автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Романные циклы Бориса Акунина: специфика гипертекста

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Трускова, Екатерина Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Челябинск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Романные циклы Бориса Акунина: специфика гипертекста'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Романные циклы Бориса Акунина: специфика гипертекста"

005009778

IРУСКОКА Екатерина Александровна

РОМАННЫЕ ЦИКЛЫ БОРИСА АКУНИНА: СПЕЦИФИКА ГИПЕРТЕКСТА

Специальность 10.01.01 - русская литература

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

1 С 0ЕЗ 2012

Екатеринбург - 2012

005009778

Работа выполнена на кафедре литературы и методики преподавания литературы ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор Маркова Татьяна Николаевна

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор Химич Вера Васильевна кандидат филологических наук, доцент Михина Елена Владимировна

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

Защита диссертации состоится «28» февраля 2012 г. в «11.00» часов на заседании диссертационного совета Д 212.285.15 но защите кандидатских и докторских диссертаций при ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» (620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51, ком. 248).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина».

Автореферат разослан « 27» января 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор филологических наук, профессор М. А. Литовская

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Диссертационное исследование посвящено осмыслению механизмов формирования и функционирования гипертекста в романном творчестве одного из ярких писателей рубежа XX - XXI вв. Бориса Акуш-ша.

Термин «гипертекст» (вслед за явлением) пришел из компьютерной среды и первоначально означал своеобразную базу данных, которая организуется в виде открытой, свободно восполняемой и изменяемой сети, узлы которой (линейные тексты) соединяются самим пользователем. От обычной базы данных гипертекст отличаегся, прежде всего, тем, что в нем отсутствуют априорно заданные ограничения на характер связей. Рожденный в компьютерной среде термин достаточно быстро проник во всс сферы человеческой культуры, связанные со структуризацией различных элементов, их передачей и поиском, в качестве обозначения актуализировавшейся в XX веке новой формы выражения дискретного, необычайно разветвленного и многоуровневого знания. Исследование феномена гипертекста в рамках литературного процесса только начинается.

Идея нелинейности смыслового поля (как основополагающий принцип построения любого гипертекста) была впервые выдвинута Ж. Дерридой. Его мысли оказались созвучными идеям Ж. Бодрияра, который ввел в научных обиход термин «гиперреальность». Немного позже изучением эстетики гипертекста основательно занялись Р. Барт и У. Эко, они же разработали методологию его анализа как литературного феномена. Изучением данного литературного явления в той или иной мере занимались также В. П. Руднев, М. Я. Визель, А. Н. Баранов, А. В. Андреев и др.1 В современном

1 Барт Р. Смерть автора // Избранные работы: семиотика, поэтика / Р. Барт. — М., 1989. — С. 384—391. Далее дотируется по этому изданию.

Визель М. Я. Поздние романы Итало Кальвино как образцы внекомпьютерного гипертекста. Проблемы итальянисгеки / М. Я. Визель // Литература и культура. — Вьш.2.

— М.: РГГУ, 2006. Далее цитируете* по этому изданию.

Баранов О. В. Гипертекстовая субкультура / О. В. Баранов // Знамя. — 1997. —№ 5. Далее цитируется по этому изданию.

Андреев А. Литература без бумаги / А. Андреев // Мир (Шстег. — 1тр://\\гл\'/ iworld.ru /та§агтс/рпШ:.р11СтГ?р=36673289/1999. —№1.

литературоведения понятие гипертекст не имеет единого определения, что связано с недостаточной изученностью самого явления гипертскстуальности в цикле гуманитарных наук в целом и в теория литературы, в частности. В «Словаре культуры XX река» В. Руднева под гипертекстов понимается текст, устроенный таким образом, что, превращаясь в иерархическую систему, он одновременно продолжает сущест^ов-яь как многомерное, равноправное относительно всех включенных в неге субъектов семиотическое пространство, а представляя собой систему, одновременно согта&чяет их единство и множество, что позволяет говорить о цельном образно-могившм К0МШ5ЄКСЄ, складывающемся к результате взаимосвязанного звучания всех прецедентных текстов2,

В нашей работе под гипертекстом мы понимаем особый способ организации текста, при котором все его составные части вступают межиу собой в сложные иерархические и линейные отношения, формируя разветвленную систему гиперссылок между автономными, но связанными между собой частями.

С нетью определения рамок изучаемого нами явления мы также рассматриваем соотношение понятий «гипертекст», «метатекст» и «сверхтекст». Б качестве дифференциальных признаков при разграничении гипертекста и метатекста выступают первичность (в случай гипертекста) и сторич кость (в случае мегатекста) всего включаемого (подразумеваемого, упоминаемого) материала, или же однопорядковость/разиоуровневость элементов, включаемых с единую систему. В качество доминирующего отличия гипертекста от сверхтекста следует обозначить наличие во втором центростремшельной объединяющей силы. организующей текст не посредством одноиорядкевых и разноуровневых ссылок ко при помощи изначально заданного смыслового «пад-цевого».

Исследование путей и способов созданни гипертекстуальной структуры представляется наиболее продуктивным в рамках романной формы, так как,

2 Руднев В. П. Словарь культуры XX яева / В. П. Рудкев. — М.: Аграф, 1998.—С,

143, Далее датируется по этому изданию.

согласно мнению многих современных литературоведов, именно роман является носителем основных традиций и тенденций развития художественной литературы и представляет собой наиболее адекватную форму авторского видения и понимания современной ему культурноисторической действительности. Именно роман, каждый раз видоизменяясь, подстраивается под обновленную картину мира, продуцируя созвучные современности формы и способы отражения действительности.

Актуальность исследования обусловлена отсутствием всестороннего литературоведческого анализа романного творчества Бориса Акунина с точки зрения его художественного метода и основных эстетических принципов, а также распространением и укреплением гипертекста как способа организации содержательной структуры литературных произведений XXI века, повлекшим за собой появление новой, нелинейной и многовекторной формы взаимодействия между автором и читателем.

Как известно, Борис Акунин - автор более двух десятков детективных романов, объединенных в серии «Новый детектив», «Приключения магистра», «Провинциальный детектив», «Жанры». При внимательном и пристальном чтении романов и романных циклов Б. Акунина нельзя не заметить такую степень их сращенности и единства, которая выходит далеко за рамки понятия «цикл», продуцируя новую, более сложную художественную форму, отсылающую нас к понятию гинертекстуального способа организации информации.

В рамках романного творчества Б. Акунина под гипертекстом подразумевается такая степень художественного единства романных цшелоз, при которой взаимосвязи между ними прослеживаются не только в наличии единого героя, повествователя и мотивов, но и параллелях между различными романами на уровне хронотопа, в горизонтально (в рамках одного романа) и вертикально (между разными романами) • устанавливаемых сюжетных реминисценций, осуществляемых по способу гиперссылки.

Предметом нашего исследования является анализ форм и способов

функционирования гипертекста в романных циклах Бориса Акунина.

5

В качестве объекта исследования представлен «фандоринский цикл» как пример гипертекстуальной системы, вписанной в контекст эстетической парадигмы русской литературы рубежа ХХ-ХХ1 веков. Рассмотрение ряда разноплановых, целостных по своей композиционной завершенности романов как единого гипертекста представляется возможным. по причине существования между текстами внутри цикла неоспоримых связей, формируемых системой ссылок на героев, события или действия в романе, с которым читатель (согласно заданному автором порядку книг в серии) должен был ознакомиться ранее. Каждый роман условно входит в один из трех циклов («Приключения магистр®), «Жанры», «Новый детектив»), объединяющих произведения единым временным промежутком, жанровой спецификой и главным героем (кем-либо из семейства Фандориных).

В отличие от большинства критиков, которые вслед за автором «Фандоринским циклом» называют 14 романов из серии «Новый детектив», мы под «фандоринским циклом» подразумеваем все романы о предках/потомках рода Фандориных, включенные Б. Акуниным в разные серии, но объединенные сквозной тематикой, системой образов, преемственностью хронотопов3.

В реферируемой работе последовательно проводится мысль о том, что романы «фандоринского цикла», повествующего обо всех предках и потомках рода Фандориных, представляют собой не разрозненные, тематически или хронологически объединенные образования, но единое романное полотно, организованное по принципу гипертекста.

Целью нашего исследования является выявление механизмов функционирования гипертекста как способа организация семиотического пространства в рамках романных циклов Бориса Акунина «Новый детектив», «Приключения магистра», «Жанры». Цель исследования обуславливает его конкретные задачи:

* «Азазель», «Турецкий гамботго, «Левиафан», «Смерть Ахиллеса», «Пиковый валет», «Декоратор»,

«Статский созетник», «Коронация, или Последний из Романовых», «Любовница смерти», «Любовник смерти», «Алмазная колесница», «Алтын-Толобас», «Внеклассное чтение», «Ф.М.», «Сокол и Ласточка», «Детская книга», «Шпионский роман», «Фантастика», «Квест».

6

1. Проанализировать особенности гипертекстовой системы романных циклов Б. Акушша.

2. Рассмотреть способы создания гипертекстовой реальности на примере романов «Смерть Ахиллеса», «Внеклассное чтение», «Алтын-Толобас», «ФМ», «Детская книга».

3. Выявить особенности поэтики гипертекстуальных циклов Б. Акушша.

4. Определить специфику субъектно-объектных отношений в гипертекстовом повествовании.

5. Сделать выводы о механизмах функционирования и формах восприятия гипертекстов в творчестве Б. Акушша.

Теоретическую н методологическую основу диссертации составили работы по теории и истории литературы М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана,

В. Е. Хализева, Н. Л. Лейдермаиа, Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпы, В. П. Руднева. А. Н. Баранова, М. К. Эпштейна, Р. Барта, У. Эко и др.

Среди наиболее значимых работ, посвященных творчеству Бориса Акушша, назовем статьи Н. Алексеева, П. Басииского, Л. Данилкина, О. Китаевой, А. Лебедева, Л. Пирогова, В. Пригодича, А. Ранчина, М. Трофимеккова, В. Химич, Г. Ульяновой4.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в исследовании впервые предпринята попытка литературоведческого осмысления творчества Б.Акунина через анализ феномена гипертекста; предложена методика анализа романистики писателя с точки зрения его гипсртекстуальной природы.

‘Алексеев Н. Русско-японский сыщик / Н. Алексеев // Иностранец, май 2000.

Басинский П. Штиль в стакзне воды / П. Басшюкий // Литературная газета, 23—29 мая, 2001,—№21.

Данилкин Л. Клудж / Л. Данилкин. — М.: НЛО, 2010. — № 1.

Китаева О. Детективы о прекрасном XIX веке / О. Китаева // Дипломат, январь 2001. Пригоден В. Круче, чем Умберто Эко / В. Пригодич // Лондонский курьер, апрель 2000. Ратин А. Романы Б. Акушша и классическая традиция: повествование в четырех главах с предуведомлением, нелирическим отступлением и эпилогом / А М. Раичин // НЛО, 2004.

— №67. — С. 235—266. .

Трофимелков М. Дело Акушша / М. Трофимеяков // Новая русская книга, 2000. — №4. Химич В. В. Роман Б. Акунина: «чужой» текст в своей игре/ В. В. Химач // Материалы Ш международной научно-практической конференции «Литературный тексі XX века: проблемы поэтики». — Челябинск: ЮУрГУ, 2010. —С. 394—399.

7

Подобный опыт представляется важным для литературной науки рубежа XX-XXI в силу особой актуальности изучения новейших структурно-стилевых тенденций в развитии отечественной словесности.

Теоретическая значимость работы заключается в попытке изучения и осмысления формальных и семантических составляющих гипертекста как системы в пределах, ограниченных рамками романного цикла.

Практическая значимость исследования состоит в возможности применения его итогов при подготовке общих к специальных курсов по теории и истории современной русской литературы, а также спецкурсов по романному творчеству Б. Акунина.

Положения, выносимые на защиту:

1. Романы «фандоринского цикла» представляют собой единое идейно-семантическое пространство, позволяющее говорить не только об их гипертекстуальных свойствах, но о возможности доказательства изначально заданной, гипгртекстуальной природы каждого романа и всего цикла фандоринских романов в целом как своего рода энциклопедии рода Фандориных.

2. Гипертекстуальная природа романов Б. Акунина намеренно моделируется авторским замыслом с целью создания единого для всех романов персонажно-событийного полотна и представлена на всех уровнях организации повествования. В текстах отсутствует магистральный сюжет, он заменяется двумя (реже тремя) параллельно развивающимися историями, которые, в свою очередь, не только обладают множеством семантических аллюзий (что отсылает нас к интертекстуальным возможностям современной прозы), но создают почву для формирования второстепенных над- и подысторий, что в конечном итоге представляет собой классическую модель любого гипертекста.

3. Пространство и время романных циклов Б. Акунина, продолжая оставаться ключевыми эпическими категориями, приобретают особую функцию, моделируя гипергекстуальный хронотоп. Именно благодаря их

изломленности возможны гиперссылки как на определенную дату, так и на конкретное время в предшествующем романе цикла.

4. Борис Акунин в своих романных циклах при создании образов героев также опирается на опыт формирования компьютерного гипертекста, позволяющего моделирование вариативных ситуаций и немотивированное перемещение в рамках единого гиперпространства, что дает возможность читателю самому расширять художественную реальность текста при помощи обращения (в форме воспоминания после гиперссылки) к ранее прочитанным романам, наблюдать «пороманную» эволюцию каждого персонажа и даже путешествовать вместе с ним по ссылкам времен, событий и даже мест.

5. Ключевым приемом создания гипертекстуальной поэтики в романах Б. Акунина является стилистическая многомерность, так как именно скачкообразные переходы между стилями номинируют гиперссылку от одного героя (и контекста всей его жизни) к другому, от одного социального пласта к следующему, от одной эпохи к другой. В качестве конкретизирующей доминанты стиля внутри каждого из пластов выступает речевая характеристика персонажа: его лексические и даже орфоэпические предпочтения.

6. В романных циклах Б. Акунина представлено многоаспектное усложнение повествования, совмещающее в себе собственно литературные (выбор повествовательной стратегии и стилистики), издательские (шрифты, верстка, иллюстрации) и даже компьютерные (звук, анимация, отсылка к другим, нехудожественным материалам) способы.

7. В творчестве Б.Акунина классическая романная форма претерпевает радикальные трансформации, и гипертекст представляется одной из ведущих форм организации авторско-читательских взаимоотношений. Текст, создаваемый автором, децентрируется как с точки зрения композиции, так и с точки зрения концепции, отдавая созидательную инициативу в руки читателя.

Апробация работы.

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры литературы и

методики преподавания литературы Челябинского государственного

педагогического университета. Материалы диссертации легли в основу • 9

докладов, сделанных на IV и V Международной научно-методической конференции «Литература в контексте современности» (Челябинск, 12-13 мая 2009,2011). .

Основные положения диссертации отражены в 8 публикациях, две из которых опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура работы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается выбор темы, актуальность, новизна, практическая и теоретическая значимость работы, определяются материал, объект и предмет, теоретико-методологическая база исследования, дается обзор литературы по теме, формулируются рабочая гипотеза и положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Гипертекст как феномен литературного процесса XX века» делается попытка всесторонне осветить сущность гипертекста, с одной стороны, как нелинейного способа организации любой структуры, с другой, как некоего литературного явления, до сих пор не получившего исчерпывающего осмысления. В рамках данного раздела мы пытаемся охарактеризовать гипертекст как общекультурный и общелитературный феномен, обозначив его границы как с точки зрения смежности с другими, сходными явлениями (такими, например, как интертекст), так и с точки зрения включенности в некий художественный контекст (русская постмодернистская литература конца XX - начала XXI века).

Гипертекст в этом разделе представлен как явление, демонстрирующее новой способ организации литературных текстов, для которого характерны открытость семиотического поля, вариативность схем сюжетостроения, изменение субъектно-объектных отношений в рамках организации повествования.

В разделе 1.1 «Гипертекст как общекультурный феномен» описываются свойства гипертекста, обусловливающие причины его столь быстрого и прочного укрепления в различных сферах человеческой культуры конца XX века. Здесь же рассматриваются причины перехода понятия «гипертекст» из внехудожественного, чисто компьютерного опыта в литературную среду, где он оказался созвучным структуралистски ориентированной культурологии, философии, эстетике и литературе. В рамках выявления основных характеристик гипертекста, нами были рассмотрены наиболее распространенные определения, которые позволили сформировать многогранное исчерпывающее понятие, выступающее в качестве определяющего для дальнейшего изучения гипертекстуальной природы циклов.

Под термином «гипертекст» мы понимаем такой способ организации текста, при котором все его составные части вступают в сложные иерархические и линейные отношения, формируя разветвленную систему гиперссылок между автономными, но взаимосвязанными частями.

В разделе 1.2 «Свойства гипертекстовой системы» раскрываются такие ключевые характеристики гипертекста, как дисперсность, нелинейность и мультимедийность, позволяющие современным авторам создавать новые виды текстов, прибегая к новым способам взаимодействия автора и читателя.

В разделе 13 «Историко-культурный контекст развития гипертекста как литературного явления: ситуация постмодернизма» исследуются сложившаяся в мире ситуация постмодернизма как одна из причин столь быстрого включения гипертекста в ряд приоритетных форм и способов художественного воплощения мыслей и идей авторов XXI века.

Прежде чем воплотиться в многообразии художественных форм, гипертекст претерпел серьезную эволюцию от чисто компьютерного феномена до способа организации литературного текста. Безусловно, в этом ему помогла сложившаяся в России и в мире общекультурная ситуация, породившая потребность в качественно новых формах организации произведений искусства.

В данном разделе рассматриваются основные положения зарубежных

теоретиков постмодернизма: Л. Фидлера, И. Хассана, Ж.-Ф. Лиотара,

И

Ч. Дженкса, Ж. Делеза и Ф. Гуатгари, М. Фуко, Ж. Дерриды, Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Ю. Кристевой, Ж. Женетта, а также работы отечественных ученых: И. П. Ильина, М. Н. Липовецкого, Н. Б. Маньковской, И. С. Скоропановой, В. П. Руднева, М. Н. Эпштейна и др.

В ходе сравнения ключевых характеристик гипертекста и постмодернизма мы приходим к выводу о схожести этих явлений на основании общности их природы, способов восприятия и интерпретации знания, а также единства подходов к упорядочению различных элементов структуры, что, в конечном счете, доказывает благоприятное влияние постмодернизма на укрепление гипертекста в некомпьютерной, литературной среде. '

В разделе 1.4 «Интертекстуальная природа гипертекста» проводится сопоставительный анализ интертекста и гипертекста с целью определения дифференциальных характеристик последнего как некой системы в ряду других дискретных семиотических структур. Как отмечает В. И. Тюпа, своеобразие интертекста заключается в том, что «он не представляет собой эстетически завершенной целостности и не может быть подвергнут семиотическому анализу, предполагающему, <...> полноту и неизбыточность научного описания»5. В отличие от интертекста гипертекст, несмотря на предполагаемую возможность его дополнения, имеет определенную завершенность в рамках, заданных критериями поиска. В ходе рассуждения мы определяем, в какой степени интертекстуапьность как свойство постмодернистской культуры XXI века повлияло на возникновение такого способа организации смыслового поля, как гипертекст.

В разделе 1.5 «Гипертекст как нарушение субъектно*объектных отношений в нарратологии» рассматриваются последствия гипертекстуализации, приведшие к изменению структурной и смысловой организации текста и появлению новых форм взаимоотношений между автором и читателем в процессе постижения произведения искусства.

5 Тюпа В. И. Анализ художественного текста / В. И. Тюпа. — М.: Академия, 2006. —

С. 252.

Процесс универсализации взаимоотношений между автором и читателем является закономерным следствием перехода литературы на качественно новую стадию более свободную, более динамичную, более открытую. В рамках этого процесса автор утрачивает свое лицо в произведении как личность, отдавая все больше прав реципиенту-творцу (читателю). Как отмечает С. Корнев, с точки зрения художественного текста, автор как реально существующая личность не имеет никакого значения, - значение имеет его «внутритекстовая поза», некая искусственная фигурка, которая вплетена в структуру текста и от имени которой ведется повествование.

Данная форма взаимоотношений автора и читателя является репрезентативной для гипертекстуального способа организации текста, при котором основным, «цементирующим» элементом повествования является не автор, а специфически организуемая при помощи ссылок структура текста.

Во второй главе «Специфика художественной организации текста в романных циклах Б. Акунина» мы подробно останавливаемся на каждом из уровней гипертекстуализации текстов и рассматриваем способы функционирования гипертекста как в рамках всего «фандоринского цикла», так и в пределах каждого отдельно взятого романа.

Гипертекстуальный способ оформления внутрициклового художественного пространства позволяет утверждать в каждом из его компонентов качественные изменения на уровне сюжетно-событийной, пространственно-временной и стилистической организации, вследствие чего каждый из текстов, переставая существовать автономно от единой системы, начинает обрастать совокупностью дополнительных смыслов, историй, сюжетов.

Мы прослеживаем, как произведения Акунина, определяемые нами как единый «фандоринский цикл», образуют особую структуру, формирующуюся посредством гипертекстуального способа организации текста, со сложными горизонтальными и вертикальными взаимосвязями. Данные взаимосвязи (или система гиперссылок) функционируют в рамках некой общей художественной

реальности, создаваемой всеми входящими в цикл романами.

13

В разделе 2.1 «Литературная традиция в организации «фандоринского цикла» Б. Акунина» мы рассматриваем созданные Б. Акуниным произведения с точки зрения их принадлежности к классической детективной традиции (литературной предшественницы гипертекста), формирующей у читателя последовательный и устойчивый интерес к различным приключениям одного героя в следующих друг за другом историях. Подобно тому, как именитые Эрюоль Пуаро, Шерлок Холмс, мисс Марпл и даже современная Настя Каменская с легкостью разматывают запутанные клубки загадочных убийств, Эраст Петрович в одном цикле и Николас Фандорин в другом от романа к роману появляются на страницах повествования. .

Мы стремимся показать изобретательность Б. Акунина в создании «поджанровых» объединений. Так, роман «Азазель» позиционируется как «конспирологический детектив», «Турецкий гамбит» как «шпионский детектив», «Левиафан» - «герметический детектив», «Смерть Ахиллеса» -«детектив о наемном убийце», «Особые поручения» - «повесть о мошеннике и повесть о маньяке», «Статский советник» - «политический детектив», «Коронация, или Последний из романов» — «великосветский детектив» и т.д. Своеобразие характеристик, придаваемых каждому из романов, являются частью игры и только усиливают их смысловую общность и единство внутри «фандоринского цикла».

В разделе 2.2 «Сюжетно-композиционные особенности романов

Б. Акунина» мы рассматриваем два уровня гипертекстуальности. С одной

стороны - построение романа по принципу гиперпросгранства, т. е. некой

модели художественной реальности, сочетающей в себе временные пласты

разных лет, героев своих и «цитируемых», аллюзивных произведений,

единый сюжет, имеющий множество фабульных ответвлений. С другой -

осознание романа одним из звеньев . гиперроманной структуры,

представленной циклом или даже циклами. Такая структура предполагает

присутствие в каждом из романов «сквозных» персонажей (в данном случае

Фандориных или предков/потомков) и существование, некой ' . 14

прсдыстории/постистории, объединяющей отдельные романы в общую ткань эпического повествования. Иначе говоря — с одной стороны, - мы рассматриваем роман как некий гипертекст, состоящий из множества

роман предстает частью большого «фандоринского цикла», включающего в себя разные, связанные между собой при помощи системы гиперссылок романы.

Особенностью композиционной организации этих романов можно считать сложное переплетение нескольких сюжетных линий, каждая из которых имеет своего главного героя. Например, в романе «Алтын-Толобас» главными героями в параллельно рассказываемых историях являются Николас Фандорин и Корнелиус фон Дорн, любовную линию представляют Алтын Мамаева и Александра Артамоновна Матфеева, персонифицированное зло - Сосо, Влад и Шурик в современном повествовании, а также заговорщики, пытающиеся поделить власть, в исторической ретроспекции.

Схема гипертекстуального повествования может быть представлена следующим образом:

взаимосвязанных элементов и внутритекстовых ссылок, с другой - этот же

начало

—о

—О

конец

Главы, посвященные истории Николаса Фандорина в нашей схеме представлены знаком О , в то время как главы, повествующие о московских приключениях Корнелиуса фон Дорна выделены знаком СИ, Магистральная линия выделена пунктиром. Это не случайно: в повествовании отсутствуют главы, составляющие «рамочное» оформление сюжета, заданное образом существующего над текстом рассказчика, а есть лишь две параллельно существующие и чередующиеся в повествовании линии.

В разделе 2.3 «Особенности пространственно-временной организации циклов» мы рассматриваем новую форму пространственно-временной организации, возникающую в романах Бориса Акунина. Согласно этой форме, время и пространство не только взаимодополняют друг друга (как в повествовании классического типа), но зачастую диссонируют, разрывают повествования вдоль и поперек на мелкие фрагменты. То есть время как характеристика художественного пространства книги в целом последовательно движется от начала к финалу романа, тогда как время художественной реальности (которых, как правило, две) протекает в двух разных веках или годах: в XVII и XX веках (((Внеклассное чтение»), в настоящем и прошлом («Смерть Ахиллеса»). Обусловленное определенным временем, пространство так же концентрируется в двух (и более) плоскостях, при этом оно обладает уникальной способностью соединить для героя (и для читателя, в конечном счете) эти две плоскости, чтобы сюжетный клубок, наконец, окончательно распутался. Как это происходит, например, в романе «Алтын-Толобас», когда герой стоит в том же месте, где три века назад был его предок Корнелиус, и именно это помогает разгадать ему ключевую интригу романа.

В разделе 2.4 «Стилистические приемы создания гипертекстуалыюй поэтики» рассматривается стилистическая многомерность романов Б. Акунина.

Стилизация помогает автору создать эффект мозаичности и одновременно адекватности той или иной культурной среде как самих

смысловых сентенций, так и их формального выражения. В тексте одного

■ 7 16 .

романа сталкиваются различные диалекты, вербальные маркеры различных социальных и национальных нр;шздлеж.ностсй и даже речевой этикет разных эпох. Многообразие форм подобной стилизации позволяет не только придать поэтике романов необычайную объемность, но и создан, устойчивые, узнаваемые в казздом последующем романе параллели между носителями различных речевых характеристик.

В разделе 2.5 «Фандоринский цикл» как гипертекст всего романного творчества Б. А купина» подтверждается соответствие так называемого «фаидоринского цикла» концептуальному содержанию гипертекстуального способа организации текста. На структурном уровне это выражается в дисперсности (то есть возможности «входа»/«выхода» в любой момент повествования), которая устойчиво и последовательно присутствует на уровне пространственно-временной организации всех романов цикла.

Обращаясь к ключевым характеристикам романной формы, мы утверждаем наличие в «факдоринском цикле» единой системы образов, идейно взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Мы отмечаем присутствие доминирующей, идентичной в каждом отдельно взятом романе и в романном цикле в целом сюжетной линии, представленной некой приключенческой, детективной историей, заданной самой судьбой рода Фандориных.

На сайте, посвященном Фандориным, любителями и поклонниками акунинского таланта собраны воедино все имеющиеся сведения о роде Фандориных6. Здесь представлены все предки и потомки Фандориных, когда-либо участвовавшие в исторических событиях или даже упоминаемые в качестве дальних родственников. Можно сказать, что эта схема представляет собой уникальную гипертекстуальную систему центральных образов романов Акунина. Составить подобную схему, руководствуясь только одним романом, нельзя, необходимо рассматривать все произведения Акунина как единый художественный текст, единую литературную реальность.

http://trec.fandorin.ni/12o0/indexiitml

Ще ТиЬДЧмСГ'гФХряютщ Тфмштчжшвж

1ри

“1 • Ш

!Г*& $Ф4&тщШ

I

£щ

У#№$#р&%р!есФщ ———5

В Заключении подводятся итоги исследования. Резюмируя все промежуточные выводы, доказывается правомочность нашей гипотезы о синкретичной природе гипертекста, позволившей ему быстро адаптироваться в социокультурных условиях конца XX - начала XXI. века и оказать большое влияние на роман как один из ключевых жанров русской литературы. Основной акцент здесь делается на качественных изменениях романной формы, вызванных ее гипертекстуализацией. Имеется в виду, прежде всего, композиционная дисперсность, хронотопическая дискретность, сюжетная

мозаичность, а также решительные изменения характера взаимоотношений автора и читателя.

Мы приходим к выводу о том, что гипертекстуальная природа романов Б. Акунииа намеренно и последовательно моделируется автором с целью создания единого персонажно-событийного полотна. Сюжетная организация рассмотренных нами произведений дает право утверждать, что романы Бориса А купина в высшей степени гипертекстуальны: в повествовании отсутствует единый, магистральный сюжет - он заменяется двумя (реже тремя) параллельно развивающимися историями, которые, в свою очередь, не только обладают множеством семантических аллюзий (и здесь можно было бы говорить об интертекстуалыюсти), но создают плодородную почву для формирования второстепенных над- и подысторий, что, в конечном счете, представляет собой классическую модель любого гипертекста.

Таким образом, романные циклы Бориса Акунина, условно объединенные нами в «фандоринскнй цикл», представляют собой особую структуру, сформированную посредством гипертексту ального способа организации текста, со сложными горизонтальными и вертикальными взаимосвязями, представленными системой семантических гиперссылок. Эта структура, реализуемая в рамках некой общей художественной реальности, объединяет в единое целое все романы, входящие в «фандоринскнй цикл». Подобный способ оформления художественного пространства в свою очередь обусловливает качественные изменения на всех уровнях организации текста: сюжетно-событийном, пространственно-временном, стилистическом, вследствие чего каждый из романов, переставая существовать автономно от единой системы, начинает обрастать совокупностью дополнительных смыслов, историй, сюжетов.

По теме исследования опубликованы следующие работы:

I. Статьи, опубликованные в ведущем рецензируемом научном журнале, определенном ВАК РФ:

1. Трускова, Е. А. Гипертекст в эстетике современной русской литературы (на примере произведений Б. Акунина) [Текст] IЕ. А. Трускова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Вып. №5. — 2010. — С.307-314.

2. Трускова, Е. А. Теория гипертекста в практике гиперпространства (на примере романов Б. Акунина «ФМ» и «Алтын-Толобас») [Текст] / Е. А. Трускова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Вып. №9. — 2010. — С.220—227.

И. Другие публикации:

1. Трускова, Е. А. Концепт книга: грани смысла [Текст] / Е. А. Трускова // Материалы конференции по итогам научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей ЧГПУ за 2007 год. — Челябинск: изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2008. — С. 204—213.

2. Трускова, Е. А. Жанровые эксперименты Бориса Акунина [Текст] / Е. А. Трускова // Трансформации жанров в литературе и фольклоре. Сб. статей научно-исследовательского центра «Трансформация жанров и стилей в новейшей литературе и фольклоре». Вып.1. — Челябинск: Изд-во ООО «Энциклопедия», 2008. — С. 66-69.

3. Трускова, Е. А. Формирование концепта «книга» в романе У. Экс-

«Имя розы» [Текст] / Е. А. Трускова // Русская литература в мировом культурном и образовательном пространстве. Материалы конгресса. Санкт-Петербург, 15—17 октября 2008 г. Русская литература в контексте мировой культуры. Место и роль русской литературы в мировом образовательном пространстве / Под ред. П. Е. Бухаркина, Н. О. Рогожиной, Е. Е. Юркова. — В двух томах. — Т. I. Ч. 1. — СПб.: МИРС, 2008. — С. 232-235. .

4. Трускова, Е. . А. «Квест» Акунина или компьютерный урок.

внеклассного чтения [Текст] / Е. А. Трускова // Литература в контексте

современности: сб. материалов IV Международной научно-методической

20

конференции (Челябинск, 12-13 мая 2009г.) / оти. ред. Т.Н. Маркова; Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск: Изд-во ООО «Энциклопедия», 2009. — С. 336-341.

5. Трусксва, Е. А. «Евангелие от Афрания» Кирилла Есысова как опыт

литературной мистификации [Текст] / Е. А. Трускова Трапарсрмации

жанров з литературе и фольклоре. Сб. статей научно-исследовательского центра «Трансформация жанроз и стилей в новейшей литературе и фольклоре». Вып.2. — Челябинск: Изд-во ООО «Энциклопедия», 20С9. — 05-90,

6. Трускос-а, Е. А. Рипсртекстуальная поэтика рогланных циэслов Б. Акунина [Текст] / Б. А. Трускова /7 Трансформации жанров в литературе и фольклоре. Сб. статей научно-исследовательского центра «Трансформации ■жанров и спшей в новейшей литературе и фольклоре». Вын.З. Челябинск Изд-во ООО «Энциклопедия», 2010. — С.94-100.

ТРУСКОВА Екатерина Александровна

РОМАННЫЕ ЦИКЛЫ БОРИСА АКУНИНА: СПЕЦИФИКА ГИПЕРТЕКСТА

Специальность 10.01.01 - русская литература

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Подписано в печать 25.01.2012 г. Формат 60x84,1/16 . Ризография.

Тираж 100 экз. Заказ № 220.

Отпечатано в тип. «Искра-Профи», 454080, г.Челябинск, ул. Сони Кривой, д.42. Тел. 230-57-70

 

Текст диссертации на тему "Романные циклы Бориса Акунина: специфика гипертекста"

61 12-10/506

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

ТРУ СКОВА Екатерина Александровна

РОМАННЫЕ ЦИКЛЫ БОРИСА АКУНИНА: СПЕЦИФИКА ГИПЕРТЕКСТА

10.01.01 — Русская литература

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

На правах рукописи

Научный руководитель доктор филологических наук, профессор МАРКОВА Татьяна Николаевна

ЧЕЛЯБИНСК 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3

ГЛАВА 1. ГИПЕРТЕКСТ КАК ФЕНОМЕН ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА XX ВЕКА...........................................................................................21

1.1. Гипертекст как общекультурный феномен......................................................21

1.2. Свойства гипертекстовой системы...................................................................24

1.3. Историко-культурный контекст развития гипертекста как литературного явления: ситуация постмодернизма.........................................................................30

1.4. Интертекстуальная природа гипертекста........................................................42

1.5. Гипертекст как деформация субъектно-объектных отношений в нарратологии..............................................................................................................57

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКСТА В РОМАННЫХ ЦИКЛАХ Б. АКУНИНА........................................64

2.1. Литературная традиция организации «фандоринского цикла» Б.Акунина...................................................................................................................64

2.2. Сюжетно-композиционные особенности романов Б. Акунина................70

2.3. Особенности пространственно-временной организации циклов................100

2.4. Стилистические приемы создания гипертекстуальной поэтики.................110

2.5. «Фандоринский цикл» как гипертекст всего романного творчества

Б. Акунина................................................................................................................124

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................147

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ......151

ВВЕДЕНИЕ

В связи с возросшим в конце XX века уровнем семиотизации человеческой культуры между произведениями однородных или смежных искусств выстраиваются типологические, ассоциативные, а в некоторых случаях даже иерархические связи. Многообразие форм отражения действительности приводит как к сознательному, эксплицитному, так и непреднамеренному, спонтанному пересечению ценностно-смысловой и мотивно-образной сферы произведений самых разных авторов, что приводит к появлению гипертекстуальной прозы.

Исследование феномена гипертекста в рамках литературного процесса началось в конце XX века, что напрямую свидетельствует об актуальности выбранной нами темы. Подсказанный эпохой постмодернизма и зародившийся в компьютерной среде, гипертекст достаточно быстро охватил все сферы культуры, выступив в искусстве как новая форма выражения современного дискретного, необычайно разветвленного и многоуровневого знания.

Под гипертекстуальной прозой мы понимаем такой вид организации художественного текста, при котором все связи, устанавливаемые в рамках отдельных частей данного текста, а также между ним и другими смежными текстами, формируют четкую систему гиперссылок, благодаря которым структура повествования приобретает дискретность, позволяя перемещаться в рамках текста не стандартным линейным способом, а двигаться по заданным категориям.

Само понятие гипертекст (вслед за явлением) пришло в литературу и культуру в целом из компьютерной среды. Первая компьютерная система, реализующая идею гипертекста, была создана в 1968 г. Она носила чисто научно-исследовательский характер и обеспечивала возможность пользователям в соответствии со своими представлениями формулировать,

наращивать систему связей между элементами информации и просматривать информацию как систему связей.

С технической точки зрения гипертекст можно рассматривать как своеобразную базу данных, которая организуется в виде открытой, свободно наращиваемой и изменяемой сети, узлы которой (линейные тексты) соединяются самим пользователем. От обычной базы данных гипертекст отличается прежде всего тем, что в нем отсутствуют априорно заданные ограничения на характер связей (как, например, в иерархических структурах).

Однако появившись в компьютерной среде, гипертекст достаточно быстро проник в другие сферы человеческой культуры, связанные со знанием, его структуризацией, передачей, поиском. С литературоведческой точки зрения под гипертекстом мы (вслед за В. Рудневым) понимаем текст, устроенный таким образом, что, превращаясь в иерархическую систему, он одновременно продолжает существовать как многомерное, равноправное относительно всех включенных в него субъектов семиотическое пространство, а представляя собой систему, одновременно составляет их единство и множество, что позволяет говорить о цельном образно-мотивном комплексе, складывающемся в результате взаимосвязанного звучания всех прецедентных текстов1.

Базовым для нашего исследования будет являться понятие гипертекстуальной прозы, которое до сих пор не получило четкого общепринятого литературоведческого определения, однако имеет выработанную нами совокупность свойств, необходимую для анализа прецедентных текстов. В центре внимания нашего исследования находится творчество Бориса Акунина (Григория Чхартишвили), недостаточно изученное в силу своей новизны и отсутствия временной дистанции, необходимой для осмысления любого литературного явления, в частности его романы, составляющие так называемый «фандоринский цикл».

1 Руднев В. П. Словарь культуры XX века / В. П. Руднев. — М., 1998. — С. 143. Далее цитируется по этому изданию.

Выбор романа как жанра для исследования феномена гипертекста также не случаен. Именно роман является носителем основных традиций и тенденций развития художественной литературы как модуса преломления авторского отражения современной ему культурно-исторической действительности.

Выбор романов именно данного автора из ряда других современных писателей обусловлен наиболее полным и точным соответствием большинства текстов Бориса Акунина понятию «гипертекст» и установкой на осознание читателем циклов его произведений как гипертекстуальной реальности.

Сразу следует развести употребляемые нами в дальнейшем ходе исследования понятия «цикл» и «гипертекст», потому что, как отмечает в своей монографии «Стратегия художественного синтеза в русской новеллистике 1920-х годов» Е. В. Пономарева: «При исследовании сложных жанровых составляющих (сборников, книг, циклов, микроциклов, серий рассказов) исследователь неизбежно должен осветить триединую проблему —- разрешить вопросы о степени художественного единства, принципах создания подобного новообразования, новизне и особом потенциале, приращении смысла, возникающих при таком расширении и размывании жанровых границ»2.

При употреблении термина «цикл» применительно к романам Б. Акунина мы имеем в виду некое устоявшееся и скомбинированное в единое целое самим автором количество романов, объединенных общим героем, единым ракурсом повествования (возможно, повествователем), сквозными мотивами.

Под термином «гипертекст» в рамках романного творчества Б. Акунина мы понимаем такую степень художественного единства романов цикла, при которой взаимосвязи между ними прослеживаются не только в наличии единого героя (именно поэтому литературоведы называют один из циклов Б. Акунина Фандоринский цикл), повествователя и мотивов, но и в

2 Пономарева Е. В. Стратегии художественного синтеза в русской новеллистике 1920-х годов / Е. В. Пономарева. —Челябинск : Библиотека А. Миллера, 2006. - С. 106.

существенных связях между различными романами цикла на уровне хронотопа (наличие безусловной хронологии развития событий в каждом последующем по отношению к предыдущему в цикле), и в горизонтально (в рамках одного романа) и вертикально (между разными романами) устанавливаемых сюжетных взаимосвязях и контрольных точках (в которых автор предлагает нам вернуться в какой-либо из моментов другого романа по гиперссылке), заставляющих эти связи использовать.

Критериями отбора данных романов среди других произведений Бориса Акунина является, во-первых, различное время их написания, что позволяет говорить о планомерном и последовательном создании «фандоринского цикла» как гипертекста, во-вторых, безусловная включенность каждого из них не только в цикл, но в некий единый гипертекст. Так, в цикле «Новый детектив» мы будем рассматривать роман «Смерть Ахиллеса» (1998); в цикле «Приключения магистра» — романы «Алтын-Толобас» (2000), «Внеклассное чтение» (2002), «ФМ» (2006), «Сокол и ласточка» (2009); в цикле «Жанры» — «Детская книга» (2005). Обзорно мы рассмотрим и другие романы из этих серий.

Таким образом, разграничив понятия «цикл» и «гипертекст», мы можем утверждать, что избранные нами для анализа романы относятся с формальной точки зрения к разным циклам (в цикле «Новый детектив» главным героем романов является Эраст Фандорин, в цикле «Приключения магистра» — Николас Фандорин, в цикле «Жанры» — Ластик Фандорин), однако, с точки зрения хронологической и сюжетной преемственности, а также наличия в романах очевидных гиперссылок друг на друга, их можно отнести к единому гипертексту, организующему «фандоринский цикл» (и здесь мы подразумеваем не формальное объединение романов, а весь комплекс текстов, главными героями которых являются представители рода Фандориных, а сюжетные линии которых имеют безусловные переклички друг с другом).

Выбор именно данных романов из цикла обусловлен представленностью в художественном времени текстов различных эпох, что позволит проследить многообразие гипертекстуальных ссылок в их горизонтальном и вертикальном пространственно-временном континууме. Так, в романе «Смерть Ахиллеса» представлена Москва 1882 года и одновременно ретроспективное повествование о далеком прошлом одного из главных героев романа; в романе «Алтын-Толобас» — Москва 1995 года и Россия XVII века; в романе «Внеклассное чтение» — годы царствования Екатерины Второй и начало XXI века; в романе «ФМ» — 1865 и 2006 годы; в романе «Сокол и Ласточка» — 2009 и 1702 годы; в романе «Детская книга» повествование вообще рассредоточено на четыре разных временных пласта — 1605—1606 годы, 1914, 2006 годы и далекое будущее.

В современном литературоведении понятие гипертекст не имеет четкого определения, что связано с недостаточной изученностью самого явления гипертекстуальности в цикле гуманитарных наук в целом и в теории литературы в частности. Изучением данного литературного явления в той или иной мере занимались такие исследователи и литературоведы как: Р. Барт, У. Эко, В. П. Руднев, М. Я. Визель, А. Н. Баранов, А. В. Андреев и др.3

3 Барт Р. Смерть автора // Избранные работы: семиотика, поэтика / Р. Барт. — М., 1989.

— С. 384—391. Далее цитируется по этому изданию.

Руднев В. П. Словарь культуры XX века / В. П. Руднев. — М.: Аграф, 1998. Далее цитируется по этому изданию.

Визель М. Я. Поздние романы Итало Кальвино как образцы внекомпьютерного гипертекста. Проблемы итальянистики / М. Я. Визель // Литература и культура. — Вып.2.

— М. :РГГУ, 2006. Далее цитируется по этому изданию.

Баранов О. В. Гипертекстовая субкультура / О. В. Баранов // Знамя. — 1997. — № 5. Далее цитируется по этому изданию.

Андреев А. Литература без бумаги / А. Андреев // Мир Internet. — http://www/ iworld.ru /magazine/print.phtml?p=36673289/1999. — №1.

Одним из первых об идее нелинейности заговорил французский философ Ж. Деррида. Он выдвинул идею о новом типе книги, основанном на нелинейном принципе её организации. Деррида уверен, что в предстоящую эпоху нелинейное письмо станет реальным фактом культуры, лишив монополии линейный текст, книгу. Тем самым, по мысли философа, подрывается тотальность, которую несёт в себе книга традиционного типа.

При изучении функционирования гипертекста в рамках художественного мира какого-либо произведения возникает вопрос об определении этой особой организации художественного мира текста. В связи с этим уместно упомянуть, что другой французский философ — Жан Бодриар — ввел понятие гиперреальности. Для того чтобы понять, что такое гиперреальность В. П. Руднев предлагает отождествить реальность с текстом, а текст построить как гипертекст — получится гиперреальность. Исходя из этого, мы можем сказать, что гиперреальность — это некая художественная реальность, организованная по принципу гипертекста.

Понятие «гипертекст» автор «Словаря культуры XX века» определяет так: «Это текст, устроенный таким образом, что он превращается в систему,

4

иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов» .

В «S/Z» Р. Барта читаем: «Такой идеальный текст пронизан сетью бесчисленных, переплетающихся между собой внутренних ходов, не имеющих друг над другом власти; он являет собой галактику означающих, а не структуру означаемых; у него нет начала, он обратим; в него можно вступить через множество входов, ни один из которых нельзя признать главным; вереница мобилизуемых им кодов теряется где-то в бесконечной дали, они "не разрешимы" (их смысл не подчинен принципу разрешимости, так что любое решение будет случайным, как при броске игральных костей); этим сугубо множественным текстом способны завладеть различные смысловые системы,

Руднев В. П. Указ. изд. С. 245.

однако их круг не замкнут, ибо мера таких систем — бесконечность самого языка»5.

О. В. Баранов в статье «Гипертекстовая субкультура» рассматривает понятие гипертекст как противопоставление тексту по ряду коррелятивных признаков. По его мнению, субкультура гипертекста столь же насквозь мифологична, как и любая другая, и ее нужно рассматривать непременно с точки зрения определенной условности. Первоисточники, авторы идей, терминов и концепций условны в той степени, как и сам реальный виртуальный гипертекст.

Мы же в качестве магистрального для нашего исследования предлагаем следующее определение гипертекста. Гипертекст — это способ организации текста, при котором структурные единицы, входящие в его состав, одновременно выступают как автономные образования и как части целого, организуемые при помощи гиперссылок и функционирующие как единое семиотическое поле.

Еще менее изученным представляется функционирование гипертекста непосредственно в художественной реальности конкретных произведений русской литературы. То есть теория существования гипертекста как явления никак не преломляется через призму литературного процесса, представленного произведениями русских авторов. В критике есть указания на то, что к гипертекстуальной прозе можно отнести тексты таких авторов как М. Елизаров («Библиотекарь»), В. Сорокин («Голубое сало»), М. Веллер («Гонец из Пизы»), и многие другие, однако, анализ этих произведений как гипертекстовой системы до сих пор не производился.

Под литературным псевдонимом Бориса Акунина живет и творит писатель, эссеист, литературный переводчик, критик, беллетрист, японист и литературовед Григорий Шалвович Чхартишвили. Получив образование на историко-филологическом отделении Института стран Азии и Африки (МГУ),

5 Барт Р. Указ. изд. С. 386.

автор приобрел исключительный, интеллектуально-эстетический стиль повествования, а осуществляемые им переводы японской, английской и американской литературы позволяют ему создавать в своих поистине медиакультурных произведениях неоспоримый и необычайно живой колорит и ощущение правдоподобной причастности Эраста Петровича к стране восходящего солнца, а Николаса Фандорина к чопорной Британии. Поразительна чрезвычайная осведомленность автора в этнических, поведенческих, культурных и даже бытовых особенностях данных стран. Востоковедческое образование автора помогает ему синтезировать два мировоззрения — восточное и западное — и взглянуть иначе не только на азиатскую веру, но и на европейский прагматизм.

Борис Акунин работал заместителем главного редактора журнала «Иностранная литература», однако в начале октября 2000 года оставил эту должность, чтобы заниматься исключительно беллетристикой.

Как редактор Антологии «Писатель и самоубийство», литературно-критических статей и многочисленных переводов Григорий Чхартишвили уже привлек к себе внимание литературоведов и критиков, но подлинное признание к нему пришло только после публикации романа «Азазель».

Как отмечает сам автор, «Борис Акунин» — это коммерческий проект, поэтому все романы печатаются под псевдонимом, в то время как критические и документальные работы Григорий Чхартишвили публикует под своим настоящим именем. Автор называет свою работу деловым проектом, так как вдохновения и творческих озарений у него не бывает, а есть лишь жесткий план произведения и список действую