автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Роман Ахмедхана Абу-Бакара "Манана": комплексный анализ
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Магомедшапиева, Гидаят Камалудиновна
ВВЕДЕНИЕ.:.
ГЛАВА I. Социальный быт горцев и революция как объект изображения в романе А. Абу-Бакара «Манана».
ГЛАВА II. Хронотоп в романе А. Абу-Бакара «Манана».
ГЛАВА III. Система образов в романе А. Абу-Бакара «Манана».
ГЛАВА IV. Жанрово-стилевые особенности романа А. Абу-Бакара
Манана».
Введение диссертации2010 год, автореферат по филологии, Магомедшапиева, Гидаят Камалудиновна
Народный писатель Дагестана Ахмедхан Абу-Бакар внес огромный вклад в отечественную культуру, о чем свидетельствуют многомиллионные тиражи его книг, изданных в бывшем Советском Союзе и за рубежом.
Он творил в поэзии, прозе, драматургии. Киносценарист и драматург Абу-Бакар является автором многочисленных сценариев к фильмам, пьес и либретто для оперы.
По замечанию Ахмедова С.Х., «в результате взаимодействия фольклора и восточных традиций с опытом русской и западноевропейской литератур в дагестанской прозе происходили благотворные процессы, выводившие ее на более высокие орбиты художественности. Лирическая и лирико-романтическая проза с самого начала выявила тенденцию к расширению художественных форм. В ней заметное место заняли этнографические реалии, контаминированный фольклор, книжные реминисценции» [1990: 31].
Принцип историзма по отношению к художественному творчеству является основополагающим. «Невозможно и немыслимо проследить и осмыслить логику движения литературы во времени, понять и оценить объективное содержание, характер и закономерности ее развития, не опираясь и не руководствуясь принципом историзма» [Гамзатов 1986: 11].
Обращение к историческому прошлому типично для дагестанских авторов, особенно во второй половине XX века: они старались осмыслить события, ставшие уже историей, с позиций сегодняшнего дня, пытались раскрыть социальное и революционное содержание истории, природу революционного характера.
А. Абу-Бакар последовал этой традиции в повестях: «Тайна рукописного Корана», «Исповедь на рассвете», «В ту ночь готовясь умереть», «Чрезвычайный комиссар», написанных задолго до романа
Манана». Сегодня можно утверждать, что творчество исследуемого автора стало важным этапом роста и развития молодой даргинской литературы, исторического романа в частности.
Путь даргинской литературы был достаточно сложным, что связано с постижением средств художественного мастерства, выработкой различных жанровых форм, а также идеологией советской эпохи. Дагестанские авторы нередко касались исторической темы, в частности революции, но решались эти темы достаточно стереотипно, шаблонно, как того требовала официальная идеология, политический режим, то есть историко-революционные произведения страдали обзорно-декларативным пафосом. Не лишен этих типичных недостатков и роман Абу-Бакара, как и большинство произведений литературы советского периода.
В течение многих лет сохранялось неоднозначное отношение к творчеству А. Абу-Бакара: либо его безоговорочно критиковали, либо им безмерно восхищались. Самая резкая оценка принадлежит В. Лебедеву, рецензия которого была опубликована в газете «Дагестанская правда».
Наибольший интерес для настоящего исследования представляет сборник статей «Ахмедхан Абу-Бакар: творческая судьба», включающий в себя труды Н.Э. Гаджиахмедова, К.Ю. Абдулатипова, С.Х. Ахмедова, A.M. Вагидова, Э.М. Омаршаевой и др. Исследователи, анализируя прозу даргинского писателя, изучают в его произведениях общечеловеческие мотивы, хронотопы, юмор, концепцию философии истории и человека, проблемно-тематическое и жанрово-стилевое своеобразие, классические и новаторские тенденции и т.д.
В монографии Ахмедова С.Х. «Ахмедхан Абу-Бакар» освещаются жизненный путь автора, истоки его творчества, а также романтизм и реалистизм его стиля. Отмечает исследователь и специфику стиля данного автора, его лирического героя, а также связь с горским фольклором: «Фольклорные мотивы в его произведениях как бы уходят в глубь художественной ткани, в богатый психологический рисунок героя» [Ахмедов 4
1975: 86]. В итоге Ахмедов дает следующую оценку: «Высокая гражданственность авторской позиции, стремление к острому сюжету (на грани возможного), к ярким и контрастирующим образам, к фольклорным мотивам, к метафоричности и образности речи, - таковы наиболее характерные особенности прозы Ахмедхана Абу-Бакара» [1975: 85].
Книга под редакцией этого же ученого - «Грани таланта: творчество Ахмедхана Абу-Бакара в оценке литературной общественности» - состоит из литературно-критических статей, рецензий исследователей, высказываний видных советских писателей, некоторых писем зарубежных читателей, опубликованных в советской печати. Общий итог этого сборника можно свести к следующему: «Писатель находится в постоянном поиске и в то же время он неизменен в чем-то важном, возвращается к тому, что уже найдено или стало составной частью творчества, его стиля» [1984: 6].
Статья A.M. Вагидова в монографии «Восхождение к единству» содержит аналитическую характеристику романа «Манана». Также отметим статью «Власть таланта», в которой А. Вагидов размышляет над творческой биографией А. Абу-Бакара, его нелегком пути в большую литературу, на котором' он быстро вырос из любителя в Художника, Творца. Литературовед анализирует отдельные произведения даргинского автора, отмечая следующую его особенность: «И реальные события, и реальные люди -прототипы героев - под пером писателя обретают черты обобщенных, типичных героев нашего времени» [2000: 396]. Ученый тонко подмечает, что герои Абу-Бакара не столько экзотичны, сколько национально самобытны, что снимает с них подозрения в ложном романтизме, и это принципиально.
A.M. Вагидов в своем труде «Социалистический реализм и развитие даргинской литературы» пишет: «Нелегко определить, что является главным в творчестве А. Абу-Бакара, потому что он обращается и к истории народа, и повествует о его сегодняшних буднях. Герои его повестей неординарны, они предстают перед нами людьми разных профессий, жизненного, человеческого опыта и национальностей. Но в каждой повести постоянным остается интерес автора к проблемам морали, нравственной чистоты человека» [1987: 196]. Интересующее нас произведение он оценил так: «Роман А. Абу-Бакара ознаменовал новый этап романного рассмотрения историко-революционной темы в дагестанской литературе. В своих жанрово-тематических поисках автор опирался и на собственный опыт создания романных коллизий, и на традиции дагестанской прозы, и на достижения советской многонациональной литературы, в которой выработана художественная концепция движения жизни в переломную эпоху» [1987: 137].
В работе Джалиловой П.-З.А. «Концепция личности и ее художественная реализация в повестях Ахмедхана Абу-Бакара» анализируются следующие аспекты творчества писателя: его идейно-творческое кредо, образ горянки, своеобразие национальных характеров, личность в рабочем коллективе, поэтический этнографизм как средство изображения национальной жизни, художественный конфликт, образ автора как одна из составляющих концепции личности, диалектика чувств героев в историко-революционных повестях, воплощение концепции личности в повестях о военном времени, изображение внутреннего мира героев. Одну из главных задач даргинского писателя П.-З.А. Джалилова определила так: «раскрытие идеи революции как исторически закономерной и правомерной, отвечающей коренным потребностям народной жизни» [2006: 76].
Особое значение для нашего труда имеет статья Э.М. Омаршаевой «Образ Мананы из одноименного романа А. Абу-Бакара в галерее образов горянок дагестанской литературы». Ученый отмечает, что образ Мананы является почти идеальным, что типично для женских персонажей в произведениях фольклора. Это «один из самых оригинальных и колоритных женских образов в дагестанской литературе» [2001: 34], сумевший избежать влияния официальной идеологии, но созданный самой эпохой, национальной средой Грузии и Дагестана.
1 $
Другой труд Э. М. Омаршаевой - «Характер и конфликт в даргинском 1 историческом романе» - содержит сопоставительный анализ романов А. Абу
Бакара «Манана» и «Шатур» И. Гасанова, которые привлекают своей высокохудожественностью и правдивостью изображаемых в них событий. ' По мнению исследователя, оба этих произведения с исторической достоверностью показывают судьбы некоторых героев в едином сплаве с судьбами народа и революции. Эти персонажи стали воплощением большой идеи, трагическими символами революции и первой половины XX века. Общий пафос, объединяющий названные романы, - это желание произвести суд над капиталистическим прошлым и доказать способность новых героев противостоять всему отжившему, реакционному. Данная работа ценна также и глубоким анализом имеющихся в романе Абу-Бакара разных типов конфликта, изучением соотношения в нем частного и всеобщего.
Проблема традиционности и своеобразия дагестанского исторического романа еще не исследована в полной мере и требует глубокого литературоведческого анализа. Мы попытаемся восполнить этот пробел на материале «Мананы» А. Абу-Бакара, чему и посвящено настоящее исследование.
Обращаясь к комплексному анализу названного литературного произведения, мы постарались учесть традиционные для данного понятия аспекты. А именно:
1. Роман «Манана» в контексте творчества А. Абу-Бакара в связи с литературным направлением.
2. Соотнесение содержания данного произведения с историческими событиями, идейными и эстетическими исканиями эпохи.
3. Выявление признаков литературного направления (романтизма, реализма) в исследуемом произведении.
4. Определение особенностей индивидуального стиля в произведении А. Абу-Бакара.
5. Выявление стилевых доминант (историзма, документализма, психологизма, гротеска) в данном литературном произведении.
6. Соотнесение художественного содержания и художественной формы произведения с литературной традицией.
7. Определение жанровой разновидности анализируемого творения (по характеру тематики, проблематики и по структуре).
8. Анализ тематики и проблематики (исторической, нравственной, философской, социальной) произведения.
Актуальность исследования определяется значительной ролью Ахмедхана Абу-Бакара в литературном процессе Дагестана, России в целом второй половины хх-го века. Его творчество продолжает влиять и на современные процессы в отечественной прозе.
Наш интерес к названному роману обусловлен тем, что Абу-Бакар не раз обращался к теме исторического прошлого, произведение же «Манана» считается «самым историческим» в его творческом арсенале. Изучение жанра исторического романа особенно актуально в контексте интенсивно развивающихся исследований в области поэтики жанров и их сравнительного изучения; в отечественном литературоведении эти направления считаются очень перспективными. Кроме того, тема революции, ее неоднозначного влияния на Страну гор, а также ее интерпретация продолжают оставаться спорными. Проблемы же межнациональных отношений, тем более, -российско-кавказских, на сегодняшний день обретают особое звучание.
Исследователи творчества Абу-Бакара, анализируя роман «Манана», уделили, как нам кажется, недостаточное внимание отдельным его аспектам (например, детективной линии в сюжете, разным формам повествования в структуре композиции, разным типам конфликта, этнографическому аспекту, особенностям поэтики романа), а также не охарактеризовали в полной мере некоторых персонажей, не обозначили закономерностей их функционирования в произведении.
Таким образом, остались некоторые пробелы, которые нам бы хотелось восполнить, для чего необходим анализ разнотипных героев, образов, конфликтов, художественных средств романа, определение их взаимосвязей и функций в поэтике исследуемого автора. В качестве аргумента в пользу актуальности настоящего исследования следует указать на неослабевающий интерес к творчеству Абу-Бакара и разнообразие его поэтического арсенала, допускающего множество толкований.
Объектом исследования является роман Ахмедхана Абу-Бакара «Манана».
Предметом исследования являются традиционные и специфические черты исторического романа Ахмедхана Абу-Бакара «Манана» как составной части национальной литературы.
Цель данного диссертационного исследования - рассмотрение и комплексный анализ исторического романа Ахмедхана Абу-Бакара «Манана».
Задачи работы определяются спецификой предмета и объекта исследования и сводятся к следующему:
- проследить развитие исторической тематики в дагестанской литературе вообще, и в творчестве Абу-Бакара в частности;
- исследовать принципы изображения социального быта горцев и революции в романе «Манана»;
- проанализировать различные формы выражения авторского сознания, позиции автора-повествователя и автора-героя в изучаемом романе;
- выявить особенности поэтических средств и их создания в произведении Абу-Бакара;
- изучить художественную философию истории в романе Абу-Бакара, а также принципы создания характеров, обусловленные спецификой жанра, соотношением художественного и документально-исторического; вывести типологическую характеристику положительных и отрицательных героев романа;
- охарактеризовать проблематику и соотношение различных типов конфликта в произведении;
- изучить структурно-организующую роль мотивов и лейтмотивов в композиции «Мананы», а также значение детективной линии в сюжете романа;
- описать хронотопы данного романа и выявить закономерности их функционирования;
- рассмотреть жанрово-стилевые особенности произведения Абу-Бакара; создать разностороннюю картину идейно-тематического, художественного своеобразия романа «Манана», соотношения в нем традиционного и новаторского, а также определить место и роль творчества; Ахмедхана Абу-Бакара в отечественном литературном процессе.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней было; осуществлено следующее:
- охарактеризована концепция истории Ахмедхана Абу-Бакара на основе изучения социально-политического контекста романа «Манана» и его идейной направленности;
- описаны содержательные аспекты романа: реальные и вымышленные события, положенные в основу повествования; проблематика романа, образная система, разные типы характеров, эпохальные и частные конфликты и способы их разрешения, герои реальные и вымышленные;
- проанализированы структурные особенности романа «Манана»: нарративная структура, композиционные особенности, детективный сюжет романа, пространственно-временные характеристики;
- исследованы поэтика названного произведения, его жанрово-стилевые особенности; соотношение традиционных и новаторских приемов, а также реалистического и романтического пластов; система исторических имен и топонимов, приемы художественной выразительности (метафоры, сравнения, пословицы, историческая стилизация, и т. д.).
Научно-теоретической и методологической основой исследования послужили труды Ю.А. Андреева, Г. Денобля, В.Д. Днепрова, В.Я. Малкиной, Е.М. Мелетинского, В. Оскоцкого, С. Петрова, Г.Н. Поспелова, М. Серебрянского, Н.Д. Тамарченко, Н.М. Щедриной, В.Г. Чумака, а также дагестанских литературоведов Ф. Абакаровой, К.Х. Акимова, С.Х. Ахмедова, A.M. Вагидова, Г.Г. Гамзатова, П.-З.А. Джалиловой, Ч.Г. Гусейнова, Э.Ю. Кассиевой, З.К. Магомедовой, Ш.А. Мазанаева, Э. М. Омаршаевой, К.К. Султанова, Т.Ю. Султановой и др.
Методы исследования. В работе использованы структурно-функциональный, сравнительно-исторический и системный подходы к научному анализу.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что она восполнила некоторые пробелы в имеющихся научных работах о художественном методе А. Абу-Бакара. Его изучение на примере романа «Манана» может содействовать пониманию других национальных авторов. Таким образом, создание разносторонней картины идейно-тематического и художественного своеобразия романа названного писателя становится вкладом в полноценное описание современного состояния дагестанской литературы.
Практическая ценность исследования заключается в том, что его результаты можно использовать при анализе произведений других жанров и стилей, других национальных литератур. А материалы диссертации могут быть использованы при чтении спецкурсов и проведении спецсеминаров в вузах, а также при изучении творчества дагестанских писателей в высших и средних специальных учебных заведениях.
На защиту выносятся следующие основные положения диссертации:
1. В романе А. Абу-Бакара «Манана» в центре внимания дагестанский, русский и грузинский народы, потому значителен этнографический пласт.
Здесь художественно осмыслены дореволюционный и революционный периоды в жизни горцев, так что произведение отражает исторические события, идейные и эстетические искания соответствующей эпохи. Повествование строится на подлинных событиях: они структурируют композицию, определяют динамику сюжета, придавая ему элементы хроникальности.
2. Некоторые формы повествования в произведении: «Манана» восходят к фольклору, как и лексика, поэтика романа (обилие традиционных сравнений; метафор и синтаксического параллелизма). Повествование имеет формы пролога, эпилога, рассказа, описания (природы, местности, интерьера, а также внутренних переживаний и внешних черт персонажей), рассуждения, характеристики, диалога, вставных новелл, авторской ремарки, комментария, эпизода, стихотворных вставок, ретроспекций и проспекций, скачкообразности, прерывности, параллельности и многоплановости, и пр. Что касается стилевых доминант в романе, то это историзма психологизм;
3. Повествователь является в анализируемом романе Абу-Бакара в форме третьего лица единственного числа и играет жанрообразующую; роль. В романе преобладают следующие формы- речи: прямое авторское литературно-художественное повествование, различные формы литературной, но внехудожественной авторской речи и т.д. Речи- героев присуща социальная; и психологическая характерность, то есть определенная доля индивидуализации и типизации речей героев; важными средствами характеристики выступают монолог и диалог (диалог-спор, диалог-характеристика, диалог в форме вопросов и ответов).
4. В данном произведении решение частных конфликтов подчинено развитию эпохального конфликта. Если в первой части романа преобладают частные конфликты, то во второй - конфликты более масштабные. В основе эпического конфликта в исследуемом произведении человек и история, человек и нация, человек и эпоха, человек и время и т. д. Присутствие в романе образов, подобных Хочбару, Шамилю, Хаджи-Мурату, приравнивает революцию к освободительному движению под предводительством Шамиля.
5. Произведение даргинского автора содержит выраженную детективную линию. Это множество тайн и их разгадки; разделение персонажей на жертв и палачей; сцены убийств, преследований, погонь и драк; неожиданность и динамичность поворотов сюжета, атмосфера таинственности, победа главного героя над "силами зла" благодаря, мощи разума и нравственным качествам и т.д. Одновременно Абу-Бакар нарушает некоторые законы жанра, придавая детективной линии своего романа социальные характеристики: главная интрига здесь - не столько поиск истины о происхождении Мананы, а потом и Багадура, сколько поиск «народной правды», то есть некоего социального идеала.
6. Абу-Бакар использует такие временные формы, как время испытаний, время путешествия. Присутствует и время сказки, легендарное время: Главные хронотопы автор создает по принципу сходства или контраста с человеческим миром (горы, Алазанская долина). Хронотоп дороги у него социально окрашен, мотив же путешествия, движения пронизывает все повествование; открытый тип пространства (площадь, годекан, родник и другие места людских скоплений) соразмерен масштабным событиям, широкий же временной и пространственный охват в романе соответствует его эпическому размаху. Абу-Бакар затрагивает многие исторические топонимы, выступая в роли не только художника, но и историка, географа.
7. Роман «Манана» отвечает критериям исторического романа: это идея испытания героя; воспроизведение кризисной эпохи как основного времени действия романа; переплетение общественной и частной жизни; противопоставление персонажей по принципу принадлежности разным социально-историческим силам и т.д. Персонажи здесь - люди, реально существовавшие и вымышленные. Это эпическое произведение: в нем сливаются история, действительность и воображение автора, отделенного от изображаемой эпохи временной дистанцией. История раскрывается Абу-Бакаром не только посредством традиционного повествования, но и путем вкрапления в него философских притч, легенд, преданий, сказок, мифов. Реалистическое и романтическое начала распределены в разных частях дилогии неравномерно: романтическое характерно для первой части романа, во второй же части оно слабее на фоне усиления реализма. Романтический стиль повествованию придают картины народного быта, песни, басни, присказки, сны, предания и легенды; лиричны и метафоры даргинского автора. Что же касается жанровой разновидности романа «Манана», то это «историко-романтический жанр» и «историко-социально-философский роман» с элементами таких романов, как историко-революционный, семейно-бытовой, реалистический, приключенческий, лирический роман, роман-биография, роман воспитания, панорамный, роман-хроника.
8. Роман «Манана» гармонично вписывается в общий контекст творчества Абу-Бакара, вполне соответствуя основным характеристикам стиля, творческой манеры данного автора. Одновременно это новый виток развития историко-революционной темы в дагестанской прозе. Писатель органично сочетает классическую традиционность и эксперименты, реализм и романтизм в самых разнообразных формах выражения.
Апробация работы. Основные положения диссертации излагались на ежегодных научных конференциях на факультете дагестанской филологии Даггосуниверситета, а также были опубликованы в научных сборниках и журналах.
Структура и объем диссертации. Они определены основными проблемами исследования и его целью. Работа общим объемом 166 страниц состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Роман Ахмедхана Абу-Бакара "Манана": комплексный анализ"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проделанному исследованию, отметим, что в романе Ахмедхана Абу-Бакара «Манана» художественно осмыслены дореволюционный и революционный периоды в жизни горцев с советско-партийных позиций. Эпоха социального слома изображена здесь на фоне традиционного мира дагестанцев и грузин, их обычаев, менталитета, местного колорита.
Главные герои в романе - этносы (дагестанцы, русские и грузины), потому большое место в повествовании уделяется описанию национального менталитета, этнографии, культуры и обычаев, что в очередной раз подтверждает историзм исследуемого произведения.
Русский народ, в трактовке Абу-Бакара, играет исключительную роль для роста политического сознания горцев, обогащения его социалистическими идеями. Как следствие, русские персонажи предстают образцами морали, а также катализаторами сближения грузин и леков. Основная мысль, неоднократно повторяемая в романе, - то, что враждуют богатые и бедные, но не народы; объединяющим фактором становится классовая принадлежность, в то время как межнациональные противоречия объясняются сугубо социальными причинами.
Автор отходит от слепого следования хронике событий путем постоянных ретроспекций, отказывается от упрощенной эмпирической концепции времени. В качестве излюбленного им времени суток выделим рассвет, а времени года — весну, что становится лейтмотивом обеих частей романа и что вполне привычно для дагестанской литературы вообще. Время действия в романе «Макана», как и во многих других историко-революционных произведениях дагестанских авторов, — это напряженные годы социального слома.
Основу сюжета «Мананы» составляют реальные события истории XX века: история Дагестана, Кавказа и всей России сквозь призму судеб основных персонажей. Текст полон различных вкраплений в виде диалогов, зарисовок, мини-сцен, в которых действуют случайные персонажи, незнакомцы, странники: все это способствует созданию панорамного изображения происходящего социального слома, показывает его размах и вмешательство в судьбу каждого.
Подлинные факты и события, на которых строится повествование, структурируют композицию, определяют динамику сюжета. Автор оперирует документальными данными, придавая тем самым художественному произведению элементы хроникальности. Изображаемые в произведении события многочисленны и значительны; в единый узел завязываются конфликты между характерами, конфликты между характерами и обстоятельствами, борьба внутри одного характера. Гражданская же война ярко проявляет все существующие противоречия, истинные человеческие ценности.
Радостное ожидание социальных перемен насыщает роман мажорными нотами; даже периоды поражений большевиков описаны с оптимизмом как временная передышка перед глобальным наступлением на мировой капитализм.
Время и пространство играют в романе «Манана» роль самостоятельных персонажей, роль символов, что характерно для жанра исторического романа. Писатель использует такие традиционные временные формы, как время испытании, приключений, биографическое время, время путешествия. В« романе-можно выделить три основных временных пласта, связанных между собой с помощью общих тем, персонажей, символов, пространственных ориентиров и т. д.: настоящее время, прошедшее время и давнопрошедшее время. Присутствует также особое время сказки, легендарное время.
Главные хронотопы Абу-Бакар создает по принципу сходства или контраста с человеческим миром. Так, горы в анализируемом произведении, как и в подавляющем большинстве других дагестанских исторических романов, - это символ дагестанского характера. Мир природы противопоставляется людскому обществу, где социальное неравенство противоречит самому естеству, потому лейтмотивом повествования служит воспевание Алазанской долины - земного рая, оттеняющего ад человеческих-страстей.
Даргинский писатель затрагивает многие исторические топонимы, выступая в роли не только художника; но- и историка, географа. По мере усиления революционных мотивов, характерного, для второй части, романа Абу-Бакара, основные события все чаще перемещаются в урбанистические ландшафты - очаги большевизма. Хронотоп дороги обретает под пером Абу-Бакара выраженную социальную окраску, мотив же путешествия, движения как динамики, самой- жизни пронизывает все повествование «Мананы». Открытый тип пространства (площадь, годекан, родник и другие места людских скоплений) соразмерен изображаемым* событиям, в> которых участвует огромное количество людей. Как . видим, временной , и пространственный охват в романе довольно широк, что; соотвётствует его эпическому размаху.
В-данном творении нравственный. конфликт является и своеобразным отражением противоречий социальных. Таким образом; решение- частных конфликтов, которых в романе много, подчинено развитию • эпохального конфликта. Если^в первой части романа-преобладают частные конфликты, то во второй - конфликты более масштабные. Составляющие эпического конфликта, являющиеся основой изученного нами произведения,. - это. человек и история, человек и нация, человек и эпоха, человек, и время,-и т. д.
В центре внимания не столько» внутренняя- жизнь личности, сколько преломление в' ней исторически важных событий действительности. Абу-Бакар касается множества частных конфликтов, но все они связаны, своеобразием эпохального конфликта, что приводит к пониманию значительности событий, происходящих на территории Дагестана, Грузии, России.
Главные герои романа Манана и Багадур, чьи судьбы неразрывно связаны с судьбами народа и революции, олицетворяют лучшие качества горского характера: высокую нравственность, чувство собственного достоинства, мужество и т.д. В раскрытии персонажей даргинский- писатель использует синтез романтического и реалистического начал.
Во* второй части дилогии действуют многие известные представители горской эмиграции, деятели революционного движения в Кавказском регионе. Их, как и других действующих лиц, Абу-Бакар делит в зависимости от принадлежности старому и новому мирам; противопоставления «белый -красный», «бедный- - богатый» проходят через все повествование, что изначально обрекает его на наличие ярлыков. Как результат - подчас одноплановое толкование событий и искажение истории.
Главными сторонниками сближения народов в романе «Манана» являются революционеры; независимо от того; сколько места они занимают в. повествовании, их можно считать главными героями. Они в повествовании довольно статичны^ главная^ их функция в романе - воодушевить собственным примером остальных. Нравственная позиция этих героев* имеет обобщающий характер, так как это - герои-символы. Иное дело» — представители» противоположного лагеря, наделенные множеством-'пороков; В1 то же время они в изображении даргинского- автора небезнадежны, а некоторые из них способны и на полное духовное перерождение, как, например, князь Луарсаб.
Присутствие в романе образов, подобных Хочбару, Шамилю, Хаджи-Мурату, и особенно, активное участие их потомков в революционных свершениях насыщает повествование романтическим пафосом. Героика получает свое логическое продолжение в настоящем, приравнивая революцию по своей значимости и эпическому размаху к движению под предводительством Шамиля.
Произведение- даргинского автора можно условно, с некоторыми оговорками, назвать детективом. Так, автор привносит в повествование множество тайн и их разгадку; в основе биографий его положительных персонажей лежит трагедия, у героев же власть имущих - преступление той или иной степени тяжести. Вообще, в сюжете «Мананы» преступления занимают значительное место, в связи с чем среди персонажей можно различать жертв и палачей, причем они могут попеременно играть то одну, то другую из названных ролей.
Убийств в романе «Манана» порой чрезмерно • много, как и сцен преследований, погонь.и даже драк, описание которых служит специфике жанра, хотя и в ущерб художественности. Абу-Бакар в полной мере следует таким канонам детективного романа, как неожиданность и динамичность поворотов сюжета, наличие преступления, атмосфера таинственности, страха; погруженность в привычный быт, победа главного героя над "силами зла" - благодаря мощи разума, изобретательности, нравственным качествам-и т.д.
Одновременно Абу-Бакар нарушает некоторые неписаные законы жанра, например, изображая в качестве главных злодеев носителя духовного сана Нажмутдина Гоцинского и важных персон государственного масштаба из белогвардейского лагеря. В этом видятся* установки соцреализма, как и в оценке описываемых в романе преступлений.
Таким образом, роман Абу-Бакара «Манана» - детектив социальный, то есть менее традиционный в силу своей идеологизированности. Главная интрига здесь - не столько поиск истины о происхождении Мананы, а потом и Багадура, сколько поиск «народной правды», то есть некоей социальной абстракции.
Роман «Манана» отвечает почти всем основным критериям исторического романа: это, в частности идея испытания героя; воспроизведение кризисной эпохи смены политических режимов как основного времени действия романа; переплетение общественной и частной жизни; противопоставление персонажей- по принципу принадлежности' разным социально-историческим силам и т.д. Персонажи здесь - люди, реально существовавшие и вымышленные. К первым, якобы, относится и главный герой Багадур (согласно повествованию, он приходится внуком Хаджи-Мурату).
Это эпическое произведение, в котором органично сливаются история, действительность, и богатое воображение автора, отдел енного^ от изображаемой эпохи существенной1 временной дистанцией. История раскрывается Абу-Бакаром не только посредством традиционного повествования, но и путем вкрапления в него философских притч, легенд, преданий, сказок, даже мифов.
В основе творческого метода Абу-Бакара лежит стремление к эксперименту, что видно и в присущем ему стиле изложения; он бесконечно разнообразен даже в рамках одного произведения. Констатируя, наличие реалистического и романтического начал в произведении даргинского автора, отметим их неравномерное распределение в разных частях, дилогии: романтические проявления характерны для первой части романа, во второй же части они слабее на фоне усиленной реалистической* струи. Романтическую стилевую окраску произведению придают картины народного быта, песни, басни, присказки, сны, предания и легенды, являющиеся полноценными произведениями; лиричны и метафоры даргинского автора. Так что стиль соцреализма, включающий понятие-революционного романтизма, в полной мере отразился и на романе «Манана».
В1 исследуемом произведении некоторые формы повествования восходят к фольклору, как и ориентированная на живую народную речь лексика; то же самое характеризует и поэтику романа (обилие сравнений (чаще людей - с животными), традиционных метафор и синтаксического параллелизма). Повествование приобретает формы пролога, эпилога, сообщения (рассказа), описания (природы, местности, интерьера, а также внутренних переживаний и внешних черт персонажей), рассуждения, характеристики, диалога, вставных новелл, авторской ремарки, комментария, эпизода, стихотворных вставок, движений вспять (ретроспекций) или забеганий вперед (проспекций), скачкообразности, прерывности; параллельности или многоплановости и пр. Повествователь имеет форму 3-го лица единственного числа и играет жанрообразующую роль.
Абу-Бакар «эксплуатирует» разные формы речи: прямое- авторское литературно-художественное повествование, стилизацию- различных форм устного бытового повествования, различные формы, литературной, но внехудожественной авторской речи и т.д. Речи его героев присуща* социальная, психологическая и возрастная характерность, то есть определенная доля индивидуализации и типизации речей героев; важными средствами характеристики выступают монолог и диалог (диалог-спор, диалог-характеристика, диалог в форме вопросов.и-ответов).
Таким образом, роман Абу-Бакара «Манана»-знаменовал собой новый виток развития историко-революционной темы в, дагестанской- прозе: Писатель в- полной мере, продемонстрировал свою способность органично сочетать классическую традиционность и одновременно* .смелые эксперименты в' самых, разнообразных формах реализации. В итоге перед нами, с одной-стороны, произведение соцреализма, где в центре изображения - революция, ее творцы- и противники; с другой, - творение, преображенное ярким' талантом даргинского автора. Роман «Манана» гармонично, вписывается в общий контекст творчества Абу-Бакара, не выделяясь особыми «экспериментами» в области формально-содержательных критериев, характерных для стиля, творческой манеры.данного автора.
В содержании данного творения мы наблюдаем явное его соотнесение с историческими событиями, идейными и эстетическими- исканиями эпохи. Отметим также признаки таких литературных направлений в исследуемом произведении, как романтизм и реализм, с явным преобладанием первого, что, в принципе, и составляет одну из основных черт индивидуального стиля Абу-Бакара.
Что касается стилевых доминант в романе, то можно с уверенностью назвать такие, как историзм и психологизм. Данный признак, как и имеющиеся художественное содержание и художественная форма данного произведения делают его полноправным членом существовавшей на тот период литературной традиции.
Анализ структуры повествования, тематики и исторической, нравственной, философской, социальной проблематики романа «Манана» позволил нам определить его жанровую разновидность как «историко-романтический жанр» и «историко-социально-философский роман», при наличии в нем элементов и таких романов, как историко-революционный, семейно-бытовой, реалистический, приключенческий, лирический роман, роман-биография, роман воспитания, панорамный.
Список научной литературыМагомедшапиева, Гидаят Камалудиновна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Абакарова Ф. Очерки даргинской советской литературы (1917 1965 гг.). -Махачкала, 1969.
2. Абу-Бакар А. Манана. Мерани, 1987.
3. Абуков К.И. Национальные литературы Дагестана и Северного Кавказа в системе взаимосвязей. Махачкала, 1993.
4. Александрова Л.П. Историческая тема в русской советской литературе. -Киев, 1959.
5. Александрова Л.П. Советский исторический роман и вопросы историзма. -Киев, 1987.
6. Александрова Л. Советский исторический роман: Типология и поэтика. — Киев, 1987.
7. Алпатов A.B. Алексей Толстой мастер исторического романа. - М., 1958.
8. Андреев Ю.А. Русский советский исторический роман. М. - Л., 1962.
9. Андреев Ю.А. Русский советский исторический роман: 20-30-е годы. М. -Л., 1968.
10. Ю.Архангельская А.К. Проблема конкретной исторической личности в узбекской советской прозе: Автореф. . дис. канд. филол. наук. Ташкент, 1977.
11. И.Атаева М. Образ коммуниста в дагестанской литературе: Обзор. -Махачкала, 1977.
12. Ахлаков А. А. Исторические песни народов Дагестана и Северного Кавказа. М., 1981.
13. И.Ахмедов С. X. Ахмедхан Абу-Бакар. Махачкала, 1975.
14. Ахмедов С.Х. На путях развития дагестанской советской прозы. -Махачкала, 1978.
15. Ахмедов С.Х. Проза // Дагестанская литература: закономерности развития (1965-1985).-Махачкала, 1999.
16. Ахмедов С.Х. Социально-нравственные ориентиры дагестанской прозы. -Махачкала, 1990.
17. Ахмедов С.Х. Формирование и развитие дагестанской советской прозы: Автореф. . дис. докт. филол. наук. Баку, 1990.
18. Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана. Махачкала, 1996.
19. Баранов В.И. Великий Октябрь и современная историко-революционная проза. -М., 1977.
20. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1963.
21. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
22. Бекизова Л. От богатырского эпоса к роману. Черкесск, 1974.
23. Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. М., 1964.
24. Белинский В.Г. Исторический роман // Собр. соч.: В 6 т. М., 1954. - Т. 4.
25. Берков П.Н. Проблемы исторического развития литератур. Л., 1981.
26. Бершнтейн И.А. Исторический роман и литературный процесс в литературах социалистических стран Европы. М'., 1989.
27. Бикмухаметов Р. Роман и литературный процесс // Вопросы литературы. 1971.-№9.
28. Богатырева Т.Г. Исторический роман и современность // Художественная культура в жизни социалистического общества. М., 1983.
29. Богатырева Т.Г. Прошлое и настоящее в современном историческом романе (К вопросу об активности авторской позиции) // Литература и искусство в идейно-политическом воспитании советского народа. М., 1986.
30. Болдарев В. Историческая хроника как разновидность художественно-документального жанра в советской литературе // Художественно-документальные жанры (вопросы теории и истории): Тез. докладов межвуз. науч. конф.: Иваново, май 1970. — Иваново, 1970.
31. Борщуков В., Османова 3. Методологические проблемы изучения советского романа // Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. М., 1978.
32. Бочаров А. Требовательная любовь. Концепция личности в современной советской прозе. М., 1977.
33. Бочаров С.Г. Характеры и обстоятельства // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер. М., 1962.
34. Буров Б. Национальное своеобразие русской литературы. 2-е изд., доп. -Л., 1967.
35. Бучис А. Роман и современность. Становление и развитие литовского советского романа. М., 1977.
36. Вагидов A.M. Восхождение к единству. Махачкала, 1991.
37. Вагидов A.M. Дагестанская проза второй половины XX века. Махачкала, 2005.
38. Вагидов А. М. Да здравствует солнце! // Грани таланта: Творчество Ахмедхана Абу-Бакара в оценке литературной общественности. — Махачкала, 1984.
39. Вагидов А. М. Поиск продолжается. Махачкала, 2000.
40. Вагидов A.M. Социалистический реализм и развитие даргинской литературы. Махачкала, 1987.
41. Варфоломеев И.П. Советская историческая романистика: Проблемы, типологии и поэтики. Ташкент, 1984.
42. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. -М., 1989.
43. Взаимосвязи фольклора и литератур народов Дагестана: сб. ст. — Махачкала, 1986.
44. Вольский H.H. Работы по теории и истории детективного жанра. Новосибирск, 2006.
45. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М., 1989.
46. Воробьева H.H. Принципы историзма в изображении характера: Классическая традиция и советская литература. М., 1978.
47. Гамзатов Г.Г. Дагестан: историко-литературный процесс. Махачкала, 1990.
48. Гамзатов Г.Г. Литература народов Дагестана дооктябрьского периода: Типология и своеобразие художественного опыта. — М., 1982.
49. Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти.-М., 1996.
50. Гамзатов Г.Г. Преодоление. Столкновение. Обновление: На путях формирования дагестанской советской литературы. Махачкала, 1986.
51. Гамзатов Г.Г. Художественное наследие и современность: Проблемы преемственности и взаимодействия дагестанской литературы. -Махачкала, 1982.
52. Гей Н.К. Художественность литературы. М., 1975.
53. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л., 1979.
54. Глоова Ж. Становление и развитие историко-революционного романа в литературах Северного Кавказа. М., 1974.
55. Глушко А. Характер и конфликт в современном советском рассказе // Современный литературный процесс и критика. М., 1975.
56. Горбунова Е. Идеи, конфликты, характеры. М., 1960.
57. Горский И.К. Польский исторический роман и проблема историзма. М., 1963.
58. Грани таланта: Творчество А. • Абу-Бакара в оценке литературной общественности. Махачкала, 1984.
59. Гулыга A.B. Эстетика истории. М., 1974.
60. Гусейнов Ч. Нравственные конфликты в современной литературе // Методологические проблемы современной литературной критики. М., 1976.
61. Гусейнов Ч.Г. Советская многонациональная литература и формирование духовного облика современника // Положительный герой в современной советской литературе. М., 1988.
62. Гусейнов Ч.Г. Этот живой феномен: Советская многонациональная литература вчера и сегодня. М., 1988.
63. Дагестанская литература во взаимодействии с литературами народов^ СССР: сб. ст. / сост. Гаджиева 3.3. — Махачкала, 1985.
64. Дахужева H.A. Национальное своеобразие исторического романа в адыгейской прозе. Майкоп, 2000.
65. Джалилова П.-З.А. Концепция личности и ее художественная реализация в повестях Ахмедхана Абу-Бакара. Махачкала, 2006.
66. Дзыба А.Х. Генетические и типологические особенности исторического романа в абазинской литературе 60-80-х годов. Майкоп: Адыгейский гос. ун-т, 1999.
67. Добролюбов H.A. Собр. соч.: В 6 т. М., 1961. -T.I.
68. Деркач Д.Б. Современный историко-революционный роман. (Проблемы поэтики). Киев, 1989.
69. Додонова H.H. Проблема характера в историческом романе А.Н. Толстого: Автореф. . дисс. канд. фил. наук. -М., 1963.
70. Дронова Т.Н. История и современность в советской исторической романистике 70-х годов // Актуальные проблемы современной филологии.- Саратов, 1984.
71. Дронова Т.И. Проблема факта и вымысла в современной исторической романистике // Проблемы истории культуры, литературы, социально-экономической мысли. Саратов, 1985.
72. Дронова Т.Н. Типы повествований в советской исторической романистике 70-х годов: Дис. . канд. филол. наук. -М., 1989.
73. Дюришин Д. Проблемы особых межлитературных общностей: сб. ст. / под ред. Д. Дюришина. М., 1993.
74. Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литератур. М., 1979.
75. Ершов JI. Русский советский роман, национальные традиции и-новаторство. JL, 1967.
76. Жанр романа в классической и современной литературе: Межвуз. науч. сб.- Махачкала, 1983.
77. Жирмунский В. М. Народный героический эпос. М. - Л., 1962.
78. Журчинский В. Теория литературы. Л., 1977.79.3айнутдинова Н.К. Изображение характера и обстоятельств в узбекских исторических романах 70-х годов: Автореф. . дисс. канд. филол. наук. -Ташкент, 1981.
79. Злобин С.П. Роман и история // Дружба народов. 1987. - №7.81 .Имамкулиева З.И. История дагестанской советской литературы // Дагестанская литература на современном этапе. Махачкала, 1967. - Т. I.
80. Изотов И.Т. Из истории критики советского исторического романа (20-е 30-е годы). - Оренбург, 1967.
81. История дагестанской советской литературы в 2-х т. Махачкала, 1967.
82. Камбачокова Р.Х. Адыгский исторический роман (становление и развитие жанра, формирование историзма художественного мышления и проблема художественной интерпретации исторической действительности) -Нальчик, 1999.
83. Как сделать детектив: сб. ст. М., 1990.
84. Карр Дж.Д., Пирсон X. Конан Дойл. Его жизнь и творчество. М., 1989.
85. Капиева Н. Скрещение дорог // Национальная специфика и жизнь. -Махачкала, 1990.
86. Кассиева Э.Ю. Дагестанская литература на пути к социалистическому реализму: от просветительства к реализму нового типа. Махачкала, 1982.
87. Кестхейл Т. Анатомия детектива. Будапешт, 1989.
88. Киселев И.М. Герой и обстоятельства. М., 1982.
89. Кожинов В.В. Происхождение романа. Теоретико-исторический очерк. -М., 1963.
90. Ковский В. Дагестан Абу-Бакара // Новый мир. 1968. - N5.
91. Ковский В.Е. Литературный процесс 60-70-х годов (Динамика развития и проблема изучения современной советской литературы.) М., 1983.
92. Конфликты и характеры в современной советской литературе. М., 1980.
93. Кормилов С.И. Теоретические аспекты художественного историзма // Проблема историзма в русской советской литературе. 60-80-е годы. М., 1986.
94. Косиков Г. К. Вопросы повествования в романе // Литературные направления и стили. М., 1975.
95. Косиков Г. К. К теории романа // Проблема жанра в литературе средневековья. М., 1994.
96. Косиков Г. О. О генезисе и основных особенностях жанрового содержания романа // Филологические науки. — М., 1972.
97. Кузнецов Ф. Пафос историзма // Избранное. М., 1981.
98. Кузнецов М. М. Советский роман: Пути и поиски. М., 1980.
99. Кукуева A.A. Жанрово-стилевое многообразие прозы А. Мудунова: Автореф. . дисс. канд. дисс. Махачкала, 2005.
100. Куприянова Е.И., Макогонеко Г.П. Национальное своеобразное русской литературы. Очерки и характеристики. Л., 1976.
101. Лебедев В. Где вы, "шубурминцы"? //Дагестанская правда.- 1967.- 17 марта.
102. Ленобль Г.М. История и литература. М., 1977.
103. Литературная энциклопедия. М., 1987.
104. Лихачев Д. С. Литература-реальность-литература. Л., 1984.
105. Ломидзе Г. Сила реализма. (Заметки о современной прозе) // Вопросы литературы. 1963. - №5.
106. Лихачев Д.С. Прошлое настоящему. Статьи и очерки. - Л., 1985.
107. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси // Избр. работы. Л., 1937.
108. Лукач Г. Исторический роман // Литературный критик.-1987.-№7, 9, 12.
109. Мазанаев Ш.А. Русскоязычная литература Дагестана. Махачкала, 1984.
110. Макаровская Н. Типы исторического повествования. М., 1988.
111. Мамий Р. Вопросы изучения современного адыгейского романа // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. — Майкоп, 1977.
112. Малкина В Л. Поэтика исторического романа. Проблема инварианта и типология жанра (На материале русской литературы XIX начала XX века): Автореф. . дисс. канд. филол. наук. — М., 2001.
113. Манн Ю. О движущейся типологии конфликта // Вопросы литературы: -1971.-N10.116; Марченко А. Опыт общественного романа // Новый мир. 1986. - N9.
114. Мелетинский Е.М.Введение в историческую поэтику эпоса и романа. -Л., 1986.118: Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса. М., 1988.
115. Мессер Р.Д. Советская историческая проза. Л., 1955.
116. Мифология народов Дагестана: сб. ст. Махачкала, 1984.
117. Мусукаева А.Х. Северокавказский роман: Художественная и этнокультурная типология. М., 1993.
118. Г Мусукаева А.Х! Судьбы романа в адыгских литературах. Нальчик, 1995.
119. Нестеров М.Н: Документированность языка как стилеобразующая категория в русском советском историческом романе (20-е-З0-е гг.): • Автореф. . дисс. докт. филол. наук. Днепропетровск, 1981.
120. Неупокоева И.Г. История всемирной литературы: Проблемы системного и сравнительного анализа. М., 1976.128: Новиков В: Движение истории движение литературы. - М., 1982.
121. Нурмухамедова-3;Д1 Проблемы создания характера исторической:162личности: Автореф. . дис. канд. филол. наук. Ташкент, 1974.
122. Октябрьская О.С. Русский исторический роман 70 80-х годов XX века (проблема жанра): Дис. . канд. филол. наук. - М., 1989.
123. Омаршаева Э. М. Характер и конфликт в даргинском историческом романе //Автореф. . дисс. канд. филол. наук. —Махачкала; 1997.
124. Оскоцкий В.Д. Богатство романа: Многообразие и единство: Проблемы. Наблюдения. Полемика. -М., 1976.
125. Оскоцкий В.Д. Единство пути, многообразие поиска: (О национальном и интернациональном в советской литературе). — М., 1969.
126. Оскоцкий В.Д. История глазами писателя: (Традиции и новаторство советского исторического романа). -М'., 1980.
127. Оскоцкий В.Д. Связь времен (Историческая тема в многонациональной советской прозе наших дней). М., 1974.
128. Пауткин А.И: Советский • исторический роман. М., 1970.
129. Петров С.М. Исторический роман в русской литературе. -М., 1961.
130. Петров С.М. Русский советский исторический роман. М., 1980.
131. Погрибный А. Г. Художественный конфликт и развитие современной советской прозы. Киев, 1981.' 140. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М., 1978.
132. Рамазанова П:К. Хронотоп в дагестанском историческом романе: Автореф. . дисс. канд. филол.наук. — Махачкала, 2005.
133. Скачков И.В. Герой и история. Современный роман о революции. М., 1988.
134. Султанов К.К. Динамика жанра. Особенное и общее в опытеIсовременного романа. М., 1989.
135. Султанов К.К. Лабиринты сцеплений: Этническое национальное, художественное // История национальных литератур. Вып. II. Наследие. М., 1996.
136. Султанов К.К. Национальные характеры нового типа в современной литературе // Положительный герой в современной советскойлитературе. M., 1988.
137. Султанов К. Преемственность и обновление. М:, 1985.
138. Султанова Т.Ю. Идейно-художественное своеобразие повестей А. Абу-Бакара: Автореф. . дис. канд. филол. наук. Тбилиси, 1988.
139. Султанова Т.Ю. Сопряженность времени в повестях А. Абу-Бакара // Литературный Дагестан.- 1987. N2. "
140. Суровцев Ю.И. Необходимость диалектики: К методологии изучения интернационального единства советской литературы. M., 1982/
141. Суровцев Ю. В 70-е и сегодня. Очерки теории и практики современного литературного процесса. М., 1985.
142. Тамарченко Н. Д. Русский классический роман XIX века: Проблемы поэтики и типологии жанра. М., 1997.
143. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер. М., 1962.
144. Типологические основы жанров исторической романистики.-, Ташкент, 1979. ;
145. Тимофеев Л; И. Основы теории литературы. М., 1963.
146. Тимофеева Л.И. Теория литературы. М., 1948. .
147. Тугушева М. Под знаком четырех. О судьбе произведений Эдгара По, Артура Конан Дойла, Агаты Кристи, Жоржа Сименона. М., 1991.
148. Тюпа В.И. Художественность литературного произведения. -Красноярск, 1987.
149. Удонова 3. Основные этапы развития советского исторического романа. -М., 1961.
150. Филатова А. Современный советский исторический роман (Вопросы* , классификации) // Русская литература. Л., 1977. - №7.
151. Фриче В. М. Проблемы искусствоведения. — М., 2001.
152. Хайбуллаев С!М. Поэтика дагестанской советской литературы: сб. ст. / у Под ред. С.М. Хайбуллаева. -Махачкала, 1986.162163164165166167,168169170171172,173,174,175,
153. Хотимский Б.И. Герой и время (образы исторических деятелей в современной советской прозе). М., 1976.
154. Хотимский Б.И. Рыцари справедливости: (Нравственно-воспитательное значение образа героя историко-революционной прозы). -М., 1977. Храпченко М.Б. Размышления о системном анализе литературы // Вопросы литературы. 1975. - N3.
155. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. М.: Советский писатель, 1976.
156. Честертон Г.К. В защиту "дешевого чтива". Шерлок Холмс. Как пишется детективный рассказ. М., 1984.
157. Честертон Г. К. Писатель в газете (Художественная публицистика). -М., 1984.
158. Чичерин A.B. Возникновение романа-эпопеи. М., 1958. » Чмыхов JI.M. Писатель и история:* О советском историческом романе 60-х-70-х гг. - Ставрополь, 1982.
159. Чмыхов JI. Советский исторический роман 60-70-х годов: Типология. Поэтика: Дис. . докт. филол. наук. М, 1984. Чулкова К.Г. Эстетические принципы создания характера в современной советской прозе: Автореф. дис.канд-. филол .наук. - М., 1965.
160. Чумак В.Г. Украинский исторический роман 60 80-х годов. Проблема исторической и художественной правды: Дис. . канд. филол. наук. -Ужгород, 1989.
161. Щедрина Н.М. Исторический роман в русской литературе последнейтрети XX века. (Пути развития. Концепция личности. Поэтика). Уфа, 1995.
162. Щедрина Н.М. Концепция личности в современном историко-революционном романе. Уфа, 1988.
163. Щедрина Н.М. Проблемы поэтики исторического романа русского зарубежья. Уфа, 1993.
164. Щедрина Н.М. Русская историческая проза в литературе последней трети XX века. Уфа, 1997.
165. Эркебаев A.A. Становление новописьменной литературы в условиях социализма (на материале киргизской советской литературы 20-х-30-х гг.): Автореф. дисс. .канд. филол.наук. — М., 1983.
166. Эсалнек А.Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. М., 1985.
167. Эсалнек А. Я. Роман // Русская словесность. — М., 1993.
168. Эсалнек А.Я. Типология романа. (Теоретические и историко-литературные аспекты). -М., 1991.
169. Юдин В.М. Жанровое новаторство русского исторического романа 1970-80-х годов: Дис. . докт. филол. наук. М., 1992.
170. Юдин В.А. Человек. История. Память. М., 1990.