автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему: Русская балетная критика 1910-х годов и творчество А.А. Горского
Полный текст автореферата диссертации по теме "Русская балетная критика 1910-х годов и творчество А.А. Горского"
министерство культуры российской федерации государственный институт искусствознания
На правах рукописи
0О46О£иъи
КОРШУНОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА
РУССКАЯ БАЛЕТНАЯ КРИТИКА 1910-Х ГОДОВ И ТВОРЧЕСТВО А.А. ГОРСКОГО
Специальность - искусствоведение 17 00 01 — театральное искусство
автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Москва 2010
2 О МДМ 2010
004602088
Работа выполнена в Отделе театра Государственного института искусствознания Министерства культуры Российской Федерации
Научный руководитель Кандидат искусствоведения
Суриц Елизавета Яковлевна
Официальные оппоненты. Доктор искусствоведения, профессор
Ступников Игорь Васильевич
Кандидат искусствоведения, профессор Петров Олег Алексеевич
Ведущая организация Санкт-Петербургская государственная
консерватория им Н А Римского-Корсакова
Защита состоится ^¿¿¿¿Л- 2010 года в № часов на заседании
Диссертационного совета Д 210 004 04 по присуждению ученых степеней при ФГНИУ «Государственный институт искусствознания» по адресу. 125009, Москва, Козицкий пер, 5
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного института искусствознания
Автореферат разослан <</й>'- 2010 г
Ученый секретарь Диссертационного совета
//
( Дою ор искусствоведения
1г7 С^НЖ Старикова
Актуальность исследования.
Балетная критика возникает на основе практики балетного театра, связана с читательской и зрительской ауди юриями, но имеет и важное, самоаоятельное значение, она выявляет, оценивает, анализирует и фиксирует тенденции развития хореографического искусства Однако главная ее задача - воспроизвести и сохранить для будущих поколений «образ» показанного спектакля, складывающийся из хореографического и музыкального материала, живописно-декорационного оформления и индивидуального исполнения артистов
Говоря о русской балетной критике конца XIX - начата XX века, исследователи традиционно подразумевают под ней в первую очередь критику петербургскую Сам процесс ее зарождения и формирования уже попадали в поле зрения историков бпета. А имена петербургских рецензентов и их идеи широко иззестны и занесены в историю русской балетной критики
Совсем иначе обстоит дело с московскими рецензентами О московском балете писали достаточно редко На протяжении XVIII - XIX веков он занимал второстепенное, по сравнению с петербургским, положение Гетесппешю, так же относились и к балетной критике Ситуация начала меняться на рубеже XIX — XX веков В это время в Москве происходили важные дая всего русского балетного театра реформы, которые осуществлялись при поддержке директора Императорских театров В А Теляковского Сегодня, после публикации трех томов его дневников, уже можно составить объективное представление о деятельности Теляковского и проводимых им в системе Императорских театров преобразованиях
Во многом благодаря Теляковскому в Москве смог долго, плодотворно работать и заниматься собственными пластическими экспериментами хореограф А А Горский. Полностью раскрыть и проанализировать его
творчество невозможно без тщательного исследования московской балетной критики начала XX века Из-за неизученности московской критики в истории балета за Горским закрепилась слава робкого и непоследовательного экспериментатора Это мнение господствовало на протяжении почти всего XX столетия и отразилось в работах отечественных исследователей Тогда как именно Горский первым из русских хореографов предпринял попытку реформировать искусство танца сотрудничая с художником К А Коровиным, вносил в балет историческую достоверность, брался за масштабные монументальные постановки, детально разрабатывал сценарии и психологические нюансы образов, экспериментировал с пластикой, с различными видами танца
С именем Горского связана целая эпоха существования московской балетной труппы. Ей Горский отдал 25 лет своей жизни Он работал в качестве руководителя и хореографа, и, кроме того, преподавая в Императорском Московском Театральном училище, подготовил несколько поколений артистов, пополнивших ряды труппы и успешно гастролировавших за рубежом
Сценическое наследие Горского постигла печальная участь Почти все его спектакли выпали из репертуара и, будучи незафиксированными, на сегодняшний день в целом утрачены В том числе и крупные декларативные балеты - «Дочь Гудулы» и «Саламбо» Несколько дольше на сцене жили некоторые импрессионистские спектакли Горского - «Любовь быстра'», «Эвника и Петроний» В репертуаре различных театров сохранились также отдельные фрагменты (тачцы персонажей, характерные танцы, мимические сцены) из классических балетов, отредактированных Горским, - «Дон Кихота», «Корсара», «Лебединого озера», «Раймонды», «Коппелии», «Конька-Горбунка»
Восстановить утраченное целиком уже невозможно, но составить достоверную картину творчества Горского и его реформ - задача выполнимая и актуальная Частичное представление можно получить из
написанных хореографом сценарных планов балетов, воспоминаний артистов, работавших с ним в Большом театре, и зрителей Многие из данных материалов опубликованы и введены в научный оборот Но статьи и рецензии московских авторов, являющиеся основным источником для исследования творчества Горского, историками до сих пор не изучались В этих статьях критики кропотливо, в деталях описывали декорации, костюмы, сюжет и самое главное - пробовали охарактеризовать пластику, запечатлеть танцевальные движения
Таким образом, персоналии багетных критиков Москвы и их взгляды оказываются достойными более пристального внимания, чем до сих пор им уделялось отечественными историками балетного театра На основе неизвестных ранее архивных источников, статей в периодической печати и рукописных материалов автору диссертации удалось пересмотреть укоренившееся пренебрежительное отношение к творчеству московского хореографа А А Горского, во многом восстановить его фактически утраченное наследие Все это позволит заполнить образовавшуюся в истории русского балетного театра лакуну, раскрыть и подчеркнуть исторически сложившиеся особенности развития московского балета и критики, выявить присущие им отличительные черты, подсказать возможные пути дальнейшего развития современного багетного театра Москвы Степень научной разработанности проблемы. До сих пор в истории русской багетной критики - в особенности московской — существует немата лакун Из всей истории московской критики освещен только период 1820 - 1850-х годов к нему обращатся О Л Петров в монографии «Русская балетная критика конца XVIII - первой половины XIX века» До настоящего момента отсутствовала работа, посвященная важному этапу становления и профессионализации московской батетной критики, охватывающему период с конца XIX века до середины 1910-х годов На рецензии московских авторов ссылались цитироватись их высказывания о деятелях балетного театра и постановках Однако более
детальному рассмотрению персоналии московских рецензентов и их идеи не подвергались Тогда как петербургской критике исследователи уделяли особое внимание, были опубликованы отдельные исследования, сборники статей петербургских авторов и монография О А Петрова «Русская балетная критика второй половины XIX века Петербург»
Одним из источников информации о московских критиках являются их немногочисленные крупные труды Например, работа Н Н Вашкевича «История танцев всех времен и народов Выпуск 1», в которой отразились взгляды автора на новации, проникшие в балетный театр на рубеже XIX -XX веков. Кроме того, в книге ВМ Дорошевича «Старая театральная Москва» приведены несколько статей об увиденных автором балетных спектаклях и искусстве танцовщиков
Наиболее изученным является творчество А.А Черепнина В монографии Г Н Добровольской «Михаил Фокин Русский период» рассматриваются отдельные отзывы Черепнина, посвященные спектаклям Фокина. К исследованию и анализу идей Черепнина обращалась и московский балетовед Н Ю Чернова, о чем свидетельствуют сохранившиеся в ее архиве рукописные и машинописные материалы Вместе с большим количеством газетных рецензий о московских спектаклях и теоретических, проблемных статей они позволяют составить целостную картину критической деятельности Черепнина Черновой принадлежит также развернутая статья «Балет», помещенная в сборнике «История театроведения народов СССР Очерки 1917 - 1941», где подробно рассказывается о взглядах балетных критиков начала XX века
Ценные сведения о московских рецензентах содержатся именно в исследованиях о Горском Но, анализируя их, автор данной работы столкнулся с проблемой недостаточного освещения его творчества, а также с не всегда объективными оценками постановок. Так в трудах В М. Красовской «Русский балетный театр начала XX века Ч 1. Хореографы» и «Русский балетный театра начала XX века Ч. 2. Танцовщики» подробно разбираются
балеты московского хореографа, раскрываются его принципы, затрагивается значение деятельности Горского для дальнейшей судьбы русского балета Однако при этом очевидно, что, говоря о «новом» балете, Красовская, как представитель петербургской балетоведческой школы, в первую очередь подразумевает под ним постановки Фокина И в этом следует взглядам петербургских критиков 1910-х годов, которым также в упомянутых трудах уделено гораздо больше внимания, нежели корреспондентам московской прессы.
Значительный интерес к деятельности Горского возник в середине 1940-х годов, началось переосмысление творчества хореографа Московский историк балета Ю А Бахрушин в книге «А А. Горский» одним из первых сделал попытку в целом описать биографию и творчество балетмейстера Автор с позиции приверженца деятельности Горского кратко рассказывает о его принципах и спектаклях, об отношении к нему публики В своем исследовании Бахрушин опирается на статьи о спектаклях Горского, выходившие в периодической печати
Один из самых емких и объективных трудов о творчестве Горского -работа ММ Габовича «А А. Горский. Монографический очерк», помещенная в сборнике «Михаил Габович Статьи, воспоминания о М М Габовиче» Здесь также уделено внимание и критическим отзывам на его спектакли
Но наиболее полным источником информации является сборник материалов, посвященных творчеству Горского, составленный московскими балетоведами ЕЯ Суриц и ЕП Беловой - «Балетмейстер А А Горский Материалы Воспоминания Статьи» В нем сосредоточены документы из архивов Горского, хранящихся в Музее ГАБТ и в ГЦТМ им А А Бахрушина, письма и воспоминания современников, сценарные планы и либретто поставленных и неосуществленных балетов, интервью с Горским и его некрологи, печатавшиеся на страницах различных изданий Помимо этого, во вступительной статье ЕЛ Суриц «А А. Горский и московский балет» в
большом объеме приведены фрагменты отзывов о балетах Горского, написанных московскими и петербургскими авторами Собранные там рецензии во многом послужили отправной точкой для сбора материалов представленного диссертационного исследования
Сведения о спектаклях Горского также можно почерпнуть из книг, посвященных исполнительскому искусству знаменитых артистов, сподвижников балетмейстера Так, например, интерес представляют работы С Григорова «Балетное искусство и С В. Федорова 2-я. Опыт» и ЕЛ Суриц «Артист балета Михаил Михайлович Мордкин»
Последние годы Горского освещены в книге ЕЛ Суриц «Хореографическое искусство двадцатых годов. Тенденции развития», где дана характеристика короткого позднего, послереволюционного периода творчества Горского
Важным источником информации для автора диссертации послужили рецензии, сборники статей, теоретические и исторические труды петербургских критиков, в которых они упоминали о московском балете, о Горском, разбирали его спектакли, шедшие на сценах Большого и Мариинского театров
Постановкам Горского на сцене Мариинского театра посвящены отзывы АЛ Волынского, вошедшие в сборник «Волынский АЛ Статьи о балете». Интерес представляет его аналитическая статья «Балет в Большом театре», помещенная в юбилейном издании «Московский Большой театр 1825 - 1925». Несмотря на то, что Волынский не принимал творчества Горского (его принципы коренным образом расходились с идеалистическими представлениями о классическом балете, присущими критику), высказывания Волынского подчас проникали в самую суть реформ Горского и особенного развития московского балета О балетмейстере писал и А Я Левинсон - в книге «Старый и новый балет», а также в статье «О московском балете», напечатанной в журнале «Русская художественная летопись».
Реформы Горского рассматриваются и в трудах других петербургских критиков, в книгах В Я Светлова «Терпсихора Статьи Заметки Очерки» и «Современный балет», в рецензиях Ю Д Беляева, часть из которых вошли в сборник «Беляев Ю Д Статьи о театре», на страницах четырехтомной работы С Н Худекова «История танцев»
Теоретические и методологические основы исследования.
В своей диссертационной работе автор придерживался комплексного научного подхода и сочетал различные методы исследования источниковедческий, историко-культурный, театроведческий, историко-социологический
Для частичного воссоздания образа сошедших со сцены балетов хореографа Горского использовался метод реконструкции спектаклей, заключавшийся в анализе всех сохранившихся источников - либретто и сценарного плана, воспоминаний зрителей и участвовавших в нем артистов, газетных рецензий и т д
При выяснении взглядов московских и петербургских критиков на реформы Горского проводился сопоставительный анализ их печатных статей, рукописных материалов, выдвигаемых ими концепций Сравнивая мнения рецензентов, автор смог вывести основные идеи, господствовавшие в критической мысли о танце, выяснить проблемы, занимавшие поклонников хореографического искусства на рубеже XIX - XX веков, объединить рецензентов в группы в соответствии с их взглядами, проследить эволюцию и постепенную профессионализацию московской балетной критики.
Фактологическую основу работы составили неизвестные ранее и обнаруженные автором диссертации архивные документы, позволяющие в том числе уточнить биографические сведения о рецензентах Москвы Автор изучил многочисленные рукописные материалы, хранящиеся в Российском Государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ), Отдстс рукописей Государственного Центрального Театрального музея им. А А Бахрушина, Центральном Историческом Архиве города Москвы (ЦИАМ)
Рукописные труды некоторых критиков не были изданы и ранее не привлекали внимание исследователей Но они являются квинтэссенцией статей рецензентов, помещенных в прессе, в них сосредоточены основные положения теоретических концепций, выработанных за долгие годы критической деятельности
Автор критически проанализировал большое количество мемуарной литературы В ней содержались сведения о существовании московской и петербургской прессы и их отличия, нравах газетного мира, портреты рецензентов, рассказы о спектаклях, игре артистов, рассуждения о положении дел в московском балете в начале XX века Важным источником информации послужили деловые дневники В А Теляковского, в которых он строго и тщательно документировал события Дневники охватывают длительный период времени - с 1898 по 1917 годы На сегодняшний день уже издано три тома дневников Теляковского («Теляковский В А. Дневники Директора Императорских театров», 1898 - 1901, 1901 - 1903, 1903 - 1906) В книге «Теляковский В А Воспоминания» сохранились его рассказы о работе театров обеих столиц, написанные в более свободной форме Мемуары оставили и другие деятели театра, литературы и искусства В А Нелидов («Театральная Москва Сорок лет московских театров»), НД Телешов «(Записки писателя. Воспоминания»), А Р. Кугель («Литературные воспоминания (1882 - 1896)»), А А Плещеев («Мое время», «Под сенью кулис. .»), П А Марков («Книга воспоминаний»), В М. Дорошевич («Воспоминания»), A.B. Амфитеатров («Жизнь человека, неудобного для себя и для многих» в 2 томах), К А. Коровин («Константин Коровин вспоминает »)
Объектом исследования является процесс формирования и становления московской балетной критики, на который оказало большое влияние творчество хореографа Горского, проработавшего в Москве более четверти века и в течение этого времени осуществившего важные для русского балетного театра преобразования.
и
Предметом исследования являются рецензии на премьерные и рядовые балетные спектакли, проблемные и обзорные статьи Автор подробно рассматривает отзывы, посвященные творчеству Горского, опубликованные в периодической печати Москвы и Петербурга в 1900 - 1920-х годах.
Цели и задачи исследования.
Цель данной работы заключалась в исследовании связи между основными поискал«! хорео1рафа Горского, нашедшими отражение в целом ряде спектаклей, и формированием особого, присущего московской балетной критике, стиля и направления В своей работе автор исходил из утверждения, что творческие принципы Горского и его деятельность повлияли на процесс становления московской балетной критики Способствовав укреплению традиций московского балета деятельность Горского одновременно оставила след и в истории критической мысли Москвы Под воздействием спектаклей Горского сформировались некоторые ее особенности - повышенный интерес к драматической составляющей балетного спектакля, режиссерскому решению и сценарию, актерской игре, разработке образов, а так же к искусству театральных художников-декораторов
В соответствии с этим необходимо было решить следующие задачи
1 изучить основные принципы творчества хореографа Горского, особенности поставленных им спектаклей и выяснить их значение для развития московского балета и в целом русского батетного театра в XX веке,
2 изучить особенности и отличительные черты балетной критики в Москве, состав рецензентов,
3 найти и проанализировать многочисленные рецензии, обзорные и проблемные статьи, посвященные творчеству Горского, опубликованные в периодической печати,
4 раскрыть некоторые персоналии московских балетных критиков и выявить неизвестные биографические сведения о них,
5 проанализировать взгляды на реформы, происходившие в русском балетном театре в начале XX века, присущие московским и петербургским авторам, проследить их эволюцию,
6 рассмотреть и описать идеи и теоретические концепции о природе и смысле танцевального искусства, существовавшие в начале XX века
Новизна исследования
Представленная диссертационная работа является первым исследованием, посвященным истории русской критической мысли о танце конца XIX - начала XX веков В ней изучены, представлены и систематизированы идеи, господствовавшие в балетной критике в 1900 -1910-х годах, выявлены сходства и различия в развитии петербургской и московской критики Новизна исследования состоит в том, что
- впервые исследуются процессы формирования и становления московской балетной критики в начале XX века, выявляются ее индивидуальные особенности и черты,
- впервые раскрываются персоналии московских балетных критиков, освещаются неизвестные ранее факты их биографий, выявленные в ходе работы с архивными документами,
- впервые анализируются многочисленные статьи и рецензии критиков, их взгляды на реформы, происходившие в русском балетном театре в начале XX века, последовательно прослеживается эволюция во взглядах рецензентов на протяжении всей их критической деятельности,
- впервые изучены и введены в научный оборот неизвестные, неопубликованные архивные материалы по истории русской балетной критики,
- впервые исследуется процесс влияния творчества и основных принципов хореографа (в данном случае - АА Горского) на формирование
некоторых особенностей московской балетной критики, состава ее авторов и интересующих их идей
Теоретическая и практическая значимость.
Результаты исследования могут быть использованы при написании справочных, энциклопедических и исследовательских работ по истории хореографического искусства и балетной критики в России, в составлении историко-теоретических балетоведческих учебных курсов, в лекционной работе
Диссертационное исследование может иметь большое практическое значение для преподавателей, студентов, учащихся средних и высших учебных заведений в области хореографического искусства, а также балетмейстеров, балетоведов, театроведов и искусствоведов
Апробация исследования.
Основные результаты диссертационного исследования были изложены автором в докладах на следующих научных форумах XV Научные чтения «История балета источниковедческие изыскания» (Санкт-Петербургская государственная консерватория им НА. Римского-Корсакова, апрель 2006 года), XVI Научные чтения «История балета- источниковедческие изыскания» (Санкт-Петербургская государственная консерватория им НА Римского-Корсакова, апрель 2007 года), XXX Межвузовская Научно-практическая конференция аспирантов «Методология современного театроведения» (Москва, РАТИ-ГИТИС, апрель 2008 года), XVII Научные чтения «История балета источниковедческие изыскания» (Санкт-Петербургская государственная консерватория им Н А Римского-Корсакова, май 2008 года), VIII Научные чтения «Театральная книга между прошлым и будущим» (Москва, Российская Государственная библиотека по искусству, октябрь 2008 года), XVIII Научные чтения «История балета источниковедческие изыскания» (Санкт-Пстсрбургская государственная консерватория им Н А Римского-Корсакова, апрель 2009 года)
Работа обсуждалась на заседаниях Отдела театра Государственного института искусствознания и была рекомендована к защите
По проблематике диссертации были осуществлены публикации, в том числе и в изданиях, входящих в рекомендованный список ВАКа (см список публикаций).
Структура работы.
Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Комментариев и Списка литературы
Основное содержание исследования.
Во Введении обосновывается актуальность диссертации, представлена степень разработанности ее темы, определены объект, предмет, цель и задачи диссертации, формулируются ее теоретические и методологические принципы, раскрывается научная новизна
ГЛАВА ПЕРВАЯ. «Начало деятельности А.А. Горского и его взаимосвязь с формированием особенностей московской балетной критики».
Параграф 11 «А А Горский и первые реформы в русском балете» посвящен анализу постановок Горского на сцене Большого театра, осуществленных в 1899 - 1906 годах. В это время московский балет начал постепенно выходить из продолжительного кризиса Большую роль в этом сыграло приглашение Горского Автор исследовал его основные творческие принципы, и то, как они повлияли на развитие московского балета в начале XX века Важное значение имела работа Горского над созданием крупного, монументального спектакля, с детально разработанным сценарием, с единым по стилю и исторически достоверным декорационным оформлением В этом Горскому помогал К А. Коровин Их сотрудничество явилось первым опытом совместного творчества балетмейстера и художника и продолжалось почти два десятилетия Одновременно Горский вел и другие эксперименты -видоизменял классический танец, насыщал его элементами «свободного» танца, вносил ассиметрию в построения массовых сцен, делал их более
динамичными и экспрессивными Автор диссертации установил, что, несмотря на большое количество негативных откликов, сопровождавших спектакли Горского в прессе, публика принимала их благосклонно Реформы Горского, а затем М М Фокина, гастроли А Дункан изменили отношение к хореографии К балету обратились передовые деятели искусства, многие из которых со временем стали постоянными рецензентами
В параграфе 1 2 рассматриваются особенности московской балетной критики рубежа XIX - XX веков Автор анализирует развитие критики в Петербурге и в Москве и устанавливает отличия Известно, что к концу XIX века в Петербурге сложился круг любителей балета, преданных поклонников академического творчества хореографов М И Петипа и Л И Иванова Эти любители стали первыми критиками и авторами первых крупных работ по истории танца В Москве же практически отсутствовала «каста балетоманов», о балете писали в большом количестве разноплановых печатных изданий и достаточно много Но статьи часто носили поверхностный, информативный характер, а рецензентами были люди, не имевшие отношения к искусству танца В спектаклях Горского поначалу таких критиков больше интересовали музыкальная сторона и декорационное оформление
Параграф 1 3 «Полемика вокруг декадентства» посвящен дискуссиям о балете «Дон Кихот», который в прессе именовали декадентским спектаклем Против происходивших реформ активную кампанию развернули «Московские ведомости» ~ одна из старейших газет, имевшая репутацию реакционного, консервативного, бескомпромиссного издания. Декадентство, прежде всего, усматривали в нарушении устоявшихся, академических канонов Исследуя многочисленные статьи, автор выясняет, что поначалу «декадентскими» именовали работы художников-декораторов, Коровина и АЛ Головина, а потом стали обличать нововведения и в хореографии Причем большинство рецензентов, критикуя новые постановки, не могли найти весомых и убедительных аргументов и ограничивались лишь
эмоциональными высказываниями Хотя единой позиции среди критиков не существовало (были и те, кто защищал реформаторов, и кто старался держаться в стороне), в печати гонения на «декадентов» продолжались на протяжении нескольких лет
В параграфе 14 раскрываются взгляды на происходившие в хореографическом искусстве перемены первого московского историка балета и рецензента ДИ Мухина На основе неизвестных ранее архивных материалов автор восстановил его биофафию И, проанализировав многочисленные печатные статьи и неопубликованный труд Мухина «Книга о балете», пришел к выводу, что Мухин был сторонником «старого», классического балета и деятельность Горского оценивал отрицательно Но критику было сложно сформулировать и аргументировать свою позицию -не хватало широты знаний, методологической базы, аналитического, отстраненного взгляда Тем не менее, его работы явились необходимым звеном в формировании московской балетной критики
В параграфе 1 5 автор устанавливает, что в начале XX века одной из отличительных черт московской балетной критики было наличие большого количества статей, принадлежавших музыкальным и театральным рецензентам Зачастую они были более опытными и эрудированными, обладали солидным авторитетом, имели сложившуюся эстетическую позицию Из музыкальных критиков о балете писали Н Д Кашкин, Ю Д Энгель, Г Черешнев, А Корнев В разбор хореографической стороны спектаклей они старались не углубляться и много внимания уделяли произведениям, поставленным на музыку известных композиторов Интереснее эксперименты Горского оказатись театральным критикам, так как творческие принципы хореографа вытекали из практики современного драматического театра Из театральных рецензентов о балете писали С В Флеров, Б В Варнеке, И М Хейфец и др
В параграфе 1 6 «Балетная критика на страницах газеты «Русское слово» ВМ Дорошевич и С С Мамонтов» автор как отдельное явление
рассматривает статьи о балете, написанные С С Мамонтовым и В М Дорошевичем, и приходит к выводу, что они сыграли значительную роль в становлении московской балетной критики Деятельность рецензентов была связана с газетой «Русское слово» - крупнейшим, влиятельным, придерживавшимся прогрессивных взглядов печатным изданием Мамонтов и Дорошевич сознавали необходимость перемен в искусстве хореографии и положительно относились к реформам Мамонтов много внимания уделял живописной стороне спектаклей, поддерживал совместную работу Горского и Коровина, оставил подробные, красочные, почти зримые описания некоторых балетных спектаклей Дорошевич сумел заострить общие проблемы, характерные для балета конца XIX - начала XX века, отобразил обстановку, в которой существовал тогда московский балет и приходилось работать Горскому, подметил достоинства и недостатки его сподвижников-артистов К оценке мастерства балетмейстера и к анализу хореографии он не прибегал.
В параграфе 1 7 «Рецензии в гаданиях второго плана» автор на основе собранных и проанализированных свидетельств современников описывает существование газетного мира в Москве в начале XX столетия, дает характеристики газетам второго плана «Московский листок», «Русский листок», «Новости дня» пытались конкурировать с центральными изданиями в популярности и различными способами привлекали читательскую аудиторию Благодаря значительным финансовым возможностям, эти газеты приглашали к сотрудничеству известных московских и петербургских корреспондентов Хореографическое искусство также входило в сферу интересов прессы второго плана О нем писали В М Дорошевич, С С Мамонтов, А А Плещеев и др Чаще всего печатались небольшие заметки о новых спектаклях, интервью со знаменитыми мастерами, но иногда встречались и многочастные статьи о насущных проблемах балетного театра
В параграфе 18 «Острые дискуссии в петербургской прессе» раскрывается отношение маститых петербургских критиков к
преобразованиям, которые проводил Горский В 1902 году, при переносе балета «Дон Кихот» в Петербург на страницах некоторых газет развернулись острые споры Непримиримую позицию занимали критики «Петербургской газеты» во главе с ее редактором и владельцем С Н Худековым Опираясь на рукописные материалы, автор диссертации прослеживает эволюцию взглядов Худекова - от полного, безоговорочного неприятия происходивших реформ до переосмысления, осознания их необходимости и значения для дальнейшей судьбы балетного театра Отрицательную оценку творчеству Горского давало и другое петербургское издание - «Новое время» Его постоянным балетным обозревателем был Ю Д Беляев, которого современники считали одним из самых талантливых театральных рецензентов
ГЛАВА ВТОРАЯ «Профессионализация московской балетной критики. Первые теоретические идею>.
В параграфе 2 1 «Спектакли А А Горского 1907 - 1917 годов Отношение к ним публики и критики» автор рассматривает новый период в творчестве Горского, в котором главенствовали импрессионистические тенденции Переход к нему осуществлялся в несколько этапов- на первом при создании пластики и в подборе музыкального материала к спектаклям хореограф ориентировался на принципы А Дункан, затем последовал перерыв - Горский работал над вторым масштабным декларативным балетом «Саламбо» и редактировал классические спектакли, а с 1913 года вновь продолжил импрессионистические поиски, ломая традиционные каноны и отказываясь от классического танца К этому периоду относится еще одно важное для балетного театра событие - в 1916 году Горскии первым положил в основу балетного спектакля симфонию и дал начало новому жанру Также, исследовав значительное количество статей, автор приходит к выводу, что в 1910-х годах в критике отношение к экспериментам Горского сильно изменилось Для московского реформатора это имело двойственное значение его спектакли не вызывали бурного неприятия, принимались благосклонно, но на фоне новаторских балетов Фокина они уже не выглядели
столь дерзновенными и Горский превратился во второстепенную фигуру В основном, подобное было характерно для петербургской критики Московская критика и публика признавали балеты Горского значительными явлениями театральной жизни.
В параграфе 2 2 «Петербургские критики «старый» или «новый» балет7» анализируются взгляды известных рецензентов Петербурга на реформы в московском балете. Оценивали их критики, исходя из собственных эстетических позиций. Автор заключает, что второй период творчества Горского в петербургской критике фактически не освещен Рецензенты сохраняли к нему несколько пренебрежительное отношение или были с ним незнакомы и затруднялись вынести окончательное суждение АА Плещеев охотнее писал о редакциях классических спектаклей, которые осуществлял Горский, чем о его оригинальных импрессионистских балетах. А Н. Бенуа выступал за реформы, но по сути оставался критиком-академистом Принципы Бенуа коренным образом расходились с принципами Горского, и рецензент категорически отрицал его творчество В Л. Светлов был поклонником искусства А. Дункан, приветствовал «новый» балет, но о спектаклях Горского высказывался достаточно сдержанно Из всех преобразований московского хореографа явный протест у Светлова вызвала реформа костюма, точнее, удлинение тюников и юбок
Параграф 2 3 посвящен критической деятельности А Л. Волынского и АЛ. Левинсона - одним из самых просвещенных и авторитетных рецензентов 1910-х годов, основоположников науки о танце, сумевших сформировать собственные концепции хореографического искусства. Объединяло их идеалистическое, благоговейное отношение к классическому балету Они стремились оградить его от новых веяний и не принимали спектаклей балетмейстеров-реформаторов Фокина и Горского. Левинсон полагал, что творчество Горского было приемлемо только для балетного театра Москвы и, как следствие, имело преимущественно местное значение. Волынский, вначале симпатизировавший Горскому, затем кардинально
переменил свое мнение и до самого конца сохранял негативную оценку его деятельности Но в целом предрекал московскому балету славное будущее
В параграфе 2 4 «Взгляды московских критиков на творчество Горского» автор разделяет рецензентов, согласно их мнениям о происходивших реформах, на несколько групп Самую многочисленную группу составляли обозреватели, придерживавшиеся осторожной, выжидательной позиции они старались особенно не критиковать новшества, но в то же время и до конца их не принимали К таковым относились М Ф Ликиардопуло, М М Попелло-Давыдов и начинающий рецензент Е А Шестов В группу яростных противников Горского входил ЛВ Никулин Были у московского хореографа и почитатели - МЯ Шик, Н Куров, которые почти каждый спектакль встречали восторженными статьями Автор отмечает, что в Москве большинство пишущих о балете корреспондентов были связаны с драматическим театром, являлись актерами, театральными критиками, драматургами. Так сказывалась направленность творчества Горского, его поиски в области режиссуры и сценарной драматургии балетного спектакля, работа с артистами над созданием образов, стремление сделать танец действенным, осмысленным и оправданным
В параграфе 2 5 раскрывается влияние, которое оказало на московских балетных критиков искусство американской танцовщицы А Дункан Сторонником ее идей был Н Н Вашкевич Основываясь на архивных документах, автор восстановил биографий Вашкевича Кроме того, изучив многочисленные статьи и неопубликованные материалы, проанализировал выдвинутую критиком теорию дальнейшего развития балетного театра Танец Дункан и преобразования Горского Вашкевич считал необходимым звеном для перехода к новой форме - «мимопляске», в которой должны будут отражаться современные «проблемы духа» Другим приверженцем идей Дункан был И И Шнейдер В его статьях сочетались консервативные и прогрессивные взгляды на реформы в хореографии Горского Шнейдер
воспринимал как борца с «отживающим» рутинным искусством и к экспериментам московского балетмейстера относился доброжелательно
Параграф 2 6 посвящен анализу критической деятельности первого московского теоретика танца А А Черепнина Черепнику принадлежало большое количество проблемных статей, в которых он поднимал вопросы о внутреннем содержании танца, его задачах, о его связи с живописью и музыкой; на профессиональном уровне разбирал пластическую и музыкальную сторону балетных спектаклей, рассказывал о балетмейстерах прошлого и сравнивал их принципы с принципами современников Черепнин несколько раз менял свои взгляды Автор исследования доказывает, что в середине 1910-х годов критик выдвинул идею об «изобразительном» и «выразительном» в хореографии, которую позднее подхватили историки отечественного балетного театра. Затем, опираясь на неопубликованную теоретическую работу Черепнина, автор анализирует идеи, которых Черепнин придерживался в начале 1920-х годов - о нежизнеспособности и ненужности танцевального искусства В конце концов, критик вновь вернулся к своим предреволюционным теориям и даже углубил их -определил два направления дальнейшего развития балетного театра «симфонический танец» и «танцевальная драма»
В Заключении подводятся итоги проведенного исследования В процессе его автору удалось собрать, проанализировать и систематизировать информацию о московских рецензентах, содержавшуюся в большом количестве архивных и печатных источников и литературы, пополнить скудные сведения о формировании и развитии московской балетной критики, пересмотреть устоявшиеся в истории русского балетного театра суждения о творчестве хореографа А А Горского
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы Московская балетная критика, присущие ей особенные черты, состав рецензентов и их взгляды начали формироваться в конце XIX - начале XX веков На этот процесс большое влияние оказали творчество А А. Горского и
реформы, которые он осуществлял в балете Большого театра, а также общие тенденции, характерные для существования балетной труппы Москвы Горский ориентировался на принципы Московского Художественного театра, много внимания уделял режиссуре, сценарной драматурги, исторически достоверному оформлению спектаклей, работал с исполнителями над созданием образов, экспериментировал с пластикой, ват поиски осмысленного и оправданного танца Все это способствовало появлению в балетной критике новых рецензентов - авторитетных, эрудированных, с прогрессивными взглядами, в большинстве случаев близких драматическому театру, а также корреспондентов, постоянно писавших о других видах искусства и литературе
Московской балетной критике были присущи следующие черты -более демократичные и прогрессивные взгляды рецензентов, повышенный эмоциональный тон и простой, доступный для обыкновенного читателя язык статей, внимание ко всем компонентам балетного спектакля, особенно к актерской игре исполнителей, к трактовке образов Статьи о балетных спектаклях выходили в различных изданиях - общественно-политических и театральных, центральных и второстепенных В каждой газете формировался свой круг авторов, разделявших позицию издания относительно политической ситуации в стране и происходивших в мире театра событий
Мнения критиков о творчестве Горского были неоднозначными По поводу премьер в газетах нередко разворачивались бурные споры Они были характерны для петербургской прессы Петербургские рецензенты придерживались консервативных взглядов, защищали классический балет и не принимали нововведений
Творчество московского хореографа, в особенности период его увлечения импрессионизмом, по нескольким причинам мало освещено в петербургской печати. Уже в середине 1910-х годов - после показа спектаклей Фокина и успешных гастролей русских артистов за рубежом -для некоторых критиков Горский стал второстепенной фигурой Его
принципы расходились с идеями, которые пропагандировали петербургские рецензенты Они либо не интересовались новыми московскими постановками, либо затруднялись оценить их, либо предпочитали рассказывать об отредактированных Горским классических балетах
Несмотря на различные критические отзывы, спектакли Горского публика встречала радушно и благосклонно. В особенности - в Москве, ведь его реформы оказались очень близки традициям московского балета
Все московские критики - и сторонники, и противники Горского -были гораздо менее известны, нежели петербургские авторы Как правило, они не принадлежали ранее к касте балетоманов и только начинали писать о танцевальном искусстве. Но к середине 1910-х годов некоторые из них, как, например, А А. Черепнин, смогли выработать и сформулировать собственные серьезные концепции
Диссертационное исследование сопровождено объемными Комментариями, в которых даны биографические справки об упомянутых в работе деятелях театра, литературы и искусства, информация о состоявшихся балетных спектаклях и исполнителях, информация о деятельности московских и петербургских периодических изданий, сообщены дополнительные, расширенные биографические сведения о московских критиках; приведены ссылки на печатные и архивные, неопубликованные материалы, на большое количество газетных статей, принадлежащих рецензентам Москвы и Петербурга
По теме диссертации опубликованы следующие работы в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
Коршунова Н А Судьба балетного рецензента (Материалы к биографии Н Н Вашкевича) // Театр Живопись Кино Музыка Ежеквартальный альманах. - М РАТИ - ГИТИС, 2008 № 2 - С 133 - 145 (0,5 п л )
Коршунова Н А Из истории русской балетной критики Московский рецензент С С Мамонтов // Театр Живопись Кино Музыка. Ежеквартальный альманах - М РАТИ - ГИТИС, 2009 № 2 - С 167-178 (0,5 п л)
В других изданиях:
Коршунова НА Из истории русской балетной критики Московский рецензент Д И Мухин // Сборник статей Московской государственной академии хореографии о театре, балете и музыке (Альманах) Вьш 13 - М . МГАХ,2008 -С 18-29 (0,5пл)
Коршунова НА Борьба идей в балетной критике 1910-х годов // Аспирантский сборник Вып 5 -М. ГИИ, 2009 - С 42 - 60 (1п.л)
Коршунова НА Балетная критика на страницах газеты «Русское слово» в начале XX века // Театральная периодика в России доклады восьмых Международных научных чтений «Театральная книга между прошлым и будущим» / Сост АА. Колганова - М Российская государственная библиотека по искусству, Три квадрата, 2009 - С 165 -172 (0,4 п л)
Коршунова НА Из истории русской балетной критики Московский критик и теоретик А А Черепнин // Вестник Академии Русского балета им АЛ Вагановой 2009 №2(22) С 243-251 (0,5 пл)
Коршунова Н А Е.А. Шестов Материалы к биографии // Страницы истории балета Новые исследования и материалы / Сост НЛ Дунаева -СПб Балтийские сезоны, 2009 - С 192-204 (0,5 пл)
Подписано в печать
12 04 2010
Заказ № 3526 Тираж - 100 экз Печать трафаретная Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш, 36 (499) 788-78-56 www autoreferat ru
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Коршунова, Наталья Александровна
Введение
Глава 1 Начало деятельности А.А. Горского и его взаимосвязь с формированием особенностей московской балетной критики
1.1. А.А. Горский и первые реформы в русском балете
1.2. Особенности московской балетной критики рубежа
XIX-XX веков
1.3. Полемика вокруг декадентства
1.4. Первый московский историк балета и рецензент Д.И. Мухин
1.5. Музыкальные и театральные критики - о московском балете
1.6. Балетная критика на страницах газеты «Русское слово».
В.М. Дорошевич и С.С. Мамонтов
1.7. Рецензии в изданиях второго плана
1.8. Острые дискуссии в петербургской прессе
Глава 2 Профессионализация московской балетной критики.
Первые теоретические идеи
2.1. Спектакли А.А. Горского 1907 — 1917 годов.
Отношение к ним публики и критики
2.2. Петербургские критики: «старый» или «новый» балет?
2.3. А.А. Волынский и А.Я. Левинсои - о московском балете
2.4. Взгляды московских критиков на творчество А.А. Горского
2.5. Под влиянием искусства А. Дункан.
Н.Н. Вашкевич и И.И. Шнейдер
2.6. Первый московский теоретик танца А.А. Черепнин 185 Заключение 195 Комментарии 200 Список литературы
Введение диссертации2010 год, автореферат по искусствоведению, Коршунова, Наталья Александровна
Актуальность исследования
Балетная критика возникает на основе практики балетного театра, связана с читательской и зрительской аудиториями, но имеет и важное, самостоятельное значение: она выявляет, оценивает, анализирует и фиксирует тенденции развития хореографического искусства. Однако главная ее задача -воспроизвести и сохранить для будущих поколений «образ» показанного спектакля, складывающийся из хореографического и музыкального материала, живописно-декорационного оформления и индивидуального исполнения артистов.
В России балетная критика существовала с конца XVIII века. На страницах газет и журналов периодически появлялись краткие анонсы, заметки, рецензии, печатались статьи иностранных авторов. О балете также писали знаменитые литераторы и поэты.
Говоря о русской балетной критике конца XIX - начала XX века, исследователи традиционно подразумевают под ней в первую очередь критику петербургскую. Сам процесс ее зарождения и формирования уже попадали в поле зрения историков балета. А имена петербургских рецензентов и их идеи широко известны и занесены в историю русской балетной критики.
Совсем иначе обстоит дело с московскими рецензентами. О московском балете писали достаточно редко. На протяжении XVIII - XIX веков он занимал второстепенное, по сравнению с петербургским, положение. В Москву присылали малоталантливых или незаинтересованных в процветании труппы хореографов, не выделяли достаточных средств на постановку новых и поддержание в должном виде старых спектаклей, порой игнорировали присущие московскому балету особенные черты. Естественно, все это сказывалось и на отношении к балетной критике. Ситуация начала меняться на рубеже XIX - XX веков. В это время в Москве происходили важные для всего русского балетного театра реформы, которые осуществлялись при поддержке директора Императорских театров В. А. Теляковского. Сегодня, после публикации трех томов его дневников, уже можно составить объективное представление о деятельности Теляковского и проводимых им в системе Императорских театров преобразованиях.
Во многом благодаря Теляковскому в Москве смог долго, плодотворно работать и заниматься собственными пластическими экспериментами хореограф А.А. Горский. Полностью раскрыть и проанализировать его творчество невозможно без тщательного исследования московской балетной критики начала XX века. Из-за неизученности московской критики в истории балета за Горским закрепилась слава робкого и непоследовательного экспериментатора. Это мнение господствовало на протяжении почти всего XX столетия и отразилось в работах отечественных исследователей. Тогда как именно Горский первым из русских хореографов предпринял попытку реформировать искусство танца: сотрудничая с известным художником К.А. Коровиным, он вносил в балет историческую достоверность, брался за масштабные монументальные постановки, детально разрабатывал сценарии и психологические нюансы образов, экспериментировал с пластикой и с различными видами танца.
С именем Горского связана целая эпоха существования московской балетной труппы. Ей Горский отдал 25 лет своей жизни. Он работал в качестве руководителя и хореографа, и, кроме того, преподавая в Императорском Московском Театральном училище, подготовил несколько поколений артистов, пополнивших ряды труппы и успешно гастролировавших за рубежом.
Сценическое наследие Горского постигла печальная участь. В этом плане гораздо больше повезло другому русскому хореографу, М.М. Фокину. Его балеты не исчезали со сцены и вошли в фонд классического наследия, а творчество заслужило мировое признание и до сих пор привлекает внимание русских и зарубежных исследователей. Спектаклям Фокина уже традиционно придают большее значение, а к постановкам московского хореографа относятся с некоторым предубеждением.
Усугубляется это тем, что почти все спектакли Горского выпали из репертуара и, будучи незафиксированными, на сегодняшний день в целом утрачены. В том числе и крупные декларативные балеты — «Дочь Гудулы» и «Саламбо». Несколько дольше на сцене жили некоторые импрессионистские спектакли Горского — «Любовь быстра!», «Эвника и Петроний». В репертуаре различных театров сохранились также отдельные фрагменты (танцы персонажей, характерные танцы, мимические сцены) из классических балетов, отредактированных Горским, - «Дон Кихота», «Корсара», «Лебединого озера», «Раймонды», «Коппелии», «Конька-Горбунка».
Восстановить утраченное целиком уже невозможно, но составить достоверную картину творчества Горского и его реформ — задача выполнимая и актуальная. Частичное представление можно получить из написанных хореографом сценарных планов балетов, воспоминаний артистов, работавших с ним в Большом театре, и зрителей. Многие из данных материалов опубликованы и введены в научный оборот. Но статьи и рецензии московских авторов, являющиеся основным источником для исследования творчества Горского, историками не изучались. В статьях критики кропотливо, в деталях описывали декорации, костюмы, сюжет и самое главное — пробовали охарактеризовать пластику, запечатлеть танцевальные движения.
Таким образом, персоналии балетных критиков Москвы и их взгляды оказываются достойными более пристального внимания, чем до сих пор им уделялось отечественными историками балетного театра. На основе неизвестных ранее архивных источников, статей в периодической печати и рукописных материалов автору диссертации удалось пересмотреть укоренившееся пренебрежительное отношение к творчеству московского хореографа А.А. Горского, во многом восстановить его фактически утраченное наследие. Все это позволит заполнить образовавшуюся в истории русского балетного театра лакуну, раскрыть и подчеркнуть исторически сложившиеся особенности развития московского балета и критики, выявить присущие им отличительные черты, подсказать возможные пути дальнейшего развития современного балетного театра Москвы.
Степень научной разработанности проблемы
До сих пор в истории русской балетной критики - в особенности, московской - существует немало лакун. Из всей истории московской критики освещен только период 1820 - 1850-х годов: к нему обращался О.А. Петров в монографии «Русская балетная критика конца XVIII - первой половины XIX века». До настоящего момента отсутствовала работа, посвященная важному этапу становления и профессионализации московской балетной критики, охватывающему период с конца XIX века до середины 1910-х годов. На рецензии московских авторов ссылались, цитировались их высказывания о деятелях балетного театра и постановках. Однако более детальному рассмотрению персоналии московских рецензентов и их идеи не подвергались. Тогда как петербургской критике исследователи уделяли особое внимание: были опубликованы отдельные исследования, сборники статей петербургских авторов и монография О.А. Петрова «Русская балетная критика второй половины XIX века. Петербург».
Одним из источников информации о московских критиках являются их немногочисленные крупные труды. Например, работа Н.Н. Вашкевича «История танцев всех времен и народов. Выпуск 1», в которой отразились взгляды автора на новации, проникшие в балетный театр на рубеже XIX - XX веков. Кроме того, в книге В.М. Дорошевича «Старая театральная Москва» приведены несколько статей об увиденных автором балетных спектаклях и искусстве танцовщиков.
Наиболее изученным является творчество А.А. Черепнина. В монографии Г.Н. Добровольской «Михаил Фокин. Русский период» рассматриваются отдельные отзывы Черепнина, посвященные спектаклям Фокина. К исследованию и анализу идей Черепнина обращалась и московский балетовед Н.Ю. Чернова, о чем свидетельствуют сохранившиеся в ее архиве рукописные и машинописные материалы. Вместе с большим количеством газетных рецензий о московских спектаклях и теоретических, проблемных статей они позволяют составить целостную картину критической деятельности Черепнина. Черновой принадлежит также развернутая статья «Балет», помещенная в сборнике «История театроведения народов СССР. Очерки. 1917 — 1941», где подробно рассказывается о взглядах балетных критиков начала XX века.
Ценные сведения о московских рецензентах содержатся именно в исследованиях о Горском. Но, анализируя их, автор данной работы столкнулся с проблемой недостаточного освещения его творчества, а также с не всегда объективными оценками постановок. Так в трудах В.М. Красовской «Русский балетный театр начала XX века. Ч. 1. Хореографы» и «Русский балетный театра начала XX века. Ч. 2. Танцовщики» подробно разбираются балеты московского хореографа, раскрываются его принципы, затрагивается значение деятельности Горского для дальнейшей судьбы русского балета. Однако при этом очевидно, что, говоря о «новом» балете, Красовская, как представитель петербургской балетоведческой школы, в первую очередь подразумевает под ним постановки Фокина. И в этом следует взглядам петербургских критиков 1910-х годов, которым также в упомянутых трудах уделено гораздо больше внимания, нежели корреспондентам московской прессы.
Значительный интерес к деятельности Горского возник в середине 1940-х годов, началось переосмысление творчества хореографа. Московский историк балета Ю.А. Бахрушин в книге «А.А. Горский» одним из первых сделал попытку в целом описать биографию и творчество хореографа. Автор с позиции приверженца деятельности Горского кратко рассказывает о его принципах и спектаклях, об отношении к нему публики. В своем исследовании Бахрушин опирается на статьи о спектаклях Горского, выходившие в периодической печати.
Один из самых емких и объективных трудов о творчестве Горского — работа М.М. Габовича «А.А. Горский. Монографический очерк», помещенная в сборнике «Михаил Габович: Статьи, воспоминания о М.М. Габовиче». Здесь также уделено внимание и критическим отзывам на его спектакли.
Но наиболее полным источником информации является сборник материалов, посвященных творчеству Горского, составленный московскими балетоведами Е.Я. Суриц и Е.П. Беловой - «Балетмейстер А.А. Горский: Материалы. Воспоминания. Статьи». В нем сосредоточены документы из архивов Горского, хранящихся в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина и в Музее ГАБТ, письма и воспоминания современников, сценарные планы и либретто поставленных и неосуществленных балетов, интервью с Горским и его некрологи, печатавшиеся на страницах различных изданий. Помимо этого, во вступительной статье Е.Я. Суриц «А.А. Горский и московский балет» в большом объеме приведены фрагменты отзывов о балетах Горского, написанных московскими и петербургскими авторами. Собранные там рецензии во многом послужили отправной точкой для сбора материалов представленного диссертационного исследования.
Сведения о спектаклях Горского также можно почерпнуть из книг, посвященных исполнительскому искусству знаменитых артистов, сподвижников балетмейстера. Так, например, интерес представляют работы С. Григорова «Балетное искусство и С.В. Федорова 2-я. Опыт» и Е.Я. Суриц «Артист балета Михаил Михайлович Мордкин».
Последние годы Горского освещены в книге Е.Я. Суриц «Хореографическое искусство двадцатых годов. Тенденции развития», где дана характеристика короткого позднего, послереволюционного периода творчества Горского.
Важным источником информации для автора диссертации послужили рецензии, сборники статей, теоретические и исторические труды петербургских критиков, в которых они упоминали о московском балете, о Горском, разбирали его спектакли, шедшие на сценах Большого и Мариинского театров.
Постановкам Горского на сцене Мариинского театра посвящены отзывы A.JI. Волынского, вошедшие в сборник «Волынский A.JI. Статьи о балете». Интерес представляет его аналитическая статья «Балет в Большом театре», помещенная в юбилейном издании «Московский Большой театр. 1825 — 1925». Несмотря на то, что Волынский не принимал творчества Горского (его принципы коренным образом расходились с идеалистическими представлениями о классическом балете, присущими критику), высказывания Волынского подчас проникали в самую суть реформ Горского и особенного развития московского балета. О балетмейстере писал и А.Я. Левинсон - в книге «Старый и новый балет», а также в статье «О московском балете», напечатанной в журнале «Русская художественная летопись».
Реформы Горского рассматриваются и в трудах других петербургских критиков: в книгах В.Я. Светлова «Терпсихора: Статьи. Заметки. Очерки» и «Современный балет», в рецензиях Ю. Д. Беляева, часть из которых вошли в сборник «Беляев Ю.Д. Статьи о театре», на страницах четырехтомной работы С.Н. Худекова «История танцев».
Теоретические и методологические основы исследования
В своей диссертационной работе автор придерживался комплексного научного подхода и сочетал различные методы исследования: источниковедческий, историко-культурный, театроведческий, историко-социологический.
Для частичного воссоздания образа сошедших со сцены балетов хореографа Горского использовался метод реконструкции спектаклей, заключавшийся в анализе всех сохранившихся источников - либретто и сценарного плана, воспоминаний зрителей и участвовавших в нем артистов, газетных рецензий и т.д.
При выяснении взглядов московских и петербургских критиков на реформы Горского проводился сопоставительный анализ их печатных статей, рукописных материалов, выдвигаемых ими концепций. Сравнивая мнения рецензентов, автор смог вывести основные идеи, господствовавшие в критической мысли о танце, выяснить проблемы, занимавшие поклонников хореографического искусства на рубеже XIX — XX веков, объединить рецензентов в группы в соответствии с их взглядами, проследить эволюцию и постепенную профессионализацию московской балетной критики.
Фактологическую основу работы составили неизвестные ранее и обнаруженные автором диссертации архивные документы, позволяющие в том числе уточнить биографические сведения о рецензентах Москвы. Автор изучил многочисленные рукописные материалы, хранящиеся в фондах Российского Государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), Отдела рукописей Государственного Центрального Театрального музея им. А.А. Бахрушина, Центрального Исторического Архива города Москвы (ЦИАМ). Рукописные труды некоторых критиков не были изданы и ранее не привлекали внимание исследователей. Но они являются квинтэссенцией статей, помещенных в прессе, в них сосредоточены основные положения теоретических концепций, выработанных за долгие годы критической деятельности.
Автор критически проанализировал большое количество мемуарной литературы. В ней содержались сведения о существовании московской и петербургской прессы и их отличиях, н равах газетного мира, портреты рецензентов, рассказы о спектаклях, игре артистов, рассуждения о положении дел в московском балете в начале XX века. Важным источником информации послужили дневники В.А. Теляковского, в которых он строго и тщательно документировал события. Дневники охватывают длительный период времени — с 1898 по 1917 годы. На сегодняшний день уже издано три тома дневников Теляковского («Теляковский В. А. Дневники Директора Императорских театров», 1898 - 1901, 1901 - 1903, 1903 - 1906). В книге «Теляковский В.А. Воспоминания» сохранились его рассказы о работе театров обеих столиц, написанные в более свободной форме. Мемуары оставили и другие деятели театра, литературы и искусства: В.А. Нелидов («Театральная Москва. Сорок лет московских театров»), Н.Д. Телешов «(Записки писателя. Воспоминания»), А.Р. Кугель («Литературные воспоминания (1882 - 1896)»), А.А. Плещеев («Мое время», «Под сеныо кулис.»), П.А. Марков («Книга воспоминаний»), В.М. Дорошевич («Воспоминания»), А.В. Амфитеатров («Жизнь человека, неудобного для себя и для многих» в 2 томах), К.А. Коровин («Константин Коровин вспоминает.»).
Объектом исследования является процесс формирования и становления московской балетной критики. Он во многом отличался от процесса профессионализации балетной критики в Петербурге. Большое влияние на него оказало творчество хореографа Горского, проработавшего в Москве более четверти века и в течение этого времени осуществившего важные для русского балетного театра преобразования.
Предметом исследования являются рецензии на премьерные и рядовые балетные спектакли, проблемные и обзорные статьи, опубликованные в периодической печати. В 1900 — 1920-х годах в Москве большинство статей о хореографии были посвящены спектаклям А.А. Горского. Петербургские критики также уделяли внимание оригинальным постановкам Горского и предложенным им версиям известных классических спектаклей.
Цели и задачи исследования
Цель данной работы заключалась в исследовании связи между основными поисками хореографа Горского, нашедшими отражение в целом ряде спектаклей, и формированием особого, присущего московской балетной критике, стиля и направления.
В своей работе автор исходил из утверждения, что творческие принципы Горского и его деятельность повлияли на процесс становления московской балетной критики. Способствовав укреплению традиций московского балета, деятельность Горского одновременно оставила след и в истории критической мысли Москвы. Под воздействием спектаклей Горского сформировались некоторые ее особенности - повышенный интерес к драматической составляющей балетного спектакля, режиссерскому решению и сценарию, актерской игре, разработке образов, а так же к искусству театральных художников-декораторов.
В соответствии с этим необходимо было решить следующие задачи:
1. изучить основные принципы творчества хореографа Горского, особенности поставленных им спектаклей и выяснить их значение для развития московского балета и в целом русского балетного театра в XX веке;
2. изучить особенности и отличительные черты балетной критики в Москве, состав рецензентов;
3. найти и проанализировать многочисленные рецензии, обзорные и проблемные статьи, посвященные творчеству Горского, опубликованные в периодической печати;
4. раскрыть некоторые персоналии московских балетных критиков и выявить неизвестные биографические сведения о них;
5. проанализировать взгляды на реформы, происходившие в русском балетном театре в начале XX века, присущие московским и петербургским авторам, проследить их эволюцию;
6. рассмотреть и описать идеи и теоретические концепции о природе и смысле танцевального искусства, существовавшие в начале XX века.
Новизна исследования
Представленная диссертационная работа является первым исследованием, посвященным истории русской критической мысли о танце конца XIX - начала XX веков. В ней изучены, представлены и систематизированы идеи, господствовавшие в балетной критике в 1900 - 1910-х годах, выявлены сходства и различия в развитии петербургской и московской критики.
Новизна исследования состоит в том, что:
- впервые исследуются процессы формирования и становления московской балетной критики в начале XX века, выявляются ее индивидуальные особенности и черты;
- впервые раскрываются персоналии московских балетных критиков, освещаются неизвестные ранее факты их биографий, выявленные в ходе работы с архивными документами;
- впервые анализируются многочисленные статьи и рецензии критиков, их взгляды на реформы, происходившие в русском балетном театре в начале XX века, последовательно прослеживается эволюция во взглядах рецензентов на протяжении всей их критической деятельности;
- впервые изучены и введены в научный оборот неизвестные, неопубликованные архивные материалы по истории русской балетной критики;
- впервые исследуется процесс влияния творчества и основных принципов хореографа (в данном случае - А.А. Горского) на- формирование некоторых особенностей московской балетной критики, состава ее авторов и интересующих их идей.
Теоретическая и практическая значимость
Результаты исследования могут быть использованы при написании справочных, энциклопедических и исследовательских работ по истории хореографического искусства и балетной критики в России, в составлении историко-теоретических балетоведческих учебных курсов, в лекционной работе.
Диссертационное исследование может иметь большое практическое значение для преподавателей, студентов, учащихся средних и высших учебных заведений в области хореографического искусства, а также балетмейстеров, балетоведов, театроведов и искусствоведов.
Апробация исследования
Основные результаты диссертационного исследования были изложены автором в докладах на следующих научных форумах: XV Научные чтения «История балета: источниковедческие изыскания» (Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, апрель 2006 года), XVI Научные чтения «История балета: источниковедческие изыскания» (Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, апрель 2007 года), XXX Межвузовская Научно-практическая конференция аспирантов «Методология современного театроведения» (Москва, РАТИ-ГИТИС, апрель 2008 года), XVII Научные чтения «История балета: источниковедческие изыскания» (Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, май 2008 года), VIII Научные чтения «Театральная книга между прошлым и будущим» (Москва, Российская Государственная библиотека по искусству, октябрь 2008 года), XVIII Научные чтения «История балета: источниковедческие изыскания» (Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, апрель 2009 года).
Работа обсуждалась на заседаниях Отдела театра Государственного института искусствознания и была рекомендована к защите.
По проблематике диссертации были осуществлены публикации, в том числе и в изданиях, входящих в рекомендованный список ВАК РФ.
Структура работы
Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Комментариев и Списка литературы.
16
Список научной литературыКоршунова, Наталья Александровна, диссертация по теме "Театральное искусство"
1. Айседора. Гастроли в России. (Сб. статей) / Сост. Т. Касаткина. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 1992. - 415 с.
2. Амфитеатров А.В. Жизнь человека, неудобного для себя и для многих. В 2 т. М.: Новое Литературное Обозрение, 2004.
3. Балетмейстер А.А. Горский. Материалы. Воспоминания. Статьи. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. 369 с.
4. Бахрушин Ю. А.А. Горский. -М.: 1946. 51 с.
5. Беляев Ю. Статьи о театре. СПб.: Гиперион, 2003. - 432 с.
6. Борисоглебский М.В. Материалы по истории русского балета. Прошлое балетного отделения Петербургского Театрального училища. Т. 2. Л.: Издание Ленинградского Государственного Хореографического Училища, 1939.-356 с.
7. Вашкевич Н.Н. Дионисово действо современности. Эскиз о слиянии искусств. М.: Шиповник, 1905. - 32 с.
8. Вашкевич Н.Н. История хореографии всех времен и народов, Вып. 1. — М.: Издание И. Кнебель, 1908. 79 с.
9. Волынский А.Л. Проблема русского балета. СПб.: Жизнь искусства, 1923.-23 с.
10. Волынский АЛ. Статьи о балете / Сост., вступ. ст., комм., список статей Г.Н. Добровольской. СПб.: Гиперион, 2002. - 400 с.
11. Всесоюзное совещание по хореографическому образованию (Стенограмма 21 -25 июня 1965 года). -М.: 1966.
12. Габович Михаил. Статьи. Воспоминания о М.М. Габовиче. М.: Искусство, 1977. - 238 с.
13. Гаевский В.М. Книга расставаний. Заметки о критиках и спектаклях. — М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2007. — 288 с.
14. Гаевский В.М. Хореографические портреты. М.: APT, 2008. - 608 с.
15. Григоров С. Балетное искусство и С.В. Федорова 2-я. Опыт. М.: Труд, 1914.-76 с.
16. Добровольская Г.Н. Михаил Фокин: Русский период. СПб.: Гиперион, 2004. - 496 с.
17. Дорошевич В.М. Воспоминания. М.: Новое Литературное Обозрение, 2008.-808 с.
18. Дорошевич В.М. Старая театральная Москва. Пг.: Петроград, 1923. — 174 с.
19. История театроведения народов СССР. Очерки. 1917 1941/ Отв. Ред. Г.А. Хайченко. - М.: Наука, 1985.-304 с.
20. Константин Коровин вспоминает. / Сост. И.С. Зильберштейн, В.А. Самков. М.: Изобразительное искусство, 1990. — 608 с.
21. Конференция по проблемам балетоведческого образования. Доклады и тезисы. СПб.: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой, 2002. -68 с.
22. Красовская В.М. Русский балетный театр начала XX века. Ч. 1. Хореографы. JL: Искусство, 1971. - 526 с.
23. Красовская В.М. Русский балетный театр начала XX века. Т. 2. Танцовщики. JL: Искусство, 1972. - 456 с.
24. Кропачев Н.А. А.Н. Островский на службе при Императорских Московских театрах. Воспоминания его секретаря. М.: 1901. - 170 с.
25. Кроче Б. Эстетика, как наука о выражении и как общая лингвистика. Часть 1. Теория. / Пер. с ит. В. Яковенко. М.: Издательство М. и С. Сабашниковых, 1920. - 172 с.
26. Кугель А.Р. Литературные воспоминания (1882 1896). - Пг.; М.: Петроград, 1923. - 172 с.
27. Кугель А.Р. Листья с дерева. Воспоминания (1896 — 1908). Л.: Время, 1926.-212 с.
28. Левинсон А.Я. Старый и новый балет. Петроград: Свободное искусство, 1918.-130 с.
29. Ленский А.П. Статьи. Письма. Записки. — Л.: Academia, 1935. 672 с.
30. Марков П.А. Книга воспоминаний. М.: Искусство, 1983. - 608 с.
31. Московский Большой театр (1825 1925). — М.: Изд. Управления Государственных Академических Театров, 1925. — 234 с.
32. Московский Художественный театр в русской театральной критике. 1898- 1905. / Сост., вступ. К сезонам и примеч. Ю.М. Виноградов, О.А. Радищева и Е.А. Шингарева. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2005. - 640 с.
33. Московский Художественный театр в русской театральной критике. 1906- 1918. / Сост. О.А. Радищева, Е.А. Шингарева. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2007. - 878 с.
34. Нелидов В.А. Театральная Москва. Сорок лет московских театров. — М.: Материк, 2002. 376 с.
35. Памяти А.Л. Волынского / Сб. под ред. П.Н. Медведева. Л: Всероссийский Союз Писателей, 1928. - 96 с.
36. Памятники культуры. Новые открытия. М.: Наука, 2004. - 635 с.
37. Плещеев А.А. Мое время. Париж: Вол, 1939. - 173 с.
38. Плещеев А.А. Под сенью кулис. Париж: Вол, 1939. - 179 с.
39. Полвека для книги. 1866 1916. Литературно-художественный сборник, посвященный 50-летию издательской деятельности И.Д. Сытина. - М.: Типография Товарищества И.Д. Сытина, 1916. - 610 с.
40. Репин И.Е. Письма: Переписка с П.М. Третьяковым. 1873 1898. - М.; Л.: Искусство, 1946. - 228 с.
41. Русское еврейство в зарубежье. Статьи, публикации, мемуары и эссе. Т. 5 (10). Иерусалим; Издатель М. Пархомовский, 2003. - 639 с.
42. Светлов В. Современный балет. СПб: Издательство Товарищества Р. Голике и А. Вильборга, 1911.- 200 с.
43. Светлов В.Я. Терпсихора: Статьи. Заметки. Очерки. СПб.: Арт. Зав. А.Ф. Маркса., 1906. - 348 с.
44. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX XX веков. -М.: Искусство, 1970.-293 с.
45. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже 1900 1910-х годов. - М.: Искусство, 1988. - 285 с.
46. Суриц Е.Я. Хореографическое искусство двадцатых годов. — М.: Искусство, 1979. 360 с.
47. Театр. Книга о новом театре. Сборник статей. СПб.: Шиповник, 1908. — 288 с.
48. Театральная критика Власа Дорошевича / Сост., вступ. статья и комментарии С.В. Букчина. Мн.: Харвест, 2004. - 864 с.
49. Тейдер В.А. Касьян Голейзовский. «Иосиф Прекрасный». М.: Флинта; Наука, 2001.-232 с.
50. Телешов Н.Д. Записки писателя. Воспоминания. М.: Художественная литература, 1948. - 352 с.
51. Теляковский В.А. Воспоминания. JI.-M.: Искусство, 1965. - 484 с.
52. Теляковский В.А. Дневники Директора Императорских театров. 1898 -1901. Москва / Под общ. ред. М.Г. Светаевой. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1998.-748 с.
53. Теляковский В.А. Дневники Директора Императорских театров. 1901 -1903. Санкт-Петербург / Под общ. ред. М.Г. Светаевой. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2002. - 703 с.
54. Теляковский В.А. Дневники Директора Императорских театров. 1903 -1906. Санкт-Петербург / Под общ. ред. М.Г. Светаевой. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2006. - 928 с.
55. Худеков С.Н. История танцев. Т. 1 4. - СПб.: 1913 - 1917, Петроград: 1918.
56. Шнейдер И. Записки старого москвича. М.: Советская Россия, 1970. -208 с.
57. Benois Alexander. Reminiscenes of the Russian Ballet. London, 1947.