автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Ритмическая организация дикторской речи

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Синицына, Любовь Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Волгоград
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Ритмическая организация дикторской речи'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Ритмическая организация дикторской речи"

На правах рукописи

Синицына Любовь Викторовна

РИТМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДИКТОРСКОЙ РЕЧИ (на материале новостных телевизионных программ 1980-х гг. и 2000-х гг.)

Специальность 10.02.01 - Русский язык

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

005545949

Волгоград-2014

13 ПАР 2014

005545949

Работа выполнена в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет»

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор Прохватилова Ольга Александровна

Логинова Инесса Михайловна, доктор филологических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов», профессор кафедры русского языка и методики его преподавания

Иванова Ирина Викторовна, кандидат филологических наук, ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет», доцент кафедры общего языкознания и речеведения

Ведущая организация:

ФГОУ ВПО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»

Защита состоится 14 мая 2014 года в 10:00 на заседании диссертационного совета Д 212.029.05, созданного на базе Волгоградского государственного университета, по адресу: 400062, г. Волгоград, проспект Университетский, 100, ауд. 4-01 А.

Автореферат разослан « » ¡/¿¿С£/ИР1Сс 2014 г.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Волгоградского государственного университета.

Ученый секретарь диссертационного совета

Косова Марина Владимировна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

В реферируемом диссертационном исследовании рассматривается специфика использования различных языковых средств создания ритма дикторской речи 1980-х гг. и 2000-х гг. Под дикторской речью понимается чтение заранее подготовленных текстов ведущими новостных теле- и радиопередач. Ритмическая организация определяется нами как система разноуровневых средств ритмизации в их соотношении и взаимодействии.

В связи с развитием средств массовой информации в лингвистической науке наблюдается интерес к изучению дикторской речи. Определены фонетические и просодические параметры речи ведущих радио- и телевизионных программ [Глушко 2004; Гришина 2003, 2006; Демина 2012; Жемерова 2009; Иванова-Лукьянова 2002; Ковальчук 2008; Корепанова 1989, 1990; Корчагина 1980; Лебедева 2004; Ломыкина 2006; Прохватилова 2002; Углова 2006]; рассмотрены нормы кодифицированной дикторской речи и отклонения от них [Брызгунова 1992; Валентинова 2011; Зарва 1976; Иванова-Лукьянова 2004; Ларина 2004; Минюшева 2004; Мясникова 2004; Румянцев 2006; Сенкевич 1994; Эсаулова 2005]; сформулированы рекомендации по верстке информационных сообщений и организации словесного материала для работников радио и телевидения [Бернштейн 1977; Борецкий 1990; Брызгунова 1994; Васильева 2002, 2005; Ефимова 2005; Зарва 1976, 1980; Зверева 2009; Каминский 2007; Лащук 2004; Прохватилова 2003; Фэнг 1993; Цвик 2008, 2009; Ярошенко 1973]; дано описание воздействующей функции новостных текстов [Борецкий 2002; Бровченко 2008; Васильев 2006; Гаймакова 1993; Иванова 2003; Кирия 2007; Кожамкулова 2008; Красильникова 2005; Лисова 2012; Любарский 2003; Ослон 2003; Прохоров 2004; Рогозина 2003; Струкова 2010].

В некоторых работах затрагиваются отдельные аспекты ритмизации дикторской речи. В частности, выделены ритмические модели синтагматического членения начальных, серединных и конечных предложений информационного блока [Корепанова 1989]; определены слоговая, фразовая и интонационная характеристики ритма текстов информационных жанров публицистического стиля [Иванова-Лукьянова 2002]. Однако комплексного исследования ритмической организации речи ведущих новостных теле- и радиопередач не проводилось.

Между тем рассмотрение специфики использования различных языковых средств создания ритма в дикторской речи позволит не только установить лексические, синтаксические, интонационные средства ее ритмизации, но и выявить их соотношение и функции, что внесет определенный вклад в изучение языка СМИ, в том числе электронных, а также расширит представления о способах воздействия на телезрителей и радиослушателей. Этим объясняется актуальность данного исследования.

Объектом анализа является звучащая дикторская речь 1980-х гг. и 2000-х гг.; предметом послужили лексические, синтаксические и интонационные средства создания ее ритма.

В работе выдвигается гипотеза, согласно которой дикторской речи свойственна ритмическая организация, которая выполняет ряд функций и формируется лексическими, синтаксическими и интонационными средствами.

Цель исследования состоит в установлении своеобразия функционирования в дикторской речи ритмообразующих средств различных языковых уровней в их соотношении и взаимодействии.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

1) описать имеющиеся подходы к изучению речевого ритма, определению его основных единиц, свойств и функций;

2) выявить языковые средства, участвующие в создании ритма дикторской речи 1980-х гг. и 2000-х гг., на лексическом, синтаксическом и интонационном уровнях;

3) охарактеризовать принципы организации разноуровневых языковых средств при создании ритма дикторской речи;

4) определить функции ритма в дикторской речи;

5) установить степень тематической и структурной обусловленности разноуровневых средств ритмизации в дикторской речи.

Материалом для работы послужили аудиозаписи новостных программ «Время», «Вести» и «Сегодня», выходивших в эфир на центральных и основных российских телевизионных каналах в 1980-е гг. и 2000-е гг. Общее время звучания составило 20 часов.

Выбор материала установленного хронологического периода определяется тем, что дикторская речь 1980-х гг. и речь ведущих новостных телепередач 2000-х гг., как и любые другие формы телевизионной речи, являются отражением социально-политической ситуации и идеологической установки рассматриваемых временных периодов [Борецкий 2011; Муратов 2009; Плавник 2003].

Единицами наблюдения в данной работе выступают разноурйвневые единицы языка, являющиеся конститутивным ядром звучащего новостного текста. Основной единицей наблюдения избрана синтагма, понимаемая как минимальный интонационно целостный смысловой отрезок речи. Анализу подверглись более 8000 синтагм.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили фундаментальные труды по общей фонетике [Бондарко 1977; Гордина 2006; Зиндер 1979; Златоустова 1997; Кодзасов 2001; Кривнова 2007; Матусевич 1976], теории интонации [Брызгунова 1984; Иванова-Лукьянова 1990; Николаева 1977; Светозарова 1982; Цеплитис 1974; Черемисина-Ениколопова 1999], речевому ритму [Антипова 1990; Васильева 1990; Иванова-Лукьянова 1971; Потапова 2001; Прохватилова 1999].

При анализе ритмической структуры звучащего текста мы исходим из понимания ритма как квазипериодической повторяемости сходных и соизмеримых речевых явлений и признания его многоуровневого иерархического характера [Потапова 1997, с. 101]. Анализ просодического строя дикторской речи основывался на сформулированном Е.А. Брызгуновой положении о том, что значение высказывания формируется благодаря взаимодействию значений, выражаемых синтаксической конструкцией, лексическим составом, интонацией и контекстом [Брызгунова 1977]. Изложенные выше методологические принципы лежат в основе комплексного подхода к описанию языкового материала.

Специфика исследования предполагает применение различных методов анализа материала. На основе метода слухового анализа было произведено интонационное транскрибирование звучащего текста: определялись границы сегментации речевого потока, основные интонационные типы, характеристики интонационного центра, изменения скорости и интенсивности звучания. В работе также использовался описательный метод с его основными компонентами -наблюдением, сопоставлением, систематизацией материала и обобщением. С помощью метода стилистического анализа дифференцировались и квалифицировались стилистические значения языковых единиц. Прием количественного подсчета языковых фактов позволил установить частотность различных языковых средств ритмизации и их функций.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в работе представлено комплексное описание ритмической организации советской и российской дикторской речи 1980-х гг. и 2000-х гг. Описаны ритмообразующие средства лексического, синтаксического и интонационного уровней. Установлено доминирование интонационных средств ритмизации, симметрия и пропорция определены как ведущие принципы ритмической организации. Выявлена структурная обусловленность разноуровневых средств ритмизации в дикторской речи 1980-х гг. и 2000-х гг. Обнаружена зависимость степени ритмизации от тематики информационного сообщения в речи ведущих новостных телепрограмм 1980-х гг. и отсутствие этой зависимости в дикторской речи 2000-х гг. Эмоционально-экспрессивная функция ритма определена как ведущая в дикторской речи 1980-х гг., смысловая функция выступает как доминирующая в речи ведущих новостных телепрограмм 2000-х гг.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении дефиниции термина «ритмическая организация речи», выявлении номенклатуры средств ритмизации звучащего текста, принципов их организации, функций ритма; определении специфики реализации речевого воздействия в телевизионной журналистике; углублении представлений о функциональном публицистическом стиле и интонационных параметрах информационно-публицистического произносительного стиля, что является вкладом в функциональную стилистику, медиастилистику и фоностилистику русского языка.

Практическая ценность диссертации заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в общих и специальных вузовских курсах фонетики, стилистики, фоностилистики русского литературного языка, в практике преподавания риторики, а также при составлении специализированных учебных пособий для дикторов и ведущих современных новостных телепередач.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Дикторской речи свойственна ритмическая организация, специфика которой определяется функционированием лексических, синтаксических и интонационных средств ритмизации в их соотношении и взаимодействии.

2. Номенклатура средств ритмизации дикторской речи 1980-х гг. включает контактные и дистантные лексические повторы, синтаксический параллелизм, градацию, повторы синтагм одинаковой длины, повторы ИК-4, ИК-6 в смежных синтагмах, воспроизведение сочетаний ИК-6+ИК-2 в соположенных синтагмах и в рамках одной синтагмы, ритмическую ступень. При этом в дикторской речи 1980-х гг. доминируют интонационные средства ритмизации.

3. Разноуровневые средства ритмизации дикторской речи 1980-х гг. характеризуются структурной обусловленностью: в рамках информационного блока новостей лексические и синтаксические единицы ритма используются главным образом в его серединной части, интонационные - в начальной, конечной и серединной. Существует тематическая зависимость степени ритмизации текста. Новости общественно-политической и культурной тематики из жизни Советского Союза и братских стран, выступления советских и зарубежных деятелей коммунистической партии, отношения между братскими социалистическими странами, обзоры зарубежной прессы о Советском Союзе, сообщения, повествующие о негативных событиях за рубежом, отличаются, как правило, высокой степенью ритмизации (более 50% синтагм звучащего текста); новости спорта, производства, промышленности, сельского хозяйства характеризуются средней степенью ритмизации (от 30% до 50% синтагм звучащего текста); новости, отражающие нейтральные и позитивные события в зарубежных странах, отмечены низкой степенью ритмизации (менее 30% синтагм звучащего текста).

4. В состав средств ритмизации дикторской речи 2000-х гг. входят дистантные лексические повторы, синтаксический параллелизм, повторы синтагм одинаковой длины, воспроизведение ИК-2 и ИК-6 в соположенных синтагмах, повторы сочетаний ИК-6+ИК-2 в смежных синтагмах, ритмическая ступень. При этом в значительной степени преобладают интонационные средства ритмизации, а использование лексических и синтаксических ритмических единиц сведено к минимуму.

5. Специфика ритмической организации дикторской речи 2000-х гг. проявляется в структурной обусловленности интонационных средств ритмизации, что находит проявление в регулярном воспроизведении ритмических единиц в

начальных и конечных высказываниях и частичной ритмизации серединных высказываний информационных блоков; в ослаблении связи между степенью ритмизации и тематикой новостного сообщения; в преобладании информационных блоков, характеризующихся высокой степенью ритмизации (более 50% звучащего текста).

6. Ведущими принципами ритмической организации дикторской речи являются симметрия и пропорция, которые представлены своими разновидностями: простой и зеркальной симметрией, пропорциями равенства, нарастания и убывания. Наиболее последовательно симметрия и пропорция реализуются при синтагматическом членении речевого потока.

7. В дикторской речи разноуровневые средства ритмизации участвуют в реализации эмоционально-экспрессивной, смысловой, композиционной и организующей функций. При этом в дикторской речи 1980-х гг. доминирует эмоционально-экспрессивная функция, в речи ведущих новостных телепередач 2000-х гг. - смысловая.

Апробация работы. Основные теоретические положения и практические результаты диссертационного исследования представлены в виде докладов на конференциях различных уровней: Международной конференции «Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов» (Волгоград,

2007 г.), Международном научном конгрессе «Русский язык: исторические судьбы и современность» (Москва, 2010 г.), Международной конференции «Интеграционные процессы в коммуникативном пространстве регионов» (Волгоград, 2010 г.), Международном молодежном научном форуме «Ломоносов -2013» (Москва, 2013 г.), Международной конференции молодых славистов (Прага, 2013), Международной научно-практической конференции «Журналистика 2013» (Москва, 2014), Региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, 2006 г.), Региональной конференции «Проблемы модернизации региона в исследованиях молодых ученых» (Волгоград,

2008 г.), Научно-практическом семинаре «От текста к печатному изданию: проблемы филологического анализа и редакторской подготовки» (Волгоград, 2013 г.). Результаты работы обсуждались на ежегодных конференциях профессорско-преподавательского состава в рамках Научной сессии Волгоградского государственного университета (2004-2013 гг.).

По теме исследования опубликовано 14 работ общим объемом 3,38 пл., в том числе 3 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки России, 2 научные публикации выполнены в соавторстве.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновываются выбор темы, ее актуальность, определяются цель и задачи работы, объект, предмет, материал и методы его анализа, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, излагаются положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Аспекты изучения речевого ритма» посвящена рассмотрению подходов к определению понятия «речевой ритм», существующих. в специальной литературе.

В риторическом аспекте возможности ритма при создании ораторских текстов изучались античными теоретиками искусства красноречия. В частности, в античных трактатах определяются сущность, причины, происхождение и назначение ритма [http://masterslova.narod.ru/book/ciceron_orator.pdf]. В рамках риторического подхода выявлены потенциальные возможности ритма для риторической оптимизации ораторской речи [Данилина 2002; Севериновская 1994]; описаны фигуры, способствующие усвоению и запоминанию ораторских текстов, а именно: период, анафора, эпифора, синтаксический параллелизм и градация [Рождественский 1997; Михальская 2002; Стернин 2007].

В рамках литературоведческого аспекта уделяется внимание вопросу соотношения метра и ритма стихотворных произведений [Гаспаров 2000; Зиндер 1980; Лотман 1994; Мельникова 2010; Невзглядова 1990], сопоставлению ритма стиха и ритма прозы [Гиршман 1982; Кожинов 1965; Невзглядова 1998; Томашевский 1996; Vaarask 1964], методике определения ритмической организации прозаической речи [Гумовская 2000; Хажиева 2007; Черемисина-Ениколопова 1999], изучению ритма как элемента стилевого своеобразия [Гиршман 1982]. С точки зрения литературоведения ритм художественной прозы рассматривается как комплексное явление, которое пронизывает все уровни литературного произведения и находит свое материальное воплощение в каждом из них с помощью различных языковых средств [Афонина 2008; Бойчук 2010; Донецких 2011; Ефремов 2012; Прокопенко 1995].

В лингвистических исследованиях можно найти множество определений речевого ритма. Мы разделяем мнение A.M. Антиповой, которая обращает внимание на две группы, два типа толкований, не противоречащих друг другу, но акцентирующих различные аспекты этого сложного явления: одни исследователи видят сущность ритма в чередовании разнотипных явлений, другие - в периодичности сходных и соизмеримых явлений [Антипова 1990, с. 124-127].

В работах A.M. Антиповой, C.B. Болтаевой, В.В. Васильевой, Н.Д. Климовой, C.B. Савинского, М.Г. Харлап реализуется динамический подход к ритму. В динамическом аспекте ритм является вершинной и глобальной суперсегментной единицей, надстраивающейся над интонацией. С точки зрения динамического подхода ритмическая организация присуща любому тексту. Ритм

определяется как «способ объединения в единое целое составляющих его единиц, особым образом внутренне организованных и представляющих в рамках текста некоторую иерархическую систему, в которой каждая мелкая единица является компонентом более крупной» [Савинский 1982, с. 8].

. В противоположность динамическому подходу Г.Н. Иванова-Лукьянова рассматривает ритм прозы как регулярность чередования ударных и безударных слогов, границ интонационного фразового членения и восходящего и нисходящего движения тона. Отклонения от идеальной регулярности этих чередований и составляют основные ритмические характеристики: слоговую, фразовую и интонационную [Иванова-Лукьянова 2002, с. 151].

Исследователи различают два вида изохронности: объективную, реально существующую, и субъективную, воспринимаемую. При описании ритмических характеристик акцентируется внимание на воспринимаемой изохронности, которая не всегда коррелирует с абсолютной длительностью речевых и паузальных сегментов [Харлап 1995; Шахбагова 1980].

В рамках лингвистического подхода дискуссионным является вопрос об определении единиц ритма.

В качестве мельчайшей единицы ритма ученые называют слог [Иванова-Лукьянова 2002; Пешковский 1959; Черемисина 1982]. Г.Н. Иванова-Лукьянова считает, что ритм создается взаимодействием трех элементов (ударения, паузировки и интонации), которые обнаруживают себя в каждой единице речевого потока, в том числе и в слоге [Иванова-Лукьянова 1971, с. 128-145].

По мнению многих исследователей, центральной ритмической единицей прозаического текста является синтагма. Н.В. Черемисина определяет синтагму в качестве базовой ритмо-интонационной единицы русской разговорной речи, так как она отвечает всем критериям, по которым фрагменты речевого потока получают статус единицы ритма. Синтагменный ритм исследователь называет основным речевым ритмом, обусловленным и физиологически, и интеллектуально [Черемисина 1982, с. 28-31].

По наблюдениям O.A. Прохватиловой, синтагма обладает свойствами целостности, повторяемости и представляет собой семантико-синтаксическое единство. Кроме того, являясь единицей ритма, синтагма как интонационно-членимый отрезок речи одновременно выступает в качестве единицы суперсегментного уровня, в рамках которой реализуются основные средства интонации, принимающие участие в формировании важнейших в аспекте ритма свойств синтагмы - изоморфности и изохронности [Прохватилова 1999, с. 71-72].

В научной литературе рассмотрены функции речевого ритма [Антипова 1990; Аскин 1974; Волкова 1974; Лазутин 1989; Лозюк 2009; Потапова 1997; Прокопенко 1995; Татару 2008; Токарева 2008; Торсуева 2002; Фоменко 2008]. Исследователи выделяют организующую, структурирующую, текстообразующую, смысловую, эстетическую, эмоционально-экспрессивную, или эмоционально-

выразительную, композиционную функции ритма. В данной работе при анализе функций речевого ритма в дикторской речи мы будем учитывать приведенную классификацию.

Анализ ритмических явлений проводится учеными на разнообразном материале, что позволяет установить особенности ритмического оформления отдельных языков [Антипова 1990; Бухвалова 2012; Дорохова 1996; Задоенко 1980; Карабекян 1984; Потапова 2001], описать ритмические закономерности диалогической и монологической спонтанной речи [Бабичева 2003; Бурая 1980; Мосиенко 1982], рассмотреть ритм в русле психолингвистики [Ивахнов 1983; Жумалиева 1993; Шурова 2001], синхронии и диахронии [Потапов 1998]. Лингвистами сопоставлены и обобщены результаты исследования ритмической организации текстов различной формы и стилистической принадлежности [Кривнова 2007; Мирианашвили 2007; Савинский 1982; Сошников 2013; Чернова 2002; Чернышева 2002]. Изучена ритмическая организация звучащих текстов религиозно-проповеднического фоностиля [Мусхелишвили 1993; Овечкина 2011; Прохватилова 1997, 1999; Рослова 2009], жанров рекламы [Беданокова 2011; Морилова 2005; Стрельникова 2006; Чумичева 2008; Чумичева 2009], проповедей и заговоров лечебного содержания, т.н. суггестивных текстов [Болтаева 2003].

В ходе анализа специальной литературы установлено, что ритм дикторской речи изучен в малой степени. Были рассмотрены отдельные аспекты ритмизации новостных текстов [Иванова-Лукьянова 2002; Корепанова 1989], однако комплексного анализа, выявляющего ритмический потенциал лексических, синтаксических и интонационных повторов в их соотношении и взаимодействии, предпринято не было. Кроме того, требует детального рассмотрения языковая реализация основных функций ритма - эмоционально-экспрессивной, смысловой, композиционной и организующей.

Этим объясняется необходимость обращения в данной работе к исследованию особенностей функционирования разноуровневых языковых средств ритмизации в дикторской речи, что не только позволит уточнить специфику языка СМИ, в т.ч. электронных, но и расширит представления о способах воздействия на телезрителей в рамках лингвистического подхода к изучению ритма.

Во второй главе «Специфика ритмической организации дикторской речи 1980-х гг.» определены основные средства ритмизации дикторской речи на материале новостных телепрограмм 1980-х гг. При описании ритмообразующих единиц мы исходим из признания многоуровневого иерархического характера ритма, в связи с чем в данной главе последовательно описываются лексические, синтаксические и интонационные средства ритмизации.

При анализе разноуровневых средств ритмизации дикторской речи нами учитывается структурно-тематическая организация новостной телепередачи 1980-х гг. с дальнейшим определением тематической принадлежности

информационных блоков, в рамках которых функционируют ритмические единицы, и уточнением позиции анализируемых синтагм и высказываний в структуре информационного блока.

Исследование показало, что в дикторской речи 1980-х гг. используются лексические, синтаксические и интонационные средства ритмизации. Частотность употребления этих средств в нашем материале отражена в Диаграмме 1:

Частотность

использования разноуровневых средств ритмизации в дикторской речи 1980-х гг.

Диаграмма 1 23%

И лексические средства -

23%

■ синтаксические средства -

ITA

□ интонационные средства -

50%

Проведенное исследование выявило, что лексические средства ритмизации в дикторской речи 1980-х гг. представлены контактными и дистантными словесными повторами; на синтаксическом уровне ритм создается синтаксическим параллелизмом и градацией; интонационные средства ритмизации включают в себя повторы синтагм одинаковой длины, воспроизведения ИК-4, ИК-6 в смежных синтагмах, повторы сочетаний ИК-6+ИК-2 в пределах одной синтагмы и в соположенных синтагмах, ритмическую ступень, например:

[7]' «Демократиза6ция /

[6] - су(6)щность перестро2йки, /

[7] су<6)щность социализма, /

[17] могучая созидательная си(6>ла социализма». /

[24] Под такими заголовками публикуют сообще6ния об этой встрече, /

[14] текст выступлебния товарища Горбачева /

[11] болга<6)рские центра(6>льные газе1 ты./[ 1.F1]2

В ходе анализа установлено, что в дикторской речи 1980-х гг. ведущими принципами ритмизации являются симметрия и пропорция, которые наиболее последовательно реализуются при синтагматическом членении речевого потока.

1 Здесь и далее цифры в квадратных скобках перед синтагмой обозначают количество слогов в синтагме.

Здесь и далее цифровые и буквенные обозначения в квадратных скобках после фрагмента звучащего текста указывают на индекс диктора в общем перечне интонационных транскрипций дикторской речи.

Так, принцип пропорции характеризуется «воспроизведением минимальных интонационных единиц, соотношение длины которых может выражаться пропорциями равенства, нарастания и убывания» [Прохватилова 1999, с. 163].

Пропорция равенства наблюдается в тех случаях, когда синтагмы одинаковой длины (плюс/минус один слог) следуют одна за другой, например:

[10] Австрийская... пресса отмечает, /

[11] что Юрий Владимирович Андропов/

[10] в тексте своего выступления /

[24]уделил большое внимание... улучшению снабжения населения/

[8] продуктами питания /

[12] и товарами повышенного спроса... /[1.F2]

Пропорция убывания характеризуется уменьшением величины синтагм в определенном соотношении, например:

[14] На заготовительные пункты отправлена/

[9] полумилионная тонна /

[4] маслосемян. / [4.F 1 ]

Пропорция нарастания определяется последовательным увеличением

длины синтагм, например:

[6] Двое нападавших /

[11] расстреляли в упор бывшего мэра, /

[18] который находился ...за рулем своего автомобиля. / [ 1.F1] Принцип симметрии в членении речевого потока в дикторской речи 1980-х гг. проявляется как /1/ полное соответствие в расположении частей целого по отношению к центру (зеркальная симметрия) и как /2/ соразмерность выделяемых в синтагмы речевых фрагментов, например: /1/[4] И сегодня /

[12] мы уверенно идем по этому пути/

[12] под руководством президента... Гнассингбе /

[4] Айадема/[1.F1];

/2/ [1] «Мне,/

[12] кадровому рабочему металлургу, -/ [10] сказал старший вальцовщик Малышев, —/ [12] очень приятно видеть, как молодеет / [10] наш... столетний завод «Серп и Молот», / [16] поднимаются новые современные корпуса». / [2.F2] В ходе исследования выявлено, что лексические, синтаксические и интонационные средства ритмизации в дикторской речи 1980-х гг. характеризуются структурной обусловленностью. Так, в рамках информационного блока лексические и синтаксические единицы ритма используются главным образом в его серединной части, интонационные - в начальной, конечной и серединной, например:

[16] Обращаясь... к Константину Устиновичу Черне'нко, / [6] сталевар ... Фурбако6в / [8] сердечно поздравил его / [25] с избранием председателем Пре4зидиума Верховного Совета СССР. /

[8] Он сказал, что ... рабо2чие / [5] высоко це2нят / [14] его выдающийся политический талант, / [9] богатейший жизненный о3пыт, /[9] партийную принципиальность /[5] и человечность. /[24] Передал Константину Устиновичу ... сердечную рабо(6'чую призна2телъностъ / [9] за постепенную забо6ту / [5] о людях труда2, / [11] пожелал ему доброго здоро3вья / [6] и больших успехов / [7] в многогранной партийной / [11] и государственной деятельности У [б] на благо Ро'~2дины. □...□ [5] Он доложи3л, что, / [17] принимая социалистические обязательства / [4] на этот го3д, / [15] его бригада наметила выплавить сверх пла6на/ [7] сто пятьдесят тонн ста1 ли. /

141 Сло3во свое / Г4^ металлу6рги / [2] де'ржат. /[2.72]

Наблюдения показали, что лексические, синтаксические и интонационные средства ритмизации в дикторской речи 1980-х гг. выполняют эмоционально-экспрессивную, смысловую, композиционную и организующую функции.

Эмоционально-экспрессивная функция ритма проявляется в актуализации торжественно-приподнятого оттенка, который передается за счет повторов сочетаний ИК-6+ИК-2 в рамках синтагмы и в соположенных синтагмах, например:

Он заверил ... Константина Устиновича Черненко, У что комсомо(6)льцы и молодежь / будут досто<6)йно приумножать / революционные традиции старших поколе1'2ний, /их богате3йший опыт / своими свершениями./ [2.Р2] Смысловая функция ритма актуализируется в тех случаях, когда с помощью разноуровневых средств ритмизации выделяются основные содержательные компоненты высказываний. Например, в следующем фрагменте смысловая функция реализуется повторами сочетаний ИК-4 и ИК-2 в соположенных синтагмах, что способствует акцентированию внимания на значимых информативных отрезках высказывания - «принято что», «поручить кому», «сделать что»:

На заседаниях было принято решение / поручить комиссии по иностранным дела4м / рассмотреть / внесенные предложе4ния / и представить сессии проект /Постановления Верховного Совета СССР1 /по э6тому /вопро1су. /[1.Р2] Композиционная функция ритма проявляется в структурировании информационных блоков, а именно в маркировании границ за счет ритмического акцентирования начальных и/или конечных высказываний, например:

[14] Как сообщило афганское агентство... «Бахтар», / [5] в уезде Пагман /

[12]разгромлена... крупная банда душманов. /

[15] Захвачены ... десятки ракет класса «Земля-земля», / [8] большое количество мин /

[4] и патронов. /f3.Fl]

В ходе исследования обнаружено, что дикторской речи свойственна организующая функция ритма, которая заключается в его способности маркировать ритмические единицы, характеризующиеся семантической целостностью. Например, в следующем высказывании повторы союза «и» позволяют, с одной стороны, разграничить пары однородных членов перечислительного ряда, а с другой - объединить их в составе сложной синтаксической единицы:

Комплекс вопросов, связанных / с разработкой и наращиванием выпуска высококлассной ... и бытовой радиоаппаратуры, /былрассмотрен на совещании конструкторов и изготовителей, / а также поставщиков материалов и комплектующих изделий / различных министерств ... и ведомств. [4.Б1]

Анализ разноуровневых языковых средств ритмизации в дикторской речи 1980-х гг. и выполняемых ими функций позволяет сделать вывод о доминировании эмоционально-экспрессивной функции ритма.

Наблюдения показали, что в дикторской речи 1980-х гт. степень ритмизации новостного текста обусловлена тематикой соответствующего информационного сообщения.

Высокая степень ритмизации, при которой ритмизируется более 50% синтагм информационного блока, свойственна новостям общественно-политической и культурной тематики из жизни Советского Союза и братских стран, международных отношений между братскими социалистическими странами, обзорам зарубежной прессы о Советском Союзе, выступлениям советских и зарубежных деятелей коммунистических партий, сообщениям, повествующим о негативных событиях за рубежом, например:

[26] Сегодня в печати опубликовано сообщение о встрече в ЦК КПСС3 / [16] с руководителями средств массовой информа3ции / [11] идеологических учреждений / [7] и творческих сою'зов. / [13] Выступая перед ее уча6стниками, / [13] Михаил Сергеевич Горбачев подчеркнул, / [9] что в стра6не в основном■ закончен / [8] первый этап перестро'йки / [8] и начинается второ2й, / [12] где це нтр тяжести переносится в плоскость / [20] практической реализации намеченных ранее партией / [7] планов обновле6ния / [6] нашего ... о'бщества./ [10] О конкре6тных шагах перестройки /[10] в репортаже наших корреспондентов. /[1.Б8]

Средней степенью ритмизации, при которой ритмически маркировано от 30% до 50% синтагм информационного блока, характеризуются новости спорта, производства, промышленности, сельского хозяйства:

[26] Сегодня ... состоялись очередные матчи европейских футбольных ■ клубных турни2ров. / [15] Ответные поеди3нки провели «динамовцы» / [6] Москвы и Тбили'си. / [19] Москвичи(/), выступающие в турнире обладателей ку4бков, / [16] встречались в Румынии с командой ... «Университете/[3] Крае?ва». /[5] После... двух таймов/[11] счет был два но(/)ль в пользу хозя'ев поля. / [33] «Динамовцы» с таким же счетом выиграли пе(6>рвый матч, поэтому было назначено добавочное вре'мя. / [16] Но в э(6>ти тридцать минут команды не забели мячи, / [20] и судья назначил серию одиннадцатиметровых ударов. / [18] И тут москвичи показали себя... с наилучшей стороны'. / [10] Они забили три(6> го<6>ла подря2д, / [10] а их соперники ни одного1. /[12] Столичные «динамовцы» побед*или/[12] и вы(6)шли в одну четвертую фина'ла. /[18] «Динамовцы» Тбили(^си, играющие в турнире УЕФА4 , / [15] вновь переиграли датский клуб ... «КБ Копенга2нен», / [10] на этот раз со счетом... два оди2н. / [19] Тбили<6>сцы вышли в одну восьмую финала этого турни'ра. / [2] В Москве2 / [20] состоялась очередная игра первенства страны по хоккею, / [8] играли команды ... «Спарта3к»/[6] и «Крылья Сове'тов». /[3] Со счетом/ [4] шесть четы6ре / [8] победили хокке4исты / [5] «Крыльев Сове'тов». / 11.РЗ]

Низкая степень ритмизации (менее 30%) отмечена в новостях, отражающих нейтральные и позитивные события в зарубежных странах, например:

[37] Лучи лазера могут применяться для уничтожения вируса синдрома приобретенного иммунодефицита / [2] в крови3, / [12] предназначенной для перелива1'2ния. / [7] По сообщению ТА6СС, / [23] таким результатом завершились опыты группы американских ме'дикое. / [17] Этот метод, судя по многочисленным экспериментам, / [20] проводимым с тысяча девятьсот восемьдесят четвертого го4да, / [15] позволяет успешно убива(/)ть вирусы СПИ3Да, / [21] не причиняя в то же время никакого ущерба качеству кро3'2ви. / [27] На данном экспериментальном эта(6)пе лазерный метод устранения вируса СПИ3Да / [12] может применяться только в то3т период, / [11] когда кровь поступает от до2нора, / [7] проходит обрабо3тку / [19] и поступает для переливания друго<6>му челове'~2ку. /tl.Fl] Рассмотренный материал дает основание утверждать, что специфика ритмической организации дикторской речи 1980-х гг. проявляется в составе и соотношении ритмообразующих средств, в принципах их воспроизведения, в их структурной и тематической обусловленности и выполняемых функциях.

Третья глава «Особенности ритмической организации дикторской речи 2000-х гг.» посвящена описанию ритмической организации дикторской речи на материале новостных телевизионных программ 2000-х гг.

В данной главе рассматриваются лексические, синтаксические и интонационные средства ритмизации, определяются принципы их организации и функции, позиция в тексте новостной телепередачи и информационном блоке, устанавливается их отнесенность к тематическому блоку.

Диаграмма 2

Частотность

использования разноуровневых средств ритмизации в дикторской речи 2000-х гг.

я лексические средства -6%

■ синтаксические средства -8%

п интонационные средства -86%

Как видно из Диаграммы 2, в дикторской речи 2000-х гг. по сравнению с дикторской речью 1980-х гг. отмечено сужение состава лексических и синтаксических средств ритмизации, в результате чего частотность использования интонационных средств ритмизации достигает 86%. Преобладание интонационных средств ритмизации в речи ведущих новостных телепередач 2000-х гг. обнаруживает усиление суггестии со стороны СМИ, которая представляет собой скрытое внушение, «воздействие на подсознание, эмоции и чувства человека, косвенно обеспечивающее воздействие на его ум, волю, поведение» [Шелестюк 2009, с. 54].

В ходе исследования выявлено, что в качестве лексических средств создания ритма используются главным образом дистантные словесные повторы, синтаксические средства ритмизации реализованы синтаксическим параллелизмом.

Состав интонационных средств ритмизации в дикторской речи 2000-х гг., как и в дикторской речи 1980-х гг., представлен повторами синтагм одинаковой длины, воспроизведением ИК-2 и ИК-6, повторами сочетаний ИК-6+ИК-2 в соположенных синтагмах и в рамках одной синтагмы, ритмической ступенью, например:

[8] Жители города Темрю2к / [6] готовятся к зиме2: /

[11] одни утепляют ветхие сте6ны, /

[5] други6е ищут, /

[7] куда бы перее2хать. /

[10] Пережить холода в уело6виях, /

[9] в которых они оказались, /

[8] практически невозмо2жно. / [ 1 .Б 10]

Как и в дикторской речи 1980-х гг., в речи ведущих новостных телепередач 2000-х гг. базовыми принципами ритмической организации являются симметрия и пропорция. Принцип симметрии в дикторской речи 2000-х гг. представлен зеркальной и простой симметрией, например:

[16] Возможность передачи ядерного досье Ирана/

[9] в совет безопасности ООН/

[16] сегодня не исключил и глава российского МИДа/

[4] Сергей Лавров. / [1 .Б4];

[9] Обнаружили их в подва*ле/

[7] заброшенного до2ма, /

[10]который принадлежал подруге/

[7] одного из сбежавших./[1.П2]

Тенденция к пропорциональности в дикторской речи 2000-х гг. реализована пропорциями равенства, нарастания и убывания.

Проанализированный материал дает основание утверждать, что в речи ведущих новостных телепрограмм 2000-х гг. разноуровневые средства ритмизации выполняют эмоционально-экспрессивную, смысловую, композиционную и организующую функции. Однако если в дикторской речи 1980-х гг. преобладала эмоционально-экспрессивная функция ритма, то в дикторской речи 2000-х гг. ведущей является смысловая. Например, в следующем фрагменте длина последних пяти синтагм образует зеркальную симметрию, что позволяет ведущему новостной телепрограммы акцентировать внимание телезрителей на словах и действиях украинского президента:

[6] Виктор Янукович, /

[19] чью победу на выборах...подтвердил накануне Центризбирком, /

[10] призвал украинское общество /

[5] к примирению, /

[7] и первая попытка /

[5] остудить страсти /

[11] была предпринята... уже сегодня. /[1.Р5]

Кроме этого, в дикторской речи 2000-х гг. эмоционально-экспрессивная функция ритма представлена своей экспрессивной составляющей за счет повторов ИК-2 со значением усиления, подчеркивания. Торжественно-приподнятый оттенок звучания, свойственный речи дикторов 1980-х гг., отсутствует, например:

Пока адвокаты готовят апелля6цию, / Берлускони грозит... реформировать / несправедливую,/по его мнению, судебную систебму/и разобраться со своими/политическими врагами. /[1.Р11]

Специфика ритмической организации дикторской речи 2000-х гг. проявляется в структурной обусловленности интонационных средств ритмизации, что находит отражение в регулярном ритмизировании начальных и конечных высказываний и частичном - серединных высказываний информационных блоков. При этом интонационные средства выступают своеобразным маркером ритмической границы между структурными элементами информационного блока, например:

[9] Очень неспоко2йно в эти дни /[4] в Испании. /

[7] В Мадриде демонстранты / [7] вновь вышли на а6кцию / [6] «Окружи парламент». / [19] Людей не устрагивает табель бюджета на следующий го д, / [21] который предполагает серьезные сокращения гос. расхо'дов. /

[5] По статистике, / [21] в Испании сейчас самый высокий уровень безработицы в ЕЭ2С~/[6] двадцать пять процентов. /[и 10]

Наблюдения над материалом дают основания утверждать, что в новостных телепередачах 2000-х гг. преобладают информационные блоки, характеризующиеся высокой степенью ритмизации (более 50% синтагм звучащего текста).

Кроме того, в дикторской речи 2000-х гг. отмечено ослабление связи степени ритмизации и тематики новостного сообщения. Так, в нашем материале высокой степенью ритмизации отмечены информационные сообщения о внутренней и внешней политике, предвыборных кампаниях и выборах, новости жизни общества, экономики, здравоохранения, спорта, культуры, науки, развития новых технологий, моды, сообщения о стихийных бедствиях, катастрофах, криминальных и чрезвычайных происшествиях в России и за рубежом, о военных переворотах и политических беспорядках за рубежом.

Преобладание информационных сообщений с высокой степенью ритмизации определяет всеохватывающий характер интонационного ритма в дикторской речи 2000-х гг. и вписывается в актуальную тенденцию вытеснения аргументативного типа воздействия суггестивным [Шелестюк 2009].

В заключении обобщаются результаты проведенного исследования и формулируются основные выводы.

Анализ материала показал, что ритм дикторской речи 1980-х и 2000-х гг. создается лексическими, синтаксическими и интонационными языковыми средствами. При этом в речи ведущих 1980-х гг. и 2000-х гг. доминируют интонационные средства ритмизации. В дикторской речи 2000-х гг. наблюдается

сокращение состава лексических и синтаксических средств ритмизации по сравнению с дикторской речью 1980-х гг.

Описаны интонационные средства ритмизации дикторской речи 1980-х гг. и 2000-х гг., которые представлены повторами синтагм одинаковой длины, воспроизведением одинаковых типов ИК и сочетаний различных типов ИК в смежных синтагмах или в рамках одной синтагмы, ритмической ступенью.

Определены базовые принципы ритмической организации дикторской речи 1980-х гг. и 2000-х гг., а именно: симметрия и пропорция, наиболее последовательно реализуемые при членении на синтагмы. Симметрия в дикторской речи 1980-х гг. и 2000-х гг. представлена простой и зеркальной симметрией, пропорция формируется пропорциями равенства, нарастания и убывания.

Выявлена структурная обусловленность функционирования разноуровневых средств ритмизации в дикторской речи. Так, в дикторской речи 1980-х гг. лексические и синтаксические средства ритмизации отмечены в серединной части информационных блоков, интонационные - в начальных, серединных и конечных частях. В дикторской речи 2000-х гг. структурная обусловленность проявляется в регулярном ритмизировании начальных и конечных высказываний и в частичном ритмизировании серединных высказываний информационных блоков.

Продемонстрировано, что дикторской речи 1980-х гг. свойственна связь степени ритмизации и тематики информационных сообщений, тогда как в дикторской речи 2000-х гг. такая зависимость отсутствует. Отмечено, что в новостных телепередачах 2000-х гг. преобладают информационные сообщения, характеризуемые высокой степенью ритмизации.

Установлено, что разноуровневые средства ритмизации в дикторской речи 1980-х гг. и 2000-х гг. выполняют эмоционально-экспрессивную, смысловую, композиционную и организующую функции, при этом в дикторской речи 1980-х гг. доминирует эмоционально-экспрессивная функция, в дикторской речи 2000-х гг. - смысловая.

В качестве перспективы исследования представляется актуальным изучение связи ритмической организации дикторской речи и специфики реализации воздействующего потенциала СМИ.

Содержание диссертации отражено в 14 работах общим объемом 3,38 пл., из них 2 подготовлены в соавторстве:

1. Синицына, Л.В. К вопросу о принципах синтагматического членения современной дикторской речи / Л.В. Синицына // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. - № 1 (11). - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2010. - С. 267-170 (0,3 п.л.). Статья опубликована в шдании, рекомендованном ВАК Минобрнауки России.

2. Синицына, JI.B. К вопросу о ритмизации дикторской речи / О.А. Прохватилова, Л.В. Синицына // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. - № 1 (17). - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2013. - С. 170-175 (0,5 п.л.). Статья опубликована в издании, рекомендованном ВАК Минобрнауки России.

3. Синицына, Л.В. Пропорциональность как ведущий принцип синтагматического членения дикторской речи / Л.В. Синицына // Современные проблемы науки и образования. - № 6. - 2013. [Электрон, ресурс] URL : http://www.science-education.ni/l 13-10730 (дата обращения: 12.11.2013) (0,4 п.л.). Статья опубликована в издании, рекомендованном ВАК Минобрнауки России.

4. Синицына, Л.В. Интонационно-звуковая специфика дикторской речи / Л.В. Синицына // VIII Региональная конференция исследователей Волгоградской области, г. Волгоград, 11-14 ноября 2003 г.: тез. докл. - Напр. 13. «Филология». -Волгоград : Изд-во ВГПУ «Перемена», 2004. - С. 99-101 (0,06 п.л.).

5. Синицына, Л.В. Ритмическая организация дикторской речи / Л.В. Синицына // X региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области, г. Волгоград, 8-11 ноября 2005 г.: тез. докл. - Напр. 13 «Филология». - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006. - С. 185-186 (0,06 п.л.).

6. Синицына, Л.В. Функции ритма в телевизионных программах диалогического типа / Л.В. Синицына // Человек в современных философских концепциях = Human Being in Contemporary Philosophical Conseptions : материалы Четвертой междунар. конф., г. Волгоград, 28-31 мая 2007 г.: в 4 т. - Т. 4 / ВолГУ, Ун-т Стефана Великого (Румыния), Междунар. филос. о-во С.Л. Франка, Рос. филос. общество ; редкол.: Н.В. Омельченко (отв. ред.) [и др.]. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2007. - С. 271-274 (0,2 п.л.).

7. Синицына, Л.В. Синтагматическое членение как средство создания ритма дикторской речи / Л.В. Синицына // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов : материалы Междунар. науч. конф., г. Волгоград, 24-26 апр. 2007 г. : в 2 т. - Т. 1 / ВолГУ ; оргкомитет конф.: О.В. Иншаков (пред.) и [др.]. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2007. - С. 368-372 (0,3 п.л.).

8. Синицына, Л.В. Мелодические повторы как средство создания ритма современной дикторской речи / Л.В. Синицына // Проблемы модернизации региона в исследованиях молодых ученых : материалы IV Межрегион, науч.-практ. конф., г. Волгоград, 19-20 марта 2008 г. / гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. ун-т»; редкол.: О.И. Сгибнева (отв. ред.) [и др.]. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2008. - С. 255-258 (0,1 пл.).

9. Синицына, Л.В. Нормы современной дикторской речи / Л.В. Синицына // Эколингвистика. Язык региональных СМИ в зеркале русской речевой культуры : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. д-ра филол. наук, проф. Н.Л. Шамне и д-ра филол.

наук, проф. O.A. Прохватиловой. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2009. - С. 178-188 (0,5 п.л.).

10. Синицына, JI.B. К вопросу о синтаксической обусловленности интонационного членения современной дикторской речи / JI.B. Синицына // Русский язык: исторические судьбы и современность : IV Международный конгресс исследователей русского языка, г. Москва, 20-23 марта 2010 г. : труды и материалы / сост. M.JI. Ремнева, A.A. Поликарпов. - М. : Изд-во Моск. ун-та. -С. 476-477 (0,2 п.л.).

11. Синицына, Л.В. Об особенностях синтагматического членения современной дикторской речи / Л.В. Синицына // Интеграционные процессы в коммуникативном пространстве регионов [Электрон, ресурс]: материалы Международной научной конференции, г. Волгоград, 12-14 апреля 2010 г.: научн. электрон, изд. на компакт-диске. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2010. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM) (0,3 п.л.).

12. Синицына, Л.В. Виды и функции мелодических повторов в дикторской речи / Л.В. Синицына // «Ломоносов—2013» [Электрон, ресурс]: материалы Международного молодежного научного форума, г. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 12-15 апреля 2013 г.: Отв. ред. А.И. Андреев, A.B. Андриянов, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова - М. : Макс Пресс, 2013. - 1 электрон, опт. диск (DVD-ROM) (0,1 п.л.).

13. Синицына, Л.В. О мелодических сочетаниях в дикторской речи 80-х годов / Л.В. Синицына // Сборник научных трудов студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых [Электрон, ресурс]: текстовое науч. электрон, издание на компакт-диске. - Вып. 4 : Посвящ. 30-летию ин-та филологии и межкультурной коммуникации ВолГУ / сост. Е.М. Шептухина ; Федер. гос. автоном. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. ун-т», Ин-т филологии и межкультур, коммуникации. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2013. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM) (0,3 п.л.).

14. Синицына, Л.В. Об особенностях ритмической организации современной дикторской речи на ТВ / O.A. Прохватилова, Л.В. Синицына // Журналистика в 2013 году: регионы в российском медиапространстве. Сборник материалов международной научно-практической конференции. - М.: МедиаМир; Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2014. - С. 357-358 (0,06 пл.)

Подписано в печать 21.02 2014 г. Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Тайме. Усл. печ. л. 1,2. Тираж 120 экз. Заказ 22.

Издательство Волгоградского государственного университета. 400062 Волгоград, просп. Университетский, 100. E-mail: izvolgu@volsu.ru

 

Текст диссертации на тему "Ритмическая организация дикторской речи"

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАОУ высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет»

04201458030

На правах рукописи

Синицына Любовь Викторовна

РИТМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДИКТОРСКОЙ РЕЧИ

(на материале новостных телевизионных программ 1980-х гг. и 2000-х гг.)

10.02.01 - Русский язык

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель — доктор филологических наук, профессор Прохватилова Ольга Александровна

Волгоград - 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение....................................................................................................................4

Глава 1. Аспекты изучения речевого ритма...................................................12

Вводные замечания.................................................................................................12

1.1. Риторический аспект изучения речевого ритма...........................................12

1.2. Литературоведческий аспект изучения речевого ритма..............................15

1.3. Лингвистический аспект изучения речевого ритма.....................................22

Выводы по главе......................................................................................................40

Глава 2. Специфика ритмической организации дикторской речи

1980-х гг...................................................................................................................43

Вводные замечания.................................................................................................43

2.1. Структурно-тематическая организация новостной телепрограммы 1980-х гг...................................................................................................................43

2.2. Лексические повторы......................................................................................47

2.3. Синтаксические средства создания ритма....................................................56

2.4. Интонационные повторы...............................................................................62

2.4.1. Синтагматическое членение как средство создания ритма.........62

2.4.2. Мелодические повторы как ритмообразующее средство............83

2.5. Соотношение разноуровневых языковых средств при создании ритма....97

Выводы по главе...................................................................................................102

Глава 3. Особенности ритмической организации дикторской речи

2000-х гг.................................................................................................................105

Вводные замечания...............................................................................................105

3.1. Структурно-тематическая организация новостной телепрограммы 2000-х гг.................................................................................................................105

3.2. Лексические повторы....................................................................................106

3.3. Синтаксические средства создания ритма..................................................110

3.4. Интонационные повторы..............................................................................111

3.4.1. Синтагматическое членение как средство создания ритма......111

3.4.2. Мелодические повторы как ритмообразующее средство........ 128

3.5. Соотношение разноуровневых языковых средств при создании ритма.. 150

Выводы по главе..................................................................................................155

Заключение..........................................................................................................157

Список литературы............................................................................................163

Приложение 1. Знаки интонационной транскрипции

и принятые сокращения.......................................................................................188

Приложение 2. Перечень интонационных транскрипций

дикторской речи....................................................................................................189

Приложение 3. Интонационная транскрипция фрагмента

программы «Время» от 29.12.1983.....................................................................190

Приложение 4. Интонационная транскрипция фрагмента

программы «Время» от 20.10.2012..................................................................... 193

ВВЕДЕНИЕ

В данном диссертационном исследовании рассматривается специфика использования различных языковых средств создания ритма дикторской речи 1980-х гг. и 2000-х гг. Под дикторской речью понимается чтение заранее подготовленных текстов ведущими новостных теле- и радиопередач. Ритмическая организация определяется нами как система разноуровневых средств ритмизации в их соотношении и взаимодействии.

В связи с развитием средств массовой информации в лингвистической науке наблюдается интерес к изучению дикторской речи. Определены фонетические и просодические параметры речи ведущих радио- и телевизионных программ [Глушко 2004; Гришина 2003, 2006; Демина 2012; Жемерова 2009; Иванова-Лукьянова 2002; Ковальчук 2008; Корепанова 1989, 1990; Корчагина 1980; Лебедева 2004; Ломыкина 2006; Прохватилова 2002; Углова 2006]; рассмотрены нормы кодифицированной дикторской речи и отклонения от них [Брызгунова 1994; Валентинова 2011; Зарва 1976; Иванова-Лукьянова 2004; Ларина 2004; Минюшева 2004; Мясникова 2004; Румянцев 2006; Сенкевич 1997; Эсаулова 2005]; сформулированы рекомендации по верстке информационных сообщений и организации словесного материала для работников радио и телевидения [Бернштейн 1977; Борецкий 1990; Брызгунова 1994; Васильева 2002; Ефимова 2005; Зарва 1976, 1980; Зверева 2009; Каминский 2007; Лащук 2004; Прохватилова 2003; Фэнг 1993; Цвик 2008, 2009; Ярошенко 1973]; дано описание воздействующей функции новостных текстов [Борецкий 2002; Бровченко 2008; Васильев 2006; Гаймакова 2007; Иванова 2003; Кирия 2007; Кожамкулова 2008; Красильникова 2005; Лисова 2012; Любарский 2003; Ослон 2003; Прохоров 2004; Рогозина 2003; Струкова 2010].

В некоторых работах затрагиваются отдельные аспекты ритмизации дикторской речи. В частности, выделены ритмические модели синтагматического членения начальных, серединных и конечных предложений

информационного блока [Корепанова 1989]; определены слоговая, фразовая и интонационная характеристики ритма текстов информационных жанров публицистического стиля [Иванова-Лукьянова 2002]. Однако комплексного исследования ритмической организации речи ведущих новостных теле- и радиопередач не проводилось.

Между тем рассмотрение специфики использования различных языковых средств создания ритма в дикторской речи позволит не только установить лексические, синтаксические, интонационные средства ее ритмизации, но и выявить их соотношение и функции, что внесет определенный вклад в изучение языка СМИ, в том числе электронных, а также расширит представления о способах воздействия на телезрителей и радиослушателей. Этим объясняется актуальность данного исследования.

Объектом анализа является звучащая дикторская речь 1980-х гг. и 2000-х гг.; предметом послужили лексические, синтаксические и интонационные средства создания ее ритма.

В работе выдвигается гипотеза, согласно которой дикторской речи свойственна ритмическая организация, которая выполняет ряд функций и формируется лексическими, синтаксическими и интонационными средствами.

Цель исследования состоит в установлении своеобразия функционирования в дикторской речи ритмообразующих средств различных языковых уровней в их соотношении и взаимодействии.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих

задач:

1) описать имеющиеся подходы к изучению речевого ритма, определению его основных единиц, свойств и функций;

2) выявить языковые средства, участвующие в создании ритма дикторской речи 1980-х гг. и 2000-х гг., на лексическом, синтаксическом и интонационном уровнях;

3) охарактеризовать принципы организации разноуровневых языковых средств при создании ритма дикторской речи;

4) определить функции ритма в дикторской речи;

5) установить степень тематической и структурной обусловленности разноуровневых средств ритмизации в дикторской речи.

Материалом для работы послужили аудиозаписи новостных программ «Время», «Вести» и «Сегодня», выходивших в эфир на центральных и основных российских телевизионных каналах в 1980-е гг. и 2000-е гг. Общее время звучания составило 20 часов.

Выбор материала установленного хронологического периода определяется тем, что дикторская речь 1980-х гг. и речь ведущих новостных телепередач 2000-х гг., как и любые другие формы телевизионной речи, являются отражением социально-политической ситуации и идеологической установки рассматриваемых временных периодов [Борецкий 2011; Муратов 2009; Плавник 2003].

Единицами наблюдения в данной работе выступают разноуровневые единицы языка, являющиеся конститутивным ядром звучащего новостного текста. Основной единицей наблюдения избрана синтагма, понимаемая как минимальный интонационно целостный смысловой отрезок речи. Анализу подверглись более 8000 синтагм.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили фундаментальные труды по общей фонетике [Бондарко 1977; Гордина 2006; Зиндер 1979; Златоустова 1997; Кодзасов 2001; Кривнова 2007; Матусевич 1976], теории интонации [Брызгунова 1984; Иванова-Лукьянова 1990; Николаева 1977; Светозарова 1982; Цеплитис 1974; Черемисина-Ениколопова 1999], речевому ритму [Антипова 1990; Васильева 1990; Иванова-Лукьянова 1971; Потапова 2001; Прохватилова 1999].

При анализе ритмической структуры звучащего текста мы исходим из понимания ритма как квазипериодической повторяемости сходных и соизмеримых речевых явлений и признания его многоуровневого иерархического характера [Потапова 1997, с. 101]. Анализ просодического строя дикторской речи основывался на сформулированном Е.А. Брызгуновой положении о том, что значение высказывания формируется благодаря взаимодействию значений, выражаемых синтаксической конструкцией, лексическим составом, интонацией и контекстом [Брызгунова 1977]. Изложенные выше методологические принципы лежат в основе комплексного подхода к описанию языкового материала.

Специфика исследования предполагает применение различных методов анализа материала. На основе метода слухового анализа было произведено интонационное транскрибирование звучащего текста: определялись границы сегментации речевого потока, основные интонационные типы, характеристики интонационного центра, изменения скорости и интенсивности звучания. В работе также использовался описательный метод с его основными компонентами — наблюдением, сопоставлением, систематизацией материала и обобщением. С помощью метода стилистического анализа дифференцировались и квалифицировались стилистические значения языковых единиц. Прием количественного подсчета языковых фактов позволил установить частотность различных языковых средств ритмизации и их функций.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в работе представлено комплексное описание ритмической организации советской и российской дикторской речи 1980-х гг. и 2000-х гг. Описаны ритмообразующие средства лексического, синтаксического и интонационного уровней. Установлено доминирование интонационных средств ритмизации, симметрия и пропорция определены как ведущие принципы ритмической организации. Выявлена структурная обусловленность разноуровневых средств ритмизации в

дикторской речи 1980-х гг. и 2000-х гг. Обнаружена зависимость степени ритмизации от тематики информационного сообщения в речи ведущих новостных телепрограмм 1980-х гг. и отсутствие этой зависимости в дикторской речи 2000-х гг. Эмоционально-экспрессивная функция ритма определена как ведущая в дикторской речи 1980-х гг., смысловая функция выступает как доминирующая в речи ведущих новостных телепрограмм 2000-х гг.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении дефиниции термина «ритмическая организация речи», выявлении номенклатуры средств ритмизации звучащего текста, принципов их организации, функций ритма; определении специфики реализации речевого воздействия в телевизионной журналистике; углублении представлений о функциональном' публицистическом стиле и интонационных параметрах информационно-публицистического произносительного стиля, что является вкладом в функциональную стилистику, медиастилистику и фоностилистику русского языка.

Практическая ценность диссертации заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в общих и специальных вузовских курсах фонетики, стилистики, фоностилистики русского литературного языка, в практике преподавания риторики, а также при составлении специализированных учебных пособий для дикторов и ведущих современных новостных телепередач.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Дикторской речи свойственна ритмическая организация, специфика которой определяется функционированием лексических, синтаксических и интонационных средств ритмизации в их соотношении и взаимодействии.

2. Номенклатура средств ритмизации дикторской речи 1980-х гг. включает контактные и дистантные лексические повторы, синтаксический параллелизм, градацию, повторы синтагм одинаковой длины, повторы ИК-4,

ИК-6 в смежных синтагмах, воспроизведение сочетаний ИК-6+ИК-2 в соположенных синтагмах и в рамках одной синтагмы, ритмическую ступень. При этом в дикторской речи 1980-х гг. доминируют интонационные средства ритмизации.

3. Разноуровневые средства ритмизации дикторской речи 1980-х гг. характеризуются структурной обусловленностью: в рамках информационного блока новостей лексические и синтаксические единицы ритма используются главным образом в его серединной части, интонационные - в начальной, конечной и серединной. Существует тематическая зависимость степени ритмизации текста. Новости общественно-политической и культурной тематики из жизни Советского Союза и братских стран, выступления советских и зарубежных деятелей коммунистической партии, отношения между братскими социалистическими странами, обзоры зарубежной прессы о Советском Союзе, сообщения, повествующие о негативных событиях за рубежом, отличаются, как правило, высокой степенью ритмизации (более 50% синтагм звучащего текста); новости спорта, производства, промышленности, сельского хозяйства характеризуются средней степенью ритмизации (от 30% до 50% синтагм звучащего текста); новости, отражающие нейтральные и позитивные события в зарубежных странах, отмечены низкой степенью ритмизации (менее 30% синтагм звучащего текста).

4. В состав средств ритмизации дикторской речи 2000-х гг. входят дистантные лексические повторы, синтаксический параллелизм, повторы синтагм одинаковой длины, воспроизведение ИК-2 и ИК-6 в соположенных синтагмах, повторы сочетаний ИК-6+ИК-2 в смежных синтагмах, ритмическая ступень. При этом в значительной степени преобладают интонационные средства ритмизации, а использование лексических и синтаксических ритмических единиц сведено к минимуму.

5. Специфика ритмической организации дикторской речи 2000-х гг. проявляется в структурной обусловленности интонационных средств ритмизации, что находит проявление в регулярном воспроизведении ритмических единиц в начальных и конечных высказываниях и частичной ритмизации серединных высказываний информационных блоков; в ослаблении связи между степенью ритмизации и тематикой новостного сообщения; в преобладании информационных блоков, характеризующихся высокой степенью ритмизации (более 50% звучащего текста).

6. Ведущими принципами ритмической организации дикторской речи являются симметрия и пропорция, которые представлены своими разновидностями: простой и зеркальной симметрией, пропорциями равенства, нарастания и убывания. Наиболее последовательно симметрия и пропорция реализуются при синтагматическом членении речевого потока.

7. В дикторской речи разноуровневые средства ритмизации участвуют в реализации эмоционально-экспрессивной, смысловой, композиционной и организующей функций. При этом в дикторской речи 1980-х гг. доминирует эмоционально-экспрессивная функция, в речи ведущих новостных телепередач 2000-х гг. - смысловая.

Апробация работы. Основные теоретические положения и практические результаты диссертационного исследования представлены в виде докладов на конференциях различных уровней: Международной конференции «Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов» (Волгоград, 2007 г.), Международном научном конгрессе «Русский язык: исторические судьбы и современность» (Москва, 2010 г.), Международной конференции «Интеграционные процессы в коммуникативном пространстве регионов» (Волгоград, 2010 г.), Международном молодежном научном форуме «Ломоносов - 2013» (Москва, 2013 г.), Международной конференции молодых славистов (Прага, 2013), Международной научно-практической конференции

«Журналистика 2013» (Москва, 2014), Региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, 2006 г.), Региональной конференции «Проблемы модернизации региона в исследованиях молодых ученых» (Волгоград, 2008 г.), Научно-практическом семинаре «От текста к печатному изданию: проблемы филологического анализа и редакторской подготовки» (Волгоград, 2013 г.). Результаты работы обсуждались на ежегодных конференциях профессорско-преподавательского состава в рамках Научной сессии Волгоградского государственного университета (2004-2013 гг.).

По теме исследования опубликовано 14 работ общим объемом 3,38 п.л., в том числе 3 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки России, 2 публикации выполнены в соавторстве.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, т