автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Роль шефских организаций Азербайджана в культурном преобразовании села (1923—1936 гг.)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль шефских организаций Азербайджана в культурном преобразовании села (1923—1936 гг.)"
АКАДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ
^ Ол
На правах рукописи
Л
КУЛИЕВА ВАФА АГАКЕРИМ кызы
РОЛЬ ШЕФСКИХ ОГРАНИЗАЦИЙ АЗЕРБАЙДЖАНА В КУЛЬТУРНОМ ПРЕОБРАЗОВАНИИ СЕЛА (1923—1936 гг.)
Специальность 07.00.02—Отечественная история
АВТО РЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Баку—1993
Работа выполнена в Отделе истории Азербайджана (1920-июнь 1941 гг.) Института истории Академии наук Азербайджана
Научный руководитель:—д. и. н., проф. Т- Г. Мусаева.
Официальные оппоненты:
Доктор исторических наук Кадырова Н. Г.
Кандидат исторических наук Мухтаров К. Я.
Ведущее учоеждение—Бакинский Государственный Университет им. М. Э. Расул-заде.
Защита состоится $ / ЛЛ^^^и^ 1994 г. в ^У часов иа заседании Специализированного Совета Д. 004.02.01 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата исторических наук при Институте истории Академии наук Азербайджана.
Адрес: 370143, г. Баку, проспект Гусейна Джавида, 31.
С диссертацией можно ознакомиться в научном кабинете Института истории АН Азербайджана.
Автореферат разослан » ^^сЫ^ь^ 1995 г.
Заместитель председателя Специализированного совета, и. ученого секретаря профессор
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Сегодня историческая наука, освобождаясь от цензорского надзора, обретает новое дыхание. Значительно расширяются исторические знания народа. В этих условиях становится очевидной необходимость лаучного переосмысления всего пути пройденного нашим народом за годн советской власти, анализа всех этапов . строительства нового общества, беспристрастной опенки того опита,. , готорнЯ был накоплен нашей страной за эти годн. Выявленные в результате этого ценности помогут избетлть оаибок прошлого, роковых зигзагов этого пути. Нам необходимо не забывать, а углубленно изучать этот опыт и брать его на вооружение. Если мы хотим строить подлинно демократическое общество, id должны Езглянуть на своп историю обьек тивно, анализируя я ЕксЕечгвая кашут ее страницу, написанную потом и кровью нескольких поколений. Не проводя такого анализа, мы можем Епасть в эйфория сокрушительства, что, как известно, на может служить трезвой оценке исторических процессов.
В свете сказанного большое значение приобретает обобщение опыта деятельности^озданннх в ?О-х-ЗО-х годах массовых шефских общественных организаций, их участия в строительстве культуры на села, роли народных масс и, в частности, рабочего класса в этом культурно-творческом процессе, приобщения их к созидательной деятельности в cifepe культуры, ибо одним из творцов новой гулътурн в исследуемый период выступал авангард народа - передовые рабочие.
Шссовые шефские общественные организации, возникшие в те годы, сыграли значительную роль в развитии культуры азербайджанской деревни. Эти невиданные ранее Форш общественных организаций, основной костяк которых составляли представители рабочего класса, отражали принципиально новые отношения города и деревни. Разносторонняя шефская помощь крестьянству способствовала подъему экономического потенциала азербайджанской деревни, росту общественно-политической деятельности крестьянства, развития и расширению культурных мероприятий на селе, повышению общеобразовательного' уровня крестьян. Эта помощь была беспрепидентной. Она не знала аналога в прошлом.
. Несмотря' на имевшие место ошибки и перегибы в ходе осуществления коллективизации, вертв, понесенных крестьянством в процессе утверждения колхозного СТ10Я, к. началу войны азербайджанская деревня в своем культурном развитии значительно ушла', вперед от деревни 20-х
годов. Радио, печать, клубы и иэбы-чптальнв, баня в больницы» сй-' натории и дома отдыха, осуществление всеобщею начального обучения . на селе, строительство школ и детских садов, яоель, улучшение социально-бытовых уоловий тружеников села, формирование сельской интеллигенции - вот что характеризовало лицо азербайджанской деревни к началу 1941 года,. -И хотя в те годы не все проблемы деревни были решены в полном объеме в в этой направлении впереди предстояла огромная созидательная работа, успехи в облаоти культурного строитель ства на селе, достигнутые в немалой степени благодаря разнооторон- . ней деятельности этих общественных организаций, активного участив . в них рабочего класса, були налицо, '
Все вышесказанное подчеркивает необходимость концентрации усилий ученых обществоведов, в том числе историков, на всестороннем изучения и анализе особенностей каждого этапа общественного развития; теоретическом осмыслении происходящих процессов, 'создании научных трудов об историческом опыте республики в практике культурного строительства,
Особую важность приобретает обобщение опыта шефского движения в культурном преобразовании деревни, позитивного опыта прошшлен-: ных' предприятий г.Баку, рабочего класса Азербайджана в этом процессе. : ''' • "
Этот исследовательский анализ важен и потому, что постепенный * разрыв етих связей, овертывание шефского движения в последующие годы, в конечном итоге, привели к ослаблению связей между городом и деревней, рабочим классом и крестьянством, 'что негативно сказалась, на последующем ходе! развития азербайджанской деревни. Несомненно, что одной из важных причин запустения наших деревень в . 6С*80-х годах, отчуждения крестьянства от земли, большого оттока вельского ^веселения в города наряду о другими известными причинами стало и .ослабление связей между городом в деревней, роли рабочего к'лаоса в решении социально-культурных задач азербайджанской деревни, отсутствие должного внимания к-своевременному принятию важных и неотложных мер по удовлетворению культурных нуад азербайджанского села. Хорошо отлаженная в 20»-ЗО-х годах Система шефской работы была фактически оведена на нет.
Сегодня, как никогда в прошлом, вотает необходимость обобщения положительного опыта деятельности .шефоких организаций, возрож-
допие здоровых традиций-прошлых лет,- котаа шефство промышленных районов над селами республики носило повсеместный характер и давало, свои ощутимые результата.
Азербайджанскому народу, строящему ныне независише суверенное государство, предстоит реоить вакнуи историческую задачу - поднять из пепла и руин наши деревни я села, разграбленные и сожженные армянскими агрессорами. В выполнении этой миссии болызую помощь шяот оказать апробированный олыт работ» шефских организаций 2СУ-30-Х гордое, наиболее ярко проявившийся в лица ОСГД и Бакшефсовета, оправдавшая себя историческая практика пя деятельности на этой поприще.
В данной диссертационной работе оделана попытка на оонове копкротно-историчеекого материала обобщить опыт работы софскях организаций и Азербайджане, выявить то ценное в практике этой работы, что помогло азербайджанскому крестьянству в прадвоэнные-го-ды провести и осуществить многие культурные начинания в мероприятия на села.
Хронологические рамки исследования охватывай? период с 1523 г. по 1935 г., т.е. период когда в Азербайджане зародилось в получило широкое развитие шзфокое движение, ото период деятельности таких организаций как ОСГД и Бакшейсевет, которые- проводили большую шефскую работу- на селе. Деятельность.этих организаций способство-' вала укреплению связей города с деревней, развертыванию а реализации культурной программа на селе, ' \
Степень разработанности 'цтрблемвг, В налйчиотвующёй иоторвогра-фш проблема иефского движения и участия рабочего класса в ооциа-"явотачеокоЦ преобразовании деревня освещена достаточно полно. В изданных по данной проблема трудах иеследуютоя различные формы шефпгва рабочего класса над колхозами, . МТС, деятельность рабочих бригад в организационно-хозяйственном укреплении колхозов. Эта вопросы нашли разностороннее освещение в. трудах Н.П.Спектора,'
Ю.С.Борисова, А.Максимова, Е.Н.Гуровича, А.А.Филимонсва*. Указанные вопросы в шос рассматриваются в делом по СССР.
Следует отметить, что наиболее пристальное внимание этим воп-• росам уделяли историки Сибири. На большом документальном материале обстоятельно и последовательно рассматривается шефская деятельность рабочего класса над деревней. Примером могут послужить тд^те В.Л.Соскина, Н.Я.Гущина2.
Специально этому вопросу посвящен и ряд статей^. В них широко рассматриваются вопросы шефской помощи рабочего класса деревне в подготовке социалистического переустройства сельского хозяйства, большое внимание уделяется организационно-хозяйственной и политической работе, проводимой шефскими обществам.'!, особо выделяется деятельность рабочих ремонтных бригад, финансовая помощь деревне, . оказываемая коллективами рабочих в фонд коллективизации, производственная помощь подшефным районам. Наследуются вопросы подготовки кадров для сельского хозяйства. Однако, лишь косвенно и эпизодически в них затрагиваются вопросы культурной помощи деревне. Исключением в этом ряду составляет статья Э.Г.Григорьевои>, в которой сделана попытка дать систематическое изложение некоторых вопросов рола социалистического города в культурном преобразовании
1. Слектор H.A. Партия - организатор шефства рабочих над деревней 1923-1933 гг. U..1957; Борисов Ю.С. Двадцатипятитысячники.М.,
, 1959; Максимов А. ДвадцатипятитысячникцЛ.,1931; Гурович E.H. Пролетариат на колхозной стройке.1.1. ,1931; щилиаонов A.A. Укрепление союза рабочего класса и трудящегося крестьянства в период развернутого строительства социализмаЛинск.1968.
2. Соскин В.Л. Роль шефства города над деревней в укреплении союза рабочего класса и крестьянства в восстановительный период /1923-1925 rr./.;iOEOnuöiipch.I957; он ::;е: Коммунисты Сибири -зачинатели шефства города над деревней.Новосибирск, 195С;гузин •Н.Я. Рабочий класс Сибири в борьбе за создание колхозного строя. Новосибирск, 1965.
3. ЛлфДВД М.а. Роль рабочего класса в коллективизация сельского хозяйства Сибири 1929-1932 гг. Доклады и сообщения научной конференции по истории Сибири и Дальнего Востока. То.чск, i960; Юлина А.И. Коммунисты Кузбасса - организаторы шедской помощи селу в период коллективизации сельского хозяйства. В кн.: К истории партийных организаций Кхзбасса.Вцп.П.!1о.вйкузнйцк.1963; олуя-
" нов A.S. Шефская помощь рабочего класса дерзьле в подготовка
* 'остилистического преобразования сельского хозяйства /19251929 гг./. У., IS6Ö.
4. 1рпгорьева Э.Г. Культурное шефство города над западно-сибир-
.. ... и.чоЛ деревней в период массовой коллективизации сельского хоз. «с*ва /1929-1932 гг./. К-л Вопросы истории Советской Сибири, сосибирск, 1972.
сибирской деревни в период массового колхозного движения, показана роль культурного земства, его основные формы, направления в решений хозяйственных и политических задач.
Несомненный интерес представляет и монография Л.Н.Коган*, в которой исследуется ршгь рабочего класса в становлении я развития культуры на село. По сути дела это одна из первых статей в советской историография, в которой сделана попытка теоретически обосновать концепции роли и места рабочего класса в культурном'преобразовании деревни.
В работе д.П.Взселова^ привлекла наше внимание У глава - "Рабочий класс в авангарде борьбы за культурный подьам я социалистическое преобразование деревни /1923-1926 гг./, в которой рассматриваются вопросы участил рабочих в перевыборной кампании в Советы в 192&-1929 гг., в Дне коллективизации, затрагиваются вопросы, культурного шефства. В работе четко прослеживается мысль о том, что в гады реконструкции, народного хозяйства шефство способствовало раз-, витии производительных сил в сельском хозяйстве, подъему сельской культуры, победа социалистических общественных отношений на селе.
Подводя"итоги обзора литературы по исследуемой теме, следует отметить, что указанные выше труды привлекли наше внимание тем, что в них вопросы шефства рабочего класса над крестьянством рассмотрены в общем плане, показана динамика роста шефского движения' в исследуемые годы,-выявлены основные формы шефства, методы работы шефских организаций, роль шефства в организационно-хозяйственном укреплении деревни. Это позволило нам вычленить основные направления исследования, сосредоточить внимание на кардинальных вопросах шефского движения в Азербайджане, роль рабочего класса в этом процессе, его вклада в культурную сферу села.
Указанная проблема нашла определенное отражение и в азербайджанской историографии.
К числу первых работ этого плана следует отнести статью М.Шахбазова3, из данную, в 1933 году. В ней впервые в азербайджан- • .
X. Коган Л.Н. Ведущая роль рабочего класса в создании и развитии культуры социализма. М., 1969.
2. Веселов А.П. Борьба Коммунистической партии за проведение культурной революции в деревне в годы.коллективизации. Л.,1978.
3. Шахбазов Ы. Задачи культпросвотработы в перяод весенне-посевной кампании.1933 года. Баку, 1933.
- О -
ской историографии .была сделана попытка обобщить опыт шефской работы на селе, участие рабочих Баку в мероприятиях, проводимых в ■ те годы по подъему культурно-массовой работы в период весенне-по-севной страды. Статья била написана по горячим следам событий и хорошо отражала пафос героических будней тах лет. Она скорее воспринималась как трудовая летопись первой пятилетки ,к не претендовала на научное освещение проблемы.
Наиболее интенсивно эта проблема в республике начала исследоваться в 60-е годы. Изданные в та годы труды по проблеме можно условно разделить на три группы. Это, .Аренде всего, труды по проблема исследования. Среди работ этого плана следует, в первую очередь, выделить содержательную работу Б.Гурба-нова1, в'которой на широком историческом фона исследуется шефская помощь бакинских рабочих азербайджанской -деревне в 1923-193^ гг. Опираясь на богатый фактический материал, автор последовательно раскрывает, как на различных этапах колхозного движения в республике, в зависимости. от выдвигаемых задач, менялись формы помощи рабочих Баку, совершенствовались методы этой работы. Написанная в 1960-ом году, эта работа не потеряла своей-значимости и в наши дни, хотя некоторые ее положения и выводы нуждаются в определенной корректиров-' ке. Следует отметить также и то, что культурно-творческая деятельность рабочего класса в ней не нашла должного отражения.
В указанном 'ряду следует быть отмеченной и изданная в те годы статья Н.Г.исиповой^, в которой рассматривается деятельность ОСГД. Это по сути дела одна из первых статей , в которой конкретно рассматривается деятельность этой шефской организации.
По указанной проблеме в.1971 году бала защищена и диссертация. Так, шефской помощи города деревне в 1953-1958 гг. посвящена диссертационная работа З.Ц.Тахмазова®. Несмотря на то, что хронологические рубежи диссертации выходят за рамки исследования, наше вни-
1. Гурбанов Б. Шефская помощь бакинских рабочих азербайджанской деревне /1923-1934 гг./ /на азерб.яэ./. Баку, 1960.
2. Осипова Н.Г. О шефской работе в азербайджанской деревне /1926-1929угг./. Труды Института истории АН Азерб.Ресл. Баку, 1960,
3-. Тахмазов З.М.' Шефская помощь города деревне в период завершения строительства социализма." Автореф. каед.дисс. Баку, 1971.
мание привлекла третья глава работы, в которой исследуются различные формы помощи города в развертывании культурного строительства на сэле.
Вторую группу работ составляют труды, посвященные истории колхозного строительства и коллективизации*. Почти все они, за исключением сборника документов и материалов, изданы в 50-60-х годах, написаны в духе времени. В них по ходу изложения материала затрагиваются и вопросы шефской работы, укрепления связей мезду ropo-, дом я деревней, рабочим классом а крестьянством, вопросы советского строительства, участие рабочих в перевыборной кампании Советов, их роль в осуществлении'коллективизация сельского" хозяйства .Естественно, что вопросы культурного шефства специально в них не исследуются.
Третью группу работ составляют исследования, посвященные осуществлению индустриализации л истории рабочего класса Азербайджана? Историография этих органически связанных проблем настолько обширна и многообразна, что в наш обзор включены лишь труды, непосредственно относящиеся к исследуемому периоду. При всем разбросе проблем, поднятых в этих исследованиях, авторы в определенной степени затра-• гивают исследуемый нами сюжет, хотя ой освещен несколько односторонне, с уклоном, преимущественно, в, сторону оказания рабочим клас-
1. Алиев Х.А.. Алширзоэв Х.О. Из'истории коллективизации сельского хозяйства Азербайджана /1930-1934 гг./-. Баку, 1957; Мамедов 3. Классовая борьба в азербайджанской деревне /1927-1929 гг./.Баку, 1961; Курбанов А. Борьба Коммунистической партии Азербайджана
за укрепление Советов на селе в период сплошной коллективизации сельского хозяйства. Ьаку,1961; Шяхлинский 3. Укрепление союза '* рабочего класса и колхозного крестьянства в годы второй пятилетки в АзербаЙдвдне.Баку,19б1; Халклов А.И. Трудящиеся Азербайджана в борьбе за осуществление кооперативного плана В.и.Ленина.Баку,1970.
2. Токаржевский tí.А. Партийная организация Азербайджана в борьбе за социалистическую индустриализации. В kh.ï Коммунистическая партия организатор победы советской власти и социалистического строительства в Азербайджане. Баку, 1958; Кочарли Т. Великий подвиг. Баку, 1965; Асланов С.Р. В борьбе за ленинский план индустриализации. Баку, 1965; его же: Советский Азербайджан - индустриальная республика. Баку, 1971; Багироз М. Из истории промышленности Азербайджана /1933-1937 гг./. Баку, 1972; Курбанов Б.С., Мамедов A.A., Зльдаров A.M. Советский Азербайджан - могучая индустриальная республика. "Известия АН Азерб.Респ. Серия истории, философия и права. 1970, Кй 3-4; Очерки истории рабочего класса Азербайджанской ССР, т.1 /1917-1940 гг./. Баку, 1974; Мамедов A.A. Рабочий класс Азербайджанской ССР /1926-1941 гг./. Авторесу.докт.днсс. Баку, 1980. . .. . . _. ______
K.H.î.^'XwpOR "Сельско-хозяРствеНннв oprsnv.canw ЛзпрбаРятояа
СЖО-Т?г? гг.)". Лрторо*.кавд.дисс..Егп-у. 1Я7Г.
сом крестьянству производства иной помощи.
В трудах, посвященных культурному строительству и народному образованию в Азербайджане*, имеется определенный материал по дан' ной проблеме, в частности, приведены примеры помощи рабочего клас-- са строительству шкал, изб-читален, библиотек и других социально-бытовых и культурных объектов на селе, их роль в укреплении материально-технической базы культуры азербайджанской деревни. Однако, эти примеры не носят систематического характера, отрывочны и не дают цельного представления о ходе этой работы в республике.
Такой же отрывочный материал можно найти в ряде статей, посвященных культурному строительству^. В определенной мера вопросы . шефства, помощи города деревне кашли отражение в некоторых фундаментальных обобщающих трудах?.
Такт образом, на основе проведенного анализа имеющейся лита- • ратуры по теме можно придти к следующим выводам:
- многие вопросы проблемы, в том числе такие, как деятельность ■ шефских организаций в" развития культурно-просветительных объектов
на селе, участие в атой работе рабочего класса либо остались вовсе обойденными исследователями, либо освещены лишь фрагментарно;'
- по данной теме, в основном, преобладают статьи, в которых проблема не рассматривалась в комплекса и данная тама не подвзрг-
1. ВокиловЫ. Великая бктябрьская революция и расцвет социалисти-
' ческой культуры в Азербайджане.:Баку, 1955; Пашаев Н. Развитие
социалистической культуры в Азербайджане /1920-1955 гг./. Баку, 1957; его же: "ичарки история культурного строительства советского Азербайджана". Баку, 1965; Гасанов Г. Из истории борьбы коммунистической партии за развертывание культурного строительства в Азербайджане. Баку, i960; ХаласЬов A.A. Из истории библиотечного дела'в Советском Азербайджана /1920-1932 гг./.
> Баку, 1966; Атакшиев А; Культура Азербайджанской ССР в период развернутого строительства коммунизма. Баку, 1971; Мусаева Т.Д. Революция и народное образование в Азербайджане. Баку, 1979.
2. Гассиев И. Развитие клубного дела в азербайджанской деревне в период йосстаншления народного хозяйства и в первые годы со-
• циалистичаской индустриализации. Вестник архивов Азербайджанской ССР, 1967, .tö 6; Абдуллаева А.Ф. Роль массовых библиотек в культурно-просветительной работе Азербайджанской ССР /19331940 гг./. Известия АН Азербайджанской ССР. Серия истории и философия. 1972, К» 3; Керимов С. Борьба за ликвидацию неграмотности в азербайджанской-деревне /1928-1932 гг./. Ученые записки Ш им.Кирова. Серия истории и философии. Баку, 1973, К: 6 .
3. "История Азербайджана" в трех томах, т.З, чЛ. Баку, 1963; "Очерки истории коммунистической партии Азербайджана"-Баку, 1963.
нута в них всестороннему научному анализу;
- проблема культурного шефства рабочего класса над 'деревней -важного фактора подъема социально-культурной июни села - нэ была объектом специального научного исследования,'
- после 60-х годов данная проблема фактически на рассматривалась в историографии.
Вышеизложенное и предопределило выбор автором темы в качества кандидатской диссертация. Следует, вместе с тем, отметить, что указанные труды позволяли четко вычленить круг исследуемых вопросов, определить структуру работы.
Исходя из э-того, диссертант.поставил перед собой следующие ■ целя я- задачи:
- осветить деятельность ОСГД и Бакшофсовета - ведущих организации, возглавивших и осуществлявших в указанные годы оэфскую помощь рабочего класса крестьянству в развертывании культурного строительства на селе, изучить структуру этих организаций, материально-финансовую сторону их деятельности;
- на основе изучения а анализа выявленного, обширного фактического материала обобщить богатый.многогранный опыт рабочего класса по организации культурного шефства над азербайджанской деревней в 1923т193б гг.;
- определить методы и основные формы работы по кульмафству в республике; *
г показать разносторонне» культурно-творческуо деятельность рабочего класса в азербайджанской деревне в исследуемые годы;
- проанализировать трудности я -недостатки, тормозившие процесс деятельности рабочего класса в направлении развития культпросвет-учрэлдений на селе;
- осветить место и роль лрофсовзов в шефокой работе;
- раскрыть деятельность жеасектора'Еакшефсовета в деле развития сети дошкольных детских учреждений на селе, их роль а раскрепощении крестьянок„я привлечение их в общественно-политическую и куль- • турнув жизнь-села; •
- осветить деятельность землячеств в этом направлении,
Научная-новизна исследования состоит в.том, что дачная работа
является' первым обобщающим исследованием по,указанной проблеме, в которой ,чз-'йШплексе на указанном отре'зке временя предпринята попыт-
ка осветить и раскрыть деятельность шефских организаций в культурном преобразований двревна в 1923-1936 гг., показать ведущую роль рабочего класса Баку в атах массовых общественных организациях и их роль в развитии культурно-просветительных учреждений э деревне, выразившуюся в открытии на селе изб-читалэн, красных уголков, клубов | детских дошкольных учреждений, школ, ликпунктов, уголков крестьянок.
Новизной следует призвать и то, что. в работе выявлены основные формы я метода работы посланников промышленного города-в деревне.
В работе.впервые наиболее полно исследуются вопросы структуры и финансового' состояния шефских организаций, а также история культурно-творческой деятельности бакинского пролетариата в азербайджанской деревне в исследуемые годы, '. '
Новизной .работы является также и то, что в ней автор вводит в научный оборот обширный фактический материал, извлеченный из архивных фондов, ранее не публиковавшийся, дающий возможность наиболее полно осветить основные аспекты исследуемой проблемы. Анализ этих материалов позволяет сделать вывод о том, какую роль сыграли ОСГД, Бакшефсовэт, -а такие рабочий класс Баку в деле развития культурного уровня сельских тружеников.
Практическая значимость работы. Результаты данного исследования могут быть использованы:
- при изучении истории иадустриализацаи и истории рабочего ' класса Азербайджанской республики;
при изучении коллективизация, история колхозного движения и. крестьянства;
- для подготовка соответствующих спецкурсов.
Источниковедческая бдзд исследования. Основную документальную базу диссертации составили архивные материалы, извлеченные из фондов Центрального. Государственного архива Азербайджанской рес-пускики. Здесь главное внимание было- уделено двум основным фондам: фонду Бакшефсовета /1508/ и ОСГД'/15(Л/, где было обнаружено немало документов о работе этих организаций по оказанию шефской помощи деревне со стороны рабочего класса в деле развития сети культурно-просветительных учреждений и подъема культурного уровня тружс ников села. Аналогичный материал был выявлен и из фовда Азербайджанского Совета профессиональных союзов /АСПС, ф.1Ш/. Бнли
поддаты фонды 1124, 1125, Цбб, И86, 1199, 1231, 1305, 13^6, 1351, 139'ц 2527, 2534, 2826 , 282?, 2828, 2629, 2530- Немало интересного-материала било обнаружено в фондах Наркомпроса /5?/, Госплана /796/.
Богатый и разнообразий фактический материал был обнаружен и в периодической печати. В газ'етах и лурналах "Бакинский рабочий", "Зни-йол" /"Новый путь"/» "Фугара. сеси" /"Голос бедноты"/, "Правда", "Коммунист", "Шарг гадыны" /"Женщина Востока"/, "Азербайджан архива", "Вопросы историк",. "История СССР", "Вопросы истории ооветокой Сибири", "Вестник архивов Азербайджанской ССР", "Вопросы история КПСС" печатались статья о культурном шефства рабочих, публиковались их обращения по поводу проведения соревнования за лучшую шеф« скую' работу. Следует отметать, однако, что в периодической, печати встречались и материалы, написанные в духе времени, в плане победных рапортов, без конкретного анатяза фактов и событий, что усложняло на'лу работу и обязывало подходить к документам дифференцированно.
Отмеченные вшо источника и извлеченные да них материалы показывают, что в исследуемые годы культурно-просветительная деятоль-. яость шефских организаций была многообразна. Она способствовала подъему общеобразовательного уровня крестьянства, дальнейшему повышению их политического сознания, успеху в осуществлении культур- . ных преобразований на селе. Учитывая наисслодованноста темы, нами предпринята попытка раскрыть' роль шефских организаций, а также рабочего класса в культурном преобразойания азербайджанской деревня *с целью восполнения пробела в историография Азербайджана в этой ойяастя. ■
Структура.и основное содержание диссертации. Диссертация состоят из введения, двух глаз,- заключения, описка литературы и источников.
П. ОСНОВНОЙ СОДЕРЖАНИЙ ДИССЕРТАЦИЙ
Во^введении обоснованы актуальность и новизна темы, сформулированы цели я задачи исследования, определены хронологические рамки, цана характеристика источников и обзор литературы, позволяющий еыя-аить степень изученности темы, обосновать ее актуальность.
- » -
0§£22£_1£§2§ ~ "Шефское движение я начало перехода к работе по культурному преобразованию деревни /1923-1923 гг./ - посвящена рассмотрена» двух основных вопросов: созданию ОСГД и Бакшефсоветэ,. их структурному оформлению и первым шагам организации шефской работы по развитию сети культпросвет объектов в азербайджанской де-рвзиа. Эти годы характеризуются как период становления шефского двилания в республике.
Возникновение шаткого движения в Азербайджане было обусловлено необходимостью усиления экономической, политической и культурной помощи азербайджанской деревне, влияния рабочего класса на крестьянство, .укрепления смычки между городом- и деревней. В эти годы шефское движение приобрело большое политическое значение.
Первые шефские организации - ячейки и комиссии, как они назы- ■ вались вначале, стали создаваться в Баку еще в 1923-году, главным •.образом, на производстве при партячейках.
Для руководства шефской работой при ЦК АКП/б/ а 1923 году бьиа создана специальная комиссия по шефству. В апреле 1923 года была выделены промышленные районы.Баку ддя-шефства над селами сельскохозяйственных районов. Так, например, рабочие Балахано-Сабу нчин-ских промыслов были .шефами крестьян Кубинского уезда. Сураханские нефтяники осуществляли шефство над селами Геокчайского уазда и т.д. В конца 1923 г. АзЩК ввделал 5 шгрд. рублей на ликвидацию неграмотности в порядке шефской работы: помощи города дорэвне1! С июня 1923 по апрель 1924 года бакинские рабочие направили в деревню 230 своих делегатов, которые проводили здесь большую политическую работу среди крестьян, помогали ремонтировать сельскохозяйственный инвентарь, оказывали ям материальную помощь для восстановления хозяйства.
Наряду с этим -рабочими-шефами "проводилась и культурно-просветительная работа в деревне. К апрелю 1924 года в деревне было открыто 17 изб-читален, 16 школ по ликвидации неграмотности, 4 клуба.
Крестьянские тссы в подавляющем большинстве приветствовали посланцев рабочего класса, устанавливали с нами тесные связи.
I. ЦГАНН Аг.ерб., ф.379, оп.7, д.551, л.1.
Крестьянские делегация стали чаще посещать промышленные предпринят
В конце 1525 года" шефскими обществами в Баку бцло объединено 20 тыс. рабочих и служащих. 1923-1925 гг. прошли в Азербайджане,' как и по всей стране, под знаком реализации лозунга "Лицом к дз-ревне".
В 1925 году по раиэнкю Х1У Бакинской партконференции, с целью активизации деятельности рабочего класса в этой области, было принято решение создать общество смычки города с деревней /ОСГД/ по типу созданных в Москве и Ленинграде, которое сконцентрировало бы в своих руках всю работу по шефству*.
В декабре 1-92.6 года по решению I общебакинской конференции ОСГД кефкомяссаи были заменены Бакшефсоветом, что знаменовало собой начало перестройки шефской работы. Была определена и структура Башефсовота. Йго возглавили председатель, заместитель, ответственный секретарь и управделами. Первичными органами общества являлись ячейки общества на предприятиях, в учреждениях, воинских ■ частях.
В ведении Бакиаясовета находилось семь райшефсоветов, образованных, а основном, в промысловых и фабрично-заводских районах: Городской, Сураханский, Баилово-Бибиэйбатскай, Фабрично-заводской, Завокзальный, Ленинский, Бинагадинский. Райшефсоветы организовывали поездки рабочнх-отпусиников, рабочих бригад в подшефные деревни и финансировали всю шзфскув работу, проводимую на селе.
Высшим органом общества- в Бакинском масштаба являлась общебакинская конференция шефского общества, созываемая не режа одного раза в год, на которой избиралось правление Бакаефссвета я Центральная ревизионная комиооия, сроком на один год. В промежутках между конференциями созывались Пленумы райшефсоветов для обсуждения очередных задач. Для постоянного руководства текущей работой Бакшефсовзт выделял га своей среда Президиум в состазэ не менее семи человек.2 " *
В целях привлечения к активной работе по шефству широких рабочих масс я культурных сил города, полного я широкого охвата шеф-
1. Стенографический отчет Х1У общебакинской коэференцяи АКП/б/
ской-работой трудящихся, при руководящих органах общества создава-" лись сокции и комиссии. При Бакинском и районных советах общества были созданы: организационно-инструкторская, финансово-эксплуатационная, политико-просветительная, юридическая комиссии, комиссия по изучению деревни. Для постоянного руководства работой секций на Пленуме избиралось Бюро секций в составе от трех до девяти человек. Комиссия а секции не имели никаких самостоятельных средств я расходы на них производились по.общей смете соответствующих руководящих органов общества.
В главе рассматриваются и вопросы финансирования шефского движения. Анализ финансовой деятельности шефских организаций показал, что финансовую базу шефского общества, в основном, составляли членские взносы, средства, поступавшие от различных финансовых сделок, операций. Для первого периода деятельности била характерна и организация сбора средств на. постройку культурно-просветительных учреждений среди крестьян. С целью изыскания средств для шефской работы практиковалось заключение договоров мекду ОСГД и частными лицами, организация выставок картин. Бакшефсовету по .решению Госплана и АзЦИК было предоставлено монопольное право на сбор макулатуры. В 1928 г. мезду ОСГД и Деткомиссией был заключен договор сроком на три года об организации совместного предприятия по утилизации старой бумаги. На последнюю возлагались обязанности по сбору, сортировке я продаже этой бумаги. Вся чистая прибыль делилась поровну мевду ОСГД и-Деткомиссией1. Эти акции преследовали цель хотя бы в некоторой мере создать финансовую базу шефоргани-заций, развязать им руки, дать возможность перехода к конкретной практической работе^.*
Таким образом, в течении 1923-1926 гг. шло организационно-структурно е оформление шефских организаций в Азербайджане, утверждался их статус, определялись конкретно их функции и задачи, изыскивались средства для финансирования. Шло постепенное налаживание деятельности ОСГД и Бакшефсовета, превращавшихся в основных проводников культурного шефства рабочих над деревней.
1. ЦГАНИ Азерб., ф.796, оп.Ю, д.77, л-Ю.
2. Там же, д.73, л.13.
Анализ выявленных материалов показывает, что с самого начала возникновения шефского движения в Азербайджане шли трудные поиски выбора наиболее оптимальных форм и методов работы по организации культурного шефства над селом. Казздкй исторический период выдвигал и апробировал наиболее приемлемые и элективные формы работы в этом направлении. Для первого периода деятельности рабочего шефства, который ориентировочно модно определить хронологическими рамками 1923-1928 гг., характерно развитие переписки с подяефннм селом и • отправка рабочих-отпускников как одной из форм смычки городского пролетариата с крестьянством.
Большую работу по развитию сети культурно-просветительных учреждений на селе проводили рабоииа-отпускники. В 1926 году при их содействия в районах республики бшго открыто Й6 культурных учреждений. Из них 76 изб-читален, 28 школ, 29 ликпунктов, 6 различных вечерних крестьянских курсов, 6 крестьянских клубов, Красный уголок.
С 1927 года работа с отпускниками была несколько систематизирована. Бал создан штат инструкторов при Бакшефсовете'. До отправки отпускников в уезды, инспектора сами направлялись туда, проводя .на месте определенную разведывательную работу: проверяли наличие в уездах школ,, ликлунктов, изб-читален, клубов, обследовали их состояние. Одновременно определялось в каком состоянии находятся помещения культаросвэтучреждений, потучают ли избачи или учителя вовремя жалованье. По возвращении они докладывали в Бакшефсовете о положении дел в уездах в области культпросвета и на основа- этих ^данных разрабатывался план отпускной кампании.
Этот институт инструкторов позволил намного улучшить работу отпускников, прздать ей целенаправленный характер. Благодаря этой хорошо организованной работа в 1927 году рабочими-отпускниками в районах республики было открыто 8 новых школ крестьянской молодежи, 24 шкалы семилетки, 20 детских домов, 64 новых школ первой ступени, 373 ликпункта, 7 уголков крестьянок, 32 избы-читальни, 2 библиотеки, 6 общеобразовательных одногодичных крестьянских курсов?
X. ЦГАКИ Азерб., ф.1503, оп.1, д.39. ля.II, 12.
2. Там жа, ф.1504, оп.1, д.70, л.665.
В главе значительное внимание уделено подготовке кадров шеф-работников. Бакшефооватом в эти годы была подготовлена программа курсов, рассчитанная на 78 учебных часов. Занятия были рассчитаны на три месяца, проводились два раза а наделю. Преподавание велось на русском и азербайджанском языках. Первый выпуск этих курсов состоялся в 1928 году, который составил 100 человек*. Ими были уком плектованы шефские организации.
Немалая, работа по развитию сети культпросветучрездений проводилась в канун юбилейных празднеств. В 192? году была создана Центральная комиссия по проведению октябрьских торжеств, которая, в основном, занималась отправкой делегатов в уезды'и приемом делегации крестьян из уездов в Баку. В общей сложности, в уездах республики в это время побывало 224 рабочих, из уездов в Баку прибыло 171 человек2. На это дало было израсходовано 10228 р.3
За период октябрьских торжеств 1927 года в районах республики . Бакшефсоветом было открыто 19 изб-читален, 5 красных уголков,Школа, 3 ликпункта, 2 клуба, произведена закладка клуба в Астаре, . послано 4 радиопередвижки, элзктрофийировано одно село, открыта одна кузнечная мастерская. Во все русские и армянские села Азербайджана было разослано 50 библиотек, каждая из которых содержала в себе 250 экземпляров книг,^
Наряду с шефскими организациями большую работу в этой области проводили и профсоюзы республики. За. счет союзов в 1927 году было открыто 24 курса по ликвидации неграмотности, из них II на азербайджанском языке, 10 на армянском и 3 на русском языках^. Часто свою работу в этом направлении они координировали с шефскими организациями. ■ _
. Немалое'внимание уделялось проведению культработы среди сельских рабочих-батраков. В Азербайджане большинство сельских рабочих были заняты в кочевых хозяйствах. Работа в этом направлении была значительно затруднена -ьследствии их разбросанности.'Несмотря на это среди них также налаживалась работа по ликвидации неграмотности.
1. ¿ни-йол, 1928, 25 мая.
2. ЦГАНИ Азерб., ф.Ш4, оп.1, д.5776, ля.53, 54.
3. Там же, ф.1504,-оп.1, Д.?0, л.223.
4. Там же, л.617.
5. Та/л же, ф.Ш4, оп.1, д.5633, л.66.
В период о 1927 по 1928 год профсоюзы практиковали посылку в подшефные районы "Кырмызы муздур арабасн" /Красные батрацкие кибитки"/, который обслуживали деревни, где клалось большое скопление батрачества. Арбц снабжалась киноаппаратом и библиотечками -передвижками и служили передвижными агитационными пунктами для ведения культпросветработы среда батрачества. К этим арбам прикреплялись и лектора, которые вели на квотах разнообразную просветительную работу. Следует откатить," однако, что в 1927-1928 гг. число таких арб было незначительно и они не могли в полной мере удовлетворить запросы батрачества*.
В связи с перекочевкой некоторой части сельскохозяйственных и лесных рабочих на эйлаги на летнее время создавались так назы- • ваемие эйлажяыа комитеты, которыа также проводили культпрооветра-боту с батрачеством на ойлагах* С их по.чощью по всем уездам Азербайджана было открыто 31 муздур отаги /к сшиты батрака/ и организова* 7 драмкружков, члены которого периодически выступали перед батрачеством с постановками таких пьес, как "Батрак" и "Мааркфа догру" /"К просвещенм"/.2
Несмотря на работу проводимую профсоюзами, однако, самой существенной в эти года продолжала оставаться работа, которая проводилась рабочими-отпускниками через;шефски» организации. Их работа характеризовалась планомерностью, систематичностью. В 1928 году с их помощью в деревне было .открыто 84 избы-читальни, 7 клубов, послано 1С6 библиотек. За счет общества содержались избачи, учителя.
► Выявленные в ходе исследования многочисленные материалы и документы дают основание сделать вывод о тон, что несмотря на определенные. трудности,.испытываемые республикой в та годы, шефское, движение в Азербайджана в 1923-1928 гг. набирало силу, оформлялось организационно и структурно, наполнялось содержанием. Апробировались и вычленялись наиболее приемлемые и оправдавшие себя формы и методы культурно-просветительной работы шефских организаций, итогом чего стали новые социально-культурные объекты на селе: новые школы, клубы, избы-читальни. И хотя в указанные годы их численность
Л. ЦГАНИ Азэрб., Ф.Ш'К оп.1, д.5633, лл.142, ИЗ. 2. Там же,. д.5753, л.147 об.
не была столь значительна, гахен был тот £акт, что началось медленное, по неуклонное культурное, возрождение азербайджанской деревни.
Во второй длав.д - "Рабочий класс в авангарде культурных про— образований в азербайджанской деревне /1929-1936 хт,/" - раскрывается деятельность шефских организаций в указанные годы, совер -шепствонание форм общения между рабочими и крестьянами, переход от посылки рабочих-отпускников к посылке рабочих бригад, культбри-гад, агитационно-художественных бригад, женбригад. Особое место в главе заняло освещение деятельности женсектора Бакшефсовета по открытии на селе детских дошкольных учреждений, замсекций, функционировавших с 1926 по 1930 годы и проделавших немалую работу в деле организации на селе культпросветучраждений; раскрываются'структурные изменения в БакшефсоЕете, преследовавших цель расширения деятельности шефства и охват шефством большого числа сел и деревень республики. В главе уделяется внимание деятельности профсоюзов республики е этой области, объединявших вокруг себя огромную армют рабочих тсс.
1929 год был ознаменован значительным размахом шефркого движения в Азербайджане. В это движение стало втягиваться все болызе и больше рабочих и служащих. Число членов шефских организаций возросло с 28 тысяч в 1925 году до 34607 в 1929 году. В 1930 году эта 1&Фра составила 35407. Количество ячеек Бакшефсовета по 7 рай-шсфсоветам по сравнению с 1925 годом.с 108 возросло до 311.*
Начиная с 1929 года от посылки рабочих-отпускников стали переходить к посылке рабочих бригад. Рабочие бригады комплектовались из числа представителей разнь'х национальностей и по своемусоставу были интернациональными. Наличие в бригаде азербайджанцев было обязательным. Рабочие оригады, комгршктуеше на производстве, проводили большую ¡^работу по укреплению культпросветработы на селе,
: Организовывались различного рода бригады: ремонтные, посевные, хлебозаготовительные, уборочные. Каждая из этих бригад, наряду о
I. Справочные цифровые материалы к XIX общебакинской партконференции и к X съезду АКП /б/. Баку, 1930, с.21-22.
выполнением своих прямых обязанностей, проводила также.и большую культурно-просветительную работки . ■
Анализ поднятых материалов показывает, что особое внимание вопросам улучшения культурно-бытового'обслуживания сельского населения рабочими бригадами уделялось в период посевных, уборочных, хлебозаготовительных кампаний. В 1929 году Бакшефсоветом были организованы 24 рабочие бригады для посыпки в деревню, в состав которых вошли 7о передовых рабочих промышленных предприятии республик и*.
Деятельность рабочих бригад в этот период характеризовалась интенсивным открытием на селе ликлунктов, что было связано с развернутой в эти годы кампанией по ликвидации неграмотности трудящихся республики. В период взсенне-пооевной кампании 1929 года рабочими бригадами в районах республики было открыто 70 ликпунктов^.
Наряду с этил, широкое распространение в исследуемый период получило направление в дэревкю специальных культбригад, в'задачу * которых входила организация ликбезлоходов, доставка газет и помощь в выпуска газет на местах, организация изб-читален, ликпунктов, клубов, красных уголков?. В 1930 году Бакшефсоветом в районы было отправлено литературы на 3,5 -тыс.р. В оби,ей сложности, на культ-просЕетработу в том же году было израсходовано более 40,5 тыс.р.^
Важное место в главе заняло исследование деятельности шефских организаций Азербайджана по художественно^ обслуживанию деревни, эстетическому воспитанию крестьянских масс. С этой целью шефские организации комплектовали агитационно-художественные бригады, которые направлялись в уезды республика в период различных хозяйственно-политических кампаний, в основном, в хлопковые и зерновые районы республики.
Впервые в августе 1930 года в деревню выехало 30 агит-худо-жествеяных бригад, которые обслужили свыше 350 селений5. КаЗДая из агит-художестванлых бригад состояла из органйзатора-массовкка,
•I. Гяндж ишчи, 1929, 22 магта.
2. Бакинский рабочии, 1929, 31 мая.
3. Гяндж ишчи, 1929, 22 марта.
4. Коммунист, 1930, 25 октября. "
5. ЦГАШ-1 Азерб., ф.П4, оп.1, д.6141, л.48 об.
библиотечного работника, кино и радиомеханика, художественных исполнителей. Литературно-агитационный материал бригад был строго продуман. Например, посланная в Шамахинский район 29 августа 1930 года такая бригада в составе 9 человек, пробыла там до 27 сентября и обслужила 16 сел, вцступая с программами агитации осенне-посевной кампании, чтением лекций и спектаклями. В общей сложности, в мероприятиях, организованных бригадой, приняло участие 2308 сельских труженика*.
Эта работа проводилась шофскими организациями в тесном взаимодействии с профсоюзами. Так, период с по 26 апреля 1931 года за счет союзов было сформировано и направлено в хлопковые районы республики 16 агит-художественнш; бригад, с общим количеством участников в них 158 человек2. Одновременно Бакшефсоветом в 1931 году в хлопковые районы было 'направлено 12 художественных бригад. В Кюрдамкрском районе били организованы агит-арбы с Кинопередвижкой.
Проводилась раоота и в области радиофикации и кинофикации. По Азербайджану в это время било установлено 1200 громкоговорителей. В хлопковые районы было направлено 23 радиопередвижки. В Нахкрае, Кюрдамире, Таузе были.организованы три радиобазы. В Кюрдамкре, 'Гяндже, Агдаме, Сабирабаде были открыты межрайонные отделения Азер-кино®.
В 1931 году в 26 хлопковых района сроком на один месяц было-направлено 25 культбригад в составе 270 рабочих, На время хлопкоуборочной кампании был организован Центральный штаб по культурному обслуживанию хлопкоуборочной. На организацию культбригад в соответствии о решением секретариата ЦК АКП/б/ было выделено 140 тыо.рЛ-
Помимо культбригад, в хлопковые.районы направлялись и культ-.-автомобиля, культп'овозки, перодвижные библиотеки?. В весенна-ло-оевнув кампаняю.1?Э2 года Бакшефсоветом было отправлено в села республики 10 агит-художественяых бригад в количестве 50 человек..
1. ЦГАШ Аэерб.,ф.Ш4,' оп.1, д.6141, лл.б,В, 10-12,16,18,19,21-24, 26,27,40-42. '
2. Там жэ , Ф.1393, оп.1, д.2010, л.15 , 26 , 94.
3» Там жз, $.1503, оп.1. д.25, л.22.
4. Бакинский рабочий, 1$31, 28 сент.
5. ЦГАНИ Аэерб., ф.15Ш, оп.1, дЛ7, л.34.
6. Там же, д,41, л.З. ' •
С I октября по 15 ноября АСПС совместно с шефскими.организа- : цяями впервые в республике в период хлопкоуборочной кампании в ■ 13 основных хлопковых районах была организована культполитэстафе- • та. В ней приняли участие 13 культаолитбрягад и II художественных бригад-в количестве 181 человека. В течении полутора месяцев было обслужено 212 колхозов, .2 хлопкозых совхоза л 3 хлопкоочистительных завода. Это была новая, совершенно незнакомая ранее, форма культурной помощи рабочего класса крестьянству, значение которой ■ выходило далеко за рамки чисто культурной помощи. Во врем проведения культзстафеты осуществлялся целый комплекс работ: культурных, политически, хозяйственных % организационных. В период проведения культзстафеты было организовано 367 художественных выступлений агитбригад, 612 -собраний, совещаний и инструктивных бесед. Организовано 39 изб-читален, выпущено 169 стенгазет и 67 стенлистков1. Такая мобильная форма культшефства имела те преимущества, что давала возможность в рамках одной поаздая решать ряд злободневных вопросов культурной жизни крестьян азербайджанской деревни, приобщала рабочих к проблемам сала. .
В главе особое место отведено исследованию деятельности жен-сектора Бакшефсовета, работа которого отличалась особой актив-' ностыо. Еенсектором проводилась большая работа по создании дет- . ских дошкольных учреждений в районах республики, о каковой целью . в районы выезжали женские бригады, комплектовавшиеся а основном ез работниц промшленных предприятий. ■
Работа по посылке женских рабочих бригад началась ецз а-1931 I году, но особенно широкий размах это движение приобрело в 19321934 гг.- Большое внимание уделял яансектор подготовка кадров руководительниц датских дошкольных учреждений. В 1931 году в Баку была открыты двухмесячные курсы по подготовке руководительниц детских учреждений. На курсах обучалось 140 работниц. В 1932 году аналогичные курсы были открыты в Гяндже. На открытие курсов било затрачено 10 тыс. р. Такие курсы в 1933, 1934 гг.-были открыты в Бардо, Шемахе, Агдаме2.
В весенне-посавноН кампании 1933-1934 гг. женсектор Бакшефсо-
1. Отчет Азербайджанского Совета профессиональных союзов к УШ сьезду профсоюзов /1928-32 гг./. Баку, 1932, с.60-70.
2. ИГ АНИ Азарб., ф.1503, оп.1, д. 25, лл.40, 55.
вата принял самое активное участке. За этот период в районах Азербайджана им было открыто 60 детских яслей, II ликбезов, в которые • было вовлечено 376 колхозниц и единоличниц, 25, детских комбинатов, 4 детские площадки, II лщнских клубных уголков. Еенбригадами было", отвезено в подаефные села Ш пары обуви, 163 готовых платья, послано всем колхозам 310 библиотек.
Как показывает анализ извлеченных материалов, благодаря деятельности женсектора Бакшефсовета во многих селах Азербайджана удалось организовать детясди, детсады, открыть избы-читальни, библиотеки.
Однако не во всех селах эта работа шла успешно. Еще на все колхозницы с охотой отдавали своих детей в эти учреждения. Не всеми на селе поддерживалась эта новая форма работы с детьми. Давила инерция прошлого, боязнь нового, неизведанного. Именно поэтому ' представители кенсектора на определенное время оставались в селах для работы среда женских масс, разъясняя т характер этих учреждений.
Работа ка¡¡сектора в этом направлении успешно шла в хлопковых районах. В период весвняе-осеннях работ, когда женщины били заняты на полях, удобно и спокойно было оставлять детей в детских садах ц яслях. И последние постепенно стали вписываться .в бытовой уклад деревенской жизни.
С целью поощрения .отличившихоя rio время уборочных кампаний, Еакшефсовет'прибегал к такой форме, как премирование передовых колхозов. Так, в ходе уборочной кампании 1934 года передовые колхозы, перевыполнившие план уборочной, были премированы Бакшефсоветом. В качестве премии им веделялись избы-читальни. Например, Касум-Исмайловскоыу и Дкэраоёртокоцу районам были выделены по две избы-читальни, по одной - Казахскому, Ахсуинскому, Карягинскому, Тер-терскозд районам. В общей сложности, за это время било премировано 30 районов, выполнивших план по хлопку и установлено 43 радиоустановки, на что было израсходовано 14375 р.
В главе отмечается, что начиная с ISQ3 года всю культпросвет- • работу в районах Еакшефсовет стал проводить через МТС, при которых создавались культбазы^. Через посредство этих культбаз в 1933 голу
1. ЦГАНИ Азерб., \y.796, .оп.Ю, Д.726, л.6.
2. Та;.; яа, ФЛ503, оп.1, Д.42, лл.2, 3.
Бакшефсовэтом в районах Азербайджана было организовано 35 детски ясзль, 20 детских садов*. Была развернута .работа по подготовке к культобслуяиванию 8 подшефных районов. В Агдам, Геокчай; Барду, Кврдамир было послано 4 кинопередвижки. В передовые колхозы Геок-чая, Барды, Сальян было послано 3 передвижных кухни, которые работали на полях во все время хлопкоуборочной. Помимо этого в указанных районах было открыто 3 ликпункта и 12 изб-читален*.
В 1933-1934 гг. в районы республики стали направляться культ-бригады, составленные ужа из профессиональных артистов. Вместе с артистами в бригады включались и рабочие отдельных шефствующих организаций.
Развертывалась деятельность рабочих и через профсоюзные организации. Так; ЦП союза железнодорожников и водников организовали агитпоезд и агитбаркас дои проведения масоовой работы а проталки- • вания грузов, предназначенных для лооевной®. *
В 1934 году профсоюзы послали в кудьтбазы МТС 12500 книг, в хлопковых районах было создано б культстанов. В Барду, Агдам, Салья-ны, Геокчай, Касум-Исмайлово, в.совхоз Карачала были посланы бри- . гады агротехпропагаддистов,
В 1935 году согласно постановления президиума АСПС от 5 ивдя в целях дальнейшего укрепления рабочего влияния на деревню на предприятиях были организованы цеховые и общёзаводокие шефячей-кя, работающие под руководством фабрично-заводских местных комитетов^. В постановлении, в частности, отмечалось, что на нынешний этап строительства нового общества требуется решительная перестройка организационных форм и содержания шефской работы. Для повседневного и практического руководства шефской работой в Азербайджане было организовано бюро рабочего шефства над деревней, работавшее под руководством Президиума АСПС /Шефбюро АСПС/. Как вадно, постепенно роль координатора шефской работы.сосредотачивалась в АСПС,
В 1936 году Президиум АСПС принял постановление о проведении во всех районах фестиваля народного танца. Меаду "сельскими клубами . было организовано соревнование на лучшего танцора и лучшего танце-
1. ЦТ АНН Азерб., ф.15Ш. оп.1, д.41, л.52.
2. Бакинский рабочий, 1933, 29 мая.
3. Там же. 19$3, 5 апр. - '
4. ЦТАНИ Азерб., ф.1114, оп.19, д.92, л.2.
вального коллектива. Зда отбора лучших коллективов и танцоров в • районы республика"были направлены видные деятели культуры Г.Сараб-ский А.!Ланафлы, У.Гадмбеков. АСПС ассигновал на проведение фестиваля 10. тыс.р.
За 1936 год в подаефные районы было отправлено 15 рабочих бригад, из них 5 культпросветбрягад в составе 14 человек. Было организовано 9 детских комбинатов и установлено 8 радиоприемников^.
Анализ приведенных вше документов и цифровых материалов свидетельствует о том, что в исследуемые годы в Азербайджане шла интенсивная работа по налаживанию шефству в селах республики. В районы посылались рабочие-отпускники, целые бригады, существовала вполне отлаженная и хорошо функционируем шефская структура. В селах в.указанные годы усилиями рабочих были организованы библиотеки, избы-читальни, клубы', детясли, курсы и пункты по ликвидации неграмотности, радиоустановки. На культурные нувдн выделялись немалые ассигнования. Все это способствовало значительно^ пвдьему культурного уровня седа, ликвидации неграмотности крестьян. Можно сказать, что созданные в исследуемые годы шефские организации выполнили свою важную историческую миссию - била создана база для дальнейшего развертывания культурного строительства в азербайджанской деревне, значительно укреплен союз рабочих и крестьян.
В 1936 году шефские организации по решению ЦК ВКП/б/ бьли упразднены. Непосредственно шофская работа стала осуществляться, через профсоюзные организации. Свертывание деятельности шефских . организаций было неоправданным шагом; Оно фактически привело в последующие годы к ослаблению связей рабочего класса с крестьянством, к накоплении многих пройдем деревни, которые в исследуемые годы оперативно и своевременно выявляли и решали шефские органи-эации."'
Опыт .деятельности шефских организаций в 1923-1936 гг., проведенный нами анализ поднятых я изученных материалов с убедительностью доказывает ту неоспоримую истину, что богатый опыт деятель-, ности шефских организаций Азербайджана может и должен быть взят на вооружение и использован. Сегодня, когда перед кашей респу&ш-
кой стоят огромные трудности по восстановлению и возрождению наших разрушенных сел и деревень, опыт, накопленный народом в области шефского движения в указанные годы может помочь нам успешно решить эту непростую задачу. .. ,
В заключении_работы подведены итоги исследования, сформулированы основные выводы и обобщения.
Основные положения диссертации получили отражение в следующих публикациях:
1. Помогу рабочего класса Баку в создании культурно-просветительных учреждений в азербайджанской деревне /1926-1932 гг./. Известия АН Азерб.Респ., серия истории, .философия и .права. 1988, й I,
С.43-49.
2. Бакинский шефский совет /организация и структура/.' Известия АН Азерб.Респ., серия истории, философия и права; 1991, й I, с.42-48.
3. БШС, его структура, фонды, основные формы работы в деле повышения культурного уровня крестьянства. Труды научной конференции, посвященной дно восстановления Азербайджанской государственности.. Баку, 1991, с.152-155. ■
4. Шефская помощь бакинских рабочих в развитии сети культпросвет-учредцений в деревне /1933-1936 ич/. Сб. тезисов "Проблемы истории Азербайджана"..Баку, 1992, с.139-142.
s u m h a a ï
on »he Waster's thesis of V.A.GUX.IÏEVA on the thene "Voluntei-y-iGsistance organizations of Azerbaijan in the development of culture of the ~'
village (1923-1936)".
Under democratic processes, development of sovereignty of the republic the cultural factor acquires important significance. The establishment of civilized society is impossible without high level of culture. The history of cultural development of Azerbaijan village inseparable from general processes of development of the society occupies the important piece in this context. Deep and thorough study ct the culturc of Azerbaijan village, dlsoove-ry of general objective laws of Its development under specific conditions promotes to re-crerte .to full extent the history of ' culture of the republic.
The struoture of the dissertation accepted by the author made it possible to concentrate the attention on two lnter-oonneo-ted questions! the creation of unprecedented before social structures.- Bakshefsovet a,nd SUTV (sooiety of unity of the town with the village) and their all-round activity;
The chronological borders of Investigation spread all over the period of creation end activity of these organizations in . 1923-1936. - conforming with one of 'complicated periods of Azerbaijan history when at the ecme time r/ith. certain achievements in the sphere of cultural building in the village there were made serious mistakes and slips. The role of voluntary-assistance organizations in the sphere ct development of culture in the village is oonsidered by the author not isolatedly, but in the general context of prooesses of culturel development as a whole. The whrt.is based on a wide sphere of sources. For the first time are used the new materials from the centrel State Archive of the newest hie., tory, perlodicel press. This study enriches the existing scanty information in historic:! literature about the activity of volun-t«ry-as8isti\nce orj.finizi.tiune iri tVic sphere of development of culture in the village.'
On the basis of carried out analysis it became possible to r;«;)er«lize from the rich all-rounl experience of the working class i>i the or^niz'jtijn of cultural sp 'nsorahip on Azerbaijan village
ln 1923-36} to interpret the activity of 8UTV and Bakehafsovat -- the leading organizations heading and putting into praotice the voluntary-assistance of the working class to peasantry in the development of cultural building in the villagej to study the structure of those organizations, financial aphere of their activity, to determine the methods and the main forma of the work on cultural¿sponsorship in the republic} to analyse the difficulties and lacks Impeding the process of activity of the working class in the development of oulturt'l organisations in the village; to interpret the role and place of trade-unions in voluntary-assistanoe work} to reveal the activity of women's seotor of Bak-Bhefsovet in tlie development of pre-aohool institutions in the village, their role in emancipation of peasant women and drawing . them into social-political and cultural life of tha village;
It is discovered'that in the course of these years there was going an intensive work on organization of voluntary-assistance in the villages of the republic. The workers , tha whole teams were sent to regions, there existed well-functioning voluntary-assistance structure which Was leading all tha work. Xn tha course of indicated years with the efforts or workers there war* organised libraries , reading halls, nursery-schools, oouraea of liquidation of illiteracy, radio-installations. All this promoted tha development of. oultural levai of the village, liquidation of illiteracy of peasants. It should be noted that created during these years voluntary-assistance'organizations have fulfiliaA-iheXr.-historical aiision. In the 1936 aooording to .resolution of ill-Union i Communist Party (b) they were olosed. Enterprises, teaas, shops, began to put into praotica the"working patronage.
-зо-
В.АЛУЛУ^ЁЖНН:, "АЗеРЙУЧАН КЭНДИНИН ДОДЭНИ JVKCS-ЛИШИНЛЭ ПАМШ1ИК. ТешШШырИНЫН РОЛУ/1S23-IS3S ил.-'эр/."-ШиЪЬ'ШШГ ДЦССЕРТАСиЖиИдАН
х У .л А 0 9. /
Республикада мгстэгилли бэрпасы вэ инклшафы иле алагэдар демократии просеслэрин бешлянмасн шараитандэ мэдани фактор чох му-йумм eiiaMnjjaT кэсб едир^гксэк наданй сар.изЗэ олмадян инкшиаф етмиш чамиздат л&рэтмаг мумкун де^ил.Бу чэ1)атдгн,чамяззэтин шут инкишаф просеслэринин взрылмаз "шсселэримдан сазылан Азарбаз-чан кандинин мадэни инкишаф тарихи эсас je pi эрдан бярини тутур. Азарбазчан канд'мадэнидЗатинин дэрин вэ hap тарэфли езрениямэси, онун езунэ махсус шараи.тдэ ¿яранмыш инкишайшшн углу ми гак/нау j-гунлугларннкн пшкар едилмеси.Азарбпзча^да мадениjзэт тэрахинин там дарадылмась'на кемак едир.
ДиссертасиЗанын,отеллиф тарэфиндэн габул едилм/ш.гурулушу ики бири-бири ила алагэдер масэлэлэрэ диггэти чэлб етмэЗа имкан верир: Эвваллэрдэ олмаоан ики сослал таижилаткп-Бакы Ьамилик Щурасы вэ ШКЭЯ/ИеЬэрин кандлэ алагаларк чэчиззэти/ зарэдшшасы вэ онларын hap тарафли фзалиЗЗэти. Тэдгигатын хронолоки черчивэси.бу тэшкилатлярын франмасы ва . фаализзэтинин 1323-1Э36-чы иллардаки девруну ahara едир ки,бу да Азарбазчан тарихиндэ ан чэтин даврлэрдан биринэ гасвдуф едар. Бу двврдэ кэндда опарклмкш гуручулуг ишларинда элдэ едилмиш му-вэффэгиззэтлэрла ¿аняшн чидди чзтышмамэзлыг вэ-сэЬвлэрэ дз ^ол вз-' рилмищдир.
Канддэ мадэниззэ5ин галдирнлмясы сайасиндаки Ьамилик ташкилатла-рынын ролу, проблеми муаллиф тарэфиндэн азрычэ зох,там мадэни инкишаф просеслэринин умуми контексгинда бахылмытдыр. Всарин манбэ базасы кенишдир.Маркази Д^влат архивяндэки ан зени тарих ва дввру матбуетдаи илк дэфэ елм алэшна зени материаллар кэтирилмишдир.
Гезд олунан тадгигат,мадэни ин^лшаф сайасцнда Ьамилик ташкилат-ларын.ын фаализзам йэггындакь- тарихи влэ<ВДатда мевчуд олан на- '
' ТГМ п!?ГаТЛйР" ЭСаСЛК суу8Т-9 ва зэнюшлэшдирир.
Дюсвртавг.апврнлмиа.анализ асасыйда.файла синении 1Э23-1936-Чы
иллэрдэ Азэрбаочан кэндлэриндэ мэдэни Намилик тэшкилатынын тг узрв злда втмиш олдуру мухтелиф ээнкин тэчргбэоини умумилзшдир- -Maje; канддэ мэдэни гуручулуг ишлэринин канишлэндирилмэсиндэ файла с.чнфинин 1жмилик кв:лэ^клэ,гвда олунан ишлэри.Ьазата нечи-рэн вэ Су ишэ башчыдыг едай апарычи твыкилэтлардан-ШКВЧ вэ Бакы'Ьамялик Шурасыиын фэал5шэтини ишнгландкрма'?а;бу тэшкилат-ларыи структурунун ©¿рэнилмэсннэ;ояларын фэалиЗдэтинин мадди-финанс тэрэ1ини,республикада медэки Пэмилик Yapa ишин метод вэ эсас гёормаларыны муэ^энлэиудерр^эгкэндцэ мздани маарифия ин-кишафы у?рунда,фвЬла синфинин зпардызры иылэриндэки чатышмамаз-лыг вэ чатинликлари анализ етмэ^э;!1амилик ишлэриндэ йемкарларын мевгеи вэ ролуну ишнгландырма?а;Бакы йамилик Шурасынын Гадынлар шебзс'лнин канддэ мэктэбэгодэр ущог муэссисэлэри юэбэкэсинин янкишафы ,гадни а'эадли^ы п» онлярын кэндин соезал-сидвси вэ мэдэни йэ^атында иша чалб олушаларнндз фэвли^этини ачыб кес-тармадэ вэ бу истигамэтдэ пам^ерлилар бирлидинин фэали^этини ившгланднрмага наия оздушдур.
Азэрбээчанда ,ге^д олунан иллэрдэ,республиканки кэндлэриндэ Шамили ;}ин гадаз'о салынмасы уарэ кэркин иш апэрылиасы MYajjan-
ЛЭШДИрИЛМТ'ШДИр. • ,
• Ра ^онляра мэ"зуыедэтдэ от и грзплэлэр.бригадалар кандзрилирди.
Бутун йамиляк йшлэринэ рэПбэрлик едэ билэчэк • там ¿арянмыш вэ jaxmu фэалиjjaT кестэрзн 1;эмялкк структуру вар иди.
Ге0д олунан иллэрдэ,фэ)1лэлэрин кемэдалэ.нендлэрдэ китабханалар, гираэ'тханалар,у1вагйахчал';рн,сйвадсызлы?ы лэрв етмэк гчтн курслар, вэ яэнхэгэлэр.радиочийязлар тэшкил едилир,мэдэни еПтилэчлар учуя хе.зли пул аорылырды.
Ъу тедйирлэр кэлдан мэдэни сзвиjjееинин галхмасына.кэндлилэрин савадснзлырннын лэз?в едилмэсинэ хедли кемэк едирди.
Демэк олар ки.тадгаг олунан иллэрдэ заранмш Намилик тэшшлат-лары ез тярихи вэзифзсяни ¿еринэ ¿етирда.Вэ 193&-чы илдэ Ьамин ташлатляр УШЩ/б./МК гэрары узрэ лэ*в едилди.Боава^тэ {»««зик* идарэлэр,бригада на сехлэр Ьэ^атПечир«э5Гба«0р.