автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Роль религии в национально-освободительном движении курдского народа
Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль религии в национально-освободительном движении курдского народа"
РГ6 ОД РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ
На правах рукописи
АМАНЖ Ахмед Мустафа
РОЛЬ РЕЛИГИИ В НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ КУРДСКОГО НАРОДА
Специальность 07.00.03 — Всеобщая история (Новое и новейшее время)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Москва — 1993
Работа выполнена в Институте востоковедения РАН.
Официальные оппоненты: чл, —корр. АН Арм- Респ. МГОЯН Ш. X.
кандидат исторических наук СТЕПАНОВА Н. В.
доцент • -
Научный руководитель: доктор исторических наук
профессор ГАСРАТЯН М. А.
Ведущая организация: Институт стран Азии и Африки при МГУ им. М. В. Ломоносова.
Защита диссертации состоится « _—1
1993 г. в /у час. на заседании специализированного совета Д 003.01.01 по историческим наукам в Институте востоковедения РАН по адресу: Москва, ул. Рождественка, 12.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института востоковедения РАН.
Автореферат разослан « »_1993 г.
Ученый секретарь специализированного совета
кандидат исторических наук ВОЛОДИН А. Г.
Институт востоковедения РАН, 1993 г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Одним из факторов, сказывающих заметное влияние на дестабилизацию обстановки в западно-азиатском регионе, является курдскик вопрос. В его основе лежит борьба за национальное самоопределение курдского народа, имеющего многовековую историю и самобытную культуру и насчитывающего, по последним данным, около 30 млн. человек. В силу различных исторических причин Курдистан оказался расчлененным между Ираном, Ираком, Турцией и Сирией. В процессе национально-освободительного движения шло формирование его идеологии. Для исторического развития курдского народа характерно тесное переплетение национального и религиозного, что во многом связано с длительностью их взаимодействия, имевшего как прогрессивный, тая а консервативный характер. У курдов, как и у других восточных народов, существенную роль играет религиозная принадлежность. Подавляющая часть курдского народа исповедует ислам.-В течение «ногих веков мусульманская религия была и ■ остается реально ощутимым, постоянно присутствующим фактором " общественно-политической жизни курдского народа. Поскольку ислам с .самого начала был тесно связан о политикой, то он больше^ чем какая-либо другая вера, регламентировал норма общественной, политической, бытовой и других сфер жизни. Эклектизм исламского учения, присвоение им многих простых норм нравственности, выработанных народами в течение тысячелетий, довольно абстрактный характер многих его положений, позволяла и позволяют самым разним силам в курдском освободительном движении, а также садам, противостоящим ему, черпать из Корана различные лозунга, вкладывая в них зачастую противоположный , смысл. И хотя в уоловвях массовой неграмотности в отсталости,
которые являются результатом многовекового иноземного господства, ислам долгов время оставался наиболее популярной формой, мировоззрения в Курдистане,. следует учитывать, .что религия по своей природе часто искажала, деформировала цели борьбы, ослабляла усилия народных масс. Даже в том случае, когда выдвигались правильные лозунги, религиозные формы протеста или политической мобилизации, нередко вели к устранению или ослабле-нне политических сил, способных верно решать поставленные парод обществом задачя.
Б современном курдоведении крайне мало работ, в которых ыоано найти анализ идеологического направления курдского национально-освободительного движения. Поэтому назрела необхо-дютсть показать, как мусульманская религия оказывала влияние но национальное самосознаниз курдов и какую роль играли прзд-зтавители духовенстве в их национально-освободительном движении.
Курдский народ совместно с другими народами государств, разделивших территорию Курдистана, принимал и принимает участие во всех сферах внутриполитической и социальной жизни. В связи с этим немаловажное значение имеет изучение позиции курдов по отношению к деятельности социально-политических сил, сосредотачивающих внимание не на защите каждого народа, а на приоритете религиозных ценностей. Политическая лшея курдов основана на полуторавековах традициях освободительной борьбу, сохранившей свой индивидуальны.'! облик, несмотря на воздействие проволамских и других течений.
Таким образом, цель работы - раскрыть место и роль религии и служителей культа в национальном движении курдского народа. В соответствии о этим работа имеет целью:
- дать общую характеристику религиозных верований курдов;
- охарактеризовать социально-экономическое в политическое развитие Курдистана в конце XIX в.;
- выделить этапы в курдском национально-освободительной движении;
- проследить тенденции в освободительной борьба курдов, дать объективную оценку poja исламского фактора в ее судьбе
- проанализировать деятельность всламскцс полвтглесклх организаций, существующих и совреиеь..'-.! Курдистане.
Методологкчоокге основы диссертации, В слоей ъсоледовз-тельской практике диссертант опирался на достижения передовой общественной шсли.
Вшкную роль в работе над диссертацией сыграла .историографическая традиция, з которой создана методология исследования теории национально-освободительного движения, его суцности. Накопленный теоретический потенциал позволил с научных позиций интерпретировать использованный фактический материал. Разработанные исследователями методологические принципы позволили критически взглянуть на идеологию курдского национально-освободительного движения, объективно оценить место и роль религии и религиозных деятелей в нем, понять специфические черты борьбы курдов.
Хронологически предлагаемая работа охватывает значительный временной отрезок: с конца XIX в. по 90-е годы XX в. Такие хронологические рамки позволили проследить общие тенденции и направления борьбы за независимость и проанализировать роль религиозного фактора на разных этапах этой борьбы.
• Источниковая база исследования. Для объективного раскрытия теш исследования был привлечен обширный круг источников. В первую очередь были использованы источники собственно курдского происховдения: местные хроники, записи воспоминаний я мемуаров, а также письма-участников курдского движения, периодическая печать. Именно курдские источники наиболее объективно отражают .происходящие в Курдистана события. В то же время определенный интерес представляют свидетельства иностранных йаблвдателей, как западноевропейских, так и российских..В основу исследования вошли также сборники документов, другие источники, изданнне за рубежом.
В целом диссертация подготовлена на основа большого фактического материала и документов, часть которых ранее не привлекалась курдоведами в своих исследованиях.
В работе использована русская, курдская, арабская, персидская и западная периодика.
- Научная новизна работы. В предлагаемой диссертации на большом фактическом материале впервые автор попытался проанализировать всю сложность и многогранность взаимодействия на-
ционального и религиозного факторов в истории курдского народа, показать-влияние ислама нароль национального самосознания курдов, 'определить место религиозных деятелей в их-освободительной'борьбе. Четко обозначены момента, когда роль религии на том или ином этапе движения за независимость была положительной и когда имела негативный характер.
Впервые в курдоведении дака характеристика деятельности исламских политических организаций и партий, действующих на современном этапе в Курдистане.
Научная значимость работы. В исследовании всесторонне анализируется национально-освободительное движение во всех частях Курдистана, определяются роль и значение идеологических факторов, в том числе и религиозного, в нем. Анализ использованного материала позволил раскрыть истинные цели религиозной политики, антикурдскую сущность действий правительств Ирана, Ирака, Сирии и Турции.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования и собранный фактический материал могут быть использованы при изучении проблей влияния религии на рост национального'самосознания масс, помогают раскрыть опасность исламизациа национально-освободительной борьбы для судеб демократического движения и общественного прогресоа в целом. Работа представляет интерес не только для ко тор ек ов -курд ов'е -дов, но и для исследователей, занимающихся проблемами религиозных отношений в странах Ближнего и Среднего Востока,- Кроме того, содержащиеся в работе личные неблздения автора событий, происшедших в Южном Курдистане в 1991-1992 годах, могут оказать помощь в изучении вопросов курдского движения последнего времени.
Материалы, положения, выводы предлагаемого исследования могут найти свое применение в общем курсе истории стран ¿зии и Африки, спецкурса по истории Ближнего и Среднего Востока на исторических факультетах высших учебных заведений.
Диссертация состоит из Введения, трех глаь, заключения и списка попользованных источников.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении содержится обоснование темы исследовечия, определены цели, задачи, методология, раскрыта научная и практическая значимость работы, указана источниковедческая база. Дан общий обзор трудов как российских, так и зарубежных исследователей, в которых нашли свое изучение различные стороны курдской проблемы.
3 первой главе "Религиозные верования курдов" рассматриваются религиозные верования, распространенные на территории современного Курдистана.
Как и у большинства народов, населяющих Ближний и Средний Восток, религиозный фактор играл- большую роль в истории курдов. Особый характер развития курдского общества в течение веков обусловил своеобразную духовную атмосферу внутри него.
Принадлежность курдов к различным религиозным верованиям и сектам сыграла значительную роль в их политической разобщенности. Государства, поделившие мевду собой Курдистан, часто попользовали религиозный фактор для вовлечения курдов в ыеянацио-'нальные конфликты. Вместе с тем, религиозные мотивы использовались в борьбе против самих курдов. Возникновение и распространение религиозных верований у курдов позволяет понять сложность.и противоречивость связи религиозной .и других сфер жизни курдского народа.
Сами курян считают своей колыбелью зороастризм. Именно его оригинальные доктрины оказали значительное влияние на формирование других религиозных верований, зародившихся на всем Ближнем в Среднем Востоке. Некоторые из важнейших положений зороастризма были заимствованы иудаизмом, христианством, исламом; Территория Курдистана с давних пор была подвержена влиянию этих идей. Задолго до того, как зороастризм стал государственной религией, главным центром зороастрийских магов был район нынешнего Курдистана.
Зороастрийское учение было необычайно живучим. В курдских народных верованиях - езвдизш, какаий и др. существует ряд культов и обрядов, восходящих к зороаотризму. Эта.религия оказала огромное влияние на духовное развитие курдов. В чей и родственных вероисповеданиях народов,-населяющих этот регион,
развивались идеи о происхождении добра и зла и их месте в духовном мере верующих.
Б некоторых районах были распространены иудаизм и христианство. Проникновение иудаизма в Курдистан было связано с расселением иудеев в Иране, Месопотамии и Малой Азии. В настоящее время лишь на территории Иранского Курдистана еще сохранились более менее значительные еврейские общины. Проживая на территории курдов долгое время, иудеи восприняли и окружающую их культуру и курдский язык (хотя религиозные обряды проводятся все же на арамейском языке, который испытал значительное влияние курдского). Возвращаясь в Израиль, иудеи остаются верны своей этнической принадлежности, продолжая считать себя курдами..
Доисламский период курдской.истории характеризовался также распространением христианства. Особенно активно оно охватывало область между Эрбилем и Тауком - важнейший район Иранского Курдистана. Так же как и иудеи, христианское меньшинство не пользовалось равными правами с мусульманами.
Особое место занимает езвдизм - собственно курдское вероисповедание, подлинно национальная религия курдов. Езвдийское учение прошло длительный путь формирования, восприняв обширную гамму идей и верований Передней Азии. Поскольку езидизму. приходилось не только сосуществовать, развиваться рядом с другими религиями, но и сталкиваться с ними, то -процесс взаимовлияния здесь был неизбежен.
Основные особенности езидизма .- это вера в имама; Езвда, халифа Омейяда, в святость шейха Ади. Хотя езвды - убежденные монотеиста!, они продолжают почитать явления природы, небесные светила, землю, воду и т.д.
Духовной литературой езидов являются "Китаб Джалва" ("Книга откровения"), которая приписывается самому пророку езидов шейху Ади, и "Масхафе Ращ" ("Черная книга"). В "Масхафе Раш" содержатся некоторые моменты истории езвдизма, мировоззренческая система учения, правила культа и поведения верующего.
Езиды поклоняются одному из сотворенных Богом ангелов -
Ыалак-Тауссу, который является символом веры, совести, чести
в добра. Езидского пророка - Шейха Ади - принято считать исто/
рическим лицом - суннитским богословом шафиктского толка, который жил в ХП в. С течением времени на этот образ наложился другой - курдского садовника-святого с тем же именем, ;..авшего з ХШ в. Сами езиды не считают Ади человеком, имевшим родителей-лщей, а посланцем бога, кем-то вроде христианского Святого духа. Езиды считают себя потомками учеников Шейха Ади.
Кроме того, существует еще и поклонение якобы посланнику Бога - Езиду, который был также султаном. О султане Езиде бытует много легенд, преданий, описывающих отдельные момент его жизни и деятельности. Езвды верят, что придет время, когда султан воскреснет, станет во главе своего народа и вернет ему былую славу.
Для езвдского общества характерно его деление на две строго замкнутые касты - духовенство и миряне (народ). Переход из духовенства в паству и наоборот невозможен, принадлежность к касте определяется положением родителей, переходит от отца к детям. Запрет межкастовнх браков сохраняет ее чистоту.
• Кастовое деление езвдского общества представлено следующей структурой:
- эмир - руководитель духовной и светской власти;
- шейх - руководитель' езвдской общины, служитель
гробницы Шейха Ади; ' -- пир -.надзиратель за жизнью мирян (за соблюдением
постов,, обрядов); . ;г факир - служитель храма; ' ; ■
г*-каввал - сборщик податей. .
До сих пор не утратило значение езвдское право, поФи безраздельно господствующее в этом обществе в течение многих веков. Это'право регулировало все действия езвдов не только с религиозно-обрядовой стороны, но и в личной, семейной и общественной сферах жизни. Езвд был обязан соблюдать многочис-. ленные-предписания, касающиеся мельчайших деталей формального богопочитания. Конечно, со временем строгое сос.хвдение обряд-нссти, культа, жастовости ослаблялось. В настоящее время строгость во многом зависит от удаленности от святых мест езициз-иа.' Чем дальше поселение, тем слабев традиционное влияние религии.
Принятие курдам» ислама протекало неравномерно в течение
длительного времени. Оно болезненно отразилось и на их этническом развитии. Повсеместно возникали острые противоречия -часть курдов, не принимавших новой религии, подвергалась гонениям, притеснялась, а часть курдов, принявших ислам, еще сохраняла элементы доисламского культа.
Очевидно, не будет преувеличением сказать о решающей роли ислама в историческом развитии курдов, которое явилось следствием не только военно-политических действий мусульман, но и специфическими чертами самой мусульманской религии.
Кслт,1, пожалуй, больше, чем какая-либо другая религия, регламентировал нормы общественной, политической, бытовой жизни верующих. Догматика и функции ислама таковы по своей природе, что согласно их требованиям, каждый верующий обязан не только общественную, но и личную семейную жизнь строить в соответствии с нормами шариата. А мусульманские богословы внедряли в сознание верующих завоеванных стран мысль о том, что их религиозное единство с господствующим народом и его правящим режимом исходит из божественного творения, закрепленного в священных книгах, выполнить предписания которых есть первейший долг верующего.
Распространение ислама-в Курдистане шло относительно быстрыми тешами отчасти вследствие насильственного обращения, отчасти вследствие добровольного перехода в новую веру' для. избавления от налога на немусульман. Принятие веры облегчалось сравнительной простотой, исламских догматов и ритуалов.
Исторически сложилось так, что религиозная принадлежность 'курдов являлась важной их этнокультурной особенностью, как би аккумулирующей в себе значительную часть духовной . культура и образа жизни. Тем не менее для курдов характерна религиозная умеренность, отсутствие фанатизма. Однако среди, верующих ислам контролировал порядок низнв до такой степени, что способствовал формировании самосознания и самоназвания курдского этноса, повлиял ва материальную культуру, бытовые традиана. В то еэ.время с курдами не црожзсшяо такого частого в истории явления, как отказ от своей этнической принадлежности. Религиозные соображения в среде курдов, как правило, всегда были подчинены другому высшему интересу - интересу рода.
Длительное сохранение зороастризма и более древних веро-
ваний в Курдистане способствовало появлению курдских синкретических религиозных доктрин. Секта ахтга-хакк - одна из курдских сект, которая подвергалась гонениям со стороны мусульманских властей и духовенства. В священной книга "Сарандаам" изложены основные доктрины учения, которое представляет собой своеобразное смешение шиизма с элементами христианского и доисламского учений.
Иногда к секта ахли-хакк относят религиозную секту кызыл-башей. Действительно, мевду ними есть сходство, но есть и весьма существенные различия. В секте весьма почитают вождей, имеющих оиень большую власть вплоть до своего суда. Секта яы-рылбашей играла немалую роль в истории курдов.
Религиозная ситуация у курдов вс.многом зависит от того, з какие государства входят части Курдистана. Так, в Ирана меяеектантские отношения особенно остры, в Ираке более менее спокойная ситуация, в Турции противоречия между мусульманами 1 христианами, между мусульманами и кызылбашами не раз обостряли внутреннее положение страны.
Подъем курдского национально-освободительного движения оказал определенное влияние на снижение роли религии в отношениях между представиталями разных конфессий, входящих в курдский этнос.
Во второй глава "Рода религии з курдском обществе во второй половине XIX в. - 1945 г." дается анализ .состояния курдской проблемы на протяжении трех этапов освободительного движения курсов и определяется место религиозного фактора в^йем.
Автор работы считает, что на всем протяжении исторического развития курдского народа религия сдерживала рост национального самосознания курдов.>В условиях массовой неграмотности а отсталости мусульманская религия долгов время оставалась наиболее популярной формой мировоззрения в Курдистана. Сознание принадлежности к религиозной общине часто.отождествлялось курдами с пониманием национальной общности. Вот почему в ряда случаев религиозный фактор весьма успешно использовался в качестве идеологического оружия для замедления национально-освободительного движения курдов. Господствующие регимы для обоснования "национальной монолитности" населения исполь-
зовали догмы шариата. 3 то же время они последовательно отрицали необходимость отделения и самостоятельного развития курдов-на национально-этнической почве.
В своём развитии освободительное движение курдского народа прошло несколько этапов. Первый хронологически главный охватывает 30-80-е годы XIX-в., второй - 90-е гг. XIX в. -начало IX в., третий - период между двумя мировыми войнами, ' четвертый - период после второй мировой войны.
Политические условия, в которых находился Курдистан в XIX в., в основном, объяснялись разделом курдских земель между Турцией и Ираном. Этот раздел воздвиг барьер на пути национальной консолидации курдских племен.
Со второй половины XIX в, положение курдских племен, как и всего населения Курдистана, ухудшилось. Если до этого курдские народные массы находились под двойным гнетом: с одной стороны, своих вождей и религиозных деятелей, а с другой стороны, - правящих кругов Турции и Ирана, то в связи о растущим интересом к этим странам европейских держав - Англии, Франции, России, - прибавилась еще одна'заинтересованная сторона.
Политическая обстановка складывалась таким образом, что шло постепенное ослабление Османской империи и шахского Ирана. В этих условиях территория расселения курдов в Юго-Восточной Анатолии, Северном Ираке и Западном Иране приобретала важное стратегическое значение. • •
Своей кульминационной точки курдское движение XIX в. достигло в 1880 г., когда вспыхнуло восстание под руководством шейх& Обейдуллы. Восстание было вызвано целым комплекс ал причин, касавшихся, с одной стороны, политического положения курдских территорий, а с другой - социально-экономических проблем курдского общества, обусловленных внутренней логикой развития хозяйства, но отягощенных внешней обстановкой.
Шейх Обейдулла Нехри был очень авторитетным и почитаешм религиозным вождем значительного числа курдов. Вся подготовительная деятельность шейха Обейдуллы и его позиция во время восстания подтверждают, что его целью была попытка создания теократического государства курдов, феодального по своей сути. Цель восстания Обейдулла обосновал в своих письмах: против
социального гнета и беззакония турецких а иранских сльотай, за независимость Курдистана.
В своих обращениях к народным массам Обейд/лла аг.п!.лирс<-вал к религиозным чувствам верующих во имя сплочения курдских сил, их организации и консолидации. В этих целях шейх опирался на орден дервишей. При этом он не стремился вернуть курдское общество назад, в эпоху феодальных междуусобиц, напротив, он проявлял позитивные тенденций абсолютистского характера: стремление к упорядочению повинностей и налогов, к централизации управления, развитию просвещения, совершенствованию законодательства и т.д.
В общественном сознании курдов з процессе освободительной борьбы против османской и ирански* экспансии происходили важные перемены: расшатывание межплеменной изоляции, ограничение династических притязаний. Наряду с этим восстание про-, демонстрировало живучесть специфических особенностей курдского общества: огромный авторитет вождей и религиозных лидеров племен; готовность рядовых членов племен идти, за шейхами "в огонь и воду", приоритет племенного патриотизма над общенародным.
. В ходе восстания выявилась также сложность, противоречивость процессов.эволюции курдокого национального сознания. С одной-стороны, религиозный п политический авторитет ыейхов был. очень значителен, с ¿ругой стороны, даже авторитет Обей-дулдыне смог до конца преодолеть разобщенность'вожде СГ-курд-сних племен,- Религиозное единство даже в рамиах мусульманской Чарй было недостижимо, так как существовали непреодолимые противоречия мевду курдами-суннитама и курдами-шиитами. В этой связи попытка шейха Обейдуллы создать единое курдское теократическое национальное государство было практически незозможно. 4
Несмотря на поражение, восстание имело огромное значение: впервые религиозный лидер попытался пробуд..ть националь-ноэ самосознание курдов, вступая в контакт с другими национальными меньшинствами Османской империи и Ирана.
- На первом этапе национальной борьбы курдов были типична восстания племен под руководством феодальных вождей в религиозных лидеров. Лишь немногие из них могли претендовать па
роль подлинно националы!'« лидеров, большинство же -руководствовалось корыстными метилами. Эти восстания часто вспыхивали спонтанно, охватывая обычно группу родственных или союзных племенбыстро распространялись на значительную территорию и о толь же быстро подавлялись правительственными войсками или сами затухали по почину вождей, вступавших в сговор с властями. Естественно, что эффективность таких движений была невелика, курдам они не приносили ни свобода, ни независимости.
Второй этап в истории курдского национально-освободительного движения охватывает годы так называемого довоенного империализма и первой мировой войны - с начала 90-х годов XIX в. до 1918 г. Новый этап курдспого национально-освободительного движения наступил при крайне неблагоприятных и сложных обстоятельствах, которые относились к внутриполитической жизни Османской империи и Ирана.
Характерными чертами экономической и политической жизни этих государств в указанный период стали обострение социальных и национальных противоречий и все возрастающая зависимость от развитых европейских держав» Тормозом развития были прежде всего укоренившиеся феодальные отношения, сильному влиянию которых не смогли воспрепятствовать малоэффективные экономические реформы или попытки преобразовать на "европейский лад" другие сфера жизни общества. Сложная внутренняя политическая обстановка проявилась, особенно'сильно в окраинных, экономически отсталых'провинциях, что послужило одаой из причин национального движения. Курдистан стал ареной бурных и трагических событий.
0ш>'£ прошлого показал турецким правящим кругам, что курдские племена невозможно покорить репрессиями. Стремясь предотвратить подъем- курдского национального движения, султан старался привлечь на свою сторону влиятельных членов курдской родо-племенной верхушки и религиозных деятелей. Однако турецкие власти не смогли перетянуть на свою сторону всю курдскую, родоплеменную знать и духовенство. В оппозиции к правительству находилась ее довольно влиятельная часть (некоторые древние владетельные роды, лелеющие надежду восстановить свою власть в Курдистана, шейхи религиозных орденов, которые никогда не признавали авторитета турецкого султана-халифа, вожди курдов-
-езидов и другие).
Важную роль в подъеме освободительных движений, за отстаивание своих традиционных вольностей играло курдское мусульманское духовенство, оообенно его верхушка> являвшаяся привилегированной частью курдского общества. Религиозные деятели, пользуясь исключительно большим влиянием на невежественное население, разжигая религиозный фанатизм, всячески добивались господства, вплоть до подчинения себе светской власти. Нередко они становились во главе народных выступлений. Религиозные и национальные вдеи сливались в единое движение, причем религия занимала важное место в нем.
Неспокойным было положение и в Иранском Курдистане. -Здесь курды жестоко страдали от ига иранских властей, которые, в отличие от режима турецкого султана, не пытались привлечь на свою сторону курдскую знать и не стремились подкупить ее и поделиться с ней своими привилегиями, поскольку курдское большинство является мусульманами суннитами, а правители .Ирана - ¿пиитами.
Антиправительственные выступления курдов Османской империи и Ирана в этот период имели в основном стихийный характер и в большинстве случаев не сопровождались выдвижением ясных политических требований. Однако уже тогда некоторые курдские феодалы и религиозные деятели начали выступать за автономию п невмешательство властей во йнутренние дела курдских плег/зн.. .
Резкий подъем освободительного движения курдов Османской империи пришелся на 1913-1914 гг, Движение подготавливалось и проводилось отдельным вождями, в основном религиозными деятелями, которые действовали нзсогласованно и самостоятельно. Одни выступали за независимый бейлик, другие.требовали реформ, а третьи хотели просто удаления турецких властей из Курдистана.
Весной 1914 г. центром массовых волнений и выступлений стал Битлис, Их возглавил Молла Селим, влиятельный и весьма почитаемый местный вождь.
Однако восстание было жестоко подавлено, повсюду были . проведены аресты. Несколько'религиозных лидеров восстания, в числе которых были шейх Сейвд Али, шейх Шехабеддин и другие, были казнены. Расправа над восставшими, особенно казнь влия-
уольнкх р'!Л1ТИ0зна2 дсятелзй (шьйх Шехебедцяа почитался кур-г;д:.;к :;ак "скидаЯ"), вызвала огромное возмущение в Курдистане.
.маог.д' районах Восточной Анатолии начались волнения, многие представители курдского духовенства призывали подняться к а ко оругенную борьбу против турок. Участились сильные столк-иоззпгл курдов с представителями центральных властей.
Событкя в Битлисе наили отклик в Южном Курдистане, где движение курдов приняло весьма острые формы. Здесь восстание, качавшееся в марте 1914 г., возглавил шейх Абдул Саляы Бар-заки. В выступлениях приняли участие пламена хамавекд, доаф, дизак и другие, населяваше Мосульский и большую часть Багдадского вялайетов. Однако уже к началу июня 1914 г. в; отуиг.зние было б основном подавлено.
Первую мировую войну курдское освободительное движение встретило ослабленным цраздробленным. Курда стали жертвой империалистической борьбы великих держав за передел мира. Каждая из них безжалостно использовала курдскую карту для ре-тения своих вопросов, преследуя свой интерес, тем семым причиняя неимоверные страдания и бедствия многострадальному курдскому народу, "виноватому" лишь в том, что он жил на этой земле и хотел видеть ее свободной и независимой.
В Южном Курдистане английская экспедиционная армия, стремясь приблизить к себе влиятельных религиозных деятелей и феодалов, в том числе и шейха Махмуда Барзанджв,'вела с ким переговоры о создании курдской автономной провинции. Однако англичане несли курдам не освобождение, на что уповали религиозные деятели, новую зависимость, стремясь ограничить их самостоятельность и права, подчинить их действия своим интересам.
Несмотря на поражение во втором этапе освободительной борьбы курдского народа, в нем были и положительные момента: накоплен богатый опыт борьбы, ослаблен феодальный отрой, произошла относительная консолидация курдского народа, наблюдался рост национального самосознания..
В начале ноября 1918 г. английские войска уже после Муд-росского перемирия,, вопреки его условиям, оккупировали Мосул и Мосульский вилайет, захватили по сущэсгву весь Южный Курдистан. С этого врешяи в истории купцов начался новый этап 0
национально-освободительной борьбы.
В результате послевоенного мирного урегулирования, значительное влияние на которое оказали великие державы-победительницы, произошел раздел Курдистана. Если раньше курды жили' в составе многонациональных держав со слабой и непоследовательной центральной властью и курдские движения, возникавшие в одной из них, переходили государственные границы, то после окончания первой мировой войны и передела мира курды стали обитать в составе централизованных государств (Ираке, Иране, Сирии, Турции). Правящие круги этих стран проводили политику консолидации и централизации исключительно в интересах господствующей нации. Таким образом, курдский вопрос приобретал региональный характер, что сильно противодействовало становлению единой курдской нации.
Английские военные и политические власти, овладев Южным Курдистаном, с самого начала проводили там гибкую и хитрую политику, т.е. политику укрепления позиций феодалов и духовенства. Но очень скоро им пришлось столкнуться с таким явлением, как курдский феодальный национализм. Феодально-племенная верхушка была по существу единственным выразителем интересов курдского народа. Поэтому вожди племен и религиозные лидеры были, как правило, организаторами и руководителями освободительных движений иракских курдов, за ними безоговорочно следовали народные массы.
В мае 1919 г. началось выступление шейха Махмуда Барзан-джи с захвата Сулеймании, где поднялись курдские племена зило, орамар, санго. Вскоре', внезапно напав и разбив небольшие подразделения англичан, шейх становится хозяином своего округа Сулеймания". Были введены некоторые внешние атрибуты суверенного государства: флаг, денежные знаки и т,д» Начала издаваться газета "Роже Курдистан".
Восстание I9I9-I920 гг. было жестоко подавлено англичанами, и тем не менее оно оказало большое влияние на рост политического сознания народных масс.
В 20-30-е гг. освободительное движение в Южном Курдистане имело ряд отличительных черт. Им продолжали руководить отдельные религиозные деятели и представители феодальной верхушкет. Значительная часть их стремилась использовать недовольство
рядовых членов племени в с^оих личных целях и поэтом? довольно и охотно шла на сговор с английскими колонизаторами а оагдадскими властями.
В начале 30-х гг. районом наиболее частых выступлений курдов был район Барзана. Затем знамя борьбы было поднято курдам-езкдами в Синджаре, во главе которых стал религиозный деятель Дауд ад-Дауд. Курдк-езвды стойко сопротивлялись и дакз, несмотря на плохое вооружение, наносили удары по Ирак-, си им карательным отрядам. Однако силы были неравны и в декабре 1935 г. восставшие потерпели поражение.
После 1936 г., вплоть до барзанского восстания 1943 г., в Иракском Курдистане наступило относительное затишье. Анти-курдокач политика иракского правящего режима во время войны вызвала широкое недовольство курдских масс. Это недовольство привело к решительным выступлениям, в которых ведущую рол^ сыграли Мустафа Барзани и его сторонники.
Предпринятая иракскими властями в августе-сентябре 1943 г. карательная кампания против восставших племен барзан закончилась полным разгромом правительственных войск. Однако усилия, направленные на обеспечение совместного.выступления всех курдских районов, не имели большого успеха. В октябре 1945 г. восставшие курдские племена прекратили сопротивление.
Итак, очередная волна выступлений курдов Ирака потерпела поражение. Основные причины этого: отсутствие единства среди курдских религиозных деятелей и крупных феодалов, часть которых выступала против повстанцев, военное превосходство правительственных сил. .
В истории курдского освободительного движения важное место занимает восстание курдов Турции в 1925 г., получившее название восстания шейха Сайда.
К началу 1923 г. ряд курдских подпольных групп объединились под общим руководством Комитета независимости Курдистана, внимание которого привлек шейх Саад и ему было предложено возглавить восстание. На заседании Комитета было зачитано воззвание шейха Сайда, который призвал к созданию независимого Курдистана, установлению норм "шариата", а также к борьбе за свержение правящей "атеистической" власти. Движение разрасталось, но сплочению гсег сил и организации помешало отсутствие«»
единства внутри самих восставших. Отрицательно сказалась на ходе восстания разногласия, существовавшие между курдами-суннитами и курдамл-кызылбашами, которые не желали принять участие в движении. Попытки самого'шейха Сайда присоединить эти- племена к восстанию не увенчались успехом. Не поддержали шейха Сайда я племена Дерсима, которые боялись потерять фактически полунезависимое положение.
Таким образом, ни патриотизм шейха Садца, ни его большое влияние на курдское население, ни героизм повстанцев не оказались достаточными для успеха восстания.
, В конце 20-х гг. XX в. восточные вилайеты Турции по существу находились на положении колонии. Правящие круги, несмотря на многочисленные обещания, не провели никаких мероприятий, которые способствовали бы ослаблению экономического и социального гнета в Курдистане. Росло недовольство всех социальных групп курдского общества. Это привело к новому антитурецкому восстанию в районе Арарата, которое было подготовлено военно-политическим комитетом "Хойбун". Под руководством комитета была' сформирована гражданская администрация провинции Арарат. Однако и это восстание потерпело поражение. Началась ожесточенная расправа над курдским населением. Турецкие власти развернули шовинистическую кампанот в отношении курдов-мусульман. Араратское восстание былр подавлено и утоплено в крови, казне-' ны руководители восстания. Касаясь роли религии в курдском движении в этот период, мы можем отметить, что. если восстание шейха Сайда проходило под религиозными.лозунгами, то Араратское 'восстание имело хъзбши образом светский характер.
Разгром кемалистами курдского национального движения в 20-30-х гг." сопровождался массовыми депортациями курдов. В то же время турецкое правительство никак не.мргло смириться с полунезависимым положением курдских племен Дерсима. Поэтому оно приступило к полицейсно-административным мероприятиям для подчинения непокорного курдского населения. В ответ вспыхнуло восстание под руководством вождя дерсимских курдов Сезта Рвзн, которое охватило большую территорию. Осенью 1397 г. Сект Рвза был захвачен и казнен, а в сентябре 1938 г. сопротязленвз курдов было окончательно сломлено. ».
Антикурдская политика кемалистсного правительства принео-
л а пародии;/, ьассам громадные бедствия, привела к спаду экономики з курдских провинциях. В результате наблкщалось дальнейшее разложение родо-племенной структуры курдского общества. массовое разорение и обнищание.
В Иране, в первой половине 20-х гг. курдское национальное движение развивалось под лозунгом борьбы против иранской администрации, за сохранение влести местных феодалов. Во главе находились наследственные родо-племенные вожди и верхушка суннитского духовенства. Курдское руководство умело использовало религиозные предрассудки, с позиций ислама направляло недовольства а волнения крестьянских масс, поднимало их на восстание. Такие движения курдов, возглавляемые религиозными деятелями и феодалами, никогда не имели ясной программа, отличались непоследовательностью, спонтанностью. ■
Годы зторой мировой войны характеризовались новым подъемом курдского национального движения, особенно в Иране, которое охватило широкие массы курдского общества.
. Особенностью религиозной ситуации в Иранском Курдистане являлось существование разных религиозных учений и их разновидностей. Именно этот момент и,оказывал негативное воздэй-ствие на ход и .развитие курдского национального движения, так как способствовал его расколу, разобщенности, мешая единству и консолидации национально-патриотических сил. Пользуясь доверием основной массы курдов, духовенство в курдских райо-ф нах издавна отличалось больиой политической активностью.
. .26 января 1946 г. во время массового митинга в г, Меха-баде, в котором принимали участие делегации из ¿сех районов Иранского Курдистана, было объявлено о создания Мехабадокой республики. Ее правительство возглавил лидер ДНК Казн Ыухаа-мад. В его окружении находились представители влиятельного курдского духовенства, занявшие в Мехабадокой республике важные правительственные посты. Особенно большую активность . курдское духовенство проявляло в связи о развитием просветительства. Програша курдских просветителей предусматривала освобождение от национальной зависимости. Начала издаваться общественно-политическая литература на курдском языке. Издание произведений курдских авторов и перевод произведений классиков мировой литературы на курдский язык создавало баэуо
для наступления на феодализм и пересмотра использования некоторых положений ислама.
Курдские служители культа явились той силой, которая поддерживала зарождавшиеся среди курдов идеи социального равенства и братства. Они нередко выступали идеологами курдских восстаний. Однако им не удалось удержать власть, преодолеть сепаратизм и разногласия курдских племен. Основными причинами падения республики были слабость партии (ДЦЖ), отсутствие единства и солидарности в практической деятельности меаду демократическими силами Ирана, вмешательство западных держав, отсутствие поддержки со стороны СССР.
Происходившее в условиях колониального господства вовлечение стран, в которых проживали курды, в мировой капиталистический •рынок и расширение их культурных контактов с западными странами способствовали разрушению многих традиционных связей и росту секуляристской тенденции, которая имела у курдов глубокие исторические корки. В это же время колониальное завоевание усиливало приверженность курдского народа доколониальным духовным, прежде всего религиозным традициям как символу былой независимости. А это, в свою очередь, способствовало не только сохранению религии.как неотъемлемой части социальной'психологии курдских масс, но и перенесение в новые условия, в национально-освободительную борьбу, средневековых религиозных социально-политических учений и форм борьбы.
Связь ислама с политикой в эпоху колониализма и включение Востока в орбиту мирового капиталистического рынка приобрела важные новые черты. Ислам не раз служил знаменем курдской освободительной борьбы. Освободительные Движения под исламскими лозунгами носили антииностранный характер, но, поскольку в эту освободительную борьбу вовлекались народные массы, они объективно приобретали в ряде случаев антиколониальную направленность. Обращение к мусульманской религии было одной из форм приспособления к массовому сознанию курдов. В определенных исторических условиях оно оказалось успешным, поскольку стало служить средством выражения объективного стремления курдского народа к этнической консолидации и созданию своей государственности, и формой осмысления этих этнических и политических процессов.
В глтде "Исламский фактор в современное соскся-
И7,э курлзкой проблема" освещается роль религии в нациснально-• освободительном движении курдов на современном этапе, особенно з период после окончания второй мировой войны.
Религия занимает важное место в идеологии национально-демократических революций, особенно в 60-80-е годы. Обращение к религиозным нормам и традициям способствовало вовлече-. нию народных масс в национально-демократические революции, . направленные на утверждение национальной государственности народов, их самовыражение в мировом процессе развития.
Еще прочны были представления о возможности установить в обществе социальную справедливость с помощью возрождения исламских норм. В народном сознании именно ислам утверждал самобытность народов, которые воспринимали себя прежде всего как мусульман. Мусульманские богословы внедряли в сознание верующих мысль о том, что религиозное единство курдов с господствующим народом и его правящим режимом, исходит из божественного творения, закрепленного в Коране. Поэтому курдские верующие массы - политически зависимые и находившиеся под безраздельным влиянием догм и законов религии господствующего народа - длительное время шли в форватере политики правящих режимов, что, естественно, не ймело ничего общего с интересами развития курдского народа. Вся совокупность законов шариата долгое время использовалась господствующими режимами для обоснования национальной монолитности населения на религиозной почве. Это отвечало интергсам великодержавной и ассимиляторской политики господствующих режимов, В то же самое время очень последовательно преследовалось стремление угнетенных народов (з данном случае курдов) к отделению и самостоятельному развитию на национально-этнической основе.
В настоящее время в условиях роста национального самосознания идея приоритетности этнического фактора преобладает над фактором ислама. Свидетельством тому - революционно-демократический характер движения курдов и зрелый характер выдвигаемых ими лозунгов. В таких условиях мусульманская религия не играет прежней роли, хотя и остается весьма влиятельной.
Естественно, что пока национальные требования стоят ка первом плане освободительной борьбы, идеологические установки
лозунги национальных сил курдов по тактическим сообрат.ени-:м имеют, главным образом, умеренный характер. Такое положение йъясняется тем, что в курдском национальном движении на сов-еменном этапе активную роль играют средние слои, которые в езультате слабости курдской буржуазии пользуются благоприят-ыми условиями для активизации своей деятельности.
Именно в этих кругах особенно противоречивым является тношение к религии. Во-первых, они в значительно большей тепени, чем буржуазия, находятся под влиянием религиозной сихологии курдского крестьянства и городских низов. Бо-вто-ых, они сами, в силу своего социального положения, еще не орвали с традиционными институтами и нередко рассматривают екуляризм как отход от национальных традиций. В-третьих, удучи в значительно большей степени заинтересованными в учас-ии народных масс в политической борьбе, такие круги вицят в сламе мощное средство мобилизации-масс на эту борьбу.
Середина 70-х х;одов характеризовалась в Иране новым . ыстрым ростом демократического национального движения. В азвитии революционных событий особая роль принадлежала духо-енству. Иран - единственное государство мусульманского мира, це шиизм является государственной религией. Шиитское духовен-тво, в основном происходящее из мелкой и средней буржуазии, кло тесно связано с широкими народными массами и отражало х интересы.
В 1978-1979 гг. по всему Ирану прокатилась волна нацио-альных движений под лозунгом.региональной автономии в рамках 5щэгосударственного единства. Однако требования национальных зньшинотв (курдов в том числа) шли вразрез с официальной цеологией Нового режима.
В условиях общей нестабильности з Иранском Курдистане в инце 1980 г. расхождения во взглядах между религиозно-поли-аческими деятелями курдов и Центра на решение курдского воп-зса играли негативную роль. Сопротивляясь стремлению шиит-5их богословов установить свое влияние в населенных курдами айонах, суннитское духовенство выступило в поддержку курд-сой политической оппозиции, требовавшей предоставления курии автономии в рамках ИзламскоЙ Республики Иран. •'
В ходе осуществления своей политики в Иранском Курдиота-
не представители шиитского духовенства Ирана пытались опереться ка курдских суннитских религиозных деятелей. В свою очередь, отдельные лидеры суннитского духовенства оказывали значительную помощь властям, хотя и занимали двойственную позицию в курдском вопросе. Например, курдский суннитский шейх А.Мофтизаде, который являлся приверженцем борьбы за создание теократического государства и последовательным пропагандистом концепций аятоллы Хомейни. Другим представителем мусульманского духовенства в курдских районах был аятолла Хейдари, который выступал за поддержку основных положений создания государства на основе ислама, учитывая правомерность удовлетворения национальных прав курдов.
Большой популярностью среди курдских трудящихся и демократических сил пользовался шейх Хосейни, который по своим взглядам относится к "левому" крылу мусульманского духовенства курдов. Е современных условиях, когда курды выступают за предоставление им автономии в рамках независимого Ирана, основой мировоззрения Хосейка является отрицание механического применения религиозных догматов ислама. Он выступает за справедливое решение общественно-экономических проблем в интереса; различных слоев курдского общества.
Таким образом, распространение среди курдского населения Ирана разнообразных противоречивых концепций является свидетельством существования острой идеологической борьбы внутри курдского общества.
В конце 70-х - 80-х годах возник целый ряд новых курдски: религиозных партий: Исламская партия Курдистана, Курдская исламская армия, Хезбуллах, Организация исламской борьбы, Союз мулл-улемов. Все исламские политические организации, действую щие в Курдистане, имеют общую цель - создание единого исламского Курдистана в рамках общего исламского дома'. Они не приз нают как. регионального решения курдского вопроса, так и путе ' предоставления автономии частям Курдистана. Однако исламская идея разрешения курдского вопроса не пользуется особым влияни ем у народных масс и не способствует активному пополнению рядов этих организаций.
В.последние годы произошли уникальные политические проце сы в Южном (Иракском) Курдистане, которые внесли значительны®
зремэны в расстановку сил в курдском национально-освобод-л-злвяом движении.
В результате победы восстания 1991 г. при активном учас-,-пз фронта Иракского Курдистана и после свободных парламект-хих выборов в мае 1992 г. была создана национальная ассамб-;я Курдистана, принявшая историческую декларацт о федора-*зном союзе. В состав федерации вошли провинции Эрбиль, Су-зймания, Керкук, Дахук. Однако багдадское правительство ) признает решения ассамблеи.
По завершении выборов 50$ голосов получила Демократичес-?д партия Курдистана, 4955 - Патриотический союз Курдистана, 1, - Курдское исламское движение. Такое распределение голосов з:г;етельствует о том, что исламское движение не пользуется зхчпой поддержкой у народных масс. Это объясняется несколь-
причинами. Во-первых, курдское население, компактно пронзающее е других странах (Иране, Турции, Сирии), на имеет '.зональных прав. Во-вторых, во время геноцида иракского .ре-злч против курдского "народа, в результате которого погибли г'зятки тысяч курдов, исламский мир не оказал никакой реаль-.1 помощи пострадавшим. Эти и другие причины оттолкнули ,-рдский народ, проживающий в Южном Курдистане, от ислаьеко-: движения.
Заключение содержит' итоги проведенного исследования.
Работы, опубликованные по теме исследования :
I, Что такое зороастризм? - "Голос курда", 11 7-8, 1992.
2.. Езидизм - подлинйая национальная религия курдов. -"Голос курда", Л 1-2, 1993.