автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Роль коня в жизни туркмен

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Гундогдыев, Свез Атаевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ашгабад
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Роль коня в жизни туркмен'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль коня в жизни туркмен"

РГ6 О

ТУРКМЕНИСТАН^ ^ ^^

АКАДЕЛ\ИЯ НАУК ИНСТИТУТ ИСТОРИИ им. Ш. БАТЫРОЕА

На правах рукописи

ГУНДОГДЫЕВ Овез Атаевич

РОЛЬ коня в жизни ТУРКМЕН

Специальность 07.00.02. — Отечественная история

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

АШГАБАТ - 1994

Работа выполнена в Институте истории им. Ш. Батырова Академии наук Туркменистана.

Научный руководитель:

академик, доктор исторических наук Джикигв А.

Официальные оппоненты:

академик, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Атагаррыев Е.

кандидат исторических наук, доцент Гаджароп Н. Г.

Ведущая организация (предприятие) — Туркменский государственный университет им. Магтымгулы.

Защита состоится по а. мс^рУ^г в '/Ь час. на (заседании

Специализированного совета по защите диссертаций на соискапис ученой степени доктора исторических паук в Институте истории им. III. Батырова АН Туркменистана по адресу: 744000, ш. АшгаСат ■— Центр, ул. Гоголя, 15.

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной Сй>лио-теке Академии наук Туркменистана, Гоголя, 15.

Ученый секретарь Специализированного совета,

кандидат исторических наук Г. А. КАРАДЖ&ЕВА

Автореферат разослан «22.«

/

ОБДАЛ ХАРАКТЕВЮТИКА РАБОТЫ.

Предмет лиесертационногд^исследовдния. Кабота посвящена малоисследованным вопросам в истории Туркменистана.Вкратце описывается история происхождения лошадей,а также приводится их классификация по типам.Выявляется картина повсеместного существования среди народов древнего Туркменистана культа коня,причем,п разных его.проявлениях. Например, конь - символ бога Грози и бога Солнца;коць, - воплощение ветра,облаков,дождя и града;, конь,символизирующий процесс развития мира; конь - олицетворение племени и государства.

Доказывается,на базе письменных источников .данных археологии и этнологеи,необычайная древность туркменских лопадей и,вопреки существующим в науке мнениям,приводятся доказательства о; широком их вывозе с территории Туркменистана в.самые древние времена.

Нами приводятся данные,что боевнх конеЯ среднеазиатских народов использовали в военном деле.хотты,ассирийцы,урарты,египтяне,о через них - греки и ринляно.

Рассматриваются отдельные момент о?>'ической истории туркмен, ведь история туркменского коня неразрывно связана с историей самого туркменского Народа.Появление нисаПских коней в том или ином регионе древнего мира,может решить .отдельные вопросы в отношении миграции племен,торговых и культурных связей'. .

Анализ исторических источников выявил четкую этническую связь ыассагетов (особенно,дахов-тохаров) с туркменами.И здесь немаловажную роль сыграло сравнение религиозных культов,связанных с конем : а погребальных обрядах.жертвопринопенилх,определение мастей,характерных для ахалтекинских лошадей и т.д.Кроме того,при каадои этническом переоформлении древних массаготой (дахи,аланы,зфталиты.тврхя, огузы,туркмены) мы ввдим одного и того яо коня,который кокет уаэ теперь считаться прототурхмгнсккм.Это лисний раз подтверддоот апто-

хтонность туркменских племен,правда ышочаюпршк в свой состав некоторые пришлые элементы.В работе ш показали огромное значение тяжелой и легкой конницы у народов, населяющих Туркменистана также"влияние их военной тактики,вооруксния на армии сильнейших государств .древнего и средневекового мира.

Благодаря коннице,предки туркмен,« они сами,были известны далеко за пределами своей.родины.Используя особую тактику ведения конного боя (конная лава, охват с рангов .умение разделить войско противника на части),которая играла решающее значение в сражениях со времен скифов,туркмены пронесли ее через века и применяли ее даже в первой мировой войне. '

Нами вскрываются причини упадка коневодства после завоевания ТУркиении"Россией,а таюке приводятся свидетельства о боевых качествах и работоспособности туркменских коней.

Актуальность проблем». Актуальность работы обуславливается больйим интересом широких масс к сЕоеиу историческому прошюиу,к возрождению древних народных традиций,т.к. "история .создания зна-. менитой ахалтекинской породы лошадей - неотъемлемая часть истории туркменского" народа.Это,как произведение искусства,подаренное нами миру."(Сапармурат ТУркиенбаши).

Ни у одного народа Среднёй Азии лошадь не играла такой огромной роли,как у 'туркмен.Любой исторический источник не может обойти стороной этот факт.Ёесь уклад лизни,психология туркмен были ориентированы на коия.Каадый туркмен готов был отдать кизнь за своего боевого спутника.Уже только поэтому необходимо было капитальное исследование,роторое объяснило бы этот феномен.В втом отношении мы сделали лишь небольшую.попытку,собрав воедино' цнагиа источники. ' ■• > ' ' .

Научная новизна.теоретическая и практическая значимость

работы.Новизна диссертации заключается в том,что она является одной из самых первых работ по истории туркменского коневодства и роли коня в религиозных верованиях и жизни туркмен с древнейших времен до наших дней.

Несмотря на большое количество информационного материала о туркменских конях,научных трудов,доковывающих древнейшее пройс- ' хоэденнв ахалтекинской породы лошадей практически нет. • •

При содействии Туркменской Ахалтекинской ассоциации,нами отправлена для опубликования в Великобритании монографии "Небесные коки Лисы."

В таких странах Европы,как Германия,Великобритания,Испания, ' Швейцария,Яранция,Чехословакия,Польша,а так же в США,существуют ассоциации и общества любителей ахалтекинских лошадей.В декабре 1931 г. в Парило,в июле 1992 г. я Германии руководители атих ассоциаций высказали мнение о необходимости иметь уже.научные ма- • териали туркменских историков.

Отдельные материалы могут быть использованы при подготовке обобщающих трудов ао истории Туркменистана,справочников' и энциклопедий по коневодству,в исследованиях по плененной работа о

ахалтекинскими лошадьми,в лекционной и учебно-педагогической дея-

• • - •

тельности.в агитационной и пропагандистской работе,информационно-рекламных материалах.

Цели и задачи исследования.Работа призвана доказать древность туркменских лопадей,которые до сих пор являются яекчуги-ной мировой культуры.Цели исследования - указать центр домости- • кацни. ахалтекинских лошадей,собрать воедино сведения,касающиеся религиозных культов предкоо туркмен,Связанных с лоиадьми.о военной точной■тактике,истории коневодства,объединить материалы о конных пробегах,выявить причины упадка коневодство,поставить во-

б.

просы.сохранения уникальных' лошадей.

' Апробация работы.Диссертационная работа обсуадена в отделе средневековой истории и на заседании ученого совета Института истории им. Ш. Батыров а АН 1Урку.енн стана и била рекомендована к 'защите.Основные положения работы отражена в опубликовании-: брошюрах, статьях, тезисах автора диссертации.

• Степень разработанности проблемы.Все ведущие иппологи мира считают ахалтекинскую лошадь самой лучшей лошадью в пире,мало то-'го,оказавшей влияние практически на все Еерховые чистокровнее породи -зсиного шара.Странный становится то обстоятельство,что на сегодняшний день у нас. нет больших исследований о роли коня в жизни туркмен.Н&стояцая работа является одной из первых работ,кото-рая просле;кивает историю туркменского коневодства и отражает необычайно высокую роль коня в хизни туркмен с древнейших времен до наших дней.

Показательно,что еце в 70-х гг. нашего столетия постоянная международная алтайская конференция одно из своих ежегодник собраний посвятила специально сбсувдснш роли , коня в истории культуры алтайских народов.^ .

II'декабря 1991 г." французская Ахалтекинская ассоциация собрала в г.Париао международную конференцию,посвященну-о проблеме сохранения,истории ахалтекинских лошадей.На зтой конференции присутствовали представители ассоциаций и обществ Франции,СССР,Тер-. шшии, Великобритании, США, Польши, Ирана

Г Потапов. Л.П.Конь в' верованиях и эпосе народов Солно-Алтая // Фольклор и,этнография ( связи фольклора с древнИьш представлениями и обрядами ). - Л.,1977. - С. 164 .

СНЕУЛи Акили ТЕКЕ7/АЗЗОС»АТ^И раАМ^МвЕ Р1) СНЕУАи АКНАи Т£К£ .-РЛЯ1Б, ¿991."" Р. 5- 7.

В то ке время родина этих замечательных конеЯ почему-то упорно молчала и истории туркменского коня не было уделено должного внимания.

Еольяе всего исследованиями по коневодству,культу коня,роли коня в жизни,истории,культуре тюрков занимались ученые Турции.Например, в своем исследовании по истории и культуре коня А.Чинар приводит 234 работы только турецких историков,причем работы касаются" непосредственно истории коня,но считая книг и'статей,затрагивающие генетику,племенной отбор и т.д.* '•

В ряде случаев,когда требовалось доказывать территориальную принадлежность древних коней к Туркменистану,ни использовали комплекс источников,знакомящих с историей,гизньр,бытом,обычаями и обрядами народов,участвовавикх в этногенезе туркмен на протяжении пе-

2 ' -"V 4

ков,Это ¡сочинения античных авторов (Геродот1 ,Страбон,Помпой Трог )

е.- • \ р

писателей средневековья (Марко Поло ,Ибн' Зздлэн ,Абу Рейхан Пиру- .

П а

'ашцд ад-Дш .Низами ).

Много ценного материала,имеющего отнесение к лапеЯ теме,могло

TCiNAR-A-A TOWO.aR.DE AT VE ONDOKUrUMa« YUZYIL/V. АП* BiP. DAYTAR-VIAMEDG AT Miami).- ANKARA, ¿993. - S. i7V.

2 Геродот.История в девяти шшгах/Пер.и прим.Т.Л.Стратановского.-Л.*,1972. ■ ' . ',; '..

3 Страбон.География в 17. книглх/ÏIep.и прпм'.Г.А.Стратанозского.-.'.!., 1364.

4 Смирнов А.П.Скифы.-M.,IS5Ô. . '

5 Марко Поло.Книга/Пер.и прим.И.П.Мкнаева.-Ц. ,1955. ,

6 Путешествие Кбн $адлсна на Вол1у/Пер.И.Й.КрачковскогЪ.-1!.,1929.

7 йфуЛи Абу Рейхан.Памятники минустк пояолоний/Пер.н прет. М.А.Салье.-Ташкент,1957.- T.I.

8 Рашид пд-Длн Фазлаллах.Охуз-наме/Пер.и прим.Р.Ц.ЩукюровоЯ.-Ы.,1991. ' ' •

9 Низаан Г.-Пять поэм/Сост.М.А.Курггшцоэ. - 1!.,1983. ■

е.

можно подчерпнуть из китайских античных и средневековых источни-

''I 2

ров .Нами были- задействованы переводы Н,В.Кюнера , Н. Я.Бйчурика , B.C.Таскина"*. Особенно интересен перевод китайского сочинения УШ-X вв.Тагесуйяо,который был сделан Ю.А.февыы, где содержатся сведения о степных породах лошадей УН-УШ* вв. в реестре "Тамги лошадей из вассальных княжеств".По мнению переводчика во второй степной породе лошадей присутствуют кони йоцутов под названием юй-май-хунь.^

В путевых записках путешественников XIX в. - Боде®,А.Вамбе-ри®,Д.Н.Логофвта7,Цак Г^егора®,И.Л.Яворского® содержится много интересных сведений о жизни туркмен,оде немаловажную роль играют

- I Кюнер Н.В.Китайские известия о народах Южной Сибири,Центральной Азии и Дальнего Востока .гМ.^КШ? .

2 Бичурин Н.Я, (Иакинф) .Собрание сведений о народах ,обитавших в Средней Азии в древние времена.-Ы.,Л.,1950,- T.I.

3 Материалы по истории сю'нну (по кита&сквц источникам)/Пер.и прим.

. В.С,Таскнна,-М.,19б8.-Вш.1.

4.Зуев D.A."Тамги.лошадей из вассальньк княжеств"Шеревод из китайского сочинения УШ-Х вв.Танхуйяо,Т,Н1,цэюань 72,стр.1305-1308//Труды ИИАЭ АН'Каз.ССР.-Алыа-Ата,19бО.-Т.8„

& Боде К.Очерки туркменской земли и юго-восточкого прибрежья Каспийского моря//Отечественные записки.-СПб, 1856.-Кн.8.

6 Путешествие по Средней Азии.Описаниё поездки из Тегерана через Туркменскую степь по восточно^ Cepeiy Каспийского моря в Хиву, %хару и Самарканд,совершенной в I8&3 году Дрминием Вамберн.-СПб.1855.

7 Логофет Д.Н.На драницах Средней Аэии(цутевью очерки) .Персидская граница.-СПб, 1909.-Кн. I.

8 Ыак ГрегорЛороссан.Путешествие по чзверо-восточньш провинциям Персии.-СПб,1882.-4.1.

9 Яворский И.JI.Путешествие русского посольства по А&ганистану и Еухарскоцу ханству в 1в7&*1979,-СЩб,18а2.тТ.1. "

кони - постоянные Спутники туркмен-всадников,описывается необычайная выносливость,красота и преданность туркменских коней.

В "Обзорах Закаспийской области" вскрываются причины упадка коневодства среди туркмен после завоевания Туркмении Россией, приводятся статистические сведения о количестве высокопородных лошадей в конце XIX - начале XX вв. в Туркменистане.*

Особняком стоит работа В.П.Колосовского "Лошади Туркестана", которая является великолепным энциклопедическим трудом по истории коневодства Центральной Азип.Дается подробный генетический анализ,

доказывается древность и отмечается вагнал роль коней в военно-ко-

j ■

чевом укладе туркменского общества.

Об участии ахалтекинских лошадей на Всероссийских выставках,

0 недостаточных мерах по сохранению и приумножении ахалтекинской • породы лошадей,о вывозе их в Афганистан,Индию,Иран,Европейскую/ Россию,о методах дрессировки лошадей b.XIX.b. пищут в своих работах, туркменские историки Н.НЛСанода® и A.M.Аннанепесов.'*

. Высокие качестза ахалтекинских лоЕгс?:й неоднократно отмечали, в большей или меньией мере.туркменские.авторы,которые,изучал пс-

1 Обзор Закаспийской области с 1882 по 1890 гг.- Асхгбод,1891; Обзор Закаспийской области за Г902 год.- Асхабад,1903; Обзор Закаспийской.области за I9II год.-* Асхабад, 1915;'

2 Колосовский В.П.Лошади Туркестана,- Ташкент,1910.

3 ¡{анода H.H.Участие Закаспийской области в зарубежных и Всероссяй-ских выставках (конец XIX - начало XX в.) //ИАН ТСС Р.- СОН.-Ашхабад,1984.- № 3.- С.8 - 16.

4 Аннанепесов A.M.Коневодство.у туркмен и вывоз породистых скакунов в XIX в.// ИАН ТССР^-СОН,- Азпсабад^1985,- » 6.- С.Зб - 40.

торшо .туркменского народа,его культуру,не могли не уделить внимания прекрасным,творениям природы и человеческих рук(А.Дкикиев*, Ч.Яэлыев^.М.Сапаров^.С.Дешщов^.Д.Ц.Овезов^ ).

. 'Не потеряли своего значения сведения,собранные при опросах местных старожилов¡легенды и предания.бытующие среди туркмен; •традиции,связанные с культом коня - все это чрезвычайно ценно и для изучения истории туркменского народа.

1 Дкикиев' А.Традиционные туркменские праздники,развлечения и игры. -Ашхабад,1983;0н же.Очерки происхоздения и формирования

. туркменского народа в эпоху,.средневековья,-Ашхабад,19Э1.

2 Язлнев Ч.История' и хозяйственное развитие населения среднего Мургаба <Х1Х - нач.ХХ в.) .-Ашхабад, 1985.

3 Оапаров Ы. "Дхенг-е Ыерв" как персидский источник по, изучению 'истории ХЬно го Туркменистана середины XIX в.-Ашхабад, 1930.

4 Демидов-С.Ы.Животные в легендах и верованиях туркмен//Верова-ния, обряды и обычаи туркмен.-Ашхабад,1952.-С.35-43.

5 Овезов Д.М.Население долины Чандыра и среднего, течения Суыбара.-Алкабад,1976. ..■,.,....

8 Гёр-оглы.Туркменский героический эпос/Пер.Б.А.КаррыеБа.-М., 1983;Грачев А., Переплести 1!.Всадники-в Каракумах.-Ашхабад, 1989;Караев П.Туркменские кони.-Адхабад,1979;Каущутов А.Туркменские кони.-Алкабад, 1982. . '

Следует отметить,что в последнее время появилось немало статей в периодической печати,где рассказывается о скачках,конных пробегах,о конных военных формированиях туркмен,говорится о сохранении уникальных туркменских коней.Мы посчитали нужным использовать их в своей работе,т.к.в этих статьях зачастую присутствует личное мнение авторов,их заинтересованность донести малоизвестное факты в истории туркменского коневодства (С.Атдаев, Дк.Аннпоразов,0.1Ундогдыев,А.Оразов,Х.Юсупов и т.д.).

Структура диссертации.Структура работы определялась целями и задачами исследования.Диссертация состоит из введения,пяти глав,заключения и примечаний.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.

Во введении приведена характеристика темы исследоваиия;по-каэанн новизна,цели и задачи,обоснованы актуальность,научная'и практическая значимость работыприводится анализ источников и литературы по теме диссертационной работ!1..

П§Е223_Г32Е2 - "Происхождение лошадей и 1« классификация по типам" даёт краткое описание эволюции,лошади,приводится несколько систем классификации конских'пород по их происхождения.Туркмен и, кок истинные конники,выводили Несколько пород лошадей.Свою породу лошадей имели'текинцы,йомути,баятн,гёклены,човдури,сари!:и, ата.Правда,среди 'туркмен больше всего ценились лошади ахалтекинской и йомутской пород.

Вторая глава - "Культ коня у туркмен и их предков" раскрывает на основе сравнительного анализа непрерывную связь традиций древних и средневековых народов Туркменистана с нынешними туркменами- ' •

Например,скифский обычай захоронения воина с коном идентичен

с погребениями огузов.Кроме этого,многочисленные легенды,традиции изображения коня на керамических сосудах,монетах,печатях (кентавры,кони-драконы,пегасы).различные стилизованные образы, целый'Набор религиозных представлений,связанных с конем - все они говорят в пользу этой преемственности.

• Несмотря на исламские запреты,туркмены применяли обычай погребения с конем,а также с'почестями хоронили самых ведающихся окакунов. ' .

На протяжении нескольких тысячелетий у народов,сыграваих 'болыцую роль в этногенезе туркмен,а также близких им по происхождению народов,прослеживается устойчивая традиция почитания коня.Она почти не знает перерыва. '

Дэ сих пор туркмены с уважением почитают коня.Как" пишет А.Дкикиев, "туркмены - единственный в Средней Азии народ,не употребляющий в пищу конину (исключение составлялт позднемангшлак-скй'е.човдурская группа,астраханские и ставропольские туркмены".* ■Еще недавно особой'популярностью пользовался культ крыла- . того коня Дульдуля,"следы копыт" и "кормушки" которого и сейчас показывают в самых разных уголках Туркменистана.

В •третьеП -главе- "Роль коня и конницы в жизни' туркмен и древнюю-и средневековую эпохи" - приводится анализ исследований, посвященных доместикации лошади.История коневодства находится в прямой связи с проблемой происхождения арийцев,которые стали широко применять"коня в военном деле и их общеарийской "реалией" стала боевая колесница.Ни отвергаем ¿¡опоцгнтристскую концепцию одомашнивания лошади,и думаем,что приручение лошади возникло одновременно в разньк.местах Азии и. Европы.

I Дкикиев А.Очерки происхождения...0.24.

Одна ко,роднной высоко го, росло го,высокопородно го,изящного, выносливого коня,каковым является ахалтекинец,являются южные районы Средней Азии - родина денных кормовых\трав:люцерны,кле--вера и т.д.Ахалтекинская порода лошадей является продуктом своей экологической зоны,которая была защищена от холодных ветров и имела, возможности для выращивания бобовых и зерновых культур. ЕЕ родина - Туркменистан.. '.,.,.'•

Применение боевого коня,запряженного в колесницу,а затем -и в верховой езде,помогло проникнуть в труднодоступные территории,расширить географические понятия,сократить обширные пространства - все это вместе взятое способствовало установлению новых контактов с различным населением,а, также обьединению отдельных родов в племенные союзы.

Арийские племена,первоначально локализуясь,по нашему мнении, в Средней Азии,начинает свое победное шествие по Азии и Европе. Продвигаясь на кг - в.сторону Индии и.на запад и северо-запад -в сторону Европы и Передней Азии,арийцы,оседая,везде насаждали ' свои порядки и свои религию - культ Солнца и коня.Их кони не являлись протоперсидекики;ацализ исторических источников показал, что так называе:лой"лерсидслой" породи лошадей не существовало ни в древности,ни в среднеаекоьье,ни в новое время.Эти лошади являлись представителями туркменской породи.

Археологические данные,письменные источники убедительно говорят о том,что великолепных лошадей в большом-количестве вывозили' в .'¿алую Азии,Месопотамию,Египет.Грециа.Рим,Индии,Китай(а виде дани,результат захватнических войн,торговые сделки).

В этой главе большое внимание»уделяется этногенезу туркмен» Прослеяивается этническая связь древшос санов (скифов) ,массаге-

too с хуннами,аланами,а через них - с тюрками,огузами и туркменами. Основанием этому послужили данные археологии,антропологии, письменных источников,этнографии (погребение ездовой лошади с воином.тип вооружения и т.д.). . . ' ,

Если сравнить тактику ведения боя парфян с тактикой скифов, алан.хуннов.тюрков.охузов.туртаен - она окажется почти одинаковой (незначительные различия возникли,вероятно,с усовершенствованием вооружения).Это,чаще всего,метод внезапных налетов,изматывание противника,нарушение его коммуникаций,заманивание противника в глубь своей территории,умение рассыпаться и вновь собираться в единый кулак,ложное отступление.

Нами раскрывается особенность военной организации сарматских племен,где принимали широкое участие в военных действиях женщины (амазонки).

Ыы отвергаем существующее в науке мнение о том,что туркменские кони ведут свое происхождение от арабских скакунов.Напротив, ахалтекинская порода,являясь самостоятельным типом,сильно повлияла на становление арабской и английской пород чистокровных.

■В главе говорится об огромном значении конницы у туркмен.Она составляла главную силу туркменского войска.Конные дружины туркмен испокон веков приглашались на службу сильнейшими государями мира.

Конники огузы ("торки"'русских летописей) не. раз заключали военные союзы с русскими князьями.В эпоху средневековья туркмены активно помогали правителям Египта,Византии.Траиезунда.Успешно' противостояли крестоносцам.Интересно,что разбитые туркменами франки,обратились к ним за'помощью в борьбе с германскими рыцарями .Туркменские конные отряды составляли основное войско правителей Хивы и Бухары в ХУШ-Х1Х вв.

Для того,чтобы показать устойчивость традиций,ш всели в эту главу наиболее яркие моменты об участии туркмен в I - ой мировой войне.На этом примере можно говорить о том,что скифская тактика конных боев осталась у туркмен почти в неизменном виде.

Глава четвертая - "Туркменские кони на грани исчезновения" вскрывает причини упадка коневодства в Туркмении.В основном на это повлияло завоевание туркменских земель Россией:это связано с из. менением социально-политического и экономического уклада жизни •населения,с развитием промышленности и транспорта,а также массовым вывозом туркменских лошадей в Россию,Бухару.Хиву,Афганистан,Перска, Индию и т.д.В начале XX века в Туркменистане велась сознательная работа по метизации лошадей,в которой принимали участие скакуны английской,арабской,карабахской пород.

На большом фактическом материале прослеживается упадок коневодства с конца XIX в. вплоть до нынесних дней.

После Великой Отечественной войны коневодческие фермы колхозов Туркменистана существовали только за счет энтузиазма любителей.На совещаниях по коневодству при министерствах сельского хо-г зяйства СССР и Туркменской 'ССР постоянно вносились предложения о метизации ахалтекинцев с донской,буденновской и другими породами. Еле удалось тогда АН ТССР отстоять эту необыкновенную породу. Но работу с ахалтекинцами намного уменьшили,прекратили выделять средства.В 1956 г. на Ашхабадском конном заводе доливало свой век около четырех десятков изголодавшихся и заморенных кобыл и молодняка.Работа ке с Помутскими лошадьми чуть не прекратилась вообще.В 50-х гг. со всей республики на Всесоюзную сельскохозяй -ственну» выставку не могли вцделить даде одного достойного йомут -

ского жеребца. -

В результате серьезных государственных мер и политики,проводимой в независимом Туркменистане(Сокращение поголовья чистокровных лошадей удалось остановить.Кони объявлены национальным достоянием туркменского народа.

П5122_Е51Е§_- "Боевые качества и работоспособность туркменских коней" представляет из себя свод сведений о выносливости ахалтекинских лошадей и методе их тренировок,популярности конных игр и скачек у туркмен. ...

•Одна из особенностей туркменских коней была удивительная способность переносить недостаток пищи.Их могли подолгу.не поить и,делая переходы свыше 100 км,лошади получали всего 5-6 пригоршней зерна.В 1820 г.%равьев в своей книге "Путешествие через Бухару и Туркмению" писал,что ахалтекинцы по четыре дня не получали воды.Туркмены на своих лошадях совершали переходы протяжением до 900 верст в 12-15 дней,тогда, как верблюды проходили это же расстояние за три недели.Отмечалось также,что.прекрасных скакуны, делая переходы по 160 верст могли нести на.себе,кроме седока,груз до восьми пудов. _ ■ •

ТУркмоны обучали своих коней в бою драться копкташ;,хватать зубами врага и срывать его с седла,сбивать грудью, неприятельскую лошадь и многим приемам,помогающкм хозяину в сражениях.В сложную вцучку боевых коней■входило многое:при падении всадника он останавливался возле хозяина и никого,к нему не подпускал,продолжал волочить всадника на себе,когда он 'имитировал смерть,ложился возле. раненого и помогал ему сесть в седло,выносил хозяина из боя, совершал всевозможные маневры - ложное отступление,окружение противника и т.д.

Без устали туркмены тренировали своих коней,ив давали им покоя и всегда поддерживали их в форме.

Нами приводятся доказательства о полной аналогии в тренингах древних хеттов и туркмен.Это:десятидневный цикл "подсушивания" у туркмен и усиленного "г.отнения" у.хеттов;восьицдневный отдых,сопровождаемый то обильным кормлением зерном,то держанием на приколе без пищи;деятидновный цикл,когда ежедневно кони проходили со всадником и вьюком по 120 1-м и болыие;доходя до шестого месяца усиленной тренировки,лошадей выводили по пять-шесть раз в сутки для пробегов. ■ •

Не зря кони составляли особый предмет любви;они занимали первое место на всех праздниках,за ними тщательно ухаживали,богато украшали седла и сбруи,укрывали дорогими попонами.Любовное отношение к кони нашло отражение и в фольклоре:пословицах,поговорках, притчах,а также,в стихах и поэмах.

В этой главе мы поместили и рассказы о двух беспримерных конных пробегах Ашхабад-Москва (1935 г. и 1988 г.),которые вызвали, каждый в свое время,восхищение знатоков и любителей конного . спорта.

В заключении_ излагаются основные выводы исследования,подводятся итоги.

1.С древнейших времен до сегодняшни дней туркмены глубоко почитали и почитают коНя.В религиозных верованиях ему отводилось центральное место и даже ислам не вытеснил образ коня и связанные с ним традиции.

2.На своих боевых конях туркмены являлись настоящими "викингами" Азии.Ски^и.массагеты.хунны.аланы.э^ггалиты,тюрки,огузы сыграли, по нашему мнению,решающую .роль в становлении туркиенского народа,Реликты их культур сплошь и радом можно встретить у турк-

кен.Особенности военного уклада жизни древних племен сохранялись туркменами вплоть до начала XX века.Все эти народы,каждый на своем историческом отрезке,оставили свой след в мировой культуре и истории. Этническое обновление создавало предпосылки для рождения нового народа.Поэтапно,преобразовываясь,включая в свой состав все новые и новые этнические конгломераты,древние народы,населяю-дие Туркменистан,положили начало туркменской нации.

3.Туркменские скакуны воспевались-народом,о них слагались легенды;до сих пор бытуют многочисленные сказания,туркменские пословицы и поговорки,связанные с конем.

^.Статистические данные за последнее десятилетие позволяют сделать .вывод о том,что неуклонное снижение поголовья племенных коней удалось остановить и даже 'намечается.некоторая тенденция к его.росту(1981 г.-13 тыс.голов;1987 г.-13,2 тыс.;в 19Э2 г.-16 тыс, голов). .

5.Ахалтекинская порода лошадей довольна популярна в странах СНГ.Эту породу культивирует Казахстан,Таджикистан,Узбекистан, Троицкий район Челябинской области (Россия),а также на Терском

и Пятигорском Конных заводах'(Россия).

6.Сохранив ахалтекинскую породу,туркмены спасли не только своего коня,но .и родоначальника всех чистокровных пород миро.

Веками вывозившие туркменсшк лошадей,страны Запада и Востока все. время нуждались в свежем притоке.Ведь только климат Туркменистана делает.ахалтекинца ахалтекинцем.Вывезенный в страну с другим климатом,постепенно,через несколько поколений,он утрачивает свои ярко выраженные особенности.Это подтверждает лишний раз вывод о том,что туркменские кони являются потомками ни-сайских,сохранившиеся на своей исконной родине - Туркменистане.

7.С наступлением ядерного века конь ушел с исторической арены и незаслуженно забыт.

И сегодня,как никогда появляется необходимость сохранить,не дать исчезнуть всемирно известной породе лошадей.И пока это удается.На государственном уровне решается проблема сохранения туркменских- лошадей . .

Конь - гордость туркменского народа стал центральной частью .герба суверенного Туркменистана.

Основное содержание диссертации отражено в следующих работах:

1.Слава и трагедия.Судьба Текинского конного полка С1914 -,1918).- Ашгабат:Рух,1992,- б п.л.- (соавтор Дй.Аннаоразов).

2.Теке атлы полки: гахрыманчшшгиц ве хелэкчилигиц тарыхы (19141918 й.).-Ашгабат:Fyx,1992,-8 п.л.- (соавтор Дх.Аннаоразов).

3.Туркмен халкыныц гадымилигы//Туркмен халкыныц гелип чыкьеш-ны^ , дунЛэ яйрайшкныц ве онуц. дввлетини^ тарихынын, проблемалари (халкара илмы конференцилныц докладларыниц Ее хабарларшшц тезис-лерч).- Ашгабат:Fyx,1993,- 0,2 п.л.

4.LES AKHALTE Klt.TS - FIERTE PES TURKMEUES^ASSOCIATIOtl -FRANÇAISE DU CHEVAL AKH/U. TEKE.-PARIS: CARACOLE, i393.~ P.i-3.

5.Культ коня y туркмеп//Народы Средней Азии:время и традиции (краткое содержание докладов международной научной конференции стран Средней Азии и Казахстана).- Ашгабат:Ылхам,1993.- 0,2 п.л.

¿.Положение гешцин у ранних кочевников и туркменских племен// Известия Ail Туркменистана.-1^манитарнш .науки,- Ашгабат :11лш, 1993,-№ 2,- (в производстве).

0.А.1^цдогдыевы^ тарых нлыцларыныц кандидаты диен алшлык де-ре^есини алмак ^чин "Т^ркмечлери^ дурцушыкда атыц ролы"

диен темадан яэан диссдэтацияны^

АННОТАЦИЯСЫ Ватанын тарыхы - 07.00.02,

ГораЯыш 1993-И5И йылыц_____________;_ айьшда

сагат Туркменистан Клымлар академиясыныц,

Ш.Батыров адындакы Тарых институты; ¡да гечирилйвр.Ашгабат,Гоголь квчесиниц 15 иуайы.

Диссертацион иш туркмен атчылыгыныц. тарыхына ве гадкмы дев^р-лерден те бизиц гунлеримизе ченли аты^ туркменлери^ дурцушында ве дини ынанычлсрында ойнан родуна багкшланавдыр.

Диссертация 5 бипдан ыбарат: •

Ишин бирищу» бабында атларьп^ эволюциясы Бе оларьц^ топарлара бел^нилш гвркеэилйер.

Ккину банда ата чокунмак дебини^ гадкмы Туркменистан!^ нла-тынъи^ арасында гинден яйрандыгы.о^ хемме тораплайын хормат гогалан-дыгы беян эдилйвр.

^цуну бапда туркмен атларыньа^ гадымы ерли кеклери субут одилйвр.

Т^ркменлерде атлы некерлериц. дурцущцакы улы ролы хакында айдыляр.Ин, ир вагтлардан башлап туркмен атлы эсгерлери нэкер гуллугкны эдипдир,олары гон^кы дввлетлер гуллук этмэге чагырыдцыр.

Идш^. дзрдуюу! бабында - Туркменистана Гуссия басыбалавдан со^ а-гчылыгын,песе ^шендиги хакында дурулып гечилйар..

• Батину бапда к-еп тарькы чешмелере эсасланып ахалтеке атла-рыньа^ Йыздаклыгы,чцдамлылыгы,олары сейислемеги^. тарлери.олары^ ат билен багланшыклы оюнларда.ат чапышыкларындакы роллары беян

эдилйвр.

Диссертацияда гетирилен ыаглуиатлары илш нети^елери.чак-ламалары Т^ркыенисташл^ терькы хакыцдаки ишлерде.'атчцлык барада-кы справочниклерде.окув китапларында пейдаЛаньшк болар.