автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему: Романы Мюриэл Спарк (к проблеме метода)
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Арутюнова, Ирина Аркадьевна
I. Введение.3.
II. Глава I. Эстетика, мировоззрение Мюриэл Спарк.17.
III.
Глава II. Романы 50-х годов.37.
- . ■ * - - '
IV. Глава III. Романы 60-х годов.67.
V. Глава 1У. Романы 70-х и 80-х годов.III.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Романы Мюриэл Спарк (к проблеме метода)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Когда речь заходит об английской литературе, неизменно "всплыв вает" слово "традиция" и начинаются бесконечные поиски параллелей, порой небезосновательно.
Творчество каздого настоящего художника связано прочными нитями с многовековой литературной традицией, даже если он сознательно пытается преодолеть ее. Традиция выступает одновременно как предмет освоения и как предмет отталкивания. Творчество Мюриэл Спарк, безусловно, связано с великими традициями мировой и национальной литературы.
Установление влияний на художника, определить, от кого и что взято, всегда было делом сложным. Писатели не так сильно зависят от литературных движений, как принято думать. Определить родословную Мюриэл Спарк представляется чрезвычайно сложной задачей*' настолько ее творчество самостоятельно и оригинально. Национальное и инонациональное,- самобытное и заимствованное находятся в сложном взаимодействии. Если в плане содержания еще можно выстроить некую линию, хотя и она будет слишком условной, то в отношении формы и стиля дело обстоит еще труднее. Английский литературовед Уолтер Аллен усматривает традицию в ориентации писателя на высокие образцы литературы при непременной сопричастности своему времени. Эту концепцию поддерживают и многие советские литературоведы. Некоторые критики ввдят влияние и традицию, как правило там, где обнаруживается сходство стилистических приемов, тем и образов. Автор диссертации руководствуется принципами исследователя А.О.Бушмина, который в работе "Преемственность в развитии литературы" писал:
При изучении историко-литературной преемственности важно найти не просто отдельные элементы сходства, а то, что в какойлибо мере характеризует общность творческих замыслов, единство или близость идейно-эстетических принципов» Только разобравшись в идейном содержаний сравниваемых произведений, изучив их связи с жизнью, мы сможем открыть подлинно творческое, а не формальное усвоение художественной традиции" ( 23 I 98).
Автор диссертации считает, что решающим фактором в формировании Опнрк-художника явились не литературные влияния, а жизнь. Сама писательница не отрекается от литературного наследия, она высоко ценит старых мастеров и делает интересные наблюдения в своих критических исследованиях о новаторстве классиков. Но в своем взгляде на мир она независима от идейных поисков других писателей, так же как и независима в использовании художественных средств изображения, хотя весь ее творческий опыт - это продолжение традиции английской классической литературы.
В советском литературоведении несколько раз предпринималась попытка выявить связь английской писательницы с кем-либо из ее выдающихся предшественников. Так, Н.А.Зинкевич пишет о влиянии творчества Ф.М.Форца на Спарте, а Г.Анджапаридзе считает, что английская романистка - ученица и последовательница Ивлина Во. Что касается зарубежных критиков, они ищут сходство в стилистических приемах или в дальнейшей разработке тем. Книги Мюриэл Спарк они сравнивают с романами Д,Остин, У.Голдинга, А.Мэрдок«
Вероятно, при желании можно найти немало общего между произведениями Спарк и "метароманом". Тема одиночества, духовной опустошенности разрабатывается в западной литературе в тысяче вариантах. Многозначные образы, склонность к иррациональному восприятию присущей капиталистическому миру отчужденности звучит во "Временах года" Мориса Понса, "Жесткой веревке" и "Дворце" Клода Симона, правда в романах Спарк эта тема раскрывается в более конкретной обстановке. Сложные взаимосвязи людей '\в капиталистическом мире, жестокость и несовершенство человеческой натуры не редкость в художественной литературе XX века. Достаточно вспомнить "Механический апельсин" Энтони Берджеса, "Коллекционера" Джона Фаулза, а также целый ряд романов Грэма Грина и других писателей.
Своим интересом к выявлению роли зла в жизни творчество Спарк тяготеет к У.Голдингу, а некоторые ее фантасмагории имеют общие точки соприкосновения с "готическими романами" Айрис Мэрдок,
Излюбленный мотив критических реалистов XIX века - человек и враждебное ему общество находит свое новое звучание в творчестве Спарк. В английской литературе существует большое количество произведений, бичующих снобизм и лицемерие аристократов, ничтожность и пустоту существования так называемого "среднего класса", беззаконие представителей власти и закона, мошенничество церковных деятелей и множество других пороков. Достаточно вспомнить произведения Чосера, Свифта, Шеридана и многих других. Все эти пороки, несмотря на яростную борьбу против них выдающихся представителей человечества в лице писателей, поэтов, драматургов прекрасно сохранились по настоящее время и продолжают давать свои плоды в каждом новом поколении. Поэтому темы писателей-сатириков стали "вечными", традиционными, трудно, да и,наверное,просто невозможно придумать что-то новое в этой области, настолько всесторонне были исследованы человеческие недостатки. Большую перспективу представляют расширение и обновление выразительных возможностей языка. Можно написать специальную диссертацию, выявляя сходство отдельных черт творчества Мюриэл Спарк с самыми разными писателями. Но поиски подходящих параллелей привели бы к искусственным сопоставлениям. Книги Спарк уникальны в своем роде.
Творчество Мюриэл Спарк - явление развивающееся, хотя,в отличие от своих современников-соотечественников (А.Мэрдок, Э.Берд-жеса, Д.Фаулза, Э.Уилсона и др.), она более последовательна в своих этических и эстетических принципах. Ей чувды метания. Творчество Спарк отличается удивительной цельностью. В своих лучших образцах оно привлекает критикой буржуазной морали и остротой сатирического изображения отдельных сторон жизни современного английского общества. "Представление о ней как о талантливом сатирике. если и не лишено основания, то во всяком случае не исчерпывает всего того, что можно и следует сказать о написанном Спарк" (11$ 120). Ее произведения содержат элементы психологического, философского, детективного, автобиографического романа.
Творчество писательницы отмечено некоторыми кризисным* чертами, связанными с неспособностью буржуазного интеллигентского сознания постигнуть закономерности современного мира, его противоречия и контрасты. Положительные нравственные ценности Спарк пытается найти в католической религии. Отсутствие историзма мышления мешает Спарк разобраться в событиях общественной жизни. Она делает акцент не на противоречиях социальной системы, а на внутренних недостатках личности.
В основе творческого метода писательницы - реализм, который является основным направлением развития послевоенной английской прозы. Но это не мешает Спарк часто прибегать к мистике. "Темные силы", чертовщина занимают немаловажное место в её романах. Внимательный анализ произведений дает основание предположить, что это явление связано со стремлением выявить роль зла в жизни, дьявольщины. От его вмешательства зависит судьба отдельного человека, а иногда и весь ход истории общества ("Мисс Джин Броди в расцвете лет").
Мотивы поведения ее героев чаще всего неопределенны, это в значительной мере ослабляет реалистический метод Спарк и дает повод самым разным трактовкам ее произведений.
Произведения Спарк мрачны, смерть неизбежно присутствует в большинстве романов. Это неудивительно, мир, где царят жестокость и насилиеjвполне естественно порождает тему смерти. Но ведь сатирическое произведение Еовсе не обязательно должно вызывать смех или даже улыбку. Еще Гегель писал о смехе "безнадежности", а М.Бахтин о "несмеющемся смехе". Спарк, выражая в своем творчестве "правду жизни", относится к действительности порой исключительно резко. Счастье, доброта не находят себе места на страницах ее книг. Только зло рассматривается через увеличительное стекло. Из этого не следует делать вывод, что у писательницы абсурдистское видение мира, В ее понимании человек - не беспомощное существо, он всегда противостоит злу. Вспомним борьбу Кэролайн с Джорд-жианой Хогг в "Утешителях" или Чармиан с миссис Петтигрю в "Memento Mori "» даже предательство простительно, если оно направлено на борьбу со злыми силами ("Мисс Джин Броди в расцвете лет"). Сатира Спарк разрушительна, она не скрывает желания раздавить изображаемое зло. Доброе начало в ней почти отсутствует, но критика делается с точки зрения позитивных этических ценностей. В ее произведениях присутствует искренняя боль за человека. Проблемы неустроенности, неблагополучности человеческой жизни волновали писательницу с самого начала ее творческой деятельности.
Мюриэл Спарк обладает очень ценным и довольно редким качеством. В своем творчестве она пытается дать действительность в разрезе, охватывая самые разнообразные стороны жизни и типы человеческих характеров. Вернемся еще раз к персонажам ее произведений: мы найдем здесь все слои английского "среднего класса", аристократов ("Не беспокоить",,1 "Смена позиций"), мелких служащих ("Сиденье водителя", рассказы), работниц фабрики с"Баллада о Пекхэм-ском предместье"), церковных служителей ("Аббатисса Круская", "Утешительницы" и др.), представителей разного рода сект ("Холостяки", "Умышленное промедление"), актеров и режиссеров ("На публику"), учителей разной масти ("Мисс Джин Броди в расцвете лет"), художников ("Территориальные права"), писателей, журналистов и медицинских работников (" Memento Mori "), "диссидентов" ("Территориальные права"), всех служителей закона, начиная с судей и кончая простыми полицейскими ("Холостяки"), европейскую элиту и преступный мир мафии ("Территориальные права" и "Смена позиций")!f крупных денежных воротил и много-много других представителей современного буржуазного общества. Спарк воссоздает многостороннюю картину жизни своих современников. В её произведениях>порой,ставятся проблемы, которые могут показаться странными, если не вовсе непонятными для советского читателя, воспитанного на литературе совершенно иного рода. С некоторыми постулатами Мюриэл Спарк трудно согласиться, ее романы несвободны от недостатков, но они не должны заслонять крупных удач писательницы.
Композиция романов Спарк тоже необычна. В каждом романе -свой круг действующих лиц, свой социальный фон, свои проблемы. Книги несхожи даже по жанру. Если одна носит характер романа-дневника ("Робинзон"), то другая приближается к роману-притче ("Аббатио-са Круская"), третья же построена как пародия ("Баллада о Пекхем-ском предместье"). Прошлое и настоящее беспрестанно переплетаются.
Несмотря на самостоятельность каждой книги, все они крепко спаяны единством художественного замысла - вместе они воссоздают микрокосм английского общества.
Мюриэл Спарк - одаренный и в высшей степени профессиональный литератор, которого всегда интересно читать. Всякий раз, заново прочитывая произведения Спарк, обнаруживаешь ранее незамеченные интересные мысли и оригинальность стиля. Каждое в отдельности взятое произведение писательницы представляет широкие возможности для исследователя. Ограничительные рамки объема кандидатской диссертации не позволяют отразить все стороны многогранного таланта английской писательницы, поэтому мы старались сосредоточить внимание на самом сильном художническом даре романистки - на сатире. Объектом исследования были выбраны произведения, которые, на наш взглад, затрагивают основные проблемы творчества и отражают наиболее важные качества ее литературного дарования.
Мюриэл Спарк - художник незаурядный, оригинальный, мы уже говорили о том, что ее романы не поддаются сопоставлениям, настолько они своеобразны. Но из этого вовсе не следует, что ее творчество находится в отрыве от родной английской литературы. Безусловно, Спарк воспользовалась литературной традицией, но ее собственный многосторонний жизненный опыт позволил по-своему наполнить старые схемы.
В области художественного мастерства это проявилось в свободном распоряжении материалом, в дерзком совмещении страшного и смешного, в своеобразном характере гротеска и иронии. Изобретательность писательницы неисчерпаема.
Проза Спарк - это очень тонкое переплетение язвительности и драматизма, сатирических интонаций и жестоких коллизий,; бытописания и гротеска. Синтез несходных художественных элементов у Спарк неподражаем. Острая насмешка у нее уживается с тонким лиризмом (правда сочетание подобного рода - редкость в творчестве сатирика, оно связано с появлением редких образов положительных персонажей), тщательность изображения - с необыкновенной сдержанностью и экономностью в отборе слов. Писательница то издевается, то печально иронизирует, то добродушно смеется. Переход от комедийного к трагическому, от смешного к печальному незаметен. Многие страницы ее произведений пародийны.
Крайне редко романистка пишет о природе. Лирике нет места на страницах ее книг. Будничная, проникнутая скрытым драматизмом жизнь современного общества не дает, на ее взглдд, оснований для настроения умиротворенности, которое обычно появляется при чтении пейзажных зарисовок. Тем не менее колорит местности, где происходит действие ее романов, прекрасно воссоздан, будь то Венеция с ее великолепными дворцами, каналами и извилистыми улочками, или шумный, пыльный Ныо-Йоркс бездушными небоскребами.
Бе персонажи,как правило, даются в статике, хотя в последних романах все чаще появляются развивающиеся характеры.
Характер, как правило, строится посредством изображения реакции персонажа на событие, его поведения в критической ситуации, Взаимохарактеристики героев, внутренняя речь, диалог придают ему законченность и индивидуальность. В одних случаях писательница стремится к простому эффекту, и повествование подчиняется определенному единству тона (Луиза Джепп, супруги Мортимнр, Жан Тэйлор), в других мы имеем дело со сложным эффектом. Эта сложность более всего проявляется в сочетании таких, казалось бы, несовместимых вещей, как, с одной стороны, выражение симпатий к данному персонажу, а с другой - ироническое отношение к нему же (Чармиан Пай-пер, Сэнди Стрэнджер, Робинзон и его племянник).
Использование значащих имен свидетельствует о тяге писательницу к обобщениям, к символике (Сетон, Робинзон, Стрэнджер, Антея, Стрэнджер, Флауэр, Тэйлор и др.).
Большинство романов Мюриэл Спарк - притчи, параболы, где жизненная ситуация додана в крайнем, предельном варианте, который особенно ярко иллюстрирует заданную мысль. Обращение к жанру притчи позволяет писательнице придать большую масштабность замкнутому миру романов. В литературе последних лет усиливается стремление писателей к аллегорическому, притчевому воссозданию сложных социальных явлений, так или иначе связанных с отчуждением личности от общества. В произведениях английской художественной литературы печальной вереницей идут трагичные фигуры лвдей, болезненно переживающих процесс дегуманизации общественной жизни, разложение любых человеческих связей и распада личности.
Человек, борющийся за право быть собой и отличаться от других; человек, отбивающийся от той роли, которую навязывает ему общество; человек, бессильный перед регламентированным застоем и бездуховностью повседневной жизни - таково содержание большинства парабол и притчей .современной английской литературы. Проблема обезличенного человека не потеряла своей актуальности ни в 50-е, ни в 60-е, ни в 70-е, ни в 80-е годы. Об этом свидетельствуют новые книги английских прозаиков, в которых тревожное, кризисное мироощущение облекается в образцы одновременно грозные и трагические (романы Д.Г.Болларда, К.Макиннеса, У.Голдинга, А.Мэрдок, Р.Эдамса и многие другие).
Образы детей тоже выражают определенную нравственно-философскую концепцию писательницы. В произведениях Спарк мир детей выглядит как уменьшенная копия мира взрослых.
Немаловажное место в ее творчестве занимает тема секса. Нездоровый секс связывается с больным обществом и в то же время как бы ему противопоставляется. В своих романах Спарк отражает общество, которое со времен ДДоуренса двигалось по линии углубления духовного кризиса всей системы человеческих взаимоотношений.,
Спарк превосходно знает людей, которых изображает, и не щадит их эгоизма, нравственной олустощенности, лицемерия и корыстолюбия; Психологические портреты создаются в несобственно-прямой речи, через жесты, диалог и, наконец, подтекст. Оттенки речи - одно из сильнейших средств мастерства Мюриэл Спарк. В своей диссертации "Сатира в творчестве Форда Мэдокса Форда" Н.А.Зинкевич удачно подметила, что если герой Бернарда Шоу обладал способностью по одному лишь слову , фразе, интонации определить происхождение, род занятий, степень образованности человека, то Спарк-писательница умеет наделять речь своих персонажей теми обертонами, которые улавливало чуткое ухо Хиггинса ( 131, 154). В палитре сатирика все оттенки комического - от грустного юмора до едкого сарказма.
Выше уже говорилось о лаконизме стиля писательницы, об отсутствии развернутых характеристик, это не мешает Спарк создавать яркие метафорические образы: her brain like a Guy Fawkes night, ideas cracking off in ail directions dark idiot-figure {Jumping round a fiery junk-heap in the centre;*' (238,36)
Не reclined as in a hammock of his thoughte, shifting gently back and forth оver the past day, and before he went to bed he began to write a letter to Louisai". (238,157)
Темы и проблемы, которые исследует английская писательница в своих книгах, актуальны для современного читателя. Спарк вносит свой вклад в общий опыт литературного развития и по-своему подходит к решению, казалась бы, уже решенных проблем, развивая их и двигаясь дальше.
Идейная позиция писателя определяет его социальную и художественную полезность. Свои положительные ценности романистка ищет в соблюдении основных христианских зановедей, но католицизм ее не ортодоксален, поэтому там, где надо, Спарк выступает с критиком религии. В целом ее творчество служит делу прогресса.
Хочется думать, что написанное ею - далеко не предел творческих возможностей, в каком направлении будет развиваться дальнейшее творчество Мюриэл Спарк, мы узнаем из её новых произведений. Непредсказуемость - еще одно свойство художнического дара писательницы. Никогда не знаешь, каким будет следующий роман. Кавдая новая книга встречает все больший интерес, как со стороны критиков, так и со стороны читателей.
162
Список научной литературыАрутюнова, Ирина Аркадьевна, диссертация по теме "Литература народов Европы, Америки и Австралии"
1. Классики марксизма-ленинизма и классики литературы.
2. Маркс К. Современная литературная жизнь. К.Маркс и Ф.Энгельсоб искусстве. М.: Искусство, 1967, т.2. - 775 с.
3. Ленин Б.И. Английский пацифизм и английская нелюбовь к теории.- Полн.собр.соч., изд.5, т.26, с.266-272.
4. Белинский В.Г. Собр.соч. в 3-х томах. Под общей ред. Ф.ГиГоловченко. М.: Гослитиздат, IS48, т.З. - 727 с.
5. Добролюбов Н.А. Полл.собр.соч. в 6-ти томах. М., 1934-1939,т.6. Сатира.
6. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. М.: АН СССР, 1953-1956, т.З.-766 с.
7. Салтыков-Щедрин Ivi.E. О литературе, М.: Гослитиздат, IS52.699 с»
8. Гоголь Н.В. Собр.соч. в 6-ти томах. ГЛ., 1959, т.6, с.680.
9. Гегель Г.В.Ф. Сочинения, т.XIII. М., Соцэкгиз, 1940, 840 с.1.. Работы по английской истории, бжлососрии и социологии.
10. Богомолов А.С. Английская буржуазная философия XX века. М.:г;1ысль, I97S. 317 с.
11. Буржуазная философия XX века. Под ред.Л.Н.хУлтрохина. - М.:1. Политиздат, 1974. 334 с.
12. Л&галов й.И. Современная история Великобритании /1945-1975/.- 1.1.: Высшая школа, 1978. 190 с.
13. Овчинников Вс. Корни дуба. Новый мир, 1979, JM, с.86-128.
14. Тревельян Дж.ГЛ. Социальная история Англии. Li.: Изд. Кн.лит-ра,1959. 606 с.
15. Bradbury М, The Social Context of the Modern English Literature,- Oxford: Blackwell, 1971, 277 p.
16. I. Работы по теории романа и общим проблемам литературы XX в,
17. Андреев Л.Г. Сюрреализм. М.: Высшая школа, 1972. - 2S0 с.
18. Андреев Л.Г. Марсель Пруст. М.: Высшая школа, 1968. - 95 с.
19. Андреев Л.Г. Сто лет бельгийской литературы. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1967. 463 с.
20. Аникин Г.В. Английский роман 60-х гг Sí в. М.: Высшая школа,1974. 104 с.
21. Аникин Г.В. Современный английский роман. Свердловск: Изд-во
22. Уральского ун-та, 1971. S08 с.
23. Бахтин Ы.Ы. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разныхлет. М.: Художественная литература, 1975. - 561 с.
24. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература,1965. 527 с.
25. Балашова Т.В. Активность реализма. Литературно-художественныедискуссии на западе. ГЛ.: Искусство, 1982. - 206 с.
26. Бушмин A.C. Преемственность в развитии литературы, 3-е изд.,доп. Л.: Художественная литература, 1978,-614 с.
27. Вулис А. В лаборатории смеха. М.:■ Художественная литература,1966. 144 с.
28. Гинсбург Л.Я. 0 психологической прозе. Л.: Сов.писатель, 1971.462 с.
29. Гуляев II.H. Теория литературы. М.; Высшая школа, 1977. 181 с.
30. Днепров В. Проблемы реализма. Л.: Сов.писатель, i960. - S50 с.
31. Днепров В. Черты романа XX века. -М.-Л.: Сов.писатель, 1965.- 547 с.
32. Днепров В. Литература и нравственный опыт человека. Л.:Сов.писатель, 1970. 433 с.
33. Затонский Д.В. Век XX. Заметки о литературной форме на Западе.-Киев: Кзд. Киевского ун-та, 1961.
34. Затонский д.В. Искусство романа и XX век. М.: Худ. лит-ра,1573. 543 с.
35. Кашкш! И. Для читателя-современника. М.: Сов.писатель, 1977.- 586 с.
36. Кожинов В.В. Происхождение романа. М.: Сов.писатель, 1263.- 438 с.
37. Курс лекций по истории зарубежных литератур XX века. Под ред.
38. Л.Г.Андреева и Р.М.Самарина. ГЛ. ,1256, с.624.
39. Макарян А. О сатире. ГЛ.: Сов.писатель, 1567. - 275 с.
40. Манн Ю. О гротеске в литературе. М.: Сов.писатель, 1266. - 183с
41. Маца И. Проблемы художественной культуры XX века. -М.: Искусство, 1262. 208 с.
42. Мотылёва Т.Л. Зарубежный роман сегодня. -М.: Сов.писатель,1266. 470 с.
43. Палиевский П.В. Зарубежный роман сегодня. М.: Сов.писатель- 281 с.
44. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. М.:1. Просвещение, 1275. 136 с.
45. Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. М.: Изд. Моск.ун-та, 1270. 328 с.
46. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1278.- 350 с.
47. Проблема человека в современной аялососОии. Сборник. Гл.: Наукв,1262. 431 с.
48. Анисимов И.К. Новая эпоха всемирной литературы. М.: Сов.писатель, 1266. 688 с.
49. Анисимов И.И. Современные проблемы реализма. М.: Наука, 1277.- 358 с.
50. Андреев Л.Г. Французская литература 1217-1256. М.: Изд. Моск.ун-та, 1252. 261 с.
51. Берковский Н.Я. Статьи о литературе. Ы.; Л.; Гослитиздат,1962. 452 с.
52. Веселовский А.Н. Избранные статьи /Под общей ред. М.П.Алексееваи др./; Вступ. статья Б.ГЛ.Жирмунского. -Л.: Гослитиздат, 193S• с«
53. Гриб Б.Р. Избранные работы: Статви и лекции по зарубежной литературе. /Вступ. статья Г.Фридлендера. I;:.: Гослитиздат, 1956. - 416 с.
54. Динамов С.С. Зарубежная литература: Сборник статей /Предисл. Е.
55. Романовой. Ы.: Гослитиздат, I960. - 454 с.
56. Евнина Е.1-Л. Западноевропейский реализм на рубеже XIX-XX веков.- ГЛ.: Наука, 1967. 262 с.
57. Европейский реализм / Отв. ред. И.Пеупокоева, И.Шетер. IVI.:1. Наука, 1973. 506 с.
58. Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения. М.: Гослитиздат, 1963.- 367 с.
59. Реализм и его соотношение с другими творческими методами /Ред.кол.: Р.М.Самарин и др. К.: Изд. АН СССР, 1962. - 364 с,
60. Реализм и художественные искания ЮС века. М.: Наука, 1969,306 с.
61. Реизов Б.Г. Из истории европейских литератур. Л.: Изд. Ленингр.ун-та, 1970. 673с.
62. Проблема человека в современной дшюсойпи. Сборник. М.: Наука,1969. 431 с.
63. Сантаяна Дж. Основы и предназначение поэзии. Б кн.: Писатели
64. США о литературе. М., 1974. - с.130.
65. Судьбы романа. Сборник статей. М.: Прогресс, 1975. - 372 с.
66. Сучков Б.Л. Исторические судьбы реализма. Li.: Сов.писатель,1977. 525 с.
67. Тимофеев JI.И. Основы теории литературы. ГЛ.: Просвещение,1.7I. 461 с.
68. Щербина Б.Р. Пути искусства. Ы,: Худ.лит-ра, 1970. - 414 с.
69. Критический реализм XX века и модернизм. Ред.кол. Н.Н.ИСигалови др. ivl. : Наука, 1967. - 284 с.
70. О литературно-художественных течениях XX века. Li.: Изд. Моск.ун-та, 1966. 244 с.
71. Теория литературы. Ред.кол.: Г.А.Абрамович и др. - М.: Наука,164. 484 с.
72. Бахтин М.М. Время и пространство в романе. Bon. лит-ры, 1274,1. J) 5, с.46-84.
73. Кожинов В.В. Проблема автора и путь писателя. Контекст. 1977.
74. Ы. : Наука, 1278, с.23-47.
75. Горбунов А.Н. Романы Френсиса Скотта Фицщеральда. М.: Наука,1974. 151 с.
76. Мендельсон Ivl.О• Американская сатирическая проза XX века. Гл. :1. Наука, 1272. 370 с.
77. Фёдоров A.A. Томас Манн худо;шик-мы слит ель. Автореферат дис.на соиск. уч. степ. докт. фил. наук. Гл., 1973.
78. Храпченко М.Б. Творческая индиви,дуальность писателя и развитиелитературы. IL : Сов.писатель, 1975, с.95.
79. Шкловский Б.Б. Концепция времени. Bon. лит-ры, 1969, 1!>3.
80. Эльсберг Я. Вопросы теории сатиры. М.: Сов.писатель,1957.- 427с.
81. Зльсберг Я. Наследие Гоголя и Щедрина и советская сатира. М.:
82. Сов.писатель, 1954. 195 с.
83. Basler R.P. Sex, Symbolism and Psychology in Literature. Hew
84. Brunswik: Rutgers univ. press, 1948. 226 p.
85. Beach J.W. Forms of Modern Fiction. Indiana univ. press, 1962«- 291 p.i 979« Bergonzi B. The Situation of the Novel. * L.: Macmillan, 1970«-'226 p.
86. Bergonzi B. The Early H.G.Wells. A study of the Scientific Ro«mances, Toronto, 1961, 424 p.t
87. Bradbury M. Possibilities. Essays on the State of the Novel.i ' »- L.: Oxford univ. press, 1973* 297 p.4 0 / *
88. Daiches D. The Novel and the Modern World. The Univ. of Chicago press, 1965. 22o p.94483« Kennedy A. The Protean Self. Dramatic Action in Contemporary Fid
89. Fiction. L.: Macmillan, 1974« * 304 p. 84« Kernan A.B. Modern Satire. - N.Y., 1962. - 256 p.
90. Kernan A.B. The Plot of Satire. New Haven - L.: Yale univ.press, 1965. 227 p.
91. Knight E.W. Literature Considered as Philosophy. N.Y.: Collier books, 1962. - 313 P.
92. Leavis F.R. The Great Tradition. L.: Chatto and Windus, 1948,- 266 p.■ * » .
93. Muecke D.C. The Compass of Irony. L.: Methuen, 1969« 276 p./ t '89« Murdoch I. The Fire and the Sun: Why Plato Banished the Artists.t ' •
94. Based upon the Romanes lecture 1976). Oxford: Clarendon press, 1977. - 89 p«w— •90« Muir E« The Structure of the Novel« L«: The Hogarth press, 1946« 151 p.91* OiFaolain S. The Vanishing Hero. L.a Eyre and Spottiswoode, 1956. • 222 p.
95. On Contemporary Literature. ( Ed. Kostelanetz R. New-York:1. Avon, 1964* 638 p.f * * 93* Pollard A. Satire. *» L.: Methuen, 1970. 84 p.
96. Priestly J.B. English Humour.-L.s Green, 1929* 180 p.95* Priestly J.B. The English. N.Y,: The Viking press, 1973» - 2563
97. Thompson Ph. The Grotesque. L.: Methuen, 1972. - 76 p.t97« Rabinovitz R. The Reaction Against Experiment in the English
98. Beach J.W. Forms of Modern Fiction. Indiana univ. press,1962. 291 p.
99. Bergonzi B. The Twentieth Century. L,: 1970. - 415 p.
100. Burges A. The Novel Today. London: Green and Co, 196>. 56 p. 103* Daiches D. Literary Essays. Edinburgh and London: Oliver1. Boyd, 1966. 225 p.>
101. Ellmann R. and Fiedelson Ch. The Modern Tradition. N.Y.1., 1965. 278 p. 105» Evans I. English Literature Between the Wars. - L.: Methuen, 1948. - 133 P.
102. The Pelican Guide to English Literature (1-7 vol,), vol.7 The Modern Age, 1973. 621 p.
103. ГУ. Работы по английской литературе XX века.
104. Алексеев м.П. Из истории английской литературы: Зтюды. Очерки.
105. Исследования, Л.: Гослитиздат, i960. - 499 с.
106. Аллен У. Традиция и мечта. М.: Прогресс, 1970. - 422 с.
107. Аникин Г.В., Ыихалъская H.H. История английской литературы.- М.: Учпедгиз, 1956. 482 с.
108. S. Елистратова A.A. Наследие английского романтизма и современное- М.: Изд-во АН СССР, 1260. 505 с.114. ^антиева Д.Г. Английский роман XX века. I9I8-I939. М.: Наука, 1965. 346 с.
109. Ивашева В.В. Английская литература: XX век. ¡/I.: Просвещение,1967. 476 с.
110. Ивашева В.В. Английсшш роман последнего десятилетия. 1л.:
111. Сов.писатель, 1962. 4IS с.
112. Английские диалоги. Ы.: Сов.писатель, 1971. - 594 с.
113. Ивашева В.В. Английский реалистический роман XIX века в егосовременном звучании. М.: Художественная литература, 1974. - 458 с.
114. Ивашева В.В. Что сохраняет время. Литература Великобритании. 1945-1977. Ы.: Сов.писатель, 1979. - 334 с.
115. Ивашева В.В. Эпистолярные диалоги. М.: Сов. писатель, 1983.- 368 с.
116. История английской литературы: в 3-х т. м.; Л.: Изд-во1. АН СССР, 1945-1959.
117. История зарубежной литературы конца XIX начала XX века.
118. Под ред. Л.Г.Андреева. М.:-Высшая школа, 1978. - 472 с
119. История зарубежной литературы после Октябрьской революции.
120. Под ред. 1.Г.Андреева. Изд. Ыоск. ун-та, 1978. - 560 с.
121. Кеттл А. Введение в историю английского романа: Пер. с англ.- Li.: Прогресс, 1966. 446 с.125. 1шхальская К.II. Пути развития английского романа: Пер. с англ.- 1230-х годов: Утрата и поиски героя. LI. : Высшая школа, 1966. 271 с.
122. Нортон A.JI. От Мэлори до Злиота: Пер. с англ. I,!.: Прогресс,1970. 266 с.
123. Урнов Iii.В. На рубеже веков: Очерки английской литературыконец XIX начало XX в./ - М.: Наука, 1970. - 432 с.
124. Урнов Ы.В. Томас Гарда: Очерк творчества. К,, 1969. - 27 с.
125. Урнов Д.К. Джозеф Конрад. М.: Наука, 1977. - 124 с.
126. Воропанова Ы.И. Джон Голсуорси. Очерк жизни и творчества.- Красноярск: Красноярское кн-во, 1968. 547 с.
127. Зинкевич H.A. Сатира в творчестве Форда Шэдокса Форда. Диссертация на соиск. уч. степ. канд. фил. наук. Ы., 1980.1. ОСТ Р
128. Кагарлицкгш 1С. Герберт Уэллс. Ivl.: Гослитиздат, 1963. - 277 с
129. Тугушева К.П. Джон Голсуорси. М. : Наука, 1973. - 174 с.
130. Анджапаридзе Г.А. Трилогия Э.Во "Почётный меч". Проблемы английской литературы XIX и ХХвв. Под ред. В.Б.Ивашевой. - Изд. Коек.ун-та, 1974. - 380 с. - с.138-177.
131. Анджапаридзе Г.А. Творчество З.Во Диссертация на соиск. уч.степ. канд. фил. наук. М., 1974. - 380 с.
132. Ванчура 3. Двадцать лет английского романа /1945-1964/. М.:
133. Высшая школа, 1968. 114 с. |37» Carens J. The Satiric Art of Evelyn Waugh. - Seattle « L. : Univ. of Washington press, 1966, *» 195 p*138, Cook W.J, Masks, Models and Morals. The Art of Evelyn Waugh.
134. New Jersey: Rutherford, 1971« 352 p.139, De Vitis A.A, Roman Holiday, The Catholic Novels of Evelyn
135. Waugh, N.Y,: Bookman assoc., 1956, - 88 p.* ' *
136. Hall J. The Lunatic Giant in the Drawing Room. The Britishand American Novel Since 1930, Bloomington - L,: Indiana univ, press, 1968. ~ 242 p.
137. Hall J. The Tragic Comedians. Indiana univ. press, 1963» - 174;4 4 , r . 4 '
138. Kermode Pr. The Sense of an Ending. N.Y.: Oxford univ, press,1967. 187 p.143, Meckier J, Aldous Huxley, Satire and Structure, L,: Chattoand V/indus, 1969, 223 p.144, Rabinovitch R. The Reaction Against Experiment in the English
139. Novel ( 1950-1960) N.Y.a: Columbia univ, press, 1967,ф /- 243p.145« The Modern English Novel: the Reader, the Writer and the Work.
140. Ed. by Gabriel Josipovici. L.: Open books, 1976.- 281 p.
141. Daiches D. A Critical History of English Literature: In 2 vol. ~1.ndon: Seeker & Warburg, 1963.
142. Ward A. Twentieth-century English Literature, 1901-1960. YIII,- 239 p.
143. У. Работы, посвященные творчеству Ь1ютжэл Спарк или содержащие сведения и нём.
144. Анджапаридзе Г. Причудливость вымысла и строгость правды: заметки о творчестве ivl,Спарк, Иностр.лит-ра, I960, JS 7, - 221-227.
145. Анджапаридзе Г. ¿изнь напоказ. Иностр.лит-ра, u., IS72, J) 7.- 270-272.
146. Анджапаридзе Г. Что мастерство без вдохновенья. /Три новинкианглийской литературы/. Лит. газета, М., 1974, 10 июля, В 28. - с.15.
147. Анджапаридзе Г. Мюриэл Спарк. Аббатиса из Крева. Современная художественная литература за рубежом, М., 1976, Ш. - с.17
148. Анджапаридзе Г. Умышленное пром едление. Современная художественная литература за рубежом, М., 1982, № I, с. 18-19.
149. Гусев Вл. Европа! Камо грядеши? Иностр. лит-ра, М., 1979,- с.259-260.
150. Левидова И. Укрощение абсурда. Заметки об английском комическом романе. Вопросы литературы, М., 1970, № 8. - с.121.
151. Лисон Б. Книги хорошие и плохие. /Письмо из Англии/. Иностр.лит-ра, M., 1966, В 10. с.218-221.156.- Лос Ф. О некоторых книгах 1963 года. Англия, 1963, ЖЗ (II).с.40-48.
152. Муравьёв B.C. Предисловие. Новый мир, М., 1977, №9. с.139.
153. Муравьёв B.C. Питер Кемп. Мюриэл Спарк. Современная художественная литература за рубежом, М., 1977, Ш, с.100.
154. Муравьёв B.C. Мюриэл Спарк. Выселение. Современная художественная литература за рубежом, М., 1979, Ж. с.18-20.
155. Муравьёв B.C. Мюриэл Спарк. Территориальные права. Современнаяхудожественная литература за рубежом, М., 'I98I, с.14.
156. Скороденко В. Видимость и истина. Предисловие к : М.Спарк. Напублику. М.: Молодая Гвардия, 1971. - 318 с.
157. Скороденко В. Спарк М. За рулём. Современная художественнаялитература за рубежом, M., 1971, JJS. С.22-23.
158. Михальская Н. Рассказы Мюриэл Спарк. Предисловие к:
159. Muriel Spark, The Publia Image» Stories. Progress Publishers, Moscow, 1976. - p.3-15.
160. Kemp Muriel Spark. L.: Eiek, 1974. - 167 p.
161. Kermode Fr. Muriel Spark. Modern Essays. L.í Pontana Books,1731971. p.267-283.
162. Malin I. The Deceptions of Muriel Spark. The Vision Obscured.- Ed. by Melvin J.Friedman. N.Y.: Fordhan univ. press, 1970. - p.95-107.
163. Malkoff K. Muriel Spark, Columbia Essays on Modern Writers,1968, 48 p.
164. Massie Allan, Muriel Spark, The Ramsey Head Press, Edinburgh,1979. 99 p.
165. Stanford D. Muriel Spark. A Biographical and Critical Study.1.: Centaur Press, 1963. 184 p,
166. Stubbs P, Muriel Spark. L,: Longman, 1973. - 35 p.
167. Bradbury M. Possibilities: Essays on the State of the Hovel,- London, Oxford and New York: Oxford University Press, 1973.- pp.177-180, 247-25°, 259.
168. Burgess Anthony. The Novel Now: A guide to Contemporary Fiction.- New York: W.W.Northon & Company, Inc., 1967.-p.127-131.
169. Enright, Dennis J. Man Is an Onion: Reviews and Essays, L,:
170. Chatto & Windus, Ltd,, 1972, p.32-38,
171. Fraser, George, The Modern Writer and His World, L,: Penguin
172. Books, Ltd., 1964, p.171-172,
173. Ivask, Ivar and von Wilpert, Gero. World Literature Since 1945.
174. New York: Frederick Ungar Publishing Co,,. 1973. p.107-110,
175. Kermode Frank. Continuities. (Chapter XXII: Muriel Spark),1.: Routledge & Kegan Paul, Ltd., 1968, p.202-216.
176. Robson, W.W. Modern English Literature. London, Oxford and
177. New York: Oxford Univessity Press, 1970; p.148,
178. Swinden, Patric.' Unofficial Selves: Character in the Novel from
179. Dickens to the Present Day. New York: Harper & Row, Publishers, 1973. - p.221-231.
180. Friedman, Melvin J. The Vision Obscured: .Perceptions of Some
181. Twentieth-Century Catholic Novelists. New York: Fordham
182. Univ.Press, 1970. p.47,48,95-107.180. . Speaking of Writing. Times (London), 21 November1963. p.18.
183. Annan Gabriele. Holy Watergate. Times Literary Supplement1.ndon), 15 November 1974. p.1277.
184. Baldanza, Prank. Muriel Spark and the Occult. Wisconsin Studies in Contemporary Literature 6(summer 1965): p.190-203.
185. Baro, Gene. Ladies in Wating. New Herald Tribune Book Week,15 September 1963. p.20.
186. Byatt, A.S. Empty Shell. New Statesman 74, 15 December 1967.- p.848.
187. Dobie, Ann B. Muriel Spark's Definition of Reality. Critique:
188. Studies in Modern Fiction 12, December 1970. p.20-27.
189. Enright, Dennis J. Public Doctrine and Private Judging: Muriel
190. Spark. New Statesman 70, 15 December 1965. - p.563.
191. Gilliatt, Penelope. Black Laughs. Spectator 205, 21 October1960. p.620-621.
192. Glendinning, Victoria. Spark Plug. New Statesman 88, 22 November 1974.-p.749.
193. Greene, George. Compulsion to Love. Kenyon Review 31, February 1969. p.267-272.
194. Hazzard, Shirley. A Mind Like a Blade. New York Times Book
195. Review, 29 September 1968,-p.1, 62.
196. Jones, D.A.N. Divided Selves. New York Review of Books 15,22 October 1970. p.38,40.
197. Kermode, Prank. Antimartyr. Listener 79 (13 June 1968). - p.778.779.
198. Knight, Arthur. A Very Prime Miss Brodie. Saturday Review 52, 8 March 1969, - p.36.
199. Levin, Martin. Spritely Tale. Saturday Review 40, 31 August1751957. p.25-26
200. Melik,Peter. Modern Vocations. National Review 10, 8April1961. p.221-222.
201. Ohmann, Carol B. Muriel Spark's Robinson. Critique: Studiesin Modern Fiction 8 (Fall 1965). p.70-®^.
202. Potter, Nancy A,J. Muriel Spark: Transformer of the Commonplace. Renascence 17, Spring 1965.-P.115-120.
203. Prescott, Peter S. Novels: An Early Harvest. Newsweek 841. November 1974. p.110.
204. Prichard, William H. Novel, Sex and Violence. Hudson Review 28, Spring 1975. p.153.
205. Raymond, John. More About John Henry. New Statesman 54,6Jy July 1957. P.27-28.
206. Reed, Douglas. Taking Cocktails with Life. Books and Bookmen 16, August 1971. p.10-14.
207. Smith, Dawn. Slender. Canadian Forum 44, August 1964. - p. 11c
208. Sykes, Gerald. The Bewitching Ways of Dougal Douglas. New
209. York Times Book Review, 28 August 1960. p.26-27.
210. Tindall, Gillian, Spark of Death. New Statesman 80, 25 September 1970. p.387-388.
211. Updike, John. Between a Wedding and a Funeral, New Yorker39, 14 September 1963. p.192-194.
212. Waugh, Evelyn. Love, Loyalty and Little Girls. Cosmopolitan 157, February 1962. p.38.
213. Thomas T.Tominaga and Wilma Schneidermeyer. Iris Murdoch and
214. Muriel Spark: A Bibliography, The Scarecrow Press, Inc. Metuchen, N.J,, 1976, - 197 p.
215. Anmnymous. ( Title unknown) Observer Colour Magazine, L.,7 November 1971. p.73-74.209 . Interview with Muriel Spark. Observer Colour
216. Magazine, L., 17 October 1965. p.10. 210 . Gillhan, Ian. Keeping It Short. - Listener 84, 1970. - p.411-413.
217. Kermode, Prank. The House of Fiction: Interviews with Seven
218. English Novelists. Partisan Review 30, Spring 1963. - p.61-82.212.(Title unknown). Daily Express, L., 25 April 1963. - p. 17.213. (Title unknown). Daily Telegraph, L., 25September 197o.- P'15'
219. Author and Critic. Times Literary Supplement, L., 4 October 1963. p.787.
220. Exotic Departures. New Yorker 42, 28 January 1967. - p.3132.216a Edinburgh-born. New Statesman 64, 10 August 1962. - p.180.217. "How I Became a Novelist". Books and Bookmen 7, November1961. p.9.
221. The Poet's House. Encounter 30, May 1968. - p.48-5o.
222. Glendinning V. Talk With Muriel Spark, New York Times Book
223. Review, 1979, May 20. p.47-48.
224. Swan A. Venetian Affair. Time, N.Y., June II, vol.113, N 24.- p.70-72.
225. White E.Fun in Venice. New York Times Book Review, 1979,1. May 20. p.1.
226. Beer P. Popish Plot. Times Litterary Supplement, L., December 7, N 4003. p.103.
227. Whittaker R. The Faith and Fiction of Muriel Spark. The
228. Times Literary Supplement, L,, 1983, July 1, N 4, 187. -p.710.
229. Wilson A. Muriel Spark's Loitering With Intent. Spectator,1., 1981, 23 May, N 7976. p.20-21.1. У1. Источники.
230. Спарк М. На публику. Дерев, с англ.; составление и предисловие В.Скородвнко. М.: Молодая Гвардия, 1971. - 318 с.
231. Спарк М. Аббатисса Круская. Новый мир, М., 1977, № 9, с.139192.
232. Спарк М. Мисс Джин Броди в расцвете лет. Иностр. лит-ра, 19807. с.42-115.
233. Современная английская новелла. М.: Прогресс, 1969. - 526 с.
234. Спарк М. Портобелло-роуд. Современник, София, 1977, JB,с.346-363.
235. Spark М. The Abess of Crew. L.: Macmillan, 1974. - 107 p.
236. Spark M. The Bachelors. L.: Macmillan, 1960. - 215 p.
237. Spark M. The Ballad of Peckham Rye. Harmondsworth: Penguin1. Books, 1966. 143 p.
238. Spark M. The Bronte letters. Sellected and with an introductioiby Muriel Spark. L.- H.Y., 1954. - 183 p.
239. Spark M. and Stanford D. Emily Bronte , Her Life and Work.1., Owen, 1960. 250 p.
240. Spark M. Collected Poems. L.: Macmillan, 1967. - 157 p.
241. Spark M. Collected Stories. L.: Macmillan, 1967. - 280 p.
242. Spark M. Collected Stories I. Harmondsworth: Penguin Books,1968. 364 p.
243. Spark M. The Comforters. L.: Macmillan, 1978. - 204 p.
244. Spark M. The Driver's Seat. L.: Macmillan, 1970.-142 p.
245. Spark M. The Girls Of Slender Means. L.: Macmillan, 1963.- 180 p.
246. Spark M, The Go-Away-Bird. With Other Stories. L.: Macmillan,1958. 212 p.
247. Spark M. The Hothouse By the East River. L.: Macmillan, 1973.-188 p.
248. Spark M. The Mandelbaum Gate. The Harmondsworth: Penguin1. Books, 1967. 348 p.
249. Spark M. John Masefield. L.: Macmillan, 1962. - 127 p.
250. Spark M. Memento Mori. .- Harmondsworth: Penguin Books, 1973.- 224 p.
251. Spark M. Not to Disturb. L.: Macmillan, 1971. - 159 p.
252. Spark M. The Prime of Miss Jean Brodie. L.: Macmillan, 1961- 128 p.
253. Spark M. The Public Image. L.: Macmillan, 1968. - 147.
254. Spark M. Robinson, Harmondsworth: Penguin Books,1978. - 175.
255. Spark M. The Takeover. L.: Macmillan, 1978. - 190 p.
256. Spark M. The Very Pine Clock. L.: Macmillan, 1969. - 89 p.
257. Spark M. Voices at Play, ( Short stories and radio plays).1.: Macmillan, 1961. 280 p.
258. Spark M. Territorial Rights. L.: Macmillan, 1979. - 187 p.
259. Spark M. Loitering With Intent. 1.: Bodley Head, 1981.- 222 p.