автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Роман "Современная идилия" в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина 1870-1880-х годов
Полный текст автореферата диссертации по теме "Роман "Современная идилия" в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина 1870-1880-х годов"
МОСКОВСКИ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени В. И. ЛЕНИНА
Специализированный совет К 113.08.11
На правах рукописи
ПЕТРУК Мирослава Николаевна
УДК 882—313.1 «18»
РОМАН «СОВРЕМЕННАЯ ИДИЛЛИЯ» В ТВОРЧЕСТВЕ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА 1870-1880-х ГОДОВ
Специальность 10.01.01 — русская литература
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Москва 1986
Работа выполнена в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина.
Научный руководитель:
доктор филологических наук, профессор М. Т. ПИНАЕВ
Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор С. Е. ШАТАЛОВ
кандидат филологических паук, старший научный сотрудник И. Т. ТРОФИМОВ
Ведущее высшее учебное заведение — Московский государственный заочный педагогический институт.
Защита состоится « .» года в ............ча-
сов на заседании специализированного совета К 113.08.11 по присуждению ученой степени кандидата наук в Московском ордена Ленина н ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина по адресу: Малая Пироговская улица, дом 1, ауд. № 205.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГПИ 1'менп В. И. Ленина. Адрес
института: Москва Г-435, Малая Пироговская улица, дом 1, МГПИ имени В. И. Ленина.
Автореферат разослан «..
и....» ..^(^Щл^ 1986 года.
циалнзнрованного совета А. В. ТЕРНОВСКИЙ
/Середина 1870-1880-х голов по киличеству созданных М.Е.Сал-тцкот;ы-и(9дрлнш произведений - наиболее плодотворш!: этап В пи». « «¿Уэльской деятельности сатирика. Ото время подведения твопчес -
■ Т I- » п | А
•»рт.-'ЙК итогов в переходный ,цдя него период мо*ту саркастической ма-негров письма 1870-х и ;?илосо1ски-э.1ической 1800-х годов.
Большинство произведении Щедрина рубежа 1870-ШЮ-х годов обт>единя:с.тся об'цимн героями, являются откликам.! сатирика на одни и те те исторические события. Мечду тем, "...если перед нами дси-ствитзльно великий хучотник, то некоторое хотя бы из сут/эствешолс сторон революции он должен был отразить в своих произведениях"^ Поэтому для исследования эстетического постижения Салтыковым закономерностей, господствовавших я с-^оре Сдциалыю-пргтзтвтнпгх отношений в период всплеска и спада волн второй революционной ситуации в России, необходимо уяснить системную об"(чость произ-веде;-:иЧ писателя 1870-1830-х годов путем вн:деления .а идейно-то-матического и художественного единств. Репенио поставленного вопроса возмотпость подойти к почти неисследованной проблемз систематизации фпринской поэтики зтогс периода творчества я уточнить еу.цнссть перевиваемого писатолен в 1830-е года кризиса.-Этим определяется актуальность диссертационной т(д:у. "Современная нщпл-лия" поставлена в центр исследования потому, что она яьл> ется последним цедр;¡неким романом и предпоследним собственно сатирическим произведением писателя, что позволяет рассматривать "« кис итог саркастического творчества 1У70-'с годов.
Невизна данной работы в том, что "Оовременная нчиллия" гпер-вке рассматривается не изо1ировзлно от всего твирюства Салтыкова, а в об-цей 'щедринской концепции "об цественного романе"; выясняются творческие предпосылки появления даьсого прои^ве;ония и типологические аспекты его соотнесенности с последуйюй пю.наци*!* целрнчской сатиры.Такте е впервые на ^энном матеркале рясс;/атривяе-тсятся сущность салгыяовсього хущотестЕЭНисго принципа психологии-иа. Цел:: и задачи работы: //.Рассмотрение нд-.л-п-зс-ет^че'' кит позиций писателя в Г]7С-1880-е гоцн,формирования осноечкх положений теории "общественного романа" в контексте борьбы ечтирика за реализм литературы. 2/.Й1членение сквознк-: 5т^и п т»!'>рчрстэ ¡Демина Ь'^О-ЮвО-х гочов л основных грипиоа тюг/згшия де"ст2:.-тельчости в Фокусе ¡(дейно-хучслсестретсих сс?тгго-..ст;т'^ 'Сс.3 -
1 Ле.П!Я З.И. Поля.собр.соч.-Т.I7.-C.2C6.
ременной идиллии" с произведениями указанного периода.
Методологической оснсбой работы в общем плане выступают положения ленинской теории отражения и познания, работы классиков марксизма об искусстве,ленинские статьи, характеризую.цие сущность основных исторических процессов русской жизни Еторой половчны XIX века.В непосредственно литературоведческом аспекте выбраш системный и типологический методы, что вытекает из темы и целен данного диссертационного исследования.
Теоретической основой диссертации являются щедриноведчес-кие работы А.С.Бушмина, В.Я.Кирпотина, Д.П.Николаева, С.А.Мака-шина, К.И.Покусаеза, Я.¡г. Эльсберга, исследования М.С.Горячки-ной, А.А.Я^ук, В.Ф.Козьмина, В.А.Мыслякова и др.Также мы опираемся на общетеоретические работы А.С.Бушмина, Д.С.Лихачева,Ю.В. Манка,Ч.А.Николаева, Г.Н.Поспелова, Г.М. 5ридлендера, В.Р.Щербины, исследования Л.Я.Гинзбург, Л.В.Чернец и др.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее результатов в курсе чтения лекций по русской литературе XIX века,при проведении занятий спецкурсов и спецсеминаров по творчеству Щедрина.
Основшо положения диссертации апробированы на межвузовских научно-методических конференциях(Горьковский педагогический институт - 1984г..Куйбышевский педагогический институт - 1986г.) и на аспирантском объединении кафедры русской литературы МГПИ им.В.И.Ленина. По теме исследования имеются шесть публикаций. •
Структура диссертации продиктована логикой,раскрытия темы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.включагчцего 216 наименований. Основной текст диссертации изложен на 193 страницах машинописного текста.
'СОДЕРЖАНИЕ • РАБОТЫ
Во ВВЕДЕНИИ раскрывается степень изученности.теш, обосновывается ее актуальность и новизна,определяются цели и задачи работы, ее методологические и теоретические основы, практическая значимость.
ПЕРВАЯ ГЛАВА "¡дейно-остетические предпосылки творчества 15.Е.Салтыкова-Цодрьна 1870-1880-х годсш". Необходимость данной главк диссертации обусловлена двумя обстоятельствами:!.В назван-
ный период в центре внимания сатирика - художественное исследование социальных потенций основных общественных групп. Поэтому нам необходимо четко определить, в чем заключается идейное "притяжение" и "отталкивание" социально-?илосо.'ских концепции Салтькова и революционных народников, либералов - представителей основных оп-позициошпк правительству движений. 2. Анализируя художественное богатство произведений сатирика, ш должны обратиться к тем конкретики эстетически).! принципам, которые лелат в основе выступлений Щедрина-критика.
На базе анализа эпистолярного, публицистического и художестве иного наследия Салтыкова мы развиваем концепцию исследователе''1., отрицаю^тх как абсолютное противопоставление взглядов сатирика народническим и либеральным социально-политическим теориям, так и объязлеиие иге идентичными? Сопоставление соииалып'х позиций Щедрина 1050-1350-х .1 1870-1630-х годов приводит к выводу, что сатирик через всю яизнь пронес верность идеям демократизма, его идеалом било и остаюсь социалистическое) общество.Но противоречивость идейных позиций Салтыкова п тон, что он, сближаясь с революционными народниками в определении конечных задач борьбы, п то те япзмл становился на сторону либеральной мирной пропагандисте.со ': тактики. С сэр-едины 1в<30-х годов, поняв иллюзорность предпочтения легальной трибуны всем другим видам социальной борьбы, цедрнн порешает нравственный кризис, что в совокупности с обос-гиг-иеПсч болезнью, с одной стороны, и ужесточением правительствам« р-пресен;;, с другой, привело к усилегич трагичности мироо;-иия Салтыкова, огграсило его произведения зтого периода трагическим па;оссч.
При рассмотрении су щества щедринской гоорич "оо (сственного романа" нами учитыв-тотся исследования А.С.Г-угмика, А.А.Кук, рпотина.й. В. Лебедева"^ по этому вопросу, но к данной части кг.птн-ческого наследия Салтыкова мы подходим как к составллрт:;ей про-
^ «¡ак&чшн С.Л.Салтнгов-»-едр'Лч.Середина пути.Т3*30-1<376-е годн;Ги-огра'ия.-М. :Ху;оя. лит.-198-1; й'слякон В. А. Салтыков-^ /зд/.ян и народническая демократия.-Л. tHaysa.-IOPl; Прупков Н.И. ^чдр.н -критик чллюзорш/х представлений Г.'Л,Успенского.трин . IP25-I975.Статьи.МатериоткЕиб.т;!огрл}ня.-Л.:Hiy/.p.-VJ,':.
Еутдян A.C. Роман в теореттесгок и худотсст.зеьном нсгот^в^ •
цесса ого борьбы за реализм и народность литературы, что позволяет установить системную закономерность выдвигаемых Щедриным требовании к содержанию и |{орме художественного пр'->изведенин:злободнев-чость творчаства порождает принцип доведения всех "готовностей" общественных явленп;' до их логического конца.Этим мотичируатся, с одной стороны, интерес сатирика к проблемам социальной психологии и теоретическое обоснование им своего понимания принципа художественного психологизма, предполагающего на основе реалистических приемов .типизации через призму повседневного поведения человека непосредственное раскрытие перипетий внешней и внутренней'политики правительства; с другой - обусловливает тенденциозность и публицистичность произведений Салтыкова.Наиболее плодотворно эти принципы могли реализоваться в рамках панорамного художественного полотна,Поэтому роман^че кии опыт Щедрина движется от публицистической "картины нравов"(Х,?)в "Господах ташкентцах" - к сатирическому приключен -ческому роману "Дневник провинциала ...", а от него - через семей-но-политический роман "Господа 1Ъловлевы" - к панорамному ромачу-обозрению "Современная идиллил" и социально-психологической хро-, нике-обозрению "^отехонская старина".
ВТОРАЯ глава "Идейно-художественные соотношения "Современной идиллии" и произведений Щедрина 1870-1880-х годов.Функции "вставных" эпизодов".Отправным моментом для введения "Современной идиллии" в контекст салтыковского творчества указанного периода выступает тезис А.С.Бушмина о сложном переплетении замыслов и идейно-' тематической перекличке между отделышми произведениями сатирика?
В,ходе анализа обращг-зтея внимание на три основных аспекта действительности, определяющих содержание произведений:форма самодержавного деспотизма, социатьИо-экономические и моральные условия его существования; нравственно - политическое состояние широких
кил Салтыкова-Щедрина.//История русского романа:В 3 тт.-Т.2.-1.1.-Л., 1954; Кирпотин В.Я. Избранные работы:В 3 тт.-T.I.-M. :Худож.лит., -1978; ЛзбодеЕ Ю.В. О проблематике и поэтике литературно-критических работ J.I. К. Салтыкова-Щедрина.//Русская литература - 1983 -К?3 -СЛ12-128; Кук A.A. Русская проза второй половины XIX века:Пособие для учителей.-М.:Прюсвещение,1981.
^ Рушмин A.C. Эволюцй! сатиры Салтыкова-Щедрина.-Л. :Наука, 1984.-С.297.
- О -
народш.к масс; судьба народного защитника. Взаимосвязь проблем позволяет говорить о ныичл;: оле:.:елтоз воа;с оснсс-плс романа: к разновидности.!, адалоик1« фдри-п-'М.
• С ншг5одьзеЯ полноте;! роскрсва-зтся з "Современной идиллии" элемент;.' оСл:ге:юлшого уок-ша. »la пачораягсм иатерхалв русской действительности принцип абсс.-отизма доводится до логического конца методе.'. сатирического анализа склодерханноп идеологии и практики, Анализ ид<уг п двух п токах. Аллсгор»14зсгд-<^илосочоко1ог осдосхек.от самодержавия как j.opï.«' правлении способствует персо-нлц'игсация принципа деспотизма в дич«стии Гадтов-Оип'цоь»;}« и и ооразе Редсди; введение о текст романа скалок о ретиво''.; начальника и плодах подчиненного р-чспутства, ","yoj.sz в /Салинсном окружном суде", которая .'огмально пародирует процессуальную сто^ о ну политического процесса, фактически, разоблачая его содержательно суть."Драма" значитечьна и з том плане, что подзолист «ofea воепрснзнг.деч':г;''классозого" поведения Н£ису тствущнх i',a процессе вскрить зернспсудаилчг.ския потенции "общества", ренегатские "готовности" либералов, политическую неразвит-еть "меньшой братии".
СагирическиЙ анализ ссциалылос корней, идеологии я практики самодержавия гедется а романе и в çoptax, в которкх они проявлялись в самоИ действительности XIX века. Так появляется жиз-неописачне-счет Парамонова, "Справка" из квартала о Балалайкине. Памфлет "Властитель дум", сб'ьявлякдпй героем дня негодяя, анализирует социально-нразстБеШш-Я уровень общественного радвнтия, делал,возмолшм торт.ество pear <ул, и разоблачает правительство, которое не только в свое;"- деятельности опирается на негодяев, но и проводит ь :-rs:3Hb их принципы, утверждал идентичность тнятиЛ "подкуп","измена" и "обязательство","насу;?ная потребность дня"(ХУ,1кн. ,2GDÏ Рептлльность прессы разоблачается сатириком как содержанием публикаций пзродийкоГ. газеты "Краса Де-кадрона", тая и описанием политического распутства оз редактора Очиде:гноло, в основе создания страза которого лоуит Г£Г)теск ове-цзствл^чия.Самодертавная идеология и практика является объекте« щедринского обличения в "Уставе о благопристойном обьзат^-el. в своеЛ SI3HH поведении", где доводятся положения действую-гаего в России "Устава о Пресечениях" до логического конца, что
^ Цитаты из .произведений Щедрина приводятся по рп-гчпгт.'Салттлков-■ Щедрин а.В, Со"р.соч.:3 20-ти тт.-М.:Худо^.лнт.,1955-1077.Ноvop тема обозначается римокоЛ цифрой.
- о -
создает своего рода кар-и\!у челшшой сомодор-казию социальной уто-: пии.Б то .г.е щюкя пародийное использование внутреннего, скрытого смысла "Устава о Пресечениях" является у Щедрина средством сатирической 1 .пизацил современной ему действительности, позволяет путем гиперболических заострении выявить сущность реакционной политики правительства. Списание Благовещенского, искривая пагубность народнического социологического метода средн.;х цш1р, показывает нищету крестьян, позволяет увидеть процесс социального расслоения в деревне. о
Итогом творческого исследования сатириком самодержавия как (¡ормн правления становится художественно моткг>/.ровацш!и бгвод об абсурдности политики деспотизма: болкшство ситуации, развенчивающих политическую и экономическую практику царизма, строятся на абсурде, показывая нелепость и негуманность с точк.' зрения здравого общечеловеческого смысла деяний ретивых начальников и торжества политического негодяя во всех сферах жизни.
Разные аспекты отмеченных вше проблем рассматривались цедри-ш:м в произведениях, созданных до и параллельно с "повременно!; идиллией'.1 Так, "Плоды подчиненного распутства" восходят ¡с молча-линскоыу "мартирологу" в "Господах '"олчалиних"; "ираса Демпдрона" продотаает политическую линию'"Чего изволите?" из "Господ ыолча-линых", "Старейшей Всероссийской "енкоснимателъницы" из '.'Дневника провинциала в Петербурге"."Крась: Демидрона" из "Отголпсков", показывая постепенное ренегатство по мере ужесточения реакции некогда либеральных "С-Петербургск;гх ведомостей" и "Нового времени". Драма в Кагинском суде тематически восходит ко второй части "Сна и летнюю ночь", ибо в "Драме" писатель на новом жизненном материале послепервомартовзких событий вновь возвращается к исследованию причин бедности "сознания собственной бедности" масс. Проблема бесчеловечности и продажности судейских чиновников рассматривалась Салтыковым в "Дневнике провинциала ..." и "Недоконченных беседах".Балалайкин в "Современной идиллии" выступает морально-политическим символом реакционного судопроизводства.
Принцип самодержавного деспотизма был объейтом сатирического исследования Щедрина еще в "Лстсрии одного города", но если там государственный аппарат выступает "как бы надклассовым
органе.; h:ic»uí¡u;"í то и прс.и:»зедмиях 1и70-1Ш0-х. годов плеатоль показь-н-дьт ve ссцигаып:в елок, «соторич» ради классовой вкгодк код-дерк.ш-чли царский äiupwio згой "социальноЯ гируппип" Сал-
тыков коснулсн ь 'Vvie.vH.ïK'.î пров.пщлсла ...", показ&в педцер:.му пр-шатс.-»ctpo« '.олознодсгйтпх и ¡лилчеоп:« аоротил.Во всей полного карт,-.i!;; одиионня npuuii?« классов с "властями предпр.^'^мп"^ предоталлона в "Совром-.-пиоД "-'V. 1лл.ш" при описании единства дой-ствиЛ Сч/допного, Родеди, ГояглпЛкина, пероинн^пциру^-нх сп;.:ода-рлч0,п ого пнетнтутн, i# купцоз Парамоковн, Зэвовнгшо&а,
0'ЛСТ»ГФ";ск.ЧЯ ЧУ'Г:'.0С7» 0"епг;;нЧ К СПОЦНГИКО /,ПОб'р!1':-1С!!ОГО ИМ
т.»:энонного м-терплла обусловила nc.iwwi,:« г» с-мето "СолромотгоЛ пднлл.гл" пл/паддати "встовннх" илгзодон - столок, иа.";л>'Г-ч и др. Салю определен,:? »¡х как "i¡crnn;y;o" гчмзодн условно и ¿unn'iiw тем, что они, вторгаясь ¡з ocrrcmioít en :п.т рг.ц.ша, р-ч'чирчпон ;;:íi трегзчококедид прлепоеобюнчеотн.ч гламш? героев Р.^еюдзчика и Глу"о;гi, его нить, отличаются от jottworo солотин
сроо/; -¿'inj ?í-::y;:vyrfií',;rv';!'b!CM ппияодичеекп дчГстр.'/ю^пх лиц, представляет с о б ой .чаконченмко ''.'.тело/ еннппи. ^ногогршии их ,г;сЛ ¡э-худо».CCTivwrj/e '¡ункмии п рсгчно.Омн чомолтируот основной с:'.¿г np.nno icmm, »тетутеш п кпчветго и^'-^но-югтонгляо'"!!:/; "сеялок" ;!■'■ v,y г-п.1Эод-п?м;ус;!л!:пз«г ипзйю-э^иигигтчгеч звуччч.!" токсг.г , идя с ним по кону рясту ил;' в тон; углуйляг.т проблемчт.»-ку романа.
IIj..t"M п;;одг>ч,1Л "fu'.i'-v. .4" г>п;'ЭОюп в ткань гцхчзводгл;"я ан~ {оЗщ-у.'тсл Саптпювкк я "Дчсп'м^ нроллнцнчла. ,.'',л"3ч руб<мом", гдо они, рчеакрья пл.ч«г юпбг'сяш ро.чкнисиг'ой аейсгвитоль-иост»1,углуо'лт»г coi(к иь:»о-1то пгп.ч-.'сяиЛ коКлпкт произведения.
Ко в НОЭП.ХППЧ произведениях "РОТЧВКЛ" Л-'ЛЯГГСЯ ЛСНЧМОГат-ЧЛЬНЧ-
ми олемгчтгчи, а п "Совре».<-;гчеИ идиллии" очи ячетуч.ч^т в качестве основного материала для сг-латного р^плодтн.'Я содиалыю-^с-торического к0н'ликтч,к5л пч'ллпя и вчуп":ннпя политик! цэриям-ч продстаг :<»Ш1 в {Омане только v.-vyopK.vîoM "лстагон", ч m сплсякпи собитнЯчтгм полотно« с одннии г<зрсг':и.Сош"<лышй кс;г*ликг является э "Современной ;¡ глпии" пет-чникоч ;;<.'нтрч.чьногс кон'-лита произэсд?1К'я - пр''.пст.пччно-пс;.лоло"!!ч--си\;го, я<о нрмствзтдо мсгат:я героев о5услт.т,'*"ч ¿стгп^гьчо-полпт/гес.'г/уи зс'ктия^м,
* Бупмич A.C. Зьолици сятпри 0-Х-тгс<ОЕ!\-ГА"УАП'<,С.,г/З.
о
Улрчс К. ,Энгел:,с Ф. Соч;-ч<?!пя/2-е гзп.-Т. I-C.37Ç,
воздепстьу,на н:^' не только при непосредственном столкновении Рассказчика к Глууова с действительностью, но и через знакомство героев с рассказали "бывалых" людей, чтен/е полицейских документов - то ость всем материалом "вставок". Следовательно, в произведениях 1870-1880-х годов идет углубление идейчо-худо-жествешюп роли "вставок" от аллегорической концентрации в них наиболее острых мес1 произведен,1я - к воплощению основного содержания социального конфликта романа и двигателю его психологического конфликта.Далее бкл прямой "выход" на "Сказки".
Элементы народного романа(в цедринокой терминологии) воплотились во второй части "Современной идиллии".Жизнь низов выступает и в качестве исторического фона, на котором развивается действие романа, и дона через знакомство героев с отдельны.« представителями крестьянской массы.Щедринские мужики говорят свойственным им языком, народная масса описана в своих повседневных занятиях,представлена в реалистических условиях своего сучествования.Благодаря всему этому писателем достоверно воспроизводится объективная социальная трагедия народной жизни, политическая неразвитость масс.Салтыков к изображению чубика подошел диалектически:его трагедию приниженности и задавленности он подает с позиций оценки деяний народа "исторического" и народа - "воплотителя идеи демократизма", причем, в отличив от "Истории одного города", акцент вины смещен от народа "исторического" в сторону социальной критики самодержавной политики • террора.Писатель приходит к конкренто обоснованному, художественно мотивированному выводу с ведущей роли народа в общественном поступательном развитии.Теоретически к этому выводу Щедрин пришел еще в 1860-е годы, но художественно раскрыл лишь на материале произведений 1870-1880-х годов, когда вплотную подошел к панорамному изображению русской жизни,диалектической взаимосвя-зшшооти всех ее классов и социальных групп.
Роман о новых людях представлен в сатире Щедрина указанного периода творчества лишь отдельными .элементами,'что объясняется б первую очередь условиями цензуры, и своеобразием исторического момента. В "Сне в летнюю ночь" Салтыков, верный истори- ; ческой правде,обратившись к образу революционера-пропагандиста Крамодьникова, делает акцент на,трагической разобщенности революционного-интеллигента и крестьянской массы. Непосредственное
столкновение бунтаря и властей поставлено э центр повествования в главе "Переписка" "Гкагонамерекнкх речей" и "Дрэш в ¡Салынском окруулск суде" "Современной идиллии".Но если "Ехагон^орсн-нь'е речи" создавались в период нарастания революционного дв:ско-н;:я в России и поэтому сатириком дела-;сч акцент па недолговечности "краеугольных камней" - отсюда и служебное поражение Батк-щева, то трагический пафос "Драмы" обусловлен событиями 1831 г.
Элементы трех разноаядностеЛ романа при различив основопо- • лагаю:,его ¡г.цсса тесно переплетшш Друг с другом,взаимообусловлены, ибо критика поллтического режима самодержавия моиа осуществляться только с позиций изображения .у.пзни народа,его социальных возможностей, с одной сторону, и через раскрытие социального идеала револкцио;шого борца, с другой.
Объективная общественная трагедия народного долготерпения, временной обреченности на неудачу революционеров,всеобщего произвола л насилия,ставок поркой общественной жигши, требов;ьди трагических сшетшк коллизий для своего воплощен,',я .Поэтому слияние сатирического обличения и изображения трагизма народной жи-зкл, положения народного заступника, отражая обострившиеся на изломе 1880-х годов социальные противоречия, определяв? специфику художественной ткани произведений Щедрина 1870-1880-х годов.
ТРЕТЬЯ глава-"Либеральная интеллигенция в фокусе сатирического исследования писателя"- посвящена рассмотрении суг?юсти щедринского принципа психологизма при исследовании им социальных потенций "среднего" либерального интеллигента в системе произведений 1870-1880-х годов. Либералы Рассказчик и Глумов являются, . по замечанию самого Щедрина, главны!® героями "Современной идиллии" (XIX, 2 кн., 2ЧЬ).Они,"предприняв подвиг самосохранения" (ХУДкн. ,2640 , внутренне все же остаются оппозиционно настроенными по отношению к -реакции, справедливо ет ;тая, что живут "под влиянием какого-то'.страшного нравственного угнетения, которое . низводит человека на степень автомата"(ХУ,1кн.,272).Рассказчик . и Глумов - обычные, "средние" либеральные интеллигенты, не имеющие четкой социально-политической платформы.Их свободолюбие во многом эфемерно.Ко так как ; "жить в обществе и быть свободным от общества нельзя"^ то герои не могли полностью отстраниться
1 Ленин В.И. Поли.собр.соч.-ТД2.'-С.{0^
ya oyj-jaac соэитнГ. Ií3?u-TU80-x годов.
Лр-шзтжм'я-лолкткчесзке потен.",;!,¡ Рассказчика и Глумова ряс-ч{*¡-...г. ток с;условно названного наш л;-;:»;'!! "аи-глблизно-ц.1И: герое и о;;ю л то :г.е время я усваивал-, роск^'лтма.'от психологи*» J4!íc«v«:, ¡i противостоят ей,- в р»$зул1.т<'гтв чего ¡к де;"ствкга/'1 iiocTChHHo руководя? два изилмо/.скл^ча!" in< нразствоннкх начета од-ьо»-; (>.whi:o, Or.w и обусловлен конфликт из<'у нлц.агостью и cyi'jio-с:ьс, .«еточнлкоы комических и трагических ситуа^кЛ в
noü-uv. ÍX)t:pí.i:;e к образу либерального интеллигента, мечущегося у. очлоглцпон-юсть» по отношению к политике террора и погш~::а-!.:■,: прискосоо'йтьсл к iwfi, 1.}.>др.ш обратился в очерко "itoí бури и »епого.>'и( 1-370). Основнке коллизии нравстлеге-го-пс.кологического i-.он''.ликта "Современной ит/иллии" намечешь именно з>;есь.
"Нравственная паника" либералов выступает njедметом сатирического разоблачения у Салтыкова, воплотившись в <!ор:,гу "шутовской ";wií, Рассказчика л Глумова на страницах "Современной идиллии" C.üx :' ;;.л)чает дручйу героев с квартальными, участий ik в составлении "./става", сотрудничество с Очи цешшм и Балалайкиным, aiepü с ,i\¡. л:снст»ом и да\:е "уголов :;шг "(ХУ ,1кн. ,265). В основе с квотного иои/.о "¡лутовства" лс<ит прием "аитиблизнеца", сомко.;;'Д-ii^tí-.Oi с гротеском (заключение союза с Очи'.;сшп?м и БалшмУштим, ¡|;'и::л'0'1и.ч.;). и Проплеван:»?.), пр/е::ом несовместимости уровней сознания герое», вступ/ш ;>« в непосредственный контакт, алогизмом Ci!V>(i!wíi (ашхкоустао Рассказч.!ка с кпартольншп, пзаимоотноаония repara с ко;чепца!.:,;), оати; ическ,:« заострением материала (прогул-i кн Pacck.v>4.<k¿ и Глумоьа по /Югорбургу, когда они стараются "вп-К'»д,»ть бл,.г.>1.:ыирс!ШОСТЬм(ХУ,1кн. ,41), работа их над "Уставом", раут в K¡.áp'rtuie).
Отог.еи!» wisecr.i cavarc:ucw.ux героями нравственных и уголовник преступлении возрастает по мере т?го, как Рассказчик и Глумов от"о.,;агон.л.!е( е.чност,! ьь-ккдакцей" переходят к "благонамеренности к>.п:стту*.\<?Рщ{$.У,хкн. ,01), ибо их социально-охрянит'ельнио потребности. начинил- ш.ступать по отношения к их воле и рассуд-kv .-мл сг.лк бис.',кно, ст.ли.-.къ'е. В то ;г.о вреыл открывающаяся пер^;; геро/аш к;.р;чьча всеобщего полицейского произвола обо.-тру.от способность i&зскаа<пгк& и Глуговя трезво.и честно оценить c.№;nroj\-¡:>er, ситуаций ;; atoo собственное, поведение.При-ru "лчгг'.".'П!.<.';п;.ч" r::cry<i -н>т как ср-здство воссоздания нравствэкной
ололпции героев через четырехкратное посв^о:«ю ¡к Стадом,выступающим у фдр.ша персонификацией честности и гра'"\.шст!юн-коста героев.Четвертое посо; ;енке Рассказчика я Глумова Стыдом следует считать кульминацаоЛ в сметном воплощении нразствен-но-пснхологического конфликта, ибо оно вызывает состояние па :-высквго педологического напряжения, после чего герои сссэкаэт, что ;:;пть по-про~а!ему ые могут,так к'Ж Стыд требовал ''разрежения ¿ . сознательного, а не сиучаЛного"(ХУ,1ки. ,2>Xl) .Но т^орчоД уверенности, что Стид прлведет колебл.о щкся либералов в стал реальной оппозиции правительству сатирик но оставляет у читателя, ибо действительность IdcíO-x годов оснований для подобного оптимизма не дазаяа. Делая открытии .'¿инал романа, .писатель з сказках "Либерал" и "Баран непокня .5í5" подвел итог юсс!/у ска.чаннсму им о либералах и наметил деа наиболее вероятных пути их полит.ш ческой оеол.'.-щип: либо соглод.иельство и р<?ч<;гатс?во, либо бееко-коччгз •олс>б'.ч;:я и с'оеплоДнке нория; к ирлурччному идеалу.
lio писатель нл оггашгоилотся сатирическим разоблачением "путейской" трагедии героев, a /.-ют ей .¡и.тоссТскоо осмысление, раскрытая трагедии политической инди^Т еренгнссти либералов, неизбежно порожцаыжу;) вечное внутреннее д ооегл&сио. Ь'одр.ш _г:о.са"ы-вает практическую босиоксг/юсть "программ" Рассказчика и Глуг.о-ва, тем самым художественно докчэьтзоя, что одной из причин политического бессилия либералов в революционном переустройстве общества является неспособность большинства из них,воспитанных на идеалах 1840-х годов,принять участие в движении русской демократии 1860-1880-х годов.Щедрин справедливо замечает, что либеральное дворянство стремится не к ликвидации самодержавия, а к ограничению его конституцией.Доказательством тому выступает содержание бесед Рассказчика с Удавом и Дыбой, его реакция на интервью Твзрдоонто'в "За рубежом";"словесная капитель"(ХУ,1кн, 9)Рассказчика и Глумова при обсуждении ими животрепе:д>п;1Ж политических проблем 1870-1880-х годов,когда герои все ограничивает • рамками "разумной умерегагости'ЧХУДкн. ,9) в "Отголосках" и "Современной идиллии"; сотрудничество либералов с самодержавием а .сфере земства, о-чем'ицет речь в 5-6-м "Письмах к тетеньке"; общность интересов Рассказчика и Глумова с купцом "араионовш и фабрикантом Кубышниным, стремя'^ ся упрочить "основы"; участие героев в законодательной деятельности самоцсржз.зня("Устав").
»'сторнчо.скгл несостоятельность либерализма в деле коронного изменений соаип.'гыюго сбликп России заключается и в том, что "да-па лучхпв из П 'с/либора'.'ов - M.II./"(XII, 178) полностью отчусдс-ш: от народа в силу частнособственнических интересов. Меяцу тем, по справе/утиному ааяич.'а..!» Салтыкова,имоино народ является той социальной сило Я, за которой 0уцу.цео.Газоб:ценность либералов с народом последовательно раскрывается в "Отголосках", "Убежите j'.ioHpono","Благонамеренньк речах",^Современной идиллии","Пестряк письмах", корца горой в своих отношениях к мужику руководствуются только "хозяйскими) инстпнх1^М!?>"(ХУ,1кн.,Кй) и в об'цении с крсстьячаки окачиваются на'Чюлояении омигрантов"(ХП,185) и в хозяйственно-практическом, и в нравственном планах.
Анализ социальной психологии "среднего" либерального интеллигента предполагает раскрытие характеров назвали!« героев "изнутри", ибо они не занижаются никакой общественной деятельностью, поэтому юс социальные потенции можно определить лишь через рассмотрение их повседневного отношения к окрукаюцей действительности и собственной роли в ней. I.fcj считаем неправомерным утверждение, что "психологический анали ; не мог найти значительного применения в "Современной идиллии"* и развиваем точку зрения E.il. Иокусаова об обуслоаленности своеоо'разия цедринского принципа художественного психологизма "революционно-просветительскими
^идеями его сатиры, наш еда ими одно из конкретных своих выра-;<|.'П1!й и в постановке проблемы совести''^" И хотя ото поло.кение высказано исследователем только по повод> "Господ Головлевых", ' мк полагаом возмо'кнкм развить его на материале творчества Салтыкова T87C-I680-X годов, ибо сухость принципа психологизма остается прежней.Она заключается в оценке человеком своего жизненного пути, в пкборо нравственной позиции.Но если в "Больном место", "Господах Головловых" - признанных образцах психологического уаотерства це.дрина - зта оценка имеет место в конце жизни 'героя, то я "Современной идиллии","В среде умеренности и аккуратности", "письмах к тетеньке", "Недоконченных беседах","Пест-
* A.C. Эволюция сатиры Салтыкова-йЗодрина.-С.209. Подобная точна зрения бы сказ ела: Горячккна М. Некоторые особенности пс;гчолсгпзма Достоевского и Цоцрпна//Руссхая лнтература-1972-
* "Господа ¡оловдевы" М.Е.Салтккова-^здркна.-М. :Ху-
рых письмах" ота оценка дастся ежеминутно, потому что'Рассказчик и Глумов постоянно ставятся сатириком в ситуации нравственного выбора."рием "антиблизнецн" вскрывает внутреннюю работу 'их сознания,совме!'|ение и противопоставление разных мотивов охранительной морали,выступающей в качестве двигателя поступков героев, вскрывая тем сом,и.: диатекташу социальной психологии либералов
Данный прием складывался в творческой практике сатирика 1870-1880-х годов постепенно.¡Можно выделить три основшх уровня сатиро-психологического анализа действительности, обусловленных характером исследуемого писателем жизненного материала и авторской задачей.
Первый уровень разрабатывается ¿¡егфиш'м в начальной части "В среде умеренности и аккуратности" "Господа "юлчалинн", где отсутствие способности к рефяектнровалию позволяет Молчалину одновременно и жить по принципу "изба моя с краю'ЧХП ,13), и неприязненно относиться к'политике "пресечений".Эта неосознаваемая героем внутренняя раздвоенность мотивирует в екнете 1'олча-• линскии "мартиролог",его взаимоотношения с Рассказчиком, объясняет историческую роль Молчалшшх - "удобрения длл истории"(ХП, 13); выступает показателем скрытых под ударами судьбы положительных сторон его характера, позволившим сатирику гуманистически трактовать данный тип в целом.
Второй уровень определяется нам,,вкачестве пассивно осознаваемой героем своей нравственной раздвоенности.Этим состоянием обусловлены поступки Рассказчика и Глумова в "Отголосках", "Недоконченных беседах", "Письмах! к тетеньке", а так хе поведение самой тетеньки в последнем произведении.В целом данный уровень психологического исследования способствует более глубокому анализу общественного состояния, чем в "Аосподах '"олчалшшх", ибо, осознавая свою раздвосшость, герой непрлленно придет к крн тическому осмыслению окружающей действительности, под воздействием которой эта раздвоенность и произошла.Наиболее полно в названной группе произведений психологический прием типизации воплощен в "Отголосках".Внутренней раздвоенностью героев мотивируются в екнете, сцены в гост:шой "олоталовнх.взаимоотношенкя Рассказчика с Удуыьевнм и Балалайкиным, сцена "апофеоза" Балалайкина,"все разговоре ме:*цу Рассказчиком и Глумовым.
дож. лит .-71975.-0.29. .
Способность героев критн теки оценить собственные поступки приводит их к осознанию аморальности своего существования, к пробу-:де!!и.») у них Спда.
Гаскргтио теми Стыда в последующем творчестве Щецрина пойдет в двух направлениях:в ,ч'исьмах к тетеньке" сатирик сделает акцепт на демократических тенденциях либерально-демократической интеллигенции.Поставив перед собой задачу пробукденил у нее оппозиционных по отношению к правительству настроений, будет непосредственно апеллировать к Стыду и гражданской совести либералов, что отвечало си.дапнутжм потребностям момента. Второе направление в реатизацин темн Стыда развивается в "Современной идиллии", "Сказках","»¿острых письмах" и являет собой оценку исторической роли либерализма в целом.
В "Современной идиллии" пмоет мссто третий уровень сати-ро-психологического анализа действительности.Раскрытию социальной психологии либералов случит прием активно осознавпемой героями психологической раздвоенности, переходя в свое наивысшее состояние - прием "ант.¡близнеца".Он определяет характер стает- . них ситуаций.Все, что было отмечено в характерах Рассказчика и Глумова как возможная потенция, находит теперь логическое завершение, и часто создается иллюзия продолжения действия "Отголо-сков!',"'|едокончеппых бесед","Писем к тетеньке" на страницах "Современной идиллии".
"рием "антиблнзнгца" выступает средством раскрытия процесса текучести психологин колеблю,фкея диберапов, что подчинено задачо исследования сатириком такого социального пиления, как массовое речегатсгво "среднего" либерального интеллигента. Прием ",„чти,близнеца" является в романе средство« разоблачения правительственной реакции кок в бытовом плане(через гиперболи-зн; евллнис портреты героев, свидетельствующие об отупляющем воздействии окр^а-'ощей действительности на личность), так и в социальной,когда цедрчн, предельно заостряя критицизм,сво^ст- > веннчй сучденпям Рассказчика и Глумова, акцептирует внимание читателя па оценке гелями идейного содержании памфлета о нег.1-IV',а и сказки о ретивом начальник? - ярчайших по силе обличительного г.:1|ссч страницах романа«
... ''одч-иив помологический шалю исслсрваниг обдествеат^ уологмЛ, о&тзтво через вз^ грен:-:х>» природу "культур-
ного человека", Салтыков-Щедрин обогатил арсенал изобразительных средств сатирической литературы,реализовав принцип "шггло-лиэнеца" при опоре на традиции принципа "двойника" как л литературе в целом, так и в собственном творчествеС'Господа 1 оловлеви"Ь Рассказчику и Глумову, характеры которых в "Современной идиллии" полностью воплотили принцип "антиблизнеца", в литературе XIX века наиболее близки по принципам авторского раскрытия внутреннего мира герои, раздвоенность души которых происходит не на психопатологической, а на нравственной основе.Но Щедрин в центр произведения поставил не масштабных,отличающихся философской и психологической емкостью героев,незаурядность натуры которых обусловила в них полную реализацию противоположных начал человеческой личности, объективируя философскую концепции автора,а двух "средних", трусливых либералов,мизерность политической программ которых и масштабность "шкуршк" интересов способствует их полному нравственному раздвоению.Оно выступает художественным выражением двух основных тенденций либерализма:склонности к :поведи возвыленннх идеатов и способности к ренегатству в моменты обострения социальных отношений.Это эклектическое соединение двух противоположных начал в нравственно-политических установках героев не нарушало художественной цельности образов Рассказчика и Глумова, что достигалось глубокой социальной.детерминированностью характеров героев, психологической убедительностью воспроизведения борьбы нравственных начал в их сознании. Переход Рассказчика и Глумова от одной моральной установки к другой определен в первую очередь внешними обстоятельствами, а не стремлением их найти свое предназначение, исполнить свой гражданский долг. Датсе проявление "чисто человеческих" чувств(сострадание к ближнему, отношение к женщине) подчинено у героев законам охранительной морали.
Обращение к произведениям Салтыкова-Щедрина, зоспитывав-. ших .гражданское мужество,активность общественной позиции человека, верность идеалам гуманизма, актуально в наше время в свете задач, поставленных ХХУ11 съездом КПСС в области социально-нравственных отношений . .
В ЗАКЛГОЕН.^ излагаются выводы, к которым пр.чшел автор диссертации- в процессе анализа литературоведческого и художест-
вонного материала.
Основное содержание диссертации отражено ь публикациях:
1,Новаторство психологизма щедринской сатиры 1070-1080-х г г.// Проблема традиции и новаторства в научении и преподавании русской литературы/методические рекомендации для студентов очного и заочного отделении/.-Горький,1934.-С.33-35.
2, "Отголоски" и "Современная идиллия" Щедрина.//"¡¡¡сстидесятне годы" в творчестве м.Е.Салтыкова-Щедрпна:Сбор;шк научных трудов.-Кглпни.ч. :КГУ,Т?35.-С.126-130.
3.Характер трагических коллизий в сюжетах "Современной идиллии" и "Поаехонских рассказов" М.Е.Салтнкова-Щедрина //Классическое наследие и современность.Проблемы методологии и методики изучения литературы в вузе в свете решений ХХУП съезда КПСС и Реформы общеобразовательной и профессиональной школы: • Тезисы докладов межвузовской областьой научно-пракгнческой конференции литературоведов./S-m. первый.-Куйбьчлев, 1906.-С.83-Э1
4.Ндсйно-художественнге функции "вставньк" эпизодов в романе ^Ч.й. Салтыкова-Щедрина "Современна/Г идиллия".-Рукопись депонирована в ;И!0Н ЛЯ СССР от I7.X. 1985,Г22777. Новая советская литература по общественным наукам.Литературоведение.J936,ГЭ, с. 8в,К"920, - 27 с.
о.Мпотдрсгпо М.Е.Сачтыкова-цедрина в исследовании социальной психологии "среднего челозока"/на материале "'■оспод Молчали-н'^х" и "Современной идиллии"/. -Рукопись депонирована в ¡lii.'OH АН СССР от Го,XII.1935, ¡Г23315. Ковал согетская литература по общостгечнк'м наук;«. Литературоведение. 1985, R5, с.70,Р)'04. -19с 6. ксихоло" ¡чеекий способ сатирической типизации в романе М.Е.Сат тыкова-Щ^дрнна "Современная идиллия". //Идейно-остетическая .'¡умкция изобразительных средств в русской литературе XIX века: Сборник научных трудов.-М. :МПЫ им.В.Л.Ленина, 1935,-С.61-67.