автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Роман Клеменса Брентано "Годви" и эволюция немецкого романтического романа

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Ореховс, Иварс Борисович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему 'Роман Клеменса Брентано "Годви" и эволюция немецкого романтического романа'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Роман Клеменса Брентано "Годви" и эволюция немецкого романтического романа"

МОСКОВСКИП ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ии.М.В.ЛОНОМОСЬВА ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ «АКУЛкТКТ

Ни крайлх рукописи

ОРЕХОВС Ивврт Борисович

РОМАН XЛКМЕМСА ЬТВНТАНО ТОЛВИ" И ЭВОЛ1ШИЯ НКНК1.'КОГО ГОНАМТИЧЕСКОЛ) POHAIIA

Специальность lu.01.05 - спрпн JanajwoQ

KïponL. Америки и Аг^ирвлии

f. HOfififttt ли £llC^epï;11IUU Ht* LOllOKâHIIÎ умсноп СПИ ПЧН11 oirraiiii» ♦ипоеошч»!-! и* m»»

И n о•на

Гчсс-з ылюлиели в Московском госуларсткмшом ун»?всг.сяте'. ..им.М.Е.ЛомоносоСл на чаЪедрч истории зару-л/.торлгури (филологический факультет)

;.аум!'|>';1 рукоагдатвл]. - доктор Филологических наук,

професссс А.С.ДштрквЕ ^■.ищмлише оппонента - лектор филологических наук

организация - Московски!! институт культур»

спн.т-.лллэ/рсмчного совета Д 053.05.13 по всюрии знру-Зр.гнчх литератур при Московском государстиишшм унипер-снтате и к. М.Е* Ломоносом

С дкссвртацией мокни ознакомиться ч библиотека '.•/.и^огдчевкого -плота

Адгсе: 119899 1СП, Москва, Ленинские гори, МгУ, I корпус гуманитарных факультетов, филологический факультет

К.Г.Улшлурздеи

кандидат филологических наук, доцент Б.А.Пронин

•Защита состоится

1392 г. на заседании

УченнЬ секретарь специализиротниого сса зта дицинт

А.Р.С ирг -.он

!

Творческое наследие немецкого романтика Клеменса Брентано (1778-1842 г.г.) составляют произведения, написанные в самих различных жанрах: песни, баллада, комедии и дрены, сказки, повести, сатира и единственна завершенный роман "Годаи" (1601-1602 р.г.).

В жанровом многообразии немецкой романтической литературы роману с его возможностями "широкого изобретения духопно-чузственной полноты мира" * принадлежит особое место. Видный представитель немецкого романтизма, аптср романа "Предчувствие и действительность" И. ф. Эйхендор^, в частности, считал: "... в Германии только роман был надежным средством отражения духовных коллизий" Писатели-романтики обратится к втоиу ханру не только в своей художественной практике, но и разрабатывают теории романа, том самым закладывая основу ююгих принципов, которые не утратили своого значения вплоть до нынеаних дней.

3 формирующемся романтическом романа, к которому принадлежит произведение Кл. Брентано "Годвн", ках в силу общественно-политических процессов, в основе которых лежало влияние последствий Французской револпцки и наполеоновских войн в Германии, так и в силу филосо.^ских тенденций и нч-дивидуальных творческих позиций писателей сказываотся черты имманентного, внугригшнрового развитая. Пути ьтого развития верно обобцкх К.Г.Ханмурзаев: "... в начале XIX зека... романтический роман эстетически обогащается, в частности, за счет отказа от тех его поэтических особенностей, которые оказались несозвучными социальной ситуации, - наблюдается ослабление субъективного начала и трансцендентальных тенденций... Это била эволгцая внутри того г.в мс-

Г. ВеИгацв :.иг Х.Ичгг1иг Се1и сНе.

Л -'.V. '.¡от. ; ;г1Си А'^баи«. I г^ггг , .

тодг и направления"

Из совокупности немецких раннеромантических романов, знаминувтих начальный этап истории этого жанра в рамках романтизма, в отличие, например, от знаменательных произведений Ор. Гегеля /Тиоцинда" (1799 г.)/, Л.Тика /"Странствия Франца Штернбпльда" (1798 г.)/, Новалиса /"Генрих фон О^тсрдинген" (1600/1802 г.г.)/, 4>р. Гельдерлина /"Ги-перион или Отшельник в Греции" (1797/1799 г.г.)/, романы Д.Фейт--Е1легель /"йлорентин" (1601 г.)/ и Кл. Брентано 1"Годв>:") в литературоведении до сих пор не получили всесторонней характеристики.

Относительно появления произведения Брентоно, А.С.Дмитриев зинетил, что этот роман, "хронологически не уда лентой от романа иенского, таковым ужо не является, и rio своим типологически': качествам должен бить отнесен уже к (¡лзе поьдиерошштической'' Следует подчеркнуть, что в качало творческого пути, являясь приверженцем идейно-эсте-тиче-гких поисков иенских романтиков, Бронтино по их мнении я своих первых литературных опытах /роман "Годви" в хронологическом отношении стал вторым произведением в творческий биографии автора после сат:;ри "Густав Ваза" (1600 г.)/ преувеличивал тенденции раннеромантического искусства слога. Д.Фейт-Шлегель отзывалась о Брентано как о писателе, который "хочет быть больше Тиком, чей сам Тик" , и вти

3 1

Х.'нмурэьев Г..Г'. Немецкий романтический роман и проблемы

его исследования // Еестн. Моск. ун-те.. Сер. Филология. 1989. » 2. С. 24.

^ Дмитриев A.C. О некоторых методологических и теоретических вопросах курса историк западноевропейской литературы XIX века П Методологические проблемы филологических наук. М., 1937. С. 184.

Циг.

по: Жкрцунский В. Религиозное отречение в истории ромэнтигмя. U., 1919. 0. 31.

- з -

"преувеличения" Брентано, как отмечает Р.ГаКм,^"грозили скомпрометировать bcd школу (кенцев - И.О.)1*

В этой связи актуильной'научной задачей представляются слег^ую^ие направления исследования: рассмотрение ьяибо-лее существенных сторон специфики романа Брентано в контексте раннеромантического романа; тем саикм определение места "Годви" в общея поступательно!* эволюции жонра; в своп очередь это позволит на«етить основные оки-знту, характерные как для развития позднерсмантического романа, так и для дальнейшей истории этого жанра в Германии.

В настоящей работе роман Кл. Брентано определяется как существенное, знаменательное явленно в истории романтического романа. Актуальность задача обуслозлена но только тем, что без определения .значения и места рсуанэ "Годви" в развитии жанра картина литературного процесса а Германии на рубеже ХУШ и XIX веков оказалась бы неполной, а такчее тем, что этот роыан, по сути дзлд, является одним из nepi-ux литературтле опытов начинагщего писателя, котсриЛ, как определяет А.Керр, "затягивал все струни, зазвучавшие1' в последующих произведениях Кл. Брентано Тот со:/им в caca очередь определяется истоки творческой эволюции писателя.

Новизна продетапляемоЯ работы зак-лючйегся d tcxi, что до сих пор русская и советская герыакистика, а тааг.е исследователи в Латвии не оОраг^элись к специальному анализу этого произведения Брентано, лииь отдельные аспект:! роняна получили свое отрахениэ в трудах, посвященных ненецкой романтической литературе.

Теоретической и методологической оснопой работы являются достижения немецко-язычного, русского н советского литературоведения, а такяе исследования германистов других стран. Роызм "Годви" анализируется в историко-литературной

■j

1 ~ ?.. Dio ro:-?.r.ti¡;che Scí.ule, Zia Boilruc zur Gescnl-„ «i tv ^ dtí-t.'chcn <J«'iae*í.B*-tin, 1tf/0. S.Mol.

>'orr .'. Godai. iir. /Capitel -io-itr-c.-or Ko.isr.tik .3«rií::.

- л -

контексте ьпохи с учетом конкретно-исторического, сравнительно-сопоставительного и интерпретационного метода исследования.

Дрдктиуоскоо значение диссертации заключается в том, что ее основные положения и выводы могут быть использовпнн как в дальнейшем исследовании разных аспектов немецкого и европейского романа, так и во всестороннем изучении эволюции творчества Брентано. Материалы работы могут наКти применение в разработке общих лекционных курсов по истории немецкого романа эпохи романтизма.

Диссертация прошш апробацию на заседании кафедры история зарубежной литературы филологического факультета МГУ им. М.Б.Ломоносова. Существенные положения работы нашли отражение в двух публикациях.

Диссертация состоит из Введения, трех глав и Заключение. К дпссортацик прилагается аппарат Приложения и Библиография.

Содэртзние работы

Бс Введении определяется и обосновывается предмет ис-следтвания, намечается структура работы и дается краткий обзор литературоведческих труд.05 русской, советской и зарубежной германистики, обусловлиааювдй вибер теми, ее актуальность к новизну. Здесь отмечается, что роман Кл.Брентано "Годби" явился объе:ггои внимания в содержательных русскоязычных (например, работы Н.Я.Берковского, В.М.дир-кунскогс. К.Г.Ханмурзаева) ® и зарубежных (например, труди

о

Берковс.киЯ Н.Г.. Романтизм в Германии. Л., 1973; сирийский В. Религиозное стречение в истории рокънгчзча. .4., 1519; Хинмурьгес К.Г. НеиецккЯ. романтический рскан конца ХУ12 - начала XIX в. с'воиоцил жанра. Дис. ... докт. филолог, наук. №.. 1991.

И.О.Э.Доинерп, Кр.Пароли, Г.А.Корфп, Г.Изркузе, Г.Нексрна, П.ИайдпаЯлер, Х.Ояко, Дж.йицера) J исследованиях, однако п силу специфики той или иной рабо~ц целостное и в то же время достаточно детальное осмысленно этого произведения, по нашему мнению, отсутствует, "онгтрп^ии А.Керра и Х.Д.Хайеро посвященные ромпну "Годв.!", образягт втама-uno на спетому персог.чжей и ?емЕТ1гчегкую структуру произведения и подчеркивают важность романа для последующего творчества Кл.Брентано, но авторы обоих нсслодовшшй все-таки главном обрезом сосредоточились ¡ta сопостнвигельнсч раскрытии пЕтсбиогрвфической осяс-вы романа, и, кок свидетельствуют сами названия этих робот, в ¡¡кх к и рпгсиатривп-етсл проблема эвояпции.

Таким обрпзом, обосновывается необходимость рессмот-рения существенных аспектов романа Кл.Брсктвно "Годви" в контексте эволюции немецкого романтического романа,

В nnpnof! гглво "Яанр романе и его теория у иенских °1 У""'»яется внимание ¡JopiMpoeam® теоретического и >.упот.е-0". гсннс-практического ¡'.нтереса роиантиксв - и Кл.Брентано п той числе - к жг.нру por-iann.

Иенскич романтики занимались теоретическим псмс-т.еи'.-ем ргж.лка как особого вида ллторптуры. Рола этого кайра

9

Do:i.ier J.C.E. Б«г r.ii:ílK!l ^tibtiri' '-'»latere a-.il den

г йо-'.:.си«!Г. Hslfilngibrs ■, 1S93; ^«rol 1 .'..r.i¿,Jal ..Л r::;j slaatic'.ei; f.ü.'i.itl.ortu.is tn d.-.r de .t.'

.-. . ..;•■.Г'сг.я.'уоЯ; ¿опГ H.A.íioiet <ler ' cetrero!, f..

~ ; г ■;.-,' ? :. III; í'.trsuco í*. 3er iautsci.tr KinatX.'nTO ■

• •:.. "r<:ibore; 1 ; "shxorn !'. ¿libela !'cl:-.¡:e u-.i

í. jlr. '.'-..Mln.'i rui 'lie П icir.cix.'jcslar,1-JO': jroller Г.

Г.;" i j<l»:r Oi>uCsc¡.en SiOii.'iti/i.Leipzig, 1<J lot*>.cko '!.

'' ii.w мн>; i< "lodwí" van Cíe :.-jr.3 Bror.ter.o. К'.::« Strufc-

Г. !••.•-'-. 1 . -l.'t: Petsar ó. П.вабп'а "ire:.f- .-i.o's YnriaUf«.»' m li " Vele -iros Tr.e-.e //

• :. 'ícr*.

;, •. u;. : '•' í^i (ioatr.cixr

. ■'; ■ <cr -'..Г', r .-o:: t Л-.С 3 "Goi. Üoisri-?!

:c-¡>.-- "::•;:.''>?:■ i •• .-. ti vi? >!.-.. .-'гшкГ'.ц í г.т. "iir., ::.f"/

- б -

ясно выделяется в следусщзы "фрагменте": "Роман есть жизнь, принявшая форму книги. ... Ничего нот романтичнее того, что обычно именуется мирон и судьбой. Мы живем в огромном (и в сшслг целого, и d смысле частностей) романе" (Новалис). Совокупность отдельных паяных теоретических положений иенских романтиков о романз, среди которых весошй вклад принадлежит Фр.Шлегелю и Новалису, позволяет В.МеЯн-хсрду сделать следошций вывод: "Заслуга старших (иенских -И.О.) романтиков заключается в том, что они впервые в истории поотики подвергли роман серьезному и широкому анализу" П.

Разработанные ранними романтиками теоретические установки отчасти являлись плодом совместных литературных дискуссий, лекций, переписки, а также были опубликованы в журнале "Атенеум". Примечательным является то обстоятельство, что теория романа создавалась параллельно с работой над собственными художественными произведениями, среди которых важное мосто было отведено романам (например, "Лвцин-да" ¿¡р.Шлегеля, "Генрих фон Офтердинген" Новалиса). Это свидетельствует о тесной связи теории и практики у ненцов, а также о доступности читатели теоретических идей »: их воплощения в художественных произведениях.

Соратник иенских романтиков Кл.Брентано не оставил специальных теоретических исследований, но иметю в пору возникновения романтической теории романа Брентано создает сиоо произведение в отом мнро, чьи "превосходные" образцы, по суждению Фр.Шдегедя, "является компендиумом, внцик-лоподией духовной жизнн гениального индивидуума". D то же время - полагает Зр. Шпегель - кавдая индивидуальная жизнь может быть названа романом: "... касдуй человек, который образован и образовывает себя, в душе своей хранит роман.

M-iinf'.axdt W. Die Roxantiinorle dec altered Bonsiitifc uutor Ъ'.-еoudururi EeruCKO?ciiCigur.g Priadrict: 5chle.;elo. Gottingeotiy55,S.*1.

_ п _

* TP

Но nonce но 1гумю, чтобы он его высказал и написал" .

Непосредственно но участвуя в теоретических разработках, Г-ронгано однако стремился з рочоне "Годаи" выразить спою "ингивидуальность". Затронутые и отой глав-э положения имеют прямое отношение в понимании роли подобней жчнровой формп в творчестве ранних романтиков в целой, и обращения в частности Кл.Бректано к написание роняна "Годен", в котором, по меткому замечании П.Кдукхоиа, "история создания роняна преподносится как рсмян"

Совокупность теоретических взглядов немепчих романтиков нмеет ярко выраженные социальные, мировоззренческие и литературно-исторлчееюго основы, о которых э обобщенном и лаконичном ьидо высказывается Ср.Илогедь: "Оранцузск.'-я революция, Пиукоученис Фихте и "М^Ястйо" Гете обозначает :>е-личяйиио тенденции нашего временн" . С опрчде.-енкой яс-нигупн здчеь указано на значение роняна Гете "Tu.-w уют/г Р/.и.гельмп Мейстера" (1795-1795 г.г.), в соотнесении с чо-то[.ь!м во многом развевается но только художествгнмрэ тнор-40JTBO романтиков, но такте их теоретически? суждения.

Ют.Брентнно n I&0I году в писька к cncowy upvrv С^м Н1.ц рассуждал: "Только в беседе, через непон.^а«!«-, чер".!

HCWpH.'iTHO И СОЭИДШЫО. . . ЧТО-ТО ... (ЩСКГОЯ'-пегСЛ, iV!=f всякой истины необходимы двое, только с помоги- дно/х ст"-во становится плот id" . Именно в такой плане - п дух-столкновения раз ли п.чих мнений - в э". ой я» главе рчаоичтри-

.'.игературнио манифесты эеподноеяропсЯпш/ романтиков. М., 19;Л. С. 53.

P. Die fio.iCnohe :.o-antiK. ho l<;f * 14 ur. 1 I.-;:;:;.-, ' n.^'Oj.

j..vrc-ратурнал теория нем-зцхого романтизма.Л., 193-5. C.V'?-. Ь .

-"'••inatev'iUes.o :,.>•;. '.'('.и, <.3г Яг1*1 von '.'l».-.•>.'.Я

' : > « ' . : •• г1пч1т <s':ieilO"r»i ti«4 с:.

- ' У' ->. - ri -j.

- о -

поются теоретичзекие размышления иенцаь и их ближайших последователей, к в той числе Кл.Брснтсно, в- связи с романом Гете, подтверждающие преемственность идейных и жанровых традиций, а также новаторст зо их литературной и литератур-но-теоретичесьой деятельности.

Размышления немецких романтиков о романс Гете ""'ода учения Вильгельма Мейстера", приведенные в отой главе диссертации, относятся в основном именно к той поро, когда они сами создавали свои произведения в этом жанре. Эти размышления имеат во многом одобрительный и неразвернутый характер и ярллются главным образом составными частями писем и дневников, что но снижает их значения с точки зрения влияния произведения Гете на их собственное творчество. При отом однако необходимо предостеречь от преувеличения роли "Вильгельма Иейстера". Гете с его творчеством был для молодого поколения писателей-романтиков учителем, собеседником, с которым следовало общаться, от которого следовало принимать то, что не противоречит личным позициям. В этой связи как по отнопенля к роману Гото, так и - к раннеро-минтическим произведениям б этом жанре в частности, а также в более широком смысле в цолом, весьма примечательно суждении, содержащееся в "Йрагментс письма о годах учения Вильгельма Мейстера". 1799", предположительно написанным Кл.Брентано: "Еоликая... истина, выражающаяся во всей книге во всех главных характерах, для меня заключается б следующем: Каждый человек должен учиться понимать ссмо.'о себя, и сообразно с этим действовать. Он дол юн прислушиваться к своей натуро, и со здравым смыслом... пытаться удовлетворить свои склонности и требования к замни" _ .

В документальных свидетельствах йр.Шлсголя и Новалиса роман Гете подвергнут анализу, в котором проявляется весьма неоднозначное его восприятие. Некоторый существенные

2хer.ta.To С1ЛвгКе. :.".ипсЬсп,1980.

критические замечания, содержатся такяе в суждениях других иенских и гейдельбергских романтиков. Выра.тая свое намерение и вместе с тем давая как бы общую "соревн .зательную" установку немецких романтиков, Новалис говорит: "Гете должен быть и будет превзойден, но только так, как великие могут быть превзойдены - по содертлютю и сило, по разнообразию и глубокомыслию, но не как художник"

Рассматриваемый в отой главе работы материал о реакции немецких романтиков на появление романа Гете "Годи учения Вильгельма Мейстера" показывает главные тенденции восприятия этого произведения, заключавшиеся в об'дих чертах з одобрении "логического изложения" истории заглавного героя с одной стороны и в неудовлетворенности становлением Вильгельма Мейстера "слишком практично мыслящим" (Л.Тик) и "прозаичным" (Новалис) исходом действия ~с другой. Эти соображения, разумеется, во многом явились побуждением для собственного творчества романтиков, в том число и Кл.Брентано.

Во второй главе "Спасительное рнкнопо-

мантичоских романов в соотнесении с романом Кл.Брентано "Говви" " дан сопоставительный анализ идейных и творчесшк принципов, воплощошшх в раннеромантическнх романах. Здесь рассматриваются раэличниз аспекты идеЯно-зстсткческоЯ структуры в произведениях, относящихся непосредственно к расцвету романного творчества раннего романтизма - в "Ло-цкндэ" Зр.Шлсгеля, "Странствиях Оронца Штернбальда" Л.Тика, "Генрихе фон О^тердингснэ" Новалиса, "Гиперноне" £5р. Гельцорлина и "Злорентино" Д.Ссйт-Шлзгель. в виду, что эти сочинения наряду с "Годен" Кл.Брентано создавались в определенно',! пох.зк::ка и пзэикоезяэ.ч 'с предшествующей литературно,! традицией, в исслодованя* из обейде»« вникаш'.к

77

* Iii;?, по: Donner O.O.S. Ew ШпПаВ ГШЬэ1п «eister« ач: <ST. ПСПШЯ dor Tisnsntlio?. "'*1'Лiviiior:;. 1(j'Jl,n.*

-loll такие poM.imi, как "Страдания молодого Вертера" (1774 г.) Гете ч "Ардипгелло н блаженные острова" (1737 г.) В.Гейн-ла. Рассмотрение упомянутых произведений в отой главе но претендует на сколько-нибудь полнуо ебщус характеристику f омантпчоского роияга, оно лишь направлено на выявление входных и отличительных черт произведений с целью определения специфики романа Брентино "Гоцви" в общей эволюции творчества романтиков п ьтом литературном жанр*?.

В начале этой главы уделено внимание специфике хронологии раннеромантичоских романов, прослежена история, создания произведений Тика, Носалиса, $р.Шлегзля, Гельдерли-ии ¡'1 Ьре:;гьно. По документальным свидетельствам определяется, чю роман Прентадо "Годви" создавался в течение трех лет (с 1708-io по 1601 год), т. е. в то время, когда pat>-Г^атизализь и уже вышли в свот основные немецкие раннеро-мантические романы (за исключением романа Нсвалиса, который был опубликован после смерти автора в IG02 году), а таклс формировалась теория этого жанра. Такая "долгая ис-то,)И.ч" создгишя рогана "Годви", иачаьдаяея еще до появления основных романов иенских роиинтикоп и завершившаяся уже после того, как они стали известии кругу чимтолиИ/ безусловно, привлекает is себе внимание с точки зрения переосмысления Ерентано художественных: и идейных принципов ранних романтиков.

Во многом исходя из этого, в работе проведено наблюдение над основными, по нашему мнению, жанрообразующимн аспектами р-^випазщегося романтического романа.

Специальный раздел второй главы исследования посвящен выявлению структурных особенностей. В своих теоретических и художественно-практических поисках романтики стремились представить роман как "универсальный" литературный жанр, в котором моглс бы иоплотиться вся сущность суОгьктивно-ви-ращ,тельной романтической направленности. Соответственно отому их произведения знаменурт собой самое разностороннее переплетение худояезотвешгас ^оры: рассказов, рефлексий,

- II -

речей, разговоров и стихов, что в совокупности является у романтиков важным фактором для достижения "поэтичности" и "универсальности".

Авторы романов, безусловно, в разной степени пользовались тем или иным художественным приемом, и это, з сущности, не противоречит общей направленности, а с точки зрения эволюции жанра представляет актуалышй интерес.

Важное место среди структурообразую!цях элементов романтического романа занимает эпистолярная форм, лредстар-ляющчя широкие возможности выразить'духовный мир индивида. В работе прослеяг.ваются особенности развития этой фор!ш от немецких предромантических ромснов к раннеромантнчееккм произведениям этого ианра. Если письма, в основном составляющие структуру "Страданий молодого Бартера" Гзте н "Ар -дингелло" Гейнзе, наряду с отражением внутреннего мира человека концентрируют внимание на внешние обстоятельства, события , факты и описания известных творений искусства ("Ардангелло"), вызывающие соответствующую душеснуя реакцию героев, то письма, занимаю1цие немаловап-tyD часть композиции раннеромантических романов, явно тяготеют к пырс-газнг.» чуbctd действую'дих лиц без сосредоточения вникания на окрукаюцей действительности. Енешний мир в письма»; романтических романов служит главным образом для короткого отчета, как бы "оправдывающего" душевные излияния героя, от им«ни которого письмо написано. Особо яркую страницу раннеромантичоского эпистолярного романа знаменует произведение Гельдзрлина "Гиперион".

Первая часть романа Брентоно "Годви", в основе кото-poil полнпсрспективняя эпистолярная форма (письма pn?iw персонажа), демонстрирует собой субъоктавно-ввразитольнуг» романтическую направленность, а резкая емгня пог.естьопп-тедьногэ ро;:урсг< по второй части посредством ввезонпг "ni--тора" - рчсскозчикз, лрзслэтляс-зого судьей герс-зэ - ЧГ> спрос ПИОСГ-i, СВЧЛСТ'£Л.-С'„'ЗуЗТ " ':8tt»f-'?H4H П;"Т."' ПОП' М':-"'.

- 12 -

субгектиииам каким-то объективным началом, тем самым намечая тенденцию дальнейшего развития романа.

Следует ответить, что, сталкивая разные художественные прием,;, Ерентано отвергает абсолютизацию любой форм;. Этим как бы подчеркиваются теоретические позиции иенцеи о синтезе гаоных литературных форм, наилучшим образом егю-с"бстьующе»: свободному воплощению творческих саммслос пи-СРтелей.

11с отношению к системе персонажей и выбору глопного ромемного героя б работе сделан ькценг но анализе художес-тсеяного ш>плоч;ония теоретической установки ФрАегсля, соглссмо которой "псе действующие лица романа" не долчны двигаться "рокгуг одного, как планеты вокруг со.игца", Этот герой един не должен быть "баловнем автора и ... льстивым строением восхиаекного читателя. ... ьсо герои должны г.ыть целью я средством одновременно"

Тг-кал позиция, отверго»;и;ая подавление одним героем всех остальных, утверждающая ровные возможности для всех персонажей, всё же с трудом сочетается со стремлением романтиков изобразить .пухоиное развитие индивидуума. По-разному ста проблема находИ1 свое решение в раинероман'^ичес-ких романах.

13 связи с возрастанием сюжетной значимости персонажей, окружающих главных героев, п одмом разделе второй главы диссертации рассмотрены поочередно произведения Фр. Шлегеля ("Хшциндп"), Гельдерлкне ("Гипорион"), 'Гика ("С.трьнстг'ия Франца Итернбальда") и Брентоно ("Годви"). Если Фр.Шлегель в своем творческом опыте показывает, что трудно предстецимо воспроизведение внутреннего мира одней личности без введения в повествование взаимоотношений с равноправным миром другого индивида уже самим н.-ппапием произведения именем возлюбленной главного герои и раскрытием его любви к этой женщине, то Гельдерлин и Тин в действии своих [ омлное "активизируют" персошчш друпей и учи-----------ИЗ V,.

■ Литературная теория немецкого романтизма. С. КЙ-1СИ.

телей заглавных героев (это в большей степени проявляется в произведении Тита). Брентано в своем ромгне представляет весьма сложную систему персонажей и эо втором томе произведении раскрывает взаимосвязи судеб этих героев. При этом "активную роль1' наряду с заглавным героем играю') е^о друзья - "собеседники": в первом томе на письмо Годзи отвечает Ремер, а во втором - в действии появляется "автор" Марка, который вместе е Годвл "ведет'' повествование. Хотя и Годви в определенной степени остается "баловнем автора" (Фр.Ылегель), всё же роман Брентано уже в значительно?, коре представляет собой попытку осуществления "республиканской структуры произведения" (Фр.Шлегель) с равноправны«:; героями.

Характерной чертой раннеромантичэского немецкого романа является сосредоточенный интерес писателей прежде всего к жизни творческой личности. Основная исходная идея мировоззрения иеицев относительно полной свободу личности, раскрепощения всех ее творческих потенций сочетается с убеждением о главенствующей роли искусства в бытии человека, в мироздании в целом; и центром этого мироздания является прежде всего личность художника.

Определение своеобразия творческой личности художника в произведении того или иного автора-романтика следовательно становится одним из основополагающих аспектов для осмысления эволюции жанра романа в немецком ромяктизмв. В раиитс сдела; щ наблюдения над очевидным изменением концепции творческой личности художника-энтузиаста на рубеле ХУЫ и XIX веков. Так, например, в романе Иовалпса "Генрих фон Офтердикген" заглавный герой - молодой позт - почти совсем не соприкасается с проблемными коллизиями реальной действительности, или вернее, авторский замысел, в сущности, имеет их в качестве отправного аргумента для построения в произведении концептуального слияния реальнохло и идеального мирз, средоточием которого является художник. А ужо в

романе Тика "Странствия Франца Штернбальда" встречаются эпизоды, где начинающий живописец становится наблюдателем общественных отношений, которые, по его мнению, чужды художнической направленности. Но все увиденное и пережитое лн-ль укрепгшет его веру в правильность выбора саморазвития в сфере искусства. Пар творческой личности, сосредоточенный на искусстве:, и товарно-денежный быт а романе Тика существуют параллельно, лишь поверхностно соприкасаясь, не рступпя при этом в конфликты.

В романах Д.Оейт-Шлегель "йлорентин" и Кл.Брентаьо "Годзи" с точки эреаия судьбы героя-художника и места искусства в сюжетном строении в сравнении с произведениями Новалиса и Тика находим существенно новые акценты, - намечаются более сложные связи Meayiy носителем идеала искусства и действительностью. В романе Д.Фейг-Шлегель обращение к изучению искусства является лишь одним из этапных занятий в жизни заглавного героя, но он отходит от этого увлечения, осознав отсутствие в себе творческого дарования. В этом произведении содержится вгсьма ощутимая доля социального критицизма, выражающаяся в признании того обстоятельства, что "разум и дух были в подчинении" Такое "подчиненное" состояние "духа", наверняка, оказывает определенное влияние на отказ Флорентина стать профессиональным художником, что символически как бы выражается в осознании героем отсутствия к тому способностей.

Заглавный герой романа Бректано не испытывает "призвания к искусству", однако он тем нз менее остается наделанным романтически-художнической натурой, что в частности выражается в его созерцательности и чувствительности. Отметим и то обстоятельство, что Го дай в конце второй части как Cu становится "художником-писателем", который в вида смерти "автора" Мариа завершает— "—osee кйзнв-—.

Schlegel D. Florontin // Deutsche Literatur. Helhe I( ornan tile. Leipzig, 1УЗЗ- Bd.y. Й.15У.

•••Й1шсанк»».?;:-г-«:. Изображая внутренний мир и жизненные перипетии заглазного героя, чье имя не связано с каким-то определенным видом искусства, Брентано также стремится раскрыть полные переживаний и горечи, в большинстве случаев, судьбы арфиста Вердо Зенне, поэта Мариа, от имени которого издан роман "Годви", и живописца итальянского происхождения Франческо. При этом в качестве причинной обусловленности таких печальных "историй" художников-энтузиастов в концепции писателя уже язно проявляется проблемные связи с окружающим миром.

В специальном разделе второй главы диссертации рассматривается роль женских образов в романном творчестве ранних романтиков, а также проблема любви и супружества. Женственность в соответствии с идейными принципами возносится в качестве неотъемлемого составного идеа.:а романтических героев, бел которого их жизнь и поиски не. были бы полноценными. Для раннеромантических романных героев характерна идея предназначенности любимых женщин.

В образах Матильды (в "Генрихе фон Офгердчнгене" Но-валиса), Марии (в "Странствиях Франца ¡Птернбальда" Тика), Люцянды (в одноименном произведении Фр.Шлогеля), а также Диотимы (в "Гиперионе" Гельдерлина)главные герои этих произведений находят идеал своих предназначенных возлюбленных, вместе с которыми они,-видимо, намерены постигать дальнейшие ценности неисчерпаемого идеала, и согласно этому ракнеро;.шнтйческие романы разными способами демонстрируют свою незавершенность и возможность продолжения. Авторы в этом контексте названных произведений не стремятся рассматривать брак как логический исход любовных связей героев, а концепция изображения брачного совза Юлия и йс-циндо в сочинении Фр.Шлегелл не имеет никакой связи с какими-либо социальными институциями. Главным связующим звеном между двумя индивидами здесь становится"истинность и естественность человеческой близости, включающей в себя

~ 16 -

взаимное духовное и физическое влечение и нашедшей свое продолжение в ожидании ребенка ~ символа обновления романтической "души". Д.Фейт-Шлегель в послесловии к своему иомену "Флорентин" выражает мысль о том, что не следует за-пераоть романы женитьбой героев: "Копиться? Но резве мы мот.см удовлетвориться этим? ... часто именно с этого момента начинаются страдания и недоразумения?" ^ Этим высказыванием Д.£ейт-Шюгель как Си предостерегает от отступления от романтической романной традиции.

По отнесение к этой проблематике в романе "Годвк.", кг юрой специально отводится место в третьей главе исиле-дозскип, необходимо отметить, что Брентано в гораздо более широком пл-но, чем другие упомянутые авторы, обращается к изойракч'нию женских обрлзов. В кругу его .внималия целый ряд женских персонажей: мать Годви, символический образ которой содержится в подзаголовке романа, Молли,.Иодуно, Оттиллил, графиня фон Г., Зиолегта и другие. В произведении Брентано поднимается проблема "страдания", о которой у:.сминается в послесловии Д.Фейт-Шлегель к ее роману "Флорентин1", возникают и проблемные коллизии брака (супружеская неверности в семье графини).

Последний раздел второй главы диссертации посвящен ньблу:ден:ш над изображением конкретно-исторического контекста и социалышм интонациям в рашшроыантическом романе.

Романтики в своих произведениях стремились раскрыть содержание характера личности; они специально не ставили перед собсй задачу дать в произведении реальную реконструкцию социально-исторических типов героев, но в воплощении творческих замыслов писателей наблюдаются весьма ощу-тимыо различия в соотнесении персонажей с окружающей их

Зог>1е5е1 В. Р1огопЬ1п // ПеШссйе ЫЛегаСиг. Ве1ие Ro.-aar.tiic. 1-е1ри1й, 1УЗЗ. Вд.'/. 3.240.

средой.

Если мир, в котором находится заглавный герой романа Новалиса, предстает перед читателем в виде сочершенной средневековой идчллии, где все окружение способствует постижению молодим человеком поэтической сути бытия, то Тик вводит в свой роман "Странствия Франца 'Мтернбалъда" значительное количество исторически достоверных имен и творений искусства эпохи Возрождения, а также намочена и теме товарно-денежных отношений. Гельдерлин в своем романе поставил заглавного героя в активный общественно-политичестай плач (освободительная борьба греков против турецки:', заъое-ватечей в 1770 году), служащий дл* наиболее полного отображения духовного мира отдельной личности, остро воспринимают,ей окр^Чапщие явления. Социальная среда в романе Д.Фейт-Шлегель "Флорентин"', оставаясь фоном для изображения духовного состояния героя, получает тем не менее меткие описательные характеристики, что явно свидетельствует о стремлении к расширению сферы изображаемого в романтическом искусстве романа.

Это стремление отчетливо выявляется и в ромрне "Год-ви". Присутствие реальных аспектов современной автору действительности, использование в большом количестве конкретных элементов из истории культуры и литератур!, а такте введение в повествование обширного автобиографического материала наглядно свидетельствует о тенденции к бол1зо всестороннему охвату бытия романтической личности, и это весьма специ^ическ:! выделяет произведения Кл.Врентвно из общего романного контекста в литературном процессе немецкого романтизма.

В третьей главе диссертации "Специфика идейно-эстетической структуры романа "Годви" " изучено своеобразие идейных и художественных аспектов этого произведения Брен-тано, определяющее его место в эволюции немецкого романтического романа.

В начале этой главы обращено внимание на самокритич-

- 16 -

ность писателя и на рецепцию этого юношеского произведения Бренгано в кругу его современников. Роман "Годви" вызвал весьма неоднозначные оценки как со стороны ранних иенских романтиков, то;{ и среда представителей следующего поколения этого литературного течения. То же самое относится и к позиции самого Кл.Брентано. Можно отметить некоторые О'гличия в восприятии Тодьи" среди ранних и "поздних" романтиков. Если иетда положительно отозвались о первона-чб-ьном "авмысле", который "направлен или должен был Сыть нлпраЕдеч на буйную веселость" (¿р.Гегель), об отдельных элементах произведения (К.Шлегель и Л.Тик), т. о. увидели » нем и определенной степени идейные и структурные приметы реннеромантической традиции, и критиковали за идейно-эстетическую непоследовательность (Фр.Шлеголь) и отсутствие "целого" (К.Шлегель), то И.ф.Эйхендорф, наоборот, в качество положительного еслекта отметил введение в попествова-.кпе новых -идейно-тематических явлений, а Арним высказался ча более последовательнее "осуществление до конца" повествовательного плана, т. е. дело л акцент нг. завершенности романа. Содержательный аспект такж^ имеет в вис(у Геррос, когд» оа касается сложности читательского восприятия из-за слизком разветвленно!'. системы образов. Следовательно, на примере оценки романа Брентано со стороны представителей разных этапов распития романтизма ми тоже можем судить о характерных особенностях в эволюции немецкого романтического романа.

Кл.Брентлно ь подзаголовке ссосго произведения назы-ьает его "одичавакы романом". Такой эпитет самого автора побуждает к рассмотрения этого понятия в связи с практическим осуществлением творческого замгсла.

Сги й'^кт такого поэмная свидетельствует с пользу прионанкя автором творческого косэворгзнстсг своего рома-па, хгто лодтЕер^ДиОгск едгэкритичшни суа-дмшми п Ш'сьда« Брейте но к сво;и: современником к ншеотогши ооксианриьм,

содержащимися п самом романе, особенно в обоих предисловиях "автора" Мариа (псевдоним Кл.Брентано). В предисловии к первому тому в частности сказано: "... в.ю (книгой - романом "Годви" - И»0.) я встал на первую ступень, хотя еще очень низкую" . Следовательно, Брентано кистраизает потенциального читателя и. критика на снисходительное отношение к его произведение. Решение писателя о публикации произведении в таком случае означает желание обязательно оставить свой след в истории жанра романтического ромпна и вместе с тем как би начать создавать свою литературную автобиографий, "не выбрасывал" из нее творческий опыт молодости. При этом и в зрелом возрасте, когда Брентано своими многочисленными произведениями в разных жанрах уже приобрел широкую известность, и уже было задумано издание его избранных произведений, он. полагая роман художественной неудачей, решительно отказался от включения в это иэданио своего единственного завершенного романа.

Проблему "одичания" представляется важным рассмотреть и в связи со структурными особенностями романа, в частности, со сменой повествовательного ракурса -<гг эпистолярной формы в первом томе к повествованию "от рассказчика" - во втором. Б приведенных суждениях"автора" Мариа и Годви как бы весьма отчетливо проявляется отношение Брентано к такой смена повествовательного ракурса, ьамечоющей отход от субъективно-выразительной манеры ведения действия и всё большим нрисутствиьм "событийного" аспекта (стремление изобразить взаимопереплетенные жизненных, судеб героев по втором томе): очевидны колебания писателя относительно правомерности и обоснованности такого выбора. 3 каждой части произведения находится своеобразная авторская реакция нп избранную повествовательную форму, как <5ы предлагается альтернативная возможность, но в то же время в пределах

БгепЬппо С!. Сой«! // ЕгепСапо С1. 77егкв. Шпслеп, 1ЧОО. ИД.2. 5.15.

- 20 -

отдельных частей сохраняется соответственно избранная ма-' нера. Эти обстг ггольства с одной стороны свидетельствует об эксперимент-.'орских поисках ромашка )?орш в "Годви", о с другой - указывают, что Брентано отвергает абсолютизацию лчбой фор1«.

Необходимо отметить, что название самим Брентано своего рогчпа "сдичавшш" не следует воспринимать как негативную оценку произведения восбэд. В исследовании, учитывая и неоднозначное ве '.приятие романа в кругу современников Брентано, а также и самокритичное отношение писателя к своему произведению, роман "Годви" облако рассмотрен в контексте эволюции этого жанра, и в таком случае идейные и структурные поиски Брентано, вопле.^екшо в "Годви", при-обоетают особое значение в сопоставительном ракурсе с дальнейшей историей жанра, которая демонстрирует перспек-тизность некоторых существенных аспектов, намеченных в произведении Брентано. 0

Оеновополаге-цим принципом в тазни пореонам:й романа' Брентано, как и в других раннеромантиче.ских романах, является мотив странствия, и в первую очередь вто относится 'к заглавному герою. Но если, например, главные персонажи "Странствий Франца Штернбальда" Л.Тика и "Генриха фон Оф-терпикгена" Новалиса тяготеет к познанию жизни через искусство, те1 постоянное боспокойство Г'одви, подобно Флорентину в романа Д.Фейт-Шлегель, липено запредельно^ направленности, его "дорога водет прямо куда-нибудь" и "предаваясь случаю" и в "сопровождении беззаботной радости"*"0, ул ищет "удовольствие" 1! наслаждение, заявляя, что "идет путем своей эпохи"

^ вгеп'-шю С1. Со5-«1 // ВгопЬапо Уегле. МолсЬеп, £ ЮЫ., Б.ЗУ. '•чоО.Ьй.г.Б.ЗУО.

Ю1(1., с. зуо.

Спготмое построешн) странствия Годви основывается нп его встречах с различными женщинаки и заменой одной из них на другу» (Молли, Иодуио, Оттиллия, графиня, Виолоттп). Таким образом, путь и наслаждения!* в случае с Годви в основном олицетворяется сферой отношений с прекрасным полом. В-зтретин Оттиллип, Годви испытывает исттыуп лкбовь, и могло было полагать, что на этсП "высокой точке" дальнейшее повествование сосредоточится на изображении духовно предназначенного "романтического брака", подобно отношениям Елия к Ляципды в произведении йр.Щлегелл, или же вступит в силу обращение к "тихой, простой и мирной яизшГ , но последняя няни названная возможность выходила бы за рамки романтической установки героя. Но, по выражению Ретара: "странные причуды судьбы", гонящие "души" заставили Годви отказаться от гармонической любви к Оттиллки и продолжать "путешествие по дуван", приведшее героя к знакомству с отрицательной стороной "свободной любви" в лицо не отлмчия-щейсн высокой нравственность» графини фон Г., а также ее дочери Виолетты, которая матсрьп воспитана так, чтобы стать девушкой для "развлечения" (" yroudencUdchc.'i

Переосмысление своей жизненной позиции и последующая женитьба на несчастной, уже полубезумной и скоро "кирасщей Виолетте оэначее? для Годин некупленно и отреченио от со-блпзнсв мира "на,лаждений", что становится важным аспектом развития романтической концепции любви. "Мстория" любви Годви отличаете*, например, от поисков и "приобретений" роннеро>.:знтическич героев Юлия и Франца Илернбэльда в произведениях Фр.Шлегслл н Л.Тика, где юнопам не вылакает такой печальный опыт. В.5лрмунскиЯ называет этот судьбоносный поворот началом темы "радости-стредания" акцентк-

^rentano Cl. (Jodwi // Hrontur.o Cl. '.Verke. Kü.-.cheu, 27 1уьО. M.s.s.-.ia.

j I Ъ Id • , ij • • í? „ •

?НпрмунскиЯ В. Религиозное отречение в истории романтизма. М., ISIS. С. 39.

решенной в романе не только в сюжетном действии, но и в форме символических скульптурных изображений матери с ребенком и надгробия Виолетты.

На примере женских персонажей Молли Ходфильд, графини фон Г. л Виолетты ь р'омане Брентано наблюдается расширение концепции романтической женщины.

Исходная натура Молли словно напоминает эмансипированную героиню Фр.Шлегелл Люцинду, но тут же проявляется существенно новые акценты, отсутствующие в "Люцинде". До учлечении Тодди Молли когда-то полюбила его отца, который соблазнил ее, а потом бросил. Впоследствии судьба сводит Молли с молодым Годзи. 3 сомнениях Молли о правомерности своих отношений с Годви, намечающих тенденцию к психологическому анализу, вступает в силу тема "душевных страданий", оснопчайюпзяся на моральном сознании личности.

"Свободные" любошю увлечения графини фон Г., за-ставльющой спою дочь следовать такой жо жизнешюй установке , направляют повествование на раскрытие полной "страданий", трагической судьбы Виолетты.

Примечательно, что на примере "свободной" жизненной установки графини, в романе Брентано своеобразно решается религиозная проблематика. Обосновывая свои многочисленные .габовчие Елевдип, графиня сопоставляет их с религиозным "язычеством". Она "имеет многих богов, с. также героев, ^ вое пни молоды, силыш.и способны к человеческой любви"*". В соотестстбии с этим она "воспитывает" свою дочь Виолетту, и потгп'и монаха-священника на исповеди внушить юной "грешнице" традиционные представления о дегичьей чести и добродетели графиня парадоксальным образом толкует кпк "развращение ребенка" , что якобы мезает естественному

" »ггя'Л'сию 01. стск1«1 // пгепЬ&по С1. йег.ча, .'¿аас.-.мп,

"свободному" развитию.

Доведя до абсурда столкновение этих противоположных позиций, Брентано в словах священника, обращенных к графине: "... ее (Виолетты - И.О.) дуса здорова не нуждается в исцелении, и Вы творите здесь настоящее душевное зло" , как бы предвосхищает уход от "язычества" графини к христианскому отречению от соблазнов суетного rapa, искуплению греха, к жертвенной любви, что и подтверждается F03®»-тием сюжета - графиня умирает, а Годви соединяет свою судьбу с Виолеттой и посла ее смерти в качестве символа для молитвы воздвигает ей памятник. Включение а роман религиозной проблематики является новым акцентом в романтических произведениях этого жанра.

Рассматривая своеобразно концепции тэорчсской гнчмос-ти романа Брентано, необходимо отметить, что с образами арфиста Вердо ЗеЩе н "овтора" Кариа в романтическом романа по отнесению к художникам-энтузиастам появляется понятие "страдания". Здесь оно представлено d двух еспектах -с одной стороны, это неприемлемые для творческой личности o6a;ecTDrnmje установления, с другой стороны - стра;ан;ц, вызванные личными невзгодами. В авторской интерпретации con аспекта во многом вэзпмосчяззны.

Искусство занимает первостепенную роль в мировосприятии обоих героев-художников. Однако сюхоткие судьбы этк< брентаиовских персонажей отличаются от концепции рашерз-мантического художника, например, в романе "Странствия £ршша Итернбальда" Л.Тика. Если Штернбальд но своем пути познания насел в искусство организующую силу, то Вердо Зенне у Брентано - после странствий персживяиЯ трагедии (смерть возлюбленной на его глазах) - занижает оборонительные позиции, и его углечение художествеюшм творчеством яя-

"rs!.lc.:¡o Cl. Sodwi // Bro.\teno С1. И'огко. XUaei .зг.,

и. 2. з.

ляется единственным путем для выживания и сохранения своих идеалов. Творческая личность в виду "сверхчувственности" и "ранимости" его сердца оказывается побежденной "внешней жизнью", что подтверждается исходом судьбы "автора" Мариа, умирающего от "воспаления сердца" в' котором скопились все чувства и страдания, и в то же время говорится об "упущенных" возжмностях "оставить" за собой "след" т.е. найти своим силам верное применение в "жизни". Следовательно, Брентано как бы намерен отиы персонажем положить конец "господству" поколения раннерэмантических героев-художников, показивая, что в дальнейшем невозможно раскрыть сущность творческой личности без более внимательного обращения к проблематичным аспектом бытия.

В своей совокупности концепция произведения Кл.Брентано как бы подхватывает раздумья молодого художника Франца Штернбальдп из романа Л,Тика /"... ведь рано или поздно упоение юности всё равно пройдет, и меня примет та, другая жизнь, которой я сейчас бегу с такой радостью. Что буду л чугстиовать... ?"/ ^ и в лице старого пр}'Иста-отшель-никг. Всрдо Зеняс и еще молодого, но больного, умирающего "автора" Марка дает такие два варианта судеб героев-художников.

3 Зикл.с.ч?!'1ь:, подводя итоги исследования, отмечается, что "экспериментаторская смелость" Кл.Брентано, воплощенная п ромэне "Годви", заключается в его концептуальных попытках сквозь призму романтического мировосприятия ослабить субъективное начало. Сиеной повествовательного ракурса, стремлением к диалогичности и полемике, а такч*.е введением множества действующих лиц и раскрытием их оудсб выражается намерение придать роману опрэделенное объективное начзло.

3-'

Ьгом:ягк"> С1. Г.г.^л! // ЕгеаЬало С1. '¿егко. Т.Пп:::.си,* 33 Ы.,.'. З.^О.

^'"Рик'А.^Странствия Франца ¡Итсрнбальпа. М. , 1037. С, 08.