автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Революционная поэзия великого октября и гражданской войны как исторический источник
Полный текст автореферата диссертации по теме "Революционная поэзия великого октября и гражданской войны как исторический источник"
КИЕВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
/
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Т. Г. ШЕВЧЕНКО
На правах рукописи
МИРОНЕЦ Надежда Ивановна
УДК 947.084:93/99/093.3/
РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПОЭЗИЯ ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
07.00.02 — история СССР
07.00.09 — историография и источниковедение
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук
КИЕВ — 1989
Работа выполнена на кафедре истории СССР /советский период/ ■Киевского ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции государственного университета им.Т.Г.Шевченко
Официальные шпоненты: 'доктор исторических наук,
профессор Г.Л.Соболев, доктор исторических наук, профессор В.Г.Сарбей, доктор исторических наук, профессор БЛ.Зашшнскиа
Ведущая организация - Московский государственный университез им.М.В.ЛоыоносоБа
Защита состоится • ■_;_ 1989 г. в 10 часов
на заседании специализированного совета Д.068.18.05 по защите диссертаций при Киевском ордена Ленина я ордена Октябрьской Революции государственном университете гм.Т.Г.Шевченко /252017, Киев, ул.Владимирская, 60/.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке университета Дл.Владимирская, 58/.
Автореферат разослан
Ученый секретарь специализированного совета
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
л' Актуальность проблемы. Повнвениа научного значения а эффективности исторических иооледований на современном этапе развития общеегвоведчеокой наука во многом зависит от расширения круга исторических источников, вовлечения в научный оборот их новых видов, а также от дальнейиего оовериенотвованкя методов анализа как традиционных источников, так и тех, которые по разным причинам до последнего времени окаэывалиоь вне поля эреная аоториков.
Коммунистическая партия ставит перед общественными науками задачу глубокой переотройки, подчеркивает необходимость ".».до конца преодолеть догматизм и отрыв от жизни"1, повысить реальную отдачу научных разработок для политики, для общеотва.
Происходящая в нашей огране революционная перестройка во ей жизни общеотва выдвигает на первый план человека, как в экономике и политике, так и в познании прошлого. Одной из актуальных проблем отечественной истории становится изучение роли личноог-ного фактора в исторических событиях, ведь история, подчеркивал В.И.Ленин , "воя слагаетоя именно из дейотвий личностей, представляющих иа оебя-несомненно деятелей"^.
Ученые должны "написать правдивую и полную иотораю, которая была бы историей жизни и борьбы народа...","ярко показать, как жила, как трудились, во что верили миллионы людей, как соединялись прбеды и неудачи, открытия и ошибки, светлое и трагичеокое, революционный энтузиазм масс и нарушение социалистической законности, а подчао и преступления. Это и будят научным, материалистическим взглядом на историю как на результат деятельности народных масс"в. ___
1 0 ходе реализации реяений ПУЛ съезда КПСС и задачах по углублению перестройки: Резолюция XIX Всесоюзной конференции КПСС // XIX Всесоюзная конференция Коммунистической партии Советского Союза. 28 июня - 1 ишя 1988 года. Стенографический отчет. В 2-х томах. - М., 1988. - Т.2. - С.ИЗ.
2 Ленин В.И. Что такое "щэья народа" и как они воюют против соцаал-демократов? // Подн.ообр.ооч. - 1.1. - С.159.
® Горбачев М.С. Революционной перестройке - идеологи*) обновления. Речь на пленуме ЦК КПСС 18 февраля 1988 года. Постановление Пленума ЦК КПСС. - М., 1988. - С.II.
В связи с этим особую актуальность в области источниковедения истории Великого Октября и гражданской войны приобретает комплексное изучение различных типов и видов исторических источников,в том числе и таких-нетрадиционных как произведения ревоюционной поэзии, разработка источниковедческих методов их анализа с целью извлечения и использования для решения проблем . исторической науки всех слоев содержащейся в шх информации.Цо последнего времени такие лоточники почти не вводились историками в научны}! оборот.
По мнению диссертанта, это объясняется следующими причинами: особым местом, занимаемым художественными произведениями в системе исторических источников и специфическим содержанием заложенной в, них информации, отсутствием методики ее извлечения и интерпретации, а также недостаточно активной научной разработкой социально-психологических аспектов истории Октября и гражданской войны, для освещения которых большие возможности дает именно художественное творчество, фольклор.
Фольклор, по мнению В.И.Ленина, это интересный материал, на котором "можно было бы написать прекрасное исследование о чаяниях и ожиданиях народных"*. Он высказывал сожаление о тем, что подлинно народное творчество недостаточно изучается с такой целью, и настаивал: "Это обязательно нужно сделать. Ведь это многовековое творчество масс отображает их миросозерцание в разные эпохи"2.
Следует отметить, что многие историки /А.И.Вдовин,£.Н.Городецкий, В.З.Цробиаев, Е.М.Нуков, И .Д.Коьальченко, В.Л.Козлов, Н.Н.Маслов, Б.11.Наумов, В.'Г.Пашуто, Г.Л.Соболев и др./ обращали внимание на необходимость более глубокого исследования психологического состояния масс и поиска нужных для этой цели источников. М.М.Громыко, В„П.Данилов,'В.А.Замлинскай, В.М.Мельник, В.В.Мавродин, Л.Н.Пушкарев, С.0.Шмидт и некоторые другие историки показали значение таких источников как произведения народно-поэтического творчества. Анализируя песни и стихи революционного подполья Западной Украины, авторы вступительной статьи
1 ' ~ Цит.по: Бонч-Боуевич В.Ц. В.И.Ленин об устном народном творчестве // Сов.этнография. - 1954. - И 4. - С.118.
2 Там же. - -С. 120.
к составленному ими сборнику отметит, что в народной поэтическом творчестве революционного подполья отражена и сохранена правда тех незабываемых лет, что в своей совокупности.пеона и стихи создают величественный образ народа-героя, его души,его чаяний1.
Имеются отдельные исследования, посвященные изучению революционного сознания масс, проблем форадрования пролетарской морали, духовной культуры рабочего класса, в которых наряду с другими источниками используется поэзия Октября и .гражданской войшЛ
. Однако таких работ крайне мало, к тому же использование поэтических произведений в качестве исторических источников носит преимущественно иллюстративный характер.
Стало очевидным, что в полной мере достичь значение данного источника и привлечь к нему внимание историков можно лишь комплексно проанализировав всю содержащуюся в нем информацию. Для историка это - перспектива открыть новое направление источниковедческих исследований, так как отсутствуют специальные обобщающие работы по ноточниковедчеохому анализу поэтических произведений.
Разработка этого направления будет способствовать решению многоплановой, нуждающейся в глубоком исследовании проблемы: взаимосвязь мажду исторической наукой и искусством /в том числе литературой/ в познании истории. В последние годы, когда процесс обновления исторической памяти народа превратился в один из факторов общественно-политической жизни нашей страны,а художественная литература и искусство- в один из наиболее до-
*См.: Гошко Ю., Замлинський В. Поез1я нескорених // Шсн1 та Bipai революцШного п1дп!лля Зах1дно! УкраТни. - Ки1в,1964. - С .8.
2Соболев Г .Л. Революционное сознание рабочих и солдат Петрограда в 1917 году. Период двоевластия. - .1., 1973; его же. Россия 1917 год: революционный процесс а революционное сознание // История СССР. - 1987. - Ii 5. - С. 18-36; Карху Т.Н. Рождение советского патриотизма /на материалах Петрограда. Октябрь 1917 -июнь 1918 гг. / // Исследование и формирование коммунистической морали. Сб.статей. - Л., 1975. - 0.104-103; Шишгин В.Ф. Великий Октябрь и процетарская мораль. -М., 1976; Пинегана Л.А. Советский рабочий класс и художественная культура. I9I7-I932.
- М., 1984 и др.
ступных источников удовлетворения невиданного ранее интереса к прошлому, отала особенно очевидной необходимость изучения различных аспектов взаимодействия исторической науки и искусства в познании истории.
Эти вопросы привлекли внимание историков и писателей', об ответственности ученых-обществоведов и литераторов за формирование исторического сознания говорится в принятом ЦК Компартии Украины постановлении "О разработке республиканской программы развития исторачеоких исследований, улучшения изучения и пропаганды истории Украинской ССР"^, что свидетельствует об актуальности исследования различных аспектов иогочникового значения художественной литературы и искусства, в том числе поэзии Октября и гражданской войны.
Актуальность источниковедческого анализа произведений революционной поэзии для их более активного использования в исторических исследованиях обусловлена также необходимостью повышения воспитательного потенциала исторвческой науки. Поэтические произведения имеют особое значение идя изучения вопросов, которые уке своим содержанием /состояние духа революционных борцов, их патриотизм, интернационализм и т.п./ оказывают большое психологическое воздействие. Воспитательная роль научного исторического исследования еще больше повышается, если эмоционально насыщенный материал поэтических произведений является его составной частью, источниковой ооновой.
Таким образом,:выбор автором темы .диссертационного исследования определяется следупдими факторами:
I. Диктуемым жизнью насущным требованием активно исследовать проблемы отечественной истории, связанные о человечеокам фактором ,с идеологией и общественной психологией отдельных социальных групп в определенных исторических условиях, для изу-
* Иоторики и пиоатели о литературе и истории. Материалы конфе-ренцаи // Вопр. истории. - 1988. -Кб,- С.3-114; Великая Отечественная война: факт и документ в исторических исследованиях и художественной литературе. Беседа историков и писателей за "'круглым столам" // История СССР. - 1388. - Л 4. - С.3-44; Мельниченко В.Ю. Правда ¡сторН та художня литература // Укр.Ют.журн. - 1988. - Н 5. - С.16-26 и др.
® Формировать историческое сознание // Правда Украины. -1989. 3 февр.
явная которых художественные произведения, в том чиола и поэтические, являются ценный источником,
2. ВозросиеЙ потребностью исторической практика з расширении источниковой базы исторических исследований в плане комплексного подхода к научному освещению таких важнейших периодов наией истории как Октябрьская революция и гражданская война.
3. Задачашповышения идейно-воспитательной функции исторических исследований, чему призваны способствовать вовлеченные
в научный оборот высокоидейные, эмоционально насыщенные исторические источники - поэтические произведения, а также изучение и обобщение однта использования революционных стихов и песен в агитационно-пропагандаотокой работе партии бсльиевиков в годы революции и. гражданокой войны.
4. Отсутствием в исторической литературе опециалышх обобщающих трудов, в которых раскрывался бы большой информационный потенциал революционной поэзии Октября и гражданской войны,.давался бы ее всесторонний иоточнаковедческий анализ.
Исторя Великого Октября и гражданской войны в России -история беспримерного революционного подвига народных масо."Октябрьская революция - это революция народа и для народа, для человека, его освобождения и развития"1.
Борьба за победу социалистической революции и защита ее завоеваний - события, которые никого не могла оставить безучастш-ии и равнрдушными, они требовали своего осмысления, отнонения, оценка. Неординарность оитуации и вызванных ев чувств обусловила потребность в поэтической форме их выражения. За годы революции и гражданской войны профессиональные поэты и саыодеятель-ные авторы - представители широких народных маоо, которым социалистическая революция открыла ранее невиданные возможности для творчества, ооздали огромное количество отихов, пеоен, частушек, представлявших собой прямой отклик на конкретные иото-
Горбчаев M .С. "Октябрь и переотройка: революция продолжается: Доклад на совместном торжественном заседании Центрального Комитета К1ЮС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР, посвященной ïft-летию Великой Октябрьской революции,- в Кремлевском Дворце съездов, 2 ноября 1987 года. - М., 198?. -■ С.З.
ричеокие события их участников или свидетелей, непосредственно выразивших оценку данных событий.
Этот массив поэтических произведений далеко не однороден как по художественному уровню, так и по происхождении, содержанию, идейной направленности. Наряду с высокохудожественными стихами и поистине народными песнями, он включает в себя и многие сочинения самодеятельных авторов,хотя и отличающиеся искренностью выражениях чувств, но в большинстве своем не вполне бесспорных в художественном отношении. Учитывая это, автор тем не менее считает правомерным условное применение к ник определения "поэтическое произведение", имея в виду результаты поэтического творчества представителей народа.
Поэтическое произведение как исторический источник, по определению автора, - это материальный носитель исторической информации, характеризующийся стихотворной формой, зафиксировавший в письменном виде или в виде фонозаписи ту' или иную сторону человеческой деятельности и непосредственное отношение к ней индивидуального или коллективного автора.
Революционная поэзия Великого Октября и гражданской войны как исторический источник, являющаяся объектом исследования данной диссертации,. - это комплекс текстов стихотворной формы, относящийся к разным видам искусства /художественной литературе- и фольклору/, объединенных общностью социальных функций, характеризующихся конкретно-исторической обусловленностью создания, особенностями отображения исторической реальности, непосредственным выражением в целсм положительного отношения к социалистической революции.
Предмет исследования - истоки возникновения и бытование революционной поээииш, ее авторство; формы выражения информации, метода ее изменения и интерпретации; разновидности и способы фиксации поэтических произведений и их сохранность*, содержащаяся в поэтических произведениях разносторонняя информация об исторических реалиях Октябрьской революции и гражданской войны и о революционном сознании масс.
Цель исследования заключается в выявлении и комплексном источниковедческом анализе революционных стихов, песен, частушек литературного и фольклорного происхождения, созданных в годы Октября и гражданской войны профессиональными поэтами и самодеятельными авторами.
Поставленная цель конкретизик ?*с.ч рядом следуй1»..: исследовательских задач:
- определить источниковое значение поэзии, дать теоретическое обоснование возможности и целесообразности использования поэтических произведений в качестве исторических источников, выявить их специфику;
- раскрыть социальные функции поэтических произведении, возникших под непосредственным влиянием ообытий и идей.Октября и гражданской войны, побудительные мотивы их создания, роль в развитии классовой борьбы, в формировании общественного сознания;
- определить место произведений революционной поэзии в комплексе источников по истории Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны;
- разработать принципы и практику отбора, классификации поэтических произведений, возможные приемы научной критики источника;
- дать характеристику разных способов и видов фиксации поэтических произведений;
- выявить основную тематическую направленность и социаль-но-поихолотческую структуру поэтических произведений, определить их значение как источника для изучения конкретно-иотори-ческих событий и личностей;
- исследовать информационный потенциал поэтических произведений и возможности их использования для изучения таких наиболее полно отобразившихся в них сторон общественного сознания как осознание трудящимися своего места в революционных событиях и исторического значения Октября; идеЯ патриотизма,интернационализма, отноления к новым явлениям общественной жизни;
- раскрыть роль произведений массовой поэзии как источника для изучения общественной психологии классов и социальных слоев советского общества в первые года его становления и развития;
- выясцить состояние научной разработки проблемы, определить пути дальнейшего ее перспективного изучения.
Постановкой и решением перечисленных и ряда других вопросов, а также самим характером источника, выявленного и впервые
вводимого в практику источниковедчеоких исследований, определяется научная новизна работы. Диссертация,иак и публикации автора по данной проблеме, являются первым опытом источниковедческого. изучения всего комплекса поэтических произведений революционного содержания, созданных в годы Октября и гражданской войны.
В теоретическом плане обоснованы возможности поэтических произведений как специфических носителей исторической ин$орма-у. ции; определено их место среди других видов источников как содержащих особую и этим ценную информацию об индивидуальном и общественном сознании, проявляющемся в его общих и особенных чертах для разных классов и социальных групп. Раскрыта специфика поэтических произведений как иоторических источников и обусловленные ее характером методы источниковедческого анализа, . которые основаны на междисциплинарном подходе, преддолагашем необходимость включения в методику их исследования споообов и приемов как исторического, так и художественного познания, о целью установления их подлинности, анализа оодержащейся в них исторической информации, определения ее ценнооти для исторических исследований.
Изучая комплекс произведений революционной поэзии, диссертант выявил и проанализировал около десяти тыояч .стихов и пеоен, дал характеристику их публикаций в 1917-1922 гг. в партийной, советской, армейской печати, в листовках и плакатах, в сборниках отихов и песен разных лет издания в хронологической диапазоне от 1917 до 1988 гг. »раскрыл зависимость сохранности и доступности для исследователей фольклорных произведений от условий юс записи и качественного состояния рукописных фондов.
Итогом работы автора по выявлению публикаций революционных песен явилось создание вынесенных в приложения двух указателей оборников песен; для ставших библиографической редко-отыэ оборников издания 1917-1922 гг. указаны места хранения и шфры библиотек. Определению информационной ценности источника, открывающей перопективы его многопланового и многоразового использования, служит представленная в Приложении 3 группировка ооновных вопросов,поднятых в массовой поэзии, по их тематической направленности и социально-поихологическим признакам.
Историографическая новизна исследования характеризуется анализом и обобщением выводов и положений, содержащихся в предшествующих исторических исследованиях, а также в работах философов, литературоведов, фольклористов по основным аспектам взаимосвязей исторической науки и художественной литературы в познании исторической действительности. В диссертации высказана позиция автора по отношению к имевшей место дискуссии о художественной литературе как историческом источнике, сделан вывод о необходимости разграничения историковедчаского и историографического аспектов изучения познавательной функции художественных произведений. Диссертант проделал работу по уточнению ряда существенных .идя источника данных, уточняющих и дополняющих имеющиеся в литературе сведения о времени создания, авторстве, первой публикации отдельных произведений.
Практическая значимость работы состоит.в расиирении круга источников для изучения актуальных проблем истории Октября и гражданской войны, что способствует их дальнейшему научному исследованию; в использовании результатов исследования в общем лекционном курсе по истории советского общества, в спецкурсе "История советского общества в украинской художественной литературе", читаемом автором на историческом факультете Киевского государственного университета.
Материалы и выводы диссертации могут был использованы при создании обобщающих и специальных трудов по истории СССР и УССР послеоктябрьского.периода, вузовоких и школьных пособий, а также в источниковедческих исследованиях при дальнейшей теоретической разработке вопросов источникового значения художественной литературы и искусства. Поскольку революционная поэзия содержит яркий, эмоционально насыщенный материал, характеризующий патриотизм, интернационализм, высокие нравственные качества борцов за шаоть Советов, она должна шире попользоваться в лекционно-пропагандистской и других видах, воспитательной работы. " .
Апробация работы. Диссертация обсуждалаоь ка заседании кафедры истории СССР /советский период/ при участии членов'кафедры источниковедения Киевского государственного университета. Результаты научных изысканий автора апробированы в печати
\
а на научных, конференциях. Основное содержание диссертации отражено в опубликованных двух монографиях, а также статьях в журналах и сборниках, получивших положительную оценку как в специальных рецензиях на них, так и в ряде историографических и источниковедческих работ. Положения и выводы диссертации докладывались на Всесоюзной научной конференции, посвященной 60-летию победоносного окончания гражданской войны в СССР /1918 -1920 гг./ /Днепропетровск, 1980/, 17 Всесоюзной конференции "Актуальные проблемы источниковедения и специальных исторических дисциплин" /Днепропетровск!- 1983/, Всесоюзной научной конференции "Октябрьская революция и молодежь" /Ереван, 1983 г./ , Всесоюзной научной конференции, посвященной 80-летию первой российской революции 1905-1907 гг.-/Ворошиловград, 1985/, республиканской научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения А.М.Панкратовой /Донецк, 1987/, научно-практической конференции "Принцип единства идейно-воспитательной и организаторской работы, совершенствование форм и методов его осуществления в практике партийной работы" /Киев, 1983/, на конференции профессорско-преподавательского состава Киевского госуниверситета , "Великий Октябрь и исторические оудьбы народов мира" /Киев,1987/ на ежегодных итоговых научных конференциях Киевского госуниверситета /1983-1988 гг./, а также на кафедре источниковедения истории СССР Московского государственного университета /1977,1984/.
П. МЕТОДкЛОШл и историография прошши, ИСТОЧНИКОВ^ БАЗА
Методологической основой исследования явилиоь основные положения диалектико-материалистической теории, разработанные основоположниками научного коммунизма, получившие развитие в программных документах КПСС, в решениях съездов, конференций, пленумов ЦК КПСС по вопросам науки, литературы, искусства и культуры в целом.
Труды классиков марксизма-ленинизма являются методологической основой советского источниковедения. Ленинская теория отражения позволяет понять особенности научного познания и его связь о другими видами творческой деятельности, природ/ и свойства исторических источников,-сущность познавательных возможностей искусства, особенности таких источников как поэтические произведения.
Теоретически возможность использования художественных произведений в качестве исторических источников исходит из марксистского понимания искусства как специфической формы отражения действительности.
Кардинальным положением марксистской, материалистической теории отражения является признание объективности существующего вне сознания человека внешнего мира и способности сознания отражать этот мир. Поскольку искусство своими художественно-образными средствами отображает реально существующую действительность, оно является и способом ее познания, т.е. проникновения в закономерности ее развития.
Объектом отображения в искусства является ценностное взаимодействие человека и мира, реализуемое через общественно необходимую социальную и индивидуальную жизнедеятельность. Человек в марксистском понимании его сущности - совокупность всех общественных отнолении, а "история - не что иное, как деятельность преследующего, свои цели человека"*. Если художнику/пи-сателю.поэту/ в силу своего таланта удается глубоко проникнуть в сущность исторических процессов, изображаемых через челове- • ческие характеры и отно-ления посредством художественного образа, художественной идеи, - познавательное значение его произведения огромно.
Основоположники научного коммунизма на примере рассмотрения творчества великих художников слова показали больше его историко-познавательные возможности. Анализ оценок К.Марксом, Ф.Энгельсом, З.И.Лениным познавательной роли искусства, практики использования художественных произведений в научных и публицистических работах дает основание выделить три аспекта познавательной функции художественных произведений по отношению к исторической действительности.
Во-первых, оценка высокохудожественных, исторически достоверных литературных произведений как важных источников познания /в широком смысле этого понятия/ социальной дейотвительнооти, помогающих глубже проникнуть в сущность исторических явлений. Известно отношение К.Маркса и Ф.Энгельса к творчеству Бальзака и английских романистов, которые "раскрыли миру больше политических и социальных истин, чем все профессиональные политики, . * Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство // Соч.2-е. изд.-Т.2.-С.1СВ
публицисты и моралисты вместе взятые..."'
Во-вторых, использование художественных произведений в научных построениях и политических дискуссиях для подтверждения своих мыслей. При этом отмечается два подхода. С одной стороны, используются результаты исследования художественными средствами сущности определенных исторических явлений, которые отличались иногда большей достоверностью, чем произведения современных им. ученых. Объективный характер художественного познания дает возможность адекватного отображения некоторых оторон исторической действительности авторами-участниками дли современниками событий, положенных в основу сшета, иногда даже вопреки субъективным взглядам автора, что отмечал й>.Энгельс в творчестве Бальзака, который "вынужден был идти против своих собственных классовых симпатий и политических предрассудков..."2, а В.ИЛенин в творчестве Л.Толстого, подчеркнув, что. "если перед нами действительно великий художник, то некоторые хотя бы из существенных сторон революции он должен отразить в своих произведениях"^. Познавательная функция подобных произведений художественной литературы близка по своей сути к функции научной литературы, что подтверждает использование К.Марксом в "Капитале" романа Бальзака "Креотьяне"^, а В.И Лениным в работе "Развитие капитализма в России" - произведений В.Короленко, Д.Мамина-Сибиряка, М.Салтыкова-Щедрина, Л.Тоястого, Г.Успенского.
С другой стороны, в художественных произведениях, созданных современниками событий, положенных в основу сюжета,содержатся реалистические картины быта, нравов, портреты социальных типов и т.п., которые выступают как свидетельства современников, как документы данной эпохи. Такой материал использовался в качестве исторического источника при изучении исторических реалий. В.И.Ленин, например, использовал рассказ Д.Мамина-Сибиряка "Бойцы" при изучении быта Урала^, К.Маркс, раскрывая постоянно ухуд-
* Маркс К. Английская буржуазия // Маркс К..Энгельс Ф. Соч.-
ТЛ 0. — С.648.
2
Энгельс Ф. Маргарет Гаркнесс, нач.алр.1888 г. // Маркс К.,
Энгельс <3. Соч. - Т.37. - С.37.
Я
Ленин В.И. Лев Толстой .как зеркало русской революции // Поли.
собр.соч• - Т.17. - С.206.
^ Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс *>.-Соч-,-Т.23.- С.602 , ' с прим. ■
Ленин В.И. Еазштие капитализма в России // Полн.собр.соч.
-Т.З. - С.488, прим.
шавдиеся условия.жизни прибывающего л города сельского населения Франции, сослался на "Песню рабочих" Пьера Дюпона'.
В-третьих, источниковая функция художественных произведений проявляется особенно отчетливо лри изучении выраженных в них идей и настроений определенных классов и социальных групп, что видно из отношения В.И.Ленина к Л.Толстому "как зеркалу русской революции" ,из высокой оценки классиками марксизма-ленинизма поэтического творчества народных масс как выразителя общественного сознания, ценного материала для его изучения. Именно в таком качестве К.Марта использовал пеоню силезских ткачей, Ф.Энгельс - немецкие политические песни кануна и периода революции 1848-1949 гг. в Германии, В.И.Ленин - стихотворение И.Ильина "Из весенних настроений"2.
Для правильного понимания социальных функций революционной поезда: ценными в методологическом отношении являются высокая оценка классиками марксизма-ленинизма агитационно-пропагандистской роли революционных песен и практика использования их в этом качестве. К.Марко ,Ф.Энгельс большое значение придавали революционному звучанию "Марсельезы" и "Карманьолы"3, В.И.Ленин
называл автора "Интернационала" Эжена Потье "одним из самых вв-
„4
лани* пропагандистов посредством десна" .
В советской исторической литературе произведения революционной поэзии Октября и гражданской войны не были предметами источниковедческого исследования, не имеется четких представлений
0 принципах научного подхода к изучению таких специфических исторических источников как произведения искусства. Хотя совме-
1 Марко К. Капитал // Маркс К.,Энгельс О. Соч.-Т.23. -С.704, прим.
2 Марко К. Критические заметки к статье "Пруссака" "Король прусский и социальная реформа" // Марко К.,Энгельс Ф. Соч. -Т.Л. - С,4ЙЗ; Энгельс О. Роль насилия в истории // Там же.
- Т.21. - С,433; Ленин В.И. План доклада об итогах УП /Апрельской/ Всероссийской конференции ЮДРП/б/ на собрании Петроградокой организации 8/21/ мая 1917 г. // Полн.собрасоч.
- Т.Ж.-- С.439,
3 См.: Энгельс Ф. Герману Шлютеру, 15 мая 1885 г. // Марко К., Энгельс Ф. Соч.- Т.36. - С.269; Марко К.,Энгельо Ф. Немецкая идеология /'/ Там же. - Т.З. - С..70, прим.
4 Ленин В.И. Евгений Потье / К25-летию его смерти/ //'Полн.ообр. соч. - Т.22. - С.274.
отними усилиями представителей общественных наук накоплен определенный опыт изучения и использования произведений искусства и художественной литературы как источников исторического познания, в источниковедческой литературе дискутировался вопрос о правомеоности использования художественных произведения в качестве исторических источников. Поэтому автор счел необходимым обобщить существующий в литературе взгляды на разные аспекты взаимосвязи исторического и художественного познания, чтобы четче определить источниковедческий аспект исследования революционной поэзии.
В работах А. Л. Андреева , й. А.Гусева, Т.М.Гудиш, А. С. ¡Логунова, Т.А.Поляковой, ¿.Г.Родчанина, С.й.Свирского и др. иссле- _ дуются вэпоосы о гносеологической специфике искусства, его роли в формировании научного мировоззрения, что важно для понимания значения художественно л литературы и искусства в формировании исторического мышления. Значительное внимание исследованию роли искусства и литературы в познании истории .уделено в работах,посвященных методологическим вопросам исторической науки, специфике исторического познания /исследования А.л.Гуревича, Г..'Л.Иванова, И.Д.Ковальченко, А.И.Коршунова, Б.Ю.Петрова, Л.С.Треповой,
A.И.Уварова, В.Шаповалова и др./ ,а также в исследованиях о соотношении исторического и художественного познания /работы
B.Б.Александром , О.Б.Ьолобуева, А.В.Гулыги, В.А.-Зльчаяинова, Г.Д.Кареловой, В.П.Конева , Б.Г.Могильницкого, М.В.Нечкиной, Ъ.Т.Пащуто, Л.Б.Подгорных и др./.
Советские ученые, отвергая попытки некоторых буржуазных исследователей отождествить, историческую науку с искусством,признать ее частью художественной литературы, или, наоборот, полностью противопоставить их, обращают внимание на интеграционные процессы истории и разных видов искусства, в том числе и художественной литературы, на особенности исторического познания, которые сближают его с познанием художественным. Ими подчеркнута общность и специфика таких аспектов художественного и исторического познания действительности, как: наличие эстетического момента, образность, типизация, партийность, функция социальной памяти. Учет общих и специфических черт исторического и художественного познания - непременное условие при определении места
художественных произведений в историческом познании и при использовании их в качестве исторических источников.
Большое значение для раскрытия социальных функций произведений революционной поэзии как составной части их источниковедческого анализа имело изучение исследований историков, философов, литературоведов А.Л.Карягина, М.С.Когана, М.В.Нечкинои, Л.Н.Столовича, М.Б.Храпченко и др. о социальных функциях произведений искусства. М.ь.Нечкина рассмотрела вопросы об основных законах воздействия на читателя художественного образа в сфере формирования мировоззрения, о функционировании его в системе идеологических ценностей общества', о роли в исторической связи поколений
Определению источниковой ценности произведений художественной литературы способствует накопленный историками, философами, литературоведами опыт изучения исторических и общественно-политических взглядов писателей /исследования П.Т.Ассоновой, Ю.Ф.Бухалова, Г.З.Иоффе, В.А.Дьякова, Ю.Д.Марголиса, М.И.Марченко, М.В.Нечкиной, В.^.Спицкого, Л.В.Черепнина и др./ именно при изучении этого аспекта взаимосвязей истории и художественной литературы художественные произведения использовались в качестве исторических источников.
Для определения места произведений революционной поэзии среди других исторических источников значение тлело изучение тех исследований историков и фольклористов /М.М.Громыко,В.й.Гусева, В.П.Данилова, В.Ю.Крупянской, о.М.Мельника, С.И.Минц, в.В.Мавродина, в.Я.Проппа, Л.В.Пушкарева, В.К.Соколовой, С.0.111я-дга и др./, в которых показаны большие возможности фольклорных источников для изучения быта, сознания, психологии народных юсс и некоторых других сторон общественной жизни, подчеркнута важная роль народных песен как исторического источника. Значительный вклад в изучение источникового значения революционных песен внесли те исследования, в которых рассмотрены вопросы о рабочих, песнях как источнике изучения быта пролетариата, его самосозна-
* Нечкина М.Б. Функция художественного обоаза в историческом процессе. Сб.раб. - Ц., 1982.
нйя, раскрыты больше информационные возможности рабочих песен*. Однако исследовались преимущественно песни дооктябрьского периода и методика их источниковедческого анализа практически не разрабатывалась.
В советском источниковедении отсутствуют специальные обобщающие исследования, посвященные источниковедческому анализу произведений художественной литературы и народно-поэтического творчества, хотя определенная традиция использования подобных источников существовали в дореволюционной и советской исгорио-. графин /труды М.Драгоманова, В.Ключевского, Н.Костомарова, В.Се-мевского .М.Нечкинрй', В.Мавродина и др./, а отдельные суждения о целесообразности использования художественных произведений в качестзе исторических источников высказались в специальной учебной литературе и в отдельных обобщающих трудах, ¿ели по отношению к литературным произведениям, возникшим до ХУЛ в., т.е.' до того времени, когда художественная литература выделилась из
цублицистики в самостоятельный вид, источниковеды единодушны з
о
положительной оценке их исгочниковой ценности , то по отношению к литературе более позднего времени мнение источниковедов неод .-нозначно .На необходимость привлечения художественной литературы и искусства для изучения более поздних эпох первым обратил внимание В.Й.Стрельский3, вопрос этот был поднят также в стать* Искрин Д.И. На торфяных болотах. Бытовой очеок по песням,записанным в Богородском уезде.- Богооодск,1925: Розанова А.Н. Песни рабочих-крепостных // Резец- 1934. -ft 13.- С.24; Ширяева П.Г. Историческая теш в песенном рабочем творчестве 1905-1907 гг. // Труды Ин-га этнографии АН СССР. - М. ,1551. - Т. Id.- С.113-142; Полищук и. Отражение самосознания рабочих в их песенном репертуаре // Российский поолзтаоизт: облик, борьба, гегемония. -М. ,1970, - С. 164-180; ее же. Рабочий фольклор как источникидучашя условия труда и быта русских рабочих // Русский фольклор: Материалы и асслед. - Jr., 1975. - 'Вып. 15. - С. 177-185; Алексеева О.Б. Устная поэзия русских рабочих.- Л. ,1971; Кузьмина Л.П. Народное поэтическое творчество рабочих Сибири /Рабочий фольклор как исторический источник. - Улан-Уда ,1977 и др.
3Саар Г.П. Источники и методы исторического исследования. - Баку, 1930. - С.144-148; Люблинская А.Д. Источниковедение истооии средних веков. - Бып.1. С древнейших времен до конца ХУиГ века. Учеб.пособие. - М., 1962. - С.III и др.
^Стрельский ВЛ. Джерелознавство tciopi! СРСР. Пер1од шпер1ал13-му. - Ки1в, 1958. - С.407-437; его же. Источниковедение истооии СРСР. Период империализма. Конец XIX в. - 1Ы7 г. - 'ill. ,1962. -С.538-564; его же. Теория и методика источниковедения истории СССР. - Киев, 1968. - С.51-52.
ях Р.С.Мнухияои и М.А.Варшавчика по поводу преподавания источниковедения новой и новейшей истории, истории КПСС и активно обсуждался в ходе дискуссии в 1961-63 гг. в журналах "Новая и новейшая история" и "Вопросы истории КПСС".
Анализ материалов дискуссии и других работ, в которых поднимался вопрос о произведениях художественной литературы как исторических источниках, приводит к выводу, что зачастую противоположные оценки их источниковои цзнности в значительной степени были продиктованы неоднозначной трактовкой самого понятия "исторический источник", недостаточной разработанностью ряда других теоретических вопросов источниковедения..
Переориентации мнения источннкозедов в сторону положительного отношения к художественной литературе как историческому источнику способствовали значительные успехи, достигнутые за последние 20-25 лет в разработке общих теоретико-методологических проблем источниковедения и нашедшие освещение в работах Г.А.Ан-типоваМ.А.Варпввчика, С.В.Воронковой, Г.М.Иванова, Н.П.Ковальского, И.Д.Ковальченко, А.А.Курносова, Н.Н.Маслова, О.М.Медашз-вской, А.П.Пронштэйна, Л. Н. Пушка рева , А.В.Саяцевича , Л.М.Спирина, В.И.Стрельского.А.Г.Тартаковского, .Г.А.Трукана, В.В.Фарсо-бина, Л.Б.Черепнина, C.O.ilIf/ддга я др.
Достаточно высокий уровень современного теоретического источник сведения по существу снял вопрос, правомерно ли считать художественную литературу и искусство историческими источниками, хотя сохранились разные подходы к его трактовке, и связаны они в значительной степени с определением понятия "исторический источник".
В г/лог счисленных дефинициях этого понятия выделяются две. тенденции, существенные для понимания истоков различного отношения к художественной литературе как историческому источнику. Одна из них - широкие определения, подчеркивающие главное свойство источника - быть 'средством исторического познания./Б.Д.Греков, С.О.Шмидт/, вторая тенденция /И.Д.Ковальченко/ ограничивает познавательную функцию источника научным познанием .С учетом этого, представляется необходимым по отношению к произведениям искусства различать понятия "источник познания истории" в широком смысле /как всякий источник знаний о прошлом, играющий определенную роль в Формировании исторических взглядов не только
историков-профессионалов, но и неспециалистов/ и в более узком - "исторический источник" /т.е. их роль в научных построениях, в исторических исследованиях специалистов/. Произведения искусства, художественной литературы выступают в том и в другом качестве, но такое разграничение должно способствовать более углубленному исследованию их источникового значения. Источниковедение, на наш взгляц, должно исследовать второй аспект проблема.
На основе изучения оценок, данных основоположниками научного коммунизма познавательной роли произведений искусства и художественной литературы, опыта использования ими художественных образов в научных трудах, разграничивая понятия "источник познания истории" и "исторический источник", автор, приходит к выводам о том, что высокохудожественные, исторически достоверные литературные произведения, созданные на основе глубокого изучения современной автору или прошлой действительности - важный источник познания истории, они способствуют формированию исторических представлений адекватных реальности. Историческим источником художественное произведение может быть лишь в том случае, если привлекается для изучения эпохи,в которую было создано, тех явлений общественной жизни, свидетелями или участниками которых был его автор; во всех случаях произведение искусства - источник для изучения мировоззрения автора; оно также выражает идеологию, общественную психологию определенных классов, социальных групп, слоев общества; для изучения общественной психологии масс особенно большую источниковую ценность имеют те произведения искусства, которые созданы непосредственно в их гуще, как, например, произведения народно-поэтинеокого творчества.
Источниковую базу исследования составили тексты поэтических произведений,созданных в годы Октября и гражданской войны.Специфика темы требовала соответствующего анализа, творчества поэтов, которые первыми обратились к теме революции /Д.Бедного, А.Блока, В.Брюоова, С.Есенина, Р.Ивнева, В.Маяковского,В.Соскь ры, П.Тычины, В.Чумака, В.Эллана и др./, пролетарских и крестьянских поэтов /П.Арского, М.Герасимова, И.Ионова, В.Кириллова, Н.Клюева, Н.Логинова, С.Обрадовича и др./, а также многочисленных стихов, песен, частушек непрофессиональных авторов.'
Поскольку в данной работе анализируются поэтические произ-зедения, созданные на русском и украинском языках без ограничит места возникновения /в пределах нашей страны/, то, учи-'ывая, что гражданская война в восточных районах продолжалась to 1922 г. и что некоторые поэтические произведения, созданные з указанное время, были опубликованы несколько лет спустя, ав-'ором отобраны преимущественно те из них, которые появились в ючати в I9I7-IS22 гг. Всего с целью выявления произведений эволюционной поззии изучены 35 комплектов газет и 20 журналов ia I9I7-I922 гг. Бал®200 листовок и плакатов с поэтическими фоизЕедениями обнаружены в коллекциях Центрального государственного архиза Октябрьской революции, высших органов государ-;твенной власти к государственного управления УССР - ЦГАОР УССР, ;вух музеев - Государственного исторического музея /ССР /Киев/ i Днепропетровского исторического вдззя им.Д.И.Яворницкого,двух )иблиотек -Государственной публичной библиотеки им.М.й.Салты-сова-Щедрина /Ленинград/ - ГПБ я Центральной научной библиотеки ш.В.И.Вернадского АН УССР /Киев/ - ЩБ АН УССР, а также оцуб-пкованных в сборниках листовок.
Ценным сосредоточением исследуемых источников являются вы-[вленные автором 175 сборников революционных песен и стихов,из-йнных в I917—1922 гг., из которых проанализировано 142 /см. ¡риложэние I/. Многие песни и частушки, созданные и бытовавшие з годы революции и гражданской войны и записанные в это время i позже, были включены /наряду с перепечатками из периодической кчати/ в сборники, изданнне в последующие годы с комментариями штзратуроЕедов и фольклористов. Автор использовал 215 таких зборников, из них отбирались только тексты, датированные 1917-^922 гг., а без дат - те, о появлении которых в первые годы Советской власти свидетельствуют косвенные источники,а также атри-)уция, проведенная автором .
Такое же требование предъявлялось и к материалам, публиковавши!,1ся в периодической печати, а также выявленным в архивах i рукописных фондах библиотек. В работе использованы материалы рукописного отдела Института русской литеоатуры АН СССР /Пушкин-жил дом, Лзнинград/ - 11РЛИ, Центрального государственного ар-:иза литературы л искусства /Москва/ - ЦГАЛИ, Государственного
литературного музея /Москва/ - ГЛМ, Института искусствознания, фольклора и этнографии им.М.Рыльского Диев/ - ИИФЭ, рукописных отделов' библиотек - Государственной библиотеки СССРим.В.И.Ленина /Москва/ - ГБЛ и ВДБ АН УССР.
Кроме литературных и фольклорных текстов, извлеченных из фондов собирателей, анализ которых дан в третьей главе диссертации, использованы также материалы архивов, раскрывающие условия бытования поэтических произведений, использования их как агитационно-пропагандистского средства, отдельные стороны литературного процесса первых лег Советской власти /ЦГИА УССР в г.Киеве: фонда вещественных доказательств жандармских управлений - Киевского /ф. 174/, Подольского /ф.301/ и др.; ЦА ВЛКСМ': фонд бюро ЦК РКСМ /ф1/ ,ЦГАЛИ: фонд А.С.Серафимовича /ф.457/ и др. Всего в диссертации использованы материалы 84 рукописных фондов 9 архивов, музеев, библиотек.
Источниками для изучения условий возникновения революционной поэзии и ее социальных функций были документы и материалы партийных и государственных органов, труда деятелей партии и советского государства по вопросам строительства новой культуры, воспоминания участников этого процесса.
Структура диссертации обусловлена задачей исследования, сформулированной автором.. Работа состоит из введения, четырех глав-, заключения, трех приложений, списка использованных источников и литературы.
Ш. СОДйРЯАНИй ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования, изложены цель и задачи работы, ее научная новизна, практическая значимость.
В первой главе " Вопросы методологии исследования художественного творчества как источника познания исторической действительности" раскрыты принципиальные положения марксизма-ленинизма о познавательной функции художественных произведений -методологической основы научного анализа революционной поэзии как исторического источника. Раскрыта специфика произведений искусства как исторических источников исходя из учета как самой природы исторических источников, так и *ех особенностей, которые
отличают художественное познание действительности от научного. Принципиально важным для понимания специфики художественных произведений как исторических источников является тот признанный советским источниковедением факт, что субъект, создатель источника, не просто отражает реальность, но и сам выступает как отражающийся объект. Художественное произведение как и всякий другой источник, содержит опосредованную информацию о действительности и непосредственную - об авторе произведения, его целях, отношении к изображенным событиям, его классовой, партийной позиции. Авторский субъективизм художественного произведения .иногда скрытый в aro "подтексте", имеет для историка особую ценность .при изучении реологических отношений времени создания источника.
Главная специфическая черта, отличающая произведения искусства от других источников, - наличие художественного образа, ибо •он - первоэлемент искусства, универсальная форма и продукт художественного отображения действительности.
На основе изучения работ по марксистско-ленинской эстетике, в которых предлагается при анализе в гносеоготическом аспекте художественных образов различать в них два плана: план отображения и план выражения, а также исследований источниковедов /M.AJap-шавчика , Л. И. Пушка рева и др./',в которых обсуждается вопрос о терминах "отражение" и "отображение" по отношению к историческому источнику, автор приходит к выводу, что в источниковедения допустимо применение зсех трех понятий: "отражение" - как наиболее широкое понятие, включающее все слои информации; "отображение", когда имеется в виду наличие в нем образов,в том числе и художественных, и "выражение", когда имеется в виду позиция автора источника. .
В работе обращено внимание на необходимость учитывать при источниковедческом анализе произведений такие его специфические черты,как:, право на домысел, возможность многозначного толкования,
' Андоеев А.Д. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства: Методологические аспекты тоблемы.-М., I88I.-C.30; Ьаошавчик М.А. Истооико-партийяое источниковедение: Теория, методология, методика. - Киев,1984. - С.67; Пушкарев Л.Н. Классификация русских источников по отечественной истории. -М., 1975.•- С.10-11.
опережающего отображения, гиперболизации, особая эмоциональность и др. Конкретная методика источниковедческого анализа художественных произведений предполагает владение идейно-художественным анализом, бережное отношение к структуре художественного текста, к эстетической позиции его автора.
Во второй главе "Революционная поэзия как объект источниковедческого анализа" поэтические произведения рассмотрены как явление породившей.их'эпохи, раскрыта их функциональная природа, условия возникновения, побудительные мотивы создаяия,влияние на их содержание и идейную направленность событий Великого Октября и гражданской войны,и, с другой стороны - их роль в реальной жизни, в развитии классовой борьбы. В работе показаны основные формы использования поэтических произведений в устной и печатной агитации и пропаганде, отмечено, что источниковедческий анализ . стихотворений и песен самодеятельных авторов позволяет судить и об эффективности этой работы, так как свидетельствует о глубине проникновения в сознание народа идей, пропагандировавшихся Коммунистической партией.
Определяя место революционной поэзии в комплексе источников по истории Великого Октября и гражданской войны,автор отмечает, что для произведений революционной поэзии характерна их конкрет- ., но-исгорическая обусловленность. С высокой степенью достоверности отображены те события гражданской войны .участниками или свидетелями которых были авторы произведений. Ценность исторической информации о конкретных событиях и личностях,содержащейся в поэтических произведениях, особенно возрастает при отсутствии других источников.
В своей совокупности рассматриваемый источник содержит наиболее богатую информацию о революционном сознании как народных масс в целом, так и отдельных классов и других социальных групп и слоев. Первостепенная роль-здесь принадлежит массовой поэзии, т.к. общественное сознание в ней выражено непосредственно. Произведения" профессиональных поэтов непосредственно выразили индивидуальное сознание авторов и опосредовано - сознание того класса или социальной группы, интересы которых совпадали с их интересами.
Произведения массовой поэзии по характеру.содержанию, объему информации стоят в одном ряду с такими- источниками личного происхождения как письма , дневники, воспоминания, хотя и имеют
свою специфику.'От писем поэтические произведения отличаются тем, что в письме выражено настроение каждого автора как. индивидуальности, об общественной психологии они могут дать представление лишь в своей совокупности, в то время как, например, в фольклорном произведении настроение масс выражено уже в обобщенной виде, т.к. в фольклоре запечатлевается и сохраняется то, что разделяют массы .В целом же массовая поэзия по характеру информации об общественной -психологии наиболее близка к письмам, тем более,.что сами письма в газеты, учреждения нередко излагались в стихотворной форме.
Дневников и воспоминаний рабочих, солдат, крестьян были созданы и сохранились единицы, в то время как поэтическое творчество в годы революция и гразданской войны носило поистине массовый характер,и можно говорить о репрезентативности этого источника и в смысле полноты отображения общественной психологии масс, и в смысле представительности дошедших до нашего времени поэтических произведений по отношению ко всем созданным в изучаемый период. От воспоминаний поэтические произведения отличаются и тем, что информация о чувствах и настроениях зафиксирована в них в момент своего возникновения и характерна большей достоверностью, чем та, что зафиксирована в воспоминаниях ретроспективно.
При рассмотрении принципов отбора и классификации, методики источниковедческого анализа поэтических произведений автор обращал внимание прежде всего на те аспекты, которые вызваны спецификой поэтических произведений как исторических источников. Принцип синхронности по отношению к исследуемым в работе источникам означает необходимость отбора только тех поэтических произведений, которые были созданы в годы Октября и гражданской войны или сразу после ее завершения, то есть по свежим следам событий,под их непосредственным впечатлением, так как на произведениях, созданных позже, лежит "печать" времени их создания. Это особенно отчетливо проявилось в том влиянии, которое оказал культ личности на поэтические произведения о революции и гражданской войне,созданные в 1930 -начале 1950 -х годов.
Принцип партийности диктует необходимость учета, наряду с содержанием, идейной направленностью поэтических произведений, обстоятельств их создания, творческой биографии автора, а по от-
ношению к произведениям фольклора, самодеятельных авторов - степени адекватности выраженного настроения и настроений народных масс. Отмечая, что для фольклорного произведения объективным критерием такого соответствия является популярность иактивность его восприятия массами, автор считает, что по отношению к массовой поэзии в делом этот критерий необходимо дополнить критерием частоты повторяемости выраженной идеи /на.строения/. Для решения этой задачи представляется перспективным применение контент -анализа /в сочетании с традиционными приемами работы над текстами источников/. Б работе приведен пример использования автором такого метода при анализе поэтических произведений, опубликованных в газете "Солдатская правда" в 1917 г.
Первостепенным вопросом всякого источниковедческого исследования является классификация изучаемых источников, Исходя из при-.нятых в источниковедении понятий "вид источника", "разновидность источников"- и существующих подходов к классификации /Г.Г.Аласа-ниа, М.Ф.Дмитриенко, И.Д.Ковальченко, А.А.Курносов, О.М.Медушзв-ская, Л.Б.Подгорных, Л^Н.Пушкарев, А.С.Уйбо, С.О.Шмидт . и др./ автор обосновывает возможность объединения с целью источниковедческого анализа в одном комплексе произведении, относящихся к разным видам искусства, если им присуща общность социальных функций и единство формы выражения информации.
Таким комплексом исторических источников является революционная поэзия Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны, состоящая из: I/ поэтических произведений литературного происхождения, которые делятся на стихи и пасенные тексты профессиональных поэтов и поэтов непрофессиональных /самодеятельных/; 2/ поэтических произведений фольклоного происхождения. Классом, объединяющим все названные источники, является искусство, включающее такие вида как художественная литература /разновидность - поэзия/ и фольклор /разновидность - народная поэзия/.
В работе отмечена возможность группировки поэтических произведений в зависимости от конкретной исследовательской задачи по таким основным признакам: принадлежность к виду-искусства /литература, фольклор/ , авторство /авторские или анонимные.авторы профессиональные или самодеятельные, их социальная принадлеж-
ность/; способы и формы фиксация /рукописные, машинописные ,■ печатные - в газетах, журналах, листовках, сборниках/; основные и сопутствующие темы /идея/.
В третьей главе - "Способы и разновидности фиксации поэтических произведений, их сохранность" рассмотрены различные способы фиксации поэтических произведений, обусловленные условиям их бытования /устно, в рукописных списках, в публикациях/. Широко публиковались поэтические произведения в печати. Количество таких публикаций зависело от характера издания и от возможностей редакции привлечь к сотрудничеству литературные силы. Фронтальный просмотр 35 комплектов газет, издававшихся в 19I7-L920 гг.,и . выборочные подсчеты автора дают представление-о количестве помещенных в газетах стихотворных текстов. Газета "Правда" за 1917 г. в 227 номерах опубликовала 240, "Солдатская правда" в 60 номерах
— 88-стихотворных текстов. Поэтическое творчество рядовых красноармейцев широко представлено в армейских газетах. Для примера приведены данные по издававпимса в 1920 г. двум газетам: газета "Красное знамя" /орган Реввоенсовета 14-й Советской Армии/ .
в 218 номерах поместила 176, а "Красный кавалерист" /орган политотдела Первой Конной армии/ в 113 номерах - 247 стихотворений, песен, частушек, стихотворных лозунгов. Стихи в газетных публикациях в большинстве не отличались высоким мастерством, их ценность
- в неподдельной искренности выраженных чувств.
Публикации в журналах характеризуются большей тщательностью отбора с учетом художественного уровня стихотворений. В работе рассмотрены публикации стихотворений в журнале "Творчество" за 1916—1920 гг. За это время было опубликовано 194стихотвореяия опытных и начинающих поэтов.
Автор проанализировал публикации более 200,' стихов и песен, воаедших в листовки и плакаты, или специально изданные листовками, раскрыл особенности таких публикаций, вызванные их целевым назначением.
Изучение стихотворных текстов, оцубликованных в печати,поз- 1 воляет получить дополнительные сведения об их авторах и обстоятельствах создания /время, место, событие, ставшее побудительным мотивом и т.п./, их бытовании, популярности; установление объема публикации стихотворных текстов на страницах большевистской печати в изучаемый период, определенна проблематики поэтических
произведений и их авторов служат основой для выводов об особенностях идеологической работы партии и об ее эффективности.
'Огромный массив исследуемых источников содержится в книжных публикациях. Библиографические указатели зафиксировали более тысячи стихотворных сборников около шестисга авторов, вышедших в 1917-1921 гг. /не считая переизданий/. Издавались также многочисленные сборники произведений нескольких авторов, объединенных идейной направленностью, социально-классовой принадлежностью авторов, посвященных памятным датам и т.п. Учитывая, что поиск и изучение стихотворений 'советских поэтов облегчен наличием библиографических указателей и обширной литературы, посвященной как творчеству отдельных поэтов, так и анализу всего литературного процесса, автор сосредоточил внимание на выявлении оставшихся ■ вне поля зрения исследователей сборников революционных песен, издававшихся в годы Октября и гравданской войны, и анализе содержащегося в них материала. Результатом поисковой работы автора является составление указателя 175 сборников, вышедших в указанные года на русском языке /Приложение I/.
В работе проанализирована организация записи и публикации фольклорных произведений Октября и гражданской войны в последующие года, дана характеристика сборников песен, вышедших в 19231988 гг. Автором составлен указатель этих сборников /Приложение 2/, дана их характеристика, отшчены наиболее существенные недостатки, которые необходимо учитывать историку при обращении к ■помещенным текстам /наличие ошибочных комментариев об авторах и обстоятельствах возникновения песен, случаи редактирования фольклорных текстов, неточности в датировании и т.п./. Воспоминания и дневники участников революции и гражданской войны также содержат записи песен и частушек того времени, что позволяет не только расширить круг этих источников, но и получить дополнительные сведения об их социальных функциях.
Существует довольно большое количество источников стихотворной формы, сохранившихся в рукописном виде. В работе дана характеристика крупнейших фольклорных фондов, хранящихся в Рукописном отделе ИРЛИ , в архиве ГЛМ , в ЦГАЛИ, в рукописных фондах ИИФЭ. Обращено внимание исследователей и на рукописные стихотворные тексты, помещенные в рукописных журналах или сборниках, стенных
газетах, рукописных листовках.
Четвертая глава "Отображение в поэтическом творчестве исторических реалий Октябрьской революции и гражданской войны и революционного сознания масс" посвящена анализу содержания поэтических произведений, основной их тематической направленности и социально-психологической структуры. Определению информационной ценности данного источника способствует текстологический анализ поэтических произведений и'группировка выявленных признаков. Образность поэтических произведений диктует необходимость определенной формализации выделяемых признаков, а многосложность-содержащейся в них информации - учета ее по» разным параметрам.
Поэтические произведения, как и всякий исторический источник, информационно неисчерпаемы. Но все же, чтобы дать исследователям представление о круге проблем, о чувствах и настроениях, нашедших в поэтическом творчестве масс наиболее полное отражение, автор счел необходимым на основе анализа произведений массовой революционной поэзии условно выделить чаще всего повторяющиеся признаки и сгруппировать их в разделы, позволяющие дать аналитический обзор основной проблематики /см.Приложение 3/.
Наиболее ценным источником являются поэтические произведения при изучении социально-психологических проблем .Сознание народных масс нашло выражение как в массовом народно-поэтическом творчестве /непосредственно/, так и в индивидуальном творчестве профессиональных поэтов /опосредовано/. Творчество первых советских поэтов в работе рассмотрено под углом зрения того, насколько адекватно отобразилось в нем сознание народных масс. Анализ поэтического творчества свидетельствует о том, что в нем нашло выражение осознание их авторами своей причастности к революционным событиям, осознание исторического значения Октября, выразившего интересы трудящихся России и всего мира, что проявилось в создании поэтизированного образа Октябрьской революции.
Основными идеями поэтического творчества являлись идеи патриотизма и интернационализма, проявившиеся в различных художественных образах, в призывном характере поэзии, в выражении готовности отдать жизнь на дело революции, вера в победу ее в мировом масштабе.
В работе показано, как в поэтическом творчестве-выражено отношение трудящихся к новым явлениям общественной жизни: отношение к свободному груду, к участию в коммунистических субботниках, к новому £&ту, к равноправию женщин и т.п., и вместе о тем - к негативным явлениям - разрухе, голоду, спекуляции, бюрократизму, комчанству, всему, что мешало строительству нового общества.
В массовом поэтическом творчестве, как свидетельствует его анализ, нашли выражение чувства и настроения, характерные для грудящихся всех классов и социальных слоев. В то же время массовая поэзия является источником информации об особенностях психологии классов и других социальных групп. В работе показаны информационные возможности поэзии для изучения особенностей социальной психологии рабочего класса, трудящегося крестьянства, красноармейцев, партизан, молодежи.
В массовой поэзии нашло выражение осознание рабочим классом своей роли движущей силы социалистической революции, хозяина ровденяого Октябрем государства рабочих и крестьян. Эго проявилось в широкой-поцулярности среди рабочих известных пролетарских гимнов, в народной их редакции, выразившей изменения, происходившие в классовом сознании пролетариата, а также в создании образов "пролетарской руки", "мозолистой руки", "кузнецов", в выражении готовности встать на защиту завоеваний социалистической революции, в понимании необходимости крепкого союза с крестьянством и др.
Настроения крестьянства, получившего уроки классовой борьбы и ставшего на сторону Советской власти, выражены в массовой поэзии, особенно в частушках. Народно-поэтическое творчество крестьян позволяет проследить, как менялась психология крестьянства под влиянием событий революции и гравданской войны.
Особенности общественной психологии красноармейцев и партизан отчетливо выражены в тех поэтических произведениях, которые зафиксировали изменения в отношении к войнам. Если дореволюционным солдатским и рекругскиы песням было свойственно "про-тивовоенное, слезливое, неохочее настроение", как отметил В.И.Ленин в беседе о Д.Бедным1. то в новых стихах и песнях,соз-
* Цат. по: Бедный Д. Из предисловия к книге Л.Войтоловского "По следам войны" // Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине: . В Б т. - М., 1984. - Т.З.- С. 676.
данных революционным народом, слышны совершенно другие мотивы: понимание того, что новая армия защищает интересы трудового народа, готовность добровольно влиться в ее рады, отдать жизнь за дело революции. Стихи и песни красноармейцев и партизан проникнуты высоким революционным пафосом, страстным призывом к борьбе за защиту народной власти.
В стихах и песнях, сложенных молодежью, выражены мотивы преемственности поколений, революционных традиций,осознание молодежи как "молодой гвардии", готовой вести до победного конгр начатую отцами борьбу, решимость придоаить все силы для утверждения нового быта, коммунистической морали.
■ В заключении подведены итоги исследования, сформулированы основные выводы, рекомендации. Поскольку конкретные выводы сделаны в конце каждого из разделов работы, то автор остановился только, на наиболее общих и на научном значении полученных результатов, на практических рекомендациях о дальнейшем перспективном изучении проблемы, открывающей доступ к источнику, позволяющему глубже исследовать ряд проблем исторической науки.
Поэтические произведения, созданные в первые годы Советской власти, - источник для изучения процесса становления советской литературы и той острой идейной борьбы, которой этот процесс сопровождался. Наиболее талантливые и реалистичные произведения отобразили основные черты революционной эпохи и являются ее своеобразной художественной моделью. До последнего времени литературный процесс в общем историко-культурном контексте эпохи освещался односторонне, творчество многих его участников замалчивалось или оценивалось необъективно, что не позволяло реконсгруя- . ровать реальную картину развития советской культуры. Восстановить историческую правду - задача не только литературоведов,но и историков.
Автор считает, что введение в исторический' оборот исследованных в диссертации источников позволит более полно изучить механизм действия эмоционального фактора в революции, всесторонне раскрыть те формы и метода борьбы партии большевиков за массы, которые были связаны с использованием поэзии как средства по-вышэния эффективности агитационно-пропагандистской работы.
Наличие в поэзии информации о реальных исторических собнти-
яг, участниками или свидетелями которых были авторы поэтических произведении, дает основание историкам привлекать эти произведения в качестве дополнительных источников, что открывает возможности полифояичного изображения конкретных событий, а иногда историки могут извлечь из поэтических произведений информация, отсутствующую в других источниках.
Песни и сгихи, прсвящеяные отдельным личностям, несут особую информацию о характерных чертах героев, что является существенным дополнением при создании их исторических портретов. Одновременно они помогают создать образ обобщенного героя с присущими ему ка-чества'ми, что дает основание для вывода о социальном идеале личности, утвердившемся в сознании масс в годы революции и гражданской воины. Анализ источника подтверждает, что именно в это вре-.мя формировались те благородные черты морального облика совет. ского человека /преданность идеям революции,социализма, вера в лучшее будущее, жертвенность и т.п./, которые беззастенчиво экс-плоатировались в последующие годы сталинской административно-командной системой.
Особого внимания заслуживает использование поэзии в качестве источника при изучении общественного сознания масс. Для более эффективного использования содержащейся в этом источнике информации необходимо фронтальное или выборочное /в зависимости от исследовательской задачи/ рассмотрение определенной идейно-тематической направленности поэтических произведений, частоты упоминания основных идей. Это позволит определить,насколько глубоко политические идеи проникли в сознание масс, стали их убеждениями.
Поэтическое творчество народных масс как источник глубинного происхождения, непосредственно выразивший в обобщенном вида сознание народа, дает возможность историку вычленить как общие черты массового сознания исследуемого периода, так и особенности классового сознания, проследить, как под углом зрения того или шюго класса выглядел исторический процесс, как в его социальной психологии преломились основные идеологические принципы, осознание своего места в истории.
Источниковедческое изучение революционной поэзии, как и художественной литературы и искусства вообще, стало в настоящее время на повестку для исторической науки как важная и актуальная проб-
лег,и, решение которой во многом зависит от совместных усилий историков и представителей других гуманитарных наук.
ОСНОВШЗ РАБОТЫ АВТОРА ПО ТЕг.й ДИССЕРТАЦИИ
1. Монографии, брошюры.
1.1. Революционная поэзия Октября и гражданской войны как исторический источник. - Киев: Изд-во при КГ/ ИО "Выщэ школа", 1388. - 10,2 п.л.
Рец.: Украинский исторический журнал. - 1989. й I;
Советская этнография. - 1989. - Я 4; Народна творч1сть та етно-графгя. - 1989. - Л 4; Друг, читача. - 1988, 8 сзнт.; Червоний . пром!нь. - 1988, II июня..
1.2. Песня в комсомольском строю. - М.: Мол.гвардия, 1985. - И,4 п.л.
Рец.: Укра1нськкк 1сторичннй журнал. - 1937.3; Червоний промшь. - 1985, 12 сент.; Ленгнська зоря. - 27 сент.1985; Комсомолець Полтавщини. - 1985, 7 нояб.; Слово хл!бороба. -1986, 28 июня.
1.3. Украинская художественная литература как источник изучения истории советского общества. Программа спецкурса.-Киев; Изд-во КРУ, 1972 /укр.яз./ -0,5 п.л.
1.4. История советского общества в украинской художественной литературе. Программа спецкурса для студентов исторического факультета. - Киев: Изд-во КГУ, 1985. - 0,5 п.л. /укр.яз./
2.-Статьи в сборниках и журналах:
2.1. Художественная литература как источник изучения истории // Укрэ1нський 1сторичний журнал. - 1971. - С.39-45 /укр.яз./.
2.2. Украинская поэзия 1917-1921 гг. как исторический источник изучения Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны // Вестник КиТвського ушверситету.№16. -Се-р!я I сторг I. - Киев, 1974. - С.48-54 /укр.яз./.
2.3. Поэтическое творчество народных масс Украины в период Великого Октября и гражданской воины как исторический источник //Народна творч1сть та етнограф1я. - 1977. 2. - С.З-12. /укр.яз./.
2.4. Чувство семьи единой /Отображение в революционной массовой поэзии Октября идеологии пролетарского интернационализма/ // В1сник Ки1вського ун1верситету. - 1стор1я. - 1977. -№9.
- С.49-55./укр,яз./.
2.5. Художественная литература как исторический источник /к историографии вопроса/ // История СССР. - 1976.Я I. -C.I25-I4I.
2.6. Гносеологическая функция произведений искусства как исторических источников // Проблемы философии. - 1982. - 57.
- C.85-9I /в соавт./
2.7. Песня - наша память // Детская литература. - 1982. JS 5. - С.40-42.
2.8. Роль художественной литературы как исторического источника в повышении воспитательного воздействия исторической науки // Принцип единства идейно-воспитательной и организаторской работы. Тез.докл.выст.научно-практической конференции. -Киев, 1983. - С.191—193. ,
2.9. Революционная поэзия - эффективное средство большевистской агитации и пропаганда // Укра!нськии 1сторичний *ур-нал. - 1983. *II. - С.60-69 /в соавт., укр.яз./.
2.10. Произведения массовой революционной поэзии периода Октябрьской революции и гражданской войны как исторический источник // Года борьбы и побед: материалы Всесоюзной научной конференции, посвященной 60-легко победоносного окончания граж-: данской войны в СССР /1918-1920/. - Киев: Наук.думка ,1983. -
С.203-208.
2Л1. Комсомэльско-молодежные песни как исторический источник /1918-1925/ // Позывные истории: Ученые записки по истории ВЛКСМ. - Вып.8. - М.: Мол.гвардия, 1985. - C.I53-I67.
2.12. Стихи и песни красноармейцев и партизан в годы гражданской войны как исторический источник // История СССР. - №5 1985. - С.139-149.
2.13. Произведения революционной поэзии, опубликованные в листовках I9I9-I920 гг., как исторический источник // Украш-ський Юторичний журнал. - 1985. 5. - С.136-145. /в соавт., укр. яз./
2.14. Использование поэзии в агитационно-пропагандист-
ской работе революционной социал-демократии накануне и в годы первой российской революции // Народна творч1сть та етнографхя.
- 1985. -Ji6. - С.I0-I7 /в соавт. укр.яз./.
2.15. Всемирно известные песни Франции в революционном движении России // УкраГнський iсторичний журнал. - 1985. ЛИ.
- С.89-96. /в соавт., укр.яз./.
2.16. Документы ЦГИА УССР в г.Киеве об использовании поэзии революционной социал-демократией в агитационно-пропагандистской работе накануне и в года первой российской революции // Лрх1ви Укра1ни. - IS85. -JÎ6. - С.23-26. /укр.яз./.
2.17. Публикации, революционной поогии в листовках 1917— 1920 гг. как исторический источник.// В!сник Ки!вського yHiBep-ситету. - 1986. - Вып.28. - С.84-90 /в соавт. ,укр./
2.18. Поэтическое творчество рабочих как источник изучения их общественной психологии /1917-1920 гг./ // Рабочий класс
- ведущая революционная и созидательная сила советского общества /К 90-летию со дня рождения А.м.панкрагорой/: Тез. док;:, и со общ. ресцубл.научн.конф. 5-7 февраля ISS7 г. - Ч.Н. - Донецк, 1987.
- G.103-104.
2.19. Публикация сборников революционных песен в 1917— 1922 гг. // Археографический ежегодник за 1987г. - U.: Наука, 1988. - С.65-72.
Подп. к печ. iï№Z9 <bo?**rét>*-W/{ Бумагаùii/ш печ. офс. Усл. печ. л. Уч.-изд. л. Тираж 1СО ■
ЗакS-HSV Бесплатно
Киевская книжная типография научной книги. Киев, Репина, 4.