автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Репрезентация концепта "вдохновение" в русской литературной традиции

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Головатина, Варвара Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
Диссертация по филологии на тему 'Репрезентация концепта "вдохновение" в русской литературной традиции'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Головатина, Варвара Михайловна

Введение.

Глава 1. Теоретические предпосылки исследования: понятие «концепт» и методика концептуального анализа.

1.1. Понятие «концепт».

1.1.1. Определение термина «концепт».

1.1.2. Структура концепта.

1.1.3. Типология концептов.

1.2. Методика концептуального анализа.

1.3. Особенности анализа эмоциональных концептов.

Глава 2. Особенности лексической репрезентации концепта «вдохновение» в словаре и тексте.

2.1. Лексические средства репрезентации концепта «вдохновение» в тексте

2.2. Семантические и синтагматические особенности существительных, репрезентирующих концепт «вдохновение».

2.2.1. Лексикографическая интерпретация существительного «вдохновение».

2.2.2. Особенности употребления существительного «вдохновение» в поэтических текстах.

2.2.3. Особенности употребления существительного «вдохновение» в прозаических текстах.

2.2.4. Анализ синонимов существительного «вдохновение».

2.3. Особенности употребления глаголов, прилагательных и наречий как средств репрезентации концепта «вдохновение».

Глава 3. Структура концептосферы «вдохновение».

3.1. Ядро: когнитивно-пропозициональная структура концепта вдохновение».

3.1.1. Позиция субъекта вдохновения.

3.1.2. Позиция предиката вдохновения.

3.1.3. Позиция причины, источника возникновения вдохновения.

3.1.4. Позиция обстоятельств протекания вдохновения.

3.2. Приядерная зона: средства репрезентации когнитивно* пропозициональной структуры концептосферы «вдохновение».

3.3. Ближайшая периферия: образные репрезентации концептосферы вдохновение».

3.4. Дальнейшая периферия: эмоционально-оценочные смыслы.

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по филологии, Головатина, Варвара Михайловна

В современной лингвистике внимание ученых прежде всего сосредоточено на исследовании функционирования языка в процессе речевой деятельности. В связи с этим активно развивается такая отрасль языкознания, как антропологическая лингвистика. На первый план лингвистических исследований в настоящее время выходит создание целостной концепции соотношения языка и мышления, выявление способов выражения в языке внеязыковой действительности, описание особенностей организации языковой картины мира. По мнению современных лингвистов, мир, который окружает человека, вернее, представления человека об этом мире хранятся в языке как в лексических единицах, так и в целых текстах и предложениях. Д. С. Лихачев в связи с этим пишет: «Национальный язык - это не только средство общения, знаковая система для передачи сообщений. Национальный язык в потенции - как бы «заместитель» русской культуры» (Лихачев, 1993,6).

Одна из актуальных проблем современной лингвистики - выявление и описание парадигмы культурно значимых концептов, которые понимаются как структурные единицы человеческого сознания, хранящие совокупность знаний человека о тех или иных явлениях окружающего мира, и являются частью национальной культуры (Ю. Д. Апресян, Н. Д. Арутюнова, Л. Г. Бабенко, Н. Н. Болдырев, А. Вежбицка, В. 3. Демьянков, Е. С. Кубрякова, Д. С. Лихачев, Ю. С. Степанов, И. А. Стернин и др.). В этой области исследований активно развивается такое направление, как изучение эмоциональных концептов, особенностей репрезентации эмоций и чувств в языке и речи. В настоящее время сделано большое количество лексикографических описаний эмотивной лексики, опытов концептуального анализа различных психологических состояний (любовь, тоска, счастье, страх и пр.) (Ю. Д. Апресян, Н. Д. Арутюнова, Л. Г. Бабенко, А. Вежбицка, Н. А. Красавский, В. А. Пищальникова и др.).

Предметом данного исследования является концепт «вдохновение» и лексические способы его объективации в русской литературной традиции. Объект исследования - лексические средства выражения концепта вдохновение» в поэтических и прозаических текстах русских авторов ф XIX-XX веков. Цель работы - выявление особенностей репрезентации концепта «вдохновение» в русских поэтических и прозаических текстах XIX-XX веков, описание и моделирование структуры концептосферы «вдохновение». Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: ознакомиться с научной литературой, посвященной лингвистике текста, проблеме концепта и концептуального анализа, и выбрать алгоритм концептуального анализа;

- собрать материал для исследования, выявить лексические средства репрезентации концепта «вдохновение» в прозаических и поэтических текстах русских авторов XIX-XX веков, классифицировать их с позиции частотности употребления и частеречной принадлежности; установить по разным словарям значения ключевых лексем, репрезентирующих анализируемый концепт, провести анализ словарных дефиниций; проанализировать парадигматические связи и особенности сочетаемости выявленных средств репрезентации концепта «вдохновение»; смоделировать и описать структуру концептосферы «вдохновение»; дать толкование концепта «вдохновение» на основе проведенного исследования. ^ Актуальность работы обусловлена обращением к проблемам концептуализации мира и изучению языка в когнитивном освещении. Данное диссертационное исследование продолжает существующую в современной отечественной лингвистике тенденцию к описанию совокупности значимых ф концептов русской культуры. Исследование представляет собой попытку описать концепт «вдохновение» и построить модель формируемой им концептосферы «вдохновение» с опорой на комплексный подход на основе совокупности методик концептуального анализа. Пока лингвисты не уделяли достаточного внимания этому психологическому состоянию, представляющему собой сложный комплекс чувств, физических реакций и интеллектуальных действий, хотя концепт «вдохновение» является одним из культурно значимых концептов, составляя часть русской литературно-художественной картины мира. Концепт «вдохновение» помогает раскрыть другие важные понятия («творчество», «поэзия», «Муза», «душа» и др.). Вдохновение можно назвать основным поэтическим чувством. Кроме того, оно оценивается как достаточно распространенное состояние человеческой души. К. Паустовский говорит о нем: «Каждый человек хотя бы и несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения — душевного подъема, свежести, жиьи! о восприятии действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы» (Паустовский, 1983, 48).

Мы определяем концепт «вдохновение» именно как эмоциональный, следуя российской лингвистической традиции. Большинство толковых словарей русского языка трактуют вдохновение именно как определенное душевное состояние. Идеографические словари относят лексику, передающую это состояние, к разряду эмотивной. К примеру, толковый словарь русских существительных под редакцией Л. Г. Бабенко, русский семантический словарь под редакцией Н. Ю. Шведовой включают существительное вдохновение в группу слов, обозначающих чувства, состояния души.

Научная новизна работы состоит в рассмотрении с лингвистической точки зрения такого психологического состояния, как вдохновение, в описании и анализе концепта «вдохновение», выявлении специфики его репрезентации в тексте и языке. На основе методик концептуального анализа, предложенных Л. Г. Бабенко и Л. О. Чернейко, выявлен корпус лексики, репрезентирующей данный концепт и составляющий его концептосферу, определены ключевые слова, репрезентирующие концепт, обнаружены основные модели их лексико-семантической сочетаемости, осуществлено моделирование концептосферы. В результате комплексного анализа сформулирована развернутая дефиниция концепта «вдохновение».

Материалом исследования служат тексты поэтических и прозаических произведений (критические, литературоведческие статьи, эссе, литературные манифесты, письма, дневники, воспоминания и т.п.) русских поэтов и философов XIX-XX веков, содержащие лексику (существительные, прилагательные, наречия, глаголы), сочетания слов с семантикой вдохновения, образные описания и характеристики данного состояния.

Источником материала служат сборники соответствующих произведений. В диссертации анализируются работы таких поэтов и писателей, как Е. Баратынский, К. Батюшков, А. Дельвиг, В. Жуковский, В. Кюхельбекер, М. Лермонтов, Н. Некрасов, А. Пушкин, Ф. Тютчев, щ С. Шевырев, Н. Языков (XIX век); И. Анненский, Б. Ахмадулина,

A. Ахматова, К. Бальмонт, А. Белый, А. Блок, И. Бродский, В. Брюсов, М. Волошин, Н. Гумилев, Н. Заболоцкий, В. Иванов, Г. Иванов,

B. Маяковский, О. Мандельштам, В. Набоков, Б. Окуджава, Б. Пастернак, Ф. Сологуб, М. Цветаева (XX век) и др. Также мы использовали работы русских философов Н. Бердяева, В. Соловьева, В. Розанова, П. Флоренского, П. Чаадаева (см. Приложение № 1). В работе рассмотрены тексты с XIX века, поскольку слова, обозначающие вдохновение, как раз в начале XIX века активно входят в лексикон поэтов, их значение в этот исторический период окончательно формируется (Сорокин, 1964). В XX веке представления о вдохновении постепенно меняются. Выбор такого широкого круга авторов, различающихся по взглядам и мировосприятию, относящихся к разным литературным школам, течениям и временным эпохам, обусловлен необходимостью выявить как можно больше контекстов, содержащих описание вдохновения и различные средства выражения исследуемого # копцепта. Достаточное количество контекстов позволило более полно описать концептосферу «вдохновение». По мнению исследователей (JL Г. Бабенко, Н. Н. Болдырев, В. А. Пищальникова, И. А. Стернин и др.), концепт формируют как объективные, общепринятые смыслы, так и ^ субъективные, индивидуальные смыслы, отраженные именно в авторских текстах. Такое количество контекстов предоставляет достаточно информации об особенностях сочетаемости, функционирования лексем и словосочетаний, обозначающих вдохновение, что, в свою очередь, делает исследование более точным, достоверным и объективным, позволяет выявить специфику концепта и определить, каким образом вдохновение концептуализируется в тексте и языке.

В процессе выбора материала перед нами не ставилась задача рассмотреть творчество всех писателей и поэтов, работавших в названный временной период, или выявить абсолютно все интересующие нас тексты в творчестве каждого автора (мы допускаем, что часть соответствующих ^ контекстов у отдельных авторов осталась нерассмотренной). Нам было необходимо выбрать достаточное количество материала, чтобы исследование могло претендовать на достоверность и объективность. Мы принимали во внимание творчество как наиболее значимых фигур русской поэтической традиции, так и авторов «второго плана». Проведение более масштабного исследования, содержащего подробный анализ особенностей концепта «вдохновение» в творчестве каждого из названных авторов, расширение материала за счет включения текстов большего числа авторов, требуют достаточно длительного времени и могут стать перспективой настоящего исследования.

Методом сплошной выборки в произведениях, взятых в качестве источника материала, было выявлено 546 текстовых фрагментов (377 поэтических, 169 прозаических), содержащих различные лексические средства выражения исследуемого концепта, описания и характеристики вдохновения, включающие эти средства. Мы принимали во внимание контексты, содержащие существительное вдохновение, однокоренные слова, относящиеся к другим частям речи, их общепринятые (например, воодушевление, наитие, воодушевлять и др.) и контекстные синонимы (например, очарование, восторг, воспламенять), развернутые образные описания, характеристики вдохновения. Критерием отбора тех или иных языковых средств было наличие в их значении семантического компонента «состояние души человека или активизация его умственной деятельности, предполагающие творчество, направленные на осуществление творческого замысла».

При сборе материала мы столкнулись с определенной сложностью: некоторые поэты редко говорят о вдохновении, практически не обращаются к этой теме (к примеру, С. Есенин). При просмотре ряда поэтических сборников и прозаических текстов нам ни разу не встретились лексика со значением вдохновения или упоминания об этом чувстве.

В ходе работы также используются статьи критиков и философов (М. М. Бахтина, В. Г. Белинского, М. JI. Гаспарова, В. Лосской, Ю. М. Лотмана, Д. С. Мережковского и др.), данные различных толковых (Большой толковый словарь русских существительных, 2005; Большой толковый словарь современного русского языка, 2000; Даль, 1998; Ожегов, Шведова, 1993; Словарь русского языка: в 4-х тт., 1981; Словарь современного русского литературного языка: в 17 тт., 1951; Толковый словарь русского языка, 2003 и др.), энциклопедических (Большая Российская энциклопедия, 2001; Малый энциклопедический словарь, 1994), этимологических словарей (Черных, 1999; Шанский, Иванов, Шанская, 1961), в том числе использован интернет-словарь (www.glossary.ru). Привлечены данные словарей синонимов (Словарь синонимов русского языка, 1970; Кожевников, 2003), словообразовательного словаря (Тихонов, 1985), словаря поэтических образов (Павлович, 1999), ассоциативного словаря (Русский ассоциативный словарь, 2002). Кроме того, в исследовании учитываются мнения психологов о вдохновении (Психология, 1990;

Психология художественного творчества: Хрестоматия, 1999; Солсо, 1996 и др.)

Методика исследования. В работе используется совокупность методов и исследовательских приемов синхронного описательного характера, а также учитывается развитие концепта «вдохновение» в диахронии. Ведущим среди них является метод концептуального анализа, который опирается на методы дефиниционного, компонентного, контекстологического, сопоставительного анализа, на метод количественной обработки материала. В работе также применен метод моделирования, предполагающий представление ментального содержания концепта в виде полевой структуры.

Интертекстуальные и культурологические связи устанавливаются с привлечением данных литературоведения, психологии, мифологии.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно ш является развитием методики концептуального анализа, основу которой составляют теоретические положения концепций JL Г. Бабенко и

JI. О. Чернейко.

Данная работа представляет собой опыт описания одного из значимых концептов русской культуры - концепта «вдохновение». В ходе исследования осуществлено моделирование концептосферы «вдохновение», в которой описаны ядро, приядерная зона, ближайшая и дальнейшая периферии.

Практическая значимость. Положения и материалы работы могут быть использованы при подготовке лекций и практических занятий по теме «Концептуальный анализ» курса «Лексикология». На результаты исследования можно опираться при анализе других концептов, входящих в концептосферу «творчество» или соотносимых с ней («искусство», «поэт», «Муза», «интуиция», «любовь», «тоска» и др.). Положения работы могут помочь при составлении идеографических словарей, поскольку они позволяют раскрыть некоторые аспекты других значимых понятий русской культуры («творчество», «поэзия», «поэтический текст» и т.д.).

Наконец, они будут небезынтересны представителям иных научных дисциплин (литературоведения, культурологии, психологии и др.). К примеру, выводы раздела данной работы об образных репрезентациях концепта «вдохновение» могут быть использованы при составлении словарей поэтических образов.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и списка источников, списка сокращений, использованных в тексте работы, и приложения.

Первая глава «Теоретические предпосылки исследования: понятие «концепт» и методика концептуального анализа» содержит обзор научной литературы, посвященной теории концепта и концептуального анализа. В ней мы обобщаем различные трактовки понятия «концепт», рассматриваем особенности концептуального анализа явлений внутреннего мира человека, выбираем методику проведения концептуального анализа.

Вторая глава «Особенности лексической репрезентации концепта «вдохновение» в словаре и тексте» посвящена анализу семантических особенностей, особенностей употребления и сочетаемости лексических средств репрезентации концепта «вдохновение» в поэтических и прозаических текстах авторов XIX-XX веков, их парадигматических связей. Здесь определяется, при помощи каких средств исследуемый концепт репрезентируется в поэтических и прозаических текстах русских авторов названного периода, описываются их особенности, проводится дефиниционный анализ лексики, обозначающей вдохновение.

В третьей главе «Структура концептосферы «вдохновение» мы моделируем структуру концепта «вдохновение». В том числе описываем его ядро - когнитивно-пропозициональную структуру, опираясь на особенности его лексической репрезентации в прозаических и поэтических текстах, на толкования лексики, передающей соответствующее эмотивное значение, описание особенностей вдохновения, встречающихся в анализируемых текстах. Затем - ближайшую периферию (выявляем образные репрезентации и концепта «вдохновение») и дальнейшую периферию (описываем эмоционально-оценочные смыслы).

В текстовых примерах, которые приводятся в работе, полужирным шрифтом мы выделяем лексемы, используемые для номинации вдохновения, подчеркиванием - сочетающиеся с ними лексемы, слова и выражения, которые указывают на определенные свойства вдохновения, позволяют выявить его особенности. Выделения в тексте мы используем для наглядности приводимых примеров.

В заключении подводятся основные итоги и намечаются перспективы исследования.

Приложение состоит из нескольких частей. В приложении № 1 приведены все контексты, включающие средства репрезентации концепта «вдохновение», которые использовались в качестве материала для исследования. Они разделены на две группы: поэтические и прозаические ^ тексты. Приложение № 2 содержит дефиниции существительного вдохновение из различных толковых и энциклопедических словарей. В приложении № 3 схематично представлена стереотипная ситуация переживания вдохновения.

В работе в качестве примеров приводится большое количество цитат из стихотворных и прозаических произведений, а также фрагменты дефиниций различных словарей. Ради удобства и экономии места была разработана система сокращений для обозначения авторов и названий словарей. Их список представлен в конце работы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Когнитивно-пропозициональная структура концепта вдохновение» включает позиции субъекта, предиката, причины-источника вдохновения, обстоятельств протекания данного состояния. Позицию субъекта занимают прямые обозначения лица, испытывающего вдохновение, или его метонимические обозначения (лексика со значением частей тела, души, предметов, принадлежащих творческому человеку). В позиции субъекта часто оказываются персонифицированное эмоциональное состояние человека или какая-то неземная сила, дающая человеку возможность испытать вдохновение. Позицию предиката замещают предикатные слова вдохновить, вдохновлять, вдохновенный, вдохновенно, вдохновение, а также # некоторые синонимичные им слова: восторженный, восторг, воодушевление, окрылять, воспламенять, распламеняться и пр. Позицию причины или источника вдохновения могут занимать лексемы и сочетания слов, позволяющие создать образ того, что причиной или источником вдохновения являются чувства, воспоминания, размышления, восприятие произведений искусства и предметов окружающего мира, неземные существа и силы, воздействие языка, работа над произведениями искусства и т.д. Также в этой позиции часто оказывается лексика, позволяющая создавать образ того, что вдохновение возникает само по себе, ниоткуда. Позиция обстоятельств протекания вдохновения замещается лексикой, указывающей ^ на интенсивность данного душевного состояния (лексика, обозначающая состояние высокой степени интенсивности), время его возникновения (как правило, в текстах существует указание на ночное время), длительность протекания (лексика, обозначающая короткие временные отрезки), физическое выражение (слезы, смех, улыбка, судороги, лихорадка), эмоциональную реакцию (любовь, радость, страдания). Вдохновение является предпосылкой творчества, реализации творческого замысла, хотя'в некоторых случаях результат работы после вдохновения может не устраивать человека.

2. Ведущую роль при репрезентации концепта «вдохновение» в поэтических и прозаических текстах играют различные лексические А средства: существительные (существительное вдохновение и его синонимы, в том числе контекстные: подъем, восторг, волнение, желание, Муза, воодушевление и др.), прилагательные {вдохновенный, восторженный), глаголы (вдохновить, окрылять, воспламенять и др.) и наречия ф (вдохновенно, вдохновительно). Концепт «вдохновение» репрезентируется в текстах также при помощи словосочетаний, которые выступают в качестве средств номинации данного состояния {жажда песнопенья, недуг писания, божественный лепет, огонь небесный, поэтическая сила, лирическое волнение и др.). Перечисленные средства входят в более сложные репрезентации исследуемого концепта - развернутые метафорические описания, сравнения, определения и характеристики вдохновения и т.д.

3. Вдохновение в словарях (словарных дефинициях), в поэтических, прозаических текстах русских авторов XIX-XX веков концептуализируется в следующих образных репрезентациях: огонь (яркое пламя, искры), высокие температуры, свет разной степени интенсивности; жидкость в различных состояниях (кипение, лед, поток и др.); спиртной напиток, кровь; стихии; различные явления предметного мира; живые существа; мифологические существа (ангел, божества, Муза, демон), их дар, переход в горний мир; время года; физиологические или психологические состояния и процессы восторг, боль, сон, мечта, жизнь, оживление, полет); мыслительный процесс озарение, интуиция), предчувствие; пища, пир; звук, образ; воздействие языка; метод или фактор творчества; произведение искусства; нечто.

4. Вдохновение в русской литературе XIX-XX веков оценивается, с одной стороны, как светлое, неземное чувство, которое возвышает человека, облагораживает его душу, дает возможность узнать неизведанное, приобщиться к миру богов, т.е. положительное для человека, с другой стороны, оно представляется как нечто опасное, непонятное, таинственное и пугающее.

5. Общепринятым можно назвать следующее восприятие вдохновения: редкое, но очень сильное состояние напряжения и подъема духовных и умственных сил, когда человек более чутко начинает воспринимать окружающий мир, это делает возможным процесс легкого творчества. Традиционным считается восприятие вдохновения как приятного, облагораживающего душу состояния, которым наделяет человека

Бог и которое доступно избранным. Данное представление в большей степени характерно для мировосприятия русских авторов XIX века. В текстах ряда авторов XX века (А. Ахматовой, В. Маяковского, М. Цветаевой и др.) отражается отношение к вдохновению как к неприятному, пугающему явлению (образы бессонницы, боли, приготовления пищи и т.п.). Появляется # ироническое отношение к вдохновению (А. Ахматова, А. Крученых,

В. Маяковский), а также соотнесение его с интеллектуальной деятельностью и методом творчества.

6. Такие образные репрезентации вдохновения, как огонь, высокие температуры, свет, жидкость, живое существо, мифическое существо, стихии, бессонница, боль, оживление, полет, появление сил, подарок богов, звук, образ, нечто, можно считать общепринятыми. Они встречаются в текстах различных авторов, работавших в разное время. Также некоторые из подобных образных представлений вдохновения отражены в словаре (жидкость, огонь, полет, живое существо, сила, привнесенная извне, ^ вложение в человека души). Другие же образные репрезентации вдохновения кровь, пища, пир, стрела, корабль и т.п.) являются индивидуально-авторскими.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были представлены в докладах и сообщениях на лингвистических конференциях, проводимых в Уральском государственном университете им. А. М. Горького, на Лингвистических чтениях Уральского государственного педагогического университета в 2005 году, статьях и тезисах, опубликованных в различных лингвистических сборниках (всего 8 публикаций).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Репрезентация концепта "вдохновение" в русской литературной традиции"

Когда находила на него такая дрянь (так называл он вдохновение), то он запирался в своей комнате и писал в постели с утра до позднего вечера.» (П.). Здесь отрицательное отношение (скорее всего, утомление) к вдохновению реализуется при помощи лексемы дрянь. ВЫВОДЫ

Таким образом, концептосфера «вдохновение» в поэтических и прозаических произведениях русских авторов XIX-XX веков представляет собой поле, ядро которого - КПС концепта, состоящая из позиций субъекта, предиката, причины-источника вдохновения, обстоятельства протекания данного состояния, приядерная зона - регулярные лексические средства его репрезентации, ближайшая периферия - образные репрезентации, дальнейшая периферия - эмоционально-оценочные смыслы.

Позицию субъекта в КПС могут занимать прямые обозначения лица, испытывающего вдохновение, его метонимические обозначения (cepdife, душа, лира и т.п.), лексика и сочетания слов, обозначающие вдохновение или неземную силу, дающую человеку возможность испытать вдохновение.

Позицию предиката замещают предикатные слова вдохновить, вдохновлять, вдохновенный, вдохновенно, вдохновение, а также некоторые синонимичные им слова: восторженный, восторг, воодушевление, окрылять, воспламенять, распламеняться и пр.

Позицию источника-причины вдохновения в КПС концептосферы «вдохновение» занимают лексемы и сочетания слов, позволяющие в текстах создать образ того, что вдохновение возникает благодаря таким явлениям, как чувства, воспоминания, размышления, неземные существа и силы, воздействие языка, работа над произведениями искусства, восприятие произведений искусства и предметов окружающего мира, т.д. Также в этой позиции часто оказывается лексика, позволяющая создавать образ того, что вдохновение возникает само по себе, ниоткуда.

Позицию обстоятельств протекания вдохновения занимают лексические средства, позволяющие передать следующее отношение к вдохновению. В состоянии вдохновения человек испытывает прилив сил, его сознание проясняется, в голове возникает разнообразный поток мыслей, образов, чувств, связанных с предметом его внимания, что позволяет творить, создавая произведения искусства, при этом творчество кажется человеку легким. Однако в некоторых случаях результат работы может не удовлетворять человека. Он начинает обрабатывать произведение, опираясь уже на силу разума, чтобы произведение приняло желаемый вид. Вдохновение сопровождается сложным комплексом эмоций и чувств, проявляющихся в различных физических реакциях. Возникает вдохновение редко, как правило, ночыо, длится короткое время.

Приядерную зону в структуре концептосферы образуют основные лексические средства репрезентации вдохновения (см. Главу 2).

Ближайшую периферию заполняют следующие образные репрезентации вдохновения: огонь и высокие температуры, свет, жидкость, в том числе спиртной напиток, кровь, живое существо (в том числе птица, властитель), мифологическое существо (Бог, ангел, демон, Муза), дар богов, переход в иной мир или контакт с ним, физическое состояние или процесс (сила, оживление, полет, подъем, жажда, болезнь, боль, опьянение, сон, возбуждение, деторождение), мыслительная деятельность, произведения искусства, звук, образ, явления предметного мира (в том числе стрела, корабль, плащ, механизм, фимиам), дыхание, жизнь, культовое служение, природное явление (в том числе гроза, буря, увядание, весна, ветер, мираж), метод или фактор творчества, приготовление пищи, пир, пища, воздействие языка или речи, нечто.

Дальнейшую периферию составляют эмоционально-оценочные смыслы. Вдохновение может оцениваться как положительное и приятное для человека душевное состояние или как отрицательное, неприятное, на что указывает и ироническая оценка вдохновения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе исследовались особенности лексической репрезентации концепта «вдохновение» в поэтических и прозаических произведениях русских авторов XIX-XX веков и сделана попытка дать развернутое толкование данного концепта.

Основное теоретическое понятие работы — понятие «концепт». Мы определяем его как обладающую языковым выражением структурную единицу человеческого сознания, которая используется в процессе мышления и содержит совокупность всех представлений (как коллективных, так и индивидуальных) носителя языка о каком-либо предмете или явлении действительности, в которой выражены отношение к ним людей и оценка, а также содержатся все ассоциации, которые возникают в его сознании в связи с обозначающей этот предмет или явление языковой единицей. Концепт обладает культурологической значимостью, поскольку является частью культуры той или иной нации. Такое определение было выведено в результате обобщения точек зрения разных ученых-лингвистов.

По мнению ученых, концепт репрезентируется в языке при помощи самых различный средств (лексика, фразеологизмы, свободные сочетания слов, структурные схемы предложений, тексты и их совокупности). Формирование концепта в сознании носителей языка индивидуально. Оно происходит в результате непосредственного сенсорного опыта человека, мыслительных операций с другими, уже существующими в его сознании концептами, языкового общения, знакомства с художественными произведениями и в результате самостоятельного познания человеком значений языковых единиц при помощи словарей.

В современной лингвистике разработано большое количество различных методик выявления и описания культурно значимых концептов. При проведении данного исследования мы опирались на методику Л. Г. Бабенко, в которой целью концептуального анализа является моделирование ментального содержания концепта в виде полевой структуры, а также на методику JL О. Чернейко, которая основное внимание при выделении признаков концепта уделяет анализу сочетаемости слов, особенности употребления лексики, репрезентирующей концепт. А также принимали во внимание позиции других ученых (Н. Д. Арутюнова, Ю. Д. Апресян, А. Вежбицка, Н. А. Красавский, Д. С. Лихачев, Ю. С. Степанов, И. А. Стернин и др.). Таким образом, алгоритм анализа, которому мы следовали в ходе исследования, включает в себя анализ словарных толкований ключевых слов, репрезентирующих концепт (существительное вдохновение), их этимологии, парадигматических связей; описание особенностей сочетаемости лексических средств репрезентации концепта; выявление образных репрезентаций концепта на основе анализа текстов, содержащих прямые и совмещенные средства его репрезентации. Обобщение результатов такого анализа, позволяет смоделировать в дальнейшем структуру концепта.

В ходе исследования методом сплошной выборки из поэтических и прозаических текстов 39 авторов XIX-XX веков было выявлено 546 контекстов, содержащих различные лексические средства репрезентации концепта «вдохновение», исследованы словарные статьи 27 словарей (в том числе иноязычных), содержащих толкования названных лексем.

Результаты анализа текстового материала и словарных статей позволяют определить концепт «вдохновение» следующим образом. Вдохновение — это редкое, кратковременное, но очень сильное, яркое и незабываемое состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, когда человек более чутко начинает воспринимать окружающий мир, его охватывает поток разнообразных идей, мыслей, чувств, сознание проясняется, что делает возможным процесс легкого, часто неосознаваемого творчества. Уникальность его состоит в том, что оно воспринимается как чувство, которым наделяет человека Бог и которое недоступно простому смертному. Обязательным условием вдохновения является психофизиологическая предрасположенность человека к этому состоянию (талант, здоровье, способность испытывать сильные чувства, наличие богатого жизненного опыта и знаний о мире и пр.). Вдохновение часто воспринимается как существующая отдельно от своего непосредственного носителя сила или чувство, привносимое извне. Часто человеку приходится обращаться с просьбами к Богу и другим неземным силам, чтобы они дали возможность испытать это чувство. Вдохновение может быть свойственно любому человеку (не только поэту, писателю, композитору, художнику, но и воину, революционеру и т.п.). Как показал анализ текстового материала и словарных статей, описанное представление о вдохновении является традиционным и общепринятым для русской культуры, поскольку оно находит отражение в работах большинства русских авторов XIX-XX веков и зафиксировано в русскоязычных словарях.

Структуру концептосферы «вдохновение» можно представить в виде поля. Его ядром является когнитивно-пропозициональная структура (КПС), которая включает позиции субъекта, предиката, причины-источника, обстоятельства протекания вдохновения. Позицию субъекта занимают прямые обозначения лица, испытывающего вдохновение, или его метонимические обозначения (лексика со значением частей тела, души, предметов, принадлежащих творческому человеку), лексика и сочетания слов, передающие образ персонифицированного душевного состояния человека или какой-то внешней силы, дающей человеку возможность испытать вдохновение и творить.

Позицию предиката замещают предикатные слова вдохновить, вдохновлять, вдохновенный, вдохновенно, вдохновение, а также некоторые синонимичные им слова: восторженный, восторг, воодушевление, окрылять, воспламенять, распламеняться и пр.

Причинами или источником вдохновения могут быть другие чувства (любовь, дружба, гнев, горе и пр.), воспоминания, размышления, восприятие произведений искусства и предметов окружающего мира. Вдохновение также возникает под воздействием неземных сил, в том числе божественных существ. Они диктуют, подсказывают поэту стихи, которые остается только записать. В качестве такой подсказывающей силы выступает и язык. Вдохновение может также возникнуть в результате работы над произведением или само по себе ниоткуда.

Вдохновение представляет собой сложную, часто противоречивую совокупность положительных и отрицательных эмоций и их физических выражений - радость, упоение, восхищение, умиротворение, возбуждение, тоска, страх, тревога, грусть и т.д. Душа в состоянии вдохновения ощущает нечто подобное тому, что ощущает тело человека, когда ему жарко, или оно находится в состоянии полета, невесомости. Оно необходимо для полноценного существования или даже для поддержания жизни. В то же время, вдохновение может сопровождаться слезами, лихорадкой, бессонницей, оно действует на душу так же, как действуют на человека болезнь, опьянение, жажда или сон. Приходит вдохновение внезапно, как правило, ночью или в часы уединения, нарушая привычное существование человека, и так же внезапно исчезает. Лексические средства, передающие в текстах описанное представление о вдохновении, занимают позиции причины и обстоятельств протекания данного состояния.

Наиболее полно описанная КПС воплощается в текстах при помощи существительных со значением «вдохновение», которые употребляются как в прямом, так и переносном значениях {вдохновение, подъем, восторг, волнение, желание, муза, воодушевление, вдохновитель и др. — 342 контекста, 62,6% материала), прилагательных {вдохновенный, восторженный - 66 контекста, 12% материала), которые используются в рассмотренных текстах в своем прямом значении, передавая свойство различных явлений действительности быть исполненными вдохновением, нести в себе вдохновение, а также входят в состав словосочетаний, используемых для номинации процесса творчества или вдохновения {вдохновенное угадываение, вдохновенное задирание головы, вдохновенный труд и др.). Концепт «вдохновение» также объективируется в текстах при помощи глаголов (вдохновить, вдохновлять, воодушевлять, воспламенять и др. — 32 контекста, 5,7% материала), наречий (вдохновенно, вдохновительно — 6 контекстов, 1% материала).

Названные средства заполняют приядерную зону концептосферы «вдохновение». Они также могут входить в состав более сложных средств репрезентации концепта - в словосочетания, которые выступают средствами номинации вдохновения в текстах (жажда песнопенья, недуг писания, сердечные судороги, божественный лепет, огонь небесный, огонь поэзии, поэтическая сила, чудотворная сила Музы, тени песен, лирическое волнение, трепетное чувство, демон поэзии, голос Музы, сладостная минута очарования поэтического, жар вдохновенья, вдохновенный труд и др.), образные описания этого состояния, развернутые метафоры или сравнение вдохновения с явлениями предметного мира (творительный, родительный сравнения, сравнительные обороты, развернутые сравнения), определения, характеристики вдохновения и пр. Все перечисленные средства в контексте сочетаются и влияют друг на друга, создавая комплексное представление о вдохновении.

Ближайшую периферию в полевой структуре концепта «вдохновение» занимают следующие образные репрезентации: огонь (яркое пламя, искры), высокие температуры, свет разной степени интенсивности; жидкость в различных состояниях (кипение, лед, поток и др.); спиртной напиток, кровь; стихии; различные явления предметного мира; живые существа; мифологические существа (ангел, божества, Муза, демон), их дар, переход в горний мир; время года; физиологические или психологические состояния и процессы (восторг, боль, сон, мечта, жизнь, оживление, полет); мыслительный процесс (озарение, интуиция), предчувствие; пища, пир; звук, образ; природные явления, воздействие языка; метод или фактор творчества; произведение искусства; нечто.

Дальнейшую периферию концептосферы «вдохновение» составляют эмоционально-оценочные смыслы, знания о которых выводятся из семантики встречающихся в текстах эмоционально-оценочных слов, из системы образных средств. Вдохновение в русской литературной традиции оценивается, с одной стороны, как светлое и приятное для человека - как неземное чувство, которое возвышает и облагораживает душу, дает возможность приобщиться к миру богов, познать истину, с другой стороны, оно оценивается отрицательно, поскольку представляется как нечто опасное, непонятное, таинственное и пугающее. Оно способно принести человеку боль и страдания. Последнее представление о вдохновении наиболее ярко выражено в произведениях авторов XX века.

Перспектива данной работы заключается в дальнейшем исследовании концепта «вдохновение» на основе более широкого текстового материала. Расширение материала возможно за счет подключения контекстов из литературных произведений, биографических работ, эссе российских авторов конца XX - начала XXI века, современной афористики и других текстов, что позволит описать особенности концепта «вдохновение» в современной культуре. Другим перспективным направлением можно считать более подробный анализ особенностей концепта «вдохновение» в творчестве каждого отдельного автора. Также сделанные в данной работе выводы можно использовать при сопоставлении представлений о вдохновении в разных языковых культурах или при сопоставлении концепта «вдохновение» с другими концептами, входящими в концептосферу «творчество».

 

Список научной литературыГоловатина, Варвара Михайловна, диссертация по теме "Русский язык"

1. Анненский И. Ф. Избранное / И. Ф. Анненский. М. : Правда, 1987. - 592 с.

2. Ахмадулина Б. Избранное / Б. Ахмадулина. Ростов н/Д : Феникс, 1998. -448 с.

3. Ахматова А. Собрание сочинений : в 6 т. / А. Ахматова. М. : Эллис Лак, 1999-2002.

4. Бальмонт К. Д. Избранное: Стихотворения; Переводы; Статьи / К. Д. Бальмонт. М. : Худож. лит., 1983. - 750 с.

5. Баратынский Е. А. Разума великолепный мир: О литературе и искусстве / Е. А. Баратынский. -М. : Современник, 1981. 224 с.

6. Баратынский Е. А. Стихотворения и поэмы / Е. А. Баратынский. М. : Худож. лит., 1982.-399 с.

7. Батюшков К. Н. Избранные сочинения / К. Н. Батюшков. М. : Правда, 1986. -528 с.

8. Белый А. Стихотворения и поэмы / А. Белый. Л. : Сов. писатель, 1966. -656 с.

9. Бердяев Н. А. Самопознание (Опыт философской биографии) / Н. А. Бердяев. -М. : Книга, 1991.

10. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. М. : Правда, 1989.-608 с.

11. Блок А. А. Записные книжки / А. А. Блок. М. : Худож. лит., 1965. - 663 с.

12. Блок А. А. Собрание сочинений : в 8 т. / А. А. Блок. М.-Л. : Гослитиздат, 1960- 1963.

13. Бродский И. Сочинения Иосифа Бродского. Т. 1-5 / И. Бродский. СПб. : Пушкинский фонд, 2001.

14. Брюсов В. Я. Сочинения : в 2 т. / В. Я. Брюсов. М.: Худож. лит., 1987.

15. Волошин М. А. Стихотворения и поэмы / М. А. Волошин. Екатеринбург : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1992.-400 с.

16. Высоцкий В. С. Сочинения : в 2 т. / В. С. Высоцкий. Екатеринбург : КРОК-Центр, 1995.

17. Гумилев Н. С. Сочинения : в 3 т. / Н. С. Гумилев. М. : Худож. лит., 1991.

18. Дельвиг А. А. Избранное / А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер. М. : Правда, 1987.-640 с.

19. Демьян Бедный Избранное / Демьян Бедный. М. : Худож. лит., 1983. -462 с.

20. Жуковский В. А. Избранное / В. А. Жуковский. Л. : Худож. лит., 1973. -455 с.

21. Заболоцкий Н. А. Избранное / Н. А. Заболоцкий. М. : Сов. писатель, 1960. -239 с.

22. Иванов В. И. Стихотворения. Поэмы. Трагедия / В. И. Иванов. СПб. : Академический Проект, 1995. - 435 с.

23. Иванов Г. В. Собрание сочинений : в 3 т. / Г. В. Иванов. М. : Согласие, 1994.

24. Крученых А. Е. Наш выход. К истории русского футуризма / А. Е. Крученых. М. : RA, 1996. - 248 с.

25. Кюхельбекер В. К. Путешествие. Дневник. Статьи / В. К. Кюхельбекер. JT. : Наука, 1979.-789 с.

26. Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений: в 4 т. / М. Ю. Лермонтов. Л. : Наука, 1979- 1981.

27. Литературные манифесты от символизма до наших дней / сост. и предисл. С. Б. Джимбинова. М. : XXI век - Согласие, 2000. - 608 с.

28. Мандельштам О. Э. Сочинения : в 2 т. / О. Э. Мандельштам. М. : Худож. лит., 1990.

29. Маяковский В. В. Сочинения : в 2 т. / В. В. Маяковский. М. : Правда, 1987.

30. Набоков В. В. Собрание сочинений : в 4 т. / В. В. Набоков. М. : Правда, 1990.

31. Некрасов Н. А. Сочинения : в 3 т. / Н. А. Некрасов. М. : Гослитиздат, 1953.

32. Окуджава Б. Стихи. Рассказы. Повести / Б. Окуджава. Екатеринбург : У-Фактория, 1998. - 576 с.

33. Пастернак Б. J1. Собрание сочинений : в 5 т. / Б. J1. Пастернак. М. : Худож. лит., 1989- 1992.

34. Пушкин А. С. Собрание сочинений : в 10 т. / А. С. Пушкин. М. : Правда, 1981.

35. Розанов В. В. Опавшие листья / В. В. Розанов. М. : Современник, 1992. -541 с.

36. Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика / В. С. Соловьев. М. : Искусство, 1991. - 699 с.

37. Сологуб Ф. К. Стихотворения / Ф. К. Сологуб. Томск : Водолей, 1995. — 480 с.

38. Тютчев Ф. И. Сочинения : в 2 т. / Ф. И. Тютчев. М. : Правда, 1980.

39. Флоренский П. А. Сочинения : в 4 т. / П. А. Флоренский. М. : Мысль, 1994 -2000.

40. Цветаева М. И. Об искусстве / М. И. Цветаева. М. : Искусство, 1991. -479 с.

41. Цветаева М. И. Сочинения : в 2 т. / М. Цветаева. — М : Худож. лит., 1988.

42. Чаадаев П. А. Избранные сочинения и письма / П. А. Чаадаев. М. : Правда, 1991.-560 с.

43. Шевырев С. П. Стихотворения / С. П. Шевырев. J1. : Сов. писатель, 1939. — 240 с.

44. Языков Н. М. Стихотворения и поэмы / Н. М. Языков. JI. : Сов. писатель, 1988.-592 с.1. СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ

45. Англо-русский словарь / авт.-сост. Н. В. Адамчик. Мн. : Современный литератор, 1999. - 832 с.

46. Большая Российская энциклопедия. М., 2001. - Режим доступа: http://slovari.yandex.ru.

47. Большой немецко-русский словарь : в 3 т. / под общ. рук. О. И. Москальской. -М. : Рус. яз., 1998.

48. Большой толковый словарь русских существительных: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы / под ред. проф. JT. Г. Бабенко. М. : АСТ-Пресс Книга, 2005. - 864 с.

49. Большой толковый словарь современного русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с.

50. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. Т. 1 : А-3 / В. И. Даль. Репринт, изд. 1880.-М. : Рус. яз., 1998.-701 с.

51. Замаровский В. Боги и герои античных сказаний : словарь / В. Замаровский. — М.: Республика, 1994. 399 с.

52. Кожевников А. Ю. Большой синонимический словарь русского языка : практический справочник : в 2 т. Т.1 / А. Ю. Кожевников. СПб. : Нева, 2003. - 448 с.

53. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М. : Сов. Энциклопедия, 1990. -683 с.

54. Малый энциклопедический словарь : в 4 т. Т. 1 : А-Гальванотропизм / Репринтное воспроизведение издания Брокгауза Ефрона. - М. : ТЕРРА, 1994.-1056 с.

55. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М. : АЗЪ, 1993.-960 с.

56. Оксфордский русско-английский словарь / сост. М. Уилер. — М. : Локид, 2000. 920 с.

57. Павлович Н. В. Словарь поэтических образов : в 2 т. Т. 1 / Н. В. Павлович. -М. : Эдиториал УРСС, 1999. 848 с.

58. Психология : словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М. : Политиздат, 1990. - 494 с.

59. Русский ассоциативный словарь : в 2 т. Т. 1 : От стимула к реакции: Ок. 7000 стимулов / Ю. Н. Караулов, Г. А. Черкасова, Н. В. Уфимцева, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов. М.: Астрель : ACT, 2002. - 784 с.

60. Словарь русского языка : в 4 т. Т. 1 : А-Й / под ред. А. П. Евгеньевой. М. : Рус. яз., 1981.-698 с.

61. Словарь синонимов русского языка : в 2 т. Т. 1 : А-Н / под ред. А. П. Евгеньевой. JI. : Наука, 1970. - 680 с.

62. Словарь современного русского литературного языка : в 17 т. Т. 2 : В. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951. - 576 с.

63. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка : в 2 т. Т. 1 : Словообр. гнезда. А-П / А. Н. Тихонов. М. : Рус. яз., 1985. - 856 с.

64. Толковый словарь русских глаголов: Идеографическое описание. Английские эквиваленты. Синонимы. Антонимы / под. ред. Л. Г. Бабенко. М. : АСТ-Пресс, 1999. - 703 с.

65. Толковый словарь русского языка. Т. 1 : А-Кюрины / под ред. Д. Н. Ушакова. -М. : Сов. Энциклопедия, 1935. 1564 с.

66. Толковый словарь русского языка : Ок. 7000 словар. ст. : свыше 35000 значений, 70000 иллюстрат. примеров / под. ред. Д. В. Дмитриева. М. : Астрель : ACT, 2003. - 1582 с.

67. Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М. : Сов. Энциклопедия, 1983.-840 с.

68. Цвиллинг М. Я. Русско-немецкий словарь / М. Я. Цвиллинг. М. : Рус. яз., 1998.-688 с.

69. Черных П. Я. Историко-этимологичеекий словарь современного русского языка: в 2 т. Т.1 : А-Пантомима / П. Я. Черных. М. : Рус. яз., 1999. — 624 с.

70. Шанский Н. М. Краткий этимологический словарь русского языка : пособие для учителя / Н. М. Шанский, В. В. Иванов, Т. В. Шанская. М. : Госучпедгиз, 1961. — 404 с. Cambridge Dictionary of American English. - Cambridge : Cambridge University, 2000.-1069 p.

71. Das neue deutsche Woerterbuch fuer Schule und Beruf. Muenchen : Wilhelm

72. Heyne Verlag, 1997.-834 S. Duden, Deutsches Universal woerterbuch. 5. ueberarbeitete Auflage.

73. Mannheim : Dudenverlag, 2003. 1892 S. Grosses Fremdwoerterbuch. - Leipzig : Bibliographisches Institut, 1980. — 824 S. Hornby A. S. The Advanced Learners Dictionary of Current English /

74. A.S.Hornby, E. V. Gatenby, H. Wakefield. M. : Сигма-пресс, 1996. -1200 c.1.ngman Dictionary of English Language and Culture. — Harlow : Longman, 1992.- 1528 p.

75. The Concise Oxford Dictionary of Current English / edited by H. W. Fowler,

76. F. G. Fowler. Oxford : Oxford University Press, 1956. - 1536 p. Webster's Seventh New Collegiate Dictionary. - Springfield, Massachusetts : G. &

77. C. Merriam Co, 1972. 3210 p. www.glossary.ru. - Электрон, словарь. - Режим доступа: www.glossary.ru.1. ЛИТЕРАТУРА

78. Алефиренко Н. Ф. Современные проблемы науки о языке : учеб. пособие / Н. Ф. Алефиренко. М. : Флинта : Наука, 2005. - 416 с.

79. Апресян В. 10. Метафора в семантическом представлении эмоции /

80. B. 10. Апресян, 10. Д. Апресян // Апресян Ю. Д. Избранные труды. Т. II :

81. Интегральное описание языка и системная лексикография. М. : Языки русской культуры, 1995. - С. 453-465.

82. Апресян 10. Д. Избранные труды. Т. I : Лексическая семантика / Ю. Д. Апресян. -М. : Языки русской культуры, 1995. 472 с.

83. Арутюнова Н. Д. Введение / Н. Д. Арутюнова // Логический анализ языка: Ментальные действия / отв. ред. Н. Д. Арутюнова, Н. К. Рябцева. -М. : Наука, 1993,-С. 3-6.

84. Арутюнова Н. Д. Метафора в языке чувств / Н. Д. Арутюнова // Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М. : Языки русской культуры, 1999.-С. 385-402.

85. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл / Н. Д. Арутюнова. М. : Наука, 1976.-384 с.

86. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. События. Факт / Н. Д. Арутюнова. М.: Наука, 1988. - 341 с.

87. Аскольдов С. А. Концепт и слово / С. А. Аскольдов // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / под общ. ред. В. П. Нерознака. М. : Academia, 1997. - С. 267-279.

88. Атанов А. А. Интуиция и ее место в творчестве. Методологический аспект : автореф. дис. канд. филос. наук / А. А. Атанов; ИГУ. Иркутск, 1996-22 с.

89. Бабенко Л. Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке / Л. Г. Бабенко. Свердловск : Изд-во Урал, ун-та, 1989. - 184 с.

90. Бабенко Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста : учебник для вузов по спец. «Филология» / Л. Г. Бабенко, И. Е. Васильев, 10. В. Казарин. Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2000. - 534 с.

91. Бабенко Jl. Г. Обозначение эмоций в языке и речи (на материале глагольной лексики в художественном тексте) : учеб. пособие / Л. Г. Бабенко. Свердловск : Изд-во Урал, ун-та, 1986. - 100 с.

92. Бабенко Л. Г. Образ любви в поэзии А. Ахматовой: анализ двух стихотворений / Л. Г. Бабенко // Художественный текст: структура, семантика, прагматика / под ред. Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарина. -Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 1997. С. 3-13.

93. Бабенко Л. Г. Парадигматические варианты эмотивного предиката / Л. Г. Бабенко // Типы языковых парадигм : сб. науч. тр. Свердловск : УрГУ, 1990.-С. 96-101.

94. Бабенко Л. Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа : учебник для вузов / Л. Г. Бабенко. М.: Академический Проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2004. - 464 с.

95. Бабурина М. А. Роль концепта «Муза» в организации стихотворений : автореф. дис. . д-ра филол. наук / М. А. Бабурина; Рос. гос. пед. ун-т. -СПб., 1998.-20 с.

96. Бабушкин А. П. Концепты разных типов в лексике и фразеологии и методика их выявления / А. П. Бабушкин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики : научное издание / под ред. И. А. Стернина. -Воронеж : Ворон, гос. ун-т, 2001. С. 52-58.

97. Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук / М. М. Бахтин. СПб. : Азбука, 2000. - 336 с.

98. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики : исследования разных лет / М. М. Бахтин. М.: Худож. лит., 1975. - 502 с.

99. Бахтин М. М. Эстетика словестного творчества / М. М. Бахтин. М. : Искусство, 1986.-445 с.

100. Белинский В. Г. Собрание сочинений : в 9 т. Т. 2 / В. Г. Белинский. — М.: Худож. лит., 1977. 631 с.

101. Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика : курс лекций по английской филологии / Н. Н. Болдырев. Тамбов : Изд-во Тамб. ун-та, 2000. - 123 с.

102. Болдырев Н. Н. Концепт и его значение / Н. Н. Болдырев // Методологические проблемы когнитивной лингвистики : научное издание / под ред. И. А. Стернина. Воронеж : Ворон, гос. ун-т, 2001. — С. 25-34.

103. Болотнова Н. С. Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль / Н. С. Болотнова, И. И. Бабенко, А. А. Васильева и др. Томск : Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2001.-331 с.

104. Борискина О. О. Теория языковой категоризации: национальное языковое сознание сквозь призму криптокласса / О. О. Борискина. — Воронеж : Ворон, гос. ун-т, 2003. 211 с.

105. Бреслав Г. М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав. М. : Смысл : Academia, 2004.-543 с.

106. Вежбицка А. Лексическая семантика в культурно сопоставительном аспекте / А. Вежбицка // Вежбицка А. Семантические универсалии и описание языков. М. : Языки русской культуры, 1999. - С. 503-647.

107. Вежбицка А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицка. М. : Русские словари, 1996.-412 с.

108. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов /

109. A. Вежбицка. -М. : Языки славянской культуры, 2001. 288 с.

110. Виноград Т. О понимании компонентов познания / Т. Виноград, Ф. Флорес // Язык и интеллект : сб. / сост. и вступ. ст. В. В. Петрова. М. : Прогресс, 1996.-С. 185-230.

111. Виноградов В. В. Стилистика, теория поэтической речи, поэтика /

112. B. В. Виноградов. М. : Изд-во АН СССР, 1963. - 256 с.

113. Винокур Г. О. Об изучении языка литературных произведений / Г. О. Винокур // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / Под общ. ред. В. П. Нерознака. М. : Academia, 1997. -С. 178-201.

114. Воркачев С. Г. Концепт счастья: понятийный и образный компоненты /

115. C. Г. Воркачев // Известия АН. Серия литературы и языка. 2001. - Т.60. — №6.-С. 47-58.

116. Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании / С. Г. Воркачев // Филологические науки. 2001. -№1. - С. 64-72.

117. Воронина Т. М. Метафорическое отображение поведения человека в русском языке / Т. М. Воронина // Актуальные вопросы лингвистики : сб. ст. Тюмень : Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2003. - С. 122-126.

118. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. М. : Искусство, 1980. - 572 с.

119. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. М. : Наука, 1981.- 139 с.

120. Гаспаров М. J1. Об античной поэзии: Поэты. Поэтика. Риторика / М. Л. Гаспаров. СПб. : Азбука, 2000. - 480 с.

121. Гончаренко Н. В. Вдохновение и интуиция / Н. В. Гончаренко // Психология художественного творчества : хрестоматия. Мн. : Харвест, 1999.-С. 296-319.

122. Грузберг Л. А. Концепт / Л. А. Грузберг // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. -М.: Флинта : Наука, 2003. С. 181 -184.

123. Дейк Т. А. ван. Контекст и познание. Фреймы знаний и понимание речевых актов / Т. А. ван Дейк // Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация.-М. : Прогресс, 1989.-С. 12-41.

124. Дейк Т. А. ван. Стратегии понимания связного текста / Т. А. ван Дейк, В. Кинч // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII : Когнитивные аспекты языка / сост., ред., вступ. ст. В. В. Петрова, В. И. Герасимова. -М. : Прогресс, 1988. — С. 153-211.

125. Дейк Т. А. ван. Эпизодические модели в обработке дискурса / Т. А. ван Дейк // Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М. : Прогресс, 1989.-С. 68-111.

126. Демьянков В. 3. Когнитиваня лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода / В. 3. Демьянков // Вопросы языкознания. -1994,-№4.-С. 17-33.

127. B. А. Виноградов. — М. : Институт языкознания РАН; Воронеж : Ворон, гос. ун-т, 2002. С. 29-36.

128. Демьянков В. 3. Понятие и концепт в художественной литературе и в научном языке / В. 3. Демьянков // Вопросы филологии. 2001. - № 1. —1. C. 35-47.

129. Демьянков В. 3. Семантические роли и образы языка / В. 3. Демьянков // Язык о языке : сб. ст. / под общ. рук. и ред. Н. Д. Арутюновой. М. : Языки русской культуры, 2000. - С. 193-270.

130. Джонсон-Лэрд Ф. Процедурная семантика и психология значения / Ф. Джонсон-Лэрд // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII : Когнитивные аспекты языка / сост., ред., вступ. ст. В. В. Петрова,

131. B. И. Герасимова. М.: Прогресс, 1988. - С. 234-257.

132. Дэлглиш Т. Эмоции / Т. Дэлглиш // Психология: комплексный подход / под ред. М. Айзенка. Мн. : Новое знание, 2002. - С. 461-500.

133. Залевская А. А. Психологический подход к проблеме концепта / А. А. Залевская // Методологические проблемы когнитивной лингвистики : научное издание / под ред. И. А. Стернина. Воронеж : Ворон, гос. ун-т, 2001.-С. 36-44.

134. Замятин Е. И. Психология творчества / Е. И. Замятин // Психология художественного творчества : хрестоматия. Мн. : Харвест, 1999. —1. C. 504-510.

135. Зусман В. Концепт в системе гуманитарного знания / В. Зусман // Вопросы литературы. 2003. - №2. - С. 3-29.

136. Изард К. Э. Психология эмоций / Изард К. Э. СПб. : Питер, 2003. -460 с.

137. Ильин В. В. Язык Понимание - Культура / В. В. Ильин // Язык и культура: Факты и ценности: к 70-летию Юрия Сергеевича Степанова / отв. ред. Е. С. Кубрякова, Т. Е. Янко. - М. : Языки славянской культуры, 2001.-С. 267-272.

138. Казарин Ю. В. Поэтическое состояние языка (попытка осмысления) : монография / Ю. В. Казарин. Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2002. — 448 с.

139. Карасик В. И. Лингвокультурный концепт как единица исследования / В. И. Карасик, Г. Г. Слышкин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики : научное издание / под ред. И. А. Стернина. — Воронеж : Ворон, гос. ун-т, 2001. С. 75-80.

140. Карасик В. И. Язык социального статуса. М. : Гнозис, 1992. - 334 с.

141. Караулов Ю. Н. От грамматики текста к когнитивной теории дискурса / Ю. Н. Караулов, В. В. Петров // Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М. : Прогресс, 1989. - С. 5-11.

142. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. -М. : Наука, 1987.-264 с.

143. Кибрик А. А. Когнитивные исследования по дискурсу / А. А. Кибрик // Вопросы языкознания. 1994. -№5. - С. 126-139.

144. Колесов В. В. Концепт культуры: образ понятие - символ / В. В. Колесов//Вестник СПбГУ. Сер.2. - 1992. - Вып.З. -№16. - С. 30-40.

145. Колесов В. В. О логике логоса в сфере ментальное™ / В. В. Колесов // Мир русского слова. 2000. - №2. - С. 52-59.

146. Колшанский Г. В. Объективная картина мира в познании и языке / Г. В. Колшанский. -М. : Наука, 1990. 103 с.

147. Кравченко А. В. Язык и восприятие: Когнитивный аспект языковой категоризации / А. В. Кравченко. Иркутск : Изд-во Иркут. гс. ун-та, 2004. - 206 с.

148. Красавский Н. А. Динамика эмоциональных концептов в немецкой и русской лингвокультурах : автореф. дис. . д-ра филол. наук / Н. А. Красавский; Волгогр. гос. пед. ун-т. Волгоград, 2001. - 38 с.

149. Красных В. В. От концепта к тексту и обратно / В. В. Красных // Вестник Московского университета. Сер.9. «Филология». 1998. - №1. — С.51-73.

150. Красных В. В. Этнопсихология и лингвокультурология : курс лекций / В. В. Красных. М. : Гнозис, 2002. - 284 с.

151. Кронгауз М. А. Семантика : учебник для вузов / М. А. Кронгауз. М. : Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. -339 с.

152. Круглый стол: Что такое лингвокультурология? // Мир русского слова. -2000.-№2.-С. 35-51.

153. Кубрякова Е. С. Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова, В. 3. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина. М. : Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996. - 245 с.

154. Кубрякова Е. С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика психология - когнитивная наука / Е. С. Кубрякова // Вопросы языкознания. - 1994. - №4. - С. 34-47

155. Кубрякова Е. С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики / Е. С. Кубрякова // Известия АН. Серия литературы и языка. 2004. - том 63. - № 3. - С. 3-12.

156. Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знания о языке: Части речи когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / Е. С. Кубрякова. М. : Языки славянской культуры, 2004. - 560 с.

157. Кузнецова Т. В. Интерпретационный потенциал художественного текста / Т. В. Кузнецова // Актуальные вопросы лингвистки : сб. ст. -Тюмень : Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2003. С. 20-26.

158. Кузьмина Н. А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка / Н. А. Кузьмина. Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та; Омск : Изд-во Омск. гос. ун-та, 1999. - 268 с.

159. Кухаренко В. А. Интерпретация текста : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности № 2103 «Иностранные языки»/ В. А. Кухаренко. JI. : Просвещение, 1978. - 327 с.

160. Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные предметы. Что категории говорят нам о мышлении / Дж. Лакофф. М. : Языки славянской культуры, 2004. - 792 с.

161. Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификаторов / Дж. Лакофф // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII : Когнитивные аспектыязыка / сост., ред., вступ. ст. В. В. Петрова, В. И. Герасимова. М. : Прогресс, 1988.-С. 12-51.

162. Лебедева Л. Б. Бессознательное в языковом стиле / Л. Б. Лебедева // Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке / отв. ред. Н. Д. Арутюнова, И. Б. Левонтина. М. : Индрик, 1999. - С. 135-145.

163. Лебедева Т. Б. Пространство и время как источники создания метафор чувства / Т. Б. Лебедева // Мир и язык : сб. науч. ст. / отв. ред. Е. А. Пименов, М. В. Пименова. — Кемерово : Графика, 2005. С. 140-146.

164. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка / Д. С. Лихачев // Известия АН. Серия литературы и языка. 1993. - Т. 52. - №1. - С. 3-9.

165. Лихачев Д. С. Очерки по философии художественного творчества / Д. С. Лихачев. СПб. : Блиц, 1999. - 192 с.

166. Логический анализ языка. Знание и мнение : сб. науч. тр. / отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М. : Наука, 1988. - 127 с.

167. Лосская В. Песни женщин: Анна Ахматова и Марина Цветаева в зеркале русской поэзии XX века / В. Лосская. М. : Ред. журн. «Моск. журн. История Государства Российского»; Париж : Музей-квартира Марины Цветаевой в Болшево, 1999. - 320 с.

168. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. Статьи и исследования. Заметки. Рецензии. Выступления / Ю. М. Лотман. -СПб. : Искусство-СПб, 1996. 846 с.

169. Лотман Ю. М. Об искусстве: Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Статьи. Заметки. Выступления (1962-1993) / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство-СПБ, 1998. - 702 с.

170. Лотман 10. М. Семантическое пересечение как смысловой взрыв. Вдохновение / Ю. М. Лотман // Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб. : Искусство-СПБ, 2001. - С. 26-30.

171. Лотман Ю. М. Текст как семиотическая проблема / Ю. М. Лотман // Лотман 10. М. Избранные статьи : в 3 т. Т. 1. Таллинн : Алксандра, 1992. -С. 129-248.

172. Лукин В. А. Семантические примитивы русского языка. Основы теории / В. А. Лукин. М. : Институт русского языка АН СССР, 1990. - 143 с.

173. Лукин В. А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и • элементы анализа : учебник / В. А. Лукин. М. : Ось-89, 1999. - 192 с.ф 102. Лурия А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. Ростов н/Д. : Феникс, 1998.-414с.

174. Маслова В. А. Когнитивная лингвистика : учеб. пособие / В. А. Маслова. Мн. : ТетраСистемс, 2004. - 256 с.

175. Менджерицкая Е. О. Когнитивный синтаксис художественной литературы. Современный английский язык монография / Е. О. Менджерицкая. М. : Диалог - МГУ, 1997. - 144 с.

176. Мережковский Д. С. В тихом омуте : Статьи и исследования разных лет / Д. С. Мережковский. М. : Сов. писатель, 1991. - 489 с.

177. Миллер Л. В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория / Л. В. Миллер // Мир русского слова. 2000. - №4. - С. 39-45.

178. Минский М. Остроумие и логика когнитивного бессознательного / М. Минский // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII : Когнитивные аспекты языка / сост., ред., вступ. ст. В. В. Петрова,

179. B. И. Герасимова. М.: Прогресс, 1988. - С. 281-309.

180. Москвин В. П. К типологии речевых образов / В. П. Москвин // Известия АН. Серия литературы и языка. 2004. - том 63. -№ 2. - С. 33-41.

181. Никитина С. Е. О концептуальном анализе в народной культуре /

182. C. Е. Никитина // Логический анализ языка: Культурные концепты / отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М. : Наука, 1991. - С. 117-123.

183. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка : проспект / под общ. рук. академика Ю. Д. Апресяна. М. : Русские словари, 1995. -560 с.

184. Ортони А. Когнитивная структура эмоций / А. Ортони, Дж. Клоур, А. Коллинз // Язык и интеллект : сб. / сост. и вступ. ст. В. В. Петрова.ф М. : Прогресс, 1996.-С. 314-381.

185. Падучева Е. В. Нужен ли лингвистике эпитет «когнитивная»? (о новых идеях и подходах в семантике) / Е. В. Падучева // Научно-техническая информация. Сер. 2. «Информационные процессы и системы». 2003.-№ 11.-С. 38-43.

186. Падучева Е. В. Семантика вины, смещение акцентов в толковании лексемы / Е. В. Падучева // Логический анализ языка: Языки этики / отв. ред. Н. Д. Арутюнова, Т. Е. Янко, Н. К. Рябцева. — М. : Языки русской культуры, 2000. С. 149-166.

187. Паустовский К. Г. Молния / К. Г. Паустовский // Паустовский К. Г. Золотая роза : Повести и рассказы. М. : Сов. писатель, 1983. - С. 45-49.

188. Пименова М. В. Специфика концептуализации вдохновения в русской и английской картинах мира / М. В. Пименова // Мир и язык : сб. науч. ст. / отв. ред. Е. А. Пименов, М. В. Пименова. Кемерово : Графика, 2005. — С. 75-95.

189. Пищальникова В. А. Концептуальный анализ художественного текста : учеб. пособие / В. А. Пищальникова. — Барнаул : АГУ, 1991. 87 с.

190. Пищальникова В. А. Проблемы лингвоэстетического анализа художественного текста / В. А. Пищальникова. Барнаул : АГУ, 1984. — 59 с.

191. Плотникова А. М. Когнитивные аспекты изучения семантики (на материале русских глаголов) : учеб. пособие / А. М. Плотникова. -Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2005. 140 с.

192. Плотникова А. М. Репрезентация этических стереотипов в лексике русского языка / А. М. Плотникова // Актуальные вопросы лингвистики : сб. ст. Тюмень : Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2003. - С. 37-40.

193. Плунгян В. А. К описанию африканской «наивной картины мира» (локализация ощущений и понимание в языке догон) / В. А. Плунгян // Логический анализ языка: Культурные концепты / отв. ред. Н. Д. Арутюнова.-М. : Наука, 1991.-С. 155-159.

194. Попова 3. Д. Из истории когнитивного анализа в лингвистике / 3. Д. Попова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики : научное издание / под ред. И. А. Стернина. Воронеж : Ворон, гос. ун-т, 2001.-С. 7-17.

195. Попова 3. Д. Очерки по когнитивной лингвистике / 3. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж : Истоки, 2001. - 192 с.

196. Попова 3. Д. Язык и сознание: теоретические разграничения и понятийный аппарат / 3. Д. Попова, И. А. Стернин // Язык и национальное сознание. Вопросы теории и методологии. Воронеж : Ворон, гос. унт, 2002. - С. 8-49.

197. Потебня А. А. Из записок по теории словесности / А. А. Потебня // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / под общ. ред. В. П. Нерознака. М. : Academia, 1997. — С. 6675.

198. Потебня А. А. Мысль и язык / А. А. Потебня // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / под общ. ред. В. П. Нерознака. М. : Academia, 1997. - С. 51-65.

199. Рахилина Е. В. Когнитивный анализ предметных имен: семантика и сочетаемость / Е. В. Рахилина. М. : Русские словари, 2000. - 416 с.

200. Русская глагольная лексика: денотативное пространство : монография / под общ. ред. Л. Г. Бабенко. Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 1999. -460 с.

201. Семантика и категоризация / отв. ред. Ю. А. Шрейдер. М. : Наука, 1991.- 168 с.

202. Семиотика : антология / сост. и общ. ред. Ю. С. Степанов. М. : Академический Проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2001. - 703 с.

203. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Э. Сепир. М. : Прогресс, 2001. - 656 с.

204. Скребцова Т. Г. Американская школа когнитивной лингвистики / Т. Г. Скребцова. СПб. : Анатолия, 2000. - 201 с.

205. Слышкин Г. Г. Лингвокультурные концепты прецедентных текстов : автореф. дис. канд. филол. наук / Г. Г. Слышкин; Волгогр. гос. пед. ун-т. -Волгоград, 1999. 18 с.

206. Слышкин Г. Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе / Г. Г. Слышкин. М. : Academia, 2000.- 128 с.

207. Солсо Р. Л. Когнитивная психология / Р. Л. Солсо. М. : Тривола, 1996. -600 с.

208. Сорокин Ю. С. Развитие словарного состава русского литературного языка в 30-90 гг. XIX в. / Ю. С. Сорокин. Л. : Наука, 1964. - 566 с.

209. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. М. : Академический Проект, 2004. - 992 с.

210. Стернин И. А. Лексическое значение слова в речи / И. А. Стернин. — Воронеж : Ворон, гос. ун-т, 1985. 170 с.

211. Стернин И. А. Методика исследования структуры концепта / И. А. Стернин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики : научное издание / под ред. И. А. Стернина. — Воронеж : Ворон, гос. ун-т, 2001.-С. 58-65.

212. Токарев Г. В. Теоретические проблемы вербализации концепта «труд» в русском языке : автореф. дне. . д-ра филол. наук / Г. В. Токарев; Волг, гос. пед. ун-т. Волгоград, 2003. - 49 с.

213. Трипольская Т. А. Эмотивно-оценочный дискурс: когнитивный и прагматический аспекты / Т. А. Трипольская. Новосибирск : Новосиб. гос. пед. ун-т, 1999. - 166 с.

214. Троцык О. А. Библия в художественном мире Анны Ахматовой / О. А. Троцык. Полтава : ПОИППО, 2001. - 108 с.

215. Урысон Е. В. Аналогия в семантике / Е. В. Урысон // Русский язык сегодня. Вып. 2 : сб. ст. / отв. ред. Л. П. Крысин. М. : Азбуковник, 2003. - С. 257-270.

216. Урысон Е. В. Фундаментальные способности человека и наивная «анатомия» / Е. В. Урысон // Вопросы языкознания. 1995. - № 3. - С. 316.

217. Филипенко Т. В. Внутренняя форма идиом в коммуникативной перспективе / Т. В. Филипенко // Вестник Московского университета. Сер. 19. «Лингвистика и международная коммуникация». 2001. - №4. -С. 82-96.

218. Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания / Ч. Филлмор // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII : Когнитивные аспекты языка / сост., ред., вступ. ст. В. В. Петрова, В. И. Герасимова. М. : Прогресс, 1988. — С. 52-92.

219. Фрумкина Р. М. Концептуальный анализ с точки зрения лингвиста и психолога (концепт, категория, прототип) / Р. М. Фрумкина // Научнотехническая информация. Сер. 2. «Информационные процессы и системы». 1992. -№ 3. - С. 1-8.

220. Фрумкина Р. М. Лингвистика в зеркале других наук / Р. М. Фрумкина // Научно-техническая информация. Сер. 2. «Информационные процессы и системы». 1997. -№ 11. - С. 1-6.

221. Фрумкина Р. М. Психолингвистика : учеб. пособие для студ. выс. учеб. заведений / Р. М. Фрумкина. М. : Академия, 2003 .-317с.

222. Фрумкина Р. М. Современные представления о когнитивных процессах и культурно-историческая психология Выгодского -Лурия / Р. М. Фрумкина // Научно-техническая информация. Сер. 2. «Информационные процессы и системы». 1998. -№ 6. - С. 1-12.

223. Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности / отв. ред. В. Н. Телия. -М. : Наука, 1991. -214 с.

224. Чернейко Л. О. Концепция лексического значения с позиции структурной и когнитивной семантики / Л. О. Чернейко // Русский язык сегодня. Вып. 2 : сб. ст. / отв. ред. Л. П. Крысин. М. : Азбуковник, 2003. - С. 284-294.

225. Чернейко Л. О. Лингвофилософский анализ абстрактного имени / Л. О. Чернейко. М. : МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. - 320 с.

226. Шаховский В. И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка / В. И. Шаховский. Воронеж : Ворон, гос. ун-т, 1987. -190 с.

227. Шмелев А. Д. Можно ли понять русскую литературу через ключевые слова русского языка? / А. Д. Шмелев // Мир русского слова. 2000. - №4. -С. 46-50.

228. Шмелев А. Д. Русская языковая модель мира : материалы к словарю / А. Д. Шмелев // Шмелев А. Д. Русский язык и внеязыковая действительность. М. : Языки славянской культуры, 2002. - С. 290-482.

229. Шмелькова В. В. Значение ассоциативных образов в художественном произведении (к вопросу об интерпретации текста) / В. В. Шмелькова //

230. Вестник Московского университета. Сер. 19. «Лингвистика и международная коммуникация». 2000. - №4. - С. 95-100.

231. Janda L. Cognitive Linguistics / L. Janda. Bloomington, Indiana, 2000.-Режим доступа: http://www.indiana.edu/~slavconf/SLING2K/ pospapers/ianda.pdf.

232. Leech G. Semantics: The Study of Meaning / G. Leech. Harmondsworth: Pinguin Books, 1981.-383 p.

233. Seuren P. A. M. The study of meaning / P. A. M. Seuren // Seuren P. A. M. Western Linguistics. An Historical Introduction. — Oxford : Blackwell Publishers, 1998.-p. 367-458.

234. Turner M., Fauconnier G. Metaphor, Metonymy, and Binding / M. Turner, G. Fauconnier // Metaphor and Metonymy at the Crossroads: A Cognitive Perspective. Berlin and New York : Mouton de Gruyter, 2000. - p. 133-145.