудах С.Л, Франка, А, Ф. Лосева и других представителей русской религиозно-философской масли»В работах этих авторов рассматривается становление индивидуального мировидения и межиндивидуальной коммуникации личности, айализируютоя религиозные и

у С7 П .. Л С- ^^ ^ д (..¿Аы^ й'и ц^ИУЩг*^ Л. -„■- и¿'¿О.

АХЦа-а^аих гггпуии.шишЙПгш. 1,-1. с£ШИлЛИН иииф1,сы.).й а.П1А Д с?Хйгр""

вкутреннего оовоболдения формирующеиоя личности получили отражение в фундаментальных работах К.маркоз," 3,Фромма> М.Вебера, К.Ортегк-и-Гассета, й, Хейэинги, !4Вубера и других. Однако 2 нашей философской литературе до оих пор отсутствует целостное представление о месте и роли религии в молодёжной субкультуре.

Рабочая гшхотева. В своей работе мы исходим из того, что в процессе социализации, особенно в кризисные периоды развития общества, у молодых людей возникает ощущение эмоциональной пустоты, отсутствия жизнеутверждающих основ бытия, потери универсальной значимости нравственных ориентиров в духовной жизни. В этих условиях в качестве компенсаторов выступают различные нетрадиционные и деструктивные религиозные и оубкулътурные образования.

Объект исследования. Современная традиционная и нетрадиционная молодежная религиозность, явления молодежной социальной и духовной автономности, Особенности духовного кризиса в современном обществе, приводящие к различным формам молодёжного автономивма в социальной и духовной жизни.

i ~д„1 7 i . : • •.. i,., Ц ■ ..Ч , U . '... i" s."" s. i ..•'.. i i •

......' U í-.l. ■ L'si'

i i ... , ..i.--

переживаний в повседневную жизнь, Обрисованы пути формирования эмоционально насыщенного бытия, открытого мируНа защиту выносятся следующие тезисы, 1.Духовный кризис обусловлен потерей связи между индивидуальным духовным пространством и .окружающим миром. Последний воспринимается как лишённый духовного, трано™ ' цендентного начала- Индивидуальное существование воспринимается как результат постоянного враждебного внешнего нормативного воздействия, Нетрадиционная религиозная жизнь как проявление молодежной субкультуры является попыткой создания гармоничного, эмоционально окрашенного индивидуального мироотношения и мировосприятия, 2.Традиционная религия как транслятор предшествующей духовной культуры утрачивает свои позиции, становясь формально-обрядовой, знаковой системой. Она заменяется новыми религиозными течениями, предлагающими своим адептам различные способы непосредственного общения с

5,Релит ~~ ~ ~ т : " ~ ~

ление г г , ' - _ —I : - '-

4»молодёжная субкультура предрелкгисзна, ибо воспроизводит некую идеальную систему ценностей, имеющую иррациональный характер, 5,Оубкультурное мировосприятие иррационально-мистически относится к бытию и индивидуализирует духовные запросы. Оно стремится снять характерную для традиционной рели-

Г ¡.¡.И ДП'-'иТQî,[kîiu ' '.-31opiiJîw ïïLIÎÙ П 'ítpC^sSHJÍLStt* -vLîTlïCî.i,

^ Д.*-Ii'У -, X ~ L '1 '.J U.Tt-i !. ^ 1- .-V Д Í i- " ■. X ... !.■-_: '.'i.í. .- Г'' О Л .V-"1.. T.'.íX Д.. Л ,Л1 Ь ' ¡

L/Oiií.>líiiúIí-: ДДСлирТЛДЛОхЛ^С.;!! piiCrfi/TIí î-'CI 77 DUTL 11СПЛ Ла»Scj»liiíí»

<ы uví^m ií. "¡.'---'u: £v_,'«¿ (.■jgiilwwii.uu^i.ilj m u-ivci'l'tl ii гхлх ■■.ол.сг ii

TLi. » w>_-ítIwillicr1 U

■r rf "I tí-. -M-."1 -Г-". ^ ^ T íí'"P V.—. .. -. .,.. . V - -, T v T .... . - — r —.1"-.. -f^... ---------, '4'« У

i I u>. '¡ i .. . . i >. ¿ .. í. . г. i vi. .. v . ;.. ... ... . .'.....(.

-i. - - Г -.чЧ.-. . - - ...----: - ~ r';~ -. .V3--'-!. . - Г.. '. ' v iíí -1 Г)Г\0 -

y 'AliJUiii. i U-w-a^ü'^JCiiii^iiii.« >. t-í L ti vi ji^i.-fXi ^ A j < Ai i •»: ~i

дзх.

.-rt s- 7 r.m-í fe-. -ЧТ-У ' . «*•*. "т. -Г У v SS-T-J. 'Г Г .Г -ÍT-. rj», «П '!*Т'.- —<- m 1-V« -."Г

v:.¿а*. . i-' ^.^¿^у.уй*'í * -i w ¿..; 4- н,4. ti.wv^^iúí^ :¡

.Ц Д«'J iv J. .-„'i'.-iuJ W'C- ■U^^iliivi'.sIü.UjjJíU i'-^Tuípw Л Л La17 p , t.- 31 »JUt/ '"I'wiillü Tí i b-1''—i-í- ¿ -

ГЛАВА 1= Молодая® и проблема духовности.

Параграф 1« Особенности современной молодёжной религиозности.

Современная религиозная жизнь немыслима без громадного количества различных нетрадиционных религий к септ. Нетрадиционные религии (употребляются термины "религии Нового векан, "харизматические религии", "внеконфесоиональнш культы" и другие), в литературе часто назывались ''молодёжными религиями". Бум этого явления пришёлся на конец шестидесятых - начало семидесятых годов, период кризиса молодёжной контркультуры. Однако б настоящее время данный термин представляется неточным, социальный спектр членов таких организаций весьма широк, хотя молодёжь занимает значительную его часть• Явный молодёжный характер имеют новообразу-юшиеоя религии, спи же имеют и наиболее скандальную известность. Также молодёжный характер имеют нетрадиционные религии доипдуст -риальных обществ, где явно наблюдается бум подобных явлений, При этом традиционные религии одних стран могут иметь нетрадиционный характер для других, Так современная католическая религия в Европе к других традиционных для нее регионах пребывает в кризисе, по в Африке наблюдается настоящий "католический бум". Технокра-тичеош-рационалистический подход к религии всегда отличался некоторым высокомерием, Но религиозные проявления вовникают неотвратимо, хотя бы в форме воинствующей "нерблигиозности". "Подавляющее большинство "неверующих", прямо говоря, не свободны от

религиозного поведения, теологии и мифологии, Иногда они завалены ворохом магико-религиозных. представлений, искаженных до карикатурного состояния, а потому и плохо узнаваемых. Процесс разрушения святости человеческого бытия не раз приводил к воаникнове-шш гибридных форм дешевой магии с обезьяньей религией. Мы не дума ем о бесчисленных "микрорелигиях", которыми кишат все современные города, о церквах, о сектах, о псевдоокультных, неоспири-туалиотических или так называемых "герметичных" школах, хотя все эти явления относятся к сфере религии, даже если почти во всех случаях речь идет о нелепых разновидностях псевдоморфоза. "£134,С.1283

Условно вое нетрадиционные религии можно разделить на три группы.

Первая группа - зто религии провозглашающие себя новейшими вариантами христианства. Эти религии, предлагающие богооткровен-ную истину и путь к спасению через "новое прочтение" христианства, благодаря различного рода новоявленным пророкам.Среди этой категории неорелигий такие известные организации как " Семья любви" (дети Бога), "Белое братство Юсмалос", "Церковь Армагеддона" , и другие. Среди этих религий определённую группу состав-лют, религии возникшие сравнительно давно и имеющие нетрадиционный характер лишь для определённых стран ( в частности для России) . Это "Церковь Иисуса Христа святых последних дней" (мормоны) , "Свидетели Иеговы" и другие.

Вторая группа, это неорелигии, ориентирующиеся на традиционные восточные культы, а также синкретичные культы. Это прежде всего "Международное общество сознания Харе Кришна", Миссия Божественного света, Ананда Марга,. "Дум Сенрикй" и другие.

'f 'V _

Третья группа это "новые религии" в строгом смысле, они опираются только на "откровение" и создаст' свою собственную теологию. Самая известная из них зто "Церковь Оаейентологии", Также сюда можно причислить различные религии, якобы берущие начало в языческих и древних культах. Но общность тут чисто внешняя и подобные культы являются искусственными новообразованиями, Число подобных, "паразитирующих на древности",религий (как правило весьма малых) очень велико. Это "Свет Ра", ''Общество Митрк" и другие.

Нельзя путать неояэычеокие религии тоталитарного толка и современные неоязычеокие культы, не имеющие жёсткой структуры и не являющиеся религиями в строгом смысле, Этот вид религиозных явлений, а также религиозно-мистические учения, будут рассмотрены в дальнейших частях данной работы,

Возникает вопрос: каковы же причины столь широкого распространения подобных явлений? В самой общей форме ответ таков: обострение противоречий, присущих современному обществу, невозможность отдельному человеку найти гармонию между своим внутренним миром и миром внешним, Растущая агрессивность в обществе, коррупция, ощущение "навязываемости извне" чуждых норм и стереотипов, чуство страха и неуверенности - всё зто приводит человека к мысли об неких иррациональных силах, неподконтрольных людям и безжалостно распоряжающимися их судьбами, "Духовный вакуум", ощущение затерянности, заброшенности во "враждебный, чуждый мир", ощущение бесцельности и бесперспективности бытия - такие настроения побуждают индивида искать некую "духовную опору", систему ценностей к социальную общность "выводящую" из "враждебного мира" в некий "идеальный мир",У людей возникает желание

найти ценности способные вернуть "человечность" в обыденную жизнь, дать надежду, хотя бы иллюзорную, на избавление от чуотва "противопоставленности" существующему миропорядку. Это, своего рода "духовное самоубийство", становится альтернативой реальному, физическому самоубийству, что является свидетельством полной психологической деструкции человека как личности.

В подобной атмосфере поиска "истинных ценностей" возникает огромное количество "пророков", "мессий", "врачевателей душ" и иных личностей, которые предельно эмоционально и агрессивно обращаются к духовно дезориентированным массам. При этом настроения пессимизма и апокалептичности доводятся до предела и на фоне этих настроений происходит проповедование собственной доктрины непредигиогногс культа. Идея "пограничнооти" нынешнего времени, близости Апокалипсиса является главным положением на котором отроится вся неорелигиозная доктрина (Это является одним из главных отличий от религиозно-мистических учений, где акцент ставится на индивидуальное несовершенство), Другим "краеугольным камнем" неорелигиозных тоталитарных религий является тезис об "избранности", "элитарности" членов подобной организации. Подобные положения, призванные компенсировать чуство ущербности, дают возможность навязывать определенные обязательства на членов подобных организаций.

Подобные настроения наиболее созвучны молодежи, поскольку именно молодёжь чаще всего сталкивается с материальными и иными проблемами, Для молодёжи характерна повышенная значимость мировоззренческих проблем, мироощущение молодых людей неустойчиво и ранимо. Стремление создать свой "гармоничный" мир является причиной возникновения субкультурных движений, ко если желание "от-

•1 А

городиться" достаточно глубоко, то возникает интерес к различным явлениям религиозной жизни.'^Традиционные религии, с их застывшей догматикой, малопривлекательны для молодежи, а нетрадиционные религии, с их высокой гибкостью и динамичностью, зачастую являются более предпочтительными.

Российский учёный Л.К. Митрохин так характеризует особенности "новых культов8'I

1. Во главе стоит харизматический лидер, уверяющий в том, что он получил "божественное откровение" и обладает некими сверхъестественными возможностями. Те, кто не разделяют его взглядов, не просто заблуждаются, но и являются последователями сатаны.

Лидер создаёт особую "семью", коммуну или иную организацию, закрытую для внешнего мирз, где он становится лидером и получает реальную власть. Нередко последователи принимают новые имена.

3. Руководитель устанавливает обязательные нормы поведения, регламентирующие все стороны жизни своих последователей.

4. Группа придерживается апокалиптического взгляда на судьбу мира. Зачастую происходит полный уход из прежнего мира, отказ от имущества и всех контактов с прежде близкими людьми.

5. Б группе устанавливается определённая система контроля над поведением членов. Устанавливается система поддержания психического напряжения у рядовых членов, система наказаний и т.д.

Неорелигиозная организация состоит из отдельных социально устойчивых единиц: "коммун", "общин","семей" и т.д. Попав в члены такой организации, человек ощущает себя членом сплоченного коллектива, объединяющего единомышленников. Среди них он избав-

л и. „ Л'—'

ляется от чуства одиночества, получает ощущение заботы, участия и внимания к себе. Такое отношение к себе, а также чуство важности собственной судьбы, благодаря приобщённости к "высшей деятельности" дает неофиту столь желанное для него чуство собственной значимости,

Однако такую иллюзорную значимость неофит получает за полное подчинение всем требованиям, предъявляемыми к нему, Как только человек становится последователем новой религии, он попадает в принципиально иную систему отношений, Вся жизнь религиозной общины строится на религиозном культе, сводящемуся к культу конкретной личности лидера данного религиозного культа, Эта личность провозглашается "божественной", осенённой сверхъестественной благодатью, принципиально непостижимой для человеческого разума, Признание такой оверхтестеовенной "ауры" дополняется постоянным подчёркиванием личной ничтожности неофита. Неофиту внушается мысль о его полной ничтожности и о том, что как личность он может состояться только в религиозной организации и только благодаря "божественной" милости духовного лидера. Жизнь человека в тоталитарной секте �