автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Роль морали в развитии и реализации прав человека

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Шайхисламова, Индира Исрафиловна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Роль морали в развитии и реализации прав человека'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Шайхисламова, Индира Исрафиловна

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОРАЛИ И ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

§1. Взаимосвязь морали и представлений о правах человека в их генезисе и эволюции.

§2. Конкретно-исторические формы влияния морали на становление идей о правах человека.

Глава II. ЭТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ РАЗВИТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ

РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

§1. Нравственная культура общества как основа соблюдения и развития прав граждан России.

§2. Роль этического просвещения и нравственного воспитания в реализации прав человека.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Шайхисламова, Индира Исрафиловна

Актуальность исследования. Права человека как социально-духовное образование относятся к категории общечеловеческих ценностей. Первые представления о понятиях равенства, свободы, достоинства, справедливости, лежащих в основе доктрины прав человека, - ровесники древнейших цивилизаций. На протяжении всей истории человеческой культуры данный институт становился предметом осмысления как правоведов, общественных и политических деятелей, так и философов, этиков, религиоведов и теологов.

Глобальные проблемы, вставшие перед лицом человечества к концу XX - началу XXI века, привели к началу новой эры развития естественных прав человека. Первая, а затем вторая мировые войны, обострение международных отношений, «холодная война», социальные и демографические катаклизмы, ухудшение экологической обстановки во всем мире и многие другие проблемы способствовали актуализации вопросов, связанных с теоретическим осмыслением и практическим обеспечением прав человека как в международном масштабе, так и в рамках Российской Федерации.

Неотъемлемой составляющей прав человека выступают нормы общечеловеческой нравственности. В XX веке в концепции прав человека особенно усилились акценты, связанные с борьбой прежде всего за сохранение и защиту человеческого достоинства, которое, согласно международным документам о правах человека, имманентно присуще личности.1 Как в международных, так и в национальных документах подчеркивается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, которые особенно сегодня, в условиях неустойчивого мира, активизации международного терроризма, всплеска национализма, роста

1 См.: Международная защита прав и свобод человека: Соорник документов. - М., 1990. С.32. 4 фактов нарушения прав не только отдельной личности, а целых народов, требуют особой «заботы».

С другой стороны практика российской действительности в области реализации прав человека также способствует актуализации исследуемой проблемы. Системный (цивилизационный) кризис, который в настоящее время переживают народы России, отнюдь не способствует развитию механизмов и гарантий обеспечения прав человека. Кризисные процессы охватили не только социально-экономическую, политическую, правовую и другие сферы общественной жизни, систему образования и здравоохранения, область культуры, но и самое глубинное - сферу духовности и нравственности. В настоящее время падение нравов, снижение уровня как правовой, так и нравственной культуры, осложнение ситуации в области этического просвещения и нравственного воспитания стали неизменными спутниками национального бытия, наглядно демонстрируя то, что «все символы неудач российских реформ», в том числе и нарушения элементарных прав человека, «носят этический характер»2.

Развитие и реализация на должном уровне прав человека заключают в себе огромный духовно-нравственный потенциал для гармонизации межличностных и общественных отношений, являются гарантом спокойствия, гражданского согласия, устойчивого и надежного личного и общественного бытия, благополучия граждан, а также сохранения самой главной ценности - человеческой жизни в современном неустойчивом мире. Уважение к правам человека, всестороннее содействие их реализации, как на государственном, так и на личностном уровне во многом зависят от состояния нравственной культуры и моральности как отдельного индивида, ответственного за себя и за других, так и общества в целом.

Объект исследования: мораль и право как социокультурные феномены. 5

Предмет исследования: взаимодействие и взаимообусловленность морали и прав человека в личном и общественном бытии.

Степень разработанности темы исследования. В имеющейся сегодня философской литературе можно выделить ряд исследований, освещающих роль морали в поведении и деятельности индивида, среди которых можно назвать работы С.Ф.Анисимова, Р.Г.Апресяна, Е.В.Беляевой, В.А.Блюмкина, В.И.Букреева, Д.Ж.Валеева, Ю.Д.Воробья, Г.Н.Гумницкого,

A.А.Гусейнова, О.Г.Дробницкого, И.Л.Зеленковой, Е.В.Золотухиной-Аболиной, И.М.Орешникова, И.Н.Римской, М.Н.Росенко, А.А.Скворцова и др.3

Осмысление проблемы прав индивида, реализации человека как творческой, свободной личности имеет давние традиции в этико-философской и общественно-правовой мысли. Идеи о человеке и его достоинстве, о связи личности, общества и государства, о взаимосвязанности права и морали, о естественном равенстве, свободе, справедливости были высказаны еще в Древней Греции. Софисты одними из первых поставили человека в центр мироздания, осмыслили его самоценность и суверенность.

2 Костюк К.Н. Политическая мораль и политическая этика в России (к постановке проблемы) // Вопросы философии. 2000. №2. С.34.

3 Анисимов С.Ф. О первоценности морали в структуре человеческой духовности // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 2001. №1. С.26-36; Анисимов С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности // Новое в жизни, науке, технике. Серия «Этика». 1981. №3; Апресян Р.Г. Мораль // Этика. Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А.Гусейнова - M., 2001. С: 275; Букреев

B.И., Римская Г.Р. Этика права: От истоков этики и права к мировоззрению. - М., 2000; Валеев Д.Ж. Введение в этику. О нравственном потенциале культуры. - Уфа, 1998; Воробей Ю.Д. Как жить: по закону, по совести?//Вестник МГУ. Сер.7. Философия. 2001. №1. С. 28-43; Гусейнов А.А. Великие моралисты. -М., 1995. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. - М., 1974. Гусейнов А.А. Этика и мораль в современном мире//Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 2001. №1. С. 18-26; Дробницкий О.Г. Философия и моральное воззрение на мир / Философия и ценностные формы сознания / Под ред. Б.Т.Григорьян, О.Г.Дробницкого, В.П.Желтова и др. - М., 1978. С. 98-105; Золотухина - Аболина E.B. Современная этика. -Ростов-на-Дону, 2000; Основы этических знаний / Под ред. М.Н.Росенко. - С-Пб.,1998; Скворцов А.А. Нравственные проблемы войны//Вестник МГУ. Сер.7. Философия. 2001. №1. С. 74-84 и др. 6

Платоновское учение впервые охарактеризовало справедливость в идеальном государстве, которое было распространено также и на право. Аристотель определил естественные права человека, как существующие в виде прав гражданина полиса. В основе трудов древнеримских авторов Марка Аврелия и Марка Туллия Цицерона лежали естественноправовые взгляды как на право, так и на государство. В период средневековья представления о правах человека были связаны с жестким делением общества на сословия, отношениями личной зависимости.

Современные представления о правах человека основаны на философско-этических концепциях Нового времени, квинтэссенцией которых стало провозглашение автономии и свободы отдельной личности. В XVII- XIX веках многие великие мыслители и философы посвятили свои труды проблемам прав человека: Г.Гегель, Т.Гоббс, Г.Гроций, Т.Джефферсон, И.Кант, Д.Локк, Ш.Монтескье, Т.Пейн, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Фихте и др.

В России, на протяжении веков жившей идеалами «Мы -мировоззрения», проблемы прав человека по сравнению с европейской философско-правовой традицией, не получили серьезного концептуального оформления. В то же время философские взгляды на природу, сущность, происхождение прав человека нашли отражение в трудах русских философов конца XIX - начала XX века: Н.Алексеева, Н.А.Бердяева, И.Ильина, Н.А.Новгородцева, В.С.Соловьева, Б.Н. Чичерина и др.

Для разработок отечественных ученых советского периода в области философии прав и свобод человека характерно господство идеи примата государства над личностью, а отсюда, как следствие, теории о дарованности, «октроировании» основных прав и свобод личности государством.

В современной отечественной литературе права человека определяются либо в качестве атрибута правового статуса личности (Н.В.Витрук, В.С.Иваненко, В.А.Кучинский, Н.И.Матузов, Р.А.Мюллерсона, 7

М.М.Утяшев и др.4), либо в виде рассмотрения международно-правовых аспектов концепции естественных прав и свобод человека (М.И.Абдулаев, Г.К.Дмитриева, В.А.Карташкин, Ю.И. Малевич и др5).

Современные концепции прав человека своим появлением вызвали не только научный интерес, но и критические замечания со стороны, в частности, некоторых отечественных исследователей, которые были направлены против индивидуализма и ставили целью: «подвести теоретическую основу под «обобществление» человека, его слияние с государством и различными общественными объединениями»6. Также концепция прав человека была подвергнута критике со стороны как зарубежных, так и отечественных адептов цивилизационной интерпретации концепции прав человека (Л.С.Васильева, А.Милна, С.Рогожина, С.Хантингтона, И.Л.Честнова и др.), утверждающих, что различия между цивилизациями настолько глубоки, что единое, унифицированное толкование прав человека невозможно.

Вступление России в Совет Европы, признание на конституционном уровне человека, его прав и свобод высшей ценностью привели к повышению интереса не только к правовым, но и философско-этическим

4 Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. - М., 1979; Иваненко B.C. Всеобщая декларация прав человека и Конституция Российской Федерации // Правоведение. 1998. №4. С.12-22; Кучинский В.А. Личность, свобода, право. - М., 1978; Лукашева Е.А. Человек и государство // Правовое государство, личность, законность. - М., 1997; Матузов Н.И. Теория и практика прав человека в России // Правоведение. 1998. №4. С. 22 -35; Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. - М., 1991; Павлова Л.В. Современная концепция прав и свобод человека и ее трактовка Всеобщей декларацией прав человека 1948 года.// www.un.minsk.by/ publication / youmal/ yournal 5/ pavlova.htm; Утяшев M.M., Утяшева Л.М. Права человека в России: состояние и перспективы. - Уфа, 1997 и др.

5 Абдулаев М.И. Международно-правовой контроль в области защиты прав человека // Правоведение. 1999. №1. С.99-105; Абдулаев М.И. Права человека и закон (историко-теоретический анализ): Дисс. . докт. юр. наук. - СПб., 1998; Дмитриева Т.К. Мораль и международное право. - М., 1991; Карташкин В.А. Всеобщая декларация и Год прав человека в Российской Федерации // Московский журнал международного права. 1998. Декабрь. С. 41-43; Малевич Ю.И. Незападная концепция прав человека // un.minsk.by/ publication/yournal/ yournal 5 / malevich. htm и др. 8 аспектам данной проблемы. В частности, некоторые аспекты роли моральных факторов нашли отражение в работах С.С.Алексеева, В.Ю.Бельского, Д.Ж.Валеева, А.А.Гусейнова, Е.Л.Дубко, Е.А.Лукашевой, B.C. Нерсесянца, И.Д. Осипова, А.Д.Сахарова, А.К.Черненко и др7.

Некоторые аспекты роли моральных факторов в осуществлении правовых отношений в обществе затрагивались в работах В.Ю.Бельского, Д.Ж. Валеева, Г.К.Дмитриевой, Ю.В.Ирхина, И.Кучуради, Е.А.Лукашевой, Р.Х.Хажипова, У.Черони и др. В то же время проблема выявления роли и места морали в развитии и реализации прав человека не становилась предметом философского осмысления.

В целом же обзор имеющейся литературы по данной теме свидетельствует о ее малоразработанности, недостаточно полном теоретическом освещении. Современные жизненные реалии российского общества, находящегося в условиях радикальных социокультурных преобразований, актуализируют проблему этического измерения реализации прав человека и перемещают в некоторой степени акценты в ее теоретическом исследовании в сторону более широкого рассмотрения, в частности выявления коррелятивной связи состояния нравственной культуры общества с правовой.

Методология и источники работы. Основания исследования заданы прежде всего социокультурным подходом, осмыслением принципов

6 Лукашева Е.А. Человек и государство // Правовое государство, личность, законность. -М., 1997. С. 80.

7 Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. - M., 1999. Алексеев С.С. Философия права. - М., 1999; Вельский В.Ю. Философско-этический аспект прав человека // Защита прав человека и соблюдение законности органами внутренних дел. Материалы международной научно-практической конференции. - М., 1999; Валеев Д.Ж. Место феномена свободы в понимании права и морали в условиях перестройки // Мораль, право, перестройка: Тезисы научной конференции. -Уфа, 1989. С. 5-6; Валеев Д.Ж. Права человека и правовая культура // Ватандаш. 2000. №1. С.23-25; Этика / Под общ. ред.

A.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. - М., 2000; Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. - М., 1986; Нерсесянц

B.C. Философия права. - М., 1999; Осипов И.Д. Философия права: конспект лекций. - СПб., 2000; Сахаров А.Д. Воспоминания. В двух томах. Т.1. - М., 1996; Сахаров А.Д. Воспоминания. В двух томах. Т.2. - М., 1996; Черненко А.К. Философия права. - Новосибирск, 1998 и др. 9 объективности, системности, историзма. Одним из принципов, руководящих общей стратегией исследования, является также использование междисциплинарного метода при анализе морали и прав человека как социокультурных феноменов.

Автор опирается на труды зарубежных и отечественных исследователей в области социальной философии, этики, культурологии и теории права и т.д. В диссертации использованы правовые акты, относящиеся к международному и российскому праву - пакты, декларации, конвенции, также Конституции Российской Федерации и Республики Башкортостан, документы юридической практики.

Привлечение данных социологических исследований позволило иллюстрировать и аргументировать теоретические положения и выводы автора.

Цель данной работы. На основе философского анализа определить роль и место морали в развитии и реализации прав человека в становлении института прав человека в России, выяснить нравственно-этические причины, как тормозящие, так и способствующие реализации основных прав и свобод индивида в современном нестабильном обществе.

С учетом поставленной цели решались следующие задачи:

- создать концептуальную модель взаимосвязи морали и представлений о правах человека;

- показать моральные источники и основания зарождения идей о правах человека и выявить конкретно-исторические формы влияния морали на становление концепций прав человека в этико-философской и правовой мысли;

- выявить потенциальные возможности нравственной культуры в реализации прав человека и рассмотреть специфику моральных факторов преодоления их нарушений в современном российском обществе;

10

- установить место нравственного воспитания и этического просвещения в процессе развития и реализации прав человека и обозначить круг требований к их организации в современных условиях.

Научная новизна диссертационного исследования: исходя из существа произведенного анализа, обоснована возможность выделения моральных оснований зарождения и развития идей и концепций прав человека;

- обнаружены конкретно-исторические формы влияния морали на актуализацию представлений о правах человека и движения за их реализацию в личном и общественном бытии;

- выявлены потенциальные возможности нравственной культуры общества и личности в создании цивилизованного правового пространства и в преодолении нарушений прав человека;

- определены роль и место нравственного воспитания и этического просвещения в реализации прав человека и предложен новый подход к пониманию их сущности, целей и задач с учетом совокупности качественных изменений в духовной, социальной, политико-правовой сферах современной общественной жизни в условиях радикальных преобразований.

Апробация исследования. Результаты и основные положения диссертационного исследования обсуждались на следующих научных и научно-практических конференциях: «Философская и общественно-политическая мысль Башкортостана в XX столетии» (Уфа, 2001), «Стратегия социально-экономического развития регионов» (Уфа, 2001), «Нормативные основы культуры» (Уфа, 2001), IV республиканская научно-практическая конференция молодых ученых и студентов (Уфа, 2002), «Социальные факторы развития человеческого потенциала на региональном уровне» (Уфа, 2002) и др.

11

Материалы исследования используются в преподавании этики и культурологии на факультете философии и социологии и в Институте права Башкирского государственного университета.

Диссертация обсуждена на кафедре этики, эстетики и культурологии Башкирского государственного университета 7 декабря 2002 года.

Теоретическая и практическая значимость работы. Предложенное в диссертации этико-философское осмысление морально-этических оснований прав человека дает возможность выработать новые, отвечающие современным реалиям концептуальные положения о роли морали в формировании правовой культуры, в развитии и реализации прав человека в обществе.

Материалы диссертации могут быть использованы в более углубленном изучении различных аспектов, касающихся соотношения морали, права, прав человека, роли морального фактора в реализации прав человека; в учебном процессе в преподавании курсов этики, культурологии, социальной философии, теории государства и права, в разработке спецкурсов, посвященных проблемам формирования нравственной и правовой культуры общества и личности.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы (222 наименования). Объем диссертации -157 стр.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Роль морали в развитии и реализации прав человека"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итоги исследования данной проблемы, можно подчеркнуть следующее.

Осмысление концепции прав человека и проблем ее реализации сквозь призму нравственности в реалиях современного этапа развития Российской Федерации позволяет определить роль и место данного феномена в гармонизации личной и общественной жизни, в реализации человека как творческой, активной, деятельной и свободной личности.

Институт прав человека, как известно, является сферой взаимодополнения права и морали, точкой соприкосновения нравственной и правовой культуры и пересечения нравственных и правовых отношений. Этико-философское осмысление прав человека предостерегает от упрощенного подхода в их изучении и постижении проблем их развития и реализации в современном обществе.

Концепция прав человека есть закономерный продукт не только юридической регламентации, но и длительной философско-этической и правовой рефлексии мыслителей о месте человека в мире и о характере его нравственно-правовой практики. Двойственная сущность природы прав человека способствовала появлению естественно-правовой и позитивистской теорий происхождения данного института. Естественно-правовая доктрина основана на постулатах общечеловеческой нравственности, объективном нравственном законе, в то время как позитивистские теории преподносят права человека как дар государства - законодателя индивиду. Исходя из естественно-правовых позиций, мы считаем, что естественное право обязательно для всех людей и выступает в качестве критерия при оценке всех видов человеческой деятельности.

Взаимосвязь морали (морального сознания и нравственной практики) и представлений о правах человека, конкретно-исторические формы материализации взаимообусловленности морали и идей о правах человека

136 подчеркивают тот факт, что ценности общечеловеческой морали - исходный пункт, основания и факторы зарождения, развития и обогащения концепции прав человека. В определенном смысле можно утверждать, что нравственная история развития человечества - это история борьбы за провозглашение и реализацию неотъемлемых прав человека. Концепция прав человека обусловлена общечеловеческими моральными ценностями и потребностями в реализации сущностных сил человека как добродетельного, свободного, активно-творческого существа.

Особую значимость, на наш взгляд, в настоящее время приобретает не только провозглашение, теоретическое закрепление прав и свобод человека в нормативно-правовых актах (что также является немаловажным моментом) а их нравственное обоснование и конкретная реализация, осуществление, претворение в жизнь. В современной России существуют определенные проблемы с реализацией прав и свобод человека. Особенно тяжелое положение сложилось в сфере осуществления социально-экономических прав. Не выплачиваются разнообразные социальные льготы, охватывающие около двух третей населения, не реализуются на должном уровне провозглашенные в Конституции РФ права человека на труд, пенсионное обеспечение, бесплатное образование, здравоохранение, предоставление жилья. Повсеместное ухудшение социального положения населения, молодежи, серьезные проблемы, связанные с трудовым и жилищным обустройством и т.д., подрывают авторитет концепции прав человека, ее гуманистический смысл. Существующее противоречие между декларациями и реальностью ставит под сомнение также и конституционную фразу о Российской Федерации как о социальном государстве.

В настоящее время общественными деятелями и правозащитниками ведется огромная работа: провозглашаются права и свободы личности, гарантии осуществления прав человека в российском государстве, вырабатываются конкретные правовые механизмы их реализации и т.д.

137

Однако для полной и должной реализации прав личности в нашем обществе этого недостаточно. Состояние прав человека, их признание, законодательное оформление, гарантированность и социальная защищенность, возможность реализации, правовая культура человека зависят также в немаловажной степени от уровня нравственной культуры общества. Среди прочих для правовой самореализации российского гражданина не достает элемента нравственности, этического восприятия своего места в мире, взаимоотношений с другими, как раз и призванных способствовать гуманизации и гармонизации личной и общественной жизни.

В целях успешного развития и реализации концепции прав человека в России необходимо формирование «нового человека», «новой морали», «нового мировоззрения», «новой культуры». Индивид прежде всего должен осознать свою самоценность, а также нерасторжимую взаимосвязь с миром природы и окружающим людьми (А.Миголатьев).

Российскому обществу предстоит сегодня «долгий» путь к правовому, социальному государству, гарантирующему соблюдение и уважение прав любого человека. Права российского гражданина закреплены в основном законе, его Конституции, и их реализация на должном уровне, с одной стороны, зависит прежде всего от организации таких условий существования, при которых организационно-хозяйственная, социально-экономическая, политико-правовая деятельность и культурно-духовная политика государства направлены на удовлетворение реальных запросов и потребностей индивида, на создание возможностей для раскрытия его творческих потенций. С другой стороны, концепция прав человека представляет огромный нравственный потенциал для гармоничного развития общественных отношений, является гарантом мира, благополучия, а также возвышения и сохранения самой главной ценности - человеческой жизни. Уважение к правам человека, гарантированность их и реализация в современном российском обществе, переживающем сложный период либерально-демократического

138 реформирования всех сторон общественной жизни, во многом зависят и от уровня нравственной культуры как отдельного индивида, так и всего социального организма в целом.

Сегодня, в условиях радикальных общественных преобразований, обостривших многие социальные вопросы и проблемы духовности личности (общества), осуществление правовых отношений и прежде всего реализация прав человека, практическое претворение их в жизнь во многом зависят также от этической грамотности и нравственной состоятельности субъектов данных отношений. Этическое просвещение и нравственное воспитание оказывают специфическое влияние на создание положительного морального климата в обществе, нравственную организацию управления процессом правовых отношений, уменьшение социальной напряженности путем трансформации моральных коллизий в приемлемые обществом формы, снижение риска деструктирующего воздействия нравственных противоречий на правовую самореализацию личности.

Бесспорно, что данное диссертационное исследование не претендует на полное и всестороннее осмысление поставленной проблемы и не исчерпывает всей ее сложности и многоаспектности. В работе основной акцент сделан на рассмотрение воздействия морали на развитие и реализацию прав человека.

Углубление анализа намеченных проблем позволит обрисовать более полную картину взаимообусловленности морали и прав человека. Накопление теоретического материала по исследуемой проблеме имеет, на наш взгляд, большое значение в совершенствовании этического просвещения и нравственного воспитания, для выявления направленности изменения нравственно-правового мышления, повышения нравственной и правовой культур личности и общества в современных условиях.

Предлагаемое исследование выявления этического измерения феномена прав человека имеет не только социально-практическое значение

139 для качественного улучшения состояния правовой культуры в современном российском обществе, но и определенную теоретическую ценность. В то же время, на наш взгляд, есть некоторые аспекты данной темы, требующие дальнейшего, более углубленного их рассмотрения, в частности, проблемы нравственно-правовых оснований приспособления концепции прав человека к российским традициям и обычаям. Требует также серьезного осмысления этико-правовой механизм реализации прав человека. Актуально дальнейшее изучение влияния нравственно-этической составляющей личностного аспекта на реализацию прав человека как одному из факторов устранения морально-правовой неподготовленности человека к «новой» жизни в условиях радикальных преобразований российского общества.

140

 

Список научной литературыШайхисламова, Индира Исрафиловна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абазов Р.Ф. Переосмысление прав человека // Полис. 1995. №2. С. 183-186.

2. Абдулаев М.И. Международно-правовой контроль в области защиты прав человека//Правоведение. 1999. №1. С.99-105.

3. Абдулаев М.И. Права человека и закон (историко-теоретический анализ): Дисс. . докт. юр. наук. СПб., 1998. - 342 с.

4. Абдулатипов Р.Г. Власть и совесть: политики, люди и народы в лабиринтах смутного времени. М.: Славянский диалог, 1994. -286 с.

5. Акбашева Д.Х. Проблема нравственного выбора в исламе (социально-философский анализ): Автореф. дисс. . канд. филос. наук. Уфа, 2000. - 18 с.

6. Алексеев Н. Русский народ и государство. М.: Аграф, 2000. - 640 с.

7. Алексеев С.С. Право: азбука теория - философия: Опыт комплексного исследования. -М.: Статут, 1999. - 712 с.

8. Алексеев С.С. Философия права. М.: ИНФРА-М, НОРМА, 1999. -329 с.

9. Андреев А.П. Русская мораль как важнейший цивилизационный ресурс возрождения России // Философская мысль. 2001. №1. С.53-65.

10. Анисимов С.Ф. О первоценности морали в структуре человеческой духовности // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 2001. №1. С.26-36.

11. Анисимов С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности // Новое в жизни, науке, технике. Серия «Этика». 1981. №3. 47 с.

12. Антология мировой философии. В 4-х т. Т.1. 4.1. М.: Мысль, 1969. - 576 с.

13. Аристотель. Соч.: В 4 т. Т.4. М.: Мысль, 1984. - 830 с.

14. Арсентьева А.Г. Нравственно-правовая культура и ее формирование у сотрудников органов внутренних дел: Дисс. . канд. юр. наук. -СПб., 1996.-179 с.

15. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, НОРМА, 1997. - 741 с.

16. Бакштановский В.И. Культура нравственного сознания и поведения личности // Новое в жизни, науке, технике. Сер. Этика. 1979. 64 с. Бахин С.В. Всеобщая декларация 1948 года // Правоведение. 1998. №4. С.3-11.

17. Бачинин В.А., Сальников В.П. Философия права. Краткий словарь. -СПб.: Лань, 2000. 400с.

18. Бельский В.Ю. Философско-этический аспект прав человека // Защита прав человека и соблюдение законности органами внутренних дел. Материалы международной научно-практической конференции. М.: Щит-М, 1999. - 208 с.

19. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. - 382 с. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Царство Духа и Царство Кесаря. -М.: Республика, 1995.-382 с.

20. Бессарабов В.Г. Европейский суд по правам человека, Совет Европы и Российская Федерация // Философские науки. 2002. №1. С. 11-23. Бессарабов В.Г. Понятие прав и свобод человека и гражданина // Философские науки. 2002. №4. С.71-87.

21. Букреев В.И., Римская Г.Р. Этика права: От истоков этики и права к мировоззрению. М.: Юрайт, 2000. - 336 с.

22. Булавка JI. Революция, культура и постмодернизм // Свободная мысль. 1999. №3. С.56-68.

23. Буянский С.Г. Смертная казнь: все «за» и «против» // Общественные науки и современность. 2000. №5. С .62 73.

24. Ваксберг А. Как слово отзовется.// Литературная газета. 1986. 7 мая.

25. Валеев Д.Ж. Место феномена свободы в понимании права и морали в условиях перестройки // Мораль, право, перестройка: Тезисы научной конференции. -Уфа: Изд-во Башкирского госуниверситета, 1989. С. 5-6.

26. Валеев Д.Ж. Введение в этику. О нравственном потенциале культуры. Уфа: Изд-во БГУ, 1998. -148 с.

27. Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989. - 256 с. Валеев Д.Ж. Права человека и правовая культура // Ватандаш. 2000. №1. С.23-25.

28. Валеев Д.Ж. Правовая культура и права человека. // В сб.: Идеалы Всеобщей декларации прав человека и современный мир. Уфа: Изд-во БашГУ, 1999. С.136-138.

29. Валеев Д.Ж. Происхождение морали. Саратов: Изд-во Саратов, унта, 1981. -168 с.

30. Валеева З.Р. Нравственное отчуждение как философская проблема: Дисс. . канд. филос. наук. Уфа, 1998. - 131 с. Васильев JI.C. История Востока. В 2 т. Т.1. - М.: Высшая школа, 1998.- 495 с.

31. Винокурова С.П. Личность в системе нравственных отношений. -Мн.: Наука и техника, 1988. 110 с.

32. Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1979. - 229 с. Воробей Ю.Д. Как жить: по закону, по совести? // Вестник МГУ. Сер.7. Философия. 2001. №1. С. 28-43.

33. Воронцов Б.Н. Феномен массовой культуры: этико-философскийанализ//Философские науки. 2002. №3. С. 110- 122.

34. Всеобщая декларация прав человека // Московский журналмеждународного права. 1998. Декабрь. С. 3-12.

35. Газизов Ч.Б. Права и свободы человека высшая ценность //

36. Ватандаш. 2000. №10. С. 70 77.

37. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: социология М.Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991.-336 с.

38. Галимов Б.С., Ганцева Л.М. Права человека в правовом пространстве России // Идеалы Всеобщей Декларации прав человека и современный мир. Уфа: РИЦ БашГУ, 1999. С. 133-136.

39. Галяметдинова А.Ю. Защита прав человека и окружающая среда // Московский журнал международного права. 1998. Декабрь. С. 198201.

40. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Средние слои в современной России (опыт анализа проблемы) // Социологические исследования. 1998. №7. С. 44-53.

41. Горшевский В.А. Процесс воспитания и структура нравственной культуры личности // Культура как целостное явление. Проблемы и методология изучения / Под ред. Е.Я.Зазерского Д.: Изд-во ЛГИК, 1983. С.50-58.

42. Григораш В.В. Реализация личностно-ориентированного подхода в этическом воспитании школьников // Этическое воспитание. 2002. №2. С.15-16.

43. Гундаров А.И. Духовное неблагополучие и демографическая катастрофа // ОНС. 2001. №5. С. 58-65.

44. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995. - 351 с. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. - М.: Мол. гвардия, 1988.-271 с.

45. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. М.: Изд-во МГУ, 1974. - 160 с.

46. Гусейнов А.А. Этика и мораль в современном мире // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 2001. №1. С. 18-26.

47. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х тт. Т.2.-М.: Русский язык, 2000.-779 с.

48. Денисов В.В. Диалектика свободы: критерии и приоритеты (Проблема иерархии прав человека) // Философия и общество. 2000. №4. С.48-64.

49. Дмитриев Ю.А. Защита конституционных прав граждан в уголовной и конституционной юстиции // Государство и право. 1999. №6. С. 38-43.

50. Дмитриева Г.К. Мораль и международное право. М.: Международные отношения, 1991.- 168 с.

51. Дюркгейм Э.О разделении общественного труда. Метод социологии. -М.: Наука, 1991.- 572 с.

52. Евменов Л.Ф. Проблемы международной идеологии прав человека: принципы и императивы // www. un.minsk.by/' publication/yournal/ yournal 5.

53. Емельянов В.В., Никитин П.С. Философская культура молодого специалиста. М.: Высшая школа, 1987. - 135 с. Еремеев А.Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура. Курс лекций: В 2 ч. 4.1. - Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 1996.-160 с.

54. Заславская Т.И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества // Социологические исследования. 2001. №8. С.3-12.

55. Звейниекс А.К. Теоретико-методологический аспект исследования нравственной культуры социалистического общества: Дисс. . канд. филос. наук. Л., 1984. - 180 с.

56. Золотухина Аболина Е.В. Современная этика. - Ростов-на-Дону: Изд. центр «МарТ», 2000. - 448 с.

57. Зубец В.М. Два типа ценностных изменений // Философские науки. 2000. №4. С.69-75.

58. Зулькарнаева Р.З. Всеобщая декларация прав человека как философская основа нравственного воспитания школьников // Идеалы Всеобщей Декларации прав человека и современный мир. -Уфа: РИЦ БашГУ, 1999. С. 333-335.

59. Зыбковец В.Ф. Происхождение нравственности. М.: Политиздат, 1974. - 126 с.

60. Ильин И. Собрание сочинений: В 10 т. Т.4. М.: Русская книга, 1994. -624 с.

61. Кант. Собрание соч.: В 8 т. Т.6. М: Чоро, 1994. - 613 с.

62. Кант. Соч.: В 6 т. Т.4 (1) М.: Мысль, 1965. - 544 с.

63. Капустин Б.Г., Клямкин И.М. Либеральные ценности в сознаниироссиян//Полис. 1994. №2. С. 39-76.

64. Кара-Мурза С. Г. Истмат и проблема Восток- Запад. М.: Алгоритм, 2001.-256 с.

65. Карташкин В.А. Всеобщая декларация и Год прав человека в Российской Федерации // Московский журнал международного права. 1998. Декабрь. С. 41-43.

66. Карташкин В.А. Механизмы защиты прав человека // Журнал российского права. 1999. №3/4. С.3-8.

67. Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб.: Изд-во Русского Христ. Гум. Ин-та, 1998. - 800 с.

68. Кладницкая М.В., Милн А. Права человека и человеческое многообразие // Международное сотрудничество и права человека.

69. Реферативный сборник / Под ред.В.Н.Софинского М.: ИНИОН,1989.- 162 с.

70. Кобляков А.С. Юридическая этика. М.: НОРМА - ИНФРА-М, 1999.-168 с.

71. Костюк К.Н. "Политическая мораль и политическая этика в России (к постановке проблемы) // Вопросы философии. 2000. №2. С. 31 -36.

72. Кудрявцев Л.Д. Современное общество и нравственность. М.: Наука, 2000. - 64 с.

73. Кузнецов Э.В. Философия права в России. М.: Юрид.лит., 1989. -208 с.

74. Кутырев В.А. Традиция и ничто // Философия и общество. 1998. №6. С. 170-190.

75. Кучинский В.А. Личность, свобода, право. М.: Юрид. лит., 1978. -207 с.

76. Кучуради И. jraiSeia, как субъективное условие разумного осуществления прав человека // Вопросы философии. 1999. №8 С.29-35.

77. Лапина Т.С. Социально-конструктивная роль разрешения противоречий между правом и моралью // Мораль, право,149перестройка: Тезисы научной конференции. Уфа: Изд-е Башкирского госуниверситета, 1989. - 236 с.

78. Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986. - 571 с.

79. Левченко Е.А. Торговля женщинами: нарушение прав человека или добровольное рабство? // ОНС. 2000. №4. С.58-68.

80. Ленин В.И. Поли. собр. соч. 5-е изд. Т.1. М.: Политиздат, 1967. -662 с.

81. Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т.35. М.: Политиздат, 1962. -599 с.

82. Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т.41. М.: Политиздат, 1963. -695 с.

83. Локк Д. Избранные философские произведения: В 2 т. Т.2. М.: изд-во соц. - экон. лит - ры, 1960. - 529 с.

84. Локосов В.В. Стабильность общества и система предельно-критических показателей его развития // Социологические исследования. 1998. №4. С.86-94.

85. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М.: Наука, 1986. - 264 с.

86. Лукашева Е.А. Человек и государство // Правовое государство, личность, законность. М.: Изд-во НИИ прав, политики и проблем правоприменения Рос. прав, академии Минюста РФ, 1997. - 138 с.

87. Луначарский А.В. Собр. соч. В 8-ми тт. Т.7. М.: Худож. лит., 1967. - 734 с.

88. Малевич Ю.И. Незападная концепция прав человека // un.minsk.by/ publication/yournal/ yournal 5 / malevich. htm

89. Мальцев Г.В. Новое мышление и современная философия прав человека // Права человека в истории человечества и современном мире. М.: Изд-во ин-та государства и права АН СССР, 1989. С.ЗЗ-46.

90. Марк Аврелий. Размышления. Магнитогорск: Амрита -Урал, 1994. - 294 с.

91. Марков Б.В., Солонин Ю.Н., Шилков Ю.М. Жизненный мир личности // Социально-политический журнал (социально-гуманитарные знания). 1997. №2. С. 80-93.

92. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.2. М.: Госполитиздат, 1955. -652 с.

93. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.З. М.: Госполитиздат, 1955. -630 с.

94. Матузов Н.И. Теория и практика прав человека в России // Правоведение. 1998. №4. С. 22 -35.

95. Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Юрид. лит., 1990. - 627 с.

96. Миголатьев А.А. Социальная философия. Человек и время // Социально-гуманитарные знания. 1999. №2. С. 46-56. Миронов О.О. У нас защита прав человека существует на деле (интервью) // Московский журнал международного права. 1998. Декабрь. С. 43-50.

97. Монтескье Ш. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1955. -799 с.

98. Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М.: Юрид. лит., 1991.-156 с.

99. Мяделец А.А. Экономические права человека в России и в Европейском сообществе: сравнительный анализ // Философские науки. 1999. № 3-4. С.5-12.

100. Неновски Н. Новые реальности в мире и права человека // Права человека в истории человечества и в современном мире. М.: Изд-во ин-та государства и права АН ССР, 1989. С. 39-43.

101. Нерсесянц B.C. Философия права. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. -652 с.

102. Новгородцев П.И. Ведение в философию права. Кризис современного правосознания. М.: Наука, 1996. - 269 с. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. - М.: Пресса, 1991. -639 с.

103. Новый завет. Восстановительный перевод. Под ред. отдела «Живой поток» и У.Ли. Анахайм: Живой поток, 1998. - 1458 с. Нравственное воспитание: поиски новых подходов // Новое в жизни, науке, технике. Сер. Этика. 1989. №9. - 35 с.

104. О человеческом в человеке / Под общ. ред. И.Т.Фролова. М.: Политиздат, 1991. - 384 с.

105. Осипов И.Д. Философия права: конспект лекций. СПб., 2000. - 44с. Основы этических знаний / Под ред. М.Н.Росенко. - СПб.: Лань, 1998. -256 с.

106. Осятинский В. Введение в концепцию прав человека // www. hro. org/ ngo/discus/os.htm

107. Пейн Т. Избранные сочинения.- М.: Изд-во академии наук СССР, 1959.-421 с.

108. Пермяков Ю. Лекции по философии права: Учебное пособие. -Самара, 1995. 120с.

109. Рассказов Л.П., Упоров И.В. Естественные права человека. -Краснодар: Изд-во юрид. ин-та МВД России, 2000. 126 с. Рахимов А.З. Нравственная психология. Учебное пособие. - Уфа: НОК, 1995. - 104 с.153

110. Рахимов А.З. Словарь-справочник по нравологии. -Уфа: Творчество, 2000. -239 с.

111. Рахматуллина З.Я. Башкирская традиция (социально-философский анализ). Уфа: Изд-е Башк. ун-та, 2000. - 304 с.

112. Рахматуллина З.Я. Роль морали в формировании атеистических взглядов личности: Дисс. . канд. филос. наук. Уфа., 1991. - 171с.

113. Рахматуллина З.Я. Культура общения и взаимопонимания: Учебное пособие. Уфа: РИО БашГУ, 2002. - 162 с.

114. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. - 320 с.

115. Рогожин СЛ. Права человека или новая тоталитарная идеология Запада в России // Социально-гуманитарные знания. 2001. №3. С. 309-317.

116. Романов А. Я не верю в права человека // Права человека. Механизмы реализации. М.: Учительская газета, 1999. -160 с.

117. Рудинский Ф. Права человека в современном мире (марксистская оценка) (марксистская трактовка) // Право и жизнь. 2000. №25. С. 36-43.

118. Русская философия права (Антология) / Авт. сост. ст. А.П.Альбов, Д.В. Масленников, М.В. Сальников. СПб.: Алетейя, 1999. - 435 с.

119. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М.: «Канон -Пресс», «Кучково поле», 1998. 416 с.

120. Рысюкевич Н. Всеобщая декларация прав человека: все права человека для всех // www.un.minsk.by/ publication/yournal/ yournal 5.

121. Сабитов И.К. Права человека и пенитенциарная система России (историко-теоретический аспект): Автореф. дисс. . канд. юрид. наук-СПб., 1995. -18 с.

122. Сальников В.П., Цмай В.В. Современная система защиты прав человека// Правоведение. 1999. №4. С.82-98.154

123. Самигуллин В.К. Некоторые вопросы реализации прав человека // Идеалы Всеобщей Декларации прав человека и современный мир. -Уфа: РИЦ БашГУ, 1999. С. 118-121.

124. Сахаров А.Д. Воспоминания. В двух томах. Т. 1. М.: Права человека, 1996. - 912 с.

125. Сахаров А.Д. Воспоминания. В двух томах. Т.2. М.: Права человека, 1996. - 864 с.

126. Скворцов А.А. Нравственные проблемы войны // Вестник МГУ. Сер.7. Философия. 2001. №1. С. 74-84.

127. Соловьев В. Философское начало цельного знания. Мн: Харвест, 1999.-912 с.

128. Соловьев B.C. Соч. В 2-х т. Т.1. М.: Мысль, 1988. - 892 с.

129. Соловьев B.C. Спор о справедливости: Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс, Харьков: Фолио, 1999. - 864 с.

130. Софинский В.Н. Всеобщей декларации прав человека 50 лет // Московский журнал международного права. 1998. Декабрь. С. 12-41.

131. Социальная энциклопедия / Редкол. А.П.Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д.Катульский и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. -438 с.

132. Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. Т.2. М.: Госполитиздат, 1957. - 727 с.

133. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. / Под ред. В.М. Корельского и В.Д.Перевалова М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1997. - 570 с.

134. Теоса В.В. Нравственная культура в эволюции постсоциалистического общества: Дисс. . канд. филос. наук. -СПб., 1995.- 160 с.

135. Титаренко А.И. Антиидеи. Опыт социально-этического анализа. М.: Политиздат, 1984. - 399 с.155

136. Тихонова Н.Е. Личность, общность, власть в российской социокультурной модели // Общественные науки и современность. 2001. №3. С.30-41.

137. Тихонова Н.Е., Шкаратан О.И. Российская социальная политика: выбор без альтернативы? // Социологические исследования. 2001. №3. С.21-32.

138. Третья Всероссийская конференция «Воспитание этической культуры детей и молодежи» // Этическое воспитание. 2002. №2. С.2-9.

139. Утяшев М.М., Утяшева Л.М. Права человека в России: состояние и перспективы. Уфа: Восточный университет, 1997. - 111 с.

140. Философия: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.Н.Лавриненко, проф. В. П.Ратникова. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. -584с.

141. Фихте И.Г. Сочинения. Работы 1792-1801 г.г. М.: Ладомир., 1995. -654 с.

142. Хажипов Р.Х. Роль права и морали в реализации сущностных сил человека: Дисс. . канд. филос. наук. Уфа, 1990. - 186 с.

143. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. №1. С.32-43.

144. Цицерон Марк Туллий. Диалоги. М.: Наука, 1966. - 224 с.

145. Цицерон Марк Туллий. О государстве. О законах. О старости. О дружбе. Об обязанностях. Речи. Письма. М.: Мысль, 1999. - 782 с.

146. Человек в контексте культуры. Славянский мир / Отв. Ред. И.И. Свирида. М.: Индрик, 1995. -240 с.

147. Человек. Философско энциклопедический словарь. - М.: Наука, 2000.-516 с.

148. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М.: Политиздат, 1991.- 463 с.

149. Черненко А.К. Философия права. Новосибирск: Наука, 1998. -123с.

150. Чернов С.А. Критицизм и мистицизм (обзор кантианства в журнале «Вопросы философии и психологии») // Кант и философия в России.-М.: Наука, 1994.-271 с.

151. Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и российское право // ОНС.2001. №2. С. 64-76.

152. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. Учебное пособие. М: «Тетра-системс», 1994. - 136 с.

153. Шрейдер Ю.А. Принцип сочувствия // Знание-сила. 1993. Декабрь. С.23-28.

154. Шубкин В.Н Начало пути: Проблемы молодежи в зеркале социологии и литературы. М.: Мол. гвардия, 1979. - 224 с. Этика / Под общ ред. А.А. Гусейнова, и Е.Л. Дубко. - М.: Гардарики, 2000.-496с.

155. Этика. Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А.Гусейнова. -М.: Гардарики, 2001. 671 с.