автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Роль суфийских тарикатов во внешних связях стран Западной Африки, (1810-1960 гг. )

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Красавцев, Радомир Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Роль суфийских тарикатов во внешних связях стран Западной Африки, (1810-1960 гг. )'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Красавцев, Радомир Николаевич

Введение.стр.

Глава 1. Распостранение ислама в Западной Африке (1Х-начало XIX вв.) .стр.

1.1 Проникновение ислама в регион.стр.

1.2Роль учения Кадирийя в процессе исламизации народов Запад ной Африки.стр.

1.3 Марабуты и тарикаты.стр.

Глава П. Суфийские учения и межгосударственные отношения в Запад-Африке в период колониальных захватов в XIX в.стр.

2.1 Влияние тариката Тиджанийя.стр.

2.2Тарикат Сенусийя и его деятельность в Западной Африке

2.3 Тарикаты местного щ)оисхождения в Западной Африке в конце XIX в.стр.

2.4Колониальный опыт Франции и Великобритании и тарикаты .стр.

Глава Ш. Суфийские тарикаты в Западной Африке в системе колониального общества (1903-1960 гг.).стр.

3.1 Суфийские тарикаты в Западной Африке накануне и во время

Первой мировой войны.стр.

3.2Тарикаты в период между мировыми войнами и в период Второй мировой войны.стр.

З.ЗТарикаты Западной Африки после Второй мировой войны

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по истории, Красавцев, Радомир Николаевич

Актуальность изучения многоуровнего комплекса проблем, связанных с историческим наследием, современными реалиями и будущим суфийских тарикатов,Л именуемых также орденами,л или братствамиЛ все чаще отмечается зарубежными и отечественными российскими исследователями.'л

Отечественные и зарубежные ученые уделяют пристальное внимание многим аспектам деятельности суфийских тарикатов не в последнюю очередь в связи с событиями, приведпшми к развалу СССР, появлению СНГ, росту сепаратистских настроений в самой России, военным действиям на территории Чеченской республики и усилению напряженности в Дагестане.л Масштабы исследования в этой области обусловлены ростом влияния ислама на мировую политику, на процесс глобализации экономики и политики. Ислам стал важнейшим фактором в формировании новой конфигурации международных отношений накануне XXI века.

Истоки многих событий и процессов, не отделимых от жизнедеятельности суфийских тарикатов, лежат в относительно недавних взаимоотношениях властных структур народов этих регионов и центральной власти России. Уместно вспомнить о войне с царской Россией горцев Северного Кавказа во главе с членами тарикатов Накшбандийя и Кадирийя с 1781 г. по 1864 г. и вооруженные выступления против российских войск в Средней Азии в 1871, 1879 - 1881,1896 гг. Почти все лидеры антироссийских и и и т~ч и и движений были накшбандийскими шейхами. В период русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. местные ответвления Накшбандийи и Кадирийи объединились для совместной борьбы с Россией, но, как принято считать, не без помощи агентуры Османской Порты. В те же годы оба тариката совместно организовали восстание в Дагестане, одним из последствий явилась высыжа в Сибирь многих членов тарикатов, в том числе шейха Накшбандийи Узуна

На рубеже П и Ш тысячелетий н.э. во многих районах СССР, Азии и Африки нарастает напряженность и аналитики, ученые, исследователи обращаются к событиям пропшого.

Принято считать, что в XIX в. именно руководители тарикатов возглавили мусульманское сопротивление экспансии колониальных держав Азии и Африки.** С наибольшей силой роль тарикатов проявилась в Средней и Центральной Азии, на Кавказе, в Северной, Западной и Центральной Африке.

Обращение к событиям колониального периода существенно облегчает анализ и понимание многих современных событий в Западной Африке, выступающей в роли дальней переферии исламского мира. Вот почему исключительно важно исследование роли тарикатов во внепшеполитических связях Западной Африки в колониальное время. Тем более, что тарикаты неизменно присутствуют в процессах развития субрегиона на исходе XX в.

В разные исторические периоды в исламском мире от Мавритании до Ивдонезии суфийские формы организации служили для выражения самых разнообразных идей.

В эпоху создания обширных тарикатских государств в Западной Африке эти социально-конфессиональные объединения во многом определяли отношения между исламизированными государствами региона и Магрибом, и, наконец, между ними и европейскими колонизаторами.

Суфийские тарикаты в колониальное и постколониальное время незамедлительно реагировали на изменения в окружающем мире, проявляя свою жизнеспособность. Они сумели не только сохраниться в условиях колониального господства, но и продолжить исполнение своих интегративных, регулятивных и коммуникативных функций.

Истоки же подобного процесса во многом могут быть объяснены историей распространения тарикатов в регионе, их ролью в других географических районах, иных временных рамках.

Реконструкция же начал - писал известный российский африканист В.М.Мисюгин, - это постепенное «отступление» по материально известному за пределы этого материально швестного, но с постоянной опорой на элементы материально говестного ю других, но соприкасаюпщхся явлений . . ,»*Л

В процессе складывания суфийских тарикатов их функции становятся все более разнообразными:

Одна ю самых главных - участие в распространении ислама. Шейхи, факиры, дервипш фактически становились миссионерами. Северная, Западная и Центральная Африка, Малая и Средняя Азия, Поволжье, Сибирь, Юго

Восточная Азия - вот далеко не все регионы, которые попадали в мир ислама

13 во многом благодаря миссионерской деятельности суфиев.

Тарикаты в разные времена и в разных странах структурировали мусульманское обхцество. Они были и аристократическими по социальному составу, пользовавшимися покровительством двора и улемов, как Сухравардийя в Делийском султанате в ХШ в. и Кадирийя в Сокото (Нигерия) в XX в., или смешанного состава как реформированная Тиджанийя и Хамаллийя в Западной Африке в нашем столетии.

Тарикаты были суннитскими и шиитскими, одни из них были этнически окрашены, другие - нет. Некоторые открывали сферу религии женщине, нередко давали начало новым социальным группам, «святым» родам и племенам, как последователи шейха Ма ал-Айнина в Марокко и Мавритании. в конце 90-х гг. XX в. тарикаты прямо или опосредованно участвуют в политической жизни стран Западной Африки, на территории которых они действуют, и само их наличие, не говоря уже о конкретных шагах играет значительную роль в расстановке приоритетов во внешнеполитической жизбш государств региона.

Не случайно уже в наши дни суфизм получил название «зеленое масонство» - по символическому цвету ислама.

Тарикаты как сложное явление в странах Западной Африки представляют собой «нервную систему», проннзьшающую мусульманские общества, включающую в себя как представителей низов, так и элиты, гибко вписывающуюся в сложную систему отношений как между обществом, государством, правящей партией или партиями, так и между государствами, и представляющую собой серьезный политический потенциал.

Особое внимание исследователей всегда обращала на себя символическая суфийская лексика, которая может быть наполнена самым разнообразным содержанием. Мышление аллегориями, оперирование символами требует от исследователя развитого внутреннего слуха на словознак.*Л

Суфийская стезя еще привлекательна и тем, что давала возможность повышения своего социального статуса в традиционном обществе, а основополагающее звено-связка в суфийской структуре «муршид - мурид», т.е. «наставник - ученик» притягивала молодежь и людей, ищущих опоры в жизни.

Влияние тарикатов на внешнюю политику и межгосударственные отношения не ослабевало и после обретения колониями независимости. С особой силой это проявилось в конце 90-х годов, когда ислам, благодаря росту могущества государств с мусульманским населением, стал переживать ренессанс, превратившись в одну из самых влиятельных меяодународных сил.

Исследователи вновь обратили пристальное внимание на роль в этих событиях суфийских тарикзтов и участие их в становлении внешнеполитических связей «восставших» регионов.

На первый югляд, абсолютно непохожих по всем параметрам. Северный Кавказ, Среднюю Азию и Западную Африку во многом объединяет, с «исламоцентристской» точки зрения, то обстоятельство, что все они являются дальней периферией исламского мира, а с «европоцентристской» -пограничной зоной взаимодействия христианской и исламской культур.

Как на Северном Кавказе, в Средней Азии, так и в Западной Африке, впрочем, как и повсеместно на Востоке, гражданское общество не является основой государства, общественные отношения не стали отношениями между самостоятельными индивидами, а определяются их принадлежностью к различным социально-конфессиональным объединениям.

В странах Западной Африки разрыв между официальными государственными и политическими структурами, с одной стороны, и реальными общественными с другой, достигает, пожалуй, наибольших масштабов.

Если первые в значительной мере копируют политическое устройство бывших метрополий или складьгеаются под определяющим влиянием международных отношений, то вторые основываются главным образом на негражданских, социально-конфессиональных формах, охватывающих подавляющую часть населения.

Рассматривая международнью отношения как совокупность государственных, экономических, конфессиональных и общественных отношений, проявляюпщхся во взаимодействии различных социальных групп. выявляется следующая устойчивая тендешщя: позшщи на международной арене, устойчивые внешнеполитические связи, также традшщонные приоритеты на уровне региональной политики большинства государств Западной Африки во многом определяются наличием или непосредственным участием в них образований, которые могут быть определены как сощ1ально-конфессиональнью.

Социально-конфессиональные объединения, на наш взгляд, - это совокупность индивидов, социальные роли которых строго регламентированы, образующие общность, руководствующуюся определенным религиозно-политическими установлениями,

Наличие таких объединений в государствах Западной Африки играет существенную роль в вырабатывании принципов и осуществлении конкретных действий в области внепшей политики как странами региона, так и по отношению к ним.

Применительно к Западной Африке можно выделить несколько типов подобных объединений:

- функционируюшце в рамках системы ислама;

- созданные на базе доисламского традиционного мировоззрения народов региона;

- включающие в свою доктрину или практику элементы христианского учения или обрядности;

Функционирование ислама в регионе и его оценка с точки зрения внешнеполитических процессов и событий характеризуются широким представительством суфийских тарикатов.

Суфийские тарикаты в Западной Африке восходят к исламской традиции, хотя и привнесенной, но глубоко укоренившейся в ряде стран. К ним, как обьгано, относят Мавританию, Гамбию, Гвинею-Бисау, Сенегал,

Гвинею, Мали, Сьерра-Леоне, Кот д'Ивуар, Буркина Фасо, Нигерию, Нигер, Чад и, отчасти, Камерун. *л

Общепризнанно, что исламские институты в значительной степени определяют внутреннее положение, а значит и внешнеполитическую ориентащпо Мавритании, Сенегала, Гамбии, Гвинеи-Бисау, Гвинеи, Мали, Нигерии, Ейп-ера и Чада.

Однако определение «исламские институты» применительно к странам Западной Африки может включать в себя абсолютно противоположнью по направленности явления, с учетом и этнической неоднородности региона, и сложности его конфессиональной скпуации, и характеристик, на которые накладывает свой отпечаток не только и не столько наличие различных христианских церквей или афро-христианских культов, сколько существование социально-конфессиональных объединений, созданных на базе доисламского традиционного мировоззрения местного населения, т.н. «тайных обществ», и поэтому представляется слишком обпщм и неопределенным.

Правительства государств региона должны выстраивать свою внешнеполитическую линию в исламском мире, в том числе и в арабских странах, считаясь с тарикатами.

Внешнеполитическая позиция Саудовской Аравии - оплота ваххабизма в современном мире и наиболее мощной, на первый взгляд, исламской и арабской страны в финансовом отношении - представляется довольно двойственной: с одной стороны, она должна всемерно способствовать распространению арабского языка, культуры, ислама в целом, и в этом ее естественные союзники в исламизируемых странах суфийские тарикаты, с другой, исходя из сути ваххабизма, Саудовская Аравия должна повсеместно выступать против тарикатов. Однако на практике не происходит ни того ни другого.

Все дело в том, что происходящие процессы гораздо многозначнее и сложнее, причем в некоторых случаях, кажущиеся противоположными тенденции сплетаются воедино и образуют новые виды и формы внутриконфессиональных образований, как это произошло в Таджикистане с ваххабитами и накшбендами/л Дагестан и Чечня дают нам, наоборот, классгяеский пример противостояния тарикатов и ваххабитов.

Реалии Западной Африки столь же противоречивы, *А

Таким образом, предметом исследования является роль суфийских тарикатов в становлении и развиггш международных отношений стран Западной Африки (1810 - 1960 гг.).

Хронологические рамки исследования 1810 - 1960 гг. определены предметом исследования, целями и задачами работы. 1810 - год создания ] первого тарикатского государства Османом дан Фодио на территории современных Северной Нигерии, НтпЛера и Северного Камеруна до 1903 г. -даты разгрома английским экспедиционным корпусом халифата Сокото, к этому времени распавшегося на фактически независгсу1ые эмираты.

Одной из основных вех в процессе и историгг деколонизации африканского континента в целом и Западной Африки в частности стал 1960 г. - «год Африки», в котором бывшие колонии стали молодыми независимыми государствами.

И, как уже показывала история исламского мира на переломных этапах, суфийские таргжаты региона сыграли свою роль и на завершающем отрезке деколонизации.

Годом Африки» и закрываются хронологические рамки исследования, потому что вместе с этой датой завершается и уходит целая эпоха в истории таржатов в Западной Африке, эпоха их фунщронирования в рамках колониальной системы.

Бывшие колонии стали внешне независимыми государствами, самостоятельными субъектами международных отношений, соответственно изменились и роль и место в них суфийских тарикатов, но эта тема уже выходит за хронологические рамки настояш;его исследования.

Цель исследования сводится к решению следуюпщх задач:

- определение роли тарикатов в становлении государств Западной Африки и в развитии внепших связей с иными субъектами международных отношений как на внутрирегиональном, так и на международном уровне.

- Анализ взаимоотношений по линии «колониальная держава -тарикаты» в период колониальных захватов.

- Определение роли тарикатов в складьюании системы внешних связей колоний на местном уровне, в связке «колония - метрополия», между колониями разных европейских держав.

- Определение роли тарикатов в процессе деколонизации, включая формироваЕше системы пшрокого взаимодействия тариката с внешней средой и механизма решения конкретных внешнеполитических задач.

- Вычленение исторических этапов проникновения в регион тарикатов, создания очагов их распространения и влияния; распространения коранического образования с помощью тарикатов.

Методологическая основа работы. В основу исследования положен сравнительно-исторический метод в сочетании с культурологическим анализом и междисциплинарными подходами, которые позволяют более полно и всесторонне раскрыть такой сложный феномен как суфийские тарикаты. Тарикат рассматривается как единое духовное и концептуальное явление, вполне состоявшееся в проявлении своих свойств.

Методологическая основа диссертации была избрана в соответствии с традициями ленинградской (петербургской) школы африканистов, а также классическими работами А.Е.Крымского, В.В.Бартольда, В.А.Гордлевского, Д.А.Ольдерогге, Ю.М.Кобищанова. Для создания более полной картины истории суфийских орденов были привлечены статьи узбекского исследователя Э.Э.Каримова, труды английских ученых Дж.Брауна (секретаря и переводчика английского посольства в Стамбуле), Дж.С.Тримингема, французских исламоведов А. Ле Шателье, О.Депона, Кс.Копполани, Э.Дутте, А.Дювейрие и др. В диссертации на основе обширного исторического материала рассматриваются роль и место суфийских тарикатов Западной Африки в истории становления международных отношений в регионе.

Актуальность темы и рабочей гипотезы представляются несомненными исходя го высказнного о значении ислама и особенно тарикатов в развитии многих регионов, в т.ч. и в Западной Африке.

Выбор методики данного исследования вытекает из его предмета, поставленных целей и задач, хронологических и временных рамок.

Существующие в зарубежных востоковедных и африканистических центрах подходы и методики, с точки зрения автора, не отвечают сложности и многоплановости тематики исследования.

Выбирая и формируя свою методику, автор обратился к лучпшм отечеетвеным работам, на опыте и традициях которых она и построена.

Последними по времени издания работой, в которой рассматривается данная тема, являются коллективный труд московских авторов: «Ислам в Западной Африке» и исследование А.Д.Саватеева «Мусульманские духовные ордены в тропической Африке»

Подход к рассмотрению вопроса в соответствии со сформировавшимися исторически этнокультурными зонами региона представляется продуктивным и отвечаюш;ем духу времени, однако не позволяет комплексно оценить проблему, проанализировать материал и сделать выводы.

Принцип изложения материала, его анализ и формулирование выводов на основе разбивки материала по странам, соответственно и мозаичность системы подачи информации, - все это привело авторов к утрате целостности изложения и создания подлинной картины происходившего. тт и 1 и и и

Достаточно популярный как во французской, так и в английской традиции способ рассмотрения отдельно взятого суфийского тариката несомненно, более продуктивен, нежели оба предыдущие, но он удобен лишь при рассмотрении одного тариката, взятого в отдельности в своем историческом развитии. В случае рассмотрения нескольких тарикатов работа над материалом представляется чрезвычайно затруднительной, и от такой подачи материала существенно страдает его качество.

Гораздо предпочтительнее, на наш взгляд, рассматривать проблему в ее историческом развитии, включая истоки самого явления, пути проникновения тариката в рассматриваемый регион, первичные и вторичнью очаги распространения, роль тарикатов в процессе государствообразования, взаимосвязи разных их ответвлений, изменение функций в колониальный период, внутреннее развитие, включая и расколы, как естественнью, так и искусственно созданные, процессы вызревания новых тарикатов внутри тариката-первоосновы, появление новых местных ответвлений, оставшихся в рамках первичного тариката.

Искусственно созданные государственные границы совершенно не совпадают с картой распространения тарикатов в Западной Африке,Л* что само по себе заставляет искать иньге подходы к проблеме, нежели страновый.

Избранная же методика, помимо уже указанных преимуществ позволяет рассматривать суфийские тарикаты и их многофушщиональную деятельность в регионе, включая важнейшие из них - внешние связи, как проявление единого процесса движения в исламском мире, и более широко — в пространстве социально-конфессиональных объединений, являющимся неотъемлемой составной системы социальной организации человечества.

Процессы, связанные с тарикатами на обширном географическом пространстве Западной Африки, представляющем в историческом и культурном плане единый массив, рассматриваются комплексно и неотъемлемо от обширных и самых разнообразных внепших связей, в том числе и в их историческом развитии.

Ведущими колониальными державами в Запагщой Африке, которым пришлось иметь дело с суфийскими тарикатами и изучать их, были Франция и Англия, поэтому и основные центры различных аспектов суфиеведения сложились именно там. После Второй Мировой войны к их числу добавились американские университетские и научно-исследовательские учреждения. К этому же периоду относится и становление ленинградской (петербургской) и московской школ африканистики. Изучение суфизма в востоковедных центрах Москвы и Санкт-Петербурга началось значительно раньше. Каждой из школ присупщ характерные, сохраняющиеся на протяжении достаточно длительного периода особенности, свидетельствующие не только о преемственности поколений национальной научной школы, но и о сложившейся традиции в подходе к изучению вопроса.

Советский период в развитии отечественной африканистики и истории международных отношений, их включения и взаимопереплетения с социально-конфессиональными системам и, характеризовался крайне настороженной позицией тогдашнего политического руководства страны к исследованию подобных проблем с точки зрения изучения исламского сектантства, да еще применительно к сфере международных отношений и проблеме государственного и национального строительства.

Западноафриканский материал, накопленный отечественной африканистикой и другими востоковедными дисциплинами, вероятно, помог бы при внимательном рассмотрении избежать многих ошибок как внутри СНГ, так и в самой России, связаштых с суфийской проблематикой.

География исследоваьшя. В регион под названием «Западная Африка» входят такие крупные государства как Нигерия, Сенегал, Гана, Либерия, которые приобретают все большее значение на Африканском континенте. Контакты с этими государствами становятся неотъемлемой частью внешней политики Европейского Союза. Активно повышается интерес США к этому региону, что подтверждается визитами президента Б.Клинтона и госсекретаря М.Олбрайт в 1998 - 99 гг.

Выбор Западной Африки не случаен еще и тем, что для российских исследователей этот регион с точки зрения наличия в нем тарикатов типологически сходен со многими «горячими точками» нашей страны и СНГ. Западная Африка с точки зрения «исламоцентризма» является дальней периферией по отношению к мировым центрам ислама.

Западная Африка представжет собой единый культурно-исторический комплекс, даже с учетом всего многообразия составляющих его частей.

Единство это обеспечивается не только общностью исторического развития, вхождением в две кругшейшие колониальные системы мира, английскую и французскую, во многом унифицировавшие самые разнообразные стороны жизни своих колоний, но и, как следствие, «искусственностью» межгосударственных границ. Удобен этот регион и для более широкого спектрального анализа еще и тем, что в нем представлены всеА/ тшты социально-конфессиональных объединений, способные участвовать самостоятельно, либо использоваться в качестве инструмента в процессе становления межгосударственных отношений в регионе.

Степень изученности темы. Суфийская проблематика в силу различных причин привлекала к себе внимание зарубежных и отечественных исследователей. Среди них существует несколько далеко не бесспорных оценок и взглядов на роль тарикатов в становлении межгосударственных отношений.

Одна из них обозначена в считающемся ньше классическом труде Дж.С.Тримингэма «Суфийские ордены в исламе».лл

Вторая точка зрения отражена в коллективном труде московских авторов «Ислам в Западной Африке»,л* основанном на богатом фактическом материале.

Третья, наиболее близкая автору по логике изложения и пониманию проблемы в ее совокупности напша свое отражение в столь разных по времени написания, но объединенных цельньт! пониманием проблемы работах русского ученого П.Позднева «Дервиши в мусульманском мире», французских авторов О.Депона и Кс.Копполани (1866 - 1905), а также Дж.Абун-Насра и

Д.К.О'Брайена.лл

Из современных исследований наиболее отвечающей всей сложности, многоуровневости и многогранности, на наш взгляд, представляется позиция Н.Н.Дьякова, нашедшая отражение в его работах «Тарикаты Арабского Мафиба и Северного Кавказа в эпоху колониализма» и «Мусульманские братства Магриба в эпоху иностранной экспансии (XV - нач. XX в.)».

Первым отечественными исследователями, затронувшими проблему суфийских тарикатов в различных аспектах реалий Западной Африки, стали А.М.Васильев, Ю.М.Кобищанов, Е.А.Тарвердова.

Библиография исследований по суфийской тематике насчитывает десятки тысяч наименований. Вопросы же роли и места тарикатов в становлении международных связей, в том числе и в Западной Африке в силу целого ряда причин, затрагиваются в неизмеримо меньшем числе работ. Такое положение объяснимо целым рядом причин.

Во-первых, если речь идет о доколониальном периоде, то явно недостаточна исследовательская база, либо из-за отсутствия источников, либо по причине их недоступности.

Во-вторьгх, обраш;аясь к колониальному периоду, приходится учитывать, что и колониальная администрация, и шейхи не были заинтересованы в предании широкой огласке фактов тесного сотрудничества в решении самых различных вопросов внутренней и внешней жизни колоний.

В-третьих, некоторые аспекты взаимодействия социально-конфессиональных объединений и кологшальной администрации европейских держав Западной Африки из-за закрытости данных разведывательной, контрразведьюательной и полицейской сети еще длительное время будут оставаться недостугшыми для исследователей. лл

Указанные причины существенно затрудняют, а в ряде случаев не позволяют детально проследить динамику взаимоотношений между колониальной администрацией и главами тарикатов.

Особенность африканского материала заключалась еще и в том, что он «вводился в отечественную этнографию преимущественно уже и 1 и с» и препарированным британской, французской, немецкой, американской 28 школами».

В литературе сложилось несколько подходов к комплексному изучению роли и места суфийских тарикатов в становлении межгосударственных отношений в Западной Африке. Наиболее распространен так называемый страновой принцип: исследование строится в рамках территорий, границы которых установлены самими колонизаторами, большей частью искусственно.

Второй - наиболее четко использован в работе Дж. Абун-Насра, который рассматривал отдельно взятый тарикат, стремясь проанализировать историю его создания и развития в географических рамках его региона.

Наиболее результативным представляется подход Е.А.Тарвердовой и Дж.Тримингэма.ЛЛ

Источниковедческую базу исследования составили различные по характеру документы и материалы. Они обеспечивают научную достоверность исследования. Изучение истории проникновения зрений суфийских тарикатов из Магриба в Западную Африку, их развитие в местных условиях, составление списков шейхов и марабутов по принадлежности к тому или иному тарикату тщательное отслеживание всех внепших контактов глав местных ответвлений тарикатов с мировыми центрами ислама и региональными святынями в Магрибе, степень взаимопроникновения суфийских тарикатов и традиционных тайных обществ, являюпщхся неотъемлемой частью социально-конфессиональной структуры западноафриканского общества - все это, вместе взятое, заставило французских и английских колониальных чиновников, офицеров и экспертов продолжить изучение суфийских тарикатов, начатое ими еще в Магрибе и в Египте. Принято считать, что столь пристальный интерес к гоучению тарикатов диктовался насущными задачами колониального освоения обширных пространств Западной Африки.

Большое значение для изучения и понимания проблемы очень полезны рапорты колониальных чиновников и офицеров колониальных войск. В 1887 г. в Париже вышла работа Л.Рэнна, не потерявшая своей ценности, по свидетельству Дж.С.Тримингэма, и спустя почти целый век.

Фундаментальные работы по истории, идеологии, и организации суфийских тарикатов издали в конце XIX А. Ле Шателье (Мусульманские братства Хиджаза; Ислам в ХГХ в.),А* а также О.Депона и Кс.Копполани (Мусульманские религиозные братства. Алжир, 1897). В них исследуется не только философия суфизма, но и показывается механизм распространения и закрепления в новой местности суфийских учений, складывания их организационной структуры. Особое место в исламоведческой литературе, посвященной суфизму, занимает труд отечественного исследователя П.Позднева «Дервиши в мусульманском мире»,АА в котором подробно описывается внутреннее устройство и организационная структура суфийских обителей, какое бы называние в различных странах они ни носили: завия, рибат, теккие или ханака. Уникальный характер носит исследование французского арабиста Э.Дуттэ «Магия и религия в Северной Африке»,А"* поскольку неотъемлемой частью повседневной и политической жизни государств Западной Африки является обращение за помопц>ю к мусульманской магии, пришедшей из Магриба и причудливо соединившейся с и и и т-\ и местной ритуально-магической практикой. В глазах жителей западноафриканского региона марабуты и традиционные колдуны и знахари принадлежат к одной и той же пжоле. Указаннью выше работы и заложили основу последующего самостоятельного направления во французском исламоведении - изучении суфизма в Западной Африке. Эти исследования и подготовленнью на их основе богатые фактическим материалом справочные издания опирались на уже накопленный опыт изучения «дервишских орденов» на Востоке исламского мира в доколониальное время.

Ведущие позиции в англоязычной историографии суфийских тарикатов занимают исследования Дж.С.Тримингэма: «Суфийские ордены в исламе» (М., 1989),аа «Ислам в Западной Африке» (Лондон, 1959) и «Влияние ислама на Африку» (Лондон, 1968).лл Особое место занимает исследование Х.Дж.Ф1Ппера «Ахмадийя. Исследование современного ислама на побережье Западной Африки» (Лондон, 1968),лл в которой подробно излагается история проникновения и распространения индо-пакистанского учения Движения Ахмадийя в преимущественно английских колоьшях региона, а также рассматривается ситуация, сложившаяся внутри организационных структур сторонников этого учения и вокруг них.

В 1965 г. увидела свет монография Дж.Абун-Насра «Тиджанийя. Суфийский орден в исламе»,лл до настоящего времени остающаяся самым полным исследованием по истории этого крупнейшего и самого влиятельного тариката в Западной Африке.

После Второй Мировой войны к событиям в Африке возрос интерес в университетских и научно-исследовательских учреждениях США, что вызвало к жизни целый ряд исследований по исламу в западноафриканском регионе, в которых так или иначе затрагивался вопрос о роли и месте тарикатов в жизни колоний.

Отметим, в частности работы М.Клейна «Ислам и империализм в Сенегале» (Станфорд, 1968), Н.Левциона «Посвящение в ислам» (Нью-Йорк -Лондон, 1979) и И.М.Лапидус «История исламских обществ» (Кембридж -Нью-Джерси, 1979).лл

К сожалению, до настоящего времени тема суфийских тарикатов в Западной Африке, их роль в истории складывания международных отношений внутри и вне западноафриканского региона, их место и качественное состояние, самостоятельность или подчиненность на международной арене не нашли должного отражения ни в зарубежной, ни в отечественной научной литературе.

В отечественной литературе в русле юучаемых вопросов весьма интересна монография Е.А.Тарвердовой «Распространение ислама в Западной Африке (XI - XVI вв.)»"*" и коллективный труд ученых Института Африки «Ислам в Западной Афррпсе».'**

Особую ценность для диссертации представляли опубликованнью работы и диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук Н.Н.Дьякова «Мусульманские братства Магриба в эпоху иностранной экспансии (XV - нач. XX в.)/л где впервые в отечественной литературе на обширной источниковедческой и историографической базе исследованы главные этапы истории суфийских тарикатов в Северной Африке, связанных с рядом событий в Западной Африке, так и социально-экономическая база и политическая роль тарикатов в Магрибе.

Между тем до настоящего времени роль и место суфийских тарикатов в становлении международных отношений стран региона между собой, с Магрибом и европейскими странами не нашла своего отражения как в африканистике, так и в истории, теории и социологии международных отношений.

Диссертация отличается научной новизной, поскольку ни в отечественной, ни в зарубежной историографии работ на такую тему и с той же целью не предпринималось. Впервые в истории отечественного изучения истории международных отношений и африканистики, а тематика исследования лежит фактически на стыке этих двух наук, рассматривается организационное устройство, механизм, формы, методы и специфические структурные особенности возможности влияния суфийских тарикатов на межгосударственные отношения на региональном уровне или за пределами Западной Африки.

Впервые в работе показывается необходимость при анализе кратковременных и долгосрочных внешнеполитических, экономических и иных шагов в регионе обязательно учитывать наличие в системе меяодународных отношений стран Западной Африке, когда явно, когда на втором плане, политический, экономический и международный вес тарикатов.

Диссертация может быть использована при проведении исследований, посвященных истории различных регионов России, стран Азии и Африки, поможет дальнейшему изучению международных отношений XIX - XX вв., будет способствовать подготовке соответствующих лекционных курсов. Диссертация прршесет пользу российским дипломатам и экономистам, политологам, связанным по своей работе с Африкой. В этом видится практическая значимость дис с ертахщи.

Диссертационное исследование прошло апробацию в форме докладов по ряду связанных с ним тем. Имеются в виду доклады 1989 г., на Всесоюзных конференциях африканистов (Москва), 1997 - на международной конференции португалистов «Мир лузофонии», 1997 и 1999 гг. на Вторых и Третьих Петербургских Кареевских чтениях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Роль суфийских тарикатов во внешних связях стран Западной Африки, (1810-1960 гг. )"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Носители первого суфийского учения - члены тариката Кадирийя проникли в Западную Африку и стали активно Закрепляться в регионе с XV в.

Проникая все дальше и дальше из Магриба вглубь африканского континента, они создали свои опорные пункты - завии, организовали коранические школы. Возможности и особенности организации суфийских структур еще более тесно соединили Западную Африку с Северной и со Средиземноморьем, а история европейских и североафриканских народов оказала на рассматриваемый регион значительное воздействие.

На протяжении XVIII в. в Западной Африке одно за другим возникали исламские государства, политическая элита которых осознавала свою общность на основе принадлежности к <щепи власти», передаваемой поколениями духовных наставников от основателя - Абд ал-Кадира Джилани.

Спустя четыре столетия процесс распространения и укоренения учения Кадирийи привел к созданию обширного кадиритского государства на востоке западноафриканского региона - халифата Сокото во главе с Османом дан Фодио.

Внешняя политика кадиритского государства во многом определилиа вектор развития процесса государствообразования в регионе, повсеместно поддерживая т.н. «джихады» в других частях Западной Африки, влияя на устроение межгосударственных отношений на протяжении всего XIX в.

Вторым тарикатом, оказавшим значительное влияние на развитие внешнеполитических связей государств региона и создавшим свое государственное образование стал тарикат Тиджанийя, основанный Ахмадом ат-Тиджани из Алжира.

Империю» тиджанитов в середине XIX в. создал ал-хадж Омар ал-Фути. Многие внешнеполитичесю1е события в регионе, взаимоотношения между тиджанитскими и кадиритскими государствами, между мусульманской элитой и правителями, придерживавшимися верований своих предков, с европейскими державами, осуществлявшими свою колонизаторскую политику, зависели во многом от прочности и и х Г и позиций и степени убежденности в правоте своих идей глав Кадирийи и Тиджанийи.

Постоянным фактором во внешней политике исламских государств региона непременно была их прочная связь с центрами «своих» тарикатов в Магрибе и мировыми центрами ислама на Ближнем Востоке.

Однако к началу XX в. вектор государствообразования, присущий, как можно видеть, отдельным суфийским структурам, учение которых распространялось в регионе, оказался значительно слабее имперских устремлений европейских держав, в первую очередь Франции и Англии, создававших в описываемое время свои колониальные мировые империи.

Роль суфийских тарикатов в Западной Африке, в условиях господства французских и английских колонизаторов определялась не только рамками взаимодействия с новым властным режимом или внутренними процессами в тарикатах, но и кропотливой работой по поддержанию традиционных связей с духовными центрами в Магрибе или, если удавалось, с иными европейскими державами. Суфийские тарикаты оказали значительную роль и в формировании новых социально-политических институтов европейской традиции, зарождавшихся в условиях колониального господства.

Их организационные принципы строения оказали влияние и на формирование исламских культурно-просветительских и предпринимательских ассоциаций в рассматриваемом регионе.

Роль суфийских тарикатов за пределами Западной Африки и исламского мира была гораздо скромнее, однако именно главы тарикатов обеспечивали на местах набор во французскую армию т.н. «сенегальских стрелков» в период 1-й и 2-ой Мировых войн, начиная с первого десятилетия XX в. активно вмешивались в политическую жизнь колоний путем финансовой и организационной поддержки контролируемых ими партий, организованных внешне в духе европейской политической традиции. В некоторых колониях прямо и косвенно сотрудничали с Социалистической партией Франции через партийные структуры местных соцпартий, входивших в Социнтерн, обеспечивали, пользуясь своим влиянием на места прохождение в Национальную Ассамблею Франции «своих» депутатов.

В начале XX в. в Западную Африку проникли печатные издания учения движения Ахмадийя, зародившееся в середине прошлого века на территории Британской Индии (ныне Индии и Пакистана) и распространившееся поначалу в рассматртааемый период исключительно в английских колониях региона: Сьерра-Леоне, Золотой Берег (ныне Гана) и Южной Нигерии, основные свои усилия направившего на образовательную сферу и профсоюзное движение, активно включившегося в колониальную экономику, активно использовав банковскую сферу.

На колониальный период пришлось и образование новых тарикатов, как узколокального (Хамаллийя, Якубийя), так и регионального значения (реформированные Тиджанийя и Кадирийя, Муридийя).

Таким образом, в колониальный период сложился весь спектр тарикатов, действовавших в странах Западной Африки в 80-х гг. XX в.А

Для анализа роли и места каждого в складывании системы международных отношений в регионе сушествовавшие тарикаты можно классифицировать по разным признакам: по численности, по степени влиятельности, по этнической окрашенности, по времени образования или проникновения в регион, по географическому расположению концептуальных истоков и т.д.

Однако для настоящего исследования более значимым является выделение одного постоянного качества, или свойства, присущего всем тарикатам региона в колониальное время: они смогли, несмотря на разгром созданных ими государственных образований, сохраниться, дать новые формы социально-конфессиональной организации населения, стать неотъемлемой частью колониального механизма управления, сохранить свои традиционные связи с духовными центрами за пределами западноафриканского региона, нарастить на внешне застывший «костяк» традиционной суфийской структуры «мякоть» форм самых разнообразных религиозно-политических, политических, профессиональных, молодежных, просветительских организаций, максимально диверсифицировав таким образом свои внешнеполитические контакты, позиции и связи, накануне деколонизации стать одной из ведущих сил в колониях со значительной долей мусульманского населения и оказать прямое и опосредованное влияние на становление межгосударственных отношений в регионе и за его пределами уже после получения западноафриканскими колониями независимости.

Опираясь на основные исторические события в Западной Африке, возможно предложить следующую периодизацию этапов проникновения, закрепления и последующего развития тарикатов, в регионе.

Первый период. Члены тариката Кадирийя, начиная с XIV в. проникали в Западную Африку из Магриба, выполняя одновременно роли и торговца и миссионера, закреплялись в регионе путем посвящения в тарикат отдельных представителей местной элиты и целые племена, заинтересованные в контактах, в первую очередь, экономических с Северной Африкой.

Постепенно в местах наиболее интенсивных контактов возникли очаги распространения ислама, центрами которых явились завийи и рибаты, сыгравшие важную роль также в. распространении сети коранических школ, а значит, и арабского языка в регионе. Так, XV - XVI вв. - период распространения в регионе суфийских учений и форм организации населения, не входящий в хронологические рамки исследования и необходимый только для составления общей картины процесса исламизации, «тарикатизации» местного населенияи, создания соответствующих предпосылок к рассмотрению последующего этапа.Л

Второй открывает собственно хронологические рамки исследования и датируется 1808 - 10 гг. - нач. XX в., точнее 1903 г. Это период создания «тарикатских» государств: халифат Сокото Османа дан Фодио, тиджанитского государства ал-хадж Омара, обширной области влияния Сенусийи, кадиритского имамата Самори Туре, других менее значительных государственных образований.

На этот период приходится и острое противоречие между государствообразующим импульсом «тарикатских» государств Западной Африки и неизмеримо более мощным вектором создания мировых колониальных «империй» ведущими европейскими державами, вьшившиеся в условиях региона в разгром вторыми первых и во включении соответствующих территорий в состав своих колониальных владений.

Третий период с 1903 по 1960 г. - функционирование суфийских тарикатов в условиях колониальной системы. Отметим, что в большинстве своем используемый материал касается в основном французских владений, так как колонии Великобритании в интересующем нас аспекте касались только протектората Северная Нигерия, и лишь распространение с начала XX в. на территории региона учения движения Ахмадийя позволило нам обратиться к таким колониям Англии как Золотой Берег (совр. Гана), Сьерра-Леоне и Южная Нигерия.

Бывшая португальская колония Гвинея-Бисау и бывшие немецкие колонии (Того и Камерун) в Западной Африке интереса для настоящей темы исследования не представляют, так как уровень исламизации местного населения был в описываемый период низок, а активность местных мусульман никак не могла сказаться на положении в регионе в целом.

Необходимо подчеркнуть, что описываемый период крайне важен для темы исследования еще и потому, что за его время сформировались все и поныне существующие тарикаты, их реформированные варианты (это, в основном, касается Кадирийи и Тиджанийи), новые формы социально-конфессиональных объединений, такие как Муридийя (в 80-х гг. XX в. действовавшая в Сенегале, Мали, Мавритании, Буркина Фасо, США, странах Западной Европы), Хамаллийя и Якубийя, считающиеся продуктом внутреннего развития Тиджанийи.

Процесс создания в колониальном обществе новых тарикатов, в том числе и за счет дробления старых, можно объяснить результатом поиска в колониальном обществе новых путей и форм социально-конфессионального объединения как для противодействия навязанной системе отношений, так и для осознания себя в новом качестве.

Попутно отметим, что ни в организационном плане, ни концептуально ответвления одного и того же тариката в английских и французских колониях не отличались.

Наибольшее отличие в социально-конфессиональном аспекте в рамках системы ислама между французскими и английскими колониями заключалось в том, что среди части вестернизированных мусульман английских колоний распространилось индо-пакистанское по своим корням зрение движения Ахмадийя, зачастую именуемое сектой. Это учение до периода деколонизации практически не распространялось среди жителей французских колоний, так как колониальная администрация Франции, не без основания считала членов движения Ахмадийя «пятой колонной» англичан. В хронологических рамках рассматриваемого нами исторического периода в пределах Западной Африки действовали тарикаты Кадирийя, Тиджанийя, Сенусийя,

Муридийя, Хамаллийя, Якубийя. Для настоящего исследования важны первые четыре, так как Хамалийя и особенно, Якубийя с момента своего создания и до начала постколониального периода были тарикатами локального характера, хотя и игравшие в разные периоды истории колоний важную роль.

Обращаясь к истокам учений наиболее известных в Западной Африке тарикатов, отметим, что они лежат за пределами региона. Так «путь» Кадирийи зародился в XIV в. на территории нынешнего Ирака, Тиджанийи и Сенусийи - в Магрибе, учение движения Ахмадийя было создано его основателем на севере Британской Индии (ныне территории Индии и Пакистана), т.е. концептуальные и идеологические истоки наиболее массовых социально-конфессиональных объединений Западной Африки, функционирующих в рамках системы ислама, лежат вне географических пределов региона.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы: Суфийские тарикаты на протяжении XIX в. сыграли значительную роль в складывании межгосударственных отношений как внутри западноафриканского региона, так и за его пределами. В их деятельности четко обозначились две тенденции: антиколониальная и проколониальная. В зависимости от ситуации то одна, то другая приобладали в политической позиции суфийских тарикатов, что, применительно к структуре, может свидетельствовать об универсальности принципов организации тарикатов.

После окончательного раздела территории Западной Африки между ведущими державами Западной Европы и складывании на рубеже XIX -XX вв. в регионе колониальной системы, суфийские тарикаты продолжили выполнение своих коммуникативных, интеграционных и регулятивных функций, в том числе и на уровне отношений между колониями разных метрополий.

142

В процессе развития колониального общества тарикаты явились основой для последующей его структуризации в колониях со значительным удельным весом мусульманского и исламизированного населения и организации в русле европейской традиции (культурно-просветительские ассоциации, профессиональные союзы, политические партии) внешнеполитических контактов тарикатов регионального значения, таких как Кадирийя, Тиджанийя. и Муридийя, причем расширение их произошло за счет складывания многоуровневой системы взаимодействия с внешним миром, ядром которой явились тарикаты.

Наработанные за период существования колониальной системы в связке «колониальная администрация - главы суфийских тарикатов» финансовые и иные возможности позволили главам тарикатов к концу колониального периода (60-е гг. XX в.) сыграть значительную роль в развитии последующих отношений между странами внутри региона, с Магрибом и бывшими метрополиями.

Л Шпажников Г. А. Религии стран Африки. Справочник. М., 1988. С. 67 -144. л Сходный процесс исламизации происходил и в других районах исламского мира: Центральной, Средней и Юго-Восточной Азии и т.д. Тримингэм Дж.С. Суфийские ордены в исламе. М., 1989. С. 64 - 93.

144

 

Список научной литературыКрасавцев, Радомир Николаевич, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"

1. Abun-Nasr. The Tijaniyya. A Sufi Order in the Modem World. Oxford, London, 1965.

2. Anderson J. The Constitutions of the Antient and Honourable Fraternity of the Free and Accepted Masons Containing Their History, Charges, Regulations and etc. L(ondon). 1756.

3. Andre P. J.X. LTslam et les races. 2 tom. Paris, 1922.

4. Arinze F.A. Sacrifice in Ibo Religion. Ibadan, 1970.

5. Banton M. West African City. L., 1957.

6. Brown John P. The Dervishes; or oriental spirifealism. London, 1868.

7. Cisse, D. Diabète M. M. La dispersion des Mandeba Bamako, 1970. Cissoco N.S. Tombouctou et l'empire Songhay. Dakar, Abidjan. 1975. Depont O., Koppolani X. Les confréries religieuses musulmanes. Alger,1897.

8. Doutté E. Magie et religion dans l'Afrique du Nord. Alger, 1908. Duveyrier H. La Confrérie de Sidi Mahammed Ben' Alî Es-Senoûssi et san domaine géographique, etc. Paris, 1884.

9. Ferreira de Camaprgo C.P. Cardecismo e Umbaiida. Sao Paulo, 1961. Filgeniras H.F. Umbanda industria rendosa. Rio de Janeiro, 1954. Fisher H. J. AxMamM. London, 1968.

10. Fisher H.J. Ahmadiyyh. A Study on contemporary Islam on the West African coast. London, 1963.

11. Marty P. L'Islam et les tribus dans la colonie du Niger./ZRevue des Etudes Islamique. P., 1931.

12. Marty P. L'Islam et les tribus dans la colonie du Niger.//Revue des Etudes Islamique. P., 1931.

13. Massignon L. Al-Hallay, martyr mystique de l'Islam . . . Étude d'histoire religieuse. 2 tom. Paris, 1922.

14. Massignon L. Essai sur origines du lexique technique de la mystique musuhnane. Paris (1924,1954).

15. Monteil V. Marabouts. Islam and Africa. N.-J. 1969. Monteil V. Bambara du Segou et du Kaarta. P., 1977. N'Diaye, B. Les castes au Mah. Bamako, 1970.

16. O'Brien D.C. The Mourides of Senegal : the political and economic organization of an Islamic brotherhood. Oxford, 1971.

17. Pitaszcevicz St. Hausa Prose Writings in Ajami by Alhaji Umaru. Berlin.2000.

18. Riim L. Marabouts et Khouans. Alger. 1884. Robinson Ch.H. Hausa Grammar. L. 1959.

19. Thompson R.F. « Face of the Gods ». Arts and Akars of Africa and African American. N-J., 1993.

20. Trimingham J.S. Islam in East Africa (With maps). Oxford, 1964.

21. Статьи на иностранных языках

22. Fuglestad F. Les révoltes des Touareg du Niger (1916 17).//Cahier des Etudes Africaines, 49, vol. XIII. 1 cahier. P. 82 - 121.

23. O'Brien D.C. Towards an « Islamic policy » in French West Africa. 1854 -I914.//The Journal of African History. 1967. Vol. III. N. 2.

24. O'Brien D.C. Le talibé mouride : Etude d'lm cas de dependence sociale./ZCahier d'Etudes Africanies. 35. vol. IX. 3 cahier.

25. O'Brien D.C. Donald Brien Cruise. The mourides of Senegal : the political and economic organization of Islamic brotherhod. Oxft)rd, 1971.

26. Ouraar Ba. Le franc parler toucouleur./ZBulletin de F institute Foundamentale de l'Afrique Noir. t. XXX. oct. 1968. № 4. P. 1589.

27. Rama Carlos M. La religion en America Latina.//Casa de las America. 1966. № 35.

28. Bulletin de Г institute foundamental de l'Afrique Noire. T. XXX. oct. 1968.1. N. 4.154

29. Cahier des Etudes Africaines. 1979. N. 71. XVIII/ Jeune Afrique. 1986. 13/20 août. N. 1136/1137.

30. Journal of African History. 1967. vol. III. N. 2; 1973. vol. XIV; 1973. V,1. XW.

31. Notes et etudes sur islam en Afrique Noir Revue des Etudes Islamique. Аргументы и фактыю 1996ю № Зю За рубежом. 1988. № 11. Литературная газета. 1998. апрель. № 2.

32. Справочные издания. Настольный энциклопедический словарь. СПб., 1911. T.VIIÏ. (Гранат). Новый энциклопедический словарь. Т. 9. Белорыбица Вельможа. К. 728 - 730.

33. Словарь исторических термшов. Сост. В.А.Симаков. СПб., 1998. Шпажников Г.А. Религии стран Африки. Справочник с картами. М.,1981.

34. Энциклопедический словарь. СПб., 1893. Т. X. Давенпорт Деслин. С. 426 - 427.