автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему: Резьба иконостасов Петербурга первой половины XVIII века
Полный текст автореферата диссертации по теме "Резьба иконостасов Петербурга первой половины XVIII века"
рГо
-«с;® да
НАУЧНО-ИССЛЩОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТКГОШ ИСКУССТВ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ
На правах руюяясв
ОБУХОВА Лариса Антоновна
УДК 7.034.7
РЕЗЬБА ИКОНОСТАСОВ ПЕГЕРБУЕГА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ОТ ВЕКА
17.00.04 - Изобразительное искусстве
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Москва 1992
Дессертация выполнена на кафедре русского и советского искусства Института кгвопаси, скульптуры и архитектуры ем.И.Е.Ренина.
Научный руководитель: кандидат искусствоведения Е.Б.Йозговая
Официальные оппоненты: доктор искусствоведения А.В.Рыядина
кандидат искусствоведения Э.П. Винокурова
Ведущее учреждение: Государственный Эрмитаж:
Защита состоится _19 ? 3 г.
в /Л часов на заседании специализированного
совета К.019.03.01 до присуждению ученой степени кандидата наук в Научно-исследовательском институте теории и истории изобразительных искусств Академии Художеств. (Адрес: 119034, Москва, Кропоткинская ул., д.21).
С диссертацией иожно ознакомиться в научной библиотеке Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Академии Художеств.
Автореферат разослан О^_19^г.
Ученый секретарь специализированного совета кандидат искусствоведения Н.А.Виноградова
Резное убранство аконостасов Петербурга первоЗ пояоезел Ш1 века, неразрывно связанное с архитектуре2, питерьероа, стрз-кает эвопгда стала этого времена. Резьба русского иконостаса органично входет в русло разштая Ескусства первой погостил 2УВ вега, является его неотьеылекоЗ частьэ. йзучгпае нноностасной пластзш дает возиовность сароЕзх сопоставгекпЗ с вагятшкакз светского искусства, шяагешя обзда: тенденций стала гит язкзвеЕЕЗ,' способствует раскрнтгю ее своеобразия как самостоятельного хухркастоешсго явленая.
Актуальность работа. Обобщенже конкретного катеряала по ряду резнкх иконостасов Петербурга I половина ХУй века стало возгюкяга только в настоящее врекз, в сеязз с обзаругзяяея ранее неизвестных архивных есточндеов. До недавнего врекенн релжгиозное искусство Нового врененя, в частности, резьба, било изучено кзньсг, по сравпг-exd, яапрямер, с древнерусской скульптурой, эволгою которой основательно прослегеня в трудах Г.К.Вагнера. Поэтому в вага дня гс-следованяе исоностасной пласткка представляется необходашз дхл более всестороннего в глубокого знания о развяти худогэственного процесса в Россжя nepsof полованы ЗУШ века. Разработка это! проблема актуальна, так как открывает новое о деятельности архитекторов, о творчестве резчяков я позолотчиков, создававши яконостаса. Изученяе яконостасной резьба представляется актуально! я в связа с проведений! реставрацяояянх работ, так как в это! областя особое значенже яиеет макежмальяое сохранение паыятняка, невозаогаое без его всестороннего аналжза.
Предметом наяего ясследованяя является резьба жяовостасов Петербурга I половдны Х7Ш века. Объектом язученяя сталя сохранявяяе-ся яконостаса, а также фрагмента резьба, ^ранящяеея в собраняя ГРМ, чертедя архитекторов, архивные опясанжя я фотографа утрачен-
HSX ГШИЯТЯЖЕОВ.
cr.csss;osasrs - X700-I760-e годы. Онл определяется ¿заотеэсаза е^гзетол, сбуслоаденшгз гре^енел создания, наиболее Ецдагзггся сг^зшЕов, ss^si" оОьеетоа изуташя.
и задача работа. Основная цгхь дазсертацш - ш основе Esspsae етжрапк архивных £0 кунаков и атрцбуцзЗ пажгиаков опре-
ras EasasaeiyD "сцстси? игордапа?" дкя изучения развита! азуаыгауршй е орнаментальной рзгхбы иконостасов Петербурга ка npo-22E2SSS I Еоадашы 25TI ьзш. Пра зтоа покачано реыение следу»-' цзг сздда:
-■ ш основе стгггстпчссмго анаягаа сохрапвЕзлгся пагалтншсог, asy^Eas кзртеюй архитекторов показать особенности иконостасной агастша Петербурга каг худогасгЕвняого явления;
- просладвть. пзгененЕЕ в структуре с скиволЕке иконостаса на еротяизеот первой половаяа 2УШ Едка, расоатрлвая его как еоип-лакс представлений культово-релапшзного, лсторзческого к эстетя-таского характера;
- рассмотреть ИЕМзненге пластгческой трактовки декоративных акцентов;
- на основе архивных материалов установить имена мастеров, создаватиах иконостаса;
- показать роль русски в иностранных резчиков в создании резных иконостасов Петербурга.
Научная новизна работы. В искусствоведческой науке данная рабо; является первым исследованием, в которой предпринята попытка изуче ния эболеции в резьбе иконостасов Петербурга I половины ХУШ века.
Новизна диссертации состоит в ток, что автором впервые дана
характеристика иконостасной резьбы наиболее крупных и значимых для *
столицы церквей в соборов. Впервые были обнаружены неизвестные ранее воспроизведения и описания иконостасов Петропавловской, дере-
ванной ИсаакиевскоЗ, св.ПантеяеСиона в Ораяненбзукз, св;Ро:даст-ва в Зшлнем деревянной дворце, в балле АдмяряитеЗста "под сшщои" церквей. Выявлен ряд новых архивных штераалов, СЕЯзашшх с-ах пс-полнителяш я датировками пакятшгаов рззьбн, в частности пзояоста-оов церквей св.Синеояа а Анны, Воскресеягя в Царскосельском, св.апостолов Петра и Павла в Петергофском дворцах, Воскресения з банне Адааралтейства "под шгацои", собора св.Богоявгёзпя.- Ввэда-ны в научный оборот неисследованные ранее экспоната рззьбн ез собрания ГРЫ: аналой нз церквя Покрова Богороддцы на БсшяоЗ Ояе, каплтели из Третьего деревянного дворца, взроете врата н ангелн дз Екатерининской церквя Смольного кояастзрз. Заново перес^отреш установившиеся полосанея, касакрзся вре^зяп создайся и ксполня-телэй нконоствсноЗ резьбы, а тагсз роля русскзх п нноетрзиаах р-зг:-чяков, Раньие работа русски резчякоз расскатривглзсь, в основной, в русле деятельности Адмиралтейств-Коллегии. Впергаз удалось доказать, что в этот период в создания резьбы Петербурга участвовали 437 резтгаов в 379 позолоттасов, работавших а веда^стзээ Канцелярии от Строений, Составлен словарь зтих кастеров.
Ноеым является рассгаэтренне вопроса о связи резннх яконоста-сов с убранством интерьера а вкстерьера церквей, а такпэ со светской резьбоЗ. На основании сравнительного анализа паютюков впервые прослепвается эволщвя сталя в резьбе иконостасов на про-тяЕеяаа I половзнн 1УШ нэка.
Впервые удалось вняетть обусловленнуп обмирщением искусства в I половине Ш1 века косвенна зависимость пзкзнйнея пконограрш п сливолаки иконостасной резьба от ясторячзской ситуации в страна.
В результате введения в научный оборот новых архивных катерна-лов удалось расширять представление о работе ведуох архитекторов, а такгэ разннх и позолотных сэстзроз Петербурга I половлен ХУШ епгл: И.Зе;зоеа, И.БатокоЕа, З.Растрэлли, С.Чешшнского,
И.ГоЕа, С.Едрс^дспя, О.ХещиЕга о т.д.
Пглжгеаское вначвЕга даккртаюи состоит б ?огз, она пред-етавхает совой конкретное жсторггззсиое Есследоглгпте, построенное г,:; сЕашгз пс^ззнзеов, натканных в результате освоения нового ар-хг^лого катерама. Сводапая о резных ансаайлях тэностасов согут сззииь псходЕг^л пунктам пра Езученш предаэтов иоау-
1^аазь£зго с станкового сспусстта I полоешш ХУШ ьзка. В болъгеь егсагла сто откосятся к неагр^бутарованнна произвела ггета.
- СоЕзрггша работы ьэеэт бить использовано в научно-ре<маврагш-сшо2 практика, в работах по восстановлены) па^зггнаков архнтек-гурз е Есиусства.
- РозтЕьгагц ксследовадня Егогут пайтп прнигненае прз составлена^ I аукая Еагахогов цузеЗных собраний, создании экспозиций, при оргавгвагш хаставок, разработке экскурсий.
- 03ой^ззен2 е дассергаща материал празвая расширить представлено об ЕСЕусстЕ8 Петербурга I полоедне ХШ века г 12звэт быть пспссьЕовап в дальлайгзл изучения русской резьбн с архитектуры, срл сосгавлзшзз курсов лекщгЕ по соответствуете^! разделай е<ж>-
Еспусетва.
Гттодтаз I сследогджя обусловлена целы) с £адача:з работа. Ис-гальзуетея кгган Есторако-худоЕгстванного аяалаза отдельных пагзят-г^оа па оспое-2 пзухздея орзевннх шгерлялов. штод рассмотрения б кагзза конкретной случае ^легкого в обцего определяет спецЕ|2-са иггерзала. Еедостаточная степень сохранности иконостасов Петербурга, а иногда отсутствае га., предусматривает реконструкция пх ва основе гяйд??яшл гргфгческах воспроазведзнай, фотографий, а ГЛКВ1 догуьантадьннх катериалов, вгдвчаезах описания а контраггтн с састаров^а. Еаапзьзуется катод натурных гсследовгщлй пгмятневов,
а также сравнительного анализа иконостасов с произведеикитт декоративной резьбы светского характера. Метод последовательного изучения в отдельности памятников иконостасной резьбы предусматривает выявление в каждом из них закономерностей эволщии стяля, связанной с развитием яконография иконостаса.
Адробаидя. Результаты выполненных исследований, впервые введенные в научный оборот материалы я сделанные на ях основе выводы и обобщения, которые нажли отражение в диссертация, опубликованы в статьях научных сборников: "Памятника культуры. Новые открытая", "Труда Института им.И.Е.Репина". Всего по теме диссертация опубликовано весть работ, общим объемом 2,6 печатных дзета. Основные положения диссертация изложены в научных докладах на конференциях Государственного Русского иугея (1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1989, 1991 гг.).
Структура работа. Диссертация состоит из введения, татарах глав, захлвчения. К диссертации прилагается словарь резчиков 9 позолотчиков Петербурга первой половины 17Ш веха, а такие альбш фотографий иконостасов, чертежей, памятников архитектуры, а такие фрагментов резьбы, комментирующих освоваув часть работа. Днс-сертация изложена яа 176 страницах машинописного текста.
Содержание работа.
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, определятся объекта и задачи исследования, мвтодяка работа, ее научная ценность, новизна я практическое значение, дан анализ литературы и архивных источников.
Изучение описаний памятников Петербурга, монографий о творчестве архитекторов показах, что проблема исследования иконостасов Петербурга I половины ХУШ века в печатных источниках имеет косвен-
со.-.оаэшо. ÍLtonoo^orru pyüLija аз ^ла^ана каа огдедьшз аи-••jor.-js.w являло в п.улхш pyeosoro лскусстаг. Однако сохрапав-
«o^ysaata Ирочгокыоа itamasspa от сгроенлы, Гсф-Пнгеядаат-r..tíit t<oBsop¡j or¡ cspoessa E.íí.B, доков и строений, са*8-
ь «ял Lassos Синода, Дгорцошх Цравяешй (ЦГИА, Ö.796, 4S7, 470, 1-37» ДО), ^траолы cacc^isii ¿íwPá-trе-^атю-Коале мы (ПГД EJ3, К„::02, 144), lüjfepíKUH lIsneca'íopcKOá ¿рхеологачзской кошссаа (ЛОЙА СССР, $.1), Санет-Же-горозфгсхой ДугоЕяой Консастор^г (ЛШ, Л.Х9), .l.jioBaoii Акадааш Í0P ,ШБ, й.1Д, 182а), Петербургской ijiiocw ÜITHA, - зав, -äs, 683), йузеЗногс фопдд {¿рзшв ГЭ, <)„■■», .¿ГДЛИ, и.22), а чекан яоялэкцая ^OTorpaqpät з фондам Саяода {Iii'Li, го.805, oa.I; Ф.Й35, од.4). Канцелярия oí eípoemcl ($.485, oü.2; .5.035, oa.I) з icorcatmsaz (ЯДййД я Цузед прхзтектуры .¿и. А. В. Щусева) - позволяет не только последовательно проследить •«pouícc создавая ляоссстасов, госсэздать асторак бет-.ванна, но и лп. осгымяаа зоякретных .yimnnt ■'■svss.tb аголипю ах аяастачесса •topa, геояо свасаяааз с jxoaorpaifjeü. Совокупность обваруавнннх ■ipxiüfflíz аатериалов даст возаозность на основании атрибуций прослоек» чендзнци развития скульптурных я орнаментальных фору ияо-аос?лслоЛ резьбы Петербурга за зротязвнии I половины 37Ш века.
Порвал глава диссертации - "Иконостасы Петербурга первой трети 2УШ лака" - посвящена рассмотрению эволгщия иконостасной резьбы, относящейся х ранним постройкам Петербурга. Собранный в главе затернал объединен в два раздала. В первой рассматривается иконостасы деревянных церквей 1700-1710-х гг.: Петропавловской, Троицкой, Исаакяевской. Для них характерен отход от традиций в структуре иконостаса в иконографии, хнвопися, увеличение объекности хошозицин я шрахзние в ней динамики по сравнении с иконостасами 1УП в. Сопоставление их с Петровскими Триук^альшки воротами
(1703) пллтетрзруе'.? не толкпо общность трокосеноИ струс:'у.щ, со п ассодпатпвко иносказательной образной спстегп, лэпг^еЁ в основе гярошденпя барокко. 0<5:цз1 для шпс являемся вспользоваззе арсенала образов библейской гафслэгпз п героев древности, прпгмпя-нае парности нзобрагэшй для передача гяюгозначностя содзргапет. Характерно "картштое" построение рельефа. Анализ паютигшоз сзегскоЭ резьбы, напряизр, рельефа "Наглгацдл" - в резьбе кавэр-шя "данцнгского" нпафз аз собрания ГШ, подтЕэргсгаз? сходство не только в актуальности аллегорических ззобрагзнлЗ, по п в пзственпах приемах обработка дерева, в кокпозягпш, тяготепЕЗ л плоскостное реиенЕЭ обрага, орна^еятапьяостп. Еконостаспуэ я светскуа резьбу отого врененп характеризует единство пополнения: не кастера^а Орут^Зной Палата, пак в ХУЛ взкз, а "перевгденцзгп", среда которых былз каторкянтя (ясдолнктпнз яконостас Исаагогзт'здаЛ церквз) п иностранные настера, прзехавенэ ез Европи (К.Оспер, Н.Шшо - авторы пластает Петровских ворот).
Второй раздел главы посвящен аконостасам И.П.Зарудного я, а первую очередь, Петропавловского собора. Их рассмотрение раскрывает еще действовавший в начале ХУШ века старый кеханлет творческого процесса создавая иконостасов в Москве. Последовательное рассмотрение иконостасов позволяло проследить развитие новых тенденций в иконографии, структуре а стилистике русского иконостаса, наметнваихся в 1710-х гг. Сравнение иконостаса церкви св.Преобра-гания с чертежом Трлук^альннх ворот Строгановых (И.П.Зарудного), несмотря на общность стилистики, свидетельствует о том, что развитие светских архитектурных и скульптурных форм происходило более активно, чем культовых. Иконостас Петропавловского собора сопоставляется с Триумфальными воротами Строгановых (1709). Сравнение описанных в документах фрагментов иконостаса церкви св.Исаа-кия Далматского с чертеггчи Н.Ф.Гербеля позволяет глубге понять
характер декоративного убранства иконостасов И.П.Зарудного.
Июностасу И.П.Зарудного свойственны качественные изменения но сравневжю с предыдущим периодом. Есда в основе синтеза кс-кусств древнерусского иконостаса лежала умозрительная састека.от-раваицая "картину шра", то в иконостасах I трети ХУШ века, и наиболее ярко в композициях И.П.Зарудного, связь иконостаса с ансамблем хра^а осуществлялась через взаимосвязь пространственных форм искусства, среди которых огромная роль принадлежала скульптурной и орнаментальной резьбе.
Иконостасы И.П.Зарудного оказывается включенными в свойственную барокко свстему пластических иасс, которая раскрывала религиозную идеи познания Божественной истины. И в то же время средствами пластики в ней выражена идея о нерасторжимом единстве царской и церковной власти. Скульптура иконостасов, исполненная в стелз барокко, передает ощущение движения: вглубь интерьера, а также ввысь. С эволюцией скульптурных форм в иконостасе тесно связано изменение их архитектоники. Налицо тенденция к увеличении объемности как общей композиции, так и ее элементов. Возрастает роль ордера, что нажло наиболее яркое воплощение в колоннаде иконостаса Петропавловского собора.
Анализ пластики царских врат из собрания ГРМ, впервые введенных в научный оборот, свидетельствует о том, что тенденции развития иконостасной резьбы Петербурга 1 трети 2УШ века были иироко распространены и икели в провинции саж) битный характер.
Резьба иконостасов Петербурга I трети ХУШ века органично входит в систему взаимодействия искусств храмового интерьера. Средствами барокко в ней последовательно выражается определенная программ. В религиозных образах прославляются военные подвиги,гражданственность, единство церковной и государственной власти.
Во второй главе - "Иконостаса Петербурга 1730-1740-х гг." новый этап в развития иконостасной пластики Петербурга связан с творчеством первого поколения русских зодчих, полуэтажах европейскую ваучку, среди которых ведутцая роль принадлежала И.К.Коробову и Н.Г.Зенцову. В условиях замирания строительства из-за отсутствия средств, для петербургской архитектуры было харантерпо неуклонное стреияенне к увеличивающейся пынности а декоративности. Символика иконостасной резьбы этого вреыени лязена грахданствен-ного пафоса.
рассматривается иконостасные композиция Н.Г.Зеацова в церквах св.Симеона и Анны, а также св.Исаакия Далматского. Их отличает утонченная декоративность пластики, утзерзденве з на замости плоскости стены, рафинированность пропорций, связанная с яирокой ассимиляцией западноевропейского искусства. Характерно, яалрпгер, вспользование сгруппированных в колоннады многообразных нагони на высоких "ваньоловских" постаментах. Составляя основу композиции иконостаса, они акцентирует его плоскостность. В иконостасе Троицкой церкви скульптурная пластика сочетается с богатой орнаментикой. Для трехосевой структуры свойственна ясная упорядоченность элементов. В изображениях полулежащих на скатах разорванного фронтона фигур, геральдических композиций "клейм с ангелами" видна тенденция к смягченно вертикалей, к замедленности ритмов, передающих идею Воспарения. Ыногочисленные изображения Глории, сияний, картувей сообщдат иконостасу репрезентативность.
Тенденция к усилении декоративности отличает пластику иконостаса Сампсониевской церкви, но выражена она, по замечанию П.А.Ап-лаксина, "французскими словами". Применение рокайлъной орнаментики, широкие горизонтали иконостасных рядов, програшиость, выраженная в живописи, делают его "Предтечей" растреллжевсжжх композиций. Сравнительный анализ резьбы рассмотренных иконостасов с
пластшссИ трцуцральЕя; ворот 1742 г. подтверждает рассштрепнуи ЭВ0ЛЩ2В стиля, нарастание влдянпя французского рококо.
Резное творчество русских кастеров Петербурга этого периода форшруется под активным воздействии иностранна р23ч-зсоз:К.Га^а, К.Оснера, И.-Д.Цвэнгофа. Занятые на основных построив сх-олицц: дворцов, трпукфальяыж ворот, парковых ансаиЗлзл, они возглавии резЕыз "кокащу" Канцелярии от строений п па практике обучила 46 русских резчажов, состававапх впоследствии костяк резншг "кошлд" елизаветинской эпохе.
Иконостасная резьба 30-40-х гг. ХУШ века по-прешег^у форгл-рует пространстьо храмового интерьера. Однако она не несет функцет программности иконостаса: возрастаем ее декоративная роль. Развитию этой тенденции соответствует появлеше в резьбе стилистики рококо. Канцелярия от строений становится ваздисзл центром резкого и позолотного гастерства в Петербурге.
Третья глава - "Ионутетально-декоративзая пластика иионо-стасных композиций Ф.Б.Растрелли" - посыздена анализу иконостасов церквей св.Преображения, св.Воскресения в Царскосельское и св.апостолов Петра в Павла в Петергофской дворцах, св.Роздества в Зимнем деревянном и св.Воскресения в Зшшеы каменной дворцах.
В ходе исследования введены в научный оборот фрагменты резьбы из Зимнего деревянного дворца, а таксе из иконостаса Екатерининской церкви Смольного монастыря, хранящиеся в фонде дерева ЕРИ.
Определены основные черты иконостасов Растрелли: проявление в них особенностей развития русской архитектуры в единстве с достижениями европейского рококо; утверждение в композиции плоскости стены; усиление объемности пластики; возвращение в гавописа принципов допетровской иконографии, а также посла до вательностп
плов, которне разрасяаэгся в ораву. Шцрогсе развзгае получает .роааЗльшге когявы орнаментальной ресьбз. Poja ордера з гзсноста-сз сводятся и объемной декорация, средству пластической обработал стены. Характерна гассявность объемов пластай у основаяяя рельефа я тонкость обработки дерева иа его поЕзрхпостя. Гявопзс-':jr> ягру светотени в резьбе усаливает пргаенеияе разнообразиях зегяяк золочения: па поллиеят, яа клея, на лакя. Использованяе цяровкя по левкасу дает гояазпгость дополнительно проработать фср-
оттеняя дегалз. Кая доказательство, приводятся ятрзбутяровая-т-'е каяятэля яз Зямяего деревянного дворца, фрагмента орязкен-зальноЗ резьбы зз иконостаса Епатерзаянской церквл, зраяяцзеся з собрания ГР11. Отмечается "сплавленность" иконостаса с интерьером средствам скульптура, орнамента, архитектуру. Ото доказывается па призере атрибутированных царсхах врат яз ЕкатеряаяяскоЗ цертаз Смольного монастыря. В яконостасах Растрелля усялявается элемент светского, то доказывает яконографяя язвопзся, отра-гагтдя ™сто-рзп Царствугдего Дома, а такае обзде со светскими сооругэетгзз "ерты зошозяция я характер резьба. Подтверждением служат сравяе-пае иконостасов Растреллз с объезлно! коипозяцзеЗ Царсхосельского Эрютага, а таккз с убранством Тронного гала Третьего Зямнего .иорца.
На основания впервые обнаруженных в архивах имен 437 резчиков я 379 позолотчиков Канцелярия от строений моано утверядать, что светская и иконостасная резьба исполнялась одникя и тема яе мастерами. В результате аволпция иконостаса роль резной пластики з композициях Растрелли сведена к декоративно!. Её отличает мягкая проработка объемов, передача замедленности двякеняя, округленность контуров, разорванный силуэт, яявоянсная трактовка пластических масс. Благодаря обилии орнаментальной я скульптурной резьбы, яе только нивелируется внутреннее пространство xpaisa с иконостасом,
но и достигается единство скульптурных и архитектурных форт! экстерьера. Это доказывает сравнение иконостасной резьбы церквей св.Воскресения в Царскосельском дворце и св.Андрея Первозванного в Киеве с пластикой их фасадов.
В четвертой главе - Иконостасы Петербурга середине ХУШ века"-обьектои рассмотрения явились иконостасы С .И.Чевакинского в Богоявленском соборе, П.А.Трезшш в церкви Лейб-гвардии Преображенского полка,в Троицком соборе Троице-Сергиевской Пустыни, иконостас из придела св.Иоанна Предтечи Благовещенской церкви.
На основании анализа структуры, иконографии и стилистики резьба установлено наличие общих черт между ними и иконостасами Растрелли, что обусловлено единством художественного процесса в Петербурге середины ХУ1 века. В основе художественного реяенкя иконостаса и оформления интерьера лежкт синтез искусств, выраженный средствами барокко. Единством стилистики обусловлена композхция в виде высокой стены, имещей трехосевуп структуру, многоярусное расположение икон, их разнообразная конфигурация. В зависимости от творческой манеры архитектора разнообразна трактовка резной композиции иконостаса. При устоявяейся прог-рашности иконостаса, кфажеяной в иконографии живописи, по-разному решается соотношение элементов синтеза искусств в иконостасе. Так, например, в иконостасах С.И.Чевакинского применяется широкий арсенал архитектурных средств барокко: колоннада витых колонн, разорванные каряязы, портики и т.д.
Резчики Адажралтейств-Нодлегии привносят в исполнение резьбы иконостасов С.И.Чевакинского укрупненное» объемов, замедленность декоративных ритмов, предметную образность форм. Это доказывает сопоставление резных композиций собора св.Богоявления, выполненных под руководством С.Хирардона, с пластикой сени из церкви св.Иосифа Древо дела, а также впервые агржбутжро-
ванного аналоя из церкви с в. Преображения на ЕолыгаЗ Отте, хранящегося в собрании ГРЫ.
Иконостас церкви Воскресения Христова и праведных Загаряя и Злагавети в бэше Адкаралгейства отличает протяженность композиции, нззкорельефше растительные орнаменты резьбы. Судя по ™рте-пу, для иконостаса, исполненного резчикани Партикулярной взр|з, обученныки в Асяралтейств-Кодлегия, характерна статичность орна-ганта, укрупненность пластика, упрощенность элементов.
Народные кастера, по сравнению с ведувдми резчииинз Канцелярии от строений, воплоетвзиия стилистику европейсиого "посейгзго взуса" рококо, в больней степени сохраняла традиционность в трактовке пластических фору скульптуры, в проработке орнаментальных дзталеЛ.
В синтезе искусств иконостасов П.А.Трезияа ведуцуп роль играет скульптура. Она способствует передаче дтнагяст в еопюзиции. Б2 свойственно винтообразное построение, обобщенная трактовка объегов.
Стилистика иконостаса пз придела св.Иоанна Предтегя Благовещенской церкви говорит о новом отнозении к дереву как к лестному гатерпалу, об "отвердении" форч, в которпх выявлена красота силуэта.
Анализ иконографии и пластики впервые введенных в паучннЗ оборот царских врат пз собрания ГРУ показывает не только общность тенденций в иконостасах Петербурга середины 2УШ Бека, но и з то гэ время отставание эволицпж стиля в отдаленных от столицы областях Россхи.
В гаклггезнни дастся основные выводы по работе, подводятся итоги исследования.
Иконостасы Петербурга I иолоедны ХУШ века является самостоятельным худоггетвенят явлвинем, з котором нагел отражение син-
тез архитектуры, скульптуры, кивогшси.
Эволюция иконостасной пластики Петербурга первой половины ХУШ века представляет собой процесс перехода от плоскостных, в основной, живописных, композиций 1700-х гг. к объемным,насыщенным резьбой аллегорического характера, с выраженным архитектурным ордером - иконостасам И.П.Зарудного - к утрате монументальности архитектурных форм и нарастанию рафинированности пропорций в иконостасах 1730-40-х гг. - далее к расцвету декоративности, наиболее ярко воплощенной в композициях Ф.Б.Растрелли 1740-50-х гг-.
Пластическая трактовка декоративных элементов иконостаса зависит не только от архитектоники иконостаса, но и от преобладающих стилевых установок времени. Переходу от орнаментальной разработки низкорельефных композиций 1700-х гг. - к понимании пластики как скульптуры в иконостасах И.П.Зарудного - сопутствует перспективное построение в многофигурных рельефных композициях,изображение фигур в рост, передача в них встречных согласованных движений. В резьбе иконостасов 1730-х гг, появляются элементы итальянской архитектуры (раковины, гирлянды), а такие французского рококо. Иконостасную пластику середины ХУШ века характеризует еяво-писсая трактовка объемов с игрой бликов на крупных золоченых поверхностях, отношение к дереву как к мягкоцу материалу.
В пластике иконостасов Петербурга на протяжении полувека сохранялись народные традиции резьбы; понимание его специфики, диктующее единство технических приемов обработки дерева. Это утолщение массы дерева к основе рельефа, применение цпровхи, использование "цветного" золочения.
Иконостасную и светскую резьбу Петербурга исполняли одна в тс Е8 резчиш. Это были "переведенцы" из всех районов Россия: каторжные , московские, дворовые, из полков, из АдагаралтеСств-Колле-геп . По сраваеяшэ с началом ХШ взиа, после указов иаеретр*щ2
Елизаветы ПетроЕнн 1741 п 1743 гг. число пх роз?.о возросло. Русские резчика обучались у одних и тех Ее иностранных кастеров:
H.Пано, К.Гана, К.Оснера, Л.Роллана, С.Еирардона, И.Дункера, И.Карловского, Д.Устерса, И.-А.Цвеягофа, И.Шталяеера. Среди них была вольные и состоявшие на службе в Канцелярия от строений. К 1750-60 гг. уровень мастерства русских резчиков, работавпях под руководством 5.Б.Растрелли, позволил ям заменять иностранцев я саияц возглавить обучение в "командах" Канцелярии от строений. Многочисленность высококзалифяцярованннх тстеров этого вздоист-ва сделала возмокннм исполнять пконостаснуэ и сзетскув резьбу дея других районов Россия, например дея церкви св.Андрея Первозванного в Киеве. Это определило роль Петербурга как ведущего центра скульптурной я орнаментальной резьбы в середине ЕЛЕ века.
По теме диссертации автором опубликованы следуйте работы:
I. Три памятника иконостасной резьбы ХУШ-начала ПХ вв. в собрании Русского музея // Памятники культуры. Новые открытия: Еаегодник. 1984. Л.: Наука, 1986. С.440-454 (1,5 п.л.).
2. Эволюция резьбы в творчестве К.И.Росси // Проблемы синтеза искусств и архитектуры / Изд.Институт им. И. Е.Репина. Л., 1984. Вып.ХУП. С.45-49 (0,5 п.л.).
3. Рельефная пластика иконостаса церкви св.Екатерины Ф.Б.Растрелли // Русский рельеф второй половины ХУШ-перво! половины
XIX века / Изд. Институт им.И.Е.Репина. Л., 1989. С.67-72 (0,4 л.л.).
4. Творчество "резных дел" мастера Стефашгуса йрардона // Государственный Русский музей. Конференция по итогам научно-исследовательской работы за 1989 год /Тезисы докладов. Л., 1990. С.5-6 (0,01 п.л.).
5. Государственный Русский музей: Альбом. - М.: Советский худож-
ник. 1992. С.225-230, 232-234, 241, 247. (Составитель раздела Русское Декоративно-прикладное искусство ХУВ-ХИ веков). 6. К вопросу об изучении творчества "вольного" резчика Иосифа Шталмеера // Государственной Русскпй музей. Конференция по итогал научно-исследовательской работы за 1931 год / Тезисы докладов. СПб., 1992. С.6-7 (0,01 п.л.).
Поди, к печ. 5.05.92 Зак. 93 Тар. 120
Отпечатано на ротапринте Института имени И. Е. Репина. 199034. С.-Петербург. Университетская наб., 17.