автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Трагическое в дооктябрьском творчестве Янки Купалы

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Санюк, Дмитрий Константинович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Минск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Трагическое в дооктябрьском творчестве Янки Купалы'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Трагическое в дооктябрьском творчестве Янки Купалы"

ШДШШ НАУК РЕСПУБЛИКИ БЕШУСЬ ИБСЕШТ ЛИТЕРАТУРЫ iffll ЯНКИ КШЛЫ

Ш правах рукописи

САШК Дмитрий Константинович

10.01.03 — литература народов СССР

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

193Я

• Работа выполнена в Институте литературы шени Янки Купаж ЛН Беларуси.

Научный руководитель: доктор филологических наук лУРЛВЯЕВ В. П.

Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

профессор ЛАЗАРУК U.A.; кандидат филологических наук 1УРСКЛЯ Е.С.

Ведущее научное учреждение: Витебский государственный

педагогический институт

.Защита состоится " -3 " С№лх>Л>'рЗ~ 1992 г. в 15 часов на засаданвд специализированного совета Д.006.16.01 по защите диссертаций на сокскаше ученой степени локтора филологических наук при Институте литературы имени Янки Купал АН Беларуси. /220072, Минск, проспект й.Скоршш, 66/

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке имени Якуба Коласа АН Беларуси.

Автореферат разослан 1992 г.

Ученый секретарь специализированного совет

\!

МЦ^ М.И.ДОШИНСШ

С Институт литературы им. Я.Купалы АН Беларуси 1992

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Вопрос о присутствии трагического в дооктябрьском творчество Я.Купали но вызывает штата сомнений. Ко особенное?1' его проявления и эволющш в оозии и драмах поэта не получил:: достаточного объяснения. !рлчем довольно продолжительный период на эту проблему смо-рели как на явление, которое но может стать объектом какого-:ибо серьезного исследования.

Тем не менее в работах белорусских критиков и литературо-едов этот вопрос затрагивался как неизбенный при анализе ворчестза поэта. Ни один купаловед не мог обойти такой зна-ительной а фундаментальной категории, как трагическое, кото-ая находила сзое воплощение как на уровыо нанровых, так и дейно-тематических структур. В работах В.А.Колесника, Е.И. енсу, О.А.Лойки, !.1.Р.Яроша, II.Э.Богданович и др. есть неко-орые подхода к оскислешпо этой проблемы3-. Г.С.Березкин в воей известной работо задается вполне правомерным вопросом: Не правильней ли было бы говорить о дореволюционном Купале целом как о великом трагическом поэте"2. И.Я.Науменко, по ущности, характеризует Купалу как выдающегося трагика "шек-пировского склада душ"3. Ряд иенннх и значительна,. наблвде-ий о сущности и проявлении трагического у Купалы сделан в лубокосодернательной и зо [.йогом недооцененной работе U.A. азарука "Белорусская поэт во второй половине XIX — начале

1 Кэлесн1к У.А. Тварэнне легенда. Кн.: Мастапкая Л1тара-ура, 1987; Лойка A.A. Беларуская паэзгя пачатку XX стагод-зя. Мн.: Выд-ва W, 1972; Ленсу Е.Я. Фольклорные традиции

дооктябрьском творчестве Я.Купалн. Ш.: Высшая школа, 1965; айхровеч A.C. Янка Купала и Якуб Колас. Вопросы мировоззре-ия. !.!н. : Наука и техника, 1982; Ярош Ï.I.P. Янка Купала i еларуская паззхя. ?.&.: Навука i тэхшка, 1971; Багданов1ч .Э. Янка Купала i раыантызм. Мн.: Навука i Töxiiim, 1989.

2 Бярозк1Н P.C. Свет Купали. Звенн!. Мн.: Maстадная л1-аратура, 1981. С. 117.

3 Навуменка 1.Я. Янка Капала. Мн.: Вышэйаая школа, 1980.

. 39.

XX века'.'

Ученые рассматривали проблему трагического в связи с другими эстетическими и художественными явлениями, но само оно как еданая система в творчестве поэта не рассматривалось.. Поэтому в налей работе впервые предпринимается попытка рассмотреть это явление системно и целостно.

Целью диссертационной работн является раскрытие богатого и многогранного содержания категории трагического в дооктябрь ском творчестве Янки 1^упалы. Диссертант стремился показать, как постепенно с приобретением духовного опыта трагического поэта углублялся и сам анализ многих проблем высшего порядка, когда в творческую практику'самого художника входит непосредственно трагедия, осмысленная на самых различных уровнях.

Методологической основой диссертации являются теоретические труды и работа по философской и литературной эстот:ше классиков мировой мысли. В своем исследовании автор широко опирается на фундаментальные работы белорусских ученых-купа-ловедов.

В основу диссертации полохен принцип сочетания сравнительно-аналитического и эстетического методов исследования.

Научная новизна работы заключается в том, что автор, обобщая опыт современного купаловедения, находит новые подходы к осмысления дооктябрьского творчества Я.Купали. Впервые трагическая доминанта рассматривается как основополагающая, что обусловлено особенностями мировосприятия и таланта поэта. По-новому рассматриваются многие произведения Купали.

Практическая значимость. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в дальнейшем при изучении дооктябрьского творчества Янки 1^палы и процессов,происходивших в белорусской литературе начала XX в., при написании пособий и учебников для вузов и в качестве материала для дальнейшей научно-исследовательской работы по проблемам эстетики л творчества Я.Купалы. Материал диссертации мояет быть полоаен в основу спецкурса по белорусской эстетике.

Аиробапия работы. Диссертация была обсувдена и одобрена на заседании отдела истории белорусской советской литературы им. Я.Купалы АНБ. Результатам исследования посвящены публикации в научных п научно-методических куриалах, сйор-

- 4 -

пиках. Список публикаций приводится в конце автореферата.

Структура исследований. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во медении обосновывается актуальность тош, формпрук ся задачи и пели исследования, излагаются теоретико-методологические основы, определяется структура работы. Приводятся различные точки зрения на проблему трагического в цаяом, тем самим доказывается необходимость учитывать устойчивые критерии при разресешш данной проблемы т материале творчества Янки Купали. По причине последнего в качестве рабочего определения припишется следующее: "трагическое — эстетическая категория, обозначающая страдальческое в человеческой жизни, соперегшва-1ше которого может сопровождаться эстетическими переливаниями другого рода"-'-. Расширение границ самой категории вызывает изменения и в Еанровом определении самой трагедии. Обрап&ется вштмаше на то, что выявление трагического в произведении и характеристика :канровой его структуры как трагедийной не доллно обходиться без учета суидаостных моментов худогг.естврч-ного мировоззрения самого автора, так как личность люателя • один из тех ваянейших показателей, что активизирует поиск истины в данном направлении. Акцентируется внимание па взаимосвязи литературно-эстетических и общефилософских моментов в процессе анализа, что вынуждается самой фундаментальностью рассматриваемого явления. Подчеркивается мысль о том, что сама эстетика трагического не моаэт быть чисто познавательной и лишенной этического фактора. В итоге само этическое входит в структуру эстетического по принципу относительной тождественности, что и определяет глубинный характер трагического.

Первая глава работы /"Трагедия повседневности и социально-бытовая тенденция в раннем творчестве Янки 15рпалн"/ посвящена рассмотрению начального периода а художественном развитии поэта. Здесь мы наблюдаем очень характерную особенность, когда социальное и трагическое'у Купали имеют мелду собой глубо-

1 Кибуль В.В. Белорусская проза о войне п классическая трагедия. Ш.: Наука и техника, 1986. С. 144. .

- 5 -

\ую и прочную связь. Социальность становится фактом эстетическим и преодоление ее собственной сущности в разных проявлениях и есть сверхзадача художника.

Драматизм и трагизм у Купалы имеют, безусловно, единство в том, что одно из них обусловливает другое. Это процесс по возрастающей линии,,когда, само движение идет от драматического к трагическому. Но нельзя говорить, что первое из них — нереализованное второе, ибо драматизм исключает трагизм, но не наоборот. Поэтому и социальность их у поэта разная, когда актуализация оо носит довольно четкий характер. При драматической коллизийности мы наблюдаем затемненность, невыраженность социально-сущностных моментов, при трагической же — их яркость и определенность.

Трагедия белорусской наши в начале нового столетия, катастрофическое ее развитие на протяжении всей истории поэтом мощной невероятной страсти переживается соответственно. Трагическое и социальное не имеют гармонического сочетания в новой белорусской литературе по причине прерывности самого культурно-исторического развития. Поэтому социальный детерминизм, характерный для творчества Ф.Богушевича, мы находим вначале и у Купалы. Через это должен был пройти поэт, так как перед национальной литературой стояла в определенной мере задача как создания соцнально-тевденцнозного искусства, так и его преодоления. Обе потребности вырастали в необходимость, но первичной была перспектива эстетического роста колодой литературы.

Социально-бытовая тенденции в ранна£ поэтической деятельности Купали счедь сильна и трагичесноз с неизбежности: ей соизмеряется, когда фг^ософия е зстетига поэта кзна сред степса проявляется через социальное» что является хсП. системой,, которая, вшшчаат структурна в себя и ecg друглз сторона художественности. Са-йювнязланна охсго процесса достаточно многопарно. И презд.з всего эхо н.тгсдгг слое Espaseinra при наборе Кулагой, своего героя с его ссоЗеншст&ЕГ характера, темпераментом и кгамЕкаи.

. В центр трагЕяаскаго состояния изгра. поэт ставит фйгуру liyiusa, обсбс.9нш£ образ Селзрусскогс крестьянина. Из душ. к трагеднзащпг аазкеннвх езлениЗ выбор этого героя очень

— 5 —

закономерен. Купала как поэт обостренно-гразданского пафоса., трагедкйюго склада характера избирает ту личность, которая в условиях белорусского пакионалыгого движения и есть самая трагическая, погорая себя именно так и осознает.

'Лоцная ирония — неотъемлемая часть всей грязненной философии героя. Но здесь она выступает не как разновидность комического нерезиванля, чем она по сущности и является, а косит ярко впра^еикь'й трагический характер. Эмоциональная страстность и лирическая взволнованность героя но просто форма какого-либо критического высказывания, так как сам ;,'ужнк — целостный ре-;Л9КснвниЦ тип, который необычно болезненно воспр;ш:тмает свое положение. Здесь по столько негативность опенки 13 отношении к обстоятельствам, сколько трагическое видение г.:1ра /напр., стихотворение "Г.^глк"/«

Ыулкк — водущй и основной образ у Купали зо всем его дооктябрьском творчестве. И он не так прост, как момет показаться на первый взгляд. Под знаком эстетического видения '.¡уетком ;гара пройдет вся творческая деятельность худолшша з названный период. Этот горой продолжает галереэ образов "бодашс л",дс;"", "уппаешггх и оскорблении:;:''. Образ его намного £уздакентаяыюэ, чел :::: мо¡кем продполо«ать. Л нользя но вплоть его определенную усакштошсст» в сравнении с гем ае ■ образом у его талантливого предшествешпша О.Богупешгча.

Если трагическое у Бэгуаевпча составляло одно из оснований его эстетики, то у Купали это в полом фундамент его эстетики, над которым возвккаотся все осталышэ худо;хоствен-нио припиши освоения действительности. Если первый воссоздает трагическое в своей образной системе прекмуасственно в плане социально-одномерном, то последний выявляет разность л отличительность форм, по сущности, одного и того по эстетического явления.

Купала как бы сознательно енпг/лет образ ¡.Чухика, идя за диалектикой сапой жизни. Поэт избегает тем саг.им преднамеренной идеализацпп образа, и эстетика аптенно-трагичоскоа форга

есть эстетика самой действительности. Мышление художника в данном случае носит парадоксальный характер, когда необходимость подчеркнуть возвышенность явления, его общечеловечо-скуп значимость требует выделения противоположного котята.

- 7 -

возвышенное и снижегаюе в отношения к трагическому у Купала неразделимы и спаяны в определенное триединство. Их сверхзадача, по сущности, одна и та яе.

Особо "одчеркиваотся в работе тот момент, что обостренное трагическое мироощущение Купали не могло реализовать себя полностью в структуре непосредственно стихотворения. Развитие мысли и чувства было ограничено пространством и особенностями самого жанра. Эпос давал возможность поэту . более монументального исследования характера человека через трагические коллизии. Лирика жэ углубила это исследование через своеобразную "интуитивную философию", расчленякщую эту монументальность на определенные части, которые не существовали изолированно, а соединялись при помощи эпизации самого материала.

Единение лирической стихии с эпической устойчивостью приобретало особенное значение, так как через это Купала мог достигнуть целостности в отображении трагического состоящих народного духа в его истинном свете. Поэт стремится трагедию этого духа показать не как что-либо фрагментарное и случайное, а соединить с всеобщей драмой человека. Хотя в ранних поэмах это носит достаточно неравномерный характер. Купала цробует свои творческие силы, и показ трагедии белоруса как человека вообще имеет локальный характер. Ецэ но достает в поэмах конфликта "обобщенного, такого, который стал бы одновременно и мыслью, и пафосом произведения"*.

Лирические отступления необычно эмоциональны у поэта, когда социальная философия Купалы требует усиленной многократно лирики. Учитывая социально-бытовую идейно-эстетическую основу конфликта ранних поэм поэта, когда выбор персонажей соответствовал принципам социального контраста, мохно говорить в определенной мере о том, что конфликт имел вырази тельно массовые черты. Но заострять на этом внимание нельзя потому что произведения имеют четкую направленность к общечеловеческой проблематике. Разъединить социальный трагизм и общечеловеческий на материале творчества Купали невозможно. "Социальный" лиризм поэта выступает как обратная сторона общезначимого поэтического мировосприятия.

* БярозкШ Р. Свет Купали. Зв>-;ш1. С. 98.

- 8 -

Трагедия человеческого духа вообще и вместе с тем апато-т возникновения зла уг.е з рашпсс поэмах Купали отраглются достаточной силой. Зло — па просто как некий побочный и?т, а как то, что находит свое глубокое укоренение в харак->ре человека независимо от принадаегшостл к определившей янадыгсй группе. Отсзда непосредственно важную и более Чоствонлую роль играет добро.

На примере поэмы "Калека" рассматривается одна из сущест-яп-г.'х проблем трагического ^миропорядка, когда :;:алость и со-'радание зоалосааг доог.-с. Герой произведения с12лво:ырует >бой всемирную я-излость и трагическую скербь. Цдея глубокого (чувствия, взятая б своей зсеобцпост.. и независимо от дувоо-гх состояний, и есть та правда и справедливость, которой вн) нот и быть по мог.:ет.

Интересны по-развитию предшествующих мотивов и поэмы !имой" и "3 пилпловку". По здесь внимание более копцентри-■отся на раскрытии истивной иязш через смерть, бытия через ¡бытие. Главные герои доказали в тот момент, когда г-пзнен-л катастрофа — у;г.е непосредственная их судьба. Купала юдиклет одновременно коночное и бесконечное, когда бытие |нечкого н есть битке бесконечного. Первое из них основа •орого дасе тогда, когда оно зоядонде? собой небытго. Эта . ;сто логическая "ярг.ула трагического звраяаог диалектику .мой кпзни, когда худохенпк на монет показать счастливей ход событий.

В назвазкх поэмах очевидна езязь категории трагического понятием историзма. Социально-исторический аспект понимания агического в ранних поэмах Копалы является доминирующим, •гда за условной неконкретностьи могло видеть некоторую ределенность социально-классового характера. Но все-таки от не замыкается в рамках этой односторонности, д сама тра-дия белоруса, как представителя своей среди, не утрачивает язей с общечеловеческой драмой /"Зимой"/.

Движение купаловской мысля от проблем сугубо социальных сверхпроблегам человеческого бытия особенно наглядно, когда !сокотрагическое содержание самого произведения но позволяет деппику быть одномерным в пжазе явлений самой действитель-|Стп. И сам трагический финал, который прнчшшо-логпческп

- 9 -

.эытекает из сюкота, есть логика самой аизнк, где трагедия — непосредствешюсть и закономерность. Л чувства страха и ужаса, как итоги эмошганалыю-ис;:хологического воздействия произведений на читателя, отнюдь не случали. Оба эти явления .получают свое глубокое воплощение в названных поэмах. Понятия, обозначающие эти феномены, являются одними из основополагающих при определена! сущности трагического. lia слояюй .диалектике взаимосвязи понятий страха и укаса в поэмах "Зимой", "3 гшлиповку", "За что" автор останавливается в работе достаточно подробно, полемизируя отчасти с Аристотелем и Чернышевским по некоторым частнотеоретическим вопросам.

Трагедия повседневности, отраженная в ранних поомах Купалы, соединялась с социально-бытозкм взглядом на мир. Кроме того, она не могла быть изолированной от эстетики художественного творчества. Эмоционально-психологическое воздействие, которое проявляется через чувства страха, узгаса, сострадания, калости, свидетельствует о том, что купала при всей своей тенденциозности и заостренности социальных тем не мог избегать общих законов развития самого искусства как типа творчества, к особенно трагедийного. Общетипологи-чоские явления эстетического порядка хотя и проявляются у Купали достаточно неровно, но сама тенденция от более простых форд к более сложным была неизбежной. В этом плане представляют несомненный интерес поэмы "Отплата любви" и "Никому", где тема социальной трагедии соединяется с темой интимной драмы любви. Купала стремится расширить сферу исторической формы худокествешюго освоения действительности ' через внутренне-чувственные формы отношений между людьми, не связанные непосредственно и близко с первой. Трагическое в поэмах через ярко выраженный социальный конфликт приобретает характер исторически конкретной категории, где поляризация антагонистических сил очевидна. Поэт старается преодо леть барьеры чисто исторического видения мира и выйти на ши рокий простор духовной экзистенцпональной проблематики.

Философское осмысленно социальной драмы Мухика и ее слитность с высокой трагедией человека вообще мы находим в поэме "Извечная песня". Каир драматической поэмы оказался

- 10 -

наиболее подходящим для осмысления наиболее сложных духовных процессов. Это уке свидетельство о начале творческой зрелости поэта, "произведение эпохального значения как для Купалы, так и для всей белорусской литературы"1, образец высокой классической трагедии"'*.

Противоречия в поэме — н© предмет художественного изображения, а момент внутренней структуры самой коллизийн -сти, что определяется историческим масштабом и глобальностью отобрааения. Драматизм в поэме достигает своего апогея и перерастает в элемент трагедийный. Он не носит конкретного характера, ибо это не драматизм определенной ситуации, не ицщшддуально-психологичеслий драгащ^м как в драма, а драматизм трагедии. Б этом плане и мохно говорить, что "драматическая поэма, собственно, и мозеет существовать как поэма-трагедия"3.

В процессе анализа мы выявляем целостную и стройную систему, когда Судьба действует со своими основными силами, что имэат себо помощников:

Еизнъ — Весна

Судьба-Доля, Беда — Лото

Холод — Осень Голод — Зала

II никак нельзч считать приведенные силы "персонажами Извечности"^. Все они воплоидит собой зло. И эта вся полпфо-иия голосов Судьбы оттесняет голос Иуилка на задний план. Герой — пассивный объект перенесенной судьбы, что и сближает его с героями античной трагедии, потому что yzs в трагедии нового временя у Шекспира человек сам активно создает себе страдания. Судьба обвиняет Цулпяа з том, что он просто есть, просто существует вообще.

1!дея судьба как средоточия зла в поэме не случайна, ведь ока существует в качестве сущностного момента эсхотологичо-ской концепции Купали.

* Бгрозкш Р. Свет Купалы. Звенпи С. 74.

^ Навуменка 1.Я. Янка Купала. С. 54.

3 Лазарук U.A. Беларуси?я паэма у другой палавше XIX — пачатку XX стагоддзя. 1.!я.: Вццавентва W, 1970. С. I4S.

4 Б$гданов1ч 1.Э. Янка Купала i рамантызм. С. 57.

- II -

В итоге в поэмо купаловский гуманизм находит свое трагедийное воплощение. С высоты фплософско-аллегорической обобщенности поэт разрешает сложнейшие вопросы бытия. Здесь уже эволюция художественного мышления приобретает у Купали отличительный характер.

В заключении первой главы работы подчеркивается, что трагическое у белорусского поэта постепенно освобождается от социальной одномерности. Проблематическое и многогранное осмысление-действительности через внешнюю и внутреннюю конфликтность приобретает характер довольно стабильный. Купала вдет иногда от чрезмерной тенденциозности к собственно художественности (формально-содержательных структур. Трагическое, как объективно существующий факт, трансформируется в необходимое философское его осмысление. От драмы саг/ой жизни Купала идет к трагедийно философскому ее понимании. Это глубинное понимание трагического начиналось у поэта еще в ранний период его творчества и имело плодотзорное продолжение в его дальнейшей деятельности.

Во второй главе диссертации /"Трагедия вечности и эстетические доминанты в эволшии художественного мышления Янки Купали"/ рассматриваются ухе вполне зрелые произведения поэта. Путь от "Ладейки" к сборнику "Гусляр" и, наконец, к книге "Путем жизни" — это величественная поступь поэтического таланта белорусского трагика. Художественное мышление проходит значительную эволщию через углубление от социально-бытовых проблем к духовным субстанциональным вопросам жизни и смерти. Категория духовного содержания приобретает у поэта первостепенное значение. И это закономерно для такого крупного романтика как 1^пала, ибо истинное содержание романтоте-ского заключено в абсолютной внутренней жизни духа.

Мощная стихия купаловского таланта стремится преодолеть самодовлеющую объективность. Дух поэта стремится к своои бесконечности, но земное и конечное препятствует этому свободному полету, когда приходится тянуть за собой "цепи горя". Трагедия этого духа— неизбежность, когда свобода начинает зависеть от обстоятельств, превращаясь в свою противоположность. Духовное у Купали не может полностью воплотить себя, как субъект о целиком субстанциональным началом. Но само

-12- '

стремление, сама тенденция — объективный факт. II сдержать это двлкенле к освобождению от давлешш сшгиенной бытовой реальности невозможно! Дух находит соответствующее ему бытие только в родном свете своего собственного сердца. Иметь абсолютную свобо.ду невозможно в пределах земного существования, и относительность этого момента роэдает глубоко трагические мокши в книге "1усляр".

Хотя "я" поэта преодолевает все барьеры через огромную боль, через романтически неукротимую страсть, но стремление к бесконечному движет духом поэта. И этот процесс роздает трагедию, так как романтизм основан "на пршшше никогда но достигаемой бесконечности"-1'. Романтизм абсолютиз1фует

человеческий субъект, который вбирает в себя трагедию всего мироздания. Но расширение самого субъекта до космических размеров и выход к бесконечности преодолевает вот эту абсолютную его функцию. Возможности человеческого "я" ограничены самой беспредельностью Вселенной. II субъект в сборнике "Путем ялзки" настолько расширяет своп пределы, насколько это попускает сам объект. И эта гранила мезду ниш достаточно юдвихшая, но она всо-так:: существует и с ней нельзя не считаться. Бесконечность преодолеть нельзя, а ее надо просто приблизить по мере своих возможностей. Стрешек э роман-гика Купали пера~.:ть эту объективно существующую трагедию зриводят иногда к желанию снять те ограничения, что определены самой реальностью. Тогда все явления внешнего порядка становятся стволом бесконечного объективного мира.

В работе проводится мысль, что Ify-пала отобратает все те зротизоречия человеческого существования, которые имеют универсальный характер и не зависят от определенных социальна форм. И здесь поэт перед нами — не столько сын своего зремени, сколько сын Вселенной. И его драма — не столько грагодия его как представителя социальной среды, сколько трагедия как представителя всего сущего.И космическое лшлекие поэта охватывает драму всей Вселенной целиком.

В диссертации обращается особое внимание на взаимосвязь

1 Лосев А.О. Страсть к диалектике. Ы.: Сов. писатель, [990. С. 00.

трагического и космического в названных сборниках. Оба явления заключают в себе ту всеобщность, .далее которой уже идти некуда. Трагедия целого космоса и космос трагедии рав-носущностнп. Эта неделимость существует в пределах определенной системы отношений, где устанавливаются закономерные связи мезду явлениям!. Купаловский субъект сам становится космосом, а последний в свою очередь — трагедией.

Пессимизм Купалы в данном случае' выполняет большую эстетическую функцию, входя а систе.му диалектических взаимоотношений с оптимизмом. Компенсаторная способность первого приводит в итого ко второму. По-иному воспринимается уке и сама смерть, особенно ее сущность, которую мокно определить уже с иных моральных и гуманистических позиций. Ни оптимизм, ни пессимизм сами по себе не несут ничего ни положительного, ни отрицательного. Все зависит от их конкретной реализации. Пессимизм как сомнение, как большая проблема в существовании всего бездуховного заслуживает особого внимания, как не заслуживает того оптимизм неоправданный, кивотный, не прошедший через большую школу пессимизма. Tait ;i;e монет быть бесценный и оптимизм, как в стихотворении "Христос воскрес",и соответственно кощунственен сам пессимизм /"Товарищ мой"/.

Особыми апокалиптическими предчувствиями и ощдания:.я исполнен цикл стихотворений Янки Купалы "Песни войны". Мистический страх коша к эсхатолошческоо предчувствие этого ужаса у поэта трансформируется в титаническое боспокойство за судьбу всего мира. Эсхатологизы мышления художника закономерен, как отличительная черта поэта трагического.

Война ISI4 года поставила весь мир на грань исчезновения. Поединок света и тьмы в стихах названного цикла отражает моральное столкновение двух религиозно-этических сил и тенденций. Теперь без преувеличения можно говорить, что трагедия — это эсхатология, ставшая этикой. Трагическое у Купалы здесь но содеркит в себе чисто физических моментов, ибо исчезает физичность самой природы, которая превращается непосредственно в этизм. Этот последний поглощает собой все остальное в названном цикло "Песни войт". Конкретика форм перерастает непосредственно в этику сущностей. Этика становится действием, а мораль — самой гагнъю.

- 14 - :

Первая мировая война наиболее скощентрярованно выявила те проблемы той большой воины света и тьмы, которая ведется ежеминутно. Купала воплощает здесь с наибольшей силой са:.г/ сущность трагедии вечности. Песс::::из!.г поэта в данном случае является признаком трагического гуманиста эпохи Зозрохдул;:я начала XX века. Белорусский трагик воплотил здесь вопроси "вечности земной", а не столько реалш: определенного исторического периода. К величественная поступь купаловского д,ха ощущается через каздую конкретную деталь и событие, когда победа его над обыденностью совершается несмотря на временные ого поражения. Зозиидошю духа человеческого приводит Куполу к созданию своеобразной трагедии "восхождения", работа над которой ала одновременно с написанием трагических и ужасных "од смерти".

Вышеупомянутая трагедия восхоэдения диссертантом раскрывается на материале поэм "Курган" и "Еоэдаровка". Показывается сложная диалектика взаимодействия трагического и возвышенного, отмечается их тоадество и различие. Трагичоскоэ имманентно заключает в себе возвышенное, а такие частично верно и обратное утверждение. Авдентнруется внимачио на взакмопе-ращше обоих категорий, подвижности границ обоих понятии.

В кусалсвских поэмах "Курган" и "Боцдаровна" ш наб.тадаем взаимосвязь явлений, когда возвышенное выступает в своеУ, яркой модифшацишгаой форме — героическом. II тут существуют определенные отношения этических и эстета: лаос аспектов. Героическое заключает в себе первичность этического момента при особенной важности эстетического, концентрируя в себо, по сущности, огромную необходимость возвышенного в трагическом. К мы с полным правом .можем считать обе поемы героическими трагедиями, где героика становится одним из вамнейшас средств воплощения трагической коллизии.

Автор стремился такг.о раскрыть диалектику героизма и фатализма в поэмах, когда погибать или нет горою — это дело судьбы, а его цель — быть героем. Фатализм становился относительной величиной, а духозпая свобода через героизм приобретает абсолютный характер. Тем самым свобода .рпходат д высшое тсядоство с необходимостью.

Героизашш. образэз 1усллра и Бондарев ни осу^.естзляйгол - 15 -

соответственно через сюшение и возвышение самой народной среды в соответствии с жизненным материалом. Отмечается трагедийная усложненность облика Гусляра в сравнении с героиней, ибо в поэме "Курган" существует неадекватность героического подвига героя и действий самих народных мае, когда Гусляр не совсем понят значительной частью народа.

Своеобразную .диалектику" возвышенного и рагического наблюдаем мы и в поэме "Она и я". Произведение насыщено внутренним драматизмом, спрятанным глубоко в патетическо-возаыыенную фор:,у, которая помогает преодолению того трагического состояния мира, в котором находятся Он и Она, где кругом одни кресты, а оба гороя как тени ыеаду ними. Весь мир будто смерть, а герои — привидония и пленники ее. Но великое стремление и вера их достигает того, что они анафемствуют саму смерть и славят визнь, создавая себе идеалыше условия своего идеального существования. Хотя произведение, в целом радостноэ, изображающее счастливую визнь героев, но это лишь счастье на мгновенье, которое для них растягивается на вечность.

Купала сознательно использует прием изоляции, тем самым подчеркивая духовное одиночество героев среди живых, их отстраненность от участия во зле в свете насилия. Ставя героев на величественный пьедестал Вечности, Купала показывает, что мир не хочет подыматься на этот постамент Добра. Трагедия реальности в том, что человек сам себе закрывает пути к своему возвышению, он — сам преступник в большом мире своей душ:. Вот таков итог взаимодействия возвышенного и трагического в поэме "Она и я".

Наиболее полно и глубоко раскрывается проблема трагического у Купалы чегоз образ пророка. Здесь проявляет себя необычайная глубина купаловского худокегазодного видения, проникновенно писатоля в саше затаенные уголки человеческой д.\г:и. Трагедия пророка в миро — это драма человека, который ¡.о мо.т.ст а коптфотхшх исторических обстоятельствах реализо-iij/.t. нее бох'г.'-ство своей человеческой натуры. Главная его беда в том, что он ir< сэчлпдаег со Bpeüienc,.,. Пророки выступает попэд няги в imyx ипостасях; это люди, связанные единой и пора:., шпой связью со слоим народом и со своей эпохой, и

- 16 -

в то на время, это люди Вечности, чья личность никогда нэ замыкается в границах своей страны и своего времош1,хотя и призванные Богом на служение здесь на земле.

"Сон на кургане"- оригинальная трагедия Ity-палн, гдо он по-своему разрешает упомянутую выше проблему. Главный repoií Сам чем-то напоминает самого поэта наиболее полно я масатаб-но. Купала берет на себя доллным образом функшш пророка и наделяет юля своего героя. Пророческие штявы а поэме звучат ненавязчиво, когда поэт косвенным путем молот достичь большей убедительности.

Сам — правдоискатель, который стремится к великой правде для всех "обияеннчх и оскорбленных". Поэтому он с такой настойчивостью ищет клад, который мог бы принести духовное счастье многим. Сам вступает в неравную борьбу с целой системой зла, когда никто не поддерживает ого, дада близкие и родные лвди. Сам хочет, как пророк, пробуждать лвдей от духовного сна и рабства. Он, безусловно, но пророк, ко он стремится им бить через все невзгоды, неверие, страдания и кспитянля. Определенное его мессианство исходит от предчувствия истинного порядка вещей.

Герой оказывается в ситуации "без вши виноватым" по стечению обстоятельств. Это сближает его с героями классической трагедии. Но здесь появляются новыо смысловые ота 'лжи, когда в трагедии купали акцентируется вшг'галие на ише аспекты взаимоотношений свободы и необходимости. Сам несет накат зазие за несодеянное преступление. Героя, который хотел осчастливить весь мир, этот ко мир и отверг. Трагедия самого пророка в "Сне на кургане" още только намечается. Точнее моа-но говорить о тендешии в самом художественном изобра-хешм этой драмы, а не про собственно отраженную трагедию. Здесь 1,ш можем наблюдать сашй ваяний аспект проявления категории трагического в дооктябрьском творчестве Яшш ¡Угнали: отчуа-дение народа от своих пророков. Именно во "Сне на кургане" это получает наиболее концентрированное выражение.

В чем-то продолжает эту тему и поэма Янта Купали "Могила льва", где эта проблема разрешается глубок* интуитивна. Определенная символическая закрытость создает сложность при чтении этого произвздонпя, самого загадочного в белорусской

- 17 -

литоратуре и по сей день. Отсутствие открытого психологиче скОго анализа, непроявленность подсознательных импульсов зачастуи сыучает исследователей, которые подходят с обычны мл мерками к произведению.

Главный герой поэмы — Пааояа — отнвдь не пророк, и ч это но претендует, хотя и мог Он стать хш со своей "натуро золотой". Ладо не в этом, так как пророческ и проблематика разревется з ином плане. 1^:ена — герой противоречивый, .негерсичеснпй, по судьба его очень трагична. Это, пожалуй, са.шй трагедийный образ ;зо всем дооктябрьском творчестве Я.. Канады. Намека л?отес1уег против содеянного зла в этом и рз. Ча^сзеда, гдуб:л;о любимого им, отбирают у него наспльс веяно с хостсео. Герой беамолствует определенное время, а затем сагинает грозазо кезхть богатым за то, что отобрали него любезъ, а беднш, что еэ смогли ее отстоять.

Силой, способной воскресить героя, могла бы стать духо ная поддерга хотя бы одного человека из народа. И преступ пика Ма^епи могло д пэ быть. Равнодушие народа к личное привело в дэчады:ь.лу итогу, когда личность стала отчуаденн от целого народа- ДЗуханное л социальное одиночество героя приводит его к др^ху, пал и привело оно Сама из рассмотрен поэми. Только кохкретнпе результаты этого процесса разные. Ирондей суд^йы Малека вынужден воплотить "трагическое зла" Иго характер па реализован по стечению обстоятельств. Чаю ве:; с "золотой натурой" 1:ог бы, возможно, стать и национал кпи генном, пророком, а он становится убийцей чаловеческог рода. Раз^уштильноа ело проникает даго и в такую натуру. Бот гдэ весь у^ао трагедии героя. Гашека — не бунтарь-ипд видуадпет, гак Расколъпхкоэ Достоевского, а оддночка-свобо долюбел в уыхоздг- духовного рабства народа и ему не дано выстоять х выбить так, гак ото довелось герою русского пне теля. Бцутредепй дох5ллкт ысг^у героем п народом в "Ыогаяе льва" наг.оминает собой то не столкновение Сама с миром.

Совс/лзпио необычно зазвучал;?, тема пророка в "Разоренном тгъ.е" йп:л Рулада. Такого полифонизма чувства и мысл

1 'Чзрпнч.гаскпН II.Г. ¡Ьбрслкне эстетические произведен !'.: Ппкуостиэ, 1274. С. 2Б5.

- 18 -

такой свобода жанровой структуры белорусская литература е'с;е не знала. Пророческие мотивы благодаря ото;,ту тесно соединены с самой основой художественного видения мира поэтом. Ка примере образов Сгарпа и Незнакомого диалектика добра и зла находит свое завершенное воплощение.

В центре трагедийного мира в драме оказывается Старец, который символизирует гармонию самого бытия. Этот человек вобрал в себя боль всего мира, но он мужественно все пе^оно-сит. И то поземное чувство некой умиротворенности, что идет от божествекного, не только но противостоит его ипостаси кор^вешшго страдальца, но воспринимается и в оргашгческой связи с ней. Старей — воплощение по-христиански мудрого трагического гуманизма. Он прекрасно иопимазт, что "сила чачове-ческая но всегда на добро идет" и предостерегает всех от ео культа и особенно молодого и горячего Симона Зяблика. Вокруг Старна концентрируется все действие драму, герои дао? советы всем героям, начинает и оканчивает внутреннее действие пьесы. Старен — пророк, для которого "целый мир — дом мой", все лоди — родня моя, вся земелька — поло мое". '.угд-рец старается помочь различить людям, гдо добро, а где зло, так как слаб стад человеческий разум .духовный. Как истинный пророк он но навязывает никому своей воли. Выбор и свобода духовная — дело каждого человека. И если мать Гариля я;.'-}? путем Стариа — то это ее выбор, и когда Симон солидарен с Незнакомым — это его воля.

Старой сочувствует стремлении молодого Зяблика к свету и радости, когда у его мысль больсая пробуждается. Но пророк предостерегает его от излишеств и чрезмерной активности,когда, теряется ясная перспектива и стираются гралиш ме:иу добром и злом. Старец прлзызаот также к великому духйзному терпении, без которого нельзя достичь правды га --мле.

Достаточно противоречил в пропзводвнпп образ Незнакомого, который в определенной степени прот;шостоит тому, что проповедует Старец. Негативная характеристика гатори Марши, данная этог.у человеку, не случайная, когда 0121 называет его "бешеным человеком". Незнакомый избирает'путь. „адеаэ ело неосознанный, по он от чистого сердца заботится о судьбе парадной. Неопределенность, размытость фазослогяг горой тасто^а-

- 19 -

г.;нваот. С одной сторош, он — проповедник счастья народа, а с другой — человек, который не осознал вполне всю полноту моральных императивов.

Идейная убежденность Незнакомого в своей бесспорности, его исключительные претензии на мессианство и пророчество, стремление оторвать изо всох сил Симона от наследия отцовского говорят не в пользу героя. 0¡í не считается течео с мнением матеря, зачастую просто не слушает зе и игнорирует. Самое страдное то, что этот человек допускает возможность использовать средства зла в борьбе с несправедливостью, с самим злом. Незнакомый. явно склонен к идейному диктату и опроделешюыу иантаму в отношении к Скмону, "человеку на перепутье", ¡реологическая обработка ил Зяблика напоминает своеобразную инквизицию над дуста íi молодого белоруса, когда козояилснный отоц лучле самого героя знает его мысли и чувства. Хотя Незнакомый ;;:елает счастья Сымону и всем людям, но он — где-то пленник идеи разрушительной. Герой — сам ;:;ертва0— притягивает новые ашрмы на орбиту этой таинственной идеи. И в итоге ми имеем очень печальи.й конец. Молодой Зяблик бросает :.агь с ца-.онъккмп детками л вдет за Отечеством под руководством Незнакомого.

Два пути, две линии разовлись в разные концы света. Старец с матерью 1,1арплей и с детками пошли дорогой смирения и терпения, а Незнакомый, "бешеный человек", Сыг.:он-"темняк" /со слов oro матори/ и Зоська, ставшая суглсиедпой, идут в неизвестность. Недаром Ьупала делает ремарку, что последние горой "исчезают в темноте", а ведь темнота — символ неизведанного, где могло найти много уаасного и редко добро. Тшссо и Отчизну свою мохено потерять, едва успев ее кайтп, о ели следовать за заблудившимися лжепророками.

Успешному разрешению тзорчоских замыслоз автора "Разоренного гнезда" способствовала и кадровая структура произведения. Диссертант определяет оо как символотескую трагедшо. Субстан-n::o!:,'ViT,,iro гл.'ггчонио приобретает сам гТ;-лосо7:ско-обоб'до1Шый ac.i. ::v и поэтому единичность в символическом траго-

aí:;',ti,m обрапо отступает к:, задний план. Сиивояг тоская структурами; tocho «дкаогся с трагедийным сшотом пьеса, что ucü:p*'j:>o образованно приобретает особую цельность и строй- 20 - '

ность.

Трагическое у Купалн оказало глубокое воздействие такг.о и па комедийный нанр. Зто особенно очешщно на примере "Лс.в-лпнки". Б диссертации кратко расс.матрпзаотсл сага диалектика трагического п комического з нагнанной пьесе. Предлагается /лапровое определение — трагикомедия. Трагическое действие произведения сог;рцто в подтекст. Образ Степана Кршппкого — катализатор всего дожокпя в пьесе. Из-за него страдает его дочь Павлгаша, из-за него Якн;1а, невинного ли в чем, в тюрьму забирают, и сам он остается ил с чем. Л если Сгзлжка есть воплощение самой Беларуси, то какую ж обиду приносит свое!! Отчизне сам белорусский ыхяхтич Степан ¡Срышздкий! Вот где глубокий и слокний вопрос всей трагикомедии.

В заключение второй главы автор отмечает значительную усложненность трагедийной тематики и проблематики в зрело:.; творчество Купали. Трагедия гщзнз иачучаст осмысление ка раз-• личных, уровнях: этическом, эстетическом, философском, нсто-р:шо-соипальном. Характеры героев отмечены сложностью духоз-ной ;;и:знн, где трагедия занимает ведущее и основное место, но заслоняя собой все другие формы существовали человеческого духа. Философская многомерность купаловского мышления позволила через отражение быта народного прийти к показу траго-док самого бытия, от социального анализа драмы человеческой судьбы подняться к эстетически содержатся" т1:.;, глубокохудо-нсствешим проблемам трагедии вечности.

В заключен™ диссертации обобщается результаты исследования, делаются соответствующие выводи:

I/ Трагедийная доминанта — органическая часть куп^лоо-ского миросозерцания, которая проявляется на идейно-остоти-чоском, композиционном и стилевом уровнях. В "итоге Есе как-ровые структуры непосредственно на себе испытывает воздействие трагического: поэма, стихотворения, драма, комедия. Поэтов мы уко говори» о новых образованиях, услоянешплс силь-тм трагедийшк элементом. Поэма драматизируется л тяготеет к классической трагедии, стихотзоре1шл таю*е содержат сложные драматические коллизии в своей структуре, < хм а драма стремится к трагедии характеров нового времени, а комедия заключает в себе внутреники ттогодим, запрятанную глубоко з

- 21 -

подтексте прэизведошя.

2/ Трагическое у т<уладш представляет собой откритуы систог.у, что вбхфает в себя все богатое содержание данной категории через соприкосновение с другими эстетическими явлениями /прекрасным, безобразным, возвышенным, низменным, комическим/, когда Лувдаментаашость трагического приобретает достаточно кагладшй характер. Но надо от:.к птъ, что, несмотря па отход поэта от шогих художественных дога и канонов трагедии прошлых веков, Купала прочно продолжает гуг.'дни-стичоскуэ традицию в осмыслении трагического.

V От показа драмы социальной в раннем творчестве Купала приходит к псобрапешш трагедии вечности в позднейшем творчестве. Соответственно этому меняется и само движение поэтп'")-ской шелп и художественного мышления поэта. Социапьно-быто-воо рассмотрение трагических.коллизий уступает место эстетически-содержательному анализу ситуаций и явлений общечеловеческого характера. с

4/ Пессимизм поэта выполняет важные функции, вступая в своеобразные отношения с его оптимизмом, создавая опредолен-ноз целостное образование. И нельзя говорить про одно из явлений, забивая другое. £ушнизм Купали проявляется через это сочетание с особой силой, когда через показ ужасов самой смерти усиливается очуцошк» величественности ;.шзш:.

5/ Структура самой поэтической речи, омошгонально-взвол-нованной и аффоктшно-страстной,говорит нам но только о романтическом стиле Купали, но и о его необычном трагическом восприятии шра, что и дает нам возможность говорить о том, что перед нами определенный тип писателя, а именно трагика /Сексгшр, Достоевский, Купала, Быков/, тип очень редко встречаемый и том самым с юнь ценный.

По темо диссертации опубликованы следущле работы:

1. "Маг им льва" йши Купали як паэиа-трагедыя // Бела-руокая л!тараг/ра. Вин. 19. М.: Ушиорсггзцкае. 1591.— 0,0 п.л.

2. "По хачу восялшна, гуляаь..." /Грагедыинасш, у да-кистрк-чпшгай тю^часи! Я.Купали/. // Роднае слова /Белару-

- 22 -

кая мова 1 л1таратура у школе/. 1992. $ I. — 0,4 п.л.

3. "Адпечная песня" як высокая трагедия //• Веси! АН Б. ерня граыэд. навук. 1992. № 5—6. — 0,6 п.л.

— йл —