автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Роль искусства в формировании нравственного сознания многонационального воинского коллектива
Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль искусства в формировании нравственного сознания многонационального воинского коллектива"
ВОЕННО-ПОЛИГИЧЕСКАЯ ОРДЕНОВ ЛЕНИНА И ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ, КРАСНОЗНАМЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ В. И. ЛЕНИНА
На правах рукописи
ГАЙГЕРОВ Николай Николаевич
РОЛЬ ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА (философско-социологический анализ)
Специальность 09.00.01 — диалектический и исторический материализм
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
МОСКВА-
190 1
Работа выполнена на кафедре культуры и искусства Военно-политической орденов Ленина и Октябрьской Революции. Краснознаменной академии имени В. И. Ленина.
Научный руководитель —
доктор философских наук, профессор КОСТИКОВ Н. А.
Официальные оппоненты —
доктор философских наук, профессор ЛШЛОВИДОВ А. С.;
кандидат философских наук, доцент МИЩЕНКО В. И.
Вецущая организация — Военная академ.ия химической защиты имени Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко.
Защита состоится » . . 1991 г в /3 ча_
сов на заседании специализированного совета по философским наукам (Д.106.01.02) при Военно-политической академии имени В. И. Ленина (103107, г. Москва. К-Ю7, Б. Садовая ул., 14).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке академии.
Автореферат разослан . . . '^ьсв-Я , . . 1991 г.
5'ченый секретарь специализированного совета кандидат философских наук
БУЗУК Г. Л.
I. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ
Страна вступила в ответственный период обновления всех сфер общественной жизни. Теория и практика развития советского общества свидетельствуют о гоы, что качественные изменения в нем возможны тольно в результате позитивных преобразований как в политике, экономике, так и в социально-культурной сфере,духовной пизни. "Перестройка, если взять ее духовные измерения,-отвечал Ц.С.Горбачев, - одна из реиащих попыток высвободить лучшие, созидательные силы человека, обеспечить духовный рас-цЕет личности"*, коллектива. Одной из актуальных проблем ду- . хоеного развития общества и армии в современных условиях является проблема формирования нравственного сознания ииогока-циопздьиого воинского коллектива и роди искусства а этой процессе.
Актуальность исследования избранной проблем сбусловяи-Е5,зтся следующий» обстоятельствами.
Во-первых, необходииостьп высокой боевой готовности Со-гзтских Вооруяешшх Сиз, которая ногоэмозна боа калич-чл а гаогонациокоянпгх воинских коллзктигах здорового нрасствзгото-го климата.
Во-вторых, иалитаен кризисного состояния з кз^п&цасназь-шос отнопвнияг, потороо отргщатзгьно воздействует на нрагг?-сг:а:оэ сознание соянских коллективов. По дгшзшя воонного прокурора гопорад-глПора петиции В.Еаскльэгл, в период разрлем-пая военного кон'^тактя кэзду Ар;энаой и АэорЗ&йяглиоя 772 гзягптслугсчяг пэ Загасгмск!« рзспуйяик, из 17 вовнних округа з самоволию оставили еоеискя в цзяьэ "зедято споро извода"**.
В-?рэ?ьпг, попг-гааоз роля ирагзгЕзшоЗ рзгузг^пя еззжп-песстгх отнонзняЯ созююелугагра, автор;» г.ъгут пр^итгь я 1">Т--7. ноусгаигз от:!Сп:мпй, трзгпЯ
I. Горбдадз П.С. РзЕолзцаоимП пзрсс*р9йна - идеогэга ебк-эй-ленпл: Речь гл Плспур 1Н КПСС, 18 ^ер, К63 г.; Вевт-г:о2.-31Г,э Плоцуз-'а 1СГ1ШСС. - II.: Цоазтаэдм, Ке5! - 6.12.
Вудт? гссгз отЕэте?г;п::5вть // Кгсегся -
- »21 тгпрл.
ной почве, что отрицательно влияет на состояние воинской дисциплины, организованность личного состава*.
В-четвертых, повсеместным распространением таких средств массовой коммуникации, как телевидение, радио, кино, массовые Книго-журнальные издания, техники звуко- и видеозаписи, что усиливает возможности искусства в его нравственном воздействии на воинский коллектив. Снятие идеологически* ограничений в духовной сфере, обращение к духовному наследи», к реальному взаимодействию с мировым сообществом^ неизбежно противоречиво отражается на нравственных процессах в воинских коллективах, что требует повышения компетентности командиров и политработников.
В-пятых, низким" уровнем культуры и образованности населения, с одной стороны, а с другой - агрессивным натиском "массовой культуры" на молодежь, что ведет к унижению и разрушение человека . В сознание воинских коллективов проникают бездуховность, лжеценности, проповедующие культ силы, страха, насилия, бесстыдства, препятствующие нравственному сплочении воинских коллективов.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ литературы показывает, что в прямой постановке проблема формирования нравственного сознания многонационального воинского коллектива не рассматривалась. Однако, отдельные аспекты проблемы активно изучались многими учеными. В частности, интенсивно разрабатывалось понятие искусства, многочисленные функции этого феномена^.
1. Итоги социологического исследования, проведенные автором в 1989-1990 годах свидетельствуют, что 87,7% опрошенных офицеров не удовлетворены результатами своей работы по формированию у воинов высоких нравственных качеств. 30,5% из них утверждают, что главными причинами их неудовлетворенности результатами работы по нравственному воспитании воинов являются: нравственная незащищенность воинского коллектива, отдельных воинов от внешних факторов и датериальные трудности в обеспечении воспитательной работы.
2. Су.: Материалы ХХУ11) съезда Коммунистической партии Советского Союза. - М.: Политиздат, 1990. - СЛ79.
3. а.!.: таи кс. - С.30, 179.
4. Сй*.: Еахекетса А.Л., Плотников СЛ. Человек и искусство (проблевд конкретно-социологических исследований искусства) П., 1968; Каган 11.С. Лекции по марксистско-ленинской зсте-
• теко. - Д., 1971; Знсь А. Искусство и эстетика. - Ы.,1975;
Значительный вклад в разработку проблемы сущности и функций искусства применительно к воспитанию советских воинов внесли советские военные философы*.
Некоторые вопросы нравственного сознания воинского коллектива рассматривались в работах военных психолоров, педагогов и социологов Ковалева В.Н., Дьяченко Ii.И., Феденко Н.Ф., Барабашцикова A.B., Давыдова Г.А., Лазарева В.П. и др. Частично она исследовалась в работах военных ученых-философов !*иловкдова A.C., Волкогонова Д.А., Костикова H.A., Ашева Г.А., Басова В.Л., Павлова A.B., Анцышкина А.И., Рахимова O.A., Т&-буиова Н.Д., Славинского D.B., Русина к.И., Ковалева С.Е.
Специальных га исследований по нравственному сознания глюгонационального воинского коллектива, как означалось сызэ, сегодня, к соколенка, нзт.
Лукин D.A. Художественная культура зрелого социализма. -Ii., 1977; Раппопорт С.Х. От художника к зрителя. Как построено и как функционирует произведение искусства. - К., 1973; Человек в икре художественное культуры. - Ц., 1962; Каган U.C. Социальные функции искусства. - 1., 1978; Orojto-вич Д.й. йнзнь-творчаство-чедовен: функции худохественноВ деятельности. - П., 1985; Климоп С.Г. Взаимодействие искусства я политики: Автореф. дне.... калд.филос.иаук. - Ц., 1990 и др.
I. С».: Сафронов B.D. Искусство и духовный инр советского сэн-н&. - IL: HIÄ, 1974; Ксонофонтов В.Н. Соотноаенко эстетического it зткчэского в духоеной хизни советского война: Автореф. дне. ...канд.фшзс.наук. - Ii., 1976; Рвиизов В.А. Эстетическое восприятие к проблем его формирования и р«л-вятня у советских воинов. Авторе^, дне. ...каад.фндос. наук. - 15., 1977; Платонов В.Н. Йзтодоаогячйскиа пробявиз гороико-патриотпчоского воспитания советских воинов ертд-ствзни изобразительного искусства: Автореф. две.... ка«д. фялос.наук. - il., 1979; Ниловидов A.C. КотмуниетнчзекАя мораль и войкекпй долг. - 13.: Боониздаг, 1979; Игнатов B.C. Роль и кзето соготского кинокс кусе тел а красстсзктмп воспитают вокнов социалистической арши. Автораф.дне..., канд.фядос.паук. - !£., 1979; Чорют В.Д. Искусство tmrt фактор формирования личности советского сокна: Автор.«**, д::о. - П., I9C0; Костпкоз U.A. Кгкту-
га вопиского бета есцкмясяпясЕэа еря*. - Н.: ША, 196$;
п --------5 ергдат ---------
сеес гог
Дорзгог ^
—ГА ¿'(лсо.паут:. - П., П80 и др. * ' ~
Исследования последних лет свидетельствуют, что искусство и нравственное сознание тесно взаимодействуют*. В основе »а взаимодействия-лежит единство эстетического и этического в
о
явлениях общественной жизни .
Отдавая должное вкладу названных авторов в разработку проблемы воздействия искусства на нравственное сознание,нельзя при этом не видеть, что в прямой постановке роль искусства в формировании нравственного сознания многонационального воинского коллектива практически не исследовалась.
Таким образом, выбор указанной темы в качестве предмета исследования не случаен, В его основе лежит актуальность,обусловленная цепьо взаимосвязанных причин, теоретическая и практическая значимость, недостаточная степень разработанности избранной автором проблемы.
Цель исследования заключается в философско-социологичес-ком анализе роли искусства в формировании нравственного сознания многонационального воинского коллектива в условиях демократизации армии.
Объект исследования - воздействие искусства на нравственное сознание общества во всей его многообразии.
Предмет исследования- рЬдь искусства в формировании нравственного сознания многонационального воинского коллектива.
Предмет исследования и его цель предопределили постановку и решение конкретных задач исследования:
а) анализа сущности,особенностей и функций искусства;
б) исследования сущности,'структуры нравственного сознания многонационального воинского коллектива;
в) рассмотрения диалектики эмоционального и рационального в нравственной сознании многонационального воинского коллектива;
1. О».: Искусство нравственное и безнравственное. - М., 1969; Днепров В. Искусство и нравственный опыт человека. - Д., 1970; ТолстыхВ.И. Искусство и мораль. - Ы., 1973 и др.
2. О«.: Этическое и эстетическое. - £., 1971; Эстетическая культура советского человека / Под ред.И.С.Когана. - д., 1976; Ксенофонтов В.И. Соотношение эпического и эстетического в духовной жизни советского воина: Автореф.дис. ... к&ед.фклос.н&ух. - М., 1976 и др.
г) раскрытия диалектики искусства и нравственного сознания, механизма воздействия искусства на нравственное сознание воинского коллектива;
д) характеристики основных направлений оптимизации формирования нравственного сознания многонационального воинского коллектива средствами искусства.
Идейно-теоретическую и методологическую основу исследования составляет философе ко-эгическое и этико-худо.тес гее иное наследие классиков марксизма-ленинизма, государственные и партийные документы, приказы и директивы Министра обороны СССР, директивы начальника Главного военно-политического управления ВС СССР.
Эмпирическую основу диссертации составляет социологическое исследование,проведенное с использованием различных методов: анкетирования, целенаправленной беседы, контент-анализа материалов газет "Правда", "Красная звезда", "Комсомольская правда","Красный воин". Исследование роли искусства в формировании нравственного сознания многонационального воинского коллектива проводилось в авиации, сухопутных войсках, военно-морском флоте, в военных округах: Прибалтийском, Киевском, Среднеазиатском, Северном и Тихоокеанском флотах.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения, приложения и списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность проблемы, раскрывается степень научной разработанности проблемы, определяется объект, предмет, цель, задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, раскрывается его идейно-теоретическая и эмпирическая основы.
В первом разделе - "Сущность, особенности и функции искусства" - исследуется искусство в различных аспектах (гносеологическом, социологическом, онтологическом, семиотическом и эстетическом), уточняется понятие искусства, его особенности, в тби числе и однонациональные, анализируется функциональное воздействие искусства на нравственное сознание общества и воинского коллектива.
Во втором разделе - "$илософско-социологический анализ
нравственного сознания многонационального воинского коллективе - используются различные подходы к определению понятия нравственного сознания общества (гносеологический, социологический, аксиологический, конкретно-исторический), выявляются сущность и особенности нравственного, сознания многонационального воинского коллектива,уточняется структура нравственного сознания этнической группы воинского коллектива,/ раскрывается диалектика эмоционального и раииондльного в нравственном сознании. ' 1•
В третьем разделе - "Механизм .воздействия искусства на нравственное сознание многонационального воинского коллектива"
осуществляется исторический , анализ взаимодействия кусства и нравственного сознания, рассматривается данное сложное явление во.взглядах К.Маркса, ^.'Энгельса, В.И.Ленина,русских философов В.Соловьева, Н.Бердяева, К.Леонтьева, оцоннва-ется эта проблема через призму развитии науки советского пэрн-ода, анализируется механизм воздействия искусства на нравственное .сознание воинского коллектива. .
В четвертом разделе - "Основные направления оптимизации формирования нравственного сознания многонационального боннского коллектива средствами искусства" - выделяются основша направления оптимизации данного процесса: материальное обеспечение; подготовка кадров; теоретико-ыатодологичэское обоснование проблемы; формирование нравственных знаний, чувств и убеядений воинского коллектива.
В заключении сформулированы теорзгкчэекие швода и ште-кащие из 'них рэкоиендацгш.
Прилоззнзга составляет военно-социологячэспое ясследова-нпэ к5орэтрованг;э нравственного сознания многонационального воинского коллектива средствами искусства".
П. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ ШИШНИЙ, рМХЗШОС НА ЗАЩИТУ
Нау^я&я-новизна! исследования заташаэтея:
- э уточканип понятия искусства, его специфики;
- в анализе структуры, сущности, особенностей нравствэн-ного еоеяаная кногонациояального воинского' коллектива, в уточ-
нении структуры нравственного сознания этнической группы воинского коллектива, в показе диалектики эмоционального и рационального в нравственном сознании, форы дисгармонии в данной области и их проявления в сознании воинского коллектива;
- в историческом анализе диалектики искусства и нравственного сознания;
- в выявлении механизма воздействия искусства на нравственное сознание воинского коллектива;
- в обосновании ключевых направлений оптимизация формирования нравственного сознания многонационального воинского коллектива средствами искусства.
На защиту выносятся следующие положения:
I. Результаты философско-социологического анализа сущности и национально-этнической специфики искусства.
В диссертации на основе единства гносеологического,социологического, онтологического, сеимоткческого я эстетического подходов дается авторское понимание сущности искусства.
Познание сущностных особенностей искусства сегодня вдвоз-коото без понимания его этно-национальной специфики. В допэ-рзстроачный период эта сторона искусства часто с во дед ас ь только к национальной форма. А с другой стороны, нэрадко вовсе игнорировалась из-за боязни получить обвинение в национализм пли непонимании провозглапэнного курса на стираякэ национальных различий.
Искусство таено связано с национальным инроотносэниэи. Кадцый национальный тип ынроотноезняя конституирует своСет-езкнов только ому пола искусства, свой нэповторякый язык изобразительности я выразительности, свой сткгь, саяр, иацЕон&яь-
традиции худокзетезнной образности. Поэтоцу прочее сткгв-образовгшия в искусства зависит на только от сстор.тгэского типа иироотнопэкяя в ого фориациокном эначэнка, но н от недта-излького типа инрооткосэния мятого в его культурной ермост-поста п духовной пзршгэнтиостя. Яадвдй еткоо еггзвт свои соб-отеэи&л стили, сторэотита восприятия и йвйствавЕкня, г»к«а-гсия и чувствования, опрэданжа» такой категорий «аа кзктя-
5ОТ9Т,
Нпцпзийяькнэ оеобэгагоота ггокуества скаадоалвтся па еэгрэ-
кой основе, а не только определяются его географическими границами. Играя подчиненную, вспомогательную роль, географический детерминизм в теории искусства не в состоянии заманить их целостного, историко-материалистического понимания и объяснения .
Географическая обусловленность национального сознания сама по себе не может быть включена в социокультурную детерминацию искусства исчерпывающим ее образом. Если структура ми-роотношения создается прежде всего из переживания социального хронотопа, то его этнические варианты будут определять аудиовизуальный характер образности только с точки зрения культурно-исторических различий, включающих в себя и географические. Например, издавно выделяются существенные различия в традиционных мировосприятиях Востока и Запада, по религиозной типологии - буддизма и христианства.Традиционно японцев называют "ледькя зрения", а европейцев - "ледьми голоса". Имеется в виду образное, визуально-перцептивное начало японского мироотно-вения и противоположное ему логическое, адяоматичзское (лингвистическое) начало ыироотношзния европейского. Японский художественный образ требует созерцания и любования,а художественный образ евродайцев-вслутивпния, познания чзрзз "говорение" космоса и самого человека. Японец стремится видеть шр иак некую пластическую "эко-гаршкш>", а европейский ветель с античных времен желает слышать в икро "музыку но бос них сфе^Р (Пкфагор-Бах-А.Скрябин), У других этносов тага» есть свои специфические особенности восприятия искусства.
Эстетичэская модификация какого-либо принципа кироотновэ-нпя обусловлена различными способами национального' самоутверждения в хронотопо, поторие коррелируют с этническая стерео-тапаип образа тзнп, повседнэвньзот фигурами практики, коммуникативных взаимосвязей.Возьмем для прякзра разлитая дрзвнз-грэ частого и русского национального пвреапвенкя пространства а солэеш&ю с етпи образныэ качества двух различных народов и их культурна* опох. Античному сознанию было присуще стрем-яэта исключить из своего мяроотношния "даль", т.е. прост» ранстсэ?шзш пэрсдактаву. В древнегреческой искусства ото выражалось в интпмностп, камерности нроиэсодений и их
ансамблей, в отсутствии топонимической образности в большинстве видов искусств.. Напротив, русская "душа", как представляется, очень интенсивно переживает пространственность, ощущение дали вызывает у нее "удаль молодецкую". В фольклоре и национальной русском искусстве художественный образ дали связывается с чувством "у-дали", рождает всевозможные символы движения, пространственно-временного перемещения, полета и т.д. ("Гей, Русская зеыля, ты уяе за холмом" - пптица-гройка"-нкелезный поток"-"полеты во сне и наяву" у ^.Булгакова, Ы.Шагала и др.).
В исследовании автор различает национальные художественные образы от этнических. На этой основе он строит различия национального и этнического (фольклорного) искусства, национальной и этнической культур.
С учетом вышеизложенного, искусство определяется как "ядро" эстетической формы общественного сознания, отражающее действенность в художественных этнонапиональных образах, в которых выражается наиболее|полная, специфическая форма эстетического отношения человека к действительности, область духовной деятельности, создаваемая обществом для воплощения его эстетических запросов, потребностей, взглядов и идеалов.
2. Итоги философско-социологического анализа сущности и специфики нравственного сознания многонационального воинского коллектива
В исследовании на основе единства гносеологического, социологического и аксиологического подходов дается авторское понимание сукрюсги нравственного сознания многонационального воинского коллектива. Структурный анализ нравственного сознания воинского коллектива авгор осуществляет по еледущкн основаниям: а) по глубина отражения действительности и огноза-ния к ной; б) по »осигзхш.
По первому основании в нравственном сознании воинского коллектива мокко веделить два уротт: обццвндаЯ и гвораткч-ес-кйЙ-. В обцдонном нрагствеиноц сознания пакнскоро коялвкгивл содержатся, наряду о эденангеми обуостгзтгоП поизсодогкк, к тоорзтико-идоологяческио, но ив осознанны», но синтезгфэс'Игзгл.
В диссертации в структура нраве пешго го ооэглняя мпг.сха-го коллектива глделяятся следуг^ко дез грутнш злвийгпоа: м~
первых, нравственные знания, чувства, убеждения, включая волевой компонент; во-вторых, нравственное мышление, восприятие,' представления, потребности, настроения, мотивы, интересы, установки, понятия, привычки, предрассудки, традиции, обряды, обычаи, нормы, мнения, авторитеты, идеалы. На наш взгляд, только в сочетании всех данных элементов можно говорить о полной специфической структуре нравственного сознания воинского коллектива.
Рассматривая национально-специфическое в содержании нрав-, ственного сознания многонационального воинского коллектива, автор пришел к выводу, что данный анализ возможен только при выделении и анализе нравственного сознания этнической группы. Традиционно наиболее обстоятельно в научной литературе анализируются следующие элементы национально-специфического в группе, коллективе: I) психический склад (национальный характер, традиции, обычаи, привычки, нравы и вкусы, национальное самосознание); 2) национальные чувства и настроения. Подобное рассмотрение структуры национально-специфического,: по мнению автора, страдает нарушением логики, дублированием одних
и тех же элементов в промежуточных звеньях. А с другой стороны, не учитывает современного уровня разработанности методологии общественного сознания и определившихся для него структурных элементов, что успешно используется в этике* Данная ситуация отражает отсутствие прочных связей между философией, психологией, этикой и этнографией, которые часто шли разными дорогами, не используя взаимных достижений, а значит обедняя друг друга. Такой подход к национально-специфическому затрудняет исследование особенностей этнической группы воинского коллектива. Поэтому автор попробовал отказаться от сложившихся стереотипов и предлагает следующую структуру национально-специфического в сознании этнической группы: национальные чувства, настроения, мышление (склад ума), язык, традиции, обычаи, обряды, привычки, нравы, авторитеты, предрассудки, нормы, волевая сфера, интересы, потребности, убеждения. Такое соелинение адгемэнчсв отражает структуру нравственного сознания многонационального коллектива. Аналогичные структурные элементы, по мысли автора,имеет и нравственное сознание этнической
гтэуппы многонационального воинского коллектива.
В философской и этической литературе в структуре нравст-' венного сознания общества, личности традиционно рассматривается соотношение рационального и эмоционального. В данном исследовании представлена попытка рассмотрения этой взаимосвязи в нравственном сознании воинского коллектива. В диссертации дается определение рационального и эмоционального в указанной сфере, анализиругтся их структурные элементы, что позволило выявить их соотношение по степени и характеру их взаимодействия:
1) рядоположенности, то есть объединенные слабыми связями; одно сопутствует и не мекает другому;
2) противоположения, то есть объединенные сильной дизъюнкцией: рациональное или эмоциональное; одно вытесняет другое;
3) диалектического взаимодействия, взаимопроникновения, то есть объединенные социальной коньокцией; рациональное парез эмоциональное "снимает" эмоциональное и наоборот.
Реае!П13 этой исследовательской задачи создало предпоснл-кя для анализа различных видов дисгараоний в нравственном сознании воинского коллектива. <
Первая форма нравственной дисгармонии - недостаточное ют извращенное развитие рационального уровня. Недостаточно развитый интеллект постигает не целостный смысл ситуация, а лет» какой-то ее аспект. В таком случае эмоции оказывает неоправданно бояыаое влияние иа нравегвеннуо оценку, производя дезориентации в определении нравственного и безнравственного. Эта форма дисгармонии объясняется недостатком этического просвещения и общего образования.
Вторая форма нравственной дисгармония обусловлена недостаточный развитием волевого уровня. В этом случае воипскяа аозяэктив способен удовлетворительно ориентироваться в нравственном скысле, но его познания из претворится в доятояь-коста. •
Третья форка нравственной дисгармонии - растройства в экоцнональноа рэлиме функционирования психика, Соответственно трем осповиыи функциям эмоций в нравственной регуляции пове-
дения- предварительной оценке тех или иных объектов потребностей, мотивированию различных способоз действия, непосредственной самооценке поступков и соображений, выделяются три вида эмоциональных расстройств в нравственном сознании воинского коллектива.
Четвертая форма нравственной дисгармонии состоит в разладе между сознательным и подсознательными механизмами регуляции поведения. Расстройство подсознательных нравственных механизмов нарушает "автоматическую настройку" психики на нравственный аспект ситуации и "отключает" нравственное сознание в тех случаях, где оно долено работать.
В исследовании выделяются некоторые сущностные особенности нравственного сознания воинского коллектива:
- закрепленность многих нравственных норм советского общества в воинских уставах, приказах и наставлениях;
- субордиционный характер отношений мекду командирами и подчиненными, старшими и иладзшми;
- более ограниченная сфера выбора воинского, коллектива, в сравнении с другими типами советских коллективов.
Б процессе функционирования нравственного сознания воинского коллектива проявляется его главное противоречие между сущим (нравы) и должным (идеалом, требованием).
На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что нравственное сознание многонационального воинского коллектива представляет собой готовность и способность воинов различных национальностей к выполнению воинского долга, а также их стремление реализовать себя через усвоение общечеловеческих. классовых и национальных нравственных ценностей.
3. Механизм формирования нравственного сознания многонационального- воинского коллектива средствами искусства
Искусство к нравственное сознание общества тесно взаимодействуют друг с другой. В основе их связи лежит единство вс-, •готического к этического в явлениях общественной, киакк. Б исторической гшшз иски о выделить три подхода к проблеме соотношения искусства к нравстиогаого сознания:
- утиеродвшщй единство двух фор;,: в рамках подчинения
- ГЗ -
художественного творчества нравственным целям и задачам (Платон, христианская эстетика, Руссо, Толстой и другие);
- построенный на противопоставлении двух форм, "отлучении" нравственного сознания от искусства, вплоть до оправдания эстетизма и безнравственных тенденций в современном искусстве;
- концепция единства искусства и нравственного сознания, утверждающая нравственное значение самого эстетического принципа (Аристотель, Шефтсбери, русские революционные демократы, В.Соловьев, марксистская эстетика и другие). Третьего подхода будет придерживаться диссертант.
Как две специфические сферы общественной жизни, формы ее познания и оценки, способа.регуляции человеческой жизнедеятельности искусство и нравственное сознание обладают относительной самостоятельностью.. Сохраняя автономию своего предметно-функционального бытия и способа подхода к действительности, 01Ш тем не немее тесно, органически связаны друг с другом, что обнаруживается в отнесениях иелду людьми, в художественных представлениях, взглядах. Существующие ыевду ними различия выступают.кап следствие проявления полноты и богатства человеческой гпзиэдеятельности, которая из колет быть исчерпывающим образом вкразена одне; какии-то способом и фортоЯ.
Нравственное влияние искусства иа сознание мозет быть двояпиз-познтизн&у и негативный. Это зависит о? содержания п форм* художественных пропзвзденпК, гдровоззраиап и целой создателей, всей социально-политической н духовно-психологической агиосферм в.обществе, от ираветвэншх ценностей, значи-иах в тот или иной исторачоскнЯ период.
НрапстБОШюе влияние нскусстга ¡га соэнакяэ, безусловно, зависит от Еоспрттггающего субтэкта, от степени ого духовно-прагстгенного развития, япзкегаого сгагаа, уровня худоггэствон-поя культура. НаибольвэЯ эффэятлвностя воздействия кспусстга па соапанпо яячпоста, коллектива способствует их ирзветвешо-псйхологячсспая сов^остяксетъ с худозпняои, творцом.
Оспозу споцкфзчвсйого процесса правстсвпного воэдойс*-вия худояэстзопкого произпздогатя составляет зкоцли, чусстга,
эмоциональный образ-первосигнальный по своей природе, но запас туе "одетый" во второсигнальнус оболочку-символ, слово,ые-жодшв, линию и т.п. Однако подлинно нравственно-художественное воздействие - ато синтез эмоциональности и рациональности, внуиения и убеждения.
Механизм формирования нравственного сознания многонационального воинского коллектива средствами искусства очень сложен. Искусство может формировать нравственное сознание воинского коллектива непосредственно в процессе просмотра кинофильма, спектакля, прослушивания музыки, самодеятельного художественного творчества и т.д., вызывая сиюминутную ответную реакцию воинского коллектива, так к опосредованно, через их трактовку, анализ средствами массовой информации командирами, политработниками. В первом случае активнее "включается" коллективный мир накопленных знаний, ассоциаций, мнений, аналогий, эмоций, чувств..
Авторские результаты социологических исследований показывают, что в армии и на флоте сегодня существуют определенные возможности в непосредственном формировании нравственного сознания воинского коллектива, средствами искусства, которые, однако, слабо используются. Положение в данной сфере обостряется в связи с переходом страны, в том числе и учреждений культуры, к рыночиш отнопенк*у. В этой связи можно прогнозировать свертывание бесплатных показов художественных произведений для военнослужащих срочной служба, снижение посещаемости театров, филармоний офицерами. Поэтому акцент в этой сфера можно сделать на выступлениях военных ансамблей песни к пляски, военных оркестров, армейских театров, а содое главное-кс развитии художественной самодеятельности, использовании возможностей средств массовой информации. С другой стороны, не- , сбходкко предусмотреть выделение соответствующих денежных средств для пригягшеник в воинские части гражданских худока-ст»£шмх коллективов.
Опосредованное формирование нравстванноуо сознания боннского коллектива,м.к отмечалось выше .осуществляется,с одной стороны, ч«рвЕ средства кассовой информации, а с другой -чвро6 полктра&тшов, кульпфооеогра4отииков и командиров.
Средства массовой информации создают благоприятные возможности для глубокого и систематического воздействия искусства на нравственное сознание воинского коллектива. В то же . время широкая доступность художественных ценностей может порождать у воинов пассивность нравственного восприятия, потребительское отношение к искусству, к смещении художественных и нравственных интересов у части аудитории в сторону малохудожественных, а порой и безнравственных произведений.
■Политработники, культпросветработники и командиры, организуя непосредственное и опосредованное формирование нравственного сознания воинского коллектива средствами.искусства выступают в этом процессе и "как посредники. В этом случае к непосредственному воздействия искусства добавляется фантазия посредника, его воображение и интерпретация. Посредник может обнаружить для воинского коллектива и новый'для него нравственный ешсл, раскрыть значение художественного произведения.
4. Основные направления оптимизации формирования нравственного сознания многонационального воинского коллектива средствами искусства.
Для повияения оптимизации процесса формирования нравственного многонационального воинского коллектива имеются 'определенный кеханиэи н условия.Это,с одной стороны, наличие нравственного сознания воинского коллектива с его структурой,функциям, особенностям. С другой стороны, нзпосргдственное н опосредованное нравственное воздействие искусства на сознание минского коллектива.
Знание кехаиизха формирования нравственного сознания кяогопационального воинского коллектива средствами искусства прсдставлгз? практический интерес для всех категорий воспитателе Я, тая пли иначе приэвашых осуществлять нравственное воспитание. И это естественно, так как формирование нравст-вешюго сознания гоикских холяэятасов па стихийна!! процесс. Он во 1"шгси зависит на только от объоктиЕгпхх условий, но а от субъектиктух факторов, роль которых в период перестройки всег сфор яязнн общества и армия возрастает. Поэтому формирование нравственного сознания иногокацнонального воинского' коллектива средствами искусства - оптимизируешь процесс.
В исследовании дается авторское понимание оптимизации данного процесса, который предполагает достижение наиболее эффективного функционирования нравственного сознания многонационального воинского коллектива, согласование всех его уровней и элементов, а также приведение в новое более высокое качество всех условий и факторов, необходимых искусству для формирования своими средствами необходимых нравственных ценностей в сознании воинского коллектива.
Исходя из данного определения, можно вьщелить ряд приоритетных направлений, которые позволят оптимизировать процесс формирования нравственного сознания многонационального воинского коллектива средствами искусства. Среди них в диссертации выделяются следующие:
- решение теоретико-методологических проблем;
- формирование эмоционально-рациональной сферы воинов;
- подготовка соответствующих кадров;
- укрепление материальной базы искусства.
Ш. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО АПРОБАЦИЯ
Практическая значимость исследования заключается в формулировании и обосновании рада рекомендаций, которые можно представить двумя группами: рекомендации теоретико-методологического плана и рекомендации непосредственно практического характера.
К первой из них относятся:
- необходимость разработки научно обоснованной программы культурного развития различных категорий военнослужащих, с учетом прогрессивного опыта русской, советской и зарубежных армий;
- активизация исследования таких проблем, как: роль искусства народов СССР в формировании нравственного сознания многонациональных воинских коллективов, психология искусства и воспитание нравственного дознания воинов, социология искусства и нравственное воспитание воинов, опыт использования искусства в формировании нравственного сознания многонационального воинского коллектива в русской армии, формирование нравственного сознания военнослужащих средствами искусства в зарубежных армиях;
- разработка теоретических и методологических основ для составления дифференцированных программ и методик конкретных военно-социологических исследований процессов формирования нравственного сознания различных категорий многонациональных воинских коллективов средствами искусства;
- историко-философский анализ проблем формирования нравственного сознания воинских коллективов в русской армии средствами искусства.
Вторая группа включает в себя следующие рекомендации:
- целесообразно включить в курс "Основы художественной щгльтуры" для военно-политических училищ тему "Роль искусства в формировании нравственного сознания многонационального воинского коллектива";
- на базе Военно-политической академии имени В.И.Ленина провести всеармейскую научно-практическую конференцию "Роль искусства народов СССР в формировании нравственных качеств советских воинов";
- подготовить и издать в Военном издательстве серию брошюр: "Теория и практика формирования нравственных качеств со-, ветских воинов средствами искусства", "Место военно-политического работника в воспитании нравственного сознания многонационального воинского коллектива средствами искусства", "Самодеятельное художественное творчество как фактор нравственного воспитания советских воинов", "Советские деятели национальных культур о нравственном воспитании воинов", "Использование художественных возможностей средств массовой информации в нравственном воспитании воинов"; "Использование художественных возможностей средств массовой информации в нравственном воспитании воинов"; библиотечку для офицеров "Художественные сокровища народов СССР и гас значение для нравственного воспитания советских воинов";
- в ША им.В.И.Ленина на педагогическом факультете ввести специализацию по подготовке военных педагогов в области мирового а советского искусства и группу военных культпросветработников; увеличить курс "Культура и искусство" до 400 часов; ввести в учебные программы подготовки адъюнктов спецкурс "Актуальные проблемы современного искусства и его
значение для воспитания советских воинов"; создать научную группу по разработке проблемы "Искусство и армия"; ввести в учебные программы курса "Культура и искусство" спецкурс "Роль искусства в формировании нравственного сознания многонационального воинского коллектива";
- включить в учебные программы ввузов обучение игре на музыкальных инструментах, рисованию, пенив, танцам;
- организовать единую службу телевизионного, видео- и радио обслуживания ВС СССР, для чего создать коордишщионшй центр при Главной военно-политическои управлении CÁ и Biíí; в Домах офицеров систематически проводить выставки картин., кинофестивали народов СССР;
- укомплектовать воинские библиотеки лучшими произведениями художественной литературы народов СССР, в том числе на национальных языках;
- создать в какдой воинской части, военных культпросвет-учреждениях фоно-, изо-, фильмотеки об искусстве народов СССР;
- законодательно определить день бесплатного посещения музеев, выставочных залов, театров воешюслужациин срочной • службы (один из выходных дней месяца);
- увеличить учебную программу "Основа художественной культуры" для висеих военно-политических училищ до 300 часов;
- вессти в учебные программы командных, инженерных училищ и академий курс история мирового и национального искусств.
Апробация дисоертвциониой работа. Оснокшо положения дно- . ссртециошюго исследоваш;я апробированы в выступлениях ка паучках конференциях: "Ленинский принцип партийности искусства и современность" (г.Запорскье, сентябрь 1939 г.); "Культура кзкнациоюи&шг отношений в об^зствэ и арини" (г.Цссква, цай IC-30 г.); "Иеанационалыше отношения в г.Москве: состояла к перспективы" (г.Москва, октябрь 1990 г.); "Философия, искусство в конгоксте культуры" (г.Москва, ыарт 1990 г.); в тучной сообщении во Бессоюзной 'еколз ыолсдого эстетика (г.Иосквс, декабрь 1989 г.); в процессе проведения занятий по культура ' в искусству со слушателям: EIA юяшк В.И.Ленйна, в процессе Хфокдония занятий по философии с курсйиг«я Ульяновского ьааеого воокаого ксйящдного связи;' пиэка С.ОрБгоаяквдао.
Основные полоарния диссертации излсяакы в лубликадиях:
1. Фу71кционалыше возможности социалистического искусства в укрепления морального фактора Советских Вооруженных Сил // Материалы научных работ слушателей-победителей всесоюзных конкурсов. - Я.: ВПА, 1988. - 1,35 п.л.
2. Структурно-содержательный анализ нравственного сознания многонационального воинского коллектива // Сборник научных статей. - И.: ША, 1991. - № 45. - 1,0 п.я^
(Н.Гайгеров)