автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Русская литературная песня второй половины ХVIII века в контексте жанров лирической поэзии
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Саркисян, Е. В
ВВЕДЕНИЕ
I ИШ. л,анр песни в литературоведении
Раздел I. Теория жанре песни.
Раздел 2. История развития литературной песни.38 Раздел 3. Классификация предмета исследования. .4? П
ГЛАВА. Литературная песня в системе жанров русской поэзии второй половины ХУШ века
раздел I. Литературная песня и адиллия.
Раздел 2. Литературная песня и элегия
§ I. Мотив достижения взаимности в любви.
§ 2. Мотив разлуки.
§ 3. Мотив измены.
§ 4. Мотив поиска смысла жизни.
§ 5. Вывод. .„,.
Раздел 3, Литературная песня и романс.
Раздел 4. Литературная песня и патриотическая
Заключение научной работыдиссертация на тему "Русская литературная песня второй половины ХVIII века в контексте жанров лирической поэзии"
- 177 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение литературной песни показало, что этот жанр в "новой" отечественной литературе развивался динамично и плодотворно. На протяжении полувека литературная песня в динамике своего роста имела два периода: сумароковский (до 70-х гг.) и период расцвета сентиментальной песни (последнее десятилетие ХУНТ века). На этом этапе своего развития жанр -литературной песни продемонстрировал взаимовлияние традиций "высокой" патриотической оды и песни; созвучие поэтики жанра песни с образной системой и художественными особенностями других "средних" жанров (идиллии и элегии); богатство палитры фольклорных заимствований; появление романса как нового жанрового образования.
А Л.Сумароков и поэты его школы (М.И.Попов, М.М.Херасков) с середины ХУШ века различными поэтическими средствами раскрывали многообразие и глубину человеческих переживаний. Эти авторы немало способствовали становлению литературной песни как "среднего" жанра классицизма. Но тот факт, что этот жанр получил более широкое развитие в литературе сентиментализма и последующих эпох, сведетельствует о его больших перспективах, обусловленных свободой "средних" жанров, выведенных в поэтике классицизма на "периферию" литературы.
Несмотря на то, что классицизм даже в "средних" жанрах ориентировал на отражение "высоких" античных традиций и символов, уже А.П.Сумароков в своих песнях отказался от этого "ориентира" и представлял примеры фольклорных заимствований. й Попов-песенник обращался к образной системе произведений народного творчества. Стремясь создать для отечественной литературы национальный мифологический арсенал (что было созвучно
- 178 интересу классицистов к "возвшденному") , ища аналогии античному в национальном, М.И.Попов явил блестящие примеры плодотворного освоения фольклорных традиций.
Сближение книжной и народной песни сыграло важную роль в становлении жанра. Особое внимание этому уделяли поэты-сентименталисты. Герой их песен - простой человек, чувства которого представлены через привлечение образов и интонаций народной песенной поэзии. "Пятнадцать мне минуло лет." Богдановича; "Вьщу я на реченьку." Нелединского-Мелепкого; "Стонет сизый голубочек." Дмитриева "и все эти песни пелись и в обществе светском, и в народе. Кто не знал этих песен? И чувства их, и слова, и голоса - были просты и всем доступны. Таким образом чувства поэта переходили в народ."36.
Поэты-сентименталисты (Н.М.Карамзин, й.И.Дмитриев, И.М. Долгорукий, Ю.А .Нелединский-Мелецкий и др.) отражали в своем песенном творчестве, с одной стороны, простоту и искренность человеческих чувств, с другой - тонкость и глубину восприятия жизни.
Творческий: метод сентименталистов покоился на чувствах, на ощущениях, отражающих действительность в ее единичных птюявле- -ниях. Поэтов этого литературного направления интересовала отдельная личность, мир ее переживаний. Это не лишает сентиментального героя типичности, поскольку его черты мыслятся как характерные для той среды, к которой он принадлежит.
Душевные переживания героя представляются поэтами-сентименталистами через бесцветие всего.мира. И.И.Дмитриев, усложняя Д м и т р и е в М.А. Московские элегии. Стихотворения. Мелочи из запаса моей памяти. М., 1985. С.172. психологическую разработку любовной тематики, выходит за рамки изображения переживаний влюбленного. Душевные страдания героев многих его песен связаны не столько с конкретной ситуацией (хотя она, вероятнее всего, и есть источник несчастья) - изменила, покинула, разлюбила. Б песнях выражена неудовлетворенность лирического героя жизнью в делом, утрата интереса к ней. Примечательно использование эпитетов, имеющих не конкретно-зримое значение, а вызывающих лирические ассоциации, им свойственные. "Душа унылая", например,- это образ, не реализуемый зримо, а словесный символ, настраивающий восприятие на "унылый? интимный лад.
Примечательно художественное совершенствование передачи чувств человека за десятилетия развития авторской песни. Психологический параллелизм изображения душевного состояния лирического героя и бытия природы, используемый поэтами школы сентиментализма, демонстрирует переход от изображения идиллических пейзажей к описаниям природы, осмысленным символически (от "кусточков" и "мотыльков" к "реке" - символу неизменности, величественности, силы; "сизому голубку" - символу простоты и верности.)
Помимо черт, свойственных поэтике сентиментализма, в песнях 90-х годов очевидны интонации "романтического" отношения к действительности. Примечательно, что лирическая манера повествования поэтов-сентименталистов в отдельных ^чертах предсказывает романтизм Жуковского. Часто сюжетное повествование о "движении" чувства песенного героя содержит ретроспективу: герой вспоминает "времена счастливы", то, каков он был "прежде". Здесь очевидна аналогия с "доминантой" лирической поэзии Жуковского: "О милый гость, святое прежде." Герой одной из песен поэта
- 180 романтика вспоминает "минувших дней очарованье" и задает вопрос, который мог бы бнгь задан героями многих песен конца ХУШ века:
Зачем душа в тот край стремится, Где были дни, каких "уж нет?
Герой сквозь призму времени смотрит в прошлое и по контрасту с очарованьем "минувших дней" осознает безотрадность своего настоящего положения.
Эволюция жанра литературной песни в русской поэзии второй половины ХУШ века связана с общелитературными процессами: развитием поэтического языка, стихосложения, худ шест венного мышления, изменениями в жанровой системе "новой" российской литературы (разложением жанра элегии, слиянием особенностей поэтики идиллии с произведениями других жанров, в частности, песни, "опрощением" "высокой" патриотической оды в творчестве отдельных поэтов до солдатской песни)
Поэзия второй половины ХУШ века явила литературную песню как жанр, способный синтезировать образы и художественные приемы других жанров. Действительность требовала, с одной стороны, большей раскрепощенности в восприятии и отражении жизни ' (чем представлено в элегии), с другой - реального (а не вдил- -лического) отношения к действительности.
На протяжении второй половины ХУШ века жанры классицизма, в том числе и песня, динамично развивались. Однако на "средние" жанры классицизм оказал наименьшее влияние, поэтому поэтика вдиллии, элегии, литературной песни имеет больше сходства, чем различий. Выявленные в работе при анализе поэтики песен и элегий рационализм, рассудочность, "разумность" чувств элегических героев имеют не общественный, а личностный характер и
- 181 выходят за рамки принципа "обшей пользы" шги дилеммы "долг и чувство". Поэтому с позиций соотношения влияний метода и жанра ведущим следует считать жанровое начало. В отдельных случаях лидировало и авторское начало (в особенности это характерно для произведений, созданных в жанре - еще не "канонированном"-романса» и адаптации "высокой" патриотической оды к "средним" жанрам.)
В литературной песне второй половины ХУШ века провозглашался интерес к внутреннему миру личности, значимость чувства в жизни человека, возвышенное отношение к женщине. Для современни ков, духовным запросам и эстетическим вкусам которых песни отвечали, ови казались откровением. В отличие от элегии того времени, песни представляли силу искреннего и глубокого чувства, помогали предать новую форму эмоциям человека; строки любовных песен "форм1фовали" манеру выражения высказываемых и таяшихся чувств.
Песни, созданные поэтами ХУШ века, ненадолго пережили сво их авторов - в XIX век перешли лишь немногие из них. ' Однако .К.Сокольникова отмечает: "Если в первой четверти XIX века песенную лирику поэтов ХУШ века находили в 44 сборниках из 79 то во второй половине XIX века - в 6 из 39". (Сокольей к о в а А.К. Песенная лирика ХУШ века в рукописных и печатных песенниках первой половины XIX века: Дис. канд. Фил сл. наук -Москва. 1974. С. 12).
Успех и продолжительность жизни песни во многом зависят и от того, насколько удачно ее текст "положен на голос" или насколько мелодичный мотив стал "сопровождать" текст песни. Кроме того, большое значение имеют и исполнители. Так, некото рые песни ХУШ века сделались особенно популярными потому, что их пела известная цыганская певица Стеша.
- 182 они явились важной ступенью в развитии русской лирической поэзии и поступательном движении отечественной культурн. Закрепление реформы версификации, освоение "общечеловеческих" тем, явление синтеза искусств (музыки и поэзии) - всем этим литературная песня второй половины ЛУШ века подготовила расцвет художественной песни и романса, которым отмечено развитие отечественной культуры XIX века,
Список научной литературыСаркисян, Е. В, диссертация по теме "Русская литература"
1. Аглая .-М.» 1794-1795. T.I-2.
2. Аонвды, влн Собрание разных новых стихотворери^ .-М., 1796-1799. Кн. 1-3.
3. Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие-. -СПб., 1755-1757.
4. Мевду делом безделье, или Собрание разных песен с приложенными тонами на три голоса.-Спб., 1759.
5. Московский журнал. 1791-1792.
6. Новое и полное собрание российских песен, содержащих в себе песни: любовные, пастушеские, шутливые, простонародные, свадебные, святочные, с присовокуплением песен из разных российских опер и комедий. Ч.1-6.-М., У Новикова. I780-I78I.
7. Новые ежемесячные сочинения.-Спб., 1786-1 "796.
8. Песенник или полное собрание старых и новых российских народных и прочих песен для фортепиано, собранных издателями.-Спб., у Герстенберга и Дитмара: В 3-х чч, 1797-1798.
9. Курганов. Письмовник. Сбор разных стиходейств.-Спб., 1796.
10. Полезное увеселение.-i., 1760-1762.
11. Праздное время, в пщьзу употребленное .-Спб., 1759-ГТО.
12. Приятное ж полезное препровождение времени.-Спб., 17911799.
13. Собрание наилучших роееийских песен ., изданных иждивением книгопродавпд Ф*Мейе^а.-Спб., 1581. 4.1-5.1.. Собрание народных русских песен с ш гиаосами. на мушку положил Иван Прач. Состаштель Н.&.Львов.-Спб., 1790.
14. Трудолюбивая пчела .-Спб., 1759.
15. Чулков МД. Собрание разных песен: В 4-х чч.-Спб., TWi
16. Богданович М.Ф. Избранные стихотворения. Библиотек« поэта. ВС.- Л.: Сов. писатель, 1957. 257 с.
17. Бытие сердца моего, или Стихотворения князя Ивана Михайловича Долгорукого. -M, 1802. 4.1-3.
18. Державин Г.Р. Анакреонтические песни. Спб., 1804.
19. Державин Г.Р. Анакреонтические песни. -М.: Наука, 1986.- 471 с.
20. Державин Г.Р. Стихотворения. Библиотека поэта. ВС. Л. : Сов. писатель, 1957.
21. Дштржев И .К. Карманный песенник или Собрание лучших светских и простонародных песен. 4.1-3. М.: волън тип. Пономарева, 1796. - 257 с.
22. Дмитриев И.И. Полное собрание стихотворений. Л.: Сов. писатель. Библиотека поэта. БС., 1967.
23. Досуги, или Собрание сочинений ж переводов Михаила Попова.-Спб., 1772. 4.1.
24. Капнжст В.В. Лирические сочинения.-Спб., 1806.
25. Капнжст В.В. Избранные произведения. Библиотека поэта. БС. Л.: Сов. писатель, 1973.
26. Карамзин H.M. Полное собрание стихотворений. М.-Л.: Сов, писатель, 1966. - 424 с.
27. Костров Е.И. Полное собрание всех сочинений и переводов в стихахт 1802,-Спб., 4.1-2.
28. Ломоносов М.В. Полн. собр. соч.: В 11-ти тт. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952-1985. Т.7. - 996 е., -Т.е. - 1279 с.,-Т.И- 422 с.
29. Песни русских поэтов. Библиотека поэта. БС. Л.: Сов. писатель.-Т Л, 1988.
30. Песни, сочиненные Михайлом Поповым. ЗСпб., 1765.
31. Письма Н.М.Карамзина к И.й.Дмитриеву. Спб.: тип. Глота и Пекарского, 1866. - 483 с.
32. Поэты ХУШ века: В 2-х тт. Л.: Сов. писатель. Библиотека поэта. БС, Х972. - T.I. - 623 е., - Т.П. « Ббв с,
33. Прокопович Ф. Сочинения. Библиотека поэта. БС. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1961. - 502 с,
34. Стихотворения Петра Карабанова.-М., 1812.
35. Стихотворения Н.Шатрова: В 2тх чч. Спб., 1831.
36. Собрание сочинений и переводов Ипполита Федоровича Богдановича. М., 4.1-3. I809-1810.
37. Сочинения И.И.Дмитриева. Изд-е 5-е, исправленное и умноженное. -М., 1818.
38. Сочинения Нелединского-Мелецкого. Спб.: тип. А.Дмит-риева. 1850. - 186 с.
39. Сумароков А.П. Избранные произведения. Библиотека поэта. БС. Л.: Сов. писатель, 1957.
40. Сумароков А.П. Полное собрание всех сочинений в стихахи прозе: В 10-ти тт. М.: тип. Новикова, I78I-I787. - 4.1. -364с, - Ч.П. - 290 е., - Ч.У. - 348 е.,- Ч.УШ. - 382 с.
41. Сумароков А.П. Стихотворения. Библиотека поэта. Л.: Сов писатель, 1953. - 344 с.
42. Сумароков А.П. Элегии любовные. Спб., 1774.
43. Творении Н.П.Николева: В 5 чч. М., 1796-1798.
44. Титов А.А.Рукописи славянские и русские, принадлежащие действительному члену имп. Русского геогр. общества И.А.Вахпа-мееву. -М., 1892. Вып. 2.- 203
45. Тредиаковский В.К. Избранные произведения. Библиотека поэта. БС. -$.,-Л.: Сов. писатель, 1963. 679 с.
46. Тредиаковский В.К. Новый и краткий способ к сложению российских стихов. Спб.: печ. при Ими. Акад. наук, 17 35. - 89 с.
47. Тредиаковский В.К. Сочинения: В 3-х тт. -€пб.: тип. Смирдина, 1849. T.I. - 808 с.
48. Херасков М.М. Избранные произведения. -Л.: Сов. писатель, 1961. 410 с.1. КРИТИКА.
49. Аверинцев С.С. Древнегреческая поэтика и мировая литература //Поэтика древнегреческой литературы. -М.: Наука, 1981.- С.3-14.
50. Аверинцев С.С. Риторика как подход к обобщению действительности // Поэтика древнегреческой литературы. М.: FayKa, 1981- - С.15-46.
51. Аверинцев С.С. Традиция греческой "диалектики" и возникновение ридмн // Контекст. 1976. М.: Наука, 1977. - С.81-99.
52. Акимова Т.М. 0 композиции народной песни // Фольклор народов РСФСР. Уфа:- Изд-во Башкирского ун-та, 1981. - С.41-51.
53. Акимова Т.М* Очерки истории русской народй€# песта. --Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1977. С.124-170.
54. Асафьев Б.В. Избранные труды. М.:Изд-во АН СССР, 1954.- Т.2. 335 с.
55. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. -Л.: Музыка , 1963. 376 с.
56. Астахова А.М. Ранняя историческая песня в середине УУШ и первой половине XIX века // Очерки по истории русского народного поэтического творчества середины ХУЛ первой половины XIX века. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1955. - Т.2, кн. I. - С.274-28 U
57. Аристотель. Об иску^тве поэзии. М.: ГИХЛ, 1957. - 183с
58. Байбаков А.Д. Прави^4шштические. М.: унив. тип. у Новикова, 1780. - 36 с.
59. Балашов Д.М. 0 родовой и видовой систематизации фольклора и Русский фольклор. -М.-Л.: Изд-во АН СССР, 19^7. -Т.ХУП.- С. 30-34.
60. Батте Ш. Начальные правила словесности: В 2-х тт. М.: унив. тип., 1806-1807. - Т.1. - 366 е., - Т.2. - 442 е., -Т.З.- 552 е., Т.4. - 451 с.13.!Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М.: Худ. лит, 1975. - 502 с.
61. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -444 с.
62. Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы.- М.: Просвещение, 1964.
63. Белинский В.Г. Собр. соч.: В 13-ти тт. М.: Изд-во АН СССР, 1953-1959. Т.5 - 725 е., Т.6 - 749 е., Т.9 - 718 с.
64. Берков П.Н. Введение в изучение истории русской литературы ХУШ века. а.: Изд-во ЛГУ, 1960. - 262 с.
65. Берков П.Н. Жизненный и литературный путь А.П.Сумарокова // Сумароков А.П.Избранные произведения. Библиотека поэта. БС. Л.: Сов. писатель, 1957. -С.5-46.
66. Берков П.Н. Ломоносов и литературная пояемика его времени. 1750-1765. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1936. - 150 с.
67. Бердников Г.П. Избранные работы: В 2-х тт. М.: Худ. лит., 1986. - Т.1. - 526 е., -Т.2. - 542 с.
68. Бердников Г.П. Становление сонета в русской поэзии аУЙ века; Автореф. дис. канд. филол. наук. Москва. 1985.- 19 с.
69. Благой Д.Д. Г.Р.Державин // Державин Г.Р. Стихотворения. -I.: Сов. писатель, 1957. С.5-74.23* Благой Д.Д. История русской литературы ТУШ века. 3-е- 205 изд. М.: Учпедгиз, 19.55. - 568.
70. Борн И.М. Краткое руководство к российской словесности. Спб.: тип. Ф.Дрехслег-а, 1808. - 162 с.
71. Буало Н. Поэтическое искусство // вступ. статья П.С. Когана, перевод С.С.Нестеровой./Спб.; тип.Тлавн. упр. Уделов,1914. 60 с.
72. Буало Н. Поэтическое искусство. М.: Гослитиздат, 1957. - 231 с.
73. Еудагов P.A. Из истории семантики прилагательного "классический"//Роль и значение литератур« лУШ века в истории русской лультурн. М.: Наука, 1966. - С.443-449.
74. Буцагов P.A. Из истории слов: романтический и романтизм/ Изв. АН СССР, серия литературы и языка. М.: Наука, 1968. -153*- С. 246-254.
75. Бураго С.БЛузыка поэтической речи. Киев; Днипро, 1986. - 179 с.
76. Былинин Б.К. 0 становлении рифмованного дисметрическо-го стиха // Изв. АН СССР, серия литературы и языка. М.: Наука, 1985. - Ü2. - 158-169.
77. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово: В 3-х чч. М.: Музыка, 1978. - 4.1. - 150 е., - 4.2. - 366 е., Ч.З, - 366с.
78. Васина Гроссман В.А. Русский классический романс XIX века. - М.: Изд-во АН СССР, 1956. - 352 с.
79. Веселовский A.A. Любовная лирика ХУШ века. Спб.: тип. Ясногородского, 1817. - 194 с.
80. Веселовский А.Н. Избранные статьи. -I.: Гослитиздат, 1939. 572 с.
81. Веселовский A.B. Историческая поэтика. -М.: Высшая школа, 1989. 406 с.
82. Виноградов В.В. Очерки по истории русского литератур- 206. ного языка ХУШ-Х1Х вв., М.-Л.: Учпедгиз, 1938. -448 с.
83. Виноградов В .В. V языке художественной литеоатуин.- М.: Гослитиздат, 1959. 656 с.
84. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. М.: Наука, 1979. - 511 с.
85. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей.- М.: ГИХЛ, 1961. 616 с.
86. Виноградов В.В. Стилистика. Тешия поэтической речи. Поэтика. М.: йзд-во АН СССР, 1963. - 255 с.
87. Винокур Г.0. Об изучении языка литературных произведений // Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1959. - С.229-256.
88. Винокур Г.О. Понятие поэтического языка // Доклады и сообщения филологического факультета МГУ. М.: Изд-во МГУ, 1947. Büß. 3. - С.3-7.
89. Вмаокур 1*0. Чем должна быть научная поэтика // Вестник МГУ. "L: Изд-во МГУ, 1987. - JSß. - С.83-91.
90. Вшпер Ю.Б. Буало // История всемирной литературы: В 9-ти тт. М.: Наука. - Т.4, 1973. С.124-134.
91. Вишневский К.Д. Русский стих ХУШ первой половины XIX века. Проблемы истории и теории: Автореф. дисс. докт. филол. наук. - Москва, 1975. - 31 с.
92. Вольман Б .Л. Русские нотные издания ХУШ века: Автореф. дис. докг. искусствоведения. Москва, 1979. - 25 с.
93. Вольман БЛ. Русские печатные ноты ХУШ века. I.: Музгиз, 1957. - 293 с.
94. Вольтер. Философские сочинения. М.: Наука, 1988.- 750 с.
95. Вомперский В.П. Стилистическое учение М.В .Ломоносова и теория трех стилей. М.: йзд-во МГУ, 1970. - 210 с.
96. Востоков А. Опыт о русском стихосложении. Спб.:- 207 -Морская тип., 1817. 167 с.
97. Галич A.A. Опыт науки изящного. Спб.: тип, Деп. нар. прос., 1825. - 222 с.
98. Гаспаров МЛ. Метр и смысл. К семантике русского трехстопного хорея. // Изв. АН СССР, серия литературы и языка. М.: Наука, 1976. - М. - 357 - 366.
99. Гаспаров М.Л. Очерки истории русского языка. Мелодика, ритмика, рифма, строфика. -М.: Наука, 1984. 319 с.
100. Герстенберг и Дитмар. Русские песни ХУШ века. М.: Музыка, 1958. - 357 с.
101. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л.: Сов. писатель., 1974.- 406 с.
102. Гиршман М.М. О специфике стиховедческого анализа // Изв. АН СССР, серия литературы и языка. М.? Наука, 1983.- II. C.67-7I.
103. Глебов И. Русская поэзия в русской музыке. Пг: Гос. изд., 1921. - 143 с.
104. Гончаров Б.П. 0 реформе русского стихосложения в ХУШ веке. К проблеме ее национальных истоков. // Русская литература. -Л.: Наука, 1975. Ш. - С.51-70.
105. Гончаров Б.П. Поэтика и лингвистика. К проблеме интерпретации художественного целого. // Русская литература.- Л.: Наука, 1980. М. - С.3-21.
106. Гончаров Б.П. Стиховедение и критика // русская литература. Л.: Наука, 1986. - №2. - С.123-132.
107. Греч H.H. Учебная книга русской словесности: Изд. 2-е.- Спб., тип. имп. Воспит. дома, 1830. q.3. - 327.
108. Григорьева А.Д. Слово в поэтическом тексте // Изв. АН СССР, серия литературы и языка. М.: Наука, 1976. - ИЗ.- С.252- 259.
109. Григорьян K.M. К вопросу о музыкальной природе ли- 208 ческой поэзии // Русская литература. jr.: Нгг»кя? 1978. - №3.- c.iue-ii8.
110. Гудошнжов Я.И. Городской романс как социальное и художественное явление // фольклор народов РСФСР. : Иэд-во Башкирского университета, 1979. - С.98-104.
111. Гудошников Я.И. Основные закономерности развития русской любовной песенной лирики и ее соотношение с фольклором в ХУШ-Х1Х вв.: Диссертация . докт. филея, наук. Москва, 1982.- 417 с.
112. Гудошников Я.И. Очерки истории русской литературной песни ХУШ-Х1Х вв. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, I972;- 170 с.
113. Гудошников Я.И. Сумароков крупный автор песенной поэзии ХУШ в. // Ндойдвьь мастерства и преподавания худ. литры. - М.: Наука, 1967. - С.51-55.68* Гуковский Г.А. К вопросу о русском котссшлязме // поэтика. -Л.: Наука, 1928. Вып. 4. - С. 126-148.
114. Гуковский I'.А.Очерки по истории русской литературы и общественной мысли ХУШ века. I., Гослитиздат, 1938. - 316 с.
115. Гуковский I .A. Русская литература ХУШ века. М.: Учпедгиз, 1939. - 528 с.
116. Гуковский Г.А. Русская поэзия ХУШ века. Л. : Академия, 1927. - 211 с,
117. Гусев В.Е. Шхайло Попов поэт-песенник // рель и значение литературы ХУ1 века в истории русской литературы. - Л.: Наука, 1966. - С.132-138.
118. Гусев В.Е. Песни, романсы, баллады русских поэтов // Песни русских поэтов. Библиотека поэта. БС. Л.: Сов. писатель, 1988. - С-5-54.
119. Державин Г.Р. Рассуждение о лирической поэзии или оде. Соч. Дергкавина с прим. Я.Грота. Т.7. - Спб., 1878. - 759 с.- 209
120. Демкова Н.С. "Свет моя, милая-дорогая." П.А.Самарина-Квашнина // Анализ одного стихотворения. Межв. сб. Д.: Изд-во ЛГУ, 1985. - С.58-67.
121. Дидро Д. Собрание сочинений. -Т.6. М.-Л.: Академия, 1946. - 640 с.
122. Душина JI.H. Поэтика русской баллады в период становления жанра: Дне. канд. филол. наук. Ленинград.' 1975. - 203 с.
123. Еременко Л.Й. Поэзия И.И .Дмитриева: Дисс. канд. Фи-лсл. наук. Ленинград. 1983. - 170 с.
124. Еремина В.Й. Классификация народной лирической песни в советской фольклористике // Русский фольклор. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1977. Т.ХУП. - C.I07-II9.
125. Еремина В.И. Поэтический строй русской народной лирики. Л.: Наука, 1978. - 184 с.
126. Ермакова-Битнер Г.В. В.В.Капнист // Капнист Р.В. Избранные произведения. Л.: Сов. писатель, 1973. - С.5-46.
127. Есаулов H.A. Идиллия и идиллическое. К разграничению типа художественности и жанра.// Проблемы литературных жанров. Межв. сб. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1990. - С.30-31.
128. Жирмунский В.М. Введение в метрику. Теория стиха. Д.: тип. Гидролог, ин-та, 1925. - 286 с.
129. Жирмунский В.М. Задачи поэтики // Начала. Л.: Академия, 1921. - Ж. - С.62-66.
130. Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений, -Пб.: Опояз, 1921. 107 с.
131. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. -Л.: Наука, 1977. 407 с.
132. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л.: Сов. писатель, 1975. - 664 с.
133. Западов В.А. Державин и Руссо // Проблемы изучения русской литературы ХУШ века. Л.: Изд-во ДГПИ им. А.И.Герцена, 1974. - С.55-66. •- 210
134. Западов B.Â. Поэты ХЖ века. А,Кантемир, А.Сумароков, В.Майков, М.Херасков. М.: Изд-во МГУ, 1984. - 235 с.
135. Запад ов Б .А. Русский стих ХУШ-начала ТТУ векя. Рюмина. Л.: Мзд-ви лГПй им А.К.Терцева, 1974. - 56 с.
136. Земцовский И.И. Песня как исторический феномен // Народная песня. Проблемы изучения. Л.: Изд-во ЛГЙТМ и К, 1983.- С.4-21.
137. Илюшин Â.A. Русское стихотворение. М. : Высшая школа, 1988. - 165 с.
138. Конин Г.Н. Творческая история "Анакреонтических песен// Державин Г.Р. Анакреонтические песни. -М.: Наука.V- С.296-3^8.
139. История русской литературы ТУШ века. Библиографический указатель Сост. В.П.Степанов, Ю.В.Стенник Л.: Наука, 1968.- 500 с.
140. История русской поэзии: В 2-х тт. Л.: Наука, 1968-1969. -Т.Х. - 560 е., - Т.2. - 459 с.
141. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В 5-ти тт. М.: Искусство, 1964. -T.I. - 683'е., - Т.2.- 835 с.
142. Калачева C.B. Эволюция русского стиха. -1.: Изд-во МГУ, 1986. 263 с.
143. Каминский В.И. К вопросу о сентименталистском художественном методе в литературе // русская литература. -I.: Наука, 1982. Ш. - C.I24-I38.
144. Карамзин Н.М. Избранные статьи и письма. М.: Современник. - 350 с.
145. Квятковский А.П. Поэтический словарь. -М.: Сов. энциклопедия, 1966. 375 с.
146. Киреева Е.В. Песня ж романс. К обозначению жантюв // Фольклор народов РСФСР. Межв. сб. Уйа: 1985. - С.61-65.
147. Ключевский В.О. Очерки и речи. Второй сборник статей. -Г1г.: Лит-изд. отдел Комисс. нар. прос., 1918. 286 с.- 211
148. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. -М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1962. 112 с.
149. Копанева C.B. 0 литературном происхоздении русской новой народной баллады //Вестник Ленинградского университета. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. ЖЕ 4. - С.58-63.
150. Кораблева К.Ю. Покаянные стихи как жанр древнерусского певческого искусства: Автореф. дис. канд. искусствоведения. -Москва, 1979. 24 с.
151. Кочеткова Н.Д. Н.М.Карамзин и русская поэзия конца 80-х первой половины 90-х гг. ХУШ века: Автореф. дис. канд. филол. наук. - Ленинград, 1964. - 21 с.
152. Кочеткова H .Д. Русский сентиментализм. Итоги и проблемы изучения // Русская литература, -л.: Наука, 1978. №2.- С.222-230.
153. Кравцов Н.И. Поэтика русских наридных лирических песен. М.: Издкви МГУ, 1974. - 93 с.
154. Краснов i .В. Мотив в структуре прозаического пиоиз-ведепия. К постановке вопроса. // Вопросы сюжета и композиции. Межв. сб. Горький: Изд-во 1ТУ, 1980. - C.69-8I.
155. Кукулитис В.И. Поэзия А. А. Ржеве кого : Проблематика и поэтика: Дис. канд. филол. наук. Москва, 1991. - 298 с.•у
156. Кулакова Л.И. Очерки истории русской эстетической мысли ХУШ века // Ученые записки ЛГПИ им. А.И.Герцена. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1968. - С.191-206.
157. П2.Купреянова Е.Н. К вопросу о классицизме //ТШ век.- М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1959. Сб. 4. - С.5-44.
158. Кучеров А.Я. Карамзин и поэты его круга // Карамзин Н.М. Стихотворения. Библиотека поэта. БС. Л.: Сов. писатель, 1958. - С.5-72.
159. Кюи Ц. Русский романс. Очерк его развития. Спб.:тип. Н.Ф.Финдейзена, 1896. 209 с.
160. Лазарев И.С. 0 соотношении текста и мелодии в песне //- 212
161. Вопросы теории и истории лирики. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1988. - С.П2-Ш.
162. Литература и музыка. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975. - 227 с.
163. Луканюк Б.С. К теории песенного типа // Народная песня. Проблемы изучения. Л.: Изд-во ЛГИТЙиК, 1983. - С, 124-136.
164. Лудевич Л.Ф. Психологическая лирика |ресни А.П.Сумарокова) // Проблемы изучения русской литературы ХУШ века. Межв. сб. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1983. - С.II-17.
165. Макогоненко Г.П. "Рядовой на Нинде воин" // И.и.Дмитриев. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. БС. Л.: Сов. писатель, 1967. С.5-68.
166. Макогоненко Г.П. Анакреонтика Державина и ее место в поэзии начала XIX в. // Г.РДержавин. Анакреонтические песни.- 213 - М.: Наука, 1986. С. 251-295.
167. Макогоненко Г.П. Литературная позиция Карамзина в XIX веке // Русская литература.-Л.: Наука, 1962. №1. - С.68-106.
168. Макогоненко Г.П. Русское просвещение и литературные направления ХУШ века // Русская литература. Л.: Наука, 1959. -М. - С.23-53.
169. Мерзляков А. Краткое начертание теории изящной словесности. М., 1822. - 328 с.
170. Михайлов А.А. "Маньеризм" и "барокко" как термины литературоведения // Русская литература.- Л.: Наука, 1966. №3.- С.28-43.
171. Морозов А.А. Судьбы русского классицизма // Русская литература. Л.: "Наука, 1974. - Ж. -СЗ-28.
172. Москвичева Г.Б. Русский классицизм. -М.: Просвещение, \I986.- 189 С.
173. Невзгледова Е.В. Интонация в жанрах музыкального фольклора и мелодика литературного лирического стиха // "Русский фольклор. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1974, -Т.Х1У, - С.238.
174. Невзглдцова Е.В. Мелодика стиха на материале русской лирической поэзии : Автореф. дис. канд. филол. наук. -Ленинград, 1974. 19 с.
175. Ничик В.М. Из истории отечественной филосо&ии конца ХУШ начала XIX века. - Киев: Наук, думка, 1978. - 298 с.
176. Ничик В.М. Феофан Прокопович. М.: Мысль, 1977. -192с.
177. Новикова A.M. Русская поэзия ХУШ-первой половины XIX века и народная песня. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
178. Новикова A.M. Творческая история трех песен литера-турй01и происхождения // Проблемы изучения русского народного поэтического творчества.М.: Изд-во МГУ, 19^8. шп. 5
179. Остолопов Н. Словарь древней и новой поэзии: В 3-х чч. Спб.: тип. имп. российской Академии, 1821. -Ч.1. - 531- 4.2. 489 е., - Ч.З. - 500 с.
180. Оряов П.А. История русской литературы ХУШ века. М. Высшая школа, 1991. - 319 с.
181. Орлов Г1.А. Русский сентиментализм. -М.: Изд-во МГУ, 1977. 270 с.
182. Очерки русской культуры ХУШ века: В 4-х тт. М.: Изд-во МГУ, - T.I. - 383 е., - Т.П. - 408 е., - T.IH. - 400 е., Т.1У. - - 378 е., 1985-1990.
183. Палкин М.А. Лирика как искусство стихотворного слова. Минск: Вщмйш. шкала, I9H6. - 270 е.
184. Панчьмки A.M. хусская стихотворная культура ЮТ века- л.: Наука, 1973. 280 с.
185. Панченко 0. Магнитное поле рошнеа // Литературная учеба, 1985. -Я 6. С.201-212.
186. Перетц В.Н. Историко-литературные исследования и материалы. Из истории русской песни // Уаписки историко-филологического ф-та Спб., ун-та. Спб.: Изд-во Спб. ун-та, 1901). - Т.54. - 426 о.
187. Песков A.M. Вуали в русской лите^лтурв первой трети XIX века». М.: Изд-во МГУ, 1982. - 176 с.
188. Песков A.M. Ияиллия // Литературная учеба, 1985.- Ш. С.224-227.- 215
189. Пигарев K.B. Русская литература и изобразительное искусство. М.: Наука, 1966 . - 293 с.
190. Письма русских писателей УУ111 века. Л.: Наука, 1980.- 472 с.
191. Позднеев A.B. Рукописные песенники ХУТТ-ХУШ вв. Из истории песенной силлабической поэзии.: Дис. докт. Филол. наук,.- Москва, 1956. 578 с.
192. Поляков М.Я. В, мире идей и образов. Историческая поэтика и теория жанров. М.: Сов. писатель, 1983. - 367 с.
193. Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. -М.: Сов. писатель, 1978. 478 с.
194. Померанцева Э.В. Баллада и жестокий романс // Русский фольклор, л.: Наука, 1974. - Т.14.'- С.202-210.
195. Попов И.В. Критика раннего Карамзина в ее публицистической сущности // Проблемы изучения русской литературы ХУШ в. Межв. сб. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1974. - С. 121-136.
196. Поспелов Г.Н. К вопросу о поэтических жанрах // Доклады и сообщения филологического факультета МГУ. М.: Изд-во МГУ, 1948.
197. Поспелов Т.Н. Лирика: среди литературных родов. М.: Мзд-во МГУ, 1976. - 208 с.
198. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. -М.: Просвещение, 1972. 271 с.
199. Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. -М.: Изд-во МГУ, 1970. 330 с.
200. Поспелов Г.Н. Типология литературных родов и жанров ff Вестник МГУ, серия "филология". М.: Изд-во ЖГУ, 1978. - №4.- С.12-18.
201. Правдюк A.A. Межжанровая рецепция в песенпом фольклоре // Народная песня. Проблемы изучения. Л.: Изд-во ЛГСТиК, 1983. С.35-44.
202. Пропп В.Я. Жанровый состав русского Фольклора /Аус•екая литература. Л.: Наука, 1964. - №4. - С.52-68.
203. Пропп Б.Я. Принципы классификации фольклорных жанров // Советская этнография, 1964. №4. - С,140-152.
204. Пумпянский Л.В. Кантемир. Тредиаковский // Истотшя русской литературы : В 10-ти тт. М.-Д.: Изд-во АН СССР, 1941. - Т.З. - 4.1. - С.176-263.
205. Пумпянский Л.В. Сентиментализм // История русской литературы. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1947. - Т.6. - С.202-210.
206. Реизов Б.Г. История и теория литетэатутш. Л.: Наука, 1986. - 318 с.
207. Рижский И.С. Наука стихотворства. Спб,: тип. Плавиль-щикова, 1811. - 353 с.
208. Розанов И.Н. Библиотека русской поэзии И.Н.Розанова, -М.: Книга, 1975. 480 с.
209. Розанов И.Н. Литературные репутации. М.: Никитинские субботники, 1928. - 147 с.
210. Розанов Й.Н. Литературные репутации. -М.: Сов. писатель, 1990. 463 с.
211. Розанов И.Н. Песни русских поэтов // Песни русских поэтов. Библиотека поэта. МС. Л.: Сов. писатель, 1936. - С.З-27.
212. Розанов И.Н. Русская лирика. От поэзии безличной к исповеди сердца. - М.: тип. Б.Б.Рябушинского, 1914. - 304 с.
213. Русский сонет. Сонеты русских поэтов ХУШ-начала XX века. М.: Сов. Россия, 1983. - 511 с.
214. Русская литература ХУШ века. Эпоха классицизма. М.-^ Наука, 1964. - 294 с.
215. Русская литература. Век ХУШ. Лирика. -М.: Просвещение, 1990. 734 С.180. русская поэзия ХУШ века. М.: Худ. лит., 1972. - ^34с181. русская философия второй половины ХУШ века. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1990. - IP9 с.- 217
216. Савельева Л.Й. Античность в русской поэзии ковиа начада л!Х века Казань: йзд-ви Казанского ун-та, 1980. - 120 с.
217. Сазонова л.И. Поэзия русского барокко в контексте культуры переходного периода от средневековья к новому времени: дис. докт. филол. наук. Москва, 1990. - 438 с.
218. Серман И.З. И.Ф.Богданович // Богданович И.*. Стихотворения и поэмы, л.: Сов. писатель, 1957. - C.h-42.185. ие^дан И.з. .русская поэзия ХУШ века от Ломоносова до Державина : дис. докт. филод. наук. Ленинград, 1969. .- 667 с.
219. Сига.« НД. "Поэтическое искусство" Буало // Буало. Поэтическое искусство. М.: Гослитиздат, 1957А - С.7-52.
220. Словарь русского языка ХУШ века. Л.: Наука. -Внп.6, 1990• — 256•
221. Отарчевский А. Н.М.Карамзин. Спб.; тип. К.Крайня, 1849. - 280 с.
222. Стенник Ю.В. К вопросу о поэтшееком состязании 1743 геда // Русская литература. Л.: Наука, 1984. - №4. - C.I00-104.
223. Стенник Б.В. К вопросу о реаанзме в русской литературе ХУШ века // Руеекая литература. -I.: Наука, 1982. М.- С.55-У7.
224. Стенник Ю.В. Системы жанров в нсторжко-литературном процессе //русская литература. 1.: Наука, 1972. - №4. - С.90-У5.
225. Теория литературы. Основные Проблемы в историческом освещений. Роды и жанры. М.: Изд-во АН СССР, 1964. - 480 с.
226. Тимофеев 1.И. Об изучении ста® полемические заметки М.: Изв. АН СССР, серия литературы и языка, 1976. - №2.- С.173-179.
227. Тимофеев 1.И. Слово о стихе/ М.: Сов. писатель, 1982. - 343 с.
228. Толмачев Я. Русская поэзия. М.: тип. Селивановского, 1805. - 161 с.- 219
229. Томашевский Б.В. Стшиетжка к стихосложение. I.: Учпедгиз, 1959. - 536 с.2Ö8. Томашевский Ь.В. и тех и язык. M.-JT : Гослитиздат, 1959. - 471 с. *
230. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.-Л.: Изд-во АН ССGi>, 1931.
231. Трубицын Н.М. О народной поэзии в общественной и литературном обиходе первой трети XIX bw Спб. : тип. г*. упр. , уделов, 1912. - 593 с.
232. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. -М.: йаука, 1977. 574 с.
233. Федоров В.И. История русской литературы ХУ1 века. М. : Просвещение, 1982. - 336 с.
234. Федоров В.И. Житературше направления в русской литературе 1Ш века. М.: Просвещение, 1979. - 156 с.2X4. *едотвв ü.M. Рифма в русской народ мой песне // Вопросы русской литературы. М.: изд-во МГПИ им. Ленина, 1971.- C.106-II6.
235. Фризман Л.Г. Жизнь лирического жанра, русская элегия от Сумарокова до Некрасова. М,: Наука, 1973. - 140 с.
236. Хвостов Д.И. Наука о стихотворстве. Поема дидактическая в четырех песнях. Сочинение Буало Депрео. Спб.: тип. Имп. Воспит. Дома, 1818. - 173 с.
237. Ходасевич В.Ф. Державин. -М.: Книга, 1988. 326 с.
238. Хроленко А.Tu Поэтическая фразеология русской народной ¿иргчеекш песни, Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1981. § 163 с,
239. Цертелев H.A. Опнт обшх правил стихотворства. Спб.: тип. Н.Греча, 1820. - 78 с.
240. Чередниченко Т. Песенная поэзия А.П.Сумарокова // Традиции русской музыкальной культуры ХУШ века. Вып. XXI, 1975.- М.: Изд-во АН СССР. C.II3-I40.
241. Чернец Л.В. Дитературные жанры. Проблемы типологии и поэтики. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 192 с.
242. Чернов А. Штрихи к двум портретам рифмы // Литературная учеба, 1978. Л5. - 0.176-184.
243. Штейнпресс ь.С. К истории "цыганского пения" в Роеиии.- М.: Гос. муз изд-во, 1934. 62 с.
244. Щербакова Т. Цыганское музыкальное исполнительство в России. М.: Музыка, 1984'. - 175 с.
245. Штокмар М.П. Исследования в области русского народного стихосложения. М.; Изд-во АН СССР, 1952. - 423 с.
246. Эйхенбаум Б.М. 0 поэзии. Л.: Сов. писатель, 19^9.- 550 с.
247. Эйхенбаум Б.М. Сквозь литературу. Л.: Сов. писатель,