автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему:
Роль идеологии пантюркизма в политических процессах республиканской Турции

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Васильева, Светлана Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Челябинск
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.02
Диссертация по политологии на тему 'Роль идеологии пантюркизма в политических процессах республиканской Турции'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль идеологии пантюркизма в политических процессах республиканской Турции"

На правах рукописи

005019681

ВАСИЛЬЕВА Светлана Анатольевна

РОЛЬ ИДЕОЛОГИИ ПАНТЮРКИЗМА В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ТУРЦИИ

Специальность 23.00.02 - Политические институты, процессы и технологии

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук

2 6 ДПР 2012

Екатеринбург 2012

005019681

Работа выполнена на кафедре политологии и регионоведения ФБГОУ ВПО «Челябинский государственный университет»

Научный руководитель: доктор политических наук Ким Валерий

Семёнович

Официальные оппоненты: Мейер Михаил Серафимович, доктор

исторических наук, профессор, Институт стран Азии и Африки при ФБГОУ ВПО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова», директор

Куныциков Сергей Викторович, кандидат политических наук, доцент, ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», заведующий кафедрой социально-политических наук

Ведущая организация: Федеральное государственное

бюджетное учреждение науки Институт мировой экономики и международных отношений РАН, г. Москва

Защита состоится «17» мая 2012 г. в 14:00 час. на заседании диссертационного совета Д 212.285.18 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук на базе ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» по адресу: 620000, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 51, зал диссертационных советов, ком. 248.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина».

Автореферат разослан «14» апреля 2012 г. /

Учёный секретарь диссертационного совета, ^ доктор философских наук, профессор // /У Грунт Е.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования.

Роль политической идеологии в жизни современного общества является дискуссионным вопросом, обсуждаемым уже несколько десятилетий. Идеологии, безусловно, являются одним из основных способов воздействия на социум. Присущие любому индивиду системы ценностей, основанные на какой-либо базовой идее, определяют его поведение в различных ситуациях, выступают основой для принятия решений и осознания человеком собственного места в мире. В силу этого, идеологии как совокупность взглядов и ценностных установок с момента своего возникновения стали одним из важнейших инструментов управления обществом. При этом следует отметить, что роль идеологии в странах Востока продолжает оставаться более высокой, чем в России или странах Запада, что подчеркивает актуальность исследования этого фактора политических процессов в Турецкой Республике.

Оценивая политическую ситуацию в современной Турции, значительная часть исследователей движущими силами всех политических процессов называет два течения: кемалиетов, к которым можно отнести не только сторонников Народно-республиканской партии, но и военные круги, и исламистов во главе с правящей Партией справедливости и развития. При этом в истории турецкого государства XX в. прослеживается определённая закономерность: большая часть важнейших событий была так или иначе связана с идеологией пантюркизма. Это свойственно не только переворотам, происходившим в Турции во второй половине XX в. с периодичностью раз в 10 лет, но и вопросом происхождения кемалистской идеологам и её соотношения с пантгоркистскими принципами.

На сегодняшний день третье место в парламенте Турции занимает пангюркистская Партия националистического действия, которая, как показывают результаты парламентских и местных выборов за последние 10 лет, получает не меньше 13% голосов избирателей. Кроме того, П11Д ведёт активную работу среди молодёжи, создавая военизированные молодёжные организации и активно пропагандируя пантюркнстскую идеологию среди населения. Пантюркизм предполагает объединение всех тюркских народов в /

единое государство Великий Туран, в состав которого должны войти ие только независимые тюркские страны, но и автономии и республики, входящие в состав Российской Федерации, Китая и других государств. Вследствие этого, изучение пантюркизма, мониторинг распространения пантюркистских идей и соотнесение нантторкистских принципов с внешнеполитическими ориентирами Турции становятся важными направлениями деятельности по обеспечению национальной безопасности нашей страны.Таким образом, актуальность темы исследования определяется необходимостью определения места и роли пантюркизма в политическом процессе Турецкой Республики для понимания специфики современной политической системы страны и прогнозирования её развития.

Степень научной разработанности проблемы.

Характеризуя степень научной разработанности вопроса влияния пантюркизма на политические процессы республиканской Турции, следует отметить, что как в отечественной, так и в зарубежной науке отсутствуют работы, посвященные комплексному изучению данной проблемы. Существующие научные исследования посвящены отдельным аспектам рассматриваемого вопроса.

На данный момент широко изучены темы политического процесса и идеологии. Широко освещенным в современной научной литературе является вопрос политического процесса, изучением которого занимались Д. Истон, Л.С. Мамут, O.A. Митрошенков, М.Г. Анохин, С.М. Елисеев, Г.В. Каменская, А.И. Ковлер, И.М, Кривогуз, А.Н. Родионов, М.Х. Фарукшин (системный или струтурно-функциональный подход), Г. Беккер, М. Олсон, Г. Таллок, У. Рикер, И. Шапиро (теория рационального выбора), С. Хантингтон (институциональный подход). В работах Э.Я. Баталова, A.A. Дегтярева, М.В. Жеребкина, М.В. Ильина, E.H. Мощелкова, В.В. Огневой, Ю.М. Плогинского, А.И. Соловьева, А.Ю. Шутова исследуются теоретические и эмпирические модели политических процессов, технологии их развития.

Проблеме идеологии посвящено значительное количество работ как зарубежных, так и отечественных авторов. Значительный вклад в исследование политической идеологии внесли Д. Аптер, Р. Арон, Дж. Балкии, Р. Барт, Д. Белл, К. Гирц, С. Жижек, Т. Иглтон, Е. Лаклау, Дж. Ларрейн, О. Лемберг, С. Липсет, Р. Лэйн, К. Манхейм, Ш. Муфф, Д.

Мэннннг, К. Поппер, Т. Робинсон, У. Матц, М. Фуко, М. Хамильтон, из советских и российских ученых - И.И. Антонович, A.C. Ахиезер, К.С. Гаджисв, П.С. Гуревич, Э.А. Капитонов, В. Н. Кузнецов, О.Ю. Малинова, О. Ф. Русакова, Е. А. Савеленок, В. В. Согрин, А.К. Уледов.

Оптимальным способом обозначения взаимосвязи между идеологией и политическим процессом является феномен идеологического процесса, раскрывающий роль идеологии в политической жизни как отдельных государств, так и мирового сообщества в целом. Среди советских и российских исследователей в этом направлении работали О.Д. Волкогонова,

A. Г. Дугин, А.Е. Калинин, Б.Г. Капустин, C.B. Куныциков, С. Г. Кара-Мурза, В.В. Панина, Е.А. Савеленок, А. И. Соловьев, В.И. Сороковнкова, А. Р. Тузиков, А.Е. Щербаков и ряд других.

Как уже было отмечено, в современной отечественной науке вопрос пантюркизма рассмотрен крайне ограниченно. Изучением пантюркистской идеологии как таковой, а также её роли в политике Турции и других тюркских государств занимались A.A. Мкртычан, О.М. Омаров, P.C. Терехов, A.B. Чесноков.

На сегодняшний день вопросом пантюркизма в рамках общих тюркологических (туркологических) исследований занимался ряд отечественных авторов: Ю.Г. Барсегов, Дж. Гасанлы, М.А. Гасратян, В.А. Гордлевский, В.И. Данилов, И. Г. Дроговоз, Д.Е. Еремеев, В.А. Золотарёв, Дж. Киракосян, Ю.В. Марунов, М.С. Мейер, А.Ф. Миллер, ГШ. Моисеев,

B.А. Надеин-Раевский, Ю.А. Пегросян, В.А. Пономарёв, B.II. Ступишин и другие.

Значимый вклад в изучение истории возникновения и развития пантюркизма внесли зарубежные авторы: К. Валькер, И.Н. Григориадис, Зареванд, Я. Ландау, Р. Мевлан-заде, Д. Робинсон, Ч.У. Хостлер и другие. Кроме того, следует отметить ряд турецких исследователей, посвятивших свои работы изучению пантюркизма на современном этане через призм}' деятельности Партии националистического движения: М. Айдын, Б. Акгун, Б, Араз, Ю. Гёзюккючук, Э. Йилмаз, X. Канвечи, 3. Онюч и другие.

Особую значимость для исследования обозначенной проблемы имеют работы, посвященные жизни и деятельности идеологов пантюркизма.

Авторами подобных работ являются Д.Ю. Арапов, Дж. Сарачоглу, И.Л. Фадеева, Р. Фишер, C.B. Червонная и другие.

Также существенный вклад в изучение пантюркизма внесли исследователи тюркизма, утверждающие, что многие идеологи пантюркизма, такие как Юсуф Акчура, Зия Гёкальгг и др., были тюркистами. К ним относятся И. Гилязов, Р.Ф. Мухамметдинов, О.Н. Сешоткина и другие.

Актуальность заявленной темы, а также её высокая теоретическая и практическая значимость определили выбор объекта и предмета исследования.

Объектом исследования являются политические процессы республиканской Турции. Предметом выступает роль пантюркистской идеологии в политических процессах Турецкой Республики.

Целью данного исследования является определение роли пантюркистскои идеологии в политических процессах республиканской Турции.

Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

- сформулировать рабочие определения понятий «политический процесс», «идеология» и «идеологический процесс»;

определить соотношение понятий «пантюркизм», «тюркизм», «пантуранизм», «турецкий национализм» и «кемализм»;

- выделить основные принципы пантюркизма, а также проследить их эволюцию;

рассмотреть кооперативные, конкурентные и конфликтные политические процессы в республиканской Турции и выделить их отличительные характеристики;

- исследовать воздействие пантюркизма на конкурентные процессы в Турции на протяжении XX и XXI вв.;

- выявить роль пантюркизма в идеологическом процессе в Турецкой Республике.

Теоретико-методологическая основа работы определяется сложностью и междисциплинарным характером объекта и предмета исследования.

Теоретической основой работы является сформировавшиеся в современной политической науке представления о сущности и структуре

политического процесса; концепции классиков неомарксизма Л. Альтюссера и А. Грамши, касающиеся влияния идеологических факторов на политический процесс; концепция идеологической эволюции, предложенная C.B. Куныциковым. Также теоретической базой диссертации выступили взгляды турецких идеологов пантюркизма (3. Гёкальп, Н. Атсыз, А. Тюркеш), подходы которых имеют ряд принципиальных отличий от позиций нетурецких авторов.

Методологические основы диссертации определяются

междисциплинарным подходом, предполагающим комплексное использование исторических, политологических и социологических методов (историзм, системность, количественные и качественные методы), соблюдение и применение логических законов и правил, а также обращение к общенаучным исследовательским приёмам. Основным подходом к рассмотрению политического процесса стал структурно-функциональный подход, а также элементы других методологических подходов: теории рационального выбора (принципы эгоизма и рациональности индивидов), социологического подхода (учет социальных и социокультурных факторов политического процесса), институциональный подход (принцип приоритета институтов над индивидами в политическом процессе), а также применяется метод дискурсивного подхода - контент-анализ.

Эмпирическая база. В качестве источников в работе используются монографии, выступления и публикации таких идеологов пантюркизма как Зия Гёкальп, Нихаль Атсыз, Юсуф Акчура, Альпарслан Тюркеш, являющихся основоположниками рассматриваемой нами идеологии, либо внёсших значительный вклад в их развитие. Также осуществляется анализ программы Партии националистического действия, размещённой на официальном сайте партии, других документен, опубликованных в электронной источников базе [www.belgeHet.com], и статистических данных, представленных на сайте Турецкого статистического общества. Эти материалы дополняются официальными заявлениями и высказываниями (стенограммы выступлений и интервью) наиболее крупных политических фигур рассматриваемого периода, публикуемыми в турецких и международных изданиях.

Кроме того, к источникам диссертации следует отнести текст турецкой Конституции, «пакеты» законодательных поправок к законам Турецкой Республики, принятое правительство Р.Т. Эрдогана в рамках адаптации турецкого законодательства к правовой базе ЕС в 2002-2011 гг., отчёты Еврокомиссии по Турции, а также решения Конституционного суда Турецкой Республики по делам о закрытии политических партий, обвинительные заключения и решения суда, вынесенные по делу организации «Эргенекон». Значительную роль сыграло использование сводных данных, а именно цензовых данных (результаты переписей в Турции) и данных ведомственной статистики, опубликованных в различных сборниках и на официальных сайтах подготовивших их организаций.

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК. Исследование выполнено в рамках специальности 23.00.02 - Политические институты, процессы и технологии.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются:

-использованием в качестве теоретической и методологической базы диссертации фундаментальных исследований отечественных и зарубежных авторов по политическим процессам, идеологии и истории Турции;

-внутренней непротиворечивостью результатов исследования и их соответствием современным политическим процессам Турции;

-апробацией полученных результатов в рамках разработки программы учебной дисциплины «Социально-политическая система Турции» и участии в научных конференциях всероссийского и международного уровня.

Научная новизна предпринятого исследования состоит в следующем: -выполнен комплексный анализ роли пантюркизма в формировании идеологического и конкурентного процессов республиканской Турции;

-выделены особенности идеологического и конкурентного политических процессов Турции в их рутинных и инновационных режимах осуществления, а также определена роль пантюркизма в формировании специфических характеристик политических процессов Турецкой Республики,

-в работе дано авторское определение понятия «пантюркизм» (понимание пантюркизма как идеологии) и проведено исследование соотношения

данного понятая с терминами «тюркизм», «пантуранизм», «турецкий национализм» и«кемализм».

-выявлены основные теоретические положения пантюркизма, относящиеся к политической, экономической, социальной, духовной и правовой сферам жизни общества, а также раскрыта их эволюция на основании работ турецких идеологов пантюркизма;

-впервые введены в научный оборот такие работы турецких идеологов пантюркизма как «Тюркизация, исламизация, модернизация» («Тигк1е$гаек, ¡81йт1а$так. Миаянк.^так») З.Гёкальпа, «Девять основ» («Ооки'л !^к»)А. Тюркеша.

-разработана периодизация развития идейных основ пантюркизма в рамках идеологического процесса Турции на основании концепции идеологической эволюции, выделены этапы генезиса, дуализации и гибридизации пантюркизма.

Положения, выносимые на защиту:

1. Пантюркизм - это идеология, возникшая в конце XIX в., главной целью которой является всесторонняя интеграция тюркских народов Евразии (в т.ч. и политическая) и, как следствие, создание единого тюркского государства Великий Туран. При этом в работе рассматривается форма пантюркизма, применяемая в политическом процессе Турецкой Республики и отличающаяся от пантюркисгских взглядов нетурецких идеологов.

2. Основными принципами пантюркизма являются: в политической сфере - создание государства Великий Туран, принцип преобладания интересов государства и общества над интересами личности, активное использование образа врага и признание демократического режима в стране при условии будущего перехода к авторитаризму; в экономической сфере - социально ориентированная экономика, модернизация, развитие промышленности и торговли, принцип рурализма; в правовой сфере - секуляризация, равноправие и модернизация по западному образцу; в социальной сфере -социетализм, реформирование языка и системы образования; в духовной сфере - опора на религиозные и национальные ценности, тюркизация и частичная модернизация.

3. Понятие пантуранизм шире пантюркизма, так как первый рассматривает в качестве субъектов политической интеграции туранские

народы, в то время как второй ориентируется только на тюркские народы. Исходя из понимания тюркизма как идеологии, целью которой является формирование тюркской культурной общности, главным отличием тюркизма от пантюркизма является его неполитическая ориентация. Пантюркизм (как и тюркизм) значительно шире турецкого национализма, так как включает в сферу своих интересов весь тюркский мир. Хотя на кемализм оказали большое влияние идеи тюркистов и пантюркистов, он является самостоятельной идеологией националистического толка, не связанной с двумя вышеназванными идейно-политическими течениями.

4. В процессе идеологической эволюции пантюркизма можно выделить 3 этапа: 1 этап - кон. XIX в. - 1939 г. - генезис пантюркизма; 2 этап - 1939 -1990 гг. - дуализация пантюркизма; 3 этап - 1990 г. - настоящее время -гибридизация пантюркизма.

5. Политические процессы Турции обладают рядом особенностей: низкий уровень развития кооперативных процессов, революционность инновационных политических процессов, партийная преемственность, противостояние военной и политической элит, высокий уровень электоральной активности населения, высокий процент досрочных или внеочередных выборов, существование постоянного внутреннего конфликта - курдского конфликта.

6. Пантюркизм является фактором активизации политических процессов Турецкой Республики как в инновационном, так и в рутинном режимах их осуществления.

7. Основными направлениями воздействия пантюркизма на политические процессы республиканской Турции являются: активное участие пантюркистских сил в процессе борьбы за гегемонию в Турецкой Республике и значительное влияние на процесс генезиса кемализма. Формами воздействия пантюркизма можно назвать активную работу с молодёжью, создание общественных организаций, публицистическую деятельность, использование силовых методов достижения целей.

Научно-практическая значимость исследования заключается, прежде всего, в разработке понятий «пантюркизм», «тюркизм» и «пантуранизм» и описании соотношения данных понятий. Значительным вкладом является выявление и характеристика особенностей идеологических процессов, а

также оценка роли пантюркизма в формировании укачанной специфики. Разработанные теоретико-методологические основы исследования и полученные выводы позволят в дальнейшем более детально и комплексно охарактеризовать политический процесс Турецкой Республики.

Выводы диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке специализированных работ по политической истории Турецкой Республики и курсов лекций по государственно-политической системе Турции. Материалы диссертации послужили основой для разработки учебного курса «Социально-политическая система Турции», читаемого автором на факультете Евразии и Востока ФБГОУ ВПО «Челябинский государственный университет». Сделанные в работе выводы также могут быть учтены в практической работе различных государственных учреждений и ведомств, а также при оценке политических перспектив Партии националистического действия и её лидеров.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования были изложены в ряде выступлений па международных и Всероссийских научных конференциях, в том числе таких, как: «Российско-турецкое сотрудничество на современном этане» (апрель 2009 г., Москва); «Государство, политика, социум: вызовы и стратегические приоритеты развития» (ноябрь 2009 г., Екатеринбург); «Судьбы национальных культур в условиях глобализации» (март 2010 г., Челябинск); «Актуальные вопросы изучения современной Турции» (апрель 2010 г., Нижний Новгород); «Мустафа Кемаль Ататюрк и кемализм во внутренней н внешней политике Турции» (май 2011 г., Казань); «Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства» (май 2011 г., Челябинск), а также в теоретических докладах, сделанных на заседаниях кафедры политологии и регионоведения ФБГОУ ВПО «Челябинский государственный университет».

По теме диссертации опубликовано 8 работ общим объёмом 7,9 пл. В том числе, результаты диссертационного исследования были отражены при написании автором тем «Политика», «Политические процессы» и «Политическое лидерство» для учебно-методическое пособие по политологии для студентов.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов и заключения. Её объём составляет 150 страниц. Список источников и литературы составляет 206 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении диссертации обосновывается актуальность темы, анализируется степень её изученности, формулируются цель и задачи, объект и предмет исследования, определяются его теоретико-методологические основы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, а также источниковая база.

В первой главе «Пантюркизм как элемент политического процесса Турецкой Республики» анализируются различные подходы к понятиям «политический процесс», «идеология», «идеологический процесс», «пантюркизм», «тюркизм» и «туранизм», а также определяется соотношение указанных понятий и формулируются основные пришиты пантюркизма.

В первом параграфе «Идеологический процесс как составная часть политического процесса» автор обращается к различным трактовкам понятия «политический процесс» и подходам к исследованию политического процесса.

Рассмотрев основные походы к определению понятия «политический процесс», автор выделяет несколько основных подходов, которые различаются в видении масштабов, субъектов и временных рамок политического процесса: институциональный подход (рассматривает функционирование и трансформацию институтов власти), бихевиоральный подход (изучает деятельность индивидов и социальных групп) и структурно-функциональный подход (трактует политический процесс как последовательную смену состояний, стадий развития политической системы).

Проанализировав существующие подходы к определению политического процесса, а также попытки создания консенсусных определений этого явления, диссертант формулирует рабочее определения понятия «политический процесс», под которым понимает трансформацию и воспроизводство политической системы и её элементов под влиянием

социальной среды, т.е. совокупности действий институционализированных и неинституционализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций в сфере власти.

В диссертации проанализированны параметры политического процесса, к которым относятся среда, политические субъекты, их действия и взаимодействия, нормы, регулирующие отношения, уровень равновесия, а также пространство и время про текания процесса.

К субъектам, или акторам, политического процесса относятся, в первую очередь, политическая система, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии), а также индивиды и группы людей. Разнородность субъектов политического процесса, их разномасштабность (от отдельного индивида до политической системы) объясняет большое количество факторов, влияющих на взаимодействие различных субъектов (от социально-психологических особенностей развития личности до уровня эволюционного развития системы в целом). Однако, чаще всего, характер взаимодействия между акторами описывается в терминах конфронтации, нейтралитета, компромисса, союза и консенсуса.

При анализе политического процесса выделены несколько подходов, каждый из которых подчёркивает собственный аспект анализа: социологический, институциональный, бихевиоралышй, структурно-функциональный, теория рационального выбора и дискурсивный. В рамках исследования в качестве основного методологического подхода автор использует структурно-функциональный, однако также в качестве предпосылок применяются принципы других подходов, такие как: принципы эгоизма и рациональности индивидов, принцип приоритета институтов над индивидами в политическом процессе, а также был применён метод дискурсивного подхода - контент-анализ.

Рассмотрев параметры политического процесса, диссертант приходит к выводу, что в современных условиях всё большее влияние на политический процесс оказывают такие субъективные факторы как социально-психологические особенности личности, её идеологическая ориентация, система ценностей и т.д. Среди субъективных факторов особое влияние на политический процесс оказывает идеология, т.е. совокупность идей и взглядов, отражающих субъективные представления человека об

объективной реальности и формирующих его систему ценностей, а также процесс воспроизводства, распространения и усвоения этих идей.

Сущность функционирования идеологии в рамках политического процесса раскрывается понятием идеологический процесс, под которым понимается деятельность субъектов по производству, воспроизводству и практической реализации идеологических представлений и ценностей, в том числе через систему идеологического воздействия.

Структура идеологического процесса раскрывается через три аспекта: идеологическую интерпелляцию, борьбу за гегемонию и идеологическую эволюцию. Идеологическая интерпелляция, предложенная Л. Альтюссером, является механизмом конституирования индивида в субъект посредством восприятия им структурных требований идеологии как своих собственных и, вследствие этого, следование определённым образцам поведения. Теория борьбы за гегемонию А. Грамши предполагает распространение принципов той или иной идеологии через политические и культурио-идеологические институты с целью достижения гегемонии, то есть политического господства, опирающегося на силу и согласие.

Теория идеологической эволюции, предложенная C.B. Куныцнковьш, предполагает три этапа развития идеологии: 1 этап - генезис, т.е. зарождение идеологии в её классической форме; 2 этап - дуализация, т.е. раздвоение классических идеологий на более умеренные и радикальные; 3 этап -гибридизация, т.е. возникновение идеологий, объединяющих принципы существовавших ранее.

Автор предлагает сузить процесс идеологической эволюции общемирового масштаба до рамок политического процесса конкретного государства или отдельной идеологии, что осуществляется на примере Турции. Временные рамки этапов идеологической эволюции в Турции отличаются от этапов глобального политического процесса в связи с более поздним распространением политических идеологий в Турции. Они были определены следующим образом: 1 этап — сер. XIX в. — 20-е гг. XX в.; 2 этап — 20-е гг. XX в. - конец XX в.; 3 этап - конец XX в. — по настоящее время.

Во втором параграфе «Специфика пантюркизма как идеологии: понятие, основные принципы и соотношение с другими идеологиями» автор делает подробный анализ подходов к определению понятий

«пантюркизм», «тюркизм» и «туранизм», выделяет основные принципы пантюркизма, а также соотносит эти понятия друг с другом, кемализмом и турецким национализмом.

Подводя итог проведённому исследованию, диссертант формулирует определение понятия «пантюркизм», под которым понимается идеология, возникшая в конце XIX в., главной целью которой является всесторонняя интеграция тюркских народов Евразии (в т.ч. и политическая) и, как следствие, создание единого тюркского государства Великий Туран. В диссертации зафиксированы основные причины, препятствующие точной и однозначной формулировке данного понятия:

1. Трудности перевода с турецкого языка;

2. Различающиеся подходы турецких и нетурецких сторонников пантюркизма;

3. Эволюция взглядов идеологов пантюркизма;

4. Высокий уровень идеологизированное™ вопроса в науке.

Исследовав работы преимущественно турецких идеологов пантюркизма,

автор выделяет несколько основных принципов пантюркизма, которые характеризуют идеологию на всём протяжении её существования и определяют деятельность её сторонников.

Прежде всего, автор отмечает, что пантюркизм - это националистическая идеология, которая включает в понятие нация родственные народы, обладающие языковой, культурной и исторической общностью. Включение в состав нации представителей нетюркских народов возможно только при условии их полной тюркизации иод влиянием тюркской культуры.

Основными принципами реформирования тюркского общества во всех сферах можно назвать тюркизацию, исламизацию и модернизацию, которые подразумевают возрождение древнетюркских традиций и ценностей и их распространение в современном тюркском обществе, исламизацию духовной жизни общества при секуляризации других сфер и модернизацию экономики и социальной сферы но западному образцу.

В политической сфере основным идеалом пантюркистов является создание государства Великий Туран, границы которого могут даже выходить за пределы территорий с преимущественно тюркским населением. Создание Турана большинством авторов рассматривается как поэтапный

процесс, в рамках которого можно выделить этап туркизма или анатолианизма (формирование национального турецкого государства), пантюркизма или огузианизма (объединение тюркских народов) и туранизма или паитуранизма (присоединение нетюркских тураиских народов). С точки зрения политической организации этапы создания Великого Турана подразумевают независимость тюркских народов, формирование культурной общности между ними и создание тюркского союза на основе

волеизъявления этих народов.

Также к важнейшим характеристикам пантюркизма в политической сфере следует отнести принцип преобладания интересов государства н общества над интересами личности, активное использование образа врага и признание демократического режима в стране при условии будущего перехода к авторитаризму.

Экономические принципы пантюркизма касаются, прежде всего, социально ориентированной экономики (принципы солидаризма и социетализма), в которой существуют все виды собственности при преобладании государственной собственности. Модернизация экономической сферы предполагает, с одной стороны, развитие промышленности и торговли, а с другой стороны, провозглашается принцип рурализма, призванный возродить сельское хозяйство.

В правовой сфере основными идеями пантюркистов является секуляризация, равноправие и модернизация по западному образцу.

Социальные вопросы раскрываются в принципе социетализма, т.е. создания социальных фондов для поддержки всех нуждающихся слоев населения, а также принципах реформирования языка и системы образования. Трёхступенчатое реформирование языка (тюркизация, исламизация, модернизация) должно было создать базис для формирования общетюркской культуры, в то время как модернизация системы образования не только обеспечит тюркское государство необходимыми трудовыми ресурсами, но и гарантирует их идеологическое воспитание через принципы тторкизацин и исламизации.

Духовная сфера, по мнению пантюркистов, должна базироваться на религиозных и национальных ценностях, совокупность которых определяет «истинного тюрка». При этом религия не должна выходить за рамки

духовной сферы и распространяться на политику. В искусстве пантюркисты провозглашают принципы тюркизации и частичной модернизации (т.е. всстернизации), что позволит вернуться к корням, но также заимствовать достижения западной цивилизации.

Анализ эволюции идей пантюркизма позволил диссертанту выделить этапы идеологической эволюции данной идеологии. Были выделены следующие этапы:

1 этап - кон. XIX в. - 1939 г. - генезис пантюркизма;

2 этап - 1939 - 1990 гг. - дуализация пантюркизма;

3 этап — 1990 г. - настоящее время - гибридизация пантюркизма.

Исследуя понятия «туранпзм» и «паптуранизм», автор приходит к

выводу, что эти понятия тождественны и обозначают идейно-политическое течение, главной целью которого является политическое объединение туранских народов, т.е. ирано-, тюрко- и монголоязычных народов, предки которых проживали на территории от Нижнего Дуная до Центральной Монголии. Понятие пантуранизм шире пантюркизма, так как первый рассматривает в качестве субъектов политической интеграции туранские народы, в то время как второй ориентируется только на тюркские народы. В диссертации отмечено, что подход турецких лаитюркистов к пониманию пантуранизма значительно отличается, так как они видят пантуранизм как один из этапов пантюркизма, значительно расширяя таким образом границы Великого Турана.

Рассмотрев существующие подходы к определению понятия «тюркизм», автор формулирует следующее определение: тюркизм - идеология, целью которой является формирование тюркской культурной общности. Исходя из определения, главным отличием тюркизма от пантюркизма является его неполитическая ориентация. Также было отмечено, что пантюркизм (как и тюркизм) значительно шире турецкого национализма, так как включает в сферу своих интересов весь тюркский мир.

Диссертант доказывает, что, несмотря на значительное влияние, оказанное пантюркизмом на кемализм, он является самостоятельной идеологией националистического толка, не связанной с двумя вышеназванными идейно-политическими течениями.

Во второй главе «Влияние идеологии пантюркизма на специфику политических процессов Турецкой Республики» автор выделяет особенности политических процессов в Турецкой Республике и выявляет роль пантюркизма в формировании специфики кооперативных, конкурентных и идеологических процессов в стране.

В первом параграфе «Особенности политических процессов республиканской Турции» автор выявляет особенности кооперативных, конкурентных и конфликтных процессов в стране, осуществляемых как в рутинном, так и в инновационном режимах.

Наименее развитым видом политических процессов в Турции, отмечает автор, являются кооперативные процессы, что связано с тенденцией политических сил к достижению авторитарного контроля над политической системой. За всю историю Турции координация деятельности различных политических сил была вызвана необходимостью решения общей проблемы, после чего союзники превращались в оппонентов. Опыт создания и работы коалиционных правительств ярко демонстрирует нежелание и неумение партий осуществлять совместную деятельность, что неоднократно приводило к политическим и экономическим кризисам внутри страны.

Среди особенностей процессов, осуществляемых в инновационном режиме, автор называет революционность, в результате чего большая часть значительных политических и социальных нововведений стала следствием глубокой трансформации или полного разрушения политической системы страны. Однако на современном этапе инновационные процессы становятся более реформистскими, т.е. демократическими. Большое влияние на инновационный процесс партобразования оказала смена партийной системы, произошедшая в 1945 г., которая, однако, не привела к бурному росту числа партий. Другой отличительной чертой процесса формирования политических партий в Турции является партийная преемственность, которая обеспечивает сохранение политических партий в условиях периодических запретов и военных переворотов.

Особенностью конкурентных процессов является многолетнее противостояние военной и политической элит Турции, на фоне которого политическая конкуренция отдельных сил уходит на второй план. Во второй половине XX в. указанный процесс осуществлялся в форме многочисленных

переворогов, в настоящее время он осуществляется более демократическими способами: через уголовный процесс, возбуждённый по отношению к организации «Эргенекон».

В рамках избирательного процесса Турции автор выделяет несколько специфических характеристик, к которым относятся высокий уровень электоральной активности населения и высокий процент досрочных или внеочередных выборов, которые позволяют использовать текущие настроения электората, не дожидаясь официальных сроков проведения избирательной кампании.

В диссертации показано, что наиболее важным конфликтом для политической системы является курдский вопрос, который активно используется руководством Турции как отвлекающий фактор для населения. Кроме того, существование конфликта оправдывает содержание 700-тысячной армии, так как внутри страны присутствует постоянная угроза национальной безопасности, и демонстрирует процесс демократизации политической системы Турецкой Республики.

Во втором параграфе «Роль пантюркизма в конкурентных политических процессах Турции в ХХ-ХХ1 вв.» рассматривается влияние пантюркизма на осуществление и реализацию конкурентных процессов в стране в рутинном и инновационном режимах осуществления.

Оценивая роль пантюркизма в указанных процессах Турецкой Республики, автор выделяет несколько основных моментов. Во-первых, пантюркизм с момента своего возникновения был активно задействован в процессе борьбы за гегемонию и других конкурентных процессах как в Российской, так и в Османской империи. В том числе, пантюркизм был государственной идеологией во время пребывания у власти младотурок.

Во-вторых, пантюркизм сыграл определяющую роль при генезисе кемализма, который заимствовал большое количество пантюркистских идей, теоретиков и инетигутов.

В-третьих, пантюркисты добились поддержки своих проектов правительством страны во время Второй мировой войны, не имея при этом своей политической партии в парламенте. Это подтверждает высокий уровень популярности пантюркистских идей среда различных слоев общества, в том числе и в правящих кругах.

В-четвёртых, во второй половине XX в. пантюркизм неоднократно выступал в качестве идеологической базы организованного правительством страны гонения на левые организации Турции.

В-пятых, с 1965 г. пантюркисты начинают отстаивать собственные интересы через деятельность Партии националистического действия, которая в настоящее время является одной из трёх парламентских партий с ярко выраженной пантюркистской программой.

В-шестых, пантюркисты принимали участие в перевороте 1960 г., а в 1980 г. деятельность ПНД стала причиной очередного военного переворота. Однако вскоре после возвращения власти гражданским институтам, пантюркистская партия была восстановлена, а всем её лидерам разрешена политическая деятельность.

В-седьмых, глобальные изменения в системе международных отношений после 1991 г. способствовали активизации пантюркистской деятельности на территории бывшего СССР, особенно активно действуя в новых тюркских республиках. На данном этапе пантюркизм оказывает значительное влияние на внешнеполитическую деятельность Турции, несмотря на официальное отрицание этого факта правящей Партией справедливости и развития.

В третьем параграфе «Пантюркизм в идеологическом процессе Турецкой Республики» диссертант рассматривает влияние пантюркизма на различные аспекты идеологического процесса страны и выявляет особенности идеологического процесса, сформировавшиеся в результате этого влияния.

Оценивая роль пантюркизма в идеологическом процессе, автор, прежде всего, выделяет характеристики стадий эволюции, которые прошёл пантюркизм на протяжении ХХ-ХХ1 вв. Диссертант доказывает, что первая стадия - генезис пантюркизма - охарактеризовалась формированием основных принципов идеологии и достижением положения государственной идеологии. Вторая стадия - дуализации пантюркизма - отражает разделение пантюркизма и тюркизма как идеологий, отстаивающих разные цели. На третьей стадии - гибридизация пантюркизма - произошло слияние некоторых исламистских принципов с пантюркистской идеологией.

Автор утверждает, что в рамках идеологического процесса пантюркизм применял ряд специфических средств, -заимствованных впоследствии

другими идеологическими течениями. К подобным характеристикам следует отнести большое внимание, уделяемое пантюркистами работе с молодёжью; активную публицистическую деятельность как внутри страны, так и за её пределами; работу по созданию различных общественных организаций в Турции и европейских странах; активную пропаганду пантюркизма за рубежом; использование силовых методов для достижения цели.

Особенно значимую роль в идеологическом процессе Турции сыграли различные пантюркистские организации, которые способствовали идеологической интерпелляции населения даже в самых удалённых частях страны. Впоследствии созданные пантюркистами организации активно использовались кемалистами. В диссертации показано, что значительную роль в политических процессах Турции продолжают играть молодёжные военизированные организации, одна из которых - «Серые волки» - признана террористической.

В Заключении автором подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы, кратко характеризуются перспективы реализации пантюркистских организаций во внутренней и внешней политике страны, а также определяется роль пантюркизма, который выступает в качестве фактора активизации политических процессов Турецкой Республики на всём периоде её существования.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

Статьи в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК при Министерстве образования и науки РФ:

1. Васильева, С.А. Пантюркизм на современном этапе: теоретическая база и практическая деятельность / С.А. Васильева // Социум и власть. -2011. — №3. - С. 75-78. - 0,5 п.л.

2. Васильева, С.А. Влияние пантюркизма на идеологический процесс Турецкой Республики /' С.А. Васильева // Теория и практика общественного развития [Электронный журнал]. - 2012. - № 3 - С. 208-212. - 1,1 п.л.

Статьи в сборниках научных трудов и материалы докладов на

конференциях:

3. Васильева, С.А. Партийная преемственность в Турции ! С.А. Васильева // Вестник Челябинского государственного университета. — 2009. - № 40. - С. 73-79. - 0,7 п.л.

4. Васильева, С.А. Государственная служба в Турецкой Республике: процедура формирования штага и реформирование в условиях кризиса / С.А. Васильева // Государство, политика, социум: вызовы и стратегические приоритеты развития. Международная конференция. Екатеринбург. 26-27 ноября 2009 г. - Сб. Статей. Часть I / Сост. И.Д. Тургель. - Екатеринбург: УрАГС, 2009. - С. 260-263. - 0,2 п.л.

5. Васильева, С.А. Противостояние глобализма и панидеологий (на примере пантюркизма) / С.А. Васильева // Судьбы национальных культур в условиях глобализации: сборник материалов международной научной конференции (Челябинск, 18-19 марта 2010 г.): в 2 т. Т. 2 / под ред. М.Г. Смирнова. - Челябинск: ООО «Энциклопедия», 2010. - С. 2427. - 0,3 п.л.

6. Васильева, С.А. Национальная безопасность Турции в условиях внутреннего идеологического противостояния / С.А. Васильева // Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства. Всероссийская научная конференция. Челябинский государственный университет. Факультет Евразии и Востока. Кафедра философии. 30 мая 2011 г. / Вступит, статья А.Б. Невелева; научн. ред. Е.А. Куштым. -Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. - С. 29-35. - 0,4 п.л.

7. Васильева, С.А. Основные принципы пантюркистской идеологии и их эволюция / С.А. Васильева // Актуальные вопросы исследования гуманитарных и естественных наук. — 2012. - № 3. - С. 272-274. - 0,6 п.л.

8. Основы политологии: Учебно-методическое пособие для вузов / под. ред. М.Г. Смирнова. - Челябинск: Энциклопедия, 2012. - 264 с. - 28,2 п.л. (авторских - 4,1 п.л.).

Подписано в печать 15-00. 12.04.2012 г. Формат бумаги 60x84 1/16 _Печ. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ № 645_

ООО «Еманжелинский дом печати» 456580, Челябинская обл., г. Еманжелинск, ул. Шахтера, 19.

 

Текст диссертации на тему "Роль идеологии пантюркизма в политических процессах республиканской Турции"

61 12-23/308

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

На правах рукописи

Васильева Светлана Анатольевна

РОЛЬ ИДЕОЛОГИИ ПАНТЮРКИЗМА В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ТУРЦИИ

(23.00.02 - Политические институты, процессы и технологии)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук

Научный руководитель Д.полит.н. Ким В.С.

Челябинск - 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Пантюркизм как элемент политического процесса Турецкой

Республики.............................................................................................................14

1§ Идеологический процесс как составная часть политического процесса... 14 2§ Специфика пантюркизма как идеологии: понятие, основные принципы и

соотношение с другими идеологиями.................................................................35

Глава 2. Влияние идеологии пантюркизма на специфику политических

процессов Турецкой Республики.........................................................................73

1 § Особенности политических процессов республиканской Турции............73

2§ Роль пантюркизма в конкурентных политических процессах Турции в XX-XXI вв.....................................................................................................................93

Заключение..............

Список источников. Список литературы

151

152

I

ВВЕДЕНИЕ

Роль идеологии в жизни современного общества является дискуссионным вопросом, обсуждаемым уже несколько десятилетий. Идеологии, безусловно, являются одним из основных способов воздействия на социум. Присущие любому индивиду системы ценностей, основанные на какой-либо базовой идее, определяют его поведение в различных ситуациях, выступают основой для принятия решений и осознания человеком собственного места в мире. В силу этого, идеологии как совокупность взглядов и ценностных установок с момента своего возникновения стали одним из важнейших инструментов управления обществом.

Завершение XX в., повсеместно признанного периодом расцвета и противоборства идеологических течений, а также «холодной войны», которая стала апогеем этого противостояния, остро поставило вопрос о будущем идеологий в XXI в. Одну из позиций по этой проблеме озвучил Фрэнсис Фукуяма, провозгласивший начало «конца истории» как следствие глобальной победы либеральной идеологии. Однако распространение в мире демократических ценностей и взглядов не привело к уменьшению роли идеологий. Напротив, принятие принципа всеобщего избирательного права и массовое участие граждан в политической жизни государств, а также свобода слова и свобода собраний привели к тому, что идеологии, зачастую трансформировавшись и приспособившись к новым условиям современного мирового порядка, продолжают играть столь же значимую роль, как и прежде, или даже более заметную. Например, значительное усиление роли идеологической составляющей политической жизни наблюдается в активно развивающихся странах Востока, в которых из возникших в XX в. идей национально-освободительных движений выросли полноценные идеологии, такие как корейская чучхэ, индонезийская концепция панча-сила, индийская хиндутва и многие другие.

Таким образом, можно выделить два противоположных процесса, характерных для современного этапа: идеологизация и деидеологизация. Деидеологизация, первоначально провозглашённая как позитивный процесс избавления от идеологических предрассудков, оказала негативное влияние на духовную сферу жизни общества. Отсутствие чётких ценностных ориентиров и принципов привело к дискредитации политики в целом. Вследствие этого вновь активизируется процесс идеологизации, особенно заметный в локальных политических процессах.

В политологии долгое время преобладало объективистское понимание политики, т.е. преувеличение значимости объективных факторов политической жизни в ущерб субъективным. Однако современная политическая наука всё больше внимания начинает уделять именно субъективным факторам политики, в том числе и идеологии. Оценка роли и влияния идеологии на политические процессы позволяет более комплексно проанализировать политическую ситуацию и изучить существующие в ней причинно-следственные связи.

Оценивая политическую ситуацию в современной Турции, значительная часть исследователей движущими силами всех политических процессов называет два течения: кемалистов, к которым можно отнести не только сторонников Народно-республиканской партии, но и военные круги, и исламистов во главе с правящей Партией справедливости и развития. Логичность такого подхода подтверждается нынешним составом турецкого парламента, в котором большая часть голосов принадлежит представителям ПСР, а второе место занимает НРП, созданная Мустафой Кемалем Ататюрком ещё в начале XX века.

При этом в истории турецкого государства XX в. прослеживается определённая закономерность: большая часть важнейших событий была так или иначе связана с идеологией пантюркизма. Это свойственно не только переворотам, происходившим в Турции во второй половине XX в. с

периодичностью раз в 10 лет, но и вопросам происхождения кемалистской идеологии и её соотношения с пантюркистскими принципами.

На сегодняшний день в политической жизни Турции продолжается противостояние военных структур и Партии справедливости и развития. Однако при этом не учитывается, что третье место в парламенте занимает пантюркистская Партия националистического действия, которая, как показывают результаты парламентских и местных выборов за последние 10 лет, получает не меньше 13% голосов избирателей. Кроме того, ПНД ведёт активную работу среди молодёжи, создавая военизированные молодёжные организации и активно пропагандируя пантюркистскую идеологию среди населения.

Пантюркизм предполагает объединение всех тюркских народов в единое государство Великий Туран, в состав которого должны войти не только независимые тюркские страны, но и автономии и республики, входящие в состав Российской Федерации, Китая и других государств. Вследствие этого, изучение пантюркизма, мониторинг распространения пантюркистских идей и соотнесение пантюркистских принципов с внешнеполитическими ориентирами Турции становятся важными направлениями деятельности по обеспечению национальной безопасности нашей страны.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется необходимостью определения места и роли идеологии пантюркизма в политическом процессе Турецкой Республики для понимания специфики современной политической системы страны и прогнозирования её развития.

Степень научной разработанности проблемы. Характеризуя степень научной разработанности вопроса влияния пантюркизма на политические процессы республиканской Турции, следует отметить, что как в отечественной, так и в зарубежной науке отсутствуют работы, посвящённые комплексному изучению данной проблемы. Существующие научные исследования посвящены отдельным аспектам рассматриваемого вопроса.

Наиболее широко изучены темы политического процесса и идеологии. Широко освещенным в современной отечественной научной литературе является вопрос политического процесса, изучением которого занимались Д. Истон, J1.C. Мамут, O.A. Митрошенков, М.Г. Анохин, С.М. Елисеев, Г.В. Каменская, А.И. Ковлер, И.М. Кривогуз, А.Н. Родионов, М.Х. Фарукшин (системный или струтурно-функциональный подход), Г. Беккер, М. Олсон, Г. Таллок, У. Рикер, И. Шапиро (теория рационального выбора), С. Хантингтон (институциональный подход). В работах Э.Я. Баталова, A.A. Дегтярева, М.В. Жеребкина, М.В. Ильина, E.H. Мощелкова, В.В. Огневой, Ю.М. Плотинского, А.И. Соловьева, А.Ю. Шутова исследуются теоретические и эмпирические модели политических процессов, технологии их развития.

Проблеме идеологии посвящено значительное количество работ как зарубежных, так и отечественных авторов. Значительный вклад в исследование политической идеологии внесли Д. Аптер, Р. Арон, Дж. Балкин, Р. Барт, Д. Белл, К. Гирц, С. Жижек, Т. Иглтон, Е. Лаклау, Дж. Ларрейн, О. Лемберг, С. Липсет, Р. Лэйн, К. Манхейм, Ш. Муфф, Д. Мэннинг, К. Поппер, Т. Робинсон, У. Матц, М. Фуко, М. Хамильтон, из советских и российских ученых - И.И. Антонович, A.C. Ахиезер, К.С. Гаджиев, П.С. Гуревич, Э.А. Капитонов, В. Н. Кузнецов, О.Ю. Малинова, О. Ф. Русакова, Е. А. Савеленок, В. В. Согрин, А.К. Уледов.

Оптимальным способом обозначения взаимосвязи между идеологией и политическим процессом является феномен идеологического процесса, раскрывающий роль идеологии в политической жизни как отдельных государств, так и мирового сообщества в целом. Среди советских и российских исследователей в этом направлении работали О.Д. Волкогонова, А. Г. Дугин, А.Е. Калинин, Б.Г. Капустин, C.B. Куныциков, С. Г. Кара-Мурза, В.В. Панина, Е.А. Савеленок, А. И. Соловьев, В.И. Сороковикова, А. Р. Тузиков, А.Е. Щербаков и ряд других.

Вместе с тем, изучению пантюркизма в целом в России на сегодняшний день уделяется недостаточно внимания. На данный момент не существует работ, посвященных чёткому разграничению таких понятий как «пантюркизм», «тюркизм», «пантуранизм» и «турецкий национализм», что приводит к подмене понятий (например, в работах Р.Ф. Мухамметдинова, И.Л. Фадеевой). Кроме того, некоторые из существующих научных работ по данной теме характеризуются чрезмерной идеологизированностью, в результате чего пантюркизм трактуется либо как одна из крупнейших угроз национальной безопасности (А. Сваранц), либо, наоборот, оценивается как единственный способ развития тюркских народов (И. Гилязов, Р.Ф. Мухамметдинов). Изложенное выше позволяет нам сделать вывод о том, что необходимо более детальное изучение первоисточников идеологии, которые позволят уточнить основные принципы течения и сравнить их с современными идеями, декларируемыми сторонниками пантюркизма, а также изучить работы зарубежных исследователей, содержащие более объективные выводы по данному вопросу. При этом следует отметить, что таковых работ также незначительное количество, что отмечается, например, Я. Ландау, который подчёркивает отсутствие исследований, посвященных как истории развития пантюркистской идеологии, так и её теоретическому содержанию1.

Изучением пантюркистской идеологии как таковой, а также её роли в политике Турции и других тюркских государств занимались A.A. Мкртычан, О.М. Омаров, P.C. Терехов, A.B. Чесноков.

На сегодняшний день вопросом пантюркизма в рамках общих тюркологических (туркологических) исследований занимался ряд отечественных авторов: Ю.Г. Барсегов, Дж. Гасанлы, М.А. Гасратян, В.А. Гордлевский, В.И. Данилов, И. Г. Дроговоз, Д.Е. Еремеев, В.А. Золотарёв, Дж. Киракосян, Ю.В. Марунов, М.С. Мейер, А.Ф. Миллер, П.П. Моисеев,

1 Landau, J. Pan-Turkism: from Irredentism to Cooperation / J. Landau. - London, 1995. - P. 4.

В.А. Надеин-Раевский, Ю.А. Петросян, В.А. Пономарёв, В.П. Ступишин и другие.

Значимый вклад в изучение истории возникновения и развития пантюркизма внесли зарубежные авторы: К. Валькер, И.Н. Григориадис, Зареванд, Я. Ландау, Р. Мевлан-заде, Д. Робинсон, Ч.У. Хостлер и другие. Кроме того, следует отметить ряд турецких исследователей, посвятивших свои работы изучению пантюркизма на современном этапе через призму деятельности Партии националистического движения: М. Айдын, Б. Акгун, Б. Араз, Ю. Гёзюкюочук, Э. Йилмаз, X. Канвечи, 3. Онюч и другие.

Особую значимость для исследования обозначенной проблемы имеют работы, посвящённые жизни и деятельности идеологов пантюркизма. Авторами подобных работ являются Д.Ю. Арапов, Дж. Сарачоглу, И.Л. Фадеева, Р. Фишер, C.B. Червонная и другие.

Также существенный вклад в изучение пантюркизма внесли исследователи тюркизма, утверждающие, что многие идеологи пантюркизма, такие как Юсуф Акчура, Зия Гёкальп и др., были тюркистами. К ним относятся И. Гилязов, Р.Ф. Мухамметдинов, О.Н. Сенюткина и другие.

При этом историография возникновения и эволюции пантюркизма, особенно его развитие после распада СССР и формирования независимых тюркских республик, крайне ограничена.

Объектом исследования являются политические процессы республиканской Турции. Предметом выступает роль пантюркистской идеологии на политические процессы Турецкой Республики.

Целью данного исследования является определение роли пантюркистской идеологии в политических процессах республиканской Турции.

Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

- сформулировать рабочие определения понятий «политический процесс», «идеология» и «идеологический процесс»;

- определить соотношение понятий «пантюркизм», «тюркизм», «пантуранизм», «турецкий национализм» и «кемализм»;

- выделить основные принципы пантюркизма, а также проследить их

эволюцию;

- рассмотреть кооперативные, конкурентные и конфликтные политические процессы в республиканской Турции и выделить их

отличительные характеристики;

- исследовать воздействие пантюркизма на конкурентные процессы в

Турции на протяжении XX и XXI вв.;

- выявить роль пантюркизма в идеологическом процессе в Турецкой

Республике.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1923 г. по настоящее время, т.е. с момента возникновения Турецкой Республики после победы в национально-освободительной войне. Вместе с тем, для воссоздания полной картины становления и развития пантюркистской идеологии, а также выявления истоков влияния пантюркизма на политический процесс республиканской Турции необходимо обратиться к периоду её возникновения (конец XIX в.) и превращения в официальную идеологию Османской империи в период правления младотурок.

Кроме того, рамки исследования ограничены территорией Турции, однако для понимания основных положений пантюркизма необходимо обратиться к изучению политических процессов Российской империи, а для характеристики задач, провозглашаемых пантюркистами на современном этапе, кратко рассмотреть положение тюркских государств Кавказа и Средней Азии. Также необходимо отметить, что формулирование понятий «пантюркизм», «тюркизм», «пантуранизм» и основных теоретических положений пантюркизма осуществляется на основании взглядов турецких идеологов пантюркизма, которые имеют ряд принципиальных отличий от подходов нетурецких сторонников пантюркизма.

Теоретико-методологическая основа работы определяется сложностью и междисциплинарным характером объекта и предмета исследования.

Теоретической основой работы является сформировавшиеся в современной политической науке представления о сущности и структуре политического процесса; концепции классиков неомарксизма JI. Альтюссера и А. Грамши, касающиеся влияния идеологических факторов на политический процесс; концепция идеологической эволюции, предложенная C.B. Куныциковым. Также теоретической базой диссертации выступили взгляды турецких идеологов пантюркизма (3. Гёкальп, Н. Атсыз, А. Тюркеш), подходы которых имеют ряд принципиальных отличий от позиций

нетурецких авторов.

Кроме того, теоретические и методологические основы диссертации определяются междисциплинарным подходом, предполагающим комплексное использование исторических, политологических и социологических методов (историзм, системность, количественные и качественные методы), соблюдение и применение логических законов и правил, а также обращение к общенаучным исследовательским приёмам. Основным подходом к рассмотрению политического процесса стал структурно-функциональный подход, а также элементы других методологических подходов: теории рационального выбора (принципы эгоизма и рациональности индивидов), социологического подхода (учёт социальных и социокультурных факторов политического процесса), институциональный подход (принцип приоритета институтов над индивидами в политическом процессе), а также применяется метод дискурсивного подхода - контент-анализ.

Научная новизна предпринятого исследования состоит, во-первых, в

проведении комплексного анализа роли пантюркизма в формировании

идеологического и конкурентного процессов республиканской Турции. Как

было указано ранее, работы, посвящённые комплексному анализу роли

пантюркизма в политических процессах Турции, до сих пор не

10

публиковались, в связи с чем данное диссертационное исследование является существенным вкладом в научную разработку данного вопроса. Выбор идеологического и конкурентного процессов для оценки роли пантюркизма обусловлен высоким уровнем интенсивности указанных процессов в Турецкой Республике на всём протяжении XX в.

Во-вторых, проведен анализ особенностей политических процессов Турции в их рутинных и инновационных режимах осуществления. В диссертации выявляются особенности кооперативных, конкурентных и конфликтных процессов страны не только в рутинном режиме осущ�