автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.03
диссертация на тему: Российское правительство и народы Поволжья
Текст диссертации на тему "Российское правительство и народы Поволжья"
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
Кириллов Игорь Николаевич
Российское правительство и народы Поволжья. Идеология и политика в 60-70 гг. XIX в.
Специальность 23.00.03 Политическая культура и идеология (по историческим наукам).
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Научный руководитель доктор исторических наук, профессор С.М. Михайлова
КАЗАНЬ -1999
с
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I Политика самодержавия в области религии и образования в Поволжском регионе
§ 1. Доктрина и практика православного миссионерства
§ 2. Идейные основания политики в области образования
Глава II Среднее Поволжье в системе этнополитики царизма
§ 1. Этнорелигиозная ситуация в «инородческой среде»
§ 2. «Отступническое движение» в регионе
§ 3. Правительство и церковь в поисках новых решений в среде межэтнических отношений
Глава III Политика в области образования национальных меньшинств Поволжья в условиях общественных перемен
§ 1. «Система Ильминского»: замыслы и действительность
§ 2. Идеологическое обеспечение новаций в образовательной политике
Заключение
Список сокращений
Список использованной литературы
Приложения
стр. 3.
стр. 30. стр. 62.
стр. 76. стр. 92.
стр. 106.
стр.131.
стр. 144. стр. 159. стр. 166. стр. 167. стр.192
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В условиях общественной трансформации российского общества конца XX столетия новое звучание обретает изучение эпохи крупных общественных перемен, происходящих в России в 60-70 гг. XIX в. Модернистские программы второй половины прошлого века не могли обойти стороной аспекты национально-государственной идеологии и политики, межэтнические и межконфессиональные отношения, которые всегда занимали большое место в политике Российского государства, издавна являющегося многонациональным и поликонфессиональным. На протяжении веков долитика правительства не могла оставаться неизменной. Усиление реакции или либерализация общественной жизни России вносили коррективы и в национальную политику. Долгие годы исследование данной темы происходило под воздействием церковно-правительственной идеологии, а в советское время - на основе односторонних узкоклассовых позиций воинствующего атеизма. Ныне, когда уходит в прошлое всеобщая политизация и идеологизация обществознания, открываются возможности для более объективного и всестороннего исследования вопросов, связанных с этнонациональной политикой в России XIX в. Свое значимое место в этих исследованиях занимают региональные исследования - общее, собственно, и проявляется в особенном. Одним из центральных сюжетов этой проблемы является политика российского государства в отношении народов Поволжья и ее идейное обеспечение. Усилия, принимаемые в этом направлении, вписываются в те поиски и разработки, которые ведет сегодня отечественная историография на путях формирования новых, отвечающих требованиям современного исторического и социального познания, образов истории российского общества XIX века.1
1 См. Исторические исследования в России. Тенденции последних лет. /Под.ред Бордю-гова Г.А. М.: Апро-ХХ, 1996; Лурье C.B. Историческая этнология: Учебное пособие для ВУЗов. М.: Аспект Пресс, 1997; Репина Л.Г. «Новая историческая наука» и социальная история. М: РАН, 1998.
В этой эпохе укоренились многие «узлы» и вопросы этнонациональ-ного характера, с которыми сталкивается современное общество. Поэтому разрешение данной проблемы в качестве исторического опыта выступает одним из условий проведения адекватной социоэтнополитической линии в современных условиях, отмеченных формированием новой модели российского федерализма.
Предмет исследования и хронологические рамки исследования. Предметом исследования является политика царского правительства и деятельность православной церкви в отношении народов Среднего Поволжья в 60-70 гг. XIX в., а в обобщенном плане, с конца XVI в., В работе анализируются проблемы школьного образования «инородцев», религиозная ситуация в Поволжье, подъем национального самосознания населения этого региона, его отношение к официальной христианизации, так называемое «отступническое движение». Особое внимание уделяется изменению правительственной политики в условиях «Великих реформ» XIX в. В работе освещена деятельность институтов, проводящих в жизнь политику правительства в отношении народов Поволжья - духовных и других учебных заведений и миссионерских организаций.
Цели и задачи исследования. Целью работы является исследование идеологических установок российского правительства и православной церкви и их воплощение в практические действия в отношении народов, населяющих Казанский край в 60-70 гг. XIX в. Исходя из поставленной цели, определяются следующие задачи работы:
- выявить пути, приемы и средства, использовавшиеся правительством для достижения целей христианизации и русификации коренного населения Поволжья до 80-х гг. XIX в.;
- рассмотреть изменения, произошедшие в проведении правительственной политики в отношении народов Востока России в связи с изменившимися условиями в.60-70 гг. XIX в. и несостоятельностью политики насильственной православизации;
- раскрыть направления деятельности институтов, способствовавших проведению идеологии и политики правительства и церкви, духовных и других учебных заведений, миссионеров, миссионерских организаций;
- охарактеризовать религиозную ситуацию в Казанском крае, который принадлежал к числу наиболее пестрых регионов России по своему национальному и религиозному составу;
- исследовать отношение нерусского населения к христианизации народов Поволжья, состояние его национального самосознания.
Методы исследования. При работе со всеми группами источников автор использовал основные методы исторического и социального познания: сравнительно-исторический, „исторической ретроспекции, системно-структурный, культурно-исторический, типологизации и др., в тех соотношениях, которые позволяли эффективно решать стоящие перед ним исследовательские задачи. Особое внимание уделялось источниковедческому анализу, критическому разбору источников с целью получения более объективной картины тех процессов, на изучение которых сосредоточено внимание диссертации.
Характеристика источников. Основную источниковую базу исследования составляют материалы Национального государственного архива Республики Татарстан (НА РТ), в том числе фонды: фонд Канцелярии Казанского губернатора (Ф.1.), в котором представлены циркуляры, распорядительная документация, донесения жандармских и государственных чиновников о «движении отступничества» от православия крещено-татарского населения, дающие представление о политике правительства и местных властей в отношении населения Казанской губернии; фонд Казанской духовной консистории (Ф.4.), в котором хранятся документы по религиозному состоянию населения, сведения о количестве лиц принявших православие или перешедших в ислам, язычество или в раскольнические секты; фонды Казанской духовной академии (Ф.10.) и Казанской духовной семинарии (Ф.116.)
Привлечены материалы, отражающие деятельность правительственных чиновников в области народного просвещения, дающие представление о реализации правительственной политики в области образования в Казанской губернии: фонды Директора народных училищ Казанской губернии (Ф.160) и Инспектора народных училищ по Казанской губернии (Ф.322) а также в работе использованы фонды отдельных учебных заведений, через которые правительство пыталось осуществить свою политику: Казанской учительской семинарии (Ф.93), Казанской центральной креще-нотатарской школы (Ф.319).
Особую группу источников составляют документы издательских структур: редакций журналов «Православный собеседник», «Известия по Казанской епархии» (Ф.676).
Социально-психологический аспект исследования подкреплен документами личностного характера: педагога-миссионера Н.И. Ильминского (Ф.968); ученого, переводчика книг на восточные языки А.К. Казем-Бека. (Ф. 1186.), профессора Казанской духовной академии М.А. Машанова (Ф.967).
В диссертации использованы фонды Центрального государственного архива республики Марий-Эл: инспектора народных училищ Козмо-демьянского уездного училищного совета Казанской губернии (Ф. 57), Козмодемьянского уездного училищного совета Казанской губернии (Ф. 96), Штатного смотрителя Царевококшайского уездного училища Казанской губернии (Ф. 97), Царевококшайской уездной земской управы (Ф. 18), помогающие расширить представления о политике правительства по отношению к марийскому населению в двух уездах Казанской губернии -Козмодемьянского и Царевококшайского.
В исследовании привлечены законодательные акты царского правительства, содержащиеся в «Полном своде законов Российской империи» 1
1 Полный свод законов Российской империи. - СПб., 1904. - Изд. 4-е.
(ПСЗРИ), «Соборном Уложении» 1649 г.1 Представления о политике правительства в первые годы и десятилетия завоевания Казани Московским государством немногочисленны и нашли отражение в Полном собрании русских летописей (ПСРЛ),2 в Актах, и в Дополнениях к Актам историческим, собранных Археологической экспедицией (ААЭ) в библиотеках Российской империи и изданных Археографической комиссией.3
Источниками явились также материалы периодической печати как губернской: «Казанские губернские ведомости», «Справочный листок г. Казани», «Казанский биржевой листок», «Волжский вестник», «Камско-Волжская газета», «Вятские губернские ведомости» «Известия по Казанской епархии», «Православный собеседник», «Православное обозрение», так и центральной: «Журнал министерства народного просвещения», «Православный Вестник», «Московские Ведомости», «Русский вестник» и другие.
Историография проблемы и степень изученности темы. Работа написана на основе разнохарактерной литературы, как дореволюционной, так советского и постсоветского периодов. Со второй половины XIX в. до наших
дней сложился значительный комплекс работ, посвященных отдельным моментам реализации политики самодержавия в данном регионе. Однако до настоящего времени целостного изучения сущности идеологии и политики правительства в отношении народов Поволжья не проводилось. Историографию проблемы целесообразно разделить на три периода. В дореволюционной историографии данная тема представлена наиболее полно, хотя освещалась она весьма субъективно и была в значительной степени представлена сторонниками русификации и православизации народов Востока России, являвшимися идеологами имперского православного мис-
1 Соборное Уложение 1649 г. - Л., 1987. - 448 с.
2 Полное собрание руссих летописей (ПСРЛ). - СПб.,1904.
3 Акты, собранные в библиотеках Российской империи Археологической экспедицией (ААЭ).-СПб., 1836.
сионерства. Диапазон идейно-политических позиций, характерных для этого этапа развития исторического знания, довольно широк: от либерализма до великорусского шовинизма и монархического клерикализма.
Второй период изучения рассматриваемой проблемы связан с утверждением и эволюцией советской историографии. Общие характеристики и оценки политики царизма в отношении нерусских народов империи, в частности, линия на православизацию мусульманских культурно-исторических общностей в значительной мере зависели теперь от идейно-политической конъюнктуры в советском идеократическом государстве, являя собой различные комбинации «национального» и «интернационального»: антиимперские, антицаристские позиции интернационального социализма 20-х годов уступают место новым державно-великорусским интерпретациям истории нерусских народов в 30-е годы; в «приглушенном» виде продолжавшей доминировать и в постсталинский период развития советского общества.
В последнее время в условиях общественных трансформаций российского общества, отмеченной формированием полипарадигмальной историографической ситуации, наблюдается повышенный интерес к различным аспектам правительственной политики в отношении нерусских народов дореволюционной России, деятельности православной церкви и миссионерских организаций в Поволжье, взаимоотношениям ислама и христианства, межнациональным отношениям. Эти темы нашли отражения на ряде научных конференций, проводившихся в конце 80 - 90-х годах1 и уви-
1 Межэтнические и межконфессиональные отношения в Республике Татарстан: Материалы научно-практической конференции, состоявшейся 9 июня 1993 г. - Казань, 1993. -256 е.; История и человек в богословии и церковной науке: Материалы Казанской юбилейной историко-богословской конференции 4-6 октября 1995 г. - Казань: Издание Казанской епархии и Православного братства Св. Гурия Казанского, 1996. - 202 е.; Ислам в татарском мире: история и современность// Материалы международного симпозиума, 29 апреля-1мая 1996 г. - Казань: Институт истории АН РТ и др., 1996. - 378 е.; Религия в современном обществе: история, проблемы, тенденции. Материалы международной научно-практической конференции 2-3 октября 1997. - Казань: «Заман», 1998. - 216 с.
дели свет несколько сборников.1
Истории правительственной политики Русского государства и православной церкви, выражавшейся в распространении православия среди народов бывшего Казанского ханства со второй половины XVI - и до первой половины XIX вв. посвящены работы А.Ф. Можаровского, А.Г. Хру-сталева, Н. Баженова, E.H. Воронца, И. Износкова, Н. Одигитриевского, П. Луппова, С.М Соловьева,2 которые обращаются к истокам христианизации народов Поволжья, обосновывая современную им миссионерскую политику правительства. Для этих работа характерен односторонний подход к вопросу о христианизации нерусских народов, которая рассматривалась их авторами как проявление цивилизаторской и просветительской миссии империи и православия.
Историки-миссионеры второй половины XIX в., руководствуясь практическими соображениями, обращались к истокам христианизации народов Поволжья, тем самым, обосновывая оживление современной им миссионерской политики правительства. Эти авторы, освещая историю деятельности правительства и церкви в регионе, пытались привязать практику к научному обоснованию миссионерской политики, придавая ей но-
'История христианизации народов Среднего Поволжья. Критические суждения и оценка: Межвузовский сборник научных трудов/ Отв. Ред. Кудряшов Г.Е. - Чебоксары: ЧГУ, 1988. - 124 е.; Национальный вопрос в Татарии дооктябрьского периода/ Отв. ред. С.Х. Алишев, Ю.И Смыков. - Казань: АН СССР., Казанский научный центр, ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, 1990. - 116 е.; Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения. - Казань: АН РТ, ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, 1994. - 207 е.; Цивилизации и культуры/ Россия и Восток: цивилизационные отношения. - М., 1995. - Вып. 2. -292 с.
2 Можаровский А.Ф. Изложение хода миссионерского дела по просвещению Казанских инородцев с 1552 по 1867 гг. - М.: Императорское общество истории и древностей Российских при Московском университете, 1880. - 261 е.; Хрусталев А.Г. Очерк распространения христианства между иноверцами Казанского края.//Миссионерский проти-вомусульманский сборник. - Казань, 1897. - 108 е.; Баженов Н. Казанская история. - Казань, 1847. - 4.1 - 138 с; - 4.II - 150 с; - 4.III - 151 е.; Воронец E.H. Основные черты распространения христианства на Руси девятьсот лет назад и ныне. - Харьков: Типография Бирюкова, 1892. - 107 е.; Износков И.А. Об образовании инородцев и о миссии в Казанской епархии. Исторический очерк. - М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1909. - 121 е.; Луп-пов П. Христианство у вотяков со времени первых христианских известий до XIX в. -СПб., 1899. - 333 е.; Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - М., 1960. -Кн.З.-815 с.
вый импульс в изменившихся условиях, показывая основы национальной политики Российского государства, которые начали закладываться со второй половины XVI в., с момента покорения им Казанского ханства, без освещения которых невозможно понять суть изменений правительственной и церковной доктрины в 60-70 гг. XIX в.
С самого начала светская и духовная власть прекрасно осознавали, что присоединение к Русской державе нового края не может оставаться чисто внешним, механическим, что необходима и духовно-просветительская деятельность, «что край, приобретенный силой оружия военного, можно удержать лишь силой оружия духовного».1 Этой цели служила политика христианизации и русификации местного населения, которая проводилась разными путями: насильственное крещение, миссионерская деятельность православного духовенства, организация школ, где дети изучали русский язык, льготы крещеным татарам - освобождение от крепостного состояния, утверждение новообращенных мурз во дворянстве, льготы от податей и оброков, облегчение наказаний за преступления. Напротив, не желающих принять крещение, ущемляли в правах. Однако такая политика на деле