автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.19
диссертация на тему: Ритм прозы как средство улучшения понимания неявно данных смыслов текста (на материале английской, русской и башкирской прозы)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Ритм прозы как средство улучшения понимания неявно данных смыслов текста (на материале английской, русской и башкирской прозы)"
Московский ордена Дружбы народов государственный лингвистический университет
ИМАЕВА Елена Зайнетдиновна
На правах рукописи
РИТМ ПРОЗЫ КАК СРЕДСТВО УЛУЧШЕНИЯ ПОНИМАНИЯ НЕЯВНО ДАННЫХ
(на материале английской, русской и башкирской прозы)
Специальность № 10.02.19 — теория языкознания
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
СМЫСЛОВ ТЕКСТА
Москва — 1993
Диссертация выполнена в Тверской государство ином университете
Научный руководитель
Официальные оппоненты
Ведущая организация
- доктор филологических наук, профессор Г.И.Боган
- доктор филологически наук, профессор Г. Н. Ивснова-Лукья-вова
- кандидат фалологичоских наук Б,Н.Лев1шгова
- кандидат фалооофокга наук, доцаат В.В.Калвкиченко
- Пятигорский государственный педагогический институт иностранных языков. „ .
(30
Зешга соотогтся М'/АМЬл 1993 г. в// часов ваваседагшн спвшиагапроваивого созета Д-С5 3.17.01 но прасух-деннв ученой ств&авз доктора фвлологачвоки наук пра Московском ордена Друябн взродов государственном лингвистическом университете по адресу!
119800, Москве, ГСП - 3, ул. Оогожекка, 38.
С дкооертешеА мояно познакомиться в библиотека Московского - *
ордена Дружбы народов государственного лпнгвиогкчэокого университета.
Автореферат разослан * РЯМРМ-1993 г.
Ученый секретарь спадаализироваяного совета шРмШ^с/я. , В.С.Страхова
* ИЗЛ&З йгаяоедзй дабою яв.чготс-? заучив сущности рауда ; гудодеетаенной прозн. Досгслгпго огсй 'даугч прздполагаот постановку и рсиеняе'в хода сваетза слэдудиюг' 'конкретшх задет:
1. С позикай рзфтектяйкого подхода показать, что ритм про--зц предс'гезлязт з^фвкттноэ сродство'усгатрзнет смыслов в ток-отв.
2. Рассматривал псшмгшв упэря?,отеннсстЬ' фяг.сспцЗ рофтаг.сии, определить в опчоать возксяенз пря чтзщш ряготоз» кой проза варпаяга тш>1- фгаседи«-, якакгаэ кзего в враяогсх
гояееа шследвятсианестя-, продзкзгшаш* яа бедовой охвко мншгадзятбльдастя. ..
3. Выявить рлтастческяо средства гоЗ дсзтя сеаиооясгнкзягрй-. с л реальности, которая пзрозирзяаио в рлтг'зоЕиисгл прогсттоо-лоа текста.
Актуальноеввегогвдго ясвявдбязкйг сбуадюзяапа тем об-
1 стоет^яьством, что в ыгзтекгез. время еззрартает кнтероо.трэда-инмшоЗ дангвастшся к рертакевтнчэсетл гемздозайим, к изу-' чаюю художественного текста1 кгж'лекгалка пробуздогш.рзфяоя*
Актуальный яашягея устшовдонио' традаш рдааззнна» галогенной в культуру и дзЗста-даоЗ но рацгпзантз дсолко: как сродство деикото отдельного топота и глк Фзпокзп культура, »мплиитно прирусий развитой языковой личности.
Актуально рассмотрение ритмизации квк'явления, иироко представленного в действительности и кэ.тегериэуемого в одно из средств ее описания. 1 • • •
ксгсл&дозазпш послухили, о одной сторона, современные методы и материал: исследования в области линтпке-Т1!ки и стильсппс; текста, а такта филологической герменёвти-
' Ей, фенскэиовагЕи, экзизтвкцкальной глаштики, с другой стороны, тексты г.а русском, гаглайском л баакирскои языках.
. " В саотвзтсгшз; с Ъзхяыя и задаче:,¡и исследования применялся ^тогголрэтгчоюшй -ппинщп.' которой место обозначить в философс-, вех категориях как онтологагсзсшй: привдап исследования особен; 'костей радения проблем битая, отргдешшя в особенностях целостной псхшш.
Надам $ е срз этом обосксьашкза и достозарншн > предотгш-. лхзтся подожшшз рсйота, срэдз них особенно лгшш еле-
■ дугзяе: '
* : 1. Сшславая «ксрояруокоста обнаруживается при роцопщж ха:;стсз "усзуюиюто тшш®, пробуясдоетх рофявксиэ в пояса юш-лания базозоЗ схсаа ыцзлахэятедьносй!, прадяояаншй Г.П.Щздро-, шшким.
2. Постулируется точка зрения, ¿»гласно которой ригм прозы-ото оцределзннаа авапстенциалььовть пехшшваиия. -ЗРвсеттрэнне прозу с точет зрания экзиатвкшльной аналитики позволяет дать чаткиэ характерна паси той чести ешооткршгаэдэйся'реальности, которая перевнракена-в .ратогаоваииом, прозаическом таксой усилэгшэго
3. Представлена втшш уолкования ркшизоттного текста, вкла-чмзвае следуйте шаги: усмотраниэ т с.1,моральности и характерно- -тик простршютва. ■
4. Новым и оригинальны:,! является ст подход к "работе" о понятых,ш в теоретическом исследовании и, в частности, в теории интерпретации»
Исследование имеет знкчительную теоретическую и практическую данность. Теоретически значимой представляется разработка новой области исследований текста, объединяющей методы и сродства лингвистики текста и методологические основания филологи- .
чоокоЯ гормонеэтипи, .фаномэйологвп, эт:стзнциагазка. '
Несошюнная'тосреуичвеяяя зкнташсть .даеоэртаоти состоит, тскжо и з там, что двнкя работа яоказиваэт пути интеллекту- " влъного обеспечения лзяатнгстичесют интерпрзтетий. " - ;
Среди практически областей* в; которых гашоэ иоеледоЕаке" .
. может б 1г!ь использозаио, следует назвать прежде всего сферу образования и сфер;/- риторической критики. Что кас^этся сфэрн
. образования, то рэзработаншз в диссертации этшш толкования ритмизованного текста, вказчедаш усмотрение темяоральноотя и ■ характеристик пространства, является хоротал осковкгаем хчя создания методик обучения■ црахтиеской^ияторпретадаа худохеет-' венного толста. Условием выгода в экзяегеншт явдозтся харак-
• тэрястика главяих ее вкзксгвшшаяов - прзменз и пространства, 1удояестветшЗ мир текста ойладеет анагогичшьа .характеристике! описание которых кзяяатся сродством рее крытая алгола тек- "
• ста при условии ооотнйезния дешгвгетических связей с лингвкста-. ческш.1 материалом, с лингиюютзекой структурой егаюго художэс-
твеияого текста. Исподаэованге данных этапов црз зшторпреташш текста оправдано как дз средней пколв; так й в вузе. Они дают
• возможность яаученяя адаяватпой и культурной дэяталгкос'ти с тэкстсм ( о5ой0нно худояеетавняш.} , препятствуя возникноввнга
- эпяфеномэнадыгой интерпретации тентов культуры й в то лэ время не навязшая "лравзивкого" понимания.
Результаты работа могут быть, также использованы в вузовских лекционных курсах по стилистика и лингвистике текота, филологической герменевтике и общей филология, а так£е на прак- . тйческях закяткях по интерстретшши текста, ¿а запдату выносятся д олел^уащиа гголэгегом.
. - - 1. йгтшэалия. является т просто стилистическим средством,
■а явлением¡шроко представлешим в действительности и катетеризуемым в одно из средств ее описания.
2, Ритмические средства сшооткрыввдейся реальности, переви-ралешюй в ритмизованной прозаическом тексте усиленного типа,-характеризуются:
' - мелодизакией, которая служит для выражения шошгесв настроения;
- наличием фольклорных ритмических реитшеиеглий , а также реминисценций из сакральных текстов.
В текстах усиленного типа обнаруживается тоническое стихосложение и тенденция к использовании мазоретской акцентуации, характерной для Ветхого 3свата,
" 3. Интерпретация ритмизованного текста основывается на усмотрения главшк экэиргеныиалоз - временных и пространственных харак-' теристик,
• Структура и объем теботн. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, а тики списка использованной литературы.
Во введений дезтея обоснованно выбора темы ксследовсная, формулируются цела и задачи, определятся актуальность и степень новизны исследования а отмечается теоретическая значимость и прак- . тическая данность работы. ,
Первая, глава посвящена разработке собственного подхода к ритму прозы как средству пробуедешш рефлексии читателя.
Во второй главе исследуется ритм самооткрывшцейся реальйос- . ти, представленной текстами усиленного типа.
В третьей главе даетоя схема интерпретации ритмизованного текста на основе временных и пространственных характеристик.
Основные положения диссертации обобщены в выводах и заключении, .
Атюбргтц ркботц. Оснознхга положнпаг Еосдодевёнзя обсужда-.-т.аь на Первом , Втором н Третьем Bccccmir« совещанашс по гер-к?новт11к0 (Пятигорск, ноябрь 1920. ног.Зрь 1291, ноябрь 1S92 }, ; на совоцажя-сешнарэ "Згвопсихоягаттлотп-чесгав аспокты рочевйго оЗг.энга (Самарканд, октябрь 16S0 ) • •
Содэрг-здкш радотя ?2_§£§S2SS2 излояош основпиа пргзпссшкя п цолл работы, odocKOiaim so актуальность, ухшзшп оснозгазэ глкентн, .опрэделя-етяз каучиув новизну, уеорогачзску» и пргдгачссаую значимость чззргбаипзаэшй теми.
Г."*Ба 1 "Рятл ггрози как одно из срятзта прсбузщвкия рофяек-сяя рашшокта" песигзкй у.зу-.-зшлэ кьлйодез обазсс зарактзриотяк отпозенззл рятмязпдзз л рзфлэксии.
В работах последних лот, посзляетзнх гсслодовагло ритма проза, бояьров внзизнке 7дсляэтся ритму сатвтюто поагроопкт и ркт*"; ' ку. т^гярт&хоя структур. В' лггссзр^йпзз pact прози' раосмдари-
освтоа не кск "усматртааеноэ", с как "впотрзмвнг ускогр^яЯ*1,
*
обращенный на ошо.ш, прпсутствуг^о з шлем тс-кзто, но по «
продотавяешше ередетаокк. воодпедоз.
■ В иссладовают уяазнвеэтея на вся?эсзъ пзучешк-р-лг^а ху-дояэствэнной вреза на стопки уроЕне. В глсео-деттея ооесвячэ семантико-сизизксическао 1фитзр:я разделения текста па строки. Гршгаш скнтаган олррдажйхгся яо синтаксическому лркишту, яа~ лэтта анафор, то.тцествеиплс клаузул. Дополнигельикм фактором является наличие иропез-тяи.
аир,, полятнй только яск объект к действительность, шив:: сг.мсла. Рофлексинная концепция понимания текста язляггея от-прпБНо!! тоЧкоК каавга исолелсвшгля.
Ритмизация текста - сдан из ьетнейсшх актов пробуждения рефлзкепк. Рефчекояч в дiwnod случав определяется как связка
между извлекавши прошлым опытом и, ситуацией, которая предствв-лена в текоте как предмет душ освоения. Назначение рефлексии в том, чтобы'генерализовать частное, привоста-к нему жизненные и литературные параллели, найти изображаемому места в общей картине мира,.
Рефлексия устанавливает различие между преддошшанвем как Способом бытия и иошшБКиеа как ре&шюивным познанием. Фиксация рефлексии есть остановка г, течении рефлексии. При этрй остановке -рефлексия "становится видна", "объективируется", но не . как таковая, а в виде своей игостаси, инобытия. Важнейшая 'ипостась - понимание. ,
Рассматривая ритм прозы, ш обнаруживаем одно из неисследованных и поэтому неиспользуемых полей рефлексии..
- Рита прозы является средством пробуждения рефлексии, которую удобнее продемонстрировать на базовой схеме мыследеяталькос-ти, предлоге иной Г.Д.Щадровш5шм.
Схема состоит из трех горизонтальных поясов М-К, цД, и М.
Ж
.■м-«
М.
М- пош мышления в невербальных схемах - опыт чистого мышления, М-К - пояс шели-кошуникеции - опыт действий о текстами,; цД - пояс мдаледайствоваккя - опыт предметных представлений.
Существуют различные способы ркмизашш прозы', провоцируввей ре&яекшоэ, ^икоирУ&Ф» в поясе М-К. Это могут быть повторы, начиная оо звуков, слогов и кончая лексическими параллельными конструкциями. При фиксации рефлексии в поясе М-К ритм прозы обрадает ре$лексга> на опыт текстопостроения.
' При фиксации рефлексии в.поясе мД ритм прозы провоцирует рэс[хадкенк> кац теш ют иными пережитыми и вошедаими в систему
: онтологических карпш каиорйя, скоро ста та, тепсми* спбсобемж двр» V-: *энш1, данного в вртдсгшмонга - яообкэ над опытом ашслэдэйстео-йяннл. ';'■•'
йям прозы на фодаипоопом урознз, на-схопнет уровне пробег 1-дает рзфлэЕста под-способом' таксгопостроенш. МЕ'етггмсшгйрига'... '' пробужде»? рэфгэг.саэ, сбъеккшпругязтося в пояс о гяайэдействозЕння.
Мозаика фякоецзй релаксин, пробуздаешЙ рзтоом проза, обеспе^м-; вазт рэалпзшт Ерограи продуцента н, реципиента..':.
В глаза даэтся вариант опггса»ия йэ:ссцпл рзфяепснп притязал-. вольно к случая с силлебпчоской ржазатазй (на глтэрналз банкир-. . срой прозк),
В прозе гсрэдго гозютаэт подробность подчорглуть рятм опро-' долонной частя прозаического проязвзденЕЯ. В этом случае в прозе когут появиться такие ритштезсета особенности, которое присущ ; стихотворным проггзиедегтлтл: з.то;*снп1 метра, стрцпалыше приема '• сЕятахоетескрС упорядоченности.
В бсзшгрском силлабическом стпге ( барлаа) рптютф стиха опре- : доляит сораамэрность слогов, рмиотеоюш единицы и тазуры.
Силлабичэскле стих;!,' как прзваго, 'из сеоут особенной эмогого-. нальиой нагрузки. Но случайно в окольней практике дет лучшего запоминания'ояродоле!Шге педагогически правая ( числа Кя и др.) . . используются стахя сашгаб^есгаге. "Неполнота отихотворяооги" в силлабическом стихе открывает возможность дуй экопликапид яа те: (лу множественности предметов,- шддахвдхоя, предметному представло-- НИЛ. „V ' .'■ ,
. 3 проза башкирского писателя У.Карама: есть отрывки, ритмизо-. -'' вап:«ы .ветром н0£плея"-,.ЕЬ:';тшу силлабического стиха, т.о. фразы ;. .-имей? строго ощдаделенную Бнутрённкю цезуру, которая дата а- :гх ••• .-.(как превило, расчленение .£Лова здесь падог.-уетит) на; одиаакочое " ■ •• колйч-зство слогов до-тозто, тяутта них а т.д.: ' . > •
' И^эвзнэ / семэрию дэу колем / тувояган, i 53Ф кике&енэ / йвттак es койе^ / Ёэ&елгэа,
! косе hEKQ/tSED / тау-тау гусак jijrcc / «йолган, ¡ ' кактоЬавз / купералап торггш. / сасаша вргсздар / элзвгэн, 'тврэ я^сатарына / «ашгаа с угли 1гетолэр / е^аягш, .;'' MeSec буйында / ксьаа тоо какой KGzoa т-лед / тара
(Kspai, 1SS8, с. 253) [ На поду болымЛ узорнкЗ палас рооксг/т. На большом хижо еой-, / лак расстелен - шлока болей, на иллои зшке подушен да париш го-| роЗ высятся, о жердочки под isotojzícci цзатаатыа одэяла евкоезт, ка
Í окозкех Ешатыэ волэтонна о юзвточк^ хгся? , возле печки сэраб-
j рядай таз е оорвбрл^иа пустая стоят. •
! ОтрцЕок члеютсд на рзт^зчоска созслар^аз отрезки, в еото-
| рцх количзстсо слэгсэ в ссотгкх&гсльицх, ЕортЕлакько соааедаг^з
! <ааахоз£Я ч&стях пр^р^о patsc, В ярагздоиса о траке ьаэаст»
Í ссиаоать прадаогоэ ка i<xesko щедзггзхоаа, ко к отргфлог.тср^за-
. иг, tí-Sarotapa чаау сгз стрюреттся ссзсггатаюко в эстетичаспз аа-coísa ковотрустоа сэхого «екота, й^акогя читателя фиксср*»тсл в ^ поясе юсет-хшгмутеЗДк!. . .
• • , В.дгга* »SsEsssia рсйпасп: в -кодов яазлзеи, Оитолоо... . ГЕчосгоа гозказнаа в поддщшеть в тсютаг усиленного типа" рас-сиатраааотся катод с тойоту с точки арная акзЕстешшльноа адс.-латаки.йрокзиаданЕе сосщхпцгггзтся адтатала'л лезь, если читатель . провел соогоетствуюай "дуя." навстречу этому юрогэв&деяив, 'т.е.' : . ервобрэл опат, в олато которого cuy открывается и опыт шоетэля. ¡ К, тогда воезриятщз становится нэ пассивном актом усвоения уроков,
[ ^соучастная, утгкаяькш ообнтизы, где акт чтения есть жизненный
i акт. ir'csm принять сзвестадда в методологии парадоксальную.
| вдев:объективн1м становится только предельно субьек-
I • - 8 -
ттадее.
В глет о даатсл харажтврссгаса текстов усиленного типа, про-.-буздеяда у рэцишзата ро^яоксга, £зу,снруетузэся в пояса мызления базовой схсмы маследояголъпоста. Подчеркивается, что рэтгмзашя . доЗствуэт на рзцтзанта двояко: пел сродство данного отдельного ■ текста я яея фопа'.еи кульгури, пглкштнб прясустй рг.эгпгсЗ. язи- ' .петоЗ гтаносги. Пржэри па разшг лзкег, ярэдетоагэнш» а поело-довашга, демонстрируй? уютзреатьяовга рззмзззши 'п ее репрезентативность в г из о-охудо.~зе 1С в1-г.к ^ текстах.
Ксегздоасшв ряпгз проем ко :г:зг огрснзчкгься сношасм структура текста и расстетрспггсл отрс^-'зт^шпк глгагорзашаа: азидов, иопоерддотвеяяо евпеавгк ггз. с пс?де2е?гзсу-ргк«!1 пз «Тгогаа, р™г:э век и «пгюлез, сачзсяшх'лг» а ехггоа построена! текста. Спя тссстс сгрошпепгетс поиглэгэ грмехояэт посрадвтгсч "сбЗТрСКТЯСГО" ИСИШИЯ.
Иосйэдсзшпгэ глубгзлгого -еггмлояого урегм хукопгвтпзЕ:ого текста ейязюзазтея с прзЕпппе^з хштзрпратпггз. готергя оспсзсяа на поаотруировшшн объе:,стсэго онтолсггпссглго 'егглздо. Пэ слу-1г2но э слитности по^юЬатзгыгз ндеэга гзроягапглвигя'сатзива-лись со с:.:::слог:12::о1:1::гя1 устспс-гтгя.
Пошгтаиав текста военоагя» госрадотЕсл егыгепгя кзяагегорз-ашюго, ют эвзветапазшпьгого, йяутргпиэ пзраС'р^пого о сус:ст-возсяесучеловека, неотделимого от ого гачаостп, когда р-'ппп^::.' п^рзр^стсо? ар^Г-'.зпгческоэ я аггсбраггсосг.сз сосзриятиз с£зня а выхолит на уровень выспей со патентики. '
Кетогориальноо, твхш образом, - постстазтся, а экапстанца-азьноо - творятся субъектом "вовне" по ссос!лу образу и подобии, по кедели своей души. Только то, что ми яйкм, гм пон/чаем. ¡чш утвэрадаем, что текст саиорвфшескван: познавательная активность читателя обнаруживает посредством текста его из духовный тр.
¡toa подход i: тексту прс5!лл£огрируе.^ на прикара: ''W
. 'ÓW оогааоа. fats»..
'f or visara is * fcho юса
веса a peel ecaticat аса- ■
«ho йссз aot re»caber vseaely
' boa» dsaertsdЩ ti» fullease oí poseaceioa •
Ъу ewiacms от эсяоШсг; core prcaioua tfcsa lite? Our ес=чоп into íeatsaa «poa ti» sscscn with о peculiar çrwalty, , Уог It io only wcsea efca содеда to pit at tiaea tato tiwir
' lore
; аа elsoeat duet palpatio егэи^Ь ta cíya ena a iright - . ' . ш c2tr&-t«rrcatribl fcjasit,
;;• Y, ' CGcsral, p. 2o6 )
Мисль о том, «то лада всёгда от гейя ус:сольза»т, и ты от шк усколь sacia того - зта шсль ирлходат кавдриу человеку. Грусть, 1 сватлая печаль в еосешзшошот: ort утсряшо;., - все его находит
' ... - • ^ _ J
отраженна в в рцтаа колона by ecascas о? ßcaatfclsg вот» ргсо!окз ' ; tfcaa lits , гдэ прозрачность, яэгкость, "небесаость" ;
звучания достигается sa счет агфиЗрахичосхой гидэнюа о еэ оно- :| ' койнад, располагеящм к раздумьш, шшнш движением. . ¡|
; Вцаоотсгшннй косой. находят свое ритмическое перовирежеаие | ' в строчках, шсаадзниых зшкшне - олицетворении внеземной, са- ( ■ шотверкенной лзийи. j
îoï* It lG caly всаэа ; ч■
; т)Ьо вавзде to pat et ttoca late tl»ix iw
r a» eicssat Jwt pslpaUo ешийЬ *V j
■ tt'etart one a M(tt - í j
aa extra terrestrial fcovah.
Здесь метрический ратм иодкрвпляется внутренней рифмой, ко- [
• горал заострясг тпвйгоигь ., 1ото ... .'
'.V'.-.u^h tetwft
Лучшие лвди, по Кокралу, это люди,сердца, чувства. Человек ■ виаэ разума и созданной км логики. Человека нельзя позгать разумом. Интуиция - вот главное, Хорово, когда человек обладает утлом и сердцем. В> это рздко случается. А езда отдать предпочтение чему-то одному, то Конрад предпочтет сердце. Лучше чупт-за без знания, чем знания без чуЕота.
В глгве гонятиэ реальности рассматривается в связи с проб- ' ламой смнола, Это обгяанкэтол няогозтчностио слова "смысл". , Оно несет в свбо однозрс'/зшю Tiiître значения,кете "идеальное содержание", "ценность чего-либо?..
Усмотрение реальности, тегам образом,' рассматривается тож-' деотвеюю раскрыто еммола, Это срглсзуэтоя с экзистенциалист-' '. ойо-антропологачесявм объяснением. окисла тояста из глуЗйна пе-■. ловече'сЕого "я" (з'огогемдая у Сартра, метафизическая совесть у ХаЛдэггера, голоо тра-чопэндаятного dmm у Язперса). .
В первой главе были йрэдстаалеш таректарнне чарты ритми-
» - \ # .
■ческой' структуры мояоо иойкоЗ части реальности. Отчуюгэтаекое яэ вбзвашоняе а лодлишгасть возшето в лота о шзлонна, т.е. в яудояоотаэнпо .перэенратоннем акта фшгашии рофлегоаи в том ■ : полоз газладеятэлыюо::;, в котором' првдомилэни иарадкша, за-виоимоот:!, откояо.'ш, поддветзоя хаггл са^о.зшзэ в невербатгь-\ n'rs ах см« чяотого шиония, .'"
^ ' 1{н работаем в обдаота, лсхгякЗ дс-зду пюшзяяугшноЯ спо-. ообноотья я хузспотпзяк» прлкпэдзиксм, Но' кед ^Ьйго преле-•V:''';ioam обойл;з;шо чгшяюлътй попев?'Теп tnn поогазяог лонроо
V Об ОЯ'РОЛОГ», В шхерой ЕОЕМОЙНО СОЧЛвНОНИО рвелыкнягн 51 худо» :
■дС'■•• ; : - il »
явственной реальности текога как альтернативного мира.
Художественней кар, как было провозглашено Аристотелем,есть "подра,тя!1Ко'!(а1ксзе1а),т.е, все его явления, все категории, к ак ц отношения меэаду ними, функционируют б формах, имещих место в действительности.
Реальность наиболее полно открывается в текстах "усиленного типа" в отлична от текстов усродконно-бнтоБЫх. Поэтому в работе 'неиа внимание в основном сосредоточено только на текстах усиленного типа, предметом которых является тайна Человека,
Для стимулирозошя рефлексии в направлении интимно-личностных переживаний, по назему ынэнко, нужно содержание разных родов: напряженного, кмфш'/гкого, лирико-драматического, взволнованного и печального.
Ритм прозы, свободный от КЕжзтпческет ,а такте дескриптивно-логических задач, клоет свои особенности. Как правило, такая проза кэлодизирована, Б прсзо, ка:: и в поэзия, Сакторн семантической неопределенности, полисемантизма*и музыкальность выступает как взаимосьйзакшо.
Ызлодизадия служит для Епра.т.едая шансов настроения. Она ск-шолизирует ориентация тсуко:жшш на субъективность смысла и звучания,
Нокоторио черти в тсорчостве писателей мокко понять как поре» бессознательное сбрздонъо к изначальному фонду и его возросшие, иногда сознательно подкреилэнное обращением к фольклорной традиции.
Когда автор стремится к рааиирени», к установлению возможно более шрокого крута связей с другими злементаш, проза имеет •тенденцию к догаздическому строю. Например: ,
1. "И вое вдруг показалось ему дымом,
2, все, собственная жизнь, русская жизнь -
3. ^ао ладскоэ, особенно все русское.
4» Все дим и пар, д-^.оал он; ,
5. все как будто бесирзагегаю извяатся, '
6. всюду нсЕне обрвзи, язлечяя,
7. язленля бегут за явлениям, ""
8. а в сущности все то га да то ;
9. все торопится, опешит куда-то -
10. и все исчезает бесследно, кэтего на достигая."
(Тургенев, 1986, с. 156) ЗЗонские клаузулы кодокоз сблскат их о ратном русского гек-ггаютра. 3 русской поэзт<я геяэюетр г? язнтсмотр гатрэтзтсл до-золъпо часто.
В русскгос текстах: наряду с подратанпсга алетгнгч раз;,сэрам встречается и другой "гэропчеекий" рг>:.?зр, более овоиотвеиай РУССКОЬСГ язику - TOHOTOCEBÍi бнлптшй, ЮЙМЗв ТрЛ 0бЯЭа?С"3»Н£3 • удгрэрпя (число неударных обтсотся ооетшюй псрс"гяпсЛ) и постоянное дактилическое ударанзго.
Строка 3,5,9 гатасаян русским народа??.! пеоенгагл музнисла» кил былинным стихом: .
все людское, особенно ísco русское uu-vw-uuu-uu ьсэ как буйто 'беспресгзнш ?;онязтсяч/и"~ч-'ч'*-'~ wv/— все торопится, сгк;и:г куда-то v^o — w y—v
Ритмические реупшкдендо! зз народного творчества не случайны. В исторической памяти парода -сранется отерзоттп» Бездейственности, приеущю ритмяко про.таих эпох. Глубинность пера-тачания ритма не подлета? соакоге®. Простейте ртешзскио течтепши(попользовагпо народных ритмов), хотя и звнтеснонпыо по бмьтР чести лгяте.'ъвоотят тлвгого характера, все .«с рсг.-стря на это лдп-'вт наготсрз,
в этсм сдучее ^рош*» рапяэсшт можпо определить хзк
• транспекдпроЕанке за рашси действительности. Благодаря ритму
: . ггятрическое приобретает метафизический и акзиатонциальций ста'." туе.,
£ Что касается башкиркой прозы, то Б текстах усиленного тина ^у. наблвдеются метра древнеписьменного стиха с системой открытых
слогов, на которые впервые указал Т.Гандкеи, а посла него са;ос-; ''. уоятедыга выявил к привел и.х в стройш! порядок Хатиб Усмэиов, Явление аруэа способствует создаю® горизонта обобщения и осто-дания жизни, задает масштгб пош:ман:ш единичных явлений и важно / , ддя прорастания щаи произведения.
Б текстах усиленного типа банкирской прозы наблюдается еда одна закономерность. В та, как ¡-равкло, среда рифм значительное . место занимают рпдди, продегекляедзо собой одинаковые грешати-ческие формы разных слов - щоиттто фореы и г детей,, глаголы в формах какого-нибудь одного времени, одинаковые форш деаяричас-
• тий и т.д. Такая рлфловка особенно свойственна эпическим произ-. ■ ведениям. / ■
Появлений в тексте реманисциций из сакральных текстов;можно рассматривать как средство пробуадения рефлексии, фиксирующейся в поясе мышления, . •'.'-■' ';-,.,' ■ ■ <• ■
Любой взд религиозности продлолагавтесогда одну-абсолютную религиоавую тему, сравнительно с которой ьсэ остальное приоб-ретазт скшся менее значительного. .'-у. У>>";;,' '-г. -. -Л; '
Во фрашекте кзрошнаД.СтеВвбека ,"Гроздья гкера^ монолог: V героя щи що&тт с т'тергю палшилаот коли-ггосдовиий стах, несияяЕбическкй стех церковных молитв и славословий. Структура библейского стиха представляет собой параллельную конструкта», \ состояв !>з 2-х, реже 3-х членов, второй из которюс чаще всего новых злс лсн'тэз содержит. Такая форма г.одрязу.леЕает готовность челоъела гоюрать с богач, что передается посредством-
- 1--1 -
noDTcpcian, ч
Яйсп 1*11 tsa оЛД craua' la tha ЛггГг, ,
\
I'll Ьэ ova?' ttiisra -Vtiate?es you ioofe,
W!:or3T«i tbay*a a fiaht со ргзрао аса eat,
I'll bs thara, ~ ......
"Ьзгогаг? tfcsy's a nop bsatic? a glsr,
1*11 Ьэ tJ&sre
lit Сезу Ьпочва, '
"hj mi Ьэ in tb-t <xsy eniys ysll trfcu tiisy'ra г.?Л га - \ I'll Ы .in tfca v.ay ЫСл ' ■
' Vkan they' ra ixtss»r a* ttoy fcnoti nupjrar's «23?» Да' "* fhcn ctir iclta eat tfcs в tuff thiy г^зэ
en« lira la iiia.fcoitsea tea? bifid -
' ■ ( < *
t?ijyf I'll Ьз tfeiitt» Zz'yl ' '"'
Sisd, j*o taiftfej lltai. Сгэу» ." ■ '."•
.•,';.. ( ЗШпЪсзк^у^а, р» 4И» ■■'/KV^v.' л . ■ Ана^орн (ритмическое даяиш»; йгаглииа строи«» ш'аздо» Htoi о.гмзчвнкоста начала строк), рс|ФС-1!,' сиитакаотеский параллелизм , приподнятость гшестасгоашя, создаваемая вопросом,' обращением ,у!сазцБеит на близость фрагмента, торжественной 'параов-, ной ораторской прозе. В отрнйке присутствует, антитеза, которая является одним из i.&metbhix ритаообр--зутаих факторов "такой/проза, >£рази "I'll be in tha saysцуэ y»ll" "I'll be ia the'eay ¡¡ids laugh0 соотносятся в сшсловои отооаеншг ш принципу антитез!!. Такая ораторская проза по своей долевой наираэдашиос-, та требует pimta. Это диктуется ее пестиспши характера. Как лрегало, тггам речь - это всегда описания, рассуадениа на теми злободнекнне, это зачастую обсуждение вопросов- бнтия,*смысла и ценности .чиэни. ¿зиженке мысли в о-ра'Мрской речи развивается
'замедленно, -npopsö&m в сгязя о ооорсддточаиносйлв на '• <огдальЕой чшслн-тбгз, которая раокравазтся в бесчиодэннах Bapj:--, ацнях словвскк *;
Литература ъ$Ы народов мусульман Бостона насвдена решшис-зшьшг шгазов обрязов Корана, а отоада - в его ритма. - ¡«¡згг^юкяо, й£7.0.>лао соаэриэшахе в поэтическом отнса^ша, •, суры Еорана 51,52,52 и '55; накесаьа рг&ювшшоа прозой "саде* -'прозалгэслой речью, в xioropoS шоль варакаотся-наскол#,квш ко-.
Зреэсая о pi^yc3Diuos поолодама.сшгея!, В прозе М.Ка-рпма "сад*.:" с это иокэрлтиичаолой pEv.-.os;;oS ншюшшазт рэципизн-• зу, что £13тор отражал решагсаенхш Корена.
ЕарыгП}, alijaporegD tx&iuvizj. ■ t
■ " 4Se£ir.ao та бярелз- ijnwa донья шэкдоен» оушап^, . ,/y<№p&B» ташги?. Йгвау тура5)эда ла, /
улсы тураЬшща да уйдгзщ. ' . ' '
ügmaji njH,raia хеиэтеге^зе артсЗан дауса Eterejs ер iapan, орлог. cd с его f, яратыургш твдган Йэлгларигир^ы уртерогеJ, -'янанап, üjsn teasixuj. '
С Керш, 1988, с. -333'J ' • ■
-BosEpassaaiocb то.де;,:.г\:1 А яркдаха - сразу в хлопотал! суету на ныряйте, сэдьто к подумайте. О яиаич подумайте, о смерти... И тогда, на бору, так честя помоливпксь, за извочиуи сбою службу принимайтесь: зек»© летите, sepuo е'борозду бросайта, детей, . рождоишх б .тейвг, растите...
Ups дальнейшей ^.аоолотраагл текстов ."усиленного тала" из русской и аг;гд1й:с:сой проза ои:а оЗааруаеиа тендоипия к лег.ользо-вагапо тошгшекого отг-ссслэ.-€[-'л, характерного дак поэтических ярогзведаикЗ кядсл-гюавйск-.« аротшйжиго периода. Исэтм- .
эескке фора различных народсп чгг <Jjsks стоят к '•.¡эрвсбытним, тем, dosas обяаругивепт сдодотза, аяЕигсэтбл все йлияв и к • одному началу. Обгой закол и порядок позтичЪсеогэ движения одинаков у всех народов-перкого цикла дрегпости,\. Доне"3 факт оогла-. суется о-.уем, -что слоте^а укпзсрсаяькых дрсовгиг: отвосганЕЗ худо-листве глого гара долкна рясематркЕпться гз только в границах оп~ рздэленкоЗ псторкетской культуры, но и в границах человечзской культурц ЕООбВД. В С20ЭМ ИССЛеДОВЗНЛИ Т.ТН РУКОЯОДСТБОБЗЛИСЬ ос-нозополаггстсгл принципом, использугмпм М.ХайцоггЬрсм:' "Назад ц пряродо?" Этот прйшш иоддаогся рэалгзает, по изсэму мнэняп, путем сбразцения пзора г-г.чубь сгоого сознаяхя я обрсазнш гнпг:п- , пил на основополагстепе пркшхт рит;*::сс:~л, характерные для древпеГзай поззиа.
"•t!u счзтсгм, ^то рил? чгекотез "усманного типа" на ашдагЗском л русском языках п силу ксторасэсга ачогивп-эгося етяхоожгапиа соответствует русскогд^'гдошсзльпо-тегслескоф стиху. Ftorap стиха изобилует пирр!псыем. Бо ес'ч стихе елгшн только два либо три долгоз слога, остальнчеДв тем числа обыкновенно послзднлв два, иногда три tnora)- храткпв, тазе что стих окагавсатся д=т!тпдсм либо трибрахием; Ротмпчзскуз осп02у стиха составляет клзузулч, Кляла и езредипп но kîîcbt опредзлэшэго стспослог.ашгя.
Îjcokoo яеродвоо скпоатожжг'З осповепо на ударзгаи, которое ссоД1ГЙЯ2Т в одтга полез несколько слов, продотапл/и~.С£ по екне-ду одно спнтсксичпское полое. Ударзшю притягивает я себо не столько слоги в слогах, сколько пэлио слова. ïcxtoa ударагаэ з ' отличие от стопового можно нззеягь логически!!. Расстояние г.е.х-ду ударения:.® бывает неодинаково, но, пак правило, варьируется кэяду сомы» и косе-льв одогсли Такие стихи прэдигзначени дач пения, а но для "чтения."
Токстн "усиленного типа" из банкирской прозы тоже харак-
гердзустся гршнескоЗ 'гвгдеш^е;!, но благодарй сообошому зоо-1Рр938ВЮ/е0Л0В0Е, сходному СО> етруг'ЛТрий иосмговяц.. ¡1р*ШШ ОТ-» ( г'', критик слогов аруза создавт условия для оЕоэейразгюго чэского стеретя". . .В мкотвк на баг-карском, русском, внглийввш язтех врс:,;з 1 '1 .'Кв^рзгееоглй рагккзбода фш обнарутаиа ывзоротсш! екдектцяя,"-харрзтврнея для Батхого Зсхэта, сршсота которой еостокт в поа-' тетином изменении звуков, от более высоких и беглых в низкая,
густиа к тао;>ди9|
. Мазоретская ^шентусция предполагает ооковии акцентом му-
ЗЬК&КЪНО-ПОЭ'ППОЬХОЙ строки ' П00ДЗДНЯЙ • ОИОЙ1 СИЯШЙ ГО ЕВУ- I
•чаши член отих& - сюиукСА.А.йгзоншкиа). Это согласуется о, тал,'что последний колон в текстах усиленного типа, ш: правило/ нэ бщз&->т маяосбдержатзлъиш к только яояогшязетм, а закявчаэт ; .'■-.' в овиошщз к*слъ, основное перссшаниэ,
V Слсдук^гг дзо члени, ослабевшие в сндо, но зЕучсоте на '.•
* ' - ' I 1 . - г
. зой кз ш»о«о, .«ошадсвя' юаштся тп$яа и тбирь. ■ \| . ' ,Еге:л-'грсад чвонсля егрсгй кзггг ващштьсш, ко где'дачал; ' • «рзбуви деяькэёисго яоотровнап » качаю отрока,; «отопсрюаотою \ сгрогг, хсргг/герйзугсззяая бойоо олабгзлд члэнел», Бэр*«
. --'язе члени арвзкооягэл баотрэв в сгобояиог, а «эй голоса в ни» бодоз ЕизогиЯ, Хвраглер верхней отройгойоансчсэт уэрмияом ■ , а цропшопслоакоо» уояявииа «г^вайе евуков ниж^
-.'. кем ряда. НараШ чжёк.ааригэго ряда1 «ли чикоряа о« кэша • отрояи иааавсагоа не «ешгаоохои язк» герет. В случаз необхо^-' . • д^оота отйжоя няяФ т шша к перэкй о? 'качала отрок;: чла:-.; -карне-фара, .вспретггкяйоя нэчеого. ,
О точкг, омтаадлчэ'оглго построения а . текстах уоилвг
/ \ шго «ню-ррЫичеэтоя дю^згююозой и лирэтаокий квтр, Дагжта->ч чавяяй мо«р г р?шошр!ай, т^-мнлммй, оямсоймгё, -Он может'«и»
. разовываться 'соединение« двух.' отрок и предотзлять:,заглотанное -целое б вида народной пословица. Это образец параллелизма. В ;"
фонетическом отрешении двдактическиЯ мэтр даевт.алгатерат», .
Ч 'i ' • * ■
часто цереходяцув в игру слов.. Дидактический метр, проявляется
•тогда, когда художник желает воплотить некую идея, относящуюся к состеву бэтия. Чаото дгдекткчееккй г.етр встречаатся з башкирСКОЙ прозо. ~ — ... . -;.:,'•''.-',:'..,,• ' ; Лирический метр - совериенная противоположность дядайттес-кому метру с его свободашм, часто лрерив'егются поотроешш и колона'ч различней дяшш. В отличие от строго дг!дгг.т;г;оeitere ■ построения матра, лнрическе^у свойственны бкотрога я кость речи. Здесь в художествевноЗ формз ваиболзе ярко ргаирыв?-. отся внутренняя ггар псзсбтЕуетэго. В лирическом метро очень ei«?.. рокЪ применяется прзегл "тотаз".
В "глада 111 "Способы ота;;сг5ша&лького подхода пря интерпр?-, тшвш рзтнкйозанЕого текста* арсдярзкг.еатсл псютга разргбота?^ зтепы. толзозания рзтлззованлого гэкота( егшзйегого, русского, балкарского ) 'на основе усмотреная текпоразанеста и характорзс-иш пространства.
Подчеркивается, что носбходао кпелнть изгсстоуымя цзлсстптн| образованием, узз но разлаямвга на элементы, ибо попытка рзз-лоясеквя приводит к пеопрадолеиносг-та.
Условием вжода в экэдотенкиа яйляэтея харег-горпатика глав-» .них ее экзпотенциалов - времени я пространства.
Раня прозы, определяемый кок "специфгаезкнй тип вреиешой структура" с Е.А.Сиецешф, как "упорядоченность во времени любых форд движения и любых яикашческих процессов" < a.B. Чичер^^, непосредственно связан о категорне!: времет!, которая в фааот^, нологии рассматривается опредэлвшшм образом. •
Течение времени есть смена ретенцйаяьяо-протенциальннх аур(
•¿i' "предЬтавлещщ* ж. исследовании р.-вида смэш фиксаций ре&тшяш.в"' :.;*-.« различных лаяс.аи.мнолёдвятадыюсти. Тедаорадьвые характеристики ';• вдеадьрйй реальности связаны непосредственна с впздаяноатьв рзф-' лексик. ■ -, '■■ • ч' , * ",'.-■ . . \
Римя врошю!»определяет себя как ритм превращения. Длигель-■ ' ность. чего-либо во' вро.дакн есть. неизменность в этом превращении • ' и изменении. Нечто длктоя - ¿то' значит, .что оно било "теперь" и ' остается "теперьншфшэр, щзащиамо' текста - неизменно),
тогда как нечто.другое, будучи "теперь", превращается в "кете-; ,-п ерь "(например, бныся тексте).
' : Ритмическое чередование фиксаций рефлексии поззоляет рас, сматривать, текст как целостность* При этом один из способов . "обнаружения" емнела есть штод непосредственного "слияния" о • . потоком. Но следует описывать этот поток извне: его надо "паре-живать".' ■
1 . ■ - - J " •
Лдя пртаера рассмотрим фрагмент из романа Т.Драйзера ."Американская "трагедия". Одним из средств воздействия на реципиента здег.ь является разнообразие ритмов: параллелизме 1-3, 6-10 строки) пентаметр <3-4 отроки), тоника( 6-7 строки). Это находит отражение в характера пробу-едашо."'; рефлексии, нарисованной слева: : - • • . pjn-t On this aiGtot in this graat straet
Bith its oaes uni сгса£з cal tall tuilüis¿p, a felt ashaaeá» drass«a evt et nosad lifo, to Ьэ nade а show ад! jest of. ïhs bandaoaс autoaotileo that врой Ъу, the loitering pedes triaos moTiag off to *hai interests and conforts he could only sumiee the gay pairs cf young paojüs, laughing and ¿eating and the "kid©" gtaring,
; .. \ . - SO - • . - , '' . '-: : - •■'..'. '
Pj^tl
•■(ja nil irgübled hira with а ввпво of saaathlag different 1 bettor, more beautiful than hie or iraibar tfcsirliio.
< Drsi08r,\l349, P. 12)
Рита фрагмента создается синтагмами с примерно рввнкм количеством слогов ж одинаковой структурен и соответствует' настроению восторга бытия, жажды впечатлений, не раслолагавлиг к восприятии псалмов и библейских притч,и демонстрируем несоответствие занятий родителей Клайда, религяозшк проповедников, духу 'времени,, веку стремительного и бур;;ого раэклгия техники. Фрагмент представляет собой огасапхе перо киваний Клайда-на фока городского пейзажа, самого го ссбэ не пр:ашэкг?гзэго внимания,, Ис- • : пользование автором синонимов, не вносящих качеств новизгл, оага - autcsobilea, «гстгйз - psüeatrleaa - Ыс!з , привело к вы-раадниэ ршой больсоП степени автоматизации значения слова как единиш, ибо слово, актуализирсйанноэ в скисловон ¡отношении, стало би сачостоятсшиш.» й.в звуковом бтноетнии и нарушило бн двигайте ритма. Контраст между сшсловши элементе.® языковых зна-" »ков и актуализированиям рипюм оказываэтся разитеш-яыи.
Таким образом/раскрытие смысла текстов на русском, английском а башкирском языках дается на основа связности временных характеристик экзистенции, десято! и послодпэЗ главной ценности в учении М.ХаЯдеггера,
Другим условием ритмизации прозы является "структурирование времени".
Для продуктивного обращения к самому себе необходим еще кто-то как неизбежный посредник ие.чцу мной и mow "я". Этот Взгляд нояет прингдльяать ребенку с его радость® полноты бытия, радостью укорененноети в мире, радостью вольного, увгренного в себе действсгания. Человек чувствует себя в гарконии с миром, который воспринимается не кик препятствие для его деятельности. В
.... ... .■..;•■•■.. -j'г.' V . '■'"'' ■;• "•.
Еёглдц Еабеаяа. шшзшзеэтоя с кавтовсюш 'оишлйаЕиаг Ч
/■f:■ Bgpjfrv, Дрзгбга^KOwvnpHHajprasaTb-a взрослому< мудрецу, sb-J': . Ц: горитсовести,. ооутемввяпив» -'»юраяычда аагоуруг ' поступко в уотраклэщй; юраяизарувдауу началу, рациональному : 'началу. ..''^.V;',.;- V' г: V! Скопа ойнаЬЬадго' щагашша и разума, Взгляда Ребенка к Взгдк-м :; ,' ¿да,Взрооггго допшц бита вдаздошоЛ, а переходы - контрасташн.
Такув «гаку ролзй Э.Еорп каашает ^ур^гургровениш! времени'' ' л,; . гЭ'Бара»* Э.£ерЕ .умаззг» посюяшо структуряро-
/>".]•>" :«вл'овов 'врвйя ~ сальте дефгаютьнэ a БасокооЕначяваагянэ овапва» j.
дио^н в jaxSosi обцэотга!•.■■'•'' •'■■;'.' ''
X тасгеЗ шнкиоти зависят от- оатодзалэктэтасяой 'ад-
л".г\ ^рвтрветшш 'т*й»вашьа«яи. Во враканз в пространства явда->'."'-.\v.ется на« аса,то, *то; дарлт вао тксшьв с&квшх гта&ш ощгоонаЗ. .. -' . Описание пространства еагоды о rpjaas Cjsayeonoro' Сэкск'ваодзга ! л г.Вешшра. Речь идат о пространства соазрцаная, непосредственно ;шеиезгооттаегае к понимашй к Ектарпратата: текста, • \
i ■ Пространство должно способствовать выходу из конкретика к . С; . метефмнчэсюм основам. Бытия, рэсадрйть соананна человека: до кн-• ровмаствмооти. Критериеи адсаей сгаввки фвномэнокогиявской кэда-тагош являэтся уоштрвйив ва обеданиостыэ всвоб.щэго единства в /лире, взаимосвязанное™ всаго оущаотвуппаго в мире, За универсальностью собственного существования человек открывает свою уни-версальяую пранэд-кчаоота «алозечеотву.
; Рулы лрози яв.ияется единичным проявлением целостной связкос-' ти яиаки,- виутреннаго мира лицей, Цра исследования ритмячеакой .. структур. таима: рещниедт дэлает' виг од, нападалеший от -часть.'' л.-яшкяау.; «fiiiep •ф'ъщякъогъ проягдеяая * гсизяоййого
. • Vipcre/iorei жизни 'кв. исмюг лрёдетатл
екть sea полноту целого, мшод-всэгда даЬж» вврогтпоетннй хареа-тер. Кая стшает З.Двльгой, дм гар-'апгзтг^ооюЗ логяхи вывода« язлдатоя.суазогганшаз, поте^ Что жараягеджэуэтсоодвк- -Л" поста пргоетз пачщзгтз нового экадва нря Ентбрярвгеети.'. _ -
Сладувзяа фршгзнт вгят ез ромапа Р.Брадберя "Вяш» пз-адувап-чнхов" п продстсздяз* с-ойоЗ опгсапве пэрЗгатглгЗ ¡¿алыдаа,. кмевпда ; отноиокко к вкзвстощмг пёреяшизЗ нсяштя , г:о. гл-за' отдзеьеш лкзэпиЗ о гавот , сткрийжзх пуп в непосрэдстзсжо' оубъевтзвпо-му, иррвЕгозаиьво-ютузтггпсму ссзпгдга. сЗсзЗ а тра оэ- ,
квм п подлещом дигкя. ' 1■ ч."; ,
But thio wee йога than. Diath, . , 1 . :ДГ*
Shio si'jkss? alsht. !'' '
Seep dowa under tba stars чао'1 all thlosa jou would' over iool
or fcca
' .' ''■' o? hear' ■ • ' "
■' ' ' la your liio,
Doubto ilushed bio.'
lee orean liyed again.la his tfcroat,
stoaeohi, ,
spina and • .*'
" . Х1вЪа» ' • ; - V ' ■j
be вез inatantly cold ав a win! eat of Cao caber gone. •
Be realised that all osn were like thiej
that eaah person iraa to hitssalf one alone, ' i
Oaa oneness, ,
a unit in a society»
but alrcaya afraid. 1
Lika hare, steading. . >
la this instant it vraa an individual problem
; вееМис tbilviü«ai eolítica. -•îfo.east tâcont "feoisg '«ûeà» oat work oa fs«a 'tbore.
1$7C, 'p.-29-3o>
' . • ' -Botpss «SBCÖKCK» CÄK» созгслг рта, вкашзгика вгкзо-гсшс-т icuvits^cic* tâxsK^uczssïy о йаяккаг:
'¿¡dB _:„•.. i_"'".i'. ;
' / / / i ' /
йс-«й v¿üer tíu atara... . ........
Cpf bi¡.:i:-:::r.fc.r: <$üek»j «tf *ßsqto ш.Чслсго" , . .
; ïLs ci tLaW-iViüt).
. • ïfcs rire5- of Korthuabalanl,
i /.'■/' ' Лг-1 1, vc! to Coi exii t;,
; / ' '/ t ¡! to càsulû Luvt ca tli¿ esuateins
• 0¿ otlviût «itto áaja tteóe^I^ceKi, 1823, с. 210>
loj^^or^iix^S р-и сЗуоргхж с jk^i^iöss. i: p-a¡¿, ¿ esk-
••• cäjsct2 «q 89 с t'ä-swiäjt -ccf2 rcao«. • •
р;:твя 0 ^savea icpca, .so « epessazs: с ее:;::..::, «crácaea осЪ-.. лдясггел!. ссо о «Sxstsu. дзкгг, so с usyr-p«- д
!t¿ Ъгзй ssssíi nbizáüTBi cas oá ss^psu ~ $9 np^pc&c,
со 82b¿¿ii3í «osa o егргге TcruMií, so w o eíjste . • . • киюэядуашиа, в o tfpsyzss .a aiipasa. .
eisr,3?cai;iijö5b ¿^aczxet н «здоиоижл siw^rozCTswrns. • впмжзака1 реггачаег a 'reo Ёзнкйга, sotopioi oca пришецваа® s?:íssiiss иаяЗаяьаоа" иоикоогл. .Тьзга ёоеоаагш саяязтоа, нсирз-vépi страх как oo!ícDííc2 вглгроэшкт в кес щюсавгодзай та oïKpHiôctiî вкзгатеяцпг. ' - _
Призывов к б-яги • сквакваагвя Cïp№ ~ ,но по "эшгзржзокй" страх, s B0cnp9S.ej!®î®st,-<Je80T40t4SJ5 страз-отека, страх~тсж>. ' нгы. ,
По.мнение аатсра, -ïojsao эернтвсись к cyr.scдаозшшв перед лгиюм смерти. человек.обретает к casas«'кязаа, оавободаевнсь от •.
ложнмз целеК л деятельности, которой наполняет зга жизнь 'япдус-, '• трдашга-тегничоскач цямлизйшя. Наподданная мсзистензда ко
долеет знать ничего о собственной конечности, она постоянно из-
\ . .
бегает -шолн о собственной .кончине. .
Смертоносный слой человеческого бьтия нзобкчайяо обьемэп. Счзтеэ пршм подчеркнуть, что не о смерти как ноной субстанция ■ идет речь, а о стороне некоторого рефлексивного отношения. Сцены описания смерти представляют1 собой один из споообов ураяо-цендированкя. . •
В представленном фрагмента односоставные номинатпзпш предложения создают впечатление обобщенной трагической недосказанности, напряжения, которые не требую? в этой атмосфера с:гоцко-, нально-оценочной кегсеротиэешн; .
, Опэ? «amnios,. .' ■ ' ■-/
a unit ia a sooi.aty, •'
'but alwayrf airaid. ' . '; ' • , ..
Tiik? fcsra, steading.'
Во фрагменте повествовщзгэ за счет ритма "колонов, оканчивающихся триад»,и, обретает ossynaiocrb и пронзительность.
В.-Зак-^чении диссертащш подводятся общие итоги исследования: основные из шог. сводятся к следувдему..
Риги прозы (фонетическая инструментовка, метркческсл ритмизация, ритм на уровне синтаксиса) способствует создании условий для понимания опредмэченного в тексте сшсла,
В работе постулируется точка зрения, согласно которой фундаментальным по >|уяктт и цен траль мм по сЕоецу положению вря' интерпретации-текстов "усиленного тала" ннступаат усмотрение реальности как "мирр, смыслов", не обязательно совпадеотюс с "миром знаний". '
Ритм - определенная экзистендиальность переживания. Инту- 25 -
Ься^адаот'о?. Окой ойнчного от следов, природы.. В .обычной чаде .всего доме лвбовьо. При /г. Трш&гйвет' аа всю онтологическую конотрук-
ш®'щ^ахояя.^;-''." ■ г '/."
Что клссэтсй'ДеАгольнося: субгохта ври интэрпрэтании рзста-: врвакяого таксЙ, '«о•¡иа;'иоя®ш из-воотулата о том, что истина
;' «сияет <&иь.«ояьхо ;д5гак>2. Писатель Отстраиваем дуау. 1 .дув®.'. свя- г ;:;';^змьей?'-воедгао:'ц&ш2 ьэф явленгй. 1 •' •' -[,,.;:■ ;•'' гЯ'* которого опредвдаися временные
* мира, : яаляэгся:.течзн10:моего сознания. В наблпденаи•.
^¿^джраявии Суслов..текста ирогйухяется ритм аррмэни.''Осуществление . . •!;-,/отрогллания,.к преврафйнзо чего-дабо, ш имгвлэгося актуально в .у:,;Ц(!9;.1 р^оряяеиаи,. в:аатуально "освоенное* - в этом состоит
яЬоаеда как средства, срособствуюцего выходу в экзисгейдаю. '• . то' оонойааш
V' за^чв^ч^.жююгвя - "здесь" и "там". В. текстах усиленного'ти- , / па:;ароклябтся "ватешаш" достижения "тем","интенция* выхода в :. а *; ' экза5гсеяш>»,Ояа{да> ври -атом'надо иметь в езду. но обретение це- ." лостяссти к органичности существования, сада экзистенциальное ,; ■ лакаганиа-Е пути,открываемое ш к; подлинному бнтию, зависят от -"• .- переделки ж соверсекотврвашя внутреннего мира человека. В про- .. ;-:У. гсаиом случае чувство подлинности кизкд останется случайным к,
. аепроизво-^но возникающим переживанием, уделсм отдельных личное- • тей, чем оно и яыилось со времен античности . Мевду тем,: это. . ■ чухств'о долтао разделяться в'сеж,'
0«кшянэ'!п<цскез{я др.ссер*?цви ргратеэы х. ояадувщвх йубляйа- •
циях: '.•••' .■_' . \'.'" .'. -'..'• ■•: ""■ " '
. • 1;;.<к^влозлбк:«ста:зЕтгф соврвйвшоЯ'-баакарою>й худ/б.чеекгевн-.; V '«ой прозк грздипкяда (фгЗокоЕ.-ку.фтурй-'// .Созеяданяв-сш/®-.;".]
нср "Этооясжсогаиго2огвчрвк51в aenoKiu.jbwaoro сЗпэнкя;; Чаагг» 2. ■ Самарканд, 1990. С. 18. . ' '' ■ ; \..." ' V-, • ' .' 1 .
2. О ссцшщцсэ и.'прагматика ¡домя&яо^роэи // .¡Йигзпсгв- • часкам, семантика и прагматика, Москва-Харькову 1S91. С. 177-173.
; 3. Рйетлзешя прозы как средство, рит.орц^еского воздействия // Риторлка'в раоБнгяп человека -я обцэства.' Jlopäj ,1992. С, 3J-41. ' — ■ " "' ■ • ' '
4. Одна из оптимальных тохкнк распрэдаоч?вш:м'рнтшзующта: компонентов тэкста //-.Висказишше «irec объект лацгвистеческоА семантики и теория коммуникация. Чзать 2,. Омск, 13Э2, О,. 75-7?. •
5. F&ra а роз и при • распрэдмзчтазэвем донеташл ми»еа d.U. Шутейна // В.'а.Щугзин. Жяэяь' и творчество. Вып. 2. -Барнаул, \ 1992. С. 7S-S0. ■ • ' . . .
' Рита прозн как средство ирэбугиедая рефлексии // биологическая герьгэн^вкша и обгдз. йилпеиша. Чсэрь, 1892. С. 115125.. ' • ,
7. Гатм проза пр! р:спрс'~ ""тпг>г.г соя^зпп теггез // Пани- , г.тлдэ п-рсЗшм?|Я. Чсеп U Сворь, 15Э2, С. 05-Ш,