автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Тема Востока в симфоническом творчестве М. М. Ипполитова-Иванова и традиции русского ориентального симфонизма
Полный текст автореферата диссертации по теме "Тема Востока в симфоническом творчестве М. М. Ипполитова-Иванова и традиции русского ориентального симфонизма"
Министерство культуры Российской федерации Ростовская государственная консерватория им.С.В.Рахманинова
.....-1
На правах рукописи
1 '.'АЭ 'ПГ-"»
Соколов Николай Николаевич Тема Востока в симфоническом творчестве М.М.Ипполитова-Иванова и традиции русского ориентального симфонизма.
Специальность 17.00.02 - Музыкальное искусство
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Ростов-на-Дону 1997
Работа выполнена на кафедре истории музыки Ростовской государственной консерватории им. С.В.Рахманинова.
Научный руководитель - доктор искусствоведения, профессор, Заслуженный деятель искусств РФ А.М.Цукер Официальные оппоненты -
доктор искусствоведения, профессор А.И.Демченко, кандидат искусствоведения И.И.Топшшна Ведущее учреждение - Новосибирская государственная консерватория им. М.И.Глинки
Защита состоится -а " ММ МЛ 1998 г. в. .час.
на заседании Специализированного совета К-092.20.01 по присуждению ученой степени кандидата искусствоведения в Ростовской государственной консерватории им. С.В.Рахманинова
/ 344007, Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 23/
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ростовской государственной консерватории им. С.В.Рахманинова
Автореферат разослан ^¿/¿¿¿¿Л /#///.
Ученый секретарь Специализированного совета, кандидат искусствоведения,
доцент ЗГии^кН.М.Пискунова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Конец XX столетия - время заполнения "белых пятен" истории. В последние годы происходит интенсивный процесс восстановления имен талантливых деятелей отечественной культуры. Открываются новые архивы, выявляются неизвестные неопубликованные материалы, усиливается источниковедческая работа. Сама сегодняшняя ситуация в искусстве заставляет обратиться к именам, недостаточно изученным в контексте характерных тенденций и направлений нашего века. Сегодня - время восстановления исторической достоверности - итоговая тенденция конца века. В отечественном музыкальном искусстве возникают личности несправедливо забытые и в этом ряду М.М. Ипполитов-Иванов заслуживает внимания.
Это позволяет выйти из привычных правил рассмотрения творчества и деятельности только наиболее ярких представителей той или иной эпохи и их бесспорного вклада в культуру своего времени, и обратиться к личностям менее изученным, но составляющим в целом именно ту художественную среду, которая впитала в себя заветы великих мастеров-классиков и широко пропагандировала эти принципы, развивая их, привнося в них иного своего, индивидуального и оригинального. К таким личностям принадлежит известный русский композитор, педагог, дирижер, музыкально-эбщественный деятель, профессор Московской консерватории, возглав-тавший ее на протяжении ряда лег - Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов (1859-1935).
Музыка XX столетия выделила ряд проблем, среди которых не теряет своей актуальности до наших дней проблема взаимодействия национальных культур. В свете дискуссий о национальном и интернациональном з современном искусстве, о взаимодействии различных по составу и уровню развития культур, о соотношении Восток-Запад в сфере культурного со-грудничества, естественно возникает вопрос о тщательном изучении этапов
становления и развития процессов взаимовлияния национальных музыкальных культур на конкретных примерах анализа творчества композиторов, внесших практический вклад в решение данных вопросов.
Современный уровень музыкальной науки требует пpoблeмнoí "реставрации" творчества того или иного мастера. В разнообразном наследии Ипполитова-Иванова нами выделены вопросы воплощения темь Востока в симфонической музыке композитора в аспекте взаимосвязей ( традициями русского классического ориентального симфонизма, как наи более актуальные для современности.
В данной работе поставлена задача проследить, на примере во площения темы Востока в симфоническом творчестве Ипполитова Иванова, вызревание процессов вслушивания в подлинные характеристик! восточного мелоса и их претворение в жанре симфонической музыки ка! плодотворной традиции в русской музыке о Востоке.
Основными задачами в раскрытии данной темы являются еле
дующие:
— выявить и изучить образцы восточного мелоса в контексте тра диций народной музьпеи, составившие основу тематизма симфонически; произведений Ипполитова-Иванова;
— охарактеризовать методы работы Ипполитова-Иванова над во сточным тематизмом;
— рассмотреть принципы претворения восточного мелоса в сим фоническом творчестве Ипполитова-Иванова;
— изучить процессы влияния особенностей восточной народно] музыки на ориентальный симфонизм Ипполитова-Иванова. Вышеназван ные задачи до сего времени не ставились в отечественном музыковедении.
Цель представляемой работы - исследование принципов воплоще ния темы Востока в симфоническом творчестве Ипполитова-Иванова чере его обращение к разнонациональному восточному мелосу, а также выявле
ние на этой основе черт эволюции русского ориентального симфонизма в XX столетии.
Необходимость подробного рассмотрения интонационной стороны музыкальных средств потребовала избрать в качестве основного предмета исследования - особенности процессуальности тематизма, как главную черту музыкального мышления Ипполитова-Иванова в воплощении данной проблематики и - наиболее важную особенность творчества композитора в целом. В связи с этим одним из важнейших аспектов предмета исследования явилось изучение характерных черт восточной народной музыки и форм восточного музицирования.
Материалом исследования являются произведения Ипполитова-Иванова (изданные и не изданные) малой симфонической формы (сюиты, поэмы, рапсодии), сделанные им обработки восточного мелоса, песенное и инструментальное наследие азербайджанского, армянского, грузинского, дагестанского, казахского, туркменского, узбекского народов, фольклорные сборники, а также произведения классиков русской музыки М.И.Глинки, М.А.Балакирева, А.П.Бородина, Н.А.Римского-Корсакова , создавших образцы ориентального симфонизма.
Актуальность и новизна настоящей работы состоит в том, что но сути это первое исследование, посвященное симфоническому творчеству Ипполитова-Иванова в контексте поставленных вопросов. В данной работе впервые дается анализ природы тематизма, выявляющий динамичную образную сферу симфонического творчества Ипполитова-Иванова, в котором оригинально преломляются черты национальных восточных традиций.
Впервые в этой работе вводятся в научный оборот: материалы, освещающие творчество Ипполитова-Иванова (музыкальные и литературные рукописи), малоизученные подлинные образцы восточного мелоса, а также с точки зрения анализа - "принцип детализированных характеристик тематизма в их контрасте". Все это необходимо для создания объективной
картины истории и теории эволюции русского ориентального симфонизм; в отечественной музыке XX столетия.
Данная работа носит одновременно профиль исторического и тео ретического исследования, что позволяет рассмотреть поставленные в не* задачи по возможности многосторонне. Эта работа имеет также источни коведческую особенность, так как ее автором были выявлены, на основ! изучения многих сборников восточной народной музыки, восточные мело дии, составившие основу тематизма ориентальных симфонических произ ведений Ипполитова-Иванова.
Методологической базой для данной работы послужили трудь академика Б.В. Асафьева, посвященные симфонизму, вопросам процессу альности, становления музыкальной формы. Важной явилась мысль Аса фьева о том, что "форма выступает как следствие процесса и в конечно» результате как синтез". 1 На методологию нашего исследования оказал! существенное влияние основополагающие труды выдающихся представите лей отечественного теоретического музыкознания - В. Протопопова, Ю Холопова, В. Цуккермана, а также специальные работы по теории тема тизма, принадлежащие В. Бобровскому, Е. Ручьевской, Е. Чигаревой Большое значение для данной работы имела монография В.Вальково! "Музыкальный тематизм - мышление - культура", в которой сформулиро вана оригинальная концепция музыкального тематизма. Утверждение В Вальковой о том, что "функциональное понимание темы как индивидуаль ного образно конструктивного инварианта развития значительно расширя ет поле действия понятия" ,2 явилось плодотворным для предмета нашел исследования. Методологической основой подхода к изучению вопросо] взаимодействия национального и инонационального, в связи с общей про
1 Асафьев Б. Пути в будущее. - Мелос. Кн. 2. Спб., 1918, с.58
2 Валькова В. Музыкальный тематизм - мышление - культура. Нижний Новгород, 1992 с.2.
блематикой данной работы, явились труды Н. Шахназаровой, среди которых выделим исследование "Музыка Востока и музыка Запада: типы музыкального профессионализма" (М., 1983).
Автор диссертации также широко опирался на первоисточники: изданные и рукописные музыкальные произведения, заметки, статьи, мемуары Ипполитова-Иванова, редкие архивные материалы и документы о творческой деятельности композитора, находящиеся в музеях и архивохранилищах Москвы, Санкт-Петербурга, Тбилиси, Алма-Аты, а также - разнообразные сборники восточной народной музыки.
Практическое применение материалы диссертации могут найти в вузовских учебных курсах истории отечественной музыки, анализа музыкальных произведений, а также в научных исследованиях, посвященных теоретическим проблемам жанров симфонической музыки, развитию национальных музыкальных культур на современном этапе, проблемам взаимосвязей фольклора и композиторского творчества, создании теории ориентального симфонизма в музыке XX столетия.
Апробация работы. Данная диссертация в законченном виде обсуждалась на заседании кафедры истории музыки Ростовской государственной консерватории им. С.В.Рахманинова и была рекомендована к защите. Основные положения диссертации апробировались на всероссийских научных конференциях: "Советская музыкальная культура 20х-30х годов" (Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки, Москва, 1987); "С.И.Мамонтов и русская художественная культура рубежа XIX - XX веков" (Государственная Третьяковская Галерея, Москва, 1992); "Памяти учителей" (Ростовская государственная консерватория им. С.В.Рахманинова, Ростов-на-Дону, 1994).
Тематика рассматриваемых проблем и их взаимосвязанность выразились в структуре данной работы. Она состоит из шести глав, а также содержит введение, заключение, нотные примеры и список литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.
Во введении обосновывается тема диссертации, определяется ее актуальность, цели и задачи, характеризуется методологическая база исследования, излагается структура и содержание работы.
Первая глава - "Истоки ориентального симфонизма Ипполитова-Иванова" - посвящена изучению традиций, на основе которых формировались принципы воплощения темы Востока в симфоническом творчестве композитора. В главе подчеркивается основополагающее значение творчества М.И.Глинки для развития направлений отечественного классического музыкального искусства, в том числе и для русского ориентализма.1 Отмечается также, что глинкинские ориентальные традиции были органично восприняты Ипполитовым-Ивановым. Это выразилось, прежде всего, в отборе восточных народных мелодий для симфонических произведений.
Знаменательно, что Глинка остановился на скромном, простом и никак не экзотически характерном напеве, сообщенным ему Грибоедовым ("Грузинская песня", 1828). Народные мелодии, составляющие основу те-матизма ориентальных симфонических произведений Ипполитова-Иванова, также просты и непритязательны. Достаточно назвать азербайджанские народные песни "Колыбельную", "Я из крепости", "Я спал в крепости" , "С тобою мое сердце" и казахские народные инструментальные мелодии "Мотив Молдыбая" и "Песню слепой Зейнеп", на интонациях которых основан тематизм симфонической сюиты "Тюркские фрагменты".
Тенденция выбирать в восточных музыкальных культурах не са мое поражающее, непривычное, а типическое, была усвоена Ипполитовым Ивановым как одна из характерных особенностей русского ориентализма
1 * Русскую музыку о Востоке нередко называют русским музыкальным ориентализмом. В настоящей работе оба понятия будут употребляться как равнозначные. При этом ориентализм понимается как творческое направление, ставящее своей целью ввести в европейские культуры мелодические богатства подлинного, настоящего Востока. Само понятие Востока и восточного - огромно и многогранно. В данной работе оно ограничено кавказским Востоком, как явлением, характерным для русской музыки о Востоке в XIX и начале XX века, на традициях которой воспитывался Ипполитов-Иванов, а также -Среднеазиатским регионом.
отличающего его от западно-европейского, где наиболее сильно было противоположное направление: представлять восточное как экзотическое.
В главе выявляются наиболее характерные обороты мелодики, воплощающей образы Востока в русской музыке и их интонационное сходство с тематизмом ориентальных симфонических произведений Ипполито-ва-Иванова (темы в диапазоне малой септимы, составленные из "сплетающихся" тонических квинт мажора и параллельного минора; трезвучная поступенная восходящая попевка, в которой третий звук ритмически продолжительнее двух предыдущих и др.).
Изучение ориентальных симфонических произведений Ипполито-ва-Иванова позволяет констатировать, что он хорошо представлял особенности русского ориентализма, направления которого к концу XIX века -времени начала творческой деятельности композитора - уже в полной мере определились и разделились: и по национальному характеру, и по способу, типу их творческого претворения. С большой отчетливостью выявилась в русском ориентализме область "кавказского" Востока (Алябьев, Балакирев, Рубинштейн). Римский -Корсаков был более склонен к разработке арабской и индийской музыки. Мусоргский создал замечательные образцы еврейского и персидского Востока. Как ни велика роль Кавказа, им не ограничивается Восток в русской музыке. Об этом свидетельствуют Половецкие сцены "Князя Игоря" Бородина, "Пляски персидок" из "Хованщины" Мусоргского, как и многогранный, различный по своим национальным истокам, Восток в творчестве Римского-Корсакова.
Выявляя истоки ориентального симфонизма Ипполитова-Иванова, основанного не только на кавказском мелосе, но и на напевах других народов, можно сказать, что ему близки традиции Глинки, Балакирева, Бородина и Римского-Корсакова. Ведь у Глинки область кавказского Востока представлена в его творчестве "Грузинской песней" я лезгинкой в опере "Руслан и Людмила", Восток татарский получил во-
площение в Adagio арии Ратмира, персидский - в хоре дев Наины, арабский и турецкий - в танцах четвертого действия; сфера еврейского Востока с большой силой раскрыта в ориентальных номерах музыки к "Князю Холмскому" Кукольника; к цыганской музыке Глинка обратился в песне "Ах, когда б я прежде знала".
Не только разнообразие восточного мелоса, претворенного Иппо-литовым-Ивановым - глинкинская традиция, но и сама форма сюиты была воспринята им, прежде всего, у Глинки. Сюитность восточного типа уже слышна в танцах оперы "Руслан и Людмила", составляющих своеобразный цикл разнохарактерных музыкальных картин и настроений.
Подобная цикличность восточной образности прорастает в XIX веке в различных жанрах русской музыки о Востоке. Данная оригинальная тенденция бьша услышана Ипполитовым-Ивановым и вызвала его особое тяготение к жанру симфонической сюиты на подлинные восточные темы. В этом плане особенно близок Ипполитову-Иванову был его учитель Рим-ский-Корсаков.
В "Антаре" Римского-Корсакова обобщенно - сказочный образ "расщепляется" подлинно восточным тематизмом. Народные фольклорные источники тематизма сюиты своеобразно отодвигают, "теснят" фантастическую характерность образа в сферу более конкретной восточной краски. Эти тенденции получили продолжение и развитие в ориентальном симфонизме Ипполитова-Иванова. Большое значение сыграло пребывание Иппо-литова-Иванова в начале своего творческого пути в Грузии (1883-1893), где он услышал в "живом" исполнении замечательные образцы подлинного кавказского мелоса, записывал их и изучал.
Во второй главе - "Тематизм и мелодико-интонационные процессы" - исследуется интонационная природа ориентальных симфонических произведений Ипполитова-Иванова. В принципах работы Ипполитова-Иванова над тематизмом проявляются две основные тенденции, идущие,
во-первых, от русской классической ориентальной традиции, во-вторых, от подлинно народной традиции музицирования. Ме^г°Д работы Ипполитова-Иванова заключается в выстраивании оригинального следования (контрастных, неконтрастных, родственных, неродственных, разноплановых и т.д.) тематических структур по мере общего развития целостной музыкальной ткани произведения, расширения ее образной системы. Подобное следование тематизма основано на разнообразных принципах развития. Одной из характерных черт тематизма ориентальных симфонических произведений Ипполитова-Иванова является концентрированность мелодики. По принципу концентрированной распевности композитор отбирает образцы восточного мелоса для своих произведений. Подобной характерностью отличаются: азербайджанские народные песни "С тобою мое сердце" и "Колыбельная" ("Тюркские фрагменты"), туркменская народная мелодия "Конь скачет" ("В степях Туркменистана"), узбекские народные песни "Мискин" ("Бедняк") и "Танцевальная песня бачей" ("Музыкальные картинки Узбекистана"), грузинские народные песни "С тобою мое сердце" ("Кавказские эскизы"), "Спи, фиалка", "Песнь царевны Кетеваны" ("Иверия"), "Мне судьбою" ("Мцыри") и др.
Среди принципов тематического развития Ипполитов-Иванов часто обращается к типологии повторности, наиболее интересно представленной в симфонических сюитах "Тюркские фрагменты", "Кавказские эскизы" , "В степях Туркменистана", "Музыкальные картинки Узбекистана".
В процессе изучения мелоса народов Востока автором диссертации выявлены причины тяготения Ипполитова-Иванова к принципу повторности. Было установлено, что повторность является одним из важных принципов в образцах восточного мелоса, составляющих интонационную основу тематизма симфонических произведений Ипполитова-Иванова.
Данный принцип позволяет Ипполитову-Иванову высветить по-разному отдельные ракурсы, характеристики той или иной симфонической
картины, ее светотени, перспективы и детали рассказа, создать живописный сюжет ("Колыбельная" - "Караван" в "Тюркских фрагментах", "Песнь ночного сторожа" - "Ночь в Бухаре" в "Музыкальных картинках Узбекистана", "Альма-Гелин" - "На соколиной охоте" в "В степях Туркменистана" и др.). Большое значение в культивировании Ипполитовым-Ивановым принципа повторности имеет речитативно-слоговая система песенных жанров восточной музыки.
Неоднократно обращается Ипполитов-Иванов к секвентности, что также объясняется его стремлением к разностороннему повтору - показу наиболее выразительных мелодических элементов тематизма, созданию образа из своеобразной интонационной системы напоминаний. Среди других принципов наиболее часто проявляются варьирование тематизма и вариантное развитие (первая часть и срединный раздел второй части "Тюркских фрагментов", вторая часть "Кавказских эскизов", вторая часть "Иверии", вторая часть "Музыкальных картинок Узбекистана", четвертая часть "В степях Туркменистана" и др.).
В ориентальных симфонических произведениях композитора имеют место принципы полифонического развития ("Иверия", "Тюркские фрагменты", "Музыкальные картинки Узбекистана"). Особенно интересно они применены в первой части сюиты "Музыкальные картинки Узбекистана" (каноническая имитация, ргорозга-фагот, п$ро81а-гобой).
В процессе изучения установлено, что наряду с вышеназванными имеет место орнаментальный принцип, в котором особое значение отводится мотивной орнаментике, приобретающей в развивающих разделах формы самостоятельное тематическое значение ("В степях Туркменистана", "Армянская рапсодия"). Это свидетельствует о чутком проникновении Ип-политова-Иванова в специфику восточного мелоса. В данном случае интересно привести одно из наблюдений известного востоковеда доктора Луиса Ибсена аль Фаруки: "Орнамент в арабской импровизации, следовательно,
не приложение к особенному мотиву, или специальным тонам этого мотива. Он является самостоятельной мелодической субстанцией импровизации."1
В ориентальных симфонических произведениях Ипполитова-Иванова имеют место разнообразные принципы разработки тематизма, основанные на характерных особенностях восточного мелоса.
В третьей главе - "Тематические взаимодействия" - рассматриваются особенности "взаимоотношений" тематизма. Они складываются из различных видов тематических контрастов. В системе тематических взаимодействий в ориентальных симфонических произведениях Ипполитова-Иванова большое значение приобретает принцип детализированных характеристик тематизма в их контрасте. Он выполняет важную динамическую функцию в частях однопланового характера, составляющих характерную стилистику ориентального симфонизма Ипполитова-Иванова. Вышеназванный принцип проявляется в таких произведениях как "Тюркские фрагменты", "Кавказские эскизы", "Музыкальные картинки Узбекистана", "В степях Туркменистана", "Иверия". Особенно интересно проявляется данный принцип в частях сюитных циклов, которые носят лирический характер.
Наряду с данным принципом для ориентальных симфонических произведений Ипполитова-Иванова характерны более обобщенные виды тематического контраста, помещающие темы в условия, требующие продолжения и развития. Проявления видов тематического контраста неоднозначны. Они имеют место не только внутри какой-либо одной части, но и оказывают более общее влияние и на особенности целостного сюитного симфонического цикла.
В главе отмечается, что проявление разных видов тематического контраста связано с разветвленной образной системой в рамках одной час-
1 Dr. Ibsen al Farugi. Ornamentation in Arabian Improvisationale Music: A Study of interrelatedness in the Arts. World of Music. 1978,1,p.21.
ти в ориентальных симфонических произведениях Ипполитова-Иванова. При этом преобладают два вида тематического контраста: открытый, когда контрастность выражена четкой разнохарактерностью тем, и - скрытый, когда процесс контрастирования происходит в более завуалированной форме. Разнообразные виды тематического контраста Ипполитов-Иванов применяет в "Иверии" (первая и вторая части), "Музыкальных картинах Узбекистана" (первая, вторая и третья части), "Тюркских фрагментах" (вторая и четвертая части), в "В степях Туркменистана" (вторая и третья части), "Мцыри".
Одним из видов проявления тематического контраста является введение в общий контекст совершенно новых тем, отличающихся по своим характеристикам от ранее звучавших не только в одной части, но и в сюитном цикле. Определенный тематический контраст представляют маршевые темы ("Марш зейтунцев" - "Кавказские эскизы", "Грузинский марш" -"Иверия", "Походный марш" - "В степях Туркменистана", "Встречный марш" - "Музыкальные картинки Узбекистана").
В ориентальных симфонических произведениях Ипполитова-Иванова имеет место и составной тематизм. Наиболее интересным проявлением подобного тематизма, основанного на сцеплении двух мелодий азербайджанских народных песен "Я спал в крепости" и "Скажите моей матери" в рамках целостной симфонической темы, является третья часть "Тюркских фрагментов"
Тематические взаимодействия, характерные для ориентальных симфонических произведений Ипполитова-Иванова, составляют выразительную типологию развивающих комплексов.
В четвертой главе - "Типы симфонизма и принципы симфонического развертывания" - выявляются процессы симфонического развития. Проведенная аналитическая работа позволяет констатировать наличие разных типов симфонизма. Среди них назовем следующие: эпический
("Тюркские фрагменты", "Кавказские эскизы"), лирико-эпический ("В степях Туркменистана", "Армянская рапсодия", "Музыкальные картинки Узбекистана"), лирико-драматический ("Мцыри"), эпико-драматический ("Иверия"). Подобная политипность ориентального симфонизма Ипполи-това-Иванова привносит в его образную систему разнообразие и яркость. Большое значение в этом имеют практические процессы симфонического развертывания, в ряде случаев выводящие ту или иную образную сферу из одного типа симфонизма в другой. Две части сюиты "В степях Туркменистана" благодаря их лирической концептуальности позволяют все произведение отнести к лирико-эпическому типу, в то время как яркие проявления драматического характера, одновременно с чертами эпичности, дают право назвать сюиту "Иверия" произведением эпико-драматического симфонизма. Сюита "Тюркские фрагменты" в целом эпична, хотя в ней есть и эпизоды, представляющие собой оригинальные "выходы" из главенствующего типа симфонизма. Подобная тенденция характерна для стилистики ориентальных симфонических произведений Ипполитова-Иванова.
Степень интенсивности протекания симфонических процессов в произведениях Ипполитова-Иванова находится в прямой зависимости от типа симфонизма. В произведениях эпического типа большая активность приходится на срединно-разработочные разделы формы. Особенно это заметно в произведениях, воплощающих в основном монодийные особенности восточной музыки, когда при гомофонно-гармонических экспозициях и репризах черты симфонического развертывания ярки в срединных разделах (вторая часть "Тюркских фрагментов", срединный раздел Vivo второй части "Музыкальных картинок Узбекистана", четвертая часть "Кавказских эскизов", срединный раздел второй части "В степях Туркменистана").
Принципы симфонизма проявляются не только в срединных раз-работочных разделах частей, но и в целостных сюитных циклах. Большое
значение в этом процессе имеет объединение частей сюитного цикла через родственную структуру тематизма. В этом плане показательна сюита "Тюркские фрагменты", сходный тематизм частей которой как бы прогнозирует объединительные черты единого целостного симфонического цикла (контуры мелодической линии с восходящим движением от терции к квинте лада).
Части "Тюркских фрагментов" скреплены единым тональным планом, с уходом в их середине в субдоминантовую и доминантовую сферы, с последующим возвращением в основную тональность в финале. Убедительно свидетельствует об объединительных тенденциях частей сюиты ее общий тональный план:
С FBF G С
1ч II ч III ч IV4
Кроме того "Тюркские фрагменты" имеют единую линию развития — от сдержанной первой части, через изящное скерцо, задумчивое Adagietto, к массовому праздничному финалу. Подобная закономерность характерна для целостного симфонического цикла.
В симфонической сюите "Иверия" тенденции симфонизма прослеживаются особенно ярко. Уже в первой части ясно обозначены- экспозиция образов, их совместная разработка, реприза и кода, то есть принципы сонатной формы. С точки зрения образов в сюите перед слушателем проходят и суровая картина скорби, народного страдания (I ч.), и значительно более мягкая, лирическая сцена, выдержанная в камерных тонах (II ч.), и бурная, мужественная, несколько дикая пляска мужчин (III ч.), и, наконец, ликующая массовая картина (IV ч.). В широком охвате явления, в различном характере разделов "Иверии" не трудно увидеть закономерности симфонического цикла с суровой первой частью, с медленной второй частью, со стре-
мительным скерцо и праздничным финалом. Принципы симфонизма сказались в "Иверии" и в самом строении отдельных частей, в их разработоч-ности. Отметим трехчастную форму с разработочной серединой в "Лезгинке", сонатное allegro первой части, разработочный характер середины "Грузинского марша". Особенно ярка в этом смысле первая часть сюиты, значительность образов которой, характер их развития роднят ее с сонатным allegro симфонии.
Лирико-драматический тип симфонизма выражен в симфонической поэме "Мцыри" (по Лермонтову). По насыщенности звучания, гибкости и динамике фактуры, по бесконечно льющемуся тематизму, когда каждая из частей поэмы переходит одна в другую, без перерыва, словно на одном дыхании, "Мцыри" является одним из самых ярких произведений Ипполитова-Иванова. В ней средствами симфонизма удачно передано состояние нравственной тревоги и беспокойства героя. Ипполитов-Иванов находит удачную форму для выражения этих состояний в музыке — форму серии симфонических баллад. Симфонизм этих баллад заключается не только в конфликтных столкновениях тематизма внутри каждой из них, но и в контрастных их сопоставлениях на протяжении всей серии, как слагаемых целостной симфонической поэмы. Эмоциональность, порывистость интонационно-образного выражения, своеобразные "наплывы" симфонизма (внезапное возникновение разработочных разделов и их исчезновение), яркость оркестровых красок, подлинная "поэмносгь" составляют ценные качества "Мцыри". Мастерски воплощена здесь средствами симфонизма основная обобщенная идея в сочетании с последовательной связью сюжетных событий и даже звукоизобразительными моментами ("Борьба с барсом", "Утро в лесу")
Ориентальные симфонические произведения Ипполитова-Иванова отличаются разнообразием протекания процессов симфонизма.
В пятой главе — "Виды программности" — изучаются методы воплощения программных замыслов. В процессе исследования выявляется картинно-повествовательный вид программности как преобладающий. Это обусловлено пристрастием композитора к воплощению образов и картин природы. Показательно, что первым крупным произведением Ипполитова-Иванова в области ориентального симфонизма явилась сюита "Кавказские эскизы", в которой воссозданы образы природы. Сюита представляет собой цикл из четырех частей (четырех произведений), каждая из которых (за исключением четвертой части) навеяна образами природы Кавказа и жизни его народов.
Первая часть "Кавказских эскизов" особенно близка классическим образцам русского симфонизма и, прежде всего, таким произведениям Рим-ского-Корсакова как "Сказка", "Антар", в которых ясно выражен картинно-повествовательный метод воплощения. Общее между этими произведениями заложено и в характере самой программности, а не только в подходе к воплощению программного замысла. Картина девственного дремучего леса ("Сказка"), раскаленные пески южных пустынь ("Антар"), суровая природа неприступных гор ("В ущелье" — "Кавказские эскизы") способны вызвать в определенной мере родственные ощущения, например, впечатления неизведанного, дикого, таинственного.
В воплощении программности, даже в рамках одного вида, Ипполитов-Иванов никогда не бывает однопланов. Воссоздавая различные картины природы ("В ущелье" — "Кавказские эскизы", "У становища" — "Тюркские фрагменты", "Утро в лесу"- "Мцыри", "В саду" — "Музыкальные картинки Узбекистана") Ипполитов-Иванов решает программные задачи комплексно.
Исследование процессов воплощения программности в ориентальном симфонизме Ипполитова-Иванова позволяет выявить важное значение лирической образности внутри частей и лирической характерности
самих частей в рамках целостного цикла. Это придает общему характеру программы черты поэтичности. Лирика главенствует в этом виде программности, что связано с традицией программных симфонических произведений русской классической музыки. Здесь нельзя не вспомнить лирические эпизоды "Антара" Римского-Корсакова, "Тамары" Балакирева, "Степана Разина" Глазунова и др.
Принципы, на основе которых формируются определенные типы программности, заимствуются Ипполиговым-Ивановым из характерных особенностей восточного мелоса. Главнейшим в создании яркой восточной фрески — "Каравана" (первая часть "Тюркских фрагментов") — является принцип единого развертывания.
Данный принцип характерен для азербайджанской народной песни "Колыбельной", составившей основу тематизма "Каравана". Принцип здиного развертывания в рамках картинно-повествовательного вида программности составляет концепцию сюиты "Тюркские фрагменты". Программа ее навеяна эпизодами из быта народов Востока. (По раскаленным пескам шествует караван, вот он остановился на ночлег, слышны песни и пляски молодежи, затем караван прибывает в далекий аул, где с его появ-тением начинается праздних).
Стремление Ипполитова-Иванова воплотить определенные народные сцены вызывает его обращение к виду жанровой программности, <ах бы "размывающей" преобладание картинно-повествовательного вида з некоторых сюитных циклах ("В ауле" — "Кавказские эскизы", "Пляски" — "Музыкальные картинки Узбекистана", средний раздел второй части 'Тюркских фрагментов), В "Иверии" более обобщенный подход к программе. Все ее части связаны с различными жанрами народной музыки: с эытовой лирической песней ("Колыбельная"), с эпической ("Плач царевны ЕСегеваны"), и военными песнями ("Грузинский марш"), а также с жанром
танца (лезгинка). Обобщенно-сюжетная программность также присуща для уже упомянутой симфонической поэмы "Мцыри".
При изучении ориентальных симфонических произведений Иппо-литова-Иванова, созданных в разные периоды творчества, можно заметить определенную эволюцию в методах воплощения программности. В поздних произведениях рубежа 20-30-х годов нашего столетия все большую роль начинают играть программные характеристики подлинного фольклорного образца. Для Ипполитова-Иванова важное значение приобретает литературная программа народного первоисточника тематизма, или его сюжети-ка. В программу первой части "Музыкальных картинок Узбекистана" заложена программная характеристика "Песни ночного сторожа" ("Ночь в Бухаре"). В данном случае следует говорить о новом уровне претворения восточного мелоса.
Влияние программных характеристик фольклорных образцов на оформление целостной программы одной части или всего цикла отчетливо проявилось в сюите "В степях Туркменистана". Программность ряда частей этой сюиты основана на содержании народных туркменских инструментальных пьес.
В результате воздействий программных характеристик фольклорного народного образца на характер и вид программности одной какой-либо части или целостного сюитного цикла происходит процесс максимального сближения собственно композиторского и народного замысла.
В шестой главе — "Влияние структурных принципов восточной музыки на симфоническое творчество Ипполитова-Иванова" — исследуются некоторые особенности народного мелоса, проявившиеся в произведениях композитора.
Одним из средств влияния основ восточной музыки является принцип импровизационное™, особенно проявившийся в драматургии вступительных построений и начальных разделов. Ипполитов-Иванов тя-
готеет к типу яркой "заявки", как выразительному элементу, начинающему процесс становления формы (начало первой и второй частей "Кавказских эскизов", начало первой части "В степях Туркменистана", начало первой части "Музыкальных картинок Узбекистана", начало первой части "Иверии" и др.).
Вторая часть" Кавказских эскизов " ("В ауле") начинается импровизацией (соло английского рожка). Импровизационный характер начала части свидетельствует о стремлении композитора воплотить одну из характерных черт музицирования народов Востока. Подобное использование инструментальной темы импровизационного характера, особенно в начале формы, близко приемам грузинского народного музицирования, когда, например, исполнитель на таре предваряет собственной импровизацией исполнение какого-либо произведения. Стремление воплотить принцип импровизационное™, как одну из универсальных восточных традиций, в более обобщенном плане, вызывает у Ипполитова-Иванова обращение к форме рапсодии ( "Армянская рапсодия").
Тенденция, когда выразительность тематизма начального построения выполняет роль обобщающего знака всего произведения, проистекает в ориентальном симфонизме Ипполитова-Иванова не только от сугубо музыкальной народной традиции, но и от приемов слагания древних народных восточных поэм и сказаний, от одной из оригинальных эпических традиций Востока("Витязь в тигровой шкуре" Ш.Руставели, армянский эпос "Давид Сасунский") Придавая большое значение начальным построениям и вступительным разделам композиции, Ипполитов-Иванов отталкивается от народной фольклорной традиции слагания-сказа многочастной циклической формы, в которой начальное построение выполняет роль своеобразного "запева" ко всему произведению.
Нередко Ипполитов-Иванов переносит на начальные структуры народные принципы формообразования и приемы музицирования, харак-
терные для восточных обычаев. Четвертая часть "Тюркских фрагментов" ("На празднике") начинается возгласом оркестрового Tutti . Это — суть оркестровая имитация оригинальных вступительных речитативов казахских акынов — "Терме", призывающих всех принять участие в празднике.
Создавая яркий вступительный раздел в начале первой части сюиты "В степях Туркменистана", Ипполитов-Иванов следует структурным особенностям туркменской народной инструментальной музыки, в которой подобные характерные вступительные отделы носят специальное название — "башламак".
В ориентальных симфонических произведениях Ипполитова-Иванова есть примеры и непосредственного влияния структуры народного восточного образца — первоисточника симфонической темы — на композицию части сюитного цикла, а не только на определенный раздел внутри нее, то есть на форму более крупного плана. Куплетное строение азербайджанской народной песни "Колыбельная" Ипполитов-Иванов проецируеп на целостную структуру всей первой части "Тюркских фрагментов", представляющую собой форму с пятью проведениями главной темы, приобретающими значение куплета. Простая трехчастная форма азербайджанское народной песни "Я из крепости", являющейся основой первой темы второе части "Тюркских фрагментов", программирует структуру всей части в целом, вылившуюся в сложную трехчастную форму. Корни процесса формообразования ( от простой трехчастности к сложной) заложены в структур« народного фольклорного образца, а также в особенностях его стихосложе ния.
В ориентальных симфонических произведениях Ипполитова Иванова можно увидеть определенную зависимость процесса становленш формы от структурных особенностей восточной народной музыки. Трех кратное проведение главной темы в первой части сюиты "В степях Туркме нистана", с небольшими связками вариационного характера, напоминао
структуру древних туркменских типов прозаических повествований, прерываемых стихотворными вставками-песнями. Показательно и то, что образное содержание и названия, по крайней мере, двух частей сюиты "В степях Туркменистана" соответствуют, по классификации В.Беляева, двум, из четырех основных, видам туркменского народного музыкального творчества — "Дузарба" (произведения воинственного характера) и "Варсаки" (любовные песни).
Ипполитов-Иванов применяет разнотипные принципы начальных построений и вступительных разделов с преобладанием оригинальных песенных и инструментальных импровизаций, характерных для форм восточной народной музыки и музыкального быта народов Востока.
В заключении диссертации обобщены ее основные положения. Подводя итоги рассмотрения принципов воплощения темы Востока в симфоническом творчестве Ипполитова-Иванова можно констатировать, что ориентальный симфонизм композитора представляет собой существенную часть отечественной музыкальной культуры.
Главнейшие индивидуальные признаки ориентального симфонизма композитора связаны с жанром малой симфонической формы (сюита). Впервые в русской музыке о Востоке в ориентальном симфоническом творчестве Ипполитова-Иванова данного периода основополагающее значение получил феномен подлинности народного фольклорного образца как концепция творчества. Фольклорный приоритет народных восточных образов - одна из характерных черт музыки XX столетия и процессов становления и развития музыкальных культур стран Востока.
Создание ориентальных симфонических произведений Ипполитова-Иванова совпало с бурным ростом музыкальных культур восточных народов, мелос которых он претворял в своем творчестве. Это свидетельствует о чуткой реакции крупного музыканта и деятеля на тенденции развития и взаимодействия разных музыкальных культур.
Основное значение имеют тематические процессы, что связано с общей стилистикой творчества Ипполитова-Иванова, в котором мелодическое начало играет важную роль. Особенное внимание уделяет Ипполитов-Иванов принципам тематического развития (типология повторности орнаментальность и др.),характерным для фольклорных образцов. Инто национная архитектоника симфонических произведений Ипполитова Иванова строится исходя из особенностей восточного мелоса и принципо! его развития.
Определенное значение получили принципы симфонизма. Иппо литов-Иванов одним из первых в отечественной музыке данного период; показал огромные потенциальные возможности восточного мелоса. Такж< прослеживается новая плодотворная тенденция — усиление роли инстру ментальной восточной музыки, особенно ее литературно-текстовых аспек тов, в формировании программности целостного сюитного симфоническо го цикла ("В степях Туркменистана"). В данном случае происходит процес< обогащения жанра: классическая сюитная симфоническая форма впитывае: новые восточные традиции. В процессе становления формы проявляете) влияние структурных особенностей восточного мелоса (драматургия на чальных построений и вступительных разделов).
Симфонические произведения Ипполитова-Иванова, вопло щающие тему Востока, свидетельствуют о процессах вызревания, особенш в 20-е годы нашего столетия, нового вслушивания, впитывания восточно! народной интонационной образной среды. Восточный фольклор и профес сиональное искусство приходят в более активное взаимодействие в данньп период.
На примере ориентального симфонического творчества Ипполи това-Иванова видно, как данная тенденция не только вызревает, но и по степенно развивается, способствуя возникновению нового подхода к пре
творению восточного фольклора в композиторском творчестве. Таким образом рождается традиция симфонического пересказа народной мелодии.
Новый тип композиторского мышления раскрывает ранее не услышанные признаки симфонизма, заложенные в самом процессе интонирования народов Востока.
Более широко проблема музыкальных культур народов Востока в их европейской композиторской интерпретации будет поставлена в 30-е годы нашего столетия, когда в отечественной музыке большое развитие получит, с легкой руки Ипполитова-Иванова, жанр симфонической сюиты на национальные темы, когда будут созданы такие интересные симфонические полотна, как "Ванч" Л.Книппера, "Туркмения" Б.Шехтера, "Турксиб" М. Штейнберга.
И в последующие десятилетия, вплоть до наших дней, эта проблема воплощается весьма своеобразно. Она проникает сегодня во все музыкальные жанры — от эстрадной песни до симфонии, от хоровой сюиты до эратории. Она не ограничивается сугубо фольклорным аспектом, а все более и более основывается на своеобразном контакт-процессе взаимодействия двух типов музыкального профессионализма — восточного и западного, рождая качественно новый современный уровень в разрешении проблемы Восток — Запад, выводя ее на новые рубежи.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. М.М. Ипполитов-Иванов и казахская музыка. / К вопросу рус-жо-казахских музыкальных связей./-- "Известия Академии наук Каз. ССР". 2ерия филологическая. Выпуск III. Алма-Ата, 1976. (0,5 п.л.)
2. Письмо М.М. Ипполитова-Иванова к А.В.Луначарскому. — 'Вечерний Тбилиси", 1976, №21/9407/, от 26 января. (0,2 пл.)
3. М.М. Ипполитов-Иванов — пропагандист грузинской музыки. — "Собчота Хеловнеба", 1979, №8/ на груз.яз./ (0,5 п.л.)
4. О "Тюркских фрагментах "М.М. Ипполитова-Иванова. — "Известия Академии наук Каз. ССР". Выпуск IV. Алма-Ата, 1979. ". (О,? п.л.)
5. Выдающийся художник — гражданин. — "Музыкальна! жизнь", 1979, №21 (0,5п.л.)
6. М.М. Ипполитов-Иванов и страницы истории грузинской му зыки. — "Сакартвелос кали", 1980, №9/ на гр.яз./(0,5п.л.)
7. Из эпистолярного наследия М.М.Ипполитова-Иванова. "Советская музыка", 1981, № 3. (Всгуп. ст., 0,3 п.л.).
8. М.М.Ипполитов-Иванов. Письма. Статьи. Воспоминания Сборник. / (Вступительная статья, комментарии). М., 1986. (4 п. л.).
9. М.М.Ипполитов-Иванов и С.И.Мамонтов. Тезисы доклада /Всероссийская конференция "С.И.Мамонтов и русская художественна; культура рубежа веков'7. ГТГ, 11-13.05. Тезисы. М., 1992. (0,3) пл.).
Ю.Н.А.Римский-Корсаков и М.М.Ипполитов-Иванов. "К пробле ме восточного тематизма в русской музыке" Доклад. / Сборник материало! конференции "Памяти учителей" в Ростовской государственной консерва тории им. С.В.Рахманинова/. Ростов-на-Дону, 1995. (0,5 пл.).