автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему: Роль традиционной культуры в формировании и развитии изобразительного искусства Бухары II пол. XIX - XX вв.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль традиционной культуры в формировании и развитии изобразительного искусства Бухары II пол. XIX - XX вв."
МИНИСТЕРСТВО ПО ДЕЛАМ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН НАУЧПО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИИ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ ИМЕНИ ХАМЗЫ РГ8 ОД ХАК1Ш-ЗАДЕ ИИЯЗИ
3 П АВГ 1333 На правах рукописи
АХМЕДОВ Зркни Янгимшч
РОЛЬ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ Б ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА БУХАРЫ II ПОЛ. Х1Х-ХХ ВВ
Специальность: 17. 00. 04 — Изобразительное, и декоративно-прикладное искусство
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
ТАШКЕНТ — 1993
Работа выполнена в научно-исследовательском институте искусствоведения им. Хамзы Хаким-заде Нилзн Министерства по делам культуры Республики Узбекистан.
Научный руководитель —•
кандидат нскусстиоведешш А. А. Хакимсв
Официальные оппоненты —
доктор искусствоведения Р. X. Такташ
кандидат искусствоведения Н. У. Абдуллаев
Ведущая организация —
Ташкентский государственный институт искусств им. Манпона Уйгура
Защита состоится «/6> 1993 г. в ¡Ц часов
па заседании специализированного Совета по защите докторских диссертаций Д. 092. 11. 21. при научно-исследовательском институте искусствознания им. Хамзы Хаким-заде Ниязн.
С диссертации'! можно ознакомиться в библиотеке научно-исследовательского института искусствознания им. Хамзы Хаким-заде Ниязи Адрес: 700021, г. Ташкент, Мустакиллик майдо-ни, 2
Автореферат разослан « » ¿¿/¿¡¡¡Я 1993 года
Ученый секретарь специализированного совета кандидат искусствоведения
К. Б. АКИЛОВА.
.OBi'JÍ ШВШЯЯШ РАБОТЫ
Бухара - ггемчухина Востокае &';ес:гал es ой нхяад п ссиро-вкцнкцу г-ировой |дглыуры.Вв прославленные аржвтезиурнно я«шг-ишгл к пдеяв?. ?;аг<0.г>10гэ д:норативна~прталрдкого искусства ий вестей дазегс пс- счсдеяами Угбекистсла. Ргаг-.ч сведения о Бухаре,es истории к кугьтуре оставили Надаю«, Ыаздкси.Ибк Хсуггаль „Зэскфя ,?\п?{с::ан ,Хс$из Тнниш„Цух»й1*в Цуиайй, Мухяягпд Амин Бухаркй ;„ многие другие,
Об к:5твг"сувсем ¡:ас периоде даз? цешнй осэдсния рукописные труди Ажзда Дс^жза, А'бдала Азпка Со:/л Вус?оня, Г>,рзс Салкмбека, фха?2мз.ца Шарифа (Сздр Зия),Корк Рахквзугяо Р^.-ора (Бозех) «Хвиедс BiEOjysa и других. яктаъиура
о Eyxar? овязакг с кузнями 'руссаия гсслоэ» к zsswí&ob, военных к зтяогртфоэ-йоотсковедов.В их сэсС:,:-ч-'~" содержатся сведения о госудзр-;т5зшом'ус?ройс?вг,о базарах,
об обычаях и .-.pare:; бухарцев,о худсаегсз»К!--р: Г'.гес-а:'. и Т.Д."
Специальное изучение традиционно!: культур*» и ücsycfiTca началось после Октябрьской ревохщ:-'!!.Первые гтубгнкгции о ::ультург Бухары принадлежат В.Е."'-г.~сяьду,о художественных ремеслах И.И.Корнклову, с5 apru-'^v-cHEX чшггаиопх В.Н.Шга-кицу.й.й.Реыпеп), Затеи московс. Б.П.Демизм 'и В.В.
Веймари в евзкх шеледозекиях.п-..•> "¡rnrsx соаэтскоу Востсау дали первые :мхусг5ГЕЭэедсе<г:ие ряда архитектурам
памятников и изделий декоьатквко-пр;~зз,г,ка?о
После Отечественной войны з Тзгзсентг Институт искусствознания и Цузей йекуссгв Узбекистана гонялись систеиатиисгга изучекгеи культуру и искусства Реслублгаи.Огтубдасаадкиэ их
каучкши сотрудница;.:« иокографии и альбомы эалоакаи оси о су длл изучения народного.творчества кая самостоятельного явления в ксвусствз Узбекистана,.
Создвийкй в последние десятилетия научные труды в публикации Г.А.Цуг&ченховой, Л.И.Ренпеля, Р.Х.Т&ктапа, А.Р.Умарова, Д.А.Фахретдиновой, Г.Екахмудова, Н.АСдулдавва, А.А.Ханимоьа, А. Эгаабердыеза,З.И. Исмаиловай, Н.ЗнганшиноЯ, Л.В.Шостко.В.Л.Лако-есхой.Г.Бабаасановой.К.Ахмедовой и других посвяцзны исследований пройдем древнего и современного, изобразительного к декора ?ивнэ-прикяадного искусства.В их труда5 напли отражение проблемы влияния традиционной культуры на современное изобразительное искусство Узбекистана.
Однако формирование и развитие изобразительного искусства Бухаря П~й половины Х1Х-БХ вв. и влияние на этот процесс традиционной культуры в узбекистанской искусствоведении не изучено.Имеется несколько статей обзорного характера о оворчесгь-отдельных современных художников Бухары в республиканской и об- дастной печати.Изучение такого сложного периода как П половина XIX - нач.XX вв. вызвавшего значительные исторические изменения в судьбах культуры народов Узбекистана,на сегодняшний день приобретает особую значимость.
Актуальность темы связана с неиэученностыэ богатой и самобытной художественной культуры Бухары данного г<: иода,оказавшей ааметное воздействие на развитие творческих процессов в искусстве Узбекистана.
Исследование этой темы в сравнительно-сопоставительном контексте социально-политических и художественных процессов
3.
играет важную роль в установлении общей периодизации развития искусства Узбекистана. Актуальность темы связана -также с таким ватаым процессом,ках рост национального сшосознишя.в ресуль-
I
тате которого худогнкги республики з с по см творчество начали обращаться х культурному наследив своего народа,традициям родного края.
Богатство исторических и культурных пластов древнего города составляющие один из главных источников творчества бухарских художников,в этом аспекте представляет научный ннзерес.
Цели и задачи исследования. Целью исследования: яв-г^-зл определение путей формирования и развития изобразите-лькс,--искусства Бухары начиная со П половины XIX еплотъ до 60-х г.г. XX века и характеристика особенностей влияния традиционной культуры (народное искусство,фольклор и т.д.) на этот процесс. Исходя из этого нами поставлены следующие задачи:
- выявление неизвестных ранее произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства Бухары П половины Х1Х-ХХ в.в. их искусствоведческая интерпретация;
- определение влияния народного мировосприятия и фольклорных традиций на миниатюрную живопись Бухары П половины Х1Х-нзч. ХХв.в.!
- исследование процесса пласт?• поисков в творчестве первых русских художников,работаете J Бухаре з нач.ХХ в.;
- характеристика первых мероприятия Бухарской Народней Республики в области культуры и искусства (1Э20-1524г.г.);
- изучение процессов формирования станковой живописи и скульптуры Бухары 1970-Э0г.г..выявление художественных принципов интерпретации традиционной поэтики и культуры бухарскими худо::-
ни::ел:;: и сгщглшторсмн.
Методику исследования составляет сравнительна историко-культурный анализ, искусствоведческая характеристшса и сценка произведений.Автор тцательно изучив источниковедческие труди,а такяе работая в Центральном Госархиве Узбекистана,в Бухарском областной архиве и архиве Бухарского Государственного Архитек-турно-худо-ественного музея -заповедника пользовался методом сравнительно-исторического исследования.
Автор не ставит цсльз охватить все произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а сосредотачиваем свое внимание на этапных,наиболее характерных к похазатель-ннх произведениях народом* мастеров и художников исследуемого периода.
Научная новизна исследования состоит в следу&цем:
- в диссертации впервые в искусствоведческой науке республики изобразительное и декоративно- прикладное искусство Бухарь-П половины Х1Х-ХХ вв. рассматривается в конкрексте традиционной культуры региона как цельное и единое худокественное явленна;
- в диссертации впервые использувтся неопубликованные в
■1
печати материалы,относящиеся к 20-30 и 60-60 гг., а такке дается их научное толкование;
- Дается новое толкование творчества отдельных бухарских миниатюристов и художников;
- впервые делается попытка выявления художества - ых особенностей развития изобразительного и декоративно-прикладного искусства Бухары П Головины Х1Х-ХХ вв.;
-делается попытка рассмотрения современного изобразительного искусства Бухари как самостоятельной художественной школы;
-результата исследования позволял? по-ново:.!у рассмотреть проблему влияния традиционной культуры (фольклор.народное искусство,архитектура, и'т.д.) на нетрадиционную (яивспись, графизга,скульптура). Это имеет оссбуэ значимость в методологии искусство ведения.
Практическая ценность состоит в тем,-что авторам вводится в науку обширный и во многом некзучентЯ материал,зоторкй позволяет более широко исследовать эту проблему в искусствоведении.Он иояет исполнзоваться на лекциях по истории и кутт*- -туры Узбекистана,на теоретических и практических зэн.тп'лх гкз-- ших и среднеспециальных гурагествгнннх учебных газгйен.:.."*. Автор а течение последнего десятилетия пироко пользу^ .¿я ..этгс.:и материалами на лекциях по курсу "История изобразительного*-^ искусства" художественно-графического факультета Бухарского Государственного университета.
Апробация ваботы.Основные положения диссертации излозе-нк в ряде опубликованных статей,а так.ге в докладах на двух республиканских и научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава Бухарского Государственного университета.Работа сбсуядена на заседании лтдела декоративно- прикладного искусства Научнс-кссдедсватз.тьсг'сого института искусствознания Министерства по делам ".¿- "'СР- Республики Узбекистан.
Источником исследования :\.;.л::гся лрокэзедвния,декоратиэ-но-прпяладаого и изобразительного искусства Вухари П пол.XIX-XX вв. .хранящиеся в экспозиции к фондах Бухарского Государственного Архитектурно-художественного ацгзея-заповедиияа и з его филиале "Музей искусств",Государственном Музее искусств,Госу-
дарственном иузеэ истории и культуры народа Узбекистана имени Айбека,Института Востоковедения имени Абу Райхон Беруни АН РУэ, материалы центрального республиканского Госархива,Бухарского областного архива,а таэдке беседы автора со старожилами города, с народными мастерами,художниками и его личные наблюдения.
Объем работы: Диссертация состоит из двух частей: текстовой .внлзочапдей две главы основной части, введения и заключения, приложения и иллистративной.включахщей более 100 черно-белых и цветных фотографий.
ОСНСШОЕ СОДЕйШИЕ РАБОТЕ
Во введении обосновывается выбор темы исследования, научная новизна и практическая ценность,определяются цели и задачи диссертации.методологические принципы исследования.Краткий библиографический сбзор освящает степень изученности поставленной проблемы.
В первой глава - "Декоративно-прикладное и изобразительное искусство Бухсры П половины XIX - начало XX в.в. и влияние традиционной культуры" - дастся краткая история Бухары, рассматривается состав народов,населяваих Бухарское ханство в исследуемый период.
В диссертации отмечается,что в результате политической и знноакческой стабилизации (середина XIX века) наблюдается заысткьЗ! культурный подъем п ханстве,кочевые народа .ереходят на оседлый образ жизни.появляются новые селения,усиливается связь оседлой и степной культур.В ханстве основное население составляли узбеки и таджики.Помимо их здесь проживали арабы,
р^ганцы,индусы,фарсы,евро«,татары и другие этнические меньшинства,Н-смотря на ограниченность их деятельности участив их в общественной и культурной "низин города было заметит*!, 3 ото? период развивается торговля,появляются новые торгогые пути. Бухара поддерживает тесные культурные и торговые связи с. Индией, Афганистаном,Ираном,ТУрцие!1.Китаем.Россией.
Оживляется строительство.возводятся большее количество культовых и общественных сооружений,загородных дзорцов и т.^, Хотя следует отметить,что они по масштабам и художестве:;;.и..-;;/ убранству заметно уступают сооружениям ХУ1-ХУП вв.
Представители духовенства и интеллигенции стреми-
лись сохранить за Бухарой славу центра мусульманской вульсуры Среднего Востока.Появляется целая плеяда талантливых и всесторонне одаренных представителей культура..Многие из них тонко разбиваясь в восточной поэзии .музыке, в совершенстве владели различными видами художественных ремесел.
Тесно связанная с жизнь» народа,его образом тазки,проявлением его культуры,декоративно-прикладное искусство было самым массовку- видок народного искусства, схватывая всех представителей слоев сбщества.Наряду с фольклором,музыкой,танцем,поэзией,являясь результатам коллективного тге . оно отражало чувства и юа-
ли,мудрость,творческое масч-гргс-т1» .. рода,его поэтическое восприятие зкзни и природы,было сам-г-т массовым видом искусства.Но П-й половине XIX века декоративно-пргалгдное искусство Бухары было ■ разнообразно по своим задам, материалам,цвету и • декоративна приемам. В них ярко проявлялся через призму традиции творческий - по черк народного мастера "усто".Созданные,исходя из формы и практического применения,орнаментальные композиции характеризует-
ск свободной симметрией, уравновешенностью,расчете:.; восприятия с дальних и близких точек зрения.
После установления протектората Россия над Бухарскки ханством (1867) начался пиоокий ввоз в Бухару русских фабричных изделий,материалов,красителей и т.д. 3 результате этого все виды декоративно-прикладного искусства оказались в условиях несткой конкуренции.Основанное на кустарном производстве,декоративно-прикладное искусство Бухары подверглось тяжким испытаниям, в результате которого в нем лроизозли негативные изменения, сказавшиеся на качестве выделываемых мастериц изделий.Некоторое виды не выдержав конкуренции к началу X); в. вовсе перестали существовать.Это художественная обработка коки,производство ковров и т.д.
В работе отмечается,что-во многих видах декопативно-прикладного искусства этого времена наблюдается частое использование зоо-оркитомоорфньк мотивов в менее стилизованном виде.
Изобразительное искусство Бухари П половины XIX века представлено миниатюрной живописью ученого и поэта,художника Ахмада Дониаа и его последователей.В диссертации делается попытка рассмотрения творчества Дониша с новых позиций.Если предшествующие исследователи считали их произведении и в целом культуру этого периода находящимся в состоянии упадка,то ми пытаемся дать своо толкование данной проблемы.В диссертации привлекаются карикатуры Ахмада Дониша,которые находят прямые пардлг ли с городским фольклором,с сатирическими эпиграммами.
В конце XIX начало XX века наблюдается пакетное оживление изобразительной деятельности п Бухаре. 11 мини.чтарах появляется пародий фольклорный стиль,что внрадастся в выборе темы,ком-
позиции,в одежде и укразениях,а такие в типат.се.
На активизацию изобразительной деятельности оказывали слияние не только созданные на месте мин натори, но л привозные з больно?.! количестве рукописные книги из Северной Индии.Та;: не бсльиоз влияние ка этот процесс оказывали иллюстрированные литографские книги,рисунки из периодической печати,привозимые у.з Калькутты,Бомбея,Тебриза,Баку,Казани,Стамбула,так печатавшиеся на месте.
В работе отмечается,что лерзае русские художник;*, ас :-вились в Бухаре немного позже чем в Туркестане,в 1910 гг. :,v. В отличие от сеоих туркестанских коллег,которкэ пксрля а основном отнотематкческие картины,они в Бухаре писали только портреты.
Анализ портретов в диссертации прогэдэтсл з двух аспек-тах-нсторическоя и художественном.Созданные представителями Иосхсрской к ".гтербургсхой г»ол живописи, аи: портрета дао? пример адаптации художнихоз к места»! усгозита.Зто зачетно в стилистике письма - некоторой декоративности цззта,плоскостному изобрагениз фигур,нарочитой эсстылостч поз.
Созданные разными pycc:':r.t:i худоатиноми эти портреты не однозначны по своим худс;:ес;*-^с.естпя.н.Однако,являясь первыми станкокзда произведения •» ^.»-.¡С-вами з Бухаре,эти произведения бы заложили осиогу для формкросгния и развития послереволюционного изобразительного искусства.
Таким образом,искусство Бухары зтого рреыени пропло 2 этала.1 этап - Л половина XIX зека,когда основной формой изобразит?.":: .--ого искусства являлась кгпытагаая влияние народной ггульт:"^;.; гглнизтерная жизозизь.ярхкы предстгзиселвм которой
был Ахмад Донга и его последователи, П этал приходится на конец XIX - начало XX вэка.знакецупций собсй процесс усиления влияния русско-европейской куамурц и появления новых видов искусств.
Вторят глава- "Формирование и развитие изобразительного искусства Бухарк 1920~1980г.г, охватывает три важных периода.
Первый период связан с культурой и искусством образованной Бухарской Народной Республгаи (1920-1924г.г.).В диссертации рассматривается первые мероприятия Народной Республики в области культуры и искусства,охраны и реставрации архитектурных памятников, организации скол,библиотек.театра и музея.
В работе отмечается ..что после установления советской власти в Бухаре началась идеологическая борьба,методы которой были выработаны и применены в послеоктябрьской России.Особое внимание уделялось агитационно-массовым ^идам искусств.Прибивали агитпоезда,привозили б большое количестве т из России агитплакаты, которые не читывали местные особенности.Для создания плакатов начали привлекать народных мастеров.Одним из первых народных мастеров создавших агитплакаты был Набн Хафизов,который имел дореволюционный опыт фигуративных росписей.Его плакаты "Платите налоги!","Коммунизм - это огромный кооператив. Наи,запишись в него!" ого плакаты по манере исполнения близки к фольклорной миниатюрной живописи,а плакат "Кооперация -путь к коммунизму" удачно сочетает русский и арабский шрифты.
В работе отмечается,что наряду с агитационны!.«, .лакатами важную роль играла газетная графика,издаваемая сразу же после установления Народной Республики газета "Озод Бухоро" ("Свободная Бухара") на своих страницах начала печатать рисунки на самые злободневные темн.Б диссертации дастся анализ этих рисунков,делается попытка установления личности их авторов.
П.
30-40 годы является вторым этапом развития изобразительного искусства Бухары.
После национального размежевания и переноса столицы э Самарканд,а затем в Тапхент,произошел отток из Бухари не только русских художников,ко и многих местных представителей культуры. Это привело к торможению процесса формирования изобразительного искусства Бухары.
Отмечается,что э Бухаре в это время наеэдаыц работали
A.В.Иусуп5в, А..И.Волков,А.Н.Николаев Сусто Цумш) .В.Еремки,
B.М.Уфимцев.М.И.Курзин, П.П.Бекькоз и др.Неповторимый облик древнего города,его архитектурных памятников и ладей,носителей вековых традиций оказал-^ заметное влияние на их творчество.
Сыгравзая важную роль -в становлении современного изобразительного искусства Узбекистана эта плеяда. худо.чникоа стремилась в своем творчеств«? раскрыть своеобразие жизни города не средствами описания внешне!} стороны,а выявлением их внутренней атмосферы,их образно-эмоционального своеобразия.Рассматривая традиционную культуру Востока как самоценное явление,они в своих произведениях синтезировали ее с жньсписной традицией Запада. . Особуя роль в этом направлении сыграл художник К.П.Бельков.
Отмечается,что впервые приехав в Бухару в 1928' году худотаик бил покорен неповторимым обликом древнего.города.Здесь а 1928-1930 годы вырабатывается его творческое кредо,опирающееся на традиции русского реализма.XIX зека,импрессионизма и органично ппитавшогепспецифику национальной реальности.
В работе рассматривается творчество Н.И.Нурзина,творчество которого связано с Бухарой 1930-1940-х годов.Несмотря на трагичность судьбы,п Бухаре он продолжает создавать небольаие
пеЯзалси и портреты.В пейзажах древний город предстает живым свидетелем,носителем великой хультуры.з котором человек и окружающий его мир с ел ей материальной к духовной сущность» неотде-"71 ИМ.
В портретах,изобрахакщих известных народных мастеров основное внимание уделено духовной ккзни.Важным моменте;.: этих работ является стремление отойти от Енг описательности и литературных приемов,реализовать содержательные и. экспрессивные возможности пластических средств ¡ливсписи.
В диссертации делается попытка рассмотрения творчества последнего миниатюриста Бухары Садриддика Поччаева.как целостного явления в традиционной культуре Бухары 1930-1940 годов. 3 иллюстрациях к классически.! поэмам восточкюс авторов он продолжает традиции бухарской школы миниатюры последнего времени. В миниатюрах на современные ему темы - "Сбор хлопка"."Выборы", архитектурные пейзажи Бухары,в традиционнуа нивэпись худокник пытается вводить элементы стглкоБОи «иаописи.В серии/посвященному мизни и деятельности великого узбекского поэта Алииера Навои худояшик исходит из народного представления.«каления.
В работе отмечается.что с конца 1940 годов до начала 1970 годов в изобразительном искусстве Бухары наблюдается спрзделекный закууы.который несколько восполняется яивопьсными работами любителя,народного мастера -орнаменталиста Хасана Еабаева.ливописьа качал заниматься еще в 1920 годы,обучаясь в Москве в кустарно-промышленном училище.Всерьез живописью начал зсшиматься в 1960 годы,создав серии исторических архитектурных пейзажей,ке яиаенньос определенных худокественных достоинств.
Третий этап - раэви". изобразительного искусства Бухары падает на 1970-1960-е '\v.-i к связан с творчеством местных художников и схульптуров.
Ь диссертации отмечается,что современная живопись и скульптура Бухары этого времени является неотъемлемой частью изобразительного искусства Узбекистана.В ней можно проследить некоторые основные тенденции развития искусства республики I970-I9K) годов.Однако,творческие принципы их произведений основываются на традиционной культуре Бухары,что придает их произведениям неповторимое своеобразие.
Интерпиотация традиционней культуры выступает в?>!п'м факторог.: пластического своеобразия творчества бухарских художников. _ _ .
Основанный на реалистической живописи натурно-воспроиз-подящий способ отображения был характерен для молодых художников Бухары 1970 годов.Начиная с 1УШ годов у катдого молодого художника начинает формироваться самобытная концепция осмысления и творческого освоении древних пластов традиционной культуры.
Осм".:слеш-.(. ду7;лп:ю-нраиственных истоков традиционной культуры определяет характер творчества Баходира Саломопа.а работах которых портика сельской жизни,неразрывное единство человека л окру..-:;:ацеЙ природы является спределяпцши гуотивами. Острое.чупстпо современности,ритм. и скорость нашего врсненл сочетаются с местным национальным своеобразием о творчестве у.мпоппсца Лсяда Бариаова.В ?го работях на те^ы экологии остро .чцущаются проблемы связи о древними пластами традиционной культуры.
Постижение и осмысление духовных корней своего народа, родного города,олицетворением которого является архитектурные памятники,мотивы улиц древнего города характерны для творчества. художника стихийного темперамента Ыузаффара Абдуллаева.
На ассоциативном освоения культуры Бухары,преломленной через современные мировосприятия основано творчество Зелимхана Саид&анова..
Творчество Нисона Бабаева являет собой пример пластической стилизации бори традиционного искусства,которое становится средством формирования живописного по :черка художника.
Характер поисков художника Азима Хазратова основано ¡¡а рационализме,законченности живописного языка,целиком посвящено варьированию мотивов родного города.
Атмосфера традиционной культуры Бухары является кивым источником идей,образов а мотивов и таких молодых художников кал Бафо Барнаев,Цухктдии Бакаев,Рахмон Лвезов,Эркин Джураез, Юддгш Эгам о3 и доугкх.
Сяохивзийся в середине 1960 годов скульптура Бухары начала развиваться в двух руслах.Зто традиционно-академическая скульптура и связанная'преимущественно с декоративными поисками -пластика.
Традиционно-академическим направлением характеризуется творчество бухарского скульптура Хамро Зоирова,работающего в основном • портретном ганре.Он является такге автором ряда монументальных памятников б Бухара.
Динамично и мобильно работают группа бухарелих скульп-туров Еахрсм Гулов-,Курбон Норхузаров.Улааи Уракоь,В художественном оформлении архитектурных интерьеров и создание монуиен-
тально-декоративной скульптур.: они выступают как авторский коллвя-" тив.В станкоюх произведен;,ят из них проявляет свой под-
ход к реаения пластических средств,обладает определенны?.! кругом тем.сбразоп и мотивов и свой преобладаний материал -шамот.
В работе отмечается,что при разнообразии творчесяого по. черка,видения,свободное и осмысленное обращение к поэтико-метафорическим приемам,истоки которых коренятся в мире эпических и фольклорных пластах местного происхождения является признаком общности кх творчества.Очевидно попытка на основе традиции современной (особенно Прибалтийской у Норхуразова и Уряжова) скулк?-птуры интерпретировать традиции древней узбекской пластики.
Подчеркивается обращение бухарских скульптуров к традиционной культуре,будь то доислдоская скульптура или народная игрушка5они в своем творчестве стремятся найти в них высокий нравственный смысл.
В заклпчении в соответствии с поставленными целями и задачами сделаны следущие выводы:
-Традиционная культура Бухары П половины XIX века была на подъеме и продолжала высокие традиции предшестцущих эпох.
- В результате политической и экономической стабилизации к серед.XIX в. происходит процесс активизации народного самосознания. Ото Отчетливо выразилось а народном декоративно-прикладном искусстве,фольклоре.миниатпрной ЖИВОПИСИ. в
- После установления протектората России над Бухарским ханством п традиционной культуре Бухары оцутцается усиливащеяся влияние русской культуры.Ото влияние имело двоякое значение - с одной стороны приобщение к новой культуре во многом обогатило ео, с другой в результата массового ввоза русских фабричных товаров
привело к негативный качественным изменения!! традиционной культуры.
- В конце XIX начале XX века наблюдается активизация изобразительной деятельности в традиционных видах - в народном декоративном прикладном искусстве.усилнлрсь стремление к конкретной изобразительности и обогащении системы орнаментации введением новых мотивов»образов,подсказанных дейетвительностьа. Определенное влияние на этот процесс оказали иллюстрированные книги и печатные издания»привозимые из Индии.Турции,Ирана,России,а также печатавшиеся на месте.Во многих случаях это нару-паао остетическуа природу фаршировавшейся векам« образной системы народного искусства.
- Приехавшие в Бухару в начале XX века русские художники в своих работах стремились к отразенш местного, колорита.Это выразилось в стилистике их письма -к нарочитой застылости поз, декоративному звучанию цвета,плоскостной, передаче фигур. л
- С установлением советской власти в Бухаре искусство все больае оказывается под влиянием новой идеологии.Появляется и становится ведущими новые формы искусства - плакат,газетно-гурнальная графика,позхо скульптура.К новым видам изобразительного искусства привлекаются народные мастера,которые в своем творчестве стремились органично:» сочетать, традиционную культуру к нов-^ые веяния.
- Еухара,ее атмосфера В 1920-1930 годы оказала заметное влияние на творчество таких художников как А.З.Иусупов, А.И.Волков,А.Н.Николаев (Усто Цумкн), В.Еремян, В.М.Уфимцев, Ы.И.Кур-скн,П.П.Ееньков и др. Важная сторона их творчества рюго времени закликалась е том,что они в своих произведениях.досижения
европейской живописи органична сочетали с ссмксяешгым восприятием местной национальной ,н,с творческая освоением ее традиций.
- 3 1930-1940 годы в Бухара работал последний миниатюрист Садрнддин Поччаев.В иллюстрациях к классически« поэмам восточных авторов он продолжает традиции Бухарской школы миниатюры позднего Бремени.В миниатюры,выполненные на отдельных листах
на современные ему темы,он стремился гнести элементы современной кивоп^сн.Творчество миниатариста Садриддина Поччаева важное явление не только з изобразительном искусстве Бухары 1930-1940г.г.,но и всего искусства Узбекистана.
- Творчество современных художников и скульптурсз Бухары неразрывно связано с общим. ряз-зиткем изобразительного искусства Узбекистана 1970-19С0 г.г. Однако основу творческих принципоз бухарских художников составляет богатач трлдодионная культура Бухари.
- Несмотря на определенные черты общности их гзорчяства проявляется и индивидуальное мироощущение,собственное видение каядого 'из них.Одних привлекает сельская тема с се неторопливым течением жизни,гармоничного слияния людей и природы,других-острое чувство с^эргмснности.ритма и скорости нашего времени, третьих -бесконечный мотивы древнего города.
- В бухарской скульптуре четко наметились две тенденции. Это традиционная академическая скульптура и новая,с вязанная с появившимся в 1970 годы пластическими поисками декоративной образности.Цдейно-концрптуяльнал основа этого направления пластики состоит из поэтико-ромамтического.^илософско-аллегоричес-
кого и фолькдорно-иронического осмысления действительности. Их творчество характеризуется интересом к декоративному началу и традициям народного искусства^творческому освоению пластического наследия Узбекистана.
- Творчество Бухарских художников и скульптуров 1980г. с определеннши образами и мотивами .творческим освоением культурного наследия своего края дало основание говорить о сложении своеобразной школы еивописи и пластики Бухары.
ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ СЩЩЩЕ РАБОТЫ:
1.Использование местного материала в курсе "История «
искусства художественно-графического факультета .(Республиканская научно-теоретическая конференция учителей изобразительного искусства .черчения и труда. Май ,1584 г. Андижан- I п. л.
2.Вступительная статья к-каталогу выставки группы *
бухарских художников (яиво.тись и графика),Бухара,1986,0,6 п.л.
3.Бухоро Шарк казо^ири.(Совет Узбекистони саньати"$ 3, 1987 , 0,6 п.а.
4.Вступительная статья к каталогу выставки молодых зудоянгагов Бухары.Бухара, 19Ш, 0,5 п.л.
б.Бухоро ^айяалтаршлиги ва хал*; маданияти(Саш>ат № 5
1991, 0,5 п.д.
6.Садр?дрин Поччоев иходадан ла®;алар (Навцирон Бухоро
9-5,1992, 0,4 п.л.
7.Тасвирий саньат дарсларида Бухоро саньатини урганвд
(Соавторы 2_Ядгарог,С.Абдуллаев).Навцироя Бухоро,К,1992,0,2п.л.
б.Цуза.'йар Абдулжаев образлари дунёси.Навкирон Еухоро-0,4 п.л. (в печати).
тлдщот::;; -г Н^КАЧА БАШ
Бакарилган упбу илмий таг пк,: муаллифнинг сунгги 10 лил ичидэ олиб боргзн изланитлаонкикг махсулидир. Диссертация кирип, асосий ихки боб.хулоса а.Ч2л,,ёглар руйхзтидан иборат.
I бос - "XIX. аср иккиич1' ярм» - XX аср ботларида Бухоро халк амалий-ва тасвирай санъагининг хусусияглари ва укга хал^ маданияпши таъсири"да Бухорони к;ис^ачз тарихи,халк;лари гаркиби, кушни щмлакаглар билан аньанааий изданий алокалари келгирилган.
Боб да бу даврда хонликда сиёсий.икгисодий баркзроряик юзага келион кагижасида халк, онгини Г'сиак,уни жзмият хзетидэги фаолли-ги цайд килади.Бу холни таьсири анмнатлй иаданият-амалия-безак саньагида, огзаки и«одда,мусик,э за тксда.миннатрада сезилади. Бу давр маданиятинянг ёрк;ин валили олич вз мутаффакир.аоир зз рассом А^мад Донио вз у ни издоззлари ккодида уз аксини гопган.Му-аллиф улар нкодинч хзлк иаданияти таъситзи нук,таи-наз*.рйдан урга-нишга ингилган.
Тадчицотда Россия Турк^дтопни босиб олиб,Бухоро хоилиг» ус-гидан протекторат урнатгач, купни Парк мэмлзкзглари билан маданиЯ алоцзлари сусглашиб бориши, рус-европа маданиятини таъсириии оргиб борганлиги кайд к;иликади.Бу таъсирни таобий ва салбий токонла л мавкуд.Бир томонд»н янги мэданияг билан таниаиш ма.^алтий "яданадт-ни бойигган-ва иккин1;;! томондтн,онмавий гарзда рус саноати мах;су-лотларини бу ечга ке.>;гирилили напмасида анъанаьий мзда ни я г да салбий узгапишларга олиб келганлиги курсагилган. . •
Бобдз XIX аср ах-лп - XX аср боиташда Бухоро анъаватй мада-ниятида тзсвирий фюлият к,араб чи?;илгпн.Бу даврда гасзприя фчо-лиятга цу и ни мзшшсаглардэн келгирилган вз гау ерда чоп згилгзн топбосма кигоблар аз магбуог расмларй таьсири оргиб бориэи нати-жао.ида,^эй<, фольклор услубими оззга келганлиги ^аЯд цилинган .Халк, амалий-бззак санъатида безак унсурларинк реал образига „«ивляа-гани, зоп-орнитомор1> могиалэрга кучайганлитч^безак тигими-
ни атрофдан кузагилган янги обрчзлчр, мотив лар билан бойигани ку-загипган.
Тад^ик,отда XX аср бмларидз Бухорога кзлиб ижод цилган даот-лабки рус рассонлари ияоди тх,аоий папоитга моолашила™ ну^таи назаридзн упганиим >;арчкат ^илинган ва улазминг дасглабки санъат-шуноолик пилили берилган.
П боб 19^0-193^ йилпч пдаги"Бухоро тасвирий сз1гьатини опклла-нили на риволи"- уч мухим бос!\ични уз ичига цзмоаб олчди.
Ьипинчи 1дзт) Бухоро Хал к, Респубяжаси мадакияги ва сзнъати б клан боглик.Млоа Хал к, Респусг.-касанн бу борадаги дзсгг.абви тадбирлаои ,акн»иав!\-; йулмагак санъат(?аргибот алвонлзри.рузкот графика о « ва б!уз!с*язр)ту разряда оус таесомизри цатопи мах,алгкр, хал;; усгалаоининг ишгквоки ва улагярзтгзн асарлзрнинг Садиий га^лиди "бзрилган. ■ •
- 'Лккинчи кявр - 'I930-'j0-йилларда Бухорода турли муддатда иод к;и~."ан А..Б.,Лусунов,А.И.Волков,Г.Н.Н'.'|Китин,В.А.£реиьян,В.М.Уфим-чзв,М Л'.Ку?зич,П.П .Беньков ва бошкдлар ижод;". билан боглич.^ади-мий иа^ар ва унда'яиаёггак киамлчп ^аёги улар ияодигз сззиларли гаьсир цилди.Бу гаъсир хусусан П.П.Бзнькоэни 1923-30й.ю М.И. Курзикня 1930-^0 йиллардзги асарларида кузга таяланади.Улап ижо-дкни "Бухоро даври" рус-европа маданияги асоскла миллий анъана-вий маданиягни англат.уларш муитаглклаатприз му^им а>;амияг касб згэдл.Тадки^огдз бухорсмик сунгга микиагврачи-мусзвзис Садрид-дин Поччага ийодиий агрофляча уртчшмгз уринилгак .чозрларини тзхлили берилгак.У киианинг ижоди нзфацат шу'давр Бухоро мала-ниятида,балки:-', tito ?зб exits тон сзньатцда бадюШ *одиса ся-рэгида бахолзнгзн.
Бухоро гззвкрпЯ санх-а г::н;: уччнчи бооничи 1Э70-80 йи лларда ^ ижод цилган ка>;зллий рзсеомяар ва ^айкаягароялар ижоди бияан бор лик.'/ада уларчикг анъаназий каданлятга муносабаглари мзсала-лари í-^арзб чикилгак. - . . .
Хулосада асосий натеки ар баён этилган.
Илчий манбаанияг асосини XIX аор П ярим-ХХ аср Бухоро халу,-амзлий за гзсвирий сзнъаг асарлари тагакил килади.Тадк^от илмий натижаларкнинг долзарблиги ва ячт-илиги к,уйидаги.лардан ийорат:
- саньатиунослихда бирикчи марогаба ургаяклаёгган дазр Бухочо анъзназий надзнияти бз тасвирий санъаги яг.лит бадиий х;одиса си-фатида rçapao чинилаЛи ва гаргиб ^илинзди;
- диссэртацияда 1920-30 ва 1960-80 йиллзрга оид.мутлз^о янги, мзтб,уогда эълон килинмаган маггриаллар келтирилган ва ул*,рга таджик, контекстида илмий гал^ин берилган;
-' туели''даврларда Бухорода ижод'дога» расоомлавиинг иходига анькавий маданийг таь'сири мзсалзлари ёритилишяга ури'/илган;
- ^эаирги замон Бухоро гзсвирий санъати муайян услуо, рбраз аз мотизларига эга булган бадикй 'какг'зб сифатйда бахоланио, гаприб ¡силиаган.
T'.ii." -Atvli i-3 the rasul' author"a investigation
in tha of fir.2 art? •-<"» "he ton years,,
Zr. the first chapter: t.m author deala v.-Itli -ho decora-tivs 1 ipplio-i art oi- 3u;cJ:.ti*si in tV.2 Jisor.i of tho
tver.th sag tin bacinriii.- of the frsatisSIi oor.turio-J.Hero ib& author :peal:3 about the short history cf Bukhara, .'.tout e™ir?tj mi \t: oultural tis3 -.vita other :c^"trio:;.7raJ.itiauai culture dscor-itivc and applied art ..felklcr j and tho miniature paint In 33 have been^levelopcd in 3'.ikliara.0ne oi tlio representatives of trr. iiticr.al culture is thJ ta]onto<l scientist, poet ,ani arti3t A'.rhread Dorrioh.
Ihe author of tho work tries to appraise his creative work at its true ".crtli proceeding fro::.the national character of tho poet's iieaa.
After the entabli'-inaeilt of the protectorate in 3uhhara tho traditional culture tics with the nearest Eastern, cour.tzv.-ea weakens but tho onflucnce of r.ucoian-Suropean culture grow: more and more.It wao reflected by chances in the way of li ? 3okharan people and. in their culture.
The author .T.^ntions that the Suasion culture had positive and negative ir»"l.ieneeo on the traditional culture oC Bukhara as a result of prevailing of thin new culture over the national one,;:-..: _attor wan enrichenod.
But a3 a result of the mass importation of manufactured goods which competed with local hnud-nade itema there wro qualitative ch^n/»,'3 in t'hu traditional culture.By the beginning of tho twentieth century,thiu pi-oceca led to tho disappcnranca of some of the distinctive cultural artifacts.Tho author &.I00 oaya that during thio period tho de-'olopuant of decoration activity in the traditional culture in observed.
Imported illustx-ated books,publications frora Indonesia, .vr;;a:'toti\n,Irrji,Turkey,Russia ( and those published here 7 in -rLu.:no.ed tiv traditional culturo very much.
This-. ehnnter fjo.i.'i on to dr-ncribo th<- arrival of the t'lrnl bin >il-I isiUtt and the adaptation of th-ilr craativj work wiuiuu;..' of local Cuadi tlorin.
n in ra-nU'oated In U10 style of loual paintings. '.'h>> neoond oliupter "Tho Porm/itinji'mid the Development of the n.;:;o,rntivrt Jlrt In Bukhara lis 1920-19R0 included the dia -joii-
on of three important periods.This chapter looks through the formation of non-traditional Kinds of art (that is posters , ths decoration of the town for holidays?."he folk masters 11a-bi Khafizov and Sadredin Pacheyev painted posters.
* The second period J3 connected with the artists
who arrived in Bukhara and worked in the thirtieth end for -tieth oanturias,' The town with its unique appearance and people influenced the creative woz-k o£ such noted as A.V.Isupov,A..I. TclkGv,G.IwIIikitin,V.Yere3yan,3.;j.Ufimtey,!J.I.7.ursina and F.Ben-yakov.This influence is especially noticed in the works of P. P.Senkova.The important sido of their creative work is connected Tri.th the traditional Russian European culturo with the national'one.
The author analysoó the history oi" miniatures and illustrations of the classic poeas of Eastern author;! and miniatures, The creative .work of the folk oasters of jewellers and miniatures Poc.hoyow is famous art' during this period, in Bukhara but in ths Republic as well.
The thiri period ox the development of art in .Bukhara is connected with the creative work of young local ar iists onü sculptors end their attitude towards traditional poetry. The creative "work of Bukhara artist." and sculptors, of the seventies and eighties .is- connected with "the development of Uzbekistan i.- this' period. But the rich traditional culture,the'atmosphere.'of'Bukhara, are; the basis-of. "pretive principles of that period which influence ±he'traditional culture as well
The 'Bukhara plastic-art is developed■ in spherj of ■¡raiitloaaliacadenic-'aad decorative arts.Ths ideological ba3is of "She decorative art includes the poetic,romantic,philosophical, -allegorical and folklore-ircñácal comprehension of reality.
Tha creative viorks of 3okharan artists and sculptors f'ur-jng the seventies and eighties mastered the-ancient trwiitio-nal culture of 3ukhsra with their style of work and rcotifs.lt dives U3 the "chanco of:speaking about - the formation of che artistic school of paintings,and;plastic art.