автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему:
Русская Православная Церковь в современном политическом процессе

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Заярный, Владислав Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.02
Диссертация по политологии на тему 'Русская Православная Церковь в современном политическом процессе'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Заярный, Владислав Владимирович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Взаимоотношения Русской Православной Церкви и государства в современной Росси.

1.1 Совершенствование российского законодательства о свободе совести и религиозных объединениях.

1.2 Сотрудничество Русской Православной церкви с официальными государственными институтами РФ.

1.3 Участие Русской Православной Церкви в формировании системы новых национальных ориентиров и ценностей.

ГЛАВА 2. Русская Православная Церковь как субъект гражданского общества.

2.1. Взаимодействие Русской Православной Церкви с общественно-политическим организациями и перспективы христианской демократии в России.

2.2 Основные направления социальной деятельности Русской Православной Церкви.

2.3 Отношения Русской Православной Церкви с инославными конфессиями.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по политологии, Заярный, Владислав Владимирович

Актуальность темы исследования

Актуальность темы диссертации обусловлена активизацией религиозного фактора в мировой политике в целом и в современной России в частности и усилением степени его воздействия на социально-политическую обстановку в различных странах и регионах.

Активное проникновение религии в массовое сознание и соответствующее повышение роли церкви в государстве не могло не сказаться на политической жизни в целом, а также на поведении политиков. Руководители государства начали снова, как это было до октября 1917 г., посещать церковные службы, а церковные иерархи - светские приемы. Священнослужители благословляют солдат перед боем, освящают бронетехнику и казармы, а светская власть награждает церковных иерархов высшими государственными наградами. Масштабы описываемого явления настолько велики, что вызывают серьезную обеспокоенность антиклерикальных кругов. Развертывание процессов десекуляризации в сфере образования, усиление участия церковнослужителей в социально-экономической жизни страны, а также укрепление взаимосвязей между светской и церковной элитами даже породили у некоторых аналитиков опасения относительно девальвации в России принципа отделения церкви от государства.

К XXI веку для многих политиков и православных священников стало очевидно, что взаимное самоопределение государства и церкви как субъектов культурно-политического пространства будет еще долго продолжаться, несмотря на успехи научно-технической революции. Особенно это касается Российской Федерации, где Русская Православная Церковь (РПЦ) Московского Патриархата (МП) стремится к максимально возможному восстановлению своих позиций, утраченных с 1918 года. Большая часть россиян проявляет интерес к религиозным вопросам. Однако слишком быстро наступающая неподготовленная религиозность зачастую превращается в чистую формальность. Из проведенных исследований в середине 90-х годов можно сделать вывод о том, что религия и вера воспринимаются нашими современниками во многом по-новому и достаточно неоднозначно. Осуществляется процесс диверсификации позиций населения относительно религии.

Социологические исследования показывают, что сама религия понимается подавляющим большинством, в том числе и православных верующих, не с высоких нравственно-мировоззренчиских позиций, а социально-утилитарно. Несомненно, что в мотивах, по которым сейчас люди стали называть себя верующими, очень много от конформизма, следования за "модой". Другая тенденция состоит в том, что Россия становится все более религиозно-плюралистическим обществом.

Третья тенденция религиозности характеризуется тем, что большинство российских граждан согласно социологическим исследованиям пребывает и будет пребывать в мировоззренчески неопределенном состоянии. Несмотря на бурный рост числа лиц, идентифицирующих себя как верующих -православных, большинство определяет себя не как верующих или атеистов, а как колеблющихся между верой и неверием, верящих не в Бога, а в сверхъестественные силы, и людей, религиозно индифферентных. Так, в частности, по данным ВЦИОМ, в июне 1991 г. соотношение людей, считавших себя верующими и неверующими, составляло 31,0% к 60,9%, а в ноябре 2000 г. оказалось уже обратным - 55,2% к 34,5%. (Эти данные коррелируют с данными ФОМ, согласно которым в августе 2000 г. соотношение верующих и неверующих составляло 64% к 31%)1.

В современном российском политическом процессе действуют различные субъекты: государство, отдельные личности, социальные группы, политические партии, политические движения, общественные организации, политические

1 См. Дубов И.Г. Уровень религиозности и влияние религиозных установок на отношение россиян к политическим лидерам// ПОЛИС, 2001. №2. - С.79. объединения и блоки и т. д., имеющие и реализующие свой социально-политический интерес. В политическом процессе функционируют также структуры, которые не являются по своей сущности политическими организациями, но, тем не менее, активно в нем участвуют. К числу таких общественных институтов относится и Русская Православная Церковь (РПЦ) Московского Патриархата (МП) (преемница Российской Православной Церкви Российской империи), которая сегодня является крупнейшей религиозной организацией осуществляющей свою деятельность на территории Российской Федерации по количеству приходов, духовных образовательных учреждений и крещеных граждан. В настоящее время Русская Православная Церковь юрисдикции Московского патриархата насчитывает в своем ведении: 130 епархий в различных регионах России, в ближнем и дальнем зарубежье. В Русской Православной Церкви Московского Патриархата служат 150 архиереев, 17500 священников, 2300 дьяконов. В Учебный комитет Русской Православной Церкви входят 5 духовных академий, 30 духовных семинарий, 45 духовных училищ, 2 Православных университета и Богословский институт, 9 подготовительных пастырских курсов, 3 Епархиальных женских духовных училища, 7 школ катехизаторов, 3 школы псаломщиц, И регентских и 4 иконописные школы и отделения. Общее количество учащихся духовных школ, включая заочный сектор, - около 6000 человек2. Кроме того регулярного открываются и получают официальную регистрацию в Министерстве юстиции РФ новые приходы, выделяются новые епархии, это требует назначения епископов и священников, получают аккредитацию Патриархии создаваемые духовные учебные заведения.

В современных условиях наблюдается следующая тенденция - Русская Православная Церковь стремится оказывать свое влияние практически на все сферы жизни современного российского общества и на десятки миллионов верующих или сочувствующих граждан России, для которых мнение церкви по

2 См. Официальный Web-сайт Московского Патриархата Русской Православной церкви, http:// www. Russian-orthodox-church, org. ru. / Раздел - Церковь сегодня. вопросам устройства государства и общества является наиболее авторитетным. Изучение деятельности Русской Православной Церкви как субъекта гражданского общества в политическом процессе в условиях демократических реформ позволяет выявить место и роль церкви в этой сфере.

Сегодня можно отметить тенденцию политизации религии в России. Этот процесс опережает процесс десекуляризации политики, и его лидером можно назвать Русскую Православную Церковь, ставшую важным фактором общественной жизни. В начале 90-х гг. епископы и священники Русской Православной Церкви занимали депутатские места в парламентах различных уровней. В литературе подчеркивается, что политической поддержки Русской Православной Церкви ищут многие лидеры (особенно в регионах) и наоборот.

Степень научной разработанности проблемы

Интерес к социальной обусловленности и роли религии в обществе возник еще в эпоху Просвещения и буржуазных революций. Одним из первых, кто пытался найти ответ на этот серьезный вопрос, стал О. Конт. Вопросы взаимосвязи религии и политики поднимали в своих трудах К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер.

В современной научной литературе имеется ряд работ, в которых прослеживаются те или иные попытки исследовать проблему места и роли Русской Православной Церкви в политическом процессе, в частности работы С.Г. Сафронова, Д.В. Поспеловского, H.A. Трофимчука, Ю.П. Зуева, Т.А. Кудриной, С.И. Самыгина, Г.Н. Сердюкова, В.Н. Нечипуренко, И.Н. Полонской3, а также публикации в научных периодических изданиях К.Н.

3 См.: Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. - М.: Республика, 1995; Сафронов С.Г. Русская православная церковь в XX веке: территориальный аспект. М.: Московский центр Карнеги, 2001.; Трофимчук Н.А. и др. История религии в России. -М.: Изд-воРАГС, 1998; Зуев Ю.П. Религиозно-конфессиональные отношения и общественная стабильность в современной России // Религия и политика в современной России. М., 1997; Кудрина Т.А. От политики государственного атеизма - к свободе совести. Материалы совещания. - М.: Изд-во РАГС, 2000; Самыгин С.И., Сердюков Г.Н., Нечипуренко В.Н. Религия и политика. Ростов-на-Дону: Изд-во «Пегас», 1996; Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, 1996.

Костюка, А.Б. Зубова, Б.С. Орлова, А. Тяхи4 и др., публикации церковных авторов - протоиерея Владислава Ципина, игумена Вениамина (Новика), митрополита Кирилла (Гундяева), сегодняшнего Главы Русской Православной Церкви - патриарха Алексия II, митрополита Иоанна (Снычева), дьякона Андрея Кураева, протоиерея Всеволода Чаплина5 и др., публикации, посвященные данной проблеме в различных печатных и электронных СМИ таких журналистов и публицистов, как А.Верховский, С.Чапнин, Н. Бабасян, М. Шевченко, Е. Комаров, А. Солдатов, А. Бессмертный-Анзимиров, А. Щипков6 и др.

Кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации издается специализированный информационно-аналитический бюллетень «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», который посвящен государственно-конфессиональным отношениям в России и зарубежных странах, социологии религии, религиозным движениям и т.д. Следует отметить ряд научных работ, посвященных современной ситуации в государственно-церковных отношениях. В них отражается проблема государственно-церковных отношений с узко правовой точки зрения. Ряд публикаций ангажирован у церковных (религиозных) авторов - это апологетика и отстаивание правоты Русской

4 См.: Костюк К.Н. Русская православная церковь и общество: нравственное сотрудничество или этический конфликт // ПОЛИС. 2002. №2; Костюк К. Русская православная церковь в гражданском обществе // Социально-политический журнал. 1998. №2. С. 105; Тяха А. Политическое позиционирование церкви при Путине// Отечественные записки. 2001. №1. С. 156.

5 См.: Протоиерей Владислав Ципин. История Русской церкви. - М., 1997; Алексий И, Патриарх. Россия: Духовное возрождение. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1999; Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). Что такое социальная доктрина Церкви? Интервью гл. редактору НГ-Религии Максиму Шевченко // НГ-Религии. 09.08.2000. С.4; Митрополит Иоанн (Снычев). Русь соборная. Спб.: Изд-во «Царское дело», 1995; Кураев Андрей, дьякон. Откуда у церкви деньги. М., 1999; Чаплин Всеволод, протоиерей. Миротворцы // Радонеж. 2001. №11-12.

6 См.: Бабасян Н. Батюшки на госслужбе // Новое время. 2001. №29; Бессмертный-Анзимиров А. Искушение византизмом: Московская патриархия утверждает, что не занимается политикой //Новое время, 2000. №2.; Верховский А. «Религиозный фактор» между двумя кампаниями // Русская мысль. №4300, 13-19 января 2000.; Солдатов А. Священный «капитал» и его «олигархи» // Отечественные записки. № 1. 2001; Чапнин С. Новые формы церковно-государсгвенного диалога? // Русская мысль. №4342, 23 ноября 2000; Шевченко М. Апокалипсис сегодня // НГ-Религии. №10. 23.01.2001.

Православной Церкви в тех или иных вопросах, у светских авторов это резкая критика церкви или ярко выраженное негативное к ней отношение.

Следует также отметить, что процесс позиционирования Русской Православной Церкви в современном российском политическом процессе и международных отношениях далек от завершения. И новые этапы развития политических процессов требуют выявления и анализа позиции Русской Православной Церкви в изменяющихся условиях. В частности, недостаточно освящены позиции Русской Православной Церкви в вопросах укрепления российской государственности, проведения политических реформ, межнациональных и федеративных отношений. Таким образом, в литературе заложена содержательная основа для изучения проблемы взаимодействия церкви и политики, однако эта тема полностью не исчерпана, в особенности ее политологический аспект.

Объектом исследования является система взаимоотношений «религия -государство - гражданское общество» в условиях демократических реформ.

Предметом исследования выступает механизм влияния Русской Православной Церкви как актора социально-политического процесса на формирование российского гражданского общества и позиции государства.

Цель исследования - осмысление реальной роли Русской Православной Церкви в современном социально-политическом процессе, анализ ее воздействия на государственную политику.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:

- выявления механизмов взаимодействия Русской Православной Церкви с официальными государственными институтами РФ; анализа правовых механизмов в области государственно-конфессиональных отношений;

- изучения и анализа участия Русской Православной Церкви в формировании гражданского общества в России;

- рассмотрения взаимодействия Русской Православной Церкви и общественно-политических организаций России;

- определения значения Русской Православной Церкви и православия в целом для формирования национальной идеологии как новой системы ценностей; разработки рекомендаций, направленных на улучшение законодательной базы в области государственно-церковных отношений.

Теоретико-методологическая база исследования. Для достижения поставленной цели были использованы современные общенаучные методы познания общественных процессов: эмпирический, рациональный, формальнологический, системный, исторический, структурно-функциональный - и конкретно-научные: сравнительно-правовой, конкретно-исторический. Основным методом из используемых в исследовании является метод системного анализа и подхода. Это связано с комплексным рассмотрением данной проблемы и описанием широкого спектра деятельности Русской Православной Церкви.

Теоретической основой исследования явились работы крупных отечественных и зарубежных исследователей: М. Вебера, И.А. Ильина, H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.Д. Соловьева, К.Н. Леонтьева, Б.И. Новгородцева, Д.В. Поспеловского, C.B. Римского и др.

Особо следует подчеркнуть значимость для исследования идеи М. Вебера о том, что надстройка достаточно самостоятельна и действует независимо от базиса - это касается как политики, так и религии, а также работ русского православного философа И.А. Ильина, где подчеркивается, что существование России немыслимо без присутствия православия.

Эмпирическую основу исследования составляют законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации: Конституция Российской Федерации 1993 г., Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997 г., а также официальные документы Русской Православной Церкви - Устав об управлении Русской Православной Церкви,

Устав Русской Православной Церкви 2000 года и Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, выступления и интервью главы Русской Православной Церкви Патриарха Алексия II, руководителя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата Русской Православной Церкви - Митрополита Кирилла (Гундяева), других руководителей Русской Православной Церкви, речи и выступления руководителей Российского государства, лидеров политических партий и движений; программные материалы религиозных организаций, научные и публицистические публикации в средствах массовой информации и во всемирной компьютерной сети «Интернет», материалы социологических исследований по вопросам места и роли религии и церкви в современном обществе.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- изучен процесс эволюции отношений Русской Православной Церкви и государственных органов Российской Федерации и выявлены их этапность и приоритеты на современном этапе реформ;

- охарактеризованы основные направления деятельности Русской Православной Церкви как субъекта гражданского общества и латентного актора политического процесса;

- проанализирована современная ситуация, складывающаяся в сфере государственно-конфессиональных отношений, выделены недостатки в структуре механизма регулирования взаимоотношений религиозных объединений и государства;

- охарактеризована деятельность Русской Православной Церкви в области формирования новой системы целей и ориентиров, поиска национальной идеи;

- предложены рекомендации по улучшению взаимодействия Русской Православной Церкви и государства как для руководства церкви, так и для органов государственного управления.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Эволюция отношений Русской Православной Церкви и государственных органов современной России проходит в условиях уже состоявшегося признания церкви полноправным институтом гражданского общества, усиления сотрудничества и партнерства церкви и государства, включая стремление церкви к максимально возможной реставрации своих позиций, которые она занимала до 1918 года. Русской Православной Церкви расширила свое влияние на все основные сферы жизни общества, активно осуществляет поиск поддержки и покровительства на государственном уровне с целью обеспечения привилегированного положения и устранения притязаний со стороны конкурирующих конфессий. Принципиально важно желание Русской Православной Церкви занять душепопечительные вакансии в Вооруженных силах, МВД, ФСБ и других силовых министерствах и ведомствах России.

2. В процессе формирования политической системы постсоветской России были созданы основы законодательной базы в области государственно-конфессиональных отношений и начал складываться механизм регулирования церковно-государственных отношений. В то же время сохраняются пробелы в федеральном законодательстве, регулирующем имущественные и иные отношения Русской Православной Церкви и государства. В Правительстве РФ недостает структуры, отвечающей за взаимодействие с религиозными организациями и координирующей эти отношения. Отсутствует целостная концепция развития государственно-церковных отношений на перспективу, что ведет к противоречиям, непониманию и конфликтам в области государственно-конфессиональных отношений.

3. Место и роль Русской Православной Церкви в формирующемся сегодня в России гражданском обществе определяется латентным участием Русской Православной Церкви в общественно-политической жизни, в различном взаимодействии с политическими партиями и общественно-политическими движениями. Русской Православной Церкви не стремится создавать свое политическое крыло (партию, движение, объединение) с целью легитимации влияния на принятие политических решений, что частично компенсируется контактами руководства Русской Православной Церкви с высшими политическими деятелями и центристскими политическими организациями России, отказом Русской Православной Церкви от сотрудничества с противостоящими действующему политическому режиму оппозиционными либеральными и коммунистическими политическими партиями. Позиция Русской Православной Церкви в отношении национально-почвеннических политических партий и движений характеризуется состоянием пассивного молчаливого одобрения, что в целом отвечает традиционализму и консерватизму менталитета клира и прихожан Русской Православной Церкви.

4. Русская Православная Церковь заняла политически активную позицию в области формирования новой системы ценностей и ориентиров и собственного варианта т.н. «национальной идеи» современной России. В этих целях используются православные традиционные духовные ценности, отражающие русский менталитет и своеобразный путь развития России в русле мировой цивилизации; осуществляется работа по введению курса православной культуры в светских школах, также в этом русле находится канонизация последнего русского императора Николая II.

5. Ключевым для Русской Православной Церкви направлением является социальная политика, в рамках которой церковь стремится внести элементы духовности в деятельность государственных и общественных организаций в образовании, воспитании, медицине, экологии и др., а также создать каналы своего влияния на население и тем самым увеличить число прихожан.

6. Борьба Русской Православной Церкви с конкурирующей Римско-католической церковью и движением экуменизма, с одной стороны, вписывается в направление внешнеполитической деятельности России по защите своих национально-государственных интересов и зон влияния в СНГ, с другой стороны - отражает нежелание Русской Православной Церкви менять свою политику в области миссионерско-пропове дни ческой деятельности, в проведении реформ структуры самой церкви, отношении к реформам в современном обществе.

Научно-практическая значимость исследования. Данная работа содержит теоретический и практический материал, который может быть использован:

- при подготовке обобщающих работ по общей и прикладной политологии, религиоведению, новейшей истории, истории русской церкви;

- для разработки учебных курсов в рамках политологии, социологии, религиоведения, истории Отечества;

- в подготовке спецкурсов по проблемам государственно-церковных отношений в современной России.

Кроме того, результаты исследования могут быть использованы органами государственного и муниципального управления РФ с целью совершенствования и повышения эффективности взаимодействия с религиозными объединениями и организациями.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены в монографии и пяти научных публикациях автора общим объемом 7,4 п.л. Отдельные положения диссертационного исследования были представлены в докладах и выступлениях на следующих научных форумах: научно-практической конференции молодых ученых СКАГС «Актуальные проблемы современного российского общества и государства» (Ростов-на-Дону, октябрь 2001 г.), международной конференции «Региональные элиты в процессе современной российской федерализации» (Ростов-на-Дону - Майкоп, ноябрь 2001 г.), научно-практической конференции молодых ученых СКАГС «Актуальные проблемы современного государственного строительства в России» (Ростов-на-Дону, октябрь 2002 г.).

Диссертация апробирована на заседаниях кафедры политологии и этнополитики Северо-Кавказской академии государственной службы.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, и приложений, содержит 177 страниц текста и список использованных источников и литературы, включающий 296 источников.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Русская Православная Церковь в современном политическом процессе"

Заключение

Декларируя принцип неучастия в политической деятельности в своих официальных документах (решения Архиерейских соборов РПЦ 1994 и 1997 гг., «Основы социальной концепции РПЦ» и др.). РПЦ официально дистанцируется от политики, но реально на практике является актором в политическом процессе в широком смысле этого понятия. Это в основном латентные скрытые и скрываемые действия.

За десять лет прошедшие с 1991 года со стороны государства наметился процесс «возрождения «особых» отношений с РПЦ. Другие религиозные организации действующие на территории РФ восприняли эти шаги государства как рецидив имперской политики - намерение восстановить институт Государственной церкви, и навязывание гражданам России новой православной идеологии. Так, по данным социологического исследования проведенного Независимым институтом социальных национальных проблем, 25% опрошенных считали, что в России равны все религиозные организации, а подавляющее большинство отмечало особое привилегированное положение РПЦ (См. подробно: М.И. Одинцов. Вероисповедательные реформы в России (1985-1997 гг.)// Религия и право, №3,1999. С.5).

Запрет церковных властей на участие Церкви в политике уже есть участие в политике, т.к. оно выглядит как нежелание РПЦ осуществлять на практике принципы свободы и терпимости. РПЦ бесспорно является активным субъектом гражданского общества в России, тем более, что Церковь по закону отделена и не зависит от государства и официально не является политическим субъектом, поэтому она все активнее включается в процессы формирования гражданского общества, имея для этого определенный «духовный ресурс» и стремиться занять в нем ведущее положение.

Сегодня явно прослеживается стремление РПЦ стать конфессией номер один в России и вернуть себе утраченное положение, которое она занимала до Октябрьской революции 1917 года со всеми вытекающими последствиями, а именно:

- возвращение церковного имущества и земель в утраченных в результате национализации в полное безвозмездное пользование с выплатой компенсации ущерба;

- присутствие РПЦ в школе и высших учебных заведениях -преподавание православных дисциплин и открытие в вузах теологических факультетов;

- присутствие Церкви в Вооруженных силах, МВД и других министерствах и ведомствах «силового блока» - создание на государственной основе института капелланов (военных священников);

- присутствие Церкви в системе Министерства юстиции - местах лишения свободы;

- создание нравственной церковной цензуры и т.д.

Будучи отделена от государства, РПЦ активно стремится оказывать свое влияние на государственную политику в различных областях начиная от внешнеполитических национально-государственных интересов, вопросов свободы совести и вероисповедания, политики в области информатизации и глобализации (введение ИНН), в вопросах культуры и нравственности, вопросы патриотического воспитания и образования и заканчивая широким спектром социальных проблем (здравоохранение, экология, социальная помощь и поддержка социально незащищенных слоев общества) и д.р.

Сегодня РПЦ проходя через процесс своего возрождения -восстановления активно стремиться возвратить свою мощь и положение главной государственной конфессии, как это было до революционных событий 1917 г. Стремясь вернуть себе былую мощь и масштабы, РПЦ наращивает усилия по полному и безвозмездному возвращению исторически принадлежащего ей» церковного имущества - полная реституция и компенсанция (храмовые здания, здания церковно-приходских школ и др.; самое главное, церковных земель), но и оформление на него прав собственности.

РПЦ активно стремиться повилять на концептуальное изменение Конституции РФ и федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997 г. в свою пользу, где бы ей гарантировалось особое привилегированное место государственной церкви со всеми вытекающими отсюда последствиями. РПЦ возможно устроил бы вариант заключения с государством договора Конкордиата (такой договор разграничивает сферы влияния и деятельности Церкви на территории данного государства; договора конкордата заключены Римско-католической церковью практически со всеми странам западной Европы и центральной и южной Америки ), в котором она получала бы поддержку и покровительство со стороны государства. В этой же связи РПЦ подготавливает почву налогу на церковь по образцу стран западной Европы (Великобритания, Германия, Италия и др.) с целью финансирования церковной организации за счет налогоплательщиков.

РПЦ, безусловно, значимый и важный общественный институт, который может способствовать развитию формирующегося сегодня в России гражданского общества. Ее опыт в области воспитания, образования и социального служения естественно полезен и его следует использовать государству.

Однако РПЦ должна помнить - из истории религии известно, что как только церковь начинает активно вторгаться в сферу политики, так сразу же начинается падение доверия к ней в обществе.

Перспективы христианской демократии в России пока не ясны, это можно объяснить следующими причинами:

1.В российском обществе пока плохо развита христианская и демократическая культура, а так же отсутствуют демократические традиции;

2.Современой российское общество пока еще плохо понимает, что такое христианство и, что такое демократия вообще и тем более что такое эти два понятия вместе;

3.Сами христианские политические движения должны исходить из понимания о том, что идея христианской демократии надконфессиональна;

4.Создаваемые христианско-демократические движения должны строится исходя из принципа, что партия христианской демократии и церковная партия - это совершенно разные вещи;

5.Суть христианско-демократических движений должна содержаться не лоббировании интересов РПЦ или какой-либо другой конфессии, а во внесению в политику общехристианских ценностей и идеалов.

Государство со своей стороны должно совершенствовать законодательную базу церковно-государственных отношений, укреплять слабый механизм их регулирования с целью сохранения прав и свобод, гарантированных гражданам России Конституцией и не допущения клерикализации православной направленности. Поэтому государство заинтересованное в сотрудничестве с РПЦ могло бы использовать мировой опыт государственно-церковных отношений, не ущемляя прав и свобод и не профанируя конституционные принципы.

Поводя итоги, можно прийти к следующим выводам касающимся ситуации участи РПЦ в политической жизни: а) Деятельность священнослужителей в политической сфере к началу 90-х годов была осуждена и по решению собора отменена. Однако в идеологической и политической борьбе церковь не может не участвовать. Поэтому она может, во-первых, проповедовать моральные ценности для всего общества. Во-вторых, защищать интересы, права и привилегии церковной организации. Однако последняя цель достигается через поддержку интересов церковной бюрократии; б) Возникла проблема воздействия религии на развитие этнополитических процессов в современном обществе; в) Общественное мнение относительно огосударствления православия весьма противоречиво.

Уровень религиозной нетерпимости среди широких слоев населения весьма низок, что подтверждается эклектизмом русского религиозного сознания. Но при этом выступают против огосударствления православия, хотя и радуются возрождению религии.

Патриарх Алексий II неоднократно указывает на то, что РПЦ не стремиться стать государственной религией, так как подконтрольность церкви государству лишит последнюю самостоятельности. При чем политикам придется учитывать поликонфессиональность населения России в связи с многообразием этносов.

РПЦ как во многом архаичный, консервативный и закрытый общественный институт нуждается в серьезных реформах, которые могли бы проходить в следующих направлениях:

- Безотлагательный созыв Поместного Собора РПЦ (Поместный собор не собирался с 1990 г. тогда как его необходимо созывать не реже одного раза в 10 лет, руководство РПЦ объясняет невозможность его проведения отсутствием средств и др. причинам, а скорее всего опасается реформирования) - с участием мирян для обсуждения реформирования деятельности РПЦ;

-Создание политического крыла РПЦ в рамках уже существующих движений или самостоятельных православного толка;

-церковное руководство и священство должны признать свое сотрудничество с органами государственной безопасности во времена существования СССР и осудить эти имевшие место факты, а также покаяться за столь постыдное деяние;

- всеобщая открытость и гласность во внутрицерковных делах (Церковь не должна скрывать свои внутренние проблемы и сложности, тем самым закрываясь от своей же собственной паствы и эти отталкивая ее от себя);

- более активная миссионерская и катехизаторская деятельность;

- издание православной богослужебной и богословской литературы на языках народов России и СНГ;

- РПЦ должна изменить и пересмотреть свои уставные документы (т.к. до сих пор в РПЦ действуют принципы управления времен военного коммунизма и гонений на Церковь со стороны государства, при котором епископ назначается на свою должность в регион сверху в большинстве случаев не являясь уроженцем этой местности (отсюда проблема долгого вхождения в дела, привыкание к новому месту службы, оторванность от проблем данного региона и т.д.), поэтому епископ должен быть избираем самими гражданами из местного духовенства;

- Более активная работа с молодежью по различным направлениям и т.д.

Сама Церковь, являясь живым организмом состоящим из живых людей со своими пороками, недостатками, комплексами, подчас совершенно недопустимыми и вопиющими в ее среде (напомним случай с обвинением бывшего Екатеринбургского епископа Никона в гомосексуализме и некоторые другие подобные факты), Церковь, понимая это хотя и подчас скрывая, но все-таки борется с подобными негативными проявлениями, понимая, что тем самым ставится под сомнение ее духовный авторитет (а подобные случаи можно рассматривать как «анфан террибль» («в семье не без урода»), в противном бы случае окончательно бы подорвался институт епископов).

Со стороны государства в области государственно-церковных отношений необходимо следующее:

- Принятие официальной государственной концепции государственно-церковных отношений;

- Создание в рамках правительства РФ государственного органа по работе с религиозными организациями;

- Совершенствование уже существующего, но пока еще слабого механизма регулирующего государственно-церковные отношения;

- Изменение и дополнение существующих и принятие новых дополняющих федеральных законодательных актов в области свободы совести и конфессиональной политики.

 

Список научной литературыЗаярный, Владислав Владимирович, диссертация по теме "Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии"

1. Законодательные и нормативно-правовые акты

2. Конституция Российской Федерации. М.: изд-во Юрид. лит., 1993. - 64 с.

3. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Принята Верховным Советом РСФСР 12 июня 1990 г.

4. Всеобщая Декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.// Известия. №345. 11 декабря 1989 г. С.5.

5. Декларация прав и свобод человека. Принята Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г.// Вечерний Ростов. №168 (10033). 11 сентября 1991 г. С.2.

6. Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.

7. Федеральный закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997г. № 125-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 39, ст. 4465.

8. Федеральный закон «О внесении изменений в пункт 4 статьи 27 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 марта 2000г. № 45-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации, 2000.

9. Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях» от 1 октября 1990 г.// Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1999, №41, ст.813.

10. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. №119-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.02.1999г. №35-ФЗ от 07.11.2000г. №135-Ф3).

11. Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. №8-ФЗ// Российская газета. 16 января 1998.

12. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. от 26 ноября 1996 г., №141-ФЗ) от августа 1995 г. № 154-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 1996.-№17.

13. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ (в ред. ФЗ от 17.05.97 г. №78-ФЗ, от 19.07.98 г. № 112-ФЗ)

14. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января1996 г. №7-ФЗ (с изм. и доп. от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г.).

15. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. №135-Ф3.

16. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М.: Изд-во «СПАРК», 1996. - 424 с.

17. Федеральный закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3666-1 (в ред. ФЗ от 13.01.96 г. № 12-ФЗ, от 16.11.97 г. №144-ФЗ, от 20.07.2000 г. №102-ФЗ).

18. Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. №3612-1 (в ред. ФЗ от 20.07.2000 г. №115-ФЗ).

19. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. №5487-1 (в ред. ФЗ от 02.03.98 г. №30-Ф3, от 20.12.99 г. №214-ФЗ).

20. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. №122-ФЗ.

21. Конституция СССР. М.: изд-во Юрид. лит., 1986. - 48 с.

22. Устав Русской Православной Церкви, принят Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года/ изд-во "Службы коммуникаций ОВЦС МП" 2000г.

23. Устав об управлении Русской Православной Церкви. Принят Поместным Собором Русской Православной Церкви 8 июня 1988 года. Текст устава взят с интернет-узла http:// www. ortho-rus. ru (www.ortho-rus.ru/titles/histori-f-ustr-docs-ust-new.htm).

24. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.// Информационный бюллетень Отдела Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата. М.: Изд-во Службы коммуникаций ОВЦС Москов. Патриархии. №8, сентябрь 2000г.

25. Концепция национальной безопасности Российской Федерации// Российская газета. 18 января, 2000.

26. Концепция национальной политики Российской Федерации. М., 1996.

27. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Российская газета, 25 февраля 2001 г.1.. Литература

28. Алексий II (Редигер), Патриарх Московский и всея Руси. Избранные труды. Сборник. -М. 1991.

29. Алексий II, патриарх. Доклад на Архиерейском соборе 1997 года// Журнал Московской патриархии. №3. 1997.

30. Алексий II, патриарх. Доклад на Архиерейском соборе 1994 года// Архиерейский собор Русской Православной Церкви. М.: Изд-во Московской патриархии. 1995.

31. Алексий II, патриарх. Россия: Духовное возрождение. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1999.

32. Алексий II, патриарх Московский и всея Руси. Доклад на юбилейном Архиерейском соборе РПЦ// Журнал Московской патриархии. 2000. -№9.

33. Аванесова Н.Г. Государственно-правовое регулирование этноконфессиональных конфликтов в современной России. Дис. канд.юрид. наук. Ростовский юридический институт МВД России. Ростов-на-Дону, 2002.

34. Андреев С.С. Теория политической деятельности: Курс лекций. М., 1995.

35. Андреева JI, Элбакян Е. «Бродильный элемент» русского православия// НГ-Религии. №8 (79). 25.04.2001. С.5.

36. Арзуманова М. Москва слезам не верит, но утирает их// Время МН. -1998.-№21.

37. Архимандрит Платон (Игумнов) Миссия церкви в современном обществе//Журнал Московской Патриархии, 1998.№9. С.72.

38. Архиерейский собор Русской Православной Церкви 29 ноября 2 декабря 1994 года: Доклады, документы. - М., 1995.

39. Афанасьев Н., протоиерей. Служение мирян в Церкви. М., 1995.

40. Бабасян Н. Батюшки на госслужбе// Новое время. №29, 2001. С. 13.

41. Бабасян Н. Лобби святой епархии// Новое время, 2000.№50. С. 10-11.

42. Бабасян Н. Церковь, политика и здоровье нации// Церковно-общественный вестник Париж, № 16. Прил. к: Русская мысль. - 1997. -22 мая. С. 19.

43. Багрова-Прасолова H.A. Духовность и школьно-историческое образование/ Духовность России: истоки и современность. Сборник материалов и тезисов региональной научной конференции. Ростов-на-Дону. Изд-во ДЮИ. 1996. С.24-27.

44. Безлепкин A.C. К вопросу о взаимоотношениях церкви и государства в России// Социально-гуманитарные знания, 1999.№1. С.278-281.

45. Бессмертный-Анзимиров А. Искушение византизмом: Московская патриархия утверждает, что не занимается политикой// Новое время, 2000.№2/. С.47-48.

46. Большинство верующих православные// Парламентская газета, 2001.№3 (643). 6 января. СЛ.

47. Борцов Ю.С., Коротец И.Д., Шпак В.Ю. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие. Ростов-на-Дону.: изд-во «Феникс», 1998. -448 с.

48. Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. М.: Изд-во «Терра», 1991. - 416 с.

49. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М.: Изд-во «Республика», 1994.

50. Бурьянов С., Мозговой С. Цели и методы религиозной политики// НГ-Религии. 24.11.2001. С.6.

51. Варзанова Т.И. Во что верят россияне// НГ-Религии. №2 (27.02.1997); №4 (24.04.1997).51 .Верховский А. Коммунистическое лобби в Церкви// Русская мысль. №4282, 2-8 сентября 1999. С.20.

52. Верховский А. «Религиозный фактор» между двумя кампаниями// Русская мысль. №4300, 13-19 января 2000. С.20.

53. Верховский А. Околоцерковные радикалы в избирательных блоках// Русская мысль, 1999.№4291. 4-10 ноября. С.20.

54. Верховский А. Политизированный морализм// Русская мысль, 1999.№4292. 11-17 ноября. С.19.

55. Верховский А. Казус Немченко// Русская мысль, 1999.№4292. 11-17 ноября. С.20.

56. Верховский А. Пассивная оборона// Русская мысль, 1999.№4283. 9-25 сентября. С. 19.

57. Верховский А. Церковь и светские национал-радикалы// Русская мысль, 1999.№4281. 5-11 августа. С.20-21.

58. Верховский А. Московская Патриархия как политическая партия// Русская мысль, 1999.№4278. 15-21 июля. С.21.

59. Верховский А. Московская Патриархия на старте избирательной компании//Русская мысль, 1999.№4289. 21-27 октября. С.20.

60. Верховский А. Владимир Путин как Новый Михаил Романов// Русская мысль, 2000.№4317. 11-17 мая. С.21.

61. Взаимоотношения Церкви и государства в свете теории церковного права// Церковный вестник Ростовской епархии, 2000. №9(84) сент. С.5.

62. В Москве прошли IX Рождественские образовательные чтения// НГ-Религии. 31.01.2001. С.6.

63. Возможно ли христианско-демократическое движение в сегодняшней России?// Русская мысль. №4268, 6-12 мая 1999. С.20.

64. Войтовский Д. Церковь и светское общество на рубеже эпох// НГ-Религии. 31.01.2001. С.6.

65. Волин А. «От этого документа веет средневековьем и мракобесием»// «Газета». 15.11.2002.

66. Гаврилов М. Россия Ксеркса и Христа// Итоги. 1998. - 31 марта.

67. Гараджа В.И. Социология религии. М.: Изд-во «Аспект Пресс», 1996.

68. Гараджа В.И. Религиеведение: Пособие для студентов педагогических вузов. М.: Изд-во «Аспект Пресс», 1994. - 286 с.

69. Геннадьева О. Церковные награды российским военачальникам// Московский церковный вестник. №22. 2000.

70. Гостев А., священник Социальное служение церкви// Посев, 2001.№1. С.34-35.73 .Государство, религия, церковь в России и за рубежом/ Информационно-аналитический бюллетень. №4 (28). М.: изд-во РАГС, 2001. 173 с.

71. Государство и религиозные организации: итоги и перспективы взаимодействия//Русская мысль, 2000.№4341.16-22 ноября. С.21.

72. Государственно-церковные отношения в России: Курс лекций/ Отв. ред. Овсиненко Ф.Г, Трофимчук H.A. М., 1995,4.1, 225 с.

73. Гуденица А.Н. Правовой статус Русской Православной Церкви: нормативно-институциональные аспекты. Дис. канд. юрид. наук. СевероКавказский научный центр высшей школы. Ростов-на-Дону. 2002.

74. Демидов А.И., Малько A.B. Политология в вопросах и ответах. М., 1998.

75. Демченко О.Н. Особенности взаимосвязи религии и политики// Славянский мир, 1998.№1-2. С.63-76.

76. Денисов Ю.П. Национальная идея в сталинском понимании/ Духовность России: истоки и современность. Сборник материалов и тезисов региональной научной конференции. Ростов-на-Дону. Изд-во ДЮИ. 1996. С.71-74.

77. Диакон Александр Мусин. Семь митрополичьих округов// НГ-Религии. 17.01.2001. С.З81 .Дубов И.Г. Уровень религиозности и влияние религиозных установок на отношение россиян к политическим лидерам// Политические исследования. №2. 2001.

78. Дюверже М. Политические партии. М., 2000.

79. Ермоленко H.A. Духовность и политика/ Духовность России: истоки и современность. Сборник материалов и тезисов региональной научной конференции. Ростов-на-Дону. Изд-во ДЮИ. 1996. С. 112-114.

80. Жеребятьев M. Абсурд в законе// Русская мысль. №4311, 30 марта 5 апреля 2000. С. 19.

81. Зубов А. Русская Православная Церковь и Российское государство: перспективы отношений// Посев. №2, 2002. С.40-43.

82. Зубов А. «Если бы от мира сего было царство Мое.»// Знамя, 1997.№10. С. 178-188.

83. Зубов А. Русская Православная Церковь в посттоталитарном пространстве//Континент, 1995.№85. С.243-260.

84. Зубов А.Б. Православная вера, национальная психология и политика// ПОЛИТИЯ. Вестник фонда Российский общественно-политический центр. №4(6). 1997-1998. M. С.27-35.

85. Игумен Вениамин (Новик). О христианстве, коммунизме, патриотизме и демократии// Русская мысль. №4135. 1996. С.6.

86. Иеромонах Серафим (Роуз). Православие и религия будущего. Минск: изд-во «Лучи Софии», 2000.

87. Иеромонах Филипп (Симонов) Церковь в переходном обществе// Свободная мысль, 1997.№3. С.78-90.

88. Ильин В.В. Политология: Учебник для вузов. М., 1999.

89. Ильин И.А. О русском национализме. Что сулит миру расчленение России. Новосибирск. Изд-во: «Русский архив», 1991.

90. Интервью Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

91. Парламентской газете// Парламентская газета, 2001.№3 (643). С. 1-2.

92. Иоанн, епископ Белгородский и Старооскольский. Нет власти не от Бога// Советская Россия (приложение Русь Православная вып. 33), 1996. от 3 февраля. С.4.

93. История государственного управления России. Учебник./ Отв. ред. Игнатов В.Г. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2002. - 608 с.

94. Каариайнен К., Фурман Д.Е. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской духовности)// Вопросы философии. 1997. - №7. С.38.

95. Каариайнен К., Фурман Д.Е. Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России М.; СПб.: Изд-во «Летний сад», 2000.

96. Каленова Г. Нет на вас креста, пан Якунин// Российская газета 1997. - 8 февраля.

97. Калинин В.Н. Церковь и государство. «Радонеж», 1997, №10 (приложение).

98. Капустин Н.С. Проблема религиозного синкретизма/ Инновационные подходы в науке: Теоретические и методологические проблемы социогуманитарного познания. Сборник статей. Отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов-на-Дону, 1995. С. 125-138.

99. Кеворкова Н. Железзнова М. Два часа православия в неделю// «Газета». 14.11.2002

100. ПО.Кейзеров Н.М. Гражданское общество: демократические институты и интеллектуальный потенциал. Учебно-методическое пособие. М.: изд-во «Луч» РАУ, ПМБ РАУ. 1993. 72 с.

101. Ш.Кириенко С. Государственно-церковные отношения и православная молодежь//НГ-Религии. №10 (81). 30.05.2001. СЛ.

102. Кирилл (Гундяев), митрополит. Религия и дипломатия. Взаимодействие ОВЦС Московского патриархата с Министерством иностранных дел России// Журнал Московской патриархии. 2001. №7.

103. З.Кирилл (Гундяев). Митрополит Смоленский и Калининградский. Обстоятельства нового времени: либерализм, традиционализм и моральные ценности объединенной Европы// НГ-Религии. 26.05.1999.

104. Кирилл (Гундяев), митрополит. Норма веры как норма жизни. Проблема соотношения между традиционными и либеральными ценностями в выборе личности и общества// Служба коммуникации ОВЦС МП. www. russian-orthodox-church.org.ru

105. Кирилл (Гундяев), митрополит. Доклад на Архиерейском соборе 2000 года// Юбилейный Архиерейский собор Русской Православной Церкви. М.: Изд-во Московской патриархии, 2001.

106. Пб.Кислицин С.А., Данилов B.C. Русская духовность и социалистическая идея/ Духовность России: истоки и современность. Сборник материалов и тезисов региональной научной конференции. Ростов-на-Дону. Изд-во ДЮИ. 1996. С.9-14.

107. Ковалева Е.Д. Законодательные основы деятельности религиозных объединений в России 1917-2001 гг. (историко-правовой анализ). Дис. канд. юрид. наук Ставропольский государственный университет. Ставровполь 2002.

108. Колобова В. «Церковь не имеет права на ошибку. »// Русская мысль. №4227,18-24 июня 1998. С.24.

109. Комаров Е. Путин строит церкви// Новые известия, 2001.№122(891). 17 июля. С. 1,4.

110. Комаров Е. Путин зовет Папу на помощь// Новые известия, 2001. №122 (891). 17 июля. С.4.

111. Константинов Н. Что волнует верующих и власть// НГ-Религии. 31.01.2001. С.6.

112. Корнеева К. Заседание Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте// Русская мысль, 1999.№4292. 11-17 ноября. С.20.

113. Кореннева К. Предвыборный собор в «Даниловской»// Русская мысль, 1999.№4296. 9-15 декабря. С.20.

114. Коргунюк Ю.Г. Политические партии России и вопросы религии// ПОЛИТИЯ. Вестник фонда Российский общественно-политический центр. №4(6). 1997-1998.-M. С.68-83.

115. Кочетков Г., протоиерей Церковь и государство в современной России// Континент, 1997.№2. С.289.

116. Кочетков Г., протоиерей Церковь и государство в современной России// Континент, 1996.№89. С.220-234.

117. Красиков А. Теология в светских вузах: Pro et contra// НГ-Религии. 25.07.2001. С.6

118. Красиков А.А. Церковь-государство-общество// ПОЛИТИЯ. Вестник фонда Российский общественно-политический центр. №4(6). 1997-1998. -M. С.52-59.

119. Колодин А. Правовые основы религиозного образования// НГ-Религии. 25.07.2001. С.6

120. Костюк К.Н. Возникновение социальной доктрины Русской православной церкви// Общественные науки и современность. 2001, №6. С. 114-131.

121. Костюк К.Н. Православный фундаментализм// Политические исследования. №5 (58), 2000. С. 133-160.

122. Костюк К.Н. Русская православная церковь и социально-экономическое развитие России// Религия и право. 2001. №1.

123. Костюк К.Н. Русская Православная Церковь в гражданском обществе//Социально-политический журнал, 1998.№2. С. 133-140.

124. Красиков А. О социальной доктрине православия.// Православие и католичество: социальные аспекты. Проблемно-теоретический сборник. РАН ИНИОН, Серия "Актуальные проблемы Европы", М., вып. 3-1998 С.14-31.

125. Кротов Я. История о церкви и интеллигенции// Континент, 1998.№2. С.246-280.

126. Кротов Я. О мифах и реальностях: два этюда// Континент, 1999.№2. С.274-311.

127. Крылов К. «Государственная религия» будущего// Отечественные записки. № 1. 2001. С. 66-77.

128. Кудрявцев С. Тайна неверия// Москва, 2000.№7. С232-240.

129. Кузнецов М. Понкин И. Противоречит ли понятие «Традиционные организации» Конституции России?// НГ-Религии. 28.11.2001. С.6.

130. Кураев Андрей, дьякон. Откуда у Церкви деньги. М., 1999.

131. Кусаев В.Х. Религия в нашем обществе сегодня// Философские исследования, 2000.№4. С. 154-157.

132. Кутерев Н.П. Духовность и религия. Духовность России: истоки и современность/ Сборник материалов и тезисов региональной научной конференции. Ростов-на-Дону. Изд-во ДЮИ. 1996. С.55-56.

133. Куренной В. Власть и Церковь: мотивы и перспективы сближения// Отечественные записки. № 1. 2001. С. 49-65.

134. Кырлежев А. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви// Русская мысль. 2000. - №4330. - 31 июля. С. 20.

135. Лампси А. Церковная молодежь собралась в Москве// НГ-Религии. №10 (81). 30.05.2001. С.6.

136. Логинов A.B. Религиозная ситуация в России и принятие закона «О свободе совести и религиозных объединениях»// ПОЛИТИЯ. Вестник фонда Российский общественно-политический центр. №4(6). 1997-1998. -М. С.85-95.

137. Лощилов П.Г. Современные проблемы становления российской общенациональной идеи. Ростов-на-Дону: Изд-во ДЮИ, 2001. 82 с.

138. Лубский A.B. Православная духовность и легитимность власти/ Духовность России: истоки и современность. Сборник материалов и тезисов региональной научной конференции. Ростов-на-Дону. Изд-во ДЮИ. 1996. С.110-112.

139. Лучейко К. Плюсы и минусы// НГ-Религии. 31.01.2001. С.6.

140. Магомедов К.О. Гражданское общество о государство. М., 1998.

141. Макаренко В.П. Религиозная идея: дилеммы оправдания добра./ Инновационные подходы в науке: Теоретические и методологические проблемы социогуманитарного познания. Сборник статей. Отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов-на-Дону, 1995. С. 106-124.

142. Малашенко А. Еще один план обустройства России?/ Независимая газета. №6 (2316). 17 января 2001. С.З.

143. Малкина Т. Титульная Церковь РФ. Российская власть в поисках утраченного// Отечественные записки. № 1. 2001. С.7-12.

144. Мальцев В.А. Основы политологии. 2-е изд. допол. - М., 1997.

145. Матанис В. Противоправный стандарт// НГ-Религии. 25.07.2001. С.6

146. Матвеев. Д. Корни и плоды «Богословия войны»// НГ-Религии. №10 (81), 30 мая 2001. С.7.

147. Матвеев В.А. Православие и проблема государственно-политического единства восточнославянских народов/ Духовность России: истоки и современность. Сборник материалов и тезисов региональной научной конференции. Ростов-на-Дону. Изд-во ДЮИ. 1996. С.92-94.

148. Махнач B.JI. Параметры христианской политики// ПОЛИТИЯ. Вестник фонда Российский общественно-политический центр. №4(6). 1997-1998. -M. С.45-51.

149. Мень М.А. Христианство и политика// Россия и современный мир, 1997.№1. С.98-102.

150. Мефодий, Митрополит Воронежский и Липецкий. Преодоление былых соблазнов//Труд, 2000. от 28 ноября. С.7.

151. Мировой опыт государственно-церковных отношений. Учебное пособие/ Под общей ред. H.A. Трофимчука. (2-е изд-е, дополн. и перераб.). - М.: Изд-во РАГС, 1999. - 383 с.

152. Митрополит Иоанн (Снычев). «Самодержавие духа» Очерки русского самосознания. СПб.: Изд-во «Царское дело», 1995. - 349 с.

153. Митрополит Иоанн (Снычев). «Русь соборная» очерки христианской государственности. СПб.: Изд-во «Царское дело», 1995. - 248 с.

154. Митрохин Н. Православное образование в России// Отечественные записки. № 1. 2001. С. 194-205.

155. Митрохин Н. Экономика Русской православной церкви// Отечественные записки. № 1. 2001. С. 144-155.

156. Митрохин Н. Экономические аспекты жизни Русской Православной Церкви// Русская мысль. №4282, 2-8 сентября 1999. С.20-21.

157. Михалюк В.И. Религиозные ориентации населения: социологический срез// ПОЛИТИЯ. Вестник фонда Российский общественно-политический центр. №4 (6). 1997-1998. -М. С.35^14.

158. Можно ли отделить Церковь от жизни? М.: Изд-во «Даниловский благовестник», 2002. - 64 с.

159. Молодежь Дона// Церковный вестник Ростовской епархии, 2002. №2(101) февраль. С.4-5.

160. Морзов А.О. Сколько православных в России?// НГ-Религии. №10, 23.10.1997.

161. Муравьев А. Церковь и государство в византийском представлении// Отечественные записки. № 1. 2001. С. 94-104.

162. Муранов Б.Д. Феномен духовности и современность/ Духовность России: истоки и современность. Сборник материалов и тезисов региональной научной конференции. Ростов-на-Дону: Изд-во ДЮИ. 1996. С.99-101.

163. Мчедов М., Гаврилов Ю., Шевченко А. Кому они доверяют?// НГ-Религии. 10.10.2001. С.7.

164. Мчедов М.П., Филимонов Э.Г. Социально-политические позиции верующих в России// Социологические исследования. 1999. №3.

165. Мчедов М.П. О религиозности российской молодежи// Социологические исследования. 1998. №6.

166. Наместников A.B. Трагедия православия//Свободная мысль, 1998.№6. С.114-119.

167. Наместников A.B. Православие и современность//Вестник МГУ. Серия 8. История, 1999.№6. С.41-47.

168. Недумов О. Политологи дают советы иерархам// НГ-Религии. №1 (72), 17.01.2001. С.1

169. Никандров Н. Русское православие и национальная идея// Воспитание школьников, 1999.№4. С.2-3.

170. Никандров Н. Русское православие национальная идея//Альма-матер: вестник высшей школы, 1999.№3. С.23-28.

171. Новости Ростовской епархии// Церковный вестник Ростовской епархии. №10 (97). Октябрь 2001. СЛ.

172. Общая и прикладная политология: Учебное пособие/ под общ. ред. Жукова В.И., Краснова Б.И. М.: изд-во МГСУ «Союз», 1997.

173. Основы политологии: Практикум/ Под ред. И.А. Батаниной. Тула, 1995.

174. Панушин А. Что Глеб в грядущем нам готовит?// Российская газета. -1997.-31 мая.

175. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: Да дарует вам Бог успех во всяком добром деле, а России возрождение. Интервью Парламентской газете// Парламентская газета. №634. 6.01.2001. С. 1,2.

176. Первый съезд православной молодежи в Москве// Журнал Московской Патриархии, 2001. № 6. май. С.43-63.

177. Перфильев Ю. Ю. Сеть и ловцы человеков// Планета Интернет. 2001. -№4.

178. Петровский А. Нет власти не от Бога//Москва, 2000.№8. С.224-230.

179. Подберезкин А.И. Русский путь. М.: изд-во «РАУ-Университет», 1999. - 592 с.

180. Поздняев М. Клерикальная революция// «Общая газета». 1998. №52/1.

181. Политология: краткий энциклопедический словарь-справочник/ отв. ред. Борцов Ю.С., науч. Ред. Коротец И.Д. Ростов-на-Дону.: изд-во «Феникс», 1997. - 608 с.

182. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.

183. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1999.

184. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов/ под ред. проф. Ю.Г. Волкова. М.: изд-во «Гардарики», 1999. - 472 с.

185. Политология. Курс лекций/ под. ред. М.Н. Мареченко. -М., 1999.

186. Политология: Учебное пособие для вузов/ Сост. и отв. ред. Радигин A.A. М.: Изд-во «Центр», 1996. - 288 с.

187. Полосин B.C. Легитимность власти и религиозный фактор: (Полемические заметки о прошлом, настоящем и будущем России)// Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень №1. М.: Изд-во РАГС, 1997. 165 с.

188. Поляков Г. Плох тот политик, что не идет в церковь//Литературная газета, 2000.№31. 2-8 авг. С.7.

189. Полугосударственная Церковь в полуцерковном государстве?// Русская мысль, 2000.№4311. 3 марта-5 апреля. С. 18.

190. Поместный собор 2000 отменяется// Русская мысль. №4282, 2-8 сентября 1999. С.20.

191. Пора закончить советский период истории России// Русская мысль. №4212. 5-11 марта 1998. С. 1,19.

192. Поспеловский Д.В. «Русская Православная Церковь в XX веке». М.: изд-во «Республика», 1995.

193. Поспеловский Д.В. Христианство, монархия, демократия// Религия и право. 1997, №2-3, С.37-44.

194. Поташев Ф.И., Поташев А.Ф. Духовное единство и величие России/ Духовность России: истоки и современность. Сборник материалов и тезисов региональной научной конференции. Ростов-на-Дону. Изд-во ДЮИ. 1996. С.56-59.

195. Православные священники воспитывают патриотов России// Московский церковный вестник. №6. 2000.

196. Президент Путин наградил иерархов Русской православной церкви в Кремле// Парламентская газета. 2001, №9 (640), 17 января. СЛ.

197. Протоиерей Иоанн Свиридов. Как восстановить историческое преемство? //Русская мысль, 1998.№4212. 5-11 марта. С.18-19.

198. Принято совместное заявление о взаимодействии между Управлением Федеральной Службы налоговой полиции России по Ростовской области и Ростовской епархией Русской Православной Церкви// Церковный вестник Ростовской епархии, 2001.№3(90) май. С.2.

199. Религия и Закон. М.: Изд-во «Паллада», 1996.

200. Религия и церковь в политической жизни России// Диалог, 2001.№1. С.60-61.

201. Религия и церковь в жизни современной России// Диалог, 2001.№3. С.26-29.

202. Религия как общественное явление// Социально-политический журнал, 1998.№4. С.111-126.

203. Римский C.B. Российская Церковь в эпоху великих реформ (Церковные реформы в России 1860-1870-х гг.). М.: Изд-во: Крутицкое патриаршее подворье и др., 1999.

204. Римский C.B. Православная Церковь и государство в XIX веке: Донская епархия от прошлого к настоящему. Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1998.

205. Римский C.B. Православная Церковь в XIX веке. Ростов-на-Дону: изд-во «Гефест»; Ученые записки ДЮИ, т.7. 1997.

206. Романов В. «Духовная оппозиция» и православное духовенство// Русская мысль. №4227, 18-24 июня 1998. С. 1,24.

207. Российская историческая политология. Курс лекций: Учебное пособие/ Отв. ред. Кислицын С.А. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1998. - 608 с.

208. Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть. (Итоговый документ V Всемирного Русского Народного Собора (Москва, 6-7 декабря 1999г.))//Русь Державная.№12 (67), 1999. С.1,2.

209. Россия. Преодоление национальной катастрофы./ Под ред. Г.В. Осипова. М.: ИСПИ РАН, 1999.

210. Русская история с древнейших времен до наших дней. А.Ю. Дворниченко, Е.В. Ильин, Ю.В. Кривошеее, Ю.Т. Тот./ 2-е издание, дополненное и исправленное. СПб.: изд-во «Лань», 1998. 448 с.

211. Рябых Ю. Внешнеполитические ориентиры Русской православной церкви (1991-2000)// Pro et Contra. Осень 2001 Том 6, №4. Внешняя полтика России: 1991-2000. Часть II., М.: изд-во Московский Центр Карнеги, 2001. С. 118-134.

212. Салмин A.M. Русская Православная Церковь и постсовецкая полития: самоопределение во времени, пространстве, культуре (1988-1998 гг.)// ПОЛИТИЯ. Вестник фонда Российский общественно-политический центр. №4 (6). 1997-1998.-М.С.7-26.

213. Самыгин С.И., Сердюков В.Н., Нечипуренко Религия и политика. -Ростов-на-Дону: Изд-во: «Пегас», 1996. 75 с.

214. Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, 1996.

215. Сас И. Церковь просит вернуть ей чужое имущество// «Сегодня», 8.04.1998.

216. Сафронов С.Г. Русская Православная Церковь в XX веке: территориальный аспект. М.: изд-во Московский центр Карнеги, 2001. -100 с.

217. Сафронов С. Епархии РПЦ в социально-политической жизни в 1997-1998 гг. // Регионы России в 1998 г.: Ежегодное приложение к "Политическому альманаху России"/ Под ред. Н. Петрова; Московский Центр Карнеги. М.: изд-во «Гендальф», 1999.

218. Священнослужители отвечают на вопросы «Отечественных записок»// № 1.2001. С. 170-175.

219. Себенцов А. «Закон хороший, а линия какая?»// Отечественные записки. № 1. 2001. С-134—139.

220. Синелина Ю.Ю. Атака на РПЦ// Социологические исследования. 2001. -№1. - С.100-104.

221. Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения// Социологические исследования. 2001. - №7. С.89-96.

222. С лобовью к Церкви и Родине: Интервью с епископом Владивостокским и Приморским Валентином// Советская Россия. 2000. - 26 августа.

223. Слово Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, Главы Всемирного Русского Народного собора// Русь Державная.№12 (67), 1999. СЛ.

224. Соборность в России: история и современность. Сборник. Ростов-на-Дону, 1997.

225. Современная политическая история России (1985-1997): Хроника. Т.1. -М., 1997.-992 с.

226. Согласие во имя России. Архиепископ Ростовский и новочеркасский Пантелееимон (Долганов) делится своими мыслями о встрече в Ставрополе// Церковный вестник Ростовской епархии. №3 (90). Май 2001. С.1,2.

227. Солдатов А. После 1917// Отечественные записки. № 1. 2001. С. 126-133.

228. Солдатов А. Священный «капитал» и его «олигархи»// Отечественные записки. № 1. 2001. С.18-35.

229. Солдатов А. «Светская» теология: наука о том, как научиться вере , не став верующим// Отечественные записки. № 1. 2001. С. 150-157.

230. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000. - 559 с.

231. Согласие во имя России// Церковный вестник Ростовской епархии, 2001. №3 (90) май. С. 1,2.

232. Сотников О. Церковь и власть// Русь Державная. 2002, №3. СЗ.

233. Социальная концепция Русской Православной Церкви: возможности взаимодействия Церкви со светским обществом и государством// Церковный вестник Ростовской епархии, 2001.№4-5(91-92) июнь. С.7.

234. Социологическая статистика// Русь Державная. №1 (57). 1999. С.2.

235. Спикер М. Христианство и свободное конституционное государство// Религия и право. 2000. №1.

236. Столяр А. Государство и Церковь: по закону и «на самом деле»// Отечественные записки. № 1. 2001. С. 140-143.

237. Страница образования// Церковный вестник Ростовской епархии, 2001.№10(97) октябрь. С.6.

238. Стрельчик Е. «Нельзя пронумеровать человеческую личность»// НГ-Религии. 14.02.2001. С.4.

239. Сушков И.М. Специфика духовной деятельности субъекта/ Духовность России: истоки и современность. Сборник материалов и тезисов региональной научной конференции. Ростов-на-Дону. Изд-во ДЮИ. 1996. С.82-85.

240. Ташевский С. Вера в конституционном оформлении// НГ-Религии. 27.03.1997.

241. Тихон, архиепископ Бронницкий. Средства массовой информации на пороге третьего тысячелетия// Журнал Московской Патриархии, 2000.№4. С.46-65.

242. Толстой М.В. История Русской Церкви. М.: изд-во Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря, 1988.

243. Трофимчук Н. «Нет ничего важнее толерантности»// Государственная служба. №2 (12). 2001. С.119-134.

244. Тульский М. Центризберком пожаловался Патриарху// НГ-Религии, №1 (72). 17.01.2001. С.4.

245. Тяха А. Политическое позиционирование Церкви при Путине// Отечественные записки. № 1. 2001. С. 156-169.

246. Уханова Е. Проблема сохранности культурного наследия России и РПЦ// Отечественные записки. № 1. 2001. С. 185-193.

247. Фейган Д., Юззел Л. Церковно-государственные отношения в путинской России: что дальше?// Русская мысль, 2000.№4317. 11-17 мая. С.20.

248. Филатов С.Б. Новое рождение старой идеи: православие как национальный символ//Политические исследования, 1999.№3. С. 138-149.

249. Филипов В., министр образования РФ. «Идеалы православия в школу» // Отечественные записки. № 1. 2001. С. 158-160.

250. Фирсов С. До 1917 года// Отечественные записки. № 1. 2001. С. 116-125.

251. Харчев K.M. Как это было?// Наука и религия, 1999.№9. С.4-6.

252. Холмогоров Е. Застенчивая иерократия// Отечественные записки. № 1. 2001. С. 176-184.

253. Холмогоров Е. В поисках политического смысла// Отечественные записки. № 1. 2001. С.78-93.

254. Хрестоматия по политологии: В 2-х ч./ Под. ред. М.А. Фроловой. М., 1994.

255. Хроника процесса// Русская мысль, 2000.№4311. 3 марта-5 апреля. С. 1819.

256. Церковь и мир на пороге нового тысячелетия: доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II// Русь державная, 2001.№2. С. 1-2.

257. Церковь и политика// Наука и религия, 2001.№1. С. 18-19.

258. Ципин Владислав, протоиерей. История Русской Церкви 1917-1997. -М.: изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997.

259. Чаплин Всеволод, протоиерей. Миротворцы// Радонеж. 2001. №11-12 (114).

260. Чапнин С. Новые формы церковно-государственного диалога?// Русская мысль. №4342, 23 ноября 2000г. С. 19.

261. Чапнин С. Эпоха Путина// «НГ-Религии", номер 1 (48) . 12.01.2000.

262. Чесноков В.Ф. Воцерковленность. Феномен и способы его изучения. М.: изд-во Фонда общественного мнения (ФОМ), 2000.

263. Шевченко М. Апокалипсис сегодня// НГ-Религии. №10. 23.01.2001. С.8.

264. Шевченко М. Святой президент// НГ-Религии, № 1 (48) .12.01.2000.

265. Шаргунов А., протоиерей. Церковь и власть// Москва, 1996.№1. С. 193.

266. Шмелев А. Информационная политика РПЦ// Независимая газета. 1997. -23 октября.

267. Шушарин Д. Архиерейский собор: шаг к гражданскому обществу// Церковь: шаг в новый век. Итоги дискуссии. М., 2000.

268. Щеглов А. Стояние в вере// На боевом посту, 1999.№9. С.34-38.

269. Щипков А. Памяти "христианской демократии"// Церковно-общественный вестник., № 25. (прилож. к: «Русская Мысль», Париж), 1997.- 16окт.

270. А.И. Яковлев Государственная идеология. Калуга: «Облиздат», 2001. -315 с.

271. Ярмак О. Второе поколение христианских политиков в России: реальность и перспектива// Церковно-общественный вестник №20 (прилож. к: «Русская мысль», Париж), 17 июля 1997. С.10.