автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.10
диссертация на тему: Российский консерватизм как философско-политическая идея
Текст диссертации на тему "Российский консерватизм как философско-политическая идея"
61: 39- 9/33'/- Ч-
Щ СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
На правах рукописи
Кармизова Светлана Трифоновна
РОССИЙСКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ КАК ФИЛОСОФСКО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
Специальность 09.00.10. философия политики и права.
Научный руководитель доктор философских наук, |У^СЦ^ профессор ЗЕРКИН
Дмитрий Петрович
Ростов-на-Дону 1999 г.
%
Содержание
Введение 3 Глава I. Консерватизм в рамках гносеологической и
теоретико-методологической ориентации 17
* 1.1. Консерватизм как идея и её связь с другими идеями 17
1.2. Идея и её сущность. Ригидно-амбивалентная
природа консервативного в идее 49 Глава II. Бытие российского политического консерватизма
и его генезис 71 2.1. Консервация политико-руководящих идей-традиций
в монархический и пост-монархический периоды 71 ф 2.2. Идейные истоки современного российского
консерватизма 117 Глава III. Консерваторы и неоконсерваторы в условиях
российской действительности в конце XX столетия 146
Заключение 191
Библиография 196
«
Введение Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. Становление демократии в России предполагает создание такой общественной системы, в которой бы политическая подсистема обеспечивала эффективную управляемость общества, способствовала бы ее саморазвитию, создавала бы плюралистическую структуру общественных сил, а также конкуренцию вне насилия. В таких обстоятельствах политический консерватизм как идея политики с охранительными целями занимает определенное место. Эта идея отражает обращение субъектов политики и власти к авторитету прошлого, которое в настоящем может играть как роль стабилизирующего фактора, так и представлять собой ресурсно-конкурирую-щую основу. Но это возможно, как отмечается в философско-полито-логической литературе, при условии, что историческая преемственность обозначает критическое переосмысление опыта, отбор не потерявших свое значение политических норм и традиций, ценностей и образцов поведения.' В этой связи выбор темы обусловлен потребностями в исследовании различных компонентов политического поля, раскрытия их внутреннего потенциала, порождение ими тенденций на пути преобразований и создания необходимых условий жизнедеятельности российского общества.
Актуальность темы исследования определена самой политической практикой, в которой наблюдается социально-политическая поляризация, где выкристаллизовываются те или иные варианты мышления, формируется политическая оппозиция как существенный элемент демократического процесса. В современной России претендуют на вхождение во власть и ее удержание материальные носители идеи российского консерватизма почвеннического характера, идеи либерального консерватизма (западники) и идеи левоцентристского блока.
'Зеркин Д.П. Демократия. Теория и парадоксы практики. - М., 1997. - С. 157.
Возникает необходимость выявления специфики идеи российского политического консерватизма в сравнении с западным, что важно для выяснения факторов воспроизводства обширности и активности электората, направленности политической социализации, формирования элиты, ориентации различных слоев населения на конкретный тип культуры.
Необходимо также преодолеть опасность игнорирования исторической преемственности в политическом развитии, что предполагает восполнение недостаточного теоретического знания о российском политическом консерватизме как идеи ценностей порядка и стабильности, их систематизации, а также обнаружения согласованности с идеями ценностей развития и равенства как отражения существующего типа культуры в общественной системе.
Тема исследования актуализируется так^се потребностями анализа теоретико-методологического аспекта российского политического консерватизма как преодоление его упрощенного, одностороннего понимания в культурно-историческом и функциональном плане. Обращаем внимание на факт негативного подхода в определении консерватизма, который отражен во многих справочниках.1 Не раскрывается содержание о российском консерватизме в философском словаре и краткой философской энциклопедии2, отсутствует также информация о российском консерватизме в энциклопедическом словаре по политологии.3 Создается неадекватная ситуация. На практике идет процесс формирования политических сил консервативной ориентации, а в теории малоизученность проблемы российского консерватизма создает среду для вакуума, наполняющегося односторонностью, субъективизмом, смысловыми метаморфозами о его содержании. Широко распространен подход, при котором осуществляется стремление рассмотреть
'Словарь русского уаыкы - М., 1990. - С.201.; Краткий политический словарь,- М., 1988. - С.184.; Краткий политический словарь. - М., 1971. - С. 121.
зфшюсофскнй словарь. - М., 1968.; Краткая философская энциклопедия. - М., 1994.
3Политология. Энциклопедический словарь. - М.: Изд-во Москов. коммерч. ун-та., 1993.
консерватизм как феномен сохранения в неизменном виде тех или иных структур и институтов с отрицательных позиций, а деятельность по преобразованию - напротив, только положительных. Такое положение дел, на наш взгляд, не может считаться самодостаточным, ибо не охватывает еще и противоположные ориентации, обусловленные также многообразием практики. При этом необходимо учитывать главную задачу развития любой системы, в том числе и общественной, которая заключается в поиске оптимума устойчивости и изменчивости. Считается, если система не способна изменяться, осуществлять необходимую перестройку, она может разрушиться от "вызова" извне. Если склонность к переменам слишком велика, она может "расшатать" систему изнутри и разрушить ее.1
Подход к изучению консервативизма, предполагающий недооценку позитивного потенциала и переоценку негативного, являются крайней упрощенной схемой, складывающейся под влиянием идеологических установок и абсолютизации прогресса.
Отсутствие современной отечественной теории консерватизма создает условия для ограничения философско-политического опыта, подмены идей, ошибочных суждений. Показателен сравнительный факт: "Русский философ XX столетия H.A. Бердяев считал, что сущность общественного прогресса - увеличение добра и уменьшение зла"2 и "В истории нет прямой линии совершающегося процесса добра, процесса совершенства...", "Ни в коем случае нельзя утверждать постоянное нарастание положительного за счет отрицательного, как это утверждается теорией прогресса. В историческом процессе происходит усложнение начал, он несет в себе начала самые противоположные", "в грядущем будет нарастать не только добро, но и зло".3 Как видим, Н.
'Паыарын A.C., Кара-Мурза A.A. Риск исторического выбора в России. Материалы "Круглого стола"// Вопросы философии. - 1994. - №5. -С. 16.
2 Алексеев П.В., Панин A.B. Философия. - М., 1996. - С. 489.
3 Бердяев H.A. Смысл истории. - М., 1990. - С. 150, 159.
• Бердяев утверждал нечто обратное тому, что пишут о нем его интерпретаторы.
При описании российского консерватизма прослеживается другая методологическая крайность, когда строятся выводы без учета их обоснования, замеров количественных пропорций, определения критериев классификации. При этом утверждается, что в современной российской действительности консерваторы достаточно присутствуют во
1 всех социальных группах, кроме передовых рабочих и колхозников, а также мелких предпринимателей, которые не стали бы связывать свою судьбу с перестройкой, если бы имели консервативные взгляды. Между тем критерий такой классификации остается невыясненным.1
Отсутствие современной отечественной теории консерватизма есть одно из условий ослабления идеи национальной идентичности, теоретическая неразработанность проблемы российского консерватиз-
* ма в плоскости практики способствует размыванию границ ответственности государства перед своими гражданами, порождению неясности того, кем российские люди были в прошлом и кем они становятся "здесь и теперь".2 Все это, естественно, заставляет заново переосмысливать консерватизм и определенным образом его трактовать.
Степень разработанности проблемы. Развитие базы концептуального осмысления консерватизма представлена в работах английского
♦ теоретика Э. Берка, немецких исследователей К. Маннгейма, Б. Ви-льямса, Г. Рормозера, отечественного ультраконсерватора JI.A. Тихомирова, Б.В. Струве. Консерватизм как интеллектуальная установка, образ мысли в России отражен И.В. Кириевским, К.Н. Леонтьевым, H.A. Бердяевым, И.А. Ильиным. Практический вклад российских консерваторов в дело государственного устроительства освещают А.И. Боханов, K.M. Ячменихин, Д.И. Олейников, М.М. Шевченко, Т.А.
' Афанасьев Ю.И. Иного не дано. - М., 1988. - С. 39-40.
2 Троицкий Е. На пороге XXI века// Жизнь национальностей. - 1998. - № 1 -2. - С. 34.; Петренко К. Национальное самосознание и возрождение России// Власть. - 1997. - №10. - С. 29.
Филипова, В.М. Степанов. В основном же анализ зарубежных и отечественных разработок по проблеме консерватизма направлен на типологию западно-европейского консерватизма, вычленение его критериев по степени радикальности, приоритетности проблем К.С. Гаджиев, A.A. Галкин, В.Н. Гарбузова, Б. Кёпеци Н.М. Мигранян, П.Ю. Раш-мир, A.A. Френкин. Критика западно-европейского консерватизма отражена в работах Л.С. Гуревича, Э.Ю. Мельвиль, С.М. Плеханова. Отдельные аспекты западно-европейского консерватизма как его экономическая сущность, социальная философия, социально-психологический опыт затрагивали Ю.А. Замошкин, A.C. Панарин, Ю.С. Юлина. Сравнительный анализ консерватизма, его связи с разнообразными социальными феноменами осуществили В.П. Макаренко, И.Н. Пантин, С.Т. Сокольский, A.B. Шестопал.
Проблема консерватизма как идеи, рассматриваемая в данном исследовании, может решаться в рамках нескольких подходов. Речь может идти о праксиологическом и психологическом подходах. Изучение консерватизма как идеи на основании принципов праксиологии предполагает ее описание в рамках того, как эта идея "ведет себя" при различных политических обстоятельствах в ходе взаимодействия индивидов, а также имеет место выяснение того, как проявятся в этом "поведении" какие-либо закономерности. Консерватизм как идея может изучаться здесь в рамках сбора фактического материала для выяснения степени влияния идеи с точки зрения целесообразности, эффективности, простоты, интегрированности и сохранения каких-либо общественно-политических институтов. Здесь также обращается внимание на то, какие шаги следует предпринять с учетом прошлого, чтобы избежать социально-экономического и политического спада или, например, вызвать его, или для того, чтобы распределить общественное богатство более или менее равномерно. Далее, психологический подход изучения консерватизма как идеи направлен на выяснение ее влия-
ния при взаимоотношениях человека как материального носителя указанного феномена с окружающими социально-политическими субъектами с более подвижными социально-психологическими механизмами. В специальных источниках1 отмечается также автономный подход, где консерватизм выступает как позиция, независимая от конкретно-исторических обстоятельств и исторических эпох. Ситуационный подход предполагает рассмотрение консерватизма как идеологии, проявляющейся во всех исторических ситуациях, когда под угрозой оказывается существование господствующего социального порядка.
В данном исследовании выделяется лишь один из аспектов анализа - основной для политической философии - консерватизм как фило-софско-политическая идея и не столько как общего для политического сознания, сколько специфического для политической жизни России, что и очерчивает рамки данного научного поиска. За пределами анализа, таким образом, остаются разнообразные формы проявления консерватизма как состояния и духа в социально-политической жизни общества, определенную направленность культуры и прочее. Тем не менее некоторые из отмеченных проявлений консерватизма, связанных с политической культурой и политической деятельностью, не могут не затрагиваться в исследовании, поскольку они составляют конкретный материал для философско-политического анализа и обобщения. В центре внимания исследования постоянно остается рассмотрение консерватизма как философско-политической идеи, как политической реальности, ее природных особенностей.
В свете сказанного, наш подход к исследованию консерватизма как философско-политической идеи можно определить как атрибутивно-онтологический, в рамках которого изучается идея через призму отражения в ней природы и содержания бытия консерватизма как тен-
1 Шацкий Е. Утопия и традиция. - М.: Прогресс, 1990.
денции политики (или ее типа), что является как раз спецификой предмета политической философии.
Таким образом, можно говорить о методологическом эссенциа-лизме1, который ориентирует исследователя на описание подлинной природы вещей, т.е. их подлинную сущность или реальность. Поэтому, согласно принципам методологического эссенциализма, существуют три способа знания вещей: 11 во-первых, сущность вещи, во-вторых, определение этой сущ-
ности, в-третьих, ее название. И относительно же всего бытия могут быть заданы два вопроса... Можно ли предложить название какой-либо вещи, а спросить относительно ее определения, или же, наоборот, предложить ее определение, а спросить относительно имени.
Исследование консерватизма как политического феномена, выраженного в форме идеи, имеет свои специфические особенности. Дело 4 в том, что политическая реальность будь то идея, отношение, процесс, деятельность, действие, указывают на широкий диапазон пределов политического, что невозможно одновременно отразить и проанализировать в одной работе. Между тем в данной работе подчеркивается, что центром сферы политического остается государство и власть. Они являются основополагающими категориями политических наук, ибо дают ключ к пониманию сущности и предназначения тенденций и типа Ф политики. Поэтому в исследовании должны быть отражены эти моменты.
Одновременно в диссертации делается попытка реализации методологического, нормативно-ценностного и функционального подходов, в рамках которых дается трактовка российского политического консерватизма как идеи, а так же определяются и систематизируются ключевые идеи-традиции как ценности порядка и стабильности, уста-
#
'Поппер К. Открытое общество и его враги. - М.: Международный фонд. Культурная инициатива, 1992.
навливается функция их трансляции во времени, выясняются объемы реализации естественных прав личности.
Цель диссертационной работы. Определить трактовку российского политического консерватизма как идеи с учетом критерия степени верности политическим идеям-традициям как ценностям порядка и стабильности, расширить представление о российском консерватизме как типе политики, ориентированной на устойчиво-охранительную, трансляционную функцию, как продление существования указанных идей во времени, отражение синтеза в них старого с новым, осуществления реакций на внешние раздражители в виде сопротивления, сотрудничества или соперничества, а также выработки собственной системы осмысления политического поля, чтобы иметь возможность влиять на события.
В соответствии с поставленной целью в, работе рассматриваются и решаются следующие задачи исследования:
1. На основе логического анализа определить функциональные возможности понятий догматизм, историзм, стереотипизация, традиционализм, традиция и консерватизм, раскрывая при этом сущностную характеристику последнего.
2. Ввести представление о консерватизме как идеи ригидности и амбивалентности, влияющего на характер отражения консервативного (умеренный, реакционный, позитивный и негативный потенциал).
3. Сформулировать выводы и ряд рекомендаций теоретико-методологического значения, которые могут быть использованы в исследовании других сфер проявления консервативного: экономический консерватизм, социальный консерватизм и т.д.
4. Определить модификации консервативной политики как подцанни-ческо-попечительская, активистская, мобилизационно-интегриро-ванная на основе выяснения взаимосвязи ценностей порядка и ста-
бильности, развития и равенства в монархический и постмонархический период развития России.
5. Выявить генезис консервативной идеи как одной из форм отражения бытия политического консерватизма - "авторитарно-коллективное" в политико-властных отношениях, как идей-традиции в монархический и постмонархический период, обнаруживая при этом взаимосвязь указанных элементов, вскрывая различные возможности консервативного: быть ресурсом нового, быть состязательной, конкурирующей основой.
6. Систематизировать ключевые характеристики российского консервати